Авторы сборника вехи. Духовная жизнь страны

Рождество Христово – один из наиболее значимых, удивительных, самых красивых церковных праздников. По христианской традиции, его неотъемлемые составляющие – богослужение, нарядная елка, праздничное застолье, к которому обязательно подают рождественское печенье. Вкусное угощение для детей и взрослых можно превратить в необычные, оригинальные елочные игрушки или замечательный подарок близким людям.
Многие из нас неразрывно связывают Рождество с ароматами цитрусовых, свежей хвои, домашней выпечки. Рождественское печенье принято печь всей семьей, вместе с детьми их украшать.

Приготовить вкусное рождественское печенье очень просто и быстро (как и ). Изобилие начинок, разнообразие украшений способны превратить выпечку главного рождественского угощения в сплошное удовольствие.

Попробуйте испечь и красиво украсить рождественское печенье

Праздничное рождественское печенье пекут по разным рецептам, но почти всегда в тесто добавляют имбирь, ваниль, корицу, орехи, шоколад, мед или мускат. Существует даже с шоколадом и овсяными хлопьями.

Для украшения рождественского печенья используют помадку, глазурь, джем, сахарную пудру, кондитерскую посыпку. Не забудьте перед выпечкой проделать в тесте дырочки, чтобы готовое рождественское печенье можно было повесить на елку. Для детей это особенная забава, ведь это так здорово и весело – съедобная елочная игрушка!
Попробуйте приготовить рождественское печенье, рецепты просты и доступны, а выпечка получается легкой, нежной, ароматной и вкусной.

Интересно украшенное глазурью рождественское печенье в форме сердечек, снежинок, колокольчиков, елочек, фигурок человечков, снеговиков, оленей, Деда Мороза – прекрасный подарок к празднику! Соберите из печенья рождественскую серию и вручите своим гостям!

Рождественское печенье «Лимонные сердечки»

Для теста:
желтки – 3 шт.;
сахар – 120 г;
ванильный сахар – 1 пакетик;
лимонное кондитерское масло – 3 капли (можно заменить цедрой 1 лимона);
миндаль (очищенный, молотый) – 200-250 г;
сахарная пудра.

Для глазури:
сахарная пудра – 100 г;
лимонный сок – 2 столовые ложки.

Как готовим рождественское печенье «Лимонные сердечки»:

Глазурь готовим заранее, так как рождественское печенье следует обмазывать ею тотчас после выпечки. Сахарную пудру аккуратно смешиваем с лимонным соком до образования однородной жидковатой массы.
Взбиваем в крепкую пену сахар и желтки.
В полученную массу добавляем лимонное кондитерское масло и молотый миндаль (столько, чтобы получить крепкую массу). Оставшийся миндаль насыпаем вместе с сахарной пудрой на кухонную доску, раскатываем пласт в 2 см, вырезаем формой сердечки, складываем на противень, выпекаем в предварительно разогретой до 200 градусов духовке 7-10 минут.

Традиционное рождественское печенье

По рецепту для теста потребуется:

мука – 0,5 кг;
яйцо – 2 шт.;
мед – 150 г;
масло сливочное – 130 г;
сода – 1,5 чайной ложки;
молотые специи:
– душистый перец, корица, гвоздика – по 1 чайной ложке;
– имбирь – 1 десертная ложка.

Для глазури:
белок 1 яйца;
сахар – 6 столовых ложек (150 г).

Как готовим традиционное рождественское печенье:

Смешиваем мед, специи, сахар, ставим на огонь эту смесь. Как закипит, снимаем с огня, добавляем соду, размешиваем (должна образоваться пена).
Полученную массу соединяем с нарезанным кубиками маслом, все размешиваем до однородности. Добавляем муку, яйцо (одно целое, из другого берем только желток, белок оставляем на глазурь), замешиваем тесто.
Раскатываем тесто в 5 мм корж, с помощь специальных фигурных формочек вырезаем печенье. Разогреваем духовку до 180 градусов, выпекаем рождественское печенье около 15 минут.
Готовим глазурь: взбиваем сначала белок, затем постепенно всыпаем сахарную пудру, продолжаем взбивать до получения пышной, крепкой, однородной белковой массы.
Готовое рождественское печенье покрываем глазурью (с одной или обеих сторон), украшаем декоративным сахаром, кондитерской посыпкой (конфетти).

Рождественское печенье «Звездочки»

Что требуется для теста по рецепту:
мука – 400 г;
желтки 2 шт.;
яйца – 2 шт.;
сахар – 200 г;
масло сливочное (мягкое) -250 г;
фундук – 1 стакан;
специи: корица, орех мускатный, имбирь, кардамон – всех по 1/3 чайной ложки.

Для украшения рождественского печенья:
сахарная пудра;
абрикосовый джем.

Как готовим рождественское печенье «Звездочки»:

Фундук обжариваем на сковороде (без масла!), измельчаем (блендером, скалкой, кофемолкой). Соединяем молотые орехи с корицей, мускатным орехом, имбирем и кардамоном.
Сливочное масло растираем с сахаром, по одному вбиваем яйца, добавляем желтки, перемешиваем до однородности. Добавляем смесь из пряностей и орехов, муку, замешиваем мягкое тесто.
Формируем из теста шар, оборачиваем пищевой пленкой, убираем в холодильник. Через 30-40 минут раскатываем охлажденное тесто слоем в 3 мм, вырезаем формочкой звезды (четное количество). Половину из них сделайте с круглым отверстием в серединке.
Разогреваем духовку до 170 градусов, выкладываем рождественское печенье на противень, выпекаем 15 минут.
Готовое рождественское печенье вынимаем, остужаем, посыпаем сахарной пудрой звездочки с отверстием внутри.
В серединку целой звезды выкладываем немного джема. Слегка придавив, склеиваем ее со звездочкой посыпанной сахарной пудрой.
Лучше, если такое рождественское печенье немного постоит (для пропитки и склеивания), после чего угощайте им родных и близких!

Имбирное рождественское печенье

Так как рождественское печенье – лакомство популярное, то рецептов его известно множество. Имбирное рождественское печенье – одно из самых популярных. Его любят за выраженный пряный вкус, волшебный аромат и за то, что оно лучше других подходит для украшения елки, благодаря довольно жесткому тесту.
Что нужно для рецепта:

масло сливочное (мягкое) – 175 г;
коричневый сахар – 175 г;
пекарский порошок – 2 чайные ложки;
яйца -2 шт.;
мука – 450 г;
имбирь молотый – 2 столовые ложки;
глазурь.

Как готовим рождественское имбирное печенье:

Размягченное масло взбиваем с сахаром, пока не образуется нежная кремовая масса.
Добавляем яйца, имбирь, пекарский порошок.
Замешиваем мягкое тесто, помещаем на полчаса в холодильник.
Духовой шкаф разогреваем до 180-200 градусов, раскатываем тесто в пласт 3-4 мм, врезаем формочками рождественское печенье с имбирем (внутри каждого делаем отверстие для тесьмы).
Выкладываем вырезанное тесто на противень, выпекаем 10 минут.

Готовое имбирное рождественское печенье украшаем глазурью, остужаем, продеваем тесьму и наряжаем елку!

Рождественское печенье «Снежинки»

Что нужно для рецепта

масло – 200 г;
яйца – 2 шт.;
какао – 2 чайные ложки;
сахар – 200 г;
мед (теплый) – половина стакана;
мука – 3 стакана;
ванилин, мускатный орех, корица, имбирь – каждого ингредиента по 1/3 чайной ложки;
разноцветная глазурь.

Как готовим рождественское печенье «Снежинка»

Смешиваем масло, теплый жидкий мед, яйца и сахар.
К муке добавляем ваниль, какао, имбирь, мускатный орех, корицу, соединяем с яично-медовой смесью, замешиваем тесто.
Готовое тесто охлаждаем в холодильнике 20 минут. В это время готовим глазурь (белок + сахар + пищевые красители разного цвета).
Вынимаем тесто их холодильника, раскатываем его тонким слоем. Формочкой вырезаем снежинки. Если специальной формы нет, то рождественское печенье можно сделать по своему собственному трафарету из толстого картона (снежинки вырезают острым ножом).
Выкладываем рождественское печенье на противень, выпекаем в разогретой до 170-200 градусов духовке примерно 10 минут.
Глазурь наносим на остывшее рождественское печенье. Когда глазурь застынет, можно украшать вкусными снежинками праздничный стол!

Желаю всем веселых праздничных дней и вкусного угощения!

Рождество — один из самых значимых и красивых христианских праздников. Неотъемлемой частью его традиций является праздничная ёлка, богослужение и, конечно, застолье, к которому принято подавать рождественские печенья. Рождественские печенья - это не только вкусное угощение для взрослых и детей, это еще и оригинальные игрушки на ёлку, и отличный подарок для близких людей. Для многих Рождество неразрывно связано с ароматами свежей хвои, цитрусовых и домашней выпечки, многие собираются всей семьей с детьми и все вместе пекут рожественские печенья, а затем и украшают их. Простота приготовления, отличный вкус и обилие вкусных начинок превращают процесс приготовления главного рождественского лакомства в сплошное удовольствие.

Стоит отметить, что не существует единого рецепта, по которому можно испечь рождественские печенья, каждая хозяйка обязательно добавляет что-то своё, однако практически в любом рецепте среди ингредиентов фигурирует имбирь, корица, ваниль, мускат, мёд, шоколад или орехи. Для украшения используется глазурь, джем, помадка, сахарная пудра и конфетти. Если вы хотите использовать рождественские печенья в качестве ёлочных игрушек, подбретите красивую тесьму, и тогда это сказочное лакомство можно будет съесть, сняв прямо с ёлки.

Попробуйте приготвить рождественские печенья по приведенному ниже рецепту. Готовое печенье получится легким, нежным и отличным на вкус, который прекрасно дополнит разноцветная глазурь.

ингредиенты:
1/2 ст. мёда,
1 ст. сахара,
120 гр. сливочного масла,
3 ст. муки,
2 яйца,
1 ч.л. разрыхлителя,
1 ч.л. молотой корицы,
1 ч.л. молотого имбиря,
1 ч.л. молотой гвоздики.
Для глазури:
1 белок,
5 ст.л. сахарной пудры,
1 ч.л. лимонного сока.

Приготовление:
Мёд к началу января, как правило, уже засахарился, поэтому нужно его растопить на водяной бане. Пока мёд топится, достаньте сливочное масло, к моменту использования оно должно быть подтаявшим. Готовый мёд перелейте в глубокую ёмкость и добавьте сливочное масло. Перемешивайте мёд с маслом до тех пор, пока не получится однородный сироп светлого цвета. В другую ёмкость вбейте яйца, добавьте сахар и взбивайте до тех пор, пока объем смеси не увеличится примерно в 3 раза. Затем перелейте яйца в масляно-медовый сироп и тщательно перемешайте. Добавьте пряности и разрыхлитель, потихоньку начинайте добавлять просеянную муку и вымешивать тугое тесто. Полученное тесто заверните в плёнку и оставьте в холодильнике на 2 часа. С охлажденным тестом работать будет намного удобнее. Готовое тесто доставайте из холодильника небольшими порциями. Раскатайте из теста пласт толщиной около 5 мм и вырежьте из него рождественские печенья разных форм и размеров. Можно воспользоваться специальными формочками или обойтись картонным шаблоном и острым тонким ножом. В вырезанном печенье сделайте ровные отверстия, куда потом проденете тесьму, и перенесите печенье на смазанный маслом пергамент. Выпекайте в духовке при температуре около 180 градусов до золотистого цвета. Время приготовления такого печенья варируется от 6 до 15 минут, поэтому во время выпекания требуется ваше постоянное пристуствие около духовки. Пока печется печенье, сделайте глазурь. Для этого охлажденный белок взбейте в крепкую пену, затем добавьте лимонный сок, еще немного взбейте. В получившуюся массу добавляйте сахарную пудру маленькими порциями, не прекращая взбивать. Готовой глазурью украсьте немного остывшее печенье. Рождественские печенья, приготовленные по этому рецепту, получатся очень ароматными, вкусными и надолго сохранят свою свежесть.

Очень часто на Рождество пекут печенье с названием «Рождественские звёздочки». Причина популярности этого рождественского печенья кроется в его форме, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Однако, если отвлечься от символики и формы, это печенье получается очень вкусным, нежным и выглядит нарядно. Кроме того, можно сразу сделать печенье с разными вкусами, стоит только запастись несколькими видами джема или конфитюра.



Ингредиенты:

1 ст. фундука,
250 гр. сливочного масла,
200 гр. сахара,
2 яйца,
2 желтка,
1/2 ч.л. корицы,
1/3 ч.л. мускатного ореха,
1/3 ч.л. кардамона,
1/3 ч.л. имбиря,
400 гр. муки,
абрикосовый джем,
сахарная пудра.

Приготовление:
Фундук обжарьте на сухой сковороде и измельчите с помощью блендера. К молотым орехам добавьте корицу, мускатный орех, кардамон и имбирь. Отдельно растопите сливочное масло и разотрите его с сахаром. По одному вбейте яйца, следом добавьте желтки и хорошо перемешайте. Добавьте смесь из орехов и пряностей. Просейте муку и замесите мягкое тесто. Сформируйте из теста шар, оберните его пищевой плёнкой и уберите в холодильник на 1-2 часа. Охлажденное тесто раскатайте слоем 3-4 мм и с помощью формочки вырежьте чётное количество звёзд. У половины из них в серединке сделайте круглое отверстие. Выложите печенье на противень, покрытый бумагой для выпечки, и выпекайте в духовке, разогретой до 180 градусов, в течение 8-12 мнут. Остудите печенье и звёздочки с отверстием посредине посыпьте сахарной пудрой. На серединку целой звёздочки выложите по 1/2 или по целой чайной ложке джема, сверху уложите звёздочку, посыпанную сахарной пудрой, и немного придавите. Дайте печенью постоять хотя бы 1 ночь, а затем угостите ими родных и близких.

Рождественские печенья довольно популярное лакомство, поэтому и рецептов его существует огромное количество, но одним из самых известных и распространенных считается имбирное печенье. Свою популярность это рождественское печенье завоевало не только благодаря выраженному пряному вкусу, оно довольно жесткое, что позволяет использовать его в качестве ароматного ёлочного украшения.

Ингредиенты:
175 гр. размягчённого сливочного масла,
175 гр. коричневого сахара,
2 яйца,
2 ч.л. пекарского порошка,
450 гр. муки,
2 ст.л. молотого имбиря,
глазурь.

Приготовление:
Размягченное масло взбейте вместе с сахаром до образования нежной кремовой массы. По одному добавьте яйца, затем просейте муку, добавьте пекарский порошок и имбирь. Замесите мягкое тесто, затем выложите его на присыпанный мукой стол и месите еще некоторое время. Заверните тесто в пищевую плёнку и поместите в холодильник на 30-60 минут. Разогрейте духовку до 180 градусов. Охлажденное тесто замесите еще раз, затем раскатайте пластом около 3-4 мм шириной и с помощью форм вырежьте рождественские печенья. В каждом печенье сделайте отверстие для тесьмы, затем выложите на противень, застеленный бумагой для выпечки, и запекайте в духовке в течение 8-10 минут. Готовое печенье украсьте глазурью, проденьте тесьму и нарядите ёлку.

Вкусным, ароматным, красивым рождественским печеньем можно не только угощать гостей и наряжать ёлку, это печенье может стать отличным украшением рождественского стола! Нужно только подобрать подходящую форму, например, снежинки, и украсить разноцветной глазурью. К окончанию застолья от вкусного праздничного украшения не останется и следа.

Ингредиенты:
2 яйца,
200 гр. сахара,
1/2 ст. тёплого мёда,
200 гр. масла,
3 ст. муки,
2 ч.л. какао,
1/3 ч.л. ванили,
1/3 ч.л. мускатного ореха,
1/3 ч.л. корицы,
1/3 ч.л. имбиря,
глазурь разных цветов.

Приготовление:
Смешайте растаявшее масло с жидким тёплым мёдом, яйца разотрите с сахаром. Соедините медовую смесь с яйцами, тщательно перемешайте. Просейте муку и добавьте к ней какао, ваниль, мускатный орех, корицу и имбирь. Соедините муку с медово-яичной смесью и замесите тесто. Готовое тесто уберите на 30 минут в холодильник. Подготовьте глазурь, добавьте в нее разные пищевые красители. Достаньте тесто из холодильника и раскатайте тонким слоем. С помощью форм для печенья вырежьте из теста снежинки. Если такой формы нет, то можно сделать трафарет из плотного картона и вырезать снежинки острым ножом. Выложите печенье на противень, выложенный бумагой для выпечки, и запекайте в духовке, разогретой до 180 градусов, в течение 10 минут. На остывшие рождественские печенья нанесите разноцветную глазурь, дождитесь, когда она застынет, и украсьте свой праздничный стол получившимися снежинками.

Рождественские печенья могут стать отличным подарком для близких людей, стоит только интересно их украсить. Полупрозрачная разноцветная глазурь в таком случае как раз то, что нужно! С помощью форм для печенья вырежьте фигурки Деда Мороза, человечков, оленей, колокольчиков и т.д., раскрасьте их глазурью разных цветов, дождитесь, когда она застынет, соберите из печенья целую рождественскую серию и подарите каждому гостю.

Ингредиенты:
180 гр. сливочного масла,
200 гр. сахара,
1/2 ч.л. лимонной цедры,
1/2 ч.л. ванили,
1 яйцо,
4 ч.л. молока,
2 ст. муки,
1 ч.л. пекарского порошка,
1/4 ч.л. соли.
Для глазури:
1 желток,
1 ч.л. воды,
2-3 капли пищевого красителя.

Приготовление:
Оставьте масло при комнатной температуре и дождитесь, когда оно станет мягким, затем переложите его в глубокую посуду, добавьте сахар и лимонную цедру. Также добавьте яйцо и молоко. Тщательно всё перемешайте, а лучше взбейте, чтобы масса стала однородной и воздушной. К получившейся смеси добавьте просеянную муку, смешанную с солью и пекарским порошком. Замесите тесто, оберните его пищевой пленкой и оставьте в холодильнике на 1 час. Пока тесто охлаждается, приготовьте глазурь. Для каждого цвета понадобится по 1 желтку. В разную посуду выложите по 1 желтку, к каждому желтку добавьте по 1 ч.л. воды и тщательно перемешайте. Добавьте по 2-3 капли пищевого красителя и перемешайте. Присыпьте стол мукой, выложите охлажденное тесто и раскатайте его слоем не меньше 5 мм. С помощью форм вырежьте рождественские печенья и выложите их на противень, выложенный бумагой для выпечки. Теперь вооружитесь кистью с мягкой щетиной и раскрасьте печенье разноцветной глазурью. Разогрейте духовку до 190 градусов и выпекайте в ней печенье в течение 6 минут.

Рождественские печенья всегда получаются вкусными, быстро пекутся и наполняют дом волшебным ароматом праздника. Испеките традиционное рождественское угощение, украсьте им дом и подарите родным и близким людям в честь одного из самых семейных праздников частичку своего тепла, запечатленного в ароматном рождественском печенье.

Рождество – это совершенно особенный, возвышенный и долгожданный, немного таинственный и радостный для верующих людей праздник. Во многих странах он отмечается более весело и торжественно, чем всеми любимый Новый год.

Традиционно к этому празднику выпекается особая выпечка – Рождественское печенье с глазурью. Рецепт с фото и даже пошаговое его выполнение найдется и в любой кулинарной книге и во всемирной Паутине. При желании такое печенье можно готовить и просто к чаю, но ни кому же не приходит в голову приготовить вместо ежедневного «сладенького» Пасхальный кулич?

По традиции в рождественскую выпечку добавляют специфические специи: высушенный молотый или свежий натертый корень имбиря, гвоздику, корицу, мускатный орех. Кроме того ее сдабривают разными орехами и ароматическими эссенциями. Смешиваясь, это ароматы создают незабываемую атмосферу предвкушения праздника.

Простое рождественское печенье с глазурью

Эти рождественские печенья с глазурью под силу приготовить даже подростку, если мама может доверить такое ответственное мероприятие или станет помогать. Семейная , традициях и обрядах этого праздника.

Ингредиенты для рождественского печенья:

  • 2 стакана муки,
  • 100 гр. сливочного масла,
  • 2/3 стакана сахара,
  • По 1 ч.л. молотой корицы и натертого на мелкой терке корня свежего имбиря,
  • 0,5 ч.л. разрыхлителя для теста,
  • 1 пакетик готовой цветной глазури (обязательно найдете на полках супермаркета по соседству с другими специями).
  • Для приготовления печенья понадобится две емкости – подготовьте их.

Как готовить рождественское печенье:

  1. Достаньте из холодильника сливочное масло за 20-30 мин. До начала приготовления оно должно успеть размягчиться.
  2. Подготовим также и корень имбиря. Для этого возьмем небольшой кусочек (в тесто нужна только чайная ложка измельченного корня), с помощью ножа очистим имбирь. Второй вариант очистить имбирь – поскоблить его при помощи чайной ложки, способом, похожим на чистку молодой картошки. В этом случае отходов меньше, но ложкой трудно очищать бугорки и впадины, которых достаточно на корне имбиря.
  3. В одну из подготовленных емкостей выкладывает размягченное сливочное масло, и высыпаем сахар. Вилкой или другим удобным вам способом смешиваем эти компоненты до однородной массы.
  4. В другую емкость насыпаем муку (не всю сразу, чуть больше половины), порошок корицы, измельченный имбирь и разрыхлитель. Смешиваем.
  5. Теперь объединяем содержимое обеих мисок и начинаем вымешивать тесто, постепенно добавляя остаток муки. Тесто не должно стать жестким, в нем должна сохраниться эластичность и податливость.
  6. Когда тесто стало равномерным и однородным от всей его массы отделяем небольшую часть, и прямо руками, не пользуясь скалкой, на припыленной мукой поверхности распластываем его.
  7. Пользуясь выемками (формами) для теста, вырезаем печенье в виде Вифлеемских и обычных звездочек, елочек, ангелов, варежек, снеговиков, хвостатых комет и т д. Если у вас нет формочек в рождественской тематике, не беда, подойдут те, что есть, или смело вырезайте ножом что-то новое.
  8. Аналогичным способом сделайте печенье из всего теста.
  9. На застланный пекарской бумагой противень выкладывайте печенье, оставляя между ними немного пространства, чтобы они не слиплись в процессе выпекания.
  10. В разогретую до 180 градусов духовку ставим печенье на 15-17 минут. Если продолжать процесс дольше, печенья станут жесткими и сухими.
  11. Пока выпечка остывает, подготовим глазурь. Наверняка найдется несколько видов готовой цветной глазури в пакетах, с разными способами ее подготовки к процессу нанесения на печенье. Поэтому действуйте согласно инструкции, а глазурь нанесите, отрезав краешек уголка упаковки.
  12. Для нанесения узоров из глазури можно пользоваться разными подручными средствами, но наиболее удобным считается кондитерский мешок.

Важно! Глазурь должна наноситься на совершенно остывшее печенье. Для ее полного застывания понадобится еще примерно полчаса.

Как видите, это Рождественское печенье с глазурью приготовить совсем просто, а рецепт с фото обязательно сохраните в своих кулинарных заметках, ведь Рождество бывает каждый год. Как встречают .

Печенье к рождеству «Пряное»

Чтобы воспроизвести рецепт рождественского печенья с глазурью понадобится :

Пшеничная мука – 0,6 кг муки; сахар – 0,180 кг.; сливочное масло – 0,2 кг, яйца куриные – 3 шт., мед – 4 ст.л., разрыхлитель – 1 ч.л., молотые гвоздика и корица – по 2 ч.л., имбирь сухой молотый – 1 ч.л.

Этапы приготовления:

  1. На водяной бане растопим мед. Не растапливайте засахарившийся мед на огне, при этом мед теряет все свои полезные свойства.
  2. В емкость с медом добавляем пряности и, помешивая, дадим настояться ароматам, минут пять.
  3. Дадим медово-пряной смеси слегка остыть и добавим в нее мягкое сливочное масло, перемешаем.
  4. В отдельной емкости, постепенно добавляя сахар, вбиваем яйца, добавляем в смесь меда и пряностей, перемешиваем.
  5. В часть заранее просеянной муки добавим разрыхлитель, перемешаем, объединим с предыдущей смесью.
  6. Постепенно, частями добавляя муку, замешиваем податливое тесто, оборачиваем пищевой пленкой, на 2 часа забываем о нем в холодильнике.
  7. Тесто между пергаментной бумагой раскатываем в тонкий пласт (толщиной 0,3 — 0.5 см), формами вырезаем печенье.
  8. Как в предыдущем рецепте выкладываем на противень, застланный пергаментной бумагой, выпекаем 10-15 минут до румяности. Температура выпекания – около 180 град.
  9. Приготовим глазурь. Для нее понадобится 200 гр. сахарной пудры 2 яйца, 1 ст. л. картофельного крахмала, 1 ч.л. лимонного сока.
  10. Сахарную пудру и крахмал просеиваем во избежание комков, соединяем, перемешиваем. Добавляем лимонный сок, перемешиваем. Белки отделяем от желтков и взбиваем до образования пены. Порциями, не прекращая взбивать, добавляем в белки предыдущую смесь и продолжаем процесс до тех пор, пока глазурь не станет густой.Помешаем глазурь в кондитерский мешок или шприц, наносим ее на холодное печенье. Даем время застыть.
«Вехи» – сборник статей, увидевший свет в 1909 с подзаголовком Сборник статей о русской интеллигенции . Русская культура начала 20 в. во многом развивалась в противоречии с традициями вт. пол. 19 в. Революционные, демократические, атеистические идеи людей шестидесятых-семидесятых годов, конечно, в какой-то мере сохранялись и развивались – и привели к первой русской революции. В эти же годы художники начинают воспринимать искусство не как источник пользы или инструмент для достижения народного блага, а как путь к созданию красоты, к осознанию духовных основ мира.

Поиски людей искусства во многом перекликались с размышлениями тех, кого волновали религиозные проблемы бытия. По-новому осмысляя мир и свое место в нем, мыслители того времени не просто обращались к Богу, но и пытались по-новому посмотреть на место интеллигенции в мире, на ее отношение с церковью, религией, обществом, властью. Уже в 1901–1903 в Петербурге при большом стечении как светской публики, так и представителей духовенства,

проходили «Религиозно-философские собрания», организованные выдающимся мыслителем и писателем Д.Н.Мережковским . На них светская и церковная интеллигенция сделали первую попытку понять друг друга, однако опыт оказался не очень удачным. Писателей и философов раздражали представители официальной церкви, казавшиеся им воплощением бюрократической машины, способной подавить любое свободное религиозное чувство. Церковников шокировали многие выступления, в которых высказывались достаточно неожиданные для того времени взгляды на религию и христианство.

Интерес интеллигенции к философско-религиозным проблемам был не надуманным, а живым и острым. Распространенное к тому времени уже в течение полувека, идущее еще от

Белинского и Чернышевского пренебрежительное отношение к религии и церкви не устраивало многих думающих людей начала века. Для них атеизм российской интеллигенции был лишь одним, хотя и очень существенным проявлением характерных особенностей мышления этого слоя людей. Интеллигенцию все больше упрекали в нетерпимости, отсутствии истинной внутренней культуры, настоящих духовных устремлений…

В первые годы двадцатого столетия мыслителями, которых объединял как интерес к религии, так и критическое отношение к российской интеллигенции, было сделано несколько попыток четко сформулировать и публично выразить свои мысли. Впервые это произошло в 1902, когда философами, в большинстве своем прошедшими через увлечение марксизмом, а затем отрекшимися от него раде либеральных ценностей и религиозных убеждений, был выпущен сборник

Проблемы идеализма . Среди его авторов были будущие создатели «Вех». Здесь впервые сами же интеллигенты осмелились критиковать своих предшественников, обрушившись прежде всего на народников-революционеров и общественных деятелей второй половины 19 в. Безрелигиозность революционеров, их убежденность в том, что интеллигенция находится в неоплатном долгу перед народом, их стремление прежде всего к пользе, а не к достижению духовных идеалов – все это раздражало многих философов начала 20 в. Н.А.Бердяев позже писал: «Наш ренессанс имел несколько истоков и относился к разным сторонам культуры. Но по всем линиям нужно было преодолеть материализм, позитивизм, утилитаризм, от которых не могла освободиться левонастроенная интеллигенция. Это было вместе с тем возвратом к творческим вершинам культуры 19 в. Но беда была в том, что люди ренессанса в пылу борьбы, из естественной реакции против устаревшего миросозерцания, часто недостаточно оценивали ту социальную правду, которая была в левой интеллигенции и которая оставалась в силе». Проблемы идеализма не привлек к себе особенного внимания. Однако прошло несколько лет, и поставленные в нем проблемы приобрели особенную остроту. Роль интеллигенции в революции 1905 была исключительно велика. Именно во время этих бурных событий проявились как многие ее положительные, так и отрицательные черты. Кроме того, очень четко проявилась уникальность того социального слоя, который уже несколько десятилетий, с легкой руки писателя П.Боборыкина, называли интеллигенцией. Крепло убеждение в том, что такой социальной группы нет большие нигде в мире, что простые определения – «образованный человек» или «интеллектуал» не исчерпывают всей полноты и сложности этого понятия. Словом, лучшие представители российской интеллигенции испытали потребность осмыслить собственное положение в мире, свое отношение с властью, Богом, свои хорошие и дурные качества. Так возникла идея создания сборника «Вехи».

Авторами «Вех» были выдающиеся умы своего времени. Мысль о создании сборника принадлежала замечательному историку, литературоведу и философу Михаилу Осиповичу Гершензону (1869–1925). Он сумел привлечь к работе над ним своих единомышленников и стал редактором книги. Интересно, что Гершензон поставил перед авторами одно условие. Им было предложено

не читать статей друг друга и не обсуждать их. Казалось бы, довольно странное требование при коллективной подготовке сборника статей. Однако, когда работа была закончена, стало ясно, что все участники на разном материале и в разной форме высказали на удивление близкие мысли. «Вехи» оказались в полной мере творением единомышленников, несмотря на то, что часть авторов явно тяготела к славянофильской философской традиции, в то время как другие ориентировались прежде всего на западноевропейское культурное наследие.

Сам Гершензон был одним из крупнейших специалистов своего времени по литературе и общественной мысли девятнадцатого века. Из-под его пера вышли такие прекрасные книги, как

Грибоедовская Москва , История молодой России . Ученый много писал о Пушкине , Герцене , Чаадаеве, славянофилах. Он знал все тонкости развития российской духовной жизни. И уже в предисловии к «Вехам» не побоялся заявить, что «революция 1905–1906 и последовавшие за нею события явились как бы всенародным испытанием тех ценностей, которые более полувека, как высшую святыню, блюла наша общественная жизнь» и сказать, что «идеология русской интеллигенции …представляется участникам книги внутренне-ошибочной… и практически-бесплодной». Уже одни эти слова зачеркивали все те святыни, на которые молились несколько поколений российских интеллигентов – бескорыстное служение народу, преданность революционным идеалам и т.д. Каждая следующая статья в «Вехах» наносила все новые и новые удары, развенчивая былых кумиров.

Сборник открывался статьей Н.А.Бердяева (1874–1948)

Философская истина и интеллигентская правда . В статье Бердяев обрушился на российскую интеллигенцию за ее излишнюю приверженность к политике и общественному служению, вынуждавшую забывать о любых других проблемах, а главное, лишавшую людей внутренних нравственных ориентиров, заменяя их общепринятыми мнениями. «С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине». Казалось бы, что может быть лучше стремления к справедливости и благу, но, возведенные в абсолют, эти благородные чувства, по мнению Бердяева, лишили интеллигентов духовной независимости, сделали их рабами устоявшихся «прогрессивных» мнений, вынуждая с презрением отворачиваться от любого суждения, в котором не видно стремление к пользе народной. Русская интеллигенция практически обожествила народ и революцию, борьба с самодержавием стала тем критерием, при помощи которого оценивались любые явления. «Но недостойно свободных существ во всем всегда винить внешние силы и их виной себя оправдывать… Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции». Этими словами завершается статья Бердяева. Для общества, в котором борьба с самодержавием превратилась в некое подобие священной войны – со своими «иконами», мучениками и святыми, – такая мысль была не просто неожиданной, а явно шокирующей.

Не менее резкой была и следующая статья – работа о.

С.Н.Булгакова Героизм и подвижничество. (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции ). Подзаголовок булгаковской статьи в «Вехах» – «из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции» говорил о многом. Булгаков подверг интеллигенцию совершенно уничтожающей критике. Он предъявил ей обвинение в безоговорочном максимализме, переходящем в жестокую нетерпимость и узость мышления, увидел ребяческую неразвитость и некультурность ее сознания, незрелое преклонение перед романтикой смерти, оторванность от народных корней. Источник всех бед, по мнению философа – атеизм, презрение к религии, распространенные уже среди нескольких поколений русских людей. О какой же религиозной природе русской интеллигенции может идти речь? Однако в бескорыстии и чистоте помыслов этих людей Булгаков видит сходство с религиозным чувством, именно поэтому завершает свою статью выражением надежды на будущее возрождение интеллигенции, что для него означало прежде всего возвращение к религии. «Из противоречий соткана душа русской интеллигенции, как и вся русская жизнь, и противоречивые чувства в себе возбуждает. Нельзя ее не любить, и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей…».

М.О.Гершензон в статье

Творческое самосознание как будто подхватывает эстафету, принимая ее от двух первых авторов. Он также обрушивается на интеллигенцию с критикой, и так же, как Бердяев и Булгаков, оставляет надежду на ее духовное возрождение. Для Гершензона самым тяжким грехом интеллигентов становится полная безответственность, которую он связывает с излишним, безоглядным сосредоточением на проблемах политической борьбы. Такая ситуация, по его мнению, уничтожала какую-либо личную ответственность, лишала людей необходимости делать нравственный выбор – так как главной и единственной задачей оказывалось служение народу. «Что делала наша интеллигентская мысль последние полвека? – я говорю, разумеется, об интеллигентской массе. – Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: «Все на улицу! Стыдно сидеть дома!» – и все… высыпали на площадь… Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома – грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ, – да оно и легче и занятнее, нежели черная работа дома».

Гершензон отказывает русской интеллигенции даже в возможности настоящего единения с народом. Атеисты революционеры и глубоко верующие народные массы вряд ли смогут понять друг друга. Именно в этой статье прозвучали, быть может, самые знаменитые слова всего сборника. «Между нами и нашим народом – иная рознь. Мы для него – не грабители, как свой брат деревенский кулак, мы для него даже не просто чужие, как турок или француз: он видит наше человеческое и именно русское обличие, но не чувствует в нас человеческой души, и потому он ненавидит нас страстно, вероятно с бессознательным мистическим ужасом, тем глубже ненавидит, что мы свои. Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, – бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной». Взрыв негодования, вызванный этими словами, был настолько силен, что даже некоторые участники сборника попытались позже заявить, что они не разделяют этого шокирующего мнения. Восхвалять штыки и тюрьмы было слишком даже для тех, кто мог себе позволить резко и бескомпромиссно критиковать Белинского, Чернышевского и их последователей. Сам Гершензон во втором издании «Вех» был вынужден сделать примечание и объяснить, что он вовсе не собирался приветствовать «казни власти». «Смысл моей фразы тот, что всем своим прошлым интеллигенция поставлена в неслыханное, ужасное положение: народ, за который она боролась, ненавидит ее, а власть, против которой она боролась, оказывается ее защитницей, хочет она того или не хочет».

Следующие две статьи

Об интеллигентной молодежи А.С.Изгоева и В защиту права Б.А.Кистяковского в какой-то мере продолжают и развивают мысль Гершензона о внутренней безответственности российских интеллигентов.

Жизнь Арона Соломоновича Ланде, писавшего под псевдонимом Александр Изгоев (1872–1935) напоминает судьбы его соавторов по «Вехам». Он эволюционировал от марксизма к либеральным идеям партии кадетов. До революции пережил еврейский погром в Одессе, после революции был заключен большевиками в лагерь, затем выслан из страны. Богдан Александрович

Кистяковский (1868–1920) вырос в совершенно другом кругу – он был сыном профессора права и одного из лидеров национального украинского движения – однако и его жизнь испытала похожие перевороты. Кистяковский неоднократно преследовался за свои национальные убеждения. Его выгоняли из университета, арестовывали, высылали. Он также какое-то время был марксистом, и, подобно другим авторам «Вех», разочаровался в этом учении и начал искать истину на совершенно иных путях.

Статьи Изгоева и Кистяковского формально совершенно различны – первый писал о быте студенческой молодежи, второй – о правовом сознании российской интеллигенции. В то же время основные идеи авторов явно перекликаются между собой. Речь идет все о той же внутренней незрелости и духовной безответственности российской интеллигенции, – неважно, имеется ли в виду их личная и семейная жизни и слабое стремление к учебе или уважение к законам и суду. Вывод один и тот же – любая интеллигентская деятельность диктуется только внешними условиями, а не внутренней

потребностью, или, говоря словами Кистяковского «в правовой норме наша интеллигенция видит не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение». Петр Бернгардович Струве (1870–1949) прошел через те же этапы духовного развития, что и другие веховцы, но, может быть, резче и сильнее остальных бросался из стороны в сторону. В молодости.этот сын пермского губернатора не просто увлекался марксизмом, а был одним из духовных лидеров социалистов. Его книгами зачитывалась вся революционно настроенная молодежь, с ним полемизировал Ленин, он был одним из авторитетнейших российских социалистических мыслителей. В его «послужном списке» аресты, высылки, эмиграция, подпольная деятельность, затем – отход от марксизма и вступление в кадетскую партию. После 1917 Струве не оставляет политической борьбы. Участвует в подпольных организациях, становится активным членом белого движения, в конце концов оказывается в эмиграции, где начинает защищать крайние монархические и националистические взгляды . В статье Интеллигенция и революция Струве поставил по сути дела все ту же проблему внутренней опустошенности российских интеллигентов. Для него эта опустошенность проявляется прежде всего в «отщепенстве… отчуждении от государства и враждебности к нему». Истоки отщепенства – в безрелигиозности интеллигентов, а это в свою очередь породило смуту российской революции и «легковерие без веры, борьбу без творчества, фанатизм без энтузиазма, нетерпимость без благоговения…». Несмотря на столь неутешительную оценку ситуации, он оставляет надежду на благополучный исход. Правда, в отличие от своих коллег, предрекает не духовное возрождение интеллигенции и ее обращение к Богу. По мнению Струве, скорее всего она «перестанет существовать как некая культурная категория» , обуржуазившись и отказавшись от социалистических идей. Семен Людвигович Франк (1877–1950) тоже эволюционировал от марксизма к либерализму и православию, тоже прошел через преследования как царских властей, так и большевиков, а позже, в эмиграции, был вынужден скрываться от фашистов. Его статья Этика нигилизма не случайно оказалась завершающей в сборнике. Высказав претензии к российской интеллигенции, более или менее сходные с теми, которые были сформулированы в предыдущих статьях, Франк попытался создать некий обобщенный образ интеллигента. Его определение интеллигента как «воинствующего монаха нигилистической религии земного благополучия» подводит итог всем многочисленным размышлениям о безрелигиозности и максимализме российского образованного общества. Франк подробно развивает эту мысль, подчеркивая, что интеллигент «сторонится реальности, бежит от мира, живет вне подлинной исторической бытовой жизни, в мире призраков, мечтаний и благочестивой веры». Вот только вера его не является настоящей религией, что не мешает интеллигенции создавать «особый мирок со своими строжайшими и крепчайшими традициями, с своим этикетом, с своими нравами, обычаями почти со своей собственной культурой…». Именно монашеский аскетизм и оторванность от реальной жизни и порождают «все отношения интеллигенции к политике, ее фанатизм и нетерпимость, ее непрактичность и неумелость в политической деятельности, ее невыносимую склонность к фракционным раздорам, отсутствие у нее государственного смысла».

Такого заключительное, быть может, самое беспощадное суждение, вынесенное об интеллигенции одним из ее лучших представителей. Однако последняя фраза «Вех», как, впрочем, и все статьи сборника, оставляет надежду на преображение. «От непроизводительного, противокультурного нигилистического морализма мы должны перейти к творческому, созидающему культуру религиозному гуманизму».

Публикация «Вех» произвела эффект разорвавшейся бомбы. С одной стороны, книга вызвала небывалый интерес. Сборник несколько раз переиздавался, его тиражи исчислялись многими тысячами экземпляров. Во многих городах проводились специальные собрания для обсуждения идей «веховцев», количество статей, откликнувшихся на выход «Вех», превысило две сотни. В то же время, большая часть российской интеллигенции с возмущением отвергла предъявленные ей обвинения. Революционеры увидели в «Вехах» не размышления о российской интеллигенции, а осуждение революционного движения и истолковали книгу, как простой призыв к отказу от революционной борьбы. «Ужасная фраза» Гершензона возмущенно повторялась и комментировалась. Знаменитая фраза Ленина – «энциклопедия либерального ренегатства» ярко показывает отношение революционеров к своим бывшим собратьям. Впрочем, либералов «Вехи» возмутили ничуть не меньше. При всем их расхождении с революционерами народническая традиция значила для них не меньше, и они тоже в большинстве своем увидели в «Вехах» просто критику общественной борьбы, а вовсе не суровое моральное обвинение, предъявленное нескольким поколениям русских людей. Даже П.Н.Милюков, лидер кадетов, постарался провести четкую грань между интересными и яркими мыслями знаменитых философов и политической программой партии, к которой они принадлежали. Немногочисленные хвалебные отзывы, принадлежавшие философам В.Розанову , Е.Трубецкому , поэту Андрею Белому , просто утонули в море всеобщего возмущения.

Андрей Белый, сам создавший пророческую книгу о революции – роман

Петербург , тонко почувствовал грандиозное значение «Вех».:

«Вышла замечательная книга «Вехи». Несколько русских интеллигентов сказали горькие слова о себе, о нас; слова их проникнуты живым огнем и любовью к истине. …Но устами своих глашатаев интеллигенция перенесла центр обвинения с себя, как целое, на семь злополучных авторов. …Несправедливым судом над «Вехами» русская печать доказала, что она недопустимо пристрастна; авторы «Вех» и не думали вовсе судить интеллигенцию; они указали лишь на то, что препятствует русскому интеллигенту из раба отвлеченных мечтаний о свободе стать ее творцом…». «Вехи» подверглись жестокой расправе со стороны русской критики; этой расправе подвергалось все выдающееся, что появлялось в России. Шум, возбужденный «Вехами», не скоро утихнет; это показатель того, что книга попала в цель».

События 1917 показали, насколько «веховцы» были правы в своей оценке российской интеллигенции и ее роли в истории страны. После падения монархии и прихода большевиков к власти у философов, естественно, возникло желание осмыслить происходившие на их глазах драматические перемены. Так, в тяжелых условиях, во время начавшегося преследования кадетской партии и уничтожения свободы слова, был создан сборник «Из глубины», в котором приняли участие многие веховцы – Бердяев, Булгаков, Изгоев, Струве, Франк. Содержавшаяся в нем глубокая оценка русской революции, так же, как и «веховские» предостережения, так и не были по-настоящему услышаны и оценены.

Тамара Эйдельман ЛИТЕРАТУРА Вехи . Из глубины . М., 1991

"Вехи" - сборник статей о русской интеллигенции, выпущенный в 1909 году, в Москве, группой религиозных философов (Бердяев, Булгаков, Струве, Франк, Гершензон, Изгоев, Кистяковский), которые выступали с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции, политического радикализма, идеализации народа (пролетариата).

Исследуя в разных плоскостях проблему интеллигенции, участники "Вех" были едины в основополагающем принципе признания "теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития". Авторы доказывали существование абсолютных нравственных ценностей, приоритетность ценностного поиска в национальной философской и культурной традиции перед западными заимствованиями.

Критика, во-первых, непрофессионализма интеллигенции и, во-вторых, преобладающее значение крайних элементов в любой области человеческой жизни. (Ярким примером этого может служить приниженное значение права как одной из культурных ценностей и отрицание идеи компромисса).

Авторы "Вех" призывали интеллигенцию к своеобразному покаянию, осознанию своей роли в настоящем и прошлом российской истории, к углублению во внутренний мир и движению к религиозному гуманизму. "Не вокруг творцов нового шума — вокруг творцов новых ценностей вращается мир!" — так словами Ницше характеризовал особенность переживаемого момента в развитии интеллигенции, её дальнейшего существования С. Франк.

Резонанс "Вех" был велик. Причина этого лежит в значении несоизмеримо большем, чем смысл тех исторических событий, которыми был вдохновлён сборник. Основа его проблематики касалась вечных вопросов соотношения "духовности " — в истории и в личности, эту духовность выражающей.


Вместе с тем, многие представители светского образованного общества, предпочитали толковать "веховскую" платформу как призыв к интеллигенции выйти из политической борьбы и сосредоточиться на задаче религиозного совершенствования.

Г. В. Плеханов дал краткие ссылки на "Вехи" в серии статей в журнале "Современный мир"за 1909 г. Как "непреодолимую склонность к религиозному догматизму" характеризовал он состояние авторов сборника, а также ряда противоположных им по мировосприятию представителей интеллигенции — А. Луначарского, Д. Мережковского, Н. Минского и других. Плеханов подчёркивал, что "религия не создаёт нравственности", а только освящает её правила, вырастающие на почве конкретно-исторического общественного строя.

С отрицательных позиций выступил Д. Мережковский, который в статье "Семь смиренных", вышедшей в газете "Речь" 26 апреля 1909 г., назвал сборник отлучением русской интеллигенции, а его авторов "семью смиренными, семью цветами радуги, слитыми в один белый цвет во имя общего дела — ненависти". Идее внутреннего самосовершенствования он противопоставлял соборность, общественность, Церковь, вне которой нет спасения.

А. Белый в журнале "Весы" назвал сборник "замечательной книгой", цель которой — "не суд, а призыв к самоуглублению".

В. Розанов считал, что авторы "Вех" способствовали духовному подъёму русской интеллигенции через самоотречение и самоуглубление в сущность внутреннего мира: "Это — самая грустная и самая благородная книга, какая появилась за последние годы".

Источники:

  1. Соловьёв А. А. Путь веры и знания: антиномии "Вех" // Интеллигенция и мир, Издательство Ивановского Государственного Университета, 2010.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: