Епископ шуйский и тейковский никон фомин. Интервью митрополита Астраханского и Камызякского Никона журналу «Губерния инфо

1 июля Шуйская епархия праздновала вторую годовщину епископской хиротонии правящего архиерея - епископа Шуйского и Тейковского Никона. В этот день состоялось праздничное архиерейское богослужение в Никольском кафедральном соборе города Тейково.

У собора Владыку встречали Глава городского округа Тейково А.Ю. Гмызов и другие официальные лица. Затем епископ Шуйский и Тейковский Никон и епископ Кинешемский и Палехский Иларион возглавили Божественную литургию.

По окончании литургии состоялся крестный ход на центральную площадь города, где состоялась торжественная передача иконы Божией Матери, именуемой «Боголюбской», из местного музея в Никольский собор. Директор музея Игорь Черёмушкин отметил: «Вспоминая чудо избавления жителей села Тейково от морового поветрия, в далеком 1831 году, мы радуемся исцелению иконы и возвращению ее в Никольский собор. Перед этим образом издавна возносились молитвы о тех, кто по человеческим меркам считался потерянным и безнадежным – притом как в физическом, так и в духовном смысле. Прошло семь лет с того момента, когда в музей истории города Тейково пришла Благая весть об иконе, стоящей одиноко в дряхлом сарайчике и прячущейся за поленницей березовых дров от безбожников. Нами увиденная икона находилась в состоянии плачевном, но окруженная заботой и молитвой, передаваемыми на расстоянии, благочестивыми насельниками, братией и сестрами из Николо-Шартомского и Боголюбского монастырей, ожила и обрела новую силу.»

Владыка Никон поблагодарил директора музея Игоря Черёмушкина и всех, кто принял участие в реставрации иконы, за понесенные труды. Владыка подчеркнул, что возвращение иконы в собор – это великое духовное событие, что основное предназначение иконы состоит в том, чтобы перед ней возносились молитвы.

Затем состоялся молебен перед иконой Божией Матери. По окончании богослужения владыка Иларион, протоиерей Василий Добычин от имени духовенства Шуйской епархии, игумения Ольга с сестрами Дуниловского монастыря поздравили владыку Никона со второй годовщиной архиерейской хиротонии. Владыку также поздравили представители городской администрации, отдела культуры, зам. командира Тейковской ракетной дивизии по работе с личный составом гвардии полковник Быканов И.Н.

Преосвященнейшим Владыкам сослужили: благочинный Тейковского благочиния митрофорный протоиерей Павел Пономарев, секретарь Шуйского епархиального управления протоиерей Василий Добычин, наместник Николо-Шартомского монастыря игумен Филипп (Понамарчук) с братией обители в священном сане, игумен Казанского мужского монастыря игумен Алипий (Мёдов), духовенство Тейковского благочиния. За богослужением пел сестринский хор Дуниловского монастыря.


Дата рождения:
7 января 1963 г.
Дата хиротонии:
1 июля 2012 г.
Дата пострига:
20 октября 1985 г.
День тезоименитства:
30 ноября
Страна: Россия

Биография:
Родился 7 января 1963 г. в д. Морд-канадей Николаевского р-на Ульяновской обл.

В 1967-1979 г. проживал в пос. Майоровск Сызранского р-на Куйбышевской обл., где окончил среднюю школу. Затем обучался в сельскохозяйственном техникуме г. Бедно-Демьяновск Пензенской обл. В 1982-1984 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

11 сентября 1985 г. епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона.

20 октября 1985 г. тем же Преосвященным пострижен в монашество с именем Никон в честь преподобного Никона Радонежского.

В 1985-1990 гг. служил в качестве диакона в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Осенью 1990 г. назначен экономом возрождающегося Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Ивановской обл.

Указом епископа Амвросия от 1 февраля 1991 г. назначен наместником Николо-Шартомского монастыря. Ко дню Святой Пасхи 1991 г. награжден золотым наперсным крестом.

В 1992 г. возведен в сан архимандрита.

В 1998 г. окончил Самарскую духовную семинарию. В 1999 г. окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «Религиоведение», затем был избран доцентом кафедры религиоведения данного вуза.

Был куратором Иваново-Вознесенской епархии в программе «Культура России (2006-2012 годы)».

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 50) избран епископом Шуйским и Тейковским.

Наречение во епископа состоялось 15 июня 2012 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 1 июля за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 49) назначен Преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии.

18 июля 2016 г. за Божественной литургией в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Образование:

1998 г. - Самарская духовная семинария.

1999 г. - Шуйский государственный педагогический университет.

Место работы:
Астраханская митрополия
(Глава митрополии)

Епархия:
Астраханская епархия
(Правящий архиерей)

Награды:
Церковные:

  • 2010 г. - орден св. равноап. кн. Владимира III ст.

2006 г., очерк для "Кестон-инститьют"

Шуйское княжение архимандрита Никона (Фомина)

Монастыри - это передовые отряды
духовного возрождения России.
игумен Иоанн (Руденко),
настоятель подворья Николо-Шартомского
монастыря в Иваново .

Епархии РПЦ, равно как и локальные церковные структуры- монастыри, благочиния, крупные общины по всей стране стремятся серьезно влиять на социальные отношения и общественное мнение. Как правило, реальный результат этих устремлений в лучшем случае скромен, а то и вообще мало заметен. Даже многочисленные и богатые монастыри или приходы, как правило, отчуждены от окружающего общества, их жизнь протекает, как бы, в ином измерении. Уникальный успешный опыт врастания в окружающую социальную ткань, деятельного участия в социальной, культурно-образовательной и даже хозяйственной жизни накоплен в Шуйском районе Ивановской области. В этом опыте сконцентрировано проявили себя положительные и отрицательные стороны отношения современного духовенства к окружающему обществу.

"Шуйский феномен" обязан своим существованием наместнику Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье архимандриту Никону (Фомину).

Никон, тесно связанный с Троице-Сергиевой лаврой и в первую очередь с популярным старцем архимандритом Наумом (Байбородиным), начал свою деятельность в Шуйском районе в 1989 г.

К 2006 г. полностью возрожден руинированный Николо-Шартомский монастырь. Он насчитывает 150 монахов (из них 50 священников). Архимандрит Наум обеспечивает постоянный приток монахов и светских работников. Монастырь отличается строгими требованиями к насельникам и трудовой дисциплиной, в устав специально вставлено правило, согласно которому все насельники и трудники монастыря должны отказаться от употребления алкоголя. Никон (Фомин) – популярный в епархии духовник, его считают более терпимым и мягким, нежели имеющего всероссийскую известность духовника Свято-Введенского женского монастыря в Иваново архимандрита Амвросия (Юрасова).

Уникальность монастыря и его значение определяются, однако, не аскетическими и молитвенными подвигами насельников, а необыкновенно активной социальной, образовательной и хозяйственной деятельностью.

Монастырю принадлежат большие земельные угодья, ферма, пекарня и современная сельскохозяйственная техника, что позволяет ему полностью обеспечивать себя, многочисленные подворья и социальные проекты продуктами питания. По оценке главы Шуйского района Анатолия Бахвалова хозяйство Никона эквивалентно хорошему колхозу.

Монастырь осуществляет заметную в масштабах района гуманитарнную деятельность. Он обеспечивает предметами первой необходимости неимущих, регулярное питание нуждающимся. Но наиболее амбициозные проекты связаны с детьми. При монастыре организован приют для детей и своя общеобразовательная православная школа-интернат.

С Николо-Шартомским монастырем тесно связан и создан при поддержке архимандрита Никона Успенский женский монастырь в селе Дунилово (того же Шуйского района), возглавляемый настоятельницей игуменией Ольгой (Соколовой). При монастыре создана гимназия-интернат на 35 девочек, монахини (в большинстве, имеющие высшее образование) налаживают постоянную социальную и воспитательную работу в Дунилове и соседних селах.

Состояние дел в гимназии- интернате стало предметом полемики на страницах религиоведческой литературы. Николай Митрохин цитирует "бывшую насельницу монастыря": "При общине жили дети разных возрастов, которые работали наравне со взрослыми…, разрывалось сердце при виде полуголодных детишек, вшивых, полубольных, живущих в полуподвальных комнатушках, похожих на чеченскик зинданы… они таскали бревна, мешки, уголь. Кормили их в лучшем случае горсткой каши на воде, а в худшем - скисшими огурцами, которые жалко было выбрасывать на помойку. Молока малолетние рабы не видели" (Н. Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М, 2004, с.299). Священник Алексий Федотов полностью опровергает Митрохина: "я лично бывал в Свято-Успенском женском монастыре и могу засвидетельствовать, что воспитанницы живут в прекрасных условиях, многие из них поступили в Шуйский государственный педагогический университет…(Священник Алексий Федотов. Русская православная церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России. Иваново, 2005, с. 147). По нашим впечатлениям и собранным сведениям скорее прав священник Алексей, но, не исключено, что в середине 90-х гг., во время становления монастыря, утверждения Митрохина были значительно ближе к истине.

Эти успехи во многом обусловлены поддержой местных властей в Шуйском районе.

Энергичная деятельность архимандрита Никона, игуменьи Ольги и их последователей осуществлялась в одном из самых депрессивных районов одной из самых депрессивных областей РФ. Местные власти, да и само население уцепились за монашеский десант, явившийся в 90-е гг. в мир безработицы, нищеты и разрухи, как за последнюю надежду. Монашествующие действительно принесли шуйским жителям реальную помощь. В интервью нам 15. 02. 2006 г. глава администрации Шуйского района Анатолий Бахвалов заявил: "архимандрит Никон –фигура федерального значения. Сотрудничая с ним, мы поняли, что никакую социальную проблему нельзя решить без традиционного православия. Социальная роль монастыря для нас очень велика. Монастыри и приходы живут с окружающими селами и городом Шуей как единый организм. Приюты и гимназии решили проблему беспризорных детей и подняли уровень начального и среднего образования. Помощь беднейшим слоям весьма существенна. Монастыри помогают совершенствовать инфраструтуру района- дорог, освещения сел…В таких условиях сектанты у нас не прижились".

Еще более знаменательно сотрудничество епархии с Шуйским государственным педагогическим университетом (ШПГУ). Уже в середине 90-х гг. монастырь наладил с ШПГУ тесные контакты. Ныне в ШПГУ создана кафедра теологии, где могут получать образование и миряне, и духовенство. Зав. кафедрой, первый проректор университета Ирина Добродеева максимально сблизила это учебное заведение с епархией (в основном с группировкой Николо-Шартомского монастыря). В ШПГУ получают (в т. ч. заочно из других епархий) образование много священников и монашествующих, выпускники церковных средних учебных заведений области. Монахини и выпускницы православных гимназий становятся учителями сельских школ. Сам архимандрит Никон получил в ШПГУ диплом религиоведа и работает там доцентом.

Уже с конца 90-х гг. монастырю стало тесно в Шуйском районе. Теперь он распространяет свое влияние по всей области, создавая многочисленные подворья. В частности, подворья созданы в Иваново, Шуе, Палехе, Юрьевце. Подворья, в свою очередь развивают хозяйственную, социальную и образовательную деятельность. При шуйском и палехском подворьях, в частности, действуют крупные мастерские по резьбе и иконописи.

В Иваново подворье Николо-Шартомского монастыря стало центром по организации Богословского института Святого апостола Иоанна Богослова (ректор архиепископ Амвросий, первый проректор канд. физ.- мат. наук игумен Иоанн (Руденко), настоятель подворья Николо-Шартомского монастыря в Иваново, проректор по учебной работе насельник этого же подворья иеромонах Вонифатий, настоятель университетского храма Всех Святых). Ивановский государственный университет предоставил бесплатно свои помещения и помогает в преподавательском составе, в свою очередь духовенство читает спецкурсы на различных факультетах по религиозным дисциплинам.

Городская администрация Иванова встретила архимандрита Никона также радушно, как и администрация Шуи. Мэрия обеспечила строительство подворья – крупного монастырского комплекса, помогла в организации школы-интерната и способствовала присутствия монастыря в университете.

Архимандрит Никон создал фактически государство в государстве (т. е. независимую по отошению к епархии, и, в значительной степени, к областной администрации структуру).

Образовательные, хозяйственные и благотворительные институты, созданные Никоном никак не только не контролируются епархией, но даже никак с ней не сотрудничают. Ивановская семинария не имеет контактов с образовательными структурами "николо-шартомской" группировки. Никон из-за стен Николо-Шартомского монастыря железной рукой управляет своей властной вертикалью, ставшей в Ивановской области более богатой и влиятельной силой, чем сама епархия.

Успехи архимандрита Никона и его авторитаристские наклонности вызывают недовольство и ревность у многих клириков епархии. Критики обвиняют его в жестокости, нетерпимости, властолюбии, высказывают подозрения в финансовой читстоплотности и законности финансовых операций. Но никто не ставит под сомнение действительно феноменальные успехи в восстановлении храмов, организации хозяйственной деятельности, социальных и образовательных проектов.

Авторитарные наклонности Никона распространяются и на отношение к инаковерующим. Никон и его ученики крайне нетерпимо относятся к представителям других конфессий, агрессивно и непримиримо нападают в своих публичных выступлениях на протестантов и католиков. Николо-Шартомский монастырь ведет активную издательскую деятельность в основном направленную на борьбу с "сектами". Баптистская община Шуи под давлением Никона не может добиться регистрации.

К началу 2006 г. постоянные слухи о скором уходе на покой управляющего Ивановской епархией архиепископа Амвросия (Щурова) и ухудшение его здоровья усилили подковерную борьбу между различными церковными группировками. Баланс сил между кланами был нарушен. В начале 2006 г. архиепископ дал согласие на формирование Епархиального совета, в котором доминирующее влияние приобрели сторонники архимандрита Никона. В феврале 2006 г. Епархиальный совет принял ряд решений, ослабивших влияние некоторых видных священнослужителей. Архимандрит Амвросий (Юрасов) был снят с должности настоятеля Введенского монастыря, настоятельницей была назначена монахиня Мария (Перепеча). Формально это решение было канонически верно - мужчина не должен быть настоятелем женского монастыря. Но в условиях ожидаемого ухода на покой архиепископа и предстоящей перетряски кадров, это решение было однозначно воспринято как удар по архимандриту Амвросию (Юрасову). Серьезный удар был нанесен по Успенско-Казанскому монастырю в Кузнецово, известному на всю страну центру "младостарчества" (Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М "Даниловский благовестник", 2003). Хотя игумен Викторин остался наместником, несколько монахов (в т. ч. самый популярный из них- старец и провидец схимонах Григорий) были изгнаны из монастыря. Духовники, старцы, провидцы и ведуны были выброшены на улицу без жилья и средств к существованию. Поселившиеся вокруг монастыря духовные чада, взыскавшие сказочного мира фольклорно- православных легенд и прозрений лишились смысла своего пребывания в Ивановской области. Но наибольшему погрому подвергся главный новатор епархии игумен Евмений (Перистый). Он был отстранен от руководства монастырем, а исполняющим обязанности наместника был назначен женатый священник Дмитрий Иванов. Все проекты игумена Евмения были осуждены и закрыты. Наркоманы из реабилитационного центра разъехались по домам. Братия разбежалась. На Епархиальном совете Евмений был обвинен в протестантизме, оккультизме, колдовстве и еретичестве. Создана комиссия по расследованию его деятельности.

Архиепископ Амвросий не стал опротестовывать принятых решений. После этих событий в епархии утвердилось мнение, что вопрос об уходе на покой архиепископа Амвросия решен, что следующим главой епархии станет Никон (Фомин). Принятые решения были расценены как начало "нового курса" будущего главы епархии, предусматривающего решительное искоренение любых отклонений от генеральной линии, удаление всего, что выделяется из общей массы и решительное выстраивание "вертикали власти", утвердившейся в большинстве епархий РПЦ. Архимандрит Никон повторяет в современной постсоветской области путь, проделанный некогда его тезкой – патриархом Никоном (Миновым) в масштабах всей России. Но даже в XVII веке никоновщина потерпела неудачу. Возможен ли ее успех в наши дни?

30 ноября 2017 года в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отметили день преставления преподобного Никона Радонежского, второго игумена Троицкой обители, келейника и восприемника преподобного Сергия.

Накануне в Успенском соборе состоялось всенощное бдение, которое возглавил благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов).

В сам день праздника в обители были отслужены четыре Божественных литургии. Раннюю Литургию в Никоновском приделе Троицкого собора, где почивают святые мощи преподобного Никона, возглавил митрополит Астраханский и Камызякский Никон, празднующий сегодня день тезоименитства.

Главе Астраханской митрополии сослужили: наместник Троице-Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин); монастырская братия в священном сане: руководитель Патриаршего издательско-полиграфического центра Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), эконом Троице-Сергиевой Лавры игумен Евтихий (Гурин), келарь обители иеромонах Архипп (Шаханов) и др.

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаркин.

За богослужением молился в алтаре епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.

Церковные песнопения Знаменным распевом исполнил братский хор Лавры под управлением благочинного обители Преподобного Сергия архимандрита Павла (Кривоногова).

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

"Блаженни нищие духом". Как трудно вместить эти слова из Нагорной проповеди Христа Спасителя. Да и преподобный Серафим Саровский говорит, что смысл всей жизни человеческой – стяжание Благодати Духа Святого. Но вместе с тем важны слова Спасителя, что блаженны не богатые духом, а "блаженны нищие духом".

Для того, чтобы прикоснуться ближе к этой мысли, наверное, нужно вспомнить моление апостола Павла, который говорил о своих переживаниях, о своей молитве ко Господу, трикратно молил Господа, дабы Господь усмирил пакостника плоти – ангела сатанина (см. 2 Кор. 12, 7), но Господь ему на это сказал: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12, 9).

Бог творит из ничего, и до тех пор, пока мы из себя что-то представляем, Он не начинает Своего творчества в нас. И только осознавая немощную природу и вместе с тем осознавая величие Бога и силы Божией, мы преклоняемся пред Господом и просим, дабы Господь укрепил и исцелил нас. И такой человек сознает свои немощи, не возносится в своих помыслах, а смиряется, ибо смиренным Господь дает благодать, а гордым противится.

Сегодня мы совершаем память преподобного и богоносного отца нашего Никона, Радонежского чудотворца. Есть такие святые, которые сознательно уходят в тень, чтобы их не видели, потому что смирение их было велико как при жизни земной, так и при той, Небесной; они всегда рады, но они никогда не показывают нам себя.

Преподобный Никон жил благословением преподобного Сергия, и, когда был Сергий, он был в послушании "добрый рачитель", т.е. он исполнял все те благословения, которые исходили от преподобного Сергия. Когда преподобный Сергий преставился (какое интересное слово – "преставился"! Когда человек приходит, он представляется вначале. Так и преподобный Сергий: он "представился" Царю Небесному, пройдя земное поприще), то Никон никогда не стал вместо него: он мог бы быть вторым, таким же, как и Сергий, но смиренно укрылся в тени преподобного Сергия. Он построил дивный храм – Троицкий собор, где были положены мощи преподобного Сергия и преподобного Никона. И все усилия преподобного Никона были направлены к тому, чтобы показать всем, что у Сергия спасение – на Сергия смотрите, ему поклоняйтесь и кланяйтесь. И в этом великая сила, красота преподобного Никона, в этом проявление его глубочайшего смирения, в этом свидетельство его нищеты духовной, а значит, богатства Божиих благ, которыми одарил его Господь. И открывая нам величие преподобного Сергия, преподобный Никон проявляет свое величие в смирении и кротости.

Мы благодарим Бога за то, что Он дал нам такого дивного угодника преподобного и богоносного отца нашего Никона, Радонежского чудотворца.

И да поможет нам Господь осознать свою нищету духовную, но не отчаиваться в этом, а возблагодарить Бога за то, что Он позволил увидеть нам эту нищету и поверить в то, что Господь восполнил нашу немощь, восполнил нашу нищету. Лишь бы в нас было смирение и понимание того, что не наша сила, а сила Божия действует в нас, и от нас должны быть только благодарность Богу. И чем больше мы будем сознавать свою нищету духовную, чем больше будем осознавать, что сила, которая в нас, это Божия сила, тем легче нам будет на земле, тем сильнее мы будем и тем больше мы сможем преуспеть в духовных подвигах, и за всё, что бы у нас ни совершалось доброго, мы будем всегда благодарить Бога, а за то злое, что в каждом из нас есть, за немощи будем смиренно пред Богом каяться и верить, что господь – врач душ и телес и Он исцелит все те наши немощи, которые в нас есть, лишь бы только мы были смиренны, кротки, молчаливы, ничего себе не приписывали, кроме наших грехов, за всё благодарили Бога и всегда благословляли Его. Аминь».

Множество прихожан и гостей монастыря причастилось за ранней Литургией Святых Христовых Таин.

Ваше Святейшество и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые отцы и пастыри Церкви Христовой!
Всеблагий Господь Своим неисповедимым промыслом ныне призывает меня к многотрудному архипастырскому служению. Ваше веление быть мне епископом и принятие возлагаемого на меня бремени приводят душу в трепетное волнение, и страшусь я своего недостоинства. Если великие святые Божии страшились высоты и ответственности епископского служения, то что можно помыслить мне, не имеющему и тени их духовных дарований? Но Слово Божие, говорящее «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), вселяет в меня надежду, что благодать Христова направит меня на сем пути и восполнит мое несовершенство.


Я крещен во младенчестве в Казанском храме города Кузнецка Пензенской области. Вырос в благочестивой многодетной семье, нас было пятеро. Моя мама очень рано овдовела и воспитывала детей одна. Мама глубоко верующая женщина, ныне — монахиня Серафима. Несмотря на многие трудности, она воспитала нас в страхе Божием и любви к Церкви. Пример матери всегда укреплял нас в вере, я многим обязан ей.
Свое церковное служение я начал в Ивановской епархии, где был рукоположен во диакона и более пяти лет служил в кафедральном Преображенском соборе. В этот период мне довелось видеть достойнейшие образцы пастырского служения — это митрофорный протоиерей Николай Винокуров, протоиерей Иоанн Радцевич.
Глубокое впечатление осталось в моей душе от общения с богомудрым архиереем — архиепископом Амвросием (Щуровым), мудрым отеческим советам которого я следовал все годы своего служения и всегда храню к нему сыновнюю благодарность. Владыка Амвросий всей душой был проникнут попечением о вверенной ему пастве, жил в самых скромных даже по тем временам условиях; он дал мне истинный образ пастыря доброго. Владыка вручил мне крест наместничества в возрождающемся Николо-Шартомском монастыре Шуйского района.
В 1990 году я прибыл на место древней святыни и увидел практически одни развалины. Под водительством Божиим по молитвам святителя Николая нам с первыми братиями пришлось стать строителями храмов, созидателями монашеской жизни, устроителями душ человеческих. В первые годы восстановления Никольской обители многое казалось чудом — приход насельников, поддержка со стороны местных властей, помощь многих благочестивых мирян. В это время я на опыте убедился, что ничто не совершается без воли и помощи Божией. Господь направлял нас и поддерживал, помогал преодолевать трудности. В то сложное время монашествующим пришлось нести миссионерское служение: участвовать в восстановлении храмов области, вести просветительскую деятельность и поддерживать многие общественные начинания. Нельзя и на этом поприще не воздать благодарности Богу.
Будучи наместником возрождающегося монастыря, я закончил Самарскую духовную семинарию и Шуйский государственный педагогический университет, с которым у обители вот уже много лет тесные, партнерские отношения.
Особое место в моей жизни занял назначенный на Иваново-Вознесенскую и Кинешемскую кафедру Преосвященнейший владыка Иосиф (Македонов), ставший и священноархимандритом вверенной мне обители. Годы его правления пришлись на очень сложный период затяжного кризиса в российском обществе. Под руководством епископа Иосифа мне пришлось более тесно соприкоснуться с жизнью епархии, и владыка раскрыл для меня иные стороны архипастырского служения, такие как активное участие в общественной жизни, внимание к единению клира епархии. Особенно это ощущалось на соборных богослужениях, крестных ходах, поклонениях святыням, где народ близко слышал обращенное к нему слово Христовой Церкви, а духовенство более сплачивалось, чувствовало свое единство. Владыка Иосиф явил мне подлинный пример благоговейного служения алтарю, дал незаменимый опыт в устроении церковной жизни.
Священный Синод определил мне архипастырское служение на юге Ивановской области. Здесь есть места с многовековой благодатной историей, освященные жительством великих угодников Божиих, с прекрасными, старинными храмами. Но есть и мало освоенные земли, очень нуждающиеся в евангельском просвещении, созидании приходов. Видя предстоящие трудности и осознавая свои немощи, ставлю в пример себе наших выдающихся святителей и молитвенно обращаюсь к ним за помощью. Наипаче постараюсь хранить образ служения Христа, принимавшего печали и радости Своей паствы как Свои собственные. Уповаю, что Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос Своею благодатью поможет нести возложенное на меня послушание архипастырского служения в Иваново-Вознесенской митрополии, во вновь образованной Шуйской и Тейковской епархии.
Святейший Владыка, позвольте выразить Вам глубокую благодарность за то, что оказали мне великую честь избрания во епископа Церкви Христовой, и я постараюсь всемерно оправдать Ваш выбор. Повинуясь воле Божией, со смирением и страхом приклоняю голову свою перед вами, досточтимые святители Божии, принимая от вашей святыни преемственную благодать Христову, которую вы сообщаете молитвой и возложением святительских рук.
Прошу Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства сугубо помолиться обо мне, чтобы Господь дал мне силы и мудрость, и чтобы мое служение было угодно Богу, совершалось во славу Православной Церкви на пользу нашему боголюбивому народу. Аминь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: