Кто такие прокаженные люди по библии. Комментарии к библии

Исцеление Наамана от проказы

1 Нааман был военачальником царя Арама. Он был великим и уважаемым человеком в глазах своего господина, потому что через него Господь даровал Араму победу. Он был доблестным воином, но болел проказой a .

2 Отряды арамеев во время одного из набегов взяли в Израиле в плен маленькую девочку, и она служила жене Наамана. 3 Она сказала госпоже:

Если бы только моему господину повидать пророка, который в Самарии! Он исцелил бы его от проказы.

4 Нааман пошел к господину и передал ему то, что сказала девочка из Израиля.

5 - Конечно, иди, ? ответил царь Арама. ? Я напишу письмо царю Израиля.

И Нааман пошел, взяв с собой десять талантов b серебра, шесть тысяч шекелей c золота и десять смен одежды. 6 В письме, которое он принес царю Израиля, говорилось: «Когда ты получишь это письмо, знай, что я послал к тебе моего слугу Наамана, чтобы ты вылечил его от проказы».

7 Когда царь Израиля прочитал это письмо, он разорвал на себе одежду и сказал:

Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять? Почему он посылает ко мне, чтобы я исцелял от проказы? Смотрите, он пытается затеять со мной ссору!

8 Когда Елисей, Божий человек, услышал о том, что царь Израиля разорвал на себе одежду, он послал сказать ему:

Почему ты разорвал на себе одежду? Пошли этого человека ко мне, и он узнает, что есть пророк в Израиле.

9 Нааман пришел с конями и колесницами и остановился у двери Елисеева дома. 10 Елисей отправил посланца сказать ему:

Пойди, омойся семь раз в Иордане, твое тело исцелится, и ты станешь чист.

11 Но Нааман разгневался и ушел, говоря:

Я думал, что он непременно выйдет ко мне, встанет, призовет Имя Господа, своего Бога, поводит рукой над этим местом и исцелит меня от проказы. 12 Разве Авана d и Фарфар, реки Дамаска, не лучше всех вод Израиля? Разве я не мог омыться в них, чтобы очиститься?

Он повернулся и в гневе ушел. 13 Слуги Наамана подошли к нему и сказали:

Отец, если бы пророк сказал тебе сделать нечто великое, разве бы ты этого не сделал? А он лишь сказал тебе: «Омойся и будешь чист»!

14 Тогда он пошел и семь раз окунулся в Иордане, как сказал ему Божий человек, ? и его тело исцелилось и стало чистым, как у младенца. 15 Нааман со слугами вернулся к Божьему человеку. Он встал перед ним и сказал:

Теперь я знаю, что во всем мире нет Бога, кроме как в Израиле. А теперь, прошу, прими от твоего слуги подарок.

16 Пророк ответил:

Верно, как и то, что жив Господь, Которому я служу - я ничего не приму.

И хотя Нааман уговаривал его, он отказался.

17 - Если ты не желаешь, ? сказал Нааман, ? то прошу тебя, пусть твоему слуге дадут столько земли e , сколько сможет увезти пара мулов, потому что твой слуга никогда больше не будет приносить всесожжения и жертвы никакому богу, кроме Господа. 18 Пусть только Господь простит твоего слугу за одно: когда мой господин входит в храм Риммона f , чтобы поклониться там, и опирается на мою руку, я кланяюсь тоже. Когда я буду кланяться в храме Риммона, пусть Господь простит за это твоего слугу.

19 - Иди с миром, - сказал Елисей.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Бог говорит (Учебник религии) автора Антонов Владимир

Исцеление Механизм возникновения очень многих болезней, включая рак, есть внедрение в тело по его ослабленным энергоструктурам чуждых «черных» энергий .Также и многие «душевные» болезни типа шизофрении - это внедрение в тело слабого душой и отягощенного пороками

Из книги История религии автора Зубов Андрей Борисович

ИСЦЕЛЕНИЕ Диалог шамана с высшими духами может строиться различно. Узнав о допущенном проступке больного, колдун тут же спрашивает его: действительно ли он совершал названное духом неправедное действие. Если больной отрицает, камлание прекращается – диалог с духами не

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

30:1-24 Исцеление Следующие три главы близки к обещаниям спасения Иудеи и Израиля после наказания пленом. Основной темой будет новый завет (31:31-34). Вначале внимание будет уделено пленникам, возвратившимся из Вавилона. Но это спасительное действие Бога в более глубоком

Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора

26. Об отроке, исцеленном от проказы Не должно, думаю, умолчать и о том, что я слышал от знаменитого мужа Антония, который рассказывал, что у отца его отрок был поражен такою проказою, что волосы все вылезли, а кожа вздулась и не могла более покрывать накопляющийся гной. Отец

Из книги Сочинения автора Александрийский Кирилл

Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора Двоеслов Григорий

Глава двадцать шестая. Об отроке, исцеленном от проказы Не должно, думаю, умолчать и о том, что я слышал от знаменитого мужа Антония, который рассказывал, что у отца его отрок был поражен такою проказою, что волосы все вылезли, а кожа вздулась и не могла более покрывать

Из книги Творения автора Александрийский Кирилл

Об очищении проказы 1. Воцарился над нами грех и обладал сущими на земле, вследствие того, что прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности (Быт. 8, 21), и что он неудержимо стремится к худшему, обращая в ничто славу подобающей жизни. Бог, богатый милостью, по Своей

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

3. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. (Мк. 1:41-43; Лк. 5:13). Последнее выражение буквально: и тотчас была очищена (у) него проказа. У Луки выражения почти буквально сходны с выражениями Матфея (греч.); Марк добавляет:

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава V. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов (1.-20). Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (21 - 43) 1 Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не "в страну Гадаринскую", a "в страну Гергесинскую". Это название

Из книги Пленительная красота автора Элдридж Джон

6. Исцеление ран Я знать не знала, что со мной не так. Пока твоя любовь не подала мне знак. Арста Франклин По старым улочкам, дорогам Нам предстоит пройти. Преодолеть придется много, Пока в конце пути Не обретем мы исцеленья. Ван Моррисон Буквально час назад колибри

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Исцеление Наамана от проказы 1 Нааман был военачальником царя Арама. Он был великим и уважаемым человеком в глазах своего господина, потому что через него Господь даровал Араму победу. Он был доблестным воином, но болел проказой a.2 Отряды арамеев во время одного из набегов

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

ГЛАВА 13. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Христос в доме Симона-фарисея Окончив Нагорную проповедь, Иисус сошел с горы в сопровождении толпы народа, и к Нему подошел прокаженный.О проказе как болезниПроказа как болезнь описана Моисеем в

Из книги автора

ГЛАВА 15. Ответы книжнику и двум ученикам. Укрощение бури. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Воскрешение сына вдовы Наинской Ответы книжнику и двум

Из книги автора

X В Иерусалиме. Исцеление расслабленного при овчьей купальне. Столкновение с фарисеями из-за срывания учениками колосьев в субботу. Исцеление сухорукого Так как служение Иисуса Христа доселе по преимуществу совершалось в отдаленной Галилее, то в Иерусалиме еще немногие

Встречаются термины, более или менее точно обозначающие различные заболевания.

БЕЗУМИЕ. Из описания «притворного безумия» Давида можно понять, какие именно признаки считались важнейшими симптомами этой Б.: Давид изменил «лице свое», т.е. выражение лица, «чертил на дверях и пускал слюну по бороде своей» ( и след.; ). Человек, симулирующий помешательство, охарактеризован в как «бросающий огонь, стрелы и смерть». Иначе проявлялось безумие Навуходоносора, которое постигло его как Божье наказание и которое довело его до состояния животного (). «Железные узы», о которых упоминается в , возможно, указывают на припадки буйства. Во сумасшествие названо среди обещанных Божьих кар. В описано разрушение человеч. духа в результате длительных страданий от несправедливости и насилия, от осознания собств. беспомощности: «И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои». Безумие, вызванное бесовскими силами, см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ.

ВОДЯНАЯ БОЛЕЗНЬ. Упомянутая в «водяная болезнь» – это скопление жидкости в тканях (отек) или в брюшной полости, что является симптомом заболевания других органов: сердца, печени, легких или почек. Неясно, была ли Б. ног царя Асы () водяной Б.

ГЛУХОТА (; ) во многих случаях является следствием воспаления уха; она может быть врожденной или иметь причины, связанные с возрастными изменениями в организме человека. Глухота отрицат. сказывается на способности человека говорить и может привести к немоте (). ⇒ Глухота , глухой.

ГНИЛЬ (гной) образуется в результате попадания в организм гноеродных микробов. Они проникают через поврежденную кожу или слизистые оболочки. В результате даже небольшие ранки могут превратиться в глубокие, медленно заживающие раны (; ; ). В говорится, что Ирод был изъеден ЧЕРВЯМИ. Однако трудно сказать с определенностью, о каком именно заболевании идет речь.

ГОРЯЧКА может быть проявлением многих заболеваний, но в Библии это слово нередко используется как самостоят. обозначение Б. О каком конкретно заболевании идет речь, в большинстве случаев сказать сложно (; ; ). Выражение «сильная горячка» ( и след.), возможно, следует отнести к привычному для греч. медицины делению на «тяжелое» и «легкое» заболевания горячкой. Форма мн.ч. слова «горячка» в греч. тексте , возможно, указывает на многократные приступы этой болезни.

ДИЗЕНТЕРИЯ. Б., которой страдал отец Публия на Мальте (), вероятно, представляла собой амебную дизентерию – тропич. заболевание, распростр. в странах Средиземноморья. Дизентерия может давать осложнения, в частности, вызывать абсцесс печени, сопровождаемый высокой температурой, которая вообще для дизентерии не характерна. Полагают, что «болезнь внутренностей», которой страдал царь Иорам (), также была дизентерией. При этом, возможно, дело дошло до выпадения «внутренностей его... и он умер в жестоких страданиях».

ЖЕЛУДОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Павел советует Тимофею () по причине слабого желудка пить не только воду, но и «немного вина».

ИСТЕЧЕНИЕ – это гнойные выделения из мужского мочеиспускат. канала (). При этом речь может идти о воспалении мочеиспускат. канала (уретрит) или о венерич. заболевании (гонорея). Такие больные считались нечистыми, и по выздоров-лении они должны были принести жертву очищения. В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой. Проказа и истечение часто упоминаются в одном контексте (; ; ). См. также КРОВОТЕЧЕНИЕ.

КОРОСТА – общее обозначение Б., симптомами которых являются разного рода высыпания на коже ( – в Синод. пер. – «лишаи»); прежде всего это сыпи, образующие корку «на голове и на бороде» (; – в Синод. пер. – «паршивость»; ). См. также ЧЕСОТКА, ПРОКАЗА.

КРОВОТЕЧЕНИЕ – месячные кровотечения у женщин () и кровотечения после родов (), во время которых женщина считалась нечистой. Продолжит. патологич. кровотечения в то время плохо поддавались лечению (; и след.).

ЛИШАИ – см. выше, КОРОСТА.

ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ) – расстройство сознания; в (ср. ) его причиной названа одержимость бесами (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ). В Мф. 4лунатики названы в одном ряду с бесноватыми. Название Б. говорит о том, что, по-видимому, ее причиной считали влияние фаз Луны.

МОРОВАЯ ЯЗВА: а) инфекц. заболевание, которое имеет характер эпидемии и которое в Библии часто упоминается в качестве Божьего наказания (; ; ). Можно предположить, что во многих случаях речь идет об известных формах ЧУМЫ – бубонной и легочной; впрочем, это могли быть и другие заболевания: клинич. признаков этой Б. в Библии нет. Часто суд Божий провозвещается как меч, голод и моровая язва (; ; ; ; ): именно в такой последовательности эти бедствия следуют одно за другим во время войн. В ВЗ говорится о высокой смертности во время эпидемий (; );

НАРОСТЫ. Упоминаемые в ; и след. «наросты» нередко истолковываются комментаторами как геморрой. Но, возможно, здесь говорится об оспе или чумных бубонах.

НАРЫВЫ – см. ниже, ЯЗВЫ.

НЕДОСТАТОК. Это слово подразумевает физич. недостатки, а также некоторые Б. Священникам, которые страдали такими болезнями или имели какой-либо физич. изъян, не позволялось приносить жертвы и входить в святилище, но не запрещалось есть от святынь (). К такого рода недостаткам относили слепоту, хромоту, уродство лица или конечностей (что могло быть вызвано, напр., неправильно сросшимся переломом), горбатость, карликовый рост, кожные Б., а также повреждение половых органов (см. ).

НЕМОТА. Отсутствие способности говорить могло быть вызвано глухотой, так, как об этом говорится в . В остальных случаях, когда в НЗ упоминаются немые, один из которых к тому же был и слепым (), речь идет не о патолог. изменениях: Б. имела бесовские причины (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ) ( и след.; и след.; ; ).

ОДЕРЖИМОСТЬ напоминает другие физич. и душевные недуги, но, согл. НЗ, она всегда бывает бесовского происхождения. Поэтому ее нельзя причислить к собственно Б. (⇒ Одержимость). Ср. , где очищение прокаженных, воскрешение мертвых и изгнание бесовских духов отделены от исцеления прочих заболеваний. См. выше, ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ).

ОЖОГ ­­ ожоговая рана (). В присутствует намек на клеймо, которым метили рабов или преступников.

ПАРШИВОСТЬ. Какое именно кожное заболевание названо в ВЗ этим термином, установить невозможно (; – паршивость у животных). См. выше, КОРОСТА.

ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ. Перевязка, а возможно, и наложение шин на «сокрушенную мышцу» упоминается в . Но предписания из (см. выше, НЕДОСТАТОК) позволяют предположить, что переломы нередко плохо сращивались, и это вело к уродству конечностей. Илий умер от перелома шейного позвонка (). Перебивая голени при распятии, приближали момент смерти ().

ПЛЕШИВОСТЬ. О простом выпадении волос, а также о таком, при котором «на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно», признак проказы, упоминается в . В , где говорится: «Оголит Господь темя дочерей Сиона...», речь идет либо о том, что в наказание пошлет какое-то заболевание, от которого выпадут волосы, либо об угрозе пленения (известно, что пленных иногда остригали наголо). ⇒ Плешивый, лысый .

ПОВРЕЖДЕНИЕ, ВРЕД – общее обозначение телесных повреждений (; ; ).

1) в Лев. 13содержатся подробные предписания, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза этого заболевания. Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 () – 14 дней (). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов или ожогов. Иногда она может сразу поразить все тело больного (; );

2) симптомы проказы: пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (), волосы на теле становятся белыми (), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок. Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос. Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (), но эта рана, однако, может затянуться. Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (); когда сыпью покрывались большие участки тела или всё тело, то говорили, что человек покрылся проказой «как снегом» (; ; ; ср. ). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (). В ; 4Цар. 5говорится, что проказа может быть наследств. Б. (по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой Б. В ; Лев. 14утверждается, что от проказы можно излечиться (; ), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариами по молитве Моисея (), а также – других больных по слову Елисея (), Иисуса () или Его учеников (). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (). Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым ();

3) стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время Б. считался нечистым в культовом отношении и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хронич. заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не мед., а религ. причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение, см. ). Заболевших не допускали в стан (; ; ); позднее они жили за гор. воротами (). Прокаженный царь жил в отдельном доме (). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (); при других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (). Из текста и след. видно, что прокаженные отваживаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием (; ; ; ) или призывается в качестве такового на ч.-л. голову (). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (; ; ; ; ; ). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (; );

4) в согласии с библейским текстом Иосиф Флавий описывает проказу как не очень тяжелую кожную болезнь; он замечает, что прокаженные язычники никоим образом не исключались из общества, они вполне могли занимать важные гос. посты (И.Флавий. Иуд древности, III,11,4);

5) отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами и язвами, вызывающими уродство конечностей, а также приводящими к обезображиванию лица, поражению желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение (см. Lit. bei Kittel, ThWNT. IV, S. 240 A3). Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться; ученые предполагают также, что библ. понятие проказы могло включать и другие заболевания, которые ныне рассматрив. как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С др. стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (Psoriasis vulgaris ). Греч. слово лепра , которое в Септуагинте и в НЗ было переведено как «проказа», в греч. медицине означало прежде всего псориаз , симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. При псориазе на теле больного появляются красноватые пятна, покрытые белыми чешуйками (ср. ); эти пятна быстро, подобно проказе, покрывают все тело (; ; ), но чаще, увеличиваясь, медленно срастаются (что, впрочем, может произойти в результате появления новых пятен; ). В случае, когда высыпания поражают все тело больного, ученые говорят об эритродермии . Б. носит ярко выраж. хронич. характер (). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (; ; ); иногда Б. провоцируется повреждением кожи или ее раздражением (). О причинах заболевания ничего не известно; угрозы заражения не существует. Однако нередко заболевание может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (; ); он, однако, проявляется не всегда. Среди заболевших преобладают мужчины (женщина упоминается только в ). Псориаз может поразить любое место на коже, в т.ч. и волосяной покров головы, однако волосы при этом не выпадают (). Псориаз не распространяется на слизистую оболочку. Даже при активном течении болезни человек, за редкими исключениями, остается практически здоровым;

6) наряду с проказой – болезнью людей – подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (; ) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью. ⇒ Дом (IV,1).

ПЯТНА () – это светлые образования на коже человека, признак начинающейся проказы (), рубцы от зажившего нарыва, а также неопасные для здоровья изменения на коже ().

РАК. В 2Тим. 2под раком подразумевается гнилостная гангрена. Нередко гангрену не удавалось остановить даже ампутацией конечностей.

РАНЫ – механич. повреждения тканей с нарушением целостности кожного покрова. О ранах в ВЗ часто говорится как в прямом смысле (; ; ; ), так и в метафорич. (; ; ; ; ; ). Ранами называли и рубцы от побоев (), в т.ч. следы от избиения прутьями, палками и бичами ().

РАССЛАБЛЕННОСТЬ – см. ниже, ХРОМОТА.

СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Описание заболевания в и след. может указывать на инфаркт. ⇒ Сердце .

СКОРЧЕННОСТЬ. В Лк. 13говорится о «скорченной» женщине, которая 18 лет не могла распрямиться. Очевидно, это было следствием болезни позвоночника.

СЛЕПОТА. Нарушение зрения может быть вызвано ярким солнечным светом и антисанитарией, вызывающими воспалительные процессы глаз. И то и другое было характерно для Ближнего Востока, поэтому неудивительно, что там повсеместно можно было видеть слепых нищих (; ;

В 11-й главе Левита мы видим, что нам нужна проницательность в рационе, проницательность в еде, то есть мы должны проявлять осторожность в том, с чем мы соприкасаемся и что мы принимаем. В 12-й главе мы видим, что человеческое рождение связано с нечистотой, так как мы родились нечистотой. Теперь в 13-й главе мы переходим к теме проказы.

Проницательность в рационе связана с тем, с чем мы должны соприкасаться внешне и что мы должны принимать извне. В отличие от этого наше рождение в нечистоте связано не с тем, с чем мы соприкасаемся внешне, а с тем, что мы представляем собой внутренне. Мы - нечистота от рождения. Эта нечистота представляет собой нечто находящееся внутри нас. Мы родились грешниками. Мы не стали грешниками из-за того, что сделали что-то греховное или приняли извне что-то такое, что привело к изменению в нашей предрасположенности или в нашем составе. Нет, мы грешники от рождения. Независимо от того, с чем мы соприкасаемся: с чистым или с нечистым, мы всё равно грешники. То, что мы грешники, никак не связано с тем, с чем мы соприкасаемся внешне; это - вопрос нашего рождения.

Дать анализ проказе трудно. Можно сказать, что источник проказы находится вне человека; она развивается в результате того, что в человека попадают микробы проказы. В то же время можно сказать, что проказа приходит изнутри, поскольку человек не может заболеть проказой, если в его существо не попадёт элемент проказы, возбуждающий эту болезнь. Таким образом, проказа включает в себя как внешний фактор, так и внутреннее действие. Вызывается она внешним возбудителем, но действует внутри.

Нам нужно обратить внимание на три вещи: на проницательность в рационе, на человеческое рождение с его нечистотой и на проказу. Эти три момента охватывают все наши проблемы, и наша способность жить святой жизнью тесно связана с ними. Нам нужно спрашивать себя о том, с чем мы соприкасаемся, о нашем рождении и о проказе с её внешним возбуждающим фактором и внутренним действием. Если мы не сможем решить проблемы, которые возникают у нас в связи с этими вещами, мы не сможем жить святой жизнью. Как мы можем жить святой жизнью, если мы соприкасаемся с чем-то ненадлежащим, если мы родились нечистотой и если мы подвержены внешнему возбуждающему фактору и внутреннему действию, которые делают нас прокажёнными? Это невозможно. Разве может прокажённый жить святой жизнью? Конечно же нет! Чтобы жить святой жизнью, мы должны решить проблему наших контактов с теми или иными вещами, проблему нашего рождения и проблему нашего заболевания проказой.

На самом деле проказа начинается не изнутри человека, а извне, с определённых микробов или бактерий, которые попадают в существо человека. Затем проказа выходит изнутри его существа, как это наглядно показано в трёх случаях в Ветхом Завете: в случаях с Мариам, Гиезием и Озией.

Проказа - это всегда следствие бунта. Мариам взбунтовалась против Моисея - представителя Божьей власти. Её бунт был вызван определённой причиной, и этой причиной было то, что Моисей женился на женщине-кушитянке (Числ. 12:1). В результате своего бунта Мариам была поражена проказой (Числ. 12:10). Её проказа была следствием её бунта.

В 4 Цар. 5:20-27 Гиезий, прислужник Елисея, взбунтовался против того, как поступал Елисей. Елисей отказался принять какое-либо вознаграждение от Наамана, язычника, исцелённого от проказы. После того как Гиезий принял подарки от очищенного прокажённого, проказа Наамана перешла на него. Гиезий также стал прокажённым по причине бунта.

Во 2 Пар. 26:16-21 царь Озия взбунтовался против Божьего порядка в отношении священства. Согласно этому порядку, царь не мог участвовать в священстве. Но Озия взбунтовался против этого порядка, и в результате своего бунта он был поражён проказой. В каждом из этих трёх случаев проказа сначала вошла внутрь бунтаря, а затем вышла изнутри него.

Согласно Ветхому Завету, проказа появляется по определённой причине, и эта причина - бунт против Божьей власти, против представителей Божьей власти, против Божьего порядка и против Божьего домостроительства. Все мы должны признать, что мы бунтовали против Божьей власти и против представителей Божьей власти. Кроме того, мы часто бунтовали против Божьего порядка. Наконец, мы также бунтовали против Божьего домостроительства в целом. Поэтому в глазах Бога все мы стали прокажёнными. Проказа вошла в нас, а затем вышла из нас наружу.

Проказа - это грех. Первым случаем греха в Библии был бунт Сатаны. Сатана взбунтовался против Бога, и этот бунт стал грехом, который сегодня присутствует во вселенной. До бунта Сатаны не существовало такой вещи, как грех. Грех был придуман, но не сотворён, взбунтовавшимся архангелом Люцифером.

Грех - это, по сути, проказа. Определение греха в библейском понимании - это бунт. Таким образом, грех - это бунт против Бога, против представителей Божьей власти и против Божьего плана, устроения, правительства и управления. В целом грех - это бунт против Божьего домостроительства. Этот бунт был придуман, введён самим Сатаной. В итоге грех вошёл в человечество. «Через одного человека в мир вошёл грех» (Рим. 5:12 А). Теперь, войдя в человека, этот грех, эта проказа, исходит из человека. В результате мы являемся прокажёнными. Каждый раз, когда мы делаем что-либо против Бога, такой поступок несёт в себе проказу. Отсюда видно, что грех связан с проказой. Проказа обозначает грех.

Когда Господь Иисус спустился с горы, где Он провозгласил конституцию царства небес, в первую очередь Он очистил прокажённого (Мф. 8:1-4). Этот прокажённый олицетворяет падших потомков Адама, которые являются прокажёнными. Грех, придуманный Сатаной, вошёл в человечество через Адама и сделал всех нас прокажёнными. Теперь проказа исходит из человека в виде множества различных грехов, то есть множества выражений, проявлений, бунта.

II. Опухоль, высыпание или светлое пятно на коже тела

Опухоль, высыпание или светлое пятно на коже тела (Лев. 13:2 А) обозначают то, что человек выражает внешне: несдержанность, трения с другими и гордость с самовозвышением. Опухоли, высыпания и светлые пятна на коже тела - это признаки проказы. Говоря духовно, они указывают на несдержанность, на беззаконие. Несдержанность - это своего рода высыпание. Несдержанный человек - это человек, не сдерживаемый какими-либо управляющими принципами.

Трения с другими тоже указывают на проказу. Не следует думать, что трения между братьями - это что-то незначительное. Трения - это высыпание, указывающее на то, что из человека исходит проказа. То же относится к гордости и самовозвышению. Всё это - симптомы, признаки, того, что у человека проказа.

III. Человека приводят к священнику, священник осматривает его, и его запирают (отделяют) на семь дней

То, что человека приводили к священнику, священник осматривал его, и его запирали (отделяли) на семь дней (Лев. 13:2-28), означает, что человека приводят, с одной стороны, к Господу, а с другой - к тому, кто служит Богу, что они исследуют его и что он лишается контакта с другими в течение полного периода времени. Господь Иисус и те, кто служит Богу, служащие священники, способны, осмотрев человека, определить, есть у него проказа или нет.

IV. Вид проказы

Теперь давайте рассмотрим вид проказы. Вид проказы - это сущность проказы. То, что говорится в этой главе в отношении вида проказы, представляет собой божественный диагноз, божественную медицину.

А. Волосы сделались белыми

То, что волосы сделались белыми (Лев. 13:3 А), означает, что человек теряет силу для надлежащего поведения, силу для того, чтобы жить нормальной жизнью. У израильтян были тёмные волосы. Если тёмные волосы у израильтянина делались белыми, это было признаком того, что он ослабевает. Это указывало на наличие заболевания.

Б. Заражение глубже кожи тела

В стихе 3Б говорится, что заражение может быть глубже кожи. Сначала появляется высыпание, а затем заражение уходит вглубь и оказывается глубже кожи тела. Это означает, что человек скрывает своё неправильное поведение и не исповедует его.

В. Светлое пятно на коже тела белое, его вид не глубже кожи, и волосы на нём не сделались белыми

В стихе Лев. 13:4 А говорится, что светлое пятно на коже тела может быть белым, и его вид может быть не глубже кожи, и волосы на нём могут не сделаться белыми. Это хорошие признаки, хорошие проявления, а не признаки проказы, так как они означают, что человек исповедует своё неправильное поведение, не скрывает его, и что он не потерял силы для надлежащего поведения.

Г. Заражение поблёкло и не распространилось по коже

В Лев. 13:6 говорится: «Пусть опять осмотрит его священник на седьмой день; и если заражение поблёкло и не распространилось заражение по коже, то пусть священник объявит его чистым; это - только струп». То, что заражение поблёкло и не распространилось по коже, означает, что слабость человека поглощена жизнью посредством восстановительной работы, совершённой в нём Христом при помощи благодати. Такой человек исцелён, восстановлен.

Д. Если на коже белая опухоль, и она сделала волосы белыми, и в опухоли живое сырое мясо, то это - застарелая проказа на коже тела

«Пусть священник посмотрит; и если на коже белая опухоль, и она сделала волосы белыми, и в опухоли живое сырое мясо, то это - застарелая проказа на коже его тела; и пусть священник объявит его нечистым. Пусть он не отделяет его, ибо он нечист» (ст. 10-11). Это означает, что старый грех вернулся из-за того, что сила для надлежащего поведения уменьшилась.

«Если проказа выступит дальше по коже и покроет проказа всю кожу имеющего заражение, от его головы и до его ног, насколько может увидеть священник, то пусть священник посмотрит; и если проказа покрыла всё его тело, пусть он объявит имеющего заражение чистым. Всё сделалось белым; он чист» (ст. 12-13). Это означает, что человек, который полон греха и который готов исповедать весь свой грех перед Богом, получает очищение. Это противоположно нашему мнению. Согласно показанному здесь прообразу, если человек полон греха, в высшей степени грешен, но не скрывает свой грех, а наоборот, глубоко исповедуется перед Богом, он получает прощение и очищение. Однако человек, который не готов быть обличённым, который прячется, остаётся прокажённым. Если мы прячемся и скрываем свой грех, это - признаки проказы.

Ж. Когда на коже появляется сырое мясо, это - проказа

«Но когда на нём появится сырое мясо, он будет нечист. И пусть священник осмотрит сырое мясо и объявит его нечистым. Сырое мясо нечисто; это - проказа» (ст. 14-15). Здесь мы видим, что, когда на коже появляется сырое мясо, это - проказа. Это означает, что старый грех снова вернулся.

З. Если сырое мясо опять делается белым, проказа очищена

«Но если сырое мясо опять сделается белым, то пусть он придёт к священнику. И пусть священник осмотрит его; и если заражение сделалось белым, то пусть священник объявит имеющего заражение чистым; он чист» (ст. 16-17). Это означает, что, если повторный грех будет исповедан, он будет очищен.

И. Белая опухоль или красновато-белое светлое пятно на коже тела на месте нарыва - это проказа

«Когда на теле будет нарыв на его коже, и он заживёт, и на месте нарыва будет белая опухоль или красновато-белое светлое пятно, то пусть это будет показано священнику. И пусть священник посмотрит; и если его вид ниже поверхности кожи и волосы на нём сделались белыми, то пусть священник объявит его нечистым. Это - заражение проказы; она выступила в нарыве» (ст. 18-20). Это означает, что после своего спасения человек стал слабым в своём внешнем житии и в его поведении проявились новые слабости.

К. Когда на плоти, на коже, будет ожог от огня и сырое мясо на ожоге станет светлым пятном, красновато-белым или белым, это - проказа

«Когда на плоти, на его коже, будет ожог от огня и сырое мясо на ожоге станет светлым пятном, красновато-белым или белым, то пусть священник осмотрит его; и если волосы в светлом пятне сделались белыми и его вид глубже кожи - это проказа. Она выступила в ожоге, и пусть священник объявит его нечистым; это - заражение проказы» (ст. 24-25). Это означает, что, если спасённый человек действует плотью, например раздражается, оправдывает себя и не хочет прощать других, это подобно признаку болезни. Раздражение - это грех; следовательно, оно служит признаком духовной проказы. То же относится к самооправданию. Если мы оправдываем себя, то есть находим себе извинение и не исповедуем свои неудачи, ошибки и несправедливые поступки, это служит симптомом духовной проказы. Подобно тому, если мы не хотим прощать других, это тоже симптом духовной проказы. Нам, падшим людям, трудно прощать других, но мы легко помним тех, кто обидел нас. Иногда мы вроде бы прощаем наших братьев и сестёр в Господе, но мы прощаем, не забывая при этом об обиде. Мы помним эту обиду и даже говорим о ней другим, при этом утверждая, что мы простили своего обидчика. Мы прощаем, но не забываем, и это - признак духовной болезни.

В церковной жизни все мы подвергаемся испытанию в отношении того, насколько мы чисты в наших побуждениях, целях и поступках. Церковная жизнь покажет, где мы, что мы и кто мы. Наша личность, наше сердце, наш разум, наши чувства, наши намерения, наши побуждения, наши цели - всё это будет испытано церковной жизнью. Возможно, наши побуждения чисты до некоторой степени, но они не абсолютно чистые. Кто из нас может сказать, что он абсолютно чист в своих побуждениях, намерениях, воле и целях? Никто из нас не может этого сказать. Помните: мы родились нечистотой, и мы - сплошная нечистота. Невозможно, чтобы тот, кто представляет собой сплошную нечистоту, был абсолютно чистым в своих побуждениях.

Если мы увидим, что мы представляем собой сплошную нечистоту и что мы не можем быть абсолютно чистыми в своих побуждениях, намерениях и целях, мы поймём, насколько мы нуждаемся в Божьем полном спасении. Нам нужен Христос с Его смертью и воскресением. Нам нужно, чтобы Христос был нашим всесожжением и нашей жертвой за грех. Христос как наше всесожжение является нашим житием. Христос как наша жертва за грех решает проблему нашего греха - не греха до нашего спасения, а греха, который всё ещё есть у нас после того, как мы были спасены. У нас есть Христос с Его смертью и воскресением, и у нас есть Христос как всесожжение и жертва за грех. Это - Божье полное спасение.

Вечером, прежде чем лечь спать, нам нужно некоторое время исповедоваться перед Господом, прося Его простить наши грехи и нашу нечистоту. В частности, нам нужно просить Господа простить любую нечистоту в наших побуждениях. Мы должны ещё раз принять Его как нашу жертву за грех и жертву за проступок и применить Его драгоценную очищающую кровь к нашему состоянию. Тогда с чистой совестью, совестью, которая очищена кровью и Духом, мы сможем спокойно спать.

Вторая часть Левита, часть, в которой говорится о нашем святом житии, начинается с этих трёх моментов: проницательность в рационе, нечистота нашего рождения и наша проказа. Проказа - это грех, придуманный Сатаной. Грех вошёл в нас в результате падения Адама, нашего отца. Когда Адам пал, в нас вошла та самая проказа, которую придумал Сатана. Эта проказа по-прежнему остаётся в нас. Именно поэтому Павел мог сказать: «Если же я то творю, чего не хочу, то уже не я это совершаю, а грех, который обитает во мне» (Рим. 7:20). Павел понимал, что в нас находится микроб проказы. Войдя в нас, проказа теперь исходит из нас в виде грехов, проступков и преступлений. Для всего этого нам нужен Христос как наша жертва за грех и жертва за проступок.

УДК 616.5 Диак. Олег Терлецкий,

свящ. Григорий Григорьев*

ПСОРИАЗ И КОЖНЫЕ БОЛЕЗНИ В БИБЛИИ

В статье рассматриваются малоисследованные вопросы: 1) в каких случаях в Библии говорится о проказе или о псориазе?; 2) какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа - Нерукотворного Образа? В настоящее время эти вопросы получают свое отражение в медицинской науке при проведении духовно ориентированной терапии больным псориазом и духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей.

Ключевые слова: Библия, проказа, псориаз.

Terletskii Oleg, deacon, Grigoriev Grigory, priest Psoriasis and skin diseases in the Bible

The article discusses little studied: 1) cases in which the Bible says about leprosy or psoriasis?; 2) what kind of disease, leprosy or psoriasis, caused acquisition mankind first icons of Christ - Holy Face? Currently, these issues receive reflected in medical science during the spiritually oriented therapy in patients with psoriasis and spiritually oriented psychotherapy pathological dependency.

Keywords: Bible, leprosy, psoriasis.

Учение о псориазе имеет многовековую историю. Бросающиеся в глаза его проявления являлись предметом наблюдений еще на самой ранней стадии изучения кожных заболеваний. Из-за путаницы в терминах вплоть до середины XIX в. псориаз фигурировал в медицинской литературе под самыми различными названиями. В средневековье эту незаразную болезнь называли «императорской» или «розой дьявола» с острыми и болезненными шипами. Можно лишь предполагать, что в вавилонской и ассирийской медицине для обозначения псориаза использовался термин «quliptu» или «garabu», в Древней Греции - «alphos», «lepra» или «psora». Во времена Гиппократа,

* Терлецкий Олег Васильевич - диакон, кандидат медицинских наук, консультант Международного института резервных возможностей человека, [email protected]; Григорьев Григорий Игоревич - священник, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, декан факультера психологии и философии человека РХГА, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, [email protected].

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 4

прославленного древнегреческого врача, псориаз был известен под названием «lepra» и «psora» (по-гречески psora - чесотка, парша) .

Псориаз относится к тем хроническим заболеваниям кожи, для которых не имеет значения сословный или социальный статус заболевшего. Неизлечимым недугом, как считает современная медицинская наука, болели многие известные люди, в том числе Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль, Джон Рокфеллер.

В 30-е гг. прошлого века Уинстон Черчилль, много лет страдавший псориазом, от отчаяния предложил поставить памятник из чистого золота человеку, который разгадает тайну этого заболевания.

Основатель могущественной финансовой группы Джон Рокфеллер-старший тоже внес свою лепту в изучение псориаза. Болезнь настолько измучила нефтяного магната, что он даже учредил свою премию, практически равную по размеру Нобелевской, для тех, кто разработает препарат, полностью исцеляющий от псориаза. Американский Национальный фонд псориаза обещает врачу, избавившему человечество от этого монстра, премию, также сопоставимую с Нобелевской. Фонд финансируется богатыми семьями, в которых псориаз является наследственной болезнью, и не скупится на исследования. К сожалению, премия до сих пор не вручена. Ученые всего мира вот уже много десятилетий продолжают биться над этой проблемой, но эффективных результатов пока нет .

Цель исследования - изучить Священное Писание, и попытаться понять в каких случаях описывается проказа или псориаз.

Задача исследования - использовать в практической врачебной работе, при проведении духовно ориентированной терапии, полученные знания.

Разделяя идею о необходимости обращения к триединству плоти, души и духа человека при лечении псориаза ради успеха исцеления, имеет смысл рассмотреть свидетельства Священного Писания об исследуемом в этой работе заболевании.

Библия (Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета) - это Священная Книга не только христиан, но и других религий. Она состоит из Ветхого и Нового Заветов, ядром которого является Евангелие. Большинство книг Ветхого Завета были написаны на иврите, за исключением нескольких поздних книг, написанных на арамейском. Книги Нового Завета были написаны на диалекте греческого койне.

Слово Библия происходит от греческого слова biblia, означающего книги (в множественном числе), а оно в свою очередь от byblos - папирус. Библия состоит из отдельных произведений, написанных разными авторами в разное время на протяжении 16 столетий. Эти произведения так и называются «книги», например: «книги Нового Завета» или «книги Ветхого Завета», и дошли до нас только в переводах и списках.

Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические («богодухновенные») книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э., а оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на соборе, который состоялся в Карфагене в 397 г. (по другим источникам - Лаодикийским собором 363 г.). Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин Писание или же Священное Писание, являющееся частью Священного Предания Церкви. Этот факт подчеркивает важность правильного понимания библейских текстов. Заявленная протестантами самодостаточность Писания («Sola Scriptura») порождает

множество противоречащих друг другу толкований Библии, лишающих священные тексты их подлинного смысла.

Например, в Священном Писании слово псориаз не упоминается ни разу, зато часто встречается проказа. Проказа (по-гречески - лепра, болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; устаревшие названия - проказа, elephantiasis graecorum, lepra arabum, satyriasis, lepra orientalis, Финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др.) - инфекционное заболевание, протекающее в виде хронического гранулематоза, вызываемое микобактериями (Mycobacterium Lepre), с преимущественным поражением кожи, слизистых оболочек, периферической НС, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп. Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1871 г. в Норвегии Г. А. Хансеном. Он работал в госпитале Святого Йоргеса (основан в XV в.) в Бергене. Сейчас это музей, возможно, лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе. Инкубационный период проказы обычно составляет 3-5 лет, но может колебаться от шести месяцев до нескольких десятилетий. Различают: лепроматозный тип (наиболее тяжелая и заразная форма лепры), туберкулоидный тип (наиболее благоприятная форма лепры) и пограничные (промежуточные) группы (сочетают признаки обоих полярных типов) .

Отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами, язвами, самоампутациями конечностей, а также приводит к обезображиванию лица, поражению глаз, желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение. Известно, правда, что течение болезни спустя столетия может меняться. Исследователи предполагают также, что библейское понятие проказа могло включать и другие заболевания, которые в настоящее время рассматриваются как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С другой стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (psoriasis vulgaris). Греческое слово лепра в Септуагинте (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum - «перевод семидесяти старцев» - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II вв. до н. э. в Александрии, часто обозначается LXX ) и в Новом Завете было переведено как проказа. В греческой медицине слово проказа означало, прежде всего, псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. Из-за этой путаницы в терминах, к сожалению, до сих пор непонятно, какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа - Нерукотворного Образа.

Епископ Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие» рассказал нам о князе Авгаре и приобретении Нерукотворного образа Христа. Он пишет:

Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести ему (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика. Нерукотворный образ Христа в течение многих веков хранился в Эдессе: о нем упоминают Евагрий в «Церковной истории» (VI в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.) и отцы VII Вселенского Собора. В 944 г. Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь. В честь этого события император Константин VII составил похвальное слово и установил ежегодное празднование 16 августа, которое совершается

и поныне. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. образ был, вероятно, утрачен, так как никаких упоминаний о его местонахождении после этого времени нет. (Знаменитая Туринская плащаница не может быть отождествлена с эдесским образом, так как ее происхождение другое: на ней отпечаталось изображение тела Христа, лежащего во гробе) .

При псориазе на теле больного появляются красноватые узелки, пятна и бляшки, покрытые серебристо-белыми чешуйками. Эти пятна и бляшки быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Числ 12: 10; 4 Цар 5: 27; 2 Пар 26: 19), но чаще, увеличиваясь, медленно разрастаются. Увеличение площади поражения может происходить и в результате появления новых узелков и пятен (Лев 13: 8, 22, 27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного (Лев 13: 12), врачи говорят об эритродер-мии. Болезнь носит ярко выраженный хронический характер (4 Цар 15: 5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Числ 12: 10; 4 Цар 5: 27; 2 Пар 26: 19); иногда болезнь провоцируется повреждением кожи нарывом или ожогом (Лев 13: 18-19, 24). Такое поведение характерно для активного (прогрессирующего) периода псориаза и укладывается в понятие симптома Кебнера, или изоморфной реакции раздражения. О причинах заболевания в Библии ничего не сказано, кроме того что угрозы заражения не существует. Однако нередко болезнь может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (2 Цар 3: 29; 4 Цар 5: 27). Болеют как мужчины, так и женщины. Заболевание может появиться на коже, а также слизистых, где угодно, в том числе на голове, однако волосы при этом не выпадают. К сожалению, мы можем только предполагать, где в Библии говорится о проказе, а где о псориазе.

В Пятикнижии Моисея (по-еврейски Тора, т. е. Закон), в 13-й главе книги Левит, даны подробные предписания Господа Моисею и Аарону, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза проказы (Лев 13: 1-46). Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Лев 13: 21, 26) - 14 дней (Лев 13: 4-6, 31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов (Лев 13: 18) или ожогов (Лев 13: 24, 25). Иногда она может сразу поразить все тело больного (Числ 12: 10; 4 Цар 5: 27).

Симптомы проказы: пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (Лев 13: 3, 20, 25, 30), волосы на теле становятся белыми (Лев 13: 3, 10, 20, 25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок (Лев 13: 30). Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос (Лев 13: 36). Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (Лев 13: 10, 14-16), но эта рана, однако, может затянуться (Лев 13: 16). Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Лев 13: 10, 16, 17, 19, 24, 42, 43); когда сыпью покрывались большие участки тела или все тело, то говорили, что человек покрылся проказой, «как снегом» (Исх 4: 6; Числ 12: 10; 4 Цар 5: 27; Лев 13: 13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (Лк 4: 27). Во 2 Цар 3: 29; 4 Цар 5: 27 говорится, что проказа может быть наследственной (болезнь по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой болезни. В Лев 13: 46; 14: 3 утверждается, что от проказы можно излечиться, однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариам по молитве Моисея (Числ 12: 13), а также

Неемана Сириянина по слову Елисея (4 Цар 5: 14), прокаженных по слову Иисуса (Мк 1: 40-42; Мф 8: 2-3; Лк 5: 12, 13; 17: 12-19) или Его учеников (Мф 10: 8). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4 Цар 5: 1, 4-6, 9, 11, 13).

Учитывая описанную в Библии клиническую картину: «...и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» (Числ 12: 10), авторы настоящей статьи как врачи (один из которых дерматолог) считают, что Мариам и Нееман Сириянин болели псориазом, и своего слугу Гиезия пророк Елисей наказал передающимся по наследству псориазом, потому, что сказано: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него [белый] от проказы, как снег» (4Цар 5: 27). Также думаем, что речь идет о псориазе в том случае, когда перед тем, как отправить Моисея с Аароном к старейшинам сынов Израилевых, Господь показывает Моисею чудеса: «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег» (Исх 4: 6).

В настоящее время медицинской науке достоверно известно, что псориаз является наследственным заболеванием, а проказа - инфекционным, но не наследственным. Высыпания при псориазе, как правило, покрыты серебристо-белыми чешуйками, которые по внешнему виду вполне сравнимы со «снегом». При проказе высыпания, похожие на снег, совершенно не характерны. Поэтому можно предположить, что кода в Библии высыпания на коже человека сравниваются со «снегом», речь идет все же о псориазе.

Что же делать, чтобы исцелиться от проказы или псориаза? Считаем, что ответ обнаруживается в книге Второзакония, где говорится: «Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта» (24: 8, 9).

В Евангелии от Луки описываются события в Назарете, где слова Иисуса Христа у всех присутствовавших в синагоге вызвали ярость. Господь сказал им: «много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк 4: 27). «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк 4: 28-30). Почему именно после приведенного Спасителем примера исцеления Неемана Сириянина от проказы последовала такая реакция? Как представляется, потому, что иудеи в Его словах услышали серьезное и обидное обвинение, обличающее их в неверии.

Стало быть, Спаситель, спустя несколько столетий после описываемых событий, привел в пример чудесную веру языческого военачальника Неемана всем тем, кто заявляет, что служит Богу. Этим примером Он показал, что Бог прошел мимо многих прокаженных в Израиле, потому что неверие закрыло для них дверь благодати. По этому поводу профессор А. П. Лопухин пишет:

Увлечение речью Христа быстро сменяется в душе назаретян страшной яростью против Того, Кто посмел поставить их ниже язычников. Последние оказывались в Его представлении лучшими, чем евреи, - этого уже никак не могли стерпеть присутствовавшие в синагоге, и, несмотря на то, что день был субботний, они начали теснить Христа из Синагоги и потом из города. Дорога из города, лежавшего на склонах гор, резко под-

нималась кверху (на западном краю города), и назаретяне, очевидно, оттесняя Христа на эту дорогу, незаметно сбросили бы Его с утеса, к которому вела эта дорога и около которого был обрыв футов в сорок над лежащей внизу долиной (место это находится над маронитской церковью). Но вдруг Христос остановился и, Своим одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них. Так как Он, очевидно, пошел дорогой в Капернаум, которая ведет прямо от этого утеса, то теснившие Его должны были остановиться: там дальше уже не было возможности как будто нечаянно столкнуть Христа с утеса .

Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Лев 13: 13). Например, когда Иисус был в Вифании, в доме у Симона прокаженного, вокруг него было много людей, и никто не боялся заразиться, и сам больной не был изолирован (Мф 26: 6-13). Возможно, что Симон раньше был исцелен от проказы Самим же Иисусом или у него был незаразный и не опасный для окружающих псориаз, что более вероятно.

Вариант течения то ли проказы, то ли псориаза описан в притче о богаче и нищем Лазаре, «который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк 16: 20, 21). Интересно, что в древние времена проказу называли болезнью Святого Лазаря. Однако из Евангелия мы знаем о двух Святых Лазарях: друге Христовом, и нищем из притчи о богаче и нищем. Какой же Святой Лазарь имеется в виду в названии болезни? Попробуем разобраться. Нам известно из Священного Писания, что Лазарь Четверодневный, друг Христов из Вифании, не болел проказой, и в сведениях о его дальнейшей жизни на острове Кипре, в качестве епископа Китийского, никаких указаний на эту болезнь мы не нашли. При описании болезни нищего Лазаря, слово проказа, как мы видим, тоже не упоминается, никто его не изолировал от окружающих, а само слово «струпья» больше характерно для вульгарного (обычного) импетиго, эктим (язв) или незаразного псориаза. Поэтому можно предположить, что он не болел проказой. Итак, ни Лазарь друг Христов, ни нищий Лазарь проказой не болели. В связи с этим мы пришли к выводу, что проказу называли болезнью Святого Лазаря потому, что он являлся покровителем прокаженных, однако в источниках упоминаются оба Лазаря.

Стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы, объяснялось тем, что прокаженный на все время болезни считался нечистым в культовом отношении (Лев 13: 3) и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хроническое заболевание становилось тяжелым несчастьем и испытанием для больного (Иов 2: 7-8). Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину, считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15: 4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13: 46; Числ 5: 2; 12: 14), и они жили за городскими воротами, как четверо прокаженных были вынужденны находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7: 3-10). Прокаженный царьЮзия до дня смерти своей жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня (4 Цар 15: 5). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Лев 22: 4). При других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (Лев 21: 20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (Лев 13: 45). Из текста Лк 17: 12 видно, что прокаженные решаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием (Числ 12: 10; Втор 24: 8, 9; 4 Цар 5: 27; 2 Пар 26:

19-21, 23) или призывается в качестве такового на чью-либо голову (2 Цар 3: 29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4 Цар 5: 10, 14; Лк 5: 14; Мф 10: 8; Мк 1: 40-42; Лк 4: 27; 7: 22; 17: 12-19, 14, 17). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Лев 14: 1-32; Мк 1: 44; Лк 5: 14).

В Евангелии от Луки, по нашему мнению, отражена сама суть психологии больного с кожной, либо любой другой патологией, а также указан путь к исцелению:

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк 17: 12-19).

Кроме групповой терапии, также описан случай очищения Иисусом и одного прокаженного (Мф 8: 2; Мк 1: 40; Лк 5: 12), обратившегося к Нему за помощью: «...пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф 8: 2; Мк 1: 40; Лк 5: 12). «Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него» (Мф 8: 3; Мк 1: 42; Лк 5: 13).

Наряду с проказой - болезнью людей - подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (Лев 13: 47-59; 14: 33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью.

О силе молитвы праведника перед Господом может служить свидетельством выздоровление царя Иудейского Езекии от смертельного нарыва (4 Цар 20: 1, 7; Ис 38: 1, 21).

«Обыкновенно видят в этом нарыве Езекии чумный бубон, допуская при этом возможность заражения Езекии чумой, поразившей ассирийское войско (Кнобель Винер и др.). Конечно, последнее предположение совершенно произвольно: ни о какой чумной эпидемии и инфекции в данное время Библия не говорит; притом при чуме появляется не один нарыв, а множество нарывов на разных частях тела; наконец, и средство, указанное пророком, хотя и употреблялось иногда, например, арабскими врачами при чумных наростах, не может считаться специфическим против чумы. Более вероятно мнение (Беннет, Брунтон, Пясецкий и др.), что это был карбункул (anthrax) и воспаление миндалин, с чем будто бы согласуются указываемые Езекией в молитве (Ис 38: 13-14) симптомы болезни (ломота в костях, общая органическая слабость, затрудненный, воркливый и гнусливый голос, сдавливание дыхательных путей); незначительная продолжительность и характер лечения [см. 2, с. 115; 3, с. 68; 11, p. 324, 12, p. 302]. Ho точное определение болезни Езекии невозможно из-за неопределенности термина шхин; в Исх 9: 9 слово это означает гнойные нарывы, а в Иов 2:7 - проказу» . Гнойные нарывы для псориаза совершенно не характерны, зато они характерны для проказы. Чума же является высоко контагиозным (заразным) заболеванием, которое обязательно поразило бы окружающих царя людей, но такой информации в Библии нет. Поэтому вероятней всего царь Езекия болел проказой.

Попытаемся понять почему, Всемогущий, Создатель, Всеблагий, Всемилостивый и Прещедрый Господь наш Иисус Христос, который воскрешает даже мертвого Лазаря (Ин 11: 11-14; Ин 11: 39-44), сына вдовы Наинской (Лк 7: 11-17), умершую дочь

Иаира (Мф 9: 23; Мк 5: 38; Лк 8: 52), исцеляет десять прокаженных (Лк 17: 11-19), прокаженного (Мф 8: 2-4; Мк 1: 40-44; Лк 5: 12-14), слепорожденного (Ин 9: 1-38), сына царедворца (Ин 4: 43-54), расслабленного при овечьей купальне (Ин 5: 1-16), сухорукого (12: 9-14; Мк 3: 1-6; Лк 6: 6-11), слугу капернаумского сотника (Мф 8: 5-13), расслабленного в Капернауме (Мф 9: 1-8; Мк 2: 1-12; Лк 5: 17-26), бесноватых в стране Гадаринской (Мф 8: 28-34; Мк 5: 1-20; Лк 8: 26-37), бесноватого в Капернауме (Мк 1: 21-28; Лк 4: 31-37), тещу Петра и множество людей (Мф 8: 14-15; Мк 1: 30-31; Лк 4: 38-39), кровоточивую женщину (Мф 9: 20-22; Мк 5: 25-29; Лк 8: 43-48), слепого в Вифсаиде (Мк 8: 22-26), дочь хананеянки (Мф 15: 21-28; Мк 7: 24-30), бесноватого отрока (Мф 17: 14-23; Мк 9: 14-32; Лк 9: 37-45), иерихонского слепца (Мф 20: 30-34; Мк 10: 46-52; Лк 18: 35-43), глухонемого косноязычного (Мк 7: 31-37), через пророка Исаию говорит Езекии: «пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» (4 Цар 20: 7; Ис 38: 21).

Вдумавшись в эти слова, начинаешь понимать, что кроме молитвы к Господу (Ис 38: 1, 21), веры и покаяния, Богу угодно, что бы болеющий человек, имея нужду, желающий исцелиться, приложил усилия к выздоровлению. Потому что не нужно просить у Господа то, что человек в состоянии сделать сам или с помощью врача. Поэтому оптимальными для выздоровления больного являются обстоятельства, когда он с верою, покаянием, с молитвою к Господу, выполняет рекомендации лечащего врача и в результате Господь может его исцелить.

Для наших читателей, самостоятельно желающих рассмотреть упоминания в Библии кожных болезней, приводим список книг, глав и стихов, где отражен этот вопрос.

Ветхий Завет

1. Исход (4: 6, 7).

О кожных болезнях (13: 1-46);

О язве проказы на одежде (13: 47-59);

Об обрядах, совершаемых после исцеления от кожной болезни (14: 1-32);

О язве проказы на стенах дома (14: 33-54).

3. Числа (12: 10).

4. Второзаконие (24: 8-9).

5. Вторая книга Царств (3: 29).

6. Четвертая книга Царств:

- (5: 1, 14, 27);

7. Вторая книга Паралипоменон (26: 19-21, 23).

8. Книга Иова (2: 7-8).

9. Книга пророка Исаии (38: 1, 21).

Новый Завет

10. Евангелие от Матфея (8: 2-4; 10: 8; 26: 6-13).

11. Евангелие от Марка (1: 40-44).

12. Евангелие от Луки (5: 12-14; 16: 20, 21; 17: 12-19; 5: 12, 13).

ЛИТЕРАТУРА

1. Иларион (Алфеев), еп. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. - М.: Эксмо, 2012.

2. Попова Т. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании. - Киев, 1904.

3. Пясецкий А. Медицина по Библии и Талмуду. - СПб., 1902.

4. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. - М.: Изд-во Сретенского монастыря,

5. Терлецкий О. В. Псориаз. Дифференциальная диагностика «псориазоподобных» редких дерматозов. Терапия. - СПб.: ДЕАН, 2007.

6. Терлецкий О. В. Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд. - СПб.: ДЕАН, 2010.

7. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Духовно ориентированная терапия. - СПб., 2013.

8. Терлецкий О. В., Разнатовский К. И., Григорьев Г. И. Псориаз. Руководство по диагностике и терапии разных форм псориаза и псориатического артрита. - СПб.: ДЕАН, 2014.

9. Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина. Ветхий завет. Четвертая книга Царств. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/?Lopuhin /tolkovaja_biblija_12=20.

10. Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина. Новый Завет. Евангелие от Луки. Том 1. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_53=4.

11. Hastings J. A dictionary of the Bible. Vol. 1-4. - Vol. II. - New York, 1911-1912.

12. Smith W. A dictionary of the Bible. URL: http://www.ccel.org/ccel/smith_w/bibledict. html?term=Leper,%20Leprosy.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Страшный «львиный лик» лепры знаком человечеству многие тысячи лет

О нем упоминается в священных книгах Библии, египетских медицинских папирусах и греческих мифах. От проказы умирали цари и нищие, воители и художники, священники и поэты. В средневековье болезнь настолько распространилась, что в Палестине существовал целый рыцарский орден лазаритов - туда принимали только прокаженных.

Ещё в XX веке диагноз «проказа» был приговором, лечение оставалось симптоматическим. В 1985 году в мире насчитывалось более 5,2 миллионов больных. Ко второму десятилетию XX веку число больных сократилось более чем на 90%, в 2012 году ВОЗ насчитала 181941 прокаженных.

Что же это за загадочный недуг?

Болезнь Хансена

Проказа, она же лепра, болезнь Хансена и «ленивая смерть» - это хронический инфекционный гранулематоз (образование воспаленных узелков) с преимущественным поражением кожи и нервной системы. Ужасающие язвы, отваливающиеся суставы и прочие отвратительные признаки «гниения заживо» при проказе - это не проявления непосредственно болезни, а следствие нарушений кровоснабжения и вторичных бактериальных инфекций.

Возбудитель проказы - микобактерия лепра (mycobacterium leprae) или так называемая палочка Хансена был открыт норвежским врачом Хансеном в 1873 году и стал первым из обнаруженных человечеством болезнетворных микробов. Эта бактерия сродни туберкулезной палочке, не слишком устойчива к внешней среде, термической обработке и дезинфекции. Вопреки мифологии, возбудитель проказы относится к низкоконтагиозным - инфицируются лишь 5-10% людей, контактировавших с носителем. По версии ученых, это связано с эпидемиями проказы в средневековой Европе, из-за которых большинство восприимчивых к болезни людей просто не оставило потомства.

Заражение происходит воздушно-капельным путем и при длительном контакте с больным или принадлежащими ему вещами, в основном - с одеждой. В древности этим свойством бактерий иногда пользовались, чтобы избавиться от неугодной красавицы или придворного - подсовывали им одеяла, покрывала или платья, которые до этого принадлежали прокаженным. Мужчины более чувствительны к проказе, чем женщины, дети сильнее, чем взрослые. Из животных проказой могут болеть только броненосцы и шимпанзе (при искусственном заражении).

Инкубационный период проказы длится от 6 месяцев до 40 лет (!), но средний срок, как правило 2-10 лет. Есть продромальный период, то есть период предвестников заболевания - появление слабости, головных и суставных болей, подъемов температуры, полиневритов. Затем становятся заметны кожные проявления, позволяющие установить точный диагноз - своеобразные темные или обесцвеченные пятна, узелки и язвы. Визуально на ранней стадии проказу можно спутать с ихтиозом, сифилисом, псориазом, витилиго, но в соскобах с кожи сразу же обнаруживаются палочки Хансена. Существуют четыре формы проказы:

Лепроматозная начинается с появления на коже обесцвеченных или темных пятен с четкой границей, нарушения чувствительности в пораженных участках тела, в дальнейшем присоединяются полиневриты (воспаления нервов), боли, бессонница, появляются язвы и деформации конечностей («когтистая лапа»). Довольно характерный момент - «львиный лик» - утолщается складка между бровями, а из бровей выпадают волоски. Без лечения в дальнейшем проказа проникает в суставы и внутренние органы, воспаленные узелки подвергаются некрозу, человек слепнет, у него поражаются кисти, стопы, носоглотка и спустя несколько лет наступает смерть.

Туберкулоидная - более доброкачественная и менее заразная форма. На коже образуются крупные шелушащиеся бляшки, нечувствительные к боли и прикосновениям, возникают невриты. В дальнейшем может как перерасти в лепроматозную проказу, так и протекать с ухудшениями и ремиссиями и даже привести к спонтанному выздоровлению.

Ювенильная - возникает у детей, выражается в появлении множества малозаметных пятен на коже при хорошем общем состоянии. Возможны спонтанные ремиссии или переход заболевания в одну из «взрослых» форм.

Неопределенная форма проказы самая благоприятная - на коже появляются одно или несколько пятен, возникает приступ полиневрита, но спустя несколько месяцев пятна исчезают - болезнь проходит сама собой.

Остров мертвых

Отношение к людям, пораженным проказой, испокон веку не отличалось гуманизмом. В Библии было сказано, что проказа - это божественная кара за особо выдающиеся грехи, прокаженных следует отлучать от служения Богу, изолировать и пытаться очистить. Симптоматика заболевания описана достаточно подробно, чтобы отличить проказу от других болезней - лишая, витилиго, воспалений на коже.

Вот цитата из Ветхого Завета: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников; священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым».

В Темные века вереницы прокаженных, облаченных в балахоны с прорезями для глаз, держащих в руках колокольчики, чтобы предупреждать о своем появлении, стали одной из примет времени. Именно распространенность проказы, её опасность и продолжительное течение болезни положили начало общественным госпиталям - зараженным требовался уход, кров и пища. В 570 году в Европе появился первый лепрозорий - убежище-больница для прокаженных, а к середине XIV века их насчитывалось около 19000 - и каждый давал приют десяткам, если не сотням недужных. За больными ухаживали монахи - излечивать проказу они не умели, но в меру сил облегчали страдания.

Ужасный вид больных, их зловонные язвы пробуждали в здоровом населении страх пополам с ненавистью. В Средние века случалось, что прокаженных обвиняли в отравлении колодцев, похищении младенцев и других преступлениях. История знает примеры уничтожения лепрозориев целиком вместе со всеми обитателями.

С VI по XIV век число заболевших росло такими быстрыми темпами, что казалось вся Европа скоро начнет разлагаться заживо, но к XVI веку число прокаженных неожиданно быстро снизилось. Причиной тому по гипотезе ученых стала… пандемия чумы! Возможно возбудитель чумы, бактерия Yersinia pestis, уничтожил в первую очередь тех людей, чьи организмы были более восприимчивы к бактериальным инфекциям.

Вторая волна проказы прокатилась по Африке, Азии, обоим Америкам - в эти регионы болезнь занесли европейские мореплаватели и работорговля. Тяжелее всего пришлось островам Полинезии - их жители оказались самыми восприимчивыми к палочке Хансена. По статистике миссионеров в конце XIX века больные были в каждой десятой семье аборигенов. А лекарство оставалось одним и тем же - изоляция. Трагедию Молокаи, «острова прокаженных», пересказал для потомков известный писатель Джек Лондон.

Прощай, проказа!

В начале XX века появилось первое лекарство от проказы - хаульмугровое масло. Оно вызывало тошноту, рвоту и воспаления, но помогало затормозить развитие болезни или даже вызвать ремиссию. Лечение этим препаратом описано в романе советского писателя Георгия Шилова «Прокаженные» - истории ставропольского лепрозория в 30-е годы XX века.

В 50-е годы в практику вошли сульфоновые препараты, которые обеспечивали выздоровление у большинства больных после нескольких лет лечения. В 80-е годы специалисты ВОЗ предложили комбинацию из сульфонового препарата дапсона и антибиотиков рифампицина и клофазимина. К 2012 году благодаря новой схеме лечения в 119 странах мира лепра практически ликвидирована. В США ежегодно фиксируется около новых 100 случаев заболевания, в России в четырех функционирующих лепрозориях лечится несколько сотен больных.

В израильской клинике обнаружили, что с лепроматозной формой проказы успешно борется печально известный препарат талидомид.

Профессор И.М. Голощапов из лепрозория в Сергиевом Посаде начал лечить своих пациентов противотуберкулёзными препаратами, основываясь на сходстве бактерий туберкулёза и лепры - за 20 лет практики из 300 его больных выздоровели 280.

Разработка вакцины от проказы, к сожалению, до сих пор не завершена, но хочется надеяться, что современных препаратов окажется достаточно для окончательной победы над «ленивой смертью» - страшным наследием средневековья.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: