Выдержки из журнала "Русский Инок" о имябожии. Собор преподобных Оптинских старцев

Начнет человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и запинает ему враг и различные простирает сети.

1) Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно противу того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: Христос Иисус пришел в мир грешников спасти .

2) Искушает различными помыслами злыми и закону Божию противными. Надобно грешнику противу всех тех помыслов подвизаться и не соизволять им. В сем бо весь подвиг христианский состоит.

3) Между прочими злыми помыслами влагает враг хульные помыслы, различные сомнения и неверие. Надобно противу всего того подвизаться и отражать тое все мечем слова Божия и молитвою.

4) Хотя и всем, но наипаче безбрачно живущим, всегда скучает он блудными помыслами. Надобно противу тех стоять, и как только оные возникают, тот час пресекать, призывая на помощь всесильного Помощника Иисуса Христа, и хотя отъидет помысл злой, однакож враг, как пес в своей ловитве, паки возвращается. Сего ради всегда его ожидать должно и, как воину, на карауле стоять. К сему пользует: всегда быть в трудах, часто молиться, мало есть, пить, и мало спать. Ничто так сей похоти не угашает, как смиренная, и от сокрушенного сердца происходящая слеза. Внимай сему.

5) Прельщает враг любовию мира и соблазнами, и отвлекает от пути скорого: хорошо-де быть в мире почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселостях, знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости, и принимать гостей, и прочая. Сии его советы, по-видимому, сладкие, яко плоти угодные, но внутрь горькие и душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от Содома и Гоморры, да не сгориши. Слыши Христово слово: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии . Отвещай внутрь себе так: пусть, что мне предлагаеши, хорошо будет тем, которые ищут того; а мне несравненно лучший есть Христос и святое Его иго. Он мене несравненно более утешит и увеселит, нежели весь мир. Зде я хощу с Ним быть, да и тамо с Ним буду.

6) Когда враг не успеет чрез злые свои советы, и не совратит человека с пути доброго, то ищет другого к тому посредствия, наводит тоску, уныние, печаль и проч. Надобно все тое преодолевать и крепиться.

7) Когда человек твердо в своем предложении стоит, то враг начнет чрез злых людей беспокойствовать; и тогда, откуда что возьмется. Тогда различная напасть нападет на него. Все сие злокозненного врага есть тщание и ухищрение; и сие-то есть, что написано: вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут . Тогда вси Его отрекаются и ненавидят, и бывает, что и самые прежде бывшии други во враги обратятся. Но благо и утешительно нам, что кого мир ненавидит, того Бог любит. А егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. "Христианин, егда ненавидим есть от мира, любим есть от Бога", глаголет святой Игнатий священно-мученик (Декемврия 20 числа). Сего ради надобно всякое злоключение и напасть терпением преодолевать.

8) Отсюда бывает, что многие начинают, но не многие кончают благочестно жить, понеже не хотят терпеть искушений, и скорбным путем идти, и так с него совращаются. Но глаголет Христос наченшему благочестно жить: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота.

9) Отсюда видим, как нужно христианину непрестанное тщание, воздыхание и молитва, чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца верным пребыть.

10) К тому пользует всегдашняя память о смерти, что она нечаянно и различным образом восхищает людей, память о страшном суде Христовом, о муке вечной, о царствии небесном: память о сих и верное рассуждение не попустить совратиться с пути. Поминай о сих часто, и рассуждай: благополучие и неблагополучие временное минется, но то, что после смерти будет, не минется; все зде мирское останется, и самое тело в земле погребается, а едина душа на оный век отъидет, и с душою добродетель или грех неотступно. Горе душе, когда со грехом отъидет! Ибо с чем отъидет, с тем и на суде Христовом явится. Поминай сие, и будешь себе очищать покаянием, слезами и воздыханием, да не явишися пред Господем Богом твоим со грехами.

11) Лучше все зде терпеть, что ни приключится, нежели в будущем веке терпеть. Ибо зде какое ни бывает бедствие и страдание, легкое есть и краткое, а тамо тяжкое, нестерпимое и вечное. Все бо временное в сравнении с вечным есть как ничто. Тамо страдание без утешения. Зде страждем и надеждою избавления прохлаждаемся: тамо страдание и мучение с отчаянием, ибо без конца. Зде тяжкое и несносное страдание смертию кончится, смерть бо всему полагает конец: тамо же человек будет страдать и умирать, но никогда не умрет; будет мучиться, но никогда не замучится. Поминай сие, и утвердишься в терпении.

12) Лучше утешаться и веселиться вечно, нежели временно. Ибо временное все минуется, а вечное всегда пребывает и, как река, непрестанно течет. Где тии, которые в веселостях мира сего пожили? Нет их, и веселости их кончились. Но претерпевшии ради благочестия утешаются в лоне Авраама, и память их пребывает в род и род. Тако по суетном и кратком веселии следует вечная скорбь и горесть: по краткой и благочестия ради претерпенной скорби, наступает вечное утешение и веселие. Душа благочестивая только что изъидет из тела, как из темницы, тотчас чистейший и яснейший свет видит, и во свете видит свет, и начинает новое, благоприятное веселие, радостное, покойное, мирное, безмятежное, славное, вечное и блаженнейшее житие, и забывает все, что в мире ей ни приключилось. Тогда видит и получает все обещания Божии, о которых слышала в святом Божием слове. Сего, как себе, так тебе, и всем, получить желаю.

Из слова Феолипта, Митрополита Филадельфийского о том, в чем состоит главное дело монашеского чина.

Может поруководить тебя к уразумению образа чистой молитвы и то, как обычно действуют пред лицем земного царя. Если случится тебе получить доступ к царю, то ты и телом стоишь пред ним (достодолжно), и языком умоляешь, и очи на него (просительно) устремляешь, - и таким образом привлекаешь себе царское благоволение. Делай то же и в молитве, в церковном ли стоишь собрании, или молишься в келейном уединении. Приходя в церковь на общую с братиями молитву в Господе, как телом предстоишь Ему и языком приносишь псалмопение, так и ум держи во внимании к словам и к Богу и в ясном познании Того, с Кем беседуешь и к Кому обращаешься; помни, что если мысль усердно и чисто занимается молитвою, то сердце сподобляется неотъемлемой радости и мира неизреченного. - Когда же уединенно пребываешь в келлии, мысленную держи молитву, в трезвении ума, с сокрушением сердца, - и видение осенит тебя ради трезвения, ведение вселится в тебя ради молитвы, и мудрость почиет в тебе ради умиления, изгоняя бессловесное сластолюбие и водворяя Божественную любовь.

Поверь мне, - истину тебе говорю: если во всяком труде твоем будешь иметь при себе неотлучную матерь всего доброго - молитву, то она не воздремлет, пока не покажет тебе брачного чертога, и не введет тебя внутрь, и неизреченной славы и радости не исполнит тебя. Она, отстраняя все вокруг препятствия, уравнивает стезю добродетели и делает ее удобною для ищущих (спасения).

«Чертог Твой вижду, Спасе мой»

31 марта исполняется 45 лет со дня иерейской хиротонии магистра богословия схиархимандрита Иоанна (Маслова), автора многих фундаментальных богословских сочинений.

Отец Иоанн начал свое служение Господу в знаменитой Глинской пустыни под руководством духовно опытных Глинских старцев. В этом монастыре он принял монашеский постриг, а после закрытия пустыни в 1961 году продолжил свое образование в Московской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии. Долгие годы преподавал в Московских Духовных школах и воспитал целую плеяду священнослужителей. Прославился многими благодатными способностями и подвигом старчества.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называет отца Иоанна выдающимся подвижником ХХ века. По словам Святейшего Патриарха, «благополучие общества, то, как будут жить у нас на Руси, зависит от усердия пастыря».

Предлагаем вниманию читателей нашего журнала одну из проповедей отца Иоанна.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возвышенны все песнопения наших церковных служб, ибо в них мы призываем Бога, просим, благодарим и славословим Его. Но наиболее глубоко проникают в сердца молящихся песнопения Великого поста, в которых выражены воздыхания и вопли души, осознавшей всю тяжесть содеянных грехов, скорбящей об утрате чистоты и райского блаженства. Великопостные песнопения вызывают раскаяние в грехах, воодушевляют верующего на подвиги поста, к умерщвлению страстей и очищению сердца.

Особенно благотворное воздействие на душу оказывают песнопения Страстной седмицы. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», - молится христианское сердце Богу, милующему грешников. Вникнем в смысл этих слов. Чертог Спасов - место особенного присутствия Вездесущего Бога. Бог всюду: на небе и на земле, на всяком месте владычества Своего, но Чертог Спасов есть Небо, где Бог во свете живет «неприступнем» (1 Тим. 6, 16), восседая на Престоле Славы Своей в окружении множества воинств Небесных (Дан. 7, 10; Апок. 5, 11). Из Чертога Небесного сошел на землю Христос, туда же восшел по Воскресении Своем и воссел одесную Бога, и оттуда Он вновь придет во Славе Своей судить живых и мертвых.

В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, сияют яко солнце (Мф. 13, 43), все праведники.

Некоторые из них еще во время своей земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия. Апостол Павел был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4). Святой Андрей, Христа ради юродивый, удостоился однажды такого видения. Прекрасный юноша, сшедший с горних обителей, держал в руке три венца. Святой Андрей, подойдя к юноше, спросил: «Продаешь ли венцы эти? Сам я хотя и не могу купить, но я пойду и скажу господину моему, и он даст тебе за них столько золота, сколько хочешь». На это юноша отвечал: «Поверь мне, что если бы ты принес золото всего мира, то и тогда я не отдал бы ни тебе, ни другому кому ни одного венца, ибо они не от мира сего суетного, но из сокровищ Небесных. Все сокровища мира сего не стоят и одного венца райского» (Четии-Минеи, 2 октября). Как свет солнца превосходит всякий земной свет, так Чертог Небесный превосходит всю красоту земную. Свою обитель Господь отдает людям и Сам призывает в нее: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Но вот беда: не готовы мы к тому, чтобы явиться в Небесный Чертог Господень - «одежды не имам, да вниду в онь». Живя беспечно, согрешая беспрерывно, мы уклонились от благодати Божией, обнажили свою душу, а теперь не имеем одежды - чистоты души и жизни христианской, чтобы войти в святые обители Господа. Какими только греховными сквернами ни обременена душа наша: леность, сластолюбие, празднословие, осуждение, клевета, самолюбие, честолюбие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Эти пороки совлекли с нас одежду брачную, одежду жизни вечной, и одели в одежды греховные, а в одежде беззакония - как явимся Богу нашему? Однажды, учит нас Спаситель в Своей притче, один человек - царь - устроил брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир, но те не захотели прийти. Он послал другой раз, но те опять не пришли. Тогда царь приказал рабам идти на распутия и звать на пир всех, кого найдут. Рабы исполнили приказание своего господина, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. И говорит ему: друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званных, а мало избранных (Мф. 22, 2-14). Чтобы не случилось подобного с нами, возвратимся от беззакония нашего, сотворим суд и правду (Иез. 33, 19), облечемся в светлую одежду спасения, и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 49). Но где же взять эту одежду? Ее подает Спаситель наш Господь Иисус Христос. Поэтому в великопостном песнопении мы и обращаемся к Нему: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Он, Милосердный, даровал нам эту одежду в таинстве Крещения, дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1, 22), чтобы быть нам чадами Божиими (Ин. 1, 12), ибо все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27).



Крещение сняло с нас первородный грех, сделало нас чистыми и невинными пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в Таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем по обычаю мира сего, по воле... духа, действующего... в сынах противления (Еф. 2, 2). И Святая Церковь, как заботливая мать, напоминает нам о высоком предназначении христианина, указывает на наше удаление от Бога, и мы сокрушенно взываем к Нему: Светодавче, спаси мя! И Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это - покаяние и причащение Святых Христовых Тайн. Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну души своей, а причастившись Святых Тайн, вновь облекаемся во Христа, ибо Он сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Правая вера, чистая и добродетельная жизнь во Христе - вот одежда нашей души, необходимая, чтобы войти в Чертог Спасов. Облечемся же, «якоже избраннии Божии», в смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь (Кол. 3, 12-14). Из глубины наших сердец возопием к Богу вместе со всей Церковью: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя, и введи в Твой Небесный Чертог». Аминь.

М ногогранное творчество инока Всеволода (Филипьева), насельника Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США), возвращается на Родину. Стихотворные сборники, богословские исследования, художественная проза издаются многотысячными тиражами и находят благодарного читателя. Для многих из нас, живущих в России, книги инока Всеволода открывают духовный мир Русского Зарубежья, многие десятилетия отчужденного от России, но хранившего красоту отеческой веры и устои православной жизни. Сам отец Всеволод нередко говорит о своих стихах как об аскетической лирике - «…у берега есть море, у счастья есть горе… у инока есть Иное». Слова и образы, наполнящие его поэтический мир, близки каждому православному, потому что несут в себе плоды созерцания и богомыслия, рожденные в келье инока - «отверзает молчащему Божья рука очи сердца, способные плакать».

Отец Всеволод, скажите, пожалуйста, как Вы почувствовали свое призвание к творчеству - оно было всегда или появилось с приходом в монашество?

Наверное, было всегда. Я думаю, что Господь дает нам дары для того, чтобы мы ими служили Ему, а не закапывали их в землю. Но дело в том, что к тому времени, как я стал воцерковляться, я поставил себе целью стереть все культурные, философские и прочие слои, которые у меня были до сих пор, потому что мне хотелось, как на чистый лист, написать письмена именно церковные и смотреть на все сквозь призму церковности. Поэтому я долгое время не притрагивался ни к художественной прозе, ни к другим видам светского искусства, и все то, что я раньше любил и чем интересовался, естественно, просто отложил. Через некоторое время внутри меня начался процесс примерно такой, какой протекал в обществе и государстве Римской империи III–IV веков, когда стоял вопрос - возможно ли использование культуры, философии христианами. Тогда пошел процесс христианизации культуры. Я тоже стал все свои знания, все свои влечения пересматривать, переосмысливать - что-то отринул совсем, что-то прочел по-новому, что-то переосмыслил. Мне памятен разговор с моим духовником иеросхимонахом Рафаилом (Берестовым), когда я спросил, не лучше ли вообще все это отбросить и, даже если пишется, ничего не писать. И услышал в ответ, что дары, данные Богом, должны Ему служить. Отсутствие даров - не вина человека, а наличие - не заслуга. Так что благословение на творчество у меня есть уже давно. Конечно, я этот талант в себе никак не культивировал и не развивал, я просто не наступал на горло собственной песне и периодически сверялся со святыми отцами. Я благодарен тем людям, с которыми мне довелось встретиться, которые мне помогали. Одним из таких людей, который дал мне благословение на поэтическое творчество, был Владыка митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). В дальнейшем (в Америке) митрополит Лавр дал мне послушание журналистской и литературной работы в нашей редакции, писательской деятельности, даже привелось работать над фильмом о Джондарвилле.

По словам архимандрита Софрония Сахарова, молитва - высшее творчество. Как Ваше творчество помогает Вашей молитве, а молитва - творчеству?

Совершенно верно, молитва - это высшее творчество и высшее делание - молитвенное, то есть состояние Богообщения. И здесь мы можем добавить, что самовыражение в христианском творчестве тоже является молитвой. Это обратная связь - молитва есть высшее творчество, а творчество тоже может быть молитвой. Христианское творчество - это и есть одна из форм богослужения, то есть служения Богу. Вот человек пишет духовные стихи или икону, или снимает фильм о святыне - это его богослужение, он этим служит Богу, это и есть его молитва, его обращение к Богу, его Богообщение.

Безусловно, это не снимает необходимости молитвы и богослужения в их классическом понимании - молитвы в храме, келейной молитвы и непрестанной Иисусовой молитвы. И, безусловно, молитвенное настроение будет помогать творчеству. Когда я жил три года на Валааме со старцем, в более уединенном месте, чем теперь, молитва была более сосредоточенная, и сейчас я ощущаю определенную трудность и брань большую, поэтому прошу всех читателей этого интервью и моих читателей помолиться обо мне, чтобы Господь укрепил в молитвенном делании.

- Как рождаются Ваши литературные герои и насколько приходится использовать художественный вымысел?

- Конечно, никакой художественный вымысел не идет в сравнение с реальными образами и историями, которые нам преподносит сама жизнь, поэтому жизнь - это первоисточник для творчества. В моей прозе и поэзии звучат реальные истории из жизни, например, рассказы о Белом движении по воспоминаниям эмигрантов.

Но в рамках жанра художественной прозы или поэзии, конечно, допустимы обобщения, кристаллизация образа, когда истории нескольких людей сливаются в один литературный образ, чтобы вычленить и ярче показать ту или иную тему.

Вопрос ваш закономерный, потому что все, что касается вымысла и фантазии, зачастую граничит с духовной прелестью и святыми отцами запрещено. Вымысел в литературе часто идет на грани, а то и заходит за грань, но тут я хочу немного защитить художественную православную литературу, потому что миссионерская литература она часто не прямо церковная, а околоцерковная. А ведь даже в церковной и богослужебной литературе святыми отцами допускалось применение «благочестивого преувеличения»; или литературные образы. Как, например, «разговор с адом» - ад получал лицо и участвовал в диалоге с Христом. Хотя, естественно, у ада нет личности и такого разговора никогда не происходило. Известен святым отцам прием «просопопеи», который первоначально использовался в древнегреческой литературе, но иногда применяется в богослужебных текстах и в житиях святых. Это диалоги и монологи некоего лица, которые могли ему принадлежать, но никогда ему не принадлежали. Например, в житиях святых часто приводится молитва того или иного мученика перед казнью, при том, что в темнице он - один и молится в душе, то есть про себя. А, между тем, текст молитвы приводится полностью. Этот прием применяется потому, что житие святого - это икона. В житиях святых, как и иконописи, изображается преображенная реальность, а не буквально «сфотографированная». Допускаются и преувеличения и обобщение, главное, чтобы суть и глубинный смысл был до нас донесен.

Встречались ли Вы после выхода своих книг с прототипами героев и как они относились к написанному, что-то менялось в их жизни?

Да, такое часто случается с писателями. Человек, прочитав книгу, приходит к автору и говорит: «Вы написали про меня! Откуда Вы все это знаете?». Если описывается «герой времени», то ты вольно или невольно описываешь историю многих судеб. Но у меня пока только одна книга художественной прозы - «Начальник тишины». Человек, бывший прототипом моего героя Влада (одного из главных героев книги), прочитав повесть, существенно пересмотрел свою жизненную ситуацию и нашел в себе силы изменить ее, принять решение, которое сумел принять его герой в книге. Для этого ему пришлось ехать в другой город, чтобы отыскать свою избранницу. Герой книги сделал выбор, а его реальный прототип последовал его примеру. Вот как бывает...

- Вы состоите в Союзе писателей России?

Да, а также в Международном сообществе писательских союзов. Я давно был знаком с православной поэтессой Ниной Карташевой, одно время мы вместе проводили творческие вечера в Центре славянской культуры и письменности, еще до потепления отношений между Московской Патриархией и Зарубежной Церковью, стараясь показать все светлые и добрые стороны зарубежья. В каждый мой приезд из Джондарвилля мы проводили такие вечера и были очень дружны. Она тогда состояла в правлении Союза писателей и предложила мне вступить в Союз. Дальше все было как полагается - комиссия по приему и так далее. Кстати, принимали меня тогда за книгу стихов, прозы еще тогда у меня не было. В минус мне поставили то, что я плохо знаю современную российскую поэзию и прозу. Я должен это признать, потому что больше склоняюсь к церковной литературе или к классике - она уже проверена временем. Конечно, хорошо читать и современников, только знать бы, что из этого останется, станет вечным. Стараюсь все-таки кое-что читать. Я пробовал читать современных культовых авторов - Пелевина, Сорокина, Акунина. Честно прочитал: где полностью, где по полкниги, - понял, о чем идет речь, но дальше как-то не осилил. Тем не менее, если ты связан с миссионерством, читать нужно, люди спросят твое мнение и нужно знать, что ответить.

- Что бы Вы пожелали православным людям, желающим заниматься литературным творчеством?

Во-первых, не спешить, желание должно вызреть, также как и ясное понятие того, зачем и с какой целью этим хочешь заняться. Надо уважать своего читателя, потому что писать абы что - безответственно. Человек будет тратить время на чтение и силы на поиск смысла и будет обидно, если впустую.

Второе - благословение. После того, как человек понял свою цель, почувствовал, что не может не писать, он должен взять благословение у своего духовника. Случается, правда, и довольно жесткое отношение духовников к занятиям творчеством, так что вообще в своей жизни нужно иметь единомысленного духовника и, кроме того, даже к благословению подходить с рассуждением, а не слепо.

В-третьих, важно уходить от православного любительства. Помимо таланта, дара Божьего, надо развиваться и в области знания, работать над стилем. Прекрасное содержание, которое нам дает Православие, должно быть облечено автором художественного произведения в прекрасную форму. Примером здесь могут служить великие святители - Василий Великий и Григорий Двоеслов, многие святые отцы, которые были и поэтами, - они заключали свои мысли в прекрасную литературную форму.

Церковное графоманство может оттолкнуть нецерковных людей. Так что надо достигать профессионализма и уходить от любительства, чтобы не получить вместо миссионерства обратный эффект.

Но и не унывать, и иметь терпение нужно, потому что творчество - это тоже богослужение, а там, где богослужение, жди духовной брани и искушений. Зная все это и имея благословение, надо спокойно делать свое дело. Здоровую критику принимать, а нападки незаслуженные стараться молитвенно отбивать, чтобы не впасть в уныние и совсем не отойти от творчества. Такие примеры, к сожалению, тоже есть. Это неправильно, потому что если уж ты взялся за гуж, не говори что не дюж.

- А какова цель Вашего творчества?

- Ваши творческие планы?

Хотелось бы попробовать себя в разных жанрах. Сейчас это: книги церковной публицистики, сборник стихов «Иное», проза «Начальник тишины», курс церковной литературы «Путь святых отцов», который я преподаю в Джондарвиле. А также шесть компакт-дисков, которые вышли на мои стихи в разных музыкальных стилях - от рока до романса. Еще периодика, так как я - редактор наших периодических изданий в Джондарвиле.
Но хочется, честно говоря, после таких фильмов как «Страсти Христовы» и «Остров» сделать что-либо для кино: написать сценарий или еще что-нибудь. На все воля Божия.
Сейчас работаю над книгой художественной прозы, которая будет отчасти продолжением книги «Начальник тишины», она называется «Ангелы приходят всегда».

- Спасибо, отец Всеволод, за интересную беседу, желаем Вам творческих успехов и ждем ваших новых книг.

Беседовала Инна Кобозева,
газета «Отчий светильник»

Журнал "Русский инок"

ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦЕВ

Напутствие обратившемуся от суетного мира сего ко Христу и наченшему каятися

Как грешник, благодатию Божиею подвигшись, начнет каятися, то сретает его различное искушение: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение . Начнет человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и запинает ему враг и различные простирает сети.

1) Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно противу того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: Христос Иисус пришел в мир грешников спасти .

2) Искушает различными помыслами злыми и закону Божию противными. Надобно грешнику противу всех тех помыслов подвизаться и не соизволять им. В сем бо весь подвиг христианский состоит.

3) Между прочими злыми помыслами влагает враг хульные помыслы, различные сомнения и неверие. Надобно противу всего того подвизаться и отражать тое все мечем слова Божия и молитвою.

4) Хотя и всем, но наипаче безбрачно живущим, всегда скучает он блудными помыслами. Надобно противу тех стоять, и как только оные возникают, тот час пресекать, призывая на помощь всесильного Помощника Иисуса Христа, и хотя отъидет помысл злой, однакож враг, как пес в своей ловитве, паки возвращается. Сего ради всегда его ожидать должно и, как воину, на карауле стоять. К сему пользует: всегда быть в трудах, часто молиться, мало есть, пить, и мало спать. Ничто так сей похоти не угашает, как смиренная, и от сокрушенного сердца происходящая слеза. Внимай сему.

5) Прельщает враг любовию мира и соблазнами, и отвлекает от пути скорого: хорошо-де быть в мире почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселостях, знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости, и принимать гостей, и прочая. Сии его советы, по-видимому, сладкие, яко плоти угодные, но внутрь горькие и душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от Содома и Гоморры, да не сгориши. Слыши Христово слово: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии . Отвещай внутрь себе так: пусть, что мне предлагаеши, хорошо будет тем, которые ищут того; а мне несравненно лучший есть Христос и святое Его иго. Он мене несравненно более утешит и увеселит, нежели весь мир. Зде я хощу с Ним быть, да и тамо с Ним буду.

6) Когда враг не успеет чрез злые свои советы, и не совратит человека с пути доброго, то ищет другого к тому посредствия, наводит тоску, уныние, печаль и проч. Надобно все тое преодолевать и крепиться.

7) Когда человек твердо в своем предложении стоит, то враг начнет чрез злых людей беспокойствовать; и тогда, откуда что возьмется. Тогда различная напасть нападет на него. Все сие злокозненного врага есть тщание и ухищрение; и сие-то есть, что написано: вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут . Тогда вси Его отрекаются и ненавидят, и бывает, что и самые прежде бывшии други во враги обратятся. Но благо и утешительно нам, что кого мир ненавидит, того Бог любит. А егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. "Христианин, егда ненавидим есть от мира, любим есть от Бога", глаголет святой Игнатий священно-мученик (Декемврия 20 числа). Сего ради надобно всякое злоключение и напасть терпением преодолевать.

8) Отсюда бывает, что многие начинают, но не многие кончают благочестно жить, понеже не хотят терпеть искушений, и скорбным путем идти, и так с него совращаются. Но глаголет Христос наченшему благочестно жить: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота.

9) Отсюда видим, как нужно христианину непрестанное тщание, воздыхание и молитва, чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца верным пребыть.

10) К тому пользует всегдашняя память о смерти, что она нечаянно и различным образом восхищает людей, память о страшном суде Христовом, о муке вечной, о царствии небесном: память о сих и верное рассуждение не попустить совратиться с пути. Поминай о сих часто, и рассуждай: благополучие и неблагополучие временное минется, но то, что после смерти будет, не минется; все зде мирское останется, и самое тело в земле погребается, а едина душа на оный век отъидет, и с душою добродетель или грех неотступно. Горе душе, когда со грехом отъидет! Ибо с чем отъидет, с тем и на суде Христовом явится. Поминай сие, и будешь себе очищать покаянием, слезами и воздыханием, да не явишися пред Господем Богом твоим со грехами.

11) Лучше все зде терпеть, что ни приключится, нежели в будущем веке терпеть. Ибо зде какое ни бывает бедствие и страдание, легкое есть и краткое, а тамо тяжкое, нестерпимое и вечное. Все бо временное в сравнении с вечным есть как ничто. Тамо страдание без утешения. Зде страждем и надеждою избавления прохлаждаемся: тамо страдание и мучение с отчаянием, ибо без конца. Зде тяжкое и несносное страдание смертию кончится, смерть бо всему полагает конец: тамо же человек будет страдать и умирать, но никогда не умрет; будет мучиться, но никогда не замучится. Поминай сие, и утвердишься в терпении.

12) Лучше утешаться и веселиться вечно, нежели временно. Ибо временное все минуется, а вечное всегда пребывает и, как река, непрестанно течет. Где тии, которые в веселостях мира сего пожили? Нет их, и веселости их кончились. Но претерпевшии ради благочестия утешаются в лоне Авраама, и память их пребывает в род и род. Тако по суетном и кратком веселии следует вечная скорбь и горесть: по краткой и благочестия ради претерпенной скорби, наступает вечное утешение и веселие. Душа благочестивая только что изъидет из тела, как из темницы, тотчас чистейший и яснейший свет видит, и во свете видит свет, и начинает новое, благоприятное веселие, радостное, покойное, мирное, безмятежное, славное, вечное и блаженнейшее житие, и забывает все, что в мире ей ни приключилось. Тогда видит и получает все обещания Божии, о которых слышала в святом Божием слове. Сего, как себе, так тебе, и всем, получить желаю.

Из слова Феолипта, Митрополита Филадельфийского о том, в чем состоит главное дело монашеского чина.

Может поруководить тебя к уразумению образа чистой молитвы и то, как обычно действуют пред лицем земного царя. Если случится тебе получить доступ к царю, то ты и телом стоишь пред ним (достодолжно), и языком умоляешь, и очи на него (просительно) устремляешь, - и таким образом привлекаешь себе царское благоволение. Делай то же и в молитве, в церковном ли стоишь собрании, или молишься в келейном уединении. Приходя в церковь на общую с братиями молитву в Господе, как телом предстоишь Ему и языком приносишь псалмопение, так и ум держи во внимании к словам и к Богу и в ясном познании Того, с Кем беседуешь и к Кому обращаешься; помни, что если мысль усердно и чисто занимается молитвою, то сердце сподобляется неотъемлемой радости и мира неизреченного. - Когда же уединенно пребываешь в келлии, мысленную держи молитву, в трезвении ума, с сокрушением сердца, - и видение осенит тебя ради трезвения, ведение вселится в тебя ради молитвы, и мудрость почиет в тебе ради умиления, изгоняя бессловесное сластолюбие и водворяя Божественную любовь.

Поверь мне, - истину тебе говорю: если во всяком труде твоем будешь иметь при себе неотлучную матерь всего доброго - молитву, то она не воздремлет, пока не покажет тебе брачного чертога, и не введет тебя внутрь, и неизреченной славы и радости не исполнит тебя. Она, отстраняя все вокруг препятствия,

25 января / 7 февраля исполняется 125 лет с представления преподобного Анатолия Старшего, старца Оптинского (☦1894). - ред.

Когда преподобный Макарій Оптинскій былъ уже на склонѣ лѣтъ жизни своей, Господь по молитвамъ св. Іоанна Крестителя - покровителя скита, привелъ туда того, котораго избралъ быть сначала помощникомъ, а потомъ и преемникомъ великому старцу преп. Амвросію - преп. Анатолія.

Преп. Анатолій (Зерцаловъ) родился 24 марта 1824 г. въ селѣ Боболи Калужской губерніи въ семьѣ діакона и во святомъ крещеніи былъ названъ Алексѣемъ, въ честь св. Алексѣя, человѣка Божія. Благочестивые родители Алексѣя имѣли святое желаніе, чтобы ихъ сынъ сталъ инокомъ, и воспитывали его соотвѣственно этому. Въ свое время Алексѣй былъ отданъ въ Боровское духовное училище, а когда окончилъ курсъ ученія, былъ переведенъ въ семинарію въ Калугу. 14-ти лѣтъ онъ заболѣлъ горячкой и пропустилъ годъ ученія. Здоровьемъ онъ не отличался. Стремленіе къ монашеству въ немъ было развито рано, и Алексѣй чуть не ушелъ въ Рославльскіе лѣса къ пустынникамъ.

  • Игумен Гавриил (Гаврилов) с братей Валаамского монастыря (1900-е гг.)

    Сия есть воля Божия, святость ваша

    (1Фес. 4:3).

    Часто ли приходит вам, слушатели, на мысль вопрос: зачем мы существуем на земле? - Не часто?.. Мы как будто даже не хотим помнить, что мы предназначены собственно не для земли, а для неба, для Бога, для вечности, что мы - только временные граждане грешной земли и странники в этом привременном мире, что наше отечество на новой земле, под новым небом (2Пет. 3:13.), что мы живем здесь, дабы получить утверждение в своих правах на нетленное, непорочное, неувядаемое, хранящееся для нас на небесах наследство (1Пет. 1:4). А между тем помнить это внушает нам святая вера наша; это проповедует апостол Павел, убеждая: вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога сидя; горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:1-2.). А потому, к какому бы кто званию земному ни принадлежал, общая для нас всех, удостоенных христианского звания, обязанность - стремиться к почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе (Флп. 3:14), жить согласно воле Божией, желающей нашей святости, т.е. нравственного освящения, очищения и исправления души, соответственно нашему высокому призванию.

  • Члены Братства русских обителей на Афоне

    Схимонахъ Иларій, въ мірѣ Іоаннъ Симеонидъ, изъ македонскихъ болгаръ, былъ много лѣтъ учителемъ въ Терновѣ; послѣдніе годы провелъ на Аѳонѣ, въ русскомъ св. Пантелеимона монастырѣ, гдѣ принялъ схиму; онъ отъ юности и до кончины (†1864 г.) велъ подвижническую жизнь. - ред.

    Въ концѣ 1864 года въ русской на Аѳонѣ обители св. Пантелеимона скончался мирно маститый старецъ изъ болгаръ, схимонахъ Иларій. Благочестивый отъ юности и образованный, онъ посвятилъ часть своей жизни па христіанское воспитаніе дѣтей, часть на монашеское жительство. Онъ имѣлъ обильнѣйшій даръ радостотворныхъ слезъ и другіе благодатные дары благочестія. Старческій видъ его, при согбенности и выплаканныхъ глазахъ, являлъ въ немъ простосердечіе и смиреніе евангельскихъ дѣтей (Матѳ. 18, 3-4) съ полнотою любви, готовой всякаго «не тѣсно вмѣстить» въ свое боголюбивое сердце.

  • Разсказы объ Оптинскихъ старцахъ.

    Разсказъ монахини Екатерины (Румановой) о старцѣ Амвросіи Оптинскомъ.

    «Изъ всего нашего села только наша семья была близка къ Оптиной. У меня тутъ двѣ тетки умерли схимницами. Такъ вотъ, бывало, что случится у нашихъ деревенскихъ, сейчасъ намъ пишутъ: спросите у батюшки то, или то. Одинъ разъ написали, что у сосѣда телка пропала — въ лѣсу осталась — цѣлый годъ не могли найти ее, вотъ и пишутъ: спросите батюшку, найдется телка или нѣтъ. Батюшка выслушалъ, улыбнулся и сказалъ: "Ну, нѣтъ, теперь ужъ не найдется".

    А то еще одинъ написалъ, сынъ у него полтора года пропадалъ, а пришелъ домой, хочетъ дѣлиться, а отецъ-то не хочетъ — спрашиваетъ батюшку, можно-ли съ сыномъ потягаться. Батюшка велѣлъ ему написать, чтобы сына наградилъ, хорошо бы его надѣлилъ и будетъ миренъ. Старикъ послѣ прислалъ письмо, и въ немъ три рубля батюшкѣ. Батюшка далъ намъ для него двѣ иконы. Отцу — Спасителя, а сыну — Матерь Божію.

  • Собор преподобных Оптинских старцев.

    Указъ Архіерейскаго Синода о прославленіи Оптинскихъ старцевъ.

    (Изъ дѣяній Архіерейскаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей).

    Въ пятницу четвертой седмицы по Пасхѣ, 28-го апрѣля ст. ст. 1990 года, мы, архіереи Русской Православной Церкви Заграницей, въ преполовеніе нынѣшней сессіи нашего Собора въ обители Преображенія Господня въ Мансонвиллѣ (Канада), завершая подготовку къ прославленію Богу угодившихъ приснопамятныхъ старцевъ Оптинскихъ, предначатую Соборомъ нашимъ въ 1988 юбилейномъ году, когда празднуемо было 1000-лѣтіе крещенія Руси, молитвенно обращая сердца и умы наши къ этимъ знаменитымъ подвижникамъ благочестія, процвѣтшимъ въ странѣ Россійской, согласно признаемъ, что:

  • Русские монахи в день своего пострига. Фотография начала XX в.

    Редакция миссионерского центра предлагает читателям познакомится с нижепомещенной статьей, в которой изложен подлинный смысл этого ангелоподобного жития-подвига - ред.

    «Иночестно доброе — спасительно не только для людей,

    ему себя посвящающихъ, но и для прочихъ... »

    (Житіе преп. Саввы Сторожевскаго. Леонида Еп. Дмитровскаго).

    Съ самыхъ древнихъ временъ, при самыхъ разнообразныхъ культурахъ, не взирая на то или иное положеніе въ мірѣ, были люди, стремившіеся уйти отъ людей, въ глубокомъ одиночествѣ предаваться размышленіямъ, вдумываться въ самихъ себя, въ жизнь, въ окружающія явленія.

    Еще Царь и Пророкъ Давидъ, при всемъ своемъ могуществѣ и величіи, ничего другаго не желалъ, какъ удалиться отъ міра и блеска и въ пустынѣ отдохнуть отъ треволненій и бурь житейскихъ. И въ подобномъ стремленіи къ уединенію, къ самоуглубленію, въ такомъ презрѣніи міра и всѣхъ его благъ ничего нѣтъ удивительнаго или ненормальнаго. Мало того, что исторія указываетъ намъ цѣлый длинный рядъ личностей бѣжавшихъ изъ міра, — и психологія, занимающаяся всецѣло изученіемъ души человѣка, подвергающая изслѣдованію малѣйшія ея движенія, говоритъ, что бываютъ въ психической жизни человѣка моменты, когда все существо его стремится отвлечься отъ всего внѣшняго, окружающаго его, и углубиться въ себя, обновить свой духъ путемъ сосредоточенныхъ и спокойныхъ размышленій.

  • Посещение митрополитом Анастасием монастыря Преп. Иова. Ладомирова, 1940 г.

    Всякій, кто хочетъ сознательно и неуклонно идти по пути благочестія, долженъ приготовить душу свою къ искушеніямъ, по слову Премудраго Сираха (Сир. 2, 1-2). Въ наибольшей степени они постигаютъ инока, для котораго служеніе Богу и исполненіе Его вѣчнаго закона составляетъ весь смыслъ и все содержаніе жизни.

    Богъ, по свидѣтельству Апостола Іакова, «не искушается зломъ и Самъ не искушаетъ никого» (Іак. 1,13). Искушенія ко злу исходятъ съ одной стороны отъ закона грѣха, живущаго въ нашей испорченной природѣ (Римл. 7, 23): «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотію» (Іак. 1, 14), а съ другой отъ источника всякаго зла - діавола, который подлинно, какъ левъ, рыкая ходитъ ища добычи, чтобы поглотить ее. Всякій соблазнъ означаетъ прикосновеніе злой стихіи къ душѣ человѣка, пытающейся вызвать въ послѣдней сродный себѣ откликъ, и такъ какъ подвижники тщательно блюли свой внутренній миръ и нравственную чистоту, то они особенно болѣзненно переживали малѣйшее ощущеніе того или иного искушенія. Ихъ совѣсть была столь чувствительна, что заставляла ихъ глубоко страдать отъ самыхъ малыхъ духовныхъ ранъ, которыхъ обыкновенно совсѣмъ не замѣчаютъ мірскіе люди. Съ другой стороны на этихъ великановъ духа съ особою силою нападалъ искуситель. Дерзнувшій нѣкогда приступить со словами соблазна къ Самому Богочеловѣку въ пустыни, и боровшійся съ великимъ адамантомъ вѣры и благочестія Іовомъ, онъ всегда хочетъ сокрушить наиболѣе мужественныхъ своихъ противниковъ, побѣда надъ которыми доставила бы ему особое торжество.



  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: