Митрополит ростовский и новочеркасский меркурий биография. Владыка меркурий, митрополит ростовский и новочеркасский

«Встреча тысячелетия» Папы и Патриарха в Гаване ничего не изменила в геополитической раскладке сил «Россия - Запад», но все условия для пожара внутри Русской Православной Церкви создала. И не малые! Поднеси только спичку - мы будем свидетелями глубокого и трудно врачуемого раскола. И уже не на уставной почве, как было в XVII веке, а по вопросам еще более важным - экклезиологическим.

Смущения и брожения умов в среде верующих и духовенства Русской Церкви много. Простительно, если среди рядовых клириков и мирян, шокированных аэропортными объятиями и поцелуями 12 февраля сего года, порой раздаются резкие голоса и непродуманные высказывания в свете этого события. Но от архипастыря РПЦ мы вправе ожидать взвешенной церковной позиции, а не рейтинговых и популистских речёвок. Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на канале «Россия 24. Дон» вызывает простой вопрос: это импровизированная глупость или продуманный курс наших синодалов?

Если второе, тогда в самой Патриархии нет единого мнения в оценке прошедшей встречи Патриарха и Папы. Слабая попытка, предпринятая Патриархом Кириллом по успокоению взбудораженного православного народа, подчеркнуть сугубо политический характер «гаванской декларации» сходит на нет в свете позорных меркурьевских заявлений о «божественном и равноапостольском» достоинстве подписанного на Кубе документа. А как иначе понимать слова митрополита:

«Это декларация единства. По своей силе, по силе слова, по силе эмоций, по силе убеждения, по силе правды, которая заложена в этой декларации, её можно поставить наравне с Апостольскими посланиями . Такого за последние тысячу лет не было свидетельства. Декларация единства была высказана Христом, это подтверждение этой декларации».


Насколько можно понять архиерейские аллюзии, под первой «декларацией» он имеет в виду, скорее всего, Первосвященническую молитву Христа «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Неужели Господь в Гефсимании молился не о своих учениках, а «декларировал» экуменизм, «подтверждал» Гавану? И боговдохновенность Священного Писания теперь распространяется на дипломатические документы? Не собирается ли митрополит Меркурий подобным же образом «канонизировать», например, исходящую документацию подотчетного ему Отдела по религиозному образованию и катехизации? Не лишним будет вспомнить, что даже у католиков энциклики римских понтификов не приравниваются к Новому Завету в плане авторитетности. Если же процитированные слова - лишь эмоционально-риторическая фигура речи, то следует признать, что подобный сравнительный оборот неуместен даже в устах экзальтированной барышни, не то, что архиерея Русской Церкви.

Патриархия официально заявляет, что никакого экуменизма нет, унии нет, догматические расхождения между православными и католиками как были, так и остались; народ Божий пытается этому верить и беречься от раскола со своим Предстоятелем; а митрополит Меркурий по телевидению декларирует такое «единство», о котором даже в самой Декларации не прописано. Так документ сей дипломатический или все же экуменический? Или может быть даже вероучительный , раз он в устах митрополита Меркурия приравнивается к Апостольским посланиям?

Следуя этой логике митрополита Меркурия, Папу Франциска и Патриарха Кирилла тогда следует срочно причислить к лику святых Апостолов! Или уж, на худой конец, к равноапостольным мужам.

Митрополит Меркурий решил, вероятно, «поддержать» Патриарха Кирилла, но сделал это топорно и глупо: обычная чиновничья немощь - угодить начальнику и сделать это с перевыполнением плана. Как диссидентство не есть свободолюбивый героизм, так и подобное «верноподданничество» крайне мало общего имеет с подлинным единством внутри Церкви. Не надо делать из Русского Патриарха Римского Папу. Глупо и вредно косвенно приписывать Патриарху и каким-то декларациям «непогрешимость» и «божественность». Нелепые перлы синодального чиновника лишний раз убеждают в том, что Святейший Патриарх может найти реальную опору, молитвенную поддержку и честную оценку своих трудов только в православном народе.

* * *

P.S. 2 и 3 декабря 2009 года возглавляемый священником Георгием Кочетковым Свято-Филаретовский институт (СФИ) подводил итоги уходящего года. Благословение и поздравления Патриарха Кирилла обновленческому лидеру и всем собравшимся передал епископ Зарайский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Случай беспрецедентный! Это событие тогда вызвало немалое смущение вызвало у православной общественности и многих священнослужителей стольного града Москвы. В обращении московских священнослужителей на епархиальном собрании г. Москвы 2009 года к Святейшему Патриарху Кириллу говорилось:

«Открытая поддержка о. Кочеткова и его института, одобрение его реформаторской деятельности по переводу и “русификации” православных богослужебных текстов дискредитируют и Патриарха, и всю нашу Русскую Церковь. Неправославное содержание учения священника Кочеткова и вполне сектантский характер его “aгап”-хлебопреломлений неоднократно отмечались в различных публикациях. Этому вопросу были посвящены несколько Богословских конференций с участием преподавателей МДАиС, ПСТГУ, многих православных пастырей (в том числе монашествующих). Антицерковный характер деятельности о. Кочеткова и его “братства” был подтвержден в результате работы двух специальных Богословских Комиссий. Одна из них, Московская, возглавлялась протоиереем Сергием Правдолюбовым, другая, Синодальная - митрополитом Минским и Белорусским Филаретом. Результат обеих Комиссий однозначен: “Катехизисы” Кочеткова и другие его богословские трактаты грубо искажают Православное вероучение.

Игумен Тимофей, вечером 31 июля находившийся за рулём спорткара BMW Z4 с дипломатическими номерами в нетрезвом состоянии, и совершивший на Зацепском валу двойную автоаварию, ехал как частное лицо. Об этом нам поведал глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Подробнее об этой аварии: и .
Но, несмотря на то, что иигумен Тимофей ехал как частное лицо, РПЦ обещает провести собственное расследование этой аварии. А, раз будет внутрицерковное расследование, то, возможно, и последуют внутрицерковные наказания.
Действительно, а как наказывают в РПЦ?
Например, приходского священника, сказавшего слово поперёк своему архиерею, могут запросто отправить за штат, а то и запретить служение. В светский суд в такой ситуации обращаться бесполезно - с приходскими священниками трудовых договоров не заключается. А внутрицерковный суд РПЦ встанет на сторону архиерея.
А как наказывают провинившееся высшее духовенство в РПЦ? Посмотрим...

Митрополит Меркурий (Иванов)

Игорь Владимирович Иванов (в монашестве Меркурий) родился 21 января 1964 г.
В 1988 году принял монашеский постриг, а в 1989 году посвящён в сан иеродиакона. В 1989 году Меркурия посвящают в сан иеромонаха, и он становится штатным священником Никольского собора в Кёнигсберге. Он приглянулся тамошнему митрополиту Кириллу (будущему патриарху).
В 2000 году Меркурий получает сан епископа и назначается управляющим Патриаршими приходами в США.
Оправдывая своё монашеское имя (Меркурий - в древнеримской мифологии - бог торговли), Меркурий проворачивает в Штатах ряд операций. Например, такую:

.....
Вспоминаются публикации российских СМИ пятилетней давности, где рассказывалось о коммерции вокруг чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери в Нью-Йорке, где епископ Меркурий служил управляющим патриаршими приходами в США. Икона хранилась у священника Православной Церкви в Америке в Чикаго, куда была вывезена после Второй мировой войны. Епископ Меркурий убедил старого священника на время передать икону ему, после чего вывесил на сайте собора объявление: молебен у чудотворной стоит всего 100 долларов.
.....

Но, как известно, в РПЦ такое вот «меркурианство» совсем не наказуемо, а,даже и поощряемо.
В американской биографии Меркурия есть эпизод со Свято-Николаевским храмом в Нью-Йорке. Этот храм, построенный ещё в 1902 году, находится неподалёку от башен-близнецов. Во время терракта 11.11.01 храм не пострадал. Но церковное начальство решило, что всё равно реставрация необходима. Реставрацию курировал, естественно, Меркурий. Выпросило начальство РПЦ у российского правительства 3 млн. долларов, и работа закипела. И через некоторое время работы были завершены. Как утверждают те, кто видел храм до и после реставрации, после реставрации он стал гораздо хуже. Но это совсем не помешало после реставрации закатить шикарный приём в фешенебельном Нью-Йоркском отеле «Плаза». И это не самое главное. Дело в том, что за этот приём Меркурий забыл заплатить. Это грозило катастрофой для храма: от попадал в судебные тяжбы и мог лишиться налоговых льгот, предусмотренным законодательством США. Предполагали, что Меркурий лишиться своего поста, а ничего. На посту управляющего Патриаршими приходами в США он пробыл до 2009 года (а история с неоплатой была в 2003-м). Ну ничего, дельце это, естественно, замяли. Подробнее о нём - .
В 2009 году Меркурий возвращается в Москву, становится членом Межсоборного присутствия РПЦ. Кроме того, он становится настоятелем Высоко-Петровского монастыря, в котором, только не падайте, тоже затеял реставрацию. В результате такой реставрации были утрачены уникальные росписи в храме святителя Петра Митрополита и в храме Толгской иконы Божией Матери, крестильная купель в этом же храме, неповторимые керамические иконы в надвратном храме монастыря. Подробнее - .
27 июля 2011 года Меркурий назначен епископом Ростовским и Новочеркасским, а позднее, когда была образована Донская митрополия, он стал митрополитом. Кем пребывает и поныне.

Епископ Никон (Миронов)

У екатеринбургского епископа Никона, кроме, естественно, стяжательства, был ещё один грешок (помните, в конце 90-х была шумная история по этому поводу).
Из статьи Ульяны Скобейды «Как преосвященейший Никон отвращал паству от бога содомским грехом» («Комсомольская правда», № 82 (22061), 7 мая 1999):

.....
Передо мной сидит двадцатипятилетний молодец с подбитым глазом. Сергей Мордовцев был служкой в монастыре Верхотурья.
- Наш архиерей, - Серега выпячивает большой палец, - вот такая девка! В плане орального секса ни одна баба меня так не удовлетворяла!
Ничуть не смущаясь, парень рассказывает, как его вызвал некий иеромонах: «Можешь ублажить архиерея?» «В смысле?» - «Трахнуть его». Целомудрием Серега не страдал: «За деньги - без проблем».
.....

Такое поведение архиерея вызывало негодование, как священников, так и мирян. На Никона писались телеги наверх.
Из рапорта игумена Тихона патриарху Алексию II:
.....
Я сразу же поднялся в Архиерейские покои за благословением к Его Преосвященству, но зайдя в покои увидел Владыку в нетрезвом состоянии, в трусах и рядом с ним стоял священник Олег Затекин.
Увидя меня Владыка смутился а о.Олег сразу же ушел из келлии. Вслед за ним вышел и я направившись в свою келлию. Там я увидел гостя Владыки но переодевшись я вновь вернулся к Епископу, а тот с ходу сказал мне: «Тихон, я хотел пососать член у твоего брата, но он мне не дал».
Эти слова поразили меня но мне не оставалось ничего как смириться. После этого он велел позвать гостя и велел придти мне. Был организован стол за которым Владыка и гость изрядно выпили, что гостя даже вырвало после чего я увел его спать на свою кровать, в свою келлию, а затем вновь вернулся в Архиерейскую.
Владыка был изрядно выпивший и я помог ему раздеться, и он ложась в кровать сказал: «Тихон, мне очень нравится твой брат, пусть он меня полюбит, и я буду его женой».
.....

Надо сказать, рапорты священнослужителей возымели действие: епископа Никона сняли с екатеринбургской кафедры. А священнослужителей, писавших рапорты на епископа, кого понизили в должности, а кого и вообще вывели за штат.
Епископа Никона в сане не понизили. Посне пребывания в Псково-Печерском монастыре, он стал настоятелем храма Успения в Вешняках.
В 2008 году Никон уже был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, который ему вручил патриарх Алексий II.
А в 2010 году Никон получает ещё одну церковную награду - церковную награду – панагию «в связи с 50-летием со дня рождения и в благодарность за труды».

Понятно, что священнослужители с грешками управляемые, целиком и полностью находятся во власти покровителя. Но такие служители отвлекают от церкви прихожан похлеще любой атеистической пропаганды. В 60-е - 70-е годы одним из способов борьбы с религией, которую вела совецкая власть, был таким: на видные церковные должности, советы по делам религий двигали людей, морально небезупречных: стяжателей. пьяниц, бабников... Складывается такое впечатление, что руководство РПЦ, хоть борьба с религией закончилась, в настоящее время свято выполняет установки ещё совецких советов по делам религий...


Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов Игорь Владимирович) чинит беззакония и наводит порядки как ему вздумается , назначая на должности настоятелей храмов молодых недообразованных двадцатилетних юношей, священнический опыт служения которых составляет 2-6 месяцев. Сретенский и Покровский храмы города Ростова-на-Дону - яркие примеры...

Древними соборами постановлено, чтобы в священники поставлять лишь лиц, имеющих не менее 30 л., а в диаконы — 25 л. В русской церкви соборами Владимирским (XIII в.) и Стоглавым для вступления в священники назначен 30-летний возраст, а в диаконы — 28-летний. В 1869 г. подтверждено новым указом Синода, чтобы в священники поставлять "по возможности" лиц, имеющих не менее 30 л., а в диаконы — 25л.

Недоумение у верующих вызывает решение Владыки Меркурия снять с должности настоятеля храма игумена (монаха-священника, посвятившего себя служению Богу), который с "нуля" построил на пожертвования прихожан красивейший, большой храм, благоукрасил его, практически закончил роспись храма, создал воскресную школу, талантливые дети которой занимают первые места в православных олимпиадах, в хоре поют супер профессионалы с уникальными голосами. Отец-настоятель (игумен Всеволод) занимался духовным воспитанием учителей, школьников, врачей, осужденных, помогал больным, оказывал финансовую помощь людям, нуждающимся в сложных дорогостоящих операциях.

Чему же может научить новоиспеченный "батюшка" прихожан? Что сказать детям в воскресной школе, которые так привыкли к своему духовному отцу? Похоже, что Владыка не подумал.

Свято-Покровский храм города Ростова-на-Дону, который находится на самом большом кладбище в Европе, особое место. Здесь люди уходят в последний жизненный путь, обретают вечный покой, нуждаются в особо сильной молитве.

Духовная жизнь не должна становиться светской. Сейчас в ростовских храмах стали продавать даже воду (20 рублей бутылочка). Нельзя превращать храмы в торговые комплексы по продаже гробов, оград, и прочего, с целью извлечения из верующих дополнительной прибыли для своих нужд. Господь сказал: "Дом Мой, домом молитвы наречется, а Вы превратили его в вертеп разбойников..."

Многие прихожане всего города недовольны решением Владыки снять с должности настоятеля игумена Всеволода (Понича), отправив его за штат. Многие и так не хотят приходить в Святую Церковь, видя как ведут себя попы (строят себе дворцы, покупают дорогущие машины, а то и вовсе неподобающе себя ведут).

Мы должны понимать, что есть попы, которые пришли заработать (на дворцы, машины и прочее), нажиться на старушках, которые несут копеечку Богу, а есть духовные отцы, которые пришли просветить, научить заповедям Божьим, наставить на истинный, праведный путь.

Не будем отчаиваться, потому что есть ещё пастыри добрые! Давайте не будем путать добро и зло, научимся отделять "зерна от плевел"! Храните веру православную!

Когда информационная служба Псковской епархии в Пскове на день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги встречались с Владыкой Меркурием (Ивановым) , он тогда был епископом Зарайским, управляющий Патриаршими приходами в США.

Наш земляк ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. Родился будущий Владыка в Порхове, древнем русском городе псковской земли, основанном св. Александром Невским. В 1989 году окончил Ленинградский Педиатрический медицинский институт, в конце обучения по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) принял монашеский постриг. Архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 1989 года по 1999 год служил в храмах Калининградской епархии. С мая 1996 года - настоятель строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде. В 2000 году хиротонисан во епископа Зарайского. Окончил Санкт-Петербургские Духовные семинарию и академию, кандидат богословия. Удостоен Благословенной Патриаршей грамоты, орденов РПЦ: святителя Иннокентия Митрополита Московского I и II степени, грамоты Священного Синода Православной Церкви в Америке, св. благоверного князя Даниила Московского II степени, св. равноапостольного кн. Владимира I степени Украинской Православной Церкви.
Осенью 2011 года возведен в сан митрополита.

Несколько лет назад вышла книга епископа Меркурия "Поле жизни", в которой псковичи, церковные и не церковные люди, найдут для себя много доброго и неизвестного раннее. При этом книга Владыки искренняя и очень личная. Семья Владыки Меркурия не была глубоко церковной, но и безбожников в ней никогда не было. Родственники и по материнской, и по отцовской линии все были верующими. Родители венчались, но в советские времена в церковь было сложно ходить. Будущий епископ воспитывался и возрастал с бабушками-молитвенницами.
"Сейчас, - как сказал Владыка Меркурий в начале нашего с ним разговора, - Слава Богу, вся наша семья в Церкви, папа и мама сегодня молились вместе со мной в Соборе". Живут родители Владыки до сих пор в Порхове, но приехали 24 июля в Псков, чтобы помолиться вместе с сыном. Епископ Меркурий сослужил нашему Владыке Евсевию в большой праздник - Ольгин день. В этот день в 2007 году он и ответил на вопросы информационной службы Псковской епархии.

р.Б. Наталия

- Что такое Патриаршие приходы в США, Владыко?

Совсем кратко небольшой исторический экскурс. Патриаршие приходы возникли в 70-м году из Русской митрополии в Америке, в связи с ее преобразованием в автокефальную Православную Церковь, которую сейчас возглавляет Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Герман. Автокефалию (т.е. полную самостоятельность в делах управления) ей предоставила Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Алексия I. Те приходы митрополии, которые не пожелали войти в Американскую автокефальную Церковь, а захотели остаться верными Московскому Патриарху и Русской Православной Церкви, организовались в Патриаршие приходы. Патриаршими приходами управляет епископ, он не титулуется ни по одному из городов США и Канады, а имеет титул викария Московской епархии РПЦ, в частности, мой титул епископ Зарайский.

- Сколько Патриарших приходов и где Вы служите?

Я большей частью служу в Нью-Йорке, в Свято-Николаевском Патриаршем соборе, построенном святителем Тихоном (будущим Патриархом Всероссийским) по указу императора Николая II. Собор замечательный, одна из самых красивых религиозных построек Нью-Йорка, единственное здание в стиле русского барокко в Нью-Йорке, ему присвоен статус памятника архитектуры США. Собор стоит на 97-й улице Манхэттена, в самом центре мегаполиса. Патриарших приходов тридцать и один небольшой монастырь. Паства наша самая разная: и американцы, и русские. Небольшая часть паствы - первой и второй волны эмиграции, в основном же, наши прихожане третьей волны эмиграции. Много выходцев из Карпатороссии, Украины, Белоруссии…

- Есть ли разница между православными Патриарших приходов в США и в России?

Разница есть. Это другие люди, потому что живут в другом государстве, в другой политической обстановке – все это сказывается и на духовном облике. Духовно это очень неоднородное сообщество, где каждый со своей традицией, со своим мнением и представлением о Христианстве. Но, зато уходит второстепенное, а самое существенное остается - Евхаристия, догматика.

- Какие-то сдвиги после воссоединения Православной Церкви за границей с РПЦ Вы наблюдаете?

Знаете, я достаточно спокойно и благожелательно отношусь к этому событию, и не воспринимаю его как глобальное изменение жизни Церкви. Все идет своим чередом и по воле Божией. Безусловно, существуют и сложности в этом процессе. Большей частью они касаются РПЦЗ, где незначительная часть паствы не поняла и не приняла воссоединение как единственно правильное, церковное решение. И сейчас перед Преосвященными моими собратьями РПЦЗ стоит очень непростая задача сохранить всю паству, сохранить и несогласных, не дать уйти им в раскол. К слову сказать, печально наблюдать в различных епархиях на Американском континенте секулярный, демократический дух, проникающий в Церковь. Он проникает и подтачивает ее основы, а Церковь иерархична, и эту иерархию установил Господь. Собственно, ведь не архиерей управляет Церковью, а Бог. Архиерей, как блюститель веры и апостольский приемник по благодати содержит Ее и старается осуществлять свою деятельность, руководствуясь каноническими нормами Церкви, святоотеческим преданием, но при этом Церковь управляется Самим Господом Иисусом Христом. Если это положение отвергнуть, и в основу управления той же епархией поставить мирской рационалистический подход, то это разрушит всю структуру церковной общины, и она скатится до позиций крайнего протестантизма, где, увы, говорить о Церкви как таковой не приходится. К сожалению, во многих православных епархиях за рубежом это остро чувствуется…

- Сейчас одной из претензий, обращенных к нашей Церкви, является недостаточность ее социального служения. По крайней мере, многие полагают, что именно этим Церковь и должна заниматься. Как Вы, Владыко, можете прокомментировать такую критику?

Да, мне часто приходится слышать восхищенные высказывания о том, как все хорошо "у них", и как все плохо "у нас"... Какие "у них" батюшки золотые, что работают и грузчиками, и такси водят, и на заводе трудятся, сами себе на жизнь зарабатывают, а владыки там сами тротуары моют и дорожки подметают… "Эти-то труженики, а наши-то на иномарках ездят…" И тогда я говорю на это, что, если епископ у вас подметает дорожки, значит, ему нечем больше заняться, и это позор для вас. Архиерей должен проповедовать слово Божие, общаться со своей паствой, на приходах служить, народ Божий вере учить, а не тротуары мыть.
Зачастую за этой броской вывеской, претендующей на первохристианскую, к сожалению, нет самого главного – молитвы и серьезной духовной жизни. Церковный мир знает, что за всем должна стоять, прежде всего, молитва, а все остальное потом. Знаю архипастырей, которые говорят, что надо открывать при монастырях школы, гимназии, дома престарелых, сиротские приюты. Замечательно! Но не надо забывать о главном, что человек идет в монастырь не только для того, чтобы воспитывать чужих детей, ухаживать за больными, он идет в обитель для того, чтобы спасти свою душу. Что это такое? Прежде всего - это молитва. Социальное служение важно, но оно сопутствующее в Церкви, и если произойдет подмена, когда обитель или приход превратятся в отдел социальной службы, а евхаристическое, молитвенное делание отойдет на второй план, ничего доброго из этого прихода или монастыря не будет.

Но есть еще и небеспочвенные обвинения в адрес Церкви: жизнь российской паствы достаточно скудная, сирых и несчастных много, а "батюшки на машинах"?

Однажды батюшку отца Иоанна Кронштадтского спросили, что это за пастырь такой: на экипажах и автомобилях разъезжает, свои вагоны имеет, пароходик... На что батюшка, со свойственным ему апологетическим духом, сказал, что раньше были времена апостольские, и апостол шел впереди, а паства шла за ним, а теперь такая паства пошла, что и на экипаже не догонишь… Поверьте, что не рваный подрясник и немытые волосы священника свидетельствуют о его святости и близости к людям. Как раз наоборот. Пастырь должен быть открыт к миру, доступен для паствы. Он всегда на передовой. А это значит, что он и машину иметь должен и уметь ее водить, должен уметь пользоваться современными средствами связи и коммуникаций, уметь работать с компьютером – все это помогает более плодотворно трудиться. Но и излишеств, роскоши священник не должен себе позволять.

- Наверное, народ, обычно далекий от Церкви, хочет, чтобы наши пастыри были такими же нищими, как и прихожане?

Недавно Всемирный Русский Народный Собор обсуждал эту проблему богатства и бедности: ни богатство не ущербно, ни бедность не красна. Церковь должна научить человека правильно относиться к богатству и к бедности. Если бездельник и дармоед – нищий, восторгаться здесь его духовным подвигом не приходится. Ну, а кто работает по 12-14 часов, создал свою фирму, имеет доход и хорошо живет, помогает другим людям – мы что, должны такого человека осудить? Правильное церковное отношение к этой проблеме: ни бедность, ни богатство нас не спасают. Человек создан Богом для того, чтобы быть счастливым. А счастлив тогда, когда у него есть перспектива в жизни. Почему наша религия радостная? Потому что у нас есть перспектива в жизни – у нас есть "жизнь будущаго века", когда Господь нас примет в Свою любовь и мы в этой любви будем совершенными в жизни вечной. А кто этого не знает, тот ограничен, у того в жизни есть предел всему. Тогда и богатство не радует, и бедность не спасает.

Владыко, недавно академики написали письмо нашему Президенту о том, что они обеспокоены клерикализацией российского общества, войной Церкви с наукой, которая способствует развалу страны. Церковь не должна принимать участия в жизни государства?

Эта точка зрения не является для нас новой. Семьдесят лет существования такого государства, как Советский Союз, Церкви было отведено место в углу общественной сцены: ваше дело сидеть и молчать, белым клобуком обозначить свое присутствие - и достаточно. Все это мы проходили уже. Церковь, и об этом говорил наш Святейший Патриарх, не может и не должна быть государственным институтом. Она не должна быть частью государственного механизма управления.

- Так что же, Церковь должна бездействовать?

Нет. Ведь Церковь – это не только священнослужители, это часть нашего Отечества, и поверьте, не малая его часть. А церковный народ молчать и бездействовать не должен. Не вторгаясь в дела государства, Церковь должна, просто обязана, быть нравственным мерилом. Тогда государственные мужи, слыша голос Церкви, смогут сказать: мы не можем так поступить, потому что это будет безнравственно по отношению к нашему народу и к нашей Родине. Например, мы не можем подписать закон, разрешающий добычу полезных ископаемых иностранным компаниям, потому что они не только будут пользоваться нашими богатствами, но и разорять экологию нашей страны, это безнравственно по отношению к нашему Отечеству и нашему народу.

Окружающий мир недолюбливает Россию, все ищут причины такой нелюбви, но, может быть, ее не любят не только потому, что Россия самая большая и богатая страна, но и потому, что наша Церковь хранительница веры Православной?

Я не стал бы применять эти определения по отношению к стране: любят – не любят, думаю, что и сама Россия не должна кичиться тем, что ей дал Бог. Как говорит святой апостол "сладце убо похвалюся в немощех моих", поэтому хвалиться России надо только своими немощами. Помнить о том, что, если нам Бог дал много, то с нас много и спросится. Россия должна быть открыта другим странам и другим людям - сейчас мир такой - все очень близко. Вот, например, святитель Тихон добирался из Америки в Торопец три с половиной месяца, а сейчас епископу Зарайскому Меркурию понадобится для этого чуть более половины суток. Мир очень маленький и мы все очень близки, а потому и ответственны друг за друга. Нужно отвергнуть гордость и соблюсти достоинство. Да это касается и всех отношений: семейных, соседских, межгосударственных – береги свое и уважай чужое.

- Может быть, "умом Россию не понять" - достаточно четкая формула нашего одиночества?

Это факт, Россию можно понять, только любя ее и только всем сердцем.

Сейчас сложилась весьма благоприятная обстановка для нашей Церкви, верующему можно свободно входить в храм, не боясь быть уволенным с работы, молиться, Церковь возрождается?

Вы знаете, в ограничениях, которые были в жизни Церкви периода СССР, спасаться было легче, чем сейчас. Помнится, в одном монастыре был суровый наместник, потом он сменился, и я спросил одного брата: как сейчас? Он ответил: "тот наместник насильно спасаться заставлял, а этот просит "явить доброе произволение", а у нас его нет". Церкви дали свободу, но надо помнить, что Церковь должна быть всегда гонима, она воинствующая. Мы всегда находимся в борьбе, если не с внешними, то, прежде всего, с самим собой.

Владыко, сейчас в Церкви много молодых, и встает вопрос, как часто надо причащаться Святых Тайн, Ваше мнение?

Недавно в Свято-Даниловом монастыре состоялся "круглый стол" по этой проблеме, отцы собрались и посвятили несколько часов этим вопросам. Опыт нашей Православной Церкви говорит о том, что нет универсального подхода. Для одного человека важно и необходимо причащаться каждую неделю, даже с минимальной подготовкой, а другому человеку причащаться, возможно, надо один раз в год, но подготовка должна быть очень серьезной. Это решает духовник, который должен руководствоваться не только строгостью канонов, но и любовью к пастве. Строгость без любви не плодотворна. Люди, приходящие в Церковь, должны встретить в лице священнослужителей не законников и фарисеев, а добрых пастырей, которые будут их любить, ценить и заботиться как о стаде Христовом, которое не их собственность, но Христова. Я всегда говорю батюшкам: мы не свое раздаем, а чужое, то, что Бог нам дал, а нам раздавать надо, поэтому опекайте паству с любовью. Надо помнить, что Господь порицал грех, но не осуждал грешника, это необходимо понимать, особенно нашим молодым пастырям. Очень важен дух любви пастыря к пастве, но и паства должна любить своего пастыря. Для нынешней Церкви, я бы сказал, Церкви неофитствующих, необходимо знать еще и историю Церкви. История Церкви отрезвляет наш ум и многому учит в нашей церковной жизни.

- Бывает, в церкви возводят на пьедестал своего батюшку, а уж архиерей - как Ангел во плоти воспринимается. Говорят, что к Владыке Антонию Сурожскому можно было просто позвонить в дверь и войти. Кто же такой архиерей, насколько он может быть далек или близок своей пастве?

Но у Владыки Антония Сурожского не было такого количества паствы, как, например, у Владыки Евсевия. Близко архиерей к народу или далеко. Суждение выносят только по внешнему. В соборе видят своего Владыку, а там все красиво и торжественно. А ведь омофор-то на плечи архиерею не просто так одевают – это та заблудшая овца, которую архиерей никогда не снимает со своих плеч. С этой заблудшей овцой он везде и в церкви, и в поездке, и в келье своей. Со стороны видим внешнюю славу, но не знаем архиерейской внутренней, духовной, молитвенной жизни. Сотни людей проведут архиерея до дверей кельи, чтобы спеть ему "ис полла эти, деспота". Потом двери закрываются, и архиерей остается один на один со своими скорбями, немощами, болезнями. Но он хорошо знает, чем живет его паства, что делается на приходах, как трудятся на приходах. Это от опыта пастырской жизни, от той благодати, которая дается архиерею.

Вы приезжаете к нам постоянно на Ольгин день, в такой великий праздник православного народа, когда у нас проходят особенно торжественные богослужения, сослужите нашему Владыке Евсевию?

Почти пятнадцать лет, как Владыка у вас на кафедре, я приезжаю сюда, и вижу, что Ваш Высокопреосвященный замечательный человек. Смотрю, как он управляет Епархией, очень непростой Епархией, но Владыка управляет ею мудро, спокойно, незлобиво. Он мужественный человек и берет на свои плечи такие труды, которые я не знаю, кто бы мог взять. Пример: Никандрова Благовещенская пустынь, которой просто не было, она была разрушена до основания, одно болото, место с осколками кирпичей, Владыка взялся ее восстанавливать. Или Спасо-Казанский Симанский монастырь в Острове, от которого остались руины. Ведь Владыка не просто берется за восстановление, а принимает дело в свою жизнь. Спокойно, тихо, но дело Божие делается по молитве архиерея. Поэтому отношусь к Владыке Евсевию с большою братскою любовью и почтением, и, конечно, всегда рад, когда Господь дает мне такую возможность побыть с ним рядом, и помолиться.

- У Вас впереди отпуск, Владыко, в Порхов поедете?

У архиерея не может быть отпуска, он не может отдыхать от паствы, так же, как и священник, но в Порхов съезжу, навещу родителей. Родина, ее запахи, звуки, голос родины в сердце навсегда, где бы ты ни жил.

- Вы – скобарь по рождению, Владыко, ощущаете свой нрав скобарский?

Да, всегда говорю, особенно в сложных обстоятельствах: "Мы пскопские, мы прорвемся".



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: