Методология и техника работы. Анализ терапевтических случаев. Судьба как мифологема и философско - религиозная проблема: понятие рок, фатум и фортуна в истории философии

Судьба, свобода, воля, рок

Судьба и тайны подсознания

Ольга Ильинична Горшенкова

© Ольга Ильинична Горшенкова, 2015

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

«Наша доля – Божья воля», – писал Даль. Понятие судьбы часто отождествляется с понятием рока, Божьей или мировой волей, необходимостью, причинностью, предопределением. Часто говорят, человек и есть сама его судьба. Согласно определению, вера в судьбу есть вера в предопределенность, в фатализм, в то, что события жизни предопределены Божественной волей или некоторой сверхчеловеческой силой. Это вера в то, что каждое событие должно произойти именно так, а не иначе, поскольку оно уже было заранее предопределено.

Судьба представляется в виде узкой тропинки, по которой должен шагать человек. У человека отсутствует свобода воли, возможность выбора. Однако данное представление не соответствует библейскому определению. У каждого свое понимание судьбы, этого неведомого и во многом загадочного жизненного пути человека.

От судьбы не уйти, не спрятаться, не увернуться, – часто говорим мы, подразумевая под судьбой некую жесткую предопределенность, злой рок, фатум. Так ли это? От каких факторов зависит наша судьба? Ведь человечество открыло уже много тайн и секретов вселенной. Неужели в вопросах судьбы есть тайны, неподвластные человеческому разуму?

Глава 1. Судьба. свобода, воля, рок

Судьба любого человека зависит от следующих изначально заданных, заранее предопределенных факторов:

– время и место (страна) рождения,

– внешняя среда обитания (столица, город, деревня),

– род, семья, изначальные возможности семьи и материальные условия существования,

– пол (мужчина, женщина), здоровье человека.

Судьба человека зависит и определяется в масштабах конкретных страны, семьи и рода и напрямую зависит от исторического времени (исторический век, время – военное, мирное) и страны проживания. Этот фактор особенно сильно влияет на судьбу правителей, лидеров, исторических персонажей.

Огромное значение на судьбу человека оказывает род и семья. Душа низкого типа будет притягиваться в порочную семью с подобными грубыми телами.

Помимо изначально заданных условий при рождении многое зависит от самой личности, ее характера, силы воли, стремления получить образование и добиться успеха, от потенциала личности , ее способностей и талантов. «Мудрец спрашивает с себя за свои ошибки, глупец – с других» (арабская пословица). Судьба зависит от качеств человека и его действий. В этом плане человек – сам кузнец своего счастья, под лежачий камень вода не потечет. «Когда закрывается одна дверь, открывается другая» (Сервантес).

Александр Исаевич Солженицын утверждает, что судьба человека – это его характер. Часто под судьбой понимается некий суд над человеком, взвешивание его истинной подлинной сути, то, что не позволяет личности жить в соответствии с принципом свободы воли. Судьба не означает полный отказ от свободы воли человека. Человек сам выбирает ту или иную альтернативу в своей судьбе, а выбрав, вступает с ней в игру, порой намеренно уступая ей инициативу, ожидая раскрытия ее планов. Возможны разные альтернативы судьбы, ее многовариантность и неединственность ставит под сомнение тезис абсолютности судьбы.

Философы и астрологи Древней Греции считали, что судьбой заведуют три богини, вращающие мировое веретено . Первая богиня, Лахесис, дает такую важную составляющую судьбы, которую они называли жребий, вторая богиня, Клото, прядет жребий, а третья, Атропос, приближает нить будущего. Таким образом, если первая богиня, дающая жребий, определяет жребий человека в прошлом, вторая прядет нить судьбы в настоящей жизни, третья, «неотвратимая», обрывает нить настоящего и работает на будущее.

Само мировое веретено представляет собой ось мира с нанизанными на эту ось сферами планет солнечной системы, которые замыкает сфера неподвижных звезд . Именно момент рождения или воплощения определяет судьбу человека. И именно градус зодиака, совпавший с моментом рождения, определяет судьбу человека.

На буддийском Востоке под «судьбой» понимается «воля неба», китайское Тянь мин переводится не как слепая сила, рок, а высшее предначертание и предназначение (судьба), которое предстоит выполнить человеку на пути освобождения личности от любой зависимости и негатива. В этом случае нельзя отступать от Пути даже под угрозой смерти. От самого человека зависит его судьба: если он нарушает предначертание, то идет против воли неба и совершает грех, так как убивает свое предназначение.

Не следует ходить туда, где беспорядок и жить там, где смута. «Если страна следует Пути, стыдно быть бедным и не в чести. Если страна не следует Пути, стыдно быть богатым и знатным» («Луньюй», ХХ,3).

Успех любого деяния зависит от умения уравновешивать темные и светлые состояния души. Всякий, кто удачно выберет время, преуспеет. Всякий, кто его упустит, пропадет. На пути восхождения к добру и гармонии необходима золотая середина. «Не только свобода воли и рок, но Бог и дьявол, красота и безобразие, смелость и трусость, разум и вера – отношение этого должны уравновешиваться, как чаши весов. Древние называли это золотой серединой», – так объясняет современный японский писатель Акутагава Рюноскэ закон подвижного равновесия, главного в японской культуре и поведении. Ведь разумный человек соизмеряет свои слова и поступки с обстоятельствами, а успех любого деяния зависит от умения уравновешивать светлые и темные состояния души.

В буддизме большое значение придается идее кармы и личной ответственности за свои поступки. В судьбе – карме отсутствует элемент случайности. Это абсолютная справедливость. Поступки прошлой жизни слагают элементы новой жизни. Каждый поступок человека имеет положительную или отрицательную оценку, соответственно которой человек будет награжден или наказан в этой или в следующей жизни.

Древние часто сравнивали судьбу с игрой богов: «Боги нами играют, как люди мячом» (Плавт), «Людскими делами играет власть богов» (Гораций). Согласно латинскому изречению, «Звезды управляют человеком, а звездами управляет бог». «Человек несет свою судьбу, привязанной к шее» (Коран). Судьбу часто сравнивают с камнем на шее.

Судьба – у греков, карма – буддистов, тао – у китайцев, разум – у стоиков: какое современное понимание механизма действия судьбы присуще нам в 21 веке? В отличие от древнего представления о судьбе, как необходимости железного божественного закона, любое событие во внешнем мире в современной математической теории катастроф может быть описано как «элементарная катастрофа», то есть как результат некоторого конфликта режимов в пространстве-времени.

Сама катастрофа – скачкообразное, взрывоподобное изменение – возникает в виде внезапного ответа системы на постепенное изменение внешних условий. Математическое описание мира, основанного на «тонкой игре непрерывного и дискретного», пытается исследовать функции на минимум и максимум. Теория катастроф, как и теория бифуркации, трактующая всевозможные метаморфозы объектов при изменении параметров, способствуют уточнению формулировок при исследовании системы «человек-судьба». Впрочем, создатель теории катастроф Том признается: «В философском и метафизическом плане теория катастроф не может принести ответа на великие проблемы, волнующие человека. Но она поощряет диалектическое, гераклитовское видение Вселенной, видение мира как театра непрерывной борьбы между „логосами“, между архетипами. Теория катастроф приводит нас к глубоко политеистическому взгляду: во всем надо различать руку Богов. … Те самые причины, которые нам позволяют располагать нашими возможностями в одних случаях, обрекают нас на бессилие в других». Мистика теории катастроф сродни мистике отношений человека и судьбы.

1. Понятие мировоззрения: виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы.

Мировоззрение – общее понимание человеком окруж-го мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Это необходимая составляющая человеческого сознания. Включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т.д. Все эти элементы в своей совокупности определяют жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социального общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа Мировоз. - знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теоретическое ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информационная но и ценностная насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений (интеллектуальная позиция, эмоциональное состояние, уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей, взглядов, поступки человека). В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания – политическим, религиозным. Философия придает М. завершенный вид, которая объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека. Исторически, в процессе развития, чел-во сменило 3 главенствующие формы мировоззрения:

    Мифологический способ мышления: действ. лица: персонифиц-ые сущ-ва – боги, стихии. Миф не треб-ет док-ва и подтвержд-я и базируется на силе обществ-го мнения, предрассудках. Миф: 90%- фантастика и 10% - интуит. поним-ие мира.

    Религиоз. способ мышл-я: основана на мифе. Отличие: из множ-ва мифов выбир-ся несколько. Миф твориться общ-вом стихийно, бессознат-но. Религ. миф обрабат-ся и перерабат-ся идеолагами общ-ва применительно к потребн. и задачам гос- ва.

    Филос-ий способ мышл-я: базируется на науч. способе мышл-я. Такая Ф. возникла только в Европе. Мышление освобождено от оков религии, основ-я на научном подходе – секулярное.

Два уровня мировоззрения: 1) чувственный как мироощущение и 2) рациональный – на уровне разума как миропонимания, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне, основывается на теоретических законах развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия, поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального.

2.Мифология, как тип мировоззрения и форма общественного сознания. Особенности мифологического освоения действительности. Миф и современность . Мировоззрение дофилософского периода у первобытного человека представлена в форме: мифов, преданий, сказаний. Миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот. повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Миф - это слово, образ, представление о боге и о мире. Полуфантастика, мировозз, в кот. сочетаются реальность и фантазия, вымысел и действительность, ложь и истина. Мифология являла образно-художественный способ объяснения или, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Сущ. у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение. миф - наиб ранняя форма дух культ чел-ва, выражал мироощущение, мировосприятие, миропономание людей той эпохи, в кот. создавался. Это наиб. ранняя форма духовной культуры чел - ва, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Выполнял опред. ф-ии: «связб времен»,формировалось духовное единение поколений, закрепляло в опред. обществе систему ценностей, форму поведения. Мифолог. сюжеты вошли во многии религии. некоторые особенности сохр даже тогда, когда мифолог утрачивает прежнюю роль. Своеобразное социальное, политическое и др. мифотворчество сущ. и активно проявляет себя и в наши дни.

3. Религиозное мировоззрение и его особенности. Основные принцыпы и установки религиозного сознания.Актуальность и значение религии в современном мире . Позднее возникает Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. В разные эпохи складывались различные типы мировоззрения: Космоцентризм – бесконечная мощь, гармония космоса.(досократовская философия); Теоцентризм (Теос - Бог), Эпоха религии (средние века); Эпоха Возрождения. Человек ощутил себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм). Религия четко фиксирует: вначале ничего не было, только слово и Бог, не было мира. Бог создает мир из НИЧЕГО! посредством слова . Существует два мира: земной – временный, несовершенный, изменчивый и божественный – вечный, бесконечный, абсолютный, неизменный, совершенный. Эсхатология – наука о конце света, основу которой составляет учение Нона Богослова. Смерть – переход либо в ад либо в рай. Первый принцип религиозного открытия. Теизм – сформировался в европейской культуре в 18-19 веке. Умеренная форма богоотрицания, согласно которому бог создает мир, приводит его в движение и больше не вмешивается, он больше не нужен. Пантеизм – признание бога как первосущности, стоящей по ту сторону мира. Пан – всё. Всё есть бог, бог есть всё. Атеизм – отрицание бога. По Ницше Бог умер, т к люди его убили. Достоевский – Бога нет – все дозволено! Но нет бога, нет и человека. Сверхчеловек не знает понятий добра и зла. Мерой добра и зла в человеке является совесть, если её нет, то нет и человека.

Основные принципы религиозного мировоззрения. Принцип откровения.

    Теизм есть признание в какой то мере бога как первосущности.

    Креационизм (творческий) – принцип творения, согласно которому бог сотворил мир.

Два варианта творения – теизм и пантеизм. В первом случае бог творит мир из ничего посредством слова, слово – божественный логос. Согласно этому варианту творения существуют два противоположных мира.

4.Судьба как мифологема и философско - религиозная проблема: понятие рок, фатум и фортуна в истории философии.

Главным принципом мифологического сознания является судьба. Ключевая идея мифа - идея судьбы (рока, фатума), предопределенность жизни. Нет ничего случайного. Идея судьбы присутствует в восточной философии. В дальнейшем эта идея судьбы трансформирует в ключевой философский принцип детерминизма.

Ваша карма – это результат ваших предшествующих действий, от которых зависит ваше будущее. Ваша карма – это вы сами. Карма подразумевает перемещение души и необходимость в конечном счете достичь мокши. Она закон вселенной. Она универсальная справедливость и истина.

5.Философия как особая форма и тип мировоззрения. Понятие философии, ее предмет, методы, основные вопросы, проблемы. Философия возникает в 6 веке до нашей эры в 3х точках цивилизации: Др. Индии, Др. Китай и Др. Греции.

Философия (греч.) – любовь к мудрости. Ф. – наука мировоззренческая. Мировоззрение начинает складываться у индивида с первых дней его существования и обусловлено социальным положением, образом жизни, уровнем образования, судьбой, интеллектом, типом личности, способностями...

Философия – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включением в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но и как субъективного начала, обладающего способностью активного воздействия на окружающий мир. Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах структурных характеристик. Она является самой древней наукой, насч. около 3 тысячелетий. В отличии от мифологии, с ее фантастическими образами и ориентацией на традиции, и в противоположность религии, основанной на вере и апелляции к сверхъестественному, содержанием философии является осмысление результатов познавательной деятельности человека на основе принципов разума и данных науки. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир?

Основные функции философии:

    Мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему.

    методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей.

    познавательная – обеспечивает приращение новых знаний о мире.

социально-коммуникативная – позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности.

6. Проблема генезиса, характеристика основных этапов развития философии и ее роль в современном мире. Философия - любовь к мудрости. Необходимые предпосылки возникновения философии (но не достаточные): разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания ("смотри на меня, делай как я, делай лучше меня"), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Наличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный, синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление). Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Надо рассуждать критически. Второй этап. Философия служит идеологии. Доказательство бытия Бога. Средневековье. Третий этап. Возрождение (ренессанс). Возведение человека в центр Вселенной. Четвертый этап (новое время). Философ, обосновывающий введение науки. Пятый - философия французского материализма (pазмеживание философии и науки). Немецкая философия (критическое отношение ко всему). Философия 19 века (наука сама себе философия). Позитивная наука. Философ связан с развитием человека или науки.

В двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось переплетенным с естественнонаучным.Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения(вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным от мифологического и религиозного. Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. На этой основе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о пространстве, детерминизме, о всеобщих принципах, методах познания, о познавательных субъектно - объектных отношениях. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук(“атом”, “вещ-во”, и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания(например, “Закон сохранения и превращения энергии”). Та или иная система знаний считается научной, если она отвечает определенным критериям.

РОК, ФАТУМ, СУДЬБА…

" - Особено стыдно вам, товарищ Штепсель.
Вы инженер. Должны были понимать, что делаете.
- Я понял это, - глухо ответил Штепсель.
- Но, к сожалению, слишком поздно."

(Зеликович Э., Опасное изобретение )

Как-то так сложилось в конце лета 1985 года, что несколько наших сотрудников - и я в том числе - оказались в Москве в одно время. Я мотался в Кишинёв и в Киев, а потом завис в столице, Шурик Раимбеков согласовывал комплектующие с заводами-изготовителями и теперь бодался с Госкомсельхозтехникой , Михаил Беленко упорно таранил ХОЗУ нашего Министерства - мы в те времена строили административный корпус и экспериментальный цех нашего КБ. Словом, у каждого из нас были свои дела, но проживали мы в одном и том же месте: в ведомственной гостинице, расположенной в живописных окрестностях платформы Лесной Городок, что в 30 минутах езды на электричке от Киевского вокзала. И с нами же обитал инженер-экономист, назовём его Василий Л., работавший на нашем родном заводе. Василий обладал типичной азиатской внешностью: круглое лицо с узкими глазками-щёлочками. А кроме внешности, он ничем не отличался от нас – такой же, как и мы все. Как говориться, вокруг были свои и чужие здесь не ходят… С амо собой, 18 августа, в день Военно-Воздушного флота мы всей группой поехали в Тушино, поучаствовать в праздничных гуляниях, посвященных этому событию.

Праздник удался. Ревели в небе самолёты, летчики демонстрировали чудеса пилотажа, парашютисты выделывали в воздухе умопомрачительные фортели, срывая восторженные аплодисменты зрителей … Погода была отличная: тепло, даже жарко и мы решили после завершения официальных торжеств перенести и продолжить празднование Аэродня в пивбаре .

Коллективные вылазки мы обычно совершали в двухэтажный пивбар , расположенный неподалеку от Киевского вокзала и называвшийся почему-то (неофициально, конечно) «Сайгон». Почему «Сайгон», зачем «Сайгон» - непонятно, но мы особо и не задавались этим вопросом, поскольку пивбар был неплох: всегда свежее, вкусное пиво, и креветки -ну, очень большие, словно лошади. Это на первом этаже. А на втором этаже пивной зал был оборудован сидячими местами, где можно было, кроме пива, тех же креветок и всевозможных рыбных ассорти, перекусить куриной ножкой с картофельным пюре. Словом, сервис вполне приемлемый. И публика, кстати, здесь всегда собиралась нешумная, доброжелательная. В общем, уютно было в Сайгоне. Туда мы и направились.

Пиво, как всегда, было вкусным, креветки – выше всяких похвал. Время летело незаметно. Праздник продолжался и нам было очень даже хорошо, но неожиданно Василий внёс диссонанс в нашу слаженную компанию.

Всё, ребята, шабаш! – сказал он, поставив очередную пустую кружку на стол. –Больше не буду. Ухожу по делам.

Мы в недоумении уставились на него.

А что так? Хорошо ведь беседуем…

Так ведь завтра домой, а надо кое-что купить бы... Гостинцы, то, сё…

Одним словом, Вася решил, как говорят охотники, встать на крыло и покинуть нашу тёплую компанию, прикрываясь придуманной на скорую руку невнятной причиной, ибо все нормальные люди покупки делают загодя. А может, у него и вправду причины появились? Кто знает…

И тут Шурик Раимбеков , заводила и балагур, озвучил эту причину:

Вася, ты кончай народу лапшу вешать на уши!Жалеешь трояк пропить с товарищами? Тогда так прямо и скажи, а нечего здесь финтить. Эх, друг называется!

Мы заулыбались, раскусив, что Шурик начал подначивать Василия. В ответ Василий бурно запротестовал:

Да ты что, Саня? Разве же я жлоб ? Понимаешь, времени нет сегодня, надо мне очень сегодня… Ребята, да вы же меня знаете.. – сказал Василий, тем не менее, малость смутившись.

Ладно, Вася, к чему весь этот «жалкий лепет оправданья»? – добил его Шурик цитатой. – Если надо – значит, надо… В зялся – ходи!

Василия мы знали хорошо, парень он был нормальный и вовсе никакой не жлоб . Но, по-видимому, у него действительно назрело неотложное дело, потому как на подначки Шурика он не повёлся и всё-таки покинул пивной зал, на прощанье махнув нам рукой, проходя по тротуару мимо большого окна, у которого стояла за столиком наша компания.

А что же мы? А мы – как в песне: «Отряд не заметил потери бойца…». Мы продолжили свой неспешный и, по-видимому, очень важный разговор, потому что с момента ухода Василия толковали в пивбаре еще часа полтора-два. Но, наконец-то и нас начала одолевать усталость, да и количество выпитого стало сказываться, к тому же многие проблемы были достаточно освещены и всесторонне рассмотрены. Надо было уходить, и мы удалились самым приличным образом, без потерь и каких-либо эксцессов.

Добравшись в электричке в Лесной Городок, пришли в гостиницу и – какая приятная неожиданность! – увидели из коридора сквозь раскрытую дверь комнаты нашего дезертира Василия, валявшегося на кровати в самом мрачном настроении.

О, Василий! – завопили мы, расхристанной и весёлой толпой ввалившись к нему. – А ты что, уже закупил подарки-мадарки ? Экий ты шустрый парнишка! Быстро управился!

Василий мрачно и молча глядел в одну точку, не отвечая на наши дурашливые возгласы, на его скулах ходили желваки. И без того узкие его глаза-щелочки совсем не просматривались. Было очевидно, что он чем-то очень взволнован.

Вася, ты что? Медитируешь? Дзэн-буддизм? Что случилось? Да что с тобой? – тормошили мы товарища, однако тот явно пребывал в каком-то непонятном ступоре.

Кое-как объединенными усилиями нам удалось вернуть Василия в реальность. И вот что он нам поведал.

В большой спешке покидая нас в пивбаре , Василий впопыхах, по запарке позабыл посетить туалет. Само собой, когда Василий зашагал к метро «Киевский вокзал», выпитое пиво самым коварным образом дало о себе знать. Василий в тревоге заметался: к туалетам Киевского вокзала он явно не успевал, а по дороге (путь его пролегал по небольшому и светлому скверику) ничего подходящего не было. А Василий, как человек культурный, естественно, не мог вот просто так, посреди дорожки… Н е того он замеса был человек. Да и день светлый, сами понимаете... Словом, дилемма та ещё… Н о на его счастье, он заметил впереди в кустах клена трансформаторную будку. Это было спасение, и Василий на рысях помчался к небольшому строению, забежал за угол и получил долгожданное облегчение. К слову сказать, было заметно, что место это неоднократно использовалось и другими такими же страдальцами. Увиденное немного успокоило Василия: ну, не один же он такой.

Однако, когда Василий довольный жизнью, вышел из-за трансформаторной будки, настроение его вновь понизилось до нулевой отметки. Прямо на дорожке сквера стоял, словно материализовавшись из параллельного мира – минуту назад ведь никого не было! - парный милицейский патруль и старший наряда, высокий молодцеватый сержант, дружелюбно манил его к себе рукой. Настолько дружелюбно, что Василий по наивности своей подумал, что милиционер, вероятно, обращается и не к нему вовсе, а, скорее всего, к какому-нибудь своему знакомому и даже было обернулся в поисках такового. Но – увы, возле будки стоял только он, Василий Л., и своё дружелюбие сержант расточал именно ему, Василию.

Нарушаем, гражданин? – спросил добродушно сержант подошедшего Василия.

Так вот это… поджало... – вымученно улыбаясь, промямлил Василий, обреченно почесав затылок.

Как же так, а? Вот свиду вы солидно выглядите, гражданин. – о тбросив дружелюбность и враз посуровев, гнул свою линию сержант. Усугубляя до предела драматизм ситуации и подчеркнуто придавая официальность происходящему, милиционер попросил предъявить документы. Василий подал паспорт с вл оженным в него командировочным удостоверением.

Так… – многозначительно произнес сержант, перелистывая паспорт и мельком, профессионально, сверив фото с физиономией Василия. Азиатская внешность Василия, по-видимому, внушила сержанту некие неясные подозрения. – В командировке значит, гражданин?

Ага! – с готовностью подтвердил Вася, стараясь дышать в сторону.

Однако сержант был тёртым калачом, а посему неумелая попытка Василия замаскироваться была заведомо обречена на провал.

Смотрю, вы и выпили… К ак же так, гражданин? Инженер-экономист, говорите? Как-то не вяжется это с происходящим… - вновь засомневавшись, словно рассуждая сам с собой, произнёс сержант.

Дык , это... мы... ну, пиво, немного, кружка всего... Вот… – потеряно забормотал Василий, обливаясь потом и с ужасом представляя себе возможные перспективы дальнейшего развития событий. Воображение-то у Василия в этот роковой момент работало на полную катушку и услужливо подсовывало ему картинки одну краше другой.

Ай-ай-ай! Не вяжется, не вяжется …Что будем делать, гражданин?- сокрушенно покачал головой сержант.

Василий подавленно молчал, сознавая глубину своего падения, всю низость и мерзость им содеянного. О чём тут было говорить – влип основательно, по самые ноздри.

- Н-да , гражданин! Нехорошо. Прямо скажем – некрасиво. Вы же в столице! Налицо нарушение, гражданин! – отчеканил сержант и, дожимая влипшего Василия, спросил, как бы сомневаясь и ищущи у него поддержки: – Вы согласны со мной?

Василий, вздохнув (а куда деваться?!), кивнул головой, выдав тем самым сержанту карт-бланш на принятие самых крутых мер. А планы в отношении Василия в голове у сержанта зрели не шуточные.

А коль и вы согласны – затягивая петлю на шее у Василия, глумился садист–сержант, не сводя своих немигающих глаз (гипнотизировал, что ли?) со своей жертвы и, похлопывая Васиными документами по левой ладони: - коль и вы согласны со мной, гражданин, что налицо имеет место быть нарушение, тогда придётся вам, гражданин, уплатить штраф. Закон нарушать нельзя. Всякое нарушение законности есть лазейка для врага. Или желаете пройти в отделение?

Сколько? – с затаенным страхом спросил Василий, явно не желая отождествлять себя с врагами государственных устоев, а уж тем более – пройти в отделение.

Пять рублей – отрезал сержант.

Это был сильный удар со стороны сержанта, поскольку штраф в те поры, как правило, составлял 2-3 рубля, не более. Но, учитывая то, что Василий имел нерусскую внешность, не являлся жителем столицы и был отягощён выпивкой, удар был хотя и чувствительный, но не смертельный… Торг в такой ситуации был явно неуместен. Хорошо было уже то, что замаячил слабенький свет в конце туннеля.

Да я что? Я конечно…завсегда. Мы это… Я уплачу… – немного повеселевший Василий суетливо полез во внутренний карман пиджака за деньгами. И - обмер. Его снова прошиб пот, а в горле пересохло, ибо именно в этот момент он отчётливо вспомнил, что денег-то у него мелких нет, а вся его наличность представлена одной бумажкой в 25 рублей, сиреневым четвертаком, который он и намеревался потратить на подарки домочадцам. Вытащив банкноту, Василий нерешительно держал её в руке, лелея слабую надежду на чудо:

Вот у меня тут… П яти рублей нет. Есть двадцать пять…

Сержант орлиным оком окинул поникшего Василия и, повелительно протянув руку, произнес:

Ну, что же… Э того вполне хватит.

Его молчавший всё это время напарник, выйдя из роли статиста, в которой он пребывал, тотчас же кивнул головой и, разлепив губы, твердо, как бы заранее пресекая возможную попытку со стороны Василия навязать дискуссию о сдаче с двадцати пяти рублей, с нажимом произнёс:

Да, ЭТОГО хватит.

Освободив из безвольной руки ошеломлённого происходящим Василия четвертак, сержант положил деньги во внутренний карман кителя и, помедлив доли секунды, как бы с трудом, преодолевая большие внутренние сомнения, с видом оказания неслыханной услуги, протянул Василию документы.:

Ну, что же… Свободны пока, гражданин. Ступайте. Но больше чтобы – ни-ни…

И, откозыряв на прощанье, милицейский наряд удалился восвояси: бдить , пресекать правонарушения и стоять на страже закона, а облегченный, в том числе и финансово, Василий поехал в гостиницу, благо проездной на электричку у него имелся в наличии.

Конечно, смеяться над чужим горем – оно как бы и грешно, но ведь и не плакать же нам, в самом деле? Рассказ Василия нас, само собой, позабавил. Справедливости ради стоит отметить, что на его месте вполне мог бы оказаться любой из нас: все под богом ходим и все пиво любим...

Устало повалившись на свои кровати, мы некоторое время живо обсуждали возможные варианты развития события, -приключившегося с нашим незадачливым товарищем, а затем Шурик, как бы подводя итог прениям, вынес вердикт:

Эх, Вася, Вася! Ты пожалел, зажал три рубля, которые ты, как добрый товарищ, должен быть пропить со своими друзьями в пивбаре . Но, Василий, запомни: от судьбы не уйдешь! Её тяжёлая длань всегда настигнет виновного, как бы он не исхитрялся в своих уловках. И - горе малодушным ! – назидательно подняв палец кверху, закончил Шурик.

Василий, взглядом больной собаки окинув нашу размякшую от пива компанию, как бы размышляя, промолвил:

Да уж лучше бы я даже не три, а пять рублей потратил на пиво: даже тогда у меня целых двадцать рублей оставалось... А так… Э х! – он сокрушённо махнул рукой.

Ладно!- ободряюще похлопал Василия по плечу Шурик. - Не судьба, видать, была тебе сегодня по магазинам прошвырнуться и не надо было форсировать события. Но не кручинься, товарищ. Это – Рок, Фатум. А мы всего лишь простые смертные. Куда нам тягаться…. Понимаю, это больно, но – надо пережить. Оно потом полегчает …

Мы тихо ржали, уткнувшись в подушки. Молодость брала своё …

в раздел Оглавление

«Методы структурной психосоматики»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Методология и техника работы.
Анализ терапевтических случаев

ГЛАВА I

Стратегии и карты. Психотравмы

Словарный состав языка - такой же показательный феномен познания, как и любой другой продукт культурной деятельности. Когда же речь идет о наиболее общих категориях, анализ передающих эти категории слов, нюансов, смысла и бытования этих слов в качестве технических терминов той или иной традиции особенно интересен.

Рассмотрим следующую словарную цепь:

«Рок» - «фатум» - «судьба» - «доля» - «воля » - «свобода».

Первые два слова заимствованы, но могут быть так или иначе соотнесены с русским словом «судьба». Мы уже говорили, что санскритский термин «карма» также близок к нему, а вот «дхарма» ближе к русскому слову «доля», оно же может быть соотнесено с китайским термином «мин». Если мы теперь расположим все эти слова вдоль обозначенной нами цепочки «энтропийный пресс» - «инструментарий отражения-отреагирования» - «ядро личности», то можем констатировать следующую картину (рис. 36).

Разумеется, такое расположение в достаточной степени условно, поскольку язык не ограничивает точно пределы использования того или иного слова, мы же не предполагаем придавать им характер технических терминов доктрины. Все же определим, что термины «рок», «фатум», а также «динамике» означают судьбу - неизбежность, жесткое предопределение будущего хода событий. Термин «карма», обозначающий судьбу, неизбежность, воздаяние, на первый взгляд схож с предыдущими, но имеет существенные смысловые различия. «Рок» как бы независим от человека, определяется внешними, по отношению к нему, причинами. Тогда как «карма» - результат собственных, благих или неблагих, поступков (совершённых, в соответствии с ведической или буддистской, традицией, может быть, и в прежних рождениях).

Китайский термин «мин» тем и схож с русским «доля», что обозначает возможность будущего хода событий, которая, тем не менее, может быть либо упущена (если такой ход благоприятен, а необходимые действия не совершены), либо предотвращена (если существует опасность, которую удалось предотвратить).

«Дхарма» - это судьба - долг, казалось бы, обусловленность, но обусловленность морально-мировоззренческого характера. В древнеиндийской традиции «дхарма» непосредственно связана с «кармой»: поступки, совершаемые против дхармы, оборачиваются неблагоприятными кармическими последствиями; карма выступает своеобразным «эхом» деятельности, преломляющейся по дхармическим закономерностям. В «Бхагавадгите» завязка сюжета построена на глубочайшем разборе «должного» и «недолжного» поступка, причем напрочь отвергается возможность классификации по этому признаку для любого человека «вообще» и для любой ситуации «вообще». Лишь конкретный человек с его конкретной дхармой, существующий «здесь и теперь», может быть точкой отсчета морально-этической шкалы. Человек может поступать «должно» или «недолжно», но не относительно других, а относительно самого себя, собственной дхармы.

На поле Курукшетра, где должно состояться сражение между армиями пандавов (центральных героев всей «Махабхараты», частью которой и является «Бхагавадгита») и их двоюродных братьев, кауравов, битва, занимающая центральное место в эпосе, по своим масштабам, значению и последствиям, в глазах индусов, сравнимая, может быть, только с христианским Армагеддоном, царевич Арджуна вдруг отказывается сражаться на том основании, что, во-первых, он будет вынужден убивать своих близких родственников, друзей и учителей, а, во-вторых, убийство живого существа само по себе запретно, противно одному из базовых принципов поведения индуса - ахимсы («ненасилию», «неубийству»); нарушение ахимсы отягощает карму и совершенно неприемлемо для последователя йоги, каковым Арджуна является. В спор с ним вступает его друг и колесничий Кришна (инкарнация бога Вишну), и вся «Бхагавадгита», справедливо почитаемая одним из авторитетнейших религиозно-философских текстов индуизма и главным «философским», «парадигмальным» текстом йоги, представляет собой, во-первых, обоснование, почему Арджуна должен сражаться, и, во-вторых, изложение философских и поведенческих основ йоги, базирующихся на тонком разборе таких категорий, как «истинное Я» (Атман), «деяние» и «не-деяние»: «дхарма», «карма» и т.д.

Вот первый аргумент Кришны, самый простой, бытовой по своему содержанию, но интересующий нас в данном случае больше других (он Дается до обращения к аргументам из философии йоги): «Ты, Арджуна, - кшатрий (т.е. принадлежишь к варне воинов), а значит, твоя дхарма - сражаться, не приписывай себе дхарму другой варны, брахманов (жрецов); если воин отказывается сражаться за правое дело или правитель отказывается покарать преступника, ссылаясь на ахимсу, он тем самым нарушает собственную дхарму, отягощает свою карму и, более того, практически нарушает принцип ахимсы (зло, которое не остановлено, и дальше будет порождать зло).


Рис.37 Фатум и свобода в Глобальном взаимодействии и уровнях Древа Сефирот

Сказанное не значит, что у человека, чей шестой логический уровень не проработан, воление, покидающее ядро личности, всегда искажено, но оно неустойчиво и по-разному проявляется в разных «тема¬тических» группах контекстов.

Все это, в совокупности, воспринимается нами как «паралич воли», «дефекты воли», «безволие».

В зоне второй барьерной мембраны, перехода от ядра личности к собственно личности, воля приобретает окраску дхармы - судьбы-долга, осознанного волевого импульса, согласующегося с парадигмой, в которой существует личность (пятый логический уровень, уровень космограммы). На уровне карт и контекстов она приобретает окраску судьбы-возможности, доли или мин (четвертый логический уровень, уровень убеждений).

В терминах «карма» и собственно «судьба» мы можем определить характер волевого импульса в зоне стратегий и перехода личности к проявлениям личности (третий логический уровень, уровень навыков - первая барьерная мембрана - второй логический уровень, уровень поведения). Здесь пресс энтропийных тенденций уже заметно преобладает и даже собственно действия и поступки воспринимаются обусловленными, вынужденными, принадлежностью скорее внешнего мира, чем внутренних побуждений. Есть большой соблазн при этом посчитать, будто бы такие действия и поступки вообще лишены какой-либо свободы выбора, не зависят от собственного выбора, но уже погружение центра осознания на шаг, а тем более, на два шага вглубь - на четвертый логический уровень (доля или судьба-возможность), где основная задача деятельности приобретает характер выбора, и на пятый логический уровень, где выбор следует из общей картины мироздания и определения своего места в нем, - открывает картину с иной точки зрения: участие собственной воли в происходящем становится очевидным.

Наконец, на самом краю обозримого «внутреннего» пространства антропосферы мы встречаем такие категории, как «фатум», «ананке», «рок», судьба - неизбежность. Трудно осознать в них собственную волю, результат собственной деятельности, тем более что и на самом деле в этой зоне пресс энтропийных тенденций оказывается определяющим; но если с глубокого логического уровня проследить всю цепочку превращений, модификаций волевого импульса - через зону самоидентификации, космограммы, карт, стратегий, процессов - вплоть до единичного точечного факта («знака» или «удара» судьбы, «веления» рока и т.д.) - как становится очевидным присутствие изначальной, образующей всю ветвь отреагирования воли и здесь.

Описанные нами модификации воли от уровня к уровню нормальны и закономерны, но если уже на уровне самоидентификации (шестой логический уровень) возможны те или иные искажения, то тем более они возможны там, где изначальное воление «Я хочу» как бы размазано, ослаблено и скрывается за масками долга, судьбы и предопределения. Это воление чаще всего приобретает ложную формулировку «Надо» или уже вовсе лишенную всякого активного начала «Так вышло», «Так происходит», «Так случилось» - воля уходит в песок и оборачивается самым настоящим безволием.

Таким образом, мы можем сказать, что формулировка первичного воления творящего Бога: «Да будет!» - соответствует человеческому: «Я хочу быть!». Их примиряет лишь любовь, объединяющая начальное слово и слово человеческого устремления к жизни и совершенству.

Говоря здесь о патологии, мы имеем в виду не только болезнь в медицинском смысле слова, но и всевозможные социальные и социально-психологические отклонения, которые, во-первых, не позволяют человеку быть успешным в культурной, социальной и природной среде, а во-вторых, не позволяют совершиться «личной эволюции» индивида. Давая подобное, достаточно нечеткое определение, мы должны иметь в виду два обстоятельства: понятия «успешность» и «неуспешность» весьма относительны, и человек может представляться вполне успешным по меркам окружающих и того социального слоя, к которому принадлежит, но при этом являться «патологической» личностью. Успешность должна здесь пониматься с точки зрения реализации задач ядра личности (дхармы) и, в какой-то степени, может ассоциироваться с категориями «гармонии», «смысла жизни» и «счастья». Второе: мы должны констатировать, что часто «неполноценные» по меркам бытовой морали люди, например, инвалиды, вполне «успешны» в том смысле слова, который мы очертили. Они часто успешны и по житейским меркам. Примером может служить выдающийся психолог и психотерапевт Эриксон, инвалид с детства. Другой пример - Лаплас, у которого, вследствие перенесенного в Детстве менингита, нормально функционировало только одно полушарие.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: