Дьяк андрей кураев. Кураев обнажается

Как подло и низко ведет себя о.Андрей Кураев в последнее время.

Не буду вновь говорить о его симпатиях к Болотному митингу и оппозиции, не хочу повторяться о его " сказочном" восприятии выступления скандальной панк-группы в Храме Христа Спасителя и даже не стану напоминать о выворачивании о.Кураевым наизнанку правды, когда вина богохульниц в одночасье превратилась с какого-то перепугу в вину христиан.

Скажу про иное, что раньше лишь смутно и вскользь обращало мое внимание, но я надеялась(и даже была уверена), что это всего лишь мои личные подозрения.

Я читаю блог о.Кураева с самого его открытия и хорошо помню, что любые наглые и оскорбительные реплики в адрес Церкви и Святейшего Патриарха удалялись раньше о.Андреем моментально.
Но вот уже примерно год, как я стала обращать внимание на то, что ругать Патриарха Кирилла, называть его " Гундяеем" и что-то подобное в ЖЖ о.Андрея считается допустимым.
Никаких комментариев, например, по поводу оскорбления Дмитрием Быковым в его статье " Толоконные лбы" Святейшего Патриарха - со стороны Кураева не последовало, хотя я обращалась с этим вопросом и к нему в личку, и в блоге.
При перепосте о.Андреем хамского фельетона про " Зуб медведя Серафима Саровского" мне также показалось, что ирония была направлена не только на людей, стоявших к Поясу Богородицы в те дни, но и на Святейшего Патриарха.
Фраза Кураева о бестактности, обращенная к выступлению Патриарха Кирилла на встрече с Путиным, лишила меня надежды на то, что я ошибалась в своих догадках.
А указание Кураева на " Эхе Москвы" о том, когда и как должен говорить Патриарх о хулиганской выходке панк-группы, это ли не наглость?

И вот на днях была поставлена последняя точка, отброшены все сомнения. Я не считаю, что человек, именующий себя миссионером, умеющий ладно и складно читать лекции о Православии и Церкви, носящий сан протодиакона Русской Православной Церкви имеет право так по хамски отзываться о Патриархе да еще и на просторах интернета, а не на собственной кухне в Москве.

О чем я?
А вот, о чем.

Многие знают(или догадываются), что у о.Андрея есть в ЖЖ двойники(клоны) - им же созданные аккуанты, которые он использует часто для комментариев как в своем блоге, так и в чужих.
Я знаю точно о двух из нескольких таких клонов Кураева.
О ком чаще идет речь в их комментариях? Конечно же, о самом себе любимом.
Само по себе - это не плохо и не хорошо. Любой человек имеет право, вероятно, создавать свои клоны-блоги. И я бы не стала сейчас об этом говорить, но о.Кураев переступил черту.

В последние дни один из его клонов распространил информацию о том, что Кураева в понедельник 12 марта будут разбирать на ученом совете в Московской Духовной Академии. Замечу, что настоящий порядочный мужчина об этом кудахтать, как испугавшийся петух, не стал бы. Или сказал бы, но честно и открыто в своем основном блоге. Но о.Андрей привык действовать иначе(кругами, да полями с болотами), вызывая ажиотаж-психоз публики и потом за этим же наблюдая.

Но и это - пол-беды. Этот же клон о.Андрея выдал 8 марта такой перл, которым я лично возмущена до предела. И не желаю об этом молчать.
В теме о статье В.Р.Легойды Кураев комментирует, прячась за спину своего двойника, так:

" Слова Легойды лукавы. Именно церковь требует расправы и именно его святейший шеф требует расправы и над девушками и даже над Кураевым."

ЭТО ЧТО ТАКОЕ, ОТЕЦ АНДРЕЙ?
Итак, у Вас Легойда - лукав, Церковь требует расправы(заметьте, именно расправы, а не законного решения суда!), Святейший Патриарх называется Кураевым - " святейшим шефом", а разбор слов и поступков блинопёка Кураева сам Кураев акцентирует словом " ДАЖЕ"!
О, Боже, как посмели в Московской Духовной Академии, как посмел Святейший Патриарх прикасаться к этой священной корове?! А откуда у Вас информация, что Святейший требует над Вами расправы? А? Незнайка с луны донес или еще какая иуда придумала?

Отец Андрей,
Вы переступили черту и Ваши гаденькие и подлые выверты за спиной Ваших клонов - мерзки.
Что бы Вы не говорили, стараясь(по-Вашему) соответствовать Евангелию, подобное Ваше поведение вызывает лишь презрение и неприязнь к Вам, как к человеку непорядочному и лживому.
За свои слова и поступки надо уметь отвечать, если уж извиняться Вы за долгие годы так и не научились.

Храни Господь Святейшего Патриарха Кирилла!

В абсолютно всех сферах жизни человечества есть люди, деятельность которых у одних вызывает уважение порой даже восхищение, а других недовольство, граничащее очень часто с ненавистью. Не секрет, что особо сложные отношения возникают в религиозной среде, где любовь и почет сегодня-завтра могут трансформироваться в обвинения в неблаговидной деятельности и разжигании конфликтов. Одним из таких противоречивых, но при этом весьма колоритных персонажей современности является Андрей Вячеславович Кураев - хорошо известный церковнослужитель Русской православной церкви. О его жизни, работе и творчестве мы и поговорим максимально подробно в статье.

Появление на свет и семья

Биография Андрея Кураева гласит, что родился он в Москве 15 февраля 1963 года. Несколько лет своего детства мальчик прожил в столице Чехии, где на тот момент трудились его отец и мать. Кстати, стоит заметить, что все они были неверующими. Отец нашего героя, Вячеслав, трудился на должности секретаря Петра Федосеева, который был известным ученым Академии наук СССР. Мать же будущего церковника была сотрудником сектора в Институте философии АН СССР.

Ранние годы жизни

Нынешний протодиакон Русской православной церкви Кураев в детские годы воспитывался атеистом, что и не удивительно, ведь в советские времена верующих в бога людей было крайне мало, и практически все они подвергались гонениям. Если же молодой человек позиционировал себя как православный, то он вполне мог испытывать проблемы как с поступлением в вуз, так и последующим трудоустройством.

Будучи школьником, Андрей Вячеславович Кураев выпускал настенную газету со звучным названием «Атеист», в которой он последовательно объяснял свою позицию.

Получение высшего образования и приход к вере

В 1979 году Андрей Кураев, отзывы о котором будут приведены ниже в статье, стал студентом философского факультета МГУ. А уже буквально через три года молодой человек принял окончательное решение креститься и 29 ноября 1982 года свершил таинство в храме Как позже признался сам священник, на сей шаг его подвигло знакомство с творчеством Достоевского, а именно прочтение романа «Братья Карамазовы».

Само собой, что от такого шага семья Андрея Кураева находилась в абсолютном шоке. В один прекрасный день родители пришли домой и увидели, как их отпрыск читает Евангелие. После этого все надежды отца на блестящую собственную карьеру и светлое будущее сына можно было смело похоронить. Уговоры не дали никаких результатов, а мужчина вначале лишился престижной командировки во Францию, а чуть позже и вовсе был уволен. Несмотря на все сложности в семье, никакого существенного разлада между родителями и Андреем все же не случилось.

В 1984 году Кураев оканчивает обучение в МГУ, причем он получил за свои достижения красный диплом. Руководителем его научной работы в вузе был Кирилл Никонов. После этого Андрей поступил в аспирантуру по направлению зарубежной философии, но так и не окончил ее.

Учеба в духовных учебных заведениях

В 1985 году Кураев занимает должность секретаря Московской духовной академии. Параллельно он стал углубленно постигать азы религии в духовной семинарии, однако уже в 1986 году в ней произошел серьезный пожар. Андрей был вынужден пойти трудиться на стройку, где проработал до момента, когда здание полностью восстановили, и ректор семинарии вновь позвал его учиться обратно. Выпустился из семинарии Кураев только в 1988 году.

Робкие шаги

Первые публикации на тему богословия Андрей Вячеславович осуществил еще в 1988 году. При этом изначально он взял себе псевдоним Андрей Пригорин, а его труды печатались в журнале под названием «Выбор». Под настоящим именем духовник издавался в «Московских новостях» и в «Вопросах философии».

В период 1988-1990 годов мужчина проходил обучение в стенах Бухарестского университета на кафедре православного богословия. Стоит заметить, что на учебу в этот вуз он попал благодаря победе на открытом диспуте в Коломенском педагогическом институте, где смог безоговорочно обойти закоренелых атеистов.

Получение церковного сана

8 июля 1990 года стало для Кураева в некоторой степени историческим. Именно тогда в Патриаршем соборе в Бухаресте он был рукоположен патриархом Феоктистом в чин диакона.

После этого Андрей вернулся в Россию и до 1993 года был личным референтом патриарха Алексия Второго.

Повышение квалификации

В 1994 году Андрей Кураев, православие для которого стало делом всей его жизни, стал кандидатом философских наук благодаря успешной защите диссертации на базе Института философии РАН. Его научным руководителем в этом деле был Павел Гуревич. А еще через год церковник стал кандидатом богословия, отстояв свой труд под названием «Традиция. Догмат. Обряд» в Московской духовной академии. В 1996 году Второй назначил Кураева профессором богословия по рекомендации ученого совета РПУ.

Преподавательская деятельность

В 1993-1996 годах богослов Андрей Кураев занимал должность декана факультета философии в Российском православном университете святого Иоанна Богослова. Как теперь вспоминает сам служитель, он был не просто деканом, а одним из основателей этого престижного ныне вуза. Также в учебное заведение приглашали всемирно известных и уважаемых профессоров, которые читали лекции студентам. Их с удовольствием слушал и сам Кураев.

На протяжении двадцати лет (1993-2013) церковник был сотрудником Московской духовной академии и семинарии. Кроме того, он руководил кафедрой апологетики и богословия в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Признание коллегами

В марте 2002 года Кураева на основании решения Синода включили в редакционную коллегию сборника, получившего название «Богословские труды». В декабре 2004 года он стал членом Синодальной богословской комиссии. А в последний мартовский день 2009 года его зачислили в ряды Церковно-общественного совета, курирующего вопросы защиты от алкогольной угрозы. Также профессор входил в экспертно-консультационный совет, занимающийся проблемами свободы совести, который функционировал на базе Комитета Госдумы РФ по делам религиозных объединений и различных общественных организаций.

Очень часто многие люди сегодня задают вопрос: «Где служит Андрей Кураев?» Достоверно известно, что до конца 2007 года он выполнял возложенные на него церковные обязанности в храме Рождества Иоанна Предтечи (Пресня, Москва), а после перешел в храм Архангела Михаила (Тропарево).

Шаг наверх

Протодиакон Андрей Кураев получил свой нынешний сан во время проведения литургии в стенах Исаакиевского собора 5 апреля 2009 года, которой руководил лично патриарх Кирилл. Наш герой был возвышен благодаря его активной и продуктивной работе с молодым поколением и рьяному миссионерству.

Кинолента

В ноябре 2007 года на базе тульской православной студии «Свет» режиссер Валерий Отставных, являющийся также религиоведом и сотрудником миссионерского отдела областной епархии, снял фильм под названием «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева». С учетом всех технических нюансов киноработа в итоге вышла на экраны лишь спустя полтора года.

Проблемы

30 декабря 2013 года произошло событие, из-за которого многие посчитали, что Андрея Кураева отлучили от церкви. Причиной послужила новость о том, что духовника исключили из состава преподавателей и профессоров академии за довольно эпатажное поведение, а также провокационную работу в средствах массовой информации и интернет-пространстве (в блогах). Сам же церковник высказал свое возмущение по этому поводу и связал эту «атаку» на него со стороны своих руководителей с тем, что он выставил на всеобщее обозрение скандал, произошедший в Казанской духовной семинарии, на котором стоит остановиться детальнее.

В декабре все того же 2013 года в Казанское духовное учебное заведение прибыла специальная инспекция с протоиереем во главе. Такое пристальное внимание со стороны Учебного комитета РПЦ возникло к семинарии неспроста: многие студенты жаловались на домогательства сексуального характера со стороны ректора и других наставников. Как сказал по этому поводу протодиакон Андрей Кураев, молодые люди активно подтверждали все имеющиеся факты содомии перед приехавшей комиссией, молчали лишь несколько человек с пятого курса. В конечном счете увольнению подверглись проректор и пресс-секретарь игумен Кирилл.

Протодиакон Андрей Кураев, рассуждая на тему случившегося в Казани, в одном из своих интервью сказал, что подавляющее большинство церковнослужителей в России - это абсолютно нормальные, адекватные люди. Несмотря на то что в стране живет очень много монахов, даже среди этих добровольных затворников нет каких-либо проявлений гомосексуальных наклонностей. Однако, к огромному сожалению, есть некоторая группа церковно-офисных сотрудников, которая стала пользоваться своей властью и возможностями, забывая, для чего они вообще служат и на что они призваны изначально. При этом, рассуждая на тему о том, что его отлучили от церкви, Андрей Кураев сказал, что не боится быть выброшенным из лона православия, так как, опираясь на историю, он абсолютно уверен, что даже после потенциально возможного отлучения его неизменно восстановит уже следующий патриарх.

Кроме того, Кураев считает, что дополнительным фактором нападок на него можно считать факт его выступлений в защиту нашумевшей в России панк-группы Pussy Riot. Она «прославилась» тем, что пыталась выступить в стенах Богоявленского собора и храме Христа Спасителя.

Мнение об исламе

Осенью 2004 года протодиакон Андрей Кураев стал единоличным автором статьи в газету «Известия». И хотя в ней он признал, что стратегически теракты планируются от имени ислама в западных государствах, все же напрямую церковник указал на полную ответственность непосредственно самого религиозного течения за увеличение террористических атак. Кураев считает: различные призывы с экранов телевидения и газетных страниц о том, что терроризм не имеет религии и национальности, абсолютно беспочвенны. В качестве аргументов говорит о том, что не буддисты захватывают школы, не даосы взрывают самолеты, не христиане берут людей в заложники. Также Кураев акцентирует внимание людей на том, что терроризм - это в некоторой степени следствие весьма искаженного понимания именно Корана, а не какой-либо другой книги. Причем авторами этих искажений являются очень образованные исламские мужи, а не безграмотные арабы. Но самое главное, по мнению Андрея, это то, что значительная часть всего мусульманского мира не считает террористов мерзавцами, а причисляет их к героям и очень часто пытается им в некоторой степени подражать.

Свою нелюбовь к исламу духовник проявил и в одной из его обителей - Крыму. В 2006 году лекции Андрея Кураева на этом полуострове был направлены на то, что необходимо противодействовать крайне радикальной политике меджлиса - этнического парламента крымских татар.

Отношение к ЛГБТ-сообществу

Церковник является ярым критиком гомосексуализма. Многие книги Андрея Кураева, в том числе и «Церковь в мире людей», сигнализируют верующим о том, что терпимость к гомосексуальным контактам - это своего рода прикрытие для «нападения на традиционную семью христиан». Кроме того, в одной из своих бесед с журналистами Андрей Вячеславович уравнял гомосексуализм и наркоманию, назвав жалость к этим грехам «предвестниками смерти». В 2007 году герой статьи заявил, что церковь просто обязана помогать тем геям, которые признают свою слабость и греховность. В то же время нераскаявшихся мужеложцев Кураев вообще назвал «мерзавцами».

В начале 2008 года Андрей сделал обращение к действующему на тот момент президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с призывом дать максимально объективную оценку ряду новогодних программ, вышедших на канале НТВ, где якобы было очень много «гомосексуальных жестов» и полуобнаженных девушек. При этом Кураев подчеркнул, что если обращение не будет рассмотрено и не будет дан официальный ответ, то такая позиция власти будет расценена как желание руководителей страны растлевать молодежь и пропагандировать гомосексуализм.

В 2012 году возник масштабный общественный резонанс по причине предложения, вынесенного Кураевым. Все дело в том, что духовник хотел сорвать запланированный концерт американской поп-певицы Мадонны в Санкт-Петербурге, на котором эта всемирно известная женщина хотела высказать свое возмущение и недовольство законом против пропаганды гомосексуальных взаимоотношений. Давая ответ на вопрос одного из российских депутатов о том, как же поступить жителям Северной Пальмиры, Андрей произнес краткую речь: «Нормальный человек в таких ситуациях берет телефон и совершает звонок в ФСБ, говоря правоохранителям, что кто-то где-то заложил взрывчатку».

Словесные баталии с Лолитой Милявской

Чем же еще отличился работник РПЦ? Андрей Кураев также отличился еще и тем, что после рождения у Филиппа Киркорова дочери от суррогатной матери он потребовал отлучить народного артиста России от церкви. Духовник, описывая свое видение ситуации, объяснил, что суть данного вопроса не в суррогатном материнстве как таковом и не в позиции Церкви по данной ситуации, а основной момент заключается в вопросе достоинства человека. Проще говоря, если ты покупаешь или продаешь ребенка, то будь готов к тому, что через некоторое время и тебя точно также смогут либо продать, либо выкупить.

Свое мнение Кураев рьяно отстаивал в рамках телевизионной программы под названием «Поединок» 26 апреля 2012 года, где ему оппонировала Лолита Милявская. Кстати, справедливости ради стоит отметить, что победителем в этом споре оказался именно представитель православной церкви.

Украинская тема

Некоторые лекции Андрея Кураева и его интервью по теме политической ситуации на Украине всегда вызывали бурную реакцию в обществе. Например, 29 марта 2014 года духовник последовательно в девяти пунктах изложил свое видение ситуации о присоединении Россией полуострова. В результате своих мыслей и анализа ситуации Кураев пришел к печальному выводу, что Российская Федерация все-таки больше теряет из-за подобного конфликта, а не приобретает. Стоит ли говорить, что такое мнение церковника является по своей сути оппозиционным и не добавляет авторитета Андрею на территории страны.

Также крайне негативно отозвался Кураев и о молчании патриарха Кирилла о ситуации с Крымом, однако впоследствии Андрей Вячеславович уже в позитивном ключе отозвался о главном лице Русской православной церкви, отмечая, что тот находится под жестким давлением со стороны московской элиты.

Признание

Несмотря на громкие скандалы, за свою бурную во многих отношениях жизнь церковник был награжден следующими отличительными знаками:


О царе и кино

В 2017 году в России произошел скандал на почве выхода на экраны фильма «Матильда». Многие православные активисты посчитали, что кинолента является богохульной и выставляет последнего российского самодержца в негативном свете. Однако Кураев отмечает, что, по его мнению, в этой работе нет ничего такого, что могло бы очернить Николая Второго. Он считает, что все мы должны помнить причисленного к лику святых царя как великомученика, а не как обычного человека, имеющего грехи молодости и юности. Особое внимание духовник акцентировал на том, что Николай не совершил брачной измены.

Личное

Кто же дети Андрея Кураева? Это вопрос сегодня интересует большое количество людей. На него сам церковный деятель отвечает, что у него нет никаких кровных сыновей и дочерей. При этом благодаря своим многочисленным странствиям он встречается с обычными людьми, военнослужащими, заключенными в тюрьмах, студентами, учениками школ. При этом церковник всех их считает в некоторой степени своими отпрысками, хоть и духовными.

В заключение хотелось бы сказать о том, что можно как угодно относиться к герою статьи, однако никак нельзя отметить тот факт, что он все же является полноценным христианином, который пытается призвать общество одуматься и жить по законам Божьим.

3 век,св. Киприан Карф.:
«Пусть даже и есть плевелы в нашей Церкви, это не должно помешать нашей вере и любви сохранить ее единство. Об одном мы должны радеть: стать пшеницей, дабы попасть в житницу Господа во время жатвы. Апостол пишет к нам в своем послании: в богатом доме есть посуда не только из золота и серебра, но также из дерева и глины; той подобает честь, а эта заслуживает бесчестия; мы же должны делать все, чтобы стать сосудами из золота или, по меньшей мере, из серебра, однако только Господь имеет власть разбивать гли¬няные сосуды, ибо в его руках железная палица. Раб не может быть выше своего господина; ни у кого нет власти, которую отец дал только сыну: держать посох, очищать воздух и от¬делять плевелы от пшеницы, судя человеком» (Св. Киприан Карфагенский. Письмо 51. К пресвитеру Максиму).
Накануне обращения императора Константина, то есть на излете гонений, Лактанций говорил: «Мы никого не удерживаем против его воли, ибо Богу бесполезен тот, кто лишен веры… Весьма далеки друг от друга пытки и благочестие; не хочет истина соединяться с насилием… Религию следую защищать не убивая, а умирая… Ничто столь не добровольно, как религия» (Божественные установления 5,19,13-22).

А одно святоотеческое творение, посвященное специально этой теме, я приведу почти целиком. Это письмо преподобного Феодора Студита тем епископам, которые считали допустимым перехватить у гонителей меч для расправы с еретиками (в пору написания этого письма ситуация была такова, что гонимы были как раз православные - от императора-иконоборца). Итак:
«…Речь идет об истине, важнее и достопочтеннее которой нет ничего. Что же прискорбное содержится в письме? “Мы,- говоришь ты,- не советовали ни убивать манихеев, ни не убивать; но если бы и позволили, то сделали бы дело, величайшее из прекрасных”.
Что говоришь ты, богопочтенный? Господь запретил это в Евангелии, сказав: нет,- чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе т!о и другое до жатвы (Мф. 13, 29–30). Ты же называешь величайшим из прекрасных дел позволение исторгать их.
А то, что плевелами Он назвал именно еретиков, как тогдашних, так и последующих, то есть всех, об этом послушаем Златоуста, который, изъясняя те же самые слова, говорит так: “Что Господь запрещает, говоря: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы? Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства; и еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной”.
И далее: “Что разумел Господь, сказав: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, как не то, что если вы приметесь за оружие и станете убивать еретиков, то неминуемо будут истреблены вместе с ними и многие из святых?” (Златоуст. Беседа 46 на Евангелие от Матфея). Это и случилось в наши времена; ибо кровопролития и убийства наполнили нашу страну, и многие из святых преданы смерти; слово Господне оказалось нетщетным.
И для чего мы говорим, что не позволительно убивать еретиков? Нам не позволительно даже и желать им зла. Послушаем опять Господа, Который, по словам премудрого Дионисия, сказал святому Карпу: “Наноси Мне удары, Я готов опять страдать за спасение людей; для Меня это вожделенно, только бы другие люди не грешили” (Дионисий Ареопагит к Демофилу. Гл. 6 // Четьи-Минеи, 26 мая и 3 октября).
Видишь, богомудрый, гнев Божий на святого за то, что он молил о еретиках, чтобы они лишены были жизни; и если бы святой остался при таком расположении, то был бы осужден. Таким образом, отнюдь не должно желать зла врагам, как показала истина; а, напротив, нужно молиться о них, как показал Сам Господь во время страдания, сказав к Отцу Своему: Отче! прости им грех: ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).
Что же касается того, будто, как говорит святость твоя, с твоим мнением согласны некоторые святые, то прости, отец, мы не хорошо понимаем слова святых и потому оказываемся вносящими новое вопреки отцам, или, лучше сказать, вопреки Богу. Так божественный Кирилл, в речи против Юлиана, выразился согласно с древним законом, не смешивая Ветхого Завета с Новым; - да не будет. Ибо он не мог не знать, что сказанное в законе сказано тем, кто жил под законом (см.: Рим., 4); равно не мог не знать он и сравнения, сделанного Спасителем в следующих словах: сказано древним то-то; а Я говорю вам то-то (см.: Мф. 5, 21–22). Поэтому мы, как говорит божественный Дионисий к некоему Демофилу, не примем твоих слишком ревностных стремлений, хотя бы тысячу раз ты ссылался на Финееса и Илию.
То же услышав, Иисус не одобрил учеников, чуждых кроткого и благого духа (см.: Лк. 9, 54–56). Надобно учить неведущих, а не наказывать. Также и Игнатий Богоносец говорит: “Ненавидящих Бога надобно ненавидеть и на врагов Его негодовать, но не преследовать или бить их нам, подобно язычникам, не знающим Бога”. Если же не должно бить, то едва ли должно убивать их.
Так как ты, Владыка, полагаешь, что и святой (Симеон Преподобный Симеон Столпник, Дивногорец, и святитель Иоанн Постник, архиепископ Цареградский, жили в конце VI века), живший на Дивной горе, согласен с тобою, то не думай этого. Ибо святой не мог противиться Христу или учителям, высшим его. Но что же тогда? Он говорил увещание к тогдашнему императору о язычниках, мучивших христианский народ, стараясь о том, чтобы христиане не были угнетаемы самарянами. Это и хорошо. К тому же самому и мы ныне увещеваем, когда говорим, чтобы императоры не щадили, но воевали против скифов и арабов, убивающих народ Божий. Но это иное дело, а то иное; это относится к неприятелям, а то к подвластным еретикам.
Сообщаемое об Иоанне Постнике, предстоятеле Константинопольском, будто он повелел посадить на кол волшебников, мне не кажется истинным, но, может быть, он допустил это. Ибо и они убийцы, с которыми начальникам не запрещено поступать по римским законам; ибо они не напрасно, говорит апостол, носят меч, но суть отмстители делающему злое (ср.: Рим. 13, 4); но это непозволительно в отношении к тем, о которых Господь изрек запрещение. Начальствующие над телами имеют право наказывать виновных в преступлениях, касающихся тела, а не виновных в делах душевных; ибо право наказывать последних принадлежит управляющим душами, и наказания здесь суть отлучения и прочие епитимии.
Так, Владыка, думаем мы, уничиженные; и, скажем по неразумию, даже Блаженнейшему Патриарху нашему мы дерзновенно сказали, что Церковь не мстит мечом, и он согласился с этим. Императорам же, совершавшим убийство, мы сказали, первому: угодно Богу такое убийство”, а второму, требовавшему одобрения на убийство: “Прежде пусть снимут мою голову, нежели я соглашусь на это”. Таков ответ от нас, грешных. Вы же, святейшие, если читали другое Евангелие, которого мы не знаем, то хорошо; а если нет, то вдумайтесь в то, что объявил апостол» .
Преподобный Феодор Студит. Письмо 26 (155). К Феофилу, епископу Ефесскому // Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. С. 56–59.

А также: «Церкви Божией не свойственно мстить за себя бичеваниями, изгнаниями и темницей. Кроме того, я хочу сказать о деле павликиан и их преследовании: ведь церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Но поскольку все эти средства были применены, вспыхнула эта христоборная ересь (иконоборчества.- А. К.), губящая все» (Преподобный Феодор Студит. Письмо 114. Льву, торговцу ароматами // Там же. Т.2. с. 232–233).

«Если Жертва Христа – Жертва добровольная, то добровольно и преподается желающим, а не нежелающим. Сам Господь говорит апостолам по поводу ушедших от Него: не хотите ли и вы отойти?... Также и великий Петр говорит: охотно нужно пасти, а не принужденно (1 Петр. 5,2). Итак, пусть знают насильно привлекающие к общению с собою нежелающих, что они поступают по-язычески, предлагая не Тело Христово, доборовольно принесенное в жертву, а, напротив, некоторый род идоложертвенного, подобный не произвольно приносимым жертвам бесовским» (Преподобный Феодор Студит. Письмо 7. Феодоту военачальнику // Там же. Т.2, С. 16–17).

Чтобы было понятно упоминание об Иоанне Постнике, надо напомнить об истории, поведанной историком Феофилактом Симокаттой (История 1,11,3-21): «Некто Павлин, из числа небе-зызвестных людей в городе, получивший очень хорошее образование, был уличен в том, что душу свою он низверг в бездну колдовства. Способ, каким он был уличен в своем изуверском учении, был необычаен. Я расскажу о нем, потому что он действительно таков, что заслуживает удивления. У этого колдуна была серебряная чаша, в которую он собирал потоки разной крови, когда вступал в общение с отверженными силами. Эту чашу он продал людям, торговавшим серебром. Эти купцы, заплатив за чашу Павлину, пытались продать этот сосуд; поэтому они выставили ее перед дверьми своего помещения, предоставляя тем возможность купить ее всякому желающему. В это время епископу города Гераклеи пришлось быть в Византии и увидать выставленную на продажу чашу этого колдуна. Он купил ее и, уезжая из столицы, увез ее туда, где был его епископский престол. Так как нерукотворное миро, которое источала мученица Гликерия, изливалось в какую-то медную чашу, то епископ из почтения к священнослужению переменил эти сосуды: он удалил этот медный сосуд от святейшего церковнослужения, а серебряную чашу вместо него поставил для восприятия боготочимого мира. Но с этого мгновения прекратился поток чудесного мира и скрылся источник благодати. Не проявляла уже мученица своих сил, удержала свою благодать, отняла свои дары, решила из-за отвращения к этому сосуду не источать больше мира. Все это повергло епископа в великое горе: печалился он о совершившемся, оплакивал прекращение чудес, призывал вновь благодать; он не считал себя в этом виновным, старался найти причину и не мог снести постигшего его позора; жизнь стала ему не в жизнь, после того как церковь лишилась такого чуда. Из-за этого были установлены посты и моления, пущены в ход слезы, призваны на помощь стенания, все занялись ночными бдениями. Было собрано все, что только может Божий гнев прекратить и вновь призвать его милосердие. И вот, когда Бог столь чудесно отвратился от этого сосуда несчастья и в своей справедливости сжалился над их неведением, то во сне явилось епископу города видение, показавшее ему ужасную нечисть, заключавшуюся в этой чаше. Тотчас священнослужитель велел тайно вынести из храма купленную им чашу и внести в святилище медную; он вновь поручил святыню этой благословенной, старой чаше, как деве непорочной и не запятнанной никаким отвратительным колдовством. И действительно, тотчас же возобновились чудеса и вновь стало истекать миро, стала изливаться благодать, дары источаться; слезы и печаль прекратились, не стало места унынию. И вот епископ, вернувшись в императорскую столицу, разузнал от продавших ему чашу, у кого они купили ее; явившись к патриарху Иоанну, он доложил ему обо всем случившемся с самого начала. Патриарх пришел в ужас от такого рассказа и, не в силах сохранить в тайне то, что услыхал, тотчас же отправился к императору во дворец и передал ему то, что было ему поведано. Маврикий без особого одобрения относился к смертным приговорам тем, кто оказался виновным; он считал более справедливым исцелять прегрешивших с помощью их раскаяния, чем наказания. Но патриарх настаивал, стремясь в своих возражениях действовать согласно с апостольским учением, и требовал отпавших от веры отправить на костер. Он приводил цитату из поучений Павла, которая гласила: "Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками духа святого, и вкусивших благого глагола божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе сына божьего и ругаются ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от бога; а производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение". Поколебалось твердое мнение императора, и этими словами Иоанн одержал над ним верх. На следующий день собрался суд, колдуны были подвергнуты допросу и, уличенные неопровержимыми уликами, преданы наказанию. Павлин был посажен на крепкий столб, вершина которого была расколота пополам; в эту щель была вложена его шея, и он задохнулся, окончив так свою преступную жизнь; но до этого он видел, как была отсечена голова его сына - он сделал его соучастником в нечестивом своем и преступном колдовстве» (Феофилакт Симокатта. История. М., 1996, сс. 25-27).

Исследователь жизни св. Иоанна Постника говорит, что «этот рассказ Феофилакта так мало вяжется со всем тем, что известно о Постнике, что невольно является подозрение, нет ли здесь какого-либо недоразумения. Не невозможно предположить, что Феофилакт записал факт в форме, переработанной уже народной фантазией. Мы склонны известие о деятельном участии Постника в осуждении Павлина признать неумелой риторикой Феофилакта, по своим воз-зрениям, быть может, примыкавшаго к толпе, с неуместной ревностью которой патриарх боролся в свое время. Повторим: не отрицая факта казни Павлина, мы заподозриваем сообщение, что она была исключительно или только главным образом делом Постника. Несообразность разбираемаго сообщения настолько велика, что еще Феодору Студиту оно «не казалось истинным»» .

Впрочем, известен и другой случай расправы, пришедшийся на время патриаршества св. Иоанна Постника. Некий иеромонах был наказан палочными ударами.

Св. Григорий Великий, папа Римский, гневно пишет в Константинополь в июле 593 года: «Если святость ваша знали то, что сделано с монахом и пресвитером исаврийским Афанасием, после этого писали мне, но об этом не упомянули, то я не могу ответить на это иначе, как словами Писания: уста неправедные убивают душу. Спрошу тебя, святейший брат, до того ли дошло воздержание, что от брата своего скрыл то, о совершении чего знал? Не было ли бы лучше, если бы эти уста ели мясо, чем источать ложь для обмана ближнего… Я жажду мира со всеми. Но если вы каноны не соблюдаете и ниспровергаете постановления древних, то я не узнаю вас… А что правила гласят о епископах, которые хотят внушить страх бичами, это ваше братство хорошо знаете: мы поставлены пастырями, а не убийцами. Апостол говорит: «обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением». Это новая и неслыханная проповедь – стеречь веру побоями» (Св. Григорий Великий. Письмо 52, к Иоанну) .

Так что не вполне прав Василий Розанов, когда вопрошал – «Каким образом христианство, столь к человеку благожелательное, однако пришло к инквизиции? Ведь перелома из "да" в "нет", перелома в убеждениях, в вере, в идеалах мы при этом нигде не наблюдаем! В этом-то все и дело, что разлома нет!! Нельзя сказать, исторически не было, что 1000 лет "гладили по голове" но потом "начали жечь". Ничего подобного! Никакого перелома, реформации, бури: тихое веяние. Веет, веет, гладит волосы, сладко, съедобно, веет, опять веет, горечь, опять сладко, еще слаще, веет, веет, чей-то раздался стон, но все замерло, веет, веет, выпали гвоздики, выпали иголочки, кого-то укололи, смертельно, веет, веет, хорошо ли, дурно ли, все мешается, все непонятно уже, веет, веет. Инквизиция вошла в Церковь "дифференциалами"... Никто не заметил ее! Когда те 5-6 кардиналов, которые постановили "сжечь" и действительно "сожгли" кого-то - то никому решительно не пришло на ум спросить, не "впали ли они в ересь?", "не отделиться ли нам от них?"» .

Это не совсем так: и замечали, и протестовали, и отделялись…

В частности, после первой казни еретика "вызванный этим повсюду ужас показывает, что все отнеслись к казни как к отвратительному новшеству. Приписанные Присциллиану гностические и манихейские умозрения вызвали то исключительное отвращение, которое Церковь всегда питала к ересям этого рода. Но, когда он, осужденный тираном Максимом в Трире, был подвергнут пытке и предан казни с шестью своими учениками, а остальные были сосланы на острова в сторону Бретани, то по всей Европе раздался громкий крик негодования. Из двух епископов, преследовавших Присциллиана, один был прогнан со своей кафедры, а другой сам удалился на покой. Св. Мартин Турский, сделавший все возможное, чтобы помешать этому жестокому решению, отказался иметь общение не только с этими епископами, но и с теми, кто находился с ними в сношениях.... Св. Мартин не мог предвидеть, что со временем, в деле Лютера, папа выставит казнь Присциллиана как пример, достойный подражания; тот же папа, несмотря на то, что св. Амвросий отлучил от церкви Максима, не задумался поставить его среди «досточтимых и благочестивых императоров»» (впрочем из опубликованных в 19 веке книг Присциллиана видно, что он и сам полагает, что его оппоненты за свои взгляды достойны смерти).

И сам св. Мартин Турский впоследствии не однажды оплакивал то, что чрез это вынужденное обстоятельствами соединение с итацианами (епископ Итаций настоял на смертной казни Прискиллиана) он утратил много духовных сил и уже не так легко и скоро врачевал бесноватых.
Тверже был св. Амвросий Медиоланский: он отказался от церковного общения с епископами – виновниками смертной казни еретиков... Протест Мартина и Амвросия нашел себе поддержку в лице римского епископа Сириция. Собор в Турине лишил Итация епископского сана (Прокошев П. Прискиллиан и прискиллианисты (Церковно-исторический очерк) // Православный собеседник 1900, октябрь, приложение, с. 25-26).

«Непозволительно христианам ниспровергать заблуждения принуждением и насилием. Потому ни один царь из принявших учение Христа не издавал указов против язычников» (Иоанн Златоуст. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана и к язычникам, 3).
«Человека нельзя ни силою влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением опять приводить к истине, от которой он раньше отпал» (Шесть слов о священстве. Слово 2).
«И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной» (На Матфея 46,1).
«Благочестивый царь ни один никогда не решался наказывать и мучить кого-либо из неверующих, понуждая его отстать от заблуждения» (Похвала святой великомученице Дросиде и о памятовании смерти).
«Сегодня мы вступаем в ратоборство с еретиками, но наша война не из живых делает мертвыми, а из мертвых – живыми. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, а ересь, не человека, но заблуждение ненавижу. Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый» (Беседа о священномученике Фоке и против еретиков, 2).
Златоуст как бы от имени Христа говорит об апостолах – «Я мог сделать вас страшнее львов…» (На Матфея 33,2), но оставил в человеческой немощи, чтобы дать место и апостольскому человеческому подвигу, «обрекая их на злострадания, а злодействовать попуская другим» (На Матфея 33,2).
«Вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков. Итак, устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать. Если же будем волками – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря: Он пасет не волков, а овец» (На Матфея 33,1).
<
Но было и другое: св. Кирилл Александрийский:
„Когда оскорблен Бог в Его почитании, тогда быть милосердым не безопасно; и даже весьма вредно - не вовремя разнеживаться в слабодушном, взаимном благо¬расположении. Пусть тогда исчезнет закон сочувствия и удалится сила естественной любви и все, что относится к человеколюбию, чтобы, так сказать, посредством благочестивой же¬стокости воздано было почитание Богу. Не благочестивым ли назовешь ты делом, чтобы немилосердно наказывались совершающие неизвинительное отступничество, как оскорбляющие высшую над всем славу" (св. Кирилл Александрийский. О поклонении и служении в духе и истине // Творения. М., 1880, ч.1. с. 304).

Андрей Кураев - протодиакон Русской Православной Церкви, миссионер, писатель, профессор богословия, философ. Известен своими неоднозначными высказываниями по религиозным, нравственным, политическим вопросам. Имеет преданных почитателей и ярых противников. Одно не вызывает сомнений - этот бунтарь мало кого оставляет равнодушным.

Детство Андрея

В детском возрасте Андрей жил в Праге с родителями, которых отправили в Чехословакию по работе. В остальном детство мальчика было таким же, как у многих советских детей.

Происхождение и рождение

Родился будущий клирик 15 февраля 1963 года в Москве. Отец, Вячеслав Иванович, был философом, занимал должность Ученого секретаря секции общественных наук президиума Академии наук СССР. Мать, Вера Трофимовна, работала преподавателем в Институте философии.


Семья

Семья Кураевых была неверующей - в те времена это считалось нормой. Родители разговоров о душе и вере с мальчиком не вели. Но очарованными коммунистической идеологией они тоже не были: слушали Высоцкого, Галича, читали Александра Солженицына. Родители мечтали о карьере сына, не предполагая, какое призвание тот выберет.

Учеба в школе

Андрей рос обычным ребенком, хорошо учился. Интереса к православию у него не возникало. Будучи старшеклассником, он создал несколько выпусков стенгазеты «Атеист». Увлекался философией, часто подслушивал разговоры, рассуждения отца и приходивших в дом его друзей.

Юношеские годы и молодость

Юность Андрея стала переломным периодом в его жизни: произошла переоценка ценностей. Годы молодости - время духовного искания, обретения веры и своего призвания.

Студенческие времена

Вопросов, на какой факультет поступать после школы, у молодого человека не возникало - философский. Затруднения появились при выборе кафедры. Больше привлекали логика и зарубежная философия, где знали отца юноши. Андрей не хотел учиться под папиным покровительством. Он поступает на кафедру истории и теории научного атеизма Московского государственного университета (МГУ).

Юноша, будучи студентом МГУ, отвечал за атеистическую работу: так хотел проявить самостоятельность. Единственным мероприятием, которое он организовал, было выступление рок-группы «Воскресение» для подшефного училища.

Духовное образование

Переломным моментом для Кураева стали похороны Владимира Высоцкого (1980). Когда юноша с отцом прощались с легендарной личностью, многие однокурсники стояли в оцеплении. На руках виднелись красные повязки. Их как будто разделял барьер. Тогда будущему бунтарю захотелось выйти за красные флажки.

Андрея раздражала советская идеология. Неприязнь к власти стала первым шагом к вере.

На 3 курсе МГУ после прочтения книги Федора Достоевского «Братья Карамазовы» к юноше приходит вера в Христа как Спасителя. Через год Андрей крестился.

Родители узнали об этом случайно: сын, собираясь на церковную службу, не спрятал молитвослов и иконы. Мать и отец переживали, уговаривали одуматься. Родителей беспокоило его будущее, карьера. Через несколько дней они приняли поступок сына, не стали запрещать посещение церкви.

Окончив МГУ, юноша поступает в Московскую духовную семинарию (1984). Это стоило его отцу карьеры. Будучи семинаристом молодой человек пишет первые статьи. Тогда же начинает проповедовать среди студентов. Его активная деятельность настораживает партийных начальников.

После окончания семинарии (1988) будущего миссионера отправляют учиться в Бухарестский богословский институт. Через два года он возвращается обратно уже диаконом - помощником священника. Исполнив свою мечту, отец Андрей оканчивает (1992) Московскую духовную академию (МДА).

В этом видео показано одно из первых выступлений будущего священнослужителя: эфир января 1990 года на кабельном телевидении в московском районе Сабурово.

Личная жизнь

Личная жизнь Андрея Вячеславовича посвящена церковной, миссионерской и писательской деятельности. Некоторых интересует в его биографии семейное положение. Семьи и детей у Кураева нет. Клирик живет один в квартире небольшого размера на западе Москвы. Компанию вечерами ему составляют книги - публицист много читает. Часто передвигается по городу на мотороллере.


Зрелый возраст

После учебы Кураев был на распутье - стать священником или остаться диаконом. Он выбирает второе, несмотря на назначенный день священнической хиротонии. Это решение дает клирику больше свободы для миссионерской, писательской деятельности и определяет его дальнейшую жизнь.

Протодиакон рассказывает об одной из причин нежелания принять сан священника.

Работа в РПЦ

После возвращения из Бухареста диакона назначают референтом Патриарха Алексия II по просьбе последнего. Секретарем он проработал 3 года. По признанию богослова Патриарх относился к нему благосклонно.

Позже протодиакон занимал следующие должности:

  • до 1996 года работал деканом философско-богословского факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова;
  • до 2014 года был профессором Православного Свято-Тихвинского богословского института;
  • с 2004 года местом работы становится Московская духовная академия.

Патриарх Кирилл рукоположил миссионера в сан протодиакона - главного диакона епархии при кафедральном соборе (2009 год).


Миссионерская деятельность

Отец Андрей широко известен как проповедник православия.

Основные занятия протодиакона в миссионерской деятельности:

  1. Ведет блог.
  2. Читает лекции.
  3. Ездит по стране, проповедуя основы православной веры старшеклассникам, молодежи, военнослужащим, людям среднего и старшего возраста.
  4. Часто выступает на радио, телевидении.
  5. Занимается своим сайтом и форумом.
  6. Пишет статьи, книги.

Для поддержки работы немногочисленных православных проповедников создан Миссионерский фонд Кураева. Пожертвования необходимы для того, чтобы финансовая нагрузка за поездки в дальние регионы не ложилась на небогатые епархии.


Увольнение из академии

30 декабря 2013 года Ученый Совет постановил уволить протодиакона из Московской духовной академии. Поводом, по версии руководства МДА, послужили эпатажные высказывания богослова.

Андрей Вячеславович не присутствовал на Совете, так как был на похоронах близкого человека.

Причиной увольнения он считает свои публикации о Казанском деле. В конце декабря 2013 года инспекция, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым, посетила Казань. Поводом послужили жалобы семинаристов на многолетнее сексуальное домогательство руководства учебного заведения. Местный митрополит не реагировал на ужасную ситуацию.

Московская комиссия подтвердила правоту учащихся Казанской духовной семинарии. Обвиняемого проректора уволили. Дело не рассматривали ни полиция, ни церковный суд. Бывший проректор потом нашел себе место в Тверской епархии.

Об этом Кураев сообщил на своей странице после публикаций местной прессы о скандале. Андрей Вячеславович не опротестовал решения об исключении из МДА, хотя произошло нарушение протокола. Сторонникам богослова не дали защитить профессора. Вопреки слухам, протодиакон не запрещен в служении.


Скандальные высказывания

Выступления и публикации клирика нередко вызывают много споров.

Высказывания протодиакона, получившие в обществе неоднозначную оценку:

  1. В статье «Можно ли не праздновать 8 марта?», вышедшей в екатеринбургской «Православной газете», проводит ассоциации 23 февраля и 8 марта с еврейским праздником «Пурим» (1999).
  2. Публикацией, написанной для газеты «Известия», начинает цепь высказываний о том, что ислам несет ответственность за рост терроризма (2004).
  3. Интерпретирует слова Иерусалимского Патриарха Феофила III как о сомнении последнего в божественном происхождении Благодатного огня (2008).
  4. Призывает верующих россиян игнорировать концерты певицы Мадонны из-за сценического псевдонима, выступления на зеркальном кресте и защиты гомосексуалистов. Просит МИД лишить ее въездной визы.
  5. Ратует за отлучение от Церкви певца Филиппа Киркорова после рождения и крещения детей, рожденных от суррогатной матери (2012).
  6. Становится на защиту участниц группы «Pussy Riot», предлагая вместо наказания угостить блинами и пригласить на Чин Прощения (2012).
  7. Перечисляет негативные последствия для России после присоединения Крыма (29 марта 2014).
  8. Самыми скандальными становятся слова о «голубом лобби» в РПЦ (2013 - 2014). Кураев сообщает о том, что часть епископата является гомосексуалистами: во времена существования Советского Союза их продвигал КГБ.


Участие в фильме

Валерий Отставных в 2009 году снял тридцатиминутный фильм «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева». Показаны переезды клирика, общение с людьми после лекций. Основой для создания фильма стало интервью, записанное в форме монолога.

В 2016 году режиссер Виктор Тихомиров снял фильм «Андрей Кураев. Прямая речь», где приняли участие музыканты Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук. Зрители увидят фрагменты выступлений и повседневной жизни отца Андрея.

В этом ролике представлен трейлер к фильму Виктора Тихомирова.

Современная деятельность

Учитывая то, какой неординарной личностью является отец Андрей, многим интересно, где сейчас служит протодиакон. Миссионер по-прежнему проводит лекции, продолжает вести блог. Служит в храме Архангела Михаила, расположенном в московском районе Тропарево, недалеко от станции метро «Юго — Западная».

Писательская деятельность

Протодиакон в полной мере реализовал себя как писатель, публицист. Он пишет, как научные книги и статьи, так и произведения для широкого круга читателей.

Книги

Одна из нашумевших книг - «Как делают антисемитом», где богослов размышляет об отношении евреев к русским, затрагивает тему еврейской публицистики. «Все ли равно как верить» - произведение содержит критику дарвинизма. Интересна книга «Диспут с атеистом», принимая во внимание детство и частично юность автора.


Статьи и публикации

Научные статьи диакона размещены на страницах Философско-энциклопедического словаря, а также в изданиях «Вопросы философии», «Наука» и других.

Много публикаций напечатал журнал «Альфа и Омега». Названия некоторых из них: «Заповеди Эдема», «Таинство искупления».

Часто статьи философа содержат «острые» темы:

  • «Как бороться с терроризмом без спецназа» (газета «Известия», 2002);
  • «Украинское деление - кому это нужно» («Российская газета», 2006);
  • «Абхазский узел церковной политики» (журнал «Профиль», 2008).


Беседы и интервью

Миссионер дает интервью православным, светским изданиям.

  • «Заложники клипового мышления» (2004);
  • «Как правильно отмечать Пасху» (2005);
  • «Соблазненные концом света» (2007).

Поучительна беседа с богословом «О чудесах мнимых и истинных». В ней клирик поделился тем, что главное чудо в его жизни случилось в день крещения. Также он предупреждает о негативных последствиях для человека, занимающегося экстрасенсорикой и магией (издание «Как жить»).

В беседе с молодежью о Великом посте на радио «Град Петров» поднимались вопросы о том, как поститься школьникам, студентам, учась в образовательных учреждениях. Протодиакон рассказывал, как подготовиться и правильно проводить это важное для христианина время.

Из последних интервью интересен разговор Кураева с журналистом «Радио Свобода» (2018). Богослов затрагивает темы обретения им веры, работы в РПЦ, увольнения из МДА.

Видео

Протодиакон в своей проповеди рассуждает о греховности и бессмысленности некоторых способов зарабатывания денег.

Российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов. Автор официального учебника по основам Православной культуры. Деятельность и комментарии Кураева в общественном пространстве регулярно вызывают полярные мнения - от благодарностей за миссионерство до обвинений в разжигании межэтнической и межрелигиозной розни.

Биография

Будущий богослов Андрей родился в семье ярых атеистов в Москве. Отец, Вячеслав, был секретарем крупного партийного руководителя, мама преподавала в Академии наук диалектический материализм.

Андрея также воспитывали в духе атеизма, он с детских лет был уверен, что Бога не существует. Во время учебы в школе выпускал газеты, в которых приводил доказательства своих убеждений. Вообще это было нормой, в советские годы практически все были убежденными атеистами. Верующие люди буквально преследовались, а молодежь испытывала трудности при поступлении на учебу и при трудоустройстве.

В 1979-м Андрей стал одним из студентов высшего учебного заведения Москвы, изучал научный атеизм. Проучившись несколько лет, в 1982 году принял решение креститься в храме Рождества Предтечи Иоанна. Что стало причиной такого поворота в убеждениях – неизвестно. Но родители, мягко говоря, были не в восторге от выбора сына. Однажды вернувшись с работы, взрослые застали сына с Евангелием в руках. Все надежды на перспективное будущее сына и карьера отца могли обрушиться в один момент. Уговоры были тщетны, в результате папу не отпустили в командировку во Францию, уволили с работы. Но отношения между родителями и верующим сыном не испортились. Андрей Вячеславович доподлинно изучил историю религии, ознакомился с работами великих философов. Для поступления в семинарию необходимо было разрешение определенных органов. Для этого Андрей в 1984 году получил диплом, в 1985-м устроился на должность секретаря Духовной академии и попутно поступил в семинарию. Буквально через год здание семинарии сгорело при крупном пожаре, и Кураеву пришлось искать другое место работы. Он подрабатывал на стройке и ждал, пока восстановят здание и будет формироваться штат сотрудников, к которым по приглашению ректора примкнул и наш герой. В 1988-м была окончена Московская духовная семинария, начались публикации священника в журнале «Выбор».

В августе этого же года в журнале «Вопросы философии» стали появляться статьи молодого философа, и его пригласили на первый открытый диспут в Коломенский пединститут, где начинающий духовник одержал победу над убежденными атеистами. А победитель отправился в Румынию для учебы в православной церкви. Два года он проучился в Бухарестском университете на факультете православия. В 1990 году, в день Петра и Февронии получил сан диакона от патриарха Феоктиста. В 1990 году Андрей Кураев вернулся в Россию и три года работал первым помощником Алексия. Духовник до сих пор вспоминает великого патриарха как мудрого и милосердного человека. Для Кураева эти годы стали весьма полезными, он многому научился от своего учителя, обрел опыт и познания.

Начиная с 1991 года преподает Слово Божье на факультете журналистики. При этом священник продолжал развивать свое духовное образование и окончил МДА, а в 1993 году стал деканом факультета богословия. В 1994-м защитил еще один диссертационный проект, но уже в Институте философии, и получил статус кандидата наук. Его работа «Традиция. Догмат. Обряды» была отмечена бурными аплодисментами.

В 1996 году патриарх Алексий назначил Андрея Кураева профессором в секторе богословия. Ему было всего 35 лет, и в истории духовенства это первый случай, когда такой статус дается в столь молодом возрасте. Много времени уделял Андрей выпуску религиозной литературы и в соавторстве с Султановым, Чернышовым, Глазычевым, Кургиняном, Махначом выпустил цикл статей «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания», в которых для общественности весьма доступным языком представлялась концепция веры.

Более 10 лет, с 1993 по 2013 год, работал в родной духовной семинарии. Попутно заведовал кафедрой богословия в Свято-Тихвине. Андрей Кураев неоднократно пользовался доверием Синода, состоял в редколлегии при выпуске сборника богословских трудов, в Синодальной комиссии и церковном совете по защите от алкогольной зависимости. До 2007 года служил на Пресне в храме Рождества, затем был переведен в Тропаревский в храм Архангела Михаила. Патриарх Всея Руси Кирилл в 2009-м возвел Кураева в сан протодиакона, за активное миссионерство возложен двойным орарем и камилавкой. Духовника можно часто увидеть на экранах в различных ток-шоу, в поездках по странам. Своим главным предназначением Кураев считает воспитание в молодежи веры, милосердия и любви к ближнему.

Широкая общественная популярность миссионера сыграла с ним злую шутку. В 2013 году Кураев был отчислен из преподавательского состава и исключен из числа профессоров Академии за эпатажную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере. Кураев был возмущен увольнением и связал его со своими записями в «Живом Журнале» оскандалах в духовных семинариях и с несогласием с уголовным преследованием и тюремным заключением участниц группы Pussy Riot.

В 2016 году был включен в список лиц, которым запрещен въезд в Латвию. А в мае 2017 года на Кураева была наложена епитимья (церковное наказание для мирян) в виде сорокоуста (ежедневные молитвы на протяжении 40 дней), который он совершал в Новоспасском монастыре.

Личная жизнь

Как-то Кураева спросили, что для него значит жизнь. Он ответил: «Моя жизнь – это две даты, между которыми поставлен знак «тире». Также он считает существование на земле командировкой для покойника. А что касается личной жизни, то она вся посвящена Божьему слову и миссионерству. География путешествий Андрея весьма широкая. С проповедями он посещал Казахстан, Белоруссию, европейские страны, Азию. Его слушателями являются ученики школ, студенты вузов, солдаты в армии, заключенные в тюрьмах.

Для Кураева все люди уважаемы, и каждому из них он готов донести истинную веру и рассказать об интересных фактах, подтверждающих существование Бога. Среди его друзей можно встретить рок-музыкантов, политиков, писателей. Андрей с удовольствием слушает Высоцкого, Макаревича, Галича, цитирует Булгакова, Шекспира, Пастернака. Духовник считает, что для общения с людьми необходимо знать современную литературу, музыку, быть в курсе политической жизни любого государства. Свою деятельность определяет как работу в «пограничной зоне», он не служитель Церкви и в то же время находится на пути к вере.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: