Где находятся вериги апостола петра. Поклонение честным веригам святого Апостола Петра

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Спасителем, он всегда выражал беспредельную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с братьями Зеведеевыми – Иаковом и Иоанном Богословом. Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то есть Мессией, за что и получил имя Петр (Камень).

Свое троекратное отречение Петр омыл горькими слезами раскаяния, и впоследствии, после Воскресения, Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Апостол Петр первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив ко Христу 3000 человек. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.

Но вот пришла беда… Царь Ирод знал, что иудейским предводителям очень нравится, когда он нападает на христиан. Особенно популярен стал Ирод после казни апостола Иакова Зеведеева. Следующей жертвой царь наметил Петра. В первый день Пасхи апостола арестовали и отправили в темницу. Суд над ним собирались совершить сразу после семи праздничных дней.

Ученики денно и нощно молились о Петре. Наконец наступила последняя ночь перед казнью. Освободит ли его Господь?

Как это было

В «Деяниях святых апостолов» в главе 12 сказано:

1. В то время царь Ирод (внук Ирода, называемого Великим. – Ред.) поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков (дни опресноков начинались со дня Пасхи и продолжались семь дней. – Ред.),
4. и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его;
8. и сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Возникновение праздника

Это был 42 г. новой эры. Вскоре весь Иерусалим и вся Иудея узнали о совершившемся чуде. Рассказывали, передавали друг другу, как христианский учитель авва Петр в ночь накануне суда и казни, прикованный цепями к стражникам, непонятным, непостижимым образом покинул темницу и тюрьму. Аресты и допросы среди тюремщиков ничего не разъяснили. Чудо оставалось чудом.

Верные сумели заполучить цепи, которыми апостол Петр был прикован к стражникам, и сохранить их как величайшую реликвию. Из рода в род, столетиями, передавалась первохристианская святыня, исцеляя приходящих к ней с верою от болезней и защищая от нечистых духов.

При жизни апостола Петра вера в его исцеляющие возможности была настолько сильной, что даже тень от него считалась полезной для болящего. «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:14–15). Поэтому почитание цепей, которыми был окован апостол, не уменьшалось в столетиях.

В V в. вериги перешли по наследству к иерусалимскому патриарху Ювеналию (420–450). Когда в 439 г. благочестивая царица Евдокия, супруга императора Феодосия II Младшего (408–450), возвращалась в Царьград из Иерусалима, где она возвела немало церквей и благоустроила святые места, патриарх Ювеналий подарил ей в знак великой благодарности некоторые священные реликвии. Были среди них и чудотворные вериги апостола Петра.

Одна из цепей была оставлена в Царьграде, в церкви Святых Апостолов, а другую царица отправила в Рим дочери Евдоксии, бывшей замужем за императором Валентином III (423–455). Там апостольская реликвия была положена в специально построенном храме Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святой Петр в оковах»).

Храмы в честь вериг апостола Петра

На всем земном пространстве, на всех континентах существовало пять храмов, посвященных веригам первоверховного апостола: в Риме, Яффе, Даугавпилсе, Москве и Владимирской губернии. Ныне вершится служба в трех из них.

Римский храм Поклонения веригам апостола Петра возведен в конце IV в. и стал первым из пяти Петроверигских церквей. Вериг в храме две. Одна из Иерусалима, другая – из Мамертинской тюрьмы в Риме, где апостол Петр был окован перед распятием. Петровские вериги по традиции выносят 16/29 января на поклонение народу.

Храм апостола Петра и праведной Тавиафы в Яффе построен на участке Русской Духовной Миссии. Строили храм 10 лет и освятили 16/29 января 1894 г., в День почитания святых вериг апостола Петра. Боковой придел посвящен праведной Тавиафе, гробницу которой удалось найти в саду при раскопках.

Даугавпилсский костел Святого Петра в веригах начали строить в 1845 г., освятили в июне 1848 г.

На всем пространстве России удалось обнаружить лишь два Петроверигских храма. Один в Москве, другой – во Владимирской области.

На месте московской церквушечки (Петроверигский переулок, 8) стоит ныне конструктивистского вида дом. Деревянная Петроверигская церковь известна здесь с 1547 г. Каменное здание построил в 1669 г. тесть царя Алексея Михайловича боярин Илья Данилович Милославский. Петроверигская церковь так и не была восстановлена после пожара 1812 г. Церковь разобрали в 1844 г. Изображение московской Петроверигской церкви обнаружить не удалось.

Кирпичная церковь Николая Чудотворца была сооружена в Фетинове (Владимирская область, Киржацкий район) в 1819 г.

Престолов в храме было три: в холодном – во имя Поклонения Честным веригам Апостола Петра, в приделах теплых – во имя Святого Николая Чудотворца и Святого Димитрия – митрополита Ростовского. В селе было 50 дворов, 500 жителей. Церковь закрыли в 1930-х гг., ныне храм в заброшенном, аварийном состоянии.

Анатолий Мацукевич

) воспоминается следующее чудесное обстоятельство, случившееся во время возбужденного Иродом Агриппой I гонения на христиан в 44 году по Рождестве Христовом. Доселе церковь христианская в Иерусалиме постепенно возрастала внутренне, особенно благодаря ревностной деятельности апостола Петра, и даже долгое время наслаждалась покоем. Иерусалимские блюстители закона, быть может последовав разумному совету уважаемого всем народом законоучителя Гамалиила (), стали по-видимому равнодушно относиться к вере христианской и удерживались от новых преследований ее как бы в ожидании дальнейших последствий. Когда же из Кесарии, обычной резиденции тогдашних иудейских правителей, Ирод Агриппа I прибыл в Иерусалим на праздники Пасхи и опресноков, первосвященники не преминули при столь благоприятном случае указать ему на быстрое и успешное распространение нового учения о Христе Иисусе и вместе на унижение иудейства, и представили это дело Ироду с самой чувствительной и для него стороны, со стороны веры и чести. И вот легкомысленный, хитрый и льстивый правитель не столько из ревности к иудейскому закону (он был природный иудей {а}), сколько из желания приобрести расположение представителей иудейства и затем в интересах своего личного возвышения в глазах народа вообще, возбудил без всяких видимых причин преследование против ни в чем не повинных христиан. По приказанию Ирода схвачены были некоторые иерусалимские христиане и, вероятно, подверглись телесному наказанию, а Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, был обезглавлен; это был первый из двенадцати апостолов и второй после архидиакона Стефана мученик за имя Христово. Тогда представители иудейской церковно-иерархической власти, в надежде чрез Ирода правителя подавить все более и более возраставшую силу христианства, поспешили выразить ему все свое расположение за такое отношение к ненавистному им христианству. Увидев, что это весьма приятно начальникам иудейским и вообще иерусалимлянам, Ирод повелел схватить и посадить в темницу апостола Петра, первого из представителей христианства, доселе сильнейшего всех других собратий и словом и делом пред Богом и людьми. Так вере апостола первоверховного, который понес уже много трудов и страданий за Христа, предстояло выдержать тяжкое испытание, которое завершилось последующим явлением ему чудесной и могущественной милости Божией. Ввиду того, что в праздник, и притом такой великий как Пасха, непозволительно было осуждать на казнь, Ирод Агриппа в угоду фанатикам иудейства намерен был по окончании праздничных дней торжественно при многолюдном стечении народа судить и осудить на смертную казнь этого мнимого преступника. До того же времени повелено было его, якобы чрезвычайно опасного для всех, тщательно стеречь четырем четверицам воинов, так что на каждую из четырех ночных страж приходилось по четыре воина; причем соответственно римскому обычаю – при строгом военном заключении темничном приковывать заключенного цепью к своему стражу – апостол Петр в темнице прикован был к двум стражам, к одному одной рукой, к другому другой; между тем остальные два стража из четырех находились у дверей темницы. В виду столь явно решительного намерения врагов христианства, опечаленные верующие прилежно молились Господу Богу, чтобы Он сохранил жизнь славного апостола для блага Церкви Своей, так или иначе освободив его из рук яростных врагов, как несколько прежде освободил из темницы всех апостолов ( и далее). И молитвы церкви оказались сильнее темничных уз. Накануне того дня, когда царь Ирод хотел публично произнести смертный приговор над неповинным святым узником, последний посреди ужасов предстоявшей смерти не предается ни унынию, ни страху и остается спокойным в полной преданности воле Господа Бога, и Он избавил апостола от великой опасности. И вот ангел Господень предстал, и свет заблистал в той комнате темницы, в которой находился Петр. Толкнув в бок его, спавшего сном невинности, небесный посетитель пробудил его и сказал: «Встань скорее!». И – цепи упали с рук его. Чудесно отцепившийся от обоих стражей, спавших с ним, святой узник по повелению ангела оделся во всю верхнюю одежду, которая на время заключения была с него снята, вероятно, из предосторожности, и руководимый ангелом прошел мимо двух воинов, стерегших двери этого отделения темницы. Далее, «прошедши первую и вторую стражу», они подошли к охраняемым воинами железным выходным дверям из темницы на улицу или площадь города, и ворота сами собой отворились им; когда затем, очутившись в полной безопасности на свободе, апостол прошел одну улицу в сопровождении ангела, этот внезапно оставил освобожденного. Тогда апостол Петр, доселе считавший все происходившее видением во сне, пришел в обычное состояние души и, увидевши чудесно спасшую [его] десницу Божию, с умилением и благодарностью радостно сказал: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (). Прибыв тотчас в дом Марии, матери Иоанна Марка, где многие верующие собрались и молились об избавлении святого узника, освобожденный апостол при глубоком изумлении и среди порывов неудержимой радости рассказал им о том, как Господь вывел его из темницы (). Спустя почти 25 лет после этого события, именно в царствование Нерона, апостол Петр как ревностный проповедник веры Христовой в Риме, особенно же за обращение в двух любимейших жен этого царя, был схвачен и заключен в Мамертинскую темницу, при чем на выю {b} первоверховного была возложена тяжелая верига. Провидению угодно было, чтобы тогда здесь же он, по суду римской власти, увенчал свою святую и многотрудную жизнь мученической кончиной (29 июня 68 года {c} по Рождестве Христовом).

Питая высокое уважение и благоговение к великому апостолу-чудотворцу, благочестивые ученики, без сомнения, не могли не дорожить теми или другими предметами, имевшими такое или иное отношение к нему, и не замедлили приобрести – как великую драгоценность и святыню – вериги или цепи, находившиеся на теле страдальца Христова. Если апостол Петр обладал таким обилием благодати Божией, что, по сказанию дееписателя {d}, выносили больных на улицы и полагали их тут на постелях и кроватях для того, чтобы хотя тень мимо проходящего Петра осенила кого-либо из них (), ибо от нее исходила сила целебная (подобно тому, как прикосновение к одежде Иисуса Христа сопровождалось исцелением болезни прикоснувшихся: и др[угие]), то, без сомнения, христиане имели великую веру в чудодейственную силу вериг Петровых и действительно получали от них многоразличные исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле апостола Павла (). Отсюда понятно, что вериги первоверховного апостола-мученика всегда привлекали к себе благоговение его чтителей, были в великом почтении первенствующей Церкви Христовой и с подобающим уважением сохраняемы были и передаваемы верующими преемственно от одного к другому как священный памятник, как наследственная святыня Церкви. Однако краткие известия сохранились о судьбе вериг, возложенных на святого Петра в иерусалимской темнице и впоследствии в римской. Иерусалимские вериги со временем поступили в сокровищницу храма Воскресения Христова. Когда же по благочестивому обету прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего (408–450 годы), тогдашний иерусалимский патриарх Ювеналий, в уважение благочестия ее и по вниманию к многим драгоценным ее пожертвованиям для этой церкви, поднес ей в дар между другими духовными сокровищами и чудотворные вериги апостола Петра. Считая величайшим приобретением оковы его, царица Греции с благоговением перенесла их в Царьград и одну из них в 439 году (по Баронию {е}) положила в храме во имя апостола Петра близ Софии. Другую веригу она тогда же послала в дар дочери своей Евдоксии, супруге римского императора Валентиниана (423–460 годы); последняя соорудила в Риме храм в честь вериг святого узника и в нем положила подаренную ей святыню. О первой вериге свидетельствует русский паломник Антоний в 1200 году, говоря: «У святого Петра, прилежащего к Софии, висело Петровых вериг железо вковано в золотую икону; на праздник же Петровых вериг целует патриарх и все люди». К этой же вериге следует относить выражение месяцеслова Василия и других: «Поклонение веризе», то есть одной, ибо другая была в Риме, и одна верига изображена в его месяцеслове. Между прочим, о части иерусалимских вериг апостола Петра, сохранявшихся в Риме, святой в VI веке писал к Динамию патрицию: «Послал я к тебе в благословение от первоверховного апостола небольшой крест с частицами вериг апостола, дабы вериги сии, недолго державшие его в узах, освободили тебя навсегда от грехов» (письмо 1-е). Некогда в Риме обретены были и те вериги святого Петра, в которых он заключен был здесь по повелению императора Нерона пред , и тогда они поступили также в апостольский храм для хранения вместе с веригой иерусалимской, присланной из Константинополя. В настоящее время в Риме Петровых вериг имеется две и они сохраняются в ризнице Евдоксиевой базилики. Для поклонения этой святыне паломники каждый раз должны испрашивать особое разрешение папы с уплатой определенной канцелярской пошлины. При входе в ризницу внимание поклонника привлекает прежде всего мраморная стена, в средину которой вделан шкаф с двустворчатыми бронзовыми дверцами, украшенными снаружи резными изображениями. Облачившись в епитрахиль и затеплив свечи пред иконами, ризничий отворяет дверцы шкафа, имеющие на обратной стороне надпись: «Растерзал еси, Господи, узы моя» () {f}. Затем, открывши находящийся в шкафу ковчежец с честными веригами апостола Петра, ризничий по прочтении с коленопреклонением некоторых молитв дает богомольцам приложиться к веригам.

Церковь Христова, по высокому уважению к трудам, подвигам и страданиям святого славного Петра посвящая воспоминанию и прославлению его несколько дней в году, между прочим совершает память и поклонение честным веригам его. Торжество поклонения им началось на Востоке и Западе почти в одно время. Римский праздник вериг восходит к временам папы Александра (109–119 годы), именно в память вериг апостола Петра в римской темнице; впоследствии этот праздник обновлен перенесением вериги из Иерусалима. Папа Сикст III (432–440 годы) установил повсеместно праздник поклонения веригам, который у западных христиан совершается 1 августа, у восточных же 16 января; вероятно, это дни принесения вериг на место или освящения храмов, воздвигнутых по случаю принесения их. О празднестве в честь Петровых вериг в Константинопольской Церкви имеется свидетельство паломника Антония. В древних русских летописях (Новгородская первая летопись в Полном собрании [русских] летописей, том 3) 16[-й] день января называется днем спадения вериг, ибо, по свидетельству Писания, узы спадоша с Петра (). Святая Православная в день празднества поклонения честным веригам святого апостола представляет их особенному вниманию христиан – для благочестивого воспоминания о носившем их – и призывает верующих праздновать Петру чудесе честныя вериги (кондак, глас 2) {g}, верою поклоняться им (тропарь, глас 4) и целовать их: верою вериги облобызаем твоя, от нихже почерпающе здравие телесе и души спасение (стихира на Господи воззвах, [на] 6), приглашает возводить мысленные очи чад своих к самому апостолу для прославления: верховнаго и перваго апостолов, истины Божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще (кондак, глас 2). На литургии положено чтение Апостола о веригах, возложенных на святого Петра в Иерусалиме (), Евангелием же церковь благовествует о восстановлении Петра в звании апостола и предвозвещении ему мученической кончины ().

{Примечания редактора – в тексте выделены фигурными скобками:}

а. Видимо, опечатка: по происхождению он был идумеем.

b. То есть шею.

c. Согласно церковному преданию, святые апостолы Петр и Павел приняли мученическую кончину 29 июня 67 года.

d. То есть писателя Деяний апостольских.

е. Цезарь Бароний (1538–1607) – католический историк, кардинал.

g. В богослужебном тексте: … праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги…

«По­кло­не­ние чест­ным ве­ри­гам свя­то­го Апо­сто­ла Пет­ра» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Апостол Петр

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода 1 , был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями.

Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1). Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеданья слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим. Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны потом его (Деян.19:15); такое же действие оказывали вериги святого Петра, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, причем каждый раз родители - детям, а те - своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом они освящены. Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего 2 , возвращалась в Царьград из Иерусалима, - где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, - то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра 3 . По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора 4 , а другую послала в Рим своей дочери Евдокии, которая была замужем за римским царем Валентином III-м. 5 Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон 6 . После того было установлено совершать 16 января праздник поклонения этим честным веригам 7 , в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.

1. Здесь разумеется Ирод Агриппа I-й, внук Ирода Великого, царь иудейский, убивший мечом св. апостола Иакова Зеведеева и апостола Петра; управлял Иудеей в царствование римских императоров Калигулы (37-41 г.) и Клавдия (41-54 г.); умер, пораженный Ангелом, от тяжкой болезни вскоре после чудесного освобождения апостола Петра из темницы.

2. Феодосий II младший - Византийский император, царствовал с 408-450 год.

3. Честные вериги св. апостола Петра хранились в Иерусалиме до 439 года, в котором и получила их от патриарха Ювеналия

4. Здесь разумеется главный собор в Константинополе во имя Софии - Премудрости Божьей, созданный Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1453 году, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм Св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития.

5. Валентиниан III - Римский император; царствовал с 423-455 год.

6. Нерон - римский император царствовал с 54-68 год; по его повелению, апостол Петр предан был мученической смерти (около 67 года). - Вериги, которыми апостол Петр был окован по повелению Нерона, были обретены в Риме во II веке.

7. Римский праздник вериг существовал в начале II века, при папе Александре (109-119 г.) в память вериги апостола Петра в римской темнице, которую чтили и лобызали, а после праздник сей обновлен присланною веригою из Иерусалима. Праздник этот совершается в римской церкви 1 августа.

Молитвы

Тропарь святому апостолу Петру, глас 4

Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою поклоняющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.

Кондак святому апостолу Петру, глас 2

Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.

Молитва святому апостолу Петру

О, святы́й Пе́тре, вели́кий апо́столе, самови́дче и сотаи́нниче Бо́жий, всемо́щною десни́цею Учи́теля твоего́ прия́тый из вод волну́ющихся и кра́йняго потопле́ния свобо́ждшийся! Не забу́ди и нас убо́гих, в ти́не грехо́вней погря́зших и волна́ми жите́йскаго мо́ря обурева́емых: пода́ждь нам твою́ ру́ку кре́пкую, помози́ нам и удержи́ нас от потопле́ния во страсте́х, похоте́х, лжах и клевета́х. Сотвори́ и ты с на́ми ми́лость, тебе́ от Го́спода явле́нную, да не в сомне́нии и малове́рии изги́бнем. Научи́ нас, учи́телю наш, пролива́ти сле́зы покая́ния, да пла́чем го́рько о дея́ниих на́ших в ве́це сем. И а́ще твоя́ сле́зы, в покая́ние излия́нныя, ми́лостию Свое́ю покры́ Госпо́дь и Учи́тель твой, испроси́ и нам, со дерзнове́нием апо́стольским, проще́ния во гресе́ ежеча́снаго. Град сей, ко святы́м стопа́м твои́м пове́рженный, сохрани́ и от прилуча́ющихся ко́зней лука́вых врага́ спасе́ния на́шего огради́; воздви́гни твои́ преподо́бнии ру́це ко Го́споду за наро́д наш, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м в ве́це сем до часа́, в о́ньже и́мать призва́ти нас Влады́ка Госпо́дь, наш Судия́ нелицеприя́тный. Ты же, о всехва́льный апо́столе, не отве́ржи во́пля на́шего и стена́ния к тебе́, но заступи́ нас пред Христо́м, твои́м Учи́телем, да непреста́нно сла́вим Его́ милосе́рдие к нам, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святой Петр, как и другие апостолы, после распятия и воскрешения Иисуса, занимался активной миссионерской деятельностью. За это противники христианской веры не раз подвергали святого гонениям и арестам. Но даже оковы на руках апостола пропитывались его святостью и становились реликвиями. Православный праздник 29 января это День поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра. В этот день все верующие могут увидеть и прикоснуться к великой святыне - цепям, в которые были окованы руки апостола, чье имя означает камень.

В 42 году нашей эры иерусалимский ирод Агриппа повелевает арестовать Петра за его христианские проповеди и большую популярность у народа. В темнице запястья апостола оковывают тяжелыми железными веригами-цепями как опасному преступнику. И даже скованного проповедника стерегут два солдата прямо в его темнице. Но ночью происходит чудо, к пленнику является ангел, освобождает от цепей и уводит из-под охраны. Тайна чудесного освобождения вскоре становится известна всему городу. Верующие находят оковы, упавшие с рук апостола, и сохраняют их, передавая в наследство, как самую священную реликвию. Известно, что вериги находились в Иерусалиме до 439 года, являясь объектом поклонения. Далее вериги святого переходят в руки императрицы Евдокии, бывшей истинной подвижницей христианской веры. Дар иерусалимского патриарха Иувеналия императрица привозит в Константинополь, где оставляет одну из двух цепей в храме при соборе святой Софии. Вторая священная верига отправляется в дар дочери Евдокии, которая была женой императора Западной Римской империи. Евдоксия приняла реликвию, присланную матерью, в Риме с величайшим трепетом и почтением. Цепь от оков Петра была помещена в храме, воздвигнутом в честь апостола. Вскоре к этой вериге была добавлена еще одна цепь, сохраненная верующими с 64 года нашей эры, когда Перт был пленником тюрьмы в Риме по приказу безумного императора Нерона. Апостол мог избежать пленения, но при бегстве из Рима к нему явился сам Христос и упрекнул, что Петр покидает христиан, оставшихся в городе. Святой вернулся и принял свою неизбежную участь, сначала арест, а затем и страшную казнь.

Чесные вериги, обретенные Евдоксией, и сегодня находятся в римском соборе Сан-Пьетро-ин-Винколи. По преданию, собор расположен над местом последнего пленения апостола. Поклониться кандалам святого приходят тысячи молящихся, а церковь поминает священную силу, заключенную в оковах, каждый год 29 января.

В народе с этой датой были связаны особые поверья и приметы. Так, строго запрещалось использовать любые колющие или режущие предметы. В качестве оберега использовали символическое закрытие очага цепью. Становилось опасно выходить на реку, считалось, что с Веригова дня начинают трескаться льдины.

16/29 января. В этот день Святая Православная Церковь празднуется поклонение честным веригам апостола Петра.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя как святыню, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра. Святой апостол Петр же, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповедания слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители - детям, а те - своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены.

Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего, возвращалась в Царьград из Иерусалима, - где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, - то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра.

По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери Евдокие, которая была замужем за римским царем Валентинианом III.

Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон перед смертью святого. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.

Часть вериг находилась в кресте Брянского Успенского монастыря.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: