Что вы можете сказать о власти земной. «Власть земли

Кто имеет власть над всей землёй и почему страдания, зло, жестокость и зверства наводнили мир, несмотря на усилия покончить с ними? Библия разоблачает того, кто управляет человеческими правителями и мировыми державами. Книга — Думай и Богатей!

Стоит ли кто-то за всем злом?

«Я пожимал руку дьяволу»,- эти слова произнёс командующий войсками Организации Объединённых Наций в Руанде, вспоминая о том, что ему не
удалось остановить резню, произошедшую в той стране в 1994 году.

Другой очевидец тех ужасающих жестокостью событий сказал: «Если кому-то всё ещё не верится, что Сатана существует, то я хотел бы встретиться с этим человеком у одного из массовых захоронений в Руанде».

Действительно ли такие зверства дело рук Дьявола?

Большинство людей не верит, что за бессмысленным насилием стоит злое духовное создание. Многие думают, что к жестокости людей побуждает зло,
свойственное человеческой природе, и что главная причина зла - наша эгоистичная сущность.

Некоторые полагают, что группа богатых и влиятельных людей, образующих своего рода теневую сеть, уже десятилетия правит миром. Есть и те, кто во всех страданиях и несправедливости обвиняет

А что думаете вы? Почему страдания, зло, жестокость и зверства наводнили мир, несмотря на усилия покончить с ними? Почему человечество упрямо идёт по пути самоуничтожения, не задумываясь о последствиях своих действий? Стоит ли кто-то за всем этим? Кто на самом деле правит землёй? Ответ может оказаться для вас неожиданным.

Кто правит этим миром?

Вам, скорее всего, не доводилось встречаться ни с одним из глав преступных организаций. Означает ли это, что таких людей нет? Авторитеты криминального мира мастерски скрывают, кто они на самом деле, и даже могут руководить преступной деятельностью, находясь в тюрьме.

Однако, читая в газетах о войнах между наркоторговцами, проституции, торговле людьми и многом другом, мы понимаем: Видя вред, который причиняют обществу руководители преступного мира, мы убеждаемся, что они существуют.

Поэтому, прежде чем мы подробно рассмотрим, что в Библии сказано о Дьяволе, давайте обсудим некоторые ошибочные мнения, которые мешают многим
поверить в то, что Дьявол - реальная личность.

1. Разве мог любящий Бог создать Дьявола?

Поскольку в Библии говорится, что Бог добрый и совершенный, кажется нелогичным, что он создал злую и порочную личность.
Вот что в ней сказано о Боге: «Он - Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он - Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен» (Второзаконие 32:4; Псалом 5:4).

Однако стоит подумать вот над чем: может ли совершенная личность, созданная Богом, поступить неправильно? Бог никого не сделал роботами, напротив, он наделил свои разумные создания свободой воли - способностью самостоятельно принимать решения.

Таким образом, они могут выбирать между добром и злом. По сути, если бы разумные создания, люди или ангелы, не имея возможности самим решать, как себя вести, всегда поступали правильно, то их поступки не имели бы никакого нравственного значения.

Разумно заключить, что Бог не стал бы давать своим созданиям свободу воли и в то же время удерживать их от злых дел, если бы они захотели их совершить. Иисус, говоря о Дьяволе: «[Он] не устоял в истине», дал понять, что тот злоупотребил даром свободы воли (Иоанна 8:44).

Как видно из слов Иисуса, тот, кто стал Дьяволом, изначально был совершенной духовной личностью и «[стоял] в истине».

Следовательно, Иегова Бог не создавал Дьявола. А то, что он наделил свои создания свободой воли, свидетельствует о его любви и доверии к ним.

Может ли совершенное создание утратить совершенство?

Совершенство, дарованное Богом разумным творениям, относительно. Хотя Адам был создан совершенным, он должен был считаться с физическими
ограничениями, установленными Творцом. Например, он не мог есть землю, камни или древесину, не причинив вреда своему здоровью. А если бы он
пренебрёг законом притяжения и спрыгнул с высокой скалы, то он бы разбился насмерть или получил серьёзные травмы.

Подобным образом ни одно совершенное создание - ни человек, ни ангел - не может выйти за рамки нравственных норм, установленных Богом, не испытав при этом пагубных последствий. Если разумное создание злоупотребляет свободой воли, (Бытие 1:29; Матфея 4:4).

2. Дьявол - слуга Бога?

По мнению некоторых, об этом говорится в библейской книге Иов. Согласно одному труду, слова Дьявола «Я бродил по земле» наводят на мысль о персидских разведчиках, которые, путешествуя, собирали сведения и доносили их царю, у которого они состояли на службе (Иов 1:7).

Но если Дьявол действительно разведчик Бога, то зачем ему нужно было объяснять Богу, что он «бродил по земле»? В повествовании об Иове Дьявол
назван Сатаной, что означает «противник», а это указывает на то, что он главный враг Бога, но никак не его слуга (Иов 1:6).

Где же берёт начало представление о том, что Дьявол - Божий слуга?

В I веке н. э. в некоторых апокрифических книгах - например, в книгах Кумранской общины «Устав» и «Книга Юбилеев» - Дьявол изображается как тот,
кто торгуется с Богом и при этом подчиняется его воле.

Историк Джеффри Бартон Рассел написал в своей книге «Князь тьмы», что, по словам протестантского реформатора Мартина Лютера, «Дьявол является
инструментом Бога, подобно ножницам или мотыге, которыми Бог обрабатывает свой сад».

Рассел пояснил, что «мотыга испытывает наслаждение, разрубая сорняки», однако она находится в руках Бога и исполняет его волю. Учение Лютера,
позднее принятое французским богословом Жаном Кальвином, задевало чувство справедливости многих верующих. Они недоумевали: как может любящий Бог не просто допускать зло, но и желать, чтобы оно происходило? (Иакова 1:13).

3. Дьявол не более чем олицетворение зла

К примеру, с кем говорил Бог, как об этом написано в Иове 2:3-6? Обращался ли он к какому-то абстрактному злу внутри Иова или он разговаривал сам с собой? Более того, стал бы Бог сначала хвалить Иова за его добродетели, а затем подвергать его испытаниям?

Приписывать это Богу - всё равно что называть его беспринципным, а не тем, в ком «нет неправедности» (Псалом 92:15).

В противоположность этому Бог не стал слушать Дьявола, который, говоря: «Протяни, пожалуйста, руку», просил его причинить Иову вред. Совершенно
очевидно, что Дьявол - это не олицетворение зла или темная сторона Божьей личности, а духовное создание, ставшее противником Бога.

Кто на самом деле правит миром?

Сегодня многие считают, что верить в Дьявола старомодно. Однако засилье зла в нашем мире иначе как существованием Дьявола не объяснить.

Кроме того, отвергнув идею о существовании Дьявола, многие отвергли и веру в Бога, а вместе с ней и

«Самая лучшая из всех выдумок дьявола,- написал Шарль Пьер Бодлер, поэт XIX века,- убедить нас в том, что его не существует». Дьявол, пытаясь заставить людей поверить в то, что его нет, поставил под сомнение существование Бога.

Если Дьявола нет, то ответственность за всё зло ложится на Бога, из-за чего многие теряют в него веру. Разве не этого добивается Дьявол?

В Библии объясняется: «Бог этой системы вещей ослепил умы [неверующих], чтобы для них не воссиял свет славной благой вести о Христе, который есть
образ Бога» (2 Коринфянам 4:4).

Остался один важный вопрос: как Бог поступит с Дьяволом, который стоит за всем злом и страданиями?

Тайный правитель мира разоблачён

Согласно многим переводам Библии, выражение «злые духовные силы» указывает не на какое-то абстрактное зло, а на могущественных нечестивых
духовных личностей.

В некоторых переводах это выражение передано как «злые духи на небесах» (перевод епископа Кассиана) и «духовные силы зла в небесном мире» (Радостная Весть).

Следовательно, Дьявол правит миром посредством других мятежных ангелов, «покинувших подобающее им жилище» (Иуды 6).

Из пророческой книги Даниила видно, как эти «правители мира» с древних времён осуществляют свою власть. Беспокоясь о благополучии соплеменников, которые в 537 году до н. э. вернулись в Иерусалим из вавилонского плена, пророк Даниил три недели молился о них. Ангел, посланный Богом утешить пророка, объяснил, почему не смог прийти раньше. Он сказал: «Князь царских владений Персии противостоял мне двадцать один день» (Даниил 10:2, 13).

Кем был этот «князь» Персии? Очевидно, что ангел не говорил о персидском царе Кире, который благосклонно относился к Даниилу и его народу. Более того, разве мог обычный человек противостоять духовному созданию три недели, если однажды ангел всего лишь за ночь уничтожил 185 000 воинов? (Исаия 37:36).

Этим враждебным «князем» Персии мог быть только приспешник Дьявола, то есть демон, которому была дана власть над Персидской империей. Затем Божий ангел сказал, что ему предстоит снова сразиться с «князем Персии», а также с другим демоном, «князем Греции» (Даниил 10:20).

Какой из этого можно сделать вывод? Невидимые «правители мира», демоны-князья, на самом деле существуют. Они подчиняются своему повелителю,
Сатане Дьяволу, и правят миром, поделённым между ними. Какую цель они преследуют?

Правитель мира показывает своё истинное лицо

В последней книге Библии, Откровении, апостол Иоанн описывает, как Иисус, архангел Михаил, одерживает победу над Дьяволом и демонами. Далее он
объясняет, какими ужасными последствиями для земли оборачивается их изгнание с неба: «Горе земле… потому что к вам сошёл Дьявол в сильном гневе,
и он знает, что у него остаётся мало времени» (Откровение 12:9, 12).

В чём проявляется сильный гнев Дьявола?

Подобно тому как многие закоренелые преступники следуют принципу «властвуй или губи», Дьявол и демоны, обречённые на уничтожение, настроены погубить землю и людей.

Зная, что его время коротко, Сатана пользуется одной из основных составляющих нынешней системы вещей, большим бизнесом, чтобы насаждать
потребительский настрой, который ведёт к истощению природных ресурсов и разрушению окружающей среды, а это угрожает существованию человечества
(Откровение 11:18; 18:11-17).

Кроме того, , присущая Дьяволу, отражается в политике и религии. В книге Откровение политические
державы изображаются зверями, которым Сатана дал «великую власть».

С тех пор Дьявол знает, что до его уничтожения осталось мало времени. Хотя весь мир лежит в его власти, миллионы людей не введены в заблуждение его отчаянными попытками подчинить их своей воле.

Библия открыла им глаза на его истинную сущность и умыслы (2 Коринфянам 2:11). Они черпают утешение в словах апостола Павла: «Бог же, дающий мир, вскоре сокрушит Сатану под вашими ногами» (Римлянам 16:20).

«О прежнем больше не будут вспоминать»,- написано в Библии (Исаия 65:17).

Какое облегчение испытают все, кто освободится от власти тайного правителя этого мира!

Смотрите полезное видео

Во двор дома, где я живу, приходит Иван Петров по прозвищу «Босых». Он стоит у поленьев, но не рубит их на дрова. Я знаю, что он пришёл лишь для того, чтобы попросить деньги на опохмел. Таких, как он, называют «деревенский пролетариат». Нелепого расхождения в крестьянских правах достаточно, чтобы человек сманил свой родной дом на питейный. Эти расхождения создают человека без будущего, стремятся сделать раба из человека, который не может существовать без сознания, что он - хозяин. Ещё недавно Иван имел крепкое хозяйство и жил в ладах с женой, но сегодня пропивает все в кабаке, бьёт жену, а его дети похожи на беспризорников.

II. Рассказ Ивана Босых

Пьянство Ивана переросло в болезнь, в народе именуемую «ослаб». Он объяснял свою слабость «волей». Раньше Иван работал на вокзале, ему неплохо платили, и он «забаловал». При отце не пил, и когда семья появилась, но потом как стал сам себе барин, так и не удержался. Почему же хорошая жизнь превращает человека в свинью? Иван рассказал о господине Подсолнухове. Он хотел заняться молочным делом и привёз корову из-за границы. Она много ела и давала мало молока, потому как думала не о молоке, а о собственном удовольствии. А наши коровы думают только о работе. Так и люди крестьянские рождены для труда. Есть те, кто капитал наживает, как еврей Шнап, а Ивану бы тут же потратить. И только за крестьянским трудом он снова стал походить на человека.

III. Расстройство

Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинается пьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроив посменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки, но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе, он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иван не согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.

IV. Власть земли

Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без неё немыслим. Об этом говорится в былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время как крестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, которая завтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станут жалкими и бесполезными. Земля не ждёт, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина. Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.

V. Народная интеллигенция

Русский народ выжил под гнётом татарщины и крепостничества, так как был не оторван от земли. Богатство и бедность тоже зависят от неё - уродила земля или нет. И лишь злобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция, существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хоть он близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легенда о Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека. Вернувшись к богу от народа, Касьян пришёл франтом, а Николай - весь в грязи, стало быть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьяна и много раз - Николая.

VI. Земледельческий календарь

В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святые и чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либо рода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них. Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нет для образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль они характеризуют достаточно.

VII. Теперь и прежде

Не являясь злостным крепостником, я все же думаю, что при крепостном праве отношения крестьянина с землёй были правильнее. Умный хозяин будет правильно обращаться со своими людьми, так как они приносят ему доход. Сейчас же мужиков очень много дерут розгами. Пока не появится возможность посмотреть на человека по-человечески, это будет продолжаться. При этом, жестоки в этом «дрании» те, кто сами были в крестьянах и выбились в старосты. Я никогда не понимал смысла телесного наказания. Однако, поскольку начальники желают только нажиться, то и их подопечные поступают так же.

VIII. Жадность

Был помещик Сютаев, который понял неправильность таких методов. Но это единичный случай. Крестьяне понимают, что большое состояние может вызвать зависть соседа, потому почти не платят подати, за это отвечает староста. При этом старосты объясняют жестокость по отношению к крестьянам тем, что те не хотят платить подати, хотя средства имеют. А через некоторое время они же жалуются, что крестьяне совсем нищие. Такие «новообращённые» берут за товар большие проценты, но не признаю в этом ничего неправильного. Каждый беспокоится о себе, покупая у соседа овёс и продавая его весной за двойную цену. Были даже случаи, когда из амбаров вывозились хлеба, то есть крестьяне воровали у крестьян же.

IX. Прошлое Ивана Босых

Если есть «биржевики», наживающиеся на соседях, то есть и те, на ком наживаются. Таков и Иван Босых. Когда его выгнали с вокзала, хозяйство его также пришло в негодность. Раньше оно было всем на зависть. Босыми семейство прозвали, потому что были там все богатыри, которые в сапогах и в мороз не нуждались. Во времена Ивана пришли перемены, к которым он не приспособился. В прежнее время знай себе работай, а сейчас много трудностей с финансовыми операциями. Сибирская язва повалила весь скот, и к барину уже не обратишься за лошадью. Пришлось брать в аренду лошадь, покупать сено - в итоге, нищета и недоимки. Так начал пить. А сейчас чувствует Иван, что будет беда, потому как у него домовой под крыльцом воет.

X. Земельные непорядки

Все бедствия можно объяснить нарушением земельного порядка. Усугубляет ситуацию воинская повинность. Раньше она затрагивала большие семьи, а сейчас и маленькие могут лишиться кормильца. Раньше те, кто стремился жить за счёт другого, хотя и делал это в солдатах, но хоть не вертелся под руками трудящихся. Налоги раньше были правильнее - все платили, исходя из состояния. Я вовсе не поддерживаю крепостное право, а просто говорю о системе, более правильной для крестьян. Сто лет назад Тихон Задонский публично говорил о том, что перекупщики, наживающиеся на ком-либо в трудном положении, это воры. Сегодня этого нельзя открыто говорить.

XI. Школа и строгость

Деревенский учитель не пользуется уважением. Мужики считают, что у него нет строгости, и он ничему не учит. Часто они даже отказываются платить сбор на школу. Но это не от невежества, а от высокой требовательности к обучению. В народе есть скрытая сила, которая помогает ему пережить любые трудности. Идёт она от указаний самой природы. В этом нет выдумки, потому что природу не обманешь. Христианская идея позволяет народу не жить по-звериному, отличать добро от зла. Чтоб яснее было видно, что мы считаем злом и что добром, приведём следующие два примера. Как-то папа Лев XIII, вложив деньги в банк, неплохо заработал. А одна бедная крестьянка, потеряв мужа, зарезала своих пятерых детей и попыталась утопиться, потому что выбилась из сил. Папу не осудили, а женщину посчитали преступницей.

XII. Заключение

Проекты опережают время. Нужно думать не о проблеме пьянства, а о земельном вопросе, являющемся первопричиной. Все стороны жизни крестьянина зависят от земли. Среда крестьянская и среда некрестьянская разнятся. Например, мышиный жеребчик и снохач оба пристают к молодым девушкам. Но первый является развращённым и пресытившимся представителем привилегированного сословия, а второй трудился с малолетства и к пятидесяти годам накопил состояние и может себе позволить отдохнуть, при этом не являясь внешне и физически стариком. У крестьян часта свадьба «уходом», когда жених просто увозит невесту, таким образом, не нужны никакие затраты. Да и семьи создаются с рациональными целями - так проще вести хозяйство. Крестьянство следует религиозным требованиям, хотя сами церковники бывают не так уж праведны.

(Из записной книжки)

Когда я говорю с Гаврилой Волковым, то всегда думаю, что будет, когда вся его злоба выйдет наружу. Родился он при крепостничестве, а когда его отменили, отец-деспот все старался накопить денег, забирая все заработанное у сыновей, но всё равно не получалось так удачно, как у соседа Черемухина. Черемухин же был типичным наживающимся на соседе. После смерти отца Гаврила стал жить один. Пытался он разбогатеть мошенничеством, продавая гнилое сено, пытался подставить барина, но ничего не выходило. Сейчас у Гаврилы есть семья, но он думает только о накопительстве, все экономя и строя планы афер. Как-то он решил поработать извозчиком в Петербурге. Работал он по ночам, и как-то подвыпившая дама забыла у него муфту с кошельком. Гаврила спрятал находку под половицу. Его стал подозревать городовой, но получил взятку и больше не приходил.

Все эти ужасы рассказал я лишь затем, чтобы сказать, что нужно дать мужику землю, чтобы все встало на свои места. Как писал Лев Толстой о Платоне Каратаеве в «Войне и мире», он жил, только чувствуя себя частью чего-то большего. Это ведь идёт из недр самой природы. Есть ещё и человек-хищник. А где же третий тип? Тот, который знает жизненную правду - народная интеллигенция. Жаль, но сейчас его нет, а жизнь на стороне хищника.

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ НЕ ОСТАВЛЯЕТ СОМНЕНИЙ В ТОМ, ЧТО БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ О ВЛАСТИ ИМЕЕТ В ВИДУ ПОДЧИНЕНИЕ НЕ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ, А ТОЛЬКО ТОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ СПРАВЕДЛИВО И РАЗУМНО ИСПОЛНЯЕТ ЗАКОН, НЕ ПРОТИВИТСЯ ХРИСТИАНСКОЙ СОВЕСТИ, СООТВЕТСТВУЕТ БОЖЕСТВЕННЫМ ЗАПОВЕДЯМ, ПОВЕЛЕНИЯМ И НАСТАВЛЕНИЯМ.

Так, например, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но О САМОЙ ВЛАСТИ (выделено - П.Д.). Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Прит. 19: 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу».

Иеросхимонах Ефрем пишет: «...установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что “всякая власть от Бога”, необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: “Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены” (Рим.13:1); “Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро” (Рим. 13:4).

Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: “Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня” (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5: 29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя. “Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего” (Еф. 6: 12). Мироправители тьмы века сего — это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель ».

ДОПОЛНЕНИЕ: дословный перевод Рим. 13:1 с греческого текста: «не ведь есть власть, если не от Бога, - однако существующие от Бога установлены есть» (Рим. 13:1). Синодальный перевод: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13: 1). Следует отметить, что греческий предлог, переведённый на русский язык, как «от», имеет и другие значения, в том числе и «под». Вообще, власть (как возможность что-либо совершать), с одной стороны, установлена Богом, т.е. получена от Бога, попущена Богом. С другой стороны, все мы ходим под Богом, в том числе и власть (начальствующие). Здесь «под» - признак подчиненности, поскольку Бог - «есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2: 10) и является «властвующим над всякою властью» (3 Мак 7:7). В связи с этим «земная власть» и от Бога, и под Богом (т.е. получена от Бога и находится под Его властью)!

Пища для ума тоже придаёт человеку силы, но об этом замалчивается, так как земной власти нужно, чтобы подданные были слабоумными, иначе управлять ими, используя кнут и пряник, она не сможет. А править, увлекая и вдохновляя людей своим добрым примером, она не умеет.

Добрая пища для ума придаёт человеку силу воли, которая позВОЛЯет ему идти по жизни вверх и только вверх – к божественному совершенству. Этого человека трудно соблазнить и трудно запугать, и такие люди – своевольные и свободомыслящие, живущие по своему внутреннему закону, – невыгодны земным властям, поэтому таких людей они не воспитывают, и воспитывать не будут.

Как тут не вспомнить: «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен»….

Воспитанием людей, свободных в душе, живущих по своему внутреннему закону, занята власть небесная, божественная власть. Свободную душу не притягивают прелести грешного мира, она ищет вечных ценностей.

Представителем божественной власти был Иисус Христос, и его учение не утратило своей божественной силы. Словесное наставничество Иисуса Христа, записанное в Евангелиях, – это и есть пища для ума, придающая людям силу для движения к божественному совершенству.

Вслушайтесь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Поданное устами Иисуса Слово Божье – это семя, которое производит побеги, прорастая в уме многими выводами. Выводы из Слова Божьего – это и есть та сила, которая освобождает душу от грешных пристрастий.

Освобождение происходит небезболезненно для человека, потому что в нём идёт борьба внутренних сил – сила сделанных им выводов из Слова Божьего о тяжких последствиях греха выступает против силы его грешных привычек.

Здесь происходит замена внутренней программы с подчинения греху на его преодоление, и для такой замены человек должен убедиться, что подчинение греху приводит к страданиям. Принять Слово Божье, как новую программу действий, заставляют горькие плоды от жизни не по Слову.

Поэтому грешникам, отвергающим Слово, неизбежно придётся хлебнуть горечи, вызывающей отвращение к грешному образу жизни. Без отвращения к злым делам, вызванного горькими плодами этих дел, ни один злодей не будет исправляться. Принуждать к усвоению Слова людей, не познавших злого возмездия за грехи, бесполезно, у них от Слова будет несварение в уме, и принимать эту пищу для ума можно только добровольно. Не нравится – не ешь….

С усвоением Слова взгляды проникают за обстановку, и за любой обстановкой начинает просматриваться, что тебя окружает Любовь Небесного Отца, окружают Его незримые силы, которые заботятся о твоём добром воспитании с неизменной Любовью. Люди несведущие скажут, что у тебя тут просто выдумки, и им невдомёк, что ты обо всём додумался правильно, чтобы уже и действовать всегда и везде правильно, стараясь жить так, чтобы только радовать Небеса каждым своим словом и поступком. Таково действие Слова, принесённого с Небес.

Вы можете считаться воспитанными людьми, но если вы – безбожники, то цельного воспитания вы не получили, а получили неполное воспитание, не приняв к сведению информацию о расплате, которая ждёт человека за все его дела. С взглядами безбожников у вас никак не получится радовать Небесного Отца своими поступками, и вы будете Его постоянно огорчать. Если же Его огорчать достаточно долго, вы и себе добьётесь долгой полосы огорчений, когда накопившееся огорчение Отца выльется на вас всё сразу. Примеров, когда добрые и воспитанные люди попадают в чёрную полосу огорчений, сколько угодно. Горькие плоды заставляют людей протрезветь, потому что в чёрной полосе нет пьянящих радостей. И спасение от горечи можно найти за чтением евангельских наставлений Христа, из которых трезвый разум примет мысль, что у тебя есть Небесный Отец, а ты – дитя Божье. С этой мыслью ты начинаешь верить в Любовь к тебе Отца и надеяться на светлое будущее. А главное, ты начинаешь понимать, что здесь тебя учит обладающий всей полнотой знания Создатель Вселенной, и Он учит любви.

Зачем тебе учиться любви? Да вот затем, чтобы вызывать Любовь Божью, а не отвращение и не гнев.

Всего двумя словами «нет Бога» люди превращены в слепцов, которых ведут те же слепцы, а в общем плане весь народ с верой в эту ложь движется на поводу нечистой силы к плачевному результату. Миллионы людей этими двумя словами превращены в рабов греха и порока, и их души познают всё горе, связанное с таким рабством.

Если вам нужна свобода, придётся за неё бороться. Победам в этой борьбе вы можете научиться у Иисуса Христа. Его учение содержится в Евангелиях.

Из наследия Оптинских старцев


Может ли и должен ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Можно ли совмещать дорогу к Богу с восхождением по ступенькам карьерной лестницы? Искать ли начальственных должностей или отказываться от них?


Преподобный Иоанн Лествичник писал свою знаменитую «Лествицу» о духовном росте. В его книге нет советов о том, как сделать карьеру. Похоже, что мысль о социальной успешности мало занимала святых отцов. Они думали о спасении своих чад, а не об их земном процветании. Но разве нельзя это совмещать? Ведь это было бы так прекрасно: процветающий, социально успешный человек делает карьеру, при этом духовно растет и легко спасается.


Что говорят нам Оптинские старцы по этому поводу?


Преподобный Амвросий советовал:


«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится; это и есть жить проще».


«Нужно жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем мое почтение».


Как это – не тужить?


«Жить – не тужить – всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего».


И еще старец напоминал:


«За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана тебе ради твоей пользы. Повторяй себе: “Я и той доли не стою, которою в настоящее время наградил меня Господь».


Мы часто забываем, что Господь ведет нас по жизни. Что существует Промысл Божий, о котором преподобный Варсонофий Оптинский говорил:


«У кого в душе мир, тому и на каторге рай»;


«Только тогда ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».


Святые отцы определяли Промысл Божий как действие Божие, которое ставит человека в наилучшие условия с точки зрения его спасения. Господь промышляет обо всех нас. И обстоятельства нашей жизни, наша карьерная успешность или неуспешность зависят от Промысла Божия.


Оптинские старцы хорошо различали ситуации, когда Промысл Божий ставит человека руководителем, а когда человек сам домогается власти.


Преподобный Амвросий подчеркивал различие между теми, кто получил власть законным путем, и теми, кто ее «восхитил незаконно»:


«Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову святого Златоуста, боятся являться пред подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским и гордым и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто и кротко и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но, напротив, очень возвышают и возвеличивают».


Старец предупреждал:


«По опыту знаю я, что тяжелый начальнический крест вдвое тяжелым становится тем, кто желал начальства, и вовсе бывает неудобоносим для тех, кто добивается оного».


Также преподобный Амвросий отмечал, что поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу:


«Если дело искупления рода человеческого совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившегося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святого, как свидетельствует апостол (см.: 1 Кор. 12: 28)».


Старец Макарий писал, что самому не нужно искать высокой должности, но и отказываться, если она будет предложена, не стоит:


«Касательно должностей или послушаний честолюбивых – должно уклоняться и самому не наскакивать, а когда будет звание Божие, то не без погрешения будет и противление. Святой Григорий Богослов велит не наскакивать на начальство, но и не отрицаться, а иначе может превратиться весь иерархический порядок. Ежели, например, через сопротивление твое займет место такой, который не может соответствовать назначению, и последует вред, то нельзя за это не дать ответа. Нам кажется, что мы уклоняемся от скорбей, предлежащих в послушании, и потому в этом случае надобно по молитве, с извещенною верою иметь совет. Хорошо, если бы у нас был такой залог смирения, что мы считали бы себя не только недостойными таковых начальств, но и проходящих оные ублажали бы, яко находящихся в подвиге терпения; а как мы иногда смотрим на них осудительным оком, а сами тайно стяжаваем фарисея, то какая польза от сего?»


Старец Иосиф утешает свое чадо, сомневающееся в том, что справится с высокой начальственной должностью:


«Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает».


И советует не предаваться скорби и отчаянию, что непосильна эта должность, а возложить свою печаль на Господа и от Него Единого ждать помощи и утешения:


«Скорбите о своем начальствовании, и приходят вам мысли, не согрешили ли вы тем, что взялись за это непосильное для вас дело. Видя обстоятельства, при которых вы приняли начальствование, можно положительно сказать, что не согрешили. А что дело это для вас непосильное, то нужно сказать правду, что оно и ни для кого из настоятелей непосильное. Но если вы во всем будете возвергать печаль свою на Господа и от Него Единого искать и ожидать помощи и вразумления, то Сам Господь невидимо будет управлять и вами, и вашими делами, так что вы сами будете в чувстве своего сердца восклицать: “Дивны дела Твои, Господи! (Пс. 138: 14). Вся Премудростию творил и теперь творишь со мною, грешною и недостойною рабою Твоею!”


Того ведь только и ищет от нас Господь, чтобы мы смирились, чтобы сознали свое бессилие, свое ничтожество, свое окаянство, свою никуда-не-годность и всем сердцем обращались бы к Нему и всеусердно просили у Него помощи, как Он Сам говорит через святого пророка Давида: “Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя” (Пс. 49: 15). И еще говорил: “Сила Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12: 9).


И святой апостол Павел о себе сказал: “Егда немощствую, тогда я и силен” – то есть силен всесильною благодатиею Божиею. Когда человек в чувстве сердца, как беспомощный ребенок, взывает ко Господу: “Помози, пощади, спаси!” – тогда Господь, по беспредельной Своей благости, не может не внять гласу с плачем призывающего грешника. И Сам Он сказал в утешение нам грешным: “Скорее забудет мать исчадие свое, Аз же не забуду” (Ис. 49: 15)».


Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал принять возлагаемый начальнический крест как послушание и не снимать его самолично, так как Господь возлагает его на пользу душе нашей и других:


«Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже двадцать лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею, но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды Своей и доброго произволения и расположения сердца».


Когда духовное чадо жалуется преподобному Иосифу на скорби, сопутствующие его начальствующей должности, старец отвечает, что без скорбей прожить нельзя. А если попытаться самочинно скинуть дарованный Господом крест, то скорби могут только усугубиться:


«Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спрашиваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы можете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может; напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: “Побежишь от волка – нападешь на медведя”.


И Господь наш Иисус Христос во святом Евангелии нигде не заповедал Своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: “В терпении вашем стяжите души ваша” и “Претерпевый до конца, той спасен будет”. И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби. Все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем. А потому и вы, честнейшая матушка, если желаете уневеститься Христу в чертоге небесном, не отрицайтесь нести иго начальствования, возложенное на вас Самим Господом, а лучше предайтесь в Его святую волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает».


Старец Иосиф отмечал, что начальствующим особенно потребна мудрость:


«Господь сказал: “Будите мудры, яко змии”. Начальствующим мудрость в особенности потребна».


Также старец предупреждал, что, ожидая помощи от Господа, следует хранить свою совесть, то есть стараться жить и действовать так, чтобы угрызения совести не мучили. Поступать в каждом случае по заповедям. А в случае преткновений не унывать, а каяться и исправляться:


«Только старайтесь жить и действовать по совести. Даже и в случае преткновений не унывайте, а приносите Господу покаяние с твердою надеждою на милосердие Божие».


На просьбу научить правильно обращаться с подчиненными преподобный Иосиф советовал каждый раз просить помощи и вразумления у Бога:


«Тебя Господь да вразумит, как с ними обращаться, каким способом, и слово даст тебе на пользу им. Когда хочешь говорить им что, не забывай прежде мысленно у Бога помощи и вразумления просить».


На вопрос духовного чада, можно ли делать замечания неисправным, критиковать недостатки, старец Иосиф советовал стараться делать такие замечания без раздражения:


«Недостатки можно высказывать, если со смирением принимает это, или как-нибудь приводить к сознанию»;


«Когда нужно, то неисправным надо делать замечание, не обращая внимания на то, что они могут рассердиться или что перед сном. Старайся только без раздражения делать. А если видишь, что та, которой сделала замечание, осталась смущена, то положи за нее несколько поклонов».


Преподобный Амвросий также никогда не благословлял делать замечания или выговоры во время смущения и рассказывал, как у архимандрита Моисея был келейник отец Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечает ничего. Отец Нифонт приходит к нему и все ждет выговора, а архимандрит дает ему разные приказания. Так было несколько раз. Раз как-то отец Нифонт пришел к архимандриту очень веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать».


Когда духовное чадо признавался старцу Амвросию, что скорбит, когда замечает в начальствующих страсти, которые плохо воздействуют на подчиненных, старец отвечал, что бесстрастных людей очень мало. Но нужно все-таки стараться жить и действовать по Богу, тогда и Господь подаст Свою помощь:


«На земле людей бесстрастных очень мало, а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица по возможному исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов: “Браздами и уздою челюсти их восстягнеши не приближающихся к Тебе” – то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь».


Своему чаду, назначенному на должность начальствующего, преподобный Амвросий советовал:


«Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй и бразды правления из рук не выпускай, как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее».


Так что же, Лествица или карьерная лестница? Возможно ли подниматься одновременно по обеим? Может ли и должен ли быть социально успешным верующий воцерковленный человек?


Может быть социально успешным, а может и не быть. Если его карьера не мешает делу его спасения, то он может иметь и власть, и богатство. Апостол Павел говорил, что научился вести духовную жизнь вне зависимости от внешних обстоятельств:


«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».


Господь, Которому все возможно, силен устроить любые внешние обстоятельства для Своих избранников. Нет сомнений, что в подходящее время Он приведет верующего в Него человека в нужное место и поместит его в подобающие условия.


Но искушения властью и богатством проходят далеко не все. Это очень тяжелые испытания для человека. По словам святого Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу».


Апостол Павел писал:


«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем вынести из него. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».


Значит, от нас зависит трудиться, а Господь Сам решит, полезно ли для нас восхождение по карьерной лестнице. И если карьерный рост или богатство будут мешать спасению человека, то Промысл Божий отведет такие искушения от Своего верного чада.


Лучше спастись, будучи скромным служащим, чем погибнуть, будучи президентом компании. Поэтому переживать за верующих, что не все из них социально и профессионально успешны, не все достигли высот карьеры, – значит не верить в Промысл Божий о каждом человеке. Забывать, что Господь Своим ученикам обещал спасение, а не земные блага, не социальную успешность.


И продвижение по Лествице добродетелей духовных всегда важнее продвижения по карьерной лестнице.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: