Бескрылая ника. Античный храм ники аптерос на афинском акрополе

Храм Афины Ники , который часто называют «храм Ники Аптерос », это маленькое святилище в Ионическом стиле, стоящее на Акрополе. Храм был построен в честь бескрылой богини победы с тем, чтобы она никогда не могла покинуть Афины (у неё два имени: Афина Ника или Афина-победительница и Ника Аптерос или Бескрылая победа).


Храм Ники Аптерос занимал хорошо заметное положение на вершине укреплённого микенского бастиона на юго-западном углу Акрополя справа от главного входа.

История храма Ники Аптерос

Культ Ники Аптерос (бескрылой победы) появился в Афинах в VI веке до н.э. В середине того века, возможно, при Писистрате, на бастионе был построен первый деревянный храм в её честь. В 480 году до н.э. при вторжении персидских войск храм был разрушен, хотя алтарь, на котором, как считается, стояла статуя богини, сохранился. При Кимоне около 468 года циклопической (крупноблочной) кладкой был построен другой маленький храм с внешним алтарём. Основания этих строений, их алтари и статуя богини, избежавшая уничтожения в 480 году благодаря тому, что её увезли в Саламин, сохранились внутри башни и были открыты во время реставрации начала 2000-х годов.

Реконструкция переднего фасада храма

В 449 году до н.э. появился проект нового храма Афины Ники, однако из-за недостатка финансирования строительство шло медленно и было завершено лишь около 420 года до н.э. во время Никиева мира (мирный период после Пелопоннесской войны). Храм из пентелийского мрамора был поставлен на месте старого святилища, при этом вокруг микенского бастиона были построены новые стены из известнякового туфа, благодаря чему площадь его вершины расширилась и он принял более правильную форму. Хотя даты и этапы строительства остаются спорными, культ Афины Ники процветал в 424/3 году до н.э., о чём можно судить, в том числе, по указу, касающемуся зарплаты жрицы этой богини.

Кроме поклонения Нике Аптерос здесь практиковали и более древние культы : на западной стороне бастиона стояло микенское святилище, а на восточной стороне – доклассические святилища Граций и Гекаты Эпипиргидии («хранительницы башни»).

В V веке храм Ники Аптерос был превращён в православную церковь . В период османского господства здесь хранили военное снаряжение. В 1686 году, во время осады венецианцами турецкого гарнизона, укрывшегося на Акрополе, храм был разобран и использован для строительства защитной стены перед пропилеей. В 1834 году, после обретения Грецией независимости, стена была снесена, а из её материалов в 1836 году восстановлен храм Афины Ники. В 1998 году фриз (архитектурный пояс) был перенесён в Акропольский музей, а на его место установлена копия из искусственного камня. С октября 2000 по 2001 год храм был разобран для того, чтобы заменить разрушавшийся бетонный пол, убрать части, не относящиеся к этому храму и переставить блоки, чьё положение было определено неверно. После этого храм собирали с 2004 по лето 2010 года.

Первыми архитекторами, занимавшимися изучением и реставрацией храма Афины Ники в 1830-е, были Ганс-Христиан Ганзен и Густав Эдуард Шауберт.

Архитектура и статуи храма Афины Ники

План храма

Храм Ники Аптерос это тетрастильное (с четырьмя колоннами) ионическое здание с монолитными колонными портиками на переднем и заднем фасадах, построенное, возможно, архитектором Калликратом (Καλλικράτης). Храм насчитывает 8,23 метра в длину, 5,64 метра в ширину и 7 метров в высоту (от стилобата до вершины фронтона), диаметр колонн составляет 1 метр. Таким образом, соотношение диаметра с высотой фасада равнялось 1:7, благодаря чему колонны казались тоньше, чем в обычных ионических храмах, где это соотношение обычно равнялось 1:9 или 1:10.

Статуя Афины Ники , державшей, согласно записям Валериоса Арпократия (Βαλέριος Ἁρποκρατίων, II в.), шлем и гранат – символ власти и плодородия – стояла в целле храма. Первоначально, как описал Павсаний, Ника была крылатой богиней, однако у афинской статуи крыльев не было, из-за чего афиняне прозвали её «бескрылой», сочинив историю о том, что это было сделано намеренно, чтобы богиня не могла улететь из их города.

Западный фриз

Фризы (архитектурные пояса) антаблемента (балочного перекрытия) здания были декорированы со всех сторон скульптурными рельефами в идеализированном Классическом стиле V века до н.э. На северном и западном фризах была изображена битва между греками и персами, в которой участвовала кавалерия; на южном – уверенная победа афинян над персами во время битвы при Платеях; на восточном – собрание богов (Афины, Зевса и Посейдона), наблюдающих за этими сражениями. Создателем рельефов считается скульптор Агоракрит (Ἀγοράκριτος).

Северный фриз

Практически ничего не сохранилось от фронтонов храма, на которых, как считается, должны были быть изображены: на западном – битва олимпийских богов с гигантами, а на восточном – битва афинян с амазонками. Алтарь стоял к востоку от храма.

Восточный фриз и фронтон

Около 409/10 года до н.э. вокруг храма по периметру бастиона был построен мраморный парапет для безопасности людей. Внешняя поверхность этого парапета была украшена прекрасными скульптурными рельефами метр в высоту, изображавшими крылатую Нику, празднующую победы и совершающую жертвоприношениями. Самым известным рельефом является Ника, поправляющая сандалию (сейчас он находится в Акропольском музее). Некоторые рельефы и части фризов находятся в Британском музее в Лондоне.

Положение храма Ники в Акрополе

Описание:

Храм Ники Аптерос, или бескрылой победы, был самой первой постройкой в Акрополе. Внутри храма находилась статуя богини Ники (Афины). В одной руке у статуи был шлем (символ войны), а в другой гранат (символ плодородия). Обычно греки изображали богиню крылатой, но у этой статуи крыльев не было. Это было сделано специально, чтобы победа не покидала город. Отсюда и происходит название храма Ники Аптерос (бескрылая победа).

Храм ещё называют храмом Афины-Ники. В переводе с греческого "Ника" означает "победа", и Афина - богиня победы в войне и мудрости. Храм располагается на крутой возвышенности справа от Пропилей (центрального входа). Здесь местные жители поклонялись богине в надежде на положительный результат в длительной войне со спартанцами и их союзниками в Пелопонесской войне. В отличие от Акрополя, где в стены святилища можно было попасть только через Пропилеи, святилище Ники было открыто.

Храм был построен между 427 и 424 годами до н.э. (в это время шла Пелопоннесская война) известным древнегреческим архитектором Калликратом на месте более древнего храма Афины, который был разрушен персами в 480 году до н.э. Сооружение представляет собой амфипростиль - тип древнегреческого храма, на переднем и заднем фасадах которого находится по четыре колонны в один ряд. Стилобат храма имеет три ступени.

Фризы украшают прекрасные рельефы, которые на восточных и южных сторонах изображают конференции богов Афины, Зевса, Посейдона. С другой стороны сцены военных сражений и другие мифологических сцены. Большинство фриз были разрушены, но некоторые части, такие, как изображение богини Ники (Победы) завязывающей свою сандалию, выставлены в музее Акрополя. Также уцелевшие фрагменты скульптурных фриз выставлены в Британском музее, на храме же сегодня закреплены копии.

Как и большинство сооружений Акрополя, Храм Ники Аптерос построен из пентеликонского мрамора. Уже после окончания работ, приблизительно в 410 году до н.э., храм был окружен парапетом, чтобы обезопасить людей от падения с крутой скалы. С внешней стороны его украсили барельефами с изображением Ники.

За свою историю храм неоднократно подвергался разрушению. Наиболее крупные перестройки происходили два раза: после того, как в 1686 году его разобрали турки, а также в 1936 году, когда разрушилась платформа. Храм, благодаря реставрации, достаточно хорошо сохранился до наших дней и является прекрасным памятником классического древнегреческого искусства.

Карта:

Нашли ошибку или можете дополнить информацию - пишите нам,
используя форму обратной связи, мы будем Вам благодарны.

    http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=9809&CT=GR21&Q=X&P=3

    http://www.rutraveller.ru/place/718

Ссылки по теме (не проверено вручную, добавлено роботом):

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Классическая_Греция

    В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.. . Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя « Дорифора » (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.. . В конце V века в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких.

    http://www.holiday.by/countries/Greece

    Экскурсии и достопримечательности. . . . Достопримечательностью является Греция сама по себе – страна, где прекрасно уживаются античность и современность. Каждый её уголок наполнен историей и легендами. . . Акрополь - символ Греции, главная достопримечательность Афин вместе с находящимся в Акрополе храмом Парфенон. Экскурсии в Акрополь проходят с посещением храма Ники Аптерос, первого театра Древней Греции - театра Диониса, театра Герода Аттика и старейшего святилища Акрополя – Эрехтейона. . . Кроме Акрополя в Афинах находятся основные достопримечательности: площадь Агора – культурный, политический и торговый центр города в древние времена, исторический центр Афин – Плаку, часовня Георгия Победоносца на холме Ликабетт, холм Пникс, площадь Омония (площадь Согласия), археологический музей Пирея, национальный археологический музей, национальная картинная галерея, музей Акрополя, византийский музей, Парламент, Могила Неизвестного Солдата, здания Национальной Академии, Национальной библиотеки и Афинского университета.

    http://www.ckofr.com/arhitektura/53-arhitektura-antichnoy-grecii?start=2

    Кроме того, ранее, в VII-VI веках до н. э. здесь, как отмечено, уже существовали сооружения: на месте новых Пропилеи стояли Пропилеи старые (правда, ориентированные несколько иначе), на месте Парфенона находился его предшественник. Эрехтейон, в отличие от них, был построен впервые, но место, выбранное для него, также не было случайным.. . Приближаясь к Акрополю, зрители обращали внимание прежде всего на группу сооружений Пропилеи. Венчая скат холма, перед ними были центральный портик, боковые павильоны и храм Нике Аптерос. Эти по стройки не были расположены симметрично, но они составляли единое уравновешенное целое. Ось храма Нике Аптерос не была параллельна оси портика Пропилеи: главный фасад храма несколько развернут в сторону подъема, что создавало эстетически более выгодную для него точку зрения. Греки не случайно не создали лестницы, а довольствовались при подъеме тропой: восходя по ней, отклоняясь то вправо, то влево, зритель мог с раз ных точек зрения осмотреть во всех подробностях архитектурные сооруже ния, их детали.

    http://annales.info/greece/archeo/arch6061.htm

    До середины I в. н.э. южная часть Агоры лежала в развалинах, затем здесь возникает ряд мастерских - керамических и по обработке металла и мрамора. Новый этап истории Агоры связан с именем Адриана, когда ремесленная деятельность прекращается и некоторые древние здания восстанавливаются, возможно, для иных целей. Эти наблюдения подтверждают слова Павсания, писавшего об этом городе: «Афины, столь сильно опустошенные этой войной, вновь расцвели при римском императоре Адриане» (Paus., I, 20, 7). Работы 1960 г. подтвердили, что Гелиея и связанные с ней здания были верно отожествлены, они подкрепили утверждение Павсания, что Гелиея была «самым большим судилищем, куда собирается больше всего народу» (Paus., I,28,8).. . Проводились работы и в других частях Афин. К югу от Пиргоса храма Ники Аптерос 2) (севернее Одеона, правее нового входа на Акрополь) найдена керамика и терракоты VI-IV вв. Это свидетельствует, по мнению руководителя работ Г. Донтаса, что храм Афродиты Пандемос, местоположение которого до сих пор окончательно не установлено, должен находиться где-то поблизости, а не западнее, как обычно полагали.

    http://www.turvideo.ru/RU/v/122/0/go.html

    «Книга гаданий», «Алмазная сутра» (древнейшая в мире печатная книга) и другие уникальные материалы, вывезенные А. Стейном из Цяньфодуна раннебуддистские реликварии, в т.ч. из ступы Канишки древнекитайский свиток «Наставления старшей придворной дамы» Фонд Персиваля Дэвида (крупнейшее на Западе собрание китайского фарфора) рельеф с изображением ритуального кровопускания из Йашчилана «Украденный товарищ»: моаи с острова Пасхи бенинские бронзы. Древняя Греция и Древний Рим: . мраморы Элгина с Афинского акрополя одна из шести кариатид Эрехтейона фрагменты фриза храма Ники Аптерос скульптурный фриз храма Аполлона в Бассах фрагменты Галикарнасского мавзолея: статуи Мавсола и Артемисии, фриз с изображением амазономахии монумент нереид из Ксанфа материалы раскопок Кносского дворца собранные Таунли древности с виллы Адриана, включая «Дискобола» кубок Уоррена, Ликургов кубок и Портлендская ваза.

По словам Павсания, афиняне поставили в этом храме статую победы, лишенную своего обычного атрибута — крыльев, для того чтобы непостоянная богиня не могла улететь от них. Отсюда и происходит название храма Бескрылой Победы (Ники Аптерос).

Небольшой, кажущийся легким, изящный храм Ники, поставленный на большом выступе стены Акрополя , теснейшим образом связан с другими сооружениями комплекса и представляет собой органическую часть ансамбля, построенного в эпоху Перикла, хотя мысль поставить его на этом месте, вероятно, относится к строительным замыслам еще предыдущего, кимоновского периода (табл. 49).

Юго-западный выступ скалы (Пиргос), господствующий над входом в Акрополь, служил площадкой для алтаря и храма Ники, святилище которой издавна находилось в этом месте. Пиргос был укреплен с трех сторон подпорными стенами из плит известняка; высота его с запада достигает 8,6 м. Верх подпорной стены увенчан мраморным карнизом (табл. 48).

На Пиргосе афиняне развешивали победные трофеи (рис. 123). У подножия, в стене находится двойная ниша, в которой стояли изваяния богинь Геи и Деметры. Вход на Пиргос был с северной стороны, откуда вела вверх узкая лестница (1,32 м ширины), верхняя половина которой была заглублена в кладку стены. До нас дошла только верхняя часть ее. Перестройка Пиргоса относится к шестидесятым годам V века до н. э. Он был построен на средства от добычи, захваченной в битве при Евримедоне (после 470 года до н. э.) (Плутарх, Кимон, 13)

Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен архитектором Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса. После прихода к власти демократов, когда разрабатывался новый план застройки Акрополя, этот проект и модель храма были (в 449 году до н. э.) утверждены народным собранием. Постройка была начата тогда же или несколько позже.

Стилевые особенности скульптурных украшений допускают предположение, что проект 449 года был выполнен не сразу. Но во всяком случае храм уже существовал в 421 году до н. э., как это показывают эпиграфические данные.

Храм Ники представляет небольшой четырехколонный амфипростиль ионического ордера (рис. 124, 125). Он стоит на трехступенном основании (ступени 0,31 м шириной и 0,255—0,271 м высотой), придвинутом к переднему краю верхней площадки Пиргоса. Его размеры по стилобату 8,135 x 5,399 м. Глубина восточного портика — 1,70 м, чуть больше глубины западного, равной 1,67 м. Высота монолитных колонн — 4,043 м, включая базу (0,241 м) и капитель (0,257 м). Форма капителей, по-видимому, навеяна капителями Мнесикла (см. выше). Они имеют широкую, довольно сильно изогнутую подушку. Спирали волют очерчены тонким валиком и заканчиваются глазком с отверстием. Невысокий эхин покрыт порезкой овами. Относительно тяжелый архитрав (0,472 м) расчленен на три фасции, высота которых незначительно убывает кверху, и увенчан тенией в виде лесбийского киматия, увенчанного карнизиком и подчеркнутого астрагалом. Над ним проходит рельефный фриз, на котором с трех сторон храма изображены полные патетики сцены битвы греков с персидской конницей, а с четвертой — собрание олимпийских богов, наблюдающих эту битву. Общая длина рельефного пояса — 23,6 м, высота — 0,444 м. Карниз имеет нормальный вынос (0,290 м). Сима украшена, как обычно, водометами в виде львиных голов и расписана полосой пальметт. Ее поддерживает дорический по характеру, небольшой облом эхиноподобного профиля, покрытый порезкой из крупных ов. Однако большая часть деталей храма имеет не резной, а живописный декор, свойственный обычно постройкам дорического ордера (рис. 126).

Целла храма была неглубокой (всего 3,74 м при ширине 4,19 м). С восточной стороны она ограждалась лишь двумя столбами между антами (рис. 124); тонкие, прямоугольного сечения столбы соединялись решеткой с концами продольных стен. В целле стояла деревянная статуя богини (Афины-Ники), державшей в одной руке гранатовый плод, в другой — шлем.

Исключительный интерес представляют пропорции храма Ники. Калликрат, выбрав для постройки ионический ордер, придал ему более мужественные пропорции, близкие к дорическим. Высота колонн храма равна 7,85 диаметра. Антаблемент также более тяжел, чем обычно в ионическом ордере. Высота его, равная 1,16 м, составляет 2/9 всей высоты ордера.

Храм Ники всегда считался одним из лучших произведений классической эпохи. Необыкновенно удачно расположение, приданное ему Калликратом. Действительно, вряд ли можно найти более подходящее место для двухфасадного амфипростиля, чем Пиргос, передней стеной нависший над входным склоном Акрополя, а задней стороной обращенный внутрь Акрополя, к Парфенону.

Близкий к храму Ники по формам четырехколонный амфипростильный храм у Илиса свидетельствует о том, что храм Ники был не единственным примером этого типа в Аттике.

Длина храма Ники почти в полтора раза меньше, чем храма у Илиса, при той же ширине. Целла, вследствие этого, получила необычную, почти квадратную форму, но пропорции всего храма стали значительно лучше и оказались превосходно согласованы с площадкой.

Нововведением Калликрата было привнесение в детали ионического храмика ряда дорических черт (живописный по преимуществу орнамент, некоторые черты плана, трехсторонняя профилировка капителей антов, применение орфостатов в кладке стен и, главное, утяжеление пропорций ордера). Он достиг этим впечатления строгости и значительности, которых могло недоставать маленькому по размерам храму, сопоставленному с монументальной дорической архитектурой Пропилеев.

Калликрат, таким образом, является одним из первых зодчих, способствовавших слиянию стилевых особенностей двух ордеров и формированию всеэллинского стиля.

Оградой храмовой площадки служила балюстрада с рельефами, проходившая с трех сторон над отвесными стенами Пиргоса, общим протяжением 35 м. Рельефы, мастерски исполненные в конце V века до н.э., представляют крылатых богинь победы, полных живого движения (табл. 50, фиг. 1). Особенно замечательно скульптурное изображение Ники, поправляющей свою сандалию. Этот рельеф выделяется жизненностью позы, пластичностью просвечивающего сквозь одежду тела и ритмическим расположением складок одежды {табл. 50, фиг. 2).

С восточной (обращенной внутрь Акрополя) стороны перед храмом располагался алтарь, проект которого был заказан, как явствует из дошедшей до нас надписи, одновременно с проектом храма.

О времени сооружения храма Ники Аптерос существует обширная литература: см. С. А. Жебелев «О времени построения храма Бескрылой Победы». Филолог, обозрение, XIV, стр. 70—75. Открытие в 1867 году надписи об утверждении проекта Калликрата в 449 году до н. э. Экклесией, а затем отчета 421 года до н. э. о мелких доделочных работах (навеска дверей и т. п.) и выплате жалованья жрице сузили границы возможных колебаний в датировке. Некоторые исследователи, исходя из стилистических сопоставлений храма Ники и Пропилеев, «пришли к выводу, что постройка храма Ники была начата после 436—435 годов до н. э. Однако эти (равно как и многие другие) предположения не имеют под собой достаточно надежной почвы и в сущности почти ничего не добавляют к единственному вполне достоверно установленному факту, что храм Ники Аптерос был сооружен по проекту, существовавшему еще в 449 году до н. э., но осуществлен значительно позже, по-видимому, после начала Пелопоннесской войны.

Храм Ники простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя Акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания были извлечены из земли, а в 1835—1836 годах храм был вновь сложен и получил нынешний облик. При этом пришлось восполнить лишь немногие недостававшие части.

В этом виде храм простоял без значительных переделок ровне сто лет. Зимой 1935/36 года кладка Пиргоса и храм стали грозить падением. Пришлось еще раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.

При этих работах под фундаментом храма Ники были обнаружены следы его предшественника — храма еще меньших размеров, сложенного из пороса. Древний храм стоял несколько иначе, его главная ось была отклонена на 20° к югу от оси позднейшего храма.

Небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как Бескрылая победа. Почему бескрылая? Потому что установленная внутри храма деревянная позолоченная статуя богини Ники так понравилась грекам, что они упросили скульптора не делать ей крыльев, ведь победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы она не могла покинуть их прекрасный город.

По бокам сооружение окружают четыре колонны, почти квадратная целла была обнесена стенами с севера, юга и запада, с совершенно открытой восточной стороной. У входа стоит два столба. Фриз вверху над стенами украшали скульптуры и рельефы.

Внутри находилась статуя богини Ники в своей традиционной одежде воина, в шлеме, с копьем и щитом. Афинская статуя победы изображалась менее воинственной, чем другие греческие статуи, так как она была еще известна как богиня мудрости и правды. Шлем и копье она, однако, демонстрировала по прежнему.

Акрополь с возвышающимся храмом Ники Аптерос является одним из самых известных и популярных достопримечательностей Афин.Недалеко от центра Афин находятся руины некогда великого храма Зевса. В Дельфи можно увидеть обитель его сына - Апполона. А самая посещаемая достопримечательность Греции - храм Посейдона - расположена на мысе Сунион.

Этот маленький храм был построен в 427-424 до н.э. по проекту архитектора Калликрата. Он находится на платформе, в юго- западной стороне Акрополя. Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на которых покоится архитрав. Его фризы украшают прекрасные рельефы, изображающие конференции богов и других мифологических сцены на восточных и южных сторонах, и картины сцен сражений с другой стороны. Большинство фриз были разрушены. но некоторые части,такие, как изображение богини Ники (Победы) завязывающей свою сандалию, выставлены в музее Акрополя.

Храм Ники Аптерос был приютом изумительной статуи богини Афины держащей в правой руке гранат, символизирующей плодородие, и шлем - символ войны в левой руке. Храм подвергался разрушению дважды: один раз его демонтировали турки в 1686 году и другой раз, после 1936 года, когда разрушилась платформа. Таким образом, храм перестраивался два раза.

Храм Ники Аптерос это прекрасный памятник классического греческого искусства. Отсюда можно полюбоваться прекрасным и захватывающим видом на Афины.

Каждое священное строение в Акрополе посвящено одному из древних богов, и богиня Афина (от которой город Афины и получил свое название) является наиболее заметной среди них. Храм Ники Аптерос посвящен богине войны, почитаемой как покровительница города. Древняя летопись рассказывает, что изначально стояла деревянная статуя богини победы без крыльев, но греки обычно представляли ее крылатой. Жители Афин хотели, чтобы богиня Ника никогда не покидала их город.

Храм Ники Аптерос стал первым строением комплекса в знаменитом Акрополе, что возвышается над древним городом. Строительство началось около 427 г. до н.э. во времена бурной Пелопоннесской войны, которая длилась почти 30 лет. Хотя здание Ники Аптерос было довольно небольшим всего 9,56 м в длину, и 6,8 м в ширину, его поместили на самом видном месте в Акрополе - на скале выходящего на юго-запад угла плато, откуда священное сооружение было видно со всех сторон города внизу. Это первый храм приветствующий посетителей Акрополя, и современных, и древних, приходящих в святилище.

Это изящное здание долгое время оставалось целым и невредимым, пока турецкие завоеватели не разрушили его в 1686 году. Между тем, агрессоры из Венеции атаковали турок, а камни руин использовали для строительства своих укреплений. С 1834 по 1838 гг. храм был практически полностью отстроен заново.

Сегодня храм Афины в Акрополе остается почти неизменным. В нем не хватает крыши и большинства фронтовых колонн. Резные фризы, которые украшали его стены в настоящее время находятся в музее Акрополя, где содержится много других ценных древнихфрагментов.

Каждое священное строение в Акрополе посвящено одному из древних богов, и богиня Афина (от которой город Афины и получил свое название) является наиболее заметной среди них. Храм Ники Аптерос посвящен богине войны, почитаемой как покровительница города. Древняя летопись рассказывает, что изначально стояла деревянная статуя богини победы без крыльев, но греки обычно представляли ее крылатой. Жители Афин хотели, чтобы богиня Ника никогда не покидала их город.

Храм Ники Аптерос стал первым строением комплекса в знаменитом Акрополе, что возвышается над древним городом. Строительство началось около 427 г. до н.э. во времена бурной Пелопоннесской войны, которая длилась почти 30 лет. Хотя здание Ники Аптерос было довольно небольшим всего 9,56 м в длину, и 6,8 м в ширину, его поместили на самом видном месте в Акрополе - на скале выходящего на юго-запад угла плато, откуда священное сооружение было видно со всех сторон города внизу. Это первый храм приветствующий посетителей Акрополя, и современных, и древних, приходящих в святилище.

Это изящное здание долгое время оставалось целым и невредимым, пока турецкие завоеватели не разрушили его в 1686 году. Между тем, агрессоры из Венеции атаковали турок, а камни руин использовали для строительства своих укреплений. С 1834 по 1838 гг. храм был практически полностью отстроен заново.

По бокам его окружают четыре колонны, почти квадратная целла была обнесена стенами с севера, юга и запада, с совершенно открытой восточной стороной. У входа стоит два столба. Фриз вверху над стенами украшали скульптуры и рельефы.

Внутри находилась статуя богини Ники в своей традиционной одежде воина, в шлеме, с копьем и щитом. Афинская статуя победы изображена менее воинственной, чем другие греческие статуи, так как она была еще известна как богиня мудрости и правды. Шлем и копье она, однако, демонстрировала по прежнему.

Сегодня храм Афины в Акрополе остается почти неизменным. В нем не хватает крыши и большинства фронтовых колонн. Резные фризы, которые украшали его стены в настоящее время находятся в музее Акрополя, где содержится много других ценных древних фрагментов.

Акрополь с возвышающимся храмом Ники Аптерос является одним из самых известных и популярных достопримечательностей Афин. Большинство туристов, приезжающих сюда круглый год, в любое время могут посетить изысканную миниатюрную обитель Ники Аптерос, один из немногих сохранившийся до наших дней (хотя и реставрированный) памятник ионийского ордера.

Источники: www.ayda.ru, allcastle.info, www.grekomania.ru, creditomart.ru, akapozitiv.ru

Первые шаги при открытии предприятия

Для того что бы начать заниматься предпринимательской деятельностью необходимо зарегистрироваться в налоговых органах как юридическое или физическое лицо, ...

Княжества Древней Руси

В эпоху феодальной раздробленности возвысились три центра, которые начали процесс собирания земель. На юго-западе таким центром...

Nathan Hughes Hamilton Крайний правый — храм Ники Аптерос (Nathan Hughes Hamilton) Steve Swayne (rinse) Tilemahos Efthimiadis Tilemahos Efthimiadis Tilemahos Efthimiadis Храм Ники Аптерос (Photographic Heritage) Храм Ники Аптерос (Dimboukas) Dimitris Kamaras Афинский Акрополь ночью (Ernest McGray, Jr.) Реконструкция храма (José-Manuel Benito Álvarez)

Исторические памятные храмы, расположенные на Акрополе и дошедшие до сегодняшних дней, были созданы за несколько столетий до нашей эры. Греческие полисы, окончательно объединили усилия в сражении против персов, что помогло им одержать долгожданную победу. Во главе морского союза стояли Афины.

Представителями каждого города-государства было принято решение о необходимости выделения денежных средств из казны, учреждённой новым политическим образованием, на восстановительные мероприятия разрушенных храмов. Греки пришли к выводу, что выстроить их заново намного проще, чем попытаться воссоздать былое величие античных достопримечательностей.

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Храм Ники Бескрылой, Афины (Steve Swayne)

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Строительство храма

В конце V столетия на этом месте были начаты строительные работы по возведению нового здания — храма Ники Бескрылой. Архитектору Калликрату поручили оформление проекта и разработку плана будущего здания. Зодчий был соратником специалиста Иктина, задействованного в процессе возведения Парфенона.

Через шесть лет был возведен храм Ники Аптерос. Однако название, определяющее данную достопримечательность древних эллинов, прикрепилось за зданием спустя несколько веков. Оно означает Ника Бескрылая.

Крайний правый — храм Ники Аптерос (Nathan Hughes Hamilton)

Необычная история названия храма

Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.

Храм Ники Аптерос (Photographic Heritage)

Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.

По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.

Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.

Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.

Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com)

Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.

Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.

Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.

Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.

При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.

Храм Ники Аптерос в наше время

Сегодня полюбоваться храмом Ники Аптерос можно практически из всех точек Афин. Вечером, когда загорается дополнительное освещение, кажется, будто таинственный Храм Ники Аптерос выглядел много столетий назад именно так и ничего не изменилось.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: