Правильное питание в рождественский пост. Больше, чем просто воздержание от скоромной пищи

Библия говорит про секс не на том языке, к которому мы, возможно, привыкли сегодня. Если сложно понять Синодальный перевод, то всегда есть возможность воспользоваться .

Приведу отрывок из Библии и сразу вставлю современный перевод для сравнения.

Первое послание к Коринфянам 7:1-5

1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
(1Кор.7:1-5)

7:1 Что же касается того, о чём писали вы, то лучше мужчине не жениться.
7:2 Но во избежание блуда каждый мужчина должен иметь собственную жену, а каждая женщина должна иметь собственного мужа.
7:3 Муж должен давать жене своей то, что ей положено, и так же жена должна давать своему мужу всё, что ему положено, как её мужу.
7:4 Жена не властна над своим телом, а муж властен над ним. Так же и муж не властен над своим телом, жена властна над ним.
7:5 Не отказывайте друг другу, разве что с обоюдного согласия на некоторое время, чтобы вы могли предаться молитве, а затем снова соединяйтесь, чтобы сатана не мог искусить вас из-за отсутствия у вас самообладания.
(1Кор.7:1-5)

Давайте с вами изучим отрывок в контексте нашего вопроса. Например, я увидел, что этот небольшой отрывок говорит о сексе.

РАССУЖДЕНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА

Павел, рассуждая в первом стихе, предлагает нам свой вывод, где рекомендует лучше не жениться. Это не заповедь, и мы правильно посмотрим на это, как на рекомендацию.

Правило простое — если мы не можем обладать собой, и это «желание» сильнее нас, то лучше подумать о браке. То-есть найти себе супругу или супруга.

Логика верная, когда мы ищем супруга, а потом становимся одной плотью — заключаем брак, занимаемся сексом. И совершенно противоположная ситуация, когда мы сначала занимаемся сексом, а только потом задумываемся о семье — тем самым мы идем на поводу своего «желания» в разрез воли Бога.

Следствием такого поведения будет — блуд.

Об этом мы читаем во втором стихе.

2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
(1Кор.7:2)

После второго стиха Павел излагает принцип чрезвычайной важности.

БРАК - СОЮЗ ДВУХ ЛЮДЕЙ

Муж не может поступать независимо от жены, как и жена не может поступать независимо от мужа. Они должны поступать по обоюдному согласию.

Муж не должен рассматривать жену как средство для удовлетворения своих желаний. Весь комплекс брачных супружеских отношений, как физических, так и духовных, должен обоим доставлять и физическое наслаждение, и высшее удовлетворение всех их желаний.

Во время особых епитимий, во время долгих и серьезных молений вполне уместно уклоняться друг от друга; но это следует делать по обоюдному согласию и лишь на время, иначе уклонение может привести к соблазнам и искушениям.

Брак — не чудо, которое сопровождает мужа и жену, это работа. Он и она оказывают друг другу должное, (т.е.соответственное) благорасположение, другим языком — нужно давать друг другу все самое необходимое. В таких отношениях всегда радость и грусть. И все, что дает жизнь — нужно делить вместе.

Секс в этом плане — лишь часть этих отношений, но с него появляется «одна плоть».

Ветхий завет говорит об этом:

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
(Быт.2:24)

Новый завет:

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
(Еф.5:31)

Весь институт брака и взаимоотношения, описанные как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете — это план Бога .

Сегодня кольцо на руке говорит о браке, но важно помнить, что кольцо — это круг, не имеющий ни начала, ни конца.

Кольцо — символ одной плоти!

Подводя некий итог, мы смело можем говорить, что в Библии есть стихи про секс. И если говорить на современном языке, то секс является частью семьи и планом Бога.

Господь приготовил определенную роль как для женщины, так и для мужчины.

Учение о браке, которому посвящена 7-я глава, вызвано вопросом, поставленным Коринфянами в их письме к ап. Павлу (1 Кор. 7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него средство против блуда (1 Кор. 7:1 – 2, 9). Брак есть средство к достижению некоей высшей цели. Святитель Иоанн Златоуст пишет по поводу(1 Кор. 7:1 – 9): «…коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. Если ты, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощью, то вступай в брак». Преподобный Ефрем Сирин свидетельствует: «Зная, что о нем учил Господь Его. Боялся проповедать о нем сам. Когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, – увещевателем, а не законодателем».

Св. Василий Великий во взглядах на девство и брак высказывает свое мнение: «Человеколюбец Бог, пекущийся о нашем спасении, дал жизни человеческой двоякого рода направление, то есть супружество и девство, чтобы тот, кто не в состоянии вынести подвиги девства, вступал в сожитие с женою, зная то, что потребуется от него отчет в целомудрии, святости и уподоблении тем, которые в супружестве и при воспитании детей жили свято». Так как брачное состояние, как и девственное, установлено Богом, то и требование от всех людей обязательного безбрачия представлялось бы противным намерению Божию». Святитель Григорий Нисский подчеркивал общехристианскую значимость аскетического идеала в духе св. Василия Великого. Согласно св. Григорию Нисскому, «не одни только девственники, а также и лица, ведущие брачную жизнь, должны пользоваться благами этого мира не иначе, как по «закону бесстрастия», то есть должны нисколько не привязываться своим сердцем ко всему мирскому, а напротив, обращать свой взор к небесному отечеству и к нему одному стремиться всем своим существованием. Таким образом, «закон бесстрастия», которым должны определяться отношения ко всему нас окружающему, как и «благочестивый образ жизни» вообще – обязателен для всех христиан, будут ли то мужчины или женщины, девственники или лица брачного состояния, и, следовательно, в этом отношении между ними различия какого-либо быть не должно».

Согласно святителю Иоанну Златоусту, брак учрежден Богом, чтобы восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Но деторождение не единственное и даже не самое главное назначение брака, а главной целью брака является искоренение распутства и невоздержания: «…брак дан для деторождения… и еще более для погашения естественного пламени… брак установлен, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудренным». Святитель Иоанн Златоуст указывает, что основным назначением брака является удовлетворение потребности к плотскому соединению, которая вложена Богом в природу человека. «Так, две цели, для которых установлен брак, чтобы жили целомудренно и делались отцами, но главнейшая из этих целей – целомудрие. Свидетель этому ап. Павел, который говорит: «во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая своего мужа (1 Кор. 7:2), – не сказал для деторождения», и затем: «будьте вместе» (1 Кор. 7:5) – повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для того, чтобы «не искушал вас сатана», и продолжая речь не сказал – если желаете иметь много детей, но что же: «если не могут воздержаться, то пусть вступают в брак» (1 Кор. 7:8).

Половые отношения – это не просто удовольствие, но это акт, имеющий последствия: святой апостол Павел однозначно говорит, что совокупление даже с блудницей (то есть, при отсутствии желания получить что-то кроме физического удовольствия) уже приводит к «одной плоти» (см. 1 Кор. 5:16). Регулируя половые отношения заповедями, Бог запрещает не удовольствие, а извращение брака – великого таинства познания – которая, в конечном счете, приводит к тому, что сам человек уже будет не в состоянии воспринять от близости нечто большее, чем то, что получают животные. Павел говорит: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6:18)». Блудник сам себя обкрадывает.

На слова «во избежание блуда» святитель Киприан Карфагенский приводит пример падших дев, которые не смогли сдержать высокий обет девства: «И как тяжко падают от того многие, как много дев к величайшему прискорбию нашему, мы видим сделавшихся преступными от таких соблазнительных и пагубных связей. Если они искренно посвятили себя Христу, то должны хранить стыд и целомудрие не зазорно и за твердость и постоянство ожидать награды девства. Если же не хотят или не могут так оставаться, то пусть лучше вступают в брак, чем заслуживают огонь адский своими преступлениями. По крайней мере, они не должны подавать соблазна другим братьям и сестрам». Святитель Феофилакт Болгарский по поводу (1 Кор. 7:2) пишет: «Ибо просто может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет или наоборот. Словами: «во избежание блуда» побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяет во избежание блудодеяния, то соединенные браком должны совокупляться между собою без всякой умеренности, но целомудренно». Святитель Феофан Затворник по отношению ко второму стиху седьмой главы: а именно брака и девства: «В том и другом можно угождать Богу и спасаться; но в первом это делать удобнее, во втором менее удобно. Можно к сему прибавить, что брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному. Брак – для немощных. Немощь эта телесная и – духовная».

«Жена не властна над своим телом, но муж: равно и муж не властен над своим телом, но жена». (1 Кор. 7:4). Блаженный Августин, рассуждая, над этими апостольскими словами говорит: «Безусловная привязанность супругов друг к другу, такое «взаимное супружеское соучастие», при котором вся душа одной половины всецело и нераздельно принадлежит другой половине супружеской четы. Такая непосредственная сплоченность супругов простирается не только на сферу их духовных отношений, но отражается естественным образом и на самом характере их физиологического общения. Результатом этого единства, по Августину, и является такое физиологическое и психологическое состояние, при котором жена, по слову Апостола, не владеет своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена».

Св. Феофилакт Болгарский толкует призыв святого апостола Павла как побуждение христианских супругов придерживаться в брачной жизни умеренности и благоразумного воздержания: «Апостол доказывает, что любовь друг к другу, действительно есть долг необходимый. Ибо не властны, говорит: супруги над своими телами: жена – раба, поелику не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж, а госпожа, потому что – тело мужа есть ея тело, и он не властен, давать оное – блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены»

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7:5). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому что от такого воздержания происходит великое зло: от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашние расстройства. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда будут лишены этого утешения». Удаляться друг от друга супругам апостол Павел позволяет на время, для упражнения в посте и молитве: «здесь апостол разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то, как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно, можно и с женою совокупляться и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее!»

«Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7:6). Апостол показывает, что воздерживаться друг от друга, это не повеление его, а просто рекомендация. Святитель Феофан Затворник пишет: «Что в известные времена должно воздерживаться супругам, это есть закон естества. К этому прилагает свое требование закон богоугождения. Но, как все сие уладить и упорядочить, этого предписаниями нельзя. Оставляется это по взаимному согласию и благоразумию супругов». Отсюда видно, что апостол не повелевает, а советует христианам не злоупотреблять воздержанием. Блаженный Августин, обращаясь к тем людям, которые воздерживались ради славы людской, ссылается на слова апостола Павла и говорит: «Итак, есть смиренные из воздерживающихся (от брачной жизни), есть и гордые. Пусть не надеются гордые на царство Божие. Высоко место, куда ведет воздержание… Наконец, осмеливаюсь, братья мои, высказать даже, что для воздерживающихся, но гордых полезно бывает падение, чтобы унизиться в том самом, чем превозносятся. Потому что, какая польза кому от воздержания, если господствует гордость».

«Ибо желаю, чтобы все люди были, как я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7:7). Святитель Феофан говорит: «Намереваясь предложить нечто трудное и нелегко исполнимое, он ставит себя в пример, как начало вождя в преодолении трудностей. Хочу из желания всем добра существенного «чтобы все люди были, как я, т.е. безбрачными, потому что это лучший путь к христианскому совершенству, безмятежной жизни, к беспрепятственному приступанию к Господу». Святой Ефрем Сирин, следующим образом толкует данный стих: «Без повеления Господня он избрал это. Но благодать каждому дана от Бога. И это также назвал повеление Господа своего, потому что не всякий человек имеет силы для этого. Сказал далее: один так, другой иначе, поелику один – таков, и этим может оправдаться, а другой – иным образом».

Блаженный Иероним Стридонский доказывает, что аскетизм выражает сущность религии Христовой. В частности, толкуя 1 Кор. 7:7, блаженный Иероним говорит: «Блажен тот, кто будет подобен Павлу. Счастлив тот, кто внемлет Апостолу повелевающему, а не снисходящему. Того, говорит он, хочу я, того желаю, чтобы вы были подражателями мне, как я Христу. Он девственник от Девы, от неистленной неистленный. Поелику мы, люди, не можем подражать рождению Спасителя, будем подражать по крайней мере Его жизни. Первое – свойство Божества и блаженства, последнее доступно и человеческой ограниченности и подвигу». Согласно блаженному Иерониму, «имеющий жену называется должником, необрезанным, рабом жены и, что свойственно худым рабам, – связанным. А живущий без жены, во-первых, не должник никому, потом обрезанный, в-третьих, свободный, наконец, разрешенный». Вообще, супружество соотносится с образом века сего преходящего и не соответствует Царству Небесному, «ибо по Воскресении не будет супружества». Единственное оправдание брака, согласно вифлеемскому отшельнику состоит в том, что «жена спасется тогда, если она родит таких детей, которые останутся девственниками, если потерянное ею самою приобретет в детях и повреждение и гнилость корня вознаградит цветами и плодами».

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:8 – 9). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видишь ли, благоразумие Павла, как он показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? Лучше жениться, чем разжигаться. Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться».

Чисто утилитарное оправдание брака не выражало мысли святого апостола Павла во всей ее глубине. Он весьма далек от уничижения брака. Мало того, из отдельных его замечаний вытекает, что он понимает брак, как теснейшее единение супругов (1 Кор. 7:3 – 4). При этом он обосновывает запрещение развода прямым повелением Господним, и исключает самую возможность второго брака разведенной (1 Кор. 7:10 – 11). Это представление о теснейшем единении супругов и о нерасторжимости брака открывает путь к мистическому учению о браке, как отображении союза Христа и Церкви, учению, которое несколько лет спустя будет дано святым апостолом Павлом в послании к Эфесянам. Основная мысль святого апостола Павла во всяком случае ясна: в союзе брачном или в безбрачии, человек имеет одно призвание. Это призвание есть всецелое служение Богу: недаром все земные и, в первую очередь, социальные ценности подвергаются переоценке во Христе (1 Кор. 7:22).

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 177.

Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995. Стр. 74.

Цит. по Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. / М. Григоревский. – Репринтное издание: Архангельск, 1902; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. Стр. 40 – 41.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 181 – 182.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. III. Стр. 208.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. III. Стр. 209.

Киприан Карфагенский, священномученик. Творения: Библиотека Отцов и учителей Церкви. – М.: Паломник, 1999. Стр. 421.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 248.

Августин Аврелий, блаженный. Творения. Т. 5. – М., 1997.

Феофилакт Болгарский, святитель. Толкование на Новый Завет. – СПб.: Тип. П. П. Сойкина. Б. г.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 178.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 252.

Августин Аврелий, блаженный. Творения. Т. 5. – М., 1997. Стр. 118.

Феофан Затворник, святитель. Творения. Толкования посланий святого апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. – М.: Сретенский монастырь, 1998. Стр. 253.

Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. VII. / Ефрем Сирин. – Репринтное издание: М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом, 1995. Стр. 75.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 232.

Цит. по Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. Стр. 233.

Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12 т. – Репринтное издание: М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. X. Кн. I. Стр. 179.

Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. / Кассиан (Безобразов). – Репринтное издание: Париж – Москва, 1996.

иерей Максим Мищенко

Веками люди рассказывали о внетелесных переживаниях или астральных путешествиях, когда душа покидает тело и парит в каком-то другом месте.

Ученые никогда не понимали, каким образом возникают такие моменты, но канадские исследователи из Университета Оттавы недавно выяснили это.
Ученые изучили активность мозга женщины, выпускницы психологического факультета, которая утверждает, что может покинуть свое тело по желанию.
Обычно внетелесные переживания являются частью клинической смерти. Пациент сообщает, как парит над своим телом, в то время как хирурги проводят над ним свои действия. Такой опыт часто приписывают лекарствам в организме пациента или гормонам, которые вырабатываются из-за травмы.
Согласно исследованию, 24-летняя женщина переживает состояние «вне тела» незадолго до сна, представляя себя сверху, и начала делать это еще во время тихого часа в детском саду.
Она смогла увидеть себя летающей в воздухе над своим телом, но осознавая, что ее физическое тело остается неподвижным.
Она так описала эти переживания: «Я чувствую, как двигаюсь, или точнее, могу заставить себя чувствовать будто двигаюсь. Я прекрасно знаю, что на самом деле не двигаюсь. Когда это происходит, нет раздвоения тела и души. В действительности, в этот момент я сверхчувствительна к своему телу, так как сильно концентрируюсь на ощущении движения. Именно я двигаюсь, я, мое тело. Например, если я кручусь слишком долго, у меня начинается головокружение, я не вижу себя над телом. Скорее, все мое тело движется. Я чувствую будто оно сверху, где я знаю, оно на самом деле и есть. Я также часто представляю себя перемещающейся мысленно, но моя душа не материальна. Она не передвигается, если не перемещается тело».
Астральный выход из тела
Ученые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы изучить мозг девушки перед входом в состояние «вне тела». Они сравнили данные с теми, что возникают при обычном воображении.
Они считают, что это первый человек без расстройств мозга, который может вызвать внетелесный опыт по требованию.

Исследователи выяснили, что внетелесный опыт вызывает отключение зрительной коры головного мозга.
Но он активизирует левую сторону нескольких областей, которые связаны с умственным представлением движений.
Во время опыта у нее не было каких-то особенных эмоций, так что, похоже, это не галлюцинация, которую девушка может вызывать по желанию.
Ученые убеждены, что это не является выдумкой девушки, и в ее мозге очевидно что-то происходит, что позволяет ей ощущать мир по-другому. Кроме того, они считают, что такие переживания более распространены, чем мы думаем.
Девушка была удивлена, узнав, что не все обладают этой способность. Исследователи считают, что многие люди не сообщают о своих способностях, так как не считают их исключительными.
Изменения, за которыми они наблюдали, могут быть похожи на то, как можно тренировать свой мозг во время медитаций.
Более того, возможно, большинство детей могут это делать, но с практикой это умение можно сохранить и во взрослой жизни.
Астральная проекция

Идея того, что люди могут выходить из своего тела во время сна появилась еще в древние времена.
Исследования показывают, что около 8-20 процентов людей переживают внетелесный опыт в какой-то момент своей жизни – ощущение сознания, души или «астрального тела», покидающего физическое тело.
Хотя большинство переживаний возникают во время сна или под гипнозом, а также в предсмертном состоянии, некоторые люди утверждают, что способны делать это, просто расслабившись.
Одним из способов астральной проекции являются осознанные сновидения. Осознанные сновидения – это сновидения, в которых человек осознает, что он находится во сне.

. А о чем вы писали ко мне.

Исправив беспорядки разделений, блуда, любостяжания, теперь постановляет правила о браке и девстве. Ибо коринфяне в письме к нему спрашивали: должно ли воздерживаться от жены, или нет?

. То хорошо человеку не касаться женщины.

Хорошо, превосходно, говорит, если бы и всякий человек, а не священник только (как некоторые худо понимают это), вовсе не касался жены и оставался девственником. Но безопаснее и к нашей немощи ближе вступать в брак. Посему присовокупляет следующее.

. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

Говорит о той и другой стороне. Ибо может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет, или наоборот. Словами "во избежание блуда" побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяется во избежание блуда, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собой без всякой умеренности, но – целомудренно.

. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Долгом, говорит, почитайте любовь друг к другу; и поскольку она – долг, то вы необходимо обязаны оказывать ее друг другу.

. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Теперь доказывает, что любовь друг к другу, действительно, есть долг необходимый. Ибо не властны, говорит, супруги над своими телами, но жена есть раба и вместе госпожа своего мужа: раба, поскольку не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж; а госпожа потому, что тело мужа есть ее тело, и он не властен давать оное блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены.

. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время.

То есть против воли мужа не должна воздерживаться жена, равно и муж не должен воздерживаться против желания жены. Ибо воздерживаться одному против воли другого – значит лишать себя, подобно как и о деньгах говорится; но воздерживаться по воле – совсем другое дело, когда например, оба (и муж, и жена) по согласию определят известное время для взаимного воздержания.

. Для упражнения в посте и молитве.

Изъясняет, что значит его выражение: "на время" , то есть когда придет время пребывать в молитве, то есть молиться особенно усердно. Ибо не сказал просто: для молитвы, но: «для упражнения в молитве» . В самом деле, если бы апостол находил в супружеском сожительстве препятствие к обыденной каждодневной молитве, то как в другом месте сказал бы: «непрестанно молитесь» ()? Итак, чтобы ваша была пламеннее, удержитесь, говорит, друг от друга, потому что совокупление хотя не оскверняет, но мешает благочестивому занятию.

А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Я, – рассуждает апостол, – говорю, чтобы вы опять соединялись; но не полагаю сего законом, а предписываю для того, «чтобы не искушал вас сатана» , то есть побуждая к блудодеянию. Поскольку же не диавол сам по себе бывает виновником блудодеяния, но преимущественно наше невоздержание, то апостол прибавил: «невоздержанием вашим» , ибо в нем заключается причина и того, что диавол искушает нас.

. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Чтобы вы до времени лишали себя друг друга, я сказал это, говорит апостол, «как позволение» (κατά συγγνώμην ), то есть из снисхождения к вашей немощи, «а не как повеление» непреложное.

. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я.

Везде, где только апостол предписывает какой-либо трудный подвиг, обыкновенно самого себя ставит в пример. Посему и здесь говорит: желаю, чтобы все и всегда воздерживались.

. Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Пребывание в девстве, говорит, есть дарование от Бога; однако этот подвиг требует и наших сил. Как же он называет его дарованием? В утешение коринфян, которым он словами «невоздержанием вашим» (ст.5), нанес чувствительный удар. Между тем заметь, что и самый брак он почитает дарованием; ибо сказал: «каждый имеет свое дарование от Бога, один так» , то есть дарование пребывать в девстве, «другой иначе» , то есть дарование жить в супружестве.

. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

Видишь ли мудрость Павла, как он и превосходство девства показывает, и в то же время не принуждает к воздержанию от супружества того, кто не в силах воздерживаться, дабы в противном случае не подвергся он более тяжкому падению? Если, говорит, ты испытываешь большое насилие и воспламенение (ибо власть похоти сильна), то освободи себя от тех трудов и потов, дабы, взявшись за них, не подпасть горшему злу.

. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь.

Поскольку Господь в ясных словах дал закон не разводиться, разве только по причине прелюбодеяния (), то апостол говорит: «не я, но Господь» . Прежде же сказанное не было буквально узаконено Господом. Впрочем, и слова Павловы суть слова Господни, а не человеческие, ибо ниже он так говорит о себе: «думаю, и я имею Духа Божия» ().

. Жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей .

Разводы, говорит, бывают из любви к воздержанию, или по малодушию, или по другим причинам; но лучше, если бы вовсе не было разделения. Если же оно и последует, то жена должна оставаться при муже, если не для соития, то для того, чтобы не привести никого другого. Если же она не сможет воздержаться, то пусть примирится с мужем.

. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Что ты говоришь? Если муж неверующий, то пусть остается с женой; а если блудник, то не должен оставаться с нею? Но неверие хуже блудодеяния? Точно хуже; но взыскивает более за грехи против ближних, чем против Себя. Ибо сказано: «оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде, примирись с братом твоим» (). И десять тысяч талантов, Ему должных, Он простил: но за того, кто должен был сто динариев, Он не оставил обиды без отмщения (). Так и в настоящем случае: неверия, который оскорбляет Самого Бога, Он оставляет без внимания, но грех прелюбодеяния наказывает, как грех против жены. Некоторые, впрочем, так объясняют: человек, говорят, остается в неверии по неведению, которое, может быть, и кончится, как и сам апостол () говорит: «почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» – а блуд одеяние совершается вследствие явного развращения. Кроме того, блудник уже сам прежде отделил себя, ибо, отняв свои члены у жены, сделал их членами блудницы; между тем, как неверный не сделал никакого греха против плотского единения, или лучше сказать, чрез это единение он, может быть, соединится и по вере. Не говорю уже о том, что и порядок жизни извратится, и Евангелие подвергнется поношению, если верная половина отделится от неверной. Между тем, рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда еще оба находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверующим, или только одна жена, то верующей половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверующей: это видно из слов апостола, ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверующую, но: «если какой брат имеет» . Опять не просто предписывает жить верующей половине с неверующей, но только в том случае, если последняя пожелает того; ибо это значит: "согласна" , то есть если пожелает.

. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.

То есть изобилием чистоты верующей половины преодолевается нечистота неверующей. Это значат слова апостола, а не то, будто язычник делается святым. Ибо апостол не сказал: бывает свят, но: «освящается» , то есть побеждается святостью верной половины. А говорит об этом для того, чтобы верующая жена не опасалась сделаться нечистой, если будет иметь сожительство с таким мужем. Но спрашивается: совокупляющийся с блудницею, делаясь одним с нею телом, становится нечистым (ср. ); очевидно, и совокупляющийся с язычницею становится одним с нею телом. Если первый нечист, то как же не делается нечистым последний? Что касается блудодеяния, в нем бывает точно так. Когда имеют общение между собой блудники, то их смешение имеет нечистоту, и потому они оба нечисты. Но иначе это дело при сожительстве верующей половины с неверующей. Неверующий муж – нечист по его неверию. Но жена имеет с ним общение не в неверии, а в ложе. В этом общении не оказывается никакой нечистоты. Ибо оно есть законный брак. Посему-то верующая половина и не делается нечистой.

. Иначе дети ваши были бы нечисты.

Если бы неверная половина не побеждалась чистотой верной, то дети их были бы нечисты, или только наполовину чисты.

А теперь святы.

То есть не нечисты. Излишним выражением "святы" апостол изгоняет страх подобного подозрения.

. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится.

Например, если он повелевает тебе или принять участие в его неверии, или отказаться от прав брака, то разведись. Ибо лучше разрешить узы брака, нежели нарушить благочестие.

. Брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

Если муж ссорится с тобой за то, что ты не принимаешь участия в его неверии, то разведись с ним. Ибо ты не порабощена ему в таком случае, то есть тебя не принуждают следовать за ним и в таковых делах. Лучше разделиться с ним, нежели ссориться; потому что и не хочет этого: «к миру призвал нас Господь» . Итак, если муж ссорится с тобой, то этим он сам подал причину к разводу.

. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?

Снова обратившись к тому увещанию, что «не должна оставлять» жена мужа, предлагает настоящий вопрос. Ибо если, говорит, он не ссорится с тобой, то останься с ним, и увещевай его: может быть, что-нибудь и сделаешь, Представляет успех сомнительным, с одной стороны, для того, чтобы не подумали, будто поставляет жене в непременную обязанность – совершенно убедить своего мужа, а с другой – для того, чтобы поддержать в ней надежду на обращение мужа и предупредить отчаяние.

. Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только (εί μ ) каждый поступай так, как ему определил, и каждый, как Господь призвал.

Некоторые так читали: «или ты, муж, почему знаешь, спасешь ли жену или нет» (ή μ )? Потом начинали другое предложение таким образом: «каждый поступай так, как ему определил» , то есть откуда знать тебе, спасешь ее, или нет? Это совершенно неизвестно. Но если неизвестно, то не должно расторгать брак, потому что, если ты не спасешь ее, не повредишь себе, а если спасешь, то и себе и другим принесешь пользу. Но не так читал святый Иоанн, а так: «каждый поступай так, как ему определил, и каждый, как Господь призвал» . И это чтение несравненно лучше. Апостол как бы так сказал: не должно быть развода под предлогом неверия, но каждый поступай так, как благоволил о нем Бог. Ты призван, имея жену из неверных. Оставь ее при себе, и за неверие не изгоняй ее.

. Так я повелеваю по всем церквам.

Это сказал для того, чтобы коринфяне тем охотнее послушались его, когда и другим вместе с ними повелевает то же самое.

. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся (μη έπισπάσθω ).

Вероятно, многие, стыдясь обрезания, каким-нибудь лекарством приводили обрезанный член в первобытный вид, наращивая на нем кожицу.

. Призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

С другой стороны, некоторые, находя в обрезании что-то важное, обрезывались по обращении к вере. Посему говорит, что это нисколько не содействует вере.

. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих.

Везде, говорит, вместе с верой требуется исполнение добродетели, а все прочее или мало или вовсе не требуется.

. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

«В том звании, в котором призван» , то есть в каком роде жизни, и в каком чине и состоянии ты уверовал, в том и оставайся; ибо под призванием разумеет приведение к вере. Рабом ли ты принял веру? не беспокойся и не смущайся; ибо рабство вовсе не вредит тебе, так, что если бы ты мог сделаться свободным, – «то лучшим воспользуйся» , жертвуй собой для пользы другим.

. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

Свободным называется тот, кто освобожден от рабства. Итак, говорит: ты, который уверовал в состоянии рабства, ты – свободный Господа; ибо Христос освободил тебя и от греха, и от оного внешнего рабства, хотя ты и раб. Кто не покоряется страстям, имея душу благородную, тот не раб, хотя и кажется таковым. С другой стороны, иной свободным призван к вере; такой – раб Христов. Итак, если название рабства возмущает раба, то пусть уразумеет он, что он сделался свободным во Христе, а эта свобода гораздо важнее человеческой. Опять, если имя свободы надмевает свободного, то пусть уразумеет такой, что он – раб Христов и смирится, представляя, что он подчинен такому Владыке и должен угождать Ему. Видишь ли мудрость, с какой дает апостол наставления рабам и свободным.

. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Это говорит не к одним рабам, но и к свободным, увещевая всех христиан ничего не делать для угождения людям и не повиноваться им, если их повеления противозаконны. Вот что значит: купленным от Бога быть рабами человеков. Не к тому убеждает, чтобы рабы отпадали от своих господ, – нет; это видно из последующих его слов: «в каком звании кто призван» и т.д., то есть если кто призван и в состоянии рабства, в том пусть и остается. «Пред Богом» присовокупил для того, чтобы чрез повиновение беззаконным владыкам не отпасть от Бога. Заботится о том и другом, то есть чтобы, с одной стороны, под предлогом повиновения Богу рабы не отпали от владык, а с другой, оказывая своим владыкам сверхдолжное повиновение, не отпали от Бога.

. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

Выше занимал нас беседой о целомудрии, а теперь обращается к более важному предмету, именно к девству, и говорит, что Господь не положил закона и не дал повеления относительно девства, а сказал только: «кто может вместить, да вместит» (). Посему и я не дерзаю предписывать что-либо касательно сего предмета; это дело важное, но вместе и опасное; впрочем, даю свое мнение, то есть совет, поскольку и я сам, по милости Божией, удостоен быть верным, то есть близким к Нему и таким, которому можно вверять тайны.

. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.

По моему мнению, говорит, всего лучше для человека воздерживаться от брака по причине соединенных с ним неудобств и неприятностей, а не потому, чтобы брак был нечист.

. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь.

Словами «соединен ли ты с женой?» показал, что брак, как узы, приносит с собой неприятности. "Разводом" называет не воздержание по согласию, но развод без достаточной причины; ибо если супруги воздерживаются по согласию, то это не развод. Сказав «не ищи жены» , дабы не подумали, что заповедует безбрачие, прибавляет: « впрочем, если и женишься, не согрешишь» . Смотри, между тем, как неприметно побуждает к девству, называя брак узами, а девство разрешением и свободой.

. И если девица выйдет замуж, не согрешит.

Под девой здесь разумеет не ту, которая посвящена Богу (ибо, если эта выйдет замуж, то, без сомнения, согрешит, так как чрез это, кроме Жениха своего – Христа введет к себе прелюбодея), но еще безбрачную отроковицу. Итак, если таковая выйдет замуж, не согрешит; потому что брак не заключает в себе ничего нечистого.

. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

Скорбями называет заботы и печали, сопряженные с браком. "А мне , – продолжает, – вас жаль" , как детей, и желаю, чтобы вы были свободны и беспечальны. Брак – узы; и те, которые находятся под его игом, не имеют власти над собой, как сказано выше.

. Я вам сказываю, братия: время уже коротко.

Чтобы к словам его «будут иметь скорби по плоти» кто-нибудь не прибавил: «но вместе и удовольствие», пресекает всякую надежду на удовольствие, поставляя на вид тесноту времени. Ибо все спешит к разрушению, и приблизилось Царство Христово, и наконец мы должны явиться ко Христу. Итак, если и есть какое удовольствие в брачной жизни, то оно непрочно и кратковременно.

. Так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся.

Если и имеющие жен должны быть как не имеющие, то что за польза связываться браком и возлагать на себя бремя? Что же значит: «как неимеющие» ? Значит: не прилепившиеся к браку и жене и не истощающие всех попечений на них. Таким же образом никто не должен слишком озабочиваться и другим чем-либо: ни печальными обстоятельствами, на которые намекнул словом "плачущие" , ни радостными, которые означил словом «радоваться», ни договорами, которые выразил словом «покупать». И для чего, говорит, перечислять то и то? Просто пользующиеся миром сим не должны злоупотреблять им, то есть прилепляться к нему со всем усердием и пристрастием; ибо употребление излишнее и выходящее из пределов должного есть злоупотребление.

. Ибо проходит образ мира сего.

То есть проходит и разрушается. Зачем же привязываться к тому, что разрушается? Названием образ показал, что вещи настоящего мира только мелькают пред глазами, чрезвычайно легки и не имеют в себе ничего твердого и существенного.

. А я хочу, чтобы вы были без забот.

А каким образом могли бы мы быть без забот? Если бы оставались безбрачными. Поэтому прибавляет следующее.

. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене.

Как это, Павел, желая, чтобы мы были беспечальными и для сего внушая нам безбрачие, ты опять говоришь: «неженатый заботится о Господнем» ? Ибо вот, и здесь также заботы. Но не такие, говорит, какие соединены с браком: заботы о Господнем спасительны и усладительны, а заботы о мире вредны и тягостны. В самом деле, не есть ли тягость и прискорбие стараться угодить жене и особенно такой, которая любит украшения и требует золота и жемчуга, и других пустых вещей? Это и располагает жалких мужей к несправедливости и душевредным распоряжением вещами.

. Есть разность между замужнею и девицею.

То есть они различаются между собой, и не одну и ту же имеют заботу, но разделены в своих попечениях: одна печется о таких предметах, а другая о других. Коль же скоро заботы у них различны, то должно выбирать те из них, которые лучше и легче.

. Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

Не довольно быть святой телом, но должно быть таковой и по духу, ибо в этом, то есть в чистоте души, состоит истинное девство. На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе. Сверх сего, обрати внимание и на то, что та не дева, которая печется о мире. Посему, когда увидишь женщину, которая выдает себя за деву, а между тем печется о мирском, то знай, что она нисколько не отличается от замужней. Павел для обеих положил определенные признаки, по которым можно распознавать их, – не брак и воздержание, но, с одной стороны, большую и беспокойную деятельность, а с другой – спокойное занятие своими делами. Следовательно, та не дева, которая обременяет себя множеством суетных занятий. А замужняя продолжает заботиться о том, как угодить мужу, и потому прилагает особенное попечение о своей красоте, или, чтобы почитали ее доброй хозяйкой, показывает себя нерасточительной и бережливой.

. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы.

Я беседовал, говорит, о девстве, зная, что это состояние полезно для вас, так как оно свободно от печали и забот, и доставляет душе больше выгод; не для того беседовал об этом, чтобы принудить вас против вашей воли оставаться в девстве, (ибо "узами" назвал принуждение).

. Но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Для того, говорит, чтобы вы жили благоприлично и в чистоте; ибо что может быть благоприличнее и чище девства? И для того еще, чтобы вы, будучи свободны от неприятностей брака, без развлечения служили Господу и предстояли Ему всегда, возложив на Него все свои заботы ().

. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит.

Если кто, говорит, будучи действительно немощен по душе, почитает бесчестным оставить девой свою дочь, особенно если она перешла зрелый возраст, то пусть, говорит, и так будет. Как же? «Пусть делает, как хочет» , то есть если хочет отдать ее замуж, пусть отдает, ибо не согрешит. Однако лучше блюсти деву, как говорит далее.

. Пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

Заметь, как сначала удивляется тому, кто соблюдает свою девицу: называет его твердым и стойким и делающим свое дело с рассуждением; ибо говорит: «непоколебимо тверд в сердце» . Значит, кто выдает свою девицу замуж, тот не тверд. Словами «не будучи стесняем нуждою» показывает то, что отец имеет власть дать дочери своей мужа, и никто не может принудить его не отдавать ее замуж. Итак, честь ему, если оставляет дочь свою незамужнею; поэтому и выхваляет его апостол: ибо "хорошо , – говорит, – поступает" . Но и тот, кто выдает свою дочь замуж, также «хорошо поступает» ; ибо выдавать замуж не грех; а все, что не грех, добро. Но гораздо лучше не выдавать замуж; ибо это совершенство в добром.

. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Здесь учит о втором браке, и хотя позволяет его, однако, блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак; ибо как девство выше первого брака, так первый брак выше второго. « Жена связана законом» , то есть предостережением закона удерживается от прелюбодеяния, от того, чтобы чрез соединение с другим при жизни мужа быть прелюбодейкой, но если умрет муж, она становится свободной от уз и закона первого брака и получает разрешение. «Только в Господе» , то есть только с целомудрием, с честностью может она вступить во второй брак, для произведения и воспитания детей, а не по влечению похоти. «По моему совету» прибавляет, чтобы ты не почитал этого необходимостью, а только советом, советом Божественным. "Думаю , – говорит, – и я имею Духа Божия» . В этих словах больше смиренномудрия; ибо не сказал: имею, но: "думаю" , что "имею" , то есть полагаю, догадываюсь.

    Рождественский пост, в отличие от Пасхального, от года в год не изменяет даты своего начала и окончания, и продолжительность его всегда постоянная - всего сорок дней. Верующие вступают в пост с 28 ноября 2016 года и заканчивают его перед самым праздником Рождества 6 января 2017 года .

    Всего у православных четыре многодневных поста, кроме Рождественского есть Успенский, Петров и Великий. Церковь против браков, заключнных а дни постов.

    Рождественский Пост наступает всегда двадцать восьмого ноября, а заканчивается седьмого января следующего года (идт 40 дней). Запрещено употребление мяса, яиц и молочной продукции. Разрешено по субботам и воскресеньям употребление рыбы и немного вина.

    В 2016-том году, как и во все времена и лета начало Рождественского поста приходится на 28-е ноября 2016-го, а окончание поста - последний постный день, на 6 января 2017-го года.

    Так как великий православный праздник Рождества Христова всегда в числе, то и начало и окончание поста всегда в числе.

    До зимнего Николина дня (19 декабря 2016-го) пост не особо строгий в отношении пищи и по субботам и воскресеньям, а так же вторникам и четвергам разрешен прим в пищу рыбы и продуктов из рыбы.

    В понедельник, среду и пятницу пища без растительного масла или может быть разрешено с маслом церковным уставом ради памяти великого святого.

    А начиная с 20 декабря 2016-го (после Николина дня) пост более строгий и прим пищи с маслом разрешен только по вторникам,четвергам,субботам и воскресеньям.

    Рыбные блюда до Рождества уже не разрешаются.

    Конечно эти правила не распространяются на больных, немощных и малых детей.

    Рождественский пост приходится на 28 ноября 2016 года и длится сорок дней до 06 января 2017 года . Даты Рождественского поста неизменны из года в год.

    Традиционно по средам и четвергам сухоядение. По определенным дням допускаются масло и рыба. Более точную информацию можно посмотреть здесь.

    Конечно далеко не все люди в наше время придерживаются строгих рамок в такие события, и многие просто воспринимают это как очередной повод просто отдохнуть.

    Но в такие дни нужно делать все для себя и для окружающих, что бы все у всех было хорошо, ведь когда вокруг всех хорошо, то и нам от этого будет просто удивительно.

    В 2016-ом году Рождественский пост будет проходить с 28-го ноября 2016-го года, по 6-ое января 2017-го года. этот пост, также принято называть Филлипов пост. Заканчивается он в ночь перед Рождеством. С 2-го по 6-ое января считаются строгие дни поста.

    Рождественский пост всегда начинается 28 ноября и длиться 40 дней. Заканчивается уже в следующем году - 6 января и переходит в светлый праздник Рождества Христова.

    Близок К Петрову посту по правилам воздержания от пищи, то есть согласно церковного устава во время поста следует исключить мясные, молочные продукты и яйца.

    Рождественский пост начнется в текущем 2016 году с двадцать восьмого ноября и будет закончен шестого января 2017 года.

    Данный пост является самым последнем в наступившем 2016 году, и он является многодневным.

    Цель поста это полное очищение в духовном плане и подготовка в празднику, который называется-

    Рождество Христово.

    И этот пост продолжительностью сорок дней. А его основа в такой период это крупяные блюда, различные каши, гречка,пшено,овсянка, а также другие виды.

    К примеру с двадцатого декабря по первое января по дням недели: вторник и четверг запрещено употреблять рыбу, но разрешена горячая пища с маслом.

    С 28 ноября 2015 года православные начнут отмечать Рождественский пост. Продлится до 6 января нового 2016 года. Рождественский пост считается одним из важнейших постов по православному календарю, поэтому предписания во время поста желательно исполнять.

    Рождественский пост начинается в конце ноября 2016 года и продолжается до Рождества 2017 года. Начало поста нестрогое, продолжительность нестрогого поста до 1 января 2017 года. После 1 января можно кушать овощи, фрукты, хлеб, пищу без масла.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: