Бог с тремя лицами. Как может Бог быть един в трех лицах? Учение о Святой Троице – основа христианства

Я часто слышу, как люди с ухмылкой задают вопрос : «Так ваш этот Бог Един или Триедин ? У Вас один Бог или три?»

Триединство Бога – это вопрос , на котором спотыкаются многие люди. Им кажется, что тут что-то не сходится… Как Бог может быть один и в тоже время триедин?

По этой причине на заре христианства появилось Арианское движение, родоначальником которого был некий Арий. Он никак не мог понять логику триединства Божьего, в результате чего, стал полностью его отрицать.

Несмотря на то, что слово «Триединство » не встречается в Библии, это понятие не возникло на пустом месте. Имеется множество текстов, которые явно показывают, что «Триединство» не выдумка, а реальность.

Приведу лишь несколько текстов, для того чтобы не быть голословным. Начну с косвенных доказательств: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ». (Быт.1:26) Очень странно, почему слово «Бог» стоит в единственном числе, а слово «сотворим», во множественном? Ведь логично было написать: «И сказал Бог: сотворю человека по образу и подобию Своему… » Дело в том, что в оригинале, в еврейском языке, глагол «сотворим» стоит во множественном числе, поэтому и на русский язык слово переведено точно так же. Но кто-то скажет: «Это ни о чем не говорит!»

Может быть, но для меня говорит о многом. Теперь перейдем к основному тексту: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ». (Матф.3:16,17) Здесь явно присутствуют все три Личности Бога: Иисус, который крестился, Дух Божий, который спустился в виде голубя, и Бог Отец, говорящий с небес. Все три в один момент времени.

Кто-то скажет: «Ну, всё понятно, у вас три Бога». Но это не так! Библия ясно говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть ; » (Втор.6:4) Истина заключается в том, что в данном случае оба утверждения истинны. Бог Един и в то же время Триедин. Согласен, что в нашу человеческую логику это никак не вписывается. Но не спешите отвергать эту истину только по этой причине.

В одном из номеров журнала вокруг света за 2006 год, была опубликована статья о том, что ученые открыли удивительные свойства электрона. Оказывается, электрон обладает одновременно свойствами и частицы, и волны. Частица – это материальный элемент, который, подчиняясь определенным законам физики, не может проходить сквозь твердые препятствия. Волна же, имеет прямо противоположные свойства, – она способна без труда проникать сквозь твердые физические барьеры. Как это ни парадоксально, но эти две характеристики принадлежат одному и тому же объекту. Это абсолютно нелогично! Но никто не смеется над учеными и не задает им вопросов типа: «Так электрон, – это у вас частица или волна?» Кроме того, ученые определили, что у электрона имеется свойство находиться одновременно в нескольких местах.

Возникает вопрос: Если электрон один, то он может в один момент времени находится только в одной точке пространства, либо тут, либо там. Но, несмотря на это, электрон в один момент времени может находиться одновременно в нескольких точках пространства, и тут, и там!.. Это противоречит всякой логике, но почему-то ни у кого не возникает вопросов о нелогичности.

Мы с Вами говорим и Том, Кто сотворил электрон, о Том, Кто является причиной всех причин и Началом всего существующего. Существует известный закон причины и следствия, который говорит о том, что следствие не может быть больше причины. Создатель всегда на много порядков превосходит свое творение. Таким образом, если Бог сотворил электрон, который может сочетать в себе несколько прямо противоположных характеристик, и находиться в один момент времени в нескольких местах, то Он, как Творец, должен по сущности Своей превосходить Свое творение. Если Бог сотворил бесконечную вселенную, то Он Сам должен быть еще более бесконечный, чем вселенная. Исходя из вышесказанного, получается, что триединство Единого Бога совершенно не удивительно, если даже в нашем материальном мире существуют подобные парадоксальные вещи.

В заключении хочу привести иллюстрацию, которая мне очень нравится, я ее прочитал в книге Клайва Люиса «Просто Христианство» Суть иллюстрации в следующем:

Мы живем в мире, в котором существует три измерения: ширина, высота и глубина. Если убрать глубину и высоту, то останется только одно измерение. В одном измерении мы можем провести всего одну прямую линию.

Если мы добавляем второе измерение: «Высоту», то из прямых линий можно уже составить определенные фигуры: Квадрат, ромб, треугольник и т.п. в данном случае получается, что 3=1, 4=1 и т.п.

Если добавить третье измерение – то мы можем из той же линии, которая была в одном измерении, создавать трехмерные фигуры. Здесь уже 12=1.

Получается, что несколько линий, перенесенных в другое измерение, могут образовывать более сложные фигуры, которые невозможно сделать, имея всего одно измерение.

Библия говорит, что Бог, – это: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может… » (1Тим.6:15,16)

Бог обитает в неприступном свете. Вполне возможно, что у Бога имеется гораздо больше измерений, чем люди способны воспринимать. И, возможно, в этих измерениях отдельные личности могут создавать более сложные составные личности, которых мы, люди, понять и представить не можем, и уж, тем более, объяснить.

Бог нам оставил в Библии иллюстрации такого единства нескольких. Вот пример: « Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. » (Быт.2:24) Здесь Бог говорит, что муж и жена – это одно целое. Другими словами у Бога другая математика: У Него 1+1=1. Кажется, ну как они могут быть одна плоть? Их же двое? А вы попробуйте разлучить любящих мужа и жену? Это приведет к большой боли! Почему? Ведь это два разных человека! Истина в том, что связь между этими людьми происходит на совершенно другом уровне, возможно, в другом измерении. Результат этой связи мы можем наблюдать только по последствиям, но глазами видеть не можем.

Апостол Павел в одном из своих посланий идет гораздо дальше. Смотрите что он пишет: » Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» . (Еф.5:31-33)

В данном тексте Ап. Павел не только повторяет то, что сказал Бог о мужчине и женщине, он идет гораздо дальше, и говорит, что это самое единство относиться и ко Христу и Церкви. Здесь уравнение сложнее выходит. Получается Бог Отец+ Сын+ Дух Святой = одно целое. Мы об этом говорили ранее. Но здесь выходит что Иисус + многие миллиарды христиан вошедшие в церковь за всю историю, в итоге тоже дают одну единицу. Если коротко 1+ 10 000 000 000… = 1. Это трудно представить, но я лишь говорю о том, что написано в Писании. И это не значит что все христиане сольются в общую «нирвану» и перестанут быть личностями. Нет, Библия говорит о том, что каждый человек останется индивидуальным, на в целом эти индивидуальные личности будут образовывать некую составную личность, которую Библия называет «Церковь Иисуса Христа». Бог о ней говорит как об одной личности, вот посмотрите: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых «. (Откр.19:6-8)

Здесь Библия говорит о Церкви, как о Жене Иисуса Христа, как об одной личности.

Таким образом, немного поразмыслив, мы видим, что триединство Бога – это то, что вполне имеет место быть. Тем более, если мы говорим о Том, Кого наш маленький мозг понять и вместить не в состоянии!

Рассказывают, что Августин, когда задумал написать свой трактат о сущности Бога, шел он по берегу океана, размышляя о величии Божием, и увидел маленького мальчика, который выкопал на берегу в песке ямку, и маленькой ложкой черпает воду из океана и выливает в эту ямку. Августин спросил, что тот делает, мальчик ответил:
— Хочу перелить всю воду из океана в эту ямку.
— Как же это возможно, – рассмеялся Августин, – океан такой огромный, безбрежный, а ямка такая маленькая!
А мальчик – ему:
— А как же ты своим малым умом хочешь постичь бесконечную премудрость Всевышнего! и исчез.

Подобным образом некоторые люди пытаются измерить Всемогущего земными мерками, объяснить Его логикой и втиснуть Его непостижимость в наши земные рамки восприятия мироздания.

Вам так же может быть интересно:

19 Комент. к статье “Один или триедин?”
  1. admin Пишет:

    Виктору: Бог создал возможность реального выбора для человека, потому что без выбора не может быть любви.
    Если мне дают один предмет, то мне придется его взять, потому у меня нет возможности сравнить его с другим и сделать выбор. Но когда мне предлагают 2 варианта, в этом случае у меня есть выбор отдать свое предпочтение одному или другому варианту.
    Если бы не было выбора люди были бы роботами обреченными на выполнение определенных действий.
    Бог использовал ошибку дьявола, который был когда-то архангелом у Него, для того чтобы дать людям выбор между добром и злом.

    Однозначный ответ пожалуйста! Бог триедин?????
    Или слабо ответить на простой вопрос????

  2. виктор Пишет:

    Я понимаю, что необходимо по жизни постоянно анализировать своё поведение, осознавать свои грехи, каяться в них и в дальнейшем стараться всеми своими силами не допускать их.
    Мне непонятно следующее.
    Если Бог всемогущ, всеведущ, всё им создано и всё им же контролируется, в том числе и человек, то зачем же Бог сделал так, что человек изначально согрешил и продолжает грешить и сейчас? Т. е. Бог, создавая всё, создал и грех, создал Сатану? Как мне сказал один священник, грех и сатану Бог не создавал, он допустил их возникновение. Позвольте не согласится. Бог создал всё! А значит и грех. Зачем? Вот что мне не понятно. И я думаю, что не понятно никому. Не дано нам, очевидно знать смысл, цель, стремления Божьи, что бы по этому поводу не говорили и кто бы не говорил!
    Мы не можем, да и очевидно не должны нашим умом постичь, что же такое на самом деле рай или ад. Все высказывания по этому поводу («гиенна огненная» или «райские кущи» и проч.) есть только лишь воображение наше и не более. Мы не в состоянии постичь (во всяком случае при нашей жизни земной) что же это на самом деле.

  3. Светлана Пишет:

    Спасибо за статью.Очень понятно объяснили!

  4. Петр Пишет:

    Добрый вечер, такой вопрос: то что Бог Он есть Бог Отец, Иисус и Дух Святой это нам понятно, нам это тем кто служит Богу) а вот как донести мудро это лже религиям где люди подвласны обману идут в ад, например свидетелям,? У них там люди вообще не знакомы с истиной, вот как им это обьяснить?

ТРОИЦА

Триединство Бога подтверждается следующими фактами из Священного Писания (Библии):

Крещение Иисуса

И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. И вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

(Мф. 3:16, 17)

1. Кто говорил с небес? - Бог Отец.

2. Кто был крещен? - Бог Сын.

3. Кто сошел с небес в виде голубя - Бог Дух Святой.

Эти факты приводят нас к очень важной доктрине - доктрине о Троице, которая учит нас, то Бог един, но Он существует в трех лицах.

Очень важно понимать эту истину:

«Есть один Бог, Который существует в трех лицах.

Бог един и существует в трех лицах. Но мы должны помнить, что три лица Троицы не являются независимыми личностями. Эти три лица представляют одну божественную личность, которую мы называем Богом.

Три лица Троицы не являются отдельными личностями, потому что Бог един. Доктрина о Троице утверждает, что Бог един, но существует в трех лицах, или, иными словами, существует три лица в одном Боге.
УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ
Учение о Троице и Апостольский символ веры

Новозаветная Церковь полностью полагалась на апостольское учение о чистой доктрине Иисуса. В течение трех лет Иисус тщательно учил своих учеников. В этот период Он избрал двенадцать из них «апостолами».

«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Марк 3:14).

Этим христианским мужам было доверено стать лидерами Церкви и хранить истинное учение с того момента, как Иисус вознесся Отцу. Они делали это с помощью Духа Святого, но пришло время, когда все Апостолы умерли и в Церкви появились разные мнения и учения о Боге, о чем Иисус предупреждал: «лжепророки учат лжи и приносят разделения в Церковь».

Кем по национальности были первые ученики Иисуса и будущие Апостолы? - Евреи. Еврейский народ с нетерпением ожидал прихода великого царя, который освободит их от власти Римской империи и установит свое собственное царство. Они называли этого грядущего царя Мессия. Ветхий завет содержал пророчества о приходе этого царя. Евреи знали, что Мессия будет обладать великой сверхъестественной силой, потому что Бог поднимет его и утвердит это царство.

Согласно Ветхому Завету Бог собирался возложить на Мессию Свой Дух.

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис. 42:1)

Когда впервые ученики следовали за Иисусом, они видели чудеса, которые Он сотворил, и слушали Его учение. Они пришли к убеждению, что Он и есть тот Самый обещанный Мессия и что Дух Божий пребывает на Нем.

Воскресение Христа стало тем последним доказательством, которое окончательно убедило учеников в том, что Иисус был воистину Сын Божий.

Незадолго до Своей смерти Иисус учил апостолов о Себе и о Своих взаимоотношениях с Духом Святым.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единороднго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:16)

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Ин. 14:26)

Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю Вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать обо Мне». (Ин. 15:26)

Апостолы Иисуса убедились, что как Иисус, так и Дух Святой пришли непосредственно от Бога Отца.

Апостолы Иисуса убедились, что как Иисус, так и Дух Святой, не только пришли от Бога, но являются одним целым с Богом, имеют одну и ту же сущность. Иными словами, они были убеждены, что как Иисус, так и Дух Святой являются Богом.

Должно быть, для Апостолов и новообращенных христиан было большим потрясением: открыть Бога как Отца, Сына и Святого Духа, троих в одном, потому что все они были верующими евреями, которые твердо знали из Ветхого Завета, что Бог один.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». (Втор. 6:4)

Во времена Ветхого Завета все, соседние с иудеями, народы верили во многих Богов, но каждый еврейский ребенок был научен своими родителями тому, что «Господь един есть»

Новый Завет свидетельствует, что Бог один и един (один в трех лицах):

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Мф. 28:19)

В Деяниях апостолов написаны прощальные слова воскресшего Иисуса. Он сказал их в последнее мгновение перед вознесением на небо. Иисус пообещал, что его ученики (верующие христиане) примут силу после того, как на них сойдет Дух Святой.

«вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли». (Деян. 1:8)

Весть о воскресшем Христе быстро разнеслась от Иерусалима до других стран (регионов) Римской империи.

Новообращенные христиане узнавали от Апостолов, что каждый истинный христианин был сотворен Богом-Отцом, искуплен, от грехов, кровью Бога-Сына, и исполнен Богом-Духом Святым.

Когда лжеучения начали появляться в церкви, стало очень важно, чтобы новообращенные христиане точно знали, чему на самом деле учили Ветхий Завет и Апостолы. В Священном Писании (Второе послание апостола Петра) говорится, что христиане должны помнить:

«чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками и заповедь Господа и Спасителя, переданную апостолами вашими». (2Петр. 3:2)

Все Апостолы умерли до 100 г. н.э. Однако их учение и то, что было написано ими, было вскоре собрано в Новый Завет. До своей смерти Апостолы Матфей, Петр, Павел и Иоанн успели написать несколько книг Нового Завета. Но то, что написали Апостолы, было собрано вместе не сразу. Чтобы полностью составить Новый Завет, потребовались годы.

В связи с возникшей угрозой лжеучений, христианские лидеры решили записать краткое изложение вероучения, то есть «Апостольский символ веры»

Осанна!

Осанна Великому Богу!

Хвала, поклоненье и Слава

И Духу Святому!

Будьте здоровы!

Будьте благословенны!

Сейчас, когда все православное богослужение проходит под знаком праздника Троицы (Пятидесятницы) уместно поговорить о том, а что же Церковь вообще подразумевает под этим словом? Пожалуй, во всем богословии нет ничего более простого по формулировке — но неизмеримо сложного по сути. Итак, формулировка Троичного Догмата звучит следующим образом: "Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная". Впрочем, не менее важны следствия этого утверждения.

Художник: Андрей Рублев

Единые по существу (природе) Лица в Боге равны между собой и единосущны: и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, но не три бога, а один Бог. Три Лица различны между собой по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.

Святые Отцы не зря говорят, что любые образы видимого мира и даже отвлеченные умозрительные понятия не в силах адекватно описать суть Бога — ведь Он неизмеримо выше всех наших земных представлений. Обычно для минимального сходства применяют, скажем, пример солнца — которое одновременно воспринимается как находящийся на небе шар, тепло и свет. И все эти вещи хотя и различные — но не могут существовать по отдельности друг от друга.

Однако на пути к пусть неполному осознанию этой истины Церковь прошла нелегкий путь проб и ошибок. Последние возникали тогда, когда отдельные богословы пытались понять рациональным умом и исчерпывающе сформулировать тайну Троичной жизни, которую итак интуитивно знали простые верующие, основываясь на Священном Писании, и познающие Бога не холодным разумом, а чистым сердцем, исполненным любви.

Однако, когда в Церковь стало приходить все больше образованных язычников (да и в самой Церкви, в периоды между гонениями, развивались богословские школы и учебные заведения) вопрос понимания Троицы обострился. Одни богословы предпочитали акцентировать внимание на единстве Божьем — и потому доходили до отрицания Лиц Троицы как полноценных Личностей. Например, представители так называемого "динамического монархианства", зародившегося в III веке в Александрии, считали что Лица — всего лишь божественные силы (сила — по-гречески "динамис"). Единая Божественная сущность — это Отец, Сын — это "ум" ("Логос) этой сущности, а Дух — действия Бога в нашем мире.

Другие еретики, "модалисты", берущие начало в среде Римской Церкви, вообще не различали Лица даже формалльно — они считали, что и Отец, и Сын, и Св. Дух — это один и тот же Бог, который показывал Себя в разных проявлениях ("модусах") в разные эпохи. Отцом — в Ветхом Завете, Сыном — в Завете Новом, а Духом — после Пятидесятницы и до скончания мира.

Обе эти группы ересей были осуждены на церковных Соборах, кстати, происшедших задолго до принятия христианства Римской империей — что полностью снимает с них обвинения в какой-то ангажированности мнением тех или иных императоров. Однако, с приходом к власти Константина Великого, споры вокруг Троицы вспыхнули с новой силой. "Отцом" одной из самых влиятельных ересей стал александрийский пресвитер Арий. Ему однажды показалось, что его патриарх Александр мыслит о Боге с позиций строгого, но неправославного монотеизма — то есть вообще не различает в Нем божественных Лиц. После чего и придумал собственную систему, которая и получила название по его имени — арианство.

Согласно ей, Бог настолько более совершенен, чем созданный Им мир, что войти в последний для Творца попросту невозможно. Поэтому Он сообщил свою силу самому совершенному сотворенному Им же созданию, которое и стало Сыном. Хоть и сравнимым по возможностям с Отцом — но отличающийся от Христа в православном понимании так же, как усыновленный ребенок — от родного. Ну, а уже "усыновленный" Сын стал родоначальником Духа, которого Арий называл "Внуком".

Почти единой реакцией Церкви стало возмущение против такого понижения статуса Спасителя Мира и Святого Духа. На I Вселенском Соборе Арий был осужден как еретик, но потом верующие столкнулись с другой сложностью. Ведь на тот момент в христианском богословии просто не существовало адекватных понятий, способных хотя бы приблизительно описать Троицу в рациональных категориях. Поэтому те епископы, кого больше вдохновляло единство Существа Бога, подозревали тех, кто утверждал равенство Лиц в "многобожии" — а последние подозревали оппонентов в "ветхозаветном уклоне", с его строгим монотеизмом Иеговы.

Потребовалось больше 50 лет ожесточенных споров (нередко заканчивающихся кровопролитием — когда в дело вмешивались императоры), пока Великие Каппадокийцы святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский не сформулировали в христианской мысли адекватную терминологию, способную выразить правильное отношение между единой и общей Божественной природой — и нераздельными, но и несливаемыми самоценными Личностями-Ипостасями, под Которыми и понимается Троица.

Можно, конечно, спросить: а стоили ли вообще все эти споры затраченного времени и сил? Какая, собственно, разница — является ли Христос единосущным Отцу или "усыновленным" Им же ("подобносущным" — как говорил Арий)? Обычный ответ на этот вопрос основывается на важности этой "детали" в механизме нашего спасения.

Вообще, под спасением подразумевается возвращение падшего после грехопадения человечества к полноте и радости жизни с Богом. То есть фактически "обожению", становлению "богами по благодати" и Божьей Любви. Но возможность такого обожения появилась тогда, когда Сын, воплотившись в человеческом теле, соединил в нем божественную и человеческую природу, одержал победу на грехом и смертью. Однако, если Сын изначально был "богом второго сорта", то и спасение посредством Его превращается в несколько сомнительную затею.

Однако, помимо этой, существует, пожалуй, еще более важная причина необходимости придерживаться православного понимания Троицы. Хотя о ней и говорят намного меньше. Причина тому — не всегда здоровое пристрастие к монархии (в смысле формы государственного устройства) среди многих православных верующих. С нескрываемым удовольствием повторяющими слова святого Иоанна Кронштадского: "Демократия — в аду, а на Небе — Царство". При этом мало кто вдумывается, что Царство Небесное отличается от царств земных приблизительно так же, как свет от тьмы.

Поскольку Бог, "не требуя служения рук человеческих", сам служит людям, вплоть до добровольной крестной смерти — а земные властители, кто в большей, кто в меньшей мере, держатся у власти благодаря насилию, стяжанию и банальной тирании.

Но дело даже не в этом. Главное, что Догмат о Троице как о трех равноценных и свободных Личностях, пребывающих между собой вне всякого соподчинения — но в единстве Любви — как раз и учит христиан такому образу жизни как идеальному. Но, конечно, те, кому более по сердцу "кротко-смиренные" ответы Сына перед Отцом "да, Отче", "нет, Отче", без малейшего проявления собственной инициативы и воли, лучше предпочтут в качестве идеала "послушание, которое превыше поста и молитвы". Из которого, при небольшом усилии, возникает банальный тоталитаризм, не имеющий ничего общего с христианской любовью и свободой.

А ведь утверждение о каком-то "соподчинении" между Лицами Троицы — это ересь субординационализма, как раз и являющаяся важным элементом арианства. Отец возвышается над Сыном, Сын — над Святым Духом — ну, чем не пример для подражания любителям земных "иерархических лестниц", которые всерьез надеются, что те будут сохранены в Царстве Любви. И говорить о какой-то "православности" таких воззрений — просто неприлично.

В конце этого краткого обзора "троических" ересей можно было бы упомянуть и о "Филиокве" — католическом учении на исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Но как-то не хочется. Хотя бы потому, что для объявления какого-то мнения "ересью", кроме формальных умозаключений даже самых авторитетных богословов, необходимо еще и общецерковное заключение. Для осуждения Рима — минимум, на Вселенском соборе, последний из которых состоялся в 787 году, и совсем по другому поводу (осуждению иконоборчества).

А так, до Великого Раскола 1054 года Рим и Восточные Церкви благополучно поддерживали взаимное общение (за исключением небольших перерывов) на протяжении добрых пятисот лет с момента возникновения среди католиков упомянутой "ереси". Что лишний раз доказывает, что значение последней не стоит выеденного яйца, а не то что тысячелетнего разъединения миллиарда с лишним верующих во Христа.

И, вообще, всегда надо помнить, что главное в жизни не рациональные знания, а любовь, которая "покроет множество грехов" (1Пет. 4:8), зато без нее "все ничто" (1Кор. 13:2).

Реальное отличие Божественных Лиц

Как следует понимать, что Божественные Лица реально отличаются между Собой ?

Не только три разных имени, но и реальные Лица

Учение Церкви подчеркивает реальность существования Божественных Лиц, отличающихся истинно Друг от Друга. Итак, хотя Бог один, в Нем три Лица, которые реально отличаются между Собой. Значит, "Отец", "Сын", "Дух Святой" - это не только три разных имени, но реальные Лица.

Чем Лица Пресвятой Троицы отличаются между собой?

Если Божественные Лица, как учит Церковь, реально отличаются Друг от Друга, возникает вопрос, что есть основа этого действительного различия.

— Богославская терминология

Чтобы определить единство Бога и Его троичность, Церковь пользуется понятиями:

— Лица различаются не природой, но взаимоотношениями

По учению Церкви, в Боге природа (сущность, существо) одна, а Лица различаются реально между Собой только взаимоотношениями, в которых происходит так называемое противостояние отношения. "Все едино в Боге "там, где речь не идет о противостоянии отношения"." Иначе говоря, все едино и обще в Боге за исключением отношения Отца к Сыну, Сына к Отцу и Духа Святого к Отцу и Сыну. Только в этих трех межличностных отношениях есть противостояние.

— Бог один по Своему существу

Божественные Лица не различаются между Собой по Своей природе. "Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе". "Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество"." Есть только одно общее для всех Лиц Святой Троицы Божественное существо.

Когда Иисус сказал: "Я и Отец - одно" (Ин 10,30), Он имел в виду единую Божественную природу, которая обща и одна для всех Лиц Пресвятой Троицы. "Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом." (Катехизис Католической Церкви, 253)

Бог Отец

Чем Отец отличается от Сына и от Духа Святого?

Отец отличается от Сына и от Духа Святого не Своей Божественной природой, но тем, что Он ни от кого не рождается и не исходит. Только Отец рождает Сына, который ради нашего спасения стал человеком.

Сын Божий

Чем Сын Божий отличается от Отца и от Духа Святого?

— Сын рожденный Отцом

Сын Божий вечно рождается от Бога Отца и тем Он реально отличается от Него и от Духа Святого. Это единое различие. Ни Отец, ни Дух Святой не рождены как Сын.

— Слово

Св. Иоанн называет Сына Божьего Словом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1,1). В этом Слове Отец извечно и полностью высказывает самого Себя, то есть рождает Сына.

— Никео - Константинопольский

Веру Церкви в истинное Божество Сына Божьего, рожденного извечно от Отца, выражает Никео - Константинопольский символ веры:

Верую "и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено."

Дух Святой

Чем Дух Святой отличается от Отца и от Сына Божьего?

— От Отца и Сынаисходящий (католическое учение)

Дух Святой отличается от прочих Божественных Лиц тем, что Он исходит от Отца и Сына. Никео-Константинопольский символ веры выражает это словами: "И в Духа Святого (верую), Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава". Дух Святой есть обладающая Своей личностью Любовь, Которой Отец любит Сына, а Сын - Отца.

Как относится Катехизис Католической Церкви к учению Православной Церкви о исхождении Духа Святого от Отца через Сына?

— От Отца через Сынаисходящий (православное учение)

Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), но от Отца через Сына. По учению Катехизиса Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточный и латинский традиции, не противоречат друг другу, но дополняются.

"Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Духа как Того, Кто "от Отца исходит" (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это "согласно с законом и разумом", ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как "безначальное начало", но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет "единое начало, от которого исходит Святой Дух". Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны. (Катехизис Католической Церкви, 248)

Каким образом Католическая Церковь оправдает свою веру в исхождение Духа от Отца и Сына (Filioque)?

— Единородный Сын все получил от Отца

Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может исходит от Него, как Он исходит от Отца.

"Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит "от Отца и Сына (Filioque)". Флорентийский собор (1438) разъясняет: "Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден"." (Катехизис Католической Церкви, 246)

Неразделимость Божественных Лиц

Почему Лица Пресвятой Троицы неотделимы?

— Божественные Лица - один Бог

Отличаясь реально между Собой, Лица Пресвятой Троицы неразделимы, так как Они обладают одной единственной Божественной природой. Они - один Бог. "По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне"." (Катехизис Католической Церкви, 255)

— "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14,11)

Где Иисус Христос, Сын Божий, там присутствуют также Отец и Дух Святой. Эту тайну о неотделимости Божественных Лиц подразумевал Иисус, когда говорил: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14,11); "Я и Отец - одно" (Ин 10,30); "видящий Меня видит Пославшего Меня" (Ин 12,45).

ТАК ЕДИН БОГ ИЛИ ТРИЕДИН?

Сегодня в вопросе Триединства Бога христиане поделились на два лагеря, - на тех, кто верит в Троицу, и на тех, кто не верит в Триединого Бога.

Но влияет ли это как-то на наше спасение? Зависит ли моё спасение от того, верю ли я в Триединого Бога, или в Единого? Я думаю, что нет. Моё спасение зависит от того, являюсь ли я учеником Иисуса Христа, и следую ли за Ним, взяв свой крест, или следую за Ним, не беря креста. Это наиболее важный вопрос, который нуждается в нашем внимании. Но, тем, не менее, давайте посмотрим, что Писание говорит по этому поводу. Давайте рассмотрим те места из Писания, которые показывают, что Бог является Триединым, а так же те, которые говорят о том, что Бог един и попытаемся прийти к какому-то выводу.

В Библии мы не находим такого слова «Триедин» или «Троица», но это понятии не возникло на пустом месте. Суть Триединства Бога не возникло в чьём-то уме просто потому, что кто-то захотел придумать себе трёх Богов, так как ему было мало одного. Понимание Триединства Божьего возникает при тщательном изучении многочисленных библейских текстов, которые мы и рассмотрим.

Давайте сначала обратимся к самой первой книге Библии – Бытию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему …» (Быт. 1:26). Мы видим, что написано: «И сказал Бог», а не «сказали Боги». Мы так же видим, что Бог не сказал, что Он сотворит (в единственном числе) человека по образу Своему . Нет. Он сказал «сотворим» (во множественном числе) по «образу Нашему по подобию Нашему». Из этого текста мы ясно видим, что Бог является одним Богом, а не несколькими, и ясно видим, что Он говорит о Себе во множественном числе. В оригинале, в еврейском языке, глагол «сотворим» стоит во множественном числе, поэтому и на русский язык слово переведено точно так же.

Следующий стих говорит: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас , зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22). Мы видим опять, что слова «сказал Господь Бог» написаны в единственном числе, и тут же Он говорит о Себе во множественном числе: «как один из Нас». Интересно, почему Бог НЕ сказал: «вот, Адам стал как Я», а сказал: «как один из Нас»? Эти слова Бога так же наталкивают на мысль, что Он является с одной стороны одним Богом, а с другой, что Сам в Себе Он имеет разговор ещё с Кем-то.

Ещё один стих из книги Бытие: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11:7). В этом стихе мы видим то же самое, что и в предыдущих. Слова «И сказал Господь» - написаны в единственном числе, а «сойдём и смешаем» во множественном. Только в книге Бытие мы видим три случая, когда Бог говорит о Себе во множественном числе.

Теперь давайте обратимся к словам Исайи: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас ? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис.6:8). Сначала мы видим, что Бог говорит: «кого Мне послать?» и тут же говорит: «и кто пойдёт для Нас?». Суть та же самая, что и предыдущих рассмотренных нами стихах.

Как вы думаете, почему Бог позаботился о том, чтобы эти стихи были записаны в Библии? Хотел ли Он нам что-то этим сказать? До сих пор мы увидели только один факт, который заключается в том, что Бог является одним Богом, Который Сам в Себе имеет разговор с Кем-то и говорит о Себе во множественном числе. Теперь давайте посмотрим, с Кем же Он вёл диалог Сам в Себе?

Бог через пророка Исайю открывает то, что произойдёт в будущем, - рождение Иисуса Христа: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Из этого стиха ясно видно, что Сын (Иисус Христос) имеет владычество, является Богом крепким и Отцом вечности. Это атрибуты Бога. Из этого стиха мы видим вторую Личность, которую Писание называет Богом. Вот ещё текст, который говорит об Иисусе Христе: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных » (Мих.5:2). Из этого текста видно, что «Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле», - это Господь Иисус Христос, «Которого происхождение из начала, от дней вечных», т.е. Он является вечным Богом. Эти стихи говорят о том, что Христос является вечным Богом, поэтому, на основании рассмотренных нами текстов, мы можем прийти к выводу, что Бог, говоря: «по образу Нашему по подобию Нашему …, Адам стал как один из Нас …, сойдём же и смешаем там язык их…, и кто пойдет для Нас говорит о Себе и Сам в Себе, по крайней мере, с ещё одной Личностью – Сыном (Иисусом Христом). Я думаю, что нет надобности приводить все тексты, ясно показывающие Божественную Сущность Иисуса Христа, так как эта статья предназначена не для Свидетелей Иеговы, а для христиан. Свидетели Иеговы относятся к той категории людей, которым приведи хоть все неоспоримые доказательства Божественности Христа, они всё равно не поверят и скажут, что это неправильный перевод Библии:)

Во время крещения Иисуса Христа мы ясно видим, Каким Бог открывает Себя: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь , и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий : Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16,17). В этом стихе мы ясно видим

1). Иисуса Христа, вышедшего из воды,

2). Святого Духа, спускающегося в виде голубя, и

Итак, мы видим Три Личности, Которые являются Одним Богом.

Мы неоднократно читаем в Евангелиях различные тексты, где Иисус Христос общался со Своим Отцом Небесным; когда учил учеников молиться Отцу Небесному; учил просить во имя Своё у Отца Небесного и где Он говорил о Духе Святом. Я думаю, что нет надобности, перечислять все эти многочисленные тексты, так как каждый христианин прекрасно их знает. Только хочу привести три из этих многих текстов: «И если чего попросите у Отца во имя Мое , то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:13,14). Иисус Христос НЕ учил просить учеников у «Иисуса во имя Иисуса», а учил просить у Отца во имя Его. И далее Он говорит, что Отец прославится в Сыне. Здесь Он говорит о двух Божественных Личностях – об Отце и Себе. Следующий текст говорит уже о трёх Личностях: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя , да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять…» (Ин.14:15-17). В этом тексте мы видим, что Иисус Христос (Бог) обещает Своим ученикам, что будет просить Своего Отца (Бога) дать им другого Утешителя (Духа Святого - Бога). Мне кажется, чтобы не увидеть этих многочисленных библейских стихов, которые показывают Бога в Трёх Личностях, нужно очень постараться. И вот ещё один текст: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца , Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Здесь так же мы видим, что Иисус Христос пошлёт ученикам Святого Духа от Отца Небесного.

Перед самым Своим вознесением Иисус Христос дал повеление Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа » (Мф.28:19). Некоторые христиане начинают приводить другие два текста из Писания, где говорится, что Апостолы повелевали людям креститься во имя Иисуса Христа, пытаясь опровергнуть Триединство Бога. Вот один из них: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38). Но разве этот текст опровергает слова Самого Иисуса Христа, когда Он показал, что есть Три Личности – Отец, Сын и Дух Святой? Может быть, Иисус Христос заблуждался насчёт этого? Или может быть, Пётр считал, что если человек будет креститься в Иисуса Христа, то Отца и Святого Духа нет? Или может быть, этот текст говорит о том, что Отец, Сын и Дух Святой являются одной Личностью? Если Отец, Сын И Дух Святой – это одна Личность (а не три), то с кем Иисус Христос постоянно общался, когда уединялся для молитвы? С Самим Собой? Прочтите молитву Иисуса Христа, которая записана в Евангелии от Иоанна в 17 главе, которая полностью посвящена молитве Иисуса Христа Своему Отцу Небесному. Поэтому, как бы вы ни крестились – в Отца, Сына и Духа Святого, или просто в Иисуса Христа, это не отменяет многочисленные факты того, что Иисус (Бог в Теле) общался с Отцом Небесным (Богом, сидящем на троне) через Святого Духа (Вездесущего Бога). Вот ещё один текст, где Апостол повелевает креститься во имя Иисуса Христа: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней» (Деян. 10:47,48). Некоторые верующие используют этот текст, чтобы доказать, что Бог является только одной Личностью (а не одним Богом в трёх Личностях), но в самом этом тексте уже говорится о третьей Божественной Личности – Святом Духе. Поэтому, эти стихи не могут никоим образом опровергнуть Триединую Сущность Бога.

Теперь давайте посмотрим, что говорят Апостолы, когда упоминают три Божественные Личности: «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым , данным нам. Ибо Христос , когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим.5:5,6). Апостол Павел так же показывает нам, что любовь Бога дана христианам Святым Духом, потому что Иисус Христос умер за грешников. Здесь перечислены все три Божественные Личности одного Бога.

Вот ещё слова Апостола Павла: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса , живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии , сонаследники же Христу , если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:11,16,17). Павел говорит, что Дух Святой, т.е. Дух Отца воскресил Иисуса Христа из мёртвых. Так же Павел говорит, что 1) Дух Святой свидетельствует нам. 2). Мы наследники Божии. 3). Сонаследники Христу. Мы ясно видим, что Отец, Сын и Дух, - это три Личности, Которые являются Богом.

Проблема, почему людям трудно принять этот факт, что Бог является одним Богом в Трёх Лицах, который мы ясно видим на протяжении всей Библии, заключается в том, что они пытаются понять Бога своим ограниченным умом. По мнению многих людей, такого быть не может, потому, что, как им кажется, это невозможно. Но Богу поселиться в человеческом теле, тоже по человеческому рассуждению невозможно, и тем более, Богу стать Человеком, так же невозможно, но, тем не менее, это факт. Мы должны понять, что если что-то для нас непонятно, то это ещё не означает, что это неправильно. Мы не должны судить о Совершенном, Всемогущем, Всезнающем, Святом и Вездесущем Боге своим ограниченным умом, которым мы даже неспособны понять, что значит: Бог всегда был, или что значит: вселенной нет конца. Если вы начнёте думать об этом, то осознаете тот факт, что ваш разум очень и очень ограничен. Что тогда мы можем говорить о Том, Кто сотворил вселенную и всё, что её наполняет, о Том, Кто никогда не рождался и всегда был и всегда будет? Рекомендую вам прочесть статью: «Так Божье предопределение, или свободная воля», где показан наш ограниченный разум.

Посмотрите, как Апостол Павел заканчивает своё послание к коринфянам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа , и любовь Бога Отца , и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор.13:13). Куда уже яснее можно сказать, чтобы мы увидели три Божественный Личности одного Бога? Мы видим, что есть благодать Иисуса Христа, есть любовь Бога Отца и есть общение Святого Духа.

Павел пишет: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного) , Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:4-6). Кто послал Сына Своего? Бог. Сын не пришёл Сам от Себя. Кто послал Духа Сына Своего? Бог. Людям трудно понять: «Как это может быть? Бог послал Сына, и Бог послал Духа Сына?» В том то и дело, что своим человеческим, ограниченным умом, трудно понять, как Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой являются одним Богом и в то же время тремя Личностями. И людям трудно понять, почему Дух Святой, назван Духом Сына, почему Дух Святой – это так же Дух Отца. Многие люди считают, что Бог должен быть либо один, либо Богов должно быть три, но один Бог в трёх Личностях ну никак не могут быть. Поэтому, противники этой истины рисуют какое-то существо с тремя лицами, и говорят: «Вот Бог христиан, которые верят в Троицу! Разве такой Бог может быть?» Таковым хочу сказать: «Разве вы решаете, каким Богу быть? Разве вы способны своим человеческим ограниченным умом постичь непостижимого Бога? Вам ли определять, может ли Бог быть одним и в то же время в трёх Личностях, или не может? Не лучше ли вам оставить свои человеческие потуги понять Бога, чьи мысли настолько далеки от нашего понимания, как земля далека от неба? Не лучше ли вам принять просто верой тот факт, о котором неоднократно и так ясно говорит Писание?»

Подобных текстов достаточно много, поэтому, не буду перечислять их все. Вот ещё пару текстов: «По предведению Бога Отца , при освящении от Духа , к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа : благодать вам и мир да умножится. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1Пет.1:2). «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым , сохраняйте себя в любви Божией , ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа , для вечной жизни» (Иуд. 20:21). Я думаю, что этих текстов достаточно, чтобы увидеть, что есть три Божественных Личности, Которые являются одним Богом.

Те, кто отвергают истину о Триединстве Бога, основывают свои умозаключения на некоторых стихах, где говорится, что Бог един есть. Вот несколько таких текстов: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть » (Втор.6:4). «Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня , Бога праведного и спасающего нет кроме Меня» (Ис.45:21). «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:6). «Ты веруешь, что Бог един : хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Некоторые верующие считают, в этих стихах содержится доказательство, что Бог никак не может быть в трёх Личностях. Но я не вижу здесь никакого доказательства. Слова: «Господь един есть… нет иного Бога кроме Меня… Один Бог и Отец всех… Ты веруешь, что Бог един…» совершенно не доказывают, что Бог не имеет в Себе три Личности. Мы не говорим о трёх отдельных Богах, мы говорим об одном Боге, едином Боге, Который открывает себя нам в трёх Личностях. Этот факт так и называется: Триединство, т.е три в одном. Бог един (единственный), и нет подобного Ему, и с этим никто и не спорит. Никто не спорит с тем, что Он единственный, Которому нет подобного во всей вселенной. Никто не спорит с тем, что Он один Бог. Это истина. Но Писание показывает нам этого единого Бога в трёх Личностях. Именно поэтому Бог и говорит о Себе: «И сказал Бог: (в единственном числе) сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… (во множественном числе). И сказал Господь Бог: (ед. ч.) вот, Адам стал как один из Нас (мн. ч.). И сказал Господь : (ед. ч.) вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем (мн. ч.) там язык их».

Ещё раз хочу сказать, что проблема заключается не в Боге, а в слишком ограниченном человеческом разуме, который не может вместить в себя эту истину о Триедином Боге. Но, тем не менее, от этого она не перестаёт оставаться истиной. Именно по этой причине на заре христианства появилось Арианское движение, родоначальником которого был некий Арий. Он никак не мог понять логику триединства Божьего, в результате чего, стал полностью его отрицать. В наше время так же много людей, похожих на Ария, хотя многие из них являются искренними и любящими Бога людьми. Я не верю в то, что если человек не верит в Триединство Бога, то это как-то может повлиять на его спасение. Ведь те, кто верят в Триединство Божье, всё равно не понимают до конца, что это такое, так как нам не с чем это сравнить. У нас просто нет таких компонентов, чтобы понять истину о Триедином Боге, точно так же, чтобы понять истину о том, что Бог Самосуществующ, что Бог находится вне времени, что Бог не ограничен пространством и т.д. Рекомендую вам прочесть все статьи на нашем сайте о Боге и Его Сущности, чтобы хоть немножко понять, насколько велика разница между Богом и Его творением – человеком.

Те люди, которые отвергают Триединство Бога, основывают свои умозаключения на подобных стихах: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4) . Они считают, что слово «един» означает «одна Личность». Но на самом деле слово «един» означает: «единственный и неповторимый». На протяжении всей Библии Бог говорил и говорил людям, что Он единственный, Кого нельзя сравнить с Его творением, Кому нет равных во всей вселенной. На основании предыдущих стихов мы увидели, что Бог одни, а не три, но Он открывается нам в трёх Божественных Личностях.

Слово «един» так же происходит от слова «единство», и подразумевает единство нескольких Личностей. Когда Иисус Христос сказал о муже и жене, что они являются одной плотью, то означает ли это, что они стали одной личностью? Нет, конечно. Они являются двумя личностями, но они настолько едины (по крайней мере должны быть), что становятся одной плотью. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой находятся в абсолютном единстве, между Ними существует абсолютная любовь и абсолютное посвящение друг другу, что делает Их единым целым. И хоть в Писании нет самого термина «Триединство», но это слово отображает саму сущность Бога, и показывает, что единый Бог имеет в Себе три Личности.

И давайте мы не будем забывать то, что сказал Господь: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое - нам» (Втор.29:29). Есть много всего, что сокрыто Господом от нашего понимания, поэтому, если мы чего-то не понимаем, то это ещё не говорит о том, что этого не может быть. Мы способны понять только то малое, что Господь позволяет нам понять, но чего уже достаточного, чтобы увидеть Его Величие, Владычество, Всемогущество и в глубоком смирении перед Ним преклониться, осознавая, насколько Он Велик и необъясним нашим ограниченным умом.

И закончить эту статью хотелось бы замечательным высказыванием доктора Эйдена Тозера: «Некоторые люди, отвергающие всё, что они не могут объяснить, отрицают, что Бог Триедин. Пристально глядя на Всевышнего своим холодным и спокойным взглядом, они думают, что не может быть, чтобы Он был одновременно и одним, и тремя. Эти люди забывают, что вся их жизнь окутана тайной. Они не думают о том, что любое реальное объяснение, даже простейшего явления природы, скрыто во мраке, а объяснить это явление не легче, чем тайну Божества».

Игорь

Никто не знает Отца кроме Сына и Сын кому хочет открывает.Как же можно тогда голосовать не имея откровенья от Сына?

emmanuil

Не нужно иметь многого ума, что бы ответить на этот вопрос. Достаточно посмотреть на Его творение. созданное по Его Образу и подобию.. Если мы скажем кому либо, что он имеет три лица, или того хуже - двуличен..., то рискуем обидеть человека. Даже если мы аргументируем такое к нему обращение тем, что он состоит из тела, души и духа, - этот аргумент никак не убедит никого из здравомыслящих людей...да и себя самого...но вот по отношению к своему Создателю, некоторые из детей Его, допускают такие оскорбления, следуя за большинством голосов - на зло....и огорчая своего Отца...

Игорь

Не мое дело, кто есть кто, но напрашивается вывод, что некоторые не знают Отца и рождены от какого либо церковного вероученья а не от Слова, ибо Слово было, есть и будет Бог! И к Слову не имеем права прибавлять или отнимать и Оно не подлежит частному истолкованью. Пишу в надежде, что все будем сличать со Словом. Благословений всем!

Игорь

Кто имел личное переживание с Господом,знает Его присутствие и знает,что Господь есть Дух и где Дух Господень,там свобода.Но чтобы примирить нас с Собою,Он стал человеком.И если Он вошел в сердце человека,потому Его не стало на одну личность больше.

Алексей

1Кор 12, 4-6, Вот представление этой картины, и ещё 2Кор 4, 21-22 так же 2Кор 13,13, Еф 1,17. Еф 3, 14-17, и здесь, Тит 3, 4-6. и вот здесь 1Пет 1,2. Евр 9,14 и последнее Иуд 1,20-21. Вот как то так, не намереваюсь спорить просто показываю ясность писания в этих стихах. Благодать и мир да прибудет с нами. Аминь.

Виктор

Никто не знает есть ли он вообще

Гелена

Есть Виктор, и мы тому свидетели, дай Бог и вам повстречаться с Ним и ощутить полноту Божьей любви!

Dshedoo

Похоже, что этот Виктор очень крутой парень

сергей

Бог не один -и не триедин это ложь и учение антихриста.Но Бог един и мы должны быть и стать вникнув в совершенный закон свободы-Слово Бога Живого с Отцем и Сыном Его в одном Духе кто знает сие тот скажет что не растроился а стал общником одного Божьего естества.

teolog

Св Патрик проповедуя в Ирландии чтоб показать Божье триединство использовал листок клевера. Три в одном.

Бог Триедин. Свидетельства Ветхого Завета

Раввин реформистского «Храма Синай» из Филадельфии, Стенли Гринберг писал, что, разумеется, христиане имеют право верить учению о триединстве. Но их старания подтвердить это учение с помощью еврейской Библии рушатся под всеобъемлющими доводами самой же Библии… Писание чётко и ясно повествует об одном Боге… еврейская Библия однозначно подтверждает единство Божества. Он подчеркнул, что именно монотеизм, бескомпромиссная вера в одного Бога и является отличительной чертой еврейской Библии, нерушимой основой для иудаизма и незыблемой верой каждого иудея.

Если рассматривать христианство как политеизм или тритеизм, рассуждал раввин Гринберг, или рассматривать христианскую концепцию триединства, как одну из разновидностей монотеизма, всегда напрашивается лишь один вывод: триединство и иудаизм несовместимы. Даже если рассматривать христианскую веру, как монотеистическую, то можно увидеть, что она выглядит недостаточно монотеистической, чтобы квалифицировать себя наравне с иудаизмом. Именно эти мысли он продолжает высказывать далее, говоря, что ни при каких обстоятельствах концепция Божьего множества или триединства не может быть основана на еврейской Библии.

Возможно, самое лучшее - начать с единственного свидетельства и источника еврейского богословия – Библии. Если так много зависит от еврейских Писаний, то давайте к ним и обратимся.

БОГ ЕСТЬ МНОЖЕСТВО

Имя Элохим

Обычно не вызывает разногласий ивритское существительное Элохим (Бог), имеющее окончание «им», т.е. являющееся множественным числом мужского рода. Слово Элохим употребляется как по отношению к Богу Израиля Быт. 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю», так и по отношению к лжебогам, как, например, в Книге Исход 20:3: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и в Книге Второзакония 13:2: «…пойдём вслед богов иных…». Даже если этот пример ещё не признак триединства Бога, то по меньшей мере он помогает понять Его множественность.

Глаголы множественного числа, используемые со словом Элохим

Практически всеми иудейскими духовными школами признаётся, что слово Элохим является существительным во множественном числе. Тем не менее, они же отвергают его в качестве аргумента о множественности Бога: «когда слово Элохим употреблено по отношению к истинному Богу, за ним обязательно следует глагол в единственном числе, а когда к ложным богам - во множественном». Вот как это поясняет раввин Гринберг:

«…глагол бара (сотворил), используемый в первом стихе Книги Бытия, употреблён в единственном числе. Не надо быть большим специалистом, чтобы понять - первый же стих Книги Бытия чётко свидетельствует о единичности Бога».

Это утверждение в основном верно. Библия учит, что «Господь Бог есть Бог один» и, действительно, когда речь идёт об истинном Боге глаголы используются в единственном числе. Однако есть исключения, когда за словом, характеризующим истинного Бога, следует глагол во множественном числе:

Бытие 20:13: «…когда Бог повел (буквально повели) меня странствовать из дома отца моего…»

Бытие 35:7: «… ибо тут явился ему Бог (буквально явились), когда он бежал от лица брата своего…»

2-я Книга Царств 7:23: «И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил (буквально приходили) Бог …»

Псалом 57:12: «… итак есть Бог судящий (буквально судящие) на земле…»

Имя ЭЛОАХ

Если бы существительное во множественном числе Элохим было бы единственной возможностью, описывающей истинного Бога, можно было бы предположить, что писатели еврейских Писаний не имели другой альтернативы использования этого слова применительно как к Богу, так и к ложным божествам. Однако в текстах мы находим его также и в единственном числе Элоах, например, в Книге Второзаконие 32:15-17 или в Книге пророка Аввакума 3:3. По сути, таким словом и можно было бы пользоваться постоянно, однако, оно встречается в текстах лишь 250 раз, тогда как слово Элохим - 2500 раз. Это свидетельствует скорее о множественности, чем об абсолютной единичности Бога.

Местоимение МЫ

Знакомство с грамматикой иврита помогает нам подметить, что Бог пользуется местоимением Мы в отношении самого Себя.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» Бытие 1:26

Вряд ли Он обращался к ангелам, поскольку человек сотворён по образу Бога, а не ангелов. Мидраш Рабба (комментарий Талмуда - прим. перев.) на Книгу Бытия, признавая, что этот отрывок не из лёгких, предлагает следующее объяснение: Раввин Шмуэль Бар-Ханман от имени Раввина Ионатана говорил, что Моисей, записывая Тору каждый день понемногу, дошёл до того места, где сказано: «И сказал Элохим сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» И сказал Моисей: «Владыка вселенной! Зачем даёшь Ты еретикам (верующим в триединство) повод к оправданию?» Бог ответил Моисею: «Ты пиши, а заблуждающийся пусть заблуждается…» (Мидраш Берейшит Рабба 8:8, о Быт.1:26 ). Понятно, что Мидраш Раба не дает четкого и убедительного ответа и просто пытается обойти стороной вопрос: «Почему же Бог именует Себя во множественном числе?»

Ещё несколько примеров:

Бытие 3:22: «И сказал Господь Бог: вот, и Адам стал как один из Нас в познании добра и зла …»

Бытие 11:7: «Сойдём же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга…»

Множественность в обозначениях Бога

Следующая особенность, вышедшая из иврита – неоспоримый факт того, что если речь идет о Боге, то существительное и прилагательное часто используются во множественном числе. Например:

Екклесиаст 12:1: «И Помни Создателя твоего…» (буквально Создателей)

Псалом 149:2: «Да веселится Израиль о Создателе своем …» (буквально о Создателях)

Иисус Навин 24:19: «…ибо Он Бог святой» (буквально Боги святые)

Исаия 54:5:«Ибо Творец твой есть супруг твой» (буквально, Творцы, супруги)

Все эти доводы основаны на особенностях иврита - языка Священного Писания. И если наше богословие зиждется исключительно на авторитете Слова Божия, то надо признать, что с одной стороны оно определяет единство Бога, с другой - говорит о Его множественности.

Молитва Ш’МА

Второзаконие 6:4: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один».

Текст из Второзакония 6:4, известный как Ш’МА, всегда служил символом веры Израиля. Этот стих больше чем какой-либо другой подчёркивает единство Бога. Чаще всего именно его и используют для доказательства единичности Бога. Но всегда ли правильно трактуется этот текст?

Во-первых, слова «Бог наш» в иудейском тексте употреблены тоже во множественном числе, то есть буквально «Боги наш».

Во-вторых, главным аргументом является выражение «Господь один» (хаШЕМ эхад). Один взгляд в еврейские тексты, использующие это слово, четко раскрывает, что Эхад означает не только «один единственный, единичный», но должен быть переведён как «Господь един», с указанием на сложное единство.

Известно, что в Книге Бытия 1:5 сочетание вечера и утра названо «днём одним» (эхад). Далее, в Бытие 2:24 мужчина и женщина в браке составляют одну плоть (эхад). В Книге Ездры 2:64 говорится о том, что всё общество, состоящее из отдельных индивидуумов, было вместе (буквально как один - эхад). Ещё более показательным примером служит стих из Книги Иезекииля 37:17, где два жезла составляют одно (эхад). Итак, слово эхад использовано для обозначения сложного (т.е. не абсолютного) единства. Есть в иврите особое слово, обозначающее «монолитное» единство - яхид, и оно может быть найдено во многих отрывках, где подчёркнуто выражена единственность (Бытие 22:2,12; Судьи 11:34, Притчи 4:3; Иеремия 6:26; Амос 8:10; Захария 12:10). Если бы Моисей учил тому, что Бог абсолютно единичен, ему трудно было бы подыскать более подходящее слово, чем яхид. Кстати, Маймонид (Рабби Моше бен Маймон, он же Рамбам, еврейский богослов 12 века – прим. перев.) подметил силу этого слова и употребил именно его в «Тринадцати Принципах Веры» вместо эхад. Однако во Второзаконии 6:4 его просто нет.

БОГ КАК МИНИМУМ ДВОИЧЕН

Элохим и ЯХВЭ – две личности?

Дополнительными аргументами, доказывающими «множество в одном», являются места еврейских Писаний, в которых к двум личностям, упоминающимся в одном отрывке, относится слово Элохим.

Псалом 44:7,8:

«Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».

Необходимо заметить, что здесь речь идет об обращение второго Элохим к первому Элохим, и второй Элохим является Богом первого Элохим.

Осия 1:7 «А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками». Говорящий есть сам Элохим. Он заверяет, что проявит свою милость дому Иуды, и вместе с ЯХВЭ, вашим Элохим, спасет вас. Еще раз: Элохим №1 спасет Израиль через Элохим №2.

Не только имя Элохим в одном стихе употребляется по отношению к двум личностям. Такую же двоичность мы видим в собственном имени Бога. Пример находим в Книге Бытия 19:24:

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба»

Очевидно здесь ЯХВЭ №1 (находящийся в земной сфере) прольет огонь и серу от ЯХВЭ №2, находящегося на небесах.

Захария 2:8,9: «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня».

Опять же, мы видим здесь одного ЯХВЭ, посылающего другого ЯХВЭ для выполнения определенного задания.

Автор книги иудейского мистицизма (Каббалы – прим. перев.) Зохар нашел подтверждение множественности в Тетраграмматроне – личном имени Бога Израиля, обозначенного в еврейской Библии четырьмя согласными ЕХВХ (ЯХВЭ). За 300 лет до Иисуса, личное имя Бога перестали произносить. В качестве замены стали использовать слово Адонай (мой Господь), которое позже было заменено на слово хаШем (имя). Имя Иегова, (часто встречающееся в переводах Библии - прим. перев.) есть всего лишь литературная форма возможного прочтения четырех согласных с гласными от слова Адонай (энциклопедический словарь иудаики, 593).

Автор Зохар пишет: приди и исследуй секрет слова ЕХВХ: есть три ступени, каждая из которых существует по отдельности: однако они составляют одно и соединены так, что неразделимы друг от друга. Они настолько гармоничны друг с другом, что не могут быть отделены друг от друга. Ветхий Днями открывается в трех личностях, объединенных в вместе, и над которыми Он главенствует. Ветхий Днями описан здесь как триединый, так что свет, исходящий из Него, находится во всех трех. Но как могут три имени быть одним? Являются ли они одним, потому что мы их так называем? Как три могут быть одно, можно познать только из откровения Святого Духа. (Зохар, 3 том, стр.288, том 2,стр.43 еврейское издание, ср. с Soncino Press Edition, том 3, стр.134)

БОГ ТРИЕДИН

Сколько лиц в триединстве?

Если в иудейском Священном Писании чётко говорится о множественности, то возникает вопрос: сколько же всего лиц Божества? Мы уже встречали слово Бог, употреблённое по отношению по меньшей мере к двум личностям. Исследуя Писание, мы поймём, что три и только три личности когда-либо были признаны Божественными.

1. Имя хаШЕМ, встречается столь часто, что не станем приводить примеров в подтверждение этому.

2. Второе лицо упоминается как Ангел хаШЕМа. Он уникален и отличен от остальных ангелов. Почти в каждом случае говорится, что Он Ангел ЕХВХ или сам хаШЕМ. Например, в Книге Бытия 16:7 речь идёт об Ангеле хаШЕМа, но уже в 16:13 о самом хаШЕМе; в 22:11 Он - Ангел ЕХВХ, но в 22:12 сам хаШЕМ.

Вот еще несколько примеров:

В Книге Бытия в 31:11 Он Ангел Божий, а затем в 13 стихе это Бог, явившийся в Вефиле.

В Книге Исход 3:2 это Ангел Господень, а уже в стихе 4 – Господь.

В Книге Судей 6:11,12,20 и 21, это Ангел Господень, но это Сам ЕХВХ в стихах 14, 16, 22 и 23.

В Книге Судей 13:3 и 21 это Ангел Божий, но в стихе 22 говорится о Боге.

Исключительно важное место мы находим в Книге Исход 23:20-23. Этот Ангел имеет власть прощать грехи, потому что имя ЕХВХ в Нем, и поэтому не нужно упорствовать против Него, а необходимо слушать Его беспрекословно. Вряд ли это могло относиться к какому-то обыкновенному ангелу. Даже одно то, что Божие Имя было на этом Ангеле, свидетельствует о Его Божественном происхождении и придает Ему статус Бога.

3. Другая личность - Дух Божий Руах хаКодеш. Дух Божий упоминается часто в Библии, в том числе Бытие 1:2; 6:3, Иов 33:4, Псалом 50:13, Псалом 138:7, Исаия 11:2; 63:10,14. Святой Дух является не просто Божьим излучением или действием. Ему присуще всё, что характеризует любую личность (т.е. интеллект, эмоции и воля). Он так же рассматривается в качестве Бога.

В различных отрывках еврейских текстов есть четкие свидетельства того, что все три личности имеют Божественную сущность и на этом основании являются Богом: Господь (ЕХВХ (ЯХВЭ)), Ангел Господень и Дух Божий.

Упоминание всех Трёх Личностей Бога в одном отрывке

Священное Писание не избегает возможности упомянуть все три лица Божества в одном отрывке. Два примера тому - Исаия 48:12-16, и 63:7-14.

Исаия 48:12-16

Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все, и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном, и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне и слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его

Необходимо заметить, что говорящий здесь признает Себя Творцом небес и земли. Понятно, что Он ни кто иной как сам Бог. Но в стихе 16 Он вновь использует местоимения «Я» и «Мне» и далее рассматривает себя отдельно от остальных двух личностей - Господа Бога и Духа Божия. Здесь триединство выражено гораздо яснее, чем где бы то ни было в Писании.

Второй отрывок из Исаии 63:7-14 связан с периодом исхода евреев из Египта, когда Бог активно проявлял Себя во всех трёх личностях. Господь хаШЕМ упомянут в 7 стихе, Ангел лица Его - в 9-м, а Святой Дух - в 10, 11, и 14. Несмотря на то, что Бог в Ветхом Завете постоянно упоминает Себя в качестве Освободителя - в данных отрывках это относится ко всем трём личностям, которым принадлежит слава за освобождение Израиля. Поэтому нет никакого противоречия в том, чтобы рассматривать их с точки зрения «сложного единства».

Итак, учение Ветхого Завета повествует о множественности Бога. Первая личность названа как ЕХВХ, Вторая – Ангел Божий, в котором Имя Бога, Раб Божий. Вторая личность посылается ЕХВХ для выполнения определенной миссии. Третья личность – Дух Господа, Божий Дух или Святой Дух. Он также посылается Первой личностью и прочно связан со служением Второй личности. В продолжении всего повествования, направляемые Первой личностью, Вторая и Третья личности связаны совместным служением.

Если согласно утверждениям современных раввинов концепция триединства не иудейская, то и Писание не может считаться иудейским. Евреев, верующих в Мессию Иешуа, нельзя обвинять в язычестве, поскольку Иешуа (Иисус) входит в триединство Божие. Он - тот, о котором писал Моисей: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому, что Он не простит греха вашего; Ибо Имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой, и поведет тебя к Аммореям, Хеттеям, Ферзеям, Хананеям, Евеям, и Иевусеям, и истреблю их». Исход 23:20-23

Свет Нового Завета

Не отменяя Ветхозаветного учения, Новый Завет однозначно признаёт три личности Божества и более подробно характеризует их.

Первая личность называется Богом - Отцом, Вторая – Богом Сыном. Новый Завет отвечает на вопрос Притчей 30:4 «Какое имя сыну его?» Его Имя - Иешуа. Он был послан Богом в качестве Мессии. Но на этот раз Он явился не в виде Ангела, а человека. Более того, Он был послан выполнить определенную задачу - умереть за наши грехи. Бог стал человеком (но не человек - Богом!), чтобы навсегда прекратить действие греха (совершить искупление). Новый Завет называет Третью личность Бога - Святой Дух. Соединяя учения двух частей Библии, Он (Святой Дух) непосредственно связан с Мессией и Его искупительным трудом.

Итак, в заключении мы можем с уверенность сказать, что как еврейские Писания (Танах - Ветхий Завет), так и Новый Завет предельно четко говорят о триединстве Бога: Господь хаШЕМ, Ангел хаШЕМа и Дух Божий.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: