Духовное мужество 8. Наше духовное мужество

Жизненный путь Великой княжны Ольги Николаевны Романовой был недолгим - Она оставила этот мир в 23 года. Но все знавшие Её отмечали необычное духовное устроение, стремительное взросление, силу воли, духовное мужество внешне хрупкой русской девушки. Её жизнь достойна тщательного изучения, особенно теми, кто только открывает для себя мир, - современными старшеклассниками. Работая в рамках проекта «Наша новая школа», в течение нескольких последних лет на примере жизни Царских Детей мы раскрываем перед учениками тему стремления человека к миру горнему.

В чём заключается духовное мужество человека? Святой апостол Павел говорит о стойкости в сфере духовной жизни христианина: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13). Святитель Григорий Богослов пишет: «Мужество есть твёрдость в опасностях».

Что было основанием для формирования духовного мужества Ольги Николаевны Романовой? Уже в ранние годы была заметна окружающим особенность Её души - чувствительность к фальши. Даже в семилетнем возрасте маленькая Ольга, столкнувшись с незначительной ложью товарища по играм, могла заплакать от потрясения, и это нетерпимое отношение к неправде, стремление к жизни по совести сохранилось в Великой Княжне до конца Её дней. «Характерными чертами у неё были сильная воля и неподкупная честность...» (А. Танеева).

Душа Ольги Николаевны с раннего детства стремилась ввысь. Дневниковые записи, письма Великой Княжны свидетельствуют о глубокой любви к храму и постоянном размышлении о вере и Церкви, точной нравственной оценке событий в России.

Она умела брать на себя чужую боль, рано повзрослела, разделяя страдания своих Родителей, горячо любимого брата. Как утешить плачущего? В русской традиции есть мудрое правило: плакать вместе с ним. Этим бесценным свойством, ярко выраженным даром утешения и обладала Ольга Николаевна. Несчастья отца Великая Княжна принимала близко к сердцу, могла беседовать с Ним о важных, тревожащих душу родителя событиях, в период боевых действий писала ему в Ставку подробные письма...

Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю Царской Семьи - государственный переворот со всеми вытекающими отсюда последствиями, отречение Государя - во всей полноте проявило в Ольге Николаевне Романовой заложенное в Ней настоящее смирение - основу духовного мужества. «Ужас революции повлиял на нее гораздо больше, чем на других. Она полностью изменилась, исчезла Ее жизнерадостность" (Софи Бугсгевден). По воспоминаниям о состоянии Ольги Николаевны в этот период возникает впечатление, что она в свои совсем юные годы сразу смогла осознать, что последует за свершившимся святотатством, что ожидает Царскую Семью и какова будет цена покаяния. Только глубоко смиренному уму даётся такое видение. Ольга Николаевна долго была больна, но письма Её полны надежды: «Столько отвратительного слышишь, жутко даже, но всё же я твёрдо верю, что Господь поможет...». Постоянное памятование о Боге живёт в душе Великой Княжны, молитва укрепляет, даёт силы: «Сегодня совсем тихо. Слышу звон в Екатерининском соборе; иногда так хочется зайти к Знаменью...»

В течение гнетущих последних месяцев жизни перед юной Ольгой Николаевной, как и перед другими Царскими Детьми, раскроются все ужасы плена. Но ничто: ни издевательства охраны, ни болезни, ни предательство окружения Семьи, ни вечная тревога, ни постоянная угроза агрессии не могли сломить Её горячей любви к Христу. Ольга Николаевна шла наперекор тому, что предлагали Ей страшные обстоятельства: по-доброму обращалась с преступной охраной, была сдержанна во всём, не теряла чувства юмора, продолжала занятия с младшими сёстрами и Царевичем. В книге Ольги Николаевны, найденной после смерти - нарисованные и вырезанные из бумаги изображения церкви Спаса Преображения в Новгороде. Кому из художественно одарённых Царских Детей принадлежат они? Положила листочки в книгу боголюбивая старшая сестра...

Свидетельства очевидцев последних месяцев жизни Царской Семьи говорят о необычайном смирении Пленников. Духовник Царской Семьи отец Афанасий в своём дневнике отмечал, что, по мере возрастания страданий Мучеников, возрастали Их терпение и молитва. Известные стихи С. Бехтеева «Пошли нам, Господи, терпенье», переписанные рукой Великой Княжны, говорят о Евангельском отношении к врагам и силе духа. Борясь со злом любовью Христовой, Великая Княжна побеждала смерть; она прожила в единстве с Богом всю свою короткую жизнь и ни в чём Ему не изменила ни в дни «народного гоненья», ни под моральными пытками палачей.

Ольга Николаевна Романова осознавала, что гибнет в битве за Православную Россию. Она умирала, как святая, подобно первым русским святым, страстотерпцам Борису и Глебу, не оказывая внешнего сопротивления, но прощая и любя, т. е. сопротивляясь внутренне, прося благословения Божия и покоя. Духовное мужество Великой Княжны заключается в смиренном приятии воли Божией.

Великая Княжна в свои совсем юные годы умирала за Россию, молясь о будущем страны. Смерть была выбрана Её отцом, и выбор был совершенно свободным. Любовь к Богу для просвещённого светом Христовой Истины нашего последнего русского Царя была дороже, чем земная власть. Смерть была воспринята Им и всеми Членами Семьи как жертва, как необходимость, а не как зло, потому что Царская Семья измеряла происходящее духовным, вечным измерением. Осознать суть этой прекрасной жизни и трагической смерти ещё предстоит... «Никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, никакая самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа» (протоиерей Александр Шаргунов).

Ольга Николаевна Романова проявила мужество веры, которое даётся только человеку праведному. «Не зло победит зло, а только любовь», - утверждал Её Царственный отец на краю могилы, прося не мстить за Него, полностью отдав себя в Божьи руки. Эти слова были переписаны рукой Его дочери. Ольга Николаевна Романова была достойной дочерью Государя, сумевшего в непроглядную ночь России увидеть свет, данный свыше.

Подвиг Царской Семьи вызывает горячий отклик в душах современных школьников, отрезвляет, напоминает о Вечном. Ангелы жили на земле - это очень хорошо понимают наши ученики. Детское чистое сердце безошибочно чувствует Правду Царских Мучеников, их восхищает высокий уровень нравственного развития Царских Детей, мужество и патриотизм. В своих сочинениях современные школьники отмечают, что самое сильное впечатление производят на них письма Царских Детей из заключения. Ученики обращают внимание на преодоление Царскими Детьми угнетённого состояния, видимо, это укрепляет ребят в каких-то сокровенных мыслях: ни для кого не секрет, насколько неустойчива нервная система современных детей. Подростки восхищаются тем, что Царские Дети не просили о сохранении земной жизни, а молились о спасении души. Когда мы готовим композицию о Подвиге Царской Семьи (состав участников менялся уже несколько раз в течение 5 лет), ученики борются за право выразительно читать последние письма Царских Дочерей. Прослушав взволнованный рассказ участников композиции, слушатели - ученики и учителя - встают в знак почтения и скорби, уважения к подвигу во имя веры. Многие не могут сдержать слёз.

Му́жество - 1) черта характера, обеспечивающая способность встречать опасности, беды, жизненные трудности без (чрезмерного) страха и утраты самообладания; отвага, бесстрашие, храбрость; 2) присутствие духа во время опасности или беды; 3) христианская , обнаруживаемая в способности, готовности и решимости верующего встречать скорби, беды, опасности, трудности, не теряя стойкости духа, с упованием на .

Мужество есть устойчивость в правде. Мужество – действие Духа Божия в человеке, дающего человеку силы противостоять искушениям, творить правду и отстаивать её. Мужество – это любовь к Богу и ближнему, любовь настолько сильная, что затмевает страх перед опасностью и даже смертью.

Христианское мужество основано на надежде и уповании на Бога, любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Христианское мужество принципиально отлично от фанатизма, безрассудства, упрямства, бесчувственности и напускного равнодушия. Критерием этого отличия является источник мужества ( Божия и любовь) и цель – правда.

Перед жестокими ордами Сеннахирима Езекия спокойно проводил свои военные приготовления и поддерживал морально своих людей. «И сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним… с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии» ().

Сравним: «Когда двери дома… были заперты из опасения от Иудеев» () и «Видя смелость Петра и Иоанна…» () . Те же ученики в течение короткого времени встретились с теми же иудеями. Откуда же взялось это новое мужество? Ответ гласит: «Они были все преисполнены Духа Святого».

Всякое ли мужество согласуется с добродетелью?

Мужество, как свойство характера, издревле воспевалось писателями, поэтами, летописцам. Искреннего восхищения нередко удостаивались мужественные воины, путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, борцы за правду и справедливость. В этом понимании мужество, как правило, ассоциировалось с храбростью, отвагой, дерзновением, и даже с готовностью к самопожертвованию ради высокой цели.

Однако далеко не всегда, то, что определяется, как мужество, действительно достойно восхищения. Можно сказать, что мужество мужеству - рознь.

Достаточно часто за мужество принимается бравада, бесшабашный кураж. Положим, история знает примеры бравады военачальников, результатом которой становилась бессмысленная гибель бойцов. В современном мире среди примеров проявления напускного «мужества» можно выделить, скажем, катание на крышах лифтов и электропоездов, лихое вождение с мыслимыми и немыслимыми нарушениями правил дорожного движения, фотографирование на кромках крыш небоскребов, на стрелах высотных кранов и пр. Помимо того, что люди, демонстрирующие таким образом своё «мужество», подвергают неоправданному риску свою собственную жизнь, они подталкивают к этому других.

В христианском сознании мужество, как добродетель, всегда сопоставимо с благими мотивами, намерениями и целями, с желанием угодить Богу, с упованием на Божественный Промысл. Примеры христианского мужества являли многочисленные христианские исповедники, мученики, защитники веры, гонимые праведники и вообще все святые.

У Троицы окрылённые
архимандрит

Убеждаю вас ободриться
(
)

Апостол Павел среди других узников плыл в Италию. Неожиданно поднялась сильная буря и обрушилась на корабль… Небо потемнело, ветер обратился в ураган, волны бешено били в борт судна, бросая его, как щепку. В корабле открылась течь… Четырнадцать суток, не видя ни солнца, ни звезд, носились, отдавшись волнам. Каждую минуту все ожидали смерти, не ели, не пили. На корабле было 276 душ.

Один только человек – святой апостол Павел – был вполне спокоен: он твердо верил Богу, Который обещал спасти его и плывших с ним. Мужественно возвысив голос, Апостол сказал: «Мужи и братия, я убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет… Так сказал мне Ангел в эту ночь….» Действительно, с наступлением дня все увидели залив с отлогим берегом. То был остров Мелит. Никто не погиб – все спаслись.

Друзья мои, нужно быть мужественными, решительными. Ничего славного нельзя сделать без мужества. Легко делать только худое. А разве не мужество увенчало святых мучеников вечной славой? А пустынники, подвижники, столпники?..

Все великие ученые достигали открытий настойчивостью, мужеством. «Каким образом Вы открыли закон всемирного тяготения?» – спросили однажды Ньютона. «Неотступностью, постоянно думая о нем»,- отвечал он. А Архимед и другие ученые?..

Мужество нужно, чтобы усиленно работать, учиться, подвизаться, встать пораньше на молитву (на братский молебен), потерпеть с любовью посты, длинные богослужения, найти пути примирения с обиженным другом… Особенно когда спасение так трудно дается, какое надо мужество, чтобы до конца все перенести!..

Мужество нужно и чтобы безропотно терпеть страдания. Мало мы пожили, но уже и нас страдания коснулись своим огненным крылом. Ведь страдания, под разными видами (например, болезни, горе, нужды, тревоги, унижения), занимают огромное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» (), - сказал Господь. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (). И как мужественно простые люди умеют переносить страдания!

В 1871 г. шла война. У сестры милосердия Агриппины были ранены обе ноги. Ей было всего 20 лет. «Сестра, вам необходимо ампутировать ногу»,- сказал ей профессор. «Исполняйте»,- тихо ответила она. «Сестра моя, вам нужно ампутировать и другую ногу». – «Если есть на то воля Божия, доктор, исполняйте». После операции, придя в чувство, она тихо молилась: «Господи, не допусти меня возгордиться моими страданиями». Вскоре она тихо угасла навсегда.

…Госпиталь полон раненых. Предстояло много еще операций. Наркоз на исходе. У маленького ростом и слабого на вид солдата раздроблена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усыпить, не правда ли?».. – «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» – «Доктор, делайте мне так , я вынесу, а им сделайте полегче». И он выдержал страшную операцию, не испустив ни одного стона…

Мужество требуется и для того, чтобы говорить правду. Говорить правду – это основа всех добродетелей. Это достоинство каждого человека, христианина. Честность, правдивость – украшение верующего человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» (). Посмотрите на человека, любящего правду: он открыт, ясен, благороден; добрые, чистые глаза. Он внушает доверие… А на другого посмотрите: он хитрит, лицемерит, в поведении отпечаток низкого человекоугодия… Он не может прямо смотреть вам в глаза…

А какое мужество нужно для того, чтобы устоять против искушений! Чтобы в самой трудной обстановке вести себя и говорить так, как подобает христианину, любящему своего Господа!

Дело было холодной зимой. Воспитанник 3-го класса семинарии оказался среди неверующих товарищей. Они потащили его в ресторан на берегу Волги. Усадили… «Пей с нами, дружок, в попы записался… Ты не хочешь – пережиток ты, такой отсталый, эгоист….» В эту минуту с улицы послышался вдруг душераздирающий крик… Семинарист вскочил и мигом исчез за дверью… Вскоре, еле переводя дыхание, он вылезал из ледяной воды… Кровь текла по лицу: острая льдина ударила его по голове… На руках он держал мокрую полузамерзшую трехлетнюю девочку… Мужество!

Что нужно для того, чтобы иметь мужество? Корень мужества – искреннее желание делать людям добро. И в этом надо закалить волю.

Если вы наметили себе высокую цель – быть верными Господу,- стремитесь быть мужественными. Для этого надо возлюбить Бога, людей, укрепить в добре свою волю и просить помощи у Бога – и вы будете мужественны.

Царство Небесное дается людям мужественным, энергичным, стойким, преданным до конца Господу. Спаситель говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ().

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Только с этим прекрасным качеством – мужеством – вы сумеете выполнить свой христианский долг. Сумеете хорошо трудиться, нетрепетно говорить правду, найдете силы перенести жгучие страдания – окажетесь победителем в любых огненных искушениях и своим мужеством, самоотвержением дадите прекрасный пример своим собратьям верующим и даже в инакомыслящих вызовете законный восторг и уважение.

Мужество – сила…

ДУХОВНОЕ МУЖЕСТВО

Преподобный Антоний Великий говорил так: «Мужество есть ни что иное, как твёрдость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся боле». Конечно, под врагами здесь имеются в виду, в первую очередь, греховные проявления и действия в душе и жизни верующего.

Вот, когда человек доверяет врачу, исполняет его предписания и принимает назначенные лекарства, происходит лечение от болезни. Подобно и в духовной жизни: когда христианин становится таковым не по названию только, а по сути (начинает вести духовную жизнь, памятуя постоянное присутствие Божие), то идет лечение всей духовной и даже душевной жизни человека. Но… При чём тут мужество?

А вот тут-то без него и не обойтись. Про мужество еще говорят, что это храбрость, присутствие духа в опасности, рискованных ситуациях, преодоление страха и борьбы мотивов. Без мужества невозможно обойтись в налаживании отношений с Богом и людьми.

Первое, что требует огромного мужества, - захотеть увидеть и понять собственные грехи и недостатки. Второе - это найти силы открыто признать свои грехи перед Богом, а если нужно, то и перед людьми, то есть совершать личное покаяние. Далеко не у всех на это хватает внутренних сил, то есть мужества. Есть, правда, вариант просить у Бога сил, чтобы совершить свое покаяние, но на это тоже нужно мужество, так как тогда уже нельзя отступить, не испортив отношения со своим Создателем.

Можно сказать, что потому мало последовательных христиан, что люди боятся быть мужественными в своей жизни, чтобы суметь совершать свое покаяние и перемену в жизни.

Так же происходит и во взаимоотношениях семейных и служебных. Легко взваливать вину на других во всех неудачах и недоразумениях, но нужно иметь мужество, чтобы понять: в каждой ссоре есть моя вина. Поэтому нужно суметь находить в себе мужество, чтобы признать свою вину, попросить прощения и начать выстраивать и лечить наши человеческие отношения.

Чтобы надлежащим образом созидать человеческую любовь и семью, необходимо мужество, дабы не разменять себя на мелочевку и любовную игру, а последовательно преодолевать искушения в поисках своего семейного призвания.

Не меньше мужества нужно в учении и труде, так как хорошие результаты и серьезные успехи в жизни достигаются постоянным последовательным трудом в учении и работе.

Поэтому мужество как личное качество человека является важной добродетелью, которую нужно в себе воспитывать и укреплять Божией благодатью в молитве и Таинствах Церкви.

Человек может распознать, мужественный он или нет, только в какой-то сложной ситуации, когда он оказывается один на один с той или иной опасностью.

Необходимо воспитывать в себе мужество, которое блаженный Августин считал за добродетель, потому что мужество, по его словам, есть любовь, готовая ради Бога претерпеть все. А Василий Великий писал: «Кто людей боится, тот Бога не боится, а тот, кто Бога боится, тот никого не боится».

Необходимо воспитывать в себе духовное мужество при переживании различных искушений, жизненных испытаний. Помнить, что без воли Отца Небесного не происходят даже самые мелкие жизненные события. Бог никогда не попустит нам испытание сверх наших сил, как пишут святые апостолы, но в самом испытании так или иначе сообщит нам некое облегчение для нас.

Но мы-то не всегда готовы к тяжелым искушениям. Один инок пришел на исповедь к духовному отцу и стал жаловаться: «В келье, где я живу, бесы вылезают прямо из щелей, начинают сталкивать меня с кровати, заставляют меня плясать, играют на свирелях бесовских, в бубны бесовские бьют. Что мне делать? Всякий раз, когда я ложусь спать, я ожидаю этого нападения». Старец дал ему такой совет: «Во-первых, никому об этом не рассказывай. Во-вторых, не обращай на это никакого внимания». Диавол чувствует человеческий страх. В то же время он чувствует мужество верующего человека, его бесстрашие и быстро отступает. Это как с собаками. Кинологи говорят, что собака всегда чувствует страх и может реагировать на этот страх очень агрессивно, а если человек не испытывает страха перед псами, ведет себя естественно, то едва ли на него может напасть зверь. Поэтому мы должны жить так, чтобы не давать повода ищущим повод, не провоцировать злых духов через наш испуг, боязливость, панику нападать на нас. Мужество здесь совершенно необходимо.

Мужество нам нужно также и для того, чтобы пережить переход от этой жизни в жизнь будущую, когда саму свою физическую смерть мы начинаем воспринимать как последнюю епитимию от Господа. Один опытный московский священник говорил: самое тяжелое испытание для человека - это когда человек находится уже на смертном одре и диавол напоминает ему все прежде содеянные грехи, а у человека уже нет возможности покаяться - нет рядом священника, и вот тут надо проявить мужество веры и уповать на милосердие Христа Спасителя, чтобы преодолеть и эту последнюю брань, последнее искушение, последнее ужасное страхование, с которым человек может столкнуться. Даже во многих кинофильмах показывается, что, когда человек умирает, в его сознании проносятся какие-то картины из его жизни, но обычно в кинофильмах показывают радостные моменты, как, например, в фильме «Летят журавли». Но в действительности на память приходит иное, тягостное: это диавол своими страхованиями хочет ввергнуть в уныние душу человека. Каждый из нас умирает всё-таки в одиночку. И мы должны иметь навык преодолевать бесовские страхования.

Вера во Иисуса Христа сообщает человеку мужество - мужество как проявление религиозности, при которой всецело уповают на Промысл Бога и не оставляют памятования о Его заботе о каждом верующем человеке. Вот и псалмопевец Давид писал - умолял Бога: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» (Пс. 70:18), но в псалмах мы находим и слова Божественного ободрения: «Я, Который веду тебя от утробы матери твоей, от дней юности твоей, не оставлю тебя и в самые тяжелые, самые трудные дни».

Итак, это очевидная истина: мужество есть состояние души, которая имеет всецелое упование на Создателя. Мужество - это религиозная добродетель.

По материалам православных сайтов.

Важную роль в воспитании коллективизма в действиях наших армейских хоккеистов играет и стимулирование за игру на партнера, за заботу о товарище.

Мы отказались от негласного соревнования хоккеистов, похожего на соперничество отдельных игроков. Оно у нас заменено соревнованием звеньев. Звено, играющее наиболее удачно, коллективно, по-настоящему современно, мы стараемся выделить, отметить как лучшее, достойное подражания.

Одним из самых интересных стимулов для хоккеистов ЦСКА является получение рекомендации в сборные команды страны.

Несколько лет назад мы ввели у себя правило или, может быть, традицию, не знаю, как это и назвать, включать спортсмена в сборную СССР только после одобрения его кандидатуры всем коллективом. На общем собрании хоккеисты довольно энергично обсуждают каждого кандидата в сборную. И тут уж берегись себялюбец или карьерист!

Кстати, история, включения в сборную Советского Союза Анатолия Ионова, то обстоятельство; что при обсуждении кандидатур на поездку в Тампере предпочтение (при прочих равных достоинствах) было отдано самому скромному и доброму товарищу, тому, кто чаще других бывал в игре как будто бы незаметен, заставит, видимо, задуматься тех спортсменов, кто рвется в сборные города или области, республики или страны, забывая о друзьях, о своих партнерах.

Коллективизм в хоккее – это, конечно, не только игра в одно касание, игра на партнера, не только забота о товарище в ходе жаркого хоккейного поединка. Коллективизм в хоккее – это и отношения между спортсменами за пределами хоккейной площадки. Это ответственность каждого человека перед коллективом, перед командой за самого себя. За свою учебу в школе или в институте. За свои успехи в труде, в военной службе. За свои дела, за свои поступки.

Хочу пояснить эту мысль на примерах. Принимая сборную страны, мы вместе с Аркадием Ивановичем Чернышевым изложили кандидатам свои требования. Перечисляя их, мы говорили о тех больших самоограничениях, без точного и строгого исполнения которых немыслимо достичь высот мастерства в современном спорте. Готовы ли спортсмены их принять? Мы просили сразу, не подумав, не отвечать. Требования серьезные, и хоккеисты должны были это понять. На раздумья дали три дня, и когда ребята, кандидаты в сборную команду, обещали отдать все свои силы предстоящей борьбе за мировое первенство, обещали отказаться от того, что может хоть сколько-нибудь помешать их подготовке, то это прозвучало как обет, как клятва.

Предсезонный сбор в тот год проходил на юге, в Алуште. Соблазнов было много. И далеко не все кандидаты в сборную сумели сдержать свое слово. Были случаи нарушения режима дня, уклонения от тренировок и даже ссоры между отдельными игроками. И когда осенью решался окончательный вопрос укомплектования сборной, мы приложили все усилия, чтобы в ее состав не попали те, кто не очень-то уважительно относился к спортивному режиму, к установленным с общего согласия порядкам, ну и, конечно, не были допущены в команду люди с тяжелым характером.

Кстати сказать, с каждым годом все большую и большую роль при отборе кандидатов в сборную играет психологический фактор – ведь победы добивается только дружный, сплоченный коллектив, а игроки, даже большие мастера, но обидчивые, угрюмые, способные затеять ссору, приносят команде не столько пользу, сколько вред. И тут, мне кажется, важно учитывать любые мелочи. И всегда очень требовательно относиться к спортсменам – ко всем независимо от их мастерства и звания.

Глубокой осенью 1962 года, готовясь к первенству мира, мы совершали турне по Канаде. Команда наша, выступающая в значительно обновленном и омоложенном составе, играла успешно: в десяти встречах мы добились девяти побед.

Но вот стало известно, что три наших нападающих – Александр Альметов, Константин Локтев и Виктор Якушев, нарушая обет, данный торжественно коллективу, тайком курят.

Собрание команды было бурным. Все трое клятвенно заверяли, что никогда никаких срывов спортивного режима они не допустят. Что нужно было делать – простить нарушителей или наказать их?

Считаю, что решение тогда было принято правильное: Альметова и Якушева оставили в команде условно, до первого замечания. А капитана команды Локтева из сборной вывели. Ведь он был капитаном! И, поймите правильно, отчислили не за курение. А за обман коллектива. За нарушение клятвы. За то, что, будучи капитаном, служил плохим примером для молодых игроков.

И в этом решении я вижу проявление подлинного коллективизма. Сурового, требовательного. Но прямого, честного! Легче, конечно, было простить уважаемого человека и сильного спортсмена… Легче, но… способствовало бы это укреплению команды? Думаю, нет.

А почему оставили в команде Альметова и Якушева? Может быть, побоялись, что потеряем целую плеяду талантливых мастеров? Нет, не поэтому. Ведь наказание прежде всего преследует цели воспитания человека, и мы верили, что Александр и Виктор поймут, какое доверие оказывают им товарищи, оставляя их в коллективе.

Советские хоккеисты стали в том сезоне чемпионами мира, хотя в команде не играл один из лучших нападающих страны – Локтев.

Хочу отметить, что спустя некоторое время Константин вернулся в сборную. Своей игрой, своим отношением к товарищам, строгим исполнением всех требований коллектива он честно заслужил это право. А в сезоне 1966 года он был признан лучшим нападающим мира. Наказание не убило его, а помогло ему выровняться, повзрослеть. И это еще раз подтвердило справедливость нашего решения.

Хочу рассказать еще об одном случае неуважения к коллективу и реакции команды на него.

Может быть, поклонники ЦСКА заметили, что во всех последних играх сезона 1965 года в составе армейской команды не выступал вратарь Виктор Толмачев.

Раскрою секрет. По решению всего коллектива Виктор был удален из команды на полтора месяца.

На тренировке Толкачев не выполнил распоряжения тренера Бориса Павловича Кулагина и, разговаривая с ним в присутствии всего коллектива, бросил такую фразу: «Я – основной вратарь… Уйду, еще пожалеете…»

Это обидело ребят, и они сказали Виктору, что и играть-то с ним больше не хотят. Они предложили отчислить Виктора из команды. И только после того, как Толмачев, поняв, видно, что ведет себя нечестно, не по-товарищески, попросил у всех прощения, было решено ограничиться удалением Толмачева на полтора месяца до конца сезона.

Измена коллективизму, неуважение к коллективу всегда бывают наказаны…

Такова логика нашей жизни. И потому в нашем хоккее торжествуют принципы спортивного коллективизма. Такого, подчеркиваю, коллективизма, который вовсе не исключает, а, напротив, предполагает свободный и полный расцвет талантов.

ЧТО ЕСТЬ МУЖЕСТВО?

«Духовная» крепость

Овладев шайбой, наши соперники сразу бросились в атаку. Они хотели с первых минут встречи навязать армейцам свою волю, свой ритм игры, стать хозяевами положения.

Оборона ЦСКА приведена в боевую готовность. Все понимают, как важно сдержать этот первый порыв соперника. Первая атака отбита. Но нападающие противника снова выскакивают на удобную позицию, и тугая литая шайба с огромной скоростью летит в ворота. Я знаю, как хочется увернуться, укрыться от этого маленького снаряда, но, закрывая собой ворота, защитник армейцев бросается вперед и принимает шайбу на грудь. Свисток судьи останавливает игру. Защитник поднимается, и я перехватываю его едва уловимый взгляд в нашу сторону…

Мне грустно и обидно. Этот здоровый и сильный парень просит отметку за свое мужество, беспокоится, что мы вдруг не заметим его бросок под шайбу…

В «Толковом словаре» Даля сказано: «Мужество – стойкость а беде, духовная крепость, доблесть; храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях; терпение и постоянство».

В этом, подробном, раскрытии понятия «мужества» я всегда выделяю для себя два последних определения – терпение и постоянство.

ДУХОВНОЕ МУЖЕСТВО Преподобный Антоний Великий говорил так: «Мужество есть ни что иное, как твёрдость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся боле». Конечно, под врагами здесь имеются в виду, в первую очередь, греховные проявления и действия в душе и жизни верующего. Вот, когда человек доверяет врачу, исполняет его предписания и принимает назначенные лекарства, происходит лечение от болезни. Подобно и в духовной жизни: когда христианин становится таковым не по названию только, а по сути (начинает вести духовную жизнь, памятуя постоянное присутствие Божие), то идет лечение всей духовной и даже душевной жизни человека. Но… При чём тут мужество? А вот тут-то без него и не обойтись. Про мужество еще говорят, что это храбрость, присутствие духа в опасности, рискованных ситуациях, преодоление страха и борьбы мотивов. Без мужества невозможно обойтись в налаживании отношений с Богом и людьми. Первое, что требует огромного мужества, - захотеть увидеть и понять собственные грехи и недостатки. Второе – это найти силы открыто признать свои грехи перед Богом, а если нужно, то и перед людьми, то есть совершать личное покаяние. Далеко не у всех на это хватает внутренних сил, то есть мужества. Есть, правда, вариант просить у Бога сил, чтобы совершить свое покаяние, но на это тоже нужно мужество, так как тогда уже нельзя отступить, не испортив отношения со своим Создателем. Можно сказать, что потому мало последовательных христиан, что люди боятся быть мужественными в своей жизни, чтобы суметь совершать свое покаяние и перемену в жизни. Так же происходит и во взаимоотношениях семейных и служебных. Легко взваливать вину на других во всех неудачах и недоразумениях, но нужно иметь мужество, чтобы понять: в каждой ссоре есть моя вина. Поэтому нужно суметь находить в себе мужество, чтобы признать свою вину, попросить прощения и начать выстраивать и лечить наши человеческие отношения. Чтобы надлежащим образом созидать человеческую любовь и семью, необходимо мужество, дабы не разменять себя на мелочевку и любовную игру, а последовательно преодолевать искушения в поисках своего семейного призвания. Не меньше мужества нужно в учении и труде, так как хорошие результаты и серьезные успехи в жизни достигаются постоянным последовательным трудом в учении и работе. Поэтому мужество как личное качество человека является важной добродетелью, которую нужно в себе воспитывать и укреплять Божией благодатью в молитве и Таинствах Церкви. Человек может распознать, мужественный он или нет, только в какой-то сложной ситуации, когда он оказывается один на один с той или иной опасностью. Необходимо воспитывать в себе мужество, которое блаженный Августин считал за добродетель, потому что мужество, по его словам, есть любовь, готовая ради Бога претерпеть все. А Василий Великий писал: «Кто людей боится, тот Бога не боится, а тот, кто Бога боится, тот никого не боится». Необходимо воспитывать в себе духовное мужество при переживании различных искушений, жизненных испытаний. Помнить, что без воли Отца Небесного не происходят даже самые мелкие жизненные события. Бог никогда не попустит нам испытание сверх наших сил, как пишут святые апостолы, но в самом испытании так или иначе сообщит нам некое облегчение для нас. Но мы-то не всегда готовы к тяжелым искушениям. Один инок пришел на исповедь к духовному отцу и стал жаловаться: «В келье, где я живу, бесы вылезают прямо из щелей, начинают сталкивать меня с кровати, заставляют меня плясать, играют на свирелях бесовских, в бубны бесовские бьют. Что мне делать? Всякий раз, когда я ложусь спать, я ожидаю этого нападения». Старец дал ему такой совет: «Во-первых, никому об этом не рассказывай. Во-вторых, не обращай на это никакого внимания». Диавол чувствует человеческий страх. В то же время он чувствует мужество верующего человека, его бесстрашие и быстро отступает. Это как с собаками. Кинологи говорят, что собака всегда чувствует страх и может реагировать на этот страх очень агрессивно, а если человек не испытывает страха перед псами, ведет себя естественно, то едва ли на него может напасть зверь. Поэтому мы должны жить так, чтобы не давать повода ищущим повод, не провоцировать злых духов через наш испуг, боязливость, панику нападать на нас. Мужество здесь совершенно необходимо. Мужество нам нужно также и для того, чтобы пережить переход от этой жизни в жизнь будущую, когда саму свою физическую смерть мы начинаем воспринимать как последнюю епитимию от Господа. Один опытный московский священник говорил: самое тяжелое испытание для человека – это когда человек находится уже на смертном одре и диавол напоминает ему все прежде содеянные грехи, а у человека уже нет возможности покаяться – нет рядом священника, и вот тут надо проявить мужество веры и уповать на милосердие Христа Спасителя, чтобы преодолеть и эту последнюю брань, последнее искушение, последнее ужасное страхование, с которым человек может столкнуться. Даже во многих кинофильмах показывается, что, когда человек умирает, в его сознании проносятся какие-то картины из его жизни, но обычно в кинофильмах показывают радостные моменты, как, например, в фильме «Летят журавли». Но в действительности на память приходит иное, тягостное: это диавол своими страхованиями хочет ввергнуть в уныние душу человека. Каждый из нас умирает всё-таки в одиночку. И мы должны иметь навык преодолевать бесовские страхования. Вера во Иисуса Христа сообщает человеку мужество – мужество как проявление религиозности, при которой всецело уповают на Промысл Бога и не оставляют памятования о Его заботе о каждом верующем человеке. Вот и псалмопевец Давид писал – умолял Бога: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» (Пс. 70:18), но в псалмах мы находим и слова Божественного ободрения: «Я, Который веду тебя от утробы матери твоей, от дней юности твоей, не оставлю тебя и в самые тяжелые, самые трудные дни». Итак, это очевидная истина: мужество есть состояние души, которая имеет всецелое упование на Создателя. Мужество – это религиозная добродетель. По материалам православных сайтов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: