Священник Тигрий Хачатрян: Схимитрополит Ювеналий и его таинственный спутник.

Имя кратко: Хачатрян Тигрий, иер.

Имя на родном языке: Хачатрян Тигрий, иерей

Имя на английском языке: Khachatryan, Tigriy, priest

Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка:

Хачатрян Тигран (Тигрий) Вагаршакович родился 8 августа 1975 года в г. Курске. В 1992 году окончил школу №192 г. Еревана. В декабре 1994 года переехал в г. Курск на ПМЖ. 2 сентября 1995 года принял Святое Крещение с именем Тигрий в Сергиево-Казанском соборе г. Курска. С октября 1995 года по август 1996 года нес послушание референта при архиепископе Курском и Рыльском Ювеналии. В 2000-м году окончил Курскую духовную семинарию и был назначен преподавателем Догматического богословия. 3 ноября 2001 года был рукоположен в сан диакона Высокопреосвященным Ювеналием, Митрополитом Курским и Рыльским, а 4 ноября - в сан пресвитера и назначен клириком Знаменского кафедрального собора г. Курска и руководителем Миссионерского отдела Курской епархии. 5 февраля 2002 года Указом Высокопреосвященного Ювеналия, митрополита Курского и Рыльского был назначен настоятелем прихода во имя св. апостола и евангелиста Луки при Курском государственном медицинском университете по совместительству. В 2003 году окончил филологический факультет Курского государственного университета, где изучал немецкий язык. В 2004 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В августе 2005 года Распоряжением Высокопреосвященного Германа, архиепископа Курского и Рыльского был назначен помощником по научной работе проректора по учебной работе Курской православной духовной семинарии. 3 октября 2005 года Указом Высокопреосвященного Германа, архиепископа Курского и Рыльского был освобожден от должности настоятеля прихода во имя св. апостола и евангелиста Луки при КГМУ. Женат, имеет двоих детей.


    Церковь и медицина: проблемы и перспективы взаимодействия. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы деятельности врача». Курск: Изд. Центр «ЮМЭКС», 2003. - 64 с.

    Проблема духовно-нравственного осмысления профессиональной деятельности врача и клинического психолога. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы деятельности врача». Курск: Изд. Центр «ЮМЭКС», 2003. - 64 с. (в соавт. Голубцов В.В.)

    Мировоззренческие ориентиры современного российского образования. Гуманизация медицинского образования в условиях развития инновационных технологий обучения // Сборник материалов учебно-методической конференции (3-4 февраля 2004 г.). - Курск: КГМУ, 2004. - 307 с.

  1. Религиозные, медико-социальные аспекты противодействия экспансии оккультизма в рамках социального партнерства Русской Православной Церкви и системы здравоохранения. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы медицины». Курск: Изд. Центр «ЮМЭКС», 2004. - 70 с.
  2. Духовное наследие славянских первоучителей. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Культура как фактор развития личности». - Курск: КГМУ, 2004. - 128 с.

    Ценности православной культуры в системе подготовки медицинских работников. Материалы пленарных и секционных заседаний учебно-методической и научной конференций, посвященных 70-летию Курского государственного медицинского университета. - Курск: КГМУ, 2005. - 136 с.

    Православная философия искусства и эстетика постмодернизма. Международный симпозиум «Путь, истина и жизнь». Научно-практическая конференция «Вызов постмодернизма: есть ли достойный ответ?» Альманах 1.- Курск: Изд-во Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2006. - 240 с.

    К вопросу о церковно-государственных отношениях (1954 г.): по материалам Государственного архива Курской области. Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания // Материалы II научно-образовательных Знаменских чтений (28 февраля - 3 марта 2006 г.)? в 2-х т. Т. 1.; - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 440 с.

  3. Организация катехизации на епархиальном уровне. Наука и религия в современном образовании // Материалы III научно-образовательных Знаменских чтений (13-16 марта 2007 г.) в 2-х т. Т. 1.; - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - 319 с.

Руководитель Миссионерского отдела Курской епархии священник Тигрий Хачатрян, ставший главным героем с нарушением правил дорожного движения, извинился перед водителями и пешеходами. Напомним, несколько дней на своем автомобиле «Рено» отец Тигрий пытался проехать к храму, в котором служит, по пешеходной зоне.

Нарушение правил заметил и снял на видео активист сообщества «Вежливые водители Курска» Никита Карцев, после чего у него случилось довольно бурное выяснение отношений со священником. Видеозапись диалога была опубликована в социальной сети и собрала больше сотни комментариев.

« Уважаемые сограждане, пользователи сети, дорогие братья и сестры! Поскольку ролик с моим участием стал столь популярным, считаю нужным заявить следующее, — говорится в сообщении. — прежде всего, я хочу извиниться как водитель за нарушение правил дорожного движения.

Я хочу вкратце объяснить ту непростую ситуацию, в которой я оказался, в надежде, что меня услышат и поймут. Хочу подчеркнуть, что нижеследующее объяснение является не оправданием, а попыткой объяснить ситуацию в расчете не человеческое понимание ситуации.

Мы с женой воспитываем 6 детей. У нас вообще нет помощников и помощниц, у жены нет родителей, у меня нет общения с отцом, моя мама пожилой больной человек, приезжает раз в месяц. Моя супруга беременна седьмым ребенком. По причине невозможности стать на учет в перинатальном центре, мы просрочили оформление больничного, в конце концов, знакомые врачи просто потребовали явиться, сдать необходимые анализы и наконец-то встать на учет.

Как известно анализы сдают утром рано, а не когда захочется, в поэтому в то утром нам с супругой пришлось оставить полутора годавалого сына с больной старшей дочерью, которая по причине вирусного заболевания даже на могла общаться с остальными детьми, т.е. по сути с 4 -летней Вероникой, средних трех привезти в лагерь на час раньше (!) и самим успеть ко времени в перинатальный центр. Это побудило сократить путь…

Должен вас сказать, уважаемые читатели, что я редко нарушаю правила ПДД, а в этом месте если и нарушал один-два раза, то уже и не помню, возможно это было давно, хотя я там езжу там 10 лет очень активно. Более того, когда за мной приезжают люди в нашу церковь по этой дорогое, я сам им говорю о том, что здесь ездить нельзя...

Если кому-то показалось, что я пытался прикрыться своим саном или положением, занимаемым в Курской епархии, то я считаю это, мягко говоря, некорректным объяснением. Я попытался представиться и объяснить ситуацию, чтобы не развивать эту ситуацию, но снимавшему меня, мою супругу и мою машину на камеру блогеру это было безразлично, он даже не представился в ответ. Я не осуждаю его, Бог ему судья. У меня свое отношение к его действиям, но этого я здесь озвучивать не буду.

Могу лишь сказать, что если сотрудники органов ГИБДД сочтут данный ролик достаточным основанием для применения ко мне определенных мер, я готов оплатить штраф и принять любое законное решение».

Кстати, руководитель пресс-службы УМВД по Курской области Лилия Каменева сообщила «МОЁ!» что в полиции ролик видели. В настоящее время идет проверка обстоятельств нарушения ПДД. Не исключено, что впоследствии дело будет передано в суд для вынесения штрафа.

– Есть ли в области священники, изгоняющие бесов? Что нужно, чтобы батюшка мог заниматься этим?

– В принципе, любой священник имеет право совершать чин изгнания демонов, читать молитву об одержимых... Но, как показывает практика, этим занимаются лишь люди, обладающие определенным даром. Например, в рыльском Свято-Никольском монастыре был старец отец Ипполит, с благословения которого изгнанием демонов занимались некоторые иеромонахи. Но я бы не стал рекомендовать кого-то из курских священников по одной простой причине: народ сейчас слишком возбужденный. И назови я какое-то имя, этого человека просто «оккупируют». Другая проблема: некоторые не разбираются, психически болен человек или одержим. А это разные вещи.

– И как такое различить? Вы лично сталкивались с одержимыми?

– Приходилось, и любой священник различит эти вещи. Как правило, одержимый считает себя новым пророком, внутри себя ощущает присутствие неких инородных сущностей. Ко мне приходила женщина, которая нормально говорила со мной, и вдруг посреди беседы у нее голос резко изменился на совершенно не свойственный ей тембр. Голос выкрикивал угрозы, ругательства. Это и есть одержимость. Я посоветовал бы такому человеку прийти в православный реабилитационный центр при Епархии или в общественную организацию «Анима», где квалифицированные психиатры работают вместе со священниками. Они оказывают помощь и тем, кто подвергся воздействию всевозможных колдунов, попал в различные секты.

– Молодая пара поженилась, потом повенчалась, а потом развелась. Могут ли они развенчаться?

– Не существует понятия «развенчивание», я не знаю, кто его придумал. Другое дело – расторжение церковного брака. Люди, желающие сделать это, должны обратиться к правящему архиерею.

– А если венчание было на Украине… Обязательно возвращаться туда, где заключен церковный брак?

– Это зависит от того, где венчались: в группировке Филарета, которая называется Киевским Патриархатом, или, к примеру, в Украинской автономной автокефальной православной церкви... Если же это было еще в советское время, как в вашем случае, ехать на Украину не нужно. Представьте владыке Ювеналию документ, удостоверяющий факт церковного брака, и изложите свою просьбу.

– Хочу выбрать духовного наставника, который бы помогал в жизни. Как это сделать?

– Если вы регулярно ходите в церковь, начать стоит со священника, которому вы регулярно исповедуетесь. Нет определенных правил, закрепляющих человека за конкретным духовным наставником. Духовным отцом без всяких просьб с вашей стороны может стать человек, с которым вы дружите с десяток лет. Если же есть вопрос, который мучит вас долгое время, в церкви подойдите к любому из батюшек и задайте.

– Разрешает ли церковь, чтобы друзья становились крестными отцами детей друг друга?

– Конечно. Крестные – это духовные родители. К сожалению, сейчас выбирают крестных по каким-то практическим соображениям, по желанию сблизиться, берут в крестные начальников. А ведь главное, чтобы они были достойными опекунами, заботились о духовном возрастании крестников. Ответьте себе на вопрос, зачем мы вообще крестим детей, и все станет ясно.

– Сейчас много всяких народных целителей. Как к этому относится церковь?

– Под народными целителями можно подразумевать и тех, кто использует богатейший опыт предыдущих поколений по сбору, например, трав или народных рецептов оздоровления. Иное дело, когда человек начинает воздействовать на духовный мир других людей. Часто жертвы этих «целителей» не могут переступить порог храма, бьются в конвульсиях, испытывая дикие муки. Заряд той силы, которую они получили, не позволяет общаться с Богом в православном храме. Это значит, целители пользуются негативными источниками духовности из инфернального мира, что приводит к печальным последствиям. Подобные «целители» не исповедуют ничего, кроме своей гордыни.

– Хотелось бы узнать, есть ли в Курске чудотворные иконы или мощи?

– Любая икона и любые мощи в любом курском храме чудотворные. Потому что сотни и тысячи людей, молясь перед ними, получали исцеление – молитва достигала цели. Утешение в скорбях, возвращение близких, все это дают иконы. Недавно я благословлял на ответственную поездку в горы отряд омоновцев. Может быть, один из них в трудную минуту достанет икону, обратится с молитвой к Господу, и эта икона тоже станет чудотворной. Важно верить и искренне горячо молиться.

Вверх — Отзывы читателей (4) — Написать отзыв — Версия для печати

Пожалуйста дайте адрес отца Тигрия или подскажите, где его можно разыскать. Спасибо.

Сейчас в Курске начала свою работу школа православия. Вот у же вторую лекцию я хожу туда. Сегодня в интернете захотела найти какую-нибудь инйформацию про Отца Тигрия. К своему удивлению нашла много плохого про него. Это и темная история в Солнцево, и его якобы причастность к сектам. Объясните мне где правда.?

Каждый Божий день я вижу людей. Они встречаются мне на улице, в общественном транспорте, в магазинах, в различных организациях. Почти все они крещены. Но их лица ничего об этом не говорят. После эпизодичного общения с основной частью крещеного населения в упомянутых местах становится грустно...

Основные поведенческие реакции рядового попутчика или первого встречного, мягко говоря, не свидетельствуют о его жизни во Христе.

Каждый раз, сталкиваясь с озлобленностью и замкнутостью, я отдаю себе отчет в том, что, как пастырь Церкви Христовой, несу полную ответственность за то, какой дорогой жизни и куда идут эти люди. Мера ответственности за спасение душ людей, о которых меня спросит Пастыреначальник Христос, требует прямого ответа на вопрос: что я делаю для их спасения?

Mожет, кому-то и покажется, что все это демагогия, потому что и так, вроде, ясно, что делать и как проповедовать. Но чтобы понять, насколько все печально, пусть каждый читающий эту статью православный батюшка представит себе небольшой сюжет из жизни.

Перед началом собственно чинопоследования крещения крестный и крестная (в наиболее распространенном сегодня варианте крещения младенцев) должны произнести отречение от сатаны, обеты крещения и Символ веры. Сюжет, до боли знакомый каждому приходскому батюшке. Давайте посмотрим на него с точки зрения сути происходящего: 1) кто произносит, 2) что произносит и 3) как произносит.

1. Следуя неумолимой логике «теории пассивного членства в Церкви», которая по умолчанию принята в священнической среде, крестными становятся люди, которых согласно этой теории называют «невоцерковленными христианами».

Конечно, можно понять, что не все знакомы с 80-м правилом VI Вселенского Собора, которое ясно говорит, что человек, избегающий церковного общения, должен быть отлучен от Церкви, потому что три пропущенных воскресных богослужения - это ниже прожиточного минимума и есть основание для отлучения от Церкви, так как мы - крещеные - в Завете с Богом и не можем не участвовать в продолжающейся Тайной вечере - совместной Трапезе. Но от этого незнания ни крещающему священнику, ни крестным, ни младенцу легче не становится.

Каков же истинный канонический статус невоцерковленных христиан, ставших крестными? По канонам, они - отпавшие. Это не оскорбление или унижение личного достоинства, это канонический статус человека, который при этом может быть хорошим человеком, добрым семьянином и т.п. Просто такая констатация факта исходит из того, что евхаристический принцип принадлежности к Церкви Христовой еще ни¬кто не отменял, как и постановления Вселенских Соборов! Поэтому ни в одном учебнике по коническому праву, как и в самих канонах, нет понятия невоцерковленных христиан.

Некоторые батюшки (мне приходилось вести сложные разговоры с такими священниками) свое «безграничное снисхождение» к этим людям объясняют любовью. Но где логика такой любви в последовательности слов Иисуса Христа: «...научите все народы, крестя их...» или в словах апостола Павла: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать...»? Из контекста 1-й главы Первого послания к Коринфянам ясно: не крестить так, чтобы появлялись раскольники павловы, кифины, аполосовы. Совершенно очевидно, что апостол Павел следует логике, заложенной в заповеди о крещении Господом Иисусом Христом: сначала научить, а потом крестить, но не наоборот.

2. А дальше все продолжается по известному определению: лишь бы никого не обидеть и все произнести правильно. Кто из нынешних священников (от них же первый есмь аз), положа руку на сердце, уверенно может сказать, что каждый раз, когда он совершает Таинство крещения, крестные именно исповедуют, ощущая и осознавая свое предстояние перед Богом, а не произносят (потому что так сейчас надо) заветные слова?

Мне неоднократно приходилось спрашивать крестных и плотских родителей перед началом собеседования о том, зачем нужно крещение. В подавляющем большинстве случаев ответы в области сиюминутных телесных и душевных потребностей: от сглаза и порчи, чтобы был ангел-хранитель, чтобы покумиться, чтобы не болел, чтобы имел защиту. И крайне редко можно было услышать ответ, переступавший порог вечности: чтобы стал наследником Царства Небесного!!!

3. Вопрос: с какими знаниями приходят эти люди и какого Бога они будут исповедовать в Символе веры? Они отдают себе отчет в том, что есть их словесное отречение от сатаны, насколько это страшно и ответственно?! А если мы, пастыри, не отдаем себе отчета и свободно формализуем своим попустительством этот важный момент духовной жизни младенца и крестных, то не есть ли это прямое надругательство над Христом, пролившим кровь, чтобы мы действительно не жили под властью сатаны? Как-то жутковато становится при виде того, с какой безпечностью относимся мы, священники, к этим вещам.

Приведу пример из собственной практики. В нашем храме совершалось крещение. Наступил ответственный момент, когда крестные должны были торжественно произнести: «Верую Ему (то есть Иисусу Христу) яко Царю и Богу». Алтарник нашего храма, стоявший у купели лицом ко мне и крестным (он и проводил последнюю беседу с ними), вдруг неожиданно прервал плавный ход богослужения резким вопросом к одному из них: «Почему Вы молчите?» Второй раз этот вопрос задал крестному я.

Я не верю, что Он Бог.

Тогда Вы не можете участвовать в Таинстве в качестве крестного и должны покинуть это помещение.

Я скажу все как надо, - после секундной паузы взволнованно сказал он.

Нет, так не нужно, уходите.

Как потом оказалось (если верить этому мужчине), однажды его попросили быть крестным младенца в одной из соседних епархий. И когда он чистосердечно поведал священнику о том, что не имеет веры в Иисуса Христа как Бога, тот преспокойно ответил, что это не мешает ему быть крестным... Поэтому мое поведение показалось ему неадекватным.

Дорогие батюшки! Давайте честно спросим себя, сколько людей остается после крещения и венчания в наших храмах? Примерно 2-5%. Что это, как не парадокс? Эти парадоксы, не побоюсь этого слова, современной порочной практики, возведенной некоторыми в ранг догмата и канона, имеют самое прямое отношение к заявленной теме и мере ответственности за спасение душ людей, о которых нас спросит Пастыреначальник Христос.

Эта проблема, которая стала перед нами сегодня во весь рост, так и называется: возвращение отпавших. Она гораздо шире, чем проблема предкрещального оглашения, хотя и тесно связана с ней. Проблема эта появилась не сегодня, но именно в наши дни она стала восприниматься так остро, потому что спустя 20 лет стихийной практики совершения церковных Таинств (без предварительной подготовки) так и не случилось чуда: Русь не стала православной.

Основной вопрос - нерв этой проблемы, - на который мы должны ответить честно: куда идут люди, приходя в наши храмы? В церковные лавки, похоронные и крещальные бюро, места душевного отдохновения, заповедники и хранилища церковных древностей и отечественной культуры? Или они приходят в собрание верующих во имя Иисуса Христа для участия в совместной Трапезе приобщения Святых Таин? Последнее представляется наименее актуальным... для основной части приходящих, заходящих, проходящих.

В связи со сказанным одной из предпосылок нынешнего духовного кризиса в контексте возвращения отпавших можно смело назвать политику организации приходской жизни в Русской Православной Церкви. Вопрос стоит так: по какому принципу сформировались приходы РПЦ за прошедшие 20 лет?

(конец 1 части)


На вопросы отвечают священники и катехизаторы

С чего, на Ваш взгляд, нужно начинать катехизацию? Что при этом важно не упустить?

Прот. Евгений Горячев, Санкт-Петербургская епархия: Мне кажется, что в первую очередь катехизатор обязан выяснить, что за люди вошли в его огласительную группу; кто они такие, почему пришли, что думают о вере, о крещении, о церкви, почему остались на катехизацию, а не пошли в храм, где крестят «и так». Исходя из этого предварительного общения и нужно, на мой взгляд, строить все дальнейшие огласительные встречи.

Священник Тигрий Хачатрян, руководитель Миссионерского отдела Курской епархии: С вопроса, который предшествует любой катехизации: зачем Вы пришли? Без этого вопроса мы рискуем начать поголовное добровольно-принудительное «обращение». Это уже было, и лучше к этому не возвращаться! Человек должен сам хотеть спасения! Важно не упустить «момент истины»: распознать, а готов ли человек после всей работы Церкви к тому, чтобы его крестили.

Игум. Арсений (Соколов), Лиссабон: С личной встречи с человеком. Предваряющая огласительный цикл беседа необходима, чтобы познакомиться с людьми, решившими принять крещение или крестить своего ребенка. К сожалению, в большинстве случаев их мотивация совсем не церковна. На вопрос, почему вы решили покрестить своего ребенка, нередко услышишь ответ: «плохо спит», «сосочку выплевывает», «едем в отпуск, не лететь же на самолете с некрещеным» и т.п. За такими ответами стоит, конечно же, неправильное, искаженное представление о Боге. Многие люди, особенно никогда не читавшие Евангелие, думают, что Бог – такой же злой и жестокий, как они сами, в их представлении образ Бога сфабрикован по человеческому «образу и подобию», является далеким от христианства. Те, кому не знаком евангельский образ Бога, представленный нам человеческой жизнью Христа и Его учением, не знают, что Бог любит некрещеных детей точно так же, как и крещеных, что когда у крещеных режутся зубы, они плачут точно так же, как некрещеные, что отношение младенца к соске никак не зависит от того, крещен он или нет.

Часто бывает так, что люди впервые переступают церковный порог лишь тогда, когда у них рождается ребенок. В первой беседе очень важно постараться поменять мотивацию родителей, заинтересовать их Священным Писанием, богослужением, церковной жизнью. Убедить, что главное для них – не крещение их ребенка, а их собственное пробуждение от духовного летаргического сна, их собственное воцерковление. Большинство нецерковных родителей стремится покрестить свое чадо поскорей, и катехизация для них – горькая пилюля, которую приходится выпить, чтобы добиться-таки своего – крещения ребенка. Дело катехизатора – увлечь оглашаемых, перевести их внимание с крещения на церковную жизнь вообще, опровергнуть магическое представление о таинстве. Если катехизатор этого не делает и потакает бытовым суевериям, то чем он в таком случае отличается от шамана? Итак, задача катехизатора – не ребенка покрестить, а родителей его воцерковить.

Алексей Наумов, катехизатор, Москва: Я думаю, что здесь важны две вещи. Во-первых, готовность человека оглашаться. Это выражается в наличии веры (или хотя бы в начатках веры) и в желании изменять свою жизнь по вере. Во-вторых, важна готовность катехизатора, которая состоит прежде всего в его церковности и просто в уровне его подготовки, связанной с образованием и т.д.

Вряд ли возможно требовать от оглашаемых, чтобы они прочитали всю Библию. А что можно и нужно требовать? Без каких книг Ветхого и Нового завета (и в какой последовательности) невозможно представить катехизацию?

О. Евгений Горячев: Требовать всегда опасно, особенно в самом начале (как пришли к нам, так и уйдут, а мы угасим «лен курящийся» и доломаем «надломленную трость»), но можно заинтересовать, объяснить, почему именно эта Книга является для христиан священной. Затем можно зачитать вслух несколько ярких библейских сюжетов и дать им необходимую, лучше семантически разноуровневую, интерпретацию. Такая методика, во-первых, «притянет» слушающих к Божьему Слову и, в то же время, даст им понять, что Библия намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Педагогический материал, отбираемый катехизатором, может быть самым разным (например: творение и назначение человека, грехопадение, избрание Авраама, Декалог, религиозные взлеты и падения Давида, некоторые псалмы и пророчества, Благовещение, искушение Иисуса в пустыне, фрагменты Нагорной проповеди, отдельные Евангельские притчи и чудеса и т.д.; даже родословие Христа, при известном навыке, может быть преподано как существенный огласительный текст). Главное, чтобы человек этим материалом владел и владел творчески.

О. Тигрий Хачатрян: Я бы поставил вопрос по-другому: какие изменения должны произойти в душе после прочтения Евангелия, а то ведь можно по сотне раз все Евангелия проштудировать, и будет хуже, чем было…

О. Арсений (Соколов) : Оглашаемый должен понять: в Библии содержится слово Божие и оно для него актуально и спасительно. Если читать Писание вдумчиво, молитвенно, усердно – это слово Божие прозвучит для тебя сегодня, ты услышишь его сквозь шум повседневности. Оглашенный учится читать Библию вместе с церковью. Задача катехизатора – помочь оглашенному расслышать слово Божие, звучащее в Писании, и когда оно оглашенным услышано – убедить принять его.

Всюду, конечно, по-разному, а у меня с сибирских времен – 7 узловых тем, изучаемых с оглашаемыми с Библией в руках: 1) Происхождение мира и человека. Грехопадение. 2) 10 заповедей (1-я скрижаль). 3) 10 заповедей (2-я скрижаль). 4) Христос-Спаситель. 5) Церковь. 6) Крещение и другие таинства Церкви. 7) Символ веры. В зависимости от аудитории темы могут варьироваться. Кроме того, каждому оглашаемому предлагается прочесть самостоятельно одно из синоптических Евангелий, по личному выбору каждого. Возникающие вопросы обсуждаем отдельно, при личной встрече или по электронной почте.

В древности, особенно в Александрийской Церкви, катехуменам предлагался для изучения довольно широкий набор библейских книг, прежде всего учительных книг Ветхого Завета. Это правильно, когда человек знакомится не с «Законом Божиим», не со «Священной историей» и не с «Детской Библией», а с самими текстами Писания, ведь именно в Писании, а не в школьных пособиях по нему содержится слово Божие.

Имеется в Португалии и Испании своя специфика: не все люди могут регулярно посещать огласительные занятия. Некоторые живут за сотни километров от тех мест, где собираются церковные общины. Другие живут на далёких островах, расположенных за тысячи километров от континента. Для оглашения таковых приходится частично переходить на заочную форму катехизации, через переписку по e-mail. Но и в этом случае важны очные беседы, хотя бы несколько личных встреч. Наши священники стараются навещать оторванных от церковных центров катехуменов и проводить беседы с ними там, где они живут.

Алексей Наумов: На оглашении нужно читать параллельно и Новый, и Ветхий заветы. Но принципиально важна последовательность чтения, которая определяется тем, что вера, молитва и жизнь у всякого верующего должны быть взаимосвязаны. Поэтому по мере вхождения в опыт личной и церковной молитвы, по мере изменения жизни человек может адекватно воспринимать те библейские книги, которые трудно понять, не имея соответствующего опыта.

Последовательность чтения может быть следующая. Сначала катехумен читает книги Премудрости и синоптические (первые три) Евангелия, затем книги Закона, потом пророков и далее (после крещения) Евангелие от Иоанна, книгу Деяний, апостольские послания.

Какова норма участия оглашаемых в богослужении? Что Вы требуете от готовящихся к крещению: как часто (два раза в неделю, раз в неделю, реже)? В каком объеме (полностью всю службу, обязательно на чтении Писания и проповеди, сколько сможет и что сможет)?

О. Евгений Горячев: В ситуации с краткосрочной катехизацией (а в моем приходе она, к сожалению, пока что именно такая) о богослужении, точнее, о его сути, можно только рассказывать. Я делаю это в разделе бесед, посвященных молитве. Но если оглашение длительное, то я думаю, что задолго до самого крещения будущие члены Церкви, конечно же, должны хоть как-то ознакомиться и с убранством храма, и с общественной молитвой.

О. Тигрий Хачатрян: В условиях жизни большинства епархий как минимум нужно требовать примирения с Богом. Т.е. если это крестные – чтобы осознанно исповедовались и причастились. Если не крещенные, то это должна быть целостная подготовка к Новой жизни во Христе, и она должна идти по всем параметрам: богослужение, Евангелие, молитва дома и в храме. И вряд ли можно навязать даже всем членам одной и той же группы одни и те же правила. Главное – результат!

О. Арсений (Соколов): Оглашаемые обязаны участвовать в воскресном богослужении, в литургии Слова, другое название которой – литургия оглашенных. Апостол и Евангелие у нас на богослужении звучат по-русски, а не по-церковнославянски и читаются лицом к людям. После чтений произносится проповедь для объяснения прочитанного. Это все очень важно для оглашаемых. Так же как и ектенья об оглашенных, в которой произносятся их имена, в которой оглашаемые активно участвуют: они и только они говорят на этой ектенье «Господи, помилуй», «Тебе, Господи», склоняют головы.

Современные «слушающие». Одна из огласительных встреч, проводившихся в мае 2010 г. совместно с участниками конференции «Традиция святоотеческой катехизации»

Кстати, чин оглашения у нас разделен с крещением и совершается за месяц-полтора до крещения, воскресным утром, перед литургией, с участием всех верных. Вся община участвует потом и в крещении, поскольку у нас оно происходит на воскресной литургии, которая в таком случае является крещальной (используем чинопоследование, изданное Свято-Тихоновским институтом).

Алексей Наумов: Здесь опять же важна последовательность. Есть церковные, канонические нормы, к которым человек должен прийти. Но начинать можно с малого. В начале оглашения можно хотя бы присутствовать на «фоне» богослужения. Но постепенно нужно все больше входить в дух и смысл православного богослужения. Тем более что в самом богослужении есть вещи, которые сугубо помогают оглашаемым. Это и молитва о них, и, конечно, проповедь.

Известно, что «вычитывание» какого бы то ни было правила может и не быть молитвой. Можно ли от оглашаемых требовать личного «правила молитвы»? Если да, то какого?

О. Евгений Горячев: Опять-таки: не требовать, а убеждать оглашаемых в том, что неумеющий или нежелающий молиться человек в каком-то смысле безбожник. Бог, конечно, есть, но не для него; ведь у него нет с Ним никакой связи… Нужно «заразить» оглашаемых желанием молиться, приводя примеры глубоких и красивых молитв, существующих в христианской традиции. Даже преподанные только как учебный материал, эти молитвы не могут не потрясать: «Господи, дай мне с душевным спокойствием…», «Господи, имя Тебе Любовь – не отвергни меня заблуждающегося…», «Я Свет, – а вы не видите Меня…», «Господи, соделай нас орудиями мира Твоего…» и т.д.

О. Тигрий Хачатрян: Может быть, для начала достаточно «Отче наш» и индивидуального обращения к Богу своими словами, а дальше можно нагружать, но по мере потребности души оглашаемого, а то если перегрузить, то можно и вполне приличного церковного фарисея подготовить.

О. Арсений (Соколов): Никакое «вычитывание» молитве не научит. Митрополит Антоний Сурожский в своем учении о молитве настаивает, что каждое слово молитвы, независимо от того, книжная ли она или импровизированная, должно полностью захватывать ум и сердце молящегося, только тогда эти слова будут действительно молитвой, обращением человека к Богу. В книжной молитве это особенно трудно, ведь надо сделать слова другого человека, жившего много веков, а то и тысячелетий тому назад, твоими собственными, произносить их как выражение не его, а твоих собственных чувств и желаний, всего твоего существа.

Лучший учебник молитвы – это, конечно, Псалтирь, главный «молитвенник» Церкви. Нет такого настроения и состояния, которым нельзя было бы отыскать соответствия в псалмах. Молясь псалмами, мы молимся вместе с Церковью, и что еще важнее – со Христом. Псалтирь – молитвенник Христа, это видно из Евангелия. Кроме того, многовековой христианский опыт молитвы псалмами учит нас, что «Христос – истинный молящийся псалмов» (блаж. Августин). Поэтому, как однажды сказал мой друг, итальянский монах Лучано Маникарди, «насколько мы можем сделать слова псалмов своими молитвами, настолько мы возрастаем во Христе».

Не все могут читать псалмы в древнееврейском оригинале, но, к счастью, существует более десятка переводов Псалтири на современный русский язык, и любой человек может выбрать для себя такой перевод, который ему более понятен и приятен. И хотя катехумену, да и новоначальному верному трудно начать пользоваться псалмами как своей молитвой, нужно с усердием вникать, пытаться входить в этот мир, употреблять усилие. Постепенно тот, кто молится псалмами, начинает понимать: псалмы – не только сборник древних молитв, но и школа молитвы. Да и школа жизни, в общем-то. В них – зеркало человеческого существования, вся жизнь человека пред Богом. Важно читать с оглашаемыми избранные псалмы, предлагать им самим дома начать молиться псалмами. И не забывать о правиле прп. Евагрия Понтийского: «Совершенство молитвы – не в количестве, а в качестве».

Другая сторона молитвы – это готовность слушать, что тебе скажет Тот, к Кому ты обращаешь молитву. Вот почему важны не только слова молитвы, но и периоды внутреннего молчания. Именно молчание позволяет настроить внутренний слух на слышание слов Господних, выражает готовность слушать Бога и слушаться Его. «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» () – как часто мы молимся такой молитвой? Не чаще ли у нас бывает наоборот: «Послушай, Господи, что сейчас скажет Тебе раб Твой»? Псалмы диалогичны, в них звучит не только молитва человека Богу, но присутствует и божественный ответ.

Алексей Наумов: Молитва должна быть живой. Поэтому необходимо, особенно в начале оглашения, учиться молиться своими словами. Не должно быть формы без духа и смысла. Важно, чтобы «вычитывания» не стали такой пустой формой.

Бывает, что человек, приходя в церковь, надевает «униформу» (например, особые платок и юбку), меняет режим питания, а больше ничего в жизни не изменяет. Что нужно изменить оглашаемому в первую очередь? Что Вы сами требуете от готовящихся к крещению?

О. Евгений Горячев: При краткой катехизации поговорить на эти темы стоит после покаянной беседы, которая должна непосредственно предшествовать крещению. А дальше просто наблюдать за воцерковлением, удерживая неофита от возможных в церковной среде «аскетических» крайностей. Если же оглашение длительное, то можно что-то подсказывать и по ходу самой подготовки к Таинству, исходя из того, что этих людей катехизатор уже немного знает. Ну, и наконец: каков учитель, таковы и ученики. Даже если человек, «рождающий» новых членов для Церкви и не говорит: «подражайте мне, как я Христу», то все равно люди, проводящие с ним так много времени, осознанно или неосознанно подражают именно ему. Так что не только к будущим клирикам, но и к катехизаторам из мирян вполне относятся слова Апостола: «образ будь верным: словом, житием, любовью…»

О. Тигрий Хачатрян: «Униформа» изменится, когда человек «облечется» во Христа, а на первых порах самое главное – помочь человеку понять, почему его жизнь без Христа – пусть даже правильная/праведная – Богу не угодна.

О. Арсений (Соколов): Только тот, кто изменил направление своей жизни, может быть готов дать крещальные обеты. Для нас в Западной Европе сейчас актуальна проблема так называемых «гражданских браков», а попросту сказать, блудного сожительства. Люди сходятся, живут нерасписанными, называют друг друга мужем и женой, а государство внушает им, что это и есть брак. Естественно, исправить свою жизнь в этом отношении в соответствии с Евангелием и учением Церкви – задача катехуменов, иначе они не могут быть допущены до крещения, которое, как говорит апостол Петр – «обещание Богу доброй совести» (). Неготовность вступить в законный брак («расписаться») говорит о боязни брать на себя ответственность, обязательства. Тому, кто собирается стать христианином, такая боязнь не к лицу.

Оглашаемые должны покаяться. И дело здесь не в перечислении грехов и не в разрешительной молитве (ее, понятно, для них еще нет), а – в решительном исправлении своего поведения. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» (). И покаяние – это ведь не просто перечисление грехов. Бог о наших грехах лучше нас знает, ничего нового мы Ему не можем открыть. Еврейское слово «тшува» означает «возвращение», а греческое «метанойя» – «изменение ума». Подлинное покаяние сопряжено с решимостью вернуться к Богу, изменить жизнь, оно есть обращение. Если с кем-то из ближних пребываешь во вражде и не делаешь шагов к примирению, как Богу примириться с тобой? Ведь твоего ближнего Он любит не меньше, чем тебя. От этого зависит готовность или неготовность вступить в Церковь, ведь крещение (как и покаяние после отпадения от Церкви) – это таинство вступления в Церковь.

Об «униформе». Мне непонятна эта борьба с женскими штанами в России. Штаны – не мужская одежда, на иконах мы нигде не видим святых мужей в штанах. Запрещать женщинам носить брюки и разрешать носить их мужчинам – непоследовательно. Мужчины в таком случае должны носить кафтаны. Ну, а женщины? Даже в таких традиционных обществах, как таджикское и афганское, женщины ходят в шароварах. Или и с тех надо шаровары стащить?

Алексей Наумов: Прежде всего требуется покаяние в своем прямом значении слова – как изменение жизни в соответствии с верой, в соответствии с волей Божьей, которая открывается и в заповедях.

Известно, что в святоотеческой традиции люди, начинавшие оглашение, в течение 2–3 лет назывались «слушающими», а потом переходили в разряд «просвещаемых». Как Вам кажется, что может соответствовать этому в современной практике катехизации?

О. Евгений Горячев: Я уже много раз говорил, что достойное будущее нашей Церкви возможно только в связи с длительной, и притом общеобязательной, катехизацией. Если таковая начнет осуществляться практически, то тогда, в зависимости от региона, человеческой составляющей (духовного и образовательного уровня как оглашаемых, так и оглашающих) можно будет варьировать отдельные методики, в том числе, использовать и такую, как эта – «святоотеческая».

О. Тигрий Хачатрян: Не знаю.

О. Арсений (Соколов): На самом деле, не важно, сколько месяцев или лет человек готовится ко крещению и как его при этом называть. Можно ведь и 30 лет готовиться и не быть готовым (кстати, в древней Церкви так часто и бывало: многие всю жизнь ходили в «оглашенных»). А можно, как об этом свидетельствует книга Деяний Апостольских, и после чтения одной-единственной пророческой книги да участия в одной-единственной огласительной беседе «уверовать от всего сердца» во Христа (). Катехизатор должен уметь определить, уверовал ли катехумен от всего сердца, а также церковна ли его вера.

В древности была замечательная практика: всех прошедших оглашение кандидатов ко крещению экзаменовал местный епископ. Хочется надеяться, что когда-нибудь эта практика будет возрождена.

Позвольте напоследок привести слова сибирского протоиерея Геннадия Фаста, с 70-х гг. XX века занимающегося предкрещальной катехизацией, из недавнего интервью с ним: «Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного. Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности, то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет – его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций».

Вопросы задавали
Александра Колымагина,
Максим Дементьев,
Анастасия Наконечная



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: