Гнилая неделя когда до пасхи или после.  О неделях после Пасхи

Принято считать, что после смерти человек уже недосягаем для кредиторов и интересует лишь похоронные организации. Но могильщики - далеко не единственные люди, которые извлекают выгоду из физического, так сказать, присутствия останков покойного на грешной земле. Даже не касаясь клана мелких кладбищенских воров, крадущих венки и детали памятников, необходимо признать, что сегодня в России процветает социальная прослойка граждан, построивших свой бизнес исключительно на мертвых. Это - гробокопатели, грабители могил.



Правда, в наше время разорение свежих могил непопулярно. Тому есть две причины. Во-первых, от беспросветной нищеты основной массы кладбищенского «населения», руки опустятся у самого упорного гробокопателя. Разграблению изредка подвергаются могилы высокопоставленных военных - ради мундиров, цыганских баронов и новых русских. Хотя, вполне возможно, осквернение богатых захоронений происходят чаще, чем известно правоохранительным органам - это в тех случаях, когда воры работают ювелирно, следов не оставляют и имеют непосредственное отношение к персоналу кладбища.

Другая причина: никакого дополнительного навара со свежего трупа, кроме нескольких, не имеющих исторической ценности безделушек, сегодня поиметь не удастся. То ли дело было в античные времена или средние века - тогда в «утилизацию» шло тело покойного. На протяжении тысяч лет жуткая добыча гробокопателей пользовалась бешенным спросом у аптекарей - фабрикантов целительного средства «мумие». Как ясно из названия лекарства, перерабатывались первым делом египетские мумии: их мололи в пыль. Но также мумие изготовлялось из свежих трупов: покойников просто кипятили в специальных чанах с трубочками для отвода жирного, маслянистого навара - из него-то и приготовлялось чудо-лекарство. Прибыль от торговли мумие в те годы можно сравнить лишь с прибылями нынешних наркодельцов. Так что, разорители могил были загружены работой по горло. Позже, с развитием научной медицины, свежевыкопанные тела, несмотря на суровые церковные кары, пользовались стабильным спросом среди студентов университетов. А мумие, однако, и по сей день свободно продается и остается надеяться, что его изготовители не прибегают к традиционным рецептам.

Последние годы было совершено лишь несколько громких похищений мертвых из мест вечного упокоения. В частности, в марте 1978 года из могилы исчез гроб с телом великого комика Чарли Чаплина. Преступники потребовали у его вдовы выкуп - 600 000 швейцарских франков. Полиция сумела вычислить и повязать бандитов: ими оказались двое безработных эмигрантов-славян. Буквально за несколько дней до этого случая, в Италии, по похожей схеме гробокопатели пытались нажиться на теле итальянского миллионера Сальваторе Матрессы.

Русские зарабатывают на мертвецах менее экстравагантным, но более эффективным способом. Реальные деньги сегодня приносят две специализации гробокопателей: «черная» археология и «черное пионерство» - поиск останков солдат Второй мировой войны. «Черное пионерство» считается не слишком аристократичным занятием в среде рыцарей лопаты. Тем не менее, экспедиции по местам боев весьма выгодны. Калининградские старожилы вспоминают, что однажды, в советские времена, на Куршской косе, близ города, местные мужики нашли целый ящик немецких наград. Все окрестные собаки после этого ходили увешанные крестами, как елки игрушками. Теперь такое расточительство может присниться калининградцу лишь в страшном сне.

Нацистская атрибутика имеет неизменно высокий спрос среди московских коллекционеров. Причем, в качестве товара может выступать все - от «эсесовской» кокарды, до сапог и сгнившего нижнего белья. Оружие - отдельная статья. Особую ценность имеют вещи сделанные в концлагерях из человеческой кожи, в частности, офицерские кисеты и абажуры ламп. Очень хороший доход приносит сбор жетонов павших бойцов вермахта - их скупают немцы. Советские значки и награды ценятся значительно меньше, а солдатские медальоны гробокопатели зачастую сами безвозмездно передают в официальные поисковые организации.

Особой удачей среди «черных пионеров» считается находка даже не останков убитого немецкого солдата, а его богатых потомков в Германии. В таком случае стоимость жетона и личных вещей покойного зависит только от толщины кошелька бюргеров. Очень интересная тенденция наметилась после того, как Запад охватила мода на технику времен войны. Воровать стали… могилы. Ведь именно могилой, по Божеским и человеческим законам, признается затонувший с экипажем в реке или болоте танк, автомобиль, самолет. Боевые машины, много лет прослужившие саркофагами, разбираются на части и вывозятся из России в Европу. Как стало известно, сейчас зарубежных коллекционеров сильно интересует бомбардировщик люфтваффе Хенкель-111, упавший с экипажем в 1942 году в Волгу у саратовского железнодорожного моста. По всем данным, эта машина должна хорошо сохраниться и затраты на ее подъем со дна окупятся многократно.

Ошибается тот, кто думает, будто «черные пионеры» появились недавно, как подручные-снабженцы криминальных группировок и теневых антикваров. В Севастополе, например, имеются своеобразные династии, где от отца к сыну передаются накопленные знания и опыт. Мародерство расцвело в Севастополе махровым цветом в послевоенные годы: в окрестностях города лежали не погребенными тысячи русских и немецких солдат. Грабителей в то время привлекали, прежде всего, золотые зубы, коронки и кольца. В семидесятые годы прошлого века группа молодых отморозков раскопала на окраине Симферополя ров, где были похоронены расстрелянные немцами евреи. Вырванные из черепов зубы и коронки грабители за полцены сбывали ювелирам.

Зубы, кстати, очень перспективное направление в гробокопательстве. Стоматологи издавна использовали зубы мертвецов для протезирования. Волна моды на «покойницкий оскал» прокатилась по Европе после наполеоновских войн. Толпы местных крестьян и залетных мародеров с щипцами рыскали по полям сражений, набивая мешочки вырванными у трупов резцами, клыками и коренными зубами. Они назывались - «зубы Ватерлоо». Ныне это течение в стоматологии вновь потихоньку набирает обороты, с одной поправкой: ценятся зубы из черепов 1,5-2-х тысячелетней давности. Хорошая экология и бесхитростное питание позволили скифским зубам на протяжении веков оставаться крепкими как сталь и белыми, словно жемчуг.

Раскопками скифских, сарматских, аланских и монгольских курганов на территории Украины, России и Сибири занимаются гробокопатели высокого полета - «черные археологи» или, как их еще называют, «антики». Специалисты отмечают, что ни разу, за всю историю человечества, древние курганы не знали такой разрушительной вакханалии грабежа, какая началась с 90-х годов прошлого века. На всех престижных мировых аукционах археологические ценности из степных курганов и крымских некрополей пользуются огромным спросом. Продаются серебряные и золотые пряжки, погребальные маски, чернолаковая и краснолаковая посуда античной эпохи, византийские монеты, бокалы, подвески, бронзовые и золотые украшения. В Крыму известно более трех тысяч курганов, склепов, усыпальниц и городищ. Они все, без исключения, тщательно просеяны ворами, и неоднократно.

Жители одного из крымских сел недавно стали свидетелями бурной разборки между конкурирующими бригадами гробокопателей. Недалеко от дороги, прямо в поле кто-то нашел неповрежденный могильник. Радостная весть моментально долетела до ушей мародеров и через пару дней у села высадились несколько интернациональных бригад «археологов». Спор за курган едва не вылился в перестрелку но консенсус все же был найден: захоронение разграбили «на паях», быстро и сноровисто. Сливки, снятые только с одного захоронения могут до конца жизни обеспечить десяток «джентльменов удачи».

Кары, предусмотренные законодательством России и республик СНГ в отношении разорителей могил, настолько смехотворны, что не отпугивают от этого ремесла даже ленивых. Но и в странах с более жесткими законами бизнес на мертвых процветает. В настоящий момент в Китае, в провинции Шанси, полицейские ведут настоящую войну с мародерами за обладание сокровищами Сианя - города «тринадцати династий» императоров. Смертная казнь за разорение гробниц не отпугивает гробокопателей и приводит лишь к тому, что бандиты вооружаются и без обиняков вступают в бой с полицией.

Недавно, как известно, израильские археологи объявили об обнаружении у Мертвого моря древнего кладбища ессеев. Захоронения были обнаружены с помощью радара способного «видеть» сквозь землю. Раскопки начались после некоторой организационной задержки и она оказалась для археологов роковой. Грабители могил мгновенно пронюхали о находке, перерыли кладбище, а это 1178 могил, и унесли самый ценный погребальный антиквариат.

Управа на гробокопателей все-таки есть, но не уголовное законодательство, а страх перед мистической силой мертвых. Общеизвестен факт загадочной и скоропостижной смерти всех ведущих специалистов, принимавших участие в раскопках погребальной камеры Тутанхамона. Заклятье, наложенное египетскими жрецами на усыпальницу юного царя гласило: «Смерть прилетит на быстрых крылах к любому, кто дерзнет коснуться гробницы фараона». Первой жертвой мести фараона пал сам организатор экспедиции лорд Карнарвон. Не углубляясь в историю, можно отметить не менее загадочную смерть 45-летнего светила ростовской археологии Евгения Беспалого. Ученый лично исследовал около полутора тысяч сарматских и хазарских курганов, им найдена большая часть хранящегося в музеях страны сарматского золота. Умер Евгений Беспалов в 2000 году, заразившись во время раскопок редкой болезнью - лептоспирозом. Перед смертью, в бреду, он не прекращал беседовать с явившимися к нему духами сарматских воинов.

Профессионалы от «черной» археологии еще более суеверны, чем ученые. Ими давно замечено, что, стоит приступить к раскопкам очередного кургана, как на небе собираются грозовые тучи. Известен факт, когда четверо севастопольских грабителей проникли в античный склеп и увидели там скелет женщины с отрубленными кистями рук. Меж ребер покойницы торчали сгнившие остатки деревянного кола. Опомнившись от первого потрясения, напуганные мужики вытащили скелет ведьмы наружу и сожгли на костре. В свою очередь, в Олонежье из уст в уста передается предание о бабе Матрене, задушившей грабителя Онфима, когда он пытался похитить из ее могилы драгоценный камень-амулет. В Южной Америке, среди индейских племен считается бесспорным, что мумии древних вождей оживают в случае опасности и безжалостно расправляются с нарушителями гробового покоя.

К началу третьего тысячелетия в мире остались только две бесспорно существующих, но до сих пор не открытых богатейших захоронения: могила Чингисхана и могила вождя готов Алариха. Первый заранее позаботился о своем теле, приказав верным нукерам перебить после похорон всех участников похоронной процессии. Алларих же был погребен на дне реки, которую специально перед этим запрудили. Рабочих, строивших для вождя склеп, готы так же умертвили, сразу как река вошла в свое русло. Долго ли местонахождение могил великих завоевателей будет оставаться тайной, ввиду охватившей мир кладоискательской лихорадки, неизвестно...

Акафист преподобному Марку Гробокопателю

Кондак 1

Икос 1

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 2

Дар, Свыше тебе данный, ты, блаженне отче, до поры скрывал еси, тайныя молитвы Богу вознося непрестанно. Возложиша на пояс себе железо, бодрствовал еси день и нощь в трудах и псалмопениих, не отделяя же всея сея от строгого поста. Воду пил ты мерою из святыя мерки, коею служил тебе медный крест. Темже сподобил тя Господь невидимая зрети и невозможная человеком совершати. Сего ради с благоговением зовем Ему: Аллилуйя.

Икос 2

Сила Божия укрепи тя, преподобне отче Марко, на подвиги духовныя в подземнем раи, идеже возсия благодать Господня на месте варяжских вертепов. Там же яко наставник иноков явился еси. Почитая таковая деяния твоя, всем сердцем воспеваем ти:

Радуйся, житием своим терпению нас научающий; радуйся, любовь Божию людям показующий;

Радуйся, плодами благочестия украшенный; радуйся, терпение и незлобие всему миру явивый.

Радуйся, теплый предстательниче наш пред престолом Всевышнего; радуйся, души отчаянныя ко Христу направляющий.

Радуйся, всехвальне преподобне отче, благими делы братию в ревности о Господе утвердивый; радуйся, Христа ради железное на теле своем носивый.

Радуйся, сомнение и маловерие из душ смятенных изгоняющий; радуйся, чистоту и смирение собою являющий.

Радуйся, ангелонравный человече; радуйся, дивный о Господе подвижниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 3

Нося в чине ангельском иноческий образ, крылатому льву уподобился еси. Яко лев оживляет рыком своих мертвых, тако же и ты смиренными и кроткими речами воскрешал еси усопших иноков. Недоумеваяся о таковом чудесном превращении, взываем Богу Всемогущему: Аллилуйя.

Икос 3

Вкупе со евангелистом Марком и пророком Божиим Иезекиилем, некогда узревшими средь ликов ангельских наделенное крилами львиное подобие, удостоился еси и ты, богоблаженне, поминаем быти наравне с древнейшими наперстники Христа. Мы же, почитающе сия, зовем ти:

Радуйся, со апостолом Марком крылатому льву подобен бывый; радуйся, Божественного Духа носительниче.

Радуйся, великий чудотворче; радуйся, благомощный молитвенниче. Радуйся, свеща неугасимая, в молитвах к Богу ярко горящая; радуйся, пророка Иезекииля благий последователю.

Радуйся, яко весь во Господе пребывавый; радуйся, к нему бодренно и неуклонно ученики твоя направлявый.

Радуйся, куколь незлобия на ся возложивый; радуйся, смирения и послушания зерцало.

Радуйся Пресвятыя Богородицы избранный любимиче; радуйся, верный исполнителю заповедей Сына Ея и Бога.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 4

Бурю житейскую, в умах братии мятущуюся, кротостию и незлобием преодолевал еси, блаженне Марко. В благоотишии пещернем богоугодно подвизался еси, наставляя иноков на всяку добродетель. Темже заслужил еси быти почитаем вкупе со Антонием и Феодосием, первоначальниками иночества и монашескаго общежития на Руси. Се ведуще, взываем Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Бысть егда, утрудяся телесно, изнемогл еси, оставив место погребения тесным и нерасширенным. Инока, внезапно умерша, никто же не возмог в том неудобном гробе оправити достойно. Тогда ты приказал еси усопшему, взявши сосуд, возлити на себе елей крестообразо. И было по сему. При виде чуда братия, зело роптавшая, объялася смертельным ужасом и трепетом. И мы с благоговением трепещем, воспевая ти:

Радуйся, яко память твоя, не токмо братиею монастырскою величается; радуйся, помощниче неутомимый скорбящих и нуждающихся.

Радуйся, ходатаю наш у Престола Божия непостыдный; радуйся, смиренный многотрудниче, кротостию и незлобием многия в вере утвердивый.

Радуйся, даров Божиих преисполненный; радуйся, беспрекословную любовь к ближним явивый.

Радуйся, послушания рачителю; радуйся, своими чудесы и предсказании монахов от недоумения и от юродства непотребного спасавый.

Радуйся, трудолюбия правило; радуйся, подвиги духовными плоть твою духу покоривый.

Радуйся, яко Антония и Феодосиа учеником соделался еси; радуйся, яко с ними вкупе во славе небесней пребывая, Бога выну о нас грешных умоляеши.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 5

Еще бысть, егда другое место погребения явилось неготово. Новопреставленного оживив, ты, преподобне Марко, велел еси ему смиренне дожидатися своего часа. Воскресший же, раскрывши очи, не закрывал их целый день и нощь. Наутро же, прикрыв глазницы, предал дух свой в руце Божии и с честью был положен на готовом месте. Новому явлению чудящеся, взываем: Аллилуйя.

Икос 5

Уведевше тя, преподобне Марко, яко чудес творителя и прозорливца, многия усердно тя восхваляху и желаху получити благодать молитв твоих. Ты, по глаголу Божию, никого же отгонял еси, но ревностно спасению молящихся служил еси. Сего ради, воспеваем ти похвальная:

Радуйся, служивый Церкви Божией от трудов твоих праведных; радуйся, в собственноручно вырытой пещере пристанище спасения получивый.

Радуйся, в молитве непрестанно пребывавый; радуйся, Лавру Печерскую и священный град Киев молитвенным бдением от бед ограждавый.

Радуйся, претворивый пещерное жилище разбойников в храмы Господа Славы; радуйся, в подземных кровех главу глубиннаго змия крепко сокрушивый.

Радуйся, преподобне отче, богомудрием высоким преисполненный; радуйся, наставниче богоносне, дары Духа Святаго преукрашенный.

Радуйся, апостола Марка словеса возлюбивый; радуйся, всю братию трудолюбию поучавый.

Радуйся, даров духовных всем к тебе притекающим у Господа испрошающий; радуйся, от всякаго недоумения и нас спасающий.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 6

Внове воссия слава подвигов твоих, блаженне Марко, егда двоица духовных братий возжеле по смерти во едином гробе возлещи: старший горе, младший низу. Феофилу старшему, из монастыря временно исшедшу, пришла весть о смерти Иоанна, младшего. Вернувшеся и видев свое место занято, старший возопи: «Како можеши на мое место класти младшего?» Ты же, Марко, кротце поклонившеся ему, просил еси умершего ожити и перейти на свое место. И было так. Старший брат, роптавший на блаженного, припал к ногам его, глаголя: «Согрешил я, отче». Се познавше, мы зовем избравшему тя Богу: Аллилуя.

Икос 6

Согрешивый гневом Феофил опечалился зело, рек тебе: «Молю, прикажи брату, чтобы он лег там снова». Ты же отвещал еси: «Сам Господь, уничтожая распрю между нами, сотворил сие. Восставляти мертвых - дело Божие. Я же есмь человек грешный. Но знай и то: негоже, уповая на старшинство, ни в гнев впадати, ни своевольно братскую обитель покидати». Сему дивяся умиленно, поем ти таковая:

Радуйся, смирения любителю; радуйся, дивная похвало ревностных трудников по Бозе.

Радуйся, роптавшей братии примирителю; радуйся, мира и тишины во обители насадителю.

Радуйся, ученики твоя от сетей невидимаго врага молитвою твоею соблюдавый; радуйся, искушенный на мнозе, искушаемым помогавый.

Радуйся, чистое вместилище добродетелей; радуйся, красное селение Духа Святаго.

Радуйся, смиренно творити добродетели нас научающий; радуйся, к подвигам благочестия всех призывающий.

Радуйся, кротостию твоею братию и людия мирския удививый; радуйся, града Киева небесный заступниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 7

Чудо прозорливости явил еси, блаженне Марко, егда велел еси Феофилу готовитися к скорой смерти. Тот же, раздав имущество убогим, уединился в келлии своей, стеня, рыдая и постяся - дабы умилостивити Всевышнего и получити время на покаяние. Се ведуще, молитвенно взываем Богу: Аллилуйя.

Икос 7

От плача преподобный Феофил ослеп, плоть его истаяла до крайности за много дней. Тогда ты, Марко, молвил еси безутешному: «Прости, я пожелал тебе сего, предсказавши скорую кончину, дабы смирити твое плотское высокоумие. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит». Видя таковое исцеление душевное, поем ти:

Радуйся, всехвальне отче, со мудрыми учителеми монашестими в Царствие Небесное вшедый; радуйся, на путь спасения оттудуже нас призывающий.

Радуйся, скорби людския угашающий; радуйся, страстьми одержимых от гибели спасающий.

Радуйся, яко многия от неверия отвративый; радуйся, яко мощи твоя святыя и ныне всех припадающих к ним от всякого злого обстояния спасают.

Радуйся, даже до отшествия твоего ко Господу всех в разуме Христовом наставлявый; радуйся, день кончины своея предведый.

Радуйся, древним пророком Божиим равночестный; радуйся, прозорливости благодатныя преисполненный.

Радуйся, чудеса преславна в житии твоем совершивый; радуйся, Бога прославивый подвиги твоими.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 8

Наглавие твое честное, яко шлем, укрывает нас от зла, обновляет душу, ограждает от бесовскаго прельщения, лечит от греховных язв. Тебе изрядно послужившее, тысячу лет оно хранило твои помыслы. Мы же, осеняемии сим клобуком, вдохновляемся на подвиги ради Всевышняго, взывая: Аллилуйя.

Икос 8

Клобук архиепископа, шлем воина и куколь схимника объединила есть в себе твоя благая шапка, ею же мы каждодневно осеняеми, получаем силу и надежду на спасение. Ты же, почиваяй с преподобными на Небесех, не остави нас молитвами твоими, буди нам споборник и стена несокрушимая, да зовем ти:

Радуйся, велию власть на духи нечистыя от Господа приявый; радуйся, людей, стужаемых привидении диавольскими молитвою твоею очистивый.

Радуйся, многия бесноватыя от мучительства демонскаго свободивый; радуйся, вся привидения и искушения сатанинская победивый.

Радуйся, бесов и колдунов грозно карающий; радуйся, яко просящих защиты от них и вспоможения не отторгающий.

Радуйся, от мучительства демонскаго многия человеки молитвою твоею свобождаеши; радуйся, яко исцеления благодатныя от гроба твоего верным подаеши.

Радуйся, победивый враги невидимыя глубоким твоим смирением; радуйся, низложивый и посрамивый гордыню злобнаго велиара.

Радуйся, в час смертный всем нам благонадежный помощниче; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 9

Сколь ни старался подкупити тя глубинный змий, ты оставался еси непреклонен, отче наш честный, и ныне ревностно храниши души верных, не предаеши их на гибель, защищаеши от всяких зол. Темже вси, заступничество получившии, вопиют Спасителю: Аллилуйя.

Икос 9

Стена еси твердая и прибежище необоримое молящимся тебе, преподобне отче наш Марко. Сего ради вопием ти: охраняй нас всегда от враг видимых и невидимых, буди заступлением непостыдным и надеждою неизменяемою всем нам, прославляющим тебе глаголы сицевыми:

Радуйся, душевныя страсти умертвляющий; радуйся, ко спасению всех призывающий.

Радуйся, благочестию и смирению нас научающий; радуйся, мятущихся и маловерных в вере укрепляющий.

Радуйся, на труд духовный нас воздвигающий; радуйся, мир Божий в сердца людей приносящий.

Радуйся, дух злобы в сердцах озлобленных угашающий; радуйся, от сетей вражиих нас избавляющий.

Радуйся, делы благими душу свою украсивый; радуйся, с лики небесными Творца прославивый.

Радуйся, славы божественныя удостоивыйся; радуйся, на небеси обитель себе обретый.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 10

Яко видеста очи твоя пренесение мощей преподобного Феодосиа, ты бо своима рукама их во храме возложил еси, ныне в горнем Иерусалиме, вкупе со великими учителеми пребываеши. Призри и на нас, ты, угодниче Божий, благосердием твоим от всякия напасти защити, от бесовских наваждений и от ран греховных охрани, исцеление подаждь молитвами твоими, да благодарне воззовем ко Господу: Аллилуиа.

Икос 10

Ветия многовещанныя не могут разумети, како ты гласом своим чудеса творил еси, како целомудрием единым, постничеством и смирением неизбывную Божию благодать стяжал еси. Надо всем тем Богородицы лик сияет, Ей же святые молебны вкупе с тобою творяще, из глубины сердец наших зовем:

Радуйся, изрядный слуго Пресвятыя Девы; радуйся, с Нею вкупе молитися за ны ко Господу дерзновение получивый.

Радуйся, велию власть на диавола от Господа имеющий; радуйся, вся искушения духов тмы победоносно отражающий.

Радуйся, цвете прекраснейший рая небесного; радуйся, всем скорбящим благий утешительниче.

Радуйся, целомудрия рачителю; радуйся, яко и вся Русь Православная тя пред Господом величает.

Радуйся, яко тя гонителем бесов нарицают; радуйся, яко ты еси Лавры Печерския и града Киева молитвенниче святый.

Радуйся, в горних обителех пребывающий; радуйся, о нас грешных тамо молящийся.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 11

Пещеры Лаврския, выну Подземным Небом величавшаяся, и ныне всеми тако величаются, понеже истекает от могил, вырытых тобою, Марко, и позднейшими усердными копателями благодать. В рацех положеннии святии принимают лобызания и молитвенные воздыхания за всех, кто праведным житием своим стяжали от Всевышняго дар чудотворения и посмертного нетления, обаче всех имен подвижников не вемы. Прославляем ныне благодатный сей некрополь паче пирамид египетских и прочих величайших кладбищ мира, вознося в небесный рай молитву: Аллилуйя.

Икос 11

Еретики пытахуся разрушити некрополь, основанный тобою; людие, не веровавшия во благодать святых мощей, потщашася зело вывезти и сожещи нетленные останки преподобных. Однако же посрамлены явилися безбожники и богоборцы: не допустил Всевышний кощунственного разорения, ибо Господь посрамлен не бывает. Припадая же к ракам преблагословенным, из глубины сердец взываем сице:

Радуйся, блаженне Марко, даже по смерти еретическую злобу посрамивый; радуйся, яко житием своим пещерным ангелов удививый.

Радуйся, о снискании жизни вечныя наш ходатаиче преблагий; радуйся, яко за Русь Православную, молитвенниче пресвятый.

Радуйся, всем ищущим милосердия Божия всегда помогающий; радуйся, о всех страждущих и труждающихся молитвы о нас Богу приносящий;

Радуйся, преподобне отче, чудодейственную шапку нам даровавый; радуйся, под нею же стоящим велию надежду и неиссякаемую помощь подаеши.

Радуйся, изрядный слуго Пречистыя Девы; радуйся, молитвы усердныя за нас пред нею приносящий.

Радуйся, благоволением Богоматере осененный; радуйся, откровений Божественных от Нея удостоенный.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 12

Имуще дар великой благодати Божией, святе преподобне отче Марко, и ныне неоскудно помогаеши всем жаждущим защиты и спасения. Подвиги твоя, многажды воспетыя в летописаниих, запечатленныя на стенах храмов и в изображениих святых икон, вдохновляют нас на житие по Бозе. Ты бо охраняеши и укрепляеши труждающихся, наставляеши заблудших, подставляя рамо крепкое ведущим брань противу духовом злобы поднебесным. Ныне же и нам, тебе молящимся, источи от Бога струи исцеления, да зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Чудотворные мощи твоя подают неоскудеваемые исцеления всем с верою притекающим к раце твоей честней, коей место есть в Ближних пещерах велицей Лавры Киево-Печерстей, во единей келлии с любящими братиями Феофилом и Иоанном, вкупе такожде и с преподобным Титом. Прославляем тя сердечно со всеми преподобными Печерскими, глаголя сице:

Радуйся, распинати плоть со страстьми и похотьми научающий; радуйся, о чтущих память твою ходатаю и покровительниче.

Радуйся, ко гробу твоему притекающим отраду подающий; радуйся, о спасении Отечества нашего присно ходатайствующий.

Радуйся, учителю монахов, многими чудесы всю братию удививый; радуйся, со всеми преподобными отцы в Лавре прославляемый.

Радуйся, усердный предстателю, у Престола Божия молитвы о нас приносящий; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.

Радуйся, Лавры Печерския крепкое ограждение; радуйся, по Бозе и Богородице непостыдное наше упование.

Радуйся, яко семя твое духовное не оскуде в земли Российстей; радуйся, яко веселишися со чады твоими во обителех райских.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 13

Кондак 13

О великий чудотворче, богоблаженне отче Марко, смиренне понесый крест жития пещернаго, сокрушивый мерзкую главу внутренняго змия, за вся сия от Бога милость велию приявый, приими от нас, грешных и недостойных, моление сие, к тебе приносимое, огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая, избави от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвенниче и помощниче великий, взывающих к тебе неутомимый в Небе заступниче, да с тобою и мы, ко спасению придя, воспоем всепобедную песнь Богу нашему: Аллилуйя.

Кондак 13

О великий чудотворче, богоблаженне отче Марко, смиренне понесый крест жития пещернаго, сокрушивый мерзкую главу внутренняго змия, за вся сия от Бога милость велию приявый, приими от нас, грешных и недостойных, моление сие, к тебе приносимое, огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая, избави от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвенниче и помощниче великий, взывающих к тебе неутомимый в Небе заступниче, да с тобою и мы, ко спасению придя, воспоем всепобедную песнь Богу нашему: Аллилуйя.

Икос 1

Ангелоподобный иноче, безмездный копателю, молитвенныя келлии и смертныя одры приготовлявый, землю на рамах своих носивый, за вся сия Небесную награду ожидавый, людскую мзду убогим раздавал еси. Дивяся таковому твоему усердию, велицей кротости и нестяжанию, взываем ти хвалебне:

Радуйся, всем сердцем Бога возлюбивый; радуйся, пещерное подвижничество в послушание себе вменивый.

Радуйся, служити миру отрекийся; радуйся, работати Единому Богу возжелевый.

Радуйся, мир и вся красная его презревый; радуйся, о горних благах выну помышлявый.

Радуйся, из темных лабиринтов к Богу очи сердца возводивый; радуйся, дар прозорливости и чудотворения от Него стяжавый.

Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий; радуйся, к тебе прибегающих скорый помощниче.

Радуйся, ризы безыскусныя носивый; радуйся, града Киева и Лавры Печерския велелепное украшение.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 1

Избранный многотрудниче, угодниче Христов, богоблаженне Марко, в посте, молитве, неустанном бдении вся дни и нощи провождавый, темже велии дары Пресвятаго Духа стяжавый, моли Всевышняго и Пресвятую Деву Богородицу изъяти нас от скорбных обстояний, подати нам спасение необоримое, да со умилением зовем ти:

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Молитва

О великий и предивный чудотворче, богоблаженне отче наш Марко, всего себе служению Христу отдавый, до изнеможения священныя гробы копавый, монахов на путь правый наставлявый и от грехов нечаянных их ограждавый, услыши нас, молящихся тебе, яви на нас любовь свою, умоли Всевышнего Бога и Пресвятую Деву Богородицу избавитися нам от всякого злаго обстояния и от геенны огненной, да безболезненно и непреткновенно войдем в чертоги Господа нашего Иисуса Христа и сподобимся вкупе с тобою во Царствии Небеснем пети Ему: Аллилуиа.

О времени, когда подвизался блаженный Марк, лучше всего свидетельствует то событие, что при нем были перенесены из пещеры во святую великую церковь честные мощи преподобного отца нашего Феодосия. По принятии святого ангельского образа, блаженный Марк поселился в пещере и жил в ней, занимаясь тем, что выкапывал руками своими много помещений, не только для упражнения в молитве, но и для погребения усопших братий, причем вырытую землю выносил на своих плечах. Так трудился он непрестанно в сем богоугодном деле, ожидая великой награды на небесах, но не желая получать ее на земле; ибо когда кто-нибудь принуждал его взять какую-либо вещь за его труд, то он тотчас же отдавал полученное бедным. Кроме того блаженный опоясался железным поясом, который и носил в течения всей своей жизни, день и ночь проводя в молитве. Вместе с непрестанной молитвой блаженный Марк соединял и строгий пост; так как и Сам Господь сочетал пост с молитвой; поэтому преподобный даже воду пил умеренно из медного креста, который внутри был пустым, измеряя ее этой праведной мерой. Таким образом он окончательно победил исконного врага рода человеческого «похотствующего на дух», умертвил плоть свою, и не только заключением, но и трудом и оковами, воздержанием от сна и голодом, не только безмолвием в тёмной пещере, но и копанием земли, и железным опоясанием, бдением и постом. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным, так что не боялся смерти, а скорее смерть боялась его гласа, как трубы архангельской, ибо преподобный отец наш Марк получил от Господа такую силу чудотворения, что и мёртвые слушались его повеления, как это и было засвидетельствовано многочисленными чудесами. Однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер и не было для погребения его другого места, кроме того, которое вырыл Марк. Мёртвого принесли в пещеру и с трудом могли уложить в тесную могилу. Тогда братия стали роптать на Марка, что из-за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:

Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.

Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал мёртвому:

Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег, оправил себя и почил.

При виде такого поразительного чуда, всех объял сильный страх и трепет.

В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей, обтёр его по обычаю губкою, а потом пошел в пещеру, желая видеть место, где будет положено тело его любимого друга и спросил об этом блаженного пещерника Марка.

Блаженный же ответил ему:

Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.

Отче, - ответил пещернику брат, - я уже обтёр губкою его мёртвое тело; кому же ты велишь мне сказать это?

Ты видишь, что место еще не готово, - снова сказал ему Марк, - и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.

Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братию совершающей обычное пение над умершим. Тогда он сказал умершему:

Брат! Марк говорит, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому здесь до завтра.

Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мёртвый немедленно открыл глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святой Марк сказал ему: - Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.

Брат, вернувшись, передал всё это ожившему; тот немедленно смежил свои очи, предал дух свой в руки Божии, и был с честью положен в пещере в приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мёртвый ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили Бога.

В другой раз случилось следующее. Были в том же Печерском монастыре два брата Иоанн и Феофил, имевшие друг к другу самую сердечную любовь; от дней юности своей они были во всем единомысленны и с одинаковой ревностью служили Богу. Они упросили блаженного Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь умереть. Спустя долгое время, старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам монастыря, а младший Иоанн, угодивши Богу, заболел, умер и был положен в пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и, узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий он пошел в пещеру, желая увидать на каком месте положен усопший. Увидав же, что он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и стал сильно роптать на Марка, говоря:

Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!

Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:

Прости меня, брат, я согрешил.

Затем, обратившись к умершему, сказал:

Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.

И тотчас по слову блаженного мёртвый встал и лёг на нижнем месте. Все пришедшие с Феофилом видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас. Брат же, роптавший на блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения: - Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, - говорил он, - молю тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.

Но блаженный ответил ему:

Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мёртвых - дело Божие; а я человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: восстань и ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.

Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрёт и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в свою келлию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в еще большие рыдания. И никогда не могли принудить его отведать вкусной пищи: слёзы его день и ночь служили ему хлебом (Пс.41:4). Когда наступал день, он омывал лицо свое слезами и говорил:

Не знаю, доживу ли до вечера.

Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:

Кто знает, доживу ли до утра! Многие, восставши утром от сна, не достигли вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснувши, не вставали со своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение, что мне скоро предстоит скончаться?

И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь, по неизмеримой щедрости Своей, время покаяния. Поступая так в течения многих лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его кости, и от многих слёз лишился зрения.

Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему:

Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими.

Феофил же со слезами ответил ему:

Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мёртвым в пещере перед тобою, когда ты воскресил умершего брата моего; но, ради святых молитв твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу, или прозреть.

Не скорби, брат, - ответил ему преподобный Марк, - что ты ослеп телесными очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум, и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирения твое плотское высокоумие, ибо «сердца сокрушенного и смиренного» (а не хвалящегося старшинством) «Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.

Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на небесах, с Самим Первоначальником воскресения Иисусом и со всеми святыми пророками, как повелевавший мёртвыми и пророчествовавший. Чудотворные мощи его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке; тут же лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный, и медный крест, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и пьёт святую воду из этого честного креста, - все получают чудесное исцеление, вернее, чем от каких-либо врачебных вод.

Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:

Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.

Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, Ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:

Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слёз?

И Ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила, исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.

Вот слёзы твои, - сказал при этом Ангел, - которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отёр рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему:«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Произнесши это и оставивши на месте сосуд, Ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении, он отошел ко Господу для созерцания Пресвятой Троицы. Честное тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слёзный, дабы сеявший на земле со слезами, пожал на небе с радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатью же Бога всякие утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» - качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что назавтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

В этот день разрешалось работать в саду и огороде - обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».

Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

Вторник на этой неделе - один из главных дней в цикле поминовения предков - Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць» . Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца
(одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:
белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;
белый фартук на крест на могиле женщины;
белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:
блюдце;
чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;
o пасхальное неосвященное яйцо;
o что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);
домашнее печенье, одну конфету;
o неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество , так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня - ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!)
o После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» - хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной

Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у по¬рога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие - неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков - заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйствен-ных работ.

Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород - всегда будете с урожаем.

На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Статья подготовлена с использованием материала книги «Золотые правила народной культуры», авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск «Адукация i выхаванне» 2011 г.

Радоница в 2019 году – какого числа? Радоница – 9 день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье!

Радоница в 2019 году – какого числа?

Радоница в 2019 году – 7 мая

Радоница в 2020 году – 28 апреля

Радоница в 2021 году – 11 мая

“Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Радоница в 2018 году – 17 апреля. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших на Радоницу в 2019 году?

“Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага”, – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: