Верования египтян кратко. Верования древних египтян — Гипермаркет знаний

Религия древних египтян

Кому и как поклонялись древние египтяне

В Египте почиталось множество богов (см. Список египетских богов). Многие из них были очень древними и изображались с головами животных.

Богов египтяне считали творцами городов, номов (областей), законов, ремесел, искусства, письма и т.п.; они, с точки зрения древних египтян, управляют миром.

Во многих городах Древнего Египта обожествляли животных (кошек, быков, крокодилов). Их держали в специальных помещениях, прудах; оскорбление священных животных каралось смертью. Египтяне также поклонялись растениям (лотос, папирус, финиковая пальма) и неодушевленным предметам (в основном знакам царской власти - скипетру, короне, царскому одеянию).

В каждом номе (области) Египта существовал культ своего божества, который был когда-то духом этой местности. Существовали также общеегипетские боги (Гор, Ра, Исида, Осирис и др.). Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома.

Храмы почитались жилищами богов. Каждый храм был посвящен какому-то богу, внутри помещали его статую бога. Храмовый культ осуществляли жрецы - служители богов, знающие молитвы, приносящие богам жертвоприношения. Жертвоприношения - подношения богам с целью умилостивить их; обмен между мирами: миром богов и людей, живых и мертвых.

Обожествление царя

Фараон в представлении египтян - это живой бог. Египтяне верили, что по его воле разливается Нил и восходит солнце; считали, что у него два тела - человеческое и божественное (солнечное, золотое). Божественное тело могут видеть только боги. Смертные люди фараонов практически не видели, даже с придворными они разговаривали из-за ширмы.

В момент рождения фараон - сын Ра. Когда умирал - воплощение бога возрождающейся жизни Осириса. Когда вступал на царство, становился воплощением бога света - Гора.

Культ Осириса

Загробный мир

Самым могущественным богом египтяне считали Солнце. Бога солнца называли Амон-Ра (рис. 2). Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери. Но вот день клонится к вечеру. На западном краю неба Амон-Ра вступает в смертельный бой с богом тьмы Апопом. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен Апоп, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Рис. 2. Бог Амон-Ра ()

Самый известный египетский миф о сотворении мира появился в городе Гелиополе. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог Атум, сотворивший все живое. Прежде всего он создал богов — Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб — бог земли и Нут — богиня неба. У Геба и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Осирис унаследовал свою власть от отца — бога Геба. Он старался править Египтом мудро и справедливо. Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет — был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал своему брату Осирису и ненавидел его. Однажды во время пира Сет явился в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Едва Осирис лег на дно гроба, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и одолел противника. Исида долго искала в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса (рис. 3).

Рис. 3. Осирис и Исида ()

Самым страшным временем в Египте было хему — засуха — время смерти Осириса. Но вот начинался разлив Нила, зеленели поля и деревья — это снова оживал Осирис.

Осирис стал богом и судьей в «стране мертвых». Он и еще 42 бога судили души умерших, взвешивая их сердца на весах правды (рис. 4). Если фигурка богини правды Маат уравновесит чаши весов, то это означает, что умерший был праведным и честным человеком, достойным войти на чудесные поля мертвых. Если же умерший солгал, его душу пожирало страшное чудовище с телом гиппопотама и льва и зубастой пастью крокодила — Аммат.

Рис. 4. Суд Осириса ()

Для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, в которое вновь могла бы вселиться его душа. Поэтому египтяне особенно тщательно заботились о сохранении тела и проводили обряд мумификации. Мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

На земле воцарился Гор, покровитель земных фараонов. Фараоны в Древнем Египте почитались как земные боги.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Египет ().
  2. Древний Египет ().
  3. Mythology ().

Домашнее задание

  1. В чем сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей?
  2. Какие животные почитались в Древнем Египте?
  3. Какие явления природы нашли отражения в религиозных мифах древних египтян?
  4. Какие испытания проходили души умерших перед тем, как попасть в царство мертвых?

Одной из самых ранних в истории является культура Древнего Египта - высо­коразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в III тысячелетии до н.э. Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными и гео­графическими особенностями Египта. Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив ее в сад.

Ежегодные разливы Нила обусловили появление городов, возникших как цен­тры управления запрудами, которые египтяне сооружали из глины для регулиро­вания количества воды на полях после ее спада.

Разливы Нила способствовали составлению календаря и развитию астрономии, необходимых для определения точного времени паводка священной реки.

Разливами Нила объясняется и характер построек - монументальных, с на­клонными стенами, рассчитанных на сопротивление волнам.

Египтяне благоговейно относились к Нилу, обожествляли его под именем Хапи, приносили ему дары и слагали гимны, прославляя Великий Нил как источник жиз­ни всей страны;

Слава тебе, Нил, выходящий из этой земли. Приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий поля, сотворенный: Ра, Чтобы всех животных оживить. Владыка рыб, вожатый пернатых... Творящий все прекрасное... Зеленей же, зеленей! О Хапи! Зеленей!

В то же время на мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни. Стрем­ление побороть природу, отвоевать себе жизненное пространство, наполнить все вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению гран­диозных сооружений; пирамид, высеченных в скалах, храмов, гигантских, статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.

Это же стремление противостоять силам природы привело к появлению ма­гии, которая стала своеобразной ширмой между человеком, чувствующим на себе давление таинственных -сил, и самими этими силами. Фараоны, например, поми­мо всем известного тронного имени имели тайное имя, и сохранение этой тайны было залогом их жизни и здоровья. Для египтян роль такой магической защиты играли сложные представления о богах, отождествляемых с животными - змея­ми, птицами, кошками, крокодилами, гиппопотамами, которые обитали в густых зарослях тростника-папируса, произрастающего по заболоченным берегам реки.

Верховным божеством являлся бог солнцу Ра в образе человека с солнечным диском на голове, совершавший в священной ладье ежедневное путешествие по небесному Нилу.


Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения тоте­мизма (веры в родство людей и тех животных, растений, явлений природы, кото­рые служили объектом религиозного поклонения) и его последующего превраще­ния в культ животных.


Поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной, жизни егип­тян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы и барана, культ которых был распространен главным образом в местностях Дельты, богатой паст­бищами во все времена истории Египта. Бык под именем Алис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отмети­нами: на лбу - в виде треугольника, на спине - в виде летящего скарабея (жука-на­возника) или коршуна. Живого Аписа содержали в Апейоне - специальном помеще­нии, умерших быков бальзамировали и хоронили в больших каменных саркофагах.

Подвидом коровы либо женщины с коровьими рогами и ушами почиталась, Хатор - богиня неба и плодородия. Ее называли «госпожой Сикоморы» и «влады­чицей финиковой пальмы»; считалось, что она поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

Подвидом коровы почиталась также Исида - богиня-мать. Существовало и ее изображение в облике женщины с короной из змей. Исида считалась мудрейшей богиней, обладательницей тайных знаний и чар, всесильной ведуньей.

Баран в различных местностях был воплощением различных богов: на острове Элефантина и в Эсне бараноголовый бог Хнум являлся творцом мира, близ Фаюма - земным воплощением души бога Осириса, в Фивах - бога Амона - главного боже­ства египетского пантеона со времени Среднего царства.

Наиболее популярными богами египетского пантеона, почитавшимися; либо в образе животного, либо в образе человека с головой животного, были:

Гор - сын Исиды, бог солнца, покровитель живущих фараонов; его изобража­ли в виде сокола;

Сет - бог злого начала, бог чужих земель; почитался в образе человека с голо­вой осла;

Анубис - бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, про­водник душ умерших. В до династический период изображался как шакал, лежа­щий на брюхе с поднятой головой, затем - как человек с головой собаки;

Бает - древнеегипетская богиня любви, радости и веселья; ее изображали в виде женщины с головой кошки;

Сехмет - богиня войны и палящего солнца; ее образ - женщина с головой льви­цы. Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком; ее культ часто смешивается с культом других богинь-львиц, особенно Тефнут;

Тот- бог мудрости, счета и письма, покровитель наук, летоисчисления, писец бо­гов на суде Осириса; изображался с головой павиана или ибиса (птицы отряда го­ленастых);

Хепер - бог жизни и самовозрождения; почитался в виде скарабея; держащего солнечный диск.

Все боги мужского пола были одеты в шендит - набедренную повязку; в руках держали знак жизни анх, означающий неизменный восход солнца, после его захода; на голове имели либо полосатый платок клафт, который на лбу обязательно укра­шала священная огнедышащая кобра - урей, либо убор атеф, сделанный из трост­ника и увенчанный по сторонам перьями страуса.

На богинях-женщинах - плотно облегающие фигуру платья, в руках они дер­жали анх, головы были украшены клафтом. короной из уреев, солнечным диском в зависимости от функций богини.


Среди древнеегипетских мифов основное место занимали сказания о сотворе­ние мира и людей, сказания, связанные со сменой времен года, солярные сказания. По одному преданию солнце - золотой теленок, рождается от небесной коровы, по другому - из гусиного яйца, «яйца великого Гоготуна», по третьему - выходит из лотоса, по четвертому - возникнув из мрака и: хаоса, садится на священный ка­мень Бен-Бен. Всегда сказания о солнце - это сказания о его борьбе с различными врагами - мраком и водной стихией либо предания о солнечном оке - его любимой дочери.

Из всех солярных сказаний самым распространенным являлся миф о сражении солнечного бога Ра с великим змеем преисподней Апопом.

Каждый вечер, пройдя дневной путь, ладья Ра подплывала к западным горам, где, по представлениям египтян, находился вход в подземный мир. Ра торжественно переходил с дневной ладьи на ночную и начинал плаванье по подземному Нилу. Преисподняя, узкая и длинная долина, была разделена двенадцатью вратами на двенадцать частей, каждую из ко­торых охраняли огнедышащие змеи. Ра проплывал каждую часть подземного мира в опре­деленный час ночи, и по мере его продвижения души мертвых, выходя из своих гробниц, приветствовали солнце:

Слава тебе, Ра!..

Почитают тебя обитатели Дуага,

Поклоняются тебе обитатели преисподней.

Восхваляют они тебя, грядущего в мире,

Западные в ликовании,

Когда ты приносишь свет туда богу великому

Осирису, владыке вечности.

В полночь происходила встреча и еженощная битва Ра с его смертельным, врагом - ги­гантским змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивал воду подземного Нила. Но с по­мощью всех богов Ра поражал чудовище копьями и ножами и заставлял изрыгнуть вся про­глоченную воду. После победы над Апопом плавание «солнечной» ладьи продолжалось уже беспрепятственно при общем ликовании.

Великая змея на челе твоем Силен Ра,

Поражает злотворящего дракона Слабы враги!

И разрубает позвоночник его. Жив Ра,

Раздирает его пламя, Мертвы враги!

И огонь пожирает его. Напоен Ра:

Побеждает его Исида, Жаждут враги!

И ранит его Нефтида, Благ Ра,

Поражает Тот его мечом Мерзки враги!

И низвергает его... Есть Ра,

И ликуют они, когда он повержен. Нет тебя, Апоп!

В конце подземного путешествия ладья Ра проходила через отверстие в восточных го­рах и снова появлялась на небе.

Едва ли не главной египетской легендой, связанной с ежегодным циклом об­новления природы, является миф об Осирисе и Исиде.

Осирис, старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, царствовал в Егип­те и научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Он считался богом про­изводительных сил природы, и зеленый цвет его кожи указывал на это. Его священ­ная ладья и корона-атеф были сделаны из стеблей папируса. Осирис изображался сидящим с жезлом н плетью в руках - атрибутами фараонов, символизирующими власть над живыми и мертвыми.


Когда начинали дуть жаркие ветры из пустыни и природа увядала, жители Егип­та считали, что коварный бог пустыни, бог чужих земель Сет убил своего брата Осириса и безраздельно господствует в мире.

Согласно легенде, Сет расчленил тело Осириса на четырнадцать кусков и разбросал по всему Египту. Исида собрала их и чудесным образом зачала от мертвого Осириса. По пред­ставлениям египтян, слезы богини Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, вызывали разливы Нила. Родившийся сын Гор, которого Исида вырастила в зарослях папируса, ожи­вил отца, отдав ему один глаз, и убил Сета. Воскресение Осириса связывалось с началом всходов. Оживший Осирис отказался оставаться на земле и стал править в царстве мертвых, сделавшись справедливым судьей.

В представлениях египтян суд в царстве мертвых играл первостепенную роль -от его исхода зависела дальнейшая участь умершего.

Умерший попадал в Чертог Двух Истин, где заседал загробный суд во главе- с Осирисом и его свитой - сыновьями Гора. Считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса для охраны. На суде присутствовали также сорок два сверхъестественных существа, каждое из которых, «ведало» тем или иным грехом.

Вступив в Чертог Двух Истин, умерший приветствовал «великого бога», а затем произ­носил свою исповедь, где перечислял длинный ряд грехов, которых он не совершал, произно­ся «я не...». Произнося эту так называемую негативную исповедь, умерший ждал, когда боги Гор и Анубис взвесят на весах, его сердце, которое уравновешивалось статуэткой богини правды. Если статуэтка перевешивала сердце, умершего пожирало- чудовище. Это было са­мым страшным наказанием, поскольку уничтожалось не только тело, но и душа, и даже тень. Если же сердце и правда весили одинаково, покойный признавался оправданным и отправ­лялся в цветущие поля рая, где воды было в изобилии и злаки вырастали выше человеческо­го роста. Это было место в восточной части неба, куда стремился добраться умерший.

О пропитании и о материальном обеспечении умершего в загробном мире долж­ны были позаботиться родственники, поскольку, по представлениям египтян, он продолжал жить как бы погруженный в глубокий сон, но по-прежнему нуждаясь в пище и домашней утвари.

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, ставшего для египтян не отвлеченной ре­лигиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древ­него Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации - особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и по­кровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами, среди которых «ка» является его двойником или жизненной силой. «Ка» обладало плотью, спо­собностью потреблять пищу и являлось вместилищем для улетающей и возвра­щающейся души. «Ба» воспринималось как проявление сущности умершего, как нечто существующее только после смерти человека. «Ах» расценивалось как дух, привидение, «шу» - тень, «фен» - имя, «иб» - сердце. Тело умершего после ритуа­ла мумификации также рассматривалось как воплощение души и называлось «сах» («священные останки»).

Убеждение египтян, будто «ка» и «ба» имеют своим жилищем гробницу, обу­словило то первостепенное положение, которое она занимала в жизни египтян на протяжении всей истории Древнего Египта, Гробницы видоизменялись в зависи­мости от времени. Их эволюция связана с тремя основными периодами, на кото­рые принято делить историю культурного развития Египта:


искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) - время строительства пирамид;

искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) - период строительства многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц;

искусство Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) - время отделения гробницы от заупокойного храма.

Древний Египет - могущественная цивилизация древности, она до сих пор привлекает исследователей своей загадочностью и величием. У древних египтян было особое отношение к религии, что оставило огромный отпечаток на их культуре и быте.

Роль религии в Древнем Египте

Повседневная жизнь жителей Египта тесно переплеталась с верованиями и религиозными традициями. Древние египтяне верили, что культы имели возможность непосредственно влиять на их судьбу. В ту эпоху даже небольшим мелочам придавали роковой смысл, и расценивали их как важные знаки, посланные свыше. считался обителью небесных святил, в честь которых организовывались торжества, и совершались жертвоприношения. В каждом доме имелся алтарь, перед которым произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам.

Особенности религии Древнего Египта

Характерной чертой древнеегипетской религии являлось особое отношение к загробному миру, как вечному продолжению земного существования. могли с самого раннего возраста скрупулезно готовиться к жизни после смерти. Это подтверждают грандиозные захоронения, в которых умершему оставляли множество необходимых и драгоценных предметов. Главным священным писанием в Древнем Египте была Книга Мертвых, описывающая загробную жизнь и суд Осириса над душой после смерти.


Религиозные представления Древнего Египта

Наместником бога в материальном мире считался фараон, его называли сыном солнечного . Солнце для египтян было символом бессмертия и возрождения. Как солнечный диск, дарящий жизнь, заходил за горизонт вечером и затем заново рождался утром, так и цари обеспечивали гарантию благополучия, света и процветания для всей страны. По древнеегипетским верованиям человек состоял из духовной и материальной оболочки. Сохранность тела обеспечивала бессмертное существование. Именно поэтому было важно сохранить не только душу, но и телесную оболочку после смерти. Отсюда и произошла традиция мумифицирования и строительства пирамид.


История религии Древнего Египта

Начало формирования древнеегипетской религии относят к VI-IV веку до н.э. В тот период Египет был неоднороден и состоял из отдельных племен, у каждого из которых был свой пантеон религиозных культов. С течением времени разрозненные области египетской земли объединялись, поэтому предпринимались попытки соединить культы богов. У каждой династии был свой главный культ. Так в период третьей династии, когда столица Египта была в , главным божеством признавали Гора. А в эпоху Среднего и Нового царства верховным богом считали фиванского Амона.


Изображение звездного Неба и культа Нут

Религия и мифология Древнего Египта

Боги в Древнем Египте изображались людьми с частями тел животных: головой, туловищем, хвостом. Наиболее почитались бык, баран, змея, крокодил, кошка, лев, шакал и ибис. Именно с этими священными животными ассоциировались великие боги.

Египта всегда были неотделимы от мифологии и мистицизма, свойственного этой части земного шара. Именно благодаря древнеегипетским мифам и легендам в дальнейшем сформировалось и язычество на Руси.

Также отголоски этой культуры можно наблюдать в современном иудаизме, исламе, христианстве. Множество образов и легенд распространилось по всему земному шару и со временем стало частью современного мира. Предположения и гипотезы, касающиеся египетской культуры и религии, до сих пор мучают ученых мира, отчаянно пытающихся разгадать тайны этой удивительной страны.

Основные направления

Религия древнего Египта многообразна. Она сочетает несколько направлений, таких как:

  • Фетишизм . Представляет собой поклонение неодушевленным предметам или материалам, которым приписываются мистические свойства. Это могут быть амулеты, картины или другие вещи.
  • Монотеизм . Основывается на вере в но при этом допускает существование иных сверхъестественных форм или нескольких божественных ликов, которые являются образом одного и того же персонажа. Такой бог может являться в разных обличиях, но его суть остается неизменной.
  • Политеизм . Система верований, которая основывается на многобожии. В политеизме существуют целые пантеоны божественных созданий, каждое из которых отвечает за отдельную тематику.
  • Тотемизм . Весьма распространенное явление для древнего Египта. Суть этого направления заключается в поклонении тотемам. Чаще всего это животные, которым преподносят дары, чтобы через них задобрить богов и попросить их о счастливой жизни или успокоении в ином мире.

Все эти направления формировались на протяжении более 3 тыс. лет, и, конечно же, за столь долгий срок религия древнего Египта пережила множество изменений. Например, некоторые боги, которые занимали последнее место по своей значимости, постепенно становились основными, и наоборот. Некоторые символы сливались и превращались в совершенно новые элементы.

Отдельную часть занимают легенды и верования, касающиеся загробной жизни. Благодаря этой многогранности, различным ответвлениям и постоянно меняющимся обрядам в Египте не было единой государственной религии. Каждая группа людей выбирала отдельное направление или божество, которому в дальнейшем начинала поклоняться. Пожалуй, это единственное верование, которое не объединяло всех жителей страны, и порой приводило к войнам в силу того, что жрецы одной коммуны не разделяли взглядов другой, поклоняющейся иным богам.

Магия в древнем Египте

Магия была основой всех направлений и практически представлялась людям как религия древнего Египта. Кратко сложно изложить все мистические верования древних египтян. С одной стороны, магия была орудием и направлялась против врагов, с другой - использовалась для того, что защищать животных и людей.

Амулеты

Важнейшее значение придавалось всевозможным амулетам, которые наделялись необыкновенной силой. Египтяне верили, что такие вещи могли защитить не только живого человека, но и его душу после перехода в другой мир.

Существовали амулеты, на которых древние жрецы писали специальные магические формулы. Особенно серьезно относились к обрядам, во время которых над амулетами произносили заклинания. На тело умершего также было принято класть лист папируса со словами, адресованными богам. Таким образом родственники покойного просили высшие силы о милости и о лучшей участи для души умершего.

Фигурки животных и людей

Мифы и религия древнего Египта включают рассказы о всяческих фигурках животных. Таким амулетам египтяне придавали большое значение, так как подобные вещи могли не только принести удачу, но и помочь проклясть врага. Для этих целей из воска лепили фигурку человека, которого нужно было наказать. В дальнейшем это направление трансформировалось в черную магию. В христианской религии тоже есть подобный обычай, но он, напротив, направлен на исцеление. Для этого необходимо вылепить из воска больную часть тела человека и принести в церковь к иконе святого, у которого родные просят помощи.

Наравнес амулетамиогромное значение придавалось рисункам и всевозможным заклинаниям. Первоначально существовала традиция приносить в погребальную комнату пищу и класть ее рядом с мумией умершего, чтобы задобрить богов.

Через некоторое время, когда продукты портились, египтяне приносили свежие подношения, но в конечном счете все свелось к тому, что рядом с мумифицированным телом клали изображение пищи и свиток с определенными заклинаниями. Считалось, что после прочтения заветных слов над усопшим жрец мог передать послание богам и обезопасить душу погибшего.

«Слова власти»

Это заклинание считалось одним из мощнейших. Древние религии Египта придавали произнесению сакральных текстов особое значение. В зависимости от обстоятельств указанное заклинание могло производить разный эффект. Для этого нужно было обязательно назвать имя того или иного существа, которое жрец хотел призвать. Египтяне верили, что именно знание этого имени было ключом ко всему. Пережитки таких поверий сохранились и по сей день.

Переворот Эхнатона

После того как из Египта были изгнаны гиксосы (которые оказали влияние на древние религии Египта),страна пережила религиозный переворот, зачинщиком которого являлся Эхнатон. Именно в это время египтяне начали верить в существование единого бога.

Избранным богом стал Атон, но данное верование не прижилось в силу своего возвышенного характера. Поэтому после смерти Эхнатона осталось очень мало поклоняющихся единому божеству. Этот краткий период монотеизма все же оставил свой отпечаток на последующих направлениях египетской религии.

Согласно одной из версий, левиты, которых вел Моисей, были одними из тех, кто верил именно в бога Атона. Но в силу того, что это стало непопулярно в Египте, секта была вынуждена покинуть родные земли. В ходе своего путешествия последователи Моисея объединились с кочующими евреями и обратили их в свою веру. Десять заповедей, которые известны ныне, сильно напоминают строки одной из глав «Книги Мертвых», которая называется «Заповедь отрицания». В ней перечисляется 42 греха (по одному на каждого бога, которых, согласно одной из египетских религий, было также 42).

В настоящее время это лишь гипотеза, которая позволяет рассмотреть более детально особенности религии древнего Египта. Достоверных доказательств не существует, но многие специалисты все чаще склоняются именно к такой формулировке. К слову, споры по поводу того, что христианство основано на египетских верованиях, до сих пор не угасают.

Египетская религия в Риме

Во времена, когда началось массовое распространение христианства, а Александр Македонский погиб, египетская религия полностью слилась с античной мифологией. В то время, когда старые боги уже не отвечали всем требованиям общества, появился культ Исиды, который распространился на всю территорию Римской империи. Наряду с новым течением большой интерес стал проявляться и к египетской магии, влияние которой к этому времени уже достигло Британии, Германии и начало распространяться по всей Европе. Сложно сказать, что это была единственная религия древнего Египта. Кратко можно представить ее в виде промежуточной ступени между язычеством и постепенно появляющимся христианством.

Египетские пирамиды

Эти постройки всегда были окутаны сотнями легенд и поверий. До сих пор ученые пытаются разгадать тайну того, как в пирамидах подвергаются мумификации любые органические объекты. Даже маленькие животные, погибшие в этих постройках, сохраняются очень долгое время без бальзамирования. Некоторые люди утверждают: проведя некоторое время в древних пирамидах, они испытали прилив энергии, и даже избавились от некоторых хронических заболеваний.

Культура и религия древнего Египта плотно связаны с этими необыкновенными постройками. Это и вполне объяснимо, так как пирамиды всегда были символом всех египтян, независимо от того, какое религиозное направление было выбрано той или иной группой людей. До сих пор туристы, приезжающие на экскурсии к пирамидам, утверждают, что в этих местах тупые лезвия бритв становятся острыми, если их правильно положить, ориентируясь на стороны света. Более того, есть мнение, что не столь важно, из какого именно материала сделана пирамида и где она находится, ее можно сделать даже из картона, и она все равно будет обладать необычными свойствами. Главное - соблюсти правильные пропорции.

Религия и искусство древнего Египта

Искусство страны всегда было тесно связанно с религиозными предпочтениями египтян. Так как любое изображение и скульптура носили мистический подтекст, существовали особые каноны, согласно которым создавались подобные творения.

В честь богов возводились огромные храмы, а их образы были запечатлены в камне или драгоценных материалах. Бог Хор изображался в виде сокола или человека с соколиной головой, символизируя тем самым мудрость, правосудие и письменность. Проводника умерших Анубиса рисовали в виде шакала, а богиня войны Сохмет всегда представала в образе львицы.

В отличие от восточных культур древние религии Египта преподносили божеств не как устрашающих и карающих мстителей, а напротив, как величественных и всепонимающих богов. Фараоны и цари были представителями владык мира и почитались никак не меньше, поэтому рисовали их также в виде животных. Считалось, что изображение человека - это его невидимый двойник, который назывался «Ка» и всегда был представлен в виде молодого человека, независимо от возраста самого египтянина.

Каждая статуя и картина должны были быть обязательно подписаны их создателем. Неподписанное творение считалось незаконченным.

Религия и мифология древнего Египта уделяют огромное внимание органам зрения человека и животного. Именно с тех самых пор пошло поверье, что именно глаза являются зеркалом души. Египтяне верили, что мертвецы были абсолютно слепы, поэтому зрению уделялось такое внимание. Согласно египетскому мифу, когда предательски убил собственный брат, его сын Хор вырезал свой глаз и дал его проглотить отцу, после чего тот воскрес.

Обожествляемые животные

Египет является страной с довольно бедным животным миром, тем не менее чтили природу и представителей флоры и фауны.

Они поклонялись черному быку, который был божественным созданием - Аписом. Поэтому в храме животного всегда находился живой бык. Ему поклонялись горожане. Как писал известный египтолог Михаил Александрович Коростовцев, религия древнего Египта довольно обширна, она видит символику во многих вещах. Одним из таковых был культ крокодила, который олицетворял Так же, как и в храмах Аписа, в местах поклонения Себеку всегда были живые крокодилы, которых кормили только жрецы. После смерти животных их тела мумифицировали (к ним относились с наивысшим уважением и благоговением).

Также в почете были соколы и коршуны. За убийство этих крылатых можно было поплатиться жизнью.

Отдельное место в истории религии Египта занимают кошки. Самый главный был всегда представлен в виде огромного кота. Также существовала предстающая в образе кошки. Смерть этого животного отмечалась трауром, а тело четвероногого относили жрецам, которые читали над ними заклинания и бальзамировали его. Убить кошку считалось огромным грехом, за которым следовала ужасная расплата. При пожаре в первую очередь из горящего дома спасали кота, а уже потом членов семьи.

Рассматривая древнеегипетскую мифологию, нельзя не упомянуть о жуке-скарабее. Этому удивительному насекомому отводит огромную роль религия древнего Египта. Краткое содержание наиболее известного мифа о нем заключается в том, что именно этот жук олицетворяет собой жизнь и самовозрождение.

Понятие души в древнем Египте

Египтяне разделяли человеческое существо на несколько систем. Как уже говорилось ранее, у каждого человека существовала частица «Ка», которая была его двойником. В погребальной комнате усопшего ставился дополнительный гроб, в котором должна была упокоиться эта самая часть.

Частица «Ба» представляла собой саму душу человека. Вначале считалось, что этой составляющей обладали исключительно боги.

«Ах» - дух, изображался в виде ибиса и представлял собой отдельную часть души.

«Шу» - тень. Сущность человеческой души, которая скрыта на темной стороне сознания.

Также была часть «Сах», которая олицетворяла собой тело умершего после его мумификации. Отдельное место занимало сердце, так как оно было вместилищем всего сознания человека в целом. Египтяне верили, что во время загробного страшного суда человек мог умолчать о своих грехах, но вот сердце всегда открывало самые страшные тайны.

Заключение

Перечислить все древние религии Египта кратко и доступно довольно сложно, так как за такое долгое время они претерпели массу изменений. Определенно точно можно сказать одно: таинственная египетская история содержит огромное количество самых необыкновенных и мистических тайн. Ежегодные раскопки преподносят невероятные сюрпризы и порождают все больше и больше вопросов. По сей день ученые и просто интересующиеся историей люди находят необычные символы и доказательства того, что именно эта религия легла в основу всех верований, которые существуют и ныне.

Урок 10. Религия древних египтян

Предмет: история.

Дата: 10.10.11.

Цель: показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов.

Ход урока

– Новые понятия: храмы, жрецы.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 – вопросы и ответы:

1) Что представляло собой египетское войско?

2) Каким целям служило войско фараона?

3) Расскажите о завоеваниях Тутмоса III.

4) Опираясь на таблицу, сделайте выводы о завоеваниях египетских фараонов.

Задание 2 – работа по карте.

1) Покажите на карте территорию государства Египет до завоеваний.

2) Покажите на карте области, завоёванные при Тутмосе III.

3) Покажите территорию государства Египет после завоеваний.

План изучения нового материала

1. Верования египтян.

2. Жрецы – крупнейшие землевладельцы и рабовладельцы.

3. Отражение в религии природы, занятий, неравенства.

1. Изучение первого вопроса плана. Верования египтян.

Объяснение учителя

Религия зародилась в Египте во времена первобытнообщинных отношений. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства, поэтому египтяне поклонялись зверям, птицам, рыбам, насекомым, наделяя их сверхъестественными свойствами. Эти верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Египтяне верили во многих богов, которых изображали в облике людей со звериными, птичьими, змеиными головами. Фараонов изображали рядом с богами и одинакового с ними роста, чтобы подчеркнуть их могущество.

Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам.

Словарная работа

Храм – жилище богов.

В глубокой древности храмы строились из тростника и глины, позже храмы стали строиться из камня, и они становились похожими на дворцы. Храмы состояли из 4 главных частей: 1 – огромные пилоны (сужающиеся кверху башни), между которыми был расположен вход; 2 – двор, окружённый колоннами; 3 – главный зал с массивными колоннами; 4 – святилища, куда имели доступ только жрецы и фараон.

2. Изучение второго вопроса плана. Жрецы – крупнейшие землевладельцы и рабовладельцы.

Объяснение учителя

При храмах находились жрецы, или «служители богов», как они себя называли. «Только нам, - говорили жрецы, - боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам – несите в храм жертвы!»

Словарная работа

Жрецы – служители богов.

Работа по картине (картина К. Бекташева «Храмовое хозяйство в Древнем Египте»).

На картине мы видим реку, возле реки сооружён каменный храм. Вокруг него – плодородные земли. Жрецы распоряжаются этой землёй, быками, орудиями труда, рабами. Справа, в тени пальм, стоит жрец. Не доверяя надсмотрщикам, он лично следит за пахотой и жатвой. По Нилу плывут корабли, возможно, они везут новые подарки фараона жрецам.

Вопрос классу. Почему фараоны делали богатые подарки жрецам, а те в свою очередь считались крупными землевладельцами и рабовладельцами?

Материал учебника

Боги и жрецы. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Люди строили для богов жилища – храмы. Они вытёсывали из камня большие статуи богов или делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди, принимает их подарки.

При храмах находились жрецы – служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал её, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы.

Жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов.

3. Изучение третьего вопроса плана. Отражение в религии природы, занятий, неравенства.

Указание учителю

Вопрос о богах, об отражении в религиозных верованиях египтян природы, занятий, неравенства рассмотреть в процессе самостоятельного заполнения учащимися таблицы.

Работа в тетради

Начертить таблицу:

Используя текст параграфа, учащиеся заполняют вторую колонку таблицы.

Материал учебника

Что рассказывали египтяне о своих богах. Самым главным богом египтяне считали Солнце. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон-Ра. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амона-Ра. Но вот день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Здесь бог света Амон-Ра вступает в смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем, имя которого Апоп. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен змей, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатёр неба. Египтяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое «земляное» животное. Богиню неба Нут представляли огромной коровой; её тёмное тело усеяно звёздами.

Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб – мужем. Каждый вечер Нут рожала звёзды. И всю ночь они плыли по её телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты – как свинья, пожирающая собственных поросят». Кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землёю.

Особым уважением пользовался бог мудрости Тот – у него голова птицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Богиня Ба стет – гибкая чёрная кошка – покровительница женщин и их красоты.

Египтяне поклонялись животным – птицам, змеям, рыбам, насекомым. При одном из храмов в Мемфисе содержали большого чёрного быка с белой отметиной на лбу. Его звали А пис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Аписа. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных быков, кошек, крокодилов, похороненных по особым правилам.

Миф об Осирисе и Исиде (миф – сказание о богах и легендарных героях). Некогда царём в Египте был бог Осирис. Большие тёмные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и чёрными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград , печь хлеб. Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придётся впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мёртвых». Один за другими гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лёг на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына – бога Гора. Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царём и судьёй в «стране мёртвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жён и матерей.

В Египте самое трудное время года – засуха в мае-июне. Египтяне верили, что тогда и умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья – это снова ожил Осирис.

Что рассказывали египтяне о «царстве мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти.

Там распоряжается бог Ану бис, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведёт он его на суд Осириса, который восседает на троне. Умерший, стоя в белых одеждах, клянётся:

Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!

Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини правды Маа т. Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. А праведника пропустят на чудесные поля мёртвых.

Но для существования в «царстве мёртвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами – оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб – саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца. Они верили, что Амон-Ра – царь среди богов, а его сын, фараон, - царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на Земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, коровы рожали телят, а овцы – ягнят. Разливы Нила происходили регулярно в определённое время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Всё должно подчиняться воле фараона – не только люди, но и сама природа.

Вопросы самоконтроля:

1) В чём сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

2) В повести о Синухете (с. 41) фараон обещает соорудить для него каменную гробницу. Почему иметь такую гробницу было важно для египтян?

3) Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Сете, о Гебе и Нут?

4) Вспомните, в чём клялся на суде Осириса умерший, кого в Древнем Египте считали хорошим человеком.

Домашнее задание: §10; заполнить до конца таблицу; подготовить для устного пересказа один из мифов, в тетради сделать рисунок на тему подготовленного мифа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: