В главном любовь во второстепенном. "В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь"

Сплошные седмицы в 2019 году – это недели, в которых отсутствуют постные дни. В течение года кроме многодневных постов существуют и посты однодневные – в среду (предательство Иудой Иисуса Христа) и в пятницу (в память о распятии Иисуса Христа). В эти дни запрещено вкушение скоромной пищи: мяса, яиц, молока и продуктов, содержащих белки животного происхождения. Также в постные дни не разрешается проводить увеселительные мероприятия и стоит запрет на близость супругов. Согласно учению церкви, эти правила существуют для поддержания веры деятельной, не номинальной.

Сплошная седмица – что это?

Учения церкви заключаются не в одних лишь запретах и ограничениях. Помимо праздников, торжественных дней и благодатных событий, несколько раз в год православные люди проводят гуляния в течение целой недели, которая называется седмицей (от церковнославянского «семёрка», то есть семь дней). Сплошная неделя, всеядная, светлая седмица – все эти названия употребляются для обозначения недели, в которой отсутствуют постные дни. Торжествует вся церковь – заметны некоторые изменения в богослужении, облачения священнослужителей и прихожан праздничные, ну и, конечно, разрешается вкушение разнообразной пищи.

Дни сплошных седмиц

В году пять сплошных седмиц. По обыкновению это радостные дни после Рождества Христова – Святки с 7 по 17 января.

Для поддержания христиан перед началом великопостных дней церковью установлена Сырная седмица – Масленица, когда разрешается вкушение всякой скоромной пищи – масла, молока, яиц, рыбы, но уже без мяса 4-10 марта).

После главного для христиан события – Воскресения Иисуса Христа – пост запрещен, ибо радость настолько велика, что люди празднуют несколько дней – в 2019 году Светлая Пасхальная седмица с 28 апреля по 4 мая.

Через пятьдесят дней после Пасхи православная церковь отмечает День Святой Троицы, или Пятидесятницу (16 июня), после которой также следует сплошная неделя. Троицкая седмица или Зелёная неделя – «русальная», «проводная» – неделя перед Петровым постом.

Ознакомившись с понятиями о сплошных седмицах, легче переживать постное время в ожидании великих праздников православной церкви.

Троица - большой праздник, который в 2018 году выпадает на воскресенье 27 мая. Следом за ним, вся неделя считается праздничной и называется Троицкой или по народному - Русальной. С этими днями связаны удивительные традиции и приметы.

всегда празднуется в воскресенье, на 50 день после Пасхи, поэтому называется еще Пятидесятница. Троица - это не один праздничный день. Накануне отмечают Троицкую родительскую субботу, а в понедельник - День Святого Духа.

Вся неделя после Троицы в церковном календаре отмечена красным цветом - праздничная Троицкая седмица. А в народе эти дни называются Русальная неделя.

Русальная неделя - символическая календарная граница между весной и летом, а кроме этого - завершение того периода, когда мифологически душам умерших можно было находиться среди живых.

Русальная неделя, согласно украинским традициям - время «заложных», «нечистых» усопших, как правило юных девушек, которые умерли не своей смертью и появлялись с того света на этом на короткое время. Вы, конечно, догадались, что речь идет о русалках.

Русальная неделя, Русалчин Великдень, Навская Троица - период времени, когда русалки появляются среди живых, а затем возвращаются, откуда пришли. Существуют обряды проводов, изгнания русалок - на Аграфену Купальницу, Февронию Русальницу, например. В Украине так проводили обряд изгнания русалок: одну из девушек наряжали в русалку, надевали на нее белую сорочку и венок на голову, выводили за село и приговаривали: « Идите, русалочки, идите, и нашу рожь не ломите».


Приметы Русальной недели

Главный цвет Троицы - зеленый, а все ритуальные традиционные гуляния проходят с использованием полевых трав и цветов, дома украшают скошенной травой, зелеными ветвями деревьев, в каждом регионе это свое традиционное дерево: береза, ясень, клен, орех. Выбрасывать зелень нельзя, а принято сжигать, заваривать и добавлять в воду для купания. Троицкие травы, освященные в церкви наделяли особыми магическими свойствами.

Незамужние девушки плели венки, украшали ими голову, а затем пускали в воду и следили, как поведет себя венок. В какую сторону поплывет, там и жениха искать, плохо дело, если венок утонет - к слезам.

Гадали на суженого с помощью березовых веточек - под подушку девушки клали березовые веточки, чтобы суженого во сне увидеть.


Во все праздники Троицы, начиная с поминальной субботы, нельзя было ходить в лес и к водоемам, особенно девушкам, считалось, что русалки, которые гуляют по земле в это время, защекочут и утащат за собой.

Однако девушки тайком бегали в лес, плели красивые венки из цветов и "дарили" русалкам, в замен просили послать им хорошего жениха. А для защиты от нечисти носили с собой любисток, полынь или чеснок.

На протяжении всей Русальной недели нельзя было заниматься тяжелым трудом, особенно в огороде, сеять, проводить любые работы с землей, а также стирать.

Обязательно узнайте,

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34673) раз



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: