Претерпевший до конца спасется. «Претерпевший до конца спасется

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Филарет (Дроздов)

Спастися, в обыкновенном употреблении сего слова, значит избавиться от опасности, от врага, от беды, от страдания, от смерти, от погибели. Так Ной посредством ковчега спасся от вод потопа, Лот бегством спасся от огня содомскаго. В высшем духовном разуме, спастися значит избавиться от врага диавола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться или очиститься от греха, как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечнаго правосудия, быть безопасным от поглощения бездною, идеже червь не умирает, и огнь не угасает, где жизнь и безсмертие непрестанно убиваются смертию неумирающею. Кто таким образом спасется от всякаго зла: того жребием, очевидно, должно быть благо и блаженство.

Поелику в приспособлении оных к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения; то, для устранения сих препятствий, и для препобеждения сих затруднений, вновь требуются некоторыя вспомогательныя средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: претерпевый до конца, той спасен будет . Спасется только тот, кто претерпит, и претерпит до конца. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца.

Слово в день памяти прп. Сергия. 1850 г.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Если ненавидят нас ради имени Иисуса Христа, мы должны радоваться. Будем терпеть: только за терпение до конца обещано спасение. Значит, спасение – весьма важное дело, когда оно обещается как награда терпящим до конца.

Дневник. Том I. 1856.

Блаж. Иероним Стридонский

Блаж. Феофилакт Болгарский

и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

«Всеми» вместо «многими», потому что не все ненавидели их, так как были и такие, которые принимали веру. «Претерпевший же до конца », а не в начале только, тот будет участником жизни вечной.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

и будете ненавидими всеми имене моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет

и будете ненавидимы всеми имене Моего ради

Всеми, т.е. многими, потому что многие также любили их. И это идиоматизм Писания – употреблять «все» вместо «многие». Прибавив выше (ст. 18) : Мене ради и здесь опять: имене Моего ради , сообщил им великое утешение и дерзновение, так как они были убеждены, что Он Сам защищает и помогает страдающим ради Него.

претерпевый же до конца, той спасен будет

Это изречение заключает в себе троякий смысл: во-первых, что им нужна не только Его помощь, но и собственная твердость, чтобы добрые дела принадлежали не только Христу, но и Апостолам; во-вторых, – что не должно ослабевать: какая польза от начала, которое не имеет конца? В-третьих, – что даже до конца жизни их будут случаться опасности.

Следует удивляться Апостолам: каким образом, будучи посылаемы на столько и столь великие опасности, слыша, что вся вселенная им враждебна и что во всю свою жизнь они будут искушаемы, они, однако, не устрашились и не требовали освобождения от этих зол. Они повиновались, как послушные, Учителю и уповали, как верующие, на силу Пославшего. Зная, что проповедь веры будет иметь такую силу, что расторгнет и крепчайшую природную любовь, и что различные страсти будут побеждать взаимно друг друга, они еще больше ободрились и, воодушевившись несомненной надеждой совершить благое дело, выступили в числе двенадцати во всю вселенную, вместе с которой против них борется диавол со множеством своих демонов. И победили они, не убивая противников, но перечисляя их на свою сторону: подобных демонам они сделали подобными Ангелам.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Претерпевший же до конца спасется . Ибо многие начинают, но немногие заканчивают. Всегда сначала - любовь, а в конце - испытание. И никто не может претерпеть до конца за Бога, кроме тех только, кто ради Бога стал Божиим. Ибо все, что делается ради плоти, есть плотское, поскольку и сама плоть временна; но то, что делается ради Бога, то - вечно, как вечен и Сам Бог. Добрый исход есть сердце благой веры, ибо славно не начать какое-либо доброе дело, а закончить. Ибо начинание часто исходит от желания плоти, а завершение есть сила души. Ведь часто доброе дело побуждается плотской страстью, но без милости Божией оно не завершится. Если же ты обратишься к Богу, будешь Ему служить и вершить дела справедливости, то никогда не вспоминай об уже сделанном тобою, а помышляй о завершении. Ибо размышление о прошлых благих делах производит хвастовство, а размышление об [их] завершении - страх, ибо: Претерпевший до конца спасется .

Лопухин А.П.

и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Стих буквально повторяется у Марка 13:13 и Луки 21:17 . (У последнего, впрочем, без последней половины, которая заменяется в 21:19 словами: “терпением вашим спасайте души ваши” ). Указывается на предмет ненависти, но не указывается на ее причину. Другими словами, ненависть ко Христу начинается и продолжается как бы без всякой причины, только потому, что Он Христос. Одно только имя Его способно возбуждать во многих людях ненависть. Ясно, что тут есть какие-нибудь тайные причины, на которые Он не указывает прямо, но вполне понятные. Слишком высоки идеалы, слишком высоки требования, которые, как кажется на первый раз, неприложимы к жизни и проведение которых требует тяжкой борьбы. А где борьба, там и ненависть, которая отсутствует только разве в немногих случаях, не относящихся собственно к борьбе. Выражение “всеми” объясняют различно. По одним это выражение поставлено вместо “многими” (Феофилакт); по другим - это только популярное выражение всеобщей ненависти; исключения исчезали из виду (Мейер и Морисон). Ни то, ни другое объяснение, по-видимому, не могут считаться удовлетворительными. Выражение будет понятнее, если мы опять обратимся к представлению о борьбе, когда люди разделяются на два лагеря. Люди противоположного или враждебного лагеря и называются здесь “всеми”. Для них будет служить предметом ненависти даже только одно имя Христа. Дальнейшее выражение в греч. можно понимать двояко: “за имя Мое претерпевши до конца - он спасется”; или, как в русском: “будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевшие же” и проч. Если бы было первое, то артикль пред словом “претерпевший ” заменен бы был артиклем пред “за имя Мое« (ср. 24:13). Выражение “до конца” объясняют также различно: конец страданий учеников, конец жизни, разрушение Иерусалима и проч. Но гораздо лучше объяснять, конечно, “до конца страданий”, потому что в этом, по-видимому, и заключается самая сущность дела. “Важно не начало, а завершение”, говорит Иероним.

Толковая Библия.

ПРЕТЕРПЕВШИЙ ЖЕ ДО КОНЦА, ТОТ СПАСЕН БУДЕТ

Это слова Господа из Евангелия (Мф.10:22). Давайте рассмотрим, братие и сестры, три примера исполнения этих слов Господа.

1.Первый пример. IV век, Армения. Сорок Мучеников Севастийских. Не знаю как Вы, а я не люблю сокращённые Жития Святых, я люблю полные, подробные, без сокращений. В подробностях: вся соль. В подробностях: вся сила. Лучше одно Житие подробное прочитать, чем сорок сокращённых. Больше пользы для души будет. Поэтому привожу полностью Житие. К тому же в полном житии есть один важный момент, о котором авторы всех сокращений скромно умалчивают.

«В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан1, и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе Севастии 2 воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепого нрава и ревностной поборник идолослужения. А так как в это время и в рядах императорских полков уже было не мало христиан, то издано было повеление, чтобы и они приносили жертвы бесам. В полку воеводы Агриколая находились воины числом сорок, из Каппадокийской области 3, которые составляли особенно-почетную дружину, благочестно веровавшую во Христа Бога и отличавшуюся непоколебимым мужеством, всегда непобедимую в делах ратных: были между ними - Кирион, Фандид и Домн - сведущие и в Божественном Писании. Когда стало известно воеводе Агриколаю, что воины этой дружины суть христиане, он решился принудить их к идолопоклонению. Призвав их к себе, воевода обратился к ним с такою речью:

Как в сражениях с неприятелями вы всегда были между собою согласны и единодушны и проявляли храбрость, так и ныне с таким же единомыслием покажите единодушно повиновение царскому указу, - принесите по доброй воле жертву богам, чтобы не подвергнуться вам мучениям.

На это святые дерзновенно отвечали:

Если мы, сражаясь мужественно за царя земного, всегда оставались победителями, - как ты, окаянной, сам свидетельствуешь, - то не тем ли паче, подвизаясь за Царя бессмертного, мы одолеем твою злобу и победим твое лукавство.

Агриколай сказал:

Одно из двух предстоит вам - или принести жертвы богам и удостоиться больших почестей, или же, в случае непокорности, лишиться воинского звания и подвергнуться бесчестию; размыслите об этом и изберите для себя, что найдете полезнее.

Что полезно нам, - сказали воины, - о том печется Господь.

Не рассуждайте много, - проговорил воевода, - и оставьте свое лжесловесие, а наутро будьте готовы принести жертвы богам.

И, сказавши это, Агриколай велел заключить их в темницу. Введенные туда, святые воины, молитвенно преклонивши колена, воззвали к Богу:

Изми нас, Господи, от искушений и от соблазнов людей беззаконных.

Вечером же они начали петь псалом:

- "Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится" (Пс.90).

Пропев псалом до конца, святые воины вознесли молитву ко Господу; по молитве же они опять занялись псалмопением и так пробыли без сна до полуночи. Руководителем в пении был святой Кирион, - он провозглашал стихи, а святые Кандид и Домн с прочими повторяли за ним. В полунощи же святые воины услышали голос явившегося им Господа:

Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевший до конца, спасется (Мф.10:22).

На утро Агриколай, собрав к себе своих друзей и советников, приказал привести из темницы святую сорокочисленную дружину воинов и обратился к ним с такою коварною речью:

Что скажу вам, то скажу не льстиво и не ложно, но по самой истине: много воинов у нашего царя, но все они не могут равняться с вами ни мудростью, ни мужеством, ни красотою, и моим расположением не пользуются они столько, сколько вы; так не делайте же того, чтобы моя любовь к вам превратилась в ненависть; в ваших руках, и от вас же зависит или сохранить мою любовь к вам или навлечь на себя мою ненависть.

Святой Кандид на это ответил:

Жестокий ты льстец, Агриколай! - Имя твое согласуется с твоим нравом.

Воевода повторил:

Не сказал ли я вам, что в вашей власти - или сохранить мою любовь или возбудить к себе мою ненависть.

Святой Кандид сказал:

Так как любовь твоя или ненависть к нам зависит, как ты сам говоришь, от нас, то мы избираем ненависть, ибо и мы тебя ненавидим и только у Бога нашего милости и ищем; ты же, свирепый и жестокий человек и враг Бога нашего, не люби нас, будучи беззаконен и завистлив, - тьмою заблуждения объятый и звериным нравом оправдывающий свое лютое имя.

Приведенный в ярость таким дерзновенным ответом святого, воевода, скрежеща зубами как лев, приказал наложить оковы на святых воинов и заключить их в темницу; но святой Фирион сказал ему:

Ты не имеешь от царя власти мучить нас, а можешь только допрашивать нас.

Испугавшись такого вразумления, сделанного святым воином, Агриколай приказал без грубых насилий отвести их и посадить в темницу и не налагать на них оков; только темничному стражу велел он стеречь их крепко. В то время воевода ожидал прибытия Лисия - князя, имевшего большие полномочия.

Пребывая в темнице, святые воины дни и ночи проводили в молитве и пении псалмов и слушании наставлений святого Фириона.

По устроению Божию, - между прочим говорил он, - мы, братья, сдружились во временной и суетной военной службе, но постараемся не разлучаться и во веки; как доселе жили мы единодушно и единомысленно, так и подвиг мученичества совершим нераздельно: как угодны мы были царю смертному, так постараемся быть достолюбезны и безсмертному Царю, Христу Богу.

По прошествии семи дней, в которые святые воины содержались в темнице, прибыл в ту страну Лисий князь и, по прибытии в Севастию, немедленно обратил внимание на доблестных воинов: на другой же день, явившись вместе с воеводою Агриколаем в судилище, он приказал привести святую четыредесятницу воинов на истязание. На пути к этому неправедному судилищу блаженный Лирион так увещевал своих содружинников:

Не убоимся, братия! - разве не помогал нам Бог в сражениях, когда мы призывали Его и одолевали врагов наших. Вспомните: как однажды случилось нам участвовать в великой брани, когда все соратники полков наших предались бегству и среди врагов остались только мы одни - сорок; вознесли мы тогда к Богу слезную молитву и Его помощью одних побили, других-раненых прогнали, и при всем множестве противников и при всей жестокости сражения ни один из нас не был ранен. Ныне же три врага ополчились на нас - сатана, Лисий и Агриколай воевода, а лучше сказать: один враг воздвигает на нас брань, - враг невидимый; и ужели он победит нашу сорокочисленную дружину? - да не будет сего!.. Нам нужно и теперь поступить так же, как поступали мы всегда: обратимся с тёплою молитвою к Богу! - и Он поможет нам, - и нам не причинят вреда ни узы, ни муки. У нас было всегда правилом, вступая в сражение, петь псалом:

«Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня, Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих» (Пс. 53:3), сотворим же, братия-соратники, тоже и ныне! - и Бог услышит нас и поможет нам.

И пели святые воины псалом этот во весь путь от темницы до места судилища. На такое зрелище собрался народ всего города.

Предстала сорокочисленная дружина на суд пред Лисием и Агриколаем. Лисий князь, взглянув на святых воинов, сказал:

Думаю, что эти мужи желают и заслуживают высших чинов.

Потом обратился к ним с такою речью:

И почести и дары, больше других, вы получите от меня, только покоритесь царскому повелению - принесите жертвы богам. Предоставляется вам свободно избрать одно из двух: или поклониться богам и удостоиться больших наград и почестей, или же, в случае отказа вашего исполнить то, тотчас лишиться воинского звания и подвергнуться мучениям.

На это святой Кандид ответил:

Возьми от нас не только воинское звание, но и самые тела наши, ибо для нас нет ничего дороже и ничего почётнее Христа Бога нашего.

Тогда надменный князь велел бить святых камнями по устам; святой же Кандид при этом заметил:

Князь тьмы и рачитель беззакония - начни сам творить то и увидишь отмщение.

Вскипев гневом и скрежеща зубами воевода сказал:

Злые слуги! - что так нескоро исполняете приказание князя.

Слуги взялись за камни, но когда стали бросать их, то удары наносили не святым, а взаимно себе самим, - друг друга поражали. Видя это, святые мученики еще более укрепились в дерзновении о Господе. Раздраженный князь Лисий сам схватил камень и бросил в одного из святых, но камень этот ударил в лицо Агриколая и сокрушил ему уста. Тогда святой Кирион сказал:

Борющиеся с нами враги наши изнемогли и посрамились; воистину «меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся» (Пс. 36:15).

Воевода же сокрушенными устами произнес:

Клянусь богами, - им помогает какая-то волшебная сила!

Святой Домн на это ответил:

А я именем Христа удостоверяю, что не волшебство, а Бог нам помогает и Его сила ваши безстыдные лица, возглаголавшие неправду на Сына Его, покрыла позором. Не стыдно ли тебе, безумный, чуждый истины, диавольской же преисподней тьмы исполненный, сеятель соблазнов! - Ты, Агриколай, голова злобы диавола, а князь, которой с тобою, хвост его ярости; оба же вы - слуги сатаны. Но если вы еще но уверились в присущей нам силе Божией по началу мучений, которым подвергли нас, то начните другие мучения.

Нашлись, было, среди слуг желающие поддержать посрамленных своих начальников:

Обезумевшие враги богов наших, - говорили они святым мученикам, - почему вы не хотите принести жертвы им?

Святой Кирион им отвечал:

Мы Единого Бога почитаем и Иисуса Христа Сына Его и Святого Духа и тщимся дерзновенно совершить наш подвиг, чтобы, победивши вашу лесть, восприять венцы бессмертной жизни.

И повелел князь Лисий опять отвести святых ратоборцев в темницу, чтобы подумать о том, как поступить с ними.

Заключенные в темнице святые воины занялись псалмопением.

«К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы - на руку госпожи ее, так очи наши - к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Псал. 122:1-2).

И после молитвы они вторично сподобились ободрение свыше: в шестом часу ночи они услышали голос явившегося Господа:

- «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан. 11:25). Дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждите, да венцы приимете.

Укрепленные таковым утешением от Христа Бога, святые воины проводили ту ночь веселясь духом.

На следующий день святые ратоборцы опять приведены были к нечестивым судьям и снова, не колеблясь, объявили:

Делайте с нами, что хотите; мы - христиане и поклониться идолам не согласны.

В это время подле Агриколая виден был, в образе человека держащего в правой руке меч, а в левой - змию, диавол, нашептывавший воеводе:

Ты мой - подвизайся!

Мучители приказали связать четыредесятицу святых воинов и влечь их к многоводному озеру, которое находилось близ города Севастии. Была же тогда зима и дул сильный ветер при крепком морозе; время клонилось уже к вечеру. Святые воины обнаженные поставлены были среди озера на всю ночь, а для наблюдения за ними приставлена была стража с начальником темницы во главе. Для обольщения же святых ратоборцев была устроена близ озера тёплая баня, манившая к себе осужденных терпеть лютый холод и обещавшая скорую помощь тому из сорокочисленной дружины, кто, изнемогая от мороза, склонился бы к идолослужению и пожелал бы, выбежав из воды, согреться. В первом часу ночи, когда холод достигал крайней лютости, так что тела святых леденели, один из числа четыредесятицы не выдержал подвига и, отделясь от лика святых, побежал в баню; но едва он вступил на порог бани, едва ощутил теплоту, как растаял и пал мёртвый. При виде такого постыдного бегства, святые воины единодушно возопили к Богу: «Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки - негодование Твое, или на море - ярость Твоя» (Аввак. 3:8). - Тот, которой отделился от нас, пролился как вода и кости его рассыпались (Пс.21:15). Мы же не отступим от Тебя; оживи нас и мы будем призывать имя Твое (Пс.36:15).

Ты, Которого хвалит вся тварь, Которого прославляют великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман и бурный ветер (Пс.79:19), и Который ходил по морю, как по суху (Мф.14:25) и свирепые волны укротил мановением руки (Лк.8:24). Ты, Господи, и ныне Тот же; Ты, внявший мольбам Иакова, бежавшего от угроз брата своего Исава (Быт. гл. 27 и 28); явивший помощь Иосифу и от напасти его избавивший (Быт. гл.39); услышавший Моисея и даровавший ему силу совершить в Египте знамение и чудеса перед фараоном и его приближенными (Исх. гл. 7-11); разделивший море и изведший народ Свой в пустыню (Исх. гл 14); простиравший руку Твою по молитве святых Апостолов Твоих на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса (Деян.4:24-31; 16:25-26), - Ты. Господи, услышь и нас: да не погубит нас пучина водная и да не поглотит глубина, ибо обнищали мы весьма; помоги нам, Боже Спаситель наш, ибо вот мы стоим в воде и ноги наши обагрились в крови нашей; облегчи тягость нашего бремени и лютость воздушную укроти, Господи Боже наш! на Тебя мы уповаем и да не постыдимся. Но да разумеют все, что мы, к Тебе воззвав, спаслись.

В третий час ночи святых мучеников облистал свет как бы летнего солнца во время жатвы, который рассеял холод, растопил лёд и согрел воду. Между тем воины, которым поручен были надзор за святыми, объяты были сном, и не спал только один страж темничный. - Он, слыша, что мученики молятся Богу, размышлял: что такое означает, что прибегший к бане тотчас, как воск, растаял от тепла, а прочие и при столь большом морозе остаются живы и невредимы. Пораженный же светом, озарившим святых мучеников и желая рассмотреть, откуда исходит этот чудной свет, он взглянул вверх и увидел пресветлые венцы, числом тридцать девять, сходящие на главы святых; размышляя же о том, почему нет сорокового венца по числу преданных страданию сорока человек, уразумел он, что бежавший в баню отвержен от лика святых и потому не достает сорокового венца. Немедленно разбудил он спавших воинов, сбросил с себя одежды и нагой на глазах всех побежал в озеро, восклицая: и я христианин. Присоединившись же к сонму святых мучеников, он воззвал к Богу:

Господи Боже! - в Тебя я верую, в Которого и сии веруют; причти меня к числу их и сподоби пострадать с сими рабами Твоими; да буду и я, пройдя подвиг испытания, достоин Тебя»,- и стало таким образом опять совершенное число святых мучеников сорок; место отпадшего заступил темничной страж, которой стал святым восполнением четвертой десятерицы. Имя его было Аглаий.

При таком дивном восполнении сорокочисленного лика святых мучеников, диавол, видя себя побежденным и посрамленным, приняв вид человека, рыдал, во всеуслышание взывая:

Увы мне! - побеждён я сими мужами, для всех теперь я - смех и поношение! - Не оказалось у меня ни друзей, ни слуг единодушных, чтобы отстоять мою победу! - Что же наконец остается мне делать? - ничего более как только расположить сердца преданных мне князя и воеводы, - внушить им, чтобы сожжены были тела святых и прах их брошен был в реку, чтобы не осталось после их ничего, никаких останков.

Между тем святой Кирион возгласил:

- "Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты - Бог, творящий чудеса" (Пс. 76:14-15), Ты, Владыко, сотворил, что те, которые были против нас, стали с нами и за нас; Ты восполнил умаление четвертой десятерицы и посрамил сатану!

И начали все мученики петь псалом: «Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного» (Пс. 11:2).

Настало утро; нечестивые мучители пришли к озеру и, увидев святых мучеников стоявших в воде, живыми и не пострадавшими от зимней стужи, удивились, но объясняли это чудное явление волшебною хитростью страстотерпцев. Их удивление еще более возросло, когда они увидели среди мучеников стоящего темничного стража. Допросили они воинов, приставленных для надзора: - почему и как это произошло - воины на это ответили:

Мы ночью крепко уснули, а он - темничный страж -всю ночь не спал и - вдруг разбудил нас; проснувшись же, мы видели большой свет, озаривший стоявших в воде, а этот быстро снял с себя одежды и, бросив их, стремительно вошел в воду и присоединился к стоявшим там, громко заявляя: "и я христианин".

Яростью распалились тогда сердца мучителей; приказав вытащить на берег связанных святых и оттуда вести их на мучилище в город, судьи приговорили подвергнуть святых мучеников новому истязанию - перебить им голени молотами.

Когда производилось это безчеловечное истязание святых, благочестивая мать одного юнейшего из них, Мелитона, приблизившись к месту мучения и стоя подле страдальцев, поощряла их словами к доблестному прохождению подвига; всего же больше опасаясь, как бы юный сын ее не устрашился и не изнемог в мучениях, любовно на него взирая и простирая к нему руки, ободряла его и утешала, говоря:

Сын мой сладчайший! потерпи еще немного и будешь совершен; не бойся, чадо, се Христос предстоит, помогая тебе!

Святые мученики, претерпевая, как презренные злодеи, страшные муки от сокрушения голеней (Иоан.19:31) и не ослабевая в ревности, в предсмертные минуты с духовным веселием взывали:

- «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша - в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс.123:7-8).

И, произнеся это, все они предали души свои Богу и только один, утешаемой матерью, Мелитон оставался жив едва дыша. После того мучители приказали своим слугам возложить тела умерших святых на колесницы и везти на сожжение, оставив одного юного Мелитона, в надежде, что он будет жив. Но благочестивая мать, видя оставленным на месте мучения одного своего сына, отринув свойственную ей женскую слабость и воодушевившись мужеством, взяла на свои плеча сына и безбоязненно последовала за колесницами, на которых как снопы зрелой пшеницы везены были тела святых мучеников. Когда же мученик несомый матерью испустил дух свой, радуясь о Господе, то ее же материнскими руками тело его возвержено было на колесницу к телам его сподвижников. Когда тела святых мучеников привезены были на место сожжения близ реки, воины по распоряжению нечестивых судей, собрав много дров и хвороста, приготовили весьма большой костер и, возложив на него тела святых, подожгли его. Костер сгорел, остались только кости мучеников. Но злоба мучителей не успокоилась!

Если кости эти мы оставим так, - рассуждали они между собою, - то христиане возьмут их и наполнят ими весь мир, раздробляя их и сохраняя для воспоминания оных; итак, бросим их в реку, чтобы и праха их не осталось.

И ввержены были останки святых мощей в реку на всеконечное погубление памяти доблестных страстотерпцев. Но Господь, «хранящий все кости угодников Своих» (Пс.33:21), не попустил ни одной частице их погибнуть в воде, но все они сохранились в целости. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии блаженному Петру и сказали ему:

Приди ночью и изнеси нас из реки.

Блаженный епископ пригласил благоговейных мужей из своего клира и в тёмную ночь пошел с ними на берег реки. И вот взорам их представилось дивное зрелище: кости святых сияли в воде как звёзды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы их. Собрав все до одной кости святых, епископ положил их в честном месте. Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире.

Они веровали в Бога, Христа исповедали, Духу Святому не противоборствовали и от святой Животворящей Троицы прославились, оставив воспоминание о своем подвиге для назидания во спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. Имена святых сорока мучеников таковы: Кирион (Кирий), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Валент (Уал), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанеий, Илиан, Сисиний, Аггий, Афтий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Взяты были святые сорок мучеников на страдание за Христа в 26 день месяца февраля, а предали души свои Господу они девятого числа месяца марта10, когда империею владел еще Ликиний язычник, но лучше сказать - уже царствовал Господь наш Иисус Христос. Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава давшему вам крепость, слава венчавшему вас, слава подавающему вами всем исцеления.

1 Ликиний, зять Константина Великого, императора западной половины Римской империи, был императором восточной половины - с 307 по 323 год. В 313 году обоими императорами был издан указ, коим христианская религия была объявлена государственною, - уравнена с древней языческою. Но Ликиний - язычник, враждуя против Константина, ставшего решительно покровителем христианства, и приготовляясь к войне с ним, по обольщению оракула, обещавшего ему победу, решился уничтожить христианство в пределах своей империи, особенно же, по опасению измены, в среде своих войск.

2 Армения с городом Севастией - северо-восточная часть Малой Азии, - входила в состав восточной Римской империи.

3 Каппадокийская область - восточная часть Малой Азии; ее главный город, Кесария, славился образованием.

4 "Агриос" - дикий, свирепый; "колакс" - льстец.

5 Так и св. Ап. Павел, страдая за Христа требовал от судей, чтобы они, проявляя свою злобу, не попирали законов человеческих, государственных, - не подвергали его - римского гражданина» истязаниям по своему произволу. (Деян. апост. гл. 16, ст. 37; 22, 26-30.)

6 Число сорок - 40 - почиталось всегда как знаменательное, священное: 40 дней и ночей шел дождь при Ное и земля очистилась от допотопной людской плотяности- Быт. гл. 7, ст. 12; 40 лет странствовали Евреи в пустыне и только тогда вступили в землю обетованную - Иис. Навин. гл. 5, ст. 6; 40 дней и ночей провел Моисей на Синае и получил скрижали закона - Исх. гл. 34, ст. 28; в 40-й день от рождения первенцы еврейские были посвящаемы Богу - Лев. гл. 12, ст. 2-4; 40 дней и ночей шел пророк Илия к горе Хориву и удостоился видения Господа в веянии тихого ветра - 3 Царств. гл. 19, ст. 8; 40 дней и ночей постился Сам Господь Иисус Христос в пустыне - Еванг. от Мате. гл. 4, ст. 2; 40 дней пребывал Он на земле после Своего воскресения, являясь ученикам Своим и говоря о Царствии Божием - Деян. ап. гл. 1, ст.

7 Совершилось здесь то же, что было с Апостолами: «Иуда пошел прочь, а на его место введен Матфий» - Деян. ап. гл. 1, ст. 25-26; - явился новой Павел, вчера дышавший гневом и прещением на учеников Христовых, а ныне благовествующий. И сей, как и оный, имел звание ни от человек ни человеком - Галат гл. 1, 1-уверовал в Господа Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей». (Васил. Велик. Беседа на св. 40 мучеников - Твор. св. Отц., т. 8).

В день памяти их облегчается строгость поста, - разрешается вкушать вино и даже елей, и предписывается непременно и неизменно совершать службу в порядке службы Предтечи о литургией преждеосвященных даров.

8 Св. Ефрем Сирин (Твор. св. отец., т. 14,- Похвальное олово 40 мученикам») влагает в уста блаженной матери мученика при этом такую трогательную речь: "Успокойся, сын мой, не надолго на колеснице; смешай кровь свою с досточестными кровьми; возляг на мгновение с ними, чтобы вместе же с ними достигнуть небесной обители. Иди с ними в огонь чувственный, чтобы с ними же облечься в свет истинный; войди о ними в горнило, чтобы с ними же войти очищенным золотом. Знаю, от какой бури спаслись вы и в какую пристань стремитесь. Знаю, что вы идете к Отцу небесному..., спешите занять страну, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание, где нет ни скорби, ни тления, ни грызущей зависти, ни злого врага. Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Почему и я не включена в это светлое торжество ваше и не могу им насладиться? - Ужели потому, что я грешная и достойна слёз и крайнего сожаления!.. Нет, не по этой причине я не иду с вами, а потому, что вы не требуете восполнения, - вы стали для Бога одною четыредесятицею, по десяти и десяти призваны на пир Евангельский (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 1-13)... Итак, сын мой, поелику удостоен ты такой славы, то помолись о мне Спасителю Христу, когда скажет Он вам: приидите, наследуйте Царство Мое, которое Я уготовал вам (Еванг. от Матф. гл. 25, ст. 34). Вспомни обо мне вместе с равночестными тебе и испроси мне награду у Отца светов, чтобы, как плоть твоя на мне испустила дыхание, так на меня дохнули щедроты Христовы, и, как кровь твоя обагрила мое рубище, так оросило бы меня милосердие Господне, и как с тобою прошла я это одно поприще, так с тобою же достигла бы обители святых, чтобы и мне вместе с вами воспеть и сказать: «Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (1 Цар. 2:2). Он вознёс рог верных рабов Своих и посрамил врагов. Ему подобает слава во веки".

9 Память св. 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах на Востоке и Западе относилась в кругу праздников и памятей святых наиболее чтимых (см. Полный мес. Востока арх. Сергия, т. 1, стр. 17-19; т. 2, ч. 2, стр. 75); в состав службы им входят, по Уставу, два канона; в день памяти их облегчается строгость поста, – разрешается вкушать вино и даже елей, и предписывается непременно и неизменно совершать службу в порядке службы Предтечи с литургией преждеосвященных даров.

10 Пострадали св. мученики в 320 году, а в 323 году император Константин сделался единодержавным во всей Римской империи. Празднование памяти 40 мучеников совершается 9 марта, но оно иногда переносится по Уставу на другие дни, именно: если оно случится в какой либо день первой седмицы великого поста, то служба мученикам правится в субботу; если случится оно в среду недели крестопоклонной, то служба правится во вторник той же недели, а равно если случится в четверг великого канона, то служба правится во вторник той же пятой недели; если же случится в субботу акафиста, то переносится на воскресенье пятой же недели поста».

А этот важный момент, на который я хотел бы обратить Ваше внимание, братие и сестры: это то, что предатель, не состоявшийся мученик, не претерпевший до конца и побежавший греться в баню: тут же и умер от перепада температур.

И в рай не попал,

И мученического венца лишился,

И здесь не пожил:

Попал прямо сразу в ад.

Запомним, братие и сестры, этот факт, а так же тот факт, что Бог поругаем не бывает, что место отпавшего занял другой и вместо него получил мученический венец и восполнил число 40 и посрамил сатану. Имя этого Святого Мученика: Аглаий. Запомним и перейдём ко второму примеру.

2. XX век, вторая мiровая война, Югославия. Хорватские националисты: усташи поймали православных сербов и предлагали им выбор: или принять католичество или смерть.

Которые отказались принять католичество: их тут же убили и они попали в Рай.

А которые согласились принять католичество: их тут же окрестили и… тоже убили. Почему? Ну, наверное потому, что не верили, что эти сербы, насильно обращённые, правда станут католиками. Наверно, подумали, что они при первом удобном случае опять перейдут в Православие и «не спасутся». Вот они их и «спасли» насильно. Такая вот иезуитская логика. И они, эти сербы, принявшие католичество и подумавшие, что при первом удобном случае перейдут опять в православие: тут же попали в ад, как и тот несостоявшийся мученик Севастийский. Переходим к третьему примеру.

3. XXI век, Россия и Украина. Герои третьей истории: это мы с Вами. И история ещё не написана, но мы её пишем. Пишем своими поступками. Нам грозит навязываемая властями чипизация.

И как сказал Господь: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф.10:22). Истинны слова Господа. Истинны и непреложны. Святые Сорок Мучеников Севастийских, молите Бога о нас!

Но нам нужно стремиться не к тому, чтобы стать мучениками, а чтобы сказать с Апостолом: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Филипп.1:21) : стяжать Святого Духа и так говорить. И чтобы не нам бояться антихриста, а чтобы он нас боялся. Вот такими нам надо стать. А там уж: как Бог благоволит.

А учиться этому: как такими стать: нужно у Паисия Святогорца. Из его книг.

На самом деле: тот карикатурный образ противника цил (цифровой идентификации личности), над которым смеются сторонники цил («гностики»): это образ человека, который боится. Который боится антихриста. Конечно: как и во всякой карикатуре: эта боязнь преувеличена, из мухи сделали слона, но эта муха есть: есть из чего слона делать.

И никто бы над нами, противниками цил, не смеялся, если бы мы смело и дерзновенно смотрели в глаза опасности, если бы мы говорили вместе с Апостолом: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение». Если бы мы были такими, то за нами бы пошли люди, нас бы только уважали и все православные сделались бы противниками цил.

Что я хочу сказать, братие и сестры, этой статьёй, так это то, что если мы предадим Христа, то ничего хорошего нам не светит. Если мы предадим Христа: не получится у нас пожить в своё удовольствие здесь, дожить до лучших времён и тогда покаяться, а ждёт нас тогда адская мука.

Тогда с нами будет то же самое, что и с тем несостоявшимся мучеником Севастийским, который в баню греться побежал и что и с теми сербами, которые приняли католичество.

Никакой у нас иной дороги ко спасению нет, чем претерпеть всё до конца, что Господь пошлёт. И никакого иного способа пожить здесь хорошо у нас нет, как пожить в верности Христу. Выбор у нас между терпением до конца и предательством: это выбор даже более радикальный, чем в первых двух примерах. Нам нужно быть верными Христу, иначе всё самое страшное, что написано в Апокалипсисе: на нас исполнится.

Но на самом деле Апокалипсис: это не только и не столько книга ужасов, сколько Книга радости от близ предстоящей встречей со Спасителем и там есть и такие слова:

«7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит:

8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.

11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Апок.3).

И если мы будем верными до конца Христу, то это Его обетование: для нас. И всё это я написал, чтобы нам смело смотреть на предстоящие испытания, потому что с нами Бог. И как сказал Псалмопевец: «С Богом моим восхожу на стену (Пс.17:30).

И нам нужно, братие и сестры, учиться у Святых Сорока Мучеников Севастийских: какие псалмы они читали: и нам нужно читать (см. выше Житие: там всё сказано: на то я и полное Житие привёл: в сокращённом этого нет), какие слова Господь им сказал: они и к нам относятся и что они отвечали мучителям: это и для нас актуально и что они говорили друг другу для ободрения: можно считать, что они и нам говорят.

Что характерно: это то, что имена всех Сорока Мучеников Севастийских бережно сохранены церковной историей, а имя предателя, как недостойного: предано забвению. И в аду он сейчас именуется: «грешник № такой-то» и сам он там, наверно, давно уже забыл своё имя, как будто его у него и вовсе не было, как будто он так всегда по номеру и назывался.

Так и мы: если останемся, с Божьей помощью, верными Христу до конца: будем записаны в Книгу Жизни под своими именами, а если предадим Христа, то будем записаны в книге учета грешников у сатаны под номером. Имени достойны только претерпевшие до конца.

Продолжение следует. Продолжением будет вся наша последующая жизнь и как сказал Господь Сорока Мученикам Севастийским в начале их подвига: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевший до конца, спасется» (Мф.10:22), так и нам теперь говорит.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 16 - 22.

16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

(Мф. 10, 16-22)

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат слова Спасителя, адресованные всем Его верным последователям и предупреждающие о грядущих гонениях и опасностях.

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас (Мф. 10, 17), – указывает Спаситель. В Иерусалиме находился синедрион, верховный суд иудеев, но в каждом городе и в каждой деревне был свой местный синедрион. И в таких синедрионах судили, а потом при синагогах побивали тех, кто публично исповедовал веру во Христа, которую иудеи считали ересью.

Бичевания были в то время обычны у иудеев. Еврейский бич состоял первоначально из одной только плети, и тогда, согласно закону, давали 40 ударов без одного. Но впоследствии этот бич начали устраивать из трех плетей, причем давали тринадцать ударов, так что как раз и выходило тридцать девять; а если нанести следующий удар, то это было бы уже нарушением закона, который запрещал наносить осужденному больше сорока ударов.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Опять Он располагает их к бодрствованию, обрекая и здесь их на злострадания, а злодействовать попуская другим; и это для того, дабы ты знал, что победа и славные трофеи даются претерпеванием бедствий».

Далее Господь предупреждает: и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками (Мф. 10, 18). Фраза о правителях и царях относится к разбирательствам в римских судах, таким, как, например, суд над апостолом Павлом, о котором он пишет во Втором послании к Тимофею.

И, действительно, христиане получали чудесную возможность проповедовать о Христе, когда они представали перед судом. Когда мы читаем о судах над мучениками, среди которых многие были людьми малообразованными или даже неграмотными, часто складывается впечатление, что перед судом стоят выдающиеся ораторы.

Христианская вера внушала самым простым людям такой страх перед Богом, что они не испытывали страха перед людьми. И это мужество вызывало интерес к новой вере и привлекало новых последователей.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Под правителями и царями можно разуметь вообще каких бы то ни было лиц, к которым иудеи или язычники по своей злобе могли повести проповедников […] страдания апостолов должны были служить свидетельством о Христе пред всеми людьми, перед которыми ученики будут страдать, безразлично, перед иудеями, или перед языческими правителями и царями».

Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мф. 10, 21). Гонениям, о которых пророчествует Спаситель, подверглись не только апостолы, но вообще все христиане. Однако, несмотря на свирепость этих гонений, проповедь апостолов проникала всюду: и в самом Риме было множество семей, некоторые члены которых были тайными христианами. Когда же христианская религия была объявлена вредной, а христиане подлежащими истреблению, то в таких смешанных в религиозном отношении семействах началась страшная вражда. Правительство требовало, чтобы на христиан доносили, чтобы их выдавали властям для казни, и тогда брат доносил на брата, отец на детей, дети на родителей. Ненависть и предательство господствовали, а любовь была забыта. Само слово «христианин» стало ненавистным для язычников.

Завершает Свою речь Господь такими словами: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Блаженный Иероним Стридонский так поясняет эти слова Господа: «Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца». Таким образом Спаситель ободряет Своих последователей мыслью о том, что через терпение в страданиях они сохранят себя для вечной жизни.

И эти слова, дорогие братья и сестры, мы должны держать в своих сердцах, поскольку они являются великим утешением для тех, кто не отступает от верности Господу, претерпевая страдания. Если мы подвергаемся тяжким испытаниям и страданиям в этой жизни, но смиренно и терпеливо несем свой крест за Христом, то этим спасаем свои души. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Но чтобы победить в битве, необходимо хорошо знать своего врага, его тактику ведения боя. Как го­ворится, осведомлен, значит, вооружен.

В первую очередь дьявол атакует верующих лю­дей через компромисс с миром. И это серьезное ору­дие поражает многих верующих, которые стараются быть гибкими с миром. То есть хотят жить по прин­ципам Божьим, но, когда приходит какое-то давле­ние, не держатся за них до конца. И тогда Божья истина, Божья правда уже не спасает их. Потому что написано: “...Претерпевший же до конца спасет­ся” (Матфея 24:13).

Дьявол знает, что, если мы не выстоим, откло­нимся хоть на йоту от Божьих стандартов, он смо­жет иметь над нами власть, и мы не увидим испол­нения Слова Божьего в своей жизни, поэтому и старается всеми силами усыпить нашу бдитель­ность. “Ты столько раз давал десятину, и где же бла­гословение?” - шепчет, например, оп нам. И здесь есть два варианта: либо пойти на поводу у сатаны, либо, наоборот, противостать лукавому и продол­жать сеять в Царство Божье, несмотря ни на что. И тогда рано или поздно все Божьи обетования испол­нятся. Потому что Слово Божье работает. Верую­щие запросто могут быть самыми лучшими, запрос­то могут быть головой, а не хвостом в любой сфере деятельности. И все это благодаря Божьей мудрос­ти. Все зависит лишь от того, будем ли мы руко­водствоваться Божьими истинами или нет, будем ли до конца упорными за них или нет. Если да, то Слово Божье станет спасением для нас. Только когда мы стоим на истине, сражаемся ею, приходит Бог и Сам начинает подтверждать Свое Слово. Поэтому не идите на компромисс с миром. Когда обстоятельства припирают вас к стенке, смотрите вверх. Там будет Бог.

Что делают эти жалкие Иудеи?

Какие еще уловки расставляет сатана па нашем пути к осуществлению Божьего призвания? Давай­те рассмотрим это на примере Неемии:

Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился, и много досадовал и из­девался над Иудеями; и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? не­ужели они оживят камни из груд праха, и при­том пожженные? А Товия Аммонитянин, быв­ший подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену. Услы- ши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательства их на их голову, и предай их пре­зрению в земле пленения; и не покрой беззако­ний их, и грех их да не изгладится пред лицем Твоим, потому что они огорчили строющих!

Неемии 4:1-5

Одной из психологических дьявольских уловок является унижение и презрение. Давайте еще раз внимательно прочитаем 2-й стих:


...И говорил при братьях своих и при Сама­рийских военных, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи?..

Другими словами, в современной интерпретации это звучит так: “Ну, кто ты такой?”. Вам знаком этот почерк? Запомните, люди, которых будет против вас использовать дьявол, всегда будут относиться к вам с презрением. Это дьявольская тактика. Бог ни­когда не унижает людей. Поэтому, если кто-то вас презирает, унижает, не смущайтесь. История пока­зывает, что презираемых Бог потом использует для посрамления сильных мира сего:

...Но Бог избрал немудрое мира, чтобы по­срамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное...

Е Коринфянам 1:27

Если вас презирают, знайте, это делает вас Божьей кандидатурой для того, чтобы поразить сильных мира сего и вразумить мудрых. Такова Божья ло­гика, которая не поддается никакой человеческой, но если вы поверите Богу, пойдете до конца, то уви­дите эту Божью логику в действии. А для этого, когда на вас нападают, не плачьте, не рыдайте! А даже если и рыдаете, то рыдайте только перед Бо­гом, но не перед своими врагами. И тогда Господь, Которому вы молились втайне и Который видел ваши слезы, воздаст вам явно. Он поднимет вашу голову и возвеличит вас, а врагов ваших поразит. Это именно то, что произошло в истории с Неемией. Это наглядный пример того, какое оружие стоит использовать в подобных обстоятельствах. Пост и молитва - вот главные оружия против психологи­ческих атак. Впервые мы видим их применение Неемией, когда он, будучи пленником, узнал о пла­чевном состоянии, в котором оказались его соплеменники:

И сказали они мне: оставшиеся, которые ос­тались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем.

Неемии 1:3

Неемия был патриотом своей родины, но, нахо­дясь в плену, ничем не мог помочь своему народу. Он был абсолютно беспомощен в этой ситуации. Но он знал, что на небе есть Бог, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и поэтому, даже если его тело находится в плену, его дух свободен и может взывать к Богу. Что он и сделал, и тогда Бог сотворил чудо. Сам царь увидел скрытую скорбь в сердце своего раба и начал расспрашивать, что его гнетет, хотя Неемия скры­вал свои чувства и ничем не выказывал своего со­стояния. Это, действительно, было сверхъесте­ственно. Но мало того, что царь поинтересовался, он еще и помог Неемии:

И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, и письмо к Асафу, храни­телю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием , и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною.

Неемии 2:7,8

Неемия сделал правильный выбор, обратившись в молитве к Богу. И это то, к чему необходимо при­бегать и каждому из нас в трудные минуты. Потому что “...много может усиленная молитва правед­ного”

Как часто слышал от христиан, что восхищение Церкви будет до Великой скорби. Скорее всего так говорят те, кто не читают Библию совсем. Что же это за слова «притерпевший до конца спасется» ? Почему до конца и какого конца?

Давайте прочтем из Матфея 10-йглавы: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц». (Матф.10:16-31)

Как вы думаете когда будут такие гонения до прихода Христа или после? Христос придет после всего этого. Не было нужды писать о претерпевших до конца, если бы этого не было.

Нет конкретной даты прихода Христа, но есть описание событий, которые произойдут до того, как Он придет.

«Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». (Матф.24:4-12)

Христос не придет раньше прихода антихриста. Это антихриста евреи примут за Мессию. Им это неизвестно до времени, потому, что Новый Завет для них не существует. Только ли евреи это сделают? Конечно нет. Христиане так же будут думать, что это Христос через обольщение. Великая скорбь наступит до прихода Христа. Христиане пройдут через нее.

Читаем здесь: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2Фесс.2:1-12)

Ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Кто же сядет в храме выдавая себя за Бога? Конечно не Христос. Христу нет надобности выдать Себя за Бога, будучи Богом.

Твоя ложная надежда на то, что Церковь будет восхищена до Великой скорби, остается лишь надеждой, которой не дано сбыться. Каждый христианин будет проверен.

Есть термин полнота времени. Когда она наступает, происходят определенные события. Кто удерживающий и почему он не допускает открыться беззаконнику? Потому, что не наступила эта полнота. В оригинале нет слов (не совершится), потому в скобках. Читаем без этих слов. «Ибо тайна беззакония уже в действии, только до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Взят от среды. Здесь не написано от земли. Среда - это место в котором помещено что-то или кто-то.

Вот места из Писания которые говорят нам о том, что восхищение Церкви будет после Великой скорби.

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века».(Матф.24:3)

Иисус Христос отвечает им: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето». (Матф.24:29-32)

Выше писал о полноте времени? Так вот эта полнота есть и для антихриста (не допускает открыться ему в свое время). У антихриста есть его время.

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». (Откр.20:4-6)

Когда же будут наносить печать зверя? Во время Великой скорби.

Души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Это о том, что они, святые не поклонились зверю во времена его правления, а это Великая скорбь. Они были убиты именно в это время.

И вдруг, после скорби дней тех. Это о Великой скорби. И соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. Избранные - в данном тексте это не евреи, хотя они, как народ, избраны Богом. Избранные это Церковь. Это святые - отделенные Богом для Себя. Это ты и я, если мы избраны.

Однажды прочитал книгу, где автор утверждал, что восхищение церкви будет после великой скорби. Так, как был научен, что восхищение церкви будет до нее, засомневался. Начал молиться и спрашивать у Бога кто же в этом вопросе прав? Ответ был ясен и прост: «Сын Мой! Тебе не важно знать точное время восхищения Церкви. Важно, чтобы ты был готов к нему». Стало понятно, что к восхищению нужно быть готовым.

Как не печально это звучит, но всем нам придется пройти через тесное место. Это тесное место и есть Великая скорбь. Ты можешь верить тому, чему тебя научили, и не быть готовым к этому времени. Только претерпевшие до конца спасутся.

Николай Николаевич

P.S. Знаете где больше всего по-настоящему верующих? В аду. Там все верующие. Потому, что увидели все как есть.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: