Блаженнейший митрополит филарет (вознесенский). Ведь люди на дороге, духовно ложной! Это страшно

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский; 22 марта (4 апреля) 1903, Курск — 8 (21) ноября 1985, Нью-Йорк) — епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ); с 27 мая 1964 года третий Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом, митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский.В 1998 году останки почившего первоиерарха были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу собора Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными.

.Факты говорят о многом:

."После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Русской православной церкви, архимандрит Филарет, перешёл в клир Московского патриархата, однако решительно отказался принять советский паспорт и поминать за богослужением атеистическую власть ."

."Крайне отрицательно относился к экуменизму, написал два «Скорбных послания», обращённых к иерархам православных церквей, в которых призывал отказаться от экуменизма.Критически относился к современной ему Русской православной церкви.

."Что такое «советская церковь»? О. Архим. Константин много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление «советской церкви », которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря. Эта лже-церковь дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, так как снять её может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть . И произошло страшное дело в 1927 году, когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение пред-исповедной молитвы: «под свою анафему падоша!» Ибо в 1918 году Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 году сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть — восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис….Признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати.&

Митрополит Филарет (Вознесенский).

Серафим (Роуз) так отозвался о митрополите Филарете: Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остаётся посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины… Великая заслуга владыки Филарета на этом критическом этапе истории Церкви состоит именно в том, что он, без намека на фарисейское обожествление той или иной буквы церковнаго закона, и без малейшей склонности к выцеживанию «доказательств ереси» из высказываний епископов-экуменистов, со всей ясностью обнаружил тот самый еретический, анти-православный дух, который стоит за современным экуменизмом во всех его проявлениях и предупредил, какую опасность они несут сегодня и какую катастрофу готовят в будущем. Однако, к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мирян вполне осознали серьёзность предупреждения владыки Филарета. Его не понимают как «левые», так и «правые» .

wiki.org

Как раз, вскоре после Вознесения Господня и дня сошествия Святого Духа на апостолов, начала свое существование Церковь первых христиан. Из церковной истории и из Книги Деяний апостольских мы знаем, что Церковь, находясь среди мира, о котором говорит апостол, что "мир во зле лежит", была обособлена от него и не сливалась с ним. В Книге Деяний апостольских, например, сказано, когда упомянуто было, как рождалась Церковь, что никто из посторонних, т.е. не христиан, не смел пристать к ним, а только те, кто благословляя в них Бога, видели жизнь христианскую, видели, как живет и славит Бога эта первая Церковь. И, конечно, отличались христиане от окружающего мира тем, что они непосредственно переживали и исполняли все святые Христовы заповеди, церковные законы и установленные правила церковные и исполняли усердно и неукоснительно, точно и радостно.

Так было когда-то у нас на Руси-матушке. Когда жизнь всего русского быта была, по существу, если не по монашескому, то во всяком случае, жизнь была благочестивою, ибо каждый русский человек, в те далекие, но в известном смысле, благословенные времена, сознавал себя постоянно всюду и везде сыном или дочерью Православной Церкви и жил, именно не находясь внутри церковной ограды, также свято, усердно и неукоснительно исполняя святые церковные правила, порядки и послушания. И в частности, соблюдая церковные посты. Русский человек тогда и не мыслил, что можно не исполнять поста. Поражались все иностранцы, приезжавшие на Русь, и православные из других поместных Церквей, тому, как строго постился русский народ, как русский человек строго исполнял устав церковный.

Но время, конечно, шло и увы! — перемена наступает не в добрую сторону. Уже преподобный Серафим Саровский настойчиво говорил, что приближается гнев Божий на Русь за то, что русские православные люди потеряли должное усердие к послушанию Церкви и уже не так усердно и правильно исполняют ее уставы и, в частности, перестают соблюдать посты. И все больше и больше отходила Россия от этого точного послушания Церкви. В народных церквах сохранялось это в значительной степени, а вот "в верхах", в так называемой аристократии, все дальше и дальше отходила. Но тот, кто горел духом настроенности христианской, тот всегда посты исполнял.

Тут, невольно, вспоминается очень большая и светлая фигура одного большого русского человека, мыслителя и писателя, человека большой культуры Алексея Степановича Хомякова. Человек разносторонне одаренный, больших дарований, в частности, глубокого, широкого, самостоятельного, светлого и творческого ума. Он знал все, кажется, сокровища русской культуры и не только русской. Он в то же самое время был величайшим знатоком святоотеческого богословия. Не только, как носитель его, знает его, но и напоен его удивительным святым спасительным духом — святоотеческой святыни. И вот, будучи верным сыном Церкви, мудрым, знающим богословие, победоносно защищал Православие против всех инославных исповеданий. Он, благодаря своему высокому культурному уровню, стоял наравне со всеми верхами аристократического общества, и был там свой человек, но резко отличался от них тем, что неукоснительно, точно соблюдал церковные посты. И когда другие выражали этому удивление, он в свою очередь удивленно говорил: "А как может быть иначе, как может православный христианин не слушаться Православной Церкви?" Но вокруг него уже, повторяю, в этом отношении был сильный распад.

Но в наше время, дело пошло еще дальше. Сейчас мы знаем, что некоторые русские люди, считающие себя православными, даже и не знают, например, того, что несколько дней тому назад начался Рождественский пост, который готовит нас к великому и светлому праздникуХристова Рождества. Поразительно, как легко, легкомысленно, преступно относятся теперь, как будто бы верующие, православные люди к этому священному церковному установлению. Казалось бы, когда мы видим кругом себя, всюду, начинающуюся, действительно, апостасию, т.е., отступление от учения Церкви, от Христовой истины, от Христова Евангелия, должно бы было это вызвать спасительную реакцию в нас самих. Видя, как всюду попирается церковность, мы должны были бы подчеркнуто это установление поста хранить так, как первые христиане хранили среди развращенного языческого мира. Но увы! — нет, в нас ни мужества, ни стойкости. Человек живет, в этом отношении, по течению, а течение это идет в пропасть.

А как стойки были христиане первых веков. Завтра Церковь молитвенно прославляет святого мученика Варлаама. Необычен был мученический подвиг его — не требовали от него прямого и позорного отречения от Христа Спасителя, а требовали, в смягченном виде, неверности Христу. Требовали, чтобы он бросил горсть ладана на уголь, на угли, которые горели при жертвоприношении языческом пред идолом, т.е., чтобы он на эти угли бросил бы, принесши жертву фимиама, жертву благоухания идолу языческому. Наотрез отказался Варлаам. Никакие уговоры и запугивания не могли его заставить сделать это. Разъяренные мучители тогда притащили его к этим углям, к огню, насильно вложили в его руку ладан и насильно же простерли его руку туда пред огнем, так что, пылая, огонь страшно опалил его руку. Но мужественно, выдерживая страшную огненную пытку, стоял мученик, с крепко сжатою рукою и не исполнял то, что от него требовалось. Стоял он так, с горевшею рукою, пока, наконец, не обгорели пальцы и не отпали. А он все стоял и стоял. Так и не сделал то, чего требовали от него. Вот как стойки были тогда и как малодушны, как слабосильны, как неверны в наше время!

Эти примеры такого стояния за правду, такой верности Христу Спасителю и Его учению, должны бы воодушевить каждого христианина. Но увы! — о таких подвигах мало кто и знает, мало кто и читал или слыхал. Будем помнить, братие, какие были христиане древности и их святой пример стойкости и могучей верности пусть заставят и в наших сердцах воспламениться этой верности во Славу Господа! Уже Иоанн Кронштадтский жаловался на то, что не ревнуют люди о посте совсем. Так вот, повторяю, может быть та ужасная картина, о которой мы тут в беседах читаем, может быть она побудит нас к тому, чтобы опомниться и стать во всем верными Христу и верными Церкви Его святой. Аминь.

Что такое "советская церковь"?

Письмо святителя Филарета (Вознесенского) священнику Виктору Потапову.

Отец Виктор!

Давно уже собирался я написать тебе несколько слов, но как-то "руки не доходили". Но наконец собрался и пишу.

Еще в бытность мою в Австралии, когда я стал получать уже ро st factum сведения из Америки о том, что здесь были протесты, демонстрации и даже молебны перед советским консульством, я сильно встревожился и жалел, что не было меня здесь, так как я решительно воспротивился бы многому из того, что произошло. В особенности — молебну в таком месте. Не пели ли песнь Господню на земле чужой? Зачем было выносить святыню церковной молитвы — на глаза оголтелым слугам Антихриста? Неужели нельзя было помолиться в храме?

Должен откровенно сказать, что меня всегда берет досада, когда я слышу о "протестах", "демонстрациях" и т.д. В СССР жизнью правит тот (с рожками), который боится только Христа и Креста и ничего другого в мире не боится. А над протестами и демонстрациями только хохочет. "Общественное мнение"? На него антихристовой власти — плевать с самой высокой полки! Захотели забрать Чехословакию — и забрали, не обращая внимания на поднявшийся шум. Захотели войти в Афганистан — и вошли, не обращая внимания на протесты и угрозы разных Картеров и компании. Все попытки создать в так называемом свободном мире общественное мнение в пользу тех, кто страдает от коммунизма — бессильны и бесплодны, так как свободный мир упорно закрывает глаза и уподобляется страусу, который прячет голову под крыло и думает, что его не видно...

С недоумением прочитал я в газете, как один журналист одобрительно приводит твои слова: «Прав священник Виктор Потапов, когда пишет: Россия воскрешается из мертвых! Мы должны в это верить, ибо мы веруем во Христа Спасителя, Воскресшего из мертвых».

Не могу понять — какая связь между тем и другим?.. Лично я в Воскресение Христово верую — для меня это самое драгоценное, что есть в мире. Но я совсем не вижу, почему я должен веровать в то, что Россия "воскрешается"? Я надеюсь, что она действительно воскреснет, когда на это будет всемогущее мановение Божие. Но в настоящее время я не только не разделяю твоего энтузиазма, но очень тревожусь за русский народ. Ложь и пустота атеизма ему понятна. Но, увы, не истинное Православие распространяется там. Там русскому народу под видом Православия преподносится булгаковщина, бердяевшина и прочая белиберда евлогианского раскола; там пышно расцветают секты — баптизм и прочее. Официальная Церковь проповедует сотрудничество с богоборческой властью, всячески ее восхваляя. Истинная Православная Церковь ушла в катакомбы — скрыта от народных глаз... Это ли "возрождение Православия"?.. Не слишком ли много ты берешь на себя, возглашая на весь свет, что в России возрождается Православие? Дай Бог, чтобы Истина преодолела все заблуждения и восторжествовала бы над ними. Но пока еще рано об этом говорить, так как слишком еще сильно там влияние противоправославных начал. Не говорю уже о том, что антихристова советская власть, пока она правит Россией, торжества Православия никогда не допустит — недаром там истинное Православие скрылось в катакомбы и жестоко преследуется.

Несколько слов о трагедии бедного о. Д. Дудко.

Еще в самом начале его деятельности, когда все чаще стало называться его имя, как столпа Православия, к этому в Синоде присоединились его члены, архиереи; я, пишущий эти строки, сразу стал в стороне и предупреждал своих собратий, что тут может произойти катастрофа. Почему? Потому что в СССР, по точному определению о. архим. Константина, теперь — сатанократия. Там правит тот, кого Спаситель назвал лжецом и отцом лжи. Эта ложь там царствует. Поэтому ничему, там происходящему, верить нельзя. Любой, казалось бы, отрадный в духовном отношении факт может обернуться фальшивкой, подделкой, провокацией.

Почему произошла эта беда с о. Димитрием? Будем предполагать лучшее, не подозревая его в сознательном сотрудничестве с КГБ и в измене своим убеждениям, а принимая печальный факт — то, что он не выдержал и "сломался" — капитулировал перед врагами Церкви. Почему? Казалось бы, он проявил и мужество, и смелость, и вдруг — такой бесславный конец. Почему?!

Потому что его деятельность проходила ВНЕ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ...

Что такое "советская церковь"? О. архим. Константин много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление "советской церкви", которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря.

Эта лжецерковь дважды анафематствована. Святейший патр. Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, так как снять ее может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть. И произошло страшное дело в 1927 г., когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение предисповедной молитвы: "под свою анафему падоша!" Ибо в 1918 г. Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 г. сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть — восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис.

Этого мало. Когда митр. Сергий обнародовал свою преступную декларацию — от советской церкви сразу отделились верные чада и создалась Катакомбная Церковь. А она, в свою очередь, анафематствовала официальную церковь за ее измену Христу.

И вот, в этой церкви лукавнующих протекала деятельность о. Димитрия Дудко, который в печати прямо заявил, что с советской церковью он не порывает и остается в ней. Если бы его духовные очи были открыты, и он видел истинную природу официальной церкви — он, вероятно, нашел бы в себе мужество сказать: "Возненавидел церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду" — порываю с компанией, богопротивников и выхожу из советской церкви. Вот тогда — он стал бы для нас своим — его мужество уничтожило бы преграду, которая неотменно стоит между нами в силу того, что Собор принял к руководству завещание митр. Анастасия. А в этом завещании указывается, что не следует иметь никакого общения с советчиками, не только молитвенного, но и бытового. Но, поскольку о. Димитрий отказался бы от пребывания в советской лжецеркви и вышел бы из ее состава — преграды к нему не относились бы более.

Я помню один замечательный случай — прямая чудесная помощь Божия тем, кто верен до конца. В Соловки пригнали группу монахинь, принадлежавших к Катакомбной Церкви. Им чекисты сказали: сегодня устраивайтесь, а завтра пойдете на такую-то работу. Но получили неожиданный ответ: не пойдем и работать не будем.

— Вы что, с ума сошли? Вы знаете, что с вами будет? — закричали чекисты. Спокойный ответ людей, в верности своей ничего не боящихся: что будет, то будет — а будет то, что Богу угодно, а не вам, палачам и преступникам.

Вы можете с нами сделать что вам угодно — морить голодом, пытать, вешать, расстреливать, жечь на огне. Но мы раз навсегда вас предупреждаем: мы вас, слуг Антихриста, законной властью не признаем и никогда ваших приказаний исполнять не будем!..

Разъяренные чекисты утром погнали монахинь на "холм смерти". Так назывался высокий холм, на котором всегда дул ледяной ветер. На этом ветру человек за четверть часа замерзал на смерть. Монахинь, одетых в их ветхие ряски, повели на этот холм красноармейцы в полушубках. Монахини идут веселые, радостные и поют псалмы и молитвы. Солдаты поставили их на вершину холма и спустились вниз. Слышат, что они продолжают свое пение. Полчаса, час, два, больше — сверху все слышится пение. Наступил вечер. Стража подходит к монахиням — те живы, невредимы и продолжают пение молитв. Удивленные солдаты повели их домой — в лагерь. По всему лагерю сразу разнеслась весть об этом. А когда на следующий день стража сменилась и повторилось то же самое — лагерные власти растерялись и оставили монахинь в покое...

Это ли не победа? Вот что значит верность до смерти — как говорят чудесные слова Апокалипсиса: "Будь верен до смерти и Я дам тебе венец жизни." А в данном случае — явное чудо, как это было с тремя отроками в пещи вавилонской, только там была смертоносная стихия огня, а здесь смертоносный гибельный холод. Вот как Господь вознаграждает за верность!

И вот мое глубокое убеждение: если бы вся многомиллионная масса русских людей проявила бы такую верность, как эти монахини, и отказалась бы повиноваться разбойникам, насевшим на русский народ — коммунизм рухнул бы моментально, ибо к народу пришла бы та помощь Божия, которая спасла чудесным образом монахинь, шедших на верную смерть. А пока народ признает эту власть и повинуется ей, хотя бы и с проклятиями в душе — эта власть остается на месте.

Конечно, монахини, как и древние мученики, были укрепляемы силою Божиею; без ее помощи они не устояли бы. Но их подвиг совершался в истинной Церкви, исполненной благодати и Истины. Ибо истинная Церковь, по учению апостольскому, есть Тело Христово — Господь пребывает в ней и возглавляет ее как ее Божественный Глава.

Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывает в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними, которая за это находится под двойной анафемой, как указано выше? Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами?! Ответ ясен!

Святитель Феофан Затворник в свое время предупреждал о том, что приближается страшное время, когда пред людьми будет видимость благолепия церковного — торжественные службы, церковные чины и так далее — а внутри полная измена Христову Духу. Разве не это мы видим в советской церкви? Патриархи, митрополиты, "весь священнический и монашеский чин" — а в то же время союз с богоборцами, то есть явная измена Христу.

К этой компании принадлежал и о. Димитрий Дудко. Конечно, его искреннее религиозное чувство заставляло его проповедовать о Боге и не соглашаться со многими безобразными явлениями в жизни русских людей. Но для него Пимен был, вероятно, и теперь есть — духовный глава советской иерархии, тогда как для нас это совсем не так: ибо Собор 1971 г. вынес постановление: на основании таких-то и таких-то канонических правил считать избрание Пимена незаконным и недействительным, и все его распоряжения и указы считать не имеющими никакой силы и значения.

Как тяжело сейчас положение бедного о. Димитрия! Что ему делать? Продолжать пастырскую работу? А что он будет говорить верующим? Говорить то же самое, что он говорил до своего "покаяния"? Но ведь он от этого отрекся! Говорить обратное? Но ведь ему верили тогда, когда он проповедовал то, что завоевало ему доверие и уважение верующих, а теперь — как он посмотрит им в глаза?.. Одна девушка справедливо сказала, что для него есть выход — принести покаяние в сделанном теперь. Но для этого ему нужно выйти из церкви лукавнующих в Церковь истинную и там принести покаяние. Но за это с ним, несомненно, с сугубой злобой и жестокостью расправится красная власть. Конечно, перейдя в истинную Церковь, он перейдет в область благодати и силы Божественной, которая может его укрепить так, как она укрепила катакомбных монахинь. Дай Бог, чтобы он нашел истинный и спасительный путь.

Хочу отметить еще вот что: Катакомбная Церковь в России относится с любовью и полным доверием к Церкви Зарубежной. Но одно катакомбникам непонятно — непонятно, почему наша Церковь, зная с несомненностью, что советская иерархия изменила Христу и носительницей благодати больше не является, однако же принимает клириков из советской церкви в сущем сане, не перерукополагая их, как уже имеющих благодать. Ведь благодать и клирики и паства получают от иерархии — а если она изменила Истине и лишила себя благодати, то откуда же благодать у клириков? Так спрашивают катакомбники.

Ответ на это — прост. Церковь имеет власть в известных случаях применять принцип так называемой икономии — снисхождения. Еще св. Василий Великий говорил, что нужно для того, что бы не оттолкнуть от Церкви многих, иногда допускать снисхождение и не применять церковные правила со всей строгостью. Когда наша Церковь принимала католических клириков "в сущем сане", не рукополагая их, она действовала по этому принципу. И митр. Антоний (Храповицкий — ред.)., разъясняя этот вопрос, указывал на то, что внешняя форма — преемственное рукоположение от апостольских времен — у католиков имеется, а утерянную католической церковью благодать присоединяемые получают от полноты благодати, присущей Православной Церкви, в момент своего присоединения. "Форма заполняется содержанием", — говорит вл. Антоний.

Точно таким же образом, принимая советское духовенство, мы применяем принцип икономии. И принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получивших ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати.

В заключение длинного письма хочу кое-что поставить тебе на вид, отче Викторе. Собор Епископов принял к руководству и исполнению завещание митр. Анастасия, в котором покойный Первоиерарх завещал нам не иметь с советской церковью никакого общения, не только молитвенного, но и бытового. На каком же основании ты и другие священнослужители имели непосредственное общение с о. Д. Дудко? Писали ему письма и так далее. Каким бы искренним человеком вы его не считали, но разве личное ваше мнение может упразднить принятое Церковью правило? Вот если бы о. Дудко сказал: порываю с официальной церковью и выхожу из нее — тогда бы вы могли вступить с ним в живое общение. А без этого ваши действия — нарушение церковной дисциплины. Дудко написал мне лично, но я ему не ответил — хотя мог бы ответить многое... Кстати — на каком основании ты еще ранее вздумал поминать на великом входе архиерея советской церкви? Кто дал тебе на это право, какой архиерей — кто, как, где, когда?.. Будь осторожен, мой добрый и усердный, но уж слишком стремительный сослужитель!

Мир тебе и милость Господня. И матушке Маше "со чады". С любовью,

Митрополит Филарет

Вознесенский русская фамилия церковного происхождения, связанная с праздником Вознесения. Первоначально была распространена среди духовенства и учащихся церковных школ. Известные носители: Вознесенский, Александр: Вознесенский, Александр… … Википедия

Филарет - (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века.… … Википедия

Филарет Дроздов - (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… …

Филарет (архиепископ Смоленский) - Архиепископ Филарет Архиепископ Смоленский и Мстиславский 1658 1671 Предшественник: Исаия (Копинский) … Википедия

Филарет, архиепископ смоленский - (в схиме Феодорит) архиепископ смоленский и дорогобужский, умер в 1681 г. О нем известно, что до архиерейства он в пятидесятых годах ХVII столетия был архимандритом звенигородского Саввина Сторожевского монастыря Московской епархии. В 1656 или… … Большая биографическая энциклопедия

Митрополит Филарет - Филарет (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века. Автор… … Википедия

Димитрий (Вознесенский) - Архиепископ Димитрий (в миру Николай Фёдорович Вознесенский; май 1871, Курская губерния 31 января 1947, Ленинград) епископ Русской православной церкви, архиепископ Хайларский, викарий Харбинской епархии. Духовный писатель. Биография… … Википедия

Печерский Вознесенский монастырь - Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь … Википедия

Агапит Вознесенский - (до пострижения Семен) род. в 1793 г., умер 1 го января 1854 г., епископ томский и енисейский с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., а затем член московской синодальной конторы. Вознесенский был кандидатом третьего выпуска Спб. духовной… … Большая биографическая энциклопедия

Яранский Вознесенский монастырь - Монастырь Яранский Вознесенский монастырь Страна Россия Город 612260 Яранск, ул.Набережная, 35 б … Википедия

Книги

  • Конспект по Закону Божию. Сокращенный Православный христианский катихизис , Игумен Филарет, протоиерей Николай Вознесенский. Настоящее издание замечательного труда прот. Н. Вознесенского (архиепископа Хайларского) является едва ли не лучшим руководством к познанию православного вероисповедания для вступающих на… Купить за 362 грн (только Украина)
  • Сокращенный православный христианский катахизис. Конспект по Закону Божию , Игумен Филарет, Протоиерей Николай Вознесенский. Представляем вашему вниманию книгу "Сокращенный Православный христианский катихизис", "Конспект по Закону Божию"…

Вознесенский русская фамилия церковного происхождения, связанная с праздником Вознесения. Первоначально была распространена среди духовенства и учащихся церковных школ. Известные носители: Вознесенский, Александр: Вознесенский, Александр… … Википедия

Филарет - (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века.… … Википедия

Филарет Дроздов - (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… …

Филарет (архиепископ Смоленский) - Архиепископ Филарет Архиепископ Смоленский и Мстиславский 1658 1671 Предшественник: Исаия (Копинский) … Википедия

Филарет, архиепископ смоленский - (в схиме Феодорит) архиепископ смоленский и дорогобужский, умер в 1681 г. О нем известно, что до архиерейства он в пятидесятых годах ХVII столетия был архимандритом звенигородского Саввина Сторожевского монастыря Московской епархии. В 1656 или… … Большая биографическая энциклопедия

Митрополит Филарет - Филарет (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века. Автор… … Википедия

Димитрий (Вознесенский) - Архиепископ Димитрий (в миру Николай Фёдорович Вознесенский; май 1871, Курская губерния 31 января 1947, Ленинград) епископ Русской православной церкви, архиепископ Хайларский, викарий Харбинской епархии. Духовный писатель. Биография… … Википедия

Печерский Вознесенский монастырь - Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь … Википедия

Агапит Вознесенский - (до пострижения Семен) род. в 1793 г., умер 1 го января 1854 г., епископ томский и енисейский с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., а затем член московской синодальной конторы. Вознесенский был кандидатом третьего выпуска Спб. духовной… … Большая биографическая энциклопедия

Яранский Вознесенский монастырь - Монастырь Яранский Вознесенский монастырь Страна Россия Город 612260 Яранск, ул.Набережная, 35 б … Википедия

Книги

  • Конспект по Закону Божию. Сокращенный Православный христианский катихизис , Игумен Филарет, протоиерей Николай Вознесенский. Настоящее издание замечательного труда прот. Н. Вознесенского (архиепископа Хайларского) является едва ли не лучшим руководством к познанию православного вероисповедания для вступающих на… Купить за 362 грн (только Украина)
  • Сокращенный православный христианский катахизис. Конспект по Закону Божию , Игумен Филарет, Протоиерей Николай Вознесенский. Представляем вашему вниманию книгу "Сокращенный Православный христианский катихизис", "Конспект по Закону Божию"…

Впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом, и в году вернулся в СССР , где и скончался.

Один из коллег владыки по институту вспоминает:

Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии . Он был добрым, доступным для всех, кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь. О. архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни; ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях, он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы.

После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Московского Патриархата , но архимандрит Филарет решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортёр для интервью, спрашивая, как он смотрит на «мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины», то услышал следующий смелый ответ:

Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100%, в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не «отделена», а изгнана из государства, снова заняла в нём подобающее ей положение.

Архимандрит Филарет до конца своего пребывания в Китае не принял советского гражданства, несмотря на всю связанную с такой позицией опасностью и прещениям. Ознакомившись с номером Журнала Московской Патриархии , в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин , он выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.

Его келья была подожжена неизвестными, но он спасся, получив сильные ожоги.

Всячески ограждая свою паству, он, по собственному выражению, «никогда не осквернил свои уста и свою молитву - молитвой за антихристовых слуг», несмотря на неоднократные угрозы. Вместе с тем, в течение ряда лет архимандрит Филарет разными путями сносился с главой Русской Зарубежной Церкви , митрополитом Анастасием .

На Епископском Соборе года, на котором митрополит Анастасий ушел на покой, Первоиерархом был избран приехавший вместо своего правящего архиерея, архиепископа Саввы, его викарий, епископ Филарет. 31 мая года в соборном храме Знамения Божией Матери состоялось торжество настолования нового Первоиерарха. Ему было суждено нести бремя предстоятельства Зарубежной Церкви в течении следующих 21 года.

Митрополит был замечательным проповедником. Глубокая вера, пламенная молитва, доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушался духовный мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины – все это было характерными чертами владыки Филарета.

При митрополите Филарете в Зарубежной Церкви начались общецерковные прославления святых, предвосхитившие их прославление на Родине: святого праведного Иоанна Кронштадтского (13 ноября года), преподобного Германа Аляскинского (25/26 июля года), святой блаженной Ксении (24 сентября года), и, важнейшее из них, святых Новомучеников и Исповедников Российских (1 ноября года).

На протяжении всего своего служения владыка Филарет проявил себя пламенным обличителем экуменизма , не уставал обращался с увещевательными посланиями к главам других Поместных Церквей, и к его голосу прислушивались многие и вне ограды Зарубежной Церкви. Обличая и Московский Патриархат, призывая православных бескомпромиссно стоять в Истине, владыка жил верой в излечение ран Русской Церкви.

Скончался 21 ноября года. Его убеждения выразились в его предсмертном завете. Опубликованное Духовное Завещание митрополита гласило:

Эти слова, взятыя из священной книги Апокалипсис (Откровение), в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особое важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви.

Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь и которое принадлежит всем верным чадам Ея. Учение веры – нашей чудесной, спасающей православной веры, многочисленные живые примеры жизни людей, живших по вере, по тем высоким началам и правилам, которыя предлагает нам Церковь, и достигших той духовной чистоты и высоты, которая именуется святостию; красота и великолепие нашего православнаго богослужения и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной духовной жизни, открытой всем и каждому, и как венец всего, единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: «потому узнают люди, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Митрополит Филарет.

При этом, перед смертью владыка тайно завещал своему келейнику, протодиакону Никите Чакирову , в свое время, «когда Господь освободит Родину Россию, когда наступят благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем », передать Святейшему Московскому Патриарху свои Первоиераршие облачения . Этот завет был исполнен 12 ноября года когда митрофорный протоиерей Роман Лукьянов , настоятель Богоявленской церкви в Бостоне , передал в дар Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посох и облачение третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

Мощи и почитание

В году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора Джорданвилльской обители . Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны - были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие , грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух , покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении.

После Божественной литургии 21 ноября, архиепископ Лавр (Шкурла) призвал собравшихся молиться об упокоении души почившего Первоиерарха до тех пор, пока не будет указана воля Божия относительно почитания его в лике святых. После Литургии была совершена панихида , а затем гроб с мощами святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и внесли в усыпальницу на приготовленное место.

После кончины митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

Отец Серафим (Роуз) так писал о владыке Филарете:

Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остается посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины... (В)еликая заслуга владыки Филарета на этом критическом этапе истории Церкви состоит именно в том, что он, без намека на фарисейское обожествление той или иной буквы церковнаго закона, и без малейшей склонности к выцеживанию «доказательств ереси» из высказываний епископов-экуменистов, со всей ясностью обнаружил тот самый еретический, анти-православный дух, который стоит за современным экуменизмом во всех его проявлениях и предупредил, какую опасность они несут сегодня и какую катастрофу готовят в будущем. Однако, к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мiрян вполне осознали серьезность предупреждения владыки Филарета. Его не понимают как «левые», так и «правые»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: