Евстафий евдокимов об экуменизме. Поздравление архиепископа Александровского и Юрьев — Польского Евстафия с Днем архиерейской хиротонии

Находилась ли душа Иисуса в аду в отрезке времени между Его смертью и воскресением? Относительно этого вопроса существует немалое замешательство. Эта идея первоначально происходит от апостольского вероучения, которое утверждает: «Он снизошел в ад». Существует еще несколько библейских стихов, которые, в зависимости от их перевода, описывают Иисуса, спускающегося в «ад». Исследуя этот вопрос, важно, прежде всего, понимать, что Библия говорит о «царстве» мертвых.

В древнееврейском оригинале слово, использующееся для описания царства мертвых, звучит как «шеол». Оно просто означает «место мертвых» или «место умерших душ/духов». Греческое слово, используемое в отношении ада в Новом Завете, звучит «гадес», и также обозначает «место мертвых». Другие новозаветные тексты отмечают, что шеол/гадес – это временное место, где души пребывают в ожидании окончательного воскресения и суда. Откровение 20:11-15 проводит четкое различие между этими двумя понятиями – «ад» и «гадес». Ад (озеро огненное) является постоянным и окончательным местом суда грешников, в то время как гадес является местом временного пребывания. Поэтому, нет – Иисус не был в «аду», потому что это место появится в будущем, после окончательного Божьего суда (Откровение 20:11-15).

Шеол/гадес разделен на два отделения (Матфей 11:23; 16:18; Лука 10:15; 16:23; Деяния 2:27-31), отведенные для спасенных и грешников. Обиталище спасенных называется «Раем» или «лоном Авраамовым». Места пребывания спасенных и нечестивых душ разделены «великой пропастью» (Луки 16:26). Когда Иисус вознесся на Небо, Он забрал обитателей Рая (верующих) с Собой (Ефесянам 4:8-10). Грешники же остались в прежнем месте шеола. Все умершие неверующие направляются туда, ожидая своего окончательного суда в будущем. Был ли Иисус в шеоле/гадесе? Да, в соответствии с Ефесянам 4:8-10 и 1 Петра 3:18-20.

Некоторое замешательство возникает из-за таких текстов, как Псалтирь 15:10-11: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни…» Слово «ад» в этом стихе переведено неверно. Правильный вариант перевода должен звучать как «могила» или «шеол». Спустя много лет Иисус сказал на кресте вору, висящему возле Него: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лука 23:43). Его тело находилось в могиле, а Его душа отправилась в отделение шеола/гадеса для спасенных. После этого Он забрал из Рая всех умерших праведников с Собой на Небеса. К сожалению, во многих переводах Библии переводчики непоследовательны или ошибаются в переводе еврейских и греческих слов, означающих «шеол», «гадес» и «ад».

Некоторые полагают, что Иисус был в «аду» или в части шеола/гадеса, отведенной для грешников, чтобы нести дальнейшее наказание за наши грехи. Эта идея абсолютно не соответствует Библии! Его смерти на кресте и Его страданий за нас было достаточно, чтобы обеспечить наше спасение. Его пролитая кровь совершила наше очищение от греха (1 Иоанна 1:7-9). Вися там, на кресте, Он принял на Себя бремя грехов всего человечества. 2 Коринфянам 5:21 свидетельствует: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Это бремя греха, возложенное на Иисуса на кресте, помогает нам понять Его борьбу в Гефсиманском саду.

Иисус воскликнул, вися на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Марк 15:34), когда из-за грехов, вылившихся на Него, был отделен от Отца. Испуская дух, Он промолвил: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Он понес эти страдания вместо нас, после чего Его душа/дух отправилась в райскую часть гадеса. Он не был в аду, так как Его страдания окончились в момент Его смерти. Плата за грех была оплачена сполна. В то время Он ожидал воскрешения Своего тела и Своего славного вознесения. Так был ли Иисус в аду? Нет. Был ли Он в шеоле/гадесе? Да.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Размышления в Великую Субботу архимандрита Сильвестра (Стойчева), профессора КДАиС.

Великая Суббота. Пасха совсем близко. Почти прикасаемся к Празднику Праздников. Богослужение Великой Субботы уже в свете пасхальном: белое облачение, тихая предпасхальная радость в напевах. Иисус Христос – Бог и человек. И как у человека у Него есть душа. И если тело Христа было мертвым эти три дня, то что было с Его душой?

В Четвероевангелии нет прямых указаний на это.

И в Посланиях апостольских не так уж много текстов, которые ответят на этот вопрос.

Но их вполне достаточно.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18).
«…Мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4:6).
«Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9).

Итак, Христос сходил в некое место, которое названо в указанных текстах «темницей», «преисподней», и там проповедовал мертвым.

Что это за место, о котором идет речь? Его традиционно называют адом. Христос сошел в ад!

Сейчас слово «ад» воспринимается нами как противоположность раю. В аду находятся грешники, в раю – праведники.

Но библейский ад, или по-древнееврейски «шеол», это нечто совсем иное. После грехопадения Адама и Евы рай недоступен для людей. И не в силу их личных грехов, а из-за той непреодолимой пропасти, которая возникла между Богом и человеком. В ветхозаветный шеол сходят все – и праведники, и грешники. Все люди на земле. Шеол – место, где нет радости, это место печали. И хотя в предновозаветные времена у евреев появились представления о некой градации в аду-шеоле, где праведники находятся в одном месте, а грешники – в другом, это не меняло коренным образом главного содержания учения о шеоле.

Учение о шеоле, по сути, – это учение о торжестве смерти. Смерть как главное следствие грехопадения управляет всеми. Она собирает свой оброк. И никто этого не может избежать. Образно говоря, смерть имеет право на каждого человека, потому что в каждом есть грех. А если есть грех, значит и смерть имеет власть: «…Грех вошел в мир, и грехом смерть…» (Рим. 5:12).

Это тотальное властвование смерти над родом людским апостол Павел называет царствованием смерти (Рим. 5:14). В одной из проповедей свт. Василия есть слова, ярко характеризующие власть смерти: «Смерть пасла человеков… пока не пришел истинный Пастырь…» До Христа Доброго Пастыря смерть пасет человечество… и ад-шеол ее законное царство.

Диавол как враг рода человеческого стремится всех вогнать в загон смерти. Ему это нужно, ему это в радость, потому что смерть противоположна жизни, которую создал Господь.

Бог есть не только Бог живых, но и Бог умерших, именно потому Он, являясь Моисею, называет Себя «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», которые в то время уже были умершими. Для Всевышнего все живы: и те, кто еще во плоти, и те, кто уже нет…

Богочеловек Иисус Христос пришел спасти род человеческий. И не только своих современников, но и тех, кто будет после, и тех, кто был до…

Но те, кто умер до Боговоплощения и Искупления, находились в аду-шеоле. И Христос сходит в ад, чтобы их спасти.

День Великой Субботы – это день, в который Церковь вспоминает сошествие Христа в шеол.

В творениях многих святых отцов присутствует идея, согласно которой диавол стремился убить Христа. Зная, казалось бы, несокрушимую силу и власть смерти, диавол хочет смерти Иисуса. Он думает, что, убив Христа, победит его. Именно поэтому, как пишет свт. Фотий, диавол «рвался ко Кресту», радуясь мучениям и крови Спасителя.

Христос умер. Невообразимый парадокс. Умер Тот, Кого именуют Живодавцем… Умер Податель и Источник жизни.

Как такое может быть? Как это можно объяснить?

Иисус Христос – Бог во плоти. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Сын, ради спасения людей воплотился и вочеловечился. Человеческая природа приобрела свое реальное бытие в Личности Бога-Слова, и потому «Христос весь есть совершенный Бог, но не все в Нем Бог; ибо Он – не только Бог, но и человек». Во Христе две природы: Божественная и человеческая. Но только одна Ипостась (Личность) – Ипостась Бога-Сына.

Поэтому если мы спросим «Кто?», например, совершает это или то действие, получим ответ: Бог-Слово. Но если мы зададимся вопросом «Что?», то ответ будет касаться природы. У апостола Павла есть выражение «Распяли Господа славы». Кого распяли? Господа. Что страдало на кресте? Человеческая природа.

Кто сошел в шеол? Господь. Что сошло в шеол? Душа.

В церковном песнопении говорится: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный».

Итак, Бог Сын в смерти Своей по человечеству остается с телом Своим, а душою сходит в ад и неразлучно пребывает с Отцом и Святым Духом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Хотя Христос и умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими».

Поэтому в ад сходит не просто очередная душа человека, как ожидал того диавол, но душа Богочеловека.

В аду, как говорится в Посланиях апостольских, Христос проповедовал душам умерших.

Свт. Епифаний Кипрский очень красочно описывает, как души, находящиеся в шеоле, ожидают избавления, потому что в шеол сходили и пророки, и праведники, которые предвозвещали приход Мессии. И вот когда душа Христа сходит в ад, когда свет наполняет темноту ада, души стремятся со всех уголков шеола к своему Спасителю, который не оставил их, но пришел за ними!

Церковь в песнопении воспевает: «Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества». Ад не выдерживает силы и славы Божьей и разрывается изнутри, сокрушается в своих основаниях.

Икона сошествия Христа во ад изображает сокрушенные врата адовы и Иисуса, держащего за руки Адама и Еву.

Ветхий Адам и Новый Адам. Новый Адам пришел забрать Ветхого Адама из места печали. Адам и Ева – прародители и первые грешники. Древнейшие обитатели шеола. Сколько поколений своих потомков они встретили в аду, и все они становились пленниками ада. Но Избавитель пришел. Диавол, смерть и ад посрамлены. Весельные владетели душ человеческих остались ни с чем! «Ад остался пуст», – гласит песнопение. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55), – восклицает апостол Павел.

Христос три дня пробыл во гробе… Мы исповедуем, что в это время Он сходил душою в ад, откуда вывел души людские.

Мы знаем, что Христос Воскрес. Нам известно это две тысячи лет, и потому для нас Великая Суббота не страшный день…

Но представим себе первую Великую Субботу… Это день после похорон Христа. Следующий день после Распятия и Смерти. Тот, кто хоронил близких, знает, что такое следующий день после похорон…

Чувства учеников Христовых в ту Субботу, наверное, никто не сможет передать…

Разве мог Бог оставить в таком горе учеников своих? Три дня. Именно столько надлежало пробыть Христу во гробе. Сам Господь говорит об этом: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Однако из любви к ученикам Своим, дабы сократить время их скорби и быстрее даровать им радость, Христос не убавляет количество дней Своего пребывания в гробу, но уменьшает количество часов. Он пробыл погребенным три дня, но не 72 часа. Святитель Лев Великий так объясняет это: «По Своему милосердию, чтобы долгая скорбь не терзала смятенные души учеников, Он сократил со столь удивительной быстротой объявленный трехдневный промежуток, что благодаря прибавлению к целому второму дню последней части первого и первой части третьего, Он и уменьшил срок на некоторое время, и число дней не убавилось».

Ничего нет сильнее смерти… и любви. Они несопоставимы. Они разнополюсны. И если сравнивать их, то только по силе. Ветхозаветная Книга Песнь Песней так и говорит: «Ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8:6).
Но Бог явил нам и открыл в Сыне Своем, что любовь сильнее смерти, потому что ради любви можно войти в границы смерти, а смерть пересечь свои границы, выйти за свои пределы не может. Любящий в силе пойти на смерть ради любимых, а смерть полюбить не может, потому что любовь – это единение, а смерть – разлучение.

Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). И ради любви Он взошел на Крест и пресек границы царства смерти. Смерть посрамлена. Смерть побеждена. Крепость ее разрушена, и смерть обессилена. Она побеждена своим же оружием, ибо Христос «смертью смерть попрал».

Древние слова Писания гласят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). День седьмой суббота (Исх.16:26).
Все ветхозаветные предписания и повеления – прообразы новозаветного времени.

Суббота Ветхого Завета, день почитания, день, посвященный Господу. В Новом Завете ветхозаветное почитание дня субботы толкуется как прообраз, когда Бог-Слово почил плотью Своею после свершенного на Кресте.
Сегодня поется: «Сей день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: “И благословил Бог день седьмой”, ибо это – благословенная суббота. Она – упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через промыслительную смерть плотию упокоившись и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственно благой и Человеколюбец».
Великая Суббота. Преблагословенная Суббота.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Сошествие Христа в ад упоминается во многих религиозных текстах. Этот эпизод нашел свое отражение и в иконописи. Но как же Иисус оказался в аду? А, главное, зачем он туда спустился?

Как Христос попал в ад?

Согласно Библии, за грехопадения и отступления людей от Бога, долгое время дорога в рай была закрыта как для грешников, так и для праведных. Все люди, независимо от их поступков, совершенных при жизни, после смерти попадали исключительно в ад. Примечательно, что праведники имели в преисподней отдельное место, называемое Авраамово лоно. Некоторые богословы, как, например, Игнатий Брянчанинов, считают Авраамово лоно неким филиалом небес в аду.
Монах Симеон Новый Богослов пишет «некогда Христос Бог наш после того, как повешен был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, сошел в преисподняя ада, потом поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых и затем, наконец, вознесся на небеса с силою и славою многою, скончался, спустился в преисподнюю, а потом, поднявшись оттуда, снова «вошел в пренепорочное тело Свое и воскрес»».

Что Иисус делал в аду?

Спустившись в ад, Христос таким образом подтвердил предсказание пророка Исаии: «На живущих в стране тени смертной (в преисподней) свет воссияет». Зная об этом пророчестве, мертвые ждали Мессию. Потому как, согласно христианскому учению, Иисус перенес мученическую смерть не только ради живых, но и ради мертвых.
Перед тем, как войти в преисподнюю, Христос, как пишет Иоанн Златоуст, разрушил медные адские ворота. Тем самым Спаситель полностью сокрушил саму смерть и открыл людям дорогу в рай.
При этом Златоуст утверждает, что грехи людские остались при них же. Для того, чтобы грешники покаялись, а незнающие познали Бога, Христос читает проповедь душам умерших. «Иисус «сошед, проповедовал» — пишет апостол Петр.

Греческий богослов Кармирис утверждал, что Мессия читал проповедь для всех, чтобы каждый имел возможность спастись: «Проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем», праведным и грешникам, иудеям и иноверцам. Фома Аквинский предполагал, что та проповедь не являлась обличительной и осуждающей, а только радостной благой вестью о возможности спасения.

Кого Христос взял на небеса?

Уничтожив смерть, Иисус отправился туда, где ему и следовало быть, то есть в рай. Однако ушел он из ада не один. Святитель Григорий Богослов так говорит о Спасителе: (Иисус) «погребается, но восстает, нисходит в ад, но возводит из него души».
Христианский комментатор Маркион Синопский утверждал, что Христос полностью опустошил ад, то есть вывел оттуда всех, кто там находился. Однако другой богослов Ириней Лионский заявил, что Спаситель вывел из преисподней только тех, кто обрел веру и покаялся в грехах. С ним согласны и большинство представителей христианского учения.
Так вслед за Христом поднялись на небеса все ветхозаветные праведники. Едва завидев Мессию в преисподней, к нему ринулись «Святые Пророки, Моисей, Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Самуил, Исаия и Иоанн Креститель» (Евангелие от Матфея).
Однако Иисус все же забрал из преисподней и некоторых грешников. Так вместе с Христом покинули ад первые люди Адам и Ева, с которых и началось грехопадение. Но оба они давно раскаялись в своих деяниях, а потому милостью Господа были прощены. На иконе, которая так и называется «Сошествие в ад» Иисус изображен на фоне сломанных адских ворот, держащим за руки Адама и Еву.

Христос Воскресе!!!

С Праздником!!!

Икона "Сошествие во ад". XVI в.

Сошествие Христа в ад (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) - христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Церковь считает, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминает это событие за богослужением Великой субботы.

Сошествие во ад. 1408-1410. Андрей Рублёв.

Сошествие во ад. 1503. Дионисий.

В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад», сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмовой декорации. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку. К ранним примерам изображения Сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).

Большой иконографический извод «Сошествия во ад» отличается изображением Христа, изводящего из Ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображением ангелов, окружающих Гологофский крест у Иисуса над головой, который является символом искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. В композиции также могут фигурировать цари Давид и Соломон (предки Христа), Иоанн Предтеча, возвестивший в Аду о приходе Мессии, и невинноубиенный Авель (как прообраз будущей жертвы Христа) и «сонмы праведников». Иисуса также мог сопровождать Благоразумный разбойник.

Сошествие во ад. XIV в.

Сошествие во ад. XV в.

Сошествие во ад. XVI в.

На иконах пишутся обломки сокрушенных Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана, закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображенный в виде Силена. Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны - мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.

Сошествие во ад. XVII век.

Сошествие во ад. Андрей Рублёв

Сошествие во ад. Вторая половина XVI в.

На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов - персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки - это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан веревками.

Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жен-мироносиц у гроба Господня, и еще реже - с изображением Страшного суда.

Сошествие во ад. Конец XIV в. Прохор с Городца

Если Христос благоволил сделаться истинным человеком и разделить с нами саму смерть, то естественным следствием этого должно было явиться Его схождение человеческой душой в ад, или приобщение к царству мертвых в промежуток времени от смерти до воскресения. Схождение Иисуса Христа во ад, впрочем, является требованием не одной только человеческий природы во Христе, но и самого Его искупительного дела, - его полноты и универсальности. Без явления Христа в царстве мертвых было-бы не закончено искупление человечества: оно ограничивалось-бы малейшею частью его, только живыми, а неизмеримо более обширное царство отошедших в иной, загробный мир, было-бы забыто и предоставлено во власть вечной тьмы и безотрадного существования без надежды на улучшение. Схождением во ад и проповедью Евангелия душам всех умерших людей, не только ветхозаветных праведников, с верою ожидавших Мессию, но и грешников. Господь приобщает весь загробный до-христианский мир к искуплению, - всех, восприимчивых к Евангелию , и прежде всего ветхозаветных праведников, которых Он, по образному выражению, извел из ада в рай. Учение о сошествии Иисуса Христа в ад, или о пребывании Его в свойственном всем людям промежуточном состоянии после смерти и о продолжении в загробном мире дела искупления есть твердый догмат Церкви, основанный не только на предании, но и на ясном свидетельстве Священного Писания, в 1 Петр. 3, 18 - 20 и 4, 6; Ефес. 4, 8-10. Только не сразу установилось в Церкви учение это во всём объеме, во всех подробностях. Так блаженный Августин, например, ограничивает деятельность Иисуса Христа в аду устрашением злых духов Его явлением и освобождением благочестивых ветхозаветных пленников ада, и отрицает благовестие в аду неверовавшему в истинного Бога языческому миру и всем грешникам, на основании не вполне верного предположения о полной невозможности исправления грешника в загробном бытии его. Так учит, на западе и Григорий Великий. Но их учение не нашло себе последователей на востоке среди отцов и учителей восточной Церкви (Иустин, святой Ириней, Григорий Антиохийский, Иоанн Дамаскин, Климент Александрийский и др.): по мнению последних добровольное нисхождение Христа во ад было продолжением пророческого (учительского) служения Иисуса Христа на земле. Здесь мы не встречаем также высказанной в западном богословии мысли, что сошествие Христово во ад было продолжением первосвященнического служения Иисуса Христа. (Так по учению I. Эпина душа Иисуса сошла в ад претерпеть за нас адские мучения)...

Из сказанного ясно великое значение сошествия во ад в деле искупления: оно необходимо было для его законченности и всеобщности. Церковь в своем богослужении и учении отцов главное значение события полагает в разрушении ада и силы дьявола, сошествием Христовым во ад, и к последнему именно приурочивает сказанное в Евр. 2, 14-15 о полной победе Христа над адом (ср. 1 Кор. 15, 55). Действительно, здесь лежит центр тяжести события, главное общее его значение для верующих христиан, и его необходимо уяснить, что требует в свою очередь уяснения библейского понятия об аде.

Что такое ад, в который нисходил душою своею, яко Бог, наш Спаситель? Какая победа Христова торжествуется и прославляется Церковью в этом событии и над каким именно врагом человечества? Несомненно, воскресением из мертвых Иисус Христос победил злейшего врага нашего - смерть, это распадение цельного существа на части, разрушение телесного его состава. В этом смысле смерть побеждена воскресением. Но одного этого мало для полной победы над всеми ужасами смерти: самое страшное и отвратительное в смерти заключается не столько в самой смерти, как отлучении души от тела и разрушении последнего, сколько в том, что следует за смертью, соединено с нею неизбежно. Это - перемена земной формы бытия на загробную, новую, неизвестную и для естественного чувства человеческого во всяком случае - худшую. Смерть влечет за собою страх и ужас неизвестности, уничтожения личности и воздаяния за грехи. Ад - это и есть загробное состояние души после смерти, так пугающее естественное воображение и чувство человека без упований христианских. В философии и религиях люди пытались проникнуть в страшную тайну загробной жизни, и различные представления об аде были результатом этих попыток. Так произошли Аид греков, Шеол евреев, Аменти египтян, Оркус римлян. Но для нас важнее в данном случае уяснить еврейское представление об аде, или, шеоле, нашедшее себе место в самой Библии.

Шеол . Что же такое шеол еврейский? Первоначальный еврейский шеол напоминает греческий аид, населенный тенеобразными и призрачными существами, лишенными мысли, чувства и сознания. Шеол - это подземное царство всех мертвых, злых и добрых - без различения в загробной участи, общей всем смертным. Само название обитателей шеола рефаимами (с евр. яз. спящие, слабые) указывает на призрачность существования душ в шеоле, которое не заслуживает названия бессмертия: здесь все погружены в беспомощное состояние сна без сознания жизни и деятельности. Однако такое представление евреев о шеоле мало-по-малу видоизменяется по мере общего прогресса религиозно-нравствевных идей, в частности идеи Божественной справедливости, и с развитием мессианских чаяний в еврейском народе. Идея о загробном воздаянии и надежда на избавление Мессии и улучшение участи праведных в загробной жизни, начинают высказываться еще в допленный период истории, в псалмах , книге Иова и др. и с особенною ясностью в пророческих и неканонических книгах послепленной эпохи. Преобразуется под влиянием их и сам шеол из места безразличного и общего собрания всех умерших в место посмертного воздаяния добрыми злым. В шеоле различается два отделения: одно для добрых - низший рай, или небо фарисейского богословия, и другое для злых - ад в тесном смысле слова, как место мучения (= Hölle немецк., а не Hades). Последнее отделение ада ко временам Христа называется геенною по имени ужасной для евреев по воспоминаниям долины Гинномской близ Иерусалима, где некогда совершалось служение Молоху и Ваалу и куда со времен царя Иосии свозили нечистоты, для уничтожения которых постоянно поддерживался огонь в долине. Неудивительно, если в народном воображении ад слился в одно с долиною смрада, вечного неугасимого огня, и населен был злыми духами, превратившись в подземное гнездо и царство сатаны и слуг его. Наряду с этим народным представлением о шеоле, впоследствии нашедшем место в средневековом каббалистическом богословии, в Иудейском богословии во времена Христа господствовало еще другое воззрение, которым (в согласии с книгой Премудрости Соломона 2, 1, 21; 3, 1-7; Еккл. 12, 7; Пс. 15, 8 -11 и др.) отрицалось отделение в аду для праведных, или «нижний рай», и предполагалось непосредственное по смерти восхождение добрых душ на небо к Богу. Какому представлению об аде соответствовала евангельская притча о богаче и Лазаре (Лук. 16, 19- 31), нельзя поэтому решать с такою категоричностью, как это делают некоторые, напр. Вебер и др. Впрочем, таким воззрением в талмуде не исключалось противоречащее ему допущение в аду среднего переходного состояния (для несовершенных Иудеев) без мук ада и без блаженств рая. Души большинства умерших некоторое время остаются по талмуду в очистительном пламени адского огня, через что ад превращается в чистилище; лишь немногим открыт рай тотчас, по смерти.

Представление о рае и аде . Средневековое схоластическое богословие пришло к представлениям о рае и аде, которые нашли себе такое художественное выражение в Божественной комедии у Дантэ. Здесь нам дают подробную топографию рая и ада со всеми его отделениями. In femus, или место мучений для грешников, низшее отделение ада; над ним limbus puerorum, помещение для некрещеных детей, и далее - limbus patrum для патриархов и святых ветхого завета; над всем - земля, а над землею coelum - рай... Таковы догадки простой верующей мысли о загробной тайне. Едва-ли наука в праве с полным пренебрежением относиться к этим гаданиям и уверенно отрицать возможность какой-нибудь доли правды в них. Конечно, геология отняла у этой веры ад, как астрономия - небо, но категорическое утверждение об абсолютной бестелесности души и невозможности чувственно-пространственного представления её загробного существования при настоящем состоянии науки преждевременно и незаконно. Никакого превосходства пред наивно-верующею мыслью не дает науке её собственный, неизбежный по существу дела, младенческий лепет в вопросах о природе материи вообще и организованной материи или тела в частности, о природе души, о сущности пространства. Между тем наивно-верующая мысль находить подтверждение себе в древней философии, в лице Филона, Платона и Аристотеля, допускавшей некоторую телесность в душе, даже более того - в самом последнем слове современной эволюционной науки с её глубокой идеей о непрерывности и постепенности психического развития на земле. Не видим-ли теперь, как современная наука возвращается здесь к седой мудрости Греции и Востока в лице, напр., Армана Сабатье с его замечательной научной теорией бессмертия, или Дюрана де-Гро и профессора А. Данилевского с теорией биогенного эфира (Арман Сабатье, проф. «Бессмертие с точки зрения эволюционного натурализма». Перевод с франц. Ор. статья по поводу сочинения Сабатье: «Можно-ли отрицать бессмертие личное с точки зрения науки?" в Богословском Вестнике, 1897, апрель, стр. 154-165. См. Вопросы философии и психологии. 1898, май-июнь, стр. 258, Вестник Европы 1896, май, статья профессора А. Я. Данилевского «Живое вещество», ср. в журн. проф. И. А. Сикорского: Вопросы нервно-психической медицины т. III, статья Д-ра мед. Пясковского «Биогенный эфир проф. А. Я. Данилевского в отношении физиологии и патологии организма»). Но мы должны, однако, держаться в пределах того, что доступно пониманию по опыту и что согласно с ясным учением христианства.

Царство Божие внутри вас есть . На ряду с чувственно-материальным воззрением на ад и рай, как особые помещения или места в пространстве для злых и добрых, издавна существовало и существует этическое направление в решении вопроса о природе ада и рая. И это направление более и несомненно отвечает и нашему внутреннему опыту, и учению христианскому. Царство Божие или Царство Небесное, наивной верой помещаемое только вне человека в пространстве, по учению Евангелия прежде всего внутри нас (Рим. 14-, 17; Кол. 1, 13; Лук. 17, 21); любовь, радость, мир - вот в чем состоит рай человека, и этот рай со всем блаженством его не внешним механическим способом сообщается человеку перемещением его из одного пространства в другое, но собственными силами его нудится, вырабатывается, или создается собственными усилиями и подвигами его в добре, и только таким путем приобретается людьми. Оно - духовное благо, общее духовно-нравственное состояние, с которым человек идет в загробную жизнь: воспринятое его душою зерно Царства Божия здесь, в условиях земной действительности, всходит пышным плодовитым деревом в высшей и лучшей действительности под яркими лучами Солнца правды, вблизи Христа и Бога, Жизни и Света всего живого. Начало раю мы сами полагаем себе уже здесь, на земле. Это известно сынам царствия Божия. Сыны противления и царства тьмы не скрывают и не могут скрыть и здесь уже переживаемых мук ада, создаваемого в их душе забвением Бога и отчуждением от Него, злобою, мраком, - грехом. Переход сынов противления и греха от земной жизни к загробной, в отрешении от тела, где все возможности земного существования превращаются в действительность, сопровождается, в противоположность сынам света, реальным осуществлением ада, начатого еще на земле. Не жившая истиною на земле по смерти душа всецело, ничем не рассеиваемая, погружается в тот внутренний ужасный хаос и мрак, от мук которых ранее спасала ее жизнь в теле и на земле в условиях материальных, а теперь уже ничто не может спасти. Без тела, органа активной деятельности, душа за гробом осуждена на вечное бессильное созерцание безостановочно идущего в ней потока греховных чувств и мыслей, начавшегося на земле: замкнутая в себе самой без возможности забыть о себе, разоряться, душа осуждена вечно томиться бесплодным и бессильным созерцанием всходов греховных семян, посеянных ею на земле, его неотвратимой власти над нею без возможности, при естественном течении вещей, каких-либо перемен и улучшений. Ужас положения грешной души в загробном мире усиливается еще более тем, совершенно естественным психологическим обстоятельством, что дух в отрешении от тела более, чем на земле, открыт влиянию и силе не только греха, но и родственного ему мира духов. А таковым для грешной души остается несомненно мир духов злобы, царство диавола. Если и здесь, по свидетельству людей духовного опыта, темные влияния из этого царства мрака и злобы, как дыхание ада, дают уже достаточно чувствовать ужас и муки близости его, то что сказать о последствиях для души столь страшного соседства с ней «духов злобы поднебесных », противостать которым эта душа уже не может во «всеоружии Божием » (Еф. 6, 11-18),. во всеоружии праведности, благодати Божией, веры и слова Божия, этого меча духовного! Таким образом психологически - неизбежное усиление власти греха и диавола над грешною душою в отрешении от тела и составляет весь ужас её загробнаго существования или, собственно, то, что называется адом. Ад это в сущности одна из самых страшных роковых сил, - это сила греха, пленяющего себе, человека за гробом; это - неизбежное сгущение того мрака духовного, в котором пребывают на земле люди «ходящие во тьме » и не пользующиеся тем светом, который дан им Богом на малое время их жизни на земле (Иоан. 12, 35).

И эта искони столь страшная для грешного человечества сила ада отныне разрушена и потрясена в своих основаниях Господом Иисусом Христом, Его сошествием во ад, кратковременным приобщением Его к безграничному миру мертвых пленников ада, оживших, для истины и добра от соприкосновения с самой Истиной и Светом Христовыми. Поучительная сторона этого события заключается, кратко говоря, в изведении душ умерших от мрака адского к свету царства небесного проповедью Евангелия в аду душам умерших. Нет такой силы на небе и на земле, и в этой, и в будущей жизни, которая могла-бы устоять перед беспредельной и универсальной силой света и любви к нам нашего Искупителя Иисуса Христа! По-видимому, непроницаемый ни для какой посторонней силы, ад теперь оказывается вполне проницаемым и открытым для любви, могущества, света и благодати Христа, все Собою наполняющего. И на ад, как и на все, простирается благодатная сила света и любви Христа, так-что действительно мы отныне с апостолом Павлом питаем уверенность, что «ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина », - ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 8, 38-39). Кто со Христом, для того нет ада, смерть для того не потеря, а приобретение и переход в жизнь вечную, в царство Христово (Лук. 23, 43; Флп. 1, 21-23). Ад создан силою мрака и злобы, силою греха и разрушен ныне силою света и добра не только в своем зарождении, или начале здесь, на земле, но и за гробом - для тех, которые приобщились свету царства Божия на земле. Проповедь Евангелия в аду была, конечно, спасительной и действенной только для не погибших для истины и сохранявших в себе неоплодотворенные истиной ростки высшей жизни; но ад закрыт от благодатных влияний и воздействия света и любви Божественной для душ, отходящих туда из мира во тьме и злобе, даже без ростков света и жизни христианских, без всякой восприимчивости к свету и без способности возвращения к лучшей жизни. Поэтому-то грозным предостережением остается для нас навсегда повеление Христово ходить во свете и веровать в свет, пока есть свет, чтобы не объяла нас тьма, и как можно более запасаться на земле светом для перехода в загробную форму существования, так открытого власти тьмы (Иоан. 12, 35-36). Много света нужно для беспрепятственного перехода от смерти к жизни вечной со Христом без задержки в аду, хотя бы временной; поэтому-то церковью для людей среднего духовного уровня допускается среднее состояние без определенного и окончательного решения участи до последнего всеобщего суда и открытия Царства Божия. Сошествие Христово во ад и было именно приобщением к душам в этом среднем нерешенном состоянии их за гробом (отсюда неосновательность вышеизложенного учения Эпина), и они-то именно и могут почерпать силы и утешение, необходимые на смертный час, в должном разумении и памятовании силы Христова сошествия во ад, прославляемой и воспеваемой так часто в богослужении.

Литература.
Из курсов догматического богословия см. митрополита Макария, Православно-Догматическое богословие. Спб. 1895, т. 2. стр. 188-173; профессора П. Светлова. Курс апологетического богословия. Киев 1900, стр, 348-356; Н. Орлина, Сошествие Господа нашего Иисуса Христа во ад и Его проповедь мертвым (В журнале Православное Обозрение 1889, кн. 4). Из иностранной лучшие: (Guder, Lehre von der Erscheinung Jesu Christi unter den Todten. Bern. 1853 (ст. указанием соответственной литературы); Rink, Zustand nach dem Tode. Auf. 3-te 1878, p 332 f.f.

* Священник Павел Яковлевич Светлов.
Магистр богословия, профессор
Киевского университета .

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стлб. 321. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г. Орфография современная.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: