Где находится киево печерская лавра. Киево-Печерская лавра

О новом витке российско-украинской церковной войны и ее перспективах

Российско-украинский церковный спор переместился из чисто духовной в имущественную сферу. Выступая 31.07.2018 на телеканале «Прямой» глава УПЦ Киевского патриархата Филарет заявил, что после признания единой Украинской православной церкви ей будут переданы и Киево-Печерская и Почаевская лавра. «Никакой собственности Московский патриархат в Украине не имеет. Вот взять, например, Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра – чья это собственность? Собственность украинского государства. И государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет тут украинская церковь признана, то лавра – и одна, и вторая – будут переданы украинской церкви», – объяснил патриарх Филарет.

Ответ патриарху Филарету от имени Украинской православной церкви Московского патриархата дал пресс-секретарь этой организации Василий Анисимов: «Филарет, отлученный от церкви за многочисленные церковные преступления, может распоряжаться только той собственностью, которую они, раскольники, сами создали – например, храм где-то построили». «Заявления Филарета совершенно абсурдны и нелепы с юридической точки зрения», - сообщил Анисимов, и в доказательство прав Московской патриархии на недвижимость в Киеве прибегнул к аналогиям: «Каждая собственность имеет свою историю, это юридический термин, и все прекрасно знают, что если ваш дом отобрали, а вас заселили, то этот дом потом будет возвращен вашему сыну, но никак не всем желающим его получить. И при чем вообще здесь автокефалия?».

Автокефалия здесь, несомненно, еще как при чем, поскольку, если рассматривать Киево-Печерскую лавру не только как православную святыню и объект культурного наследия, а как недвижимость, то она находится в собственности государства Украина, которое вправе своей собственностью распоряжаться, в том числе и передавать ее в пользование той или иной организации. И насчет истории Василий Семенович напрасно вспомнил, поскольку Киево-Печерская лавра была создана в 1051 году, а про городок Москов впервые мельком упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, то есть спустя почти столетие. Так что представителям Московского патриархата в этом споре о недвижимости историю лучше не трогать.

Что же касается получения автокефалии для Украинской православной церкви, то этот процесс оказался намного более долгим и трудным, чем ожидали власти Украины и в частности Петр Порошенко, который обещал верующим УПЦ Киевского патриархата томос об автокефалии ко дню 1030-летия крещения Руси. Вселенский патриарх Варфоломей Первый, чьего томоса напрасно ждал Петр Алексеевич, мужчина взрослый (78 лет) и тертый. С Москвой имеет сложные отношения, поскольку не раз занимал антимосковскую позицию и в ситуации с Эстонской православной церковью, и по отношению к милой сердцу Кремля концепции «Москва – третий Рим», которую Варфоломей Первый обозвал «богословски несостоятельной». Но вдрызг рассориться с Гундяевым, а точнее, с Путиным Вселенский патриарх явно не намерен. Так что вожделенного томоса об автокефалии в ближайшее время Украине ждать не следует.

Киево - Печерская Лавра

На высоких склонах правого берега Днепра раскинулась величественно увенчанная золотыми куполами Успенская Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Древнее Предание Церкви гласит, что святой Апостол Андрей Первозванный во время путешествия с христианской проповедью в земли скифов благословил склоны Днепра. Он обратился к своим ученикам со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, и град великий должен быть здесь, и церквей много Бог поставит». Так вместе с первыми храмами Киевской Руси лаврская обитель стала осуществлением пророческих слов Апостола.

В православном мире ее определяют после Иерусалима и Святой горы Афон в Греции. Тут все овеяно тайнами: пещеры, церкви, колокольни, а наиболее – жизни людей. Вряд ли известно широкому кругу, например, что на территории Лавры погребен русский богатырь Илья Муромец и основатель Москвы – Юрий Долгорукий. Несравнимое с любым другим монастырем количество святых и удивительное миро их нетленных мощей продолжают манить сюда миллионы паломников.

За тысячу лет существования Свято-Успенская Киево-Печерская лавра обросла множеством невероятных историй. Истина перемешалась с вымыслом, чудесное с реальным. Но прежде чем приступать к легендам – обратимся к истории. Земля здесь действительно святая, намоленная.

Земли, на которых после раскинулась огромная территория Лавры, были известны еще в XI-м веке, как лесистая местность, куда удалялись молится монахи. Одним из таких монахов был священник Илларион, из близ лежащего села Берестово. Он выкопал себе пещеру для молитв, которую вскоре покинул.
Прошли столетия. В ХI веке на Киевскую землю вернулся монах Антоний. Родом он был из Черниговщины, принял постриг на Афоне, где и собирался остаться. Но Антонию был знак – возвращаться на родину и там служить Господу. В 1051 году он обосновался на Берестовой горе в пещере, которую для своих молитв и уединения вырыл священник Илларион. Аскетическая жизнь Антония привлекала монахов: кто-то приходил к нему за благословением, другие хотели жить так же, как и он.
Через несколько лет у него появились ученики – Никон и Феодосий. Постепенно братия росла, расширяя свои подземные кельи.
Когда братии собралось 12 человек, Антоний назначил над ними игуменом Варлаама, а сам перебрался на другую гору, где вновь уединился в подземной келии. Позднее и на этой горе возник подземный лабиринт - нынешние Антониевы или Ближние пещеры. Братия же во главе с Варлаамом сначала поставила над первоначальной пещерой "церковку малую", а в 1062 г. соорудила церковь в честь Богородицы. Тогда же князь Изяслав Ярославич по просьбе преподобного Антония подарил монахам гору над пещерами, которую они оградили и застроили, создав так называемый Старый монастырь. С того времени обитель стала наземной, пещеры стали служить кладбищем, а жить в них остались только аскеты-подвижники.
Именно от пещер и происходит название лавры – Печерская. Годом ее основания принято считать 1051, когда преподобный Антоний поселился здесь.


Успенский Собор на картине Верещагина, 1905-й год

Вскоре преподобный Варлаам был переведен Изяславом Ярославичем в княжеский Дмитриевский монастырь, и преподобный Антоний "поставил" другого игумена - Феодосия Печерского, при котором число монахов увеличилось с двадцати до ста и был принят первый (Студийский) монастырский устав. При Феодосии же князь Святослав Ярославич подарил обители землю, на которой был заложен Успенский собор (1073). Вокруг каменного храма при следующем игумене Стефане возникли первые деревянные сооружения Нового монастыря - ограда, кельи и хозяйственные помещения. В начале XII в. каменные Троицкая надвратная церковь и трапезная сформировали первоначальный архитектурный ансамбль Верхней лавры. Огражденное пространство между Новым и Старым монастырями было частично занято огородами и садами, а частично - жилищами монастырских ремесленников и челяди; здесь же прп. Феодосий Печерский организовал двор для нищих и больных с церковью св.Стефана.

Независимость монастыря от княжеской власти (в отличие от других обителей) способствовала тому, что уже в конце XI в. он стал не только самой авторитетной, большой и богатой монашеской общиной на Руси, но и выдающимся культурным центром.
Монастырь играл заметную роль в развитии украинской культуры - строительство храмов совершенствовало мастерство архитекторов и художников, здесь была основана первая на Руси типография. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил «Повесть временных лет» - основной источник современных знаний о Киевской Руси.
Здесь создавались летописи и жития, иконы и произведения духовной музыки. Общеизвестными были прославленные имена прп. Алипия, прп. Агапита, прп. Нестора и других монахов. С 1171 г. печерские настоятели именовались архимандритами (тогда это был сан старшего среди игуменов города). Еще до монгольского нашествия приблизительно 50 печерских монахов стали епископами в разных городах Руси.

В начале одиннадцатого века, тогдашний монастырь постепенно превращается в центр распространения и утверждения христианской религии на территории Киевской Руси. В связи с разгромом Киева ордами Хана Батыя, монастырь приходит в упадок на несколько столетий, как и вся жизнь Киева, и лишь в XIV-м веке начинается возрождение Киево-Печерского монастыря.

1619-го года монастырь получает очень влиятельный и серьезный статус «Лавры» - важнейшего и огромнейшего по тем временам мужского монастыря.
Гречекое слово «лавра» означает «улица», «застроенный городской квартал», с VI ст. «лаврами» назывались многолюдные монастыри Востока. В Украине и России наибольшие обители тоже именовали себя лаврами, однако этот статус давался только самым богатым и влиятельным монастырям.
Уже к тому времени во владениях Киево-Печерской Лавры находится два города – Радомысль и Васильков. К концу восемнадцатого века Киево-Печерсая Лавра становится крупнейшим церковным феодалом на территории тогдашней Украины: во владениях Лавры находится семь небольших городков, более двухсот сел и хуторов, три города, и, кроме того, не менее семидесяти тысяч крепостных, две фабрики по производству бумаги, около двадцати заводов по производству кирпича и стекла, винокурни и мельницы, а также кабаки и даже конные заводы. В 1745-м году сооружается Лаврская колокольня, которое долгое время является самым высоким строением на территории Российской империи и до сих пор остается одним из символом монастыря. В конце 17-го века Лавра была подчинена Московскому Патриарху и, в итоге, архимандрит Лавры получает, так называемое, первенство перед всеми другими российскими митрополитами. В 1786-м году Лавра переходит под Киевскую Митрополию. В итоге, к концу 19-го века в распоряжении Лавры, кроме перечисленного выше имущества, находится 6 монастырей, что было очень внушающей и, практически, рекордной цифрой.

В XIX - в начале XX в. архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры приобрел завершенность. Были упорядочены крытые галереи к Ближним и Дальним пещерам, а территория пещер была обнесена крепостной стеной. Были сооружены несколько жилых корпусов для богомольцев на территории гостиного двора, больница, новая трапезная, библиотека. Одним из самых мощных киевских издательств оставалась лаврская типография, заметное место в искусстве занимала иконописная мастерская.
В начале XX в. Киево-Печерская Лавра насчитывала около 500 монахов и 600 послушников, которые жили в четырех объединенных монастырях - собственно Печерском монастыре, Никольском или Троицком Больничном, на Ближних и на Дальних пещерах. Кроме того, Лавре принадлежали три пустыни - Голосеевская, Китаевская и Преображенская.

Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета…
В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля Российской Империи.

После октябрьского переворота 1917г. для Лавры начались самые трудные в ее истории времена.
После победы большевиков монахи пытались приспособиться к новым условиям. В апреле 1919 г. была организована Киево-Лаврская сельскохозяйственная и ремесленная трудовая община в составе приблизительно 1000 духовных лиц, послушников и монастырских рабочих. Общине была передана часть сельскохозяйственного имущества Лавры. Другое имущество, как движимое, так и недвижимое, было изъято во время нескольких национализаций в течение 1919-22 гг. Громадную монастырскую библиотеку и типографию передали Всеукраинской Академии наук. В 1922 г. под давлением новой власти прекратил деятельность лаврский Духовный собор, однако монашеская община продолжала функционировать.
В 1923 г. на территории Киево-Печерской Лавры начал действовать Музей культов и быта. Одновременно здесь был организован инвалидный городок, руководство и жители которого фактически грабили монахов. В 1926 г. территория Лавры была провозглашена заповедником, и здесь началось создание громадного Музейного городка. Монахи же были окончательно изгнаны из древней православной святыни в 1929 г.
Огромный вред архитектурным и историческим ценностям был нанесен и в годы Великой Отечественной Войны. Главное культовое сооружение страны, пережившее татаро-монгольское нашествие, литовское и польское владычество, бесконечные войны Российской империи, не сумело спастись от большевистского варварства. Советскими подпольщиками в 1941 г. Успенский собор был взорван. Сохранилась лишь часть церковной стены. Это огромнейшая потеря для украинского народа.

Во время оккупации Киева немецкое командование разрешило возобновить деятельность монастыря. Инициатором возобновления был архиепископ Херсонский и Таврический Антоний, в миру известный как грузинский князь Давид Абашидзе. Именно он в свое время был ректором семинарии, из которой отчислили юного Иосифа Джугашвилли (Сталина). «Вождь народов», тем не менее, старца уважал и не вмешивался в дела возрожденной Лавры. Поэтому Советы вернули свое «наместничество» уже после смерти Сталина - в эпоху Никиты Хрущева, отличившейся притеснениями религии.
В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и соответственно к постановлению Совета Министров УРСР, вновь созданной Печерской общине было передано территорию Дальних пещер, т.н. «Нижней» лавры, со всеми наземными постройками и пещерами; а в 1990 р. передана территория и Ближних пещер. С монастырем сотрудничает заповедник «Киево-Печерская лавра», которому в 1996 г. присвоено статус Национального. В 1990 г. комплекс лаврских сооружений включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже во времена независимой Украины, используя древние приемы строительства, специалистам удалось заново воссоздать главный Лаврский храм. В 2000 г. Успенский собор был освящен.

…Мы стоим возле Святых врат. Сейчас это главный вход в Киево-Печерскую лавру. В старину бытовала примета: пройдя через врата, человек получал отпущение половины грехов. Но если вдруг прихожанин спотыкался – считалось, что грехов у него слишком много, они и тянут его вниз. К вратам примыкает храм Святой Троицы, построенный в ХII веке на средства князя Николая Святоши. Кстати, он стал одним из первых Киевских князей, кто принял постриг в лавре. А также основал здесь больницу для немощных братьев…

Троицкая надвратная церковь - один из 6-ти памятников княжеских времен, сохранившихся до наших дней. Она тоже претерпела изменений и теперь имеет черты украинского барокко, как София Киевская. В ней стоит чудесный иконостас XVIII ст., похожий на удивительное золотое кружево, сияющее солнечными отблесками. Тяжело поверить, что эту красоту вырезали с простого дерева.
Через ворота этой церкви проходит вход в монастырь. Говорят, когда-то стояли здесь батюшки-вратари и на расстоянии чувствовали человека, который шел с недобрыми мыслями. Таких они возвращали назад, предлагая подумать и прийти в следующий раз. Перед проходом через церковную арку необходимо низко поклониться святой обители, и только после - пройти во внутрь и раствориться в архитектурном величии.

Мы проходим через Святые врата и оказываемся на территории Верхней лавры. Напротив Троицкой церкви купается в золотом блеске солнечных лучей воссозданный Успенский собор.
Людям казалось, что такой прекрасный храм не могли соорудить обычные человеческие руки, поэтому народ сложил про него множество поэтических легенд.

К преподобным Антонию и Феодосию явились зодчие из Константинополя. Они рассказали, что было им видение Богородицы и приказ идти в Киев строить храм.
«Где церковь стоять будет?» – спросили они у преподобных Антония и Феодосия. «Где Господь укажет», – услышали ответ. И вот в течение трех дней на одном и том же месте выпадала роса и небесный огонь. Там в 1073 году и заложили Успенский храм. В это же время к старцам пожаловал варяжский воевода Шимон и пожертвовал на постройку собора золотые венец и пояс. Он тоже рассказал о чудесном явлении Богоматери и о приказе отдать ценности на постройку храма. Впоследствии варяг принял православие, став при крещении Симоном, и был похоронен в лавре (здесь же обрела свой последний приют и его праправнучка – Софья Аксакова). Через несколько лет после тех чудесных событий храм был построен, а византийские зодчие, как и расписавшие его иконописцы, приняли здесь же монашество.
Успенский собор слыл сердцем лавры. Здесь были похоронены многие известные люди, например преподобный Феодосий. Первоначально старца погребли в его пещере, но спустя три года монахи решили, что негоже одному из основателей лавры лежать там. Мощи преподобного оказались нетленными – их перенесли и захоронили в Успенском соборе.

Собор украшали древнерусские фрески и фрагменты мозаик, сложная лепка, настенная живопись, исполненная выдающимися мастерами С. Ковниром, З. Голубовским, Г. Пастуховым; изображения исторических особ – царей, князей, гетманов, митрополитов. Пол храма был устелен мозаичными узорами, а иконы содержались только в серебряных ризах, покрытых золотом. Уникальное сооружение служило усыпальницей киевских князей, высшего духовенства, просветителей, меценатов и других выдающихся соотечественников. Поэтому значение Успенского собора тяжело переоценить: он был настоящей каменной сокровищницей, хранящей в своих стенах историю нашего народа.

Рядом с воссозданным собором расположены Николаевская церковь с куполом, усеянным звездочками, и Большая Лаврская колокольня, возведенная в 1731-44 гг. Ее возвел немецкий архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Планировал завершить за три года – а потратил целых 13 лет! Очень гордился этой своей работой – и не зря. Большую колокольню (выс.96 м.) из-за небольшого уклона в народе называют «Киевской Пизанской башней». Однако, благодаря углубленному в землю 20-ти метровому массивному фундаменту толщиной 8 м., Лаврской башне, в отличие от итальянской, падение не грозит. До появления Эйфелевой Башни, Большая Лаврская колокольня считалась самым высоким сооружением в Европе.

Правее от Успенского собора – Трапезная церковь с трапезной палатой, благодаря которой службу может посетить огромное количество верующих. В центре помещения, как огромное серое облако, висит подаренная Николаем II «паникадило» - люстра, весом 1200 кг.

А мы следуем дальше – в Нижнюю лавру, к самым загадочным местами – Ближним и Дальним пещерам.
В былые времена даже серьезные историки утверждали, что пещеры от Киево-Печерской лавры тянутся аж до Чернигова! Другие говорили, что Киевская лавра пещерами соединена с Почаевской.
Все это из области досужих домыслов. Но без тайн, естественно, не обошлось! В первые годы советской власти археологи настырно искали здесь сокровища. Не нашли, зато сами атеисты признавались в том, что в некоторых уголках пещер неожиданно то вода лилась на их головы, то огненный столп поднимался.

В тесных земляных укрытиях первых пещер монахи молились, многие здесь и погребены. К слову, мощей преподобного Антония так и не нашли. Считается, что они «под спудом». По легенде, Антоний давал напутствие братьям, когда неожиданно случился обвал. Братья попытались устранить его и вывести преподобного – но вырвалось пламя…
Многие иноки становились затворниками: закрывали вход в свою келью, через небольшое окошко получая лишь еду и воду. И если хлеб в течение нескольких дней оставался нетронутым – братья понимали, что затворник умер.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу. Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.


Мощи преподобного Илии Муромца Печерского

По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.
При посещении Киево-Печерской Лавры богомольцы, паломники и туристы в первую очередь стремятся посетить пещеры. Место, это очень необычное. Пещеры имеют много ходов, некоторые из них – в рост человека, а кое-где такие низкие, что приходится нагибаться. Даже сейчас, когда стены укреплены и освещены, ходить в одиночестве там немного жутковато. И представить себе жизнь монахов, годами, жившими в темноте и безмолвии, наедине с собой и Богом, нам, сегодняшним просто невозможно…
Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и далёкие от церкви. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами.
После ряда экспериментов киевские ученые поняли, что сила Святого Духа реальна! Что от икон идут благодать и исцеление, что нательный крест защищает от злых сил, а мощи святых исцеляют людей и убыстряют рост растений.
Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Много чудесного в лавре! Внизу, в храме «Живоносный Источник» каждое утро проходит молебен. После него прихожане могут надеть шапку, освященную на мощах преподобного Марка Гробокопателя (XI-XII вв.). Блаженный Марк копал и кельи, и могилы для усопших братьев. Господь даровал ему небывалую власть: как-то он заболел и не смог выкопать могилу для усопшего монаха.
И тогда Марк передал через другого монаха просьбу к умершему: мол, брат, погоди отходить в Царствие Господне, еще могила для тебя не готова. Многие стали свидетелями чуда, некоторые от страха убежали, когда покойник пришел в себя и открыл глаза. На следующий день Марк передал, что обитель для новопреставленного готова – в тот же момент монах закрыл глаза и вновь умер.
В другой раз Марк попросил умершего монаха самому лечь в пещеру и полить себя елеем, что тот и сделал. В лавре и сейчас хранится артефакт – крест Марка Гробокопателя: внутри он был полый и из него преподобный пил воду. Еще в прошлом веке прихожане могли его целовать, ныне он передан в фонды лаврского заповедника.

Наш путь – к Дальним пещерам. Если спускаться из Аннозачатьевской церкви, можно пройти по маршруту до Дальних пещер. Часть его ответвлений закрыта для посещения. Но здесь выставлены мощи 49 святых, причем у некоторых из них не покрыты кисти рук, и можно увидеть нетленные мощи. Здесь расположены древнейшие подземные церкви: храм Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Феодосия Печерского.
Считалось, что душа непременно получит прощение грехов и попадет в рай, если человека похоронить в Лавре. Так это или нет – неизвестно. А вот про чудодейственную мироточивость мощей праведников, помещенных в гробницы из кипарисового дерева, знают далеко за пределами Украины. Явление и вправду загадочное: из сухой плоти выделяется мироцелебное вещество, содержащее до 80% живого белка. Не увидев, поверить в это тяжело. Вот и ходят к пещерам паломники, чтобы поклониться святым мощам и увидеть удивительное миро.
В 1988 году, когда Киево-Печерская лавра восстановила свою молитвенную деятельность, монахи заметили, что с этого дня здесь замироточили главы и мощи святых, находящихся в ней! Тогда миро собиралось в чаши - его было так много! Видимо, Силы Высшие так реагировали на возвращение святынь церкви.
В российской истории, когда большевики уничтожили сотни храмов и убили десятки тысяч священников, главы и мощи святых в Киево-Печерской лавре мироточения не являли.

Имена 24 святых, покоящихся здесь, неизвестны, но известно, что здесь находятся мощи Ильи Муромца, преподобного Нестора Летописца, автора "Повести Временных лет", мощи преподобного Лонгина и Феодосия Печерского,и глава Папы Римского Климента. Она была подарена князю Владимиру по случаю принятия христианства.
Похороненные в пещерах тела умерших монахов не разложились, а мумифицировались. Даже сегодня, по истечении 1000 лет, сохранность некоторых из них впечатляет.
Ученые в Киево-Печерской лавре так и не нашли ответа, почему даже высохший труп обыкновенного человека - это отнюдь не благоухание, а возле мощей святых праведников нет ни запаха тления, ни разложения, рядом с ними - благоухание. Это таинство никогда науке не постичь, в это нужно просто верить.

Один из непроясненных моментов – Варяжские пещеры. Вход туда сейчас закрыт, хотя они соединены с Дальними пещерами. Место считается опасным из-за обвалов и оползней – а может, и по другой причине! Ведь даже в хорошие времена у монахов Варяжские пещеры были не в чести… Есть легенда, что еще задолго до прихода Антония эти ходы были вырыты ворами и прочими темными личностями.
Они грабили суда, проходящие по пути «из варягов в греки», и прятали добро в этих подземельях.
О Варяжских пещерах ходит темная слава. В ХII в. здесь поселился блаженный Федор, раздавший свое богатство мирянам, а потом пожалевший о сделанном. Демон стал его соблазнять и указал место в Варяжских закоулках, где спрятан клад. Федор уже собирался бежать с золотом и серебром, но преподобный Василий удержал его от греха. Федор раскаялся, вырыл огромную яму и спрятал сокровища.
Но об этом прознал Киевский князь Мстислав и попытался выведать у старца месторасположение клада. Федор умер под пытками, но не открылся. Тогда князь принялся за Василия. Разозлившийся феодал пустил стрелу в блаженного Василия, а тот, умирая, ответил: «От этой же стрелы и сам погибнешь». Старцев потом похоронили в Варяжской пещере. А Мстислав действительно умер, пронзенный стрелой. Позже очень многие искали «варяжский клад» – кто-то лишился разума, кто-то даже жизни. Но заговоренного золота так и не нашли.
…За тысячелетнюю историю своего существования Киево-Печерская лавра обросла множеством мифов и легенд. Сколько духовных подвигов видели кельи и стены монастырей! Сколько людей становилось свидетелями чудес Господних!

На территории Лавры находятся множество музеев и выставок. Например, в музее драгоценностей вы сможете увидеть бесценное собрание исторических ценностей времён Киевской Руси.
Значительная часть коллекций Музея - изделия декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв.: работы украинских, российских, среднеазиатских, закавказских и западноевропейских ювелиров. Есть также уникальная коллекция еврейского культового серебра начала XVIII - 20-х гг. XX вв., а также работы современных украинских мастеров-ювелиров.
Очень интересен и Государственный музей книги и книгопечатания Украины. В музее собраны богатые сокровища книжной культуры украинского народа, около 56 тысяч единиц хранения. Экспозиция освещает историю отечественной книги и книжного дела со времен Киевской Руси и до наших дней; рассказывает о создании письменности у восточных славян, о рукописной книге X-XVI ст., о зарождении книгопечатания в Европе, начале и развитии кирилличного книгопечатания, об издательской деятельности Ивана Федорова и о других выдающихся творцах украинской книги XVI-XVIII ст.
Огромный интерес вызывает «Апостол», изданный во Львове в 1574 году типографией Ивана Федорова, с именем которого связано начало книгопечатания на Украине.
Не забудьте заглянуть и в музей микроминиатюр. Здесь вы убедитесь, что талантом подковать блоху владеют таки единицы....
В музее представлены такие экспонаты, как самый маленький в мире рабочий электромотор, размер которого менее чем 1 / 20 миллиметров кубических и, сложно представить, что данный аппарат почти в 20 раз меньше макового зернышка. Среди других микроминиатюр, представленных в Музее в Киево-Печерском заповеднике, есть не менее интересные, уникальные и неповторимые. Какие? Приходите, смотрите, узнавайте и удивляйтесь!

Трудно представить себе Киев без неповторимого по красоте и величию архитектурного комплекса Киево-Печерской Лавры. Если вы были в Киеве и не видели Лавры – значит, вы не видели Киева.
И очень хочется верить, что великая святыня Киевской Руси будет оберегаться и сохраняться, чтобы наши потомки смогли наслаждаться уникальным памятником всего православного человечества. Однако все зависит только от нас самих - от тех, кто живет сегодня и сейчас.

Фотографии взяты из интернета

Киево-Печерский монастырь на Украине стараются посетить все туристы. Это один из самых первых древнерусских монастырей, появившийся в тысяча пятьдесят первом году. Со временем его территория увеличивалась, храмы разрастались, строились многочисленные кельи, и в тысяча шестьсот восемьдесят восьмом году получил статус лавры. Изучим подробнее историю возникновения Киево-Печерского монастыря.

Как все начиналось?

В одиннадцатом веке на месте монастыря, на правом побережье реки Днепра (недалеко от Киева), был густой лес. Сюда часто приходил молиться монах Иларион из поселка Берестова. Он выкопал здесь пещеру. Когда Илариона назначили митрополитом Киевским (это был 1051 год), его пещера ненадолго опустела. В том же году (эта дата взята за основание Киево-Печерского монастыря) здесь поселился монах Антоний Печерский, за ним последовали другие иноки.

Как только пещеру заселили двенадцать монахов, было решено построить здесь церковь. Антоний же вырыл себе пещеру на соседней горе. Вновь стали стекаться туда со всех сторон монахи. Как только келью заселили двенадцать иноков, то над ней построили церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда обитель не смогла вмещать всех желающих, Антоний обратился за помощью к киевскому князю Изяславу Ярославичу, и тот дал разрешение на использование всей территории горы для христианских нужд. В тысяча шестьдесят втором году был построен Киево-Печерский монастырь. Все это время жизнь иноков привлекала последователей и простых христиан, которые щедро оставляли им свои пожертвования. И через несколько лет этих пожертвований хватило на воздвижение новой церкви с фресковой живописью и мозаикой.

Кочевые набеги на монастырь

Впервые церковь была ограблена кочевым народом тюрского происхождения - половцами - в 1906 году. В это время монастырь подвергся разорению, а украинская столица чуть не пала перед завоевателями.

Только спустя двенадцать лет Киево-Печерская лавра начала восстанавливаться. Игумен Феоктист вместе с князем Глебом Всеславичем способствовали построению каменной трапезы, а также новой церкви. В то же время территория монастыря была полностью огорожена частоколом. Монахи жили в главном здании, а пещеры теперь использовались как усыпальницы для иноков. Их хоронили в углублениях стен пещерного коридора.

При монастыре находился приют для немощных, инвалидов, нищих, на нужды которых выделялась десятина от общего дохода. Построен он был при Феодосии. Кстати, его пещера была выкопана в селе Лесники, территория которого также принадлежала монастырю. С момента основания и до этого периода Киево-Печерский монастырь выпустил двадцать епископов.

Турецкое нашествие

С тысяча сто пятьдесят первого по тысяча двести сороковой год монастырь подвергся тяжелым ограблениям, сожжениям. Сначала турки разорили обитель монахов, затем сожгли. Но иноки продолжали нести свою службу. После церковь была ограблена вновь половцами, но снова продолжила выполнять свою миссию. Но, к сожалению, во время покорения Киева захватчики напали и на Киево-Печерский монастырь. Пещеры стали укрытием для священнослужителей, но и они не спасли большую часть монахов.

Разрушенная лавра простояла до четырнадцатого века. С этого периода под началом киевского князя Симеона Олельковича началось новое воздвижение монастыря. Главная церковь стала усыпальницей для киевской знати. В тысяча четыреста семидесятом году монастырь был полностью отстроен, укреплен и стал выполнять роль главной святины города. Не страшны ему теперь были даже турецкие набеги.

Но спустя двенадцать лет монастырь снова был сожжен, только теперь крымским войском. Потребовалось время, чтобы на людские пожертвования восстановить церковь. С тысяча пятьсот девяносто третьего года начинается расцвет для иноков. Киево-Печерская лавра расширила свои территориальные границы (два города, пятьдесят сел, пятнадцать деревень с разными ремесленными направлениями и промыслами) и возможности. С пятнадцатого века монахам разрешено ездить в Москву за пожертвованиями. Однако испытания не оставляют монастырь. Тысяча семьсот восемнадцатый год стал для него сильным потрясением: пожар уничтожил все ценности - библиотеку, древние рукописи, все сокровища.

Война за власть

Богатство и слава монастыря не давали покоя не только иноземным завоевателям, но и брестской церковной унии. С тысяча пятьсот девяносто шестого года начались первые попытки подчинить лавру униатскому митрополиту. Однако монахи, закаленные иноземными набегами, оказали стойкое сопротивление Брестской унии. Во главе иноков стоял архимандрит Никифор Тур, который вместе с монахами успешно давал отпор униатскому митрополиту. От этих стычек не пострадали ни иноки, ни земли монастыря.

Только в конце шестнадцатого века Киево-Печерская лавра добивается независимости от влияния местных епархий. Ей присваивается Вселенским (Константинопольским) патриархом статус ставропигии. Несмотря на расширение униатских церквей, Печерский монастырь становится оплотом для православных христиан. Благодаря деятельности архимандритов Е. Плетенецкого и З. Копыстенского начинается грамотная борьба с униатством за счет выпуска полемических, богослужебных книг, напечатанных силами собственной типографии (1616 год).

За власть будет бороться Московский Патриарх. Монастырь в тысяча шестьсот восемьдесят восьмом году подчинится Московскому патриарху и всея Руси. Однако правление это продлится девяносто восемь лет. Затем лавра перейдет киевскому митрополиту.

История развития монастыря с 17 по 19 века

Несмотря на кровопролитное противостояние униатству, Киево-Печерский монастырь развивается. Кроме типографии под началом Петра Могилы появляется училище для монахов, которое со временем переросло в Киево-Могилянскую коллегию.

Сын священника Иван Самойлович, будучи гетманом, укрепил всю территорию лавры валом, а другой гетман, огородил церковь каменной стеной. Во время правления Петра Великого территория иноков расширилась, образовав Печерскую крепость. Однако пожар тысяча семьсот восемнадцатого года разрушил почти весь монастырь. Киево-Печерская лавра смогла восстановиться только через одиннадцать лет.

Еще спустя два года началось строительство Большой Лаврской колокольни. Это было самое высокое строение по всей Украине (высота составила девяносто шесть с половиной метров). На возведение колокольни ушло четырнадцать лет. Проект возглавлял российский архитектор Г.И. Шедель.

Несмотря на то что строительство колокольни затянулось (по архитекторским заверениям планировалось возвести здание за три года), а бюджет лавры не позволял взяться за новые проекты, к девятнадцатому веку все же ее территория насчитывала шесть монастырей (Главный, Больничный, Ближняя и Дальняя пещеры, Голосеевская и Китаевская пустынь).

Характеристика построек лавры

Главный монастырь находится при главной церкви. Больничный монастырь построен в двенадцатом веке около лаврских ворот при поддержке черниговского князя Николы Святоши. В самой церкви уже была икона Успения Божией Матери, утварь, Евангелия, библиотека с ценными книгами, портреты и мощи Киево-Печерской лавры. Здесь же было надгробие князя К.И. Острожского, усыпальница и гробницы святых.

Ближние и Дальние подземные ходы рсположены недалеко друг от друга. Первые гроты образовались вокруг пещеры инока Антония, а вторые - около кельи монаха Илариона. Антониевы пещеры имеют три входа, самым доступным и популярным является западный вход из Крестовоздвиженской церкви. Всего здесь три подземных перехода, которые связывают Храм, церковь Введения Богородицы и Трапезу Печерских отцов.

С давних времен пещеры были местом для жилья монахов, а позже и их захоронения. Жилые кельи имели два противоположных выступа, предназначенных для сна и трапезы. Также были углубления для свечей и икон. В подземных ходах находятся локулы. Считается, что их рыл и хоронил монахов Марк Пещерник. Там же есть небольшие окошки с именами затворников. В настоящее время размеры проходов пещер сократились из-за поздних перестроек и составляют всего триста восемьдесят три метра.

Святые церкви

Не каждый монах Киево-Печерского монастыря удостаивался чести быть захороненным в пещерах. Дальние кельи хранят сорок пять мощей, а Ближние - восемьдесят. К Дальним относятся мощи преподобного Феодосия, Илариона схимника, Пимена постника, Амфилохия, Евфросинии, Пиора, Пафнутия, Памвы, Сисоя, Феодора Молчаливого, Захарии, Агафона чудотворца, Лонгина, Макария, Моисея, Павла, Арсения, Силуана, Ахилы, Вениамина, Геронтия, Евфимия схимника, Ипатия, Иосифа Многоболезненного, Леонтия, Меркурия, Мартирия диакона, Паисия, Нестора Некнижного, Тита, Феофиоа, Игнатия, Феодора Острожского, Павла Тобольского, Владимира Киевского, Филарета, затворников Афанасия, Анатолия, Аммона, Мардария, Панкратия, Софрония, Кассиана, Мартирия, Лаврентия, Григория, Руфа, Дионисия.

Ближние пещеры хранят мощи преподобного Антония, Прохора Лебедника, Иоанна постника, Иулиании, Феодора, Василия, Поликарпа, Дамиана, Варлаама, Еразма, Тита, Феофила, Ионанна, Нектария, Марка Гробокопателя, Алексия, Григория, Сергия, Саввы, Меркурия, Пимена, Нестора, Евстратия, Елладия, Иеремии, Моисея, Иоанна Многострадального, Онуфрия, Святоши, Григория чудотворца, Матфея, Онисима, Исаии, Авраамия, Нифонта, Сильвестра, Кукши, Макария, Пимена постника, Лаврентия, Анатолия, Сисоя, Феофила затворника, Онисифора, Арефы, Алипия, Симона, Феофана, Никона, Анастасия, Ефрема, Авраамия затворника, Агапита, Луки, Иоанна младенца, Илии, Никона Сухого, Никодима, Спиридона, Исакия, Афанасия затворника.

Все монахи монастыря почитаются в определенные дни по двадцать восьмого августа почитается память иноков Дальних пещер, двадцать восьмое сентября посвящено монахам Ближних подземелий, также святые Киево-Печерской лавры почитаются в Великий пост (обычно вторая неделя).

Есть верующие, для которых важно прикоснуться к мощам святых. А вот туристов чаще интересуют интересные факты из жизни монахов. Экскурсоводы чаще речь заводят о следующих святых.

  • Антоний Печерский. Основал С детства был набожным человеком и всю жизнь посвятил служению Богу.
  • Нестор Летописец. Семнадцатилетним юношей определен в дьяконы, церковного писателя. Значительный вклад внес в древнерусскую литературу.
  • Агапит Безмездный. Монах имел дар исцеления, при этом не имел медицинского образования. Лечил простой люд и князей совершено бесплатно.
  • Илья Муромец. Популярный древнерусский богатырь, который по былинному преданию принял монашество, похоронен в монастыре.
  • Никола Святоша. Князь, который принял монашество. Благодаря ему построены Надвратная Троицкая и Никольская церковь, Больничный Никольский монастырь.
  • Двенадцать строителей греческого происхождения. Их имена неизвестны, но история их принятия монашества уникальна. В одиннадцатом веке прибыли специально из Византии, чтобы восстановить Великую лавру, после ее завершения стали монахами.
  • Варлаам. Боярский сын принял монашество, участвовал в закладке первого деревянного монастыря на Антониевых пещерах. Известен тем, что после паломничества из Константинополя и Палестины все свое имущество завещал лавре.
  • Кукша. Миссионер и священномученик. Известен даром исцеления, умением творить чудеса. Язычниками был измучен и казнен. Говорят, что в день его смерти над монастырем стояли огненные столпы.
  • Никон Сухой. Во время нападения половцев был пленен, истязался три года. По его предсказанию должен был попасть в Печерский монастырь, потому половцы ранили ему ноги. Однако святой стал невидимым и оказался в Лавре. Чудеса, связанные с его жизнью, на этом не заканчиваются. Когда спустя несколько лет в пещеры пришел половец, который пытал монаха Никона, то увидел его живым. Тотчас же он со всей своей семьей принял христианство.
  • Евстратий преподобномученик. Выходец из знатного рода, который раздал все свое имущество и стал монахом. Во время половецкого нападения был продан в рабство. Долго истязался за непоколебимую веру и был распят на кресте. Чудесным образом прожил еще пятнадцать суток, затем брошен в море. Однако тело необъяснимым образом появилось в лавре.

С тысяча семьсот восемьдесят шестого года пещеры Киево-Печерской лавры от Московского Патриарха перешли во владения киевского митрополита. В советский период монастырь сменял один статус за другим. С сентября тысяча девятьсот двадцать шестого года украинской советской властью территория лавры переведена в государственный заповедник. Образование музейного городка на территории монастыря привело к его разорению. В советский период большинство монахов были расстреляны или сосланы в тюрьмы.

Во время Отечественной войны немцы разрешали монахам жить в монастыре, но уже в ноябре взорвали Успенский собор Киево-Печерского монастыря, успев вывезти драгоценности. Хотя сейчас историю перевирают, рассказывая туристам о взрыве лавры советскими партизанами. Это информация была опровергнута, когда стала доступной запись взрыва, сделанная фашистами для собственного развлечения. Позже факт взрыва монастыря немцами доказали и другие исследователи и ученые.

После войны монастырь больше не закрывался и был доступен для народа до тысяча девятсот шестьдесят первого года. Позже пошла новая волна антирелигиозных взглядов, и монастырь стал больше выполнять роль музея, чем святини. Часто экскурсоводы проводили экскурсии по пещерам и с научной точки зрения объясняли состояние тех или иных мощей, но все равно христиане старались приложиться к останкам и попросить защиты у святых.

Чудом для православных и для ученых является появление трех мироточивых глав на территории монастыря Дальних пещер. С того момента как власти разрешили религиозную деятельность, из глав стало выделяться миро. Что входит в его состав, ученые так и не выяснили до сих пор, лишь утвердили, что относится это к живому организму и не является результатом химических опытов.

Современная Киево-Печерская лавра

Фото нынешнего и первоначального вида церкви практически не отличаются. Современные власти лишь реставрировали здание, чтобы сохранить историческую подлинность. В 1990 году вся территория лавры была занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С 1992 года и по сей день священноархимандритом лавры является киевский митрополит Через год после его назначения начались работы по восстановлению монастыря. В 2000 году Собор Киево-Печерской лавры был отстроен и освящен.

Кроме монастыря, православной академии, типографии, здесь находится Киево-Печерский национальный заповедник. В его владения входит Верхняя лавра. Для детей и льготников вход бесплатный, остальные должны приобрести билет по чисто символической стоимости (два года назад билет стоил три гривны).

Туристы могут посмотреть пещеры, часовни, могилы, кельи монахов, башни, стены, ворота, образовательные и типографские учреждения, памятники, церкви. Кстати, на официальном сайте монастыря есть возможность виртуального путешествия, которое позволяет увидеть воочию Киево-Печерский монастырь (фото разных достопримечательностей увеличивается при нажатии того или иного курсора).

Лавра уникальна своей исторической ценностью, религиозными святынями, чудесными легендами, архитектурными достопримечательностями для всех людей, независимо от веры и нации. Атмосфера монастыря позволяет взглянуть на многие вещи другими глазами. Многие христиане утверждают, что возвращаются оттуда другими людьми. Чудеса ли это веры или работа подсознания, но святые места помогают пересмотреть свой жизненный путь.

Успенская Киево-Печерская лавра: все постройки

На территории монастыря очень много построек:

  • колокольни (Лаврская, Дальняя, Ближняя);
  • храм Надвратный;
  • церкви (Надвратная Троицкая, Крестовоздвиженская, Аннозачатиевская, Трапезная, Благовещенская, Христова Воскресения, Спаса на Берестове, Рождества Пресвятой Богородицы, Никольская, «Живоносный источник», «Всех преподобных Печерских отцов»);
  • больничные постройки от Никольского монастыря;
  • колодцы монахов Антония, Феодосия;
  • башни (И. Кущника, Малярная, Онуфриевская, Часовая);
  • корпуса (братские, экономические, типографские, Ковнировский);
  • кельи старцев при монастыре;
  • дома наместников;
  • галереи пещер;
  • стены (Дебоскетовская, крепостные);
  • ворота (экономические западные, южные);
  • Духовная Академия, Семинария;
  • Киевское училище культуры;
  • Митрополия;
  • Часовня;
  • Памятник летописцу Нестору;
  • Могила П. Столыпина.

Кроме архитектурных построек туристов часто интересуют Борская, Успения Божией матери, Николая Доброго, Избавительница, Свенская-Печерская, «Печерская Похвала»), мощи апостола Стефана, митрополита Павла Тобольского, киевских отцов Владимира и Филарета, мироточивые главы. Всеми этими святынями богата Киево-Печерская лавра (фото с иконами). Монастырь всегда многолюден (ежедневно проходят богослужения). Чтобы успеть осмотреть все, лучше прийти туда ранним утром.

И кому нужна извращенная история?

Киево-Печерская лавра - тысячелетняя национальная святыня, «равнонебесный монастырь» (так его величали в средневековье) и самая туристическая Мекка Украины - ежегодно около миллиона туристов. Несомненно, что в этом году «Евровидение» эту цифру существенно увеличило.

Мы решили поинтересоваться, как представляют туристам летопись святыни в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике. С этой целью посетили 5 экскурсий, из которых ни одна не звучала українською мовою. Говорят, что «на счет языка надо предупреждать».

Мы услышали специфическую подборку информации о событиях, происходивших в обители, являющейся древнейшей «в нашем отечестве» и «нашей родине». И не услышали очень многое из того, что формировало историю монастыря как национальной святыни Украины.

Учитывая это, мы решили предложить научно-методическому совету заповедника ряд авторитетных исторических источников для объективного освещения истории Киево-Печерской лавры.

1. «Лавра - колыбель отечественного монашества» - этими словами начинается экскурсия. Мы искали такое определение у летописца Афанасия Кальнофойского, у Петра Могилы, у историков Грушевского, Антоновича, Аркаса, Гирича, Жиленко. Но не нашли.

Учитывая прочитанное у указанных авторов, предлагаем начинать экскурсию иначе: «Киево-Печерская лавра - один из самых значимых духовно-культурных центров Европы. Ее заслуги в развитии украинского и других восточноевропейских культур можно сравнить разве что с Ватиканом и Клюнийским аббатством в католическом мире.

В кельях Печерского монастыря возгорелся светильник украинской культуры. Именно здесь берет свое исток давняя украинская литература, искусство, медицина. Нестор-летописец - первый историк Украины-Руси, автор Повести, что является главным источником изучения украинской истории, Агапий - первый известный врач, Алипий - первый живописец …

Уважаемые туристы, мы не отрицаем значимости вклада этого киевского духовного центра в казну всех восточнославянских культур, но подчеркиваем, что Лавра - это прежде всего феномен украинской культуры».

Вид на Киево-Печерскую лавру со стороны «Мемориала жертв Голодомора» (слева), посвященный погибшим во время геноцида в Украине в 1932-33 годах, осуществленного тогдашним коммунистическим режимом СССР

2. Вопросы туристов: «Почему название лавры Печерская, а не Пещерская?» Все как один экскурсоводы отвечают: «Печера - это слово церковнословянское». Это неправда.

Слово «печера» отсутствует во всех словарях церковнославянского языка.

Но из «Лексикона» Памво Беринды, изданного в Лаврской типографии в 1527 году, можно узнать, что этому понятию в церковнославянском языке соответствует слово «вертеп», потому что рядом автор подает украинский аналог - «печера».

Посетители могут спросить, почему в тексте Повести Нестора Летописца (язык произведения церковнославянский) древняя обитель именуется только Печерской. Один из лучших знатоков древнерусских летописей профессор Василий Яременко утверждает - это лишь доказательство того, что разговорным языком автора был украинский. Именно поэтому «українська лексика ллється суцільним потоком у Повісті: жито, колодязь, подружжя, туга, печера…» - аргументирует профессор.

А Михаил Драгоманов в докладе на литературном конгрессе в Париже в 1878 году сказал: «Что касается Летописи Нестора, Слова о полку Игореве и т. д., то эти произведения были непосредственными плодами местной жизни древней Украины. Эти произведения начинают украинскую литературу».

3. «Петр Могила - митрополит Киевский и Галицкий», - говорят экскурсоводы. На самом деле титул Могилы звучал иначе - митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Очевидно, последняя составляющая титула замалчивается потому, что (нынешняя Россия) к территории «Всея Руси» Петра Могилы не имело тогда никакого отношения.

Доктор философских наук Зоя Хижняк называет митрополита «Большим реформатором Украинской церкви на принципах христианской учености». Его труды «Православное исповедание веры» и «Требник» (переизданы в Европе на протяжении 17-18 вв 25 раз) обусловили мировое признание Украинской богословской школы.

4. «Эту люстру подарил храму царь...» - обязательно сообщают экскурсоводы. И ни слова об Иване Мазепе (разве что на экскурсии с литовцами).

Но славный гетман был и до сих пор остается величайшим благодетелем и жертвователем в истории Печерского монастыря. Об этом свидетельствуют цифры из отчета Бендерской комиссии по пожертвованиям Мазепы: «На золочение купола Печерского монастыря - 20500 золотых, стена вокруг монастыря - миллион, большой колокол и колокольня Печерского монастыря - 73000 золотых, большой серебряный подсвечник, золотая чаша, и такое же оправа Евангелии... » По примеру гетмана поступали и полковники из его администрации, на средства которых построены церкви в Нижней Лавре.

«Не было и не будет подобного ему», - писал лаврский монах, современник Мазепы.

И не ошибся, потому что до сих пор никто не превзошел гетмана в его благодеяниях в отношении Печерского монастыря.

5. «В 1718 году в Лавре случился пожар. Причина - неосторожность со свечей в келье монаха. Сгорела библиотека, которая находилась в Звонница».

Историк Игорь Гирич указывает другие причины пожара: «По свидетельству очевидцев пожара, которые хранились у известного киевоведа протоиерея Петра Лебединцева, Лавру подожгли посланные из Москвы, которые были одеты как монахи. Сгорели огромный архив и библиотека, погибли грамоты литовских князей, украинских феодалов и гетманов. Пожаром уничтожено письменная память о независимой украинской политической и духовной жизни Лавры. За свою многовековую историю Киево-Печерская лавра пережила не одно нападение, выдержала не одну осаду, много раз разрушалась, горела, но ни одно из этих несчастий не причинило такого вреда уникальным лаврским письменным памятникам».

6. «Быть похороненным в святых местах - большая честь. Этой чести удостаивались только то, кто при жизни увенчал себя праведным деяниями», - говорят экскурсоводы, подводя туристов к захоронению Искры и Кочубея (авторов доноса на Мазепу).

Позвольте спросить, а с каких это пор доносы стали составной праведных деяний?

Ведь согласно правилам Четвертого Вселенского собора, донос является большим грехом, потому что за него лицо отлучают от церкви, причастия и подвергают анафеме.

В этом месте экскурсии очень кстати цитировать историка Игоря Гирича: «Самыми идеологически вредными для Украины стало перезахоронение возле Успенского собора полковников Кочубея и Искры. Эти исторические фигуры служили образцом преданности Москве, на их примере воспитывались десятки поколений верноподданных малороссов. Они являются примером пренебрежения к своей нации».

7. «Вот надгробие графу Румянцева-Задунайского. Скульптурное изображение восстановлено на средства Киевской мерии».

Нам не удалось выяснить, за какие заслуги перед Украиной киевская администрация так дорого (в смысле траты денег) отметила это лицо?

Но в этом месте экскурсии смысл сообщать следующее: посол Литвы в Украине Пятрас Вайтекунас выступил с инициативой восстановления надгробия князя Константина Острожского, выдающемуся полководца времен Литовского княжества. «Москву с татарами положив, выписал над ними 63 победы» - это из эпитафии. Одна из самых именитых побед князя Острожского - в битве под Оршей. Это произошло в 1514 году, когда польско-литовское войско (численность 25 000) под командованием русского князя нанесло сокрушительное поражение сорокотысячному московскому войску.

«Острожский щедро строил и украшал православные церкви, вводил при них школы для детей и таким образом начал русское просвещение» - так характеризовал князя Николай Костомаров.

Кстати, правительство Литвы решило предоставить на восстановление памятника князю Острожском 44 000 евро. Нам известно, что ученые заповедника также участвуют в этом проекте. Зачем же это замалчивать?

8. «Третьего ноября 1941 года был взорван Успенский собор. Кто это сделал - остается великой тайной Лавры», - рассказывают экскурсоводы под видео с мессершмиттами и шагающими колоннами немецких солдат.

Через мгновение туристам демонстрируют уже золотые чаши, оклады, кресты с драгоценными камнями, которые после войны достали из-под руин Успенского собора. Всего пять тысяч единиц.

Возникает вопрос: зачем немцам, которые вывозили из киевских квартир посуду, мебель и даже одежду, взрывать собор со всеми его сокровищами еще и вместе с немецкими пушками, солдатами и офицерами?

Информация о том, кто на самом деле уничтожил и Успенский собор, и Крещатик, уже давно обнародована в открытых источниках, написано много статей и исследований. Мы не будем их пересказывать, достаточно лишь зайти в Google.

Приведем только цитату из дневника немецкого офицера штаба 29-го армейского корпуса Вермахта, которое ныне хранится в ОГА СБУ.

«Утро прекрасное, синее небо, немного холодно. Мы поехали в цитадель, чтобы насладиться красотой древней Лавры. После непродолжительного совещания у генерала фон Армин мы поехали к Днепру. Доехав до середины реки, вдруг услышали сташный взрыв, как будто ударил гром. Перед цитаделью поднялся колоссальный фонтан песка и камней, который за короткое время упал бешеным градом на берег и в реку. Хотя мы еще не знали, что случилось, но почувствовали, что это один из садистских поступков россиян. Сразу за этим мы услышали еще один страшный взрыв на юге, в районе военной гавани. По возвращении мы узнали подробности несчастья в цитадели. Сначала взорвалась площадка перед цитаделью, на которой был расположен артиллерийский пункт наблюдения и зенитная пушка. Взрыв отобрал у нас много офицеров, унтерофицеров и солдат. Среди них мой знакомый, полковник фон Зейдлиц».

Отстроенный Успенский собор Киево-Печерской лавры

Известно, что советы всячески пытались скрыть факт подрыва исторических памятников Киева, под обломками которых погибли тысячи мирных жителей. Поэтому они обвинили в этом вандализме нацистов. Было даже опубликовано «Сообщение Чрезвычайной государственной комиссии», где отмечалось, что Лавру ограбили и разрушили по приказу немецкого командования. Кстати, известный подпольщик Иван Кудря в одном из своих отчетов в центр настойчиво просил разбрасывать над Киевом листовки с сообщением, что Киев уничтожили оккупанты, а не . Такие открытки, как писал в отчете Кудря, «производят особенное впечатление на народ и воодушевляют на дальнейшую борьбу».

Поэтому остается тайной, зачем лаврские экскурсоводы до сих пор «воодушевляют» тезисами листовок НКВД украинских и иностранных туристов.

9. Два года назад на территории заповедника появился новый объект - «Бриллиантовая писанка». К этому приобщились, как показывает пояснительная табличка, «сотрудники, партнеры, студенты, волонтеры». Понятно, что на изготовление объекта (состоит из 16 000 зеркальных частиц) пошли приличные средства. Непонятно, зачем он здесь пригодился. Символом каких христианских добродетелей или монастырских обычаев может быть объект «Бриллиантовая писанка»? Напротив, в Слове 33 Жития отца Феодосия культ сокровищ и имущества именуется «попустительством греху», которое преподобный изымал и сжигал в печи «как бесовское достояние».

«Бриллиантовая писанка» на территории Киево-Печерской лавры

Несомненно, что бриллиантовой писанке будет несравненно лучше разместиться где-то в экспозиции, например с межигорским «золотым батоном».

Уважаемые сотрудники заповедника, если у вас есть партнеры с деньгами, то советуем направить эти средства на восстановление Онуфриевской башни.

Онуфриевская башня

Или хотя бы на печать достойных статуса Национального заповедника входных билетов.

Сверху - билет в Венский художественный музей. Внизу (слева направо): билет в Национальный заповедник «Киево-Печерская лавра» и чек магазина «Фора» (они похожи на вид) и билет в Национальный заповедник «София Киевская»

И последнее. На протяжении пяти экскурсий мы ни разу не услышали словосочетание «национальная святыня» или «национальное достояние». И поэтому совсем не поняли, какую причастность к заповеднику имеет статус Национальный?

Для справки: согласно указу президента Украины N451/95 от 16 июня 1995 года статус национального предоставляют заведениям (учреждениям) Украины, достигший самых высоких показателей в своей деятельности по использованию интеллектуального потенциала нации, реализации идеи национального возрождения и развития Украины, внедрения государственного языка...

На вопрос Почему Киево--Печёрская--Лавра именно так прозвана?.. Какова её историческая примечательность?.. Что за мумии святых там?) заданный автором @@@*****TANNI==ANNA*****@@@ лучший ответ это
ссылка
Киево-Печерская лавра - один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония - Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения.
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) , а верхняя Лавра - в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.



Источник: Киево-Печерская лавра - один из первых по времени основания монастырей на Руси

Ответ от Невропатолог [активный]
определенно, лучший вопрос в ветке


Ответ от Прососаться [гуру]
Киево-Печерская Лавра - православный монастырь, основанный в 1051 году.
Центральной достопримечательностью являются пещеры, в которых вот уже более 900 лет почивают нетленные тела основателей монастыря - преподобных Антония и Феодосия, целителя Агапита, Нестора-летописца, Ильи Муромца, и мощи других 118 угодников Печерских.
Созданная ими община монахов вскоре привлекла внимание князя Изяслава, и он разрешил им построить на горе монастырь.
Община постепенно разрасталась, и после смерти Антония в 1073 году в нее входило 100 иноков.
Феодосий по благословению Антония ввел в монастыре строгий устав, по образцу греческого студийского, перенеся главные обители монастыря на близлежащую гору.
Названном Печерский - от слова пещера
Лавра - это название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху.


Ответ от Малоросский [гуру]
Не говорите и не пишите больше никогда ПечЁрская.
Это так говорил предыдущий патриарх. По аналогии с Печорским монастырём в Псковской области.
Лавра же ПечЕрская. От того, что монахи жили в пещерах. (печерах - по старому и как в теперешнем
украинском языке) . И район города где она находится называется Печерск с ударением на втором слоге.





Понравилась статья? Поделиться с друзьями: