Епископ роман серпуховской. Епископ Якутский и Ленский Роман: Самое главное – не внешние условия, а внутреннее состояние

Родился 3 февраля 1957 года в г. Кольчугино Владимирской области в православной семье. В 1974 г. окончил среднюю школу, работал на заводе им. Серго Орджоникидзе. В 1977 году после службы в рядах Советской Армии был направлен работать инспектором в отдел охраны административных зданий г. Москвы. В 1980 г. окончил Московский институт стали и сплавов, в 2006 – заочно Московскую духовную семинарию, в 2008 – экстернат Московской Духовной Академии.

В августе 1980 г. был пострижен в рясофор. С августа по декабрь 1981 года нес послушание в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Владимирской области. 17 декабря 1981 года пострижен в монашество с наречением имени Роман. В декабре того же года был рукоположен в сан иеродьякона, затем иеромонаха. В течение четырех лет до апреля 1986 г. был делопроизводителем Владимирского епархиального управления. Затем служил настоятелем Свято-Успенского собора г. Петушки.

В 1987 г. был переведен в клир Кишиневско-Молдавской епархии, где до ноября 1990 г. являлся настоятелем Преображенского собора г. Бендеры. В январе 1988 г. был возведен в сан архимандрита, в октябре – назначен членом Епархиального совета Кишиневской епархии. В феврале 1991 г. был принят в клир Московской епархии и назначен настоятелем Преображенского храма г. Железнодорожного, затем благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма г. Дмитрова с оставлением прежних должностей. С 23 февраля 1993 года – настоятель Борисоглебского монастыря г. Дмитрова, с ноября 1995 года по октябрь 2005 – благочинный церквей Дмитровского округа.

За тринадцать лет служения в Дмитровском благочинии архимандрит Роман внес большой вклад в возрождение православия и духовности. За этот период значительно увеличилось количество православных общин и приходов. Возрождены к жизни Борисоглебский и Николо-Пешношский монастыри, Успенский кафедральный собор.

В декабре 2004 г. был назначен благочинным монастырей Московской епархии. С августа 2005 г. в течение шести лет являлся настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни и одновременно благочинным церквей Чеховского округа.

В июле 2006 г. определением Священного синода был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии. С октября 2011г. по настоящее время – настоятель Высоцкого монастыря г. Серпухова.

Епископ Роман удостоен наград Русской Православной Церкви: орденов благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобного Сергия Радонежского II и III степени, святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, памятной панагии.

Решением Совета депутатов Дмитровского муниципального района Московской области N 326/58 от 29.08.2013 г. епископу Серпуховскому Роману присвоено звание «Почетный гражданин Дмитровского муниципального района».

- Ваше Преосвященство, я никогда не понимала пристального внимания к биографии писателей, художников, учёных... Мне кажется, что для любого творческого человека, а тем более священнослужителя, а тем более епископа, посвятившего себя сотворчеству с Богом, внешние обстоятельства большого значения не имеют. Ведь благодаря таинству рукоположения, молитвам, богослужению в судьбу священника, в его характер, в его ум, чувства, поступки начинает вмешиваться благодать Божия. Он становится не равен сам себе. Но всё же у людей есть большой интерес именно к этому - подробностям жизни.

Расскажите, пожалуйста, о себе, о семье. Как Вы верить в Бога начали? Когда и почему решили принять монашеский постриг? Как стали священнослужителем? Короче говоря, поведайте о жизни, которая привела Вас к нам, в Якутию .

Мне думается, есть два пути к Богу. Первый - когда вера передаётся, что называется, по наследству. Второй - встреча с Богом в результате разных обстоятельств: болезнь или озарение, или призвание Божие, или… Этих «или» может быть очень много. Совсем не значит, что какой-то из путей - более величественный и предпочтительный. На каждом из них есть свои сложности.

- Искушения второго пути мне понятны, а какие бывают на первом?

Когда вера дана от рождения, от воспитания семейного, она не подвергается такому рассудочному, интеллектуальному усвоению, как это бывает, когда человек обретает её в зрелом возрасте. Несмотря на то, что всё моё детство прошло в церкви, я впервые должен был защищать веру, формулировать и излагать свои религиозные убеждения в армии, когда встречался с атеистами.

Так вот, я принадлежу к тем людям, которые впитали веру с молоком матери. Родился на Северном Кавказе, в Кабардино-Балкарии, в станице Прохладной (сейчас это город), в семье традиционной, православной, консервативной. Моя бабушка была монахиней. Меня крестили вскоре после рождения. Восприемником моим стал священник, настоятель храма. Детство я провёл в его стенах. Всё воспитание, формирование мировоззрения проходило под влиянием Церкви, священников и благочестивых родителей. Мама до сих пор жива, за что я благодарю Господа.

По окончании восьми классов мне пришлось идти учиться в ПТУ, потому что в семье был сложный период - отец сильно болел, и мама воспитывала нас, троих детей, практически одна. А в училище я имел возможность три дня учиться и три дня работать, помогать маме кормить брата и сестру.

По древней русской семейной традиции в многодетной семье одного из детей посвящали служению Богу. И мама дала обет, что я, первенец, буду посвящён Господу. С детства она меня духовно «программировала» на это служение. Поэтому к моменту принятия монашества не было дилеммы, какой путь выбрать. Так меня воспитали. Я родился монахом. Как Владимир Высоцкий пел: «Колея эта - только моя!» Моя колея - монашеская.

После окончания училища, почти год до призыва в армию, я провёл близ почившего архиепископа Антония (Завгороднего), тогда управляющего Ставропольской епархией, очень одарённого, талантливого архиерея. Он принял меня в состав иподьяконов, и я впервые был вовлечён активно в церковную жизнь. Владыка много миссионерствовал, ездил по епархии, часто совершал богослужения, и первую школу священства, миссионерства я прошёл подле него.

В 1987 году меня призвали в ряды вооружённых сил. Служил, естественно, в стройбате, в то время и быть не могло по-другому, ведь я призывался из Церкви. Служба была, с одной стороны, сложная, с другой - много оставалось времени для чтения, повышения своего интеллектуального и богословского уровня, чем я и занимался. Благодарю Господа за те два года, тот опыт, который приобрёл в армии. Я отдал долг Родине. Так нас всегда воспитывали и, думаю, что это правильно - защищать Отечество.

После возвращения я был принят в Ставропольскую духовную семинарию. На третьем курсе принял монашеский постриг. В 1992 году ректор семинарии, тогда архимандрит, а ныне архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии, постриг меня в монашество. Он же стал моим духовным отцом. Владыка Евгений - человек глубочайшей веры, такого же смирения, удивительной простоты, ведущий правильную монашескую жизнь (как я сейчас могу это оценивать). Имея духовников в Троице-Сергиевой лавре, он в простоте и смирении меня воспитывал и заложил основы монашеской жизни. Для монаха это очень важно. Монах не может состояться без духовника. Всякому человеку нужен духовный отец, который рождает и закладывает основы мировоззренческие, монаху - особенно.

Ещё учась на четвёртом курсе, я стал заведующим канцелярией семинарии, занимался издательской деятельностью.

- Об этом подробнее, пожалуйста.

Мы выпускали семинарскую газету «Православное слово». Интересно, как она появилась. В город приехал популярный тогда экстрасенс, соблазнять и совращать людей. И мы, семинаристы, пошли к цирку, где он выступал, чтобы на ступеньках останавливать людей. А перед этим кто-то из сокурсников сказал: «Хорошо бы сделать листовки!» И мы сделали… газету. И раздавали её. Печатали сначала на старинном угольном ротере. Конечно, первый номер был обличительный, направленный против экстрасенсов и прочей оккультной деятельности. Потом газета издавалась семинаристами еженедельно.

На четвёртом курсе я получил рукоположение сначала в иеродиакона, потом в иеромонаха. После окончания семинарии остался в ней преподавать и был инспектором. Затем началась очная учёба в Московской духовной академии, которую я окончил, написав кандидатскую работу «Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)».

После окончания академии в 1999 году возвратился в Ставропольскую семинарию в качестве проректора по воспитательной работе. И там десять лет занимался делами семинарии во всём их многообразии.

В 2009 году я был направлен представителем Патриарха Московского и Всея Руси в Грузию, где прослужил полтора года до решения Синода назначить меня епископом Якутским и Ленским.

Монашеский идеал

- Удивительно: Вы посвятили кандидатскую диссертацию архиепископу Феодору (Поздеевскому), а Владыка Зосима составил жизнеописание этого выдающегося деятеля Церкви периода её новомученичества!

Ничего в нашей жизни не бывает случайным. Узнав о том, что Владыка был специалистом по архиепископу Феодору, я просто прослезился. Отслужив литию на могиле епископа Зосимы, позвонил родителям покойного, рассказал о том, что нас связывает, и, мне кажется, папа его тоже растрогался до слёз.

- Владыко, думаю, общий интерес к личности архиепископа Феодора (Поздеевского) тоже не случаен. Значит, у вас один монашеский идеал? В чём он?

Митрополит Антоний Храповицкий говорил, что монашество может быть монастырским и учёным. Наверное, как подвизаются монахи, живущие в монастыре, понятно. Учёные же монахи посвящают себя научной и просветительской деятельности. Архиепископ Феодор (Поздеевский) был одним из самых ярких представителей такого типа монашества. Он возглавлял Московскую духовную академию в сложный период перед революцией. Был одним из последних настоятелей Данилова монастыря. Аскет, подвижник благочестия, богослов, человек учёный, знавший множество иностранных языков… Таким ведь был и Владыка Зосима. Вот мой монашеский идеал.

- Вы исследовали а скетические воззрения Владыки Феодора . Скажите, аскетика для Вас в большей мере предмет исследования или способ жизни? Возможно ли первое без второго? Необходим ли аскетизм христианину?

Христианина без подвижничества не бывает. Аскетика - это наука о подвижничестве. Духовная жизнь имеет свои правила, законы, живя по которым только и возможно наследовать жизнь вечную, получить спасение. Подвижничество может быть и неправильным. У апостола Павла есть такие слова: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (Тим 2, 5).

- Читатель спросит: а кто создал эти законы? Почему я должен им подчиняться?

Во-первых, они отражены в Священном Писании - в Нагорной проповеди Спасителя, которую передаёт Евангелие от Матфея. И далее, более глубоко, - в творениях апостола Павла, а потом - у отцов Церкви. Уже начиная с мужей апостольских, в писаниях апологетов, первых монахов, значительное место уделялось правилам подвижничества, духовной жизни. Знание этих законов имеет исключительную важность. Потому что в них заключён опыт людей, достигших богообщения, святости.

Парадоксально, что никто из святых отцов не писал книги просто так, из внутренней потребности самовыразиться. Они писали не для тщеславия, не для того, чтобы положить свои труды в стол, не потому, что очень захотелось порассуждать…. Всякий богословский святоотеческий труд - ответ на вопрошание. И «Лествица» Иоанна Лествичника, и «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея - книги, которые так и начинаются: ты спрашивал, я тебе отвечаю…

Святые отцы пережили всё, о чём они учили других. Они делятся результатами собственных духовных подвигов, объясняют, как правильно молиться, поститься, держать свои помыслы в узде, следить за своими чувствами, не заниматься собственным восхвалением, не искать восхищений. Это правила, выведенные из глубины личного опыта.


/p>

Миссионерствовать - значит гореть

- Ваше Преосвященство, я с удовольствием прочла в интернете Ваши журналистские материалы. Совсем недавно, в январе 2011 года, спрашивая митрополита Ахалкалакского и Кумурдойского Николая (Пачуашвили), творчески свидетельствующего о вере Христовой в Грузии, с чего он начинал, Вы добавили: «Ведь ваша епархия особенная - миссионерская». И вот сами возглавили епархию, ещё более нуждающуюся в христианской миссии. Переадресую Вам Ваш же вопрос: на что, Владыко, Вы намерены опираться в большей мере - на свой опыт или наработки предшественников?

Конечно же, я буду опираться и на знания свои, и на опыт, которые получил, но ещё более - на тот опыт, который здесь, в Якутии, уже есть. Хочу подражать и святителю Иннокентию, и архиепископу Герману, и епископу Зосиме, и всем прежним святителям.

Главное в миссионерстве, как мне видится, это явление Евангелия собственной жизнью, на собственном примере. Потом уже можно говорить о путях и методах, которые могут быть разными, исходящими из реальных условий, особенностей времени… Но, мне кажется, всё это второстепенно по отношению к первому.

- Тем не менее, о методах… Какую форму миссии Вы считаете наиболее продуктивной и целесообразной: командировки священников на приходы для постоянного духовного окормления верующих и просветительской работы (на это делал упор архиепископ Герман), религиозно-светские мероприятия с привлечением широкой общественности (активно практиковавшиеся епископом Зосимой), миссия через печатные и электронные СМИ, что-то ещё?

Я полагаю, что Вы говорите о разных частях единой сильной миссионерской деятельности. Нельзя одно другому противопоставлять и тем более говорить о превосходстве той или иной формы. Безусловно, должна вестись активная, большая работа на приходах. Буду и священников подвигать, и сам ездить. Это очень важно. Но так же важны церковно-общественные и даже чисто светские мероприятия. Я прошу священников не отказываться ни от одного приглашения, которые они получают. Всегда их участие полезно. Даже хождение по улице в рясе, в священной одежде - это миссионерство. Любое присутствие священника - вид, слово, дело - в любой ситуации должны нести весть о Христе.

Проблема в том, что мы очень много знаем о миссионерстве: методы, способы, приёмы... Но самое важное - всё это делать: не потухать, не угасать, не быть теплохладным, как сказано в Откровении. Главное - гореть! Но кроме горения, активности миссионер должен быть, как мне видится, смиренным.

- Святейший Патриарх и в своей речи при наречении Вас епископом, и за обедом говорил о необходимости сотворчества с якутской интеллигенцией: «Ваша задача заключается в том, чтобы протянуть им руку, участвовать в диалоге, посещать университет, читать лекции, не уходить от контакта с мыслящими людьми, рассказывать им об истории православия - потому что в нынешних условиях местный народ не выдержит глобализации, если не будет православным». Но, согласитесь, интеллигенты - везде самая трудная для проповеди прослойка. Свойственные нам гордыня ума, обострённое тщеславие и прочие страсти как бы закладывают уши, как в самолёте. Но, с другой стороны, умному, образованному человеку, может быть, легче объяснить свою точку зрения. Как Вы смотрите на эту проблему?

Конечно, Вы правы, интеллигентным людям, как никому другому, свойственно чувство собственного достоинства. Во многом знании много печали... Вот тут-то надо потерпеть! И гордыньку, и упивание собственной значимостью надо потерпеть потому, что такая есть особенность у людей, которым много дано. Если не проявить терпение и смирение, ничего не получится: и миссионер гордый, и представитель интеллигенции с обострённым чувством собственного достоинства… Плюс на плюс - последует отторжение.

У меня есть опыт работы с научной интеллигенцией - небольшой, но есть. Я был деканом факультета в светском вузе - в Институте дружбы народов Кавказа. И с профессурой общался, и с преподавателями, и со студентами. Да, сразу никто не открывает сердце, но со временем и слова находятся, и людей начинаешь чувствовать. Мы служили миссионерские литургии в институте - сокращённые, с комментариями… Учитывать сложности людей творческих вполне возможно.

- А Вы не можете сказать, что с какими-то людьми Вам проще найти общий язык, с какими-то труднее?

Нет. Мне сложно с агрессивными людьми, которые заведомо относятся к тебе враждебно. Но в этой агрессии нужно разбираться. Иногда за ней скрывается гордыня: человеку интересно бы узнать о Христе, о Евангелии, а весь его прошлый опыт жизни атеистический так и противится признать это, и он начинает спорить, причём агрессивно. С таким человеком можно не спорить, а говорить. А бывает слепая агрессия, бесовская, тогда не стоит метать бисер… Но это редко встречается, к счастью.

- Владыко, в Якутске на 290 тысяч человек - четыре действующих храма (не считая домовых), то есть не более 1% населения являются регулярными прихожанами. Как Вы видите миссию в «легкодоступном» (в сравнении с северными улусами) городском пространстве?

Черчилль говорил, что статистика - узаконенная система обмана. Я с недоверием отношусь к статистике. Как посчитать, сколько людей посещает храм? Кто-то приходит раз в год, кто-то несколько раз в неделю… В Якутске, конечно, мало храмов. Чем меньшую территорию охватывает приход, тем ближе священник к людям, тем больше у него времени заниматься их проблемами. Я полагаю, что на 10 тысяч человек должен быть храм. Храм - центр миссии. Понятно, что это не так просто, но мы будем стремиться восстанавливать и строить храмы параллельно с миссией евангелизации. Мне хочется, чтобы их было больше.

Будем служить по-якутски

- Сейчас лишь небольшая часть богослужения совершается на якутском языке, планируете ли Вы ввести хотя бы иногда или в отдельных храмах служение полностью по-якутски?

Я бы очень этого хотел! Хочу, чтобы одна из литургий (ранняя или поздняя) в воскресный день в кафедральном соборе была на якутском языке в самое ближайшее время. А сейчас надо использовать шире хотя бы то, что уже переведено: возгласы, молитвы, ектении, Евангелие, Апостол… Но я ставлю перед собой задачу, чтобы богослужение на якутском языке совершалось полностью, как при святителе Иннокентии.

- Значит, в Ваших планах продолжение переводческой деятельности? Предполагаете ли Вы более широко издавать то, что уже переведено: Новый Завет, Псалтирь, молитвы?..

Когда я совершал первый свой молебен в Преображенском кафедральном соборе г.Якутска, увидел, как много пришло представителей саха, впервые услышал ектению на якутском языке, песнопения и сказал, что мне очень понравился якутский язык, он прекрасно ложится на мотивы, распевы церковнославянские. Я дал обещание, что буду учить якутский язык. Думаю, нет, уверен, что мы займёмся и литургическими переводами, будем служить литургии на языке саха. И уже начал заниматься якутским.

- А русский язык? Не считаете ли Вы возможным в большей степени вводить его в богослужение, хотя бы параллельно?

Межсоборное присутствие недавно опубликовало на официальном сайте по этому поводу проект концепции. Я его вполне одобряю. Совершенно согласен, что в переводе на русский язык богослужение нуждается, но категорически против, чтобы это было сделано спешно и неграмотно. Увы, примеры нехорошие есть. Осторожность нужна и в силу того, что в Церкви значительная часть консервативно настроенных людей решительно против участия русского языка в богослужении. Поспешность может привести к расколу, как это случилось в Греции, например. Нельзя этого допустить.

- Читая одно из Ваших интервью, я узнала, что Грузинская и Греческая Церкви осуществили совместно замечательный проект: напечатали миллион экземпляров Евангелия от Марка и… по почте разослали всем жителям страны! О важности раздачи духовной литературы говорил протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ, когда приезжал в Якутию. Не кажется ли Вам, что Слово Божие должно быть доступно хотя бы тем, кто этого желает?

Сделаю смелое заявление: мы в самое ближайшее время предпримем издание Евангелия на якутском языке и будем раздавать его бесплатно, обеспечим библиотеки, храмы. Думаю, я найду помощников из числа добрых меценатов, которые к этой программе подключатся. Можете считать, что она уже началась. Вы дали мне эту идею.

- Тогда позволю себе ещё одну: отец Анатолий Астафьев издал в Ленске молитвослов с параллельными текстами на якутском и церковнославянском языках с русскими комментариями. Причём многие молитвы Саломия Леонтьева, редактор этого молитвослова, в своё время переводила специально для «Логоса». Тираж две тысячи экземпляров разлетелся…

Я посчитал своим долгом на следующей день после хиротонии поехать в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и там отслужить молебен у мощей святителя Иннокентия, чтобы получить его благословение на епископское служение в Якутии. Во время службы ко мне подошёл отец Анатолий, показал молитвослов, сказал, что хочет переиздать его. Я ответил, что этот тираж нужно увеличить как минимум в пять раз, раздавать какую-то часть бесплатно и пообещал, что этот проект епархия возьмёт на себя. Тем более, что в молитвослове есть катехизическая часть, к тому же его можно использовать как пособие для тех, кто хочет учить якутский. Очень хорошее издание!

- Святейший Патриарх в своём напутствии Вам сказал: «…Никогда Якутия не знала такого числа священников и архиереев, как в годы репрессий… И может быть, ты также примешь на себя труд рассказать поимённо о каждом, кто мученически скончался на якутской земле за верность Христу Спасителю». Готовы ли Вы, Владыко, принять на себя этот благодатный труд?

На заседании первого же епархиального совета мы приняли решение о создании комиссии по канонизации святых. В неё будут привлечены специалисты историки-архивисты. Для начала надо хотя бы составить базу данных, а потом собрать сведения о жизни и смерти мучеников и исповедников ещё пока неведомых. Мы будем это делать. Я знаю, что при Владыке Зосиме такая работа уже началась. Думаю, что это архи необходимо. Надо возвращать память о людях святых.

- Владыко, меня очень тронул вопрос, который Вы ставите перед собой: «А сумел бы я, будучи распят на кресте, с этого креста, подобно апостолу, проповедовать слово Христовой истины?» Наверное, этот ответ может дать только жизнь, но от всего сердца желаю, чтобы люди не распинали Вас своей злобой, недоверием, клеветой, ведь архипастырский крест и без того тяжёл. Чтобы, понимая, насколько благое дело Вы призваны делать, все якутяне помогали Вам, кто чем может.

Пропагандисты РПЦ и УПЦ МП отрабатывают общую методичку по Украине

Почти месяц назад я написал в «Свободную тему» заметку о начавшемся грандиозном религиозном скандале вокруг Украины: Константинопольский патриарх Варфоломей вдруг решил даровать автокефалию, т.е. полную самостоятельность, Украинской церкви. Напомним, что в Украине есть несколько православных церквей. Во-первых, каноническая, всеми прочими православными церквями признаваемая, УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата), которая обладает широкими правами автономии, хотя и признает над собой главенство Патриарха Московского и всея Руси. Но есть также неканонические, непризнанные образования: УПЦ Киевского патриархата под руководством патриарха Филарета (Денисенко) и Украинская автокефальная православная церковь.

Тогда я сказал, что решение патриарха Варфоломея вызовет войну за Украину между РПЦ и Константинополем (с первых же дней спикеры РПЦ стали сравнивать Варфоломея с Гитлером, а прибытие епископов-экзархов, посланников Константинополя в Украину, - с вторжением нацистов на территорию СССР).

Но это было только начало. Спикеры РПЦ и УПЦ МП, кажется, получили одну общую методичку, по которой стали «мочить» Константинополь и его «претензии» на Украину.

Началась война компроматов. То греки выкладывают расшифровку беседы от 31 августа между патриархами Кириллом и Варфоломеем, где митрополит Иларион (Алфеев) якобы заявляет, что президент Украины Петр Порошенко «подкупил Константинополь», а патриарх Варфоломей возмущается и требует доказательств, обвиняя Илариона в «хуле на Мать-Церковь». Вслед за этим пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков выступает с опровержением, говоря, что «стенограмма» - фейк, да и вообще «не по-джентльменски» выкладывать расшифровки закрытых переговоров. Хотя непонятно, при чем тут «джентльменство», если «стенограмма» - «фейк»?

Потом началась «война документов»: Константинополь публикует многостраничные «доказательства» того, что Украина всегда была канонической территорией Вселенского патриархата, а Москве, мол, дали временно попользоваться, а теперь пора и честь знать. В ответ РПЦ начинает лихорадочную публикацию своих подборок документов с доказательствами обратного, а тот же священник Волков вновь указывает, что документы Константинополя «псевдоисторичны».

На поле битвы выступили церковные историки РПЦ, которые дружно повторяют, что никаких прав у Константинополя на Украину нет, да и вообще патриархи Стамбула (Константинополя) вечно хотят стать «восточными папами», быть самыми главными в православии, а это, мол, самая натуральная ересь. Да к тому же и обнимаются с настоящими папами римскими, а еще впали в либерализм и решили разрешить вдовым священникам жениться во второй раз, чего до этого не было. Глядишь, завтра начнут геев венчать. (Притом что и патриарх Кирилл встречался с Папой Римским, а в РПЦ полным-полно второбрачных священников, только неофициально.)

Другие спикеры, включая представителей УПЦ МП, в запале заявляют, что Константинопольский патриарх, у которого паствы в Турции всего «три тысячи человек», вообще должен сначала «христианизировать Турцию» и «построить хоть собачью будку», прежде чем сметь приходить к украинским епископам, которые за годы своего служения «построили» сотни храмов и десятки монастырей. Правда, умалчивается, что паствы у Константинопольского патриарха полно по всему миру, включая главный центр монашества - Афон, и что храмы и монастыри строят все-таки не епископы лично, а священники и монашествующие вместе с мирянами и спонсорами. А то выходит как в знаменитом стихотворении: «Прошла зима, настало лето - спасибо партии за это…»

Но и это далеко не все. Начались постоянные угрозы «крови» - один за одним спикеры РПЦ и УПЦ МП говорят, что если Константинополь даст автокефалию Украине, то даст он ее раскольникам (хотя это, скорее всего, не так будет устроено), а значит, раскольники и националисты массово начнут «захватывать» храмы и монастыри УПЦ МП.

Об этом недавно заявил митрополит Владимир (Мороз), наместник Почаевской лавры, предупредив верующих, что готовится захват лавры и что скоро нужно будет приезжать и защищать монастырь.

Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) вообще публично сказал перед телекамерами, что США в секретных лабораториях на территории Украины готовят «зараженных комаров», которые, видимо, будут кусать каноничных православных, а раскольников целовать нежно в носик. Впрочем, нести бред для митрополита Павла, который уже 25 лет руководит главным монастырем УПЦ МП, - привычное дело.

Недавно прозвучала новость, распространяемая УПЦ МП, что в Ивано-Франковской области радикалы напали на храм, избили прихожан и священника и захватили храм, сменив замки. Эту новость растиражировали сотни российских и пророссийских СМИ - как светских, так и церковных. Правда, практически никто из этих СМИ не уточнил позже, что украинская полиция опровергла информацию о захвате (хотя конфликт с дракой все же был, но вот только радикалов перепутали с представителями администрации района), да и оказалось, что храм-то вообще - бывший католический костел и памятник архитектуры, и сами православные МП не хотят его отдавать католикам и не выселяются, хотя администрация поселка разорвала с общиной договор о безвозмездном пользовании более года назад.

И вот это центр истории - вокруг чего идет вся борьба за «каноничность» в Украине. Об этом прямо сказал все тот же митрополит Иларион (Алфеев), «второй человек» в РПЦ, как его некоторые называют: «Признание автокефалии на Украине лишит УПЦ прав на ее храмы и святыни».

Имущественный вопрос - главный пункт борьбы. Дело в том, что тут Россия и Украина кардинально различаются. По уставу РПЦ вся церковная недвижимость принадлежит РПЦ, то есть община в случае выхода из состава РПЦ и перехода в другую религиозную юрисдикцию лишается и храма, и всего прочего церковного имущества. Это создает систему, лишающую всех прав прихожан и поддерживающую безграничную власть Московской патриархии.

В Украине все иначе - там община может уйти из юрисдикции вместе с имуществом, если так решит община. Поэтому и идут там войны за храмы, когда деятели УПЦ КП или УПЦ МП привлекают своих сторонников (порой даже громил) и пытаются забрать храм себе. Именно это и называют в УПЦ МП и в РПЦ «гонениями» на канонических православных в Украине.

Но раньше можно было хоть сваливать на то, что храм у УПЦ МП отобрали «раскольники», а вот если патриарх Варфоломей даст автокефалию новой Украинской церкви, то она получит каноничность, признание других поместных церквей (возможно, не всех и не сразу, но все же). И это намного облегчит уход общин в Украине из УПЦ МП - отпадет страх «неканоничности».

РПЦ уверяет, что за этими действиями Константинополя стоят украинские политики и США: мол, им надо оторвать украинских православных от РПЦ и «русского мира». Но при этом сами спикеры РПЦ ведут себя как оголтелые политики, как представители имперского мировоззрения, по-прежнему считающие, что Украина - просто часть СССР/России/империи и не имеет права на самостоятельное существование как политически, так и религиозно. Чему же удивляться, если граждане Украины в своей немалой части не хотят подобного уничижительного к себе отношения и стремятся избавиться от подобной «дружбы» и «покровительства»?

Предстоятель УПЦ МП блаженнейший митрополит Онуфрий на днях в проповеди сказал: «Когда человек проводит благочестивую жизнь, кается в своих грехах, бережется от неправды, старается делать то, что Бог ему повелевает делать, любит Бога, любит ближнего, делает дела милосердия, тогда человек получает свободу от греха. А свобода от греха - это и есть «духовный томос», который Господь дает человеку как свидетельство того, что он свободен в правильном смысле этого слова».

Но эти мудрые слова не готовы услышать политиканы от религии ни с одной, ни с другой стороны. Взаимная вражда, война компроматов, угрозы, фейки, откровенная ложь, провокации - продолжаются. И обстановка только накаляется - все ждут, что уже, возможно, к середине октября патриарх Варфоломей даст томос об автокефалии Украине.

«Христос?» - спросите вы. А кого интересует Христос, когда идет война за каноны, территории, храмы и «святыни»? У них просто совсем другие святыни и ценности. Христос предлагал отдать последнюю рубашку требующему, видимо, не патриархам, не наместникам лавр, не спикерам церковных кафедр. Кого будут слушать простые верующие - Христа или пропагандистов? Каждый, думается, должен решать сам.

  • В 1974 году окончил 10 классов Беречинской средней школы и в этом же году поступил рабочим на завод имени Серго Орджоникидзе.
  • С 1975 по 1977 год служил в рядах Советской Армии.
  • 1977-1978 гг. - инспектор отдела охраны административных зданий города Москвы.
  • С 1978 по 1980 год обучался в Московском институте стали и сплавов.
  • 19 августа 1980 года, в праздник Преображения Господня, в Свято-Троицком храме села Низкое Московской области иеромонахом Иосифом (Балабановым) пострижен в рясофор.
  • С 14 августа по 17 декабря 1981 года нёс послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме села Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.
  • 17 декабря 1981 года, в день памяти святой великомученицы Варвары и преподобного Иоанна Дамаскина, в домовой церкви Архиерейских покоев при Владимирском епархиальном управлении секретарём архиепископа Владимирского и Суздальского архимандритом Алесием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.
  • Тезоименитство - 29 июля (11 августа).
  • 19 декабря 1981 года, в день памяти Николая Чудотворца, в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, 20 декабря 1981 года, - в сан иеромонаха к Успенскому собору.
  • С 1 по 20 января 1982 года был клириком Князьвладимирского храма города Владимира.
  • С 20 января 1982 года по 15 апреля 1986 года - делопроизводитель Владимирского епархиального управления.
  • В 1983 году поступил в Московскую духовную семинарию на заочное отделение.
  • 18 октября 1983 года Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права ношения наперсного креста.
  • 7 апреля 1985 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) возведён в сан игумена.
  • 20 января 1986 года Патриархом Пименом к празднику Святой Пасхи удостоен права ношения палицы.
  • С 15 апреля 1986 года по 2 декабря 1987 года служил настоятелем Свято-Успенского храма города Петушки.
  • 20 апреля 1987 года Патриархом Пименом удостоен права ношения креста с украшениями.
  • 2 декабря 1987 года переведён в клир Кишинёвско-Молдавской епархии.
  • С 22 декабря 1987 года по 2 ноября 1990 года - настоятель Преображенского собора города Бендеры.
  • 6 января 1988 года митрополитом Кишинёвским и Молдавским Серапионом возведён в сан архимандрита.
  • 14 октября 1988 года назначен членом Епархиального совета Кишинёвской епархии.
  • В 1989 году в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Пименом удостоен права служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до «Отче наш…»
  • 18 февраля 1991 года принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма города Железнодорожного.
  • 20 апреля 1991 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Щёлковского округа.
  • 26 ноября 1992 года назначен настоятелем Борисоглебского храма города Дмитрова Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щёлковского округа и настоятеля Преображенского храма города Железнодорожного.
  • С 9 февраля 1993 года по 29 декабря 1994 года - член Епархиального совета Московской епархии.
  • 23 февраля 1993 года Священным синодом Русской православной церкви утверждён в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.
  • С 26 марта 1993 года по 9 ноября 1995 года - благочинный церквей Балашихинского округа.
  • С 9 ноября 1995 года по 7 октября 2005 года - благочинный церквей Дмитровского округа.
  • С 19 сентября 1997 года по 7 октября 2005 года - настоятель Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области и председатель Приходского совета.
  • С 10 декабря 2004 года - благочинный монастырей Московской епархии.
  • С 13 мая по 18 октября 2005 года - настоятель приписанной к Успенскому собору Елизаветинской церкви города Дмитрова.
  • 8 августа 2005 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поручено временное исполнение по совместительству обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни посёлка Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа
  • 6 октября 2005 года Священным синодом Русской православной церкви назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни посёлка Новый Быт Чеховского района Московской области
  • 7 октября 2005 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия - благочинным церквей Чеховского округа
  • В 2006 году заочно окончил МДС.
  • 2006 г. - зачислен на I курс экстерната Московской духовной академии (Богословское отделение).
  • 19 июля 2006 года определением Священного синода Русской православной церкви избран епископом Серпуховским , викарием Московской епархии
  • 8 августа 2006 года в домовом храме Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря Предстоятель Русской Церкви совершил наречение архимандрита Романа (Гаврилова) во епископа Серпуховского, викария Московской епархии
  • 10 августа 2006 года, в день праздника Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, совершая Божественную литургию в Смоленском соборном храме столичного Новодевичьего монастыря, возглавил хиротонию архимандрита Романа (Гаврилова) во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. В хиротонии приняли участие: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; архиепископы Можайский Григорий, викарий Московской епархии; Тульский и Белёвский Алексий; Владимирский и Суздальский Евлогий; Курский и Рыльский Герман; Ярославский и Ростовский Кирилл; епископы Биробиджанский и Кульдурский Иосиф; Видновский Тихон; Сергиево-Посадский Феогност.
  • С 20 декабря 2006 года по 22 декабря 2009 года был членом Епархиального совета Московской епархии
  • 19 февраля 2007 года освобождён от должности благочинного церквей Чеховского округа
  • В 2008 году окончил Московскую духовную академию.
  • 5 октября 2011 года определением Священного синода освобождён от обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни и назначен настоятелем Высоцкого монастыря города
Дата рождения: 3 февраля 1957 г. Страна: Россия Биография:

Родился 3 февраля 1957 г. в г. Кольчугино Владимирской области. В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и поступил рабочим на завод им. Серго Орджоникидзе.

В 1975-1977 гг. служил в рядах Советской Армии, после демобилизации направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий г. Москвы.

В 1978-1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

19 августа 1980 г. иеромонахом Иосифом (Балабановым) в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской обл. пострижен в иночество.

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.

17 декабря 1981 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви архиерейских покоев при Владимирском епархиальном управлении настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарем архиепископа Владимирского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман в честь Романа Киржачского, ученика прп. Сергия Радонежского.

19 декабря 1981 г. в Свято-Успенском соборе Владимира архиепископом Владимирским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, 20 декабря тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха к упомянутому собору.

С 1 по 20 января 1982 г. был клириком храма в честь св. равноап. Владимира в г. Владимире. С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. — делопроизводитель Владимирского епархиального управления.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: