Во сколько всходит первая звезда на пасху. "до первой вечерней звезды нельзя".как правильно провести рождественский сочельник? Что такое сочельник перед Рождеством

Православные верующие 6 января (24 декабря по старому стилю) отмечают Рождественский сочельник, или "навечерие Рождества Христова" - канун одного из главных христианских праздников и последний день длительного 40-дневного Рождественского поста. При этом сочельник считается самым строгим днем поста. Обычай совершать в храмах навечерие Рождества известен с древности - уже в IV веке есть отдельные установления, регламентирующие этот день. О том, как православные христиане должны проводить Рождественский сочельник, в чем его смысл и каковы традиции праздника, читайте в материале РИА Новости.

"Символ" Сочельника

Главное постное блюдо Сочельника (видоизмененное "сочевник") - это сочиво, от которого и берет свое название этот день. "Сочиво", или "коливо", - вареные зерна риса или пшеницы. Возможно приготовление вместо сочива кутьи. Эта пища готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых культур (пшеницы, ячменя) с добавлением меда, орехов и фруктов. Без масла.

По толкованию священнослужителей, зерно символизирует "воскресшую жизнь", а мед - "сладость будущей блаженной жизни".

Сочиво или кутью едят во время совместных трапез дома и на приходах. По традиции это делается по окончании утреннего богослужения.

По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища - "самая скромная и простая", и приготавливается она для того, чтобы "не отвлекаться от главного - сосредоточенного ожидания предстоящего праздника". "Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и в молитве, все другое отходило на второй план", - напоминает Агейкин.

Издавна на Руси в Сочельник, помимо сочива, готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой - в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.

Необычное богослужение

Утреннее богослужение в Рождественский сочельник особенно длительное и может продолжаться в храмах пять-шесть часов, до середины дня. Оно уже полностью посвящено наступающему празднику Рождества - вместо сосредоточенного, "постового" настроения вся церковная служба как бы пронизана радостью от грядущего великого праздника.

Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан - как Богу и смирна - как человеку на погребение.

Обычно в этот день вначале совершаются Царские (или Великие) часы, а затем Великая вечерня с Божественной литургией святителя Василия Великого. Царскими часы (особые молитвословия и псалмы) называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Если Сочельник приходится на субботний или воскресный день, которые в Церкви всегда выделяются среди прочих и по своему характеру не постные, а праздничные, - тогда служба Царских часов переносится на другой, будний день.

Также накануне Рождества читаются так называемые паремии - отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.

По окончании литургии и великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.

Звезда на востоке

"Рождественский сочельник, так же как и Крещенский сочельник, - это дни приготовления христианина к встрече грядущих великих праздников. Это приготовление усиливается, прежде всего, особенными богослужениями, совершаемыми в этот день, и более строгой мерой поста, который говорит верующему человеку о том, что "отвлекись-ка ты уже от всех своих развлечений и отдыхов и постарайся "попомнить" о том, что завтра тебя ждет столь великий праздник", - говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

По церковному уставу в Рождественский сочельник разрешается есть только однажды, после вечернего богослужения. Однако в современной приходской практике служба вечерни соединяется с литургией и служится утром, поэтому по окончании этого богослужения верующие уже могут принять пищу. При этом есть рыбу не благословляется, а вот растительное масло и немного вина - допускается.

Традиция полного воздержания от пищи в Сочельник относится, прежде всего, к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.

Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году - это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.

"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в Сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", - рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограмм "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.

Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.

"Тайна боговоплощения"

По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский сочельник Церковь "вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, - Его родственников, начиная от Авраама", и свидетельствует о том, что "Спаситель - часть нашей истории".

"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", - сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.

Верующие всегда старались ознаменовать Сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.

С вечера сочельника на Руси также начинали "колядовать": ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные, обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в "святочные дни" - период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.

Сегодня, 6 января, православные христиане отмечают Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник. Это последний день Рождественского поста и канун Рождества Христова.

Название Сочельник происходит от слова "сочиво" (пшеничные зёрна, размоченные соком из семян). Сочивом было принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция поститься "до первой звезды" связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. В Сочельник по окончании литургии и на вечерней службе в центр храма выносят свечу, и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Как проходит церковная служба в этот день?

Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба) продолжается приблизительно три часа. Потом служат литургию, а после богослужения наступает празднование Рождества. Люди приветствуют друг друга словами "с Рождеством Христовым" или "с праздником".

Если Сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то праздничную всенощную служат в пятницу. В сам Сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а на Рождество в этом случае совершается литургия Василия Великого.

Как постятся в канун Рождества?

Согласно церковному уставу, Типикону, пост предписан до конца вечерни. Те, кто причащается на ночной литургии, по церковной традиции должны воздержаться от приёма пищи не менее шести часов до причастия.

В Сочельник принято воздерживаться от пищи до появления первой звезды. Обычай поститься "до первой звезды" связан с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. Согласно Евангелию от Матфея, звезда известила волхвов о рождении царя Иудейского. Звезда ознаменовала Рождество Иисуса, её принято называть "звездой Рождества" и Вифлеемской - по месту Его рождения.

Какие существуют традиции празднования Сочельника?

Согласно русским традициям, в Сочельник вся семья постилась, и только с первой звездой все садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья, а также компот (узвар) или кисель; в зажиточных семьях стол украшал и фигурный мармелад.

В некоторых регионах существует традиция выпекать к празднику фигурки животных. С вечера, ближе к полуночи, начиналось колядование с песнями и колядками.

Что такое вертеп?

Рождественский вертеп (первоначальное значение - пещера, потаённое место) - это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.).

В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён "вертепный театр" - народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров.

Вертепом в таком театре называли особый ящик, в котором показывали кукольное представление. Внутри ящика обычно была двухъярусная сцена: в верхней части показывали поклонение новорождённому младенцу Иисусу, в нижнем - эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления.

Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа - ясли с младенцем Иисусом, а главные персонажи - праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).

По материалам издания "Аргументы и факты". Фото с сайта www.aif.ru .

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она – первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» – Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» – Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г. он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, – пишет он в сочинении «Против Цельса», – которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени моги расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» – пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда – не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI – нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» – говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в воем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, – призывает нас святитель Григорий Богослов, – принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).

МОСКВА, 6 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Православные верующие 6 января (24 декабря по старому стилю) отмечают Рождественский сочельник, или навечерие Рождества Христова, — канун одного из главных христианских праздников и последний день длительного 40-дневного Рождественского поста. При этом сочельник считается самым строгим днем поста. Обычай совершать в храмах навечерие Рождества известен с древности — уже в IV веке есть отдельные установления, регламентирующие этот день. О том, как православные христиане должны проводить Рождественский сочельник, в чем его смысл и каковы традиции праздника, читайте в материале РИА Новости.

Символ сочельника

Главное постное блюдо сочельника (видоизмененное "сочевник") — сочиво, от которого и берет свое название этот день. "Сочиво", или "коливо", — вареные зерна риса или пшеницы. Возможно приготовление вместо сочива кутьи. Эта пища готовится из вареных или пропаренных зерен злаковых культур (пшеницы, ячменя) с добавлением меда, орехов и фруктов. Без масла.

По толкованию священнослужителей, зерно символизирует воскрешение, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

Сочиво - традиционное блюдо из пшеницы или ячменя с добавлением меда и орехов, которое готовят православные в сочельник, вечер накануне Рождества. Смотрите видеоинструкцию по его приготовлению.

Сочиво или кутью едят во время совместных трапез дома и на приходах. По традиции это делается по окончании утреннего богослужения.

По оценке настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерея Александра Агейкина, эта пища — "самая скромная и простая", и приготавливается она для того, чтобы "не отвлекаться от главного — сосредоточенного ожидания предстоящего праздника". "Всегда верующие традиционно проводили этот день в богослужении и молитве, все другое отходило на второй план", — напоминает Агейкин.

Издавна на Руси в сочельник помимо сочива готовили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилали сеном или соломой — в напоминание о яслях, в которые был положен Христос.

Необычное богослужение

Утреннее богослужение в Рождественский сочельник особенно длительное и может продолжаться в храмах пять-шесть часов, до середины дня. Оно уже полностью посвящено наступающему празднику Рождества — вместо сосредоточенного, "постового" настроения вся церковная служба как бы пронизана радостью от грядущего великого праздника.

Приближающемуся Рождеству Христову посвящены исполняемые песнопения и все евангельские чтения. Прежде всего вспоминается евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу Христу восточных мудрецов (волхвов) с востока, которые принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как царю, ладан — как Богу и смирна — как человеку на погребение.

Обычно в этот день вначале совершаются Царские (или Великие) часы, а затем Великая вечерня с Божественной литургией святителя Василия Великого. Царскими часы (особые молитвословия и псалмы) называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Если сочельник приходится на субботний или воскресный день, которые в Церкви всегда выделяются среди прочих (и по своему характеру не постные, а праздничные), тогда служба Царских часов переносится на другой, будний день.

Также накануне Рождества читаются так называемые паремии — отрывки из книг, преимущественно Ветхого Завета, в которых содержатся древние пророчества святых о пришествии в мир Спасителя.

По окончании литургии и Великой вечерни в центр храма выносится свеча, и священники, одетые в праздничные одеяния, все вместе поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Кроме того, в этот день священники всегда советуют верующим исповедаться и причаститься за литургией, как и непосредственно в сам праздник, 7 января.

Звезда на востоке

"Рождественский сочельник, так же как и Крещенский сочельник, — это дни приготовления христианина к встрече грядущих великих праздников. Это приготовление усиливается прежде всего особенными богослужениями, совершаемыми в этот день, и более строгой мерой поста, который говорит верующему человеку о том, что "отвлекись-ка ты уже от всех своих развлечений и отдыхов и постарайся "попомнить" о том, что завтра тебя ждет столь великий праздник", — говорит профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

По церковному уставу в Рождественский сочельник разрешается есть только однажды, после вечернего богослужения. Однако в современной приходской практике служба вечерни соединяется с литургией и служится утром, поэтому по окончании этого богослужения верующие уже могут принять пищу. При этом есть рыбу не благословляется, а вот растительное масло и немного вина — допускается.

Традиция полного воздержания от пищи в сочельник относится прежде всего к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.

Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году — это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.

"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", — рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограммы "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.

Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Тайна боговоплощения

По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский сочельник Церковь "вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, — Его родственников, начиная от Авраама", и свидетельствует о том, что "Спаситель — часть нашей истории".

"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", — сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста.

Верующие всегда старались ознаменовать сочельник различными делами христианской благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни.

С вечера сочельника на Руси также начинали колядовать: ходили по домам родных и знакомых и исполняли народные обрядовые песни, а хозяева в ответ предлагали гостям угощение. Впрочем, эта народная традиция большее распространение получила непосредственно в святочные дни — период от Рождества Христова до Крещенского сочельника, когда отменялся обязательный пост.

Сегодня уже позабыт, к сожалению, великий церковный праздник сочельник. Что это такое, теперь знают единицы. А во времена наших прабабушек его славили более, чем Рождество Христово. Расскажем о том, как готовились к этому дню и как отмечали его наши далекие предки.

Что такое сочельник перед Рождеством?

Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» - это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей. Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы.

Когда празднуется?

Наши далекие предки очень любили сочельник. Когда начинается он, знали все, от мала до велика. Святую традицию его празднования чтили и передавали из поколения в поколение. Примечательно, что много лет назад сочельник отмечался не один раз в год, а несколько. Так, 24 декабря (по старому стилю), или 6 января (по новому) люди праздновали канун (навечерие) Рождества Христова. Именно этот день сегодня и принято называть сочельником. Но также соблюдали данную традицию и накануне Богоявления - 5 января (по старому стилю), или 18 января (по новому), и на Благовещение, и в субботу первой седмицы Великого поста.

Сочельник в разных странах

Многие государства сегодня отмечают этот большой церковный праздник. Русская православная и греко-католическая церкви чествуют его 6 января (по Юлианскому календарю). С 7 по 19 января - время Святок (когда уже закончился сочельник). Что это такое, знают теперь, пожалуй, только в деревнях. О том, как проводятся эти две святочные недели, будет рассказано ниже. Страны, которые живут по Грегорианскому календарю, отмечают Рождественский сочельник 24 декабря. Примечательно, что название у данного праздника в разных государствах отличается. Так, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине это Бадняк, или Баднидан, в Словении - Sveti večer, в Болгарии - Бъдни вечер, в Украине - Святвечір.

Православный сочельник

Известно, что данному празднику предшествует строгий который длится с 28 ноября по 6 января. В сочельник у православных принято не есть до первой звезды. Ее появление связано с преданием о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении святого младенца. Вечером люди на стол не собирали и ужинать не садились. Делать это можно было с появлением на небосклоне первого огонька. После этого наши предки накрывали стол белоснежной скатертью, клали на него пучок сена в память о яслях, где родился Спаситель, и ставили двенадцать постных блюд - по числу учеников Иисуса Христа. Ели сочиво и славили Господа.

Традиция в католичестве

Перед сочельником убирались в доме, стараясь заглянуть во все уголки. А затем жарко топили баню, мылись и меняли одежду. Люди считали, что в чистоте нужно держать и тело, и мысли. Поэтому прежде, чем сесть за праздничный стол, они зажигали свечи у икон в доме и творили

Народные приметы на сочельник

На праздник на стол с белой скатертью ставили и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет - придется затянуть пояса потуже.

Вечером смотрели в окошко: если ночь ясная и звездная - лето будет щедро на урожай ягод, а год будет хорош для приплода домашнего скота.

Если перед сочельником разыгралась метель - пчелы будут хорошо роиться.

Какого числа сочельник? 6 января. Самый разгар русской зимы. Ожидалось, что на дворе в это время будут свирепствовать морозы. Однако не всегда бывает именно так. Неожиданно могла начаться оттепель. И если вдруг случится на праздник капель, значит, не стоит ждать доброго урожая со своего огорода. А вот греча наверняка будет хороша.

На праздник иней на деревьях - к добрым хлебам.

Праздничное богослужение в церкви

Как церковь отмечает праздник сочельник? У православных людей и по сей день сохранилась традиция после вечерней трапезы посещать храм для того, чтобы совершить всенощное Рождественское бдение. Там в это время совершается служба, состоящая из Великих часов с чтением отрывков из Евангелия и краткого свершения Изобразительных. Проходит она следующим образом: священнослужители читают молитвы на амвоне и облачаются. Затем наступает время Великой Вечерни с чтением паремий и Литургии Василия Великого, в конце которой совершается Великое водосвятие.

А вот как отмечается католический сочельник в церкви. Здесь, как обычно, 24 декабря утром служат мессу по чину Адвента, а навечерие Рождества начинается затемно, в полночь. В некоторых странах Европы и Польше эту служба называется «пастыркой».

Мы рассказали о большом церковном празднике, предваряющем Рождество Христово, который называется сочельник. Что это такое, как его отмечали, какое значение он имел в религии разных стран - всю необходимую информацию можно найти в этой статье.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: