Кто взрывал храм христа спасителя. История и время работы храма христа спасителя

5.12.1931. – Большевики взорвали Храм Христа Спасителя в Москве

Для чего взорвали и для чего восстановили храм Христа Спасителя?

Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта "вавилонская башня коммунизма" планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала .

К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную "оттепель" устроили плавательный бассейн "Москва" – также "самый большой".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение верующих за воссоздание храма Христа Спасителя. Регулярно читались молебны на этом месте. Идею в целях саморекламы подхватили московские власти и превратили в бизнес-проект с привлечением "пожертвований" таких олигархов, как Березовский, Смоленский, Гусинский. В 1999 г. работы по отливанию бетонной копии храма, обильно украшенной иудейской символикой, дорогим мрамором и скульптурами З. Церетели из искусственного материала, были завершены – фактически на украденные у народа деньги. Для духовной атмосферы в новом храме показательно, что на большие праздники в ХХС отсутствует таинство Причастия: чашу выносят из алтаря и тут же уносят назад "в целях безопасности" (!).

Перечислим ниже главных лиц, ответственных за воссоздание храма – именно у них православные могут попробовать получить ответ на давно мучающий их вопрос: откуда в восстановленном православном храме такое обилие иудейской символики – от мозаики пола в центральной части зала и светильников до надкупольных крестов? Почему на алтарном кресте также изображена звезда Давида – нынешний символ сионистского (жидонацистского) государства "Израиль"?..

Постановление о начале восстановления храма Христа Спасителя было принято правительством Москвы по согласованию с Московской Патриархией 31 мая 1994 г., а 7 сентября (6-го праздновался еврейский Новый год!) состоялось учредительное собрание Общественного совета по воссозданию храма. Совет возглавили Алексий II и мэр Москвы Ю.М.Лужков. Руководство всем комплексом работ было возложено на его первого заместителя – члена руководства Российского еврейского конгресса В.И. Ресина. 7 января 1995 г. все упомянутые лица совместно совершили торжественную закладку воссоздаваемого храма.

Работой по созданию проектной документации руководил директор управления "Моспроект-2", главный архитектор проекта комплекса храма Христа Спасителя, заместитель председателя Москомархитектуры, академик и член президиума Российской академии художеств, Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Международной академии архитектуры М.М.Посохин – верный и прославленный наследник Лазаря Кагановича по "реконструкции Москвы".

Работы по строительству храма осуществлялись под руководством Заслуженного строителя РФ, лауреата Государственной премии Российской Федерации генерального директора АО «Моспромстрой» В.В. Мороза.

«Работы по воссозданию храма Христа Спасителя велись в постоянном контакте с представителями Русской Православной Церкви, назначенными для этой работы Святейшим Патриархом… Общегосударственное значение храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе… [Большинство заказов получил З. Церетели.] Непосредственное оперативное руководство воссозданием росписей президиум Российской академии художеств возложил на вице-президента Е.И. Зверькова, который много труда вложил в работу над смысловой и художественной цельностью живописного убранства храма…».

Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской Академией Художеств во главе с ее Президентом – академиком З.К. Церетели. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.

Обсуждение: 14 комментариев

    Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС - Отпевание скончавшегося патриарха Московского и всея Руси Алексия II скорее всего пройдет в храме Христа Спасителя в Москве, сообщили "Интерфаксу" источники в Русской православной церкви.

    Отошел на суд Божий досточтимый Брат главного равина России Берла Лазара. Большая потеря для брата.

    Везде, куда суются евреи, они пакостят. В результате православные получили не православный храм, а иудеоправославную синагогу. И удивляться этому не приходится, если вспомнить слова Алексия II, сказанные им при встрече с раввинами.

    Как бы не старалась нечесть истинную веру не убить.И воздаться им по делам...В любом случае добро победит зло,которое они несут уже более 2000 лет

    А самое страшное, что Кирилл УЖЕ выбран "временно исполняющим обязанности", а мы с вами помним, что это означает...

    Дествительно- просто совпадением это не назовешь, что это недоразумение, вряд ли - мое мнение сознательная линия. Получается не тому богу кланяемся...И вообще эти еврейские символы в Христьянском Храме это на мой взгля насмешка над всеми христианами! Этим как-бы сказано "Кто в доме хозяин" Делайте выводы Господа!

    ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО.
    ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ - ЭТО ТРИ РЕЛИГИИ ОДНОЙ КНИГИ - ТОРЫ.
    ХРИСТИАНЕ ЭТО ПОНЯЛИ И УХОДЯТ В ЯЗЫЧЕСТВО.
    МУСЛИ ЭТО СКОРО ПОЙМУТ.

    Тогда взорвали, а нынче их последователи построили.
    Жиды творцы катаклизмов и им нужно, чтобы русские люди постоянно сходили с ума, вертели головами во все стороны и нихрена не понимали!

    После антисоветского переворота ЕБН и Медведопуты
    убрали из документооборота России показатель национальности. Таким образом, Медведевы, Чубайсы и пр.Абрамовичи отказались формально от своих родителей. Чисто жидовский жест.

    ПОЧЕМУ ОБОЛГАН
    ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ?
    Нормальный человек увидит, что храм Христа Спасителя оболган и очернен жидовской мафией, а Патриарх не видит, служащие в этом храме не видят, что жидовские звезды в храме сердца Святой матушке-Руси, лампа жидовской звездой, на полу жидовская звезда, на стекле тоже жидовские звезды! Русский народ посещая храм не видит, что творится в великом храме, эта черная гниль на Святой земле испоганила великий храм сердца, в котором проходят службы Патриарха, а ведь он не слепой, проводить службы с жидовскими звездами в таких храмах должны жиды, а не русское священство, а те более не Патриарх, да и Патриарх ли он после этого вообще!

    На украденные евреями у Россиян деньги был построен новый Храм Христа Спасителя, щедро разукрашенный звёздами Давида. Это значит, что после очередного написания евреями истории государства российского лет так через 75 ,евреи напишут ….»Ещё за три тысячи лет до строительства московского кремля здесь была построена эта синагога»

    Взорвать нужно все церкви, слава большевикам!

    Вместо церквей нужно строить сады, школы, театры, здания для сбора кружков самодеятельности. А капиталистическая власть только одурманивает народ. Продолжайте верить в малоискусные картинки.(да, это я про иконы).

    с 1917 года в России - антирусская власть. Отсюда все беды.

5 декабря 1931 года в центре Москвы несколько раз прогремел жуткий гром. «Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных», - писала газета "Вечерняя Москва" 6 декабря 1931 года. Сегодня, спустя 80 лет после разрушения главного храма Русской Церкви, предлагаем вам вспомнить это трагическое событие, а также историю самого Храма Христа Спасителя.


Взрыв. Воспоминания

«Перед взрывами была проведена большая подготовительная работа. В частности, вокруг здания были установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания почвы: были устроены специальные «козырьки», предохранявшие от возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая», - рапортовала «Вечерняя Москва», сообщая оразрушении главного храма Русской Церкви как о выдающемся научном или инженерном достижении.

Взрыву действительно предшествовала серьезная работа. С одной стороны - идеологическая: правительство поставило задачу доказать, что Храм Христа Спасителя новому государству не нужен, и академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства.С другой - техническая: Храм Христа Спасителя сначала попытались разобрать «вручную». Вот что пишет в своих воспоминаниях оператор Владислав Микоша, который снимал разрушение храма:

«Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.


Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.


Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы...

Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».


Храм Христа Спасителя - в благодарность Богу и павшим в 1812 году

Сегодня нам, быть может, не так просто представить себе, почему Храм Христа Спасителя был так важен для церковной Москвы, для Русской Церкви и вообще для всех, кто чтил память своих предков, знал русскую историю, почему этот храм так любили и по какой причине он был так ненавистен советской власти. Вспомним его историю.

25 декабря 1812 года император Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в честь победы российского воинства в Отечественной войне 1812 года.


Москва была в руинах. Надо было строить самые необходимые здания - дома, больницы, школы, налаживать быт, заново начинать жизнь. И в этом сожженном и разрушенном городе стали возводить огромный по своим размерам храм. Проекты здания обсуждались, деньги на постройку не только выделяло правительство, но жертвовали все, кто хотел сделать свой, пусть даже самый маленький, вклад в общее дело.


Храм Христа Спасителя должен был выразить всю признательность оставшихся в живых тем, кто погиб, защищая Отечество от наполеоновской армии. И самое главное - благодарность Богу за то, что услышал молитвы и не допустил, чтобы Российская империя покорилась Наполеону.

В XIX веке строить именно храм в честь воинской победы было довольно необычным решением. Подобные храмы - их еще называли обетными, потому что возводились они по обету Богу - строили намного раньше. В XVIII веке, после реформ Петра I и активного обращения к Западу в России многие памятные даты и события отмечались так, как в Европе. В честь военных побед устанавливали, например, триумфальные арки или колонны. Иными словами, памятники светские.

Война 1812 года имела колоссальное значение. То, с каким чувством русские люди шли защищать Отечество, какой патриотический подъем был в обществе, не могло быть отмечено светским памятником. И было решено возводить храм.

Нынешний Храм Христа Спасителя, практически в точности повторяющий прежний - очень большое здание даже для современного мегаполиса. Каким же он представлялся тем, кто жил в Москве XIX века или приезжал в то время в наш город? Здание собора выглядело просто колоссальным!



От закладки первого камня до Великого освящения нынешнего Храма Христа Спасителя прошло 5 лет, с 1995 по 2000 год. Первый Храм Христа Спасителя строили почти в 9 раз дольше - 44 года: первый камень заложили осенью 1839 года, а освятили в мае 1883-го.

Расписывали храм художники Российской Академии Художеств - Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский, Крамской, Верещагин и другие. Помимо символического и мемориального значения, Храм Христа Спасителя был выдающимся памятником русской художественной культуры, настоящим произведением искусства.

Въезжая в Москву, ее гости или возвратившиеся домой москвичи издалека видели, как блестит на солнце золотой купол храма.

Храм Христа Спасителя был не только красивым зданием, но еще и настоящим, живым центром церковной, культурной и общественной жизни. В самом начале XX-го века храмовый хор был одним из лучших в Москве.Под храмовыми сводами звучали голоса Шаляпина и Розова, среди регентов были композиторы Архангельский и Чесноков, чьи произведения и сегодня исполняют в храмах и на концертах. При храме была богатая библиотека, в которой хранилось множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, с начала XX века действовали общеобразовательные курсы для рабочих. Для рабочих во внебогослужебное времяпроводили специальные экскурсии.

В храме постоянно собирались пожертвования, которые использовались для оказания материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам, раненым. В 1917-м году именно в Храме Христа Спасителя открылся Поместный Собор, на котором после 200-летнего перерыва был избран патриарх - Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный к лику святых.


Осколки Храма в современной Москве

Сегодня, проходя по центру Москвы или же заходя в нынешний Храм Христа Спасителя, мы можем представить себе, как выглядел прежний храм, ведь нынешний по своим размерам, росписям, по своему внешнему виду - почти точная копия разрушенного.

Но иногда хочется узнать, а осталось ли что-то от первого Храма Христа Спасителя в Москве и, в частности, в современном кафедральном соборе?

Можно сказать, что отчастихрам буквально растворился в Москве: храмовым мрамором выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а скамейки установили на «Новокузнецкой». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали мраморной крошкой дорожки в московских парках, оставшимися же плитами стали отделывать городские здания. Кажется, это было сделано для того, чтобы буквально стереть даже саму память о некогда украшавшем Москву храме и сделать его восстановление совершенно невозможным.


Фрагменты фриза Храма Христа Спасителя перенесли в Донской монастырь.


По-прежнему неясно, что стало с храмовыми колоколами.

Ансамбль колоколов Храма Христа Спасителя был одним из самых больших и тяжелых колокольных подборов, отлитых во второй половине XIX века. По весу, количеству и размерам колоколов его можно было сравнить только с набором колоколов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.

Вес большого колокола достигал 27 тонн. Отлит подбор, или звон колоколов был в Москве на заводе Николая Дмитриевича Финляндского, заводские цеха которого располагались на Сухаревке. Отливкой и последующей расчеканкой колоколов руководил ведущий мастер завода Ксенофонт Веревкин. Уникальный большой (722 пуда) колокол этого мастера недавно вернулся из Америки домой, на колокольню московского Даниловского монастыря. Этот же мастер отливал большой благовестный колокол в 300 пудов для Елеонской колокольни в Иерусалиме.

Колокольный завод Богдановых - Финляндских был лучшим заводом в Российской Империи. Именно на предприятии Богдановых - Финляндских задолго до колоколов Храма Христа Спасителя был отлит и изготовлен Большой Успенский колокол для Успенской звонницы, что при колокольне Иван Великий в Кремле - самый тяжелый колокол в Москве.

Все колокола Храма Христа Спасителя, созданные единым подбором, являлись настоящим произведением искусства. Проект их художественного оформления был создан в тесном сотрудничестве архитекторов, создававших Храм, и мастеров - колокололитейщиков.

Есть сведения, правда, относящиеся, скорее к области слухов, что на подбор колоколов Храма Христа Спасителя претендовал Большой театр. Однако на одной из старых фотографий мы видим сброшенный с храма большой колокол. Так что, вероятно, в Большой театр колокола не попали.

Один из больших подзвонных колоколов весом 850 кг долгое время находился в старом здании МХАТа, откуда в 1988 или 1989 году Олег Николаевич Ефремов, художественный руководитель театра, передал его в Троице-Сергиеву Лавру. В этот колокол звонят во время торжественных звонов в обители. Он подвешен в восточной арке на третьем ярусе лаврской колокольни.


Три или четыре года назад в Храм Христа Спасителя принесли небольшой трехпудовый колокол, который сохранился на колокольне церкви Ильи пророка в Черкизове. В церковь купили современный новый подбор колоколов и, когда заменяли прежние колокола, прочли надписи и поняли, что этот колокол был из разрушенного кафедрального собора Москвы. Можно предположить, что, когда разбирали храм, некоторые не очень тяжелые колокола просто вынесли из храма на руках. Есть ли другие колокола из прежнего Храма Христа Спасителя, пока не известно.

Сохранившийся же в Ильинской церкви колокол сейчас временно находится в Храме Христа Спасителя в кабинете звонарей. Он цел и звучит. Была даже идея подвесить его на колокольню, но по звучанию он проигрывает в сравнении с новыми колоколами. Возможно, его повредили, когда выносили из прежнего храма или же во время не очень аккуратного звона в храме Ильи пророка.

Картины Василия Верещагина хранились в Санкт-Петербурге в подвалах Казанского собора накатанными на валы. Шесть полотен - "Моление о чаше", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Се человек" - были в аварийном состоянии, однако их удалось отреставрировать. Сейчас они находятся в алтаре Храма Христа Спасителя. Уцелели и фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря» кисти художника Семирадского. Раньше они украшали храмовый алтарь, а сегодня находятся в Музее Храма Христа Спасителя, так что их могут посмотреть все желающие.

Несколько лет назад одна женщина принесла в возрожденный храм икону Спаса, написанную Евграфом Семеновичем Сорокиным, которая некогда находилась в храме Христа Спасителя. Сейчас на ее месте установили копию, а подлинную икону поставили справа от алтаря в нижнем, Преображенском Храме. И сегодня многие приходят помолиться перед этим образом.

Главный храм Русской православной церкви ‑ храм Христа Спасителя ‑ был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Торжественное освящение храма состоялось 26 мая 1883 года, в день праздника Вознесения Господня.

После Октябрьской революции 1917 года новой властью был взят курс на идейную борьбу с религией и церковью. После издания декрета советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в 1920‑е гг. в России закрывались сотни храмов и монастырей. Cоветское руководство приняло решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Первое предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, - на месте храма Христа Спасителя.

В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире - его высота должна была составить 415 м.

В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812-1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.

В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.

В августе 1931 г. территорию, прилегающую к храму, обнесли забором, а осенью разборка здания пошла полным ходом. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Также был сброшен крест с купола храма, который не упал вниз, а застрял в арматуре. Когда поняли, что разобрать здание до основания не получилось, было принято решение храм взорвать.

После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный Ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось - началась Великая Отечественная война.

В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.

В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн "Москва".
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".

В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна "Москва", и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.

В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части - мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

Воссозданный заново может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.

31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы» ...


13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:

Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: "Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги."

Секретариат Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета:

"По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов."

Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши: "Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос:

Мы тебе поручаем снимать, как разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.

И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:

Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?

Услышал в ответ:

Ты не задавай таких вопросов. Исполняй что тебе сказано и поменьше болтай!

Тогда всё, что я должен был снимать было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала уникальная живописная рукопись на стенах Собора. Через широко распахнутые двери выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на Землю - в грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки, головы, крылья..."

Одно из последних фото храма до сноса

Разобранная восточная лестница Храма Христа Спасителя

Первым делом сняли золото.

Участники разборки храма

Комиссия по разборке Храма Христа Спасителя

Аполлос Иванов:

"Однажды, проходя по набережной близ Храма Христа, я заметил на главном куполе нескольких верхолазов. Они разрезали и снимали с купола позолоченные листы медной кровли и передавали их через люк внутрь купола. Через две недели на куполах остались лишь металлические ребра ажурной обрешетки с раскосами, образующие полусферы сводов и напоминающие богатырские шеломы. В тот же день мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти.

Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим - к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.

Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам."

Демонтаж куполов храма Христа Спасителя

Горельеф «Преподобный Сергий благославляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и даёт ему иноков Пресвета и Ослябя».

Детали оформления храма Христа Спасителя во время его сноса

Это же место через несколько дней:

Разборка храма Христа Спасителя

Мрамор оставляют для переработки.

Разборка алтаря Храма Христа Спасителя

Разбор росписи "Поклонение волхвов"

Демонтаж мрамора стен Храма Христа Спасителя

После демонтажа, вопреки известной легенде о переработке досок в щебень, большие мраморные плиты были использованы во внутренней отделке ряда крупных административных зданий, строивщихся тогда в Москве. Беломраморный же щебень был сделан из части внешней немногочисленной отделки храма.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял.

Закладка взрывчатки

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: