Убитый младенец. Вифлеемские младенцы-мученики: История, иконы, молитвы

Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг.название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода,… … Православная энциклопедия

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 2, ст. 1 6, 16) повествуется о том, что царь Иудеи Ирод I (73 4 до н. э.) приказал умертвить всех младенцев, родившихся в Вифлееме, после того, как волхвы сказали ему, что один из них Иисус, будущий царь… … Словарь крылатых слов и выражений

ИЗБИЕНИЕ, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 расправа (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ - что Лёгкая победа или расправа над более слабым противником. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых одним делом или общими интересами лиц (Х) в каком л. единоборстве, спортивном состязании, дискуссии, споре и т. д. (p), значительно… … Фразеологический словарь русского языка

Избиение младенцев - Ирон. Жестокая массовая расправа над невинными, беззащитными людьми; применение чрезмерно строгих мер по отношению ко многим людям. Если Русанов глубоко убеждён в том, что, производя в своём ведомстве это постоянное избиение младенцев (отдачу под … Фразеологический словарь русского литературного языка

См. Вифлеемское избиение младенцев … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (иноск. иронич.) коренное истребление (преследование) чего либо (намек на избиение младенцев в Вифлееме) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

избиение младенцев - шутл. О чрезмерных строгостях, о суровых требованиях, предъявляемых к людям молодым, неопытным (от евангельского рассказа об истреблении царём Иродом младенцев в Вифлееме) … Словарь многих выражений

Избіеніе младенцевъ (иноск. ирон.) коренное истребленіе (преслѣдованіе) чего либо (намекъ на избіеніе младенцевъ въ Виѳлеемѣ) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • , Щеголев Александр Геннадьевич. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…
  • Зона Посещения. Избиение младенцев , Александр Щеголев. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно…

Память 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев чтит Церковь 11 января. Невинные дети, погубленные по приказу царя Ирода, стали первыми мучениками за Христа. Масштаб этого великого злодеяния, совершенного сразу после рождения Иисуса Христа, ужасает – показывает степень извращенности человеческого мира и его вопиющую потребность в приходе Спасителя.

Однако существует мнение, что 14 тысяч, число прославленных Церковью жертв трагедии в Вифлееме, не соответствует действительности. Согласно исследованиям ученых, 2000 лет назад в этом маленьком городке не могло быть столько младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. В то же время в сирийских источниках упоминаются 64 тысячи убиенных в Вифлееме невинных детей, а в ряде западных мартирологов указаны и 144 тысячи младенцев-мучеников.

Как же следует относится к подобной информации, и как воспринимать праздник, в котором возможны некоторые исторические недостоверности? О почитании святых убиенных младенцев Вифлеемских, первых мучеников за Христа – протоиерей Владимир Ровинский , настоятель храмового комплекса Почаевской иконы Божией Матери города Ковель Волынской области.

***

Кровавое звено в противостоянии Бога и человека

За древним преданием, которое Церковь сохранила для нас, о тысячах и тысячах , стоит не желание установить их точное количество, а подчеркнутое напоминание о масштабах борьбы извращенного грехом человечества против Бога.

Вифлеемская трагедия стала далеко не последним кровавым звеном в этом вековом противостоянии надменного, самодовольного, властолюбивого, кровожадного, погибающего в страстях человека и кроткого, смиренного, долготерпеливого и жертвенного Бога, пришедшего в мир спасти людей.

Почтить память Вифлеемских младенцев Церковь предлагает нам через несколько дней после празднования Рождества Христова. Это почитание имеет древние корни. Из сочинений священномучеников Иринея, епископа Лионского (†202) и Киприана, епископа Карфагенского (†258), следует, что уже при их жизни Вифлеемские младенцы повсеместно почитались святыми.

Устное предание о казни младенцев запечатлено в Евангелии от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов » ().

Как видим, евангелист не ставит своей целью донести до слушателей точное количество младенцев, которые были принесены в жертву алчности и властолюбию царя Ирода.

Это невозможно. Хотя в Евангелии и акцентируется внимание на избиении «всех младенцев» – и не только в Вифлееме, но и «во всех пределах его».

Помочь увидеть в Иисусе из Назарета обещанного Мессию Христа

Блаженный Иероним Стридонский, подвизавшийся в Вифлееме и занимавшийся там научной деятельностью во второй половине IV века, пишет, что по указу Ирода было убито «много тысяч» младенцев. Евангелист Матфей связывает это убийство, которое произошло уже после Рождества Христова, с длинной чредой попыток уничтожить богоизбранный народ на протяжении всей ветхозаветной истории.

Напомню, что Матфей поставил своей целью помочь иудеям увидеть, в непринятом ими Иисусе из Назарета, обещанного Мессию Христа. Апостол еврейского народа постоянно ссылается на авторитет ветхозаветных пророчеств о Христе. Он связывает в одно целое известные древние пророчества с теми событиями, которым свидетелем был не только он, но и его соплеменники.

Вот и здесь, сразу после повествования об избиении младенцев в Вифлееме, он говорит: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет » (Мф.2:16-18).

Рама, городок расположенный в 12 километрах от Вифлеема, несомненно подпадал под действие указа Ирода. В Раме находится гробница Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова, который был внуком родоначальника еврейского народа Авраама. В Раме собирали плененных иудеев перед тем, как отвести их в рабство на чужбину. И ветхозаветный пророк Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе своего народа.

Наивная ошибка или глубокий символ?

Но мы перед собой поставили вопрос, почему Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме младенцев – 14 тысяч. Что здесь – наивная ошибка или глубокий символ?

Церковное предание, вслед за евангелистом Матфеем, видит в массовом убийстве невинных младенцев из Вифлеема не просто одиночный случай проявлений царского деспотизма, а ставит его в контексте истории падшего человечества страшным звеном в длинном ряду безуспешного богоборчества.

А число «14» действительно символическое. Нам известно, что родословная Спасителя, тем же евангелистом Матфеем, разделена на три чреды по четырнадцать родов: «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов » ().

Да и Ветхий Завет сыновьями Рахили называет не только рожденных ею Иосифа и Вениамина, но также и внуков - «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ » (). Отсюда и древнее церковное предание, которое через византийскую традицию пришло на Русь и сохранило нам память о 14 тысячах младенцев-мучеников, о которых Рахиль спустя 17 веков после своей кончины плачет как «о детях своих».

Боль за младенцев-мучеников и память об их страданиях не угасает в Церкви. Святые мощи младенцев сохраняются в склепе рядом с Храмом Рождества Христова в Вифлееме. А часть мощей одного из младенцев находится в Дальних пещерах рядом с церковью Рождества Христова. Святые мощи первого мученика за Христа привез в Киев патриарх иерусалимский в 1620 году.

Невинно убиенным младенцам молятся дети и о детях, молятся за рожденных недоношеными и убиенных во чреве. Современная статистика ужасает не меньше древнего злодеяния: сегодня в России, Украине и Белоруссии ежедневно в утробе матери убивают не менее 14 тысяч не рожденных детей.

И, как писал известный греческий архиерей, митрополит Никопольский Мелетий: «Приступающие к убиению во чреве своих детей похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни».

Подготовила Анна Аркуша

Избиение младенцев царем Иродом

Избиение младенцев, описанное Евангелием от Матфея, может служить еще одной подсказкой при определении года рождения, но это означает, что Иисус должен был родиться в 4 г. до н. э., в год смерти Ирода.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (Матф. 2, 1–3)

Далее Евангелие повествует о том, что Ирод приказал убить всех детей мужского пола от новорожденных до двухлетних в качестве меры предосторожности, и что Святое семейство избежало угрозы, поспешно бежав в Египет. Эта история должна быть отнесена к разряду легенд. Слишком очевидно ее сходство с древними мифами, например о рождении Эдипа. О Моисее написано, что он также чудесным образом избежал участи, уготованной ему злым фараоном. Убийство невинных детей в Вифлееме рассматривалось как исполнение пророчества ветхозаветного пророка Иеремии:

Среди известных исторических хроник нет ни одной записи о массовом истреблении младенцев в Вифлееме по приказу мнительного Ирода. Любое такое событие, несомненно, было бы зафиксировано историками того времени, особенно Иосифом Флавием, который подробно описывал Ирода и его преступления. Удивительно и то, что ни один другой евангелист, за исключением Матфея, не упоминает о подобном событии, несмотря на то, что Иисус был на волосок от смерти. Даже Лука, единственный из авторов, кто интересуется жизнью Иисуса в детстве и юношестве, молчит об этом.

Ирод, который, несмотря на свои неординарные способности, вошел в историю как неразборчивый в средствах злодей, вполне был способен на такое массовое истребление. Он казнил двух своих жен и трех сыновей. Император Август, по свидетельству историков, как-то саркастически заметил, что «предпочел бы быть свиньей, нежели ребенком в доме Ирода». (Возможно, имеется в виду, что еврейские законы запрещают есть свинину, и потому Ирод скорее побоялся бы убить свинью, нежели человека.)

В 7 г. до н. э. Ирод повесил своих сыновей Александра и Аристовула, «своевременно» обнаружив, что один из них готовит мятеж против отца. Возможно, «эта казнь запечатлелась в памяти современников как избиение невинных», а позже появилась легенда о «массовом убийстве» детей, согласно которой Ирод, в связи с казнью своих сыновей, линчевал в Иерихоне руками толпы еще 300 человек (в основном юношей) из числа их последователей.

Таким образом, если соотносить рождение Иисуса с эпохой Ирода, то оно могло иметь место, начиная с 7 г. до н. э. Но в таком случае Иисус должен был родиться по крайней мере за четыре года до начала нашей эры, поскольку Ирод умер в 4 г. до н. э.

Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы. Передача телеканала “Радость моя”.

Вифлеемская трагедия

Когда человек впервые читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. О смысле их страданий и смерти рассуждают преподаватели Минских Духовных Школ: Библейской истории – Константин Константинович Мачан (он первым отвечает на наши вопросы) и философии – иерей Сергей Лепин.

Как Вы оцениваете смысл страданий Вифлеемских младенцев? И какое место уготовано им в загробной жизни?

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. После Крестной Жертвы Спасителя страдания за Него становятся для человека свидетельством веры. Ведь по-гречески «мученик» - «свидетель». Но что можно говорить о праведниках Ветхого Завета, страдающих за Истинного Бога еще до пришествия Христа или о страданиях Вифлеемских младенцев - сверстников Младенца-Спасителя? Без сомнения, они важны для Бога ничуть не меньше новозаветных, с той лишь разницей, что Христос пострадал за них на Кресте и освободил от греха, проклятия и смерти после их земной жизни.

Многообразие примеров мученичества можно условно разделить на две группы: мученичество выбора и мученичество по необходимости (без вариантов). В первом случае мученику предлагается отречься от Христа и продолжать жить без Него на земле и в загробной жизни или с Ним, пострадав за Него: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32). Ко второму подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек не выбирает «жизнь или веру», принимает страдания потому, что кому-то в религиозных или политических целях необходимо убрать своих оппонентов. Царь Ирод Великий, узнав о новорожденном Царе Иудейском (по пророчеству - появившемуся на свет в Вифлееме) и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф.2:16). По преданию их было 14 000. Не зная, где именно находится Иисус, Ирод желал в числе этих невинных страдальцев погубить новорожденного Христа. У этих младенцев не было выбора-они еще не осознали жизнь с ее превратностями, ни у кого из них не спросили, выбирают ли они этот путь или нет. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия - тело его покрылось болезненными ранами. Рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя в них соперников.

Почему Господь попустил смерть и мучения невинных детей? Ведь они не совершили зла и греха?

Здесь можно ответить относительно их земной участи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек - твой благодетель?». Здесь несколько медных монет- наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото - жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.

Пророк Иеремия пишет: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15). Это относится только к Вифлеемским младенцам или ко всем поколениям христианских мучеников-младенцев?

Рама - это местечко в Израиле, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама. По преданию, когда сына Рахили, Иосифа, вели в Египет, как пленника и раба, он, проходя мимо гробницы своей матери, заплакал и закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?». В ответ из гробницы послышалось рыдание. Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер.1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы-места захоронения Рахили (1 Цар.10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей. В наше время, помня о младенцах из Вифлеема, мы вспоминаем обо всех убиенных - убитых просто так, без обвинения, без какого бы то ни было «состава преступления», убитых просто так, по той причине, что это было нужно многочисленным «Каинам и Иродам».

Протодиакон Андрей Кураев об избиении вифлеемских младенцев .

Предание говорит, что младенцев было 14 000, в Евангелии об этом ничего не сказано. Эта цифра имеет какое-либо значение?

Их было, как указывает византийская традиция, 14 000. Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение. Оно говорит о массовости такого явления, как убиение невинных, как репрессии, которые чаще всего обрушиваются не на единиц, а на тысячи и даже миллионы. Евфимий Зигабен, византийский богослов ХII века пишет об этом так: «Ирод полагал, что звезда, возвестившая мудрецам с востока о Рождестве Христовом, не тотчас же явилась им, но что Младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года».

В то же время можно говорить о символичности цифры «14» как о числе «сыновей» Рахили. В Библии сыновьями Рахили называются не только Иосиф и Вениамин, рожденные ею, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина)-«это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). По 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни.

Вообще, цифра «14» часто встречается в библейской традиции. Например, в родословной Спасителя насчитывается «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке. Вероятно, тогда и была определена цифра «14 000».

Иконы и картины

Мученики младенцы Вифлеемские. Россия. Конец XVIначало XVII в.

Молитвы

Тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 6

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.

Кондак, глас 4

Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.

Видишь, за сколько родов раньше было возвещено о безумии Ирода в последние дни: "послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его" (послав изби вся дети, сущия в Вифлееме, и во всех пределах его). О, безумие Иродово, или, лучше, нечестие диавольское! Ведь и это было его дело, он вооружил Ирода против детей. Однако он поднял меч детоубийства против самого себя; Ирод, много замышлявший, не убил Иисуса, Которого искал; неудача Ирода – несчастье для диавола.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его". О, Ирод, зачем безрассудно раздражаешься? Зачем вооружаешься против детей? Ты осмеян волхвами, и убиваешь младенцев. Разве младенцы указали дорогу волхвам? Звезда указала им родившегося Господа, Не в силах будучи уметить в звезду, убиваешь младенцев? Или для того ты получил царство, чтобы показать свою силу против кормящихся грудью? С детьми воюешь, Ирод? Матерей сиротишь? Сосцы сушишь? Объятия обнажаешь? Сердца ранишь? Женщинам, мучащимся родами, прибавляешь плача? Младенцев двух лет и моложе убиваешь? Есть ли, где вонзить меч? Это (значит) не убивать, но преждевременно резать. Покажи детям меч; если, испугавшись, они сробеют, то убивай, режь; а если весело подбегут к мечу, то зачем вынимаешь меч против улыбающихся мечу? Ты думаешь, Ирод, Спасителя настигнуть, и Его убить?

Так как ты совсем решился (на это), то издай повеление, призови волхвов, задержи звезду, заключи в темницу Гавриила, расспроси пророков, разыщи матерь Деву; если ты этим овладеешь, то можешь и Христа найти. Не славословишь, но ищешь рожденного бессеменно? Богоборствуешь, царь? Хлопочешь о Царе? Желаешь овладеть владеющим тобой? Желаешь погубить, кто желает тебя спасти? Замышляешь схватить, Того, Кто стоит подле тебя, и не желает, чтобы ты видел Его, по твоему лукавству? Он, о, Ирод, есть Тот, Кто взывал за много времени раньше: "будут искать меня, и не найдут" (взыщут мене злии, и не обрящут) (Прит, 1: 28). Как же ты (можешь) презирать этого Младенца? Он, по божеству, много древнее Авраама, не только Авраама древнее, но и Адама создатель. Он не страхом облечен, но идет для домоправления. Зачем безрассудно раздражаешься, Ирод? Корысть напрасного гнева – падение. Зачем ты делаешь подобно фараону? Он в Египте приказал, чтобы младенцев мужского пола бросали в реку, и ты приказываешь, чтобы в Вифлееме иудейских младенцев мужского пола убивали. О, одинаковый дух! О, равная безжалостность! О, сходное нечестие! Вернее же сказать, Ирод много свирепее фараона.

Также и копьеносцы Иродовы много тягостнее щитоносцев фараоновых. Фараон в Египте, если и приказывал, чтобы иудейских младенцев мужскогого пола убивали, однако решился на это как иноплеменник, из боязни, чтобы не усилился израильский род, и не истребил бы египтян. Он египетских детей щадит, а убивает израильских; по страху воюет, а не по зависти умерщвляет. Фараон был человеколюбивее Ирода (настолько), что даже отменил закон, который он объявил, и сделался нарушителем собственного повеления. Он нашел одного Моисея носящимся по реке в ящике; через свою дочь взял его, и не только не убил, но, как сына, вскормил; щадит младенца, нарушив свой закон. Что ты говоришь, Ирод? Фараон спасает Моисея, а ты решился настигнуть Владыку Христа; тот спасает будущего карателя Египта, а ты желаешь убить Спасителя вселенной? И щитоносцы фараоновы почтеннее копьеносцев Иродовых.

Бабки, получив приказание душить еврейских младенцев мужского пола во время (их) рождения, не исполняли этого из благочестия – хотя и были египтянки родом; их внутренность переворачивалась при мысли, что испытывают матери, когда лишаются младенцев насильственной смертью. Они решились скорее оскорбить царя временного, чем противодействовать большему Царю и Богу. Ирод показал свое нечестие в отношении не иного племени, но с единоплеменниками безумно поступил. Фараон только в Египте обнаружил такую ярость, не далее; а Ирод приказал избивать нежных младенцев не только в Вифлееме, но и во всех его пределах. О, несправедливое повеление того, кто восстал тогда сразу против города, деревень, полей и улиц! Не было у матерей, где бы детей скрыть; вне материнских объятий они не могли остаться. Если бы когда мать пожелала укрыть свое дитя, оно само выдало бы себя плачем, привлекло бы к себе смерть привязанностью к сосцам. Как рыба не может жить вне воды, так и младенец скоро гибнет, лишаясь материнских сосцов. О, та вселенская плачевная песнь! Я не нахожу, как описать виды материнских сетований. Если бы произошло варварское нападение, матери легче переносили бы скорбь; разделяемое несчастье умереннее терзает страдающего (им). Но (то) было не нападением варварским, но междоусобной войной; было насилием, не допускающим просьбы; было беззаконием, имеющим защитником закон.

"Избиение младенцев" Маттео ди Джованни. 1488

Матери кричали, и не было слушателя; младенцы рыдали, и подле не было жалеющего; сосцы обливали молоком землю; а Ирод, как камень, более ожесточался. Копьеносцы царя еще кровожаднее там и здесь различно нападали на младенцев: одних у стен мучили, других на скалы бросали, иных душили. Волновал их диавол, виновник такого дела.

В этом и подобном матери ослабевали и, забывшись от страдания, не заботились о благопристойности. Разрывали одежды, распускали по воздуху косы, сосцы обнажали, которые нужно было скрывать, грудь поражали камнями, царапали (себе) щеки, как палачи, призывали в свидетели небо, молчаливого судью, обращались с просьбой к общему Судье и Владыке со словами: "Что это за кровожадность царя, Владыко? Он свирепствует над Твоим творением; Ты создал, он не перестает закалывать; Ты одарил, он вредит. Для чего мы рождали детей, если так горька смерть детей? Если (это) Твое приказание, прикажи и нам с ними умереть; если (это) предприятие и приказание беззаконного царя, почему Ты скорее на него не нападешь?" Но, конечно, матери так кричат, терзаясь страданием, (и) по незнанию пользы для своих птенцов. В действительности что блаженнее тех, кто переносит замыслы из-за Владыки Христа? Что блаженнее этих детей, – так как они закалывались не ради только их самих, но и как бы сам Христос убивался? Поистине благовременно сказать к матерям слово Господа: не плачьте, матери, не плачьте; на малое время они потеряли ваше лоно, но лоно Авраамово получили. Не плачьте, матери, не плачьте; "не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (не препятствуйте детям идти ко Мне: таковых бо есть царство небесное) (Мф. 19:14), во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, во веки веков.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: