Экскурсионная служба валаамского монастыря. Описание паломнической поездки

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 5, ст. 14-23.

14. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.

15. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

16. Всегда радуйтесь.

17. Непрестанно молитесь.

18. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

19. Духа не угашайте.

20. Пророчества не уничижайте.

21. Все испытывайте, хорошего держитесь.

22. Удерживайтесь от всякого рода зла.

23. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

(1 Фес. 5, 4-23)

Очень интересный и красивый отрывок, дорогие братья и сестры! Это практически самое окончание Первого Послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Мы с вами его практически полностью прочитали, но, как всегда в субботу, возвращаемся к тексту, прочитанному ранее. Этот отрывок был опущен специально, для того чтобы быть прочитанным сегодня. Здесь апостол Павел дает свои последние наставления. Если читать его на оригинальном греческом языке, он чрезвычайно поэтичен, даже в русском языке это немного заметно. Многие стихи очень краткие, занимают буквально одно предложение в повелительном наклонении, поэтому все глаголы, которыми заканчиваются эти предложения, тоже в некоторой степени рифмуются. В греческом языке тоже есть стихотворная форма, поэтому отрывок звучит поэтично и хорошо запоминается.

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Прекрасное короткое наставление. Действительно, тема радости имеет чрезвычайно важную роль в Новом Завете. Христос очень часто обращается к своим ученикам: «Радуйтесь!». Во-первых, это было формой приветствия. Греческое слово χαίρε и латинское salve в начале любого письма или во время встречи обозначали «Радуйся!». Практически во всех акафистах, которые мы читаем в храме или дома, тоже часто встречается «Радуйся» или «Радуйтесь», что идет с тех времен, когда этим словом приветствовали друг друга. Радость - один из плодов Духа Святого, поэтому призыв всегда радоваться имеет самую прочную христианскую почву.

Непрестанно молитесь. Некоторые полагают, что здесь речь идет о непрестанной Иисусовой молитве. Конечно, можно это место растолковать и так, но во времена апостола Павла, скорее всего, речь шла о регулярной молитве.

За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Здесь имеет место не совсем точный перевод; более точным будет - «Во всем благодарите». Смысл, хотя и немного, но меняется. Можем ли мы постоянно от всего сердца благодарить за все? Смысл некоторых событий мы не понимаем, и подчас нам трудно сказать Богу «спасибо» за какие-то события и факты нашей жизни. Может быть, когда-то мы возрастем в вере, в Духе Святом, и нам станет понятен смысл каких-то событий, скорбей, трагедий в нашей жизни, тогда мы сможем за это тоже сказать «спасибо». Но если четко придерживаться смысла оригинала, то нужно понимать так: даже если происходят скорби, страдания, неудачи, то, несмотря на это, нужно продолжать благодарить Бога. Бог дает много радости, много прекрасных моментов в жизни, много благ. Каждый человек, какой бы он ни был несчастный, все равно может найти в своей жизни огромное количество поводов для радости. Мы знаем, что многие люди с какими-то проблемами, с ограниченными возможностями, часто бывают очень счастливыми, радостными. И наоборот, подчас люди здоровые, богатые, успешные любят поскорбеть, пострадать просто в силу того, что не могут поблагодарить Бога за все то, что у них есть. А стоит только научиться благодарить, даже несмотря на какие-то неприятности, сразу мир становится светлым, и человек становится счастливым и радостным.

Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. 21-й стих находится в прямой связи с 20-м. Пророчества не уничижайте, то есть не сводите на «нет» пророческий дар. Далее идет речь как раз о пророчествах: Все [пророчества] испытывайте, хорошего держитесь. То есть речь не идет о том, что надо испытать вообще все, что можно, пуститься во все тяжкие, а потом выбрать из всего этого что-то хорошее. Сказанное относится именно к пророчествам.

Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Это практически единственное место в Новом Завете, где так четко говорится о так называемой трихотомии. Есть учение о дихотомии (ди - это два) и о трихотомии, то есть о двухсоставности либо трехсоставности. Это уже антропологическая тонкая проблема того, как рассматривать человека: только как душу и тело (а дух это некая высшая часть души) или надо «разделить» человека на три части: дух, душу и тело. Апостол Павел дух, душу и тело обозначает отдельно.

На самом деле, смысл этих понятий очень менялся, и сложно понять, что в конкретных случаях имелось в виду, например, в тех же святоотеческих творениях. Напомню, что в библейской традиции слово «тело» обозначает человека в его целостности. Оно состоит из разных частей, но при этом оно одно целое. Душа - это жизнь. С точки зрения Библии определенную душу имеют все живые существа, включая животных. В Ветхом Завете была заповедь «не есть крови животных», потому что в крови заключена душа этих животных, то есть душа - это некая биологическая сила. Иногда душой называют человека в его субъективности - как некое мыслящее, воспринимающее существо. Дух - это что-то высшее, некий образ и подобие Божие, где есть возможность «поселиться» Духу Святому и руководить жизнью человека через пребывание в этой высшей составляющей человеческого существа. Это, конечно, некоторые условности, но если мы говорим про трехсоставность, то приблизительно это имеется в виду под телом, душой и духом.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Наша ПС “Собор” осуществляет паломнические поездки на Валаам. Мы предлагаем нашим клиентам однодневные, двухдневные и трехдневные туры с помещением всех святых мест, включая знаменитый Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, именуемый в прошлом Северным Афоном. Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам - один из самых почитаемых в России - был возрожден в 1989 году, а в следующем получил статус ставропигиального (т.е. подчиненного непосредственно Патриарху).

Валаамский монастырь стоял у истоков рождения мирового Православия, был его центром на Северо-Западе России. Валаам имеет многовековую и богатую историю. На протяжении столетий игумены-просветители и иноки православной святыни строили великолепные храмы и скиты, создавали памятники письменности и книжных редкостей: издательский рукописный центр, библиотеку, древлехранилище, архив, облагораживали землю Валаама.

Валаам являлся истинным источником просвещения народов северной России, духовным архипелагом нашего Отечества. Валаамский архипелаг расположен на Ладожском озере и объединяет 50 островов. Возникновение монастыря относится к первым временам христианства на Руси. Известно предание о посещении Валаама Апостолом Андреем Первозванным.

Основатели монастыря - преподобные Сергий и Герман - были греческими миссионерами и пришли на ладожские земли в первой половине X века. Cвоего наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников, созданных в основном при игумене Дамаскине (1839-1881 г.г.).

Расписание на 2018 год:
ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ
07.45 сбор группы у автобуса
08.00-11.00 отправление Петербург-Приозерск, переезд на комфортабельном автобусе
11.00-12.30 Приозерск - о.Валаам, Монастырск. бухта
12.30-15.30 экскурсия "Центральная усадьба"
15.30-16.00 концерт духовных песнопений
16.00-16.30 обед в трапезной Центральной усадьбы
16.30-18.00 экскурсия «Никольский скит»
18.00-19.30 о.Валаам, Монастырск. бухта-Приозерск
19.30-22.30 Приозерск - Петербург
Стоимость программы "Валаамский экспромт" в руб./чел.
ВСЕ ДНИ, КРОМЕ СУББОТЫ ПО СУББОТАМ И 12.06.15
с июня по август 5 800 // 5 500* 6 300 // 6 000*
май, сентябрь 5 800 // 5 500*
*Акция (2017 г.) - "Путешествуем вместе!" - при одновременной покупке более одной путёвки предоставляется скидка 300 руб. с каждой путёвки
Программа поездки:

08.00-11.00Петербург-Приозерск
11.00-12.30Приозерск - о.Валаам, Монастырск. бухта (переезд на метеоре)
12.30-15.30экскурсия "Центральная усадьба"
15.30-16.00концерт
16.00-16.30обед в трапезной Центральной усадьбы
16.30-18.00экскурсия «Никольский скит»
18.00-19.30о.Валаам, Монастырск. бухта-Приозерск (переезд на метеоре)
19.30-22.30Приозерск - Петербург

При планировании поездки необходимо иметь достаточный резерв времени - не менее 3 часов после окончания программы, так как возможны задержки в связи с форс-мажорными обстоятельствами - неблагоприятными погодными условиями на Ладожском озере (шторм и его последствия, туман и т.п.), затруднениями при движении («пробками») на дорогах и другими непредвиденными факторами.

2-х дневная поездка на Валаам из Санкт-Петербурга через г. Приозерск
Расписание на 2018 год:

ЗАЕЗД ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ И СРЕДАМ C 01.06.18 ДО 31.08.18

Примечания: При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор. Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде. В поездке желательно иметь удобную обувь. В программу поездки могут быть внесены незначительные изменения.

З-х дневная паломническая поездка на Валаам
Описание паломнической поездки

Пятница-суббота-воскресенье/Суббота-воскресенье-понедельник

из Санкт - Петербурга автобус, теплоход, гостиница "Мансарда"

1 день. 6.45. Cбор группы у автобуса (Выборгcкое шоссе, ст.м. «Озерки»). 7.00. Отправление автобуса из С.-Петербурга. Прибытие в г.Приозерск, посадка на т/х «Валаам». 9.30. Отправление на о.Валаам. Около 13.00 прибытие в Монастырскую бухту. Размещение в паломнической гостинице "Мансарда" (постельное белье необходимо брать с собой). Обед. Экскурсия поЦентральной усадьбе Валаамского монастыря. Вечерня в Спасо-Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом. Ужин. Ночлег.

2 день. Полунощница. Утреня. Переезд в Никоновскую бухту на теплоходе. Чай в трапезной Воскресенского скита. Экскурсия «Новый Иерусалим» с возвращением пешком в Центральную усадьбу монастыря (около 7 км). Обед в паломнической трапезной. Экскурсия наНикольский скит и Игуменское кладбище. Ужин. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Ночлег

3 день. Часы. Божественная Литургия. Обед. Комнаты монастырского общежития освобождаются, вещи переносятся в кладовую. Группа отправляется на Скитский остров к Скитам Всех Святых и Смоленскому. Проезд в одну сторону на автобусе. Согласно Уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию Скита Всех Святых не допускаются. Отправление с о.Валаам в 17.00. Прибытие в г.Приозерск ориентировочно в 21.00. Посадка на автобус. Ориентировочно 23.30 - прибытие в С.-Петербург к станции метро «Озерки», ориентировочно 00.00 - к станции метро «Площадь Восстания»

Расписание на 2018 год:

ЗАЕЗД ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ И СРЕДАМ C 31.05 ДО 30.08.17

При планировании поездки необходимо иметь достаточный резерв времени - не менее 3 часов после окончания программы, так как возможны задержки в связи с форс-мажорными обстоятельствами - неблагоприятными погодными условиями на Ладожском озере (шторм и его последствия, туман и т.п.), заторами («пробками») на дорогах и другими непредвиденными факторами.

Примечания: При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор. Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде. В поездке желательно иметь удобную обувь. В программу поездки могут быть внесены незначительные изменения.

4-х дневная паломническая поездка на Валаам
Описание паломнической поездки

1 день. Пт. 11.15. Cбор группы у автобуса (Выборгcкое шоссе, ст.м. «Озерки», схема). 11.30. Отправление автобуса из С.-Петербурга. Прибытие в г.Приозерск, посадка на т/х «Валаам». 14.00. Отправление на о.Валаам. Около 17.30 прибытие в Монастырскую бухту. Размещение в паломнической гостинице «Мансарда». Обед. Экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря. Ужин. Ночлег.

2 день. Сб. Чай. Экскурсия «Новый Иерусалим». Обед. Экскурсия «Коневские озера». Ужин. Всенощное бдение. Ночлег.

3 день. Вс. Литургия. Обед. Экскурсия в «Никольский скит» и на «Игуменское кладбище». Свободное время. Ужин. Ночлег.

4 день. Пн. Завтрак. Комнаты монастырского общежития освобождаются, вещи переносятся в кладовую. 9.00 отправление с о.Валаама. Прибытие в г.Приозерск ориентировочно в 12.30. Посадка на автобус. Ориентировочно 15.00 - прибытие в С.-Петербург к станции метро «Озерки», ориентировочно 16.00 - к станции метро «Площадь Восстания».

Порядок экскурсий может быть изменен.

Необходимо иметь паспорт и медицинский страховой полис.

Расписание на 2018 год:

C ПЯТНИЦЫ ПО ПОНЕДЕЛЬНИК С 01.06.18 ДО 31.08.2018

При планировании поездки необходимо иметь достаточный резерв времени - не менее 3 часов после окончания программы, так как возможны задержки в связи с форс-мажорными обстоятельствами - неблагоприятными погодными условиями на Ладожском озере (шторм и его последствия, туман и т.п.), заторами («пробками») на дорогах и другими непредвиденными факторами.

Примечания: При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор. Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде. В поездке желательно иметь удобную обувь. В программу поездки могут быть внесены незначительные изменения.

З-х дневная паломническая поездка на Валаам + Александро-свирский монастырь
Описание паломнической поездки

из Санкт-Петербурга через г.Сортавала с посещением Александро-Свирского монастыря автобус, т/х «Валаам»

1 день. 6.45. Cбор группы у автобуса у Александро-Невской Лавры. 7.00. Отправление автобуса из С.-Петербурга. Прибытие в п.Свирское около 11.00, экскурсия по Александро-Свирскому монастырю, обед в кафе «Паломник», отправление из п.Свирское около 13.00. Прибытие в г. Сортавала около 17.00, посадка на т/х «Валаам», отправление на остров. Прибытие на о.Валаам около 19.30. Размещение в паломнической гостинице "Мансарда"(постельное белье необходимо брать с собой), ("Зимняя", "Игуменская") . Ужин в паломнической трапезной. Ночлег.

2 день. Чай впаломнической трапезной. Экскурсия по Центральной усадьбе монастыря, посещение Никольского скита и Игуменского кладбища. Обед в трапезной Воскресенского скита. Экскурсии «Новый Иерусалим» , «Коневские озера». Ужин в трапезной. Всенощное бдение в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, начало в 19.00. Ночлег.

3 день. 8.00 Божественная Литургия. Обед в трапезной. Отправление с Валаама в 13.00. Прибытие в г.Сортавала в 15.30. Посадка на автобус, ориентировочно 23.30 - прибытие в С.-Петербург к станции метро «Ладожская», ориентировочно 00.00 - к станции метро «Площадь Восстания».

Расписание на 2018 год:

Стоимость от 11.700 за человека.

При планировании поездки необходимо иметь достаточный резерв времени - не менее 3 часов после окончания программы, так как возможны задержки в связи с форс-мажорными обстоятельствами - неблагоприятными погодными условиями на Ладожском озере (шторм и его последствия, туман и т.п.), заторами («пробками») на дорогах и другими непредвиденными факторами.

Примечания: При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор. Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде. В поездке желательно иметь удобную обувь. В программу поездки могут быть внесены незначительные изменения.

Сердца наши исполняются прощением, миром и любовью друг к другу

После малого повечерия отец Мефодий сказал небольшое слово и попросил у всех коленопреклоненно прощения:

«Возлюбленные отцы, братья и сестры, благословите меня от лица владыки Панкратия попросить прощение. В этот величественный день Господь дал возможность примириться с Богом, со своим ангелом-хранителем, своими ближними, особенно с теми людьми, которых мы реально обижаем, соблазняем, смущаем своим поведением. Но Господь дает нам такие дни, как Святая Четыредесятница – самое прекрасное время для человеческой души, золотое время покаяния, которое мы можем принести милостивому и всепрощающему Господу нашему.

Благословите и простите меня святые отцы, братья, сестры, недостойнейшего вашего брата за согрешения, яже сотворил я словом, делом, помышлением и всеми моими

В Валаамском монастыре в эту сплошную масленичную неделю тоже пекут множество блинов для угощения братии и многочисленных гостей. Каждый день монастырские повара с радостью и любовью готовят 450 больших блинов для братской трапезы, и еще множество – для добавки и раздачи всем желающим. Блины со сгущенкой и сметаной – утешение для всех насельников монастыря, ведь так необходимо подкрепить себя перед строгим многодневным постом.

16 февраля 2019 года у насельника Валаамского монастыря игумена Мефодия день рождения. Поздравить своего любимого духовного отца и друга пришли братия обители и многочисленные гости, которые прибыли на остров несмотря на зиму и не самые благоприятные погодные условия.

Игумен Мефодий, приехавший вместе с владыкой Панкратием в полуразрушенный Валаамский монастырь в 1993 году, внес особый вклад в возрождение обители. Его послушание и труды принесли обильные плоды на ниве церковной. Отец Мефодий благодаря своей безмерной любви сумел объединить вокруг себя огромное количество людей, сумел помочь им прийти к Богу, к Церкви, к вере. Общение с отцом Мефодием в корне изменило их жизнь. Его трудами многие обрели твердое упование на волю Божию и встали на верный путь спасения, восходя по ступеням жизненной лестницы к Царствию Небесному.

15 февраля 2019 года в день праздника Сретения Господня Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий навестил болеющего в последнее время монаха Антония и вручил ему памятную юбилейную медаль в честь "30-летия вывода советских войск из Афганистана".

"О своём пути к Богу в терниях афганской войны рассказывал мне сегодня и монах Антоний, которого сегодня я пришёл навестить и вручить юбилейную медаль в память 30-летия завершения вывода войск из Афганистана. Помянули всех положивших душу свою вождях и воинах. Монах Антоний (Сергей Мачулин) тогда был командиром части спецназа и участвовал в опасных операциях в тылу врага", - пишет Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.

11 июля и 24 сентября – дни памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря.

Как нас пугали в Москве

Путешествие на началось с посещения Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Постельное белье тоже надо везти с собой. Связь там плохая, «Билайн» вообще не ловит. Каждый день будут послушания. Ну что еще…» – она задумалась. «А змеи там есть? – решила подсказать я. – Я очень змей не люблю». «Змеи? Да, конечно, змеи там есть. Очень много. Ну что, поедете?». «Конечно!». Я до сих пор удивляюсь, как я так запросто согласилась жить в строительном вагончике без удобств, да еще в близком соседстве со змеями. Но, к моему счастью, на деле все оказалось не так страшно, скорее даже наоборот.

Рассуждения будущих трудников

Пока в Приозерске наша группа ожидала прибытия «Метеора», который должен был доставить нас на остров, мы разговорились между собой. Оказалось, в Подворье испытывали не только мою решимость провести неделю в монастыре – похожие страшилки слышали все паломники. Но от поездки никто не отказался, хотя выводы каждый сделал свои. Кто-то был уверен, что, вопреки всем прогнозам, погода будет прекрасная, и даже рассчитывал купаться в теплых внутренних озерах. О такой возможности они знали от знакомых, которые побывали на Валааме в прошлые годы. По совету тех же знакомых мои попутчицы захватили с собой купальники и босоножки. Среди нас оказались и такие, кто подготовился к неласковым северным условиям со всей серьезностью – в их рюкзаках было припасено термобелье, пуховые спальники и резиновые сапоги. Слушая их, я сначала огорчилась потому, что у меня нет купальника, а потом еще потому, что у меня нет термобелья. Дальше содержимого наших рюкзаков и сумок разговор не шел. Никто толком не знал, что нас ждет в монастыре. И далеко не каждый из нас смог бы внятно объяснить, зачем он туда едет. Позже на острове я не раз слышала, что никто не приезжает на Валаам случайно, но многие понимают свою цель только спустя время. Как сказал один монах: «Случайных людей здесь нет. Кого Бог позвал, тот пришел».

Валаам для монахов, для паломников, для туристов

С первого взгляда Валаам не показался мне мрачным и молчаливым местом, как я ожидала. Мы высадились у нарядной многоцветной часовни, освященной в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». На причале было многолюдно и суетно. Вдоль берега тянулись торговые ряды с сувенирами и снедью (совсем не постной, хотя шел Петровский пост). Здесь были и путеводители, и пахучие мешочки с можжевельником, и шерстяные носки с изображением оленей. Можно было выпить кофе со сливками, поесть мороженого или приобрести у рыбака копченую рыбу. Бригада рабочих шумно выкладывала камнем дорогу под лестницей, ведущей к главному собору на горе «Фавор». По причалу разгуливал мужчина в телогрейке и высоких резиновых сапогах. Колоритный образ завершала кепка, на которой была приделана мягкая игрушка в виде розовой рыбки. Обладателя чудно й кепки мы сразу прозвали Валаамской рыбкой. Это был местный житель, который возил частные экскурсии по близлежащим островам на своей моторной лодке. Кстати, кроме монахов (число братии в Центральной усадьбе – около 100 человек) на острове проживает примерно 300 мирян, в паспортах которых в графе «Прописка» значится «Валаам». (Всего в монастыре сегодня около 220 монахов, часть из них живут в скитах, часть – в Московском, Петербургском, Сортавальском подворьях; для сравнения в 1914 году число братии достигало тысячи человек).

После расселения в общежитиях мы отправились обедать. В монастыре предусмотрена отдельная трапезная для братии, отдельная – для гостей. В нашей трапезной стояли три очень длинных стола с лавками. Сопровождавший нас экскурсовод после коллективного пения «Отче наш» ушел за другой стол, где обедали работники паломнической службы. За третьим столом рассаживали группы туристов, среди которых было много финнов. У каждого стола было свое меню, судя по которому пост касался только трудников. Туристов шеф-повар монастырской трапезной явно щадил. И не только шеф-повар. Среди туристов мы заметили одного пьяного субъекта и недоумевали, почему никто не выставил его из монастыря. Я хорошо помню, как Иван Шмелев в своей книжке «Старый Валаам» рассказывал, что нетрезвых гостей отвозили на небольшой «Пьяный» остров, где они приходили в себя и только после этого допускались на территорию Центральной усадьбы. По сравнению с 1895 годом нравы смягчились. На Валааме более чем терпимо относятся к гостям, нежелающим даже на несколько дней изменить свой привычный образ жизни. Но стоит сказать, что в первый день пребывания на острове я не видела ни одного человека в монашеском обличии. Казалось, иноки уступили часть своей территории для светских приемов, а сами держатся подальше от бойкого причала и других «туристических» мест.

Монастырское хозяйство

И на причале, и у трапезной можно было купить пирожки местного производства. Еще в книжке Шмелева я читала, что на Валааме все делают своими руками – пекут хлеб, выращивают ягоды, фрукты и злаковые культуры, обжигают кирпичи, куют железо, пилят лес, строят храмы, пишут иконы, разводят лошадей и т.д. В межсезонье, когда проехать по Ладоге нельзя ни на лодке, ни на колесах, монастырь оказывается отрезанным от мира. Поэтому в конце XIX века здесь сложилось хорошо поставленное хозяйство, функционирующее автономно. Во время советско-финской войны и в последующие годы многое было разрушено, многих производств уже нет. Вернее, еще нет – что-то уже возродили, а что-то ждет своей очереди. Помещение пекарни отремонтировано и используется по назначению. Экскурсовод рассказал, что в конце XIX века тесто месили вручную с помощью специального устройства, заимствованного в афонских монастырях, сейчас же тесто замешивается механически. Но выпекается хлеб по-прежнему в дровяных печах. Пекарня не покрывает нужды монастыря полностью, поэтому хлеб для трапезной закупают в Приозерске.

В настоящее время предпринимаются попытки возродить сельское хозяйство – начаты мелиоративные работы для восстановления почвы на 50 гектарах пахотных земель.

Монастырю возвращена и активно восстанавливается построенная в 1881 году молочная ферма, рассчитанная на 70 голов скота. Для своего времени ферма была очень хорошо механизирована. Корм доставлялся коровам по рельсам, проложенным посреди коровника. У каждой коровы была своя чаша-поилка, куда вода поступала прямо из озера по специальному водопроводу. Погреб, где хранили молочные продукты, был перекрыт двойными сводами, пространство между которыми забивалось льдом. В нижнем своде находились отверстия, через которые холодный воздух опускался в погреб. От дверей погреба к пристани вела 32-метровая рельсовая дорога, а на пристани был установлен подъемный кран для погрузки кадок с творогом и маслом на лодки. В настоящее время ферма полностью обеспечивает обитель молочными продуктами. При входе на территорию фермы разбита дегустационная палатка для паломников, где каждый желающий может попробовать молоко Валаамских коров.

Монахи, как и в прежние времена, разводят рыбу: палию и сига, а также новый для Валаама вид – американскую радужную форель. Ежегодно форелевое хозяйство дает более 50 т рыбы.

Прогулки по скитам

Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов. На самом крупном, занимающим две трети общей площади, расположена Центральная усадьба. На других островах находятся скиты, которые отличаются числом братии (от двух до нескольких десятков человек) и строгостью устава. Скит – это одна из трех форм монашеской жизни. (две другие – общежительная, как на Центральной усадьбе, и отшельническая, которая сегодня в монастыре не практикуется). На Валааме возрождены девять скитов, из которых мне больше всего запомнился Смоленский. Он был основан в 1917 году во имя Смоленской иконы Божией Матери на деньги великого князя Николая Романова (дяди последнего русского императора). По задумке, братия скита должна была совершать поминовение всех русских воинов, «на поле брани живот свой положивших и в море погибших».

Мы пришли в этот скит, когда в храме шла служба, поэтому послушник Глеб отвел нас в часовню. Он рассказал, что братия, как и задумывалось изначально, непрестанно молится за воинов. Мы видели целые фолианты, в которые перечислены имена погибших на различных полях сражений. В XX веке было немало войн – Первая мировая, гражданская, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская. И монахи день и ночь молятся о душах погибших. Послушник Глеб рассказывал нам также о монашеской жизни и, не дожидаясь наших вопросов, чудесным образом угадал то, о чем мы только думали его спросить. Например, как это – быть монахом. Не берусь пересказывать его слова, но после той беседы меня перестал мучить вопрос, почему люди, особенно молодые, отказываются от мирской жизни и становятся иноками. Помню только, что в конце он говорил, что Иисус – это свет для монаха, а монах – свет для мирян. Действительно, в моей памяти остался очень светлый образ послушника Глеба.

Центральный собор монастыря

Мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря, хранятся в нижнем храме главного собора. Сергий и Герман пришли в эти места из Византии и, возможно, поэтому храм во имя них выполнен в греческом стиле. Там приглушенное освещение, сводчатые потолки. Нам рассказали, что изначально стены и потолок были темно голубого цвета с золотыми звездами. В нижнем храме находится не одна чудотворная икона, покоятся мощи святых преподобных старцев. Здесь, например, хранится Валаамская икона Божией Матери (вернее, ее точная копия; оригинал во время эвакуации был вывезен в Ново-Валаамский монастырь в Финляндию). Богородица изображена во весь рост, одетая в ярко-красный плащ. Она предстает словно огненный столп, соединяющий небо и землю, в центре которого – Иисус. Его правая рука благословляет, а в левой руке находится держава, увенчанная крестом. Множество исцелений, происходивших по молитвам перед этой иконой, позволили инокам обители собрать материалы к прославлению ее как чудотворной. Праздник в ее честь отмечается 14 июля.

Напротив иконы Валаамской Божией Матери – дубовая рака с мощами преподобного Антипы Афонского (Молдаванского). Он, уроженец Молдавии, в 1865 году пришел на Валаам из Афона. Духовными чадами этого старца были не только насельники монастыря, но и миряне, что было редкостью. Он жил в ските, закрытом от женщин, где действовал очень строгий устав. Поэтому преподобный Антипа просил похоронить его за пределами скита, чтобы все духовные чада, включая сестер, могли приходить к нему после его кончины. Он завещал им: «Приходите и разговаривайте со мной, как с живым, и я буду вам помогать».

Из нижнего в верхний храм ведет лестница, по обеим сторонам которой на стенах изображены все русские святые, чинно шагающие друг за другом. Это шествие завораживает.

Верхний храм, посвященный празднику Преображения Господня, выглядит гораздо более торжественно, по сравнению с нижним. Он выполнен в русском стиле, сверкает золотом, расписан композициями праздников, событий священной истории, изображениями 130 святых. Службы здесь проходят только в летнее время, потому что храм не отапливается. Но и летом долго стоять на каменном полу холодно, и поэтому многие прихожане теснятся по периметру, выложенному ковровой дорожкой.

Послушания – трудные и не очень

Работы в монастыре много. В садах, в гостинице для туристов, в трапезных, в кафе на причале. В первый же день послушаний я ослушалась и вместо того, чтобы остаться помогать в гостинице «Мансарда» на Центральной усадьбе, поехала в Воскресенский скит вместо другой трудницы. Уж очень хотелось разнообразить трудовые подвиги и побывать в разных местах: сегодня Воскресенский скит, завтра Центральная усадьба. Так я думала. Но получилось иначе. В итоге все дни я провела в Воскресенском скиту, который сама назначила себе местом послушаний. Я мыла посуду и чистила овощи на кухне, надписывала информационные стенды трафаретными буквами, убирала в храме, освященного в честь апостола Андрея Первозванного. В Воскресенском скиту не живут монахи, он, можно сказать, административный. Там останавливаются экскурсоводы, сотрудники паломнической службы, столуются приезжие иконописцы. Там я познакомилась с людьми, которые ездят на Валаам каждое лето и живут здесь когда неделю, когда месяц, а когда – остаются на зиму до следующей навигации. И работают там «Во Славу Божию».

И все-таки – зачем мы приезжали?

Конечно, каждый искал что-то свое. Я действительно не сразу поняла, какова же была моя цель. На Валааме я увидела образ жизни, который разительно отличается от привычного московского уклада. Увидела людей, которые совсем не похожи на моих знакомых и друзей. Которых не трогают вещи, сводящие с ума жителей крупных городов. Которые никуда не спешат. Мало говорят. Почти не смотрят в глаза. И непрестанно молятся. Они не ищут общения с человеком, но все время разговаривают с Богом.

За неделю, которую я провела в монастыре, я сама стала спокойнее и тише (как же сложно было после возвращения вновь поймать ритм города!). Еще я услышала ответы на свои вопросы. Даже на те, которые не задавала вслух. В Москве некоторые проблемы казались мне неразрешимыми, а на Валааме – перестали казаться проблемами. Но главное, зачем я ехала (как мне теперь кажется) – это новый круг общения. Я искала общества людей, которые пытаются быть хорошими христианами, живя и работая в больших городах. И, слава Тебе, Господи, я с ними познакомилась.

Является очень популярным местом, и россияне любят туда ездить. Суровая и прекрасная северная природа всегда служила источником вдохновения для таких известных живописцев, как Шишкин и Куинджи. Ее прославляли в своих произведениях Лесков и Тютчев. Но Валаам - это не только красивейшая природа. По всему архипелагу разбросаны и обители. Не зря Валаам называют «Северным Афоном». Это настоящая монастырская республика. По легенде, тут побывал сам апостол Андрей Первозванный, когда пришел крестить славянские земли. Да и само уединенное расположение острова на севере акватории Ладожского озера располагает к созерцательной жизни.

Глубже окунуться в монастырский быт вам позволит поездка на Валаам. Из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов сюда приезжают паломники, чтобы прикоснуться к святыне. Но любят посещать Валаам и простые туристы. Ведь отвесные скалы, сияющие купола и пронзительная голубизна озера никого не оставят равнодушным. Но эта статья посвящена весьма практичным вопросам: "какие бывают туры на Валаам", "сколько они длятся" и "какова их стоимость".

Обзор возможностей посещения островов

Без преувеличения можно сказать, что архипелаг является одной из главных достопримечательностей России. На Валаам приезжают и иностранные гости, как правило, на борту круизного теплохода. Можно посетить острова и самостоятельно. Но большинство туристов добираются сюда в составе организованных групп - паломнических или экскурсионных. Если рассматривать поездки на Валаам из Москвы, то они различаются между собой:

  • по продолжительности;
  • по направленности (паломничество или светское ознакомление с бытом обители);
  • по транспорту (круизный корабль или автобус и катер; для богатых клиентов возможна транспортировка вертолетом);
  • есть также и комбинированные туры.

Эти последние тоже могут быть разными как по продолжительности, так и по насыщенности путешествия. Например, можно заказать такой комбинированный тур, как «Валаам + Кижи + Петрозаводск» или «Посещение монастыря, отдых на берегу Ладожского озера и сплав по рекам Карелии». А теперь рассмотрим все эти возможности посещения архипелага по отдельности.

Паломническая поездка на Валаам из Москвы

Такие путешествия - самые востребованные туры на архипелаг, ведь в таком случае можно не только увидеть немало интересного, но и заказать требы, исповедаться и причаститься. Паломничества по длительности бывают трехдневными, на одну или две недели (последние две опции - с послушническим трудничеством). Можно заказать тур только на Валаам, а можно за одну поездку посетить еще какой-нибудь остров архипелага (чаще всего это Коневец). В результате диапазон цен довольно широк. Если брать проживание в обители как послушника (с исполнением ручного труда), то неделя на Валааме обойдется вам в 8300 рублей. В эту цену не включен транспорт, а только проживание в странноприимном доме и трапезы.

Трехдневные паломничества

Самыми востребованными поездками на Валаам из Москвы благочестивых туристов, желающих приобщиться к святой жизни обители, являются именно такие туры. На самом деле они длятся не три, а пять дней. Вот приблизительная программа подобного путешествия. Проезд на - Санкт-Петербург - первый день. Цена зависит от класса вагона и не входит в стоимость путевки. На утро второго дня паломников собирают, сажают в автобус и везут в Приозерск. Там они загружаются на борт теплохода Валаамского флота и отправляются на остров. Пообедав в монастырской трапезной, паломники отправляются осматривать Центральную усадьбу Спасо-Преображенского На третий день после утренней литургии и завтрака экскурсанты на теплоходе посещают Воскресенский и Никольский скиты. Вечером их ждет богослужение и ужин. В четвертый день паломники имеют возможность посетить Скитский остров. Вечером их доставляют обратно в Приозерск, а потом и в Санкт-Петербург. На утро пятого дня путешественники возвращаются в Москву. На протяжении тура паломники ночуют на борту теплохода. Более комфортные условия в гостинице «Игуменская» предоставляются за отдельную плату. Приблизительная стоимость такого трехдневного паломнического тура - 13 тысяч рублей.

Светские экскурсии

Автобусная поездка на Валаам из Москвы мало чем отличается от паломнического тура. Разве что экскурсанты не должны участвовать в повечериях и заутренях. Ночуют туристы в каютах теплохода. В стоимость путевки входят завтраки и ужины, а также трансфер из Санкт-Петербурга в Валаам и обратно. Цена такого тура также мало отличается от паломнического. Она составляет приблизительно 12-13 тысяч рублей. Однодневная экскурсия на вертолете из Санкт-Петербурга для группы в 10-20 человек обойдется в 280 тысяч рублей. Если вы планируете поездку на Валаам из Москвы на машине, то вам нужно знать, что найти нужный причал в Приозерске не так-то и просто. В этом городке у самостоятельного путешественника есть две опции:

  1. Купить однодневную экскурсию, куда входит проезд на и обед в трапезной. Цена - 2 500 рублей.
  2. Приобрести билет туда-обратно на тот же катер. Кассы на причале нет, нужно договариваться с экипажем. Цена проезда - две тысячи рублей.

Поездка на Валаам из Москвы на теплоходе

Можно отправиться на архипелаг и на борту речного круизного лайнера. Конечно, в программу такого тура входит не только Валаам, но и другие интересные места, такие как Углич, Горицы, Санкт-Петербург, Кижи, Мандроги, Ярославль и т. д.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: