Термины по религии. Основные термины по религиоведению

Ежегодно в Италию официально въезжают более 2.000 "невест" из Восточной Европы, около половины из них - девушки из России и Украины. К сожалению, итальянская иммиграционная служба не располагает точными данными, отражающими процент разводов таких пар (при том, что развод в Италии сложен и не мгновенен), зато все мы читали ужасные истории, рассказывающие о борделях, которые прикрываются брачными агентствами, и о замшелых женихах, которые ищут девушек из Восточной Европы, потому что у себя на родине ни одна уважающая себя женщина даже не посмотрит в их сторону. Все это - страшная правда, которая выливается в возмущенные статьи на страницах газет, а мы читаем, ужасаемся и жалеем наших отчаявшихся соотечественниц, в поисках лучшей жизни вышедших замуж за первого попавшегося монстра с иностранным паспортом.

Стоп! Вот именно, девушки-то выходят замуж за паспорт, за возможность стать гражданкой какой-нибудь процветающей страны, и в жертву этим мечтам и обложке паспорта с чужими гербами зачастую приносится жизнь того самого иностранного жениха, никому не нужного и в расчет не принимаемого...

Длинные очереди в Российское Консульство в Милане. Большинство стоящих в очереди - будущие жены, которым нужны разные справки для бракосочетания. Ожидание располагает к знакомствам, девушки оживляются, обмениваются историями и советами на все случаи жизни...

Света - яркая, красивая блондинка. Пару лет назад она развелась с мужем-пьяницей в родном Саратове и решила, что жизнь в провинции не для нее. Разослав объявления по разным агентствам, такая красавица сразу получила огромное количество откликов от женихов со всего мира. В Америку решила не ехать, не рисковать, слишком далеко, зато Европу девушка посмотрела "...А они же мне все оплачивали, везде меня возили, понравиться старались. Я все европейские столицы посмотрела, разве плохо? А потом говорила, что мы не подходим друг другу, и уезжала. И претензий никаких быть не может!" В результате из всех потенциальных претендентов Света выбрала итальянца. "А что? Страна - красивая, а дом у него какой, ты бы видела - вилла на берегу моря!" Через некоторое время появился и будущий муж - маленький человечек в очках, светящийся от счастья и гордости за красавицу-жену, и с диким акцентом сказал нам "Добрий дьень!" ...Света цинично улыбнулась: "Ну, ты посмотри на него, уже и русский язык взялся учить! Ничего, как только получу гражданство, разведусь и найду себе нормального мужика, видела какие красавцы по улицам ходят?" Практически все девушки в очереди закивали головами в знак согласия...

Когда долго живешь за границей, у тебя перед глазами каждый день проходят маленькие жизненные трагедии, в которых русская жена выступает в роли жертвы, а муж-иностранец - в роли сволочи и сатрапа. Как же, этот заплесневелый сморчок отхватил себе в жены такую красавицу и еще что-то требует вместо того, чтобы быть ей благодарным до конца жизни за такое счастье!

Одно время в нашем доме проживала запоминающаяся пара: муж-профессор 55 лет - толстячок с седой бородкой - и жена, стервозная украинская дивчина 20 лет. Рита приехала в Италию, как большинство ее соотечественниц, работать уборщицей, но с расчетом выйти замуж и остаться в Италии навсегда. За мытьем полов ее заметил скромный университетский профессор, который немедленно в девушку влюбился и предложил ей руку и сердце. Почти как в сказке про Золушку, только вот принц оказался пожилой и небогатый, не готовый к набегам молодой жены на модные бутики... Иногда по вечерам Рита рыдала у меня на кухне: "Ты представляешь, я себе сапоги от Гуччи купила, так он мне высказал, что на одну его зарплату мы с такими покупками не проживем! И еще осмеливается мне намекать, чтобы я работать пошла! Да он себя в зеркале видел?! Да мне другого мужика найти - раз плюнуть!" И нашла...

Как в анекдоте, однажды муж вернулся домой с работы пораньше и застал Риту в объятиях водопроводчика. Профессора увезли в больницу с сердечным приступом, а честный водопроводчик женился на моей украинской соседке и увез ее куда-то на юг Италии. Как сложилась судьба у Риты я не знаю, зато ее обманутый старенький муж так и не оправился до конца от сердечного приступа...

Однажды подруга привела меня на сбор российской общины в нашем городе. Практически все собравшиеся были женами-домохозяйками, провинциальными девочками, которые вышли замуж по Интернет-переписке или через брачные агентства. Пару месяцев страстных писем в рамках скромных лингвистических возможностей, визит в Италию к жениху, положительная оценка дома и финансового состояния и скоропалительный брак. А потом - мрак жизни бок о бок с абсолютно нелюбимым и неинтересным человеком, что и заставляет этих девочек беситься от невозможности, что-либо изменить. Чтобы получить итальянское гражданство, нужно прожить вместе как минимум три года, а потом еще на несколько лет затягиваются бюрократические процедуры. В результате, красавица-жена превращается в стерву, которая мучается сама и отравляет жизнь мужу - носителю заветного паспорта... Разговоры на собраниях в русской общине крутятся вокруг одного и того же - как половчее пройти собеседования в отделе иммиграции, как ускорить процедуры по получению гражданства, как побыстрее развестись....Многие из девушек даже не говорят по-итальянски, потому что муж выучил русский язык, и вообще они предпочитают общаться только с подругами из общины, а обучение или работа никого из них не интересует: "Я же замуж вышла, вот пусть муж и содержит!"

Все это - только отдельные случаи из жизни наших соотечественниц за рубежом, которые складываются в общий неприглядный имидж "русских невест". После увиденного понимаешь, почему российский паспорт в иммиграционной службе вызывает лишь брезгливую усмешку и комментарии сквозь зубы "...еще одна русская за гражданством приехала".

Самое обидное, что такое отношение отравляет жизнь только тем, кто действительно вышел замуж по любви и надеется прожить счастливо со своим избранником всю жизнь. Для таких пар каждый день превращается в попытку перебороть предубежденность бюрократических структур и дискриминационных законов. Эти семьи постоянно должны переносить унижение контрольных визитов иммиграционной полиции на дом ("Синьора, а почему это Ваш муж в 8 вечера еще на работе? Я вижу, он домой не спешит..."), предоставлять отчет о доходах жены ("Синьора работает? Надо же, обычно русские девушки предпочитают быть содержанками....") и изо всех сил стараться уберечь хрупкую семейную гармонию от недоверия со стороны представителей власти, семьи и друзей мужа.

А "наши несчастные соотечественницы", вышедшие замуж за паспорт, просто не обращают внимания на подобные мелочи: для них это всего лишь досадные помехи на пути к заветному гражданству, которые они обходят легко и непринужденно, оставляя за собой покалеченную судьбу "мужа-иностранца" и шлейф неприязни к "этим русским".

Может быть, сейчас ты смотришь сайт какого-нибудь брачного агентства или перебираешь анкеты иностранных "женихов" - маленьких, лысых, некрасивых, на которых ты бы в жизни не посмотрела, не будь они гражданами какого-нибудь заморского государства...

Попробуй представить, что за каждой фотографией скрывается живой человек, непонятый и нелюбимый у себя на родине, который обращается к тебе в надежде быть счастливым, и задай себе вопрос: "Имею ли я право распоряжаться его жизнью для собственных целей?"

Сюжет таков: француз не первой, так скажем, свежести, 53 года, наработавший к этому возрасту животик, щечки и второй подбородок, проживающий в маленьком городке на юге Франции, обеспеченный и разведенный по второму кругу, ищет себе спутницу жизни. Ищет не какую-нибудь, а обязательно украинку, блондинку, молодую и без детей. На вопрос журналистки, почему бы ему не найти француженку, он говорит, что да, среди француженок тоже есть блондинки, но француженки - они привередливые, они всегда всем не довольны, они привыкли к хорошему уровню жизни и их уже ничем не удивишь.

Ну что я могу дать француженке? - спрашивает он.

И правда, думаю я, уважающей себя француженке ты не сможешь дать практически ничего. Репортаж продолжается обходом его владений (для удобства назовем мужчину Жерар). В обществе своего приятеля, который постарше и у которого животик побольше, Жерар поднимается по лестницам дома, в котором 10 жилых комнат. Дом и правда неплохой, чем изо всех сил гордится Жерар.

Ты только представь, - говорит он приятелю, - как она будет поражена этим домом! Они там живут в 10 квадратных метрах, у них в доме нет ни украшений, ничего. Она сразу окажется в роскоши!

Они спускаются на кухню, где хозяина раздувает от гордости. Кухня узкая и маленькая (как говорять в Одессе - тесная в бедрах), но экипирована по последнему слову техники от пола до потолка.

Ты только подумай, у них же там ничего этого нету. Ни духовки, ни микроволновки, ни стиральной машины-автомата. Ей придется учиться всем этим пользоваться, адаптироваться. У них нет даже кофеварок, они варят кофе в турках. Какое убожество!

Приятель осторожно замечает: «А ты уверен, что она выйдет замуж за тебя, а не за дом и комфорт?». «Да, говорит Жерар, меня этот вопрос тоже волнует», однако в подробности он не вдается. Что в общем-то понятно. Ведь дом - это, собственно, его главная ставка в этой игре. Далее Жерар поднимается в свой кабинет и знакомит съемочную группу со своими пассиями из Украины. Одна должна приехать к нему в гости со дня на день. По словам Жерара, у нее есть существенный недостаток - сын 11 лет. Сразу после окончания их визита, Жерар едет на Украину ко второй пассии. И кажется, она не обременена таким неудобством, как дети. Итак, решающий момент близится. Жерар встречает некую Людмилу вместе с ее сыном в аэропорту. Первый контакт проходит в некотором замешательстве. Людмила - симпатичная женщина лет 35, говорящая на ломанном английском и, естественно, не понимающая ни слова по-французски. Под неусыпным взглядом камеры компания приезжает домой. И тут начинается интересное: Людмила, как по выражению японцев, теряет лицо. Дом производит на нее примерно такое же впечатление, как пресловутое ситечко на Эллочку-людоедку или консервная банка на людоеда из племени Мумбо-Юмбо. С непрерывными возгласами «о, биг хаус!! биг хаус!!!», она обегает весь дом, успевает в нем заблудиться, через пять минут теряет в доме своего сына, устраивает панику и бестолковостью напоминает наседку.

Жерар откровенно прикалывается и, хихикая, устраивает гостей. Вскоре Жерар полностью разочаровывается в Людмиле, чему в немалой степени способствует присутствие ее сына, который, по жалобам Жерара, не может сидеть сам, стучится в дверь их спальни утром, и вообще, как говорится, черт знает что такое. Жерар ни под каким видом не хочет утомляться проблемами ребенка в доме. На второй день он так устает от их общества, что сбегает, объяснив, что идет на работу, хотя на самом деле он в отпуске. Оставляя Людмилу с ребенком одних в доме, строго запрещает звонить. Во Франции это очень дорого - звонить, говорит владелец десятикомнатного дома. Жерар выводит Людмилу в «свет» - он представляет ее своим друзьям. У друзей тоже большой дом, по которому Людмила отправляется бродить, как по музею.

Тут я рассердился, - говорит Жерар, я не знаю, как у них там в Украине, а во Франции так не делают.

Затем он жалуется журналистам, что ему не о чем поговорить с Людмилой (неудивительно - его набор английских слов еще более скуден, чем словарный запас Эллочки-людоедки), что она постоянно беспокоится о своем сыне и слишком много времени проводит в ванной.

Та Людмила, которую я знал по переписке, и настоящая Людмила - это два совершенно разных человека, - говорит он. В итоге. гости уезжают на три дня раньше предвиденного срока. Жерар уже просто не может. Не может до такой степени, что отвозит гостей в аэропорт его дочь. Показывают характерную сцену, где Людмила выпрашивает деньги у дочери своего несостоявшегося жениха. «Мани, йес, мани, фо такси». Дочь пытается увильнуть, но ей не удается устоять перед беззастенчивостью Людмилы, и она все же выуживает откуда-то из недр сумочки 20 евро. С меня взяли налог, - смеясь, объясняет она журналистам. Про себя думаю: «так тебе и надо» - это она подкинула папочке идею найти себе новую жену в России.

Несмотря на первое разочарование, поиски «той единственной» продолжаются. «Так хочется найти женщину, с которой я мог бы дожить до конца моих дней, и с которой у нас были бы общие идеи и интересы» - доверяется Жерар камере, которая не отстает от него и в самолете, взявшем курс на Киев. «Ну, для выяснения наличия общих идей требуется хотя бы один общий язык», ехидничаю я про себя. Впрочем, как выясняется, напрасно. В Киеве в аэропорту Борисполь его встречает блондинка лет 45 - из тех, что ягодка не опять, а всегда. В отличие от Людмилы, Татьяна прекрасно осознает важность первого контакта и тут же зацеловывает своего объекта и вешается ему на шею. На этот раз в легком замешательстве съемочная группа. «Они видят друг друга первый раз в жизни, а уже ведут себя, как влюбленная пара» - комментирует происходящее журналистка. Но прием срабатывает безотказно, и слегка прибалдевший Жерар просит съемочную группу позволить им немного уединиться. Опускается занавес.

История продолжается вечерней вылазкой в ресторан. Довольный, как кот, Жерар говорит оператору: «У Татьяны большая проблема». «Йес, йес - подхватывает Татьяна - же тэм. Зис ис биг проблем», и повторяет это раза три своему жениху, потом, делая большие глаза и с большим выражением говорит тоже самое оператору, не умея просклонять французское признание в любви. Выглядит это все по меньшей мере комично. Впрочем, разговор быстро иссякает за неимением разговорных средств. Деревянный голос журналистки за кадром: «К счастью, у них есть телевизор».

Наша парочка дружно смотрит на экран, ничего особенного там не замечая. Просидев положенное время, влюбленные отправляются домой, «в кровать, полную обещаний», по выражению той же журналистки. Видимо, обещания были выполнены, и на следующее утро Жерар и Татьяна воркуют, как пара голубков и кормят друг друга всякими вкусностями. У них есть только три дня, и они гуляют по городу под ручку. Достопримечательности, сувениры и все такое прочее. Жерар не замечает ничего вокруг, даже камеры. На повестке дня стоит вопрос о свадьбе. Скоро дома проводится торжественное представление жениху сына и сыну жениха. Сын взрослый и самостоятельный, и ни малейшим желанием следовать за мамочкой не горит, чем несказанно доволен Жерар. Все складывается ну просто более, чем замечательно. Но все же легкое облачко сомнения темнит сознание Жерара.

Она просто идеальная женщина, все идет слишком хорошо, и это мне не нравится, - говорит он в раздумье в отсутствие Татьяны. Но тут она появляется на горизонте и все быстро приходит в норму.

Каникулы заканчиваются. Жерар улетает. Татьяна присоединится к нему, как только будут готовы бумаги для замужества. Все-таки французские журналисты - это что-то, скажу я вам. Найдут же таких типажей. Как говорится: информация к размышлению - развод во Франции может длится от трех до семи лет. Гражданство сразу получить невозможно, минимум пять лет нужно прожить. Так что думайте, думайте, думайте.

А как в Германии.

Опыт жизни моих знакомых в Германии в браке с немцами дают мне, на мой взгляд, моральное право, попытаться предостеречь русских невест, выходящих замуж за рубежом, заранее, посоветовать им обратиться за юридической помощью, чтобы быть подкованной в тех или иных вопросах, с которыми впоследствии предстоит столкнуться в стране мужа. Возможно, потребуется получить консультацию или правовую помощь, исходя из вашей личной, уже сложившейся ситуации. Перейдя в III стадию борьбы за равноправиe (феминизм был второй «волной»), немки и переехавшие как минимум десять лет назад в Германию иностранки добились таких больших побед, что им могут позавидовать русские, американские или французские жёны (хотя Франция и США претендуют на супер-демократию). За последнее десятилетие в Германии, например, появилось много печатных изданий на русском языке, в которых есть ответы квалифицированных русскоговорящих адвокатов, специализирующихся на проблемах эмигрантов, в том числе иностранных жён немецких супругов. Изданы брошюры на русском языке, отражающие проблемы эмигрантов разных статусов. Итак, рекомендую поинтересоваться жизнью страны заранее, как только возникла мысль туда уехать. К сожалению, русский менталитет и распространённая привычка русских граждан - экономить на услугах квалифицированного юриста, то есть на жизненно важном: личной безопасности и защищённости, приводит впоследствии к большим проблемам, для решения которых потребуется много эмоциональных и финансовых вложений. А ведь многих проблем можно избежать, если владеть информацией, четко знать и понимать закон.

Русские невесты, уезжающие замуж зарубеж, как правило, безграмотны в правовых вопросах, одурманены быстрой «победой» и чрезвычайно самоуверенны. Зачастую именно они сталкиваются с проблемами после вступления в брак (особенно если встает вопрос о разводе). Однако цепь препятствий и недоразумений может возникнуть уже на стадии подготовки к свадьбе.

Среди западных женщин (особенно образованных немок) редко можно найти таких, которые, решив выйти замуж за иностранца, не обратятся предварительно к юристу или адвокату, специализирующимся на вопросах интернациональных браков.

О брачном контракте

В России до сих пор не прижился брачный контракт, его считают какой-то порочной сделкой. Об этом, как правило, не принято говорить, находясь на конфетно-букетной стадии и даже перед заключением брака. Многие наивно полагают, что - уж со мной-то ничего плохого никогда не случится. Это опять русский менталитет.

Так думают, многие уезжая на заре перестройки и в последние года жить в Германию. Но пожив какое-то время за границей, многому научились и сегодня убеждаются, что брачный контракт - это необходимый документ при заключении брака. Особенно актуально это, если выходишь замуж за иностранца. Ни одна здравомыслящая западная женщина не вступит в брак без брачного контракта. Ведь этот документ является жизненно необходимой страховкой для себя и будущих детей. Брачные контракты настолько распространённая вещь здесь, на Западе, что даже существуют он-лайн образцы, то есть, шаблоны этого документа. Но я думаю, что не стоит экономить деньги для похода на консультацию с адвокатом, который может разъяснить все «за» и «против», исходя из конкретной ситуации.

Милые дамы, в том случае если будущий иностранный супруг всячески сопротивляется составлению брачного контракта, стоит задуматься о его надежности! Потому что, во многих странах, например, в Германии, заключение данного соглашения между супругами - такое же обычное дело, как чистка зубов. Кстати, немецким законодательством предусматривается признание недействительным брачного договора, если в нём учтены интересы только одной из сторон, например. немецкого супруга. Так что закон защитит вас, милые дамы, главное уметь им пользоваться.

Если вы уже находитесь в статусе «иностранной жены», у вас произошли в семье неприятности, но вы ещё официально не разведены с немецким мужем и проживаете с ним на одной жилплощади, знайте, что в этом случае консультацию адвоката в обязательном порядке должен оплатить немецкий муж. Это положение действует в том случае, если супруга не работает и, следовательно, не имеет своего заработка. Зачастую одного письма адвоката достаточно, чтобы «поставить на место» мужа-дебошира, зарвавшегося негодяя. Если же развод неизбежен, в Германии алименты выплачиваются не только на совместных детей, но и бывшей супруге, вне зависимости от того, какое у неё гражданство.

В этом главное отличие последствий расторжения брака в Германии и России. Вообще, западная супруга (особенно немецкая жена) более защищена законом, нежели российская женщина, где в случае насилия со стороны мужа даже милиции не дождешься, потому что по семейным ссорам оперативный наряд не выезжает. Здесь правит русская поговорка «Милые бранятся, только тешатся».

Кто-то может возразить, что законом защищены только немецкие женщины или обладательницы немецкого гражданства, однако, это не так. Существует в Германии Закон об иностранцах, который регулирует права и обязанности иностранных граждан, а также Закон о пребывании, в котором прописан порядок пребывания иностранных граждан в Германии, в том числе и иностранных жён.

Рекомендую ознакомиться с этими законами, перед тем как покинуть Россию. Вы четко должны представлять, что регламентирует закон в отношении вас. Ведь, например, в Германии прекращение брачных отношений во время испытательного срока приводит к лишению временного вида на жительство иностранного партнера.

В Германии и Франции хорошо работает Закон защиты от насилия в семье. Достаточно в критической ситуации набрать номер телефона полиции - 110. В этих странах существуют приюты для женщин, подвергшихся насилию в семье, где временно можно укрыться от притязаний мужа-дебошира. Кстати, деньги на содержание сбежавшей супруги (и детей) вычитаются из доходов её немецкого супруга.

Вкратце очень важная информация для тех женщин, кто успел обзавестись общим ребёнком с немецким гражданином. Если сложилась ситуация, когда муж грозит отобрать ребенка, помните, что немецкое законодательство (в отличие от законодательства Франции или некоторых штатов США) стоит на страже интересов ребенка, вне зависимости от того, какой национальности, гражданства, расы или религиозных убеждений его мать.

Выходя замуж за иностранца, уточните у вашего адвоката следующие важные вопросы: как не потерять право воспитания ребенка в случае развода? положены ли по закону карманные деньги для неработающей супруги? и имеет ли право ваш работающий иностранный супруг какую-то часть денег не вносить в семейный бюджет (и то, и другое принято в Германии, например)? Знание этих деталей избавит вас от многих проблем.

Связывая себя брачными узами с иностранцем, не стоит руководствоваться только желанием сменить обстановку или страну. Еще до оформления брака рекомендую выяснить, какой существует прожиточный минимум для той или иной страны и какой доход имеет ваш жених, учитывая тот факт, что поначалу у вас вряд ли будет возможность устроиться на работу, особенно не зная иностранного языка на нужном уровне. И может получиться так, что женщина, привыкшая к определенному, не самому низкому уровню жизни в России, может из-за низких доходов мужа, оказаться зарубежом в существенно худших условиях.

Наши российские девушки очень хорошо ориентируются в чатах, форумах и сайтах. Они четко знают, где познакомиться с иностранными женихами; отлично владеют флиртом и искусством обольщения на курортах, ловя в сети очередную жертву, но почему-то забывают обратиться к адвокату или юристу, для получения правовой информации относительно брака в той или иной стране.

Я думаю, гораздо лучше предупредить проблемы, чем их решать в последствии. Настраивайте себя только на позитив, но помните, что от развода не застрахован никто. Но и развод дело не легкое, так что на легкие авантюры (паспорт, гражданство, развод) не рассчитывайте.

Для того, чтобы выйти замуж и чувствовать себя на равных с супругом, нужно и самой быть личностью.

В заключение, хочу дать несколько советов женщинам, стремящимся выйти замуж за рубежом:

Приобретите ещё на своей Родине универсальную профессию или будьте готовы к дальнейшей учёбе или переквалификации.

Не поленитесь в своей стране получить дополнительное образование, которое может пригодиться в новой для вас стране. Например, закончить платные одно- или двухгодичные курсы по перспективной специальности для той страны, в которую хотите выехать. Ведь российские дипломы о высшем образовании нужно за границей подтвердить, а вот для менее квалифицированной работы, куда устроиться проще, достаточно среднего специального образования или навыков, приобретенных на курсах, а также знание языка на необходимом уровне.

Изучайте иностранный язык заранее. Постарайтесь найти хорошего преподавателя или курсы. Перед отъездом захватите с собой книги по грамматике, учебники, словари.

Постарайтесь еще до отъезда получить водительское удостоверение, оно вам очень пригодится, вы будете иметь возможность самостоятельно передвигаться и не зависеть от мужа.

Будьте юридически подкованы, хотя бы в вопросах гражданства и семьи, а так же трудоустройства. Помните, незнание законов не освобождает от ответственности.

Успехов вам! А вначале 100 раз подумайте. Стоит ли...

На минувшей неделе в Россию прибыл последний большой караван беженцев из Ливана. Всего посольством эвакуировано около 2 тысяч человек. Многие россияне до сих пор не могут выбраться из зоны бомбардировок. Российских беженок сопровождала специальный корреспондент “Газеты” Надежда Кеворкова.

К десяти часам утра три автобуса у российского посольства в Бейруте были заполнены до отказа. В четвертом еще оставались свободные места – для тех, кого предстояло подобрать по дороге.

Хрупкую женщину с перевязанной ногой вынесли на руках из ворот посольства двое дипломатов. Она с трудом поднялась по ступенькам. Следом шли мальчик и две девочки. В автобусе раненую подхватили водитель и охранник. «Помогайте ей по дороге», – обратились они к пассажиркам. Этого можно было и не говорить. Взаимовыручка тут – норма.

Лариса жила с семьей в Баальбеке – в самом центре страны. Ночью 15 июля в дом по соседству попала бомба. В доме Ларисы вылетели оконные стекла, отвалился кусок стены. Взрывной волной его отбросило в глубь комнаты, и каменная плита рухнула женщине на ногу. «Врач в посольстве не исключает перелом», – буднично говорит Лариса.

В это время ее муж, ливанец, ждет в местном ОВИРе, пока ему продлят паспорт. Ждет и вся автоколонна. Лариса нервничает, потому что телефон мужа не отвечает. Подходят российские дипломаты – они тоже непрерывно звонят мужу Ларисы, но его телефон молчит. Наконец принято решение: колонна отправляется к северной сирийской границе. У Ларисы в глазах слезы. Она просит передать мужу сто долларов: «У него с собой нет денег, как он доедет?» Сотрудники посольства обещают, что посадят ее мужа в консульскую машину, которая догонит автобусы.

Одна надежда – на Россию

«Господи, нас приютили в посольстве, кормили, вывозят бесплатно, буквально носят на руках. Еще и мужа на дипломатической машине подвезут. Вы где-нибудь такое братское отношение видели? Молодец, Россия!» – Лариса плачет от благодарности.

Она русская, гражданка Молдавии.

Молдавское посольство в Сирии требовало с каждого беженца по 550 долларов за перелет в Турцию. А дальше – своим ходом. Для семьи Ларисы это громадные деньги. «Российское посольство всех берет бесплатно, даже если среди членов семьи ливанцы. Без мужа я бы просто не доехала. Мама пока не знает, что я ранена, – говорит женщина. – Русские две недели всех обзванивали. Нам сразу сказали, что нас возьмут и все вопросы решат. Как бы мы доехали? Как мы без России?»

Беженцы рассказывают, что американцы и молдаване вывозили своих граждан за деньги. Канада не выделила средств на транспортировку 20 тысяч своих. У Франции, кажется, тоже проблемы с деньгами: в Ливане остаются 8 тысяч французов, из них 5 тысяч – на юге, откуда выехать без посторонней помощи просто невозможно: непрерывные обстрелы, дороги разбомблены.

«Греки очень помогают. Только Греция и Россия – больше надеяться не на кого. А Кипр отказал нашим в выдаче виз. Сначала хотели везти морем на греческом корабле, а пришлось ехать автобусами через Сирию, – успеваю переговорить с родственниками беженцев, которые обегали все дипмиссии и могут сравнивать. – Украинское посольство вообще в первый же день снялось с места и в полном составе уехало. Конечно, у них главные события – в Киеве, им не до собственных граждан… Они же теперь союзники США. Как им велят, так и делают».

Так что и украинцев вывозила Россия. Граждан Армении, Казахстана, Белоруссии, прибалтийских стран…

Многие убеждены, что на автобусах мы поедем до Москвы. «Как думаешь, сколько дней будем ехать?» – спрашивают у меня соседи. Уверяю их, что при самом плохом раскладе – десять часов до аэропорта в Латакии, а там еще четыре часа лету. «Так мы на самолете полетим? Бесплатно?» – не верят своим ушам девчонки из СНГ.

«Вот и видно, как Россия относится к людям и как – все остальные… – говорят едущие в колонне граждане бывших союзных республик. – Наши власти любят Россию критиковать. А когда доходит до дела, только Россия и помогает!»

Работу российского посольства я наблюдала воочию: дипломаты с изможденными лицами просто валились с ног, по всем телефонам до последней минуты осуществлялась координация людских потоков. Предыдущая колонна – 28 автобусов. 25 июля – последняя. Аренда одного автобуса стоит теперь 12 тысяч долларов. У ливанцев, когда они слышат эту цифру, округляются глаза: она чуть ли не в 12 раз превышает довоенные цены. Телеканалы снимали эвакуацию беженцев, даже не зная толком, о чем у людей спрашивать. А дипломаты, которые переносили на руках полуживых от усталости детей, в кадр не попали.

Большинство беженцев – женщины с детьми. Редко кто с мужьями. Дипломаты несут их детей, их сумки, приносят воду, четко распределяют пассажиров по автобусам для ускорения пограничного контроля. Работники посольства сопровождают людей до сирийского аэропорта в Латакии и там передают с рук на руки сотрудникам МЧС.

«Мы вернемся»

«Мы остались живы случайно, – говорит Лариса. – Сидели бы в другой комнате, всех убило бы. Мои дети теперь боятся даже звука самолета. Начинают дрожать, у них озноб, хотя такая жара стоит. У всех разная реакция, кстати. Одни прячутся подальше, другие залезают на крышу – смотрят, куда ударило, кому бежать помогать».

Наутро вся семья бросилась прочь из города. «Мы поехали куда глаза глядят. Мне было очень больно, но оставаться было невозможно. Налеты шли один за другим. Добрались до деревни в горах. Это оказалась христианская деревня – там живут католики-марониты, которые поддерживают Жажу». Двадцать лет назад Жажа с его фалангистами воевал против палестинцев и шиитов. Теперь даже он поддержал “Хезболлу”, публично призвав своих людей к единству.

Лариса продолжает: «Нас никто не знал, мы никого не знали. Ночь. Немедленно к нам вышел староста, тут же семьи беженцев начали распределять по домам. Люди, у которых мы жили, разместили шесть семей только на первом этаже. На двух других – еще столько же. Они всех кормили, обо всех заботились, детей особенно бережно опекали. Все друг с другом делились, друг другу помогали. Здесь это норма, ничего особенного. Понемногу подходили новые беженцы. Когда места совсем перестало хватать, была налажена связь со всей округой. Людей везли в горы, раненых – по больницам».

«Сколько русских жен в Баальбеке? Да весь город! Наших посольство всех обзвонило. Многие не хотели уезжать. Мы тоже до последнего не хотели. Мы же не навсегда уезжаем. Мы вернемся! Мать моего мужа приехала из Бельгии, чтобы быть со своими детьми и внуками. Боится их оставлять. Ну, месяц, два – и назад. Наш дом здесь. Хотя придется все заново строить. Мы недавно родительский дом целиком отремонтировали. Теперь – руины. Ничего, не впервой». – У Ларисы милая застенчивая улыбка.

«Не победить тех, кто Родину защищает»

«Ударили по дому человека, который состоит в “Хезболле”, – от нас через дом. Вообще много было попаданий в дома их людей. Если магазин, бензоколонка, кафе принадлежали людям из “Хезболлы”, в первые дни по ним наносились удары».

Это отмечали все женщины, с которыми мы ехали.

«Как пилоты узнавали, где чей дом? – переспрашивает Лариса. – Много ведь оказалось шпионов, несколько десятков людей по всей стране задержали в тот момент, когда они подавали сигналы бомбардировщикам. Ставили маячки, знаки. В городе все друг друга знают. Знают, кто состоит в “Хезболле”. Это самые хорошие люди! Приезжайте после войны, я вас с ними познакомлю. Их все уважают. Я так считаю: кто Бога боится, тот плохого не сделает. В одной семье могут быть люди разных убеждений. Один сын – в “Хезболле”, другой – в “Амаль”, старики – где-то еще. Мы с людьми из “Хезболлы” дружим, общаемся. Конечно, не знаем, кто чем занимается. У них очень четкая специализация, крепкая связь друг с другом. Для меня они – настоящее Сопротивление, как наши партизаны в Отечественную. Их победить нельзя – нельзя победить тех, кто Родину защищает».

«Умеешь в шахматы играть?»

Автобус нагоняет консульская машина. Муж Ларисы, высокий красавец, пересаживается в салон.

«Как мы познакомились? Моя подруга ехала в Одессу, поступать в институт. Я – с ней за компанию. Но я хотела не инженером быть, а на парикмахера учиться. Решила просто так попробовать экзамены сдать. Я поступила, а она нет. Он мне потом сказал, что еще на вступительных меня увидел. А я его не замечала. Как-то подходит и спрашивает: «Умеешь в шахматы играть?» Я говорю: «Научи, тогда посмотрим, умею или нет». Мама приехала, я ей показала мой портрет, который он нарисовал. Мама мне и говорит: «Этот парень тебя любит». А я и не думала даже об этом. Он пошел к родителям свататься. Так мы и поженились. Уже четырнадцать лет живем. В тот же год его брат женился. Он учился в Красноярске. Пошел купаться на Енисей. Начал тонуть. Его девушка спасла. И стала его женой. У моей свекрови девятеро детей. У меня трое: Елена, Мария и Хатим. В России это считается чуть ли не подвигом, а мне кажется – мало».

«Пока море не станет красным»

«Когда упала бомба, пошел такой лекарственный запах. Я даже подумала, что аптеку разбомбило. Внезапно мы все на какое-то время уснули. Сначала казалось, что долго спать не сможем – бомбы ведь падают. А мы заснули. Не знаю, что это было. Не знаю, какое оружие они применяют, какие от него последствия. В больницах многие врачи говорили, что раны необычные». – Лариса зовет знакомых женщин, чтобы и те рассказали, что видели.

Люда работала медсестрой в Баальбеке. «После того как ударили по стекольной фабрике, привезли девятерых филиппинских рабочих в очень тяжелом состоянии. Раны страшные – клочья мяса и ожоги. Один раненый до сих пор в коме. Врачи говорят, что применяется запрещенное оружие. Мы все время жили под бомбежками, все эти годы. Город бомбили, деревни вокруг. В 96-м разбомбили кухню, электростанции. Вертолеты прилетали, бросали шумовые бомбы, чтобы испугать жителей. Но раньше людей все-таки не трогали. А теперь бомбят все подряд: больницу в Баальбеке разрушили, аптеки, контейнеры с вещами, которые наши соседи привезли, обычные люди, не из “Хезболлы”. Сирийцы начали присылать лекарства, воду и топливо на зиму. Так цистерны тоже разбомбили. Зимой людям придется сидеть без тепла», – рассказывает она.

Нина жила в Сайде. Там разбомбили не только жилища, но и мечеть, и картонную фабрику.

«С самого начала на юге было зафиксировано падение фосфорных и шариковых бомб. Выжившие дети все точно изрешечены – кожа как мелкое сито. А мертвые сгорают до костей. Черные и серые трупы, как будто покрытые коростой, коркой. Врачи говорят, что это химоружие. Пока не появились такие страшные ранения, люди еще надеялись пересидеть. Но химоружие – это уже выше сил человеческих. Израиль ведь в самом начале объявил, что не остановится, пока море не станет красным от крови, а Ливан не превратится в каменную пустыню. Вот они, наверное, и выполняют обещание», – говорит Нина.

Дым отечества

В Латакии нас ждут работники МЧС. Как и дипломаты в Бейруте, они помогают измученным беженцам, чем могут. Ведь многие в дороге третьи, а то и пятые сутки без перерыва. Сирийские пограничники работают слаженно, хотя проверяют у всех паспорта по пять раз.

В самолете работники МЧС опрашивают всех, кому куда ехать после приземления, составляют списки для посадки в автобусы, которые в Москве развезут людей по аэропортам и вокзалам. Для беженцев обещали предоставить бронь на билеты.

И вот самолет приземляется в Домодедово. МЧС подгоняет автобусы, чтобы люди не стояли на ветру. Холодно, по сравнению с Ливаном перепад температур в 20 градусов. Сотрудники МЧС потребовали, чтобы администрация аэропорта выделила беженцам специальный пост для скорейшего прохождения паспортного контроля.

Но погранслужба играет по собственным правилам.

Проходит час, полтора, очередь еле движется. Офицеры придираются к любой мелочи, то и дело куда-то уходят с паспортами и пропадают надолго. Ливанцев отказываются пропускать в Россию вместе с семьями: у одного то не так, у другого – это. Дети валятся на пол, многие уже не в силах даже заплакать в голос, тихие слезы сами текут по щекам.

Один из пограничников заставляет матерей поднимать каждого ребенка до уровня окошка, а сам долго-долго сверяет лица детей с их паспортными фотографиями. «В глаза смотреть!» – рявкает он. Очередь вздрагивает.

Появляется работник охраны аэропорта, орет: «Всем за красную линию! Я сказал, за красную линию отойти!» Люди покорно отступают.

Женщины боятся спросить, где туалет. Да и что толку – в туалетах нет воды. По контрасту с российским посольством беженцы так поражены подобным отношением к себе, что лишь растерянно переглядываются. Шепчутся друг с другом о том, что паспорта проверяли в Бейруте, всем гарантировали, что членов семей в Россию пустят. А тут встречают как врагов…

И я начинаю понимать, что необходимо срочно что-то предпринять. Скандалить бесполезно – люди за стеклом выполняют приказ. Остается одно – пригрозить, что телевизионщики, которые ждут беженцев в зале прилета, узнают о том, что погранслужба откровенно саботирует работу по вывозу беженцев, которую президент поручил Министерству иностранных дел и с которой посольство блистательно справилось.

Эта угроза действует незамедлительно. Появляется ласковая дама-офицер, тут же начинают решаться проблемы ливанских граждан, найден российский консул, который быстро ставит в паспорта необходимые печати, пограничник теперь сам встает, чтобы сверить дитя с его фотографией. Ласковая дама оборачивается к пограничникам и мгновенно меняет тон на свирепый: «Прекратить ненужные придирки! Прекратить усиленную проверку!» И нежно воркует с измученными беженцами.

На выходе – журналисты, телекамеры, родные, МЧС. Чемоданы и детей снова несут к автобусам…

Они прощаются друг с другом, договариваются о том, что будут возвращаться вместе. Они – это русские жены, свидетельницы преступлений против человечности, которые отпечатались в их глазах и душах.

Словарь

Словарь церковных слов и выражений

Ангел (греч. - вестник) - добрый дух, вестник и исполнитель воли Божией. Ангелы наделены большими, чем у человека, умом, волей и силами.

Агиасма - святая вода, освященная Церковью накануне или в день праздника Богоявления (Крещения Господня).

Агнец - 1) ягненок; 2) ветхозаветная жертва, прообразовавшая Христа; 3) часть просфоры, с печатью IС XС, NI КA, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса Христа.

Ад - место мучения нераскаявшихся грешников, геенна огненная.

Акафист - (греч.) - церковная служба, состоящая из одного кондака, который поется, и 6 кондаков и 6 икосов (поровну), которые читаются. Общее число их соответствует числу букв греческого алфавита, с которых начиналась каждая песнь в первом греческом акафисте Божией Матери, составленном Сергием - патриархом Константинопольским.

Аллилуйа (евр. - хвалите Господа) - песнь в честь Триединого Бога. Поется или читается при богослужении трижды, вместе со славословием “Слава Тебе, Боже!”.

Алтарь (от лат. “возвышенный жертвенник”) - восточная возвышенная часть храма, в которой находится святой престол. Алтарь отделяется особой перегородкой, в которой устроены места для икон, - иконостасом. В алтарь ведут три двери: средние, напротив престола, называются Царскими Вратами, и боковые - южные, или диаконские, и северные, или пономарские. В алтаре, кроме престола, стоящего посредине, на северной стороне располагается жертвенник. Алтарь означает небо, место особенного присутствия Божиего. Это место священное, доступное только для лиц, освященных на служение Церкви.

Аминь - перешло в греческий и латинский языки от древнееврейского и означает “подлинно, истинно”. В церковных текстах употребляется для большей силы утверждения.

Антидор (греч. - “вместо дара”) - просфора, из которой на проскомидии вынут Святой Агнец и части которой в конце литургии раздаются верным, не причащавшимся Святых Таин Тела и Крови Христовых.

Апостол (греч. - посланник) - апостолами называются святые ученики Господа нашего Иисуса Христа, избранные Им, чтобы нести миру Евангелие Царствия Божия. Они разделяются на 12 и 70 апостолов.

Артос (греч. - хлеб) - хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Святой Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме на аналое, а в пасхальную субботу раздробляется и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о пребывании с нами воскресшего Спасителя.

Архиепископ (греч.) - главный епископ. Теперь это звание - почетный титул.

Архиерей (греч.) - начальник над священниками, епископ. Высший чин иерархии Христовой Церкви.

Архимандрит - начальник монастыря. Архимандрит имеет право носить некоторые части архиерейского облачения - митру, палицу, посох, архимандритский наперсный крест.

Благочинный - священник, поставленный епархиальным архиереем для наблюдения за церковным благоустройством среди приходов своего благочиния. Благочинных в епархии бывает несколько. Благочинные есть и в монастырях.

Ветхий Завет - книги Библии, в которых содержится изложенный Моисеем и пророками Завет Божий с людьми, закон жизни народа Божия и пророчество о его судьбе и о пришествии Спасителя.

Вечерня - одно из суточных богослужений, совершаемое вечером. Вечерня бывает малая, великая и вседневная.

Викарий - епископ, помогающий митрополиту или архиепископу в делах управления епархией.

Водоосвящение - освящение воды. Есть два чина водоосвящения. 1. Великое освящение воды. Такое освящение воды совершается два раза в год - накануне и в самый праздник Крещения Господня. 2. Малое освящение воды. Такое водоосвящение совершается иереем в любое время в храме, в домах, на площадях и в полях.

Возглас - окончание слов тайной священнической молитвы, которые он произносит так, чтобы их слышали молящиеся, например: яко Твое есть царство, и сила, и слава...

Воздух - покров, которым после совершения проскомидии до пения Символа веры на литургии покрывают Святые Дары, приготовленные к освящению на дискосе и в потире. Потир и дискос покрываются малыми покровами сначала по отдельности, потом оба священных сосуда покрываются “воздухом” вместе.

Всенощное бдение - церковная служба перед праздниками. Начиналась после захода солнца и продолжалась всю ночь, поэтому и получила свое название. В настоящее время в приходских храмах продолжается меньше трех часов.

Венец, или нимб - круг, обычно золотого цвета у главы святого на иконах, означающий стяжание им благодати Божией.

Дароносица - небольшой серебряный или золотой ящичек, в котором хранятся Святые Тайны Тела и Крови Христовых, предназначенные для причащения больных. В дароносице имеется малый потир, лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Дароносица хранится в сшитом из парчи или другой ценной материи мешочке со шнурками. В необходимых случаях священник одевает его на грудь. Дароносица хранится в алтаре на престоле.

Дарохранительница - ящичек, в котором хранятся Святые Дары для литургии Преждеосвященных Даров. Дарохранительница располагается на святом престоле.

Дары Святые - Тело и Кровь Христовы. Хлеб и вино после освящения на Божественной литургии, таинственно ставшие Телом и Кровью Христовыми.

Деисус (греч. - молитва) - ряд образов в иконостасе: в центре -Спаситель, по сторонам - Богородица и Иоанн Предтеча, иногда - другой святой.

Дикирий - переносной двусвечник архиерея, которым тот благословляет народ во время богослужения.

Дискос (греч. - блюдо, тарелка)- небольшое священное блюдо на широкой ножке. На дискос во время литургии кладется Святой Агнец и частицы из просфор.

Диакон (греч. - служитель) - священнослужитель первой из трех степеней священства.

Догмат - правило веры, основанное на Священном Писании.

Ектения (греч. - протяженность) - длительная, протяженная молитва, содержащая разные прошения. Каждое прошение заканчивается пением “Господи, помилуй!” или “Подай, Господи!”.

Елей - ароматное вещество, состоящее из оливкового масла с добавками четырех веществ: 1) смирны - душистой смолы миррового дерева; 2) благовонной корицы; 3) благовонного тростника; 4) кассии - благовонной коры лаврового дерева. Эта смесь разогревалась на огне и использовалась для помазания и освящения скинии, первосвященника и священников. Елеем называется и растительное, обычно оливковое, масло. В Православной Церкви елей используется для помазания больных в Таинстве Елеосвящения, а также в лампадах и при благословении хлебов, когда елей вместе с пятью хлебами, вином и пшеничными зернами благословляется как питательное и лечебное вещество.

Елеопомазание - чин, который совершается в церкви на утрене: священник помазывает народ елеем, изображая на лбу крест.

Елеосвящение - церковное Таинство, которое совершают над больным человеком. Иначе называется Соборованием.

Епархия - область, в церковном отношении подчиненная епископу.

Епископ (греч. - надзирающий) - главный пастырь своей епархии.

Епитрахиль - одна из частей облачения священников. Одевается на шею, представляет собой как бы двойную ленту - широкую на груди и узкую на шее. Она скреплена на груди пуговицами и доходит почти до земли. Епитрахиль означает сходящую свыше благодать Святого Духа. Без епитрахили иерею нельзя совершать ни одной службы.

Завеса - занавес, висящий внутри алтаря при Царских Вратах. Завеса закрывает внутреннее помещение алтаря, которое можно увидеть из храма сквозь решетчатые Царские Врата.

Запасные дары - Святые Тайны Тела и Крови Христовых, освященные на литургии, которые хранятся в церкви для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих.

Запев - краткий стих, который поется перед стихирами.

Затвор - уединенная келья. Иногда так называлась пещера, где некоторые святые проводили жизнь в молитве и посте.

Зачало - отрывок из Нового Завета. Евангелие и апостольские послания для удобства чтения в Церкви разделены по зачалам на весь год.

Звездица - один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии звездица ставится на дискос над Святым Агнцем. Звездица означает чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.

Игумен (греч. - вождь, наставни) - в Православной Церкви - настоятель мужского монастыря, монах в священном сане, званием ниже архимандрита, но выше иеромонаха.

Икона (греч.) - принятое Церковью и освященное изображение Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся по строго определенным правилам. Иконы пишутся красками (темперой или маслом) на доске, покрытой паволокой (тканью) и левкасом (грунт). Доска иконы имеет, как правило, ковчег - прямоугольное углубление около 5 мм от поверхности иконы. По краям иконы остаются поля - рамка. Часто на полях пишутся фигуры святых.

Иконостас - перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов.

Икос (греч. - дом) - церковное песнопение, прославляющее святого или празднуемое событие. Называются так потому, что пелось в домах, где проводил ночи в молитве преподобный Роман Сладкопевец, первый составитель икосов. Они печатаются в богослужебных книгах после 6-й песни канона утрени. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению, поются на один глас и оканчиваются большей частью (за исключением тех, которые находятся в акафистах) одними и теми же словами. Кондак обычно короче икоса: кондак - тема, а икос - ее развитие.

Илитон (греч. - платок, обвертка) - так называется плат, который кладется на престол под антиминс. В этот плат заворачивают антиминс после окончания литургии.

Инок - монах. Называется так потому, что должен вести жизнь иначе, чем мирские люди.

Иподиакон (буквальное: поддиакон) - служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении исподиаконы облачают епископа, подкладывают под ноги орлецы, на которые ему следует становится, и т. п.

Исповедь - видимая, обрядовая часть Таинства Покаяния, состоящая в том, что христианин пред своим духовником как облеченным властью свидетелем Сына Божия, Который Один может прощать грехи, с сердечным сокрушением и решимостью впредь исправиться открывает свои грехи.

Иерархия (греч. - священноначалие) - в Христовой Церкви, соединяющее начальствующих и подчиненных, пастырей и паству в один священный союз.

Иерарх - архиерей (то есть епископ, митрополит или патриарх), высший священный чин Христовой Церкви.

Иерей - священник, служитель Церкви Христовой, который совершает все таинства, кроме рукоположения других священников, и все церковные богослужения.

Иеродиакон - монах в сане диакона.

Иеромонах - монах в сане священника.

Кадило - металлический сосуд на цепочках, в который на раскаленные угли кладется ладан, дающий при сгорании благовонный дым.

Камилавка - шапка, сделанная из верблюжьей шерсти. В Православной Церкви так называется высокий твердый головной убор монахов и белого священства. Последним дается как награда и знак отличия.

Катехизис - краткое и ясное изложение основ христианского учения.

Кафедра (греч. - возвышенное место) - место в алтаре, на котором в положенное уставом время при богослужении сидит архиерей.

Киот - украшенные рамы для одной или нескольких святых икон или же места для икон в иконостасе.

Кондак - священная песнь, содержащая похвалу святому или выражающая сущность праздника. Кондак - краткая песнь; а икос - пространная песнь того же самого содержания. Поэтому икос всегда читается после кондака и никогда не читается один, а кондак представляет собой как бы приготовление к икосу.

Копие - короткий нож треугольной формы с двумя заточенными сторонами, с помощью которого совершаются над просфорами все действия проскомидии. Копие изображает собой то копье, которым один из воинов пробил грудь Спасителя, умершего на кресте.

Крестильня, или купель - священный сосуд, в котором совершается таинство крещения.

Крестное знамение - крестообразное осенение себя правой рукой, три пальца которой сложены вместе в знак Святой Троицы, а другие два, пригнутые к ладони,- две природы Иисуса Христа: божественная и человеческая.

Крестный ход - так называется торжественное шествие из храма священнослужителей в облачениях и сопровождающего их народа, при этом впереди священнослужителей, певчих и народа несут кресты, иконы и Евангелие. Это шествие совершается вокруг храма, а иногда от храма к реке, озеру или источнику для совершения водоосвящения.

Крещение - Таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни греховной и рождается в жизнь святую.

Ладан - благовонный смолистый состав, который кладется в кадило на горящие уголи для благоуханного каждения.

Мантия - верхнее одеяние монаха без рукавов, оставляющее непокрытой только голову.

Митра - богато украшенный головной убор с иконами, который во время богослужения надевает архиерей или награжденный ею священник. Митра означает покорность Евангелию Христову.

Митрополит - архиерей главного города большой церковной области, которому подчинены прочие архиереи той же области. В России звание митрополита - это почетное отличие личных заслуг архиерея или епархии, в которую он поставлен.

Миро - состав из благовонных веществ, употреблявшихся в Церкви с древних времен. Состав благовонных веществ ни в греческой, ни в русской Церкви никогда не был точно определен. В XVII веке для этой цели в России употребляли 53 - 55 разных благовонных веществ, а теперь около 30. Миро освящается Патриархом раз в несколько лет по мере необходимости по особому чину мироварения и рассылается по епархиям Русской Православной Церкви, а оттуда по приходам. Миро употребляется в Таинстве Миропомазания.

Миропомазание - церковное Таинство, в котором при помазании освященным миром верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие в духовной жизни.

Набедренник - часть облачения священнослужителя. Представляет из себя прямоугольный плат из плотной материи на ленте, который через левое плечо привешивается к правому бедру священника. Набедренник означает меч духовный, то есть оружие Слова Божия, которым пастырь должен быть вооружен против ересей и заблуждений.

Настоятель - старший священник монастыря, соборной или приходской церкви.

Номоканон - сборник церковных законов и правил.

Октоих (греч. - буквально “восемь голосов”, или “восемь гласов”) - книга песнопений на восемь голосов, по-славянски она называется еще “Осмогласник”. В православном богослужении употребляется восемь главных напевов, которые называются гласами, на каждый глас - полная недельная служба. Все эти службы и напечатаны в Октоихе.

Омофор - одна из частей архиерейского облачения, по форме представляет собой широкую полосу материи, лежащей на плечах. Омофор изображает заблудшую овцу, то есть человечество, найдя которую, Добрый Пастырь - Господь взял на плечи и привел к Своими овцам, то есть ангелам.

Орарь (лат.- молюсь, молиться) - принадлежность диаконского облачения. Он имеет вид широкой и длинной ленты, которую диакон во время службы носит на левом плече. Диакон, правой рукою поднимая орарь, подает народу знак к молитве.

Орлец - круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время священнослужения.

Палица - одна из принадлежностей архиерейского облачения. Это четырехугольный плат в виде ромба на ленте, за один угол привешиваемый через плечо к правому бедру. Палица изображает духовный меч. Она может быть наградой протоиерея.

Панагия - архиерейский нагрудный образ Спасителя или Божией Матери. Этот образ архиерей носит на груди в напоминание своего долга - носить в своем сердце Господа Иисуса и надеяться на заступничество Его Пречистой Матери.

Паникадило - светильник с многими свечами, обычно более двенадцати. Возвышаясь над нашими головами, он напоминает о небе, озаренном звездами.

Панихида - молебное пение об усопших. Святая Церковь служит панихиды по усопшему как до его погребения, так и после - в 3, 9, 40-й дни. Но кроме поминовения каждого усопшего в отдельности, Святая Церковь установила определенные дни, когда поминаются все усопшие отцы и братья по вере. Такие панихиды называются родительскими и вселенскими.

Паперть - притвор перед церковью, предхрамие, закрытая или открытая часть храма, в которой стояли нищие.

Парастас - служба Богу об усопших, включающая вечерню и утреню.

Паремия (греч. - пословица, притча) - богослужебные чтения из Священного Писания Ветхого (иногда Нового) Завета, которые содержат пророчества о воспоминаемом в этот день событии.

Паства - христиане, находящиеся под духовным водительством пастыря церкви.

Патриарх - в настоящее время так называется высший священноначальник (архиерей), которому подчинены не только церковнослужители, диаконы и священники, но епископы и митрополиты страны или округа.

Пелена - покрывало из ткани с нашитым крестом для престола и жертвенника.

Плащаница - четырехугольный плат из полотняной, шелковой или бархатной материи с изображениями на нем умершего Христа Спасителя, орудий Его страданий.

Повечерие - вечернее богослужение, которое получило название от того, что совершалось после вечери, то есть после ужина. Повечерие бывает великое и малое.

Покров - плат, которым покрывается дискос или потир во время литургии.

Поручи - одна из деталей облачения священнослужителей. Надеваются на руки. Символизируют силу, которой Христос победил врагов Своих, и одновременно Его узы.

Послушничество - приготовление к монашеским подвигам, состояние испытания, “искус в послушании”, которому по древним церковным правилам подвергается человек, решивший стать монахом. Он испытывается Церковью в твердости и искренности своего желания, а также готовится к монашескому подвигу.

Пострижение - составная часть последования Таинства Крещения: священник состригает ножницами часть волос на голове новокрещеного младенца или взрослого. Кроме того, так называется обряд, который совершается над вступающими на путь монашеского подвига. Пострижение волос в древности служило знаком подчиненности, смирения. Поэтому в Таинстве Крещения у новопросвещенного постригают волосы в знак того, что он обещает быть послушным Богу. При вступлении в монашество пострижение совершается в знак того, что вступающий обещает взять крест и следовать за Христом.

Пост - время, когда по церковным правилам христиане не должны есть не только мяса, масла, молока, сыра, яиц, иногда рыбы, но и другую пищу употреблять умеренно. В Православной Церкви посты по своей продолжительности бывают многодневные и однодневные, одни из них бывают постоянной продолжительности, а другие в разные годы имеют разное число дней.

Потир - чаша, богослужебный сосуд, в котором во время Божественной литургии возносятся Святые Дары и из которой причащаются верующие.

Пресвитер (греч. - старший) - в Новом Завете так называются священники.

Престол - установленный и закрепленный в алтаре напротив Царских Врат квадратный стол, на котором приносится великая Жертва Тела и Крови Христовых.

Придел - так называются алтари, отделенные от главного.

Приход - церковная община, принадлежащая одному храму.

Причащение - таинство, в котором верующий под видом хлеба причащается истинного Тела Христова, а под видом вина - истинной Крови Христовой и таким образом соединяется со Христом.

Пророк - предсказатель, вестник воли Божией. Пророки были святыми людьми, просвещенными Духом Божиим. Они предсказывали будущее, готовили людей к Царству Христову, воспитывали в народе веру и благочестие, руководили гражданскими правителями, совершали чудеса, писали священные книги.

Проскомидия (греч. - принесение) - так называется та часть Божественной литургии, на которой для Таинства Евхаристии священник готовит хлеб и вино. Во время литургии Господь таинственно сотворит их Своим Телом и Кровью.

Просфора (греч. - приношение) - хлеб, который употребляется для совершения Таинства Евхаристии. Он должен состоять из двух частей, изображающих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. Просфоры пекут из лучшей пшеничной муки с употреблением дрожжей, готовят тщательно и благоговейно. На верхней части просфоры специальной печатью делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.

Протодиакон - старший диакон.

Протоиерей - старший священник.

Протопресвитер - старший священник в кафедральном соборе.

Псалом - песнь, песнопение; в Церкви псалмами называются только те священные песни, которые собраны в псалтири, а другие - просто священными песнями или песнопениями.

Рай - место, где Господь поселил первых людей - Адама и Еву. Под словом рай мы понимаем и место, где праведники будут вечно блаженствовать со Христом.

Регент (лат. - управляющий) - руководитель, дирижер хора.

Ризница - место, где хранятся церковная утварь и ризы священнослужителей.

Рипиды - укрепленные на длинных рукоятках металлические круги с изображением шестикрылых серафимов. Рипиды напоминают нам, что во время литургии в храме невидимо присутствуют святые ангелы, которые изображены на рипидах. Рипиды используются на архиерейских службах, при служении иерея их заменяет покровец.

Ряса - верхнее одеяние лиц духовного звания и монахов с очень широкими рукавами.

Саккос - архиерейское облачение, которое одевается поверх подризника; похоже на диаконский стихарь, только короче его и шире. Прежде саккос был одеянием благочестивых византийских императоров, которые из почтения к Святой Церкви подарили его Константинопольскому Патриарху для священнослужения. Потом это облачение перешло и к другим архиереям.

Святитель - архиерей.

Святцы - список имен святых и праздников по алфавиту и по числам, когда совершается их память.

Святой - то же, что избранный, правильно верующий; так назывались иудеи в отличие от язычников, так назывались и христиане в отличие от иудеев и язычников. Сейчас мы называем так угодников Божиих, прославленных Церковью, чью жизнь и подвиги она сочла образцом для подражания верующих.

Священник - член Церкви, получивший через епископское рукоположение особую благодать Святого Духа, дающую ему право учить паству, совершать Таинства и церковные службы. Священник называется также иереем, пресвитером.

Священное Писание - книги, написанные по внушению Святого Духа святыми людьми, пророками и апостолами. По времени написания и по содержанию эти книги делятся на Ветхий и Новый Завет.

Синод - собор пастырей церкви, управляющих ее делами.

Скит - уединенная обитель, монастырь.

Скуфья (греч.- головное покрывало) - головной убор священнослужителей и церковнослужителей. Представляет собой остроконечную шапочку, у священнослужителей - из бархата.

Служебник - церковная книга, в которой напечатаны последования вечерни, утрени, литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров. Служебник необходим каждому священнику, поэтому при Рукоположении архиерей вручает ему эту книгу.

Солея - возвышенное место пред иконостасом. Солея нужна для того, чтобы действия священнослужителей были видны верующим. Кроме того, она препятствует народу подходить вплотную к иконостасу, дает священнослужителям место, необходимое для свободного исполнения священнодействий.

Сорокоуст - поминовение умершего в течение сорока дней со времени его кончины. В эти дни совершаются литургии и служатся панихиды в память об умершем.

Сочельник - день накануне праздника Рождества Христова или Крещения, когда не едят весь день, а вечером - только сочиво, то есть вареные зерна пшеницы с медом.

Стих - короткий отрывок из Священного Писания. Все книги Библии для удобства разделены на главы, а главы на стихи. Как правило, стих равен предложению.

Схима - 1) высшая монашеская степень; 2) облачение (одежда) схимонаха.

Таинство - священное действие, через которое невидимо, тайно на человека действует благодать Божия. Всего церковных Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Елеосвящение, Брак, Священство.

Теплота - так называется горячая вода, которая во время литургии перед Причащением вливается в Святую чашу и соединяется таинственно с Кровью Христовой так, чтобы она была теплой.

Типикон (греч. - устав) - так называется церковная книга, в которой расписан порядок и чин церковных богослужений на каждый день года, указываются праздники, посты и некоторые правила для монашествующих.

Требник - книга, по которой служатся церковные требы, то есть нерегулярные службы, исполняемые по потребности.

Трезвон - звон во все колокола, бывает в начале службы после благовеста.

Трикирий - переносной подсвечник с тремя свечами, используется во время архиерейской службы.

Тропарь - краткая песнь, прославляющая Господа, Богородицу или святых.

Утварь церковная - все священные вещи, которые используются во время богослужения.

Утреня - церковное богослужение, получившее свое название оттого, что совершалось утром. Теперь утреню чаще служат накануне дня, которому она посвящена.

Фелонь - так в древности называлась верхняя длинная одежда без рукавов, облегавшая тело со всех сторон. В Церкви фелонь с древних времен входит в число священных облачений епископов и священников.

Херувимы - одни из самых приближенных к Богу (вторые после серафимов) небесных сил.

Хиротония (греч.) - Рукоположение, посвящение в священный сан.

Хоругвь - знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим, который заменил на воинских знаменах орла крестом, а изображение императора монограммой Христа.

Цаарские Врата - называются так потому, что на литургии через них в виде Святых Даров проходит Царь Славы Иисус Христос.

Экзарх - духовное лицо, облеченное особой властью на управление обширными церковными округами.

Юродивый Христа ради - святой, избравший особенный путь спасения. Юродивые вели себя, как безумные, хотя многие из них были мудрыми и прозорливыми.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: