Крестный ход на пасху 16 апреля. В Екатеринбурге прошел пасхальный крестный ход в поддержку «храма-на-воде

Светлая седмица, Свята́я неделя 2017 , важное о пасхальной неделе, особенности церковных служб и питания, а также венчание, крещение и отпевание в эти дни.

Христос пребывал на земле после Своего Воскресения 40 дней. Все эти дни богослужения Православной Церкви возвращают нас в ночь Святой Пасхи. “Христос Воскресе!” – приветствуют православные друг друга в эти Святые дни и троекратно «христосуются», отвечая "Воистину воскресе!" . Наиболее торжественно и радостно отмечается первая неделя (седмица) после Пасхи, которая называется Светлой. Она состоит из самого дня Пасхи и шести последующих дней, и в 2017 году заканчивается 22 апреля.

Богослужения всех дней этой недели подобны пасхальному. Только в эти дни церковного года Царские врата всегда открыты. На Светлой седмице алтарь подобен раскрытом Гробу, от которого Ангел отвалил камень. Любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием, происходящим в алтаре.

Светлая седмица - сплошная: то есть поста в среду и пятницу нет. Это касается и тех, кто собирается причаститься. Подготовка к причастию на Светлой седмице состоит из чтения пасхальных часов, пасхального канона, а так же исповеди.

Пасха 2017, Светлая седмица, пасхальные дни - все, что нужно знать об этих днях

Всю Светлую седмицу после утреннего богослужения каждый день проходит крестный ход . Ближе к концу службы в храме выстраиваются прихожане и служащие храма, подобно тому, как выстраивались на ночной пасхальный крестный ход. Процессия идет с зажженными свечами слева на право, с пением пасхального тропаря и четырехкратным окроплением святой водой, у алтаря верующие слушают Евангелие. Крестный ход сопровождается праздничным колокольным звоном.

Верующие в этот период церковного года вместо утренних и вечерних молитв читают Пасхальные часы . Перед началом трапез поется или читается троекратно пасхальный тропарь . В завершении трапезы читают или поют кондак Пасхи.

В пятницу Светлой Седмицы всегда празднуется память иконы Божией Матери Живоносный источник”, это переходящее относительно Пасхи событие. После литургии часто бывает водосвятный молебен перед этой иконой, совершается малое освящение воды.

На следующий день, в Светлую субботу , богомольцам раздается артос – освященный на пасхальном богослужении специальный хлеб – невынутая просфора, в русской традиции большого размера. Всю Светлую седмицу он находится на солее (в отсутствии служб в открытых Царских вратах), обносится вокруг храма с крестным ходом, а в Светлую субботу раздробляется на части и раздается верующим для употребления натощак в особых случаях.

На Светлой седмице венчания не совершаются. Крещение может проводиться в любой день Светлой седмицы.

В течение Светлой седмицы, как известно, не совершаются панихиды и литии , не произносятся ектении об усопших , это оговаривается богослужебным уставом. Отпевания усопших совершаются, но и они заполнены песнопениями Пасхи.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Евангельские чтения:
Лк. 10:25-37
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Есть интересная особенность, дорогие братья и сестры, в том значимом для человека-христианина назидании церковным уставом, которое сопровождает его в течение всего года. Заметьте, у каждого из нас в нашей жизни есть различные правила. Есть они в семье, есть они на производстве, в каких-то организациях, которые нередко чтут свои традиции. И чем более значимая и солидная организация, тем эти традиции и правила могут быть более основательными, серьезными и требующими к себе внимания – или же поверхностными, но не всегда. Есть и переживания, и чаяния, и вклады, которые были внесены когда-то в прежние годы в те или иные структуры, и люди, которые сегодня эти традиции чтут, стараются с особым вниманием их передавать своим помощникам, сотрудникам или чадам. Не всегда это бывает, конечно, глубоко, но нередко это бывает основательно и серьезно.

Вот и церковная традиция, поскольку имеет непосредственное отношение к источнику жизни, к Богу, несет в себе те правила, те слова, те особенности службы, которые встраивают человека в порядок и ритм неземной жизни. Вот почему непросто и порой даже сложно бывает участие в Богослужении – потому что человек раздроблен и у него всё восприятие этой жизни очень фрагментарное и нечеткое: от суетности и от того, во что он ежедневно погружается. И войти в церковную жизнь в одночасье ему сложно, а если он еще к тому же приведен в Божий храм насильно, емы становится очень тяжело. Да, мы призываем наших детей в храм, и это правильно; мы объясняем им значение и важность этого прихода, это верно. Но, вместе с тем, мы должны рассказывать им о важности для каждого человека войти вот в эти уставные, данные от Господа правила, через которые человек получает очень многое и внутренне, и внешне.

Сегодня в очередной раз в течение церковного года мы с вами слышали рассказ. Это притча о добром самарянине – о человеке, оказавшем милость тому, кто попал в беду. Есть внешняя канва этого события: мимо избитого разбойниками лежащего человека шли трое: священник, прислуживающий в храме левит и самарянин – тот, кого считали изгоем общества, недостойным внимания иудеев, и с кем не принято было общаться. И только этот последний оказывает милость: тратит свои силы, время, средства, вкладывает свое сердце и спасает от смерти истекающего кровью человека, привозя его в гостиницу и отдавая за него свои деньги. Ещё он обещает приумножить эту сумму, если оставленного не хватит на содержание и на лечение несчастного человека.

Вот так, из года в год, Церковь неоднократно предлагает людям войти в понимание этой притчи. Зачем с такой частотой? И, более того, в течение года неоднократно повторяется и эта притча, и некоторые другие. Есть такое понятие в духовной жизни: плавание умом в Священном Писании. Вы знаете, когда наблюдаешь за спортсменами, то обращаешь внимание в частности на красоту и отточенность действий, которые совершает человек в течение определенных моментов своей жизни. Эти действия могут отвлекать кого-то, если совершаются не вовремя, но могут и сподвигать кого-то собраться, если выполняются с определенной последовательностью. Я обращал внимание, как красиво можно плыть по поверхности воды. Это целое мастерство. И, как в каждом виде спорта, здесь есть свои правила. А вот плыть умом по Священному Писанию – это тоже мастерство, которым невозможно овладеть без практики. И вот для того, чтобы человек научился плавать – более того, красиво плыть, умело рассекать эту духовную водную гладь, но не руками, а душой и умом, ему предлагается войти в смысл и понимание прочитываемого. И постепенно, раз за разом, входя в эту незримую духовную гладь, наполниться Божьим словом – для того, чтобы учиться и получать от него силы. Заметьте: бывает, человек куда-то бежит, торопится и просто не видит, не замечает того, что происходит вокруг. Вот так же может быть и с Божьим словом. Второпях можно не заметить самого главного, не найти смысла, не получить пользы для себя, потому что был невнимателен и сердцем не укреплён. А в результате человек не получает того важного и значимого, без чего жизнь опресняется.

Рассказ об этом человеке, оказавшем милость страждущему, очень глубокий. Речь идет о милосердии, а вместе с тем о том, насколько можно быть невнимательным, даже находясь в сакральном пространстве. Ведь священник и левит – это два священнослужителя, которые только что молились. Казалось бы, они должны были войти в состоянии благосклонности, мира, тишины, готовности помогать, жертвовать собою, потратить силы и средства. Но один вообще не заметил несчастного, а другой сделал вид, что не заметил. И оба прошли мимо. А вместе с тем тот, кого они не воспринимали должным образом за человека, не просто оказывает содействие, а совершает подвиг, спасая человеческую жизнь.

Наши тайные порывы сердца, наши искренние или неискренние проявления Господь видит: Он читает наше сердце, как книгу, замечает, чем мы мотивированы, зачем совершили то или иное действие и различные поступки. Но вот наша с Ним связь может не наступить или прерваться, если мы по беспечности своей не учимся в этом церковном уставе найти для себя важные стороны постепенного возрастания в вере. Поэтому так важно изучать Богослужение, понуждать себя вчитываться в священные тексты, внимательно вслушиваться в течение службы, открывать дома и слушать в храме Божье слово для того, чтобы войти в живое, духовное общение с Богом, которое предполагает, что человек будет иметь решимость и стремление к тому, чтобы постичь эту науку.

Мы нередко обращаем внимание на то, как на асфальте, по которому едут наши машины, проходят глубокие полосы. Обычно после того, как они появляются, покрытие меняют, кладут новый асфальт, потому что колея накатывается, и если попасть в неё, особенно в непогоду, то можно повредить машину и попасть в неприятность. Но в духовной жизни такая колея постепенно накатывается для того, чтобы человек не выходил за пределы понимания своих стремлений, поступков и их последствий, от которых зависит будущая жизнь человека. Потому что он должен постепенно научиться поступать правильно всегда. Конечно, это происходит не быстро и не у всех. Но стремления, задачу, цель для себя поставить должен каждый человек. Ежедневно изучать Божье слово, регулярно погружаться в него умом и сердцем, готовясь к тому, что когда-то нам, если Господь даст, предстоит войти в состояние бесконечного Богослужения. Если к этому не привыкнуть здесь, в земной жизни, если себя к этому не приучить с помощью Божьей, то там это будет невыносимо тяжко, трудно для человека. Он не сможет находиться в этом пространстве и будет страдать и мучиться от того, что не вмещает этой Божьей правды и благодати.

Будем внимательны, дорогие братья и сестры, к нашим сердечным порывам. Будем радеть о научении в Божьем слове, будем полагать его в наше сердце, чтобы оно не только обласкало наш слух, но и вошло в нашу душу. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев

https://www.сайт/2017-04-16/v_ekaterinburge_proshel_pashalnyy_krestnyy_hod_v_podderzhku_hrama_na_vode

Христос воскрес, время действовать

В Екатеринбурге прошел пасхальный крестный ход в поддержку «храма-на-воде»

В Екатеринбурге прошел православный крестный ход, посвященный Пасхе и одновременно призванный поддержать строительство собора святой Екатерины на акватории городского пруда. Шествие стартовало в 16:15 от Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга, расположенного на пересечении улиц Куйбышева и Розы Люксембург.

Участники крестного хода начали собираться на площади между собором и «Атриум Палас Отелем» задолго до его начала. Основное пространство оказалось занято колоннами военных, курсантов Института МЧС и сотрудников спасательного ведомства, представителями свердловского ГУ ФСИН, полиции, воспитанниками Суворовского училища. Чуть в стороне от них выстроились воспитанники воскресных школ Екатеринбургской епархии и представители различных христианских благотворительных организаций.

Довольно много было людей в казачьей форме. Они, правда, не составили единой колоны, а рассеялись по пространству перед собором группками по пять-семь человек. Атамана Оренбургского казачьего войска Владимира Романова корреспондент сайт нашел стоящим в одиночестве перед алтарем внутри кафедрального собора.

Сказать, сколько пришло обычных горожан, оказалось трудно. Организаторы, в числе которых был и Фонд Святой Екатерины, надеялись, что придет около семи тысяч человек, и, по их оценке, примерно так и случилось. Эти данные подтвердили в ГУ МВД по Свердловской области.

Крестный ход предварила пасхальная вечерняя служба. Перед ее началом к собравшимся внутри собора вышел митрополит Екатеринбургский Кирилл. Поздравив всех с Пасхой, иерарх поинтересовался, готовы ли верующие к шествию и «не убоялись ли холода и снега?» Сегодня в Екатеринбурге столбик термометра не поднимался выше 1 градуса тепла, периодически дул пронизывающий холодный ветер и шел снег.

Традиционное пасхальное шествие в этом году проходит под девизом «Верим. Действуем». Статья с таким названием за подписью митрополита Кирилла была опубликована накануне с призывом совершать добрые действия во имя веры. «Действием», которое надеется совершить екатеринбургская епархия, является строительство храма святой Екатерины на акватории городского пруда. Ранее в Екатеринбурге проходили уличные акции против этого проекта, последняя собрала около 1500 человек.


После завершения вечерней службы участники двинулась по ул. Куйбышева в сторону ТРЦ «Гринвич», оттуда по ул. 8 Марта прошли до ратуши, повернули направо, по проспекту Ленина вышли к набережной Городского пруда и по ней, минуя резиденцию свердловского губернатора, вышли к киноконцертному театру «Космос» и от него уже к Храму-на-Крови. Путь у шествующих занял около часа. Сотрудники ГИБДД на это время перекрыли для движения транспорта участки дорог, по которым шли участники крестного хода.

От кафедрального собора и до набережной колонну возглавлял грузовичок «Газель» с колокольной установкой в кузове. За ней двигалась колонна с хоругвями, а далее необычные гости сегодняшнего мероприятия — отряд палестинских скаутов. В клетчатых шерстяных накидках через плечо и с волынками в руках — одним своим видом они производили яркое впечатление. Шотландские мелодии, которые скауты принялись исполнять, едва колонна двинулась, звучали необычно для православного шествия.

Как пояснил командир скаутов корреспонденту сайт, они прибыли из местечка Кадир-есиф в Палестине в Екатеринбург по благословению митрополита Иерусалимского Феофила III при поддержке Фонда Святой Екатерины специально для того, чтобы участвовать в крестном ходе.

Эстафету палестинских скаутов перехватили барабанщики Суворовского училища, исполнившие «Варяг» и Русский военный марш. Затем за дело взялись православные барабанщики. Свое выступление они также начали с исполнения Русского военного марша.

Колона участников крестного хода растянулась по всему участку ул. 8 Марта от Куйбышева до Ленина. Сложно сказать, сколько человек в ней шло, — не всегда можно было визуально отделить участников мероприятия от праздно прогуливающихся. В середине маршрута среди идущих удалось разглядеть свердловского губернатора Евгения Куйвашева и гендиректора РМК Игоря Алтушкина. Они заняли место по правую руку от митрополита Кирилла.


Напротив участка, где в акватории Городского пруда при участии РМК и УГМК планируется строить «храм-на-воде», шествие остановилось. Митрополит Кирилл благословил начинание. «Праздник Пасхи символизирует победу жизни над смертью. И очень символично, что владыка прошел сегодня вместе с нами крестный ход мимо этого места, которое выбрано для главного храма города Екатеринбурга», — отметил глава региона.

После приветственного «Христос воскресе!» и ответа «Воистину воскресе!», колонна двинулась дальше — через сквер у Малого театра к Храму-на-Крови. Здесь, восславив всех святых, чьи имена связаны со Средним Уралом, включая Святую Екатерину, Симеона Верхотурского и семью последнего российского императора Николая II, митрополит Кирилл прочитал небольшую проповедь. «Кто-то восславил Бога, а кто-то стал богоборцем. Не увидел всё явное доброе и предал Христа на распятии. Давайте думать и всегда делать выбор в пользу обращения к нашему Богу», — напутствовал церковный иерарх свою паству.


К этому времени, правда, люди уже начали расходиться. Кто-то потянулся к солдатским котлам с горячей кашей, установленным по правую сторону, кто-то домой. В 17:30 у храма начался праздничный концерт. Первыми на сцену вышли уже полюбившиеся многим скауты-волынщики из Палестины. Хедлайнерами шоу стала грузинская группа «Мгзавреби», любимая екатеринбургской публикой — в том числе той самой, что выступала против строительства «храма-на-воде».

Пасха 2017, когда и где бывает ночное и утреннее богослужение, на что обратить внимание, что взять с собой на Крестный ход

Традиционно главное православное пасхальное богослужение совершается ночью, в первые часы воскресного дня. Это происходит в память того момента, когда святые жены-мироносицы рано по утру "еще сущи тме" , пришли ко Гробу Спасителя, что бы помазать Его тело миром.

Подготовка в пасхальной божественной службе начинается с вечера. Обычно назначается время для исповеди, тогда и начинается чтение Деяний Апостольских. Во многих храмах это бывает уже с 21-го часа .

Далее следует Полунощница , она начинается примерно в 23 часа или немного позже, время определяет настоятель. В это время поется Канон Великой субботы и лежавшая три дня в середине храма Плащаница переносится в алтарь на Престол, где будет находиться вплоть до Вознесения.

Ко времени завершения полунощницы служащие храма уже выстраивают молящихся для несения хоругвей и икон на большой пасхальный Крестный ход. Первым встает несущий фонарь со свечой. За ним стоит прихожанин или алтарник, несущий крест. Далее по сторонам встают люди с хоругвями, их бывает минимум две - с изображением Иисуса Христа и Богородицы, но часто больше. Чаще всего хоругвеносцы – крепкие мужчины, нередко церковнослужители, так как несение хоругвей дело не легкое.

После хоругвеносцев располагаются прихожане с иконами, также в две колонны. В центре несут только икону Воскресения Христова. Если иконы не большого размера, то их нередко несут женщины и подростки. Вся эта группа выстраивается в храме до окончания полунощницы.

Пасха 2017, особенности ночного богослужения и пасхального крестного хода

На какое-то время в храме устанавливается полная тишина. И вот, когда приходит время, к стоящим присоединяются священнослужители и церковнослужители, а так же певчие, и Крестный ход начинает движение. Священник идет с трисвечником на котором расположены пасхальные свечи - желтая, красная и зеленая. Диакон совершает каждение, пономарь несет Евангелие. В руках у прихожан зажженные свечи, часто красного цвета. Нередко для пасхального крестного хода приобретаются или изготавливаются специальные лампады, что бы ветер не гасил пламя свечей. Когда все выходят их храма, двери его закрываются.

Пасха 2017, особенности ночного богослужения и пасхального крестного хода

По выходе из храма процессия направляется слева направо вокруг храма. В это время слышен Благовест – удары в один колокол. Все идущие тихо поют вместе с певчими: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

После того, как вокруг храма сделан круг (часто делают обход не только самого храма, но и всей прилегающей территории или монастыря), священник, подойдя к дверям храма, начертывает кадилом крест в воздухе и восклицает: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице… «Аминь» слышно в ответ и первый раз поется пасхальный Тропарь, колокола начинают праздничный звон. Далее с пением Пасхальных стихир народ входит в храм и начинается богослужение.

Православное ночное пасхальное богослужение имеет свои яркие моменты, характерные именно для него. Переоблачение священства во время многочисленных обходов храмового пространства на Пасхальном каноне, чтение Евангелия на нескольких языках, а также многочисленные восклицания «Христос Воскресе!» никого не оставят в стороне от чудесного события.

Если пойти на ночное богослужение не получилось, то во многих храмах проходят богослужения утром. Не редко, в крупных соборах, бывает и по две праздничных литургии утром, для того что бы все могли приобщиться к светлому празднику Христова Воскресения. Крестный ход бывает только один раз в сутки, в тех храмах, где не было ночного богослужения, пасхальный крестный ход совершается утром. Обычно это бывает заранее известно их храмового распиания служб и можно предварительно узнать по телефону.

В воскресенье после литургии (даже если она не одна), продолжается освящение приносимых традиционных блюдкрашеных яиц, куличей и пасх.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: