Классный час о именах с презентацией. Классный час "тайна моего имени"

У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали людям в различные исторические периоды, каково значение того или иного имени... Ответы на эти и другие вопросы можно найти в приведенной ниже разработке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Что означают наши имена…»

Цели занятия:

Развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.

Содействие расширению кругозора учащихся.

Предварительная подготовка.

Каждый учащийся должен подготовить небольшое сообщение о значении и происхождении своего имени.

Вспомнить и записать как можно больше пословиц, поговорок и скороговорок в которых встречается какое-либо имя.

Учащиеся совместно с воспитателем проводят небольшое социологическое исследование в школе, цель которого – распределить имена учащихся по популярности.

Ход занятия.

Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь. Разнообразие имен очень велико, какие-то имена встречаются часто, какие-то редко, какие-то имена даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. Как известно, большинство русских имён имеют греческие, славянские, еврейские или скандинавские корни. Поэтому первым этапом в изучении значения имени будет определение того, какова история и происхождение имени.

Задание 1.

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена.

Примеры.

На всякого Егорку есть поговорка.

А Васька слушает да ест.

Бог не Ермошка – видит немножко.

Купила бабуся бусы Марусе.

Люди с базара, а Назар – на базар.

Мели Емеля твоя неделя.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Один про Фому, а другой про Ерёму.

По Ивашке и рубашка.

У лодыря Егорки – всегда отговорки.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать, да бабушка.

Каков Савва, такова ему и слава.

Голодному Федоту и щи в охоту..

По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан.

На бедного Макара все шишки валятся.

Хороша Маша, да не наша.

В первобытном обществе не было имён и фамилий. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая), в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).

Задание 2.

Детям раздаются карточки с именами.

Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках. Подумайте, почему их так назвали.

Время не стояло на месте. В 988 г. на Руси было введено христианство. В русской православной церкви были особые книги месяцесловы или святцы. В тех книгах на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых чтит в этот день церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имён, которые значились в святцах на день рождения ребёнка. Этим дело и кончалось.

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там
В странице святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима
То хошь не хошь Иероним.

Очень много на Руси было Иванов, т.к. в Святцах это имя встречается 170 раз, т.е. почти через день. Правда, иногда, священник шел на уступки, и по просьбе родителей давал имя, которое в святцах не значилось. Так славянские имена Вера, Надежда, Любовь давались часто, несмотря, что Вера в святцах встречается 2 раза, а Надежда, Любовь только по одному разу.

Задание 3.

Назовите произведения литературы и искусства, в которых встречаются имена.

В ином положении оказались родители после 1918 г., Великой Октябрьской революции. Регистрацию новорождённых стали вести отделы записей гражданского состояния – ЗАГС. Давайте откроем толковый словарь и прочитаем, что такое ЗАГС. Родители теперь могли выбрать любое имя: старое (бывшее церковное), польское, немецкое и даже изобрести своё имя. И вот что из этого получилось.

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям...

(С.Я. Маршак “В защиту детей)

Пользуясь свободой выбора имени, родители иногда давали своим детям странные, необычные имена. В качестве личных имён выступают географические названия Алтай, Гималаи, Амур, Казбек. Математические и технические названия Гипотенуза, Меридиана, Дизель, Комбайн и т.д.

Некоторые советские родители, стремясь увековечить определенные исторические события, называли своих детей коротко и ясно: Пофистал (Победитель фашизма Иосиф Сталин), Пятвчет (Пятилетку в четыре года!), Урюрвкос (Ура, Юра в космосе!), Ватерпежекосма (Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт), Перкосрак (Первая космическая ракета) и т.д.

1. Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека в реку руку, рак за руку Грека цап.

2. Ювелин Валерий – кавалер в Карелии
Отправлял кораллы, – полировал опалы

3. Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

4. Насыпал Парамошка горошку на дорожку.
Зовёт теперь к порожку дорожка из горошка.

5. Канавку Наталка копала лопаткой,
Канат Капитон натянул за палаткой.

6. Милая Мила мылась с мылом.
Намылилась, смыла – так мылась Мила.

7. Боря Ире дал ириску
Ира Боре – барбариску.

Домашнее задание.

Выступления учащихся.

Ну а теперь приведу несколько интересных фактов о самых необычных в мире именах.

Самое длинное в мире имя состоит из 1478 букв. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут. Оно представляет собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, теологов, ученых и еще Бог знает чего. Это имя пока никто не берется прочитать...

Знаменитый художник Пабло Пикассо известен всем. Но далеко не все знают полный набор его имени и фамилии. Пабло Диего Хозе Франциско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано де ла Сантисима Тринидад Руиз и Пикассо. Всего в его имени и фамилии 93 буквы. Ведь Пикассо – испанец, а в Испании такой пышный набор имен совсем не редкость.

На Гавайских островах в одну из школ города Гонолулу поступила младшая дочь владельца одного из местных ресторанов. Ее имя и фамилия состоят из 102 букв. Вот они: Напу-Амо-Хала-Она-Она-Анека-Вехи-Вехи-Она-Хивеа-Нена-Вава-Кехо-Онка-Кахе-Хеа-Леке-Еа-Она-Ней-Нана-Ниа-Кеко-Оа-Ога-Ван-Ика-Ванао. Ее так и не смогли внести в классный журнал. На русском языке это означает: "Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и ширину своим благоуханием".

О самом длинном в мире имени говорилось выше. И в подметки ему не годится имя мисс С. Эллен Джорджиане Сер-Леккен, которая родилась в 1979 году в штате Монтана, США. Первая буква С – это начало ее имени, которое состоит "всего лишь" из 598 букв. Близкие зовут ее Сноуоул или просто Оли. Ну а переписчики населения, видимо, еще проще: "О, Господи! Опять она!"

Думается, после этого девочка по имени Принцесса Диана и мальчик, окрещенный Гамлетом, появившиеся на свет в Харькове в 1998-м году, покажутся вам всего лишь маленькой невинной шалостью их родителей.

"Здравствуй, Два килограмма риса!", "Привет, Серебряный доллар!" – примерно так приветствуют друг друга при встрече два жителя района Кандхмал в индийском штате Орисса. Этот уголок Индии держит первенство по самым необычным именам, которые выдумывают родители для своих чад. Два килограмма риса – память о ниспосланном государством подарке: именно такую меру риса выдают по решению властей за каждого родившегося ребенка.

В одном селе Кандхмала есть парень по имени Я люблю картошку.

Психолог Джон Треин подготовил книгу самых несуразных наименований, от которых страдают некоторые американцы. Например, семья Май из Нового Орлеана выбрала для своих дочерей имена: Му, Ву, Гу.

А семья Джексонов из города Чикаго заклеймила своих пятерых деток, назвав их: Менингит, Ларингит, Аппендицит, Перитонит, Тонзиллит.

Некоторое время назад во Франции жила семья, лишенная самой обыкновенной фамилии. Вместо нее она "носила" набор цифр – 1792. А четыре сына в этой семье носили имена месяцев года. Таким образом, в паспорте и других документах это выглядело так: Январь 1792, Февраль 1792, Март 1792 и Апрель 1792. Последний представитель этого странного рода, "господин Март 1792", умер в сентябре 1904-го года.

Среди "шедевров", придуманных жителями провинции Манаби, где живет особенно много таких эквадорцев, встречаются Суперкрепкий Цемент, Спортивная Кавалькада, Трудная Футбольная Победа, Лапа Цыпленка, Международный Конфликт.

В Швеции живет малыш, которому родители дали необычное, но звучное имя - Оливер Гугл. Его отец, имеющий кандидатскую степень по поисковому маркетингу, решил назвать так своего ребенка в честь любимого поисковика Google. Хорошо, что жена была не против. Например, в Италии молодая мать подала в суд на мужа за то, что он без ее ведома дал их новорожденному ребенку имя скаковой лошади. Пока женщина была в роддоме, ее супруг сходил в ЗАГС и зарегистрировал сына как "Варенне Джампауло". Именем Варенне в Италии зовут скакуна, который считается в стране практически национальным героем, а Джампауло - это ее наездник. Во время регистрации сотрудник ЗАГСа был несколько удивлен, однако папаша поклялся, что его жена дала согласие на такое имя для отпрыска. История закончилась судебным разбирательством.

В семье петербургских мусульман родился мальчик, которого родители назвали в честь президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Причем родители решили не ограничиваться только именем, назвав ребенка Махмудахмадинеджадом.

В ЗАГСе подмосковного города Королева зарегистрировано необычное имя - Виагра. Счастливые родители утверждают, что у них было целых три причины так назвать ребенка: красота и оригинальность имени, поспособствовавший зачатию одноименный препарат и, наконец, давняя любовь к группе "ВИА Гра".

После того, как сборная России по футболу вышла в полуфинал Евро-2008, список русских имен пополнился еще одним, пишет rian.ru. Имя главного тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка "увековечили" одновременно в двух российских семьях: в поселке Болотное Новосибирской области родился Гус Городников, а в городе Артемовском Свердловской области - Гус Хмелев.

В Нижнем Тагиле родители назвали свою дочурку, родившуюся в День Независимости, коротко и ясно - Россия. Также в Россия живут Ангел, Ветер, Воля, Амур, Север, Луна, весна, Заря-Зареница и т.д.

Психологи бьют тревогу: такие дети могут иметь массу проблем во взрослом возрасте. Особенно если ассоциации, которые вызывает необычное имя у посторонних, не соответствуют личностным качествам ребёнка. "Чем необычнее имя, тем сильнее оно привлекает внимание посторонних. С детства такой ребёнок будет ощущать свою необычность, отличие от других. Это, естественно, оставит на психике очень глубокий след. Здесь на родителей ложится большая ответственность: не всякий ребёнок, не всякий человек может выдержать повышенное внимание к своей персоне", - объясняет психолог Дмитрий Зима. Если уж очень хочется, чтобы в семье была Рогнеда или Нобель, когда малыш немного подрастёт, можно купить ему собаку и назвать её тем самым необычным именем.

Задание 5.

Вспомните как можно больше песен, в которых встречаются имена.

О том, что на имена существует определённая мода, говорят и результаты нашего социологического исследования, итоги которого мы сейчас подведём.

Задание 6.

В конвертах находятся слова, из которых нужно составить фразу:

“Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его”.

Подведение итогов занятия.


Тема: «Я и моё имя» (1 класс)

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей, познакомить со значением их собственных имён.

Задачи:

1. обучить детей правильно и полно называть имена;

2. развивать кругозор, внимание, любознательность;

3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;

4. развивать коммуникативные навыки.

5. содействовать сплочению детей в классе.

6. упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Оборудование: презентация, детские работы о своих именах, ноутбук,
проектор, презентация.

Ход мероприятия

1.Орг. момент.

Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, найдите глазками кого - ни будь, улыбнитесь им. Теперь повернитесь к друг другу и пожелайте мысленно удачи, садитесь.

Вспомним правила работы: не перебивать, а внимательно слушать друг друга. Каждый может высказать своё мнение.

2. Мотивация к деятельности.

Я решила посмотреть ваши работы, но не поняла где чей рисунок. Как вы думаете, почему? (Не указаны имена. Рисунки необходимо подписать.)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа? («Я и моё имя»)

Что узнаем? Чему научимся?

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Без имени можно обойтись?

Почему людям дают имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. Чтобы позвать кого-нибудь или обратиться к кому-нибудь…)

Когда человеку дают имя? (при рождении)

Кто дает имя? (родители, взрослые, родственники)

Семь лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Это вы! Мамы и папы дали вам имена.

Назовите свои имена.

Они такие красивые.

Игра «Имя».

На столе у вас волшебные кармашки, достаньте содержимое и найдите свою букву, на которую начинается ваше имя.

Подойдите к доске и прикрепите.

Посмотрите, есть у нас имена на одинаковую букву? (Снежана, Слава)

Но имя можно произносить по - разному. Сердито и ласково.

Игра «Ласковые имена».

(Вызывается ученик. Садится на стул.)

Мы называем все возможные варианты имени. А участник выбирает лучшее.

Ребята, по имени можно узнать о человеке по тому как к нему обратились?

Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Кто это «Андрюшенька» и «Анна Петровна»?

- Правильно. Если ребенка позвали «Оля», а другого «Ваня». Что можно сказать про этих детей? (это мальчик и девочка.)

По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой?

Вы растете, а имена ваши растут? Жила девочка Маша, а выросла стали называть Мария.

Попробуем назвать ваши имена полно (Кирилл, Снежана, Ульяна, Данил, Антон, Рома, Глеб, Вячеслав)

Что заметили? (только одно имя поменялось, не все имена могут меняться?

Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Вы только подумайте, остаться без имени! Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Вы иногда кричите друг другу: «Эй, иди сюда!». Это обидно и невежливо. Хорошо ли так звать человека? (нет).

Физминутка.

Работа в паре.

Вспомним работу в парах: работать вместе, дружно. Пары покажите готовность.

Игра «Найди и назови» (карточки)

Найдите те карточки, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя.

А теперь мы вспомним, что значат ваши имена. Кто знает?

- Сегодня в зале тишина. Мы узнаем про имена.

Презентация.

Кирилл: Уважают все Кирилла,

Потому что в нем есть сила,

Любят все его вокруг,

Он надежный, верный друг!

Снежана: Белая, пушистая, как снежок лучистая!

И потому средь нас-звезда!

И будь такою ты всегда!

Ульяна: А у нашей Улечки

Славные кудряшки.

Оттого, что имя

У нее такое:

Милое, кудрявое,

Любимое, родное.

Антон: Не зазнайка, не болтун,

Он с друзьями рядом,

Чувство юмора и ум

У него что надо!

Данил: Данилка - парень хоть куда,
Красавец писаный и знатный,
Он знает толк во всем всегда,
В любой беседе он приятный.

Рома: Рома наш - большой шутник,

Непоседа, озорник.

Всегда играет в мячик,

Рома - славный мальчик!

Слава: Мы желаем: пусть у Славы

Будет больше всех нас славы,

Славы доброй, настоящей,

Никогда не проходящей

Глеб: Глеб серьезный, очень важный,

И послушный, и отважный.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши ласковые имена в вашей жизни.

Вывод : Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что узнали?

(Что такое имя- это то, что отличает нас от других, это название, особенное слово).

- Посмотрите на доску, мы все разные, а имя у нас одно - 1 б класс.

Снежа, Снежечка, Снежинка, Снежаночка, Снежка, Снежок.

Уля, Улечка, Ульяша, Ульяночка, Ульяшка, Уленька, Уся, Улюшка.

Кириллушка, Кирюшка, Кириллик, Кирильчик. Кир, Киря, Кирюха,

Кирюша, Кирюня, Кируся, Киряша.

Антошка, Антончик, Антоша, Антошенька, Тоша, Тошик, Тоха.

Славка, Славушка, Славкин, Славочка, Славуня, Славик.

Ромочка, Ромушка, Ромчик, Ромашка, Ромуля, Ромик, Романчик, Романушка.

Даня, Данька, Данил, Данила. Данечка, Данюша, Данюшка, Даниша, Дануся, Данилка, Данилка, Данчик.

Глебонька, Глебчик, Глебушка, Глебик, Глебуня, Глебочек.

Татьяна (греч.) – назначенная, поставленная

Классный час “Что означают наши имена?”
Я часто задумываюсь над тем, как воспитать в ребенке личность, умеющую самостоятельно мыслить и отвечать за свои поступки. А начинать такую работу нужно, по-моему, с осмысления собственного «я». Предлагаю своим коллегам провести классный час «Что в имени тебе моем?». Эпиграф. И можно кожу заново сорвать, Но имя к нам так крепко припечатано, Что силы нет переименовать, Хоть каждое затерто и захватано … А.Тарковский. «Имена»
Ход классного часа.
Учитель: Мы живем в мир имен. Недаром еще Гомер в своей «Одиссее» писал: Между живущих людей безымянным никто не бывает Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, Имя свое от родителей в сладостный дар получает … Японские художники-философы, например, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, дабы лучше познать себя и мир через новое «я». Кстати, замечено, что после перемены клички у животных меняется характер. Задумываемся ли мы над этим, начиная чуть ли не с ясельного возраста именовать друг - друга по фамилиям или, того хуже, по кличкам и прозвищам? Попытаемся и мы разобраться, что же означает наше имя. А эпиграфом нашему разговору станут строки из стихотворения А.Тарковского «Имена».
(Читается эпиграф. Далее учащиеся рассказывают о значении тех имен, которые встречается в классе.) Учитель: Был в старину такой обычай: Несли младенца в церковь. Там, В страницы Святцев пальцем тыча, Поп имена давал по дням. Коль ты родился в день Ефима, То назван именем таким, Но если в день Иеронима, То – хошь – не хошь - Иероним! Ю. Ливеровский Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке – сформировались как отдельная книга не ранее XV в. Содержали они около девяти сотен имен, большинство из которых теперь накрепко забыты. На Руси еще несколько веков назад среди широко употребимых было более трехсот мужских имен. (Жития святых за 1916 г. содержат 863 мужских и 232 женских имени.) Почему они канули в Лету? Я считаю, что должны жить и самобытные имена! Может, тогда у нас больше самобытных, ярких людей – личностей? Ученик: Вспомним об исконно славянских именах, которые давались детям «от взора и естества» (т.е. по внешним признакам и природным свойствам): Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим. Существует мнение, что среди древнерусских имен было по крайней мере два типа: внутрисемейные, которые ребенок получал при рождении: Малыш, Любан, Брыка, Улыба, и внесемейные, которые взрослые, самостоятельные люди получали вне дома: Токарь, Новосел, Муромец (многие из этих имен можно узнать в современных фамилиях). Среди внутрисемейных имен встречались числовые имена, отражавшие порядок появления детей в семье: Починок, Третьяк; ряд имен отражал особенности малышей: Любик, Беляй, Пискун; отдельные имена характеризовали время рождения: Вешняк, Метелица; отношение родителей к появлению ребенка: Ждан, Неждана, Нечай. Особо интересны имена - обереги, которые берегли от злых духов. Вера в силу слова подсказывала хитрость: если дать детям «плохие» имена, то можно обмануть злых духов. Придут они за малышом, а он – Продан или Неряха, еще хуже – Беспута… Такому уже не навредишь, он и так уж плох. Существовал и противоположный обычай давать имена заведомо хороших и славных людей – считалось, что так можно передать счастье, добро и судьбу. И наконец, вспомним А.С. Пушкина, в сказках которого тоже встречается древнерусские имена. Вспомнили? Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку. Ученица: Вот вопрос! Влияет ли ваш характер то, как вас звали в детстве? Во всяком случае, существует такая теория, основанная на наблюдениях О.Дунаевой. Младенец, учась разговорной речи, в первую очередь подражает не услышанным звукам, а озвученной мимике. Самая частая гамма звуков, которую наблюдает малыш, - собственное имя. Теперь предположения: рефлекторно у ребенка возбуждаются первые импульсы именно в тех группах мышц, которые участвуют в произнесении имени. А теперь, связав эти ниточки, приходим к выводу, что имя воспитывает в человеке некоторые качества характера и темперамента и, конечно, - черты лица. Не верится? Давайте посмотрим на наших одноклассников: Антон – противоречив, упрям, настойчив. Регина - горда и самолюбива. Вадим – необычайно целеустремлен и трудолюбив. Никита молчун, с незнакомыми людьми входит в контакт довольно сложно. А вы никогда не замечали, что тезки чем-то похожи друг на друга? Ученик: Некоторые ученые утверждают, что имя влияет на характер и даже здоровье. Например, английский терапевт Т.Уэстон считает, что большинство пациентов, чьи имена начинаются с букв последний трети алфавита, чаще страдают сердечно - сосудистыми заболеваниями. А харьковский исследователь Б. Хигир по имени человека и дате его рождения определяет характер. Конечно, все эти сведения уже на грани фантастики, как говорится, хотите – верьте, хотите – нет… В заключение нашего классного часа мы хотели бы у вас спросить, верна ли поговорка «Не имя красит человека, а человек имя»? (Учащиеся высказывают своё мнение). Учитель: Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, находите в нем новые оттенки, и пусть оно приносит только удачу.

Игровой час для младших школьников 8-10 лет

Цель : расширять представления детей о разнообразии имен и их форм, истории возникновения древнерусских и современных имен; развивать внимание, память, фонематический слух, мышление.

Оборудование: у учителя — модель (рисунок) солнышка.

Учитель. Наверно, на земле не найдется ни одного человека, у которого не было бы имени. Случается, что и самого-то человека давно нет на свете, а имя его продолжает жить. Так, например, дошло до нас имя вождя крупнейшего восстания рабов в стране Италии, жившего более двух тысяч лет назад. Расшифруйте его.

Ответ. СПАРТАК.

Это имя носит известный артист, сыгравший Карлсона в детских телепередачах и спектаклях, Спартак Мишулин. Есть футбольная команда с таким названием. Все это говорит о том, что имя Спартака живет, о нем помнят.

Основное предназначение имени — отличать одного человека от других людей. В древности считалось, что от выбора имени зависит вся будущая жизнь человека. Вот почему, подбирая имя младенцу, близкие ему люди старались дать такое имя, чтобы уберечь ребенка от возможных несчастий, а также наделить необходимыми ему качествами.

Так, например, в Древней Руси имена-обереги — Гнилозуб, Опухлой, Ончутка (черт) — призваны были оберегать дитя от дурного глаза.

Конечно, такие имена сейчас кажутся нам смешными, потому что они больше напоминают прозвища. А впрочем, в те далекие времена разницы между именем и прозвищем практически не было.

У каждого имени своя история. Одни имена, например, отмечали особенности внешности. Прочтите некоторые из них, используя код.

а) 1, 2, 4, 7, 10, 5.

б) 6, 8, 9, 3, 5, 11, 5.

в) 12, 7, 13, 9, 14, 10.

Ответ: а) МИЛУША, б) ЧЕРНАВА, в) КУДРЯШ.

Другие имена подчеркивали особенности характера малыша. Сейчас я произнесу эти имена по звукам, а вы назовите целиком.

Ответ. ПИСКУН, ДОБРЫНЯ, НЕСМЕЯНА, ШУМИ- ЛО, НЕУПОКОЙ.

Третьи имена показывали порядок появления ребенка в семье. Прочтите их, правильно подобрав «ключик».

Ответ. ПЕРВОЙ, ВТОРУНЯ, ТРЕТЬЯК. Читаем справа налево.

Были в Древней Руси Зимы, Вешняки, Субботы... Догадайтесь, на что указывали эти имена? (Время рождения). А также: Жданы, Любимы, Нечаи, Любавы (радость родителей). Даже были Коты, Волки, Гуси, Лебеди и Зайцы (схожесть с животными).

Но более 1000 лет назад произошло важное событие в истории страны: крещение Руси. Известно, что до этого жители Руси были язычниками, то есть верили не в одного бога, а в разных богов. После крещения Руси стали верить в Иисуса Христа. Обряд крещения состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Таким образом вместе с христианством появились и новые имена, взятые из перечня святых, помещенного в церковном календаре. Большинство наших с вами, современных имен взяты из этого списка и имеют древнегреческое происхождение, либо взяты из латинского языка. Исконно славянских же имен осталось очень мало. Например, такие. Прочтите их, пользуясь стрелками.

Ответ. 1. Людмила. 2. Светлана. 3. Владимир.

У каждого из вас тоже есть имя, причем, очень красивое. Может быть, кто-то может рассказать, почему родители его так назвали?

Отклики детей.

Сейчас я прочту из словаря значения ваших имен и их происхождение. Постарайтесь запомнить.

КРАТКИЙ СЛОВАРИК ИМЕН С УКАЗАНИЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЙ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Александр — греч.: защитник людей.

Алексей — греч.: защитник..

Андрей — греч.: мужественный.

Антон — греч.: боец.

Артем — греч.: здоровый.

Борис — русск. и болг.: «бороться плюс слава».

Василий — греч.: царственный.

Валерий — лат.: сильный.

Виталий — лат.: жизненный.

Владимир — слав.: владеющий миром.

Вячеслав — слав.: большая слава.

Игорь — сканд.: молодой.

Иван — евр.: божья благодать.

Кирилл -греч.: повелитель, хозяин.

Константин — лат.: постоянный, твердый.

Максим — греч.: величайший.

Михаил — евр.: как бог.

Николай — греч.: победитель народов.

Никита — греч.: победитель.

Олег — сканд.: святой.

Павел — лат.: малый, небольшой.

Петр — греч.: камень, основание (веры).

Сергей — лат.: высокий (в духовном смысле.)

Федор — греч.: Божий дар.

Александра — греч.: мужественная.

Алла — греч.: другая, вторая, следующая.

Анастасия — греч.: воскресшая.

Анна — евр.: благодать.

Валентина — лат.: сильная.

Галина — греч.: тихая, спокойная.

Екатерина — греч.: всегда чистая.

Елена — греч.: солнечная, факел.

Ирина — греч.: мирная.

Ксения — греч.: иностранка, странница.

Людмила — слав.: людям милая.

Лариса — греч.: чайка.

Маргарита — греч.: жемчужина.

Марина — лат.: морская.

Наталья — лат.: природная.

Ольга — сканд.: святая.

Светлана — слав.: светлая.

Софья — греч.: мудрая.

Татьяна — греч.: учредительница, устроительница.

Тамара — евр.: пальма. Юлия — лат.: кудрявая.

Сейчас имена у вас короткие: Таня, Дима, Надя, Витя, потому что вам всего 7—8 лет. Но вы подрастете — и имя ваше подрастет: Татьяна, Дмитрий, Надежда, Виктор. А когда станете совсем взрослыми, то к имени еще и отчество добавится: Татьяна Владимировна, Дмитрий Николаевич и т. д.

Давайте потренируемся превращать краткое имя в полное. Послушайте стихотворение Г. Ла- донщикова.

Алла клумбу поливает,

Боря воду подает,

Вера вишенку сажает,

Галя песенку поет.

Дима шарик надувает,

Ева с ежиком играет,

Женя лепит пирожки,

Ира ходит с кратким.

Коля строит дом с трубою,

Леня чинит самосвал,

Маша машет мне рукою,

Надя чистит самовар.

Сначала попробуйте угадать количество имен, прозвучавших в стихотворении. (12) Запишите имена, которые вы запомнили.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Коллективная работа.

От полного или краткого имени можно образовать уменьшительное, ласковое имя. Конечно же, папы и мамы называют вас так: Натуся, Юляшка, Андрюша, Вовочка или Вовчик, Юрик, Олюшка и т. д. Давайте встанем в круг. Сейчас я буду ходить по кругу и вручать кому-либо из вас вот это солнышко. Тот, у кого окажется в руках солнышко, все согревающее своим теплом, должен будет ласково обратиться по имени к соседу слева и к соседу справа и сказать: «Привет,... Надюша, Сереженька, Галочка, Димуля и т. д.».

Примечание . Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не услышит свое уменьшительное имя.

Подведем итог . Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»

– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

1 ведущий:

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

2 ведущий:

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)

3 ведущий:

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

1 ведущий:

С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

  • Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  • Как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.

  • На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).

Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Подведение итогов:

    Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:

    Две Анастасии;
    Две Екатерины;
    Два Дмитрия;
    Две Ксении;
    Александр и Александра;
    Две Татьяны.

    (Дети рассказывают о происхождении своего имени)

    Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

    • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
    • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

    Награждение победителей аукциона.

    2 ведущий:

    А что за события обозначают эти даты:

    • 25 января
    • (Татьянин день, День студентов).
    • 14 февраля
    • (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

    (Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)

    Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

    Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

    Вопрос-шутка “Про Женю”.

    Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?

    “Женя в воде в очках”.

    Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).

    Блиц турнир

    Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1.Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Проверка ответов и выявление победителя.

    Учитель: В нашем классе есть редкие имена:

    Евгения – благородная;
    Кристина – христианка;
    Руслан – лев;
    Элеонора – сострадание, милосердие. .

    Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

    Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”

    Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.

    1. “Стюардесса по имени Жанна”.
    2. “Я люблю тебя, Дима”.
    3. “Тома, Тома”.
    4. “Ой, Серега, Серега”.
    5. “Катя, Катерина”.
    6. “Антошка”.
    7. “Я люблю тебя, Марина”.

    Награждение победителей.

    Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

    • Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
    1. Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
    2. Распространенность имени.
    3. Ассоциации, связанные с именем.
    4. Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
    • Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).

    Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

    Конкурс скороговорщиков

    1. Осип осип, Архип охрип.
    2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    3. Кирилл Кире подарил рыбку,

    4. Кира Кириллу подарила улыбку.
    5. У Клары и Валерки
      Вареники в тарелке.

    Показ домашнего задания

    Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

    Все: Ставьте ушки на макушки.
    Слушайте об именах
    Пропоем мы вам частушки
    Все воскликните вы: “Ах!”

    Мальчики:

    Почему сегодня Элла
    На уроке не шумела?
    Подошли мы к ней все близко,
    Зубы склеила ириска.
    В нашем классе никогда
    Не бывает жарко
    Вентилятор заменяет
    Нам вертушка Ларка.
    Разрешила наша Вера
    Поиграть нам с бультерьером.
    Всем, которые играли,
    Потом пальцы пришивали.

    Девочки: Почему перед едою
    Руки нужно с мылом мыть?
    А Андрюша отвечает:
    – Чтоб посуду не грязнить!

    Вова наш на переменке
    Проверял на прочность стенки.
    Так усердно он старался,
    Что весь в гипсе оказался.

    Степан к богу обратился:
    – Просьбу выполни мою,
    Сделай так, чтобы в диктантах,
    “Чу” писалось через “ю”!

    Был наш Петя сорванцом,
    А теперь он стал певцом.
    -Лучше уж частушки петь,
    Чем от критики краснеть.

    Все: Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравиться!
    Мы – народные таланты
    Город нами славится!

    Учитель : Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

    – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

    Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

    Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

    Литература

    1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
    2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
    3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
    4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.


    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: