Митрополит казанский и татарстанский феофан контакты. Митрополит казанский и татарстанский феофан о возвращении церковных зданий, кряшенах и казанской академии

"У патриарха Кирилла есть свой «золотой кадровый фонд», представители которого не только стремятся воспроизводить царский образ жизни своего владыки (вплоть до дворцов, самолетов и личной охраны), но и обладают определенной неприкосновенностью. Они считают себя представителями новой российской элиты и даже формируют особую философию - гедонизм на почве идей личной богоизбранности. Сегодня наш рассказ - об одном из самых ярких представителей патриаршего «кадрового резерва» - митрополите Казанском и Татарстанском Феофане, против которого собственная паства - с согласия властей республики - собирает масштабный митинг 30 октября.
Не учел специфику региона…

Целая пачка жалоб на нового митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) поступила на последнее заседание Синода Русской православной церкви Московского патриархата, которое состоялось 21 октября в московском Даниловом монастыре. Митрополит Феофан был назначен на Казанскую кафедру всего год назад. Но проявив себя жестким администратором и приверженцем демонстративно роскошного образа жизни, нажил себе массу врагов. И среди духовенства, которое он обложил поборами, в несколько раз превышающими те, что были при прежнем архиерее, и среди части национальной элиты. Татарстанские власти согласовали на 30 октября митинг недовольной православной общественности республики против митрополита Феофана. Спусковым механизмом нынешнего скандала в Казанской епархии стали массовые увольнения местного духовенства и особенно клинч Феофана с настоятелями крупнейших монастырей епархии, поддержанными местной властью.

Ключевой кадровый конфликт в Казанской епархии сейчас - это нежелание игумена Силуана (Хохиашвили) покидать возрожденный им Успенский монастырь в Свияжске, куда Феофан хочет назначить своего человека. «На остров-град Свияжск снизошел золотой дождь вместе с фондом «Возрождение», любовно оберегаемым председателем попечительского совета и госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым», - пишут местные СМИ. Лишь в прошлом году остров-град посетило более 260 тысяч туристов. И такие деньги пройдут мимо митрополита Феофана?

За вызывающе роскошный образ жизни Феофана критикуют практически в любой епархии, которой он управляет. А таких епархий накопилось уже пять. Так, духовенство Ставропольской епархии в августе 2007 года жаловалось тогда еще патриарху Алексию II «об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея… Чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции».

С подобной же критикой Феофан столкнулся в 2011 году в Челябинской епархии, куда, по рассказу агентства «Ура.ру», он въехал «на новенькой немецкой иномарке - Audi A8 4.2 FSI quattro». Машина была куплена в московском автосалоне «Ауди Центр Юг», на сайте которого указано, что ее стоимость начинается от 4 млн 512 тыс. 700 рублей. На первой же пресс-конференции после назначения главой Челябинской епархии Феофан предстал перед журналистами в дорогих швейцарских часах Vacheron Constantin с ремешком из кожи аллигатора за 15 тыс. евро (это было еще ДО скандала с патриаршими часами Breguet).

Сейчас татарстанская пресса с жаром описывает роскошный особняк площадью в 1600 кв. метров в элитном поселке Петровский под Казанью, где постоянно проживает Феофан и где он в июле нынешнего года принимал патриарха Кирилла. Особняк окружает участок площадью 2500 кв. метров с кадастровым номером 16-50-172118-9. Формально вся эта недвижимость, оцениваемая казанским изданием «Бизнес-Online» в 150 млн рублей, принадлежит Самойленко Татьяне Викторовне - казначею епархии и супруге секретаря Феофана протоиерея Владимира Самойленко. Эта супружеская чета переезжает вместе с митрополитом из епархии в епархию.

Группа клириков и мирян Татарстанской митрополии обратилась в «Новую» с жалобой: «Со сменой митрополита епархиальный налог вырос в 5 раз. Для многих это неподъемная ноша. К тому же г-н Ашурков распорядился прекратить всякую самостоятельность в вопросах приобретения церковной утвари и литературы, монополизировав этот рынок. Теперь все и всё централизованно закупают в епархиальном магазине с тройной накруткой. Также и подписываются все и на всю церковную периодику. Стоит отметить, что оплата товара покупателями, т.е. приходами и монастырями, производится строго по полной предоплате. А вот поставщики товара вынуждены ожидать оплаты неделями, а то и месяцами».

Сравнивая этот текст с жалобами бывшей паствы Феофана из Челябинска, можно заметить, что «ставки растут»: «Он [Феофан] обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана. - Ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас - 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги. Все решения принимает единолично. При Иове был епархиальный совет, там решались конфликтные вопросы, сейчас совет не действует. А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе» («Ура.ру»).

Базис и надстройка

Начало бизнес-успеху Феофана было положено в начале 90-х в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской патриархии, когда весь отдел, вдохновляемый напористым председателем Кириллом, почти только бизнесом и занимался. В многочисленных публикациях СМИ того времени Феофан упоминается в связи с историями про ввоз в РФ сигарет без акцизов под видом «гуманитарной помощи для церкви», про деятельность банка «Пересвет», про алмазный бизнес компании «Артгемма», про покупку и продажу за 2 млрд супермаркета «Скобелевский» в Москве, про торговлю нефтью по квотам, которые правительство выделяло Московской патриархии. «Новая» писала и о том, как за несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал «спасать российские интересы» не кто иной, как Феофан.
Читайте также
«Пересвет» ослаб. В банке РПЦ введена временная администрация на фоне сообщений о выводе активов

Но по-настоящему Феофан поднялся на туристическом бизнесе (отчасти под видом паломнического). По сведениям доктора исторических наук Сергея Бычкова, исследовавшего эту тему, основными направлениями турбизнеса компаний, связанных с именем Феофана, были Греция, Италия и Израиль. В 1999 году, незадолго до загадочной ссоры с Кириллом, Феофан смог через него организовать письмо патриарха в правительство РФ с просьбой о передаче РПЦ под «паломнический центр» гостиницы «Университетская» на Воробьевых горах в Москве. Тогдашний Москомимущества категорически не хотел отдавать прибыльный отель, но церковные представители его все-таки отжали.

На вырученные прежде всего от туристического бизнеса капиталы Феофан купил предположительно пятикомнатную квартиру на Старом Арбате, рядом с Плотниковым переулком. Автор этих строк, проходя мимо «Плотников-паба», имел удовольствие наблюдать плотную фигуру митрополита за кружкой пива в этом уютном заведении в компании деловых партнеров. По сведениям Бычкова, Феофан якобы также выстроил по индивидуальному проекту коттедж на Николиной Горе (кооператив «Уборы»).

Очень доверенное лицо

Безусловно, Феофан является одним из богатейших иерархов РПЦ МП. В этом месте принято вспоминать о «монашеском обете нестяжания», но в случае с нашим героем монашеские обеты закончились почти 40 лет назад в Святой земле. Дело было так.

В общегражданском паспорте нашего героя написано, что зовут его Иван Андреевич Ашурков, а родился он 21 мая 1947 года в Дмитриеве-Льговском Курской области. Светское образование митрополита ограничивается ремесленным училищем, где он получил профессию слесаря-электрика. Зато духовное, помимо семинарии, включает академию, аспирантуру и степень кандидата богословия. Свою духовную карьеру Феофан начал рано и успешно: в 1973 году, в 26-летнем возрасте, он принимает постриг в Троице-Сергиевой лавре, в 1976-м рукополагается в иеромонахи у митрополита Ювеналия, тогдашнего председателя ОВЦС, а еще через год, всего в 29 лет, направляется в Израиль сотрудником Русской духовной миссии. Заметим, что в те годы СССР не имел дипломатических отношений с Израилем, а почти вел с ним войну, так что молодому человеку надо было стать очень «доверенным лицом», чтобы получить такое назначение. И аккуратно выполнять возложенные на него на вражеской территории обязанности.

Однако, как водится, «воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку». Протодиакон Андрей Кураев свидетельствует: «16.07.1982 Феофана вернули простым монахом в Лавру. Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Варвару в ее родной киевский Покровский монастырь. Причем официальная ее биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу - хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским - что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом» («Живой журнал» о. Андрея). К этой трогательной истории остается лишь добавить, что этим делом будущая игуменья занималась в заботливо купленном для этого Феофаном домике в Александрове - как раз на полпути от Троице-Сергиевой лавры до Толгского монастыря в Ярославле - места ее будущего игуменства. В романе Натальи Бабасян «Целибат», ставшем уже церковной классикой, упоминается герой под именем Феофила - архимандрита с вполне сложившейся репутацией: «Феофил у нас - человек любвеобильный. Где ни появлялся, везде деток после себя оставлял».

Кадровый вопрос и тяжелый характер

После трехлетней опалы ценный «выездной» кадр направляется в Аргентину - секретарем тамошнего экзархата РПЦ МП, состоявшего всего из 2–3 приходов, но игравшего важную церковно-политическую роль. Там он безуспешно пытался стать преемником архиепископа Платона, чтобы возглавить экзархат, но был отозван в Москву и назначен представителем патриарха в Дамаске. С 1993 года Феофан - заместитель митрополита Кирилла в ОВЦС. Однако в 1999 году в высших эшелонах ОВЦС происходит некий разлом, причины которого не до конца известны. Разлом прошел между Кириллом и его первым замом митрополитом Климентом (Капалиным), который вскоре ушел из ОВЦС и стал управляющим делами Московской патриархии. Очевидно, стареющий патриарх Алексий II искал какой-то противовес слишком жестко рвавшемуся к высшей церковной власти Кириллу и спустя 10 лет, в 2009-м, именно Климент стал единственным соперником Кирилла на заключительном туре патриарших выборов. Поссорившись с Кириллом, Феофан, вместо того чтобы получить давно ожидавшийся им архиерейский сан, опять поехал представителем патриарха в Дамаск. Такое вторичное назначение считается в РПЦ понижением.

Читайте также

За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»

Впрочем, уже 7 октября 2000 года Феофан получает заветную епископскую панагию, правда, с назначением на отдаленную Магаданскую кафедру. Уже в мае 2003 года, когда его новый покровитель Климент стал управделами патриархии, переводится на хлебное место в Ставрополь, где сталкивается с первыми публичными протестами. Именно на Ставропольской кафедре Феофана застает кампания по выборам Патриарха всея Руси 2008–2009 гг. И он делает ошибочную ставку на Климента. Неудивительно, что после победы преданного Феофаном Кирилла опять последовала опала и череда перемещений из епархии в епархию. Немалых сил и средств стоило нашему герою восстановить добрые отношения с новым патриархом: сначала завоевал репутацию «крестителя Кавказа», погрузив в горную реку одновременно 10 тысяч осетин; потом затеял строительство кафедрального собора в Челябинске - «крупнейшего на Урале»; затем организовал визит патриарха в Ульяновск с такой помпой и роскошью, что сразу же получил назначение в престижную Казань. Ну и тут не подкачал, принимая Кирилла в июле нынешнего года на президентском уровне. В РПЦ все устроено как в средневековой системе кормлений: такая система гарантирует высокую степень неприкосновенности верным поставщикам патриаршего двора.

В Татарстане, где на 1500 мечетей всего 340 православных храмов, приходится решать довольно деликатные задачи межрелигиозного характера. И у митрополита Феофана есть методы их решения - грубоватые, конечно, но эффективные, как он считает. Авторы письма из Казани в «Новую» описывают характерный случай приезда митрополита на приход: «…Уловил в голосах говоривших характерные национальные манеры словообразования и словоупотребления. Это его оживило на мгновение, и он поинтересовался: «А ты кто?» Первым нашелся обладатель азиатского профиля: «Я в Грузии родился». «А я на Украине», - поспешил расширить географию представителей попутчик грузина. Иван Андреевич (мирское имя Феофана), хитро щурясь и беззвучно шевеля губами, вдруг обоих сразил наповал: «Так, ты едешь в Грузию, а ты на Украину. И завтра чтоб вас здесь не было».

О «решительном» характере Феофана говорится и в коллективном письме, которое было вручено патриарху Кириллу во время его визита в Казань 21 июля. «Редкая служба с его участием проходит без крика и скандала. Придирается ко всему по поводу и без повода», - жалуются на владыку авторы письма. Они обращают внимание на общественное возмущение требованием Феофана передать Татарстанской митрополии РПЦ одно из зданий президентской резиденции в Кремле: «По манере общения, по форме общения митрополит вызывает у татарстанцев прямые и неоднозначные ассоциации с чекистом сталинских времен».

Разумеется, у не худшего иерарха РПЦ есть и положительные черты. Он обладает известным дипломатическим талантом, даром слова, в нужных случаях - обаянием. Он - пылкий патриот России, сторонник ее сближения с исламским миром и бесконечно предан лично Владимиру Владимировичу Путину. Будучи Челябинским митрополитом и освящая храм в копейской колонии, назвал Путина своим «хозяином», а в конце 2011-го - начале 2012-го призывал остановить «болотный майдан» и гарантировал законность тогдашних выборов.

Недолго он пробыл в Ульяновске, но запомнился и там своим патриотизмом. Выступая на митинге 4 ноября 2014 года, призвал жителей не самого богатого города на Волге быстрее «наверстывать упущенное» и довести население РФ до 600 млн человек. В заключение самолично спел комсомольскую «Песню о тревожной молодости» Александры Пахмутовой, а видя, что его никто не поддержал, повелел населению «к следующему разу» выучить эту песню. Увы, на «следующий раз» Феофан был уже в Казани - народ зря учил песню…

В общем, хоть и строгий, но жизнерадостный. В нынешней российской «элите» распространен этот стиль. Феофан - герой своего времени, человек без провалов в биографии. Он одинаково уверенно чувствовал себя на советском спецзадании в Израиле, в лихой круговерти бизнеса 90-х и в неоимперской элите 2000-х. И все это под аккомпанемент цитат из Евангелия. Разве не талант?

Отношение большинства наших сограждан к православию, увы, теперь так или иначе зависит от показной роскоши, которую демонстрирует в первую очередь патриарх, а вслед за ним - митрополиты, епископы, наместники и игуменьи богатых монастырей и отдельные священники, у кого уж как получается. Протоиерей Всеволод Чаплин подводит под это «богословскую базу» - дескать, роскошь патриарха и архиереев - это не их личное удовольствие (наоборот - «крест»!), а явление в мире славы Христа. Ведь предсказано, что во второй раз он придет «со славою и честию великой». Вот патриарх со своим окружением и предвосхищают это Второе пришествие. На самом деле основная масса российского духовенства - в вымерших деревнях, в разваливающихся провинциальных городках, у старых кладбищ - влачит довольно жалкое существование. Достается же ему со стороны «общественного мнения» по полной программе - за наглость и безумный гедонизм их церковных начальников, которые вытягивают из приходского попа последнюю копейку. Похоже, внутри церкви растет социальное напряжение, подобное тому, какое было в начале ХХ века. Тогда оно вылилось в «церковную революцию» обновленчества, когда веками угнетаемое белое (женатое) духовенство восстало под лозунгами большевицкой революции против своих священноначальников и положило конец многовековой бюрократически-иерархической структуре Российской церкви… Сейчас, кстати, приближается вековой юбилей тех событий".

Епископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) - сын священника села Подмошье, Новгородской губернии. Родился 31 (13 января) декабря 1873 года.

Закончил начальное духовное училище при Александро-Невской лавре, Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в 1894 году в возрасте 17 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 году был назначен доцентом той же академии на кафедре библейской истории.

В 1898 году принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха.

В 1901 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) в домовой церкви С-Петербургской духовной академии он был возведен в сан архимандрита с определением исполняющего обязанности инспектора Академии. В 1905 году, после выхода в свет его магистерской диссертации «Тетраграмма или ветхозаветное Божественное имя (Иегова)», он был возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден в должности инспектора Академии.

В том же году происходит его знакомство с императором Николаем II, и архимандрит Феофан на долгие годы становится духовником царской семьи.

1 февраля 1909 года он назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а через 3 недели — 22 февраля, во второе воскресенье Великого поста, в соборе Александро-Невской лавры состоялась его хиротония во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершал Первенствующий член Св. Синода Высокопреосвященнейший Антоний (Вадковский), митрополит С-Петербургский и Ладожский с прочими членами Св. Синода и другими, прибывшими в столицу иерархами. 19 ноября 1910 года состоялось его назначение епископом Таврическим и Симферопольским, а 25 июня 1912 года он был перемещен на Астраханскую кафедру.
Причиной этого перемещения стало непонимание, возникшее между епископом Феофаном и членами царской семьи по поводу оценки личности Григория Распутина. Владыка Феофан некогда сам способствовал сближению Григория Распутина с царской семьей. При первом своем знакомстве с ним в 1905 году владыка, тогда еще архимандрит, увидел в Распутине особые духовные качества. Эти качества Распутина высоко оценил сам отец Иоанн Кронштадтский, а также многие известные иерархи того времени: епископ Саратовский Гермоген (Долганов) и тогдашний ректор духовной академии епископ Сергий (Страгородский).

В связи с развязанной в центристской прессе кампанией против Распутина, которая, по своей сути, была направлена против самого государя, епископ Феофан полагал: для царской семьи будет лучше, если Распутин будет удален от царствующих особ. В начале 1911 года епископ Феофан выступил перед Святейшим Синодом с предложением официально выразить императрице Александре Федоровне неудовольствие в связи с поведением Распутина. Члены Синода заявили ему, что это дело - для него как духовника императрицы. Находясь в то время на кафедре в Крыму, он навещал императрицу, когда царская семья приезжала в свою летнюю резиденцию в Ливадии. Осенью 1911 года епископ Феофан говорил с государыней около полутора часов, и императрица, как сказал сам владыка, «была очень обижена». Возникшее непонимание тяготило как императрицу, так и самого епископа Феофана. Хотя отношения между ним и царской семьей оставались довольно теплыми, но прежнего доверия уже не было. Желая избежать двусмысленности, во время посещения царской семьей Ливадийского дворца в Крыму епископ Феофан ходатайствует о перемещении его на другую кафедру, и таким образом оказывается в Астрахани.

На Астраханской кафедре епископ Феофан пробыл недолго, но за короткое время своего пребывания здесь он запомнился редким аскетизмом, простотой, доступностью, полным пренебрежением материальным благополучием. Богатый архиерейский дом при нем стал пристанищем бедных и нищих, которые получали там пищу, одежду и деньги. Епископ сам себе готовил пищу, не прибегая к услугам целого штата поваров, упразднил пышные выезды в каретах и, совершая ежедневно богослужения в храмах города, ходил пешком. Богомольцы тысячами собирались на его богослужения, на которых он говорил чудесные проповеди.

В Астрахани епископ Феофан получил изнурявшую его малярию. Приступы приходили неожиданно и начинались почти мгновенно, отчего владыке, если он был в то время на богослужении в соборе, приходилось прятаться от чужих глаз в угол, и дожидаться окончания приступа. Часто он в таком состоянии даже терял сознание. Служба же продолжалась, и никто из священнослужителей старался не показывать вида, что владыке плохо. Когда же кризис проходил, и владыка приходил в сознание, он, изможденный и обессиленный, все же поднимался и продолжал службу. Приступы бывали настолько сильными, что после них он едва мог двигаться. Обострилась и давнишняя болезнь — начался туберкулез горла.

Преосвященный Феофан был переведен из Астрахани в Полтаву а возведен в сан архиепископа. Назначение епископа Феофана на Полтавскую кафедру состоялось 8 марта 1913 года. В 1920 году владыка покинул Полтаву, уходя вместе с отступающей Добровольческой армией, эмигрировал из России. Некоторое время архипастырь жил в Константинополе, а позже переехал в Сербию. Здесь он вошел в состав Синода Русской Зарубежной Церкви, организованного митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), но деятельного участия в работе Синода не принимал.

В 1925 году по приглашению епископа Лубенского Серафима (Соболева), окормлявшего в Болгарии русские приходы, он переезжает в Софию. В 1926 году архиепископ Феофан и епископ Серафим (Соболев) выступили против своевольного толкования митрополитом Антонием (Храповицким) догмата об Искуплении. Они направили в Русский Архиерейский Заграничный Синод заявление, в котором назвали толкование митрополита Антония еретическим. Собор не поддержал их заявление, что привело архиепископа Феофана к полному разрыву с Синодом Русской Зарубежной Церкви.

16 (29) апреля 1931 года он переезжает во Францию, где поселяется в пригороде Кламар в доме русских эмигрантов Пороховых. Позже он переезжает в местечко Моун, близ города Амбуаз на Луаре, а в самом конце своей жизни поселяется в местечке Лимерэ, в доме бывшей полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко. Ей принадлежали несколько расположенных рядом пещер, в одной из которых владыка устроил маленькую церковь, а в другой поселился сам, где вел образ жизни настоящего затворника.

Скончался архиепископ Феофан 6 (19) февраля 1940 года и погребен на общественном кладбище на окраине Лимерэ, под номером 432.

Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский (12.01.1873–19.02.1940)

Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник, хорошо известен в России как духовный отец Царской Семьи.

Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года (ст. ст.) под Петербургом, в с. Подмошье Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей.

Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» () , вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии.

Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии.

Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории.

В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем ІІ и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи.

Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора -- он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью.

1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая ІІ, Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, - с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца - отец Исидор и отец Варнава.

В 1910 году Владыка заботами Царского Семейства с Петербурга был переведен в Крым - на Симферопольскую кафедру, поскольку его слабому здоровью не подходил климат северной столицы. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла.

В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи - в Полтаву - с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874- 940)” рассказывается так:

“Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор при богослужениях был пуст. И Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу, дабы Господь возбудил в новой пастве его ревность духовную, возжег в душах жажду покаянной молитвы.

Подробное жизнеописание, отдельные проповеди и письма Феофана Полтавского можно найти в книге:

Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940) (Москва: Братство прп. Германа Аляскинского -- Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1994) .

По этому изданию подан и наш текст. - Прим. ред.

Православные Татарстана написали и разместили на сайте Change.org петицию патриарху Кириллу и в Священный Синод, в которой попросили призвать к порядку и прекращению беззакония в Казанской епархии митрополита Феофана, который до мая 2014 года возглавлял Челябинскую и Златоустовскую митрополии.

По словам авторов петиции, за время руководства Феофана Казанской епархией случилось много неприятных событий. «Митрополит Феофан без разбора, руководствуясь только личными симпатиями и антипатиями, стал выгонять сотрудников храмов, монастырей, подворий, при этом не взирая на то, что эти люди трудились на благо церкви. Многие из изгнанных митрополитом Феофаном сотрудников трудились на этих местах помногу лет, зачастую начав свой труд на благо церкви с самых руин того или иного храма. А многие из них не имели иного места, куда податься и где преклонить голову», - говорится в обращении.

Православная вера и сан при этом, по словам авторов, стали для митрополита своего рода бизнесом.

«Практически со всех приходов и монастырей собирались неофициальные сборы, как говорилось, на архиерейский дом. Теперь в посёлке Петровский города Казани стоит роскошный особняк, никак не вяжущийся с образом скромного архипастыря и бессребреника митрополита Феофана. Особняк это был оформлен на супругу секретаря митрополита Татьяну Самойленко. Но после предыдущего письма на Ваше имя вышеупомянутый особняк был переоформлен на Казанскую Епархию», - утверждают верующие.

При этом богослужения митрополита Феофана, как утверждается в петиции, зачастую сопровождаются разборками с его участием. «Ругань и крики слышны от него даже во время божественной литургии. Один из самых вопиющих фактов подобного поведения митрополита Феофана – это пасхальное богослужение в Раифском Богородицком монастыре в 2015 году. Все прихожане, присутствовавшие на том богослужении, были крайне удивлены и смущены той руганью и бранью, которая слышалась в ту ночь из уст митрополита (из-за большого количества прихожан на Пасху служба сопровождается озвучиванием через микрофоны и динамики). Легко представить, какое «пасхальное настроение» создал архиерей у молящихся, когда сквозь пение хора, громче, чем само богослужение, слышались совсем не пасхальные реплики митрополита», - утверждают верующие.

С нижестоящими по сану клириками глава Казанской епархии общается на повышенных тонах, зачастую допуская оскорбления, уверяют подписанты. Феофана обвиняют в шантаже и запугивании снятием с должности настоятелей.

При этом он не смотрит ни на заслуги, ни на возраст, ни на социальное положение человека. Причин изгнания верующим не поясняют. «Митрополит Феофан фактически выжил настоятеля Макарьевского мужского монастыря игумена Глеба (Владимирова), который, не выдержав методов «управления» митрополита Феофана, был вынужден покинуть свою должность и Епархию», - говорят авторы петиции. Данный факт был скрыт, поскольку в эти дни в Казань приезжал патриарх Кирилл.

«Митрополит Феофан пытался снять с должности и настоятеля Седмиозёрного монастыря архимандрита Германа (Кузьмина), пока за последнего не заступилась общественность, собиравшаяся даже провести пикет в его поддержку. И дело, вероятно, дошло бы до пикетов, если власти республики не дали понять митрополиту Феофану о своём негативном отношении к происходящему и нежелательности такого поворота дел, - гласит петиция. - Можно привести в пример архимандрита Всеволода (Захарова), который, находясь бесконечно в состоянии стресса от общения с митрополитом, скоропостижно скончался в возрасте 57 лет. Покойный архимандрит Всеволод, чьё светлое имя митрополит Феофан теперь порочит в узком кругу, был добрейшим человеком, достойным наместником монастыря и пользовался уважением не только у клира и прихожан, но и у власть предержащих».

Сегодня гонениям подвергается настоятель Свияжского Богородице–Успенского мужского монастыря игумен Силуан. Ему митрополит Феофан, утверждают верующие, уже объявил об отстранении от должности. И всё это в период, когда игумен находится на лечении в больнице. Митрополит приехал в Свияжский монастырь и объявил братии об отстранении настоятеля от должности, когда Силуан проходил лечение. Эта новость вызвала большой резонанс в Татарстане, где снова появились разговоры о пикетах, ведь игумен Силуан стоял у истоков возрождения Свияжского монастыря.

Многие настоятели храмов и монастырей сегодня не хотят поминать митрополита Феофана на службах как правящего архиерея.

Отметим, что жители Южного Урала тоже часто вспоминают Феофана как человека достаточно резкого. Многие VIP до сих пор помнят отмечавшийся на широкую ногу день рождения Владыки, на который ему подарили ключи от квартиры во Владикавказе, но не сумели собрать с приходов порядка 3 млн рублей на новый автомобиль.

– Владыка, вы заявили о желании возродить Казанскую духовную академию. За этим славным именем мощная традиция – духовная, научная, педагогическая, просветительская…

– Я хотел бы сразу подчеркнуть: это не только мое желание, это наша церковная боль, что мы до сих пор еще не возродили Казанскую духовную академию, которая действительно занимала особое место в жизни не только Русской Православной Церкви, не только в научном сообществе, но, я бы сказал, и на межправославном, международном уровне. Поэтому очень важно возродить и прерванную традицию, и духовную жизнь, и научную деятельность, и, как вы говорите, педагогическую, просветительскую.

– За счет чего вы планируете восстановить эту традицию в наши дни? На какие профессорско-преподавательские кадры вы будете опираться, особенно на первых порах?

– Здесь несколько вопросов. Если вы имеете в виду материальную базу, то есть аудитории, здания, необходимые для процесса обучения, вся инфраструктура. Ведь здание бывшей Казанской академии сохранилось, там располагаются, кажется, медицинские учреждения. Но есть закон о возврате собственности, принадлежавшей Русской Православной Церкви, и в идеале нужно добиться, чтобы было возвращено именно историческое здание.

Мне приходилось слышать советы, что, может быть, новое построить, но тогда мы потеряем сам дух старого здания! Здания, где были знаменитые профессора, где столько лет обучались студенты. Там преемственность духа происходит даже через неодушевленные вещи: коридоры, лестницы, а уж тем более – храм, который там был. Это очень важно. Но здесь вопрос, конечно, непростой. Освобождение здания от ныне занимающих его учреждений, приведение его в порядок – дело не одного года.

Уже строится высокоскоростная магистраль для «Сапсана»: три часа – и в Казани из Москвы, так что профессура может к нам приезжать и из других городов. Конечно, всё это непросто, но, поверьте, очень реально, и никакие это не радужные мечты, всё можно воплотить в реальную жизнь.

– В Татарстане и соседних регионах живут несколько десятков тысяч кряшен, этнически близких к казанским татарам и исповедующих православие. Известный исследователь Александр Журавский считает, что кряшены – это в основном не крещенные в XVI-XVIII веках татары-мусульмане, а потомки болгарских племен, крещенных не позднее XII века. Какое место занимают кряшены в жизни Казанской митрополии? Какое будущее вы видите у этой общины?

– Главное место – это то, что они сохранили свою традицию до наших дней, несмотря на непростые условия, – как в советский период, так и в период новейшей нашей истории. Я не буду перечислять те трудности, которые они испытали, они известны нам всем. И мне сложно сейчас сообщить прямо конкретные данные, что я решил или сделал, потому что за один месяц, наверное, это не очень возможно.

Но то, что я буду заниматься проблемой кряшен, это точно. И, насколько я ознакомился, самая большая их проблема – это, конечно же, духовенство. Надо готовить духовенство именно из их среды. А для этого, очевидно, надо будет подумать, чтобы как раз в нашей семинарии были специалисты, которые хорошо бы разбирались в данной проблематике – и языка, и культуры, и преданий, и традиций кряшен.

Думаю, вот это и есть одна из первостепенных задач. Ну и, конечно же, как везде, тут важно просвещение. Надо подумать и о храмах – где бы еще были нужны храмы для кряшен, – но и о просветительских центрах.

Ну а какое я вижу у кряшен будущее, – как у всех нас, какое еще. Через веру ко Христу, через служение, через развитие – совершенно реально занять место в жизни общества, в жизни республики.

– Казань – значимый культурный и научно-образовательный центр. Как вы планируете выстраивать отношения с профессиональными сообществами историков, музейных работников, преподавателей?

– Как в нормальном цивилизованном мире. Конечно же, у нас есть огромный пласт в истории нашего народа и в истории Церкви – новомученики. Это период всего XX века. Совместной работы для историков с епархией только за этот период непочатый край. История храмов, история научной школы, история монастырей – и в период их процветания, и в период богоборчества, и в период возрождения – необъятное поле для сотрудничества.

Очень важно, чтобы историческая наука была в полном смысле наукой, но ни в коем случае не интерпретацией – в угоду кому-нибудь или через личную призму. Надо стараться быть объективными историками, вот тогда это будет реальная историческая наука, которая сможет приблизить отдаленное время к нашему пониманию.

Что касается музеев… Сейчас очень много споров с музеями. Конечно же, немыслимо, чтобы монастыри, которые передаются законному хозяину – Русской Православной Церкви – становились бы какими-то зоопарками. Да, в возможную меру монастырь должен быть доступен, чтобы люди могли познакомиться с архитектурой, с живописью, с иконописью, с прикладным искусством церковного зодчества, творчества. Но ни в коем случае это сотрудничество не должно сводиться к тому, чтобы монастырь был только музеем, в котором монахи, повторюсь, – как в зоопарке, или как некий исторический фон, реконструкция. В этом плане мы должны понимать и уважать друг друга.

И с преподавателями работы много, тоже непочатый край. И с ними мы должны вести диалог и разрабатывать совместные программы духовно-нравственного воспитания, вместе говорить об истории, культуре, искусстве, в том числе о церковном искусстве.

– Как вы планируете решать давно назревшие вопросы о возвращении ряда символически значимых объектов – колокольни Богоявленской церкви, здания архиерейской резиденции, здания епархиального управления и прочих?

– Колокольня Богоявленской церкви уже возвращена. Теперь надо приводить ее в порядок, что сейчас постепенно и делается. С остальным… Знаете, что я хочу сказать? Я не хотел бы ломать копья сразу и говорить: «Вот я сейчас!» Нужен диалог. Нужен ровный спокойный диалог. Только через диалог можно прийти к тем или иным решениям, удовлетворяющим обе стороны.

– Неся свою службу на ставропольской земле, в непосредственной близости к Северному Кавказу, вы наверняка уже сталкивались с проблемой исламского экстремизма. Эта проблема актуальна в наши дни и в регионах Среднего Поволжья. Какое место займет эта проблема в ваших трудах и заботах?

Интересный вопрос. Я не просто сталкивался, я перенес страшную трагедию Беслана. Я часто говорю и говорил: моя жизнь разделилась до Беслана и после Беслана. Потому что – когда выносил убитых, раненых детей из страшного ада, где всё горело, стреляло, убивало.

Для меня понятие экстремизма, терроризма – это не пустые слова. Это кровь и слёзы, это беда. И мы должны делать всё, чтобы не допустить таких уродливых явлений в обществе. Здесь путь один: для экстремизма самая питательная среда – непросвещенность, ложные ориентиры. И, конечно, я буду делать всё возможное, чтобы через сотрудничество с носителями другой религии, с исламом, мы бы могли объяснять людям, что экстремизм, терроризм не может быть оружием и путём веры. Это путь безверия.

Очень важно нам, носителям различных религиозных убеждений, но всё же исповедующим Бога как Творца, как Судию, понять: мы должны вместе бороться против этого страшного зла – экстремизма, терроризма, и у нас не может быть другого подхода, нежели сохранить жизнь, мир и согласие между народами. И кто бы мне что ни говорил, я никогда не смогу сказать, что ислам и терроризм – синонимы. Неправда. Я из личного опыта знаю, что глубоко верующие мусульмане никогда не были и не будут экстремистами и террористами. И правильно говорят, что у терроризма нет лица – ни национального, ни религиозного.

Траурные мероприятия в Беслане. Фото из архива Журнала Московской Патриархии

– Какие первостепенные задачи надо решать, по вашему мнению, Татарстанской митрополии?

– Да все наши задачи – первостепенные. И долгосрочная, и краткосрочная программы – это водительство через Церковь к Богу. Конечно, храмы надо строить, развивать систему духовного образования. Одна из главных задач – повышать духовный уровень клира. Не только в области знаний, но и в области именно духовного совершенства. А для этого необходимы и различные семинары, и встречи с хорошими опытными духовниками, с богословами, с юристами, – чтобы мы могли владеть умением защищать интересы Церкви.

А стратегическая цель – это не то, что мы все взяли – и здорово, мы все уже такие благочестивые, весь Татарстан в монастырях и в храмах. Стратегическая главная цель – Христос. Вот куда мы должны идти, а узловые точки, вехи, дороги – это лишь средства для этого пути. Еще раз повторю, главная стратегическая цель – от земли на небо ко Христу.

Митрополит Феофан (в миру Иван Андреевич Ашурков) родился в 1947 году в Курской области. Окончил Московскую Духовную академию. Был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры, наместником Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Феофан.

Нес послушание в Русской духовой миссии в Иерусалиме, послушание секретаря экзархата Центральной и Южной Америки, послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1989-1993 гг. – экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки, позднее стал заместителем председателя ОВЦС МП. Представлял Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

В 2000 г. был наречен во епископа, назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. В 2003 г. – на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру. Далее был главой новообразованной Челябинской митрополии. В 2012 г. возведен в сан митрополита, в 2014-м – назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии. В данный момент возглавляет Казанскую и Татарстанскую митрополию.

В 1993 году в Москве, во время противостояния, пытался примирить конфликтующие стороны и принимал участие в переговорах. Лично проводил переговоры в Доме Советов с участниками трагических событий. В 2006-2008 и 2008-2010 годах был членом Общественной палаты Российской Федерации.

После террористического акта в Беслане разместил в монастырях епархии пострадавших детей, так как в больницах не хватало мест, помог обеспечить всех необходимыми медикаментами.

Во время военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года по указу архиепископа Феофана Богоявленский Аланский женский монастырь в Северной Осетии открыл реабилитационный центр для пострадавших детей.

Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, орденом преподобного Серафима Саровского II степени, медалью «За заслуги перед Отечеством» IV степени.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: