Вопрос: Какие существуют стадии медитации? Три уровня медитации. Спокойное окружение при медитации

Первой стадией вполне оправданно можно считать сам факт начала занятий медитацией. Это объясняется тем, что человек, выделяя время на медитацию , уже тем самым предпринимает сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. И такая позиция является антиподом душевной лености, апатии и безразличия, которые ведут к регрессу духовной составляющей человеческой личности.

Следующая стадия определяется тем, что человек, медитируя, начинает ощущать все более выраженную, полную релаксацию . Далее идет уже стадия, характеризующаяся достижением способности отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом покоящимся в себе зрителем. Это состояние пассивное, и характеризуется оно прежде всего безличностью наблюдения, при котором медитирующий сосуществует с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому как аналитический компонент сознания выключен. Наконец, высшей ступенью медитативного опыта является достижение просветления, или «состояния сверхсознания», которое в индийской духовной традиции именуется «сатори».

Можно привести сумму характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени - суть внешние, не главные проявления. Интенсивность этих переживаний не поддается словесным формулировкам, но можно выделить целый ряд общих моментов:

  • хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность);
  • ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части Вселенной;
  • изменение пространственно-временных соотношений;
  • обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности;
  • легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

Очень важно, таким образом, усвоить, что медитация - это веками сложившаяся система духовной практики , которая позволяет человеку сначала взять на себя ответственность за содержание своих мыслей, а далее и овладеть полной властью над состоянием своего сознания. Медитация создает в человеке центр тишины и спокойствия - ее нередко называют нулевой точкой. Из этой точки вы сможете отстраненно наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений.

Нельзя с уверенностью сказать, сколько времени пройдет, все зависит от ваших индивидуальных особенностей, но, проявив достаточное постоянство в стремлении познать себя, вы непременно на каком-то этапе обнаружите, что не просто наблюдаете поток, но видите его истоки, перед вами раскрывается скрытый смысл того, что происходит вокруг вас. Собственно говоря, само слово «медитация» происходит от латинских слов «двигаться к центру». Как показано выше, именно это и происходит в процессе медитации - без напряжения, не прилагая никаких чрезмерных усилий, вы вдруг оказываетесь в самом центре себя. Словно с какого-то возвышения вы отчетливо видите происходящее и можете ясно осознать, что для вас по-настоящему важно, а что нет.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений.

Теперь четыре этапа медитации «осознанное дыхание». Если хотите, можете попытаться проделать эту практику прямо сейчас. Только сначала убедитесь в том, что сидите в положении, которое будет удобно в течение 15 – 20 минут, и прочтите описание этапов практики.

Краткое описание четырех этапов

Начну с краткого описания этой практики, чтобы дать вам общие представления о ней.

Сначала две-три минуты посидите спокойно, расслабьтесь и примите удобную позу.

1. Ощутите поток воздуха, который естественным образом входит и выходит из тела при дыхании. Конец каждого выдоха должен сопровождаться счетом (считать нужно мысленно). Отсчитав таким образом десять выдохов, вновь начинайте счет с одного.

2. После того как вы отсчитывали выдохи на протяжении 4 – 5 минут, начните счет, опережая вдох, и снова считайте от одного до десяти.

3. Продолжительность второго этапа практики - несколько минут. Затем прекратите счет и просто следите за естественным потоком дыхания.

4. Наконец, направьте внимание на ту точку, где при вдохе контакт воздуха с телом ощущается сильнее всего. Скорее всего, это будет область ноздрей или верхней губы, хотя точное место не так уж важно. Выберите любую точку, которое кажется вам наиболее подходящей, и сосредоточьте внимание на едва уловимых ощущениях, которые возникают при соприкосновении воздуха с ней.

Подробное описание четырех этапов «осознанное дыхание»

Вот несколько более подробное описание четырех этапов «осознанное дыхание».

Для начала примерно минуту уделите тому, чтобы расслабиться и принять удобную позу. Соедините руки и положите на бедра или на колени. Будет хорошо, если вы заранее приготовите все необходимое, чтобы устроить себе удобное сиденье, хотя придется какое-то время поэкспериментировать с разными сочетаниями подушек и одеял, прежде чем вы добьетесь идеального результата. Лучше всего закрыть глаза, но, если вы опасаетесь, что вас потянет в сон, оставьте глаза полуоткрытыми.

Как только вы примите удобную позу, начните направлять внимание на дыхание. Пусть все вдохи и выдохи будут естественными, не пытайтесь влиять на их глубину и продолжительность: какие-то вдохи и выдохи будут короткими, какие-то длинными; иногда дыхание становится непривычным: затрудненным, неровным или напоминающим вздох, а иногда может быть плавным, легким, едва уловимым. Что бы ни происходило, прочувствуйте каждый вдох и выдох такими, какими они получаются.

Этап 1 - счет после каждого выдоха

Теперь, чтобы внимание стало устойчивым в течение более продолжительного периода времени, начните сопровождать дыхание счетом. Ощутите, как при вдохе воздух входит через нос в легкие, а при выдохе выходит. Потом, сразу же после окончания выдоха, мысленно сосчитайте - «один». Вновь пронаблюдайте, как поток воздуха входит и выходит, и после выдоха сосчитайте «два». Еще раз сделайте вдох, выдох и сосчитайте «три». Продолжайте ощущать каждый выдох, сопровождая его счетом, и так до десяти. Затем снова начните счет с одного и повторите весь цикл.

На протяжении всего первого этапа медитации, досчитав до десяти, каждый раз начинайте отсчет с начала. Как только вы заметите, что внимание рассеивается, верните его к дыханию и счету. Нужно выработать привычку сразу возвращать внимание к дыханию, не задаваясь вопросами, как и почему вы отвлеклись, и не размышляя на эту тему. Подобные мысли лишь понапрасну отвлекают, немедленно рассеивая вашу энергию. Можете поразмышлять об этом позже, если захотите, а пока терпеливо возвращайте внимание к ощущениям, возникающим при дыхании, и со временем вам будет легче сохранять полное сосредоточение на нем.

Этап 2 - счет перед каждым вдохом

Теперь начинайте считать предваряя каждый вдох. Это лишь небольшое изменение в ходе практики, но вы обнаружите, что оно значительно оживляет ваши ощущения во время медитации.

Итак, сосчитайте «один» и прочувствуйте, как поток воздуха входит и вновь выходит. Затем сосчитайте «два»; вновь ощутите вдох и выдох. Сосчитайте «три» и снова прочувствуйте вдох и выдох. Продолжайте отмечать каждый вдох счетом до тех пор, пока не дойдете до десяти, затем снова начните счет с одного, как раньше.

Вероятно, вы обнаружите, что на этом этапе ваше внимание становится немного острее: ведь, чтобы предварять каждый вдох счетом, приходится быть чуть активнее. Вообще, этот этап необходим для того, чтобы наше сосредоточение обрело большую устойчивость. Продолжайте считать перед вдохом, терпеливо возвращая внимание к ощущениям, связанным с дыханием каждый раз, когда начинаете отвлекаться. Практикуйте так в течение нескольких минут, а затем переходите к третьему этапу медитации.

Этап 3 - ощущение потока воздуха

После того как вы уделите практике двух предыдущих этапов минут десять или чуть больше, вам, вероятно, удастся выйти на некоторый уровень сосредоточения. И даже если вам покажется, что этого не произошло, все равно следует перейти к следующему этапу практики. Перемена может быть не слишком заметной (скорее всего, вы по-прежнему отвлекаетесь), но теперь считать каждый вдох или выход не столь уж необходимо. Теперь совсем прекратите считать и как можно дольше следуйте за естественным потоком дыхания. Ощутите, как воздух струится в легкие, расширяет диафрагму и вызывает едва заметные движения живота вверх и вниз (осознавайте картину дыхания в целом, не вдаваясь в физиологические подробности). Особое внимание уделяйте тем моментам, когда происходит смена направления дыхания со вдоха на выдох и с выдоха на вдох, как прилив сменяется отливом. Это поможет вам осознавать каждый вдох и выдох, таким образом осознанное дыхание будет продолжаться непрерывно. Дайте дыханию успокоиться, обрести естественный ритм, и пусть ваши ум и тело успокоятся вместе с ним. Когда вы перейдете к этому этапу практики, ваше сосредоточение и поза, скорее всего, станут менее напряженными и приобретут новое, более утонченное качество. Дайте этому произойти.

Пусть ваше внимание следует за дыханием в течение нескольких минут, терпеливо возвращайте его к предмету сосредоточения, если ум будет блуждать. Продолжайте осознавать то, что пытаетесь делать, иначе вы забудете и отвлечетесь. Затем переходите к четвертому этапу.

Этап 4 - ощущение едва уловимого потока воздуха

Теперь сосредоточьтесь на едва уловимом ощущении в той точке, где вы сильнее всего чувствуете поток входящего и выходящего воздуха. Выберите любую точку, которая кажется вам подходящей. Возможно, она будет находиться в области ноздрей или верхней губы, но может оказаться и где-то в глубже, ближе к горлу. Где бы она ни была, сосредоточьтесь на этой точке.

Каждый раз, когда воздух минует эту точку, вы можете уловить его мягкое, легкое касание, прохладное при вдохе, теплое при выдохе. Удерживайте внимание на точке, где возникают эти ощущения, как можно дольше. Старайтесь не силой удерживать внимание на этих ощущениях, а просто быть к ним восприимчивее. Прочувствуйте все оттенки, все малейшие изменения этих ощущений, возникающие на разных этапах вдоха, выдоха и смены направления дыхания. Настройтесь на эти ощущения столь полно, чтобы почти «слышать» их.

Для этого понадобится все ваше внимание, поскольку эти ощущения едва уловимы, а качества их меняются ежесекундно. В конце концов они могут стать настолько тонкими, что вы почти перестанете их ощущать – может даже показаться, будто они вовсе прекратились, и вы больше не можете их воспринимать, даже если стараетесь. Когда это происходит, можете быть уверены, что в действительности дыхание не прекратилось, а просто стало очень спокойным. Теперь нужно вновь его искать, сосредоточивая внимание по-иному - более спокойно и мягко. На этом этапе ум должен стать более тонким, чтобы вновь прийти в соответствие со своим более тонким объектом.

По мере того как дыхание становится все более тонким и менее уловимым, ум обретает способность достичь необыкновенно глубокого покоя, покоя, который приносит радость и счастье.

Завершение медитации

Постепенно завершите практику, когда будете к этому готовы: медленно откройте глаза; прежде чем встать, немного посидите спокойно. Не вставайте слишком поспешно, даже если почувствуете, что хотите немедленно приложить к чему-то свою энергию. Это может нарушить достигнутое вами состояние покоя и сделать вас чрезмерно чувствительными в течение всего остального дня.

Очень важно, чтобы переход от практики медитации к повседневной деятельности был плавным. Не включайтесь сразу же в суету жизни, хотя бы несколько минут поделайте что-нибудь не спеша. Поглядите в окно, немного прогуляйтесь, приготовьте себе горячего чаю - сделайте то, что поможет вам понаблюдать за работой ума и усвоить приобретенный в медитации опыт, даже если во время практики, казалось бы, ничего особенного не произошло.

Помните: далеко не сразу очевидно, как повлияло на вас занятие медитацией.

Есть сонм альтернативных «реальностей», игры нашего ума. Обычный человеческий ум – это та часть нас, которая отвечает за «производство», переработку и хранение информации. Виды информации это – мысли, образы, звуки, эмоции, ощущения и реакции...

Сознание – это то, что может воспринимать сигналы ума, информацию. Причем, оба этих начала (ум и сознание) взаимно помогают друг другу (должны помогать в идеальном случае). Ведь если бы мы не сознавали то, о чем «думает» ум, если бы не было обратной связи, самоконтроля, то невозможна была бы «переработка», творчество, накопление опыта, принятие верных решений вообще. Качество этой связи у каждого разная, кому-то везет больше, кому-то меньше, а практика активизации сознания (медитация, т.е. наблюдение) делает эту связь лучше. Поэтому, никто из понимающих предмет разговора, никогда не скажет, что Ум – это враг и что «надо остановить внутренний диалог» или «бороться с мыслями». Ум просто должен быть нашим слугой, идти на поводу у нашего Я. Когда истинное Я с помощью своего сознавания, памятования, бдительности, управления вниманием – повелевает своим Умом, то всё будет, наконец, хорошо.

Для начала, должно произойти просветление – выход нашего Я из-под тотальной вовлеченности в информацию, созданную умом. Обычно же, Я потонуло в этих играх, отождествилось с теми или этими «реальностями», сознание видит не Я, как самое, а саму игру, роль, выгруженную в Наше сознание ту или иную информационную структуру (мир). Это не просто хаос сигналов, неструктурированно подгруженный в наше восприятие. Мы ведь очень логично думаем, создаем целые миры из своих фантазий. Так создаются целые вселенные…

В буддизме, а предложенный мультфильм именно буддийского толка, показаны 6 категорий таких «вселенных». Если вы смотрели фильм «Куда приводят мечты», то вам повезло: в этом фильме неплохо показана связь между «настроением», между образом мыслей, которые вдруг меняют характер своего протекания, - и тем, как можно спонтанно изменить фокус своего восприятия и увидеть – «оказаться» – в другой «категории миров». Это просто новая структура сигналов ума вошла в наше восприятие. Нет никакой объективной реальности, существующей независимо от нашего ума. Это только благодаря нашему уму и сознанию мы видим тот или иной мир, существуем в той или иной ипостаси. Бытие, таким образом, - чисто информационная программа, по сути.

В зависимости от гибкости ума, от широты восприятия, живая сущность «попадает» в тот или иной «мир» (как на компьютере мы подгружаем ту или иную программу).

Но, как устает наше тело, если долго работает, также устает и наша психика, ибо всё обладает своим конечным ресурсом. Однажды этот ресурс заканчивается, наступает «смерть», т.е. переход в информационное небытие.

В мультфильме вы увидели эти альтернативы: адские миры для преступников (это они сами осудили себя); миры воинствующих асуров (здрасьте вам, эгоисты, что идете к своей цели по трупам, укомплектовывая новую информационную базу своего ума на долгие века вперед); миры голодных духов, у которых никогда ничего не получается (добро пожаловать в этот мир после своей смерти, вечные пессимисты, страдальцы всех форм, которым вечно чего-то не хватает, всего хочется нахаляву, фомы неверующие и т.п.), а также миры животных, людей и богов…

Шесть миров является аллегорическим описанием условного существования, сансары, в которую существа возрождается. Характер своего существования определяется кармой (своими мыслями, поступками, и реакциями на эти мысли и поступки).

Кстати, эта аллегория условна еще и вот почему: прямо сейчас в каждом из нас есть факторы, присущие каждому «миру», которые могут перетянуть наше восприятие к тому или иному «миру».

А боги?.. Речь идет о «сансарических богах». Это высший уровень гибкости и широты ума, но всё-таки ум по-прежнему «рулит». Этот мир ждет тех, кто любит идеи (и развивается в этом направлении) о благе, о духовных заслугах, о добрых деяниях и о том, что главное верить – сила мысли всё, мол, может. Этот мир ждет тех, кто впечатляется фильмами типа «Куда приводят мечты» и «Секрет», но не способен пройти дальше этого, не осознает, что любая оценка и убеждение – это рабство, это сансара, это отношение и вовлеченность.

Да, миры богов чудесны, нет пределов твоему совершенству в этой ипостаси, и всё, кажется, подчиняется теперь твоим желаниям и твоему ума – только пожелаешь что-то, как тут же это сбывается…

Но однажды, пусть и через миллионы лет такого существования, заканчивается даже ресурс такого бога… он вдруг теряет свою божественную природу, свечение тает, мощь и возможности уходят… Бывшие друзья и подруги – такие же божества – не в силах вынести этой картины и уходят, оставляют бедолагу одного… Последний раз бедняга окидывает своим божественным взором вселенную, наконец понимая, что что-то происходит и нужно посмотреть, в чем же проблема (а раньше было не до того, раньше ведь был вечный праздник и поэтому не было нужды в самоанализе и саморазвитии) и видит сразу все миры сансары. Он с ужасом понимает, что ему придется начать всё сначала…

И вот перед нами финальная идея мультфильма. Это мультипликационная версия знаменитой буддийской росписи в хуруле «Золотая обитель Шакьямуни», которая называется «Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума» . Это роспись глубоко символична. Здесь показывается последовательность этапов на пути просветления, т.е. путь, благодаря которому можно вообще выйти из-под зависимости от своих «информационных структур», происходящих из ума и покушающихся полностью захватить восприятие нашего Я.

Монах, вставший на путь достижения шаматхи – умиротворения ума, последовательно проходит девять стадий, упражняясь в медитации.

В руках у него крюк и лассо. Лассо означает памятование, а крюк – бдительность. Слон – это наш Ум (Ум - Космос), а его черный цвет говорит о состоянии омрачения «играми», хаосом информации. Обезьяна – это мысли, оценки, убеждения, а ее чернота - возбужденное состояние "двигающегося ума". Обезьяна не идет спокойно, а несется сломя голову вперед, всё время кувыркаясь, что символизирует бардак в наших убеждениях и оценках… сегодня мы истово убеждены в одном, а завтра можем точно также искренне отстаивать противоположные убеждения… Позвольте, да ведь тогда это не мы имеем убеждения, а они нас – и сами же себя отстаивают… они идут во главе процессии наших психических составляющих…

На первой стадии слон и обезьяна совершенно черные - наш ум не способен сосредоточиться на объекте медитации, ум и мысли живут своей жизнью, они полностью господствуют над Нами, мы бежим куда-то в поту, не подчиняя себе свою жизнь;

На первом этапе черный Слон – полностью захвачен двигающимся умом (Обезьяна идет впереди, а Слон трусит позади), вся наша внутренняя территория подавлена "выкрутасами" ума-Обезьяны, а выраженного представительства Сознания, как такового, вообще еще в помине нет…

Черный слон здесь идет на поводу у черной обезьяны (у обезьяны блуждания мыслей, рождающихся в возбужденном уме). Мы должны поймать этого слона, набросив на него петлю памятования, зацепив его крюком бдительности и заставить сосредоточиться на выбранном нами пути...

На 1-ой и 2-ой стадии монаху не удается поймать «Слона», и он убегает от него без оглядки... Огонь над обезьяной и рядом со слоном - символ избыточной гиперактивности ума... Это напоминает о том, что вначале пути большинство медитаторов становятся даже более агрессивными, их восприятие улавливает гиперактивность двигающегося ума и не может справится с ситуацией.

На 3-ей стадии монах накидывает лассо, и слон поворачивает голову. Это описание того этапа, когда практикующий человек уже иногда улавливает в себе такие состояния, когда всё-таки сознание активизируется… пускай еще мы рабы своих мыслей и эмоций, своих убеждений и реакций, - но уже иногда способны отмечать это, видеть эти процессы в себе и отслеживать хотя бы постфактум (а иногда уже и параллельно). Еще чуть дальше, и такой человек уже может, например, начав скандалить с супругом (супругой), вдруг заметить свои реакции, свой гнев – и в этот момент сможет выбрать: продолжать ли гневаться, или осуществлять наблюдение за реакцией. Во втором случае человек может успокоить свои реакции…

Слон и обезьяна начинают постепенно светлеть, что говорит о постепенном увеличении ясности и устойчивости мысли.

Также на этой стадии на спине у слона появляется кролик, он символизирует некую притупленность ума… Замечали ли вы, что в начале пути почти все эзотерики, серьезно практикующие медитацию, часто становятся неадекватными? Есть даже такая «буддийская народная поговорка»: «Когда я стал буддистом, то все родные начали шарахаться от меня. Когда я стал Буддой, всё снова стало хорошо».

Речь о том, что все неофиты немножко сходят с ума. Некоторые не немножко. Но даже если всё совсем хорошо, очень часто отмечается некоторая неадекватность. Человек снова вовлечен, но уже в другую игру, в игру в саморазвитие. А самоконтроля нет, ибо психика перегружена. Она никогда не работала в таком интенсивном режиме, мы начали очень мощно работать с сознанием, и два параллельных процесса – «думание» (функция ума) и «наблюдение» (функция сознания) – слишком большая нагрузка… Ум словно немного тупеет. В это время человек лишен способности оценивать происходящее с нужной чистотой и ясностью, часто пропадает критическое мышление и способность остро переживать происходящее. На этом этапе люди часто становятся заложниками неверных идей, могут подсесть на каких-то лже-гуру, попасть в секты. И все нормальные люди будут четко видеть – это совершенно всем ясно будет видно – что это секта, что тот или иной «гуру» банальный мошенник… но почему-то такие очевидные вещи может не видеть сам неофит… Наоборот, он будет злиться, он будет доказывать, он будет стараться всех привлечь в свою новую «семью», в свою новую истину… Или, если он выберет более подходящую для "духовного путника" роль в этой игре, он будет в ответ на критику блаженно улыбаться, загадочно и снисходительно "молчать"... Но это не будет ни истинным покоем, ни мудростью - это только маска, соответствующая его роли в новой и приятной для неофита игре в саморазвитие...

На этом этапе человек несколько тупеет, настоящая ясность ума может прийти только позже… а пока с ним бесполезно говорить.

Практика самих медитаций этого этапа - также характерна своими туповатыми состояниями, часто человек проваливается в сон, в полукоматозные состояния, в которых нет яркого осознавания момента "здесь и сейчас".

С 4-ой по 5-ую стадию "животные" чаще оглядываются назад, они уже начинают догадываться, кто истинный Хозяин… начинается этап приручения своих "животных"; слон и кролик всё больше белеют, а цвет обезьяны становится всё больше золотым (мысли и оценки становятся всё более светлыми, добрыми, позитивными). «Животные» идут всё медленнее, пусть становится гораздо более легок, естественен, приятен…

На 6-ой стадии мы становимся поводырем нашего ума и мыслей. Это и есть начало просветления. Теперь наше Я вышло на подобающее ему место, Хозяин – вернулся в свой Дом!

На 7-ой стадии кролик исчезает, так как притупленность и возбужденность ума возникают крайне редко, а возникая, прекращаются малым усилием; наш ум и наше восприятие становятся ясными, чистыми, острыми как бритва…

На 8-ой стадии мы решаем полностью освободиться от своих убеждений и оценок. Не важно какого характера эти оценки и убеждения, даже если это позитивные «золотые» оценки, это всего лишь оценки… эта способность нам более не нужна, мы должны оставить её здесь. Человек прощается со своей обезьяной. Слон становится абсолютно свободен, в нем не остается ни капли черноты…

И вот только теперь есть возможность уйти в настоящий ретрит. Смешны разговоры о длительных многолетних ретритах от тех людей, кто еще не распрощался со своей обезьяной, ибо в долгой статике такого человека происходят только накопления психосоматических напряжений: обезьяна бьется внутри такого человека и это не медитация, а просто напряженное сидение в своих мыслях… Но вот теперь человек может сесть в ретрит, ибо «отречение» от мира уже произошло. Оно произошло не в пещере, а до неё, когда он отпустил свою обезьяну…

И однажды…

Человек взлетает вместе со слоном и усаживается на него, он полностью покорил слона своего Ума – этот микрокосмос и одновременно тождественный ему макрокосмос – он больше не имеет преград, ибо стал совершенно свободен, а Информационное Бытие – всё Сущее – стало пластикой для его творчества, он может сам создавать любые миры, если захочет. В руке его появляется ваджра – символ Намерения – и теперь по воле Его свершается всё в самом Бытие, ибо Он и есть Само Бытие!

Описание последовательных стадий, наблюдаемых при медитация

Описание стадий

Желающему испытать все то, что может дать человеку медитация, с самого начала следует уяснить: это не решение математической задачи и не отжимание от пола. Не столько важен результата, сколько попытка его достижения. Уже в древнейших индийских источниках прямо говорится о том, что каждое осуществление попытки достижения сатори гораздо важнее, чем действительное переживание этого состояния.

Отсюда должна быть ясна вся значимость первой стадии – то есть самого факта начала медитативной практики. Человек, выделяя время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. Уже сама такая позиция по определению является антиподом столь распространенной среди нас «душевной лености», апатии, безразличия и, как. результат, неумолимого духовного регресса.

Второй вехой на пути является возникновение более чем обычно выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя стабильное состояние углубленной релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, в котором метаболические процессы обмена несколько замедляются – тому есть экспериментальные подтверждения, описанные в соответствующей литературе.

Третья стадия характеризуется достижением способности совершенно отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом «покоящимся в себе зрителем». Это состояние пассивное, и характеризуется оно, прежде всего, безличностью наблюдения, при котором медитирующий «сосуществует» с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому что аналитический компонент сознания выключен.

В какой-то степени сродни этому ощущению явление так называемого дорожного гипноза. Ему подвержены водители на монотонных скоростных автомагистралях. Если дорожные столбы стоят на определенном расстоянии друг от друга, то при какой-то постоянной скорости этот периодический раздражитель зрительного анализатора входит в резонанс с биоритмами головного мозга. Человек может заснуть, видеть сны наяву, а в отдельных случаях резонанс даже вызывает внезапный судорожный припадок по типу эпилептического.

Данный феномен многократно и подробно описан и приводится здесь лишь как пример, в самых общих словах. Важно только заметить, что в подавляющем большинстве случаев водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; т. е. это состояние не является сном как таковым: при возникновении критической ситуации водитель реагирует на нее адекватно.

Наконец высшей ступенью медитативного опыта является достижение «просветления», или «состояния сверхсознания».


Можно привести массу характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени – суть внешние, не главные проявления. Интенсивность переживаний просто не поддается словесным формулировкам – об этом говорили еще за тысячелетия до нашей эры и продолжают говорить по сей день все, кто испытал «сатори».

И тем не менее определенные моменты являются достаточно общими, что дает возможность представить их в виде схемы.


Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность); ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части всей Вселенной (в философии это называют союзом микрокосма (человек) с макрокосмом (вселенная); непередаваемость ощущений словами; G изменение пространственно-временных соотношений; обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности; легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью, очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений. Что небезынтересно - очень часто случается так, что скука и обилие отвлекающих мыслей в начале сеанса предшествуют более глубоким переживаниям в процессе медитирования. Потому и нельзя позволять себе раздражаться из-за навязчивых мыслей – они неизбежны, и следует лишь научиться мягко отодвигать их в сторону, вновь и вновь возвращаясь к выбранному для концентрации объекту.

Медитация и оценочный подход вообще практически несовместимы между собой. Любая оценка немедленно активизирует парадигму «успех – неуспех», что не имеет никакого смысла с позиций медитативной практики, как это было уже показано выше.

Иное дело, что вполне можно перечислить компоненты, однозначно способствующие медитации: спокойное окружение; удобная поза; все, что может облегчить для вас лично концентрацию на избранном для этого объекте (музыка, свет, цвет, запах); наконец уверенная изначально пассивная установка.

Спокойное окружение при медитации

Это отсутствие внешних стимулов, которые могут помешать вхождению в состояние медитации. Место для упражнений, отвечающее данному требованию, порой бывает нелегко найти, но вы должны проявить определенную изобретательность. Очень важно учитывать такую возможность для нивелирования отвлекающих моментов, как звук – лучше всего для одних подходит музыка, для других – постоянный монотонный шум (гудение вентилятора или кондиционера). Ровный шум низкой или умеренной силы уже сам по себе нередко оказывает релаксирующее воздействие. Кроме того, можно закрыть глаза повязкой и (или) использовать "затычки для ушей с целью блокировки внешних раздражителей. Но все это, как показывает опыт, может потребоваться лишь на самых первых (и самых трудных) шагах к. овладению медитативной техникой.

Удобная поза во время медитации

Удобная поза – второе из перечисленных условий для физически пассивной медитации. Мышечное напряжение и скованность однозначно препятствуют процессу медитации. В самом начале обучения необходимо искать такое положение, которое максимально комфортно для вас и при котором, вместе с тем, большая часть веса тела имеет под собой прочную опору. Исключением являются лишь голова и шея. Однако какое-то физиологичное мышечное напряжение должно сохраняться, в противном случае возможно засыпание. Но если держать спину выпрямленной, а голову и шею – без опоры, то это поддержит достаточное мышечное напряжение, которое одновременно не является заметным и обременительным. Недаром классическая поза для медитации в индийской традиции – это широко известная поза «лотос».

Объект концентрации

Наличие объекта концентрации – это не просто условие, без него медитация вообще невозможна как таковая. Именно этот компонент является связующим звеном для всех форм медитации, в том числе и методик с использованием какого-то рода физической активности – как, скажем, в йоге. Только концентрация на чем-либо дает возможность изменить свой привычный способ мышления.

Ее еще нередко называют по-другому – «пассивной волей», или «пассивным вниманием». Очень многие приверженцы медитации утверждают, что это один из наиважнейших элементов. Что же означают данные термины? Суть в том, что, имея такую установку, вы должны как бы «позволить» медитативному процессу возникнуть – в противоположность тому, чтобы стремиться его хотя бы отчасти контролировать. Вы можете достичь успеха лишь после того, как прекратите активное воздействие на свой внутренний мир и откажетесь от всякого вмешательства в происходящие там изменения.


Правильность пассивной установки можно попытаться определить самостоятельно. Ниже перечислены типичные вопросы, которые задает себе новичок, пытающийся медитировать прежде, чем необходимая установка была достигнута.

«Все ли я делаю правильно?»

«Сколько времени это займет?»

«Как определить – получается хоть что-то или нет?»

Озабоченность этими и подобного рода вопросами говорит о том, что вы пока целиком сосредоточены не на самом процессе, а на внешних результатах – пассивная установка отсутствует. Это указывает на ваш чрезмерно аналитический подход, что недопустимо. Чем больше вы станете размышлять над такими вопросами, тем меньше вероятность успеха.

Необходимо усвоить, что любого рода отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом вхождения в медитацию, и появление их неизбежно. Но при пассивной установке вы учитесь, распознавая отвлекающие мысли, безо всякого раздражения возвращать свое внимание к объекту концентрации.

Очень многие люди, недостаточно знакомые с природой и происхождением медитации, часто путают медитацию с конкретными формами ее использования.

Способы медитации представляют собой лишь набор приемов, заимствованных из древневосточной философии, иногда – в сочетании с современными релаксационными методиками.

Хотя медитация чрезвычайно широко используется в рамках отдельных специфических религий, утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай, равносильно тому, что вино является религиозным средством только из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний. Потому что медитация – это, прежде всего, эффективный способ успокоения разума, позволяющий как минимум уменьшить тревогу и снять стрессовое напряжение.

Неправильно могут быть поняты как теоретические, так и чисто практические аспекты медитации – это понятно, поскольку само понятие медитации, как видим, определить довольно нелегко. Однако всегда следует помнить о том, что медитация не есть физиологическое состояние. Она не является также каким-то особым психологическим состоянием, и мало отношения имеет к религии.

Огромный интерес к духовным практикам не случаен — человечество осознало пользу саморазвития и значение его в жизни. Медитация — правильный путь к успешной жизни, гармоничному состоянию души и ощущению радости бытия. Через медитацию можно обрести здоровье, финансовое благополучие и любовь. Научиться медитировать не сложно, нужно знать — как правильно это делать.

Что дает медитация человеку? Прежде всего, осознанность. Духовно развитый человек идет по жизни с открытыми глазами души, осознавая себя в процессе существования. Многие люди привыкли жить «автоматически» — мыслить шаблонами, выбирать вещи по рекламе, принимать БАДы по совету подруги. Медитация помогает осознавать истинные потребности и желания, освобождая мысли от суеты и негатива.

Во время проведения практики изменяются энергетические составляющие тонких тел человека, что выражается в оздоровлении организма. Освоение позы ваджрасана улучшает метаболизм организма и активирует пищеварительные процессы. То есть, научившись сидеть в этой позе, можно избавиться от многих проблем со здоровьем.

Важное значение имеет и положение пальцев во время практик — они называются мудрами. Мудра изменяет течение энергий в теле, тем самым меняя энергетические характеристики человека и его состояние. То есть, практика медитации полезна для человека во всех сферах:

  • духовной;
  • физической;
  • материальной.

В медитации человек может осознать, что для него является важным, а что — второстепенным или ненужным. Это путь к себе, к самопознанию и гармоничному существованию во вселенной. Это достигается за счет дисциплины мыслительного процесса, умения концентрироваться на поставленной цели, расслабления мышц тела и гармонизации психических процессов.

Техника медитации

За несколько веков практики медитирования написано множество трудов духовного содержания, изучить которые не хватит жизни. Начинающему свой путь духовного совершенствования не следует изучать трансцендентальные медитации, нужно освоить основы и азы:

  • правильную позу;
  • умение концентрироваться;
  • умение освобождать ум от посторонних мыслей;
  • умение визуализировать;
  • умение правильно дышать.

Это начало всего. В дальнейшем практикующий сможет выбрать иные виды медитаций, более сложные.

Как выбрать правильную позу для медитаций? Выбор позы зависит от вашей цели в практике. Если нужно расслабиться и успокоить психику, можно лечь на диван или устроиться в кресле. Во всех остальных случаях нужно медитировать сидя, за исключением динамических визуализаций.

Главное в позе — комфортное состояние. Спина не должна ныть, а ноги — затекать. Классические позы йогов желательны, но к ним нужно сначала привыкнуть! Поэтому первые занятия медитацией проводите сидя на стуле с прямой спиной.

Прямая спина — основа правильной позы в медитациях.

Почему важно, чтобы спина была прямая? Потому что только через прямой позвоночник могут поступать космические энергии в тело человека — через макушку головы. Это все тесно связано с чакрами, о которых можно почитать в специальных темах. Если спина будет сутулой, космические энергии не смогут свободно протекать по чакровому столбу.

Каким должно быть положение рук и пальцев во время медитации? Обычно пальцы складывают в мудру знания — соединяют большой (первый) и второй палец колечком. Но можно применять и другие мудры в практиках — это зависит от цели медитации и ее назначения.

Применяют следующие мудры:

  • силы;
  • жизни;
  • спокойствия.

Далее, мышцы тела должны быть полностью расслаблены. Почему это важно? Потому что мышечный зажим говорит о психическом блоке, а это не допустимо в медитации. Вспомните, как от гнева начинают сжиматься кулаки? Это говорит о прямом влиянии психики и эмоций на мышцы тела. Поэтому в начале практик нужно освободить разум от всех посторонних мыслей и переживаний и расслабить тело.

Следующий полезный навык в медитациях — умение концентрироваться на одном вопросе. Чтобы держать в голове одну цель, нужно уметь освобождать ум от потока мыслей. Это достигается с помощью специальных упражнений на концентрацию, например — медитация на свечу, дыхание или маятник. Поэтому первыми упражнениями для начинающих должны стать именно практики расслабления тела и освобождения мыслей от суеты.

Что такое визуализация? Это мысленное представление объекта в картинках. То есть, вы сказали «лимон» — и должны уметь представить его перед собой с закрытыми глазами. Это и есть визуализация. Зачем она нужна в медитациях? Есть многочисленные практики, в которых необходимо представлять вещи в цвете и движении. Например, вам нужно будет посетить воображаемое место, чтобы получить какой-то результат. Это невозможно без навыков визуализации. Поэтому практикуйте.

Насчет правильного дыхания. Не нужно дышать каким-то специальным способом — вполне достаточно ровного дыхания животом. Не следует ускорять, замедлять дыхание или делать остановки. Дышите естественно, через нос.

Этапы медитации

Сначала нужно подготовиться к практике — принять душ (желательно), проветрить комнату и избавить помещение от пыли и грязи. Это важно, потому что грязь препятствует соединению с космическими энергиями — любая. Умственная или физическая грязь не должна присутствовать в практиках.

Для настройки на медитативный лад полезно воскурить палочку с запахом сандала. Подойдет и ладан — он тоже настраивает на духовность и хорошо очищает ум и окружающее пространство. Сандал или ладан способствуют концентрации ума на важном вопросе.

Чтобы настроиться на предмет медитации, необходима концентрация внимания. Это можно достичь с помощью дыхательной техники — просто следите за процессом своего дыхания. Отмечайте вниманием, как вы вдыхаете воздух, как он заполняет легкие и как выходит с выдохом. Уделите этому несколько минут.

Еще одним простым упражнением на достижение необходимой концентрации будет слежение за движением воображаемого шарика по позвоночному столбу. Представляйте, что на вдохе шарик катится вниз от макушки до копчика, а на выдох — устремляется вверх. Это довольно интересное упражнение, которое помогает освободиться от лишних мыслей и сконцентрироваться на одной цели.

Как только вы ощутили, что вошли в рабочее состояние (расслабились, убрали мыслительный шум, сконцентрировались на дыхании или шарике), приступайте к основной медитации. Теперь вам будет легко достичь результата в практике.

Каким должен быть выход из медитации? Фактически вы должны вернуться из мира спокойствия и созерцания в мир суеты и тревог. Когда вы были в состоянии созерцания, энергетические потоки текли в определенном темпе. В повседневной жизни они протекают гораздо активнее и более импульсивно. Резкий выход из состояния созерцания в обычный режим бодрствования может негативно сказаться на самочувствии.

Чтобы вернуться в обычное состояние, сделайте «сухое умывание» — потрите ладони интенсивно и умойте ими лицо. Чтобы отключить течение космических потоков, расчешите волосы растопыренными пальцами — движение к затылку. Встаньте и помашите руками, потрясите расслабленными пальцами. Можно постучать зубами и повращать глазными яблоками при закрытых и открытых веках. Эти простые действия синхронизируют ваши энергии с окружающим пространством.

Итог

Мы рассмотрели вопрос, как медитировать правильно. Занятие медитативными практиками полезно для каждого и не зависит от вероисповедания или его отсутствия. Отзывы практикующих всегда положительные. Единственно, нужно правильно соблюдать все рекомендации и не пренебрегать изучением материала на данную тему. Со временем медитации станут неотъемлемой частью вашей жизни.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: