Митрополит иосиф петроградский. Расстрелян свщм

24 Ноябрь 2009 Просмотров: 6379

Не забудьте ни на минуту этого: «Сын Божий, когда вновь придет, найдет ли вообще верных на земле?» И, может быть, последние «бунтовщики» против предателей Церкви и пособников ее разорения будут не только не Епископы и не Протоиереи, а самые простые смертные, как и у Креста Христова Его последний страдальческий вздох приняли немногие близкие ему простые души

Из письма одному священник у

Митрополит Иосиф (Петровых)

Будущий священномученик родился 15 декабря 1872 г. в уездном городке Устюжне Новгородской губернии, в семье мещан Петровых. Иван стал четвертым ребенком в большой семье (всего у него было 6 братьев и 3 сестры). Глава семьи – Семен Кириллович – был булочником. Во дворе родового дома по Казанскому переулку стояла маленькая пекарня, где Семен Кириллович вместе со своим помощником пекли хлеб, бублики и пироги, которые охотно раскупались жителями Устюжны. Жена Семена Кирилловича – Евдокия Ивановна – занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, а затем и внуков. Дом, в котором родился Иван Семенович, хоть и перестроенный, сохранился до сих пор. В семье всегда отмечались церковные праздники, на дни Ангела собирались у именинника за общим столом. У семьи была и своя родовая церковь – храм Вознесения Господня на Всполье, разрушенный в 1939 г. В 1880 г. Иван поступил в трехгодичное народное училище, по окончании которого был принят в Устюженское духовное училище. В 1889 г. он с отличием окончил его, что дало возможность поступить в Новгородскую духовную семинарию. В 1895 г. Иван Петровых в качестве лучшего ученика был направлен на учебу за казенный счет в Московскую Духовную Академию. В годы учебы молодой семинарист, а затем и слушатель Академии редко появлялся на родине – ему надо было зарабатывать на жизнь. Отец Ивана умер в 1891 г., а мать не имела никакой возможности оказывать материальную помощь сыну. Во время каникул Иван работал при монастырях и церквах, приводя в порядок разные документы. Летом он старался совершать паломничества по святым местам России, сподобился побывать на Святой Земле. В 1899 г. Иван Семенович Петровых был удостоен степени кандидата богословия, а в 1900 г. избран исполняющим обязанности доцента Академии по кафедре библейской истории. 10 июля 1901 г. Иван Семенович подает прошение ректору МДА архиепископу Арсению Волоколамскому о «сочислении лику иночествующих». Постриг состоялся 26 августа в Гефсиманском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Иван был пострижен в мантию с именем Иосиф, в память ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного. Подробное и замечательное описание этого события мы находим в дневнике самого монаха Иосифа, который он стал вести еще в период учебы в Академии. «И я начал эту жизнь… Начал в покорном сознании, что нежные ласки Небесного Отца, сладость которых дается ощутить монаху, должны быть не только щедрым даром любви Его за мое покаяние и обращение, но и таким “авансом”, который должно в меру сил заслужить и искупить всею дальнейшею жизнью – жизнию всевозможных испытаний, скорбей, искушений, напастей, временных оставлений Богом, - всего того, что делает эту жизнь способную пребывать неотлучно в сладчайших объятиях Отчих!» «В объятиях Отчих. Дневник инока» – под таким названием был в дальнейшем опубликован дневник о. Иосифа. Дневник этот – откровенная повесть о его первом десятилетии монашеской жизни. 30 сентября 1901 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры монах Иосиф был рукоположен в иеродиакона, а 14 октября в Покровской церкви МДА – в сан иеромонаха. «Люблю служить и буду – часто, ибо эти минуты служения всегда лучшие минуты жизни», - отмечает он в дневнике. Ежедневное причастие и совершение Божественной литургии становятся неотъемлемой частью жизни о. Иосифа. За ревностное служение в академической Покровской церкви иеромонах Иосиф был награжден набедренником. На протяжении нескольких лет иеромонах Иосиф работает над магистерской диссертацией «История иудейского народа по “Археологии” Иосифа Флавия», защита которой прошла в МДА 6 июня 1903 г. О. Иосиф был удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента по кафедре библейской истории. В декабре 1903 г. иеромонах Иосиф был назначен экстраординарным профессором, а 18 января 1904 г. возведен в сан архимандрита. Возможность дальнейшего продвижения по иерархической лестнице, как и научная карьера, не заботит отца Иосифа. Он прежде всго монах: «Господи! Некогда стало мне и последить за душою» – записывает он в дневнике 20 января 1904 г. Его тяготит инспекторская должность. Много переживаний и скорбей отца Иосифа были связаны с полемикой по монашескому вопросу в Академии. Эта полемика между профессорами МДА и экономом Троице-Сергиевой Лавры, архим. Никоном (Рождественским) велась еще с 1902 г. Профессора подвергали критике созерцательный харктер монашества. Статьи с обеих сторон были довольно резки. В марте 1904 г. митрополит Московский Владимир наложил запрет на очередную публикацию проф. Н.Ф. Каптерева, о. Иосиф на Совете Академии поддержал это решение, за что был публично и грубо изруган обиженным профессором. Отца Иосифа не жалели, считая, что он поделом получил за выступление протиф профессорской корпорации. Утешение от от клеветы и поношений отец Иосиф находит в богослужении и молитве. В 1906 г. завершилась служба архим. Иосифа в МДА. Его уход из академии был вызван вновь обострившимися отношениями с профессурой: он занял резко отрицательную позицию по отношению к демократизации Устава Академии, которой добивались профессора и студенты на волне революции 1905 г. Указом Св. Синода от 30 июня 1906 г. архим. Иосиф был назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря – единственного в Холмской епархии. Православные Холмщины испытывали постоянное давление со стороны преобладающего католического населения, монастырь находился в жалком состоянии. 5 августа 1906 г. произошло вооруженное нападение грабителей на обитель, отец Иосиф откровенно поведал на страницах дневника о пережитом страхе: «Как тяжело быть по страхом внезапной смерти! Боже мой, Боже мой! Или во мне мало упования на Тебя, преданности Тебе!» Архимандрит Иосиф ревностно взялся за устроение жизни обители и ее благоустройство. Он составил службу св. Онуфрию, устроил раку для его мощей, заказал для обители иконы преподобного Серафима и преподобного Сергия. Вскоре о. Иосиф начал реконструкцию храма. 16 декабря 1907 г. уже после капитального ремонта было совершено освящение храма, но уже без архимандрита Иосифа, назначенного к тому времени настоятелем Юрьевого монастыря Новгородской губернии. Юрьев монастырь был ондой из богатейших обителей России, по количеству и благолепию храмов уступал лишь Киево-Печерской и Свято-Троицкой лаврам. К сожалению, материалов о пребывании архим. Иосифа в обиели не сохранилось, но, судя по записям в дневнике, он вновь немало претерпел скорбей и клеветы. 15 марта 1909 г. в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры врхим. Исиф был рукоположен во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В том же году владыка посетил свою родину. Приезд был большим праздником для всех родственников, тем более что такого высокого церковного сана среди земляков еп. Иосифа не достигал никто. Преосвященный Иосиф посещал Устюжну еще несколько раз и каждый его приезд заканчивался литургией и проповедями в соборе Рождества Богородицы. 21 марта 1909 г. епископ Иосиф прибыл в Ростов Великий. Местом его пребывания стал Спасо-Иаковлевский монастырь, настоятелем которого он был назначен. С первых же дней он взялся за благоустроение обители. Провел реставрацию Соборной Зачатьевской церкви. С 1912 по 1917 гг. Владыка построил и освятил пещерный Храм Воскресения Христова, придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери и церковь в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. В 1911 г. епископ Иосиф совершил паломничество на Афон, а затем посетил Новоафонский монастырь в Абхазии. Одной из главных целей поездки было знакомство с древними церковными распевами, которые очень любил Владыка. В 1913г. в связи с 300-летием Дома Романовых Ростов посетил Император Николай Александрович с семьей и свитой. Епископ Иосиф с подробным рассказом показал достопримечательности обители. 16 декабря 1913 г. монастырь тайно посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Владыка благословил княгиню ватопедской иконой Божией Матери и преподнес в дар икону святителя Димитрия Ростовского с частицей его гроба и мощей. Еп. Иосиф уделял внимание примирению со старообрядцами. 31 мая 1917 г. вместе с епископом Уфимским Андреем (Ухтомским) и единоверческим протоиереем Симеоном Шлеевым он присутствовал на Соборе старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, проходившем на Рогожском кладбище в Москве, подписал «Обращение» к Собору и имел беседы со старообрядческими архиереями. Через несколько месяцев Владыка стал участвовать в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. 3-4 октября 1918 г. Ростов Великий посетил патриарх Тихон. В 1918 г. епископ Иосиф временно управлял Рижской епархией. А уже вскоре последовал его первый арест в Ростове 7 июля 1919 г. Ярославской губернской ЧК «за попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде путем созыва верующих колокольным звоном». Владыка был перевезен в Москву во внутреннюю тюрьму ВЧК, где содержался около месяца. В августе 1919 г. он оказался освобожден без вынесения приговора. 22 января 1920 г. епископ Угличский Иосиф был возведен в сан архиепископа Ростовского. С конца 1924 г. до августа 1926 г. архиепископ Иосиф управлял временно Новгородской епархией. Через два года архиепископ был арестован вновь и содержался в Ярославской тюрьме, приговорен к 4 годам лишения свободы. В январе 1923 г. Владыка был досрочно освобожден. После освобождения Владыка затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда негласно управлял епархией, отвергая всякий диалог с обновленцами. Категорическое неприятие их принесло преосвященному Иосифу уважение и народную любовь. Архиепископ Иосиф с шестьюдесятью другими архиереями участвовал в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче местоблюстительских полномочий св. митрополиту Петру. В своем распоряжении от 6 декабря 1925 г. – за несколько дней до ареста – последний поставил архиепископа Иосифа третьим кандидатом в Заместители Патриаршего Местоблюстителя за митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и митрополитом Киевским Михаилом (Ермаковым). В августе 1926 г. архиепископ Ростовский, уважаемый повсюду за свою аскетическую жизнь и ученость, был назначен митрополитом Петроградским. По словам указа, Владыку Иосифа назначили «вследствие настоятельной просьбы верующих» с возведением его в сан митрополита с возложением белого клобука, креста на клобук и митру. Действительно, летом 1926 г. к митрополиту Сергию в Москву несколько раз с соответствующими просьбами ездили делегации ленинградских священнослужителей – настоятель кафедрального собора протоиерей Василий Верюжский, архимандриты Лев и Гурий (Егоровы), протоиереи Александр Пакляр, Иоанн Смолин, Василий Венустов и др. 11 сентября митрополит прибыл в Ленинград и остановился в Воронцовском подворье. Был канун известного городского праздника – перенесения в город мощей святого благоверного князя Александра Невского, который еще совсем недавно сопровождался грандиозным крестным ходом от Исаакиевского собора до Александро-Невской Лавры. На всенощной Троицкий Собор Лавры, недавно перешедший к «тихоновцам» от обновленцев был переполнен народом. О. Михаил Чельцов писал: «Восторгам и умилению не было пределов, радость слышалась отовсюду и виделась на лицах, разговоры лились самые оживленные и молитвенно Богу благодарные… Митрополит Иосиф внушал к себе, с первого же взгляда на него, симпатию и доверие…Совершенно аскетического облика монах привлекал к себе и нравился; в богослужении у него не было ничего вычурного: просто и молитвенно… Отзывались о нем как об истинном монахе, добром человеке, горячем молитвеннике, отзывчивым к нуждам и горестям людским; хотелось быть около него, слушать его… И нам, духовенству, казалось, что именно его-то нам и нужно, что именно он-то и может проявлять тот авторитет, который обязывает к послушанию, отклоняет от противления, научает к порядку, дисциплинирует одним взглядом, – словом, что с ним-то начнется у нас настоящая жизнь, что будет у нас Владыка Отец» Эта литургия в Петрограде стала единственной: 13 сентября митрополит уехал в Ростов попрощаться со своей прежней паствой. Вернуться ему уже было не суждено. По замечанию протоиерея Михаила Чельцова, «советская власть… не могла нас оставить, хотя бы при малом благополучии». Будучи вызван в Москву ОГПУ, в разговоре с возглавлявшим церковный отдел Е. Тучковым Владыка отрицательно отнесся к предложенному плану легализации Патриаршей Церкви путем значительной уступки советской власти духовной свободы Церкви. В результате ему был запрещен выезд из Ростова. В начале декабря 1926 г. митрополит Иосиф вступил в обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Но 29 декабря 1926 г. в Ростове он вновь оказался под стражей. Арест был связан с тайными выборами патриарха. Интересно, что главные инициаторы акции – митрополит Сергий и епископ Павлин были выпущены из тюрьмы уже в апреле 1927 г., в то время как арестованные по этому делу архиереи были сосланы по разным концам страны. Арестованного митрополита Иосифа доставили в Николо-Моденский монастырь Устюженского района, где в это время обитало всего 10 монахов, с запрещением покидать его. Но, обладая значительным авторитетом и решительным характером, преосвященный Иосиф продолжал управлять Ленинградской епархией через своих викариев – епископа Гдовского Димитрия (Любимова) и епископа Нарвского Сергия (Дружинина). В 1927 митрополит Иосиф не признал «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского). Осенью 1927 года отказался принять назначение от 17 сентября в Одессу (вместо Ленинграда, куда его не допускали власти); проживая в Ростове, продолжал именоваться митрополитом Ленинградским. Его позиция пользовалась значительной поддержкой среди «староцерковного» духовенства и народа в Ленинграде, где от его имени епархией управлял один из викариев - епископ Димитрий (Любимов). 6 февраля в составе архиереев Ярославской епархии 1928 подписал акт об отходе от митрополита Сергия , став во главе особого течения в Патриаршей Церкви, именуемого в литературе по его имени «иосифлянством» (именно иосифляне были сторонниками строгой экклесиологии по отношению к сергианству). Запрещение сергианского синода от 27 марта 1928 г. не признал. В сентябре 1929 арестован и выслан в Казахстан в Аулие-Ата (Джамбул). Был арестован в ссылке и привлечён к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» 9 сентября 1930. Вскоре после подписания Ярославской декларации митрополит Иосиф был арестован и вторично удален в Николо-Моденский монастырь. Здесь его навещали клирики и миряне, они привозили письма, сообщения, спрашивали советов. Владыка передавал ответные письма, указы, распоряжения. Письма митрополита Иосифа переписывались и распространялись. 12 сентября 1930 г. Владыка был арестован и привлечен к следствию по делу «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников “Истинно-Православная Церковь”». 3 сентября следующего года был вынесен приговор по делу. Митрополита Иосифа отправили в ссылку в Казахстан на 5 лет. Сначала он был отправлен в Алма-Ату, затем в Чимкент и, наконец, в село Ленинское Каратасского района. По воспоминаниям его прихожанки, приведенным у прот. Михаила Польского «он жил в хлеву со свиньями в плетеном сарае, спал на досках, отделенный от свиней несколькими жердями. Холод и жару, всякую непогоду и тяжелый воздух он переносил в этих условиях». С некоторого времени ему было позволено в более-менее сносных условиях. Заботившийся о нем его тайный постриженик, архим. Арсений (Борис Григорьевич Корди) из Алма-Аты устроил ему комнату в Чимкенте и содержал Владыку материально. Он же достал ему цитру и фисгармонию, что для митрополита было большой радостью: он перекладывал псалмы на музыку и пел. Вести хозяйство Владыке помогала его землячка, монахиня – бывшая учительница из Устюжны – Коранатова Мария Ивановна, с которой митрополит Иосиф дружил с детства (по всей видимости, она разделила и судьбу Владыки). Как вспоминает М.Сахаров (сын Нины Алексеевны Китаевой, удочеренной бездетной сестрой Владыки): «В моих воспоминаниях он предстает как высокий, чрезвычайно добрый старик, с большой окладистой бородой, в очках с тонкой оправой. Мы были у него в Казахстане, где он жил в маленьком саманном домике на окраине города. Много времени Владыка посвящал чтению, стоя за небольшим столиком, который моя бабушка сразу же по окончании чтения складывала и убирала. Она называла этот столик аналоем. Дед читал громко, часто наизусть, приятным голосом. Как я понял потом, это были богослужения, которые Владыка совершал каждый день…». В октябре 1933 г. Владыка направил письмо в Политический Красный Крест с ходатайством о досрочном освобождении по состоянию здоровья. Однако вскоре он был арестован и под стражей был отправлен в Аулие-Ате и помещен в тюрьму, где его держали 17 дней среди воров и бандитов. Затем его выпустили и позволили проживать на квартире в Аулие-Ате. Известно, что в 1936-37 гг. митрополит Иосиф совершал тайные богослужения. Его связь со многими священниками и архиереями подтверждается обширной перепиской, которую он вел через доверенных лиц. 24 июня 1937 г. митрополит Иосиф был арестован. В это же время был арестован и митрополит Кирилл , с которым Владыка находился в общении. Оба содержались в Чимкентской тюрьме. Об их единомыслии красноречиво свидетельствует обвинительное заключение: «…Петровых Иосиф являлся заместителем Смирнова К.И. и, в случае ареста последнего, Петровых должен был возглавить контрреволюционную деятельность организации. Помимо этого, Петровых проводил работу по концентрации контрреволюционных сил церковников вокруг контрреволюционной организации, вел новую вербовку членов и организовывал контрреволюционные ячейки на местах». Заседанием Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 г. митрополиты Иосиф и Кирилл (и с ними епископ Евгений Ростовский) были приговорены к высшей мере наказания. 7/20 ноября их и еще более 100 человек расстреляли и похоронили в Лисьем овраге под Чимкентом. Вперёд

15 марта года хиротонисан во епископа Угличского , викария Ярославской епархии . Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , Московский Владимир (Богоявленский) , Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

На этой кафедре пребывал много лет. Был близок к будущему патриарху святителю Тихону в бытность его архиепископом Ярославским.

Почитание

Сочинения

  • "Слово похвальное Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии, чудотворного Её образа "Одигитрия", яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немец".
  • (Незабвенная милость Божией Матери городу Устюжне в смутную годину отечества).
  • Слово любви к духовному юношеству. // "Богословский вестник".
  • "Самуил и Саул в их взаимных отношениях". (Пробная лекция). Сергиев Посад, 1900. (также "Богословский вестник").
  • Речь над гробом профессора Московской Духовной Академии Андрея П. Смирнова.
  • "К вопросу об источниках по Библейской Истории". (Стипендиатский отчет).
  • Св. гора Морим: (Исторический очерк). "Душеп. Чтение".
  • "Мир ли вход твой?" (Размышление на Новый Год).
  • "Река Иордан".
  • "Божественная жажда" (Проповедь).
  • "Тайна любви ко врагам".
  • "Вопль нарушенного отдыха". Журнал "Божья Нива", Троицкий собеседник.
  • "Школа и молитва".
  • "Свет от школы за стенами школы".
  • "Школа и паломничество".
  • "Школа в Великом посте".
  • "Праздник школы - акты".
  • "Нечто о дисциплине".
  • "Лето и курсы".
  • "Непогоды над школьной нивой и отрадные явления".
  • "Школьные библиотеки".
  • "Собеседования в школах".
  • "Школа - воспитательница народа".
  • "Трогательные факты в школьной жизни".
  • "Союз священника и учителя".
  • "Насилие католицизма над православными школами".
  • "Главные виды школьного труда": а) сельскохозяйственные занятия; б) ремесленные занятия; в) рукоделие в школах.
  • "Здоровье, как предмет воспитания".
  • "Из области идеалов и действительности".
  • "Как растет незаметно быстро в школе душа детская".
  • "Отрадная теснота и прискорбный простор храма Божия".
  • "Школа как идеал семьи".
  • "Бытовое невежество в среде русского народа".
  • "Религиозное невежество".
  • "Меры поднятия церковности в школах".
  • "Беседа архипастыря с духовенством по вопросам церковно-школьного дела".
  • "Симпатичный пример отношений архипастыря к своим епархиальным школам".
  • "Патриотические отклики детей на войну".
  • "Прощальная беседа учителя с учениками в день разлуки их со школой".
  • "Детские игры - важное воспитательное средство".
  • "Девушка-учительница, как лучшая воспитательница школы".
  • "Два светлых примера полезного и самоотверженного служения учительниц".
  • "О необходимости большего просвещения будущих крестьянок-матерей".
  • "Гигиена народной жизни и ее лучший проводник школа".
  • "Симпатичная деятельность женских монастырских школ".
  • "Добрые речи к труженикам школы".
  • "Церковность" (Ее важное значение и необходимость в школе и жизни).
  • "Как воспитывается неблаговоспитанность".
  • "Святая просьба".
  • Библиографическая заметка о книге:
  • "В стране священных воспоминаний".
  • "Новгор. Еп. Вед." Торжество Православия в селе Наронове Крестецкого уезда.
  • Статья "Ианней Александр". (Прав. Богосл. Энц.)
  • -"- "Иоанн Гискальский". -"-
  • -"- "Иоанн, сын Маттафий". -"-
  • -"- "Иоанн Гиркан". -"-
  • -"- "Иосиф Флавий". -"-
  • -"- "Иотапата". -"-
  • -"- "Иуда Маккавей" -"-
  • -"- "Иуда Галилейский" -"-
  • -"- "Иудеи" -"-
  • -"- "Иисус, сын Иоседеков" -"-
  • "Матерь Божия - Благодатная Матерь народа русского". Сергиев Посад, 1902.
  • "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия". (Опыт критического разбора и обработка). Сергиев Посад, 1903.
  • Речь пред защитой магистерской диссертации. "Богосл. Вестн." 1903, октябрь, с. 298.
  • Магистерский диспут. "Богосл. Вестн." 1903, октябрь, с. 305.
  • "От крупиц Евангельских". Беседы инока. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1904.
  • "Вера и Церковь", 1904, № 10, с. 808-809.
  • "Учение Лейбница о происхождении и сущности зла". Харьков, 1905.
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. I-VII. Сергиев Посад и Ростов-Яросл. 1905-1910 гг.
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. VIII-IX. Сергиев Посад, 1913.
  • В объятиях отчих. Дневник инока. А.И. Сергиев Посад, 1913. ("Душеполезное чтение").
  • "В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. X-XI. Сергиев Посад, 1914.
  • "Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом". Сергиев Посад, 1911.
  • "Из летописей города Устюжны".
  • Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1909, № 13-14, с. 601.
  • Pisўmo M. Iosifa k episkopu, otlozivsemusja ot M. Sergija, in: M. Pol"skij, Novye muceniki 11,5/ Rezolucija M. Iosifa na doklad Petrogradskich Vikariev, ot 23 Dekabrja 1927 g., ebda.
  • Pisўmo M. Iosifa k odnomu Petrogradskomu archimandritu, ebda. 6-8.
  • Rezolucija M. Iosifa o soglasij ego vozglavljat dvizenie otlozivsichsja Petrogradskoj eparchii, ebda. 8.
  • Obrascenie M. Iosifa k Petrogradskoj pastve, ebda. 10.

Литература

  • ГА РФ , ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 81.
  • ЦА ФСБ РФ , Дело по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова).
  • Справка Управления по Южно-Казахстанской о. Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 9.04.1997.
  • ЦА ФСБ РФ , Д.П-7377, т. 2.
  • "Церк. Вед." 1906, № 28, с. 362, 1909, № 11, с. 78.
  • "Приб. к "ЦВ" 1909, № 12, с. 574-575.
  • "ЖМП" 1935, № 23-24, с. 3.
  • "Урал. Церк. Вед." (обновл.) 1928 г., № 5-6, март, с. 7.
  • "Красный Архив" 1930, т. 40, с. 73.
  • "Правда о религии в России". МП, 1942, с. 27.
  • Елевферий митр.: "Неделя в Патриархии". Париж. 1933, с. 124-126, 133, 137 и др.
  • Елевферий митр.: "Соборность Церкви. Божие и кесарево". Париж, 1933, с. 196-207.
  • Иоанн Снычев архм.: "Церковные расколы".
  • Булгаков, с. 1418.
  • ФПС I, № 29, с. 2.
  • ФПС III, с. 3.
  • ФАМ I, № 129, с. 10.
  • БЭЛ т. VII, с. 481-484.
  • НЭС т. XX, с. 210.
  • Газ. "Безбожник", 1938, 1 апреля (ст. Н. Платонова).
  • Prav. Put" 1980, 75-85.
  • Regel"son 587f; fermer 405, 407, 408, 436, 438, 440, 447, 450, 452, 459, 464, 468, 101, 135, 137, 153, 154.
  • Joh. Chrysostomus, Russische Kirchgeschichte 11, 187-198, 201-209, u.a. Stellen passim.
  • Stratonov, Russkaja Cerkovnaja Smuta (1921-31), Berlin 1932, S. 180.
  • Struve 46, 48f. 152, 502-506.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 47, 335.
  • I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints 109-129, passim. Hier auch die englische Ubersetzung seiner Briefe (S. 124 bis 128).
  • D. Pospielovsky, The Russian Church under the Soviet Regime 1917-1982 (Chestwood 1984), passim.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
  • Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды / Сост. М.С.Сахаров и Л.Е. Сикорская. СПб.: Кифа, Издательство Олега Абышко, 2006. 352 с.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М. Е. Губонин], М., 1994, 319, 422, 489-490, 516, 570-574, 577, 606-607, 809-810, 865, 977.
  • Польский М., протопр., Новые мученики Российские , М., 1994 (Репринт изд. 1949-1957, Джорданвилль), ч. 1, 146; ч. 2, 1-11.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах , Архив ПСТБИ. Машинопись.
  • Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью , т. 2, Ярославль, 1994, 78.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI) , М., 1994, (Репринт изд. 1918), т. 1, 72.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно) , Erlangen, 1979-1989, т. 4, 20-30.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год , Пг., 1917, 48-49.
  • Шкаровский, М. В., Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945 , СПб., 1995.
  • , СПб., 1999, 10.
  • "Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России" [Сост. И. И. Осипова], Церковно-исторический вестник , 1999, № 2-3, 57, 171-172.
  • Осипова, И. И., "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных , М.: Серебряные нити, 1998, 271.
  • Шкаровский, М. В., Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви , СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999, 287-288.
  • Хрусталев, М. Ю., Гусев, О. А., "Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников Российских", Устюжна: Историко-литературный альманах , вып. 2, Вологда, 1993, 147-152.
  • Антонов, В., "Священномученик митрополит Иосиф в Петрограде", Возвращение: Церковно-общественный журнал , СПб., 1993, № 4, 46-52.
  • Спасо-Яковлевский димитриев монастырь в Ростове Великом , Б/м, б/д, 85 с.
  • Санкт-Петербургский мартиролог , СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002, 20-21.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа , М., 1999, 20-22.
  • Голубцов, С. А., протодиак., Стратилаты академические , М., 1999, 48-55.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие (2-е изд., дополненное), СПб., 2002, 20-21.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв. :

(Петровых Иван Семенович; 15.12.1872, г. Устюжна Новгородской губ.- 20.11.1937, близ г. Чимкента, Казахстан), митр. бывш. Одесский, руководитель иосифлянства . Из семьи мещан (сын небогатого кондитера). После учебы в Устюженском ДУ поступил в 1889 г. в Новгородскую ДС, к-рую окончил в 1895 г. по 1-му разряду и был направлен за казенный счет в МДА. Завершил обучение в академии в 1899 г. 1-м по списку магистрантом - кандидатом богословия с правом защиты магист. диссертации без дополнительного испытания. Был оставлен при МДА на год профессорским стипендиатом. 9 сент. 1900 г. утвержден исполняющим должность доцента кафедры библейской истории. 26 авг. 1901 г. пострижен в монашество с именем Иосиф в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры ректором МДА Волоколамским еп. Арсением (Стадницким ; впосл. митрополит). 30 сент. того же года рукоположен во диакона, 14 окт.- во иерея. 19 июля 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за соч. «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: (Опыт критического разбора и обработка)», получил звание доцента. 9 дек. того же года назначен экстраординарным профессором и инспектором МДА. 18 янв. 1904 г. возведен в сан архимандрита.

Во время 1-й рус. революции у И. возник конфликт со студентами и с преподавателями МДА, из-за чего он испытал сильные душевные переживания. В янв. 1906 г. И. испросил в академии месячный отпуск, представив медицинское свидетельство, что нуждается в «полном отдыхе для восстановления сильно утомленной в последнее время нервной системы», а 2 февр. того же года Холмский еп. Евлогий (Георгиевский ; впосл. митрополит) представил рапорт о назначении И., «согласно выраженному желанию», настоятелем Яблочинского во имя прп. Онуфрия Великого муж. монастыря . Назначение И. объяснялось необходимостью организации в Холмской епархии православно-миссионерской работы для противодействия усилившейся там католич. пропаганде. Назначение было утверждено Синодом 30 июня 1906 г. В 1907 г. И. был переведен в должности настоятеля в Юрьев новгородский муж. мон-рь . Выступал с брошюрами и статьями преимущественно о начальном народном образовании; сотрудничал с Православной Богословской энциклопедией. Известность И. принесла многотомная кн. «В объятиях Отчих. Дневник инока» (под псевд. А. I. в 1905-1914 вышло 11 вып.). Книга духовных размышлений И. вызвала большой интерес, отрывки из нее помещались во мн. журналах.

15 марта 1909 г. хиротонисан во епископа Угличского. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) . Являясь викарием Ярославской епархии, И. пребывал в Спасо-Иаковлевском Димитриевском муж. мон-ре в Ростове, благоустраивал обитель. В 1911 г. совершил поездку на Афон для изучения древних церковных распевов.

И. прибыл в Ленинград 11 сент. 1926 г., в канун праздника перенесения в город мощей св. блгв. кн. Александра Невского. На всенощной в переполненном верующими Троицком соборе Александро-Невской лавры присутствовало 150 священнослужителей и 8 архиереев. И. был тепло встречен паствой и клиром как достойный преемник митр. сщмч. Вениамина. Однако религ. подъем, связанный с назначением И., и его большая популярность в Ленинграде вызвали обеспокоенность ОГПУ. Вечером 13 сент. И. выехал из Ленинграда в Новгород, а оттуда был вызван в Москву, где состоялась его беседа с курирующим церковные дела в ОГПУ Е. А. Тучковым . Власти приняли решение не допустить возвращения И. на новую кафедру, и он был выслан в Ростов, покидать город ему было запрещено. После ареста в нояб. того же года митр. Сергия (Страгородского) И. в соответствии с завещательным распоряжением митр. Петра (Полянского) вступил в права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и, предчувствуя скорый арест, составил 8 дек. 1926 г. распоряжение о переходе преемства высшей церковной власти, назвав 3 преемников на случай невозможности исполнения им своих полномочий: архиепископов Свердловского Корнилия (Соболева) , Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского Серафима (Самойловича) . 16 дек. И. был вызван ОГПУ в Москву и 29 дек. доставлен к месту ссылки в официально закрытый Моденский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (в 35 км от Устюжны).

Вернувшийся 30 марта 1927 г. к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) 29 июля того же года совместно с созванным им Временным Свящ. Синодом издал «Декларацию» о лояльности к советской власти. В сер. авг. викарий Ленинградской епархии Гдовский еп. Димитрий (Любимов) и группа клириков Ленинграда обратились к И. с посланием, в к-ром они выразили свое несогласие с курсом церковной политики митр. Сергия. Подобное обращение нашло отклик у И. В сент. он с согласия властей переехал из Моденского монастыря в Ростов, где по-прежнему служил в Спасо-Иаковлевском Димитриевском мон-ре. На просьбу И. к Тучкову позволить ему выехать в Ленинград ответа не последовало.

13 сент. 1927 г., вероятно по настоянию ОГПУ, на заседании Синода под председательством митр. Сергия «по соображениям большей пользы церковной» решено было перевести И. на Одесскую кафедру (принятый позднее офиц. указ датирован 17 сент.). И. был вызван в Москву, где ему было сообщено о новом назначении. Узнав, по его словам, что «перемещение вызвано интригами отдельных лиц», И. заявил о его незаконности, ссылаясь на определение Поместного Собора 1917-1918 гг. «О епархиальном управлении», и потребовал, чтобы его дело было передано на суд епископов. Вернувшись в Ростов, И. составил 28 сент. письмо на имя митр. Сергия, в к-ром вновь назвал решение о своем переводе «незаконным и ни в какой степени не приемлемым», указав его причиной «злую интригу кучки людей, не желавшей, чтобы он пребывал в Ленинграде». В письме И. обвинил митр. Сергия в «плачевно-рабском послушании, совершенно чуждом церковному началу» и вновь отказался подчиниться указу Заместителя Местоблюстителя как неканоничному, «принятому под влиянием посторонних факторов и по этой причине пагубно сказывающемуся на церковной организации».

Позднее И. сообщил о своем отказе подчиниться решению о переводе на Одесскую кафедру посетившему его в Ростове еп. Димитрию (Любимову), к-рый привез в Ленинград это известие. 3 окт. временно управлявший Ленинградской епархией Петергофский еп. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит) доложил Синоду о недовольстве в городе в связи с перемещением И. из Ленинграда. 12 окт. Синод утвердил решение о переводе И. на Одесскую кафедру. Викариям Ленинградской епархии предписывалось прекратить возношение за богослужением имени И. и подчиниться еп. Николаю. 22 окт. текст выписки из указа Синода о новом назначении был получен И. в Ростове. 25 окт. о переводе И. в Одессу было официально объявлено в храмах Ленинградской епархии. 30 окт. И. отправил в Синод новое послание с отказом оставить Ленинградскую кафедру, заявив, что «не желает оказывать послушание церковной власти», находящейся, по его словам, в «рабском состоянии».

По имеющимся архивным сведениям, во время переговоров, которые вела 12-14 дек. в Москве с митр. Сергием делегация ленинградского духовенства и мирян, И. встречался с еп. Димитрием (Любимовым) и ознакомился с требованиями делегации по изменению церковной политики, к-рые одобрил. 26 дек. того же года, после безуспешных переговоров с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя ленинградских сторонников И., викарные епископы Гдовский Димитрий (Любимов) и Копорский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митр. Сергия и прекращения с ним канонически-молитвенного общения. Это решение получило предварительное одобрение И. Во 2-й пол. дек. он писал еп. Димитрию: «Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, помочь вам более существенно лишен возможности». После запрещения Синодом епископов Димитрия и Сергия в священнослужении И. в письме от 7 янв. 1928 г. вновь одобрил отход своих викариев от митр. Сергия и призвал их игнорировать распоряжения высшей церковной власти.

2 февр. в Ростов прибыли с увещеванием от Синода архиепископы Вологодский Сильвестр (Братановский) и Самарский Анатолий (Грисюк) , однако И. не признал своей виновности в церковных нестроениях и вскоре вместе с викарным Ростовским еп. Евгением (Кобрановым) подписал составленный Ярославским митр. Агафангелом (Преображенским) и его викариями акт отхода от митр. Сергия. До широкого распространения обращения митр. Агафангела И. был вызван в Ярославль и допрошен в местном отделе ОГПУ вместе с митр. Агафангелом прибывшим из Москвы Тучковым, к-рый заверил митр. Агафангела, что гос. власти не будут рассматривать его выступление против курса митр. Сергия как политическое и не станут вмешиваться в церковные дела. В это же время И. объявил о согласии возглавить отделившуюся от митр. Сергия часть ленинградской паствы и всех других, последовавших их примеру. В послании ленинградской пастве от 8 февр. И. поручил временное управление епархией еп. Димитрию (Любимову) и призвал возносить за богослужением и свое имя как правящего архиерея вслед за именем Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра. В кон. февр. И. был вновь задержан, доставлен в Москву, после чего выслан в Моденский мон-рь.

29 марта 1928 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Временный Синод РПЦ выступили с опровержением доводов И. о незаконности произведенных митр. Сергием перемещений ряда архиереев на др. кафедры. Митр. Сергий и Синод объясняли эти перемещения пользой для Церкви, поскольку перемещенные архиереи не имели возможности управлять своими кафедрами, но могли быть призваны к церковной работе в иных местах. По поводу заявлений И. о неканоничности его назначения на Одесскую кафедру митр. Сергий и Синод указывали, что оно не отличается от предшествовавшего назначения И. на Ленинградскую кафедру, против к-рого тот не возражал. 11 апр. постановлением Заместителя Местоблюстителя и Синода И. вместе с др. архиереями, вышедшими из подчинения митр. Сергия, был уволен на покой с преданием каноническому суду архиепископов и запрещением в священнослужении. В вину И. было поставлено то, что он не подчинился данному высшей церковной властью назначению на Одесскую кафедру, а его отказ от назначения способствовал смуте и расколу в Ленинградской епархии. Другим пунктом обвинения стали открытые заявления И. об отходе от митр. Сергия и призывы к объединению всех архиереев, отделяющихся от Заместителя Местоблюстителя.

В сер. апр. 1928 г. И. обращался к Тучкову с письменной просьбой снять с него обвинения и допустить в Ленинград, но его положение не изменилось. Надзор за И. в Моденском мон-ре не был строгим и не очень ограничивал жизнь архиерея и братии. И. жил в келье со спаленкой, окна к-рой выходили во двор на храм, принимал приезжавших и паломников, духовных детей, родственников, многочисленных посетителей. Ему позволяли служить по великим праздникам в к.-л. из 3 церквей обители. Оставаясь в ссылке, И. не мог руководить возглавляемым им иосифлянским течением в Русской Церкви. Тем не менее к нему постоянно ездили курьеры, привозившие известия о событиях, указы на подпись, материальную помощь, он передавал через них практические указания, письма, разъяснения и архипастырские советы. Лично обращавшихся к нему И. обычно направлял к назначенному им временным управляющим еп. Димитрию (Любимову; 7 янв. 1929 возведен И. в сан архиепископа) с просьбами решить их вопросы. Еп. Димитрий в свою очередь поддерживал постоянную связь с И., информировал его о событиях. По словам И., его заместителю «предоставлена была полная свобода управления до того, что он позволял себе действовать даже вопреки моим ожиданиям и определенно выраженным желаниям и советам. Я не претендовал в таких случаях, оправдывая такие поступки епископа Димитрия тем, что на месте ему виднее большая или меньшая целесообразность такого или иного решения. Во многих случаях, когда он спрашивал моего совета, я так и отвечал ему, предлагая на месте обсуждать дело с более опытными лицами из духовенства, если он не надеется на свой опыт и рассуждение».

И. призывал еп. Димитрия к осторожности с вовлечением в движение новых людей, чтобы избежать провокаций. И. также выступал за регистрацию иосифлянских приходов в органах гос. власти, призывал выполнять их распоряжения в отношении церковных дел (налогов, патентов на производство свечей и т. п.), если они не затрагивают основ веры. В письмах к еп. Димитрию И. особо настаивал на том, что нельзя ни в коем случае прекращать поминовения за богослужениями Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, даже если в этом случае будут угрожать репрессиями. После ареста еп. Димитрия (Любимова) 29 нояб. 1929 г. И. назначил временно управляющим иосифлянскими приходами еп. Сергия (Дружинина), однако вскоре, получив жалобы на еп. Сергия от ряда священников, ограничил его права в управлении. При обращении к нему духовенства многие вопросы И. стал решать самостоятельно.

12 сент. 1930 г. И. был арестован. Содержался сначала в тюрьме в Ленинграде, где подвергался усиленным допросам, а в дек. 1930 г. переведен в Московскую внутреннюю тюрьму ОГПУ. Проходил по следственному делу «Всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «Истинно-православная церковь»» вместе с иосифлянскими епископами Димитрием (Любимовым), Алексием (Буем) , мч. Михаилом Новосёловым, прот. Анатолием Жураковским , проф. А. Ф. Лосевым и др. Обвинялся в том, что возглавлял «церковно-административный центр» организации. На следствии не скрывал своего негативного отношения к церковной политике митр. Сергия, но категорически отрицал обвинения в контрреволюционности и антисоветской деятельности,заявляя: «Ведь критика слов и дел митрополита Сергия вовсе не есть критика или выпад против Власти».

В то же время старался подчеркнуть отличие своего отношения к советской власти от позиции в этом вопросе митр. Сергия. Обыгрывая наиболее известную фразу из «Декларации» 1927 г. («Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи»), И. говорил: «Радости Советской власти не могут быть нашими общими радостями. Советская власть получает удовлетворение закрытием той или иной церкви, мы можем только иметь скорбь и не можем радоваться». На следствии фигурировали и более острые высказывания И. по адресу антирелиг. политики властей: «Вам нужно уничтожение Христа, мне Его процветание... По-вашему, мы мракобесы, по-нашему, Вы - настоящие сыны тьмы и лжи... Вам доставляет удовольствие издеваться над религией и верующими, таскать по тюрьмам и гонять по ссылкам ее служителей. Нам кажется величайшей дикостью, позором из позоров XX века ваши насилия над свободой совести и религиозными убеждениями человечества».

На последнем допросе И. выразил готовность быть лояльным гражданином: «Никакой контрреволюции в своей среде я никогда не терпел и не стерплю и ничего противо-Советского и противореволюционного моим именем или авторитетом не позволю». В то же время он категорически отверг возможность к.-л. сотрудничества с властями в церковных делах: «Совестью своей торговать не намерен, и всякую попытку использовать свои силы вопреки декрету о невмешательстве в дела чисто церковные и духовные - встречу отпором, ничуть не боясь погрешить этим против Власти Гражданской, если только она верна своим же собственным декретам и духу своих постановлений о свободе веры и совести каждого». И. заявил о готовности пострадать ради веры за свои убеждения: «Я иду только за Христом, по разумению своего какого ни на есть разума, и этого с меня довольно. Итак, мое последнее слово: мне дорога свобода, но, если она послужила бы только во вред мне или кому другому, ничего не имею и против неволи».

3 сент. 1931 г. И. был приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам концлагеря, приговор был заменен высылкой в Казахстан на тот же срок. С осени 1931 г. жил в г. Аулие-Ата (в 1936-1938 Мирзоян, ныне Тараз), по нек-рым данным, недолго работал бухгалтером на меднодобывающем комбинате. Проживал в небольшом казах. глинобитном доме на окраине города, где занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: в ней стояли грубо сколоченный стол, топчан, на котором спал митрополит, и пара стульев. В доме был устроен небольшой алтарь, И. ежедневно служил литургию. Хозяйство митрополита вела мон. Мария (Коронатова), бывш. учительница в Устюжне, последовавшая за ним в ссылку. И. поддерживал отношения со своими сторонниками, принимал посланцев из разных областей страны. По нек-рым данным, совершал тайные службы в нелегальных общинах иосифлян в соседних населенных пунктах. Вел переписку с отбывавшим ссылку в Казахстане митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) и еп. Евгением (Кобрановым). По истечении в 1935 г. срока ссылки оставался на прежнем месте жительства. 24 июня (по др. данным, 23 сент.) 1937 г. арестован Мирзояновским районным отделом НКВД и помещен в тюрьму г. Чимкента. Проходил по одному делу с митр. Кириллом и еп. Евгением, обвинялся в руководстве «контрреволюционной повстанческой организацией церковников». 19 нояб. Особой тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Казнен вместе с митр. Кириллом и еп. Евгением в т. н. Лисьей балке под Чимкентом. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г.

Соч.: Самуил и Саул в их взаимных отношениях: Пробная лекция по каф. Библ. истории, чит. в собр. Совета МДА 4 сент. 1900. Серг. П., 1900; [И. И.] Матерь Божия - Благодатная Матерь народа русского. Серг. П., 1902; История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия: (Опыт крит. разбора и обработка). Серг. П., 1903; От крупиц Евангельских: Беседы инока. Серг. П., 1904; Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. Х., 1905; Маленькие монахи. Серг. П., 1906; Иоанн, сын Маттафии // ПБЭ. Т. 6. С. 791-794; Иоанн Гиркан // Там же. С. 794-800; Иоанн Гискальский // Там же. С. 899-909; Иисус, сын Иоседеков // Там же. С. 602-606; Иотапа // Там же. Т. 7. С. 498-502; Иуда Маккавей // Там же. С. 508-516; Иуда Галилейский // Там же. С. 516-517; Иудеи // Там же. С. 546-554; В объятиях Отчих: Дневник инока. Серг. П., 1905-19143. 11 вып.; Речь при наречении во епископа Угличского // ПрибЦВед. 1909. № 13/14. С. 601; Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Серг. П., 1911, 1914; Свт. Димитрий - обличитель клеветы и защитник невинных. Р.-н/Д., ; Сказание о новопрославленной иконе Божией Матери «Умиление», находящейся в Благовещенской церкви г. Ростова, Ярославской губ. Каз., 1914; Памяти Александры Феодоровны Мальгиной. Слово перед отпеванием А. Ф. Мальгиной. Ростов, 1915.

Лит.: Иосиф (Петровых), архим. // ПБЭ. Т. 7. С. 481-484; Елевферий (Богоявленский), митр . Неделя в Патриархии. П., 1933. С. 124-126; он же . Соборность Церкви: Божие и кесарево. П., 1938. С. 196-207; Мануил . Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 20-30; Иоанн (Снычев) . Церк. расколы. 1993. С. 122-236; Польский . 1993р. Кн. 2. С. 1-11; Акты свт. Тихона. 1994. С. 319, 402, 403, 406, 408, 415, 416, 422, 436, 438, 489, 491, 516, 518-520, 523, 524, 538, 539, 541, 551, 552, 561-564, 566, 570, 572-579, 584, 585, 588-590, 595, 596, 599-602, 604-607, 609, 612, 613, 618-620, 623, 636, 638, 643, 644, 658-660, 662, 665, 670-674, 696-699, 780, 784-787, 795, 805, 809, 815, 816, 818, 819, 826, 827, 831, 852, 855, 858, 861, 865, 867; Антонов В. Сщмч. митр. Иосиф в Петрограде // Возвращение. СПб., 1993. № 4. С. 46-52; Хрусталев М. Ю., Гусев О. А. Митр. Петроградский Иосиф (Петровых) в сонме новомучеников и исповедников Российских // Устюжна: Лит. альманах. Вып. 2. Вологда, 1993. С. 147-152; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927-1943) // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 446-463; он же . Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; он же . Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. М., 1994. С. 46-47; Регельсон Л . Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. М., 19962. С. 134-139, 587-590; За Христа пострадавшие. 1997. Кн. 1. С. 520-523; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…». М., 1998; Артемов Н. Новосвященномученик Иосиф Петроградский // Вестн. Германской епархии РПЦЗ. 1999. № 2. С. 7-11; Сахаров М. С. Жизнь и деятельность митр. Иосифа (Петровых): Биогр. очерк. СПб., 2001; «Я иду только за Христом...»: Митр. Иосиф (Петровых), 1929-1930 / Публ., вступ., примеч.: А. Мазырин // БСб. 2002. Вып. 9. С. 376-424; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей // Там же. 2005. Вып. 13. С. 313, 330-335; Сщмч. Иосиф, митр. Петроградский: Жизнеописание и труды / Сост.: М. С. Сахаров, Л. Е. Сикорская. СПб., 2006.

М. В. Шкаровский

Дата рождения: 11 сентября 1964 г. Страна: Россия Биография:

В 1979-1983 гг. обучался в Рязанском техникуме электронных приборов, в 1983-1987 гг. — в Рязанском высшем военном командном училище связи.

В 1987-1990 гг. проходил службу в Белорусском военном округе. Для дальнейшего прохождения службы в августе 1990 г. был переведен в Рязанское высшее военное командное училище связи на должность командира учебного взвода курсантов.

В июле 1991 г. был уволен из рядов Вооруженных сил по собственному желанию в звании старшего лейтенанта. Сразу же подал прошение о принятии в братию Иоанно-Богословского мужского монастыря .

16 июля 1991 г. пострижен в иноки, а 1 августа — в монахи с именем Иосиф в честь святого праведного Иосифа Обручника.

20 февраля 1992 г. назначен благочинным Иоанно-Богословского монастыря, а 1 сентября 1993 г. — помощником наместника.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. () назначен ректором Иваново-Вознесенской духовной семинарии.

Тезоименитство в Неделю по Рождестве Христовом.

Образование:

1987 г. — Рязанское высшее военное командное училище связи.

В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского.

Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию.
В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор.
В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.
9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории.
26 августа 1901 года епископом Волоколамским Арсением, ректором академии, был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года — во иеромонаха.
В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки) » и утверждён в звании доцента.
9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии.
18 января 1904 года возведён в сан архимандрита.
В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием «В объятиях Отчих. Дневник инока ,» который он вел подражая праведному Иоанну Кронштадтскому.
В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем, из-за конфликта со студентами по прошению был уволен из академии и назначен, в июне 1906 года, настоятелем настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.
С 1907 года — настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии.
27 февраля 1909 года переведен настоятелем в Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове Великом.
15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитами Санкт-Петербургским Антонием, Московским Владимиром, Киевским Флавианом и другими архиереями.
На этой кафедре пребывал много лет. Был близок к будущему патриарху святителю Тихону в бытность его архиепископом Ярославским.
В 1911 году посетил Афон для изучения древних церковных распевов.
Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. С 1 декабря 1917 года до 20 января 1918 был временно управляющим Рижской епархии.
7 июля 1919 года в Ростове был арестован за то что «звоном с колокольни и крестным ходом сорвал в своей епархии кампанию по вскрытию мощей .» Был переведен в Москву, во внутреннюю тюрьму ВЧК на Лубянке, и в августе того же года освобожден.

22 января 1920 года возведен в достоинство архиепископа и назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. 8 июля того же года был арестован за организацию крестного хода в знак протеста против вскрытия мощей Ростовских чудотворцев, приговорен к одному году заключения в концлагере условно. После ареста в Ростове были собраны тысячи подписей с просьбой о его освобождении и в том же году он продолжил свое служение.

До самого его закрытия в 1923 году оставался настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря, и за многие годы приложил немало усилий для благоустроения обители.
С 1920 по 1925 годы временно управлял епархией Новгородской и Старорусской.
В мае 1922 года был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей и был осужден Ярославским ревтрибуналом на 4 года лишения свободы, уже 5 янврая 1923 года досрочно отпущен по предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина. В том же году вступил во временное управление Ярославской епархией.

Во время обновленчества затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему. Держался он так, что завоевал доверие митрополита Крутицкого Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в заместители патриаршего местоблюстителя.

21 мая 1924 году включен в состав членов Священного Синода при патриархе Тихоне. 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру. После ареста митрополита Петра, во время попыток захвата церковной власти архиепископом Григорием (Яцковским), был всецело на стороне митрополита Сергия (Страгородского).

26 августа 1926 года был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти святого Александра Невского) и утром в день праздника он совершил свое первое и последнее торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Ленинградцы, давно уже не имевшие своего митрополита, встретили новоприбывшего с большой радостью, как стойкого борца за чистоту Православия. Несмотря на дождь, улицы и площадь около собора были заполнены народом; многие подходили под благословение со слезами. 13 сентября покинул Ленинград, а по приезде в Москву был вызван в ОГПУ и отправлен в обратно Ростов с запрещением выезда оттуда.

25 ноября / 8 декабря 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и владыка Иосиф, согласно завещанию Крутицкого святителя Петра, оказался заместителем патриаршего местоблюстителя, временным предстоятелем Русской Православной Церкви. В тот же день он подписал завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или же архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей. 16/29 декабря того же года владыка Серафим (Самойлович) принял на себя служение заместителя патриаршего местоблюстителя.

Владыка Иосиф не смог вернуться в Ленинград из Ростова. Он управлял епархией через своих викариев, приезжавших в нему в Ростов. 28 декабря 1926 года был арестован и выслан в бывший Моденский Никольский монастырь без права выезда. Лишь в сентябре 1927 года он смог вернуться в Ростов.

Тем временем, Священный Синод под председательством митрополита Сергия 13 сентября 1927 года, постановил «по соображениям большей пользы церковной » перевести митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. 28 сентября того же года митрополит Иосиф направил митрополиту Сергию письмо, в котором высказал суждение о том, что считает распоряжение о его перемещении на Одесскую кафедру незаконным. 25 октября митрополит Сергий и временный Священный Синод вынесли новое определение о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру, а тот повторно отказался 30 октября.

За этим противоречием стояло то, что митрополит Иосиф узнал о назначении через третьи руки и воспринял его как величайшую несправедливость, как следствие интриги. Он также не одобрял избранного митрополитом Сергием курса в управлении Русской Православной Церковью, некоторые действия заместителя рассматривал чуть ли не как сознательное предательство Церкви Божией. Как и в случае со многими другими архиереями, толчком к отстранению от митрополита Сергия стала его Декларация 1927 года. Волновавшие его чувства митрополит Иосиф излил перед приехавшим к нему викарием, епископом Гдовским Димитрием, а тот, возвратившись в Ленинград, рассказал прихожанам о настроении митрополита. Безусловно, и перед ростовскими знакомыми митрополит Иосиф не скрывал этих чувств и подозрений. Поэтому, хотя он и отрицал свою причастность к начавшимся вскоре волнениям в Ленинграде и к дурному приёму, который ростовцы оказали вновь назначенному к ним епископу Иннокентию (Летяеву), — всё же и то, и другое, несомненно, произошло под его нравственным, хотя, может быть, и невольным, влиянием. Еще середине августа 1927 года епископ Гдовский Димитрий, протоиерей А. Советов и другие клирики Ленинграда направили митрополиту письмо с выражением своего несогласия с церковной позицией митрополита Сергия, а 26 декабря 1927 года епископ Гдовский Димитрий и епископ Нарвский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митрополита Сергия, одобренный митрополитом Иосифом.

Таким образом начался так называемый Ленинградский раскол, получивший название иосифлянского. В начале митрополит Иосиф открыто не порывал с митрополитом Сергием и некоторое время отрицал свое влияние на викариев, в то же время поддерживая переписку с Сергием.

Письма, которые он за этот период написал митрополиту Сергию, почти не оставляли надежды на мирный исход конфликта. Тон писем митрополита Иосифа резко обличительный, и, в то же время, в них много личного, жалобы на опасность «пропасть совсем от нужды и голода» — в Ростове митрополит имел возможность продавать остатки своего имущества, но на новом месте это могло стать невозможным. Логически не обосновано утверждение, ставшее впоследствии одним из тезисов иосифлянства, о том, что канонические правила запрещают переводить епископов, — если бы владыка Иосиф действительно считал это законом, не терпящим исключений, то обязан был бы заявить протест еще когда из Ростова его перевели в Ленинград. В письмах ясно проглядывает мысль, что митрополит Иосиф является одним из заместителей патриаршего местоблюстителя и в качестве такового служит предостережением митрополиту Сергию о возможности его духовного падения. Можно также выделить чрезвычайную язвительность его упреков и обвинений: его эпитеты доходят в отдельных случаях до возмутительной грубости; он не стесняется в выражениях, даже если они относятся к Церкви. «Будто и не он пишет вовсе. У него будто злоба какая ,» — замечал по поводу этой переписки архиепископ священномученик Иларион (Троицкий).

2 февраля 1928 года митрополита Иосифа посетили посланные к нему митрополитом Сергием архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский) и архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк), которым митрополит Иосиф сделал заявление об отделении от митрополита Сергия. 6 февраля 1928 года, вместе с группой архиереев Ярославской епархии включая святителя Агафангела подписывал декларацию об отделении от митрополита Сергия. Но митрополит Иосиф пошел дальше своих сотоварищей в этом деле. В то врем, как они официально пробыли в разделении немногим более трех месяцев, митрополит Иосиф остался в нем до конца жизни, теперь уже открыто возглавив оппозицию.

11 (или 27) марта 1928 года, сессией Священного Синода было вынесено постановление о лишении митрополита Иосифа кафедры и запрещении его в священнослужении; он, как раньше его викарии, не подчинился этому постановлению.

29 февраля 1928 года митрополит Иосиф был вновь арестован и вновь выслан в Николо-Моденский монастырь без права выезда. Тут он был арестован 9 апреля или 12 сентября 1930 года по делу «Всесоюзного центра Истинного Православия». 3 сентября 1931 коллегия ОГПУ СССР приговорила его, как «руководителя церковно-административного центра всесоюзной контрреволюционной монархической организации ‘Истинно-Православная Церковь"» по статье 58-11 УК РСФСР к 5 годам концлагерей с заменой на 5 лет ссылки в Казахстан.

В Казахстане он прожил до 9 апреля 1935 года в городе Джамбул, где работал бухгалтером на медном комбинате, тайно совершая Божественную литургию, а затем проживал в городе Мирзоян без права вызеда. 24 июня или 23 сентября 1937 года последовал его арест и осуждение на расстрел за «контрреволюционная деятельность.»
Расстрелян 20 ноября 1937 года в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым).

В 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей был причислен к лику святых как священномученик. Однако, в Московском Патриархате его прославление встречало неприятие. По воссоединении Русской Церкви в Отечестве и за рубежом вопрос о канонизации митрополита Иосифа стал одним из предметов разбирательства рабочих групп по составлению общего списка новомучеников и исповедников Российских.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: