Храм анастасии узорешительницы в теплом стан. Церковь Анастасии Узорешительницы в Кузнецах – памятник псковского зодчества XVI века

Все мы хорошо знаем значение жилья в жизни человека. Жилье, я бы сказал, на втором месте для человека после пищи. В последние годы в нашей стране получило широкое распространение, так называемое, долевое строительство. Это связано с тем, что государство не в состоянии обеспечить всех жильем и поэтому создало условия, чтобы люди сами себя им обеспечивали. Хорошо это или плохо? Чтобы в этом определиться, давайте для себя уясним: что такое долевое строительство?

Абстрактный пример. Собрались, эдак, 50-60 бездомных семей в раздумье: как дальше жить без жилища? И тут нашелся один предприимчивый человек и предложил: давайте, друзья, скинемся, кто – сколько может, и будем сами строить себе жилье. Землю нам даст государство. Все согласились. Но, чтобы не оказаться обманутыми этим человеком, каждый заключает с ним предварительный договор, что предусмотрено законом. Этим договором определяются стоимость жилья, срок внесения платы и ее размер, этажность, площадь, срок окончания строительства и другие условия по усмотрению сторон. Предприимчивый человек, взявшийся за строительство (назовем его, как ныне принято, застройщик), строит, а все остальные с нетерпением ждут готовое жилье.

Вот на этой стадии (на стадии ожидания готового жилья) в практике очень часто и возникают споры, недовольства. И чаще всего обманутыми оказываются не застройщики, а дольщики, которые ждут готовое жилье.

Что нужно дольщику, чтобы не быть обманутым застройщиком?

Прежде всего, нужно получить о застройщике как можно больше информации: кто он такой, какая у него специальность, чем занимался раньше, будет ли он строить сам с привлечением рабочих или состоит в какой-либо строительной компании, имеет ли практику застройки жилых домов и пр. Чем больше будет информации о нем, тем увереннее можно принимать для себя решение – доверять ему деньги на постройку дома или нет.

Далее, обязательно нужно посетить строительный отдел или управление районной администрации и там попытаться узнать о застройщике все, что им известно. Непременно надо убедиться, что земельный участок выделен ему под строительство многоквартирного жилого дома, что имеется на это соответствующее разрешение. Надо уточнить этажность дома, срок его сдачи в эксплуатацию, возможность подключения дома к городским коммуникациям. И, вообще, попросить работников рассказать о застройщике всю историю его строительной практики.

Для большей уверенности доверять застройщику или нет, представляется необходимым переговорить и с жителями домов, которые раньше были построены этим застройщиком. Они могут без утайки рассказать о нем, о его практике строительства жилья.

Можно ли после всего подписывать с выбранным застройщиком предварительный договор и передать ему деньги на будущее жилье, если полученная информация о нем и его строительной практике положительная? Думаю, что рановато пока. Почему?

Приведу один пример, имеющий довольно распространенную практику. В г. Краснодаре Светаев (фамилия изменена) , проезжая по новостройке, на одном из домов увидел объявление: «жилье по цене 300 000 рублей. Обращаться...». Обратился. Встретили очень любезно, все растолковали, разъяснили. Дом пока на уровне третьего этажа, но через два месяца он будет готов – объяснили ему. 300 000 руб., оказалось, - это цена однокомнатной квартиры. Здорово! Где еще такую купишь? – нигде. Причем, даже недалеко от центра. Предложили проект предварительного договора. Составлен он безукоризненно. Все соответствует закону и пожеланиям. А можно посмотреть квартиру? – спрашивает счастливец. Нет проблем! – отвечают ему. Прошли, посмотрели. Все очень хорошо, все подходит. Далее Светаев подписывает договор на одну двухкомнатную квартиру, вносит обусловленную сумму, взамен получает подтверждение в форме акта в их получении представителем застройщика и спокойно уходит и ждет, когда дом будет достроен и получит он свое жилье. Периодически навещает стройку, где работают рабочие-строители, чтобы убедиться, что стройка идет. И тут в разговоре с одним из дольщиков этого же дома Светаев узнает, что контора, где он подписывал договор и передавал деньги за квартиру, совсем в другом месте. Бежит туда, а там никого из тех людей, что так вежливо его встречали, нет и в помине. Жестокий обман! Очень обидно! Впереди трата масса нервов, уголовные дела, суды и прочее.

Что надо делать, чтобы не оказаться в таком положении?

Прежде всего, сама цена квартиры должна насторожить. Это значит, нужно обладать информацией о средней стоимости жилья в выбранном районе. Нужно застройщика и всю его контору знать в лицо. Ну, хотя бы запомнить их, поговорить с ними и убедиться, что это не подставные лица, не мошенники, а именно те, что будут строить (или строят) жилье. Деньги лучше передавать им не наличными, а путем перечисления. Мошенники не станут оставлять свои следы в банковских учреждениях. Это тот минимум, что необходимо прежде, чем подписывать предварительный договор и, тем более, передавать столь внушительную сумму денег малознакомым людям.

А может ли дольщик оказаться обманутым, если и застройщик не подставное лицо, и репутация у него положительная, и земля выделена, имеется разрешение на строительство?

Может! И такое случается тоже очень даже часто. Живой пример: в г. Краснодаре в 2012 году застройщик, имея все разрешительные документы на строительство жилого двухэтажного дома на собственном земельном участке, построил вместо двухэтажного, четырехэтажный многоквартирный дом. Воспользовавшись какими-то своими каналами, ему удалось сдать дом в эксплуатацию. Обрадованные дольщики, заселившись в свои квартиры, отмечали новоселье, когда им сообщили, что администрация города обратилось в суд о выселении всех жильцов и сносе дома, как не соответствующего строительным нормам и правилам. Иск был удовлетворен полностью и не помогли даже средства массовой информации, широко обсуждавшие это событие.

Кого нужно обвинить в таких случаях? Безусловно, виновен, прежде всего, застройщик, обманувший как органы местного самоуправления, так и дольщиков. Виновны и сами органы местного самоуправления, не обеспечившие контроль за строительством. Но и застройщиков нельзя полностью оправдывать. Прежде чем заключать предварительный договор, затем договор купли-продажи, нужно убедиться, что застройщик выполнил все условия застройки, не нарушив СНиПы и утвержденную проектно-сметную документацию. Нельзя полагаться полностью на совесть застройщика. Нередко в погоне за прибылью они игнорируют интересы людей, рискуя сами быть сурово наказанными.

Я привел здесь случаи наиболее затратные для дольщика в сфере долевого строительства жилья, хотя в практике встречаются множество и других, что приводит к судебным тяжбам, хождению по мукам. Это и отсутствие возможности после постройки дома подключиться к общегородским коммуникациям, нехватка электрических и газовых мощностей для данного микрорайона, отсутствие какой-либо благоустроенности околодомного пространства и другие. И все это нередко бывает потому, что разрешение на строительство выдано без учета возможностей электроснабжающей или газоснабжающей организации или дом построен с нарушением СНиП, не соблюдена этажность и прочее.

В заключение хочется выразить надежду, что прочитав эту статью, многим, нуждающимся в жилище, в поисках застройщика удастся избежать обмана. Сэкономив время на поиски застройщика, можно потерять очень большие деньги, времени и нервов и возможно остаться без жилья.

Нас давно не удивляет огромное количество людей, просящих денег и помощи на улицах. В метро и у дверей дорогих магазинов, сквозь ограду уличного кафе и в храме. На билет, операцию, кусок хлеба. Бывает, даже на пиво… Смущает другое: помочь всем невозможно, пройти мимо нуждающегося стыдно, а недоверчивость (не без помощи СМИ с историями о мафии «нищих») зудит внутри: действительно ли все эти люди нуждаются? И как лучше поступить – чтоб и по совести, и результат налицо.

Куда, как не в храм, чаще всего обращаются за помощью, и кто, как не настоятель храма в центре столицы, обладает обширным опытом общения с нуждающимися и обманщиками? Наши сомнения мы адресовали протоиерею Максиму Козлову, настоятелю домового храма мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова .

Дайте попить, а то так есть хочется, что переночевать негде

– Отец Максим, в храм за помощью обращаются разные люди; среди них есть мошенники и есть действительно страдающие и нуждающиеся в помощи. Не могли бы Вы рассказать, как Вы определяете, какому человеку нужно помогать, а какому не нужно?

Есть категории людей, которые регулярно обращаются в церковь. Первая и самая обширная – пишущие из мест заключения. Уж не знаю, как они узнают адреса храмов: есть ли доступ в интернет в колониях или справочники соответствующие с организациями, но мы регулярно получаем письма с трогательными повествованиями.

Здесь нужно соблюдать определенные правила безопасности: вступать в переписку с заключенным, давать личный адрес или адрес, так или иначе ассоциирующийся с храмом, не очень правильно: никогда не известно, насколько решительно человек встал на путь исправления, несмотря на то, что он о себе пишет. Если описанная ситуация нестандартна и можно чем-то помочь – не тогда, когда вначале пишут дежурно: «Пришлите мне Библию», а далее следует перечень продуктов питания, одежды и еще просьба прислать адрес симпатичной девушки, которая хотела бы переписываться, – тогда самое разумное – сообщить заключенному, что его просьба должна быть подтверждена или клириком, посещающим это исправительное учреждение (а сейчас при каждом российском исправительном учреждении есть прикрепленный к нему епархией священник), который может удостоверить подписью и печатью реальность существования проблемы, или администрацией данной колонии.

Были случаи, когда мы такие подтверждения получали: тогда речь шла о редких лекарствах; врач исправительного учреждения заверяет рецепт, и тогда понятно, что заключенный оттуда и лекарство ему реально нужно. В общем, один из критериев – это евангельский принцип о 2х или 3х свидетелях: свидетельство, подкрепленное другими людьми, звучит значительно более весомо.

Им в основном приходится давать адреса соответствующих церковных институций; например, последнее письмо у меня сейчас лежит: нужно 100 тысяч евро на операцию, пришлите на расчетный счет сколько-нибудь. Мы переадресовываем такие письма в фонды, которые этим занимаются и территориально достижимы.

Теперь о посетителях. Посетители, которые в 9 случаях из 10 должны вызвать осторожность прихожан, – это люди в рясах, обращающиеся с просьбами вне территории своего канонического подразделения епархии или прихода. Например, человек приходит и говорит, что он послушник такого-то монастыря в Архангельске, который по нуждам ехал в такой-то монастырь в Кемерово (через Москву, разумеется; у нас вся страна так ездит) и застрял. В такой ситуации очень просто можно поступить – сказать: «Да, отче (брате), я верю вашей трогательной истории, и вид вы имеете вполне священный. Идемте позвоним вашему наместнику, он подтвердит, кто вы есть, и я вам дам после этого 50 рублей или даже на обратную дорогу». Как правило, настроение после этого меняется: один из десяти скажет, что готов позвонить. Есть, конечно, те, кто действительно находится в затруднительной ситуации, тогда ему и смущаться нечего.

– А если он окажется обычным человеком, мирянином? Реально ему тоже предложить кому-то позвонить, чтобы подтвердить его личность?

– Я думаю, что реально. Потому что редко человек не социализирован настолько, что если он будет звонить и представляться в какую либо церковную институцию, будучи прихожанином такого-то храма, то его вовсе никто не признает. Человек, действительно взыскующий помощи, не отказывается от связи, охотно выдает «адреса, пароли, явки», по которым он может быть идентифицирован как личность.

Следующая большая категория (и в нашем храме особенно, так как мы помогаем билетами) – это люди, которые – не важно, освободившиеся ли из мест заключения, оказавшиеся в Москве для помощи кому-то и обкраденные, разболевшиеся и очнувшиеся – хотят добраться до родины. Обычно называют отдаленные точки, может быть, потому что до ближних можно на перекладных электричками доехать. Это Сибирь, Дальний Восток или Крайний север; редко едут в Ставрополь, Краснодар, Сочи, Ялту, в близлежащие области. Для покупки проездных документов подходит такая стратегия. Спрашиваем, есть ли какие-то документы, так как проезд без них невозможен.

Кстати, надо напомнить, что люди, которые говорят, что милиция не отдает им документы, несколько лукавят. Хотя вежливость сотрудников правоохранительных органов оставляет желать лучшего, но люди, вразумительным образом объяснившие, как и откуда они прибыли, в состоянии получить в милиции справку, временно замещающую паспорт (если это социализированный человек, который просто оказался в несчастье). Разговоры о том, что это никак невозможно, – один из верных признаков того, что здесь не всё чисто.

Дальше говорим человеку, что, конечно, нет оснований не верить вашей ситуации, но давайте поступим так: вы сходите на вокзал и узнаете расписание и стоимость самого дешёвого билета (в плацкартный или общий вагон) до точки, куда вам надо добраться.

После этого наш сотрудник с вашим документом покупает вам билет, едет с вами на вокзал, билет и паспорт отдает проводнику, вам – некоторый продуктовый пакет или небольшую сумму денег, чтобы в случае чего пропитаться в дороге. Этот способ действует самым верным образом: человек начинает упираться и говорить, что он сам. Когда ему показывают сотрудника, который готов поехать и купить билет, в абсолютном большинстве случаев интерес утрачивается, и просто просят 50-100рублей со словами, что не надо им никуда ехать.

– А зачем нужна такая строгость – отдавать билет в руки проводнику? Почему не отдать самому человеку?

– Он его продаст. Пойдет в кассу возврата и по паспорту получит хоть и с утратой, но какую-то сумму денег, тем более, если билет до Новокузнецка или Архангельска. Смысл в том, чтобы возможности реализации билета не по назначению не было. У нас были очень трогательные истории, когда люди, внутренне не вызывавшие доверия, но соглашавшиеся на такую процедуру, потом в конвертах присылали деньги, на них потраченные, или писали письма о том, как они добрались, и благодарили. В принципе, если человек соглашается ехать на таких условиях, то ему действительно нужно.

Третья категория – это люди, рассказывающие всякие разные повествования о том, что с ними в жизни приключилось. Два типичных сюжета для мошенников. Приходит, как правило, очень приличного вида господин (кстати, это мошенничество – сугубо мужское дело; видимо, женщины каким-то другим образом промышляют), даже на грани между прилично одетым и богатым, с хорошо сохранившейся внешностью. Просит 5-10 минут, чтобы побеседовать.

Создается ощущение, что никакой просьбы не будет. Но незаметно разговор подводится к тому, что человек оказался в ситуации (а у него благополучный бизнес в Нью-Йорке, он торгует кокосами из Зимбабвы, постоянный благотворитель и т.д.), когда в данный конкретный момент для того, чтобы перевод за кокосы прошел, ему надо переоформить какую-то карту, которая просрочена, и сейчас ему нужно получить наличными скажем 1000 рублей. Он их положит, ему придет 200 тысяч долларов, и из них он отдаст нам 10% за такую щедрость. Если есть досуг, это можно просто послушать; сама схема очевидна. Я отвечаю, что с интересом прослушал его историю, она очень трогательная, и я готов дать ему 50 рублей. Но, как правило, эти на 50 рублей не размениваются.

Сходные истории бывают о преследуемых. Одна мне запомнится на всю жизнь. Пришел ко мне некто – он был блестящий актер и мог бы сделать карьеру в хорошем драматическом театре, я не сразу его раскусил. Начал он с исповеди, якобы он просто хотел исповедоваться, а потом побеседовать. Рассказывает, что он из подразделения, которое не может назвать (не ФСО, не ГРУ, а то, что никакими аббревиатурами нельзя вслух произнести), что его научили страшным вещам, что жизнь его была нацелена убивать, и страшно в этом каялся. В какой-то момент что-то в душе его переломилось после горы трупов, которые были за ним, но оттуда же так не отпускают. Уйти, мол, я оттуда не могу, я вот к вам зашел сложным хвостом из Архангельска в тьмутаракань, спрятался здесь, а вот там за мной уже вертолеты летают. Но есть у меня один шанс прорваться по канализации, и если вы дадите мне тысячу-две-три на билет, то спасете жизнь человеку, раскаявшемуся на ваших глазах грешнику и прочее.

Только с какого-то момента я начал понимать, что это блистательный спектакль для одного зрителя. Я был даже готов оплатить в какой-то мере услуги, хотя был зол, что он привлек для этого исповедь. Мог бы обойтись без профанации Таинства. Я решил его проучить. Нажал кнопку вызова охранника, пришел охранник, и я сказал: «Долгом моим является вас спасти. Сейчас мы запрем вас в комнате охраны. У меня есть близкий знакомый – крупный начальник ФСБ. Это некоррумпированный человек. Сейчас мы позвоним, приедет спецнаряд, и вас эвакуируют на броневике; вы расскажете обо всех тех ужасах, которые совершаются в неназванном подразделении. Есть шанс, что жизнь ваша будет спасена». Но тут был осуществлен решительный рывок за территорию храма, вероятно, для спасения по канализации без наших 1000 рублей. Среди таких людей мне не встречались реально нуждающиеся.

– Часто люди просто приходят просить к храму..

– Да, приходят люди: «Батюшка, дайте на еду, голодные..». Обычно это довольно крепкие мужики. Таким мы отвечаем: «Иди 3 часа поработай. Сейчас дадим чаю, а после работы – плотный обед. Голодным не уйдешь, до завтра не пропадешь». Из всех за долгие годы обращавшихся двое или трое соглашались принять работу. Я их после твердо высказанной решимости от этой работы освобождал; остальные были решительно не склонны заняться физическим трудом для обеспечения себе пропитания и небольшой суммы денег. Вообще, мне кажется, материально помогать физически крепким мужчинам, не имеющим явных признаков инвалидности, не нужно.

– Меня вот тоже смущает, когда просят милостыню физически крепкие мужчины. В любом городе даже в кризис можно найти какую-то работу…

– Везде есть общественные работы. В Москве, как известно, на 1 безработного приходится 6 предложений о работе. Она не слишком престижная, не очень хорошо оплачиваемая, но если ты голоден, и у тебя нет ничего, то ты пойдешь на такую работу. По крайней мере, это более честный путь выживания в нынешней ситуации, чем ходить побираться. А некоторых гостей из дальнего зарубежья, живущих вокруг нашего храма, мы уже хорошо знаем в лицо. За эти годы несколько молодых мужчин, гости из солнечного Таджикистана, перешли в категорию зрелых; одного я уже знаю лет 10, не меньше. Он знает, что ничего от меня не получит, но, желая поддерживать status quo, периодически подходит: «Батюшка, здравствуй!» и удочку закидывает. Зачем работать – можно по улицам Москвы бродить; за 10 лет с голоду не помер и в Таджикистан не уехал.

– А как следует подавать милостыню? Кто-то говорит, что следует подавать всем, а Господь сам рассудит. Другой священник говорил, что есть, конечно, и мошенники, поэтому нужно прислушиваться к голосу сердца…

– То, что не нужно подавать всем – очевидно. говорил, что сильно пьющим деньги подавать не следует ни в коем случае, только питание. Есть категории людей, которых, подавая им деньги, мы провоцируем на дальнейшее асоциальное поведение, отнимая, кстати, эти деньги от тех, кому мы действительно можем помочь. Хорошее дело – завести такое правило: от каждого своего дохода отделять какую-то часть и откладывать на пожертвования такого рода. Полтора или полпроцента, но откладывать строго, независимо от того, маленькие деньги я получил или большие. Всегда можно подать старушкам у метро: даже если их организовала мафия и какую-то часть денег у них отнимет, что-то достанется и старушке – ведь не от хорошей жизни она там оказалась. Им это действительно нужнее, чем тридцатилетнему мужику.

Если сердце ваше сокрушается об инвалидах, хромых, убогих, лучше направлять милостыню в институции, которые за ними призирают. Тот же преподобный Амвросий Оптинский говорил, что лучше не раздать 10 рублей по станицам, а дать 10 рублей на приют для сирот, который при Шамордино, условно говоря, создается. Приют дает шанс тем, кого еще можно вытащить. Мне кажется, какую-то часть из семейной благотворительной кассы, помимо индивидуальной помощи, следует выделять для помощи институциям: благотворительным фондам, которым можно доверять, хотя бы по удостоверениям людей, которые с ними уже общались и могут посоветовать, кому можно помочь, не рискуя быть нагло обманутым. Лучше отдать деньги не тому, о ком мысли сомневаются, а тому, кто несомненно занимается помощью людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

Святая великомученица АНАСТАСИЯ Узорешительница (†ок.304)

Святая великомученица Анастасия жила во времена императора Диоклитиана (284-305). Она была дочерью римского сенатора Претекстата, исповедавшего языческую веру. Мать же ее Фауста тайно веровала во Христа.

Анастасия отличалась благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостью. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения христанину Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве.

После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия, также происходившего из сенаторского рода. Но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Иногда, муж пытался применить насилие, но Анастасия, с невидимою помощью ангела-хранителя, вырывалась из его рук.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий задумал извести супругу, чтобы наследовать все ее имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь с ней, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.


Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан. Вместе со свободой она получила и все родительское наследство, которое она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных.

В то время царю Диоклетиану донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон.


При
римском императоре Диоклетиане в империи разразились самые жесточайшие гонения на христиан. Первые 19 лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.


«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером.

Узнав о Хрисогоне, Диоклетиан велел послать его к нему в Аквилею (город в верхней Италии) на суд, а христиан всех казнить. Анастасия последовала за своим учителем. Диоклетиан надеялся убедить Хрисогона отречься от Христа, но не смог выдержать свободных речей святого и велел отрубить ему голову. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было положено в ковчег и сокрыто в доме пресвитера Зоила. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, — Агапии, Хионии и Ирины (†304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. Святую Агапию и Хионию бросили в огонь. Здесь они скончались, но тела их остались неповрежденными. А святую Ирину один из воинов ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. После кончины мучениц, Анастасия сама похоронила их тела.

Святая Анастасия стала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила христианам, заключенным в темницах. Все свои средства Анастасия истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным.

В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая после смерти мужа осталась с тремя младенцами-сыновьями. Блаженная Анастасия часто жила у вдовы и та помогала ей в благочестивых трудах.

Вскоре Анастастия была схвачена как христианика и предана в руки Диоклетиана (поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император). Однако, устрашившись ее премудрых речей, со словами «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной», Диоклетиан передал ее в руки верховного жреца Ульпиана, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее младенца-сына были преданы мученической смерти (их бросили в огненную печь) в их родном городе Никее (ок. 304; память 29 июля и 22 декабря).

Казнь святой Анастасии

Тем временем святая Анастасия была предана суду в Иллирии. Корыстолюбивый правитель тайно предложил ей уступить ему все богатства: «Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими». На что премудрая Анастасия благоразумно ответила: «Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим?»

Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. В идя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (память 22 декабря).

Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их.

Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами . Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Мощи святой Анастасии Узорешительницы


В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный недалеко от города Салоник монастырь святой Анастасии Узорешительницы .


Монастырь святой Анастасии Узорешительницы

Иконография

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест - путь к спасению, в сосуде - святой елей, врачующий раны.

Святую великомученицу Анастасию называют «Узорешительницей» , поскольку ей от Господа дана сила излечивать телесные и духовные болезни, разрешать узы неправедно осужденных, подавать утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Материал подготовил Серегей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Тропарь, глас 4:
Победоноснаго Воскресения / истинноименитая наречена еси, / мученице Христова, / победы на враги поставила еси мук терпением, / Христа ради, Жениха твоего, / Егоже возлюбила еси. / Того моли спасти души наша.

Кондак, глас 2:
Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающии, /приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:/ ты бо присно миру точиши исцелени.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице:
О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Октябрьский пр., 9
Первые упоминания о деревянной церкви: 1487 год
Святыни: Ковчег с частицами мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, святой Фаусты - матери святой, святого мученика Хрисогона Аквилейского - учителя святой, ковчег с частицей мощей святой великомученицы Параскевы Пятницы, копия Туринской Плащаницы, нить Туринской Плащаницы, мощевик с частицей Гвоздя Распятия Господня и копия Гвоздя Распятия Господня, мощевик с частицей Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня, мощевик с частицей шипа тернового венца Господня, крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня, ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской, ковчег с частицей мощей святителя Андрея Критского, ковчег с частицей мощей и тапочками святителя Спиридона Епископа Тримифунтского, Чудотворца, ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, ковчег с частицей мощей святого преподобного Александра Свирского
Координаты: 57°48"53.6"N 28°20"19.2"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

С юга от знаменитого Псковского Крома стоит храм, освященный в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы. В древности вокруг этой церкви находился квартал, где жили ремесленники-кузнецы – Кузнечная слобода, поэтому о ней часто говорят, как о «церкви в Кузнецах». Несмотря на многочисленные реконструкции, старинный храм сохранил изначальные пропорции и выглядит очень гармонично. Многие искусствоведы считают его одним из самых красивых в городе.

Вид церкви со стороны ул. Некрасова

Кем была Анастасия Узорешительница

В начале XX века считали, что церковь в Кузнецах посвящена двум святым – Анастасии Римлянке и Анастасии Узорешительнице. Обе они жили в Риме и погибли, отстаивая христианскую веру. Однако, псковские краеведы выяснили, что первоначально церковь освящалась в честь Анастасии Узорешительницы.

Интересно, что в Пскове сохранился отдельный храм Анастасии Римлянки. Это небольшая живописная часовня, построенная в 1911 году по проекту архитектора А.В. Щусева. И стоит она на левом берегу реки Великой, рядом с Ольгинским мостом.

Анастасия Узорешительница, в честь которой названа церковь в Кузнецах, жила в IV веке, во время правления римского императора Диоклитиана. Она появилась на свет в столице великой империи, в семье сенатора. В римских тюрьмах тогда держали немало христиан, и Анастасия тайно посещала их, помогая едой и лечением. Потом она стала странствовать, стараясь повсюду помогать заключенным христианам. Узорешительницей Анастасию назвали за подвижнический труд, так как она давала страждущим не только еду и лекарства, но и избавляла их от уз отчаяния, сомнения и страха.

Когда власти узнали, что Анастасия придерживается христианской веры, ее привели к императору. Диоклитиан повелел верховному жрецу склонить христианку к языческой вере или казнить ее. Верховный жрец пытался прикоснуться к Анастасии, но внезапно ослеп. На некоторое время Анастасия оказалась на свободе и могла продолжить свое служение заключенным в тюрьмы христианам.

Однако, вскоре она опять попала в темницу и в течение двух месяцах подвергалась пыткам голода. Видя, что христианка не сломлена, римские власти посадили ее вместе с другими узниками на корабль и решили утопить их в море. Однако, задуманное не удалось. Тогда храбрую римлянку и других христиан публично казнили. Православная церковь считает Анастасию Узорешительницу великомученицей и празднует дань ее памяти 4 января.

История храма

Первая деревянная церковь в честь почитаемой верующими святой появилась в Пскове в 1487 году. Ее поставили как «обетную», в один день, после того, как в городе закончилась продолжительная эпидемия чумы. В Средние века в России и на территории Европы еще не умели бороться с «моровым поветрием», поэтому страшные болезни выкашивали население городов и деревень десятками тысяч. Любопытно, что в дореволюционной краеведческой литературе не раз публиковали псковское предание, что храм возвел Василий Дол в память о супруге и дочери, которые носили имя Анастасия.

Вид церкви с Октябрьского проспекта

Сведений о том, в какое время деревянную постройку заменили на каменный храм, не сохранилось, но известно, что в первой половине XVI века он уже стоял. В псковской летописи за 1538 год рассказывается о большом пожаре, во время которого выгорело 12 церквей. Пострадал и храм в Кузнецах. На нем обрушилась кровля, и в огне погибло четыре человека.

В 1639 году с севера к церкви пристроили придел и освятили его в честь Параскевы Пятницы. Когда в конце XVIII века началась церковная реформа, обветшавший храм хотели закрыть. Однако, его сохранили и приписали сначала к храму Василия на Горке, а потом к расположенной неподалеку Нововознесенской церкви.

В начале XIX века вновь встал вопрос о закрытии церкви, но прихожане так любили свой храм, что отправили прошение к императору. Из-за их заступничества старое здание было решено не трогать и поддерживать на частные пожертвования. На собранные прихожанами деньги отштукатурили стены, поменяли полы, заказали новый резной иконостас, а пообносившуюся тесовую кровлю заменили на железную.

В 1880-е годы церковь Анастасии Узорешительницы снова реконструировали. В ней обустроили несколько печей, и, благодаря отоплению, церковные службы стали проводить не только в теплое время года, но и зимой. Кроме того, строители с трех сторон закрыли крыльцо на колокольне рамами и дверьми, покрыли железом алтари и заменили обветшавшую главку на новую, но уже меньшего размера.

В начале прошлого века, вслед за общим прогрессом в храме появилось электрическое освещение. Священники, служившие в церкви, вели большую общественную работу. Они собирали краеведческие реликвии, изучали историю Пскова, работали в городском Статистическом комитете и организовывали Певческие праздники.

До 1932 года в храме велись регулярные службы, но потом городской Союз воинствующих безбожников добился, чтобы для верующих дорогу в церковь закрыли. Во время Великой Отечественной войны, когда немцы оккупировали Псков, а потом шли бои за его освобождение, старинный храм получил повреждения. От выстрелов и разрывов снарядов пострадала кровля, наружные стены и церковные интерьеры.

В 1960 году церковь признали архитектурно-историческим памятником и взяли под государственную охрану. Старое здание отремонтировали и отдали областной научной библиотеке, которая долгое время использовала его под книгохранилище.

Вид на церковную колокольню

В 2004 году храм передали приходской общине. Однако, библиотека никак не могла найти подходящее помещение для своих книг, и окончательно культовое здание освободили только в 2006 году. После этого начался период ремонтно-восстановительных работ. Строители переделали в храме системы электроснабжения и отопления, полностью перестелили старые полы, побелили стены, заменили окна и установили новый иконостас. Церковные службы здесь возобновились в 2007 году, а через два года на собранные деньги восстановили придел, освященный в честь Параскевы Пятницы.

Архитектурные особенности

Старинный храм имеет статус памятника федерального значения и воплощает лучшие традиции псковского храмового зодчества. Согласно древним архитектурным канонам фасады основного объема и придела разделены на части лопатками, а абсиды алтаря и барабан декорированы узором с поребриком и бегунцом.

Церковь можно считать двухъярусной, так как она стоит на мощном сводчатом подклетном этаже. Четверик опирается на четыре столба и имеет три абсиды. Венчает его одна главка, установленная на высоком световом барабане. Четверик покрыт четырехскатной кровлей, а галерея и придел имеют плоские крыши.

Ярусная колокольня, архитектура притвора и кровли сделаны в традициях классицизма во время перестройки храма в первой половине XIX века. Каменная двухуровневая колокольня сменила старую храмовую звонницу в 1819 году. Она была построена на деньги, пожертвованные богатой помещицей и владелицей Губернаторского дома Валуевой. Колокольня имеет открытые звонницы и завершение в виде купола с высоким шпилем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни церковь Анастасии Узорешительницы является действующим православным храмом, и ее двери открыты для верующих и туристов ежедневно с 9.00 до 19.00. Богослужения здесь проходят в 9.30 и 17.00.

В церкви хранится копия Туринской плащаницы, медальон, в котором находится нить от подлинной плащаницы, ковчеги с частицами мощей Анастасии Узорешительницы, Марии Египетской, Александра Свирского, целителя Пантелеймона и Параскевы Пятницы, а также частицы Животворящего Древа Креста Господня. Престольный праздник в храме отмечают 4 января.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: