Ларошфуко максимы краткое содержание. "В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать." - Ф

Лaрошфуко Фрaнсуa: "Мaксимы и морaльные рaзмышления" и Тест: "Изречения Ларошфуко"

"Дарования, которыми господь наделил людей, так же разнообразны, как деревья, которыми он украсил землю, и каждое обладает особенными свойствами и приносит лишь ему присущие плоды. Потому-то лучшее грушевое дерево никогда не родит даже самых дрянных яблок, а самый даровитый человек пасует перед делом хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен. И потому сочинять афоризмы, не имея хоть небольшого таланта к занятию такого рода, не менее смехотворно, чем ожидать, что на грядке, где не высажены луковицы, зацветут тюльпаны." - Франсуа де Ларошфуко

"В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать." - Ф. Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера. Принадлежал к южнофранцузскому роду Ларошфуко. Деятель войн Фронды. При жизни отца (до 1650) носил титул учтивости принц де Марсийак. Правнук того Франсуа де Ларошфуко, который был убит в ночь св. Варфоломея.
Франсуа де Ларошфуко принадлежал к одному из самых знатных дворянских родов Франции. Военная и придворная карьера, к которой его предназначали, не требовала обучения в коллеже. Свои обширные знания Ларошфуко приобрел уже в зрелом возрасте путем самостоятельного чтения. Попав в 1630г. ко двору, он сразу оказался в гуще политических интриг.

Происхождение и семейные традиции определили его ориентацию - он принял сторону королевы Анны Австрийской против кардинала Ришелье, который был ему ненавистен как гонитель старинной аристократии. Участие в борьбе этих далеко не равных сил навлекло на него опалу, высылку в свои владения и кратковременное заключение в Бастилию. После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) у власти оказался кардинал Мазарини, весьма непопулярный во всех слоях населения. Феодальная знать пыталась вернуть свои утраченные права и влияние. Недовольство правлением Мазарини вылилось в 1648г. в открытое восстание против королевской власти - Фронду. Ларошфуко принял в ней активное участие. Он был тесно связан с самыми высокопоставленными фрондерами - принцем Конде, герцогом де Бофором и другими и мог вблизи наблюдать их нравы, эгоизм, властолюбие, зависть, корысть и вероломство, которые проявились на разных этапах движения. В 1652г. Фронда потерпела окончательное поражение, авторитет королевской власти был восстановлен, а участники Фронды частично куплены уступками и подачками, частично подвергнутые опале и наказанию.


Ларошфуко, в числе последних, вынужден был отправиться в свои владения в Ангумуа. Именно там, вдали от политических интриг и страстей, он начал писать свои "Мемуары", которые первоначально не предназначал для печати. В них он дал неприкрытую картину событий Фронды и характеристику ее участников. В конце 1650-х гг. он вернулся в Париж, был благосклонно принят при дворе, но полностью отошел от политической жизни. В эти годы его все более начинает привлекать литература. В 1662г. вышли без его ведома "Мемуары" в фальсифицированном виде, он опротестовал это издание и выпустил в том же году подлинный текст. Вторая книга Ларошфуко, принесшая ему мировую славу - "Максимы и моральные размышления", - была, как и "Мемуары", издана сначала в искаженном виде помимо воли автора в 1664г. В 1665г. Ларошфуко выпустил первое авторское издание, за которым последовали при его жизни еще четыре. Ларошфуко исправлял и дополнял текст от издания к изданию. Последнее прижизненное издание 1678г. содержало 504 максимы. В посмертных изданиях к ним были добавлены многочисленные неопубликованные, а также исключенные из предыдущих. На русский язык "Максимы" переводились неоднократно.

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист

Воспитывался при дворе, с юности замешан был в разные интриги, враждовал с герцогом де Ришелье и только после смерти последнего стал играть видную роль при дворе. Принимал активное участие в движении Фронды и был тяжело ранен. Занимал блестящее положение в обществе, имел множество светских интриг и пережил ряд личных разочарований, оставивших неизгладимый след на его творчестве. В течение долгих лет в его личной жизни играла большую роль герцогиня де Лонгвиль , из любви к которой он не раз отказывался от своих честолюбивых побуждений. Разочарованный в своей привязанности, Ларошфуко стал мрачным мизантропом ; единственным его утешением была дружба с мадам де Лафайет , которой он оставался верным до самой смерти. Последние годы Ларошфуко омрачены были разными невзгодами: смертью сына, болезнями.

Результатом обширного жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» (Maximes ) — сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 г. Пять изданий, всё более увеличиваемых автором, появились ещё при жизни Ларошфуко. Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека.
Основной афоризм Ларошфуко: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки.» .

В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов , Ларошфуко имеет преимущественно в виду людей своего круга, общий тон его афоризмов — крайне ядовитый.
Особенно удаются ему жестокие определения, меткие и острые как стрела, например изречение: «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания… других людей».

Очень высоко чисто литературное значение «Максим». Представляю Вашему вниманию избранные цитаты (всего их более 640)

1. Любовь несет людям столько же благ, сколько и бед

2. Счастье и несчастье человека зависят не только от его судьбы, сколько от его характера

3. Все жалуются на свою память, но никто не сетует на свой разум

4. Чтобы стать великим человеком, нужно уметь ловко пользоваться шансом, который предлагает судьба

5. Как бы ни гордились люди своими свершениями, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а обычного случая

6. Нас радует не то, что нас окружает, а наше отношение к этому, и мы чувствуем себя счастливыми, когда у нас есть то, что мы сами любим, а не то, что другие считают достойным любви

7. Изящество для тела - это то же самое, что здравомыслие для ума

8. Читать наставления людям, совершившим поступки, как правило, нас заставляет не доброта, а гордость; их мы укоряем даже не для того, чтобы исправить, а лишь для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости

9. Даже самое искусное притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать ее, когда ее нет

10. Если судить о любви по обычным ее проявлениям, она больше похожа на вражду, чем на дружбу

11. Ни один человек, перестав любить, не может избежать чувства стыда за прошедшую любовь

12. Чтобы оправдать себя в своих же глазах, мы часто сознаемся, что бессильны достичь чего-то; в действительности же мы не бессильны, а безвольны

13. Чрезмерно усердный в малом обычно становится неспособным к великому

14. Люди не могли бы жить в обществе, если бы у них не было возможности водить друг друга за нос

15. Действительно необыкновенными качествами наделен тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников

16. С такой щедростью, как мы раздаем советы, мы не раздаем больше ничего

17. Чем сильнее мы любим женщину, тем сильнее склонны ее ненавидеть

18. Делая вид, что мы попали в приготовленную для нас ловушку, мы проявляем действительно утонченную хитрость, так как обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть вас

19. Намного легче проявить мудрость в чужих делах, чем в своих собственных

20. Нам легче управлять людьми, чем помешать им управлять нами

21. Природа наделяет нас добродетелями, а помогает их проявить судьба

22. Есть люди, отталкивающие при всех их достоинствах, а есть привлекательные, несмотря на их недостатки

23. Лесть - это фальшивая монета, имеющая хождение только из-за нашего тщеславия

24. Обладать многими достоинствами мало - важно уметь их использовать

25. Достойные люди уважают нас за наши добродетели, толпа же - за благосклонность судьбы

26. Общество часто награждает видимость достоинств, чем сами достоинства

27. Намного полезнее было бы применить все силы нашего разума на то, чтобы достойно переживать несчастья, выпавшие на нашу долю, чем на то, чтобы предугадывать несчастья, которые еще только могут произойти

28. Стремление к славе, боязнь позора, погоня за богатством, жажда устроить жизнь как можно более удобно и приятно, стремление унизить других - вот что зачастую лежит в основе доблести, так восхваляемой людьми

29. Высшая доблесть заключается в том, чтобы совершать в одиночестве то, но что люди решаются только в присутствии многих свидетелей

30. Похвалы за доброту достоин только тот человек, которому достает твердости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противном случае доброта чаще всего говорит лишь о бездеятельности или о недостатке воли

31. Причинять людям зло в большинстве случаев не настолько опасно, как делать им слишком много добра

32. Чаще всего тяготят окружающих те люди, которые считают, что они ни для кого не являются обузой

33. Настоящий ловкач - это тот, кто умеет скрывать собственную ловкость

34. Великодушие всем пренебрегает, чтобы завладеть всем

36. Настоящее красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно

37. Всякий человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую маску, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит их одних только масок

38. Величавость - это хитрая уловка тела, изобретенная для того, чтобы скрыть недостатки ума

39. Так называемая щедрость основана обычно на тщеславии, которое нам дороже всего, что мы дарим.

40. Люди потому так охотно верят дурному, не стараясь вникнуть в суть, что они тщеславны и ленивы. Им хочется отыскать виноватых, но они не стремятся утруждать себя разбором совершенного проступка

41. Каким бы прозорливым ни был человек, ему не дано постигнуть всего зла, которое он творит

42. Иногда ложь так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу

43. Показная простота - это утонченное лицемерие

44. Можно утверждать, что у человеческих характеров, как и у некоторых зданий, несколько фасадов, причем не все они имеют приятный вид

45. Чего мы на самом деле хотим, мы понимаем крайне редко

46. Благодарность большинства людей вызвана тайным желанием добиться еще больших благодеяний

47. Практически все люди расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательными за незначительные, но почти никто не чувствует благодарности за крупные

48. Каких бы похвал мы ни слышали в свой адрес, мы не находим в них ничего для себя нового

49. Часто мы относимся снисходительно к тем, кто тяготит нас, но ни разу не бываем снисходительны к тем, кому в тягость мы сами

50. Превозносить свои добродетели наедине с самим собою настолько же разумно, насколько глупо похваляться ими перед окружающими

51. В жизни случаются такие ситуации, выпутаться из которых можно только с помощью немалой доли безрассудства

52. Какова причина того, что мы запоминаем во всех деталях то, что с нами произошло, но не в состоянии запомнить, сколько раз мы рассказывали об этом одному и тому же человеку?

53. Огромное удовольствие, с которым мы говорим о себе, должно было бы заронить в наши души подозрение, что собеседники его вовсе не разделяют

54. Сознаваясь в мелких недостатках, мы тем самым пытаемся убедить общество в том, что у нас нет более существенных

55. Нам недостает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка

56. Здравомыслящими мы считаем лишь тех людей, которые во всем с нами согласны

57. Многие недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств

58. Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются

59. С каким бы недоверием мы ни относились к своим собеседникам, нам все же кажется, что с нами они более искренни, чем с другими

60. Трусам, как правило, не дано оценить силу собственного страха

61. Молодым людям обычно кажется, что их поведение естественно, в то время как на самом деле они ведут себя грубо и невоспитанно

62. Люди неглубокого ума часто обсуждают все, что выходит за пределы их понимания

63. Настоящая дружба не знает зависти, а настоящая любовь - кокетства

64. Ближнему можно дать дельный совет, но нельзя научить его разумному поведению

65. Все, что перестает получаться, перестает и интересовать нас

67. Если тщеславие и не разбивает до основания все наши достоинства, то, во всяком случае, оно их колеблет

68. Часто бывает легче перенести обман, чем услышать о себе всю правду

69. Достоинствам не всегда присуща величавость, однако величавости всегда присущи какие-либо достоинства

70. Величавость так же к лицу добродетели, как драгоценное украшение к лицу красивой женщине

71. В самом смешном положении оказываются те пожилые женщины, которые помнят, что когда-то были привлекательными, но забыли, что давно уже утратили былую красоту

72. За свои самые благородные поступки нам часто приходилось бы краснеть, если бы окружающие знали о наших побуждениях

73. Не способен долгое время нравиться тот, кто умен на один лад

74. Ум служит нам обычно лишь для того, чтобы смело делать глупости

75. Как очарование новизны, так и долгая привычка, при всей противоположности, одинаково мешают нам видеть недостатки наших друзей

76. Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, чем маленькую неверность

77. Ничто так не препятствует естественности, как желание казаться естественным

78. Чистосердечно хвалить добрые дела - значит, до некоторой степени принимать в них участие

79. Вернейший признак высоких добродетелей - от самого рождения не знать зависти

80. Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности

81. О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он их использует

82. Иногда мы бываем чересчур благодарными, порою расплачиваясь с друзьями за сделанное нам добро, мы еще оставляем их у себя в долгу

83. У нас нашлось бы очень мало страстных желаний, если бы мы точно знали, чего мы хотим

84. Как в любви, так и в дружбе нам чаще доставляет удовольствие то, чего мы не знаем, нежели то, о чем нам известно

85. Мы стараемся вменить себе в заслугу те недостатки, которые не желаем исправлять

87. В серьезных делах необходимо заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать

88. То, что думают о нас наши враги, ближе к истине, чем наше собственное мнение

89. Мы и не представляем себе, на что нас могут толкнуть наши страсти

90. Сочувствие врагам, попавшим в беду, чаще всего бывает вызвано не столько добротой, сколько тщеславием: мы сочувствуем им для того, чтобы показать наше над ними превосходство

91. Из недостатков зачастую складываются великие таланты

92. Ничье воображение не способно придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце

93. Подлинную мягкость могут проявлять только люди с твердым характером: у остальных же их кажущаяся мягкость - это, как правило, обычная слабость, которая легко становится озлобленностью

94. Спокойствие нашей души или ее смятение зависит не столько от важных событий нашей жизни, сколько от удачного или неприятного для нас сочетания житейских мелочей

95. Не слишком широкий ум, но здравый в результате не так утомителен для собеседника, нежели ум обширный, однако запутанный

96. Существуют причины, по которым можно питать отвращение к жизни, но нельзя презирать смерть

97. Не стоить думать, что смерть и вблизи покажется нам такой же, какой мы видели ее издали

98. Разум слишком слаб, чтобы при встрече со смертью мы могли на него опереться

99. Таланты, которыми Бог наделил людей, так же разнообразны, как деревья, которыми он украсил землю, и у каждого - особенные свойства и одному лишь ему присущие плоды. Поэтому самое лучшее грушевое дерево не родит даже дрянных яблок, а самый талантливый человек пасует перед делом, хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен. По этой причине сочинять афоризмы, когда не имеешь к этому занятию хотя бы небольшого таланта не менее смехотворно, чем ожидать, что на грядке, где не высажены луковицы, зацветут тюльпаны

100. Мы потому готовы поверить любым рассказам о недостатках наших ближних, что всего легче верить желаемому

101. Надежда и боязнь неразлучны: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни

102. Не стоит обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя

103. Конец добра знаменует начало зла, а конец зла - начало добра

104. Философы порицают богатство только потому, что мы плохо им распоряжаемся. От нас одних зависит, как приобретать, как пускать его в ход, не служа при этом пороку. Вместо того, чтобы с помощью богатства поддерживать и питать злодеяния, как с помощью дров питают пламя, мы могли бы отдать его на служение добродетелям, придав им тем самым и блеск, и привлекательность

105. Крушение всех надежд человека приятно всем: и его друзьям, и недругам

106. Окончательно соскучившись, мы перестаем скучать

107. Подлинному самобичеванию подвергает себя только тот, кто никому об этом не сообщает; в противном случае все облегчается тщеславием

108. Мудрый человек счастлив, довольствуясь малым, а глупцу всего мало: вот почему все люди несчастны

109. Ясный разум дает душе то, что здоровье - телу

110. Любовники начинают видеть недостатки своих любовниц, лишь, когда их чувству приходит конец

111. Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того, как растет любовь, уменьшается благоразумие

112. Мудрый человек понимает, что лучше запретить себе увлечение, чем потом с ним бороться

113. Намного полезнее изучать не книги, а людей

114. Как правило, счастье находит счастливого, а несчастье - несчастного

115. Кто любит слишком сильно, тот долго не замечает, что он сам уже не любим

116. Мы браним себя только для того, чтобы нас кто-нибудь похвалил

117. Скрыть наши истинные чувства намного труднее, чем изобразить несуществующие

118. Намного несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому

119. Человек, осознающий, какие беды могли обрушиться на него, тем самым уже в некоторой мере счастлив

120. Тому, кто не нашел покоя в себе, не найти его нигде

121. Человек никогда не бывает настолько несчастным, как ему того хотелось бы

122. Не в нашей воле полюбить или разлюбить, поэтому ни любовник не вправе жаловаться на легкомыслие своей любовницы, ни она - на непостоянство

123. Когда мы перестаем любить, нам доставляет радость, что нам изменяют, так как тем самым нас освобождают от необходимости хранить верность

124. В неудачах наших близких друзей мы находим нечто даже приятное для себя

125. Утратив надежду обнаружить разум у окружающих, мы уже сами не стараемся его хранить.

126. Никто так не торопит других, как лентяи: ублажив собственную лень, они хотят казаться усердными

127. У нас столько же оснований жаловаться на людей, помогающих нам познать себя, как у афинского безумца сетовать на врача, который вылечил его от ложной уверенности, что он - богач

128. Себялюбие наше таково, что его не способен перещеголять ни один льстец

129. Обо всех наших добродетелях можно сказать то же самое, что сказал однажды некий итальянский поэт о порядочных женщинах: чаще всего они просто умело притворяются порядочными

130. В собственных пороках мы сознаемся только под давлением тщеславия

131. Богатые погребальные обряды не столько увековечивают достоинства мертвых, сколько ублажают тщеславие живых

132. Чтобы организовать заговор, нужна непоколебимая отвага, а чтобы стойко переносить опасности войны, достаточно обычного мужества

133. Человек, который никогда не подвергался опасности, не может отвечать за собственную храбрость

134. Людям гораздо легче ограничить свою благодарность, чем свои надежды и желания

135. Подражание всегда несносно, и подделка нам неприятна теми самыми чертами, которые так пленяют в оригинале

136. Глубина нашей скорби об утраченных друзьях сообразна не столько их достоинствам, сколько нашей собственной потребности в этих людях, а также тому, как высоко они оценивали наши добродетели

137. Мы с трудом верим в то, что лежит за пределами нашего кругозора

138. Истинность - вот первооснова и суть красоты и совершенства; прекрасно и совершенно только то, что, обладая всем, чем должно обладать, поистине таково, каким и должно быть

139. Случается, что прекрасные произведения более привлекательны, когда они несовершенны, чем когда слишком закончены

140. Великодушие - это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и всем вокруг

141. Леность - это самая непредсказуемая из наших страстей. Несмотря на то, что власть ее над нами неощутима, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями: она - как рыба-прилипала, останавливающая огромные суда, как мертвый штиль, более опасный для важнейших наших дел, чем любые рифы и штормы. В ленивом покое душа находит тайную усладу, ради которой мы мгновенно забываем о самых пылких наших устремлениях и самых твердых наших намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность - это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага

142. Каждый любит изучать других, но никто не любит быть изученным

143. Какая это скучная болезнь - оберегать собственное здоровье слишком строгим режимом!

144. Большинство женщин сдается не потому, что их страсть так сильна, а потому, что они слабы. По этой причине предприимчивые мужчины всегда имеют такой успех, хотя они вовсе не самые привлекательные

145. Самое верное средство разжечь в другом страсть - это самому хранить холод

146. Верх здравомыслия наименее здравомыслящих людей заключается в умении безропотно следовать разумной указке других

147. Люди стремятся достичь житейских благ и удовольствий за счет своих ближних

148. Скорее всего наскучивает тот, кто убежден, будто он никому не может наскучить

149. Маловероятно, чтобы у нескольких человек были одинаковые стремления, однако необходимо, чтобы стремления каждого из них не противоречили друг другу

150. Все мы, за малыми исключениями, опасаемся предстать перед ближними такими, каковы мы на самом деле

151. Мы много теряем, присваивая манеру, нам чуждую

152. Люди пытаются казаться иными, чем есть на самом деле, вместо того, чтобы стать такими, какими они хотят казаться

153. Многие люди не только готовы отказаться от присущей им манеры держаться ради той, которую считают соответствующей достигнутому положению и сану, - они, еще только мечтая о возвышении, заранее начинают вести себя так, словно уже возвысились. Сколько полковников ведут себя, как маршалы Франции, сколько судейских напускают на себя вид канцлеров, сколько горожанок играют роль герцогинь!

154. Люди думают не о тех словах, которым внимают, а о тех, которые жаждут произнести

155. Говорить о себе и ставить себя в пример нужно как можно реже

156. Благоразумно поступает тот, кто не исчерпывает сам предмета беседы и дает возможность другим что-то еще придумать и досказать

157. С каждым надо разговаривать о близких ему предметах и только тогда, когда это уместно

158. Если сказать нужное слово в нужный момент - большое искусство, то промолчать вовремя - искусство еще большее. Красноречивым молчанием можно иногда выразить согласие, и неодобрение; бывает молчание насмешливое, а бывает и почтительное

159. Обычно люди становятся откровенными из-за тщеславия

160. На свете мало тайн хранимых вечно

161. Великие образцы породили отвратительное количество копий

162. Старики так любят давать хорошие советы, потому что уже не могут подавать дурные примеры


МАКСИМЫ И МОРАЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЮ

(К первому изданию 1665 г.)


Я представляю на суд читателей это изображение человеческого сердца, носящее название «Максимы и моральные размышления». Оно, может статься, не всем понравится, ибо кое-кто, вероятно, сочтет, что в нем слишком много сходства с оригиналом и слишком мало лести. Есть основания предполагать, что художник не обнародовал бы своего творения и оно по сей день пребывало бы в стенах его кабинета, если бы из рук в руки не передавалась искаженная копия рукописи; недавно она добралась до Голландии, что и побудило одного из друзей автора вручить мне другую копию, по его уверению, вполне соответствующую подлиннику. Но как бы верна она ни была, ей вряд ли удастся избежать порицания иных людей, раздраженных тем, что кто-то проник в глубины их сердца: они сами не желают его познать, поэтому считают себя вправе воспретить познание и другим. Бесспорно, эти «Размышления» полны такого рода истинами, с которыми не способна примириться человеческая гордыня, и мало надежд на то, что они не возбудят ее вражды, не навлекут нападок хулителей. Поэтому я и помещаю здесь письмо, написанное и переданное мне сразу после того, как рукопись стала известна и каждый тщился высказать свое мнение о ней. Письмо это с достаточной, на мой взгляд, убедительностью отвечает на главные возражения, могущие возникнуть по поводу «Максим», и объясняет мысли автора: оно неопровержимо доказывает, что эти «Максимы» – всего-навсего краткое изложение учения о нравственности, во всем согласного с мыслями некоторых Отцов Церкви, что их автор и впрямь не мог заблуждаться, вверившись столь испытанным вожатым, и что он не совершил ничего предосудительного, когда в своих рассуждениях о человеке лишь повторил некогда ими сказанное. Но даже если уважение, которое мы обязаны к ним питать, не усмирит недоброхотов и они не постесняются вынести обвинительный приговор этой книге и одновременно – воззрениям святых мужей, я прошу читателя не подражать им, подавить разумом первый порыв сердца и, обуздав по мере сил себялюбие, не допустить его вмешательства в суждение о «Максимах», ибо, прислушавшись к нему, читатель, без сомнения, отнесется к ним неблагосклонно: поскольку они доказывают, что себялюбие растлевает разум, оно не преминет восстановить против них этот самый разум. Пусть читатель помнит, что предубеждение против «Максим» как раз и подтверждает их, пусть проникнется сознанием, что чем запальчивее и хитроумнее он с ними спорит, тем непреложнее доказывает их правоту. Поистине трудно будет убедить любого здравомыслящего человека, что зоилами этой книги владеют чувства иные, нежели тайное своекорыстие, гордость и себялюбие. Короче говоря, читатель изберет благую участь, если заранее твердо решит про себя, что ни одна из указанных максим не относится к нему в частности, что, хотя они как будто затрагивают всех без исключения, он – тот единственный, к кому они не имеют никакого касательства. И тогда, ручаюсь, он не только с готовностью подпишется под ними, но даже подумает, что они слишком снисходительны к человеческому сердцу. Вот что я хотел сказать о содержании книги. Если же кто-нибудь обратит внимание на методу ее составления, то должен отметить, что, на мой взгляд, каждую максиму нужно было бы озаглавить по предмету, в ней трактованному, и что расположить их следовало бы в большем порядке. Но я не мог этого сделать, не нарушив общего строения врученной мне рукописи; а так как порою один и тот же предмет упоминается в нескольких максимах, то люди, к которым я обратился за советом, рассудили, что всего правильнее будет составить Указатель для тех читателей, которым придет охота прочесть подряд все размышления на одну тему.


МАКСИМЫ

Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки.


1

То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины – доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть.

2

Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие.

3

Сколько ни сделано открытий в стране себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель.

Ни один хитрец не сравнится в хитрости с себялюбием.

5

Долговечность наших страстей не более зависит от нас, чем долговечность жизни.

6

Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом.

7

Великие исторические деяния, ослепляющие нас своим блеском и толкуемые политиками как следствие великих замыслов, чаще всего являются плодом игры прихотей и страстей. Так, война между Августом и Антонием, которую объясняют их честолюбивым желанием властвовать над миром, была, возможно, вызвана просто-напросто ревностью.

8

Страсти – это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах. Поэтому человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.

9

Страстям присущи такая несправедливость и такое своекорыстие, что доверять им опасно и следует их остерегаться даже тогда, когда они кажутся вполне разумными.

10

В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой.

Наши страсти часто являются порождением других страстей, прямо им противоположных: скупость порой ведет к расточительности, а расточительность – к скупости; люди нередко стойки по слабости характера и отважны из трусости.

12

Как бы мы ни старались скрыть наши страсти под личиной благочестия и добродетели, они всегда проглядывают сквозь этот покров.

13

Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды.

14

Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков.

Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться.

15

Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа.

16

Хотя все считают милосердие добродетелью, оно порождено иногда тщеславием, нередко ленью, часто страхом, а почти всегда – и тем, и другим, и третьим.

17

Умеренность счастливых людей проистекает из спокойствия, даруемого неизменной удачей.

18

Умеренность – это боязнь зависти или презрения, которые становятся уделом всякого, кто ослеплен своим счастьем; это суетное хвастовство мощью ума; наконец, умеренность людей, достигших вершин удачи, – это желание казаться выше своей судьбы.

19

У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.

20

Невозмутимость мудрецов – это всего лишь умение скрывать свои чувства в глубине сердца.

21

Невозмутимость, которую проявляют порой осужденные на казнь, равно как и презрение к смерти, говорит лишь о боязни взглянуть ей прямо в глаза; следовательно, можно сказать, что то и другое для их разума – все равно что повязка для их глаз.

Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.

23

Немногим людям дано постичь, что такое смерть; в большинстве случаев на нее идут не по обдуманному намерению, а по глупости и по заведенному обычаю, и люди чаще всего умирают потому, что не могут воспротивиться смерти.

24

Когда великие люди наконец сгибаются под тяжестью длительных невзгод, они этим показывают, что прежде их поддерживала не столько сила духа, сколько сила честолюбия, и что герои отличаются от обыкновенных людей только большим тщеславием.

Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.

26

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

27

Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.

25

Ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних.

29

Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства.

30

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

31

Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних.

32

Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность.

33

Гордость всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет, даже когда отказывается от тщеславия.

34

Если бы нас не одолевала гордость, мы не жаловались бы на гордость других.

35

Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они ее проявляют.

36

Природа, в заботе о нашем счастии, не только разумно устроила органы нашего тела, но еще подарила нам гордость, – видимо, для того, чтобы избавить нас от печального сознания нашего несовершенства.

37

Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того, чтобы исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.

Мы обещаем соразмерно нашим расчетам, а выполняем обещанное соразмерно нашим опасениям.

39

Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли – даже роль бескорыстия.

40

Одних своекорыстие ослепляет, другим открывает глаза.

41

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.

42

У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка.

Человеку нередко кажется, что он владеет собой, тогда как на самом деле что-то владеет им; пока разумом он стремится к одной цели, сердце незаметно увлекает его к другой.

44

Сила и слабость духа – это просто неправильные выражения: в действительности же существует лишь хорошее или плохое состояние органов тела.

45

Наши прихоти куда причудливее прихотей судьбы.

46

В привязанности или равнодушии философов к жизни сказывались особенности их себялюбия, которые так же нельзя оспаривать, как особенности вкуса, как склонность к какому-нибудь блюду или цвету.

47

Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости от расположения духа.

48

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы бываем счастливы, обладая тем, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви.

49

Человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому.

50

Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными, дабы убедить таким образом и других и себя в том, что судьба еще не воздала им по заслугам.

51

Что может быть сокрушительнее для нашего самодовольства, чем ясное понимание того, что сегодня мы порицаем вещи, которые еще вчера одобряли.

52

Хотя судьбы людей очень несхожи, но некоторое равновесие в распределении благ и несчастий как бы уравнивает их между собой.

53

Какими бы преимуществами природа ни наделила человека, создать из него героя она может, лишь призвав на помощь судьбу.

54

Презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинствам жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством.

55

Ненависть к людям, попавшим в милость, вызвана жаждой этой самой милости. Досада на ее отсутствие смягчается и умиротворяется презрением ко всем, кто ею пользуется; мы отказываем им в уважении, ибо не можем отнять того, что привлекает к ним уважение всех окружающих.

56

Чтобы упрочить свое положение в свете, люди старательно делают вид, что оно уже упрочено.

57

Как бы ни кичились люди величием своих деяний, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а простой случайности.

58

Наши поступки словно бы рождаются под счастливой или несчастной звездой; ей они и обязаны большей частью похвал или порицаний, выпадающих на их долю.

59

Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду, но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя.

60

Судьба все устраивает к выгоде тех, кому она покровительствует.

61

Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как от судьбы.

62

Искренность – это чистосердечие. Мало кто обладает этим качеством, а то, что мы принимаем за него, чаще всего просто тонкое притворство, цель которого – добиться откровенности окружающих.


63

За отвращением ко лжи нередко кроется затаенное желание придать вес нашим утверждениям и внушить благоговейное доверие к нашим словам.

64

Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.

65

Каких только похвал не возносят благоразумию! Однако оно не способно уберечь нас даже от ничтожнейших превратностей судьбы.

66

Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет нас преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем существенное.

67

Изящество для тела – это то же, что здравый смысл для ума.

68

Трудно дать определение любви; о ней можно лишь сказать, что для души – это жажда властвовать, для ума – внутреннее сродство, а для тела – скрытое и утонченное желание обладать, после многих околичностей, тем, что любишь.

69

Чиста и свободна от влияния других страстей только та любовь, которая таится в глубине нашего сердца и неведома нам самим.

70

Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать – когда ее нет.

71

Нет таких людей, которые, перестав любить, не начали бы стыдиться прошедшей любви.

72

Если судить о любви по обычным ее проявлениям, она больше похожа на вражду, чем на дружбу.

73

На свете немало таких женщин, у которых в жизни не было ни одной любовной связи, но очень мало таких, у которых была только одна.

74

Любовь одна, но подделок под нее – тысячи.

75

Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или бояться.

76

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.

77

Любовь прикрывает своим именем самые разнообразные человеческие отношения, будто бы связанные с нею, хотя на самом деле она участвует в них не более, чем дож в событиях, происходящих в Венеции.

78

У большинства людей любовь к справедливости – это просто боязнь подвергнуться несправедливости.

79

Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать.

80

Мы потому так непостоянны в дружбе, что трудно познать свойства души человека и легко познать свойства его ума.

81

Мы способны любить только то, без чего не можем обойтись; таким образом, жертвуя собственными интересами ради друзей, мы просто следуем своим вкусам и склонностям. Однако именно эти жертвы делают дружбу подлинной и совершенной.

82

Примирение с врагами говорит лишь об усталости от борьбы, о боязни поражения и о желании занять более выгодную позицию.

83

Люди обычно называют дружбой совместное времяпрепровождение, взаимную помощь в делах, обмен услугами – одним словом, такие отношения, где себялюбие надеется что-нибудь выгадать.

84

Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.

85

Мы часто убеждаем себя в том, что действительно любим людей, стоящих над нами; между тем такая дружба вызвана одним лишь своекорыстием: мы сближаемся с этими людьми не ради того, что хотели бы им дать, а ради того, что хотели бы от них получить.

86

Своим недоверием мы оправдываем чужой обман.

87

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.

88

Самолюбие увеличивает или умаляет добродетели наших друзей в зависимости от того, насколько мы довольны этими людьми: об их достоинствах мы судим по их отношению к нам.

89

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.

90

В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства.

91

Самое большое честолюбие прячется и становится незаметным, как только его притязания наталкиваются на непреодолимые преграды.

92

Вывести из заблуждения человека, убежденного в собственных достоинствах, значит оказать ему такую же дурную услугу, какую некогда оказали тому афинскому безумцу, который считал себя владельцем всех кораблей, прибывающих в гавань.

93

Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.

94

Громкое имя не возвеличивает, а лишь унижает того, кто не умеет носить его с честью.

95

Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников.

96

Неблагодарность остается неблагодарностью даже и в том случае, когда облагодетельствованный повинен в ней меньше, чем благодетель.

97

Неправ тот, кто считает, будто ум и проницательность – различные качества. Проницательность – это просто особенная ясность ума, благодаря которой он добирается до сути вещей, отмечает все, достойное внимания, и видит невидимое другим. Таким образом, все, приписываемое проницательности, является лишь следствием необычайной ясности ума.

98

Все расхваливают свою доброту, но никто не решается похвалить свой ум.

99

Учтивость ума заключается в способности думать достойно и утонченно.

100

Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить.

Я представляю на суд читателей это изображение человеческого сердца, носящее название "Максимы и моральные размышления". Оно, может статься, не всем понравится, ибо кое-кто, вероятно, сочтет, что в нем слишком много сходства с оригиналом и слишком мало лести. Есть основания предполагать, что художник не обнародовал бы своего творения и оно по сей день пребывало бы в стенах его кабинета, если бы из рук в руки не передавалась искаженная копия рукописи; недавно она добралась до Голландии, что и побудило одного из друзей автора вручить мне другую копию, по его уверению, вполне соответствующую подлиннику. Но как бы верна она ни была, ей вряд ли удастся избежать порицания иных людей, раздраженных тем, что кто-то проник в глубины их сердца: они сами не желают его познать, поэтому считают себя вправе воспретить познание и другим. Бесспорно, эти «Размышления» полны такого рода истинами, с которыми неспособна примириться человеческая гордыня, и мало надежд на то, что они не возбудят ее вражды, не навлекут нападок хулителей. Поэтому я и помещаю здесь письмо, написанное и переданное мне сразу после того, как рукопись стала известна и каждый тщился высказать свое мнение о ней. Письмо это с достаточной, ни мой взгляд, убедительностью отвечает на главные возражения, могущие возникнуть по поводу «Максим», и объясняет мысли автора: оно неопровержимо доказывает, что эти «Максимы» – всего-навсего краткое изложение учения о нравственности, во всем согласного с мыслями некоторых Отцов Церкви, что их автор и впрямь не мог заблуждаться, сверившись столь испытанным вожатым, и что он не совершил ничего предосудительного, когда в своих рассуждениях о человеке лишь повторил некогда ими сказанное. Но даже если уважение, которое мы обязаны к ним питать, не усмирит недоброхотов и они не постесняются вынести обвинительный приговор этой книге и одновременно – воззрениям святых мужей, я прошу читателя не подражать им, подавить разумом первый порыв сердца и, обуздав по мере сил себялюбие, не допустить его вмешательства в суждение о «Максимах», ибо, прислушавшись к нему, читатель, без сомнения, отнесется к ним неблагосклонно: поскольку они доказывают, что себялюбие растлевает разум, оно не преминет восстановить против них этот самый разум. Пусть читатель помнит, что предубеждение против «Максим» как раз и подтверждает их, пусть проникнется сознанием, что чем запальчивее и хитроумнее он с ними спорит. Тем непреложнее доказывает их правоту. Поистине трудно будет убедить любого здравомыслящего человека, что зоилами этой книги владеют чувства иные, нежели тайное своекорыстие, гордость и себялюбие. Короче говоря, читатель изберет благую участь, если заранее твердо решит про себя, что ни одна из указанных максим не относится к нему в частности, что, хотя они как будто затрагивают всех без исключения, он – тот единственный, к кому они не имеют никакого касательства. И тогда, ручаюсь, он не только с готовностью подпишется под ними, но даже подумает, что они слишком снисходительны к человеческому сердцу. Вот что я хотел сказать о содержании книги. Если же кто-нибудь обратит внимание на методу ее составления, то должен отметить, что, на мой взгляд, каждую максиму нужно было бы озаглавить по предмету, в ней трактованному, и что расположить их следовало бы в большем порядке. Но я не мог этого сделать, не нарушив общего строения врученной мне рукописи; а так как порою один и тот же предмет упоминается в нескольких максимах, то люди, к которым я обратился за советом, рассудили, что всего правильнее будет составить Указатель для тех читателей, которым придет охота прочесть подряд все размышления на одну тему.

Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки.

То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины – доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть.

Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие.

Сколько ни сделано открытий в стране себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель.

Ни один хитрец не сравнится в хитрости с самолюбием.

Долговечность наших страстей не более зависит от нас, чем долговечность жизни.

Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков у мои.

Великие исторические деяния, ослепляющие нас своим блеском и толкуемые политиками как следствие великих замыслов, чаше всего являются плодом игры прихотей и страстей. Так, война между Августом и Антонием, которую объясняют их честолюбивым желанием властвовать над миром, была, возможно, вызвана просто-напросто ревностью.

Страсти – это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах. Поэтому человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.

Страстям присущи такая несправедливость и такое своекорыстие, что доверять им опасно и следует их остерегаться даже тогда, когда они кажутся вполне разумными.

В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой.

Наши страсти часто являются порождением других страстей, прямо им противоположных: скупость порой ведет к расточительности, а расточительность – к скупости; люди нередко стойки по слабости характера и отважны из трусости.

Как бы мы ни старались скрыть наши страсти под личиной благочестия и добродетели, они всегда проглядывают сквозь этот покров.

Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды.

Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться.

Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа.

1. Чтобы оправдать себя в своих же глазах, мы часто сознаемся, что бессильны достичь чего-то; в действительности же мы не бессильны, а безвольны

2. Читать наставления людям, совершившим поступки, как правило, нас заставляет не доброта, а гордость; их мы укоряем даже не для того, чтобы исправить, а лишь для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости

3. Чрезмерно усердный в малом обычно становится неспособным к великому

4. Нам недостает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка

5. Нас радует не то, что нас окружает, а наше отношение к этому, и мы чувствуем себя счастливыми, когда у нас есть то, что мы сами любим, а не то, что другие считают достойным любви

6. Как бы ни гордились люди своими свершениями, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а обычного случая

7. Счастье и несчастье человека зависят не только от его судьбы, сколько от его характера

8. Изящество для тела – это то же самое, что здравомыслие для ума

9. Даже самое искусное притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать ее, когда ее нет

10. Если судить о любви по обычным ее проявлениям, она больше похожа на вражду, чем на дружбу

11. Ни один человек, перестав любить, не может избежать чувства стыда за прошедшую любовь

12. Любовь несет людям столько же благ, сколько и бед

13. Все жалуются на свою память, но никто не сетует на свой разум

14. Люди не могли бы жить в обществе, если бы у них не было возможности водить друг друга за нос

15. Действительно необыкновенными качествами наделен тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников

16. С такой щедростью, как мы раздаем советы, мы не раздаем больше ничего

17. Чем сильнее мы любим женщину, тем сильнее склонны ее ненавидеть

18. Делая вид, что мы попали в приготовленную для нас ловушку, мы проявляем действительно утонченную хитрость, так как обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть вас

19. Намного легче проявить мудрость в чужих делах, чем в своих собственных

20. Нам легче управлять людьми, чем помешать им управлять нами

21. Природа наделяет нас добродетелями, а помогает их проявить судьба

22. Есть люди, отталкивающие при всех их достоинствах, а есть привлекательные, несмотря на их недостатки

23. Лесть – это фальшивая монета, имеющая хождение только из-за нашего тщеславия

24. Обладать многими достоинствами мало – важно уметь их использовать

25. Достойные люди уважают нас за наши добродетели, толпа же – за благосклонность судьбы

26. Общество часто награждает видимость достоинств, чем сами достоинства

27. Намного полезнее было бы применить все силы нашего разума на то, чтобы достойно переживать несчастья, выпавшие на нашу долю, чем на то, чтобы предугадывать несчастья, которые еще только могут произойти

28. Стремление к славе, боязнь позора, погоня за богатством, жажда устроить жизнь как можно более удобно и приятно, стремление унизить других – вот что зачастую лежит в основе доблести, так восхваляемой людьми

29. Высшая доблесть заключается в том, чтобы совершать в одиночестве то, но что люди решаются только в присутствии многих свидетелей

30. Похвалы за доброту достоин только тот человек, которому достает твердости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противном случае доброта чаще всего говорит лишь о бездеятельности или о недостатке воли

31. Причинять людям зло в большинстве случаев не настолько опасно, как делать им слишком много добра

32. Чаще всего тяготят окружающих те люди, которые считают, что они ни для кого не являются обузой

33. Настоящий ловкач – это тот, кто умеет скрывать собственную ловкость

34. Великодушие всем пренебрегает, чтобы завладеть всем

36. Настоящее красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно

37. Всякий человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую маску, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит их одних только масок

38. Величавость – это хитрая уловка тела, изобретенная для того, чтобы скрыть недостатки ума

39. Так называемая щедрость основана обычно на тщеславии, которое нам дороже всего, что мы дарим

40. Люди потому так охотно верят дурному, не стараясь вникнуть в суть, что они тщеславны и ленивы. Им хочется отыскать виноватых, но они не стремятся утруждать себя разбором совершенного проступка

41. Каким бы прозорливым ни был человек, ему не дано постигнуть всего зла, которое он творит

42. Иногда ложь так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу

43. Показная простота – это утонченное лицемерие

44. Можно утверждать, что у человеческих характеров, как и у некоторых зданий, несколько фасадов, причем не все они имеют приятный вид

45. Чего мы на самом деле хотим, мы понимаем крайне редко

46. Благодарность большинства людей вызвана тайным желанием добиться еще больших благодеяний

47. Практически все люди расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательными за незначительные, но почти никто не чувствует благодарности за крупные.

48. Каких бы похвал мы ни слышали в свой адрес, мы не находим в них ничего для себя нового

49. Часто мы относимся снисходительно к тем, кто тяготит нас, но ни разу не бываем снисходительны к тем, кому в тягость мы сами

50. Превозносить свои добродетели наедине с самим собою настолько же разумно, насколько глупо похваляться ими перед окружающими

51. В жизни случаются такие ситуации, выпутаться из которых можно только с помощью немалой доли безрассудства

52. Какова причина того, что мы запоминаем во всех деталях то, что с нами произошло, но не в состоянии запомнить, сколько раз мы рассказывали об этом одному и тому же человеку?

53. Огромное удовольствие, с которым мы говорим о себе, должно было бы заронить в наши души подозрение, что собеседники его вовсе не разделяют

54. Сознаваясь в мелких недостатках, мы тем самым пытаемся убедить общество в том, что у нас нет более существенных

55. Чтобы стать великим человеком, нужно уметь ловко пользоваться шансом, который предлагает судьба

56. Здравомыслящими мы считаем лишь тех людей, которые во всем с нами согласны

57. Многие недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств

58. Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются

59. С каким бы недоверием мы ни относились к своим собеседникам, нам все же кажется, что с нами они более искренни, чем с другими

60. Трусам, как правило, не дано оценить силу собственного страха

61. Молодым людям обычно кажется, что их поведение естественно, в то время как на самом деле они ведут себя грубо и невоспитанно

62. Люди неглубокого ума часто обсуждают все, что выходит за пределы их понимания

63. Настоящая дружба не знает зависти, а настоящая любовь – кокетства

64. Ближнему можно дать дельный совет, но нельзя научить его разумному поведению

65. Все, что перестает получаться, перестает и интересовать нас

67. Если тщеславие и не разбивает до основания все наши достоинства, то, во всяком случае, оно их колеблет

68. Часто бывает легче перенести обман, чем услышать о себе всю правду

69. Достоинствам не всегда присуща величавость, однако величавости всегда присущи какие-либо достоинства

70. Величавость так же к лицу добродетели, как драгоценное украшение к лицу красивой женщине

71. В самом смешном положении оказываются те пожилые женщины, которые помнят, что когда-то были привлекательными, но забыли, что давно уже утратили былую красоту

72. За свои самые благородные поступки нам часто приходилось бы краснеть, если бы окружающие знали о наших побуждениях

73. Не способен долгое время нравиться тот, кто умен на один лад

74. Ум служит нам обычно лишь для того, чтобы смело делать глупости

75. Как очарование новизны, так и долгая привычка, при всей противоположности, одинаково мешают нам видеть недостатки наших друзей

76. Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, чем маленькую неверность

77. Ничто так не препятствует естественности, как желание казаться естественным

78. Чистосердечно хвалить добрые дела – значит, до некоторой степени принимать в них участие

79. Вернейший признак высоких добродетелей – от самого рождения не знать зависти

80. Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности

81. О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он их использует

82. Иногда мы бываем чересчур благодарными, порою расплачиваясь с друзьями за сделанное нам добро, мы еще оставляем их у себя в долгу

83. У нас нашлось бы очень мало страстных желаний, если бы мы точно знали, чего мы хотим

84. Как в любви, так и в дружбе нам чаще доставляет удовольствие то, чего мы не знаем, нежели то, о чем нам известно

85. Мы стараемся вменить себе в заслугу те недостатки, которые не желаем исправлять

87. В серьезных делах необходимо заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать

88. То, что думают о нас наши враги, ближе к истине, чем наше собственное мнение

89. Мы и не представляем себе, на что нас могут толкнуть наши страсти

90. Сочувствие врагам, попавшим в беду, чаще всего бывает вызвано не столько добротой, сколько тщеславием: мы сочувствуем им для того, чтобы показать наше над ними превосходство

91. Из недостатков зачастую складываются великие таланты

92. Ничье воображение не способно придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце

93. Подлинную мягкость могут проявлять только люди с твердым характером: у остальных же их кажущаяся мягкость – это, как правило, обычная слабость, которая легко становится озлобленностью

94. Спокойствие нашей души или ее смятение зависит не столько от важных событий нашей жизни, сколько от удачного или неприятного для нас сочетания житейских мелочей

95. Не слишком широкий ум, но здравый в результате не так утомителен для собеседника, нежели ум обширный, однако запутанный

96. Существуют причины, по которым можно питать отвращение к жизни, но нельзя презирать смерть

97. Не стоить думать, что смерть и вблизи покажется нам такой же, какой мы видели ее издали

98. Разум слишком слаб, чтобы при встрече со смертью мы могли на него опереться

99. Таланты, которыми Бог наделил людей, так же разнообразны, как деревья, которыми он украсил землю, и у каждого – особенные свойства и одному лишь ему присущие плоды. Поэтому самое лучшее грушевое дерево не родит даже дрянных яблок, а самый талантливый человек пасует перед делом, хотя и заурядным, но дающимся только тому, кто к этому делу способен. По этой причине сочинять афоризмы, когда не имеешь к этому занятию хотя бы небольшого таланта не менее смехотворно, чем ожидать, что на грядке, где не высажены луковицы, зацветут тюльпаны

100. Мы потому готовы поверить любым рассказам о недостатках наших ближних, что всего легче верить желаемому

101. Надежда и боязнь неразлучны: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни

102. Не стоит обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя

103. Конец добра знаменует начало зла, а конец зла – начало добра

104. Философы порицают богатство только потому, что мы плохо им распоряжаемся. От нас одних зависит, как приобретать, как пускать его в ход, не служа при этом пороку. Вместо того, чтобы с помощью богатства поддерживать и питать злодеяния, как с помощью дров питают пламя, мы могли бы отдать его на служение добродетелям, придав им тем самым и блеск, и привлекательность

105. Крушение всех надежд человека приятно всем: и его друзьям, и недругам

106. Окончательно соскучившись, мы перестаем скучать

107. Подлинному самобичеванию подвергает себя только тот, кто никому об этом не сообщает; в противном случае все облегчается тщеславием

108. Мудрый человек счастлив, довольствуясь малым, а глупцу всего мало: вот почему все люди несчастны

109. Ясный разум дает душе то, что здоровье – телу

110. Любовники начинают видеть недостатки своих любовниц, лишь, когда их чувству приходит конец

111. Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того, как растет любовь, уменьшается благоразумие

112. Мудрый человек понимает, что лучше запретить себе увлечение, чем потом с ним бороться

113. Намного полезнее изучать не книги, а людей

114. Как правило, счастье находит счастливого, а несчастье – несчастного

115. Кто любит слишком сильно, тот долго не замечает, что он сам уже не любим

116. Мы браним себя только для того, чтобы нас кто-нибудь похвалил

117. Скрыть наши истинные чувства намного труднее, чем изобразить несуществующие

118. Намного несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому

119. Человек, осознающий, какие беды могли обрушиться на него, тем самым уже в некоторой мере счастлив

120. Тому, кто не нашел покоя в себе, не найти его нигде

121. Человек никогда не бывает настолько несчастным, как ему того хотелось бы

122. Не в нашей воле полюбить или разлюбить, поэтому ни любовник не вправе жаловаться на легкомыслие своей любовницы, ни она - на непостоянство

123. Когда мы перестаем любить, нам доставляет радость, что нам изменяют, так как тем самым нас освобождают от необходимости хранить верность

124. В неудачах наших близких друзей мы находим нечто даже приятное для себя

125. Утратив надежду обнаружить разум у окружающих, мы уже сами не стараемся его хранить.

126. Никто так не торопит других, как лентяи: ублажив собственную лень, они хотят казаться усердными

127. У нас столько же оснований жаловаться на людей, помогающих нам познать себя, как у афинского безумца сетовать на врача, который вылечил его от ложной уверенности, что он – богач

128. Себялюбие наше таково, что его не способен перещеголять ни один льстец

129. Обо всех наших добродетелях можно сказать то же самое, что сказал однажды некий итальянский поэт о порядочных женщинах: чаще всего они просто умело притворяются порядочными

130. В собственных пороках мы сознаемся только под давлением тщеславия

131. Богатые погребальные обряды не столько увековечивают достоинства мертвых, сколько ублажают тщеславие живых

132. Чтобы организовать заговор, нужна непоколебимая отвага, а чтобы стойко переносить опасности войны, достаточно обычного мужества

133. Человек, который никогда не подвергался опасности, не может отвечать за собственную храбрость

134. Людям гораздо легче ограничить свою благодарность, чем свои надежды и желания

135. Подражание всегда несносно, и подделка нам неприятна теми самыми чертами, которые так пленяют в оригинале

136. Глубина нашей скорби об утраченных друзьях сообразна не столько их достоинствам, сколько нашей собственной потребности в этих людях, а также тому, как высоко они оценивали наши добродетели

137. Мы с трудом верим в то, что лежит за пределами нашего кругозора

138. Истинность – вот первооснова и суть красоты и совершенства; прекрасно и совершенно только то, что, обладая всем, чем должно обладать, поистине таково, каким и должно быть

139. Случается, что прекрасные произведения более привлекательны, когда они несовершенны, чем когда слишком закончены

140. Великодушие – это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и всем вокруг

141. Леность – это самая непредсказуемая из наших страстей. Несмотря на то, что власть ее над нами неощутима, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями: она – как рыба-прилипала, останавливающая огромные суда, как мертвый штиль, более опасный для важнейших наших дел, чем любые рифы и штормы. В ленивом покое душа находит тайную усладу, ради которой мы мгновенно забываем о самых пылких наших устремлениях и самых твердых наших намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность – это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага

142. Каждый любит изучать других, но никто не любит быть изученным

143. Какая это скучная болезнь – оберегать собственное здоровье слишком строгим режимом!

144. Большинство женщин сдается не потому, что их страсть так сильна, а потому, что они слабы. По этой причине предприимчивые мужчины всегда имеют такой успех, хотя они вовсе не самые привлекательные

145. Самое верное средство разжечь в другом страсть – это самому хранить холод

146. Верх здравомыслия наименее здравомыслящих людей заключается в умении безропотно следовать разумной указке других

147. Люди стремятся достичь житейских благ и удовольствий за счет своих ближних

148. Скорее всего наскучивает тот, кто убежден, будто он никому не может наскучить

149. Маловероятно, чтобы у нескольких человек были одинаковые стремления, однако необходимо, чтобы стремления каждого из них не противоречили друг другу

150. Все мы, за малыми исключениями, опасаемся предстать перед ближними такими, каковы мы на самом деле

151. Мы много теряем, присваивая манеру, нам чуждую

152. Люди пытаются казаться иными, чем есть на самом деле, вместо того, чтобы стать такими, какими они хотят казаться

153. Многие люди не только готовы отказаться от присущей им манеры держаться ради той, которую считают соответствующей достигнутому положению и сану, - они, еще только мечтая о возвышении, заранее начинают вести себя так, словно уже возвысились. Сколько полковников ведут себя, как маршалы Франции, сколько судейских напускают на себя вид канцлеров, сколько горожанок играют роль герцогинь!

154. Люди думают не о тех словах, которым внимают, а о тех, которые жаждут произнести

155. Говорить о себе и ставить себя в пример нужно как можно реже

156. Благоразумно поступает тот, кто не исчерпывает сам предмета беседы и дает возможность другим что-то еще придумать и досказать

157. С каждым надо разговаривать о близких ему предметах и только тогда, когда это уместно

158. Если сказать нужное слово в нужный момент – большое искусство, то промолчать вовремя - искусство еще большее. Красноречивым молчанием можно иногда выразить согласие, и неодобрение; бывает молчание насмешливое, а бывает и почтительное

159. Обычно люди становятся откровенными из-за тщеславия

160. На свете мало тайн хранимых вечно

161. Великие образцы породили отвратительное количество копий

162. Старики так любят давать хорошие советы, потому что уже не могут подавать дурные примеры

163. Мнения наших врагов о нас гораздо ближе к истине, чем наши собственные мнения



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: