Христос спустился в ад. Вера православная - св о сошествии во ад

— Сын, посиди здесь. Подожди маму. Мама скоро придет, — говорит немолодая женщина своему 8-месячному сыну Мише.

— Агу! – ответил Миша.

Он остался ждать маму, сидя на траве под деревом в городском парке. Погода, несмотря на конец сентября, выдалась солнечная и удивительно теплая. На небе не было не единого облачка. В общем, ничего в этот день не предвещало чего-то плохого.

Малыш начал греметь своей любимой и единственной погремушкой. Вскоре она ему надоела, и Миша принялся рассматривать пожелтевшие листья, которые время от времени сыпались ему на голову.

Мамы не было. Потянувшись за очередным листком, мальчик упал, перевернувшись на спину, долго изучал его и, наконец, уснул, пригревшись на солнце.

Когда Миша открыл глаза, мамы все еще не было. Малыш начал хныкать. От холода, голода и от обиды.

«Сейчас ко мне подойдет мама», — думал Мишенька. Но мама не подходила. Тогда мальчик стал плакать громче…

Из детских голубых глаз катились горькие недетские слезы. Малыш плакал навзрыд. А мама не шла. И вокруг в этот, еще не поздний, час никого не было.

Налетел ветер, небо заволокло тучами. Малыш к этому времени уже успокоился, лишь изредка всхлипывал. Он тоскливо смотрел вдаль. И ждал. Так велела мама.

«Мама, мамочка, где же ты?! Почему ты ко мне не идешь?! – проносилось в голове Миши. — Наверное, я плохо себя вел, я капризничал. Мама ведь говорила мне, что если я буду себя плохо вести, то она меня бросит. Мама, мамочка, прости».

Он вспомнил те минуты, когда мама была рядом. Однажды Миша заплакал от голода. Мама подошла к нему, сунула пустышку. Малыш успокоился, но ненадолго.

— Что ж ты никак не заткнешься? – со злостью в голосе сказала мать.

Она взяла сына на руки, покачала. Начала петь колыбельную осипшим голосом. Малыш никак не успокаивался, что выводило женщину из себя. В конце концов, она не выдержала, швырнула ребенка на кровать и поспешила из комнаты. Мальчик еще некоторое время поплакал и уснул. Голодный. В мокрых штанишках. На грязной простыне.

— Наконец-то, заткнулся, — сказала Мишина мать своему приятелю, — ну, наливай, что ли…

Упавшая капля дождя прервала Мишины воспоминания. Начинался дождь. Холодные капли скользили по щекам голодного замерзшего мальчика. Они смешались со слезами. Малыш беззвучно плакал. Дождь разошелся не на шутку!

— Кто ж тебя здесь оставил, миленький?! – к Мише подошла пожилая женщина.

Она возвращалась домой с работы. Ее застал дождь, и она решила сократить свой путь через парк.

— Замерз совсем. Ты голодный, наверное, — говорила женщина, снимая с себя старенький потертый плащ, чтобы завернуть ребенка, — пойдем ко мне, я тебя молочком напою, отогрею. А потом уж и сообщу куда надо.

«Это не мама»,- подумал Миша. Он хотел заплакать. Но взглянув в глаза этой женщины, понял, что плохого она ему не сделает. Ему стало тепло. Он чуть не уснул, чувство голода помешало ему.

— Хороший мой. Кто ж тебя бросил?! – ласковым голосом говорила старушка, — стрелять таких надо, — уже чуть слышно проговорила она.

Малыш наелся досыта. Его закутали в мягкое теплое одеялко. Миша уснул сладким сном. Через некоторое время он проснулся. Он плакал. Ему приснилась мама. Они снова были вместе. Он и его мама.

— Подожди маму…- Миша вспомнил эти слова. Последние слова, которые сказала ему мама. Его родная, самая любимая, самая-самая.

Мама, я люблю тебя! Неважно, что ты меня била, грубо разговаривала. Наверное, на это были свои причины. Это все неважно. Важно, что ты – моя мама. Какой бы ты ни была, ты все равно останешься самой красивой, самой ласковой, самой нежной… Потому что ты – моя мама! – вот так думал этот, ничего не видевший, но уже переживший предательство, маленький мальчик.

— Ой, маленький. Что ж ты горячий такой. Не иначе, как у тебя температура поднялась! – причитала пожилая женщина.

Она вызвала «скорую». Мишу увезли. Сначала он долго лежал в детской больнице. Потом его отдали в дом малютки. И он уже не плакал. Совсем. А зачем? Мама ведь не придет, не приласкает. Малыш не плакал. Но и не улыбался.

Во сне он часто видел маму. А когда он слышал звук открывающейся двери, его сердечко вновь и вновь замирало в надежде, что пришла мама. Он готов был ей простить все, лишь бы она вернулась. Его мама, его единственная мама.

Через некоторое время Мишу усыновили. Новые родители были ласковые и заботливые. Миша быстро привык к ним. Снова начал улыбаться, лепетать. Ему было хорошо с новой мамой. И папой, которого раньше не было. Они заботились о ребенке, как могли. Старались, чтобы он ни в чем не нуждался.

Однажды на прогулке Миша увидел ее – свою настоящую маму. Он узнал ее, улыбнулся. Но она прошла мимо. Она не узнала его. Или сделала вид. А Миша узнал. Боль пронзило маленькое детское сердечко, а в голове пронеслось: «Вернись! Я все прощу!..»

Наталья Матвеева

Вы сталкивались с ситуациями, когда детей бросали на улице?

Христос Воскресе!!!

С Праздником!!!

Икона "Сошествие во ад". XVI в.

Сошествие Христа в ад (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) - христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Церковь считает, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминает это событие за богослужением Великой субботы.

Сошествие во ад. 1408-1410. Андрей Рублёв.

Сошествие во ад. 1503. Дионисий.

В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад», сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмовой декорации. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку. К ранним примерам изображения Сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).

Большой иконографический извод «Сошествия во ад» отличается изображением Христа, изводящего из Ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображением ангелов, окружающих Гологофский крест у Иисуса над головой, который является символом искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. В композиции также могут фигурировать цари Давид и Соломон (предки Христа), Иоанн Предтеча, возвестивший в Аду о приходе Мессии, и невинноубиенный Авель (как прообраз будущей жертвы Христа) и «сонмы праведников». Иисуса также мог сопровождать Благоразумный разбойник.

Сошествие во ад. XIV в.

Сошествие во ад. XV в.

Сошествие во ад. XVI в.

На иконах пишутся обломки сокрушенных Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана, закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображенный в виде Силена. Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны - мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.

Сошествие во ад. XVII век.

Сошествие во ад. Андрей Рублёв

Сошествие во ад. Вторая половина XVI в.

На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов - персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки - это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан веревками.

Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жен-мироносиц у гроба Господня, и еще реже - с изображением Страшного суда.

Сошествие во ад. Конец XIV в. Прохор с Городца

Сошествие Иисуса Христа к темноте преисподней после смерти на кресте является одним из главных беспрекословных утверждений (догматов) христианского учения. Эта тема нашла отражение на иконах, полотнах художников, в росписях храмов. Приход Спасителя в ад принадлежит к перечню Страстей Господа (тайная вечеря, предательство Иуды, арест, бичевание, путь на Голгофу, распятие, пр.) и является его кульминацией. Каждая икона Сошествия Христа во ад, выполненная с соблюдением византийских и древнерусских традиций, одновременно считается изображением Христового Воскресения (Анастасис). Данное событие отмечается почитанием Великой субботы. Полагают, что сошествие произошло на второй день после того, как Сына Божьего положили во гроб.

Библейские упоминания о посещении Христом ада

Точного и подробного описания сошествия Иисуса Христа в ад не существует. Составить картину можно только по отдельным штрихам, упоминаниям апостолов Нового Завета. Например:

  • Послание от Петра содержит слова о том, что Спаситель после смерти ожил духом и проповедовал грешным, сойдя к темой бездне.
  • Сам Христос, обращаясь к ученикам, предсказывал судьбу: сравнивал свое будущее («Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи») с Ионой, который 3 дня находился в темном чреве кита.
  • Пророчества из Ветхого Завета о том, что Сын Божий сломает железные запоры, сокрушит двери, чтобы отдать Всевышнему богатства и сокровища, хранимые во тьме.

Достаточно прозрачная аллегоричность высказываний позволяет восстановить картину на холсте, дополнив ее своей особенной трактовкой.

Епископ Иларион сформулировал основные выводы из информации, которую содержат различные тексты Библии. Факт сошествия Иисуса во ад является частью церковного догматического учения. Реальность события неоспорима, но есть различия трактовок – кого Спаситель вывел из преисподней: всех людей или лишь ветхозаветных праведников. Также существуют различные мнения по вопросу, кому проповедовал Иисус во время схождения и освобождения заточенных из подземного мира. Слова о том, что Сын Божий сошел в ад, победил смерть и уничтожил (или разрушил) подземный мир, по-разному объясняются различными религиозными классическими направлениями.

Иконографические традиции Сошествия Иисуса Христа в ад

Иконография Сошествия Иисуса к глубинам ада сформировалась приблизительно на стыке IX-Х веков. Ее можно увидеть на византийских мозаиках. Центральной фигурой композиции иконы всегда является Христос, который выводит из преисподней первого человека – Адама. Вторую руку Спаситель протягивает Еве (либо держит крест). Над головой Иисуса написаны ангелы, иногда они представляют олицетворение человеческих добродетелей – счастье, чистоту, смирение – и имеют соответствующие подписи. Наличие молотков в их руках свидетельствует о борьбе с темной силой – Сатаной. Другой вариант трактовки события: Демона связывают веревкой.

На искупительную жертвенность события указывает изображение вверху Голгофского креста. Также наиболее частыми персонажами композиции иконы являются предки Спасителя – цари Соломон и Давид; символ жертвенности – невинно убитый братом Авель; человек, сообщивший обитателям темных бездн о явлении Мессии, – Иоанн Предтеча.

Под ногами Иисуса Христа лежат сломанные замки и адские врата, части которых, как правило, складываются накрест. Спаситель наступает на поверженного, раздавленного Сатану, часто последнего изображают закованным крепкими цепями. Преисподняя традиционно выглядит как символический раскол земли, из которого выглядывает устрашающая, загадочная бездна. Условно пространство каждой иконы, изображающей сошествие Мессии в ад, можно разделить на три части:

  • преисподняя;
  • промежуточная зона не от мира сего;
  • место для вывода праведных душ.

По положению фигуры Христа на иконе различают несколько типов изображений:

  • Иисус идет навстречу Адаму (нарративный).
  • Спаситель ведет Адама за собой (ренессансный).
  • Фронтальное изображение Сына Божьего, который раскинул руки ко всем присутствующим, является догматическим (гимнологическим). В этом случае фигура Христа окружена светлым светящимся ореолом – силой.
  • Комбинированное положение.

Особенности изображений сошествия в ад согласно западноевропейской традиции

Композиция и сюжет изображения сошествия Иисуса к бездне не была регламентирована строгими правилами западноевропейской традиции. Поэтому варианты картин могли сильно отличаться. Так, например, Спаситель мог выводить не только Адама, но и его сына Сифа, Давида, Моисея, Исайю, Иоанна Крестителя, пр. Место ада, куда спускался Мессия, также могло быть обозначено и называлось «Христос в лимбе». Фигура Сына Божьего изображалась склоненной над расколом земной тверди (Дуччо «Христос в лимбо») или в ранних вариантах олицетворением ада была пасть огромного чудовища – левиафана, кита, льва, переполненная человеческими душами (Хайме Серра «Христос выводит праведников из ада»).

Иногда ад на иконе представляется аллегоричным персонифицированным образом старика. Он скован кандалами, побежден и повержен Спасителем.

Исследователи обращают внимание на уникальную характеристику икон – стремительное направленное движение Христа. Он одновременно опускается к глубинам ада и взлетает из него, забирая с собой спасенных людей. Динамика передается движением складок одежд Иисуса. Подобное изображение призвано передать скрытый смысл – Воскресенья Спасителя, которое следует за его схождением в темные глубины.

Нерешенный однозначно вопрос: «Кого из людей вывел Христос из ада?» – отражен композицией фрески, которая находится в константинопольском монастыре Хора, датируемая 1315–1320 годами. Центральную часть изображения занимает Иисус, облаченный в белые одежды. Правой рукой он держит за руку Адама, устремлено бегущего к Спасителю. Левой рукой Мессия держит руку Евы. Женщина в красном тяжело с большим усилием тянется к освобождению из пропасти преисподней. Справа от Христа расположились праведники с Иоанном Предтечей, слева – нерешительно, напряженно замерла группа грешников с Каином. Они не знают, спасет ли их Сын Божий, касаются ли их слова Мессии.

Изображение сошествия Мессии в русской традиции

Вместе с принятием христианства из Византии сложившийся там образ Воскрешения или Сошествия Христа во ад перешел к иконописцам на Руси. До сегодняшних дней сохранились старые изображения Анастасиса, относящиеся к XI – началу XV века.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

В киевском Софийском соборе можно увидеть одну из наиболее древних фресок «Анастасис». Она датируется XI веком.

Христос ступает по сломанным адовым вратам. Левой рукой он держит крест, а правой выводит из преисподней опустившегося на колено Адама. Около Адама изображена фигура Евы. Сейчас сложно утверждать, что присутствие в группе пророка Исайи и Симеона было изначальным. Возможно, это дополнение, внесенное при реставрации. Справа от Христа находятся (в саркофаге) Соломон, Давид, Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию. Изображение носит застылый и торжественный характер, который присущ многим подобным творениям, демонстрирующим Воскресение Христово на иконах и фресках храмов Болгарии, Грузии, Сербии, Македонии, Армении, Коптской Церкви.

Прохор с Городца

Под именем Про́хор с Городца известен старец-иконописец, представитель московской школы живописи начала XV века. Предположительно этот человек являлся учителем знаменитого Андрея Рублёва. Летопись называет иконописца Прохора «старцем».

Икона Про́хора с Городца «Сошествие во ад» находится сегодня в экспозиции Благовещенского cобора Московского Кремля . Эксперты датируют ее концом XIV – началом XV века.

Андрей Рублев

Работа Андрея Рублева о сошествии в ад создана художником около 1408 года. Сегодня она экспонат сокровищницы Государственной Третьяковской галереи.

Главное отличие художественных произведений Андрея Рублева – это тщательная детальная прорисовка лиц всех персонажей. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями. Христос наступает на сломанные врата ада, немного склонившись, чтобы взять коленопреклоненного Адама за руку. Адам стоит на гробнице из камня, а рядом с ним выпрямилась, повернувшись к Мессии, маленькая Ева, выделенная ярким красным одеянием. За ней тесной группой собрались праотцы с сыном Симеона-Богоприимца, который повествует об этом событии. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. Все склоняют головы перед Сыном Божьим.

Иисус Христос изображен с крыльями, от его силуэта распространяется светло-голубое свечение – слава, которая четко выделяется на фоне черного зева пещеры. Работы Рублева отличает яркость и эмоциональность. Икона излучает радость и оптимизм, передавая эти впечатления от описанного события зрителю. На полотне изображен не строгий судья, а заботливый и добрый отец.

Дионисий

Диони́сий – знаменитый московский иконописец, живший на рубеже конца XV – начала XVI веков. Его по праву считают последователем традиций А. Рублёва. К особенностям икон Дионисия можно отнести повышенное внимание к изображению и обозначению (подписыванию) человеческих пороков и добродетелей (ангелов и бесов).

Икона «Сошествие Христа во ад» была написана Дионисием в 1502-1503 годах. Композиция картины включает несколько частей. Центр полотна занимает фигура Мессии, сияющая золотыми одеждами. Такой цвет выбран не случайно, он олицетворяет Солнце Воскресения, празднует победу над смертью. Под ступнями Сына Божьего разверзлась огромная черная пещера преисподней. Там корчатся пораженные страхом бесы. Их очертания, серые на черном, напоминают темные дымные тучи.

Христос изображен окруженным голубым сиянием славы, которое наполнено двенадцатью ангелами. Ангелы своими длинными копьями настигают бесов, каждый из которых является олицетворением конкретного порока. Добродетели побеждают пороки. В самом низу композиции ангелы связывают поверженного, сокрушенного Сатану.

Врата ада сломлены и сложены крестом, на них ступает нога Спасителя. Мессия держит за руки, помогая встать из гробов, Адама и Еву. Сразу за первыми людьми мученики, пророки, праведные люди, праотцы. Все они устремлены к Иисусу Христу, жаждут спасения. Нимбами выделены цари Соломон и Давид, Иоанн Предтеча, пророки Ветхого Завета.

Молитва перед иконой

Икона «Воскресение», или «Сошествие во ад», с давних времен сохраняет основное значение – изображение праздника Воскресения Иисуса Христа. Она устанавливается в праздничном ряду иконостаса. Если сам храм и его убранство посвящены Воскресению Христа, икона должна быть расположена справа от Царских врат второй.

Образ «Воскресение Христово» напоминает каждому о цели жизни человека – стремиться ко всему праведному, светлому, наследовать Спасителя в делах и мыслях. Человек, открывший Господу сердце, принявший изменения для преображения души, сможет изменить свою жизнь. Счастье достижимо для каждого, независимо от количества материальных ценностей. Молитва – это путь к счастью, поэтому молиться перед иконами нужно искренне и постоянно. Главными христианскими молитвами есть «Символ веры», «Отче наш», «Молитва к Святому Духу». Перед иконой «Сошествие во ад» можно просить Всевышнего о:

  • нематериальных дарах,
  • помощи при работе,
  • здоровье близких людей,
  • помощи в воспитании,
  • разрешении сложных ситуаций, пр.

Батюшка, скажите, где в Писании можно найти строки о том, что Спаситель вывел из ада всех праведников и покаявшихся? Спаси Господи.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О сошествии Спасителя в ад говорит св. апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и вПослании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10). На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: