В славянском гороскопе символы фен шуй. Как построить дом в зависимости от сторон света

«Дом светел – судьба светла,
В темном доме не ищи добра».
С далеких времен, когда человек жил в единстве с природой, сохранились наставления как построить дом, чтобы обрести в нем уют и душевный покой.

Для древних славян строительство дома было исполнено глубочайшего смысла, ведь при этом человек уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору строительных материалов, времени начала работ и места постройки.
Ориентация дома по сторонам света
Наши предки считали очень важным правильно расположить своё жилище относительно полюсов Земли. Древние зодчие почитали законы природы и строили, подчиняясь им.
Недаром русские деревни всегда расположены в живописных местах. Идеальным для строительства считался пологий холм на берегу реки или озера. Естественный источник воды, считали наши предки, приносит жизненную энергию в дом.
«Стань лицом на Север. Оглянись через правое плечо – это вид с твоего крыльца. Вытяни правую руку – там кровать твоя будет стоять. Оглянись через левое плечо – из кухонного окна обзор откроется. По левую руку от тебя кладовая обустроится и за стеной скотина домашняя жить должна». В простых строках коротко переданы советы древних мастеров.
Русский крестьянин ставил избу так, чтобы лучи солнца, попадая в окна, давали как можно больше тепла и света, а из окон открывался широкий вид на окружающую природу. Свободные потоки воздуха омывают энергетическими струями расположенный на возвышенности дом, принося добро и забирая негативную энергию.
Ориентация дома по сторонам света
Проснувшись ранним утром, с первыми лучами солнца человек получает энергию и тепло, заряжается на весь день. По древним строительным канонам крыльцо должно выходить на юго-восток. А вот западная стена дома была «глухая», без дверей и окон. По старинным поверьям именно западный ветер несет нежданные перемены в жизнь человека и «сдувает» нажитое. Как правило, с этой стороны находились хозяйственные постройки и держали домашний скот.
По советам древних славянских мастеров детские и спальные комнаты в доме лучше ориентировать на восток или юго-восток, навстречу восходящему солнцу. Кухню - на север или северо-запад. Удобно, если из кухонного окна виден двор, чтобы, не отвлекаясь от домашних дел, наблюдать за играющими детьми.
Сам же дом лучше расположить в северо-западном секторе двора. Это даст возможность красиво оформить центральный вход с крыльцом и верандой, защититься от любопытных взглядов соседей стеной без окон.

Огромное значение придавалось розе ветров на месте строительства. Большие фруктовые сады во дворах имели не только продовольственное значение, а и несли функцию защиты. «Всё, что останавливает ветер, останавливает энергию». Ветра обожествляли. Именно с ними связаны древнеславянские поверья о богатстве и благополучии или, наоборот, о нищете, преследующей жильцов неправильно простроенного дома. С южной и восточной стороны на окнах дома могло не быть ставен. А вот с севера или запада – ставни, украшенные затейливой резьбой, защищали не только от холода, но и от невзгод.
Важен хороший подход и подъезд к дому. Дорога должна быть прямая и не петлять – тогда жизнь в доме будет спокойная, размеренная, без неприятных поворотов.
Ни в коем случае нельзя строить жилье на месте старой дороги. Пространство бывшего оживленного маршрута пронизано продувающими потоками и в доме энергия жизни не будет накапливаться, а уйдет сквозь него по старому пути.
Обязательно чистый, ухоженный двор. Загромождая пространство вокруг себя, человек приносит хаос в свою жизнь.

Соблюдение таких простых правил, проверенных веками, подарит жильцам нового дома мир и уют.

Грустно, что свою культуру нужно собирать по каплям. Но если этого не делать, то и капли высохнут. Помните, наши окна всегда были в форме + ? Потому что считалось, что благодаря этому злые силы не могут войти в дом.

Сегодня мне попалась интересная - славянам желательно прочесть.

Фэн-шуй — популярная китайская наука о гармонии с окружающей средой и умении обустроить свой быт в соответствии с законами природы. История фэн-шуй насчитывает несколько тысячелетий. В основе принципов фэн-шуй лежат 5 элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Большинство рекомендаций фэн-шуй основаны на взаимоотношениях пяти элементов.

А как на Руси привлекали удачу в свой дом?А ведь в древнерусских семьях тоже знали искусство ФШ,только назывался он Родолад.Давайте делиться знаниями,как на Руси привлекали удачу в свой дом.

Ваш дом - это ваша душа и ваше лицо. Но, кроме того, это еще и чрезвычайно динамическая, самостоятельная сущность, способная очень мощно влиять на всю вашу жизнь. От вас зависит, каким будет это влияние. Мы предлагаем окунуться в мир славянского фэн-шуя, казалось бы что то новое, но на самом деле- хорошо забытое старое.
В нашей славянской культуре существует свои понятия об устройстве дома. Мы знаем, хотя давно не помним откуда, что веник надо держать помелом вверх, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, крутить в руках шапку, протягивать соседу нож острым концом и так далее. У нас своя самобытная история, нам есть чем гордиться и есть что почерпнуть из знаний наших предков. Русь - великая держава со своими традициями и обрядами. Русские мастера - гении любимого дела, которые знали толк в строительстве крепких домов из древесины. Именно дерево считалось символом красоты, жизни, величия, которое дарило своим хозяевам тепло и уют. Дом для русского человека был не только кровом, но и настоящим комплексом традиций.
Невозможно переоценить влияние атмосферы нашего дома. Огромную часть нашего времени мы проводим дома. Около восьми часов в сутки мы проводим в постели и остальное время на работе. Атмосфера, обстановка и энергия места влияют на наше настроение, уверенность в себе, отношения с домочадцами и на наш успех в жизни, на то, как мы себя чувствуем на работе. Замечали вы, как по-разному вы себя чувствуете, заходя в разные помещения? В одном легко дышится, чувствуется какое-то светлое движение воздуха, улучшается настроение, вы получаете удовольствие и расслабляетесь, находясь там. А в другом - с порога на вас обрушиваются плохие предчувствия, нехорошие запахи, темные, неприятные ощущения. Вам хочется поскорее покинуть этот дом. Так что грамотный подход к обустройству вашего жилья никогда не будет излишним.
Так фэн-шуй в славянском стиле современного дизайна выглядит абсолютно ненавязчиво, обволакивая уютом и создавая желание возвращаться в это место снова и снова. На уровне же энергий хороший фэн-шуй дома притягивает материальное благополучие, душевное спокойствие и доброе здоровье всей семье.
Так руководствуясь опытом и поверьями предков следует одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора посадить дерево. Раньше сажали березу или рябину, очень красивые и грациозные деревья. Вообще все деревья наши предки наделяли определенными свойствами: черное дерево символизировало способности к магической защите, дуб — силу и удачу, сосна — деньги и выздоровление, вишня — любовь, кедр — долголетие, клен — любовь и материальное благополучие, а орех — здоровье. С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку — она «обеспечит» здоровье семьи.
Согласно славянским верованиям, разные предметы в доме имели свое значение - одни отводили беду от семьи, принося счастье и благополучие, другие предметы накликали несчастье; от таких вещей, конечно, стремились избавиться.
Например, никогда не давали в долг «счастливые» предметы, иначе можно было потерять их благосклонность, а огонь всегда был символом жизни и достатка. Лапти - дар домовому дома. Обычно ими украшали кухню. Веник помогал содержать дом в чистоте, чеснок и перец выгоняли нечистую силу, домашняя выпечка и горшок с гречневой кашей символизировали хлебосольность и достаток. Мешочек с можжевельником помогал освободиться от дурных мыслей. Лапти всегда ходили парами - оттого свидетельствовали о прочности семейных связей.
Но, пожалуй, самая важная черта дома в славянских традициях - это атмосфера уюта, достатка, благополучия и лада, основанных на традициях, почитании предков и семьи.

На Руси верили в огненный дух, который хранил домашний очаг. С печью особенно были связаны приметы, предвещавшие благополучие семьи. Многие делали на стене над печью отверстие, что бы в определенный день в него проникали лучи восходящего солнца, которые сулили мир и добро в доме. Можно предположить, что изба располагалась таким образом, что подобное чудо встречалось раз в один из праздничных дней на Троицу или Пасху. Печи не только служили для приготовления пищи и тепла, но и являлись настоящим произведением искусства, прекрасно вписываясь в интерьер. Печь-каменка в изразцах - поистине захватывающее зрелище, шедевр ручной работы. Весь интерьер избы был целостным, общий стиль задавал тон помещению. По нему можно было понять: богат человек или беден, какой склад у него характера, чистоплотна ли хозяйка.

Красный угол дома - самое нарядное и парадное место, символический центр, на который каждый входящий сразу же обращал внимание. И оформлялась эта часть дома не только для того, что бы любоваться самому, но и для приходящих гостей. Обычно красный угол располагался по диагонали от печи, и их могло быть несколько в комнате. В нем находились ценности, в которые свято верила семья: библия, молитвенник, иконы, крестик. Все вещи ставились на стол или полочку, покрытые расписными полотенцами.

Вообще все фрагменты пространства разделялись перегородками или целыми предметами, благодаря своим размерам: кровать, шкафы, стол. Иногда кровать отгораживали занавеской, на которой горкой для красоты ставили подушки одну на другую. Над кроватью висел ковер или репродукции самого разного рода. Подобное можно было наблюдать в очень многих домах. Нам кажется это сейчас скучным и однообразном, но в то время люди себе не могли представить, что их дом будет оформлен, как - то иначе.

Русский народ - верующий народ, со своими традициями и приметами. Обряды и исконно русский стиль - это наша культура, наше прошлое и настоящие. Без домовых не было бы историй, без прыганье через костер не было бы любви. И иногда, когда мы читаем своему ребенку сказку, хочется окунуться туда, где деревянные резные наличники и теплая печка. Мы паримся в бане и понимаем, вот она русская душа, которая хочет петь песни и бежать среди кудрявых берез.

Но даже в наше время некоторые сохраняют то забытое старое, создавая уникальные деревянные дома, расписные печи и тот стиль, который когда - то был просто обыден, но наполнен любовью, теплом и запахом пирогов.

На Руси существовала своя система организации жилого помещения, поистине искусство создавать то, что сегодня мы называем дизайном. Жаль, что теперь многое нами утеряно и забыто, редко где в деревнях встретишь сегодня исконно русские традиции организации внешнего и внутреннего обустройства дома. Эти две системы были выбраны неслучайно. Первая, в силу ее сегодняшней распространенности и разрекламированности, вторая в целях ознакомления читателя с его национальными традициями.
Но в целом обе системы сводятся к одному: ничто так не улучшает душевное и физическое состояние человека как здоровая обстановка в родном доме.
В ходе исследования выяснилось, что обе системы организации дизайна, не смотря на национальные, территориальные и другие различия, сходны по некоторым позициям:

Расположение комнат различного назначения по определенным сторонам света;
- некоторые сходства цветового решения интерьера;
- применение различных оберегов, амулетов, талисманов и сходное их размещение в дизайне дома.

Поскольку фэн-шуй на сегодняшний день стал очень модным направлением, о нем много пишут и активно применяют при организации дизайна, целью моего исследования становится подвести читателя к выводу о возможности возвращении к своим корням. Потому что, имея великолепный опыт, накопленный многими поколениями, в этом направлении, нет смысла заимствовать почти то же самое у другого народа, а тем более варварски замещать одну культуру другой «… не будем забывать, что на каждой территории, в каждой стране свои традиции, свои обряды. Наши русские обряды и ритуалы у нас в стране очень часто оказываются значительно сильнее и эффективнее китайских, ведь наши обряды и ритуалы поддерживаются здесь самой энергетикой родных стен, всей нашей огромной страны» (А. Семенова « Дом - зеркало судьбы»).
Еще один сходный и в то же время принципиально различный момент - символичность в восприятии космоса, мира вокруг и дома. Когда мы перенимаем что-либо из другой культуры (в данном случае китайской), мы неосознанно или специально начинаем использовать символику, не предназначенную и не свойственную данной национальной традиции. Это идет в разрез со сложившимся восприятием и мировоззрением. Поэтому такое заимствование некоторых культурных моментов должно быть всегда частичным, осторожным и не противоречить, сложившейся символике данной культуры. Поскольку традиции фен-шуй часто совпадают с традициями славянскими, здесь почти не может случаться мировоззренческих несовпадений. И, тем не менее, всегда полезнее использовать аксессуары, цвета, расположение предметов близкие по территориальным и национальным традициям.

Подводя итог, всему выше сказанному, возникает вопрос, как столь разные, столь удаленные друг от друга народы, смогли выстроить столь похожие системы организации дизайна собственных домов. По видимому, существует что-то еще кроме стремления человека к уюту и комфорту. Это значит, что очень давно люди воспринимали глобальные вещи, вроде восхода и захода солнца, лунные циклы, направление ветра и другое одинаково, но в связи с различными географическими условиями, это восприятие преобразовалось и «подстроилось» под них, приобрело где-то свое специфическое звучание, где-то изменилось до не узнаваемости, что-то осталось прежним.
Например, горница располагалась на южной стороне дома, комната, в которой полагалось много света, также как и в фэн-шуй располагается гостиная. Спальня по русской традиции находится на западе, солнце в этой части дома светит более щадяще. Кухни в русских домах принято делать на востоке, а в фэн-шуй на востоке или юго-востоке. А вот символичное отражение происходит с помощью различных предметов, да и принцип троичности (небесный, земной и подземный миры) в традициях фэн-шуй при организации дизайна отсутствует. Но всегда надо помнить, что связь ансамбля с жизнедеятельностью человека не ограничивается утилитарными и рациональными функциями, она обязательно включает духовную деятельность человека, это выражается не только в конкретных вещах, но и в осознании человеком своего места в мире, формируется его мировоззрением. Сегодня это все больше определяется развитием экологического сознания, что невозможно без культурной преемственности.

Как бы исторически не менялись соотношения вещей, их роль в дизайне, в жизни человека, все равно главные ценностные ориентации останутся прежними, потому что направлены на человека. Благо сегодня дизайн переживает творческое возрождение и начинает выполнять свою главную функцию - формирует у человека активно-творческое настроение.

Место. Ландшафт.

Наши Предки имели иные, нежели у нас, взгляды на то место, называемое домом, где им предстояло жить, растить детей, праздновать, любить, принимать гостей.

Попробуем обратиться к их опыту, восстановить для себя их ощущение пространства бытия, которое «делалось» ими с соблюдением обычаев и обрядов чтобы максимально успешно обслуживать их жизнь.
Прежде всего, выбор места был неслучаен. Русская деревня, как правило, очень живописно расположена. Ставилось поселение на берегу реки, озера, на возвышенности при ключах. Место хорошо продувалось и омывалось энергетическими потоками воздуха и воды.

При постройке жилья крестьянин придавал ему ориентацию по сторонам света. Он ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Например, в Нижегородской губернии дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. Дома однорядных поселений ориентированы только на юг. Естественная нехватка мест на солнечной стороне при росте поселения приводила к возникновению второго ряда домов, с фасадами, обращенными на север. На ровной и сухой площадке он строил овин и гумно, «на глазах» - перед домом ставил амбар. На вершину холма поднимал ветряную мельницу, внизу у воды, сооружал баню.

Нельзя было строить жилье, где раньше проходила дорога. Пространство бывшей дороги было пронизывающим, "продувающим"; в доме энергия жизни не скапливалась, а проходила сквозь него по старому маршруту.
Место считалось неблагоприятным для строительства, если там были найдены человеческие кости, или кто-нибудь поранился топором или ножом до крови, или произошли другие, памятные деревне неприятные, неожиданные события. Это грозило несчастьем для жителей будущего дома.

Нельзя было строить дом на месте, где стояла баня. В бане человек не просто смывал с себя грязь, а как бы погружался в сосуд с живой и мертвой водой, рождался каждый раз заново, подвергая себя испытанию огнем и водой, парясь при высокой температуре, и затем окунался в прорубь или реку, или просто обливался ледяной водой. Баня была и родильным домом, и местом обитания духа банника. Баня - место неосвященное - там нет икон. Баня - место, где много всего происходит, если не придерживаться ритуалов ее посещения.

Исходя из всего этого, дом, поставленный на месте бани, строился в пространстве, где много всего происходило и оно продолжало хранить память об этом. Последствия проживания на месте бани были непредсказуемыми.
Благоприятным для строительства считалось то место, где ложится на отдых рогатый скот. Ему в народе приписывалась сила плодородия. Животные более чувствительны к энергетической характеристике места. Древние знали это и широко использовали в жизни. У народов мира есть множество сходных примет и обрядов, где используется чутье животных.
Весь процесс домостроительства сопровождался ритуалами. Один из обязательных обычаев - принесение жертвы, чтобы дом хорошо стоял.

Здесь уместно будет напомнить, что православие имеет языческие корни, которые христианство не уничтожило. Язычество христианина отражает реальность его бытия среди живой природы, которую он воспринимал как одухотворенную, то есть проявляющуюся как равный ему субъект. Предки наши - славяне, как правило, облекали знания в мифологические метафоры, пословицы, поговорки, приметы. От этого нисколько не снижалась ценность накопленного ими знания, сегодня забытого и мало используемого. Мы склонны скорее обратиться к современному дизайнеру, опирающемуся на опять таки на традиционное, но китайское фен-шуй, чем использовать опыт собственных предков.
Осколки картины мира древних славян сохранились у русских практически до конца ХIХ века. Говоря о строительстве дома, мы можем наблюдать ее проявления и в ниже описанном обряде.

На месте будущего сруба устанавливалось деревце, обычно - березка или рябина, которое символизировало «мировое древо» - «центр мира». На наш взгляд этот ритуал отражает представление наших предков о собственном времени и месте пребывания в мире. Заметим, что крестьянами ХIХ века это делалось вряд ли осознанно, с пониманием. Архаический смысл обряда мог означать, что именно здесь, в пространстве будущего дома, будут происходить все самые значимые для хозяина дома события, протекать его жизнь, жизнь его детей и,возможно внуков и правнуков. Ритуальное дерево заменялось живым, посаженным возле дома. Оно несло сакральный смысл древа мирового, а кроме этого, человек, посадивший дерево, манифестировал, что пространство вокруг дома - не дикое, а культурное, освоенное им. Специально посаженные деревья запрещалось рубить на дрова или для иных хозяйственных нужд. Выбор породы дерева - чаще всего сажали рябину, тоже был неслучайный. И плод рябины и лист имеет графику креста, а значит, в картине мира русских, являются естественным оберегом.

Особое значение придавалось закладке первого венца: он делил все пространство на домашнее и недомашнее, на внутреннее и внешнее. Из хаоса окружающей природы, стихии, выделялся остров обетованный - макрокосм человеческой жизни.

Усадьба. ДОМ.

Рассмотрим типическую форму традиционного жилья. Изба - клеть, представляющая из себя прямоугольник, над которой возвышается двускатная крыша. Попробуем прочесть это в системе фен-шуй. По стихиям - это земля, обогреваемая огнем. То есть энергетически дом являлся как бы продолжением стихии Земля, но чтобы она не была размыта стихией воды, льющейся сверху, крыша - огонь защищала и согревала. Огонь соединял пространство дома с Огнем небесным, Солнцем, Светом Звезд и Луны. По двускатной крыше энергия стекает на дом, омывая его. Для сравнения: наши сегодняшние дома-коробки лишены вертикали, которая бы способствовала как антенна, соединению с энергией Космоса. Это на прямую связано с самочувствием человека, живущего в таком доме и среди такой плоской архитектуры. В архитектуре Нижнего Новгорода, например, последних 10 лет стараются сделать башню, шпиль, высокую, устремленную к небо крышу, причем, как у жилых домов, так и у административных. Это интуитивное стремление компенсации за долгий период своеобразного серого застоя во внешнем убранстве и самочувствии. Что мы можем вспомнить из «архитектурных стилей» советского периода? «Сталинки», «хрущевки», панельное строительство. Как их внешний вид, так и внутреннее убранство нельзя назвать комфортным для человека.

На фасадах домов наших предков, например, в нашем лесном Нижегородском крае, была отражена в деревянной резьбе картина мира древних предков или присутствовали отдельные ее детали, как бы намеками ее обозначающие. Суть орнаментального украшения - изображение трех миров. Фронтон - верхний мир, срединная часть фасада - земля. Нижняя часть, как правило, не заполненная орнаментом - хтонический, непроявленный мир. Обилие солярных знаков, знаков плодородия, мирового древа - все было призвано не украшать, а нести определенные смыслы, через которые развертывалось пространство нужного качества. То есть предполагалось, что дом должен быть полной чашей, его пространство способствовать здоровью и счастливой жизни семьи. Это и обслуживали орнаменты фасада.

Интерьер.

Сакральные смыслы в простой русской избе, проявляющиеся в ритуалах, доминировали над чистотой и комфортом с нашей современной точки зрения.

Практически все домашнее пространство как бы «оживало», участвуя как место для проведения определенных семейных обрядов, связанных с взрослением детей, свадьбой, похоронами, приемом гостей
Начнем, как принято, от печки.

Русская печь - самый крупный объем в интерьере дома. Они занимала площадь 2,5 - 3 кв. м. Теплоемкость печи обеспечивал равномерный обогрев жилого помещения в течение круглых суток, позволяя долго держать в горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, в сырую и холодную погоду спать на ней.

Печь, как уже нами отмечалось, домашний алтарь. Она согревает дом, огнем преображает продукты, принесенные в дом. Печь - место, возле которого происходят различные ритуалы. Например, если в дом пришла нарядно одетая женщина и почти без слов подходит к печи и греет у огня руки, значит - сваха, пришла сватать.
А человек, переночевавший на печи, становится «своим».

Дело здесь не в печи как таковой, а в огне. Из всех стихий, огонь - самая почитаемая. Ни один из языческих праздников не обходился без возжигания ритуальных костров. Затем огонь перекочевал в православный храм: огоньки лампад, зажженные с молитвой свечи. В традиционной культуре русских помещение, не имеющее печки, считалось не жилым.
Отметим, что, например, в Нижегородском крае печь топилась по-черному, и ни о каком удобстве в нашем понимании - чистоте, свежем воздухе,- речи вообще не шло. Топка печи по-белому преобразила дом. В то же время традиционная мебель и интерьер заволжской крестьянской избы оставался неизменным. Еще в середине ХIХ века П.И. Мельников-Печерский писал: «Великорусская изба на севере, на востоке и по Волге имеет везде одинаковое почти расположение: направо от входа в углу печь (редко ставится налево, такая изба зовется «непряхой», потому что на долгой лавке, что против печи, от красного угла до коника прясть не с руки - правая рука к стене приходится и не на свету). Угол налево от входа и прилавок от двери до угла зовется «коник», тут место для спанья хозяина, а под лавкой кладутся упряжь и разные пожитки. Передний угол направо от входа - «бабий кут», или «стряпной», он часто отделяется от избы дощатой перегородкой. Лавка от святого угла до стряпного называется « большою», а иногда «красною». Прилавок от бабьего кута к печке - «стряпная лавка», рядом с ней до самой печи - «стряпной ставец», вроде шкапчика и стола вместе, на нем кушанья приготавливаются».(5, с. 199)

У каждого члена семьи в доме было свое пространство. Место хозяйки- матери семейства - у печи, поэтому оно так и называлось - «бабий кут». Место хозяина - отца - у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи - теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях - настиле, поднятом на уровень печи, где им во время длинной русской зимы не страшны были сквозняки.

Грудной ребенок качался в зыбке, прикрепленной к концу шеста, который крепился к потолку через кольцо, укрепленное в нем. Это давало возможность перемещать зыбку в любой конец избы.

Красный угол .

Обязательной принадлежностью крестьянского жилища была божница («тябло», «киот»), которая располагалась в переднем углу над обеденным столом.

Место это называлось «красный угол». Это был домашний алтарь. Человек начинал свой день с молитвы, и молитва, со взором, обращенным в красный угол, на иконы, сопровождала все его жизнь в доме. Например, молитва обязательно читалась перед и после трапезы.

Красный угол - христианский алтарь и печь - алтарь «языческий», составляли некое напряжение, располагаясь по диагонали пространства дома. Именно в это - передней части избы - располагалась красная скамья, стол, перед печкой готовилась еда. События будничной жизни протекали в очень насыщенном силой энергетическом пространстве. Входящий в дом гость сразу видел иконы красного угла и крестился, приветствуя хозяев, но останавливался у порога, не смея без приглашения пройти дальше, в это обжитое, хранимое Богом и Огнем, пространство.

Кроме уже выше описанного первого уровня интерьера, был второй, расположенный на печном столбе, который располагался у внешнего угла печи - почти посреди избы и доходил по высоте до плеча печи. От печного столба, опираясь на него, шли два толстых бруса - один к передней, другой к боковой стенам противоположным печи. Они располагались примерно на высоте 1,6 - 1,7 метра от пола. Первый - палатный, так как служил несущей конструкцией палатного настила - традиционного спального места. Хлебный брус ограничивал по высоте печи «бабий кут». На хлебный брус как на полку, ставили свежевыпеченные хлеба и пироги. Как мы видим, второй жилой ярус непосредственно связан с жизненными процессами домочадцев - трапезой и сном. Если открыть дверь и заглянуть в избу, то что творится на полатях вообще не будет видно - они располагаются над головой вошедшего, а место у печки будет скрыто выступающим печным столбом и занавеской, которой иногда отгораживался бабий кут как раз по верхней границе, обозначенной хлебным брусом. Естественно, что с печным столбом - как бы самой сильной несущей конструкцией в дому - связано множество ритуалов. Например, когда ребенок становился на ножки и делал первые шаги, его навещала повитуха. Она ставила своего питомца спиной к печному столбу с приговором: «Как печной столб крепок, так и ты будь здоров и силен»

Из передвижной мебели можем назвать только стол и одну или две переметные скамьи. Пространство избы не предполагало излишеств, да они в крестьянской жизни и не были возможны. Совсем иное пространство в доме зажиточных поволжских или всегда свободных северных крестьян.

Окна и двери.

Вход в избу предварялся сенями, вход в дом - крыльцом. Крыльцо - это несколько ступенек вверх, потом дверь, ведущая в сени, сени, и дверь, ведущая в избу. Никогда двери не располагались на одной прямой. Поток воздуха и всего, что он нес, как бы завихрялся, ослабевал и в саму избу попадал уже «очищенный», наполненным добрым ароматом сушившихся в сенях трав и доносившимся со двора запахом коровы.

Окна и двери, как некие магистрали, проходы в дом и из дома всегда обрамлялись внешне и их пересечение сопровождалось ритуалами. Перед выходом хозяев на улицу она могла быть такой: «Господи благослови на хороший день, убереги от плохих, злых людей!». Перед тем, как войти в чужой дом, тоже читалась молитва.

Эти обычаи связаны с тем, что человек на подсознательном уровне различал пространство дома, где ему ничего не угрожало и пространство внешнее, где могло произойти всякое.

Окно - это и связь с миром мертвых. Например, через окно выносили умерших некрещеных детей: они умерли, хотя еще не были приняты миром живых. «Бог дал - Бог взял». То есть почти нет времени их земной жизни и душу ребенка возвращают в мир, откуда он только что пришел.

Через окно подадут на Святки колядующим - то есть тем, кто принес божественные пожелания хозяевам.

Освоение пространства.

Дом являлся как бы моделью самого человека и самой своей конструкцией призван был помогать жизни в нем.
Жилище уподоблялось телу человека. Лоб, лицо (наличники), окно (око), устье (уста), чело, зад, ноги - и т.д. термины общие для описания человека и жилища. Это отражено и в обрядах. Например, при рождении ребенка, открывались двери дома, который мыслился женским телом.

Отстроенный полностью дом - еще не жилое пространство. Его надо было правильно заселить и обжить. Дом считался обжитым семьей, если в нем произошло какое-либо событие, важное для домочадцев: рождение ребенка, свадьба и т.д.
До наших дней даже в городах сохранился обычай впускать вперед себя кошку. В деревнях традиционно кроме кошки дом "обживали" оставленные на ночь петух и курица По народным повериям, дом всегда строился «на чью-либо голову»: это означало возможную смерть одного из домочадцев. Поэтому дом заселялся в определенной последовательности, причем сначала животными, потом людьми.

Переходу на новое жительство предшествовали обряды, связанные с "переселением" домового.
Домового в деревнях до нашего времени почитают как хозяина жилища, и, заселяясь в новый дом, спрашивают у него позволения:

«Хозяин домовой, пусти нас пожить» или:
«Хозяин и хозяюшка,
Будьте вместе с нами,
Дайте жизни хорошей.
Нам не ночь ночевать,
А век вековать».(3, с. 24, 21)

Дата: 20.03.2011 г.

Помнится, несколько лет назад у меня был сайт под названием Портал Пирамида, куда я собирал различную народную мифологию. Сайт благополучно погиб и я больше никак не публиковал собранную информацию. Но поскольку мои хорошие знакомые организовали этот ресурс и пригласили меня поучаствовать, я поднял некоторые свои архивы, которые предлагаю вашему вниманию.

Славянская наука о пространстве

Русский, славянский аналог фен-шуй содержит в себе некоторые своды правил, которые можно встретить под названиями Домострой, Домолад, Родолад.

Книга "Домострой", памятник русской литературы, датируемая 16 в. не содержит обрядов славянской магии, это полезная по тем временам хозяйственная книга, но не ведический Домолад. По сему о ней спокойно забудем.

Русский дом по сторонам света

Ключевые области русского, славянского дома: вход, печь, красный угол.

ВХОД

В соответствии с подавляющим большинством ранних дохристианских раскопок жилищ наших предков вход у славян сориентирован на юг.
В более поздних раскопках распространено также восточное направление входа.
Глубокий смысл выбора направления, если он и был, утерян давно, так как в сохранившихся поселениях, где есть дореволюционные постройки, они ориентированы входом в самые разные стороны.

У входа в доме или перед домом сажали тряпичную куклу-берегиню на уровне выше человеческой головы. У нее не изображалось лицо, так как это могло превратить ее в злого духа.

Юг представляет стихия огонь.
Символика: солярная, жар-птица, красные ягоды и плоды.

Интересно, что Васту-шастра индусов, основанная на индийских ведах сообщает, что юг - очень неудачное направление для входа. У них благоприятные направления входа - север или восток.
А вот китайцы за нас. У них также в фен шуй лучшее направление входа - южное.

ПОРОГ

Порогу придавалось большое охранное значение, по традиции славяне хоронили под порогом прах умерших, таким образом предки охраняли вход.

Традиция, забытая у нас, еще существует у некоторых американских индейцев, там над козырьком входа в домах индейцев (католиков) можно увидеть черепа бабушек-дедушек, которые специально выкапывают из могил укладывают над входом для охраны.

ПЕЧЬ

Печь, опять же по массе древнейших раскопок славянских предков располагалась у дальней, то есть у северной стены или в северо-западном углу. Считалось, что печь, как представительница стихии огня защищает дом от приходящих с севера и запада злых духов.

В более поздних жилищах печь могла быть в других секторах дома, иногда в середине.

Север - направление богини Макоши, покровительницы домашнего очага.
Символика Макоши - оленица, женщина с оленьими рогами.

Северо-запад считается направлением богини Доли. Доля отвечает за предстоящие события, судьбу. В этом углу складывали записки с пожеланиями на будущее. Цвета направления красный, черный.

КРАСНЫЙ УГОЛ

Красный угол у славян традиционно расположен по диагонали от печного угла.

Юго-восток - законное направление красного угла.

Этот сектор овечает за "благодать" и здоровье в широком смысле. Здесь находился алтарь, здесь ставился стол. В красном углу было место хозяина и самых дорогих гостей. Цвета - оттенки красного, золотого, желтого.

ОКНА

Хотя в древнейших постройках славянских предков окон не было как таковых, в более поздних домах, когда появилось разбиение на помещения, наилучшим направлением для окон жилых комнат являлись восточное и южное.

Восток - направление бога Ярило.
Это направление отвечает за приход новых возможностей.
На восточной стене находили свое место лук со стрелами. Символика солярная, цвет золотой, желтый.
Также славяне спали головой на восток.

Юго-запад у славян являл место для металлической утвари и оберегов.
Дух этого направления Сва - священная птица (возможно, сова).

Запад - направление стихии земли. Здесь место для глиняной посуды. Дух-покровитель Овсень (по предположению А.Афанасьева - Усень, возможно, осень, по аналогии с заходом Солнца, заход года).

Северо-восток у славян - место для оберегов супружества.

Этому направлению покровительствует Лада, в обережных узорах она выглядит, как женщина с опущенными руками.

Символика - пара уточек, лебедей, птичек, триглав, цветок Иван-чай.

Как видите, не густо. Система "русского фен-шуй" в моем изложении получилась нечеткая, мне не посчастливилось встретиться с носителем целостной славянской традиции, хотя мой двоюродный дед и был настоящим колдуном, знания утерялись в геометрической прогрессии. Что есть.

СЛАВЯНСКИЙ УЗОР ОБЕРЕГ

Дополнительно приведу немного вариаций на тему обережных узоров:

Вот это символика Макоши: женщина с поднятыми вверх руками, также оленицы, ромбик с двумя крючочками - это все Макошь. Макошь и Лада представлялись женщинами-оленицами и были связаны с созвездиями олених (сегодня известные нам, как Большая и Малая медведицы). Характерно обозначение крестика на туловище женщины - это носимый ребенок.

Символика земли представлена различными вариантами вложенных друг в друга ромбов. Как правило такие обереги вышивались красной нитью.
Ромбы с черными вкраплениями, точками и ростками - символика засеяной земли, плодоносящей земли и женщины, типичный оберег для женщин, приносящих потомство.

Парные птицы, как выше сказано, оберег семейных отношений.

Зигзагообразный узор - символика воды, реки, дождя.

Восьмиконечная звезда в узорах, - символ человека.

Свастичные узоры в вышивках имели большое разнообразие, в частности, разновидности свастик, как приведенные здесь Духобор и Одолень-трава были оберегами для крепкого здоровья, для излечения недужных.

Кони, самовары, грифоны и т.д. - более поздние фантазии и несут скорее украшательский смысл.

Традиционная обережная вышивка славян выполнялась красной, черной, золотой, серебряной нитью, цветные модификации относятся к последним временам, когда уже стали доступны разноцветные нитки.

Александр Лавров.

Около десяти-пятнадцати лет назад подхода к выбору места для строительства дома, как к искусству, не существовало. Современные архитекторы мало знакомы с тем знаниями, которые накопили наши предки, столетиями наблюдая за природой. Во-первых, эти знания относили к разряду нематериалистических, а значит - ложных в тогдашнем общественном понимании мироздания. Во-вторых, работал принцип покорения природы, в котором не было места для гармонии с ней.

Возникший в этом вопросе вакуум породил интерес к иным культурам, которые бережно хранили и передавали эти знания. Этим объясняется особый интерес, как в России, так и в странах запада, к древнему китайскому учению фен-шуй или индийской науке васту .

Часть принципов фен-шуй прослеживается и в подходах к строительству дома наших славянских предков. Согласно этим принципам не рекомендуется возводить здания на высоких холмах, в лощинах. На возвышенности дом трудно защитить от порывов ветра, а низины часто подвержены затоплению, а значит, имеют, среди прочего, нездоровую атмосферу. Зная это, наши предки предпочитали выбирать место для строительства дома в тех местах, где риск затопления был минимальным.

Развитие цивилизации повлекло за собой изменение природных ландшафтов. Поэтому сегодня специалисты, выбирая расположение дома по фен-шуй смотрят не только на расположение природных объектов. Важную роль играет близость рукотворных форм - мостов, зданий, дорог. Неблагоприятным считается соседство с линиями электропередач, железнодорожных мостов, скоростных магистралей. Препятствуют нормальному течению энергии карьеры и отвалы, высокие заводские трубы, телеграфные столбы и дорожные тупики.

Славянский фен-шуй для строительства дома

На Руси большое значение придавалось поискам места для строительства нового дома, времени начала работ и подготовке соответствующих материалов. При этом процесс выбора участка приобретал глубокий мистический смысл. К поискам участка под застройку приступали после праздника Покрова. Нельзя было строить дом на заброшенной старой дороге, на месте пожара или там, где раньше стояла старая баня. Самым худшим считалось то место, на котором проливалась кровь.

Дом строили там, где выпущенная из хлева молодая корова спокойно укладывалась отдыхать. Или там, где останавливался передохнуть конь, груженный тяжелой поклажей. Конечно, это не загадочные китайские дракон и феникс и прочие рыбы, носящие мех , а вполне обычные домашние животные - но в их способности чувствовать благоприятные и неблагоприятные зоны пространства никто из наших предков не сомневался.

Определившись с местом, хозяин расчищал пространство и опахивал участок, двигаясь по кругу. Затем внутри круга чертился квадрат - место будущего фундамента постройки, который делился крестом на четыре равные части. После хозяин дома шел на "все четыре стороны" в поисках камней-валунов, которые позже укладывались под соответствующий угол дома. Так формировался надежный фундамент.

Согласно "славянскому фен-шуй ", такие камни служили поддержкой для дома, одаривали его защитой четырех сторон света, приносили благополучие.

Вход в дом делали с южной стороны, тем самым приближая славянский фен-шуй к лучшим традициям китайского одноименного учения. Большое значение славяне придавали качеству почвы на участке. Для этого вся его площадь покрывалась слоем дубовой коры. На третий день кору снимали и рассматривали то, что под ней находилось. Наличие муравьев или пауков, считалось не к добру. Найденный червяк являлся хорошим знаком, а место - годным для строительства.

В наше время мастера фен-шуй пользуются знанием законов, позволяющих определять энергетику окружающего пространства. А применение их при выборе места для строительства дома позволяет заметно улучшить все сферы жизни человека. Поэтому не будем жалеть силы, время и средства благоприятного лично для нас! Все эти усилия пойдут только на пользу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: