29 января церковный. Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра

* Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра. * Праведного Максима, иерея Тотемского, Христа ради юродивого (1650).
Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы, Лангонийских (ок. 161-180). Мучеников Данакта чтеца (II) и Памвы пустынника. Священномученика Дамаскина Нового, игумена Габровского (1771). Святых Галатиана, Еврета, Варсонофия. Священномученика Иоанна пресвитера (1919).

Православные Святые угодники.

Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра

Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями.
Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы. Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность.
Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В этот день вериги апостола Петра выносятся на поклонение народу.

Вериги апостола Петра - цепи, которыми был закован святой Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения святой реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.

Преставление блаженного Максима Тотемского

Преставление блаженного Максима Тотемского. Он был иереем. Скончался в 1650 г. О жизни св. Максима не сохранилось сказаний. Известно только, что он юродствовал 45 лет и был погребен в Воскресенской церкви, где священствовал. В 1715 г. священником и прихожанами этой церкви вследствие многих чудес от святого с разрешения Великоустюжского архиепископа над мощами его устроена гробница и его икона, и с этого времени стали чтить блаженного как святого. Мощи св. Максима покоятся под спудом.

Первая приуготовительная седмица к Великому посту

Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее - первое из них (см. ). Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного.

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подготовительные седмицы поёт на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче », «На спасения стези настави мя, Богородице », «». В следующие три воскресных Утрени в состав богослужения войдёт : «На реках Вавилонских ».

В основу первой стихиры - «Покаяния отверзи ми двери » - положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни - «На спасения стези » - лежит притча о блудном сыне. В основе третьей - «Множество содеянных мною лютых » - предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.
И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до 5-го Воскресенья Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» ().

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение посту, а не его плодам, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется « »), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно усиливается воздержание: на 2-й приуготовительной седмице восстанавливаются посты среды и пятницы; на последней следует высшая степень приготовления - невкушение мясной пищи.

«Если кто вам скажет: вот, здесь Христос или: вот там - не верьте» () . Христос Господь, Спаситель наш, устроив на земле св. Церковь , благоволит пребывать в ней, как Глава ее, Оживитель и Правитель. Здесь Христос в Православной нашей Церкви, а в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь. Почему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, не верь. Если услышишь от кого: у нас апостольская община и у нас Христос, не верь.

Проповедь дня

Господь предупреждал Своих учеников и через слово Божие предупреждает и нас с вами, если мы хотим быть учениками Христовыми: не будет для нас ни царских палат, ни бесконечного блага на земле, а, наоборот, каждого христианина в жизни ждет страдание, и только тот, кто до конца претерпит, тот спасется. Часто у человека бывают какие-то тяжелые жизненные обстоятельства...

29 января (16 января по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Понедельник седмицы о мытаре и фарисее (первой из трех недель подготовки к Великому посту). Поста нет в течение всей седмицы, именуемой в этой связи "сплошной" . В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 12 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра . Святой Петр был учеником Христа, призванным Господом одним из первых. Подробнее о нем и другом первоверховном апостоле - Павле - вы можете прочесть в нашем . Что же касается честных вериг апостола Павла, то их история в Деяниях святых апостолов и житийных материалах описывается следующим образом:

В языческой темнице апостол Петр был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы. Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления..."

Сначала эта святыня хранилась в Святом граде Иерусалиме, затем была перенесена в Царьград, а впоследствии их часть - в Рим.

Блаженный Максим Тотемский, Христа ради юродивый . На севере Вологодской области есть древний город Тотьма. Несмотря на свою малочисленность, он славен многими святынями и святыми. В том числе - блаженным Максимом Тотемским, Христа ради юродивым. Святым, чьи мощи с середины XVII века почивают в Варницкой Воскресенской церкви, храме удивительной красоты, ныне пребывающем в плачевном состоянии.

Блаженный Максим служил приходским священником в городе Тотьме. При неизвестных обстоятельствах он принял на себя подвиг юродства о Христе. Более сорока лет отец Максим пребывал в непрестанной молитве, посте и наготе, совершенно пренебрегая заботами о своём теле, полагаясь только на милость Божию. В любое время года святой ходил практически нагой, с молитвой перенося и летний зной, и зимний холод. Личным примером блаженный Максим подтверждал слова Христа: "Царство Небесное нудится", то есть силою берется, добывается трудом, потом, а порой и кровью.

Тотемский праведник уже при жизни своей был отмечен благодатными дарами от Бога. Многие люди приходили к нему за молитвенной поддержкой и наставлениями. Отец Максим всегда с большой любовью утешал кающихся грешников, и в то же время смело обличал закосневших в грехе гордецов, вне зависимости от их звания и имени, получая за это не только благодарности, но и оскорбления и даже побои.

Скончался блаженный Максим в 1650 году от Рождества Христова в глубокой старости и был погребен в Воскресенской церкви, в которой служил. И сейчас, глядя на то, как разрушается его храм, особенно хочется помолиться этому святому. Чтобы он помог возродить веру в наших сердцах и возродить наследие Святой Руси.

Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла и с ними Неон, Турвон и Иовилла . Святые страдальцы II столетия , принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви и обличения идолопоклонников в годы антихристианских гонений императора-язычника Марка Аврелия Философа, царствовавшего в Римской империи в 161-180 годах от Рождества Христова. Пожилая женщина Леонилла, которую мучители призвали для увещевания ее внуков, напротив, полностью поддержала их и также приняла смерть за верность Господу.

Мученик Данакт Иллирийский . Этот святой, христианский церковнослужитель-чтец, был усечен мечом во II столетии от Рождества Христова за отказ поклониться идолу.

Святитель Гонорат, епископ Арльский . Святой Западной Церкви, епископ города Арля, отошедший ко Господу в 429 году от Рождества Христова.

Священномученик Иоанн Петтай, пресвитер . Священнослужитель из числа православных эстонцев, принявший мученический венец на заре советских богоборческих гонений в 1919 году .

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!"

* Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра. * Праведного Максима, иерея Тотемского, Христа ради юродивого (1650).
Мучеников Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы, Лангонийских (ок. 161-180). Мучеников Данакта чтеца (II) и Памвы пустынника. Священномученика Дамаскина Нового, игумена Габровского (1771). Святых Галатиана, Еврета, Варсонофия. Священномученика Иоанна пресвитера (1919).

Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра

Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями.
Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы. Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность.
Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В этот день вериги апостола Петра выносятся на поклонение народу.

Вериги апостола Петра - цепи, которыми был закован святой Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения святой реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.

Преставление блаженного Максима Тотемского

Преставление блаженного Максима Тотемского. Он был иереем. Скончался в 1650 г. О жизни св. Максима не сохранилось сказаний. Известно только, что он юродствовал 45 лет и был погребен в Воскресенской церкви, где священствовал. В 1715 г. священником и прихожанами этой церкви вследствие многих чудес от святого с разрешения Великоустюжского архиепископа над мощами его устроена гробница и его икона, и с этого времени стали чтить блаженного как святого. Мощи св. Максима покоятся под спудом.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
04.04.2019 -
05.04.2019 -
06.04.2019 -

29 января 2014
29 января - день памяти святого праведного Максима, иерея Тотемского

О земной жизни святого праведного Максима Тотемского, память которого празднуется сегодня, мы знаем не так уж много. Известно, что он жил в XVII веке, служил в селе Варницы под Тотьмой, принял подвиг юродства , что весьма необычно для священнослужителя. Умер святой в глубокой старости в 1650 г. и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви, где он и служил. От его мощей потом совершались многие исцеления. Книга, в которой записывались чудеса праведного иерея Максима, сгорела во время одного из пожаров в середине XVII века. Сохранилась память о двух исцелениях от гроба святого: жителя Тотьмы Тарунина, полгода пролежавшего в параличе и А. Я. Татауровой, страдавшей сумасшествием.

Святой принял на себя подвиг юродства около 1610 года. Это было Смутное время. Тогда Тотьма пережила последнее серьезное испытание (до середины XVI века она постоянно подвергалась набегам и поборам казанских татар): в 1613 году отряд польских мародеров разорил и сжег город. После этого события Тотьма не только быстро восстановилась, - начался долгий период ее подъема и процветания. Добыча соли в окрестностях Тотьмы (село Варница собственно и названо так потому, что там «варилась» соль) по тем временам была весьма выгодным делом. Кроме того, через этот город по реке Сухоне стал проходить Северный торговый путь из Сибири и Центральной Азии в Западную Европу. К пристани Тотьмы подходили не только российские, но и английские, голландские, ганзейские, персидские суда. Всего за год их было не менее 500. Доходы от солеварения и торговли позволяли развивать и другие производства, в первую очередь по обработке мехов и кузнечному делу. Впоследствии к началу XVIII века богатства тотемских купцов станут столь значительными, что в значительной степени именно на них будет освоена русская Америка. Промышленники из Тотьмы не только откроют торговые и промысловые фактории в Новом Свете, но и снарядят и профинансируют около 20-ти научных экспедиций в Тихом океане. Знаменитый форт Росс в Калифорнии также будет основан тотемским купцом Иваном Кусковым.

Экономическое благосостояние Тотьмы зародилось как раз во время жизни святого праведного Максима. Тотемские купцы не жалели денег на церкви. Соответственно и храм, в котором служил святой, очевидно, был не бедным. Более того, его покровителем был Данила Строганов, представитель одной из богатейших купеческих фамилий в России. Тем не менее, священник из обеспеченного прихода начал юродствовать, чем, наверное, ввел в смущение своих благодетелей. Юродивых вообще много среди святых русских северных торговых городов, таких как Новгород или Устюг (Тотьма как раз во время жизни святого стала сравниваться с этими городами, если не в значении, то в благосостоянии ее жителей). Это вполне понятно: купцы богатели, и в какой-то момент им начинало казаться, что у них всё благополучно не только в житейском, но и в духовном плане: они ведь жертвуют на церкви и благотворительность, когда надо - ходят на службы, при этом они всеми уважаемые приличные люди. Между тем, обеспеченная жизнь, особенно жизнь торговца или предпринимателя, часто еще больше погружает человека в суету этого мира, чем даже самая напряженная борьба за выживание. Да и богатство само по себе может поработить человека, «Никто не может служить двум господам: ... Богу и мамоне» (Мф. 6, 24). Самое страшное, что в подобной ситуации можно прийти в состояние своеобразной духовной слепоты и самоуспокоенности. В таком состоянии можно тешить свою гордыню, что я, дескать, делаю всё правильно и «благочестиво», и не замечать собственную спесь и презрение к ближним. Эта опасность относится не только к богатым, но к богатым относится в особенности.

Юродивые своими внешне безумными действиями как раз пытались разрушить в людях эту религиозную самоуспокоенность и напоминали, что в духовной жизни не всё так просто. Христианство, по сути, непрестанный удивительный и парадоксальный подвиг: как бы отдать всё, чтобы получить еще нечто большее, отдать, в конце концов, и самого себя, от самого себя отказаться, чтобы самого себя во Христе найти, подлинно стать человеком. Истина не вмещается ни в какие человеческие, пусть правильные и благочестивые, измышления. Поэтому, бывает, трудно приходится богатым и благоустроенным городам: Великий Устюг вообще едва не накрыло каменным дождем, только блаженный Прокопий отмолил город. Обстоятельства и характер подвигов святого Максима практически не известны, но сам факт народного почитания праведника, показывает, что он своим предельным смирением, отказом от удобств и почестей этого мира всё же духовно пробудил сердца своих земляков, смягчил их гордыню; через него Господь дал возможность увидеть отблеск Своего божественного света во внешне безумном, бедном и убогом человеке, который, на самом деле был великим воином Христовым, в своей духовной мудрости превзошедшим окружающих его людей.

Мощи святого праведного Максима Тотемского почивают под спудом в Воскресенской Варницкой церкви. Во время советской власти храм был осквернен. И по сей день богослужение в нем не возобновлено и сам он находится в довольно плачевном состоянии: на куполах еще видны надписи, оставленные солдатами располагавшихся поблизости воинских частей, в самом храме не только не сделан ремонт, но не вывезен даже весь строительный мусор. Тем не менее, на стене церкви примерно там, где должна находиться могила святого, усилиями добрых людей поставлена мозаика праведного Максима. Восстановление этого храма, одного из красивейших в России, шедевра совершенно особенного стиля тотемского барокко, и возобновление в нем богослужений было бы лучшей памятью о святом праведном Максиме Тотемском.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: