Можно причащаться после пасхи. Правило ко святому причащению на светлой седмице


Ставятся ли в вину навязчивые богохульные мысли ?

Здравствуйте, батюшка! Скажите, ставятся ли навязчивые богохульные мысли в грех? Или это просто, как говорят психотерапевты, обсессивное расстройство? Спасибо. Анна.

Анна, такие мысли чаще всего бывают при нападениях диавола. То есть это не Ваши мысли, но вражьи. Другое дело, что могут быть и определённые причины, почему нападение такого рода стало возможным или усилилось. Правда, разобраться в этих причинах не всегда легко, а иногда даже и опасно. Безопасней просто каяться, исповедоваться в том, что осознаём как грех, а также просить избавления от этой мысленной брани. В том числе просить помощи и избавления от подобных нападений в Таинстве Причащения. И вообще относиться к этому, как к стихии, буре, грозе, которые лучше перетерпеть, переждать, но не впадать в панику. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19).

Как бороться с помыслами?

Расскажите, пожалуйста, о борьбе с помыслами: во-первых, на молитве, во-вторых, когда идут мысленные наветы на ближнего: и чувствуешь, что это ложь, но она навязывается помыслами.

По общепринятому в святоотеческой письменности мнению, помыслы, возникающие и действующие в сфере нашего сознания, имеют своим корнем проявления тех или иных страстей. Святитель Григорий Нисский учит, что все они произрастают из худого делания ума . Многообразие страстных помыслов можно разделить на три основные категории: нечистые, или плотские; злые, или лукавые; а также помыслы кощунственные, или богохульные.

Нечистые помыслы присущи чувственному вожделению, лукавые свойственны злой воле, кощунственные в особенности одолевают омрачённый разум. Иными словами, дьявол нападает, внушая именно те помышления, какие в силу укоренённости той или иной страсти получили бы в нас наибольшее греховное развитие. По слову преподобного Макария Египетского, душа, не причастная Божественной благодати, наполняется великим злосмрадием нечистых и лукавых помыслов. Только в процессе духовно-нравственного преображения человека Святой Дух руководит им посредством достойных души помыслов, благих, чистых и святых.

Таким образом, сама способность владеть умом (в святоотеческой письменности - «хранение ума») есть дар Божий и приобретается всецелой обращённостью ко Христу, исполнением Его заповедей. Всякая молитвенная «техника» окажется безрезультатной, если не иметь в виду этого главного условия духовного преуспеяния. У священника Александра Ельчанинова есть такие слова: «Молитва - искусство; неправильно поставленная молитва усиливает внутренний хаос, особенно у нервно-неустойчивых людей». А один из лучших русских аскетических писателей отмечает: «Приготовлением к молитве служат непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх…» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Дух молитвы новоначального. Аскетические опыты. Т. 2).

В святоотеческой литературе особо исследуются стадии постепенного воздействия страстного помысла на душу человека. Если за так называемый прилог человек не несёт нравственной ответственности, то внимание к тому или иному помыслу, сочетание ума с ним, услаждение и дальнейшее пленение означают явное склонение нашей воли ко греху. Наиболее эффективным является отсечение помысла, или прилога, ещё до того, как он получил развитие в нашем уме. «Исходя из реальной опасности медления в помысле, за которым неизменно следует услаждение, желание и пленение, делающие победу над страстью всё более трудной и всё менее вероятной, поэтому святые отцы категорически запрещают останавливаться умом на страстных помыслах» (Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие).

Что касается злых помыслов или мысленных наветов на ближнего, то необходимо прибегать к самой серьёзной молитве с просьбой избавить именно от этого зла. Очень важно научаться терпению и стараться не проявлять внешним образом раздражения или неприязни - этих следствий внутренней брани. Если мы не научимся этому, то не сможем приступить к борьбе с внутренними проявлениями страстей. Но без помощи Божией, одними человеческими силами в мысленной брани не обойтись. Нельзя и самостоятельно браться распутывать собственные помышления, разбирать, какое именно они имеют происхождение, ибо «различение помыслов» есть высокий духовный дар.

Святые отцы советовали относиться к мысленной брани как к некой данности и не бороться с её проявлениями один на один, но, имея упование на милость Божию и осознавая свою немощь, научаться трезвению и решимости в исполнении евангельских заповедей. «Молитва твоя да будет постоянною жалобою на насилующий тебя грех. Углубись в себя, раскрой себя внимательною молитвою - увидишь, что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутреннюю борьбу и мучение , соделывающего тебя чуждым Богу» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Там же).

Как избавиться от мысленной
брани на Господа?

Батюшка! Не знаю, что делать и как избавиться от этой напасти! Дело в том, что на меня как будто что-то находит, а именно, брань в мыслях, брань на Господа Иисуса Христа. Я понимаю сердцем, что я думаю не то, что это хула на Господа. Мне только в церкви становится лучше, как будто отпускает, потом снова начинается. Я очень надеюсь на Ваш совет. Мне кажется, как будто дьявол вцепился в меня и не хочет отпускать. Знаю: он наводил такое же на Серафима Саровского. Может, ему молиться, чтобы избавил меня от этого. Простите меня. Максим.

Уважаемый Максим! Мысленная хульная брань не есть новость и далеко не на одного преподобного Серафима Саровского нападал и нападает враг рода человеческого. Причины этого могут быть различными, но одна из них та, что, видя хоть какое-то обращение человека ко Христу, к спасению, видя то, что мы положили начало покаянию и стараемся выйти из-под его полной власти, диавол и ополчается, и нападает именно с такими помышлениями. Причём, действительно, иногда Бог попускает действовать диволу с особо заметной для нас силой для того, чтобы мы поняли, как пленил нас грех и с кем в лице диавола мы имеем дело. Однако не надо паниковать и отчаиваться! В любом случае, каков бы ни был опыт Вашей церковной жизни, прежде всего обратите внимание на регулярные исповедь и причащение. Старайтесь причащаться за Литургией не реже, чем раз в месяц и каждый раз усиленно просите у Бога помощи и избавления от того, что Вас в тот момент беспокоит . Тревожит, преследует, как сейчас, такого рода мысленная брань? Вот и просите Господа избавить от неё в приобщении Его евхаристических Тела и Крови. Если будете это делать с верой и покаянием, то увидите, что помощь Божия не замедлит!

Греховны ли блудные мысли?

Вопрос о блудных помыслах. Если в воображении возникают эротические сцены с любимым человеком (мы не женаты), это плохо? Я поясню: я представляю, будто мы уже поженились и вступаем в близость. Но ведь я не планирую таких отношений до брака, и в моих фантазиях мы женаты. Является ли это блудными помыслами? Ведь я не помышляю блуда с этим человеком , я хочу стать его женой.

Эротические фантазии, которые начинают вдруг владеть умом и сердцем, не угодны Богу, потому что вне контекста конкретных супружеских отношений они бесплодны и подобны попыткам самоудовлетворения, весьма разрушительного для человеческой личности по той причине, что дают простор для безграничного и безудержного развития страстных фантазий. Последние, не находя реализации, порой толкают человека к разного рода извращениям, а то и к преступлениям на сексуальной почве. Можно ещё здесь добавить и то, что созданный по образу Божьему человек скрывает в себе великую силу, массу энергии, которая, если её не направить в нужное русло, может быть разрушительной и для себя самого и для других. Евангельская истина даёт нам прямую возможность распорядиться собой и силами наших душ наиболее лучшим спасительным образом, хотя это и требует узкого христианского пути. Свободный выбор, впрочем, здесь остаётся за нами.

Почему благочестивый человек восстаёт в мыслях на другого благочестивого человека?

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему когда я у себя дома зажигаю свечу, нормально себя чувствую, спокойно, а когда у сестры дома горит свеча, то меня начинает что-то тревожить и злить. Я начинаю нервничать. Что это такое и что мне делать? Андрей.

Скорей всего, это просто такое искушение от диавола, потому что именно этот персонаж и является источником всякого зла, смущения, тревоги и злости. Как говорят святые отцы, диавол имеет к нам доступ через наши грехи и страсти, особенно через те, к которым и видит в нас склонность . Если диавол замечает, что у Вас есть склонность конфликтовать с сестрой, то он и будет на уровне ощущений моделировать те или иные ситуации, чтобы данную конфликтность умножить или раздуть. Может и использовать при этом благочестивые предлоги. Это тоже вполне в стиле духов злобы. Апостол Павел говорит: «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор11:14–15). В общем, будьте осторожны с такого рода ощущениями: отгоняйте их молитвой, отсекайте, не давайте развиваться, не прислушивайтесь к ним. Будем воинами Христовыми, а не служителями собственных страстей!

Нужно ли бороться
с ощущениями святости в себе?

Батюшка! Недавно была в гостях у блаженной Матронушки в Покровском монастыре, где всё было знакомо и узнаваемо до мелочей. Вошла в храм и обомлела вся, чудо какое-то случилось со мной. Слёзы полились рекой, радостью переполнилась душа. Но почему я этого удостоилась, великая грешница? Чем больше исповедаюсь, тем больше вижу свои грехи. Каюсь и опять грешу. Не могу себя победить. Вера мне даётся очень тяжело: через болезнь детей, смерть внука, пьющего мужа. Молюсь за них за всех, за всех прошу у Бога прощения. Они неверующие. Порой силы оставляют меня, и только Иисусова молитва помогает мне. К сожалению, с батюшкой в нашем приходе я не смогла найти понимания, наверное, грешна очень. Извините за крик души. Ирина.

Уважаемая Ирина! Одной из важнейших добродетелей для христианина святые отца называют духовное трезвение, духовную рассудительность. Мы должны быть благодарны Богу за сам дар жизни и за дар веры, которая у нас есть. С верой во Христа, если не отступать от Него, от Спасителя, можно всё выдержать, перенести любые нестроения, в том числе и неверие ближних и, как Вы говорите, непонимание священника, отчего тоже никто не застрахован. И в этом смысле те или иные ощущения или своего рода личные откровения, исходящие, как нам порой кажется, от Бога, на самом деле не являются критериями истины. Да, это может служить своего рода утешением. Иногда, действительно, это исходит от Бога. Но если на разных видениях или ощущениях излишне концентрировать своё внимание, можно уйти совсем не в ту сторону и попасть в сети духовного опьянения, внутренней душевной нетрезвости, когда сердце начинает искать не покаяния, не борьбы с грехом, не молитвы, а различных ощутительных явлений, знамений и утешений. Святые отцы, опытно проходившие путь настоящей аскетики и спасения, от такого рода увлечений категорически предостерегают. Как себя надо вести в тех случаях, если мы почувствовали или увидели что-то необычное или даже сверхъестественное? Не принимать и не отвергать, как и говорят святые отцы. Ну есть и есть, было и было. И, действительно, если от этого не перестал быть менее грешным, то много ли в том пользы ? Настоящее же присутствие Бога в нас (Его благодати) - это мир душевный, или, как говорит Апостол: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22). Вот этого нам, христианам, и надо искать, а разного рода ощущения или даже видения, если вдруг посещают, пусть остаются на самом заднем плане. Так оно трезвее и спасительней.

Здравствуйте! Что делать, если покрестилась во второй раз? На этот шаг я пошла осознанно. И после крещения моя жизнь изменилась. Сейчас я пребываю в какой-то необъяснимой для меня гармонии. Я стала каждый день встречаться с Богом. Мой внутренний голос постоянно с Богом говорит. Я пошла на это, потому что не хотела никакой порчи и т.д. Мне тридцать лет, и я полностью отреклась от создания личной жизни, хотя до этого мозги работали по-другому: хотела иметь возле себя много мужчин и удовлетворять свои физические потребности. Я не замужем, а сейчас я развиваюсь в области науки. Но запуталась в делах житейских. Многие говорят, что я должна создать семью, отдать себя детям, мужу для того, чтобы исполнять библейские заповеди, где сказано: «Плодитесь и размножайтесь». Если это грех, то как мне вернуть всё на круги своя? С глубоким уважением. Благодарю Вас заранее. Екатерина.

Честно говоря, Екатерина, мне думается, что Вы излишне мудрите. Нужно несколько более трезво взглянуть на себя и на то, что с Вами происходит. И, думается, что есть нужда обязательно выходить замуж. Если Вы в принципе не желаете жизни в браке, это Ваше право и грехом не является. Цель земной жизни не есть обязательный брак и продолжение рода, этой целью является спасение от греха для жизни вечной, вхождение в Царство Небесное. Для этого вовсе не обязательно предпринимать какие-либо необычные внешние действия (к примеру, креститься второй раз, поскольку это в принципе не принято в канонической практике Церкви). Для этого нужно прийти в такое внутреннее устроение души и сердца, при котором ничто (ни гордость, к примеру, ни гнев, ни осуждение других) не препятствовали бы общению с Богом. И вот здесь несколько настораживает то, что Вы будто каждый день встречаете Бога и Ваш внутренний голос постоянно с Богом говорит. Но прямое общение с Богом не такое простое, как это иногда может показаться, дело. Святые отцы, на практике постигшие, что это такое, предупреждали, какие большие опасности подстерегают на этом поприще людей, в молитве ещё неопытных, говорили об опасности так называемой «духовной прелести». Святые говорят об этом состоянии, как о высшей и очень тонкой форме лести , то есть обмане прельщаемого, как о «повреждении естества человеческого ложью». Прельщённому человеку может казаться, что он достиг определённых духовных высот, личной святости, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. Но на самом деле впавшему в духовную прелесть могут являться демоны, выдающие себя за ангелов или святых. Фактически, в таком состоянии человек очень легко принимает ложь, являющуюся следствием внушения, за истину. Поэтому советую Вам быть максимально осторожными с голосами и ощущениями и лучше всего прийти со всем этим на исповедь.

Что делать, если у тебя
появляются помышления?

Батюшка, простите за вопрос, который я Вам задам, но мне не даёт покоя. Я сегодня была в церкви и, когда подошла к одной иконе, то подумала: «Какая странная икона». Я сразу же испугалась такой мысли и осенила себя крестом, крест у меня получился нелепый, мне стало стыдно за такое махание руками. Я думаю, что я согрешила. Батюшка, я хочу исповедать этот грех. Подскажите, как он называется. Это, наверное, осквернение святыни? Или мне на исповеди подробно всё описывать? Заранее спасибо. Лилия.

Уважаемая Лилия! Вряд ли это можно прямо назвать осквернением святыни, скорее, это проявления того , что в святоотеческой аскетике называется мысленной бранью, то есть мысленная и чувственная стихия, которой мы не в состоянии вполне управлять из-за нашей общей греховности. Святые отцы говорят о том, что обычного человека посещают три рода мыслей: от Бога, от самого человека и, увы, от диавола. И наше проблема в том, что мы, будучи грешниками, не имеем над этими мыслями власти, даже и не в состоянии определить, какая мысль какое именно происхождение имеет. Более того, обычному человеку распутывать весь клубок помышлений нельзя! Это просто опасно, поскольку можно и вовсе запутаться и даже душевно повредиться, ведь диавол - великий путаник. Он часто к нам и подступает с желанием нас смутить и запугать. Поэтому святые отцы рекомендуют навязчивые, богохульные, нечистые, осуждающие, смущающие и т.д. помыслы просто отсекать, не обращать на них внимание, не давать развиваться, молясь Богу, словно бы говоря Ему: «Господи, Ты видишь, что эти мысли осаждают меня и я не в состоянии с ними разобраться, поэтому избави меня от них или разберись с ними Сам!» В общем, порой нужно относиться к мыслям, как к стихии (дождь, снег, ветер, буря, гроза), на которую мы повлиять не можем, но которую можем перетерпеть, стараясь при этом не оставлять своих прямых обязанностей. Что касается исповеди, то Вы имеет право исповедовать и смущающие мысли, однако важней научиться молитвенно отгонять эти мысли в тот момент, когда они приходят, прося у Бога помощи и , что ни маловажно, не впадая в панику.

ПОМОЩЬ БОЖИЯ ПРИДЁТ

Как научиться терпению, если муж оскорбляет и унижает тебя?

Здравствуйте! Помогите мне понять, как вести себя так, чтоб было угодно Богу. Близкий человек унижает, оскорбляет нецензурными словами, при этом не желает реагировать на мои просьбы не делать этого. После очередного такого на меня давления я начинаю болеть, и длится моё недомогание не один день. Бывает так, что и разговаривать не могу. В таком состоянии нет сил вставать на молитвенное правило, поэтому слушаю лежа по компьютеру молитвы, церковные песнопения. Расскажите мне, пожалуйста, о терпении. По Евангелию, через терпение с любовью мы стяжаем дух смирения. А если у нас мнимое терпение, то есть без любви, то со временем накапливаются обиды, злость к человеку, что приводит к адской душевной боли. Понимаю, что это состояние отдаляет от Бога. Мы должны прощать, чтоб и Господь нас простил. Как мне научиться терпеть с любовью и угодить Богу. С уважением, Елена.

Уважаемая Елена! В принципе Вы, конечно, правильно ставите вопрос о необходимости терпения , потому что терпение - истинно та добродетель, которая способствует обретению спасения как такового. Христос ясно говорит: «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф 24:13), однако можно здесь заметить ещё и следующее. Истинное терпение должно осуществляться с верой, быть благодатным. Для этого в трудных обстоятельствах в особенности нужно искать помощи Божией и стараться не унывать, поскольку уныние или депрессия не есть проявления терпения, но, скорее, наоборот. Кроме того, современное церковное право указывает на то, что, если неадекватное поведение одного из супругов являет собой прямую угрозу для жизни и здоровья другого, то это может быть уважительной причиной для развода. То есть осуществление терпения в нашей жизни не есть задача совершения чего-то невозможного, но того, что осуществимо с помощью Божией, хотя и может казаться, что всё это сверх обычных человеческих сил. К сожалению, порой бывает так, что по гордости, мы больше надеемся на себя, замыкаемся на себе, а о помощи Божией забываем. Печальными следствиями этого бывают душевные надрывы, уныние, а то и психические расстройства. Постарайтесь быть в этом плане максимально острожной в отношениях с мужем, старайтесь не таить и не культивировать обиды, а главное - просите у Бога терпения и смирения, в особенности когда приступаете за Литургией к Чаше Христовой.

Как обрести душевную радость
и избавиться от беспокойства?

Здравствуйте, я получила ответ на Ваше письмо! По мере сил молюсь Матери Божией о помощи и Господу нашему о вразумлении мужа моего, тем более что развода он не даст. Посещает мысль, что Господь всё знает и видит, потому и попускает мне эти испытания. Понимаю, что во благо, но у меня такое чувство, что я скатываюсь вниз, Господь оставил меня. Что-то не так в моей жизни, что-то я упустила. Постоянно в храме подаю записки о здравии не только за родных, но и за обидчиков, надеюсь, что Господь, увидев мою немощь, будет милостив и ко мне грешной. Вчера на празднике Успения Пресвятой Богородицы причастилась, получила облегчение телесное. Но в душе какая-то неудовлетворённость, беспокойство, нет той душевной радости, облегчения, которая бывает после исповеди. Батюшка, к сожалению, не знаю Вашего имени, помолитесь за меня грешную. Храни Вас Господь! Елена.

Елена! Душевная радость и ясность даются не сразу, всё это требует определённой укоренённости в духовной жизни. Поэтому ждать или требовать от Господа, чтобы он всё расставил у нас в душе по местам после одного Причастия несколько наивно, ведь у нас в душе столько всего нами самими же напутано, так что за один раз невозможно, как говорил святитель Феофан Затворник, «с Богом расквитаться»! Нет, цель другая: не просто стать хорошими и правильными, но всецело прилепиться к Богу, как малые дети к любящим родителям. Вот если будет в нас именно такое постоянное стремление к Богу, тогда придут к нам и мир в душе, и духовная ясность!

Как научиться не обижаться?

Здравствуйте, батюшка! Благословите! Я обидчивая. Хочу не обижаться на людей. Мне тридцать лет. А я до сих пор держу в душе обиду на свою бабушку. Нас две сестры, я - младшая. Помню, что в детстве всегда говорили, будто моя старшая сестра добрей, и лучше, и щедрее, а я всегда была, по словам моей мамы и бабушки, жадной, незаботливой, ворчливой. Главное ощущение из моего детства: в детстве было всё плохо, никто меня не любил, никто не понимал, друзей не было. Вышла замуж. Вот тут и началась моя встреча с Богом и путь к Нему. Как научиться не обижаться? Читала и слушала проповеди, но пока всё равно страдаю этим грехом. А бабушка - это особенный случай. Не могу простить ей. Это по папиной линии бабушка . Мама её очень не любит, всегда ругается, злится на неё. Бабушка на самом деле хитрила много и обижала. Чужих людей обманывала, маму обманывала. Как мне простить ей её нелюбовь ко мне? Как мне справится с обидами? Спаси Вас Господь! Наталья.

Уважаемая Наталья! В таких сложных случаях важно само усилие, которое мы можем с Божией помощью проявлять в плане преодоления обид и осуждения. Почти не бывает так, чтобы обида культивировалась в течение многих лет, а потом вдруг в одночасье исчезла. Как правило, то, что отравляет в душе жизнь долгое время, требует длительного лечения. Другое дело, что к самому лечению, к лекарству от греха, нужно прибегать. Думаю, что, будучи верующим человеком, Вы и сами понимаете, что таким лекарством является Христос. Однако для многих из нас, христиан, оказывается то, что, имея это понимание, мы всё же плохо с собственными грехами или страстями боремся, но склонны или ожидать немедленных результатов, или вообще пребывать в некой духовной пассивности, хотя, казалось бы, имеем во Христе и Его Церкви всю полноту благодати и помощи Божией. Увы, такова наша общая греховная инерция, которую можно выразить словами одного поэта: «От жажды умираю над ручьём». Так вот, всё же у нас есть возможность стараться не умирать от духовной жажды возле источника благодати, но черпать из него постоянно - во все дни нашей земной жизни. Применительно к той проблеме, о которой Вы говорите, это может означать регулярное обращение к Богу с просьбой ослабить имеющееся чувство обиды, постепенно изгнать его из сердца. Неплохо просить об этом же, когда приступаем за Литургией к Чаше Христовой. Не повредит и регулярная молитва о тех, на кого в сердце ещё таится обида! Помощи Божией в этом!

Как избавиться от депрессии
и пустоты в душе из-за отсутствия личной жизни?

Здравствуйте, батюшка, помогите, пожалуйста! У меня никак не складывается личная жизнь. Меня все бросают, я никому не нужна. Были как-то отношения полтора года, но парень бросил, нашёл другую. Я очень сильно переживала, потому что любила его. После него три года не было серьёзных отношений, никому не могла доверять. Да и знакомиться мне трудно, очень скромная, могу раскрыться только после некоторого общения, а парни таких не любят, им нужны девушки пораскованней. Вот недавно познакомилась с парнем. Всё было хорошо, он относился ко мне совсем по-другому, по-доброму, но спустя четыре месяца пропал, стал избегать меня, игнорировать, сказал, что я ему не нужна, что он меня не любит. Сейчас он общается с моей подругой, которая дружит с его знакомым, они теперь все вместе общаются, а меня все бросили. Зачем им человек, с которым скучно ! В душе такая пустота, депрессия, как мне его забыть, так хочется быть с ним, но это невозможно, я же не могу заставить меня полюбить! Помогите, пожалуйста, есть ли какие молитвы, и как попросить у Бога помощи в такой ситуации! Екатерина.

Уважаемая Екатерина! Очень многое всё-таки зависит от нашей веры, а не от формы или количества слов в молитве. Действительно, невозможно заставить кого-либо себя полюбить. Да и что в таком случае подразумевается под любовью как таковой? Если страстная привязанность и желание обладать другим человеком, желание получать от него одно только удовольствие, то такая любовь чаще всего бывает непрочной и скоропроходящей… и, увы, после разочарования оборачивается нешуточными драмами, а то и трагедиями. Поэтому искать нужно не любви любой ценой, а единства и служения Богу и друг другу в законном браке, что даётся Богом тогда, когда Ему это угодно, когда Сам Бог видит, что применительно к конкретным людям, Его чадам, действительно, это возможно.

Феномен навязчивости определяют как появление в сознании мысли, представления или каких-либо явлений, не связанных в данный момент с содержанием сознания и воспринимаемых больными как эмоционально неприятные. Навязчивые мысли «господствуя» в сознании, порождают эмоциональную напряженность, способствуют дезадаптации человека в окружающей его среде. Навязчивыми, то есть существующими помимо воли и желания человека, могут быть как определенные мысли, воспоминания, представления, сомнения, так и действия.

Навязчивые страхи именуются фобиями, навязчивые мысли — обсессиями, а навязчивые действия — компульсиями.

Фобический синдром (по гречески phobos — страх) явление очень распространенное. Различают множество фобических состояний. К примеру, нозофобия (боязнь болезни); агорафобия (боязнь открытых пространств); клаустрофобия (боязнь закрытых пространств); эрейтрофобия (боязнь покраснения); мизофобия (боязнь загрязнения) и др. Все это примеры патологических, то есть не связанных с реальной угрозой, страхов.

Бывают страхи от малодушия, трусости. Трусость можно, к сожалению, и привить. Если, скажем, ребенку каждые пять минут говорить примерно следующее: «не трогай», «не залезай», «не подходи» и т. п.

Психологи выделяют так называемые родительские страхи, которые «перекочевывают» от родителей к детям. Это, например, боязнь высоты, мышей, собак, тараканов и многое другое. Перечень этот можно продолжать и продолжать. Так вот эти устойчивые страхи впоследствии нередко можно обнаружить и у детей.

Различают страх ситуативный, который возникает в момент угрозы, опасности, и личностный, возникновение которого связывают с особенностями характера. Приведу пример мизофобии, то есть навязчивого страха заражения, загрязнения. Насколько это тяжкое страдание наглядно видно из этих строк.

«Здравствуйте доктор!

У меня мания чистоты и настолько сильная, что не могу это уже никак контролировать. На улицах стараюсь избегать какого-либо контакта с людьми и грязных мест, кажется, что везде нагажено и я получаю все это "на себя". Естественно, что придя домой, начинается процесс долгого и длительного "намывания" всего — всю одежду в стирку (даже если загрязнения были минимальными). Всё, чего коснулся грязной одежей протираю водкой, а сам отправляюсь в душ часа на 3-4. Причем время "намывания" постоянно увеличивается. То есть, когда мою руки, кажется, что чего-то коснулся снова — и начинается процесс мытья сначала. Поледнее время у меня появилась реальная нервная тряска по выходе из ванной (чем-то напоминает болезнь Паркинсона) и грубая внутренняя истерика (печальный рекорд — 30 часов в ванной на ногах 22—23.09.06). Весь мой мир ограничился постелью и компьютером. Все остальное я уже потерял: институт, друзей, да и работу скоро потеряю. С работы прихожу в 22:30, душ — до 3: 00, на работу — в 9 утра. Это ВСЯ моя жизнь сейчас».

Очень часто навязчивости являются следствием демонического воздействия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

Преосвященный Варнава (Беляев) пишет: «Ошибка нынешних людей заключается в том, что они думают, что страдают только "от мыслей", а на самом деле еще и от бесов… Так, когда пытаются победить мысль мыслью, то видят, что противные мысли — не просто мысли, но мысли "навязчивые", то есть с которыми сладу нет и перед которыми человек бессилен, которые не связаны никакой логикой и для него чужды, посторонни и ненавистны… Но если человек не признает Церкви, благодати, святых Таинств и драгоценности добродетелей, то есть ли ему чем защищаться? Конечно, нет. И тогда, раз сердце пусто от добродетели смирения и с нею от всех прочих, приходят демоны и делают с умом и телом человека, что хотят (Мф. 12, 43-45 )».

Эти слова владыки Варнавы в точности подтверждаются клинически. Неврозы навязчивых состояний лечатся значительно труднее всех остальных невротических форм. Зачастую они совершенно не поддаются никакой терапии, изнуряя своих обладателей тяжелейшими страданиями. В случае упорных навязчивостей человек стойко лишается трудоспособности и попросту инвалидизируется. Опыт показывает, что подлинное исцеление может наступить только по благодати Божией.

Я именую невроз навязчивых состояний наиболее демонически уязвимой формой невротических расстройств. Иначе как можно, к примеру, расценить непреодолимое желание мыть руки до нескольких десятков раз перед едой или пересчитывать пуговицы на пальто у встречающихся прохожих и т. п.? При этом больные ужасно страдают, мучаются от своих состояний, тяготятся ими, но ничего с собой поделать не могут. Кстати, сам медицинский термин «обсессия», обозначающий навязчивые явления, переводится как одержимость. Епископ Варнава (Беляев) еще пишет по этому поводу: «Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов. Внезапно появившиеся помыслы, как буря, обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Но положим, что мы имеем дело с опытным подвижником. Он вооружается сильной и крепкой Иисусовой молитвой. И начинается и идет борьба, которой не предвидится конца.

Человек ясно сознает, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Но весь эффект впереди. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи. И вот в тот момент, когда человеку кажется, что действительно, может быть, борьба эта бесконечна, и когда он уже перестает верить, что есть же такое состояние, когда люди живут спокойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно… Это значит — пришла благодать, и бесы отступили. В душу человека проливаются свет, мир, тишина, ясность, чистота (ср. Мк. 4, 37-40 )».

Развитие навязчивости можно сравнить с развитием греховной страсти. Этапы примерно те же. Прилог сравним с появлением в сознании навязчивого помысла. И далее очень существенный момент. Или человек его отсекает или начинает с ним сочетаться (рассматривать его). Далее идет этап сосложения. Когда возникший помысл представляется достойным более глубокого рассмотрения и собеседования с ним. Следующий этап — пленение . Это когда не человек руководит развившейся в сознании мыслью, а мысль руководит им. И, наконец, собственно навязчивая мысль . Уже достаточно оформленная и закрепившаяся в сознании. Самое плохое, что человек начинает этой мысли верить, а она — от лукавого. А бедный страдалец пытается рационально победить эту «умственную жвачку». И помногу раз прокручивает в сознании этот «навязчивый» сюжет. И как будто решение близко, еще чуть-чуть… Однако мысль вновь и вновь пленяет сознание. Человек не может понять, что решения навязчивости не существует. Эта не трудноразрешимая проблема, а козни бесовские, которым нельзя верить и с которыми нельзя собеседовать.

Как реагировать на появление навязчивых мыслей? Во-первых с навязчивыми мыслями не нужно «собеседовать». Они оттого и называются навязчивыми, потому что не поддаются никакому логическому осмыслению. Вернее, осмыслить-то возможно, но потом эти же мысли опять всплывают в сознании и это повторяется вновь и вновь. Природа таких состояний демоническая. Посему следует не сослагаться с подобного рода мыслями и молиться Богу о помощи. Таким образом только по благодати Божией и при собственном усердии навязчивости (читай — демоны) уходят.

За годы работы сложилось правило борьбы с навязчивыми состояниями. Необходимо следующее:

  • Не верить содержанию навязчивости
  • Не сослагаться с навязчивыми помыслами
  • Призывать Благодать Божию (молитва, Таинства Церкви)

Кратко поясню эти положения. Предположим, что человек поверил навязчивому помыслу, происхождение которого почти всегда от лукавого. И что дальше? А дальше, как правило, внутренний конфликт. К примеру, человек принял хульные помыслы или какую-то скверну от врага и расценил эти мысли как свои. И вот уныние… человек деморализован и пребывает как бы в параличе. «Какое же я ничтожество, — говорит он себе - мне нет места в Церкви, я недостоин причащаться». А враг потешается. Мысли ходят по кругу и выхода человек не видит. Поэтому верить таким помыслам нельзя.

Нельзя с ними и сослагаться. Некоторые пытаются доказать что-то бесу и выстраивают в своем сознании разные аргументы и как будто им кажется, что они справились со своей задачей. Но как только в мысленном споре поставлена последняя точка, все повторяется заново, будто бы никаких аргументов человек и не выдвигал. Победить врага таким образом не удастся.

И, конечно, без Бога и Его помощи и благодати не справиться.

Существуют и навязчивые мысли у психически больных людей. Например при шизофрении. В этом случае навязчивости, в большей степени, следствие болезни. И их нужно лечить медикаментозно. Хотя, конечно, нужно и лечиться и молиться. Если сам больной не в состоянии молиться, то молитвенный труд должны взять на себя его близкие.

В свое время я столкнулся с любопытным клиническим случаем. Мне пришлось консультировать семью, в которой мать и сын страдали навязчивыми страхами за свое здоровье и попеременно индуцировали друг друга.

В ходе беседы выяснилось, что мать моего пациента продолжительное время лечилась ранее у психиатров по поводу навязчивых страхов, сам же он рос очень впечатлительным, эмоциональным мальчиком. В 18-летнем возрасте у него впервые возник навязчивый страх появления злокачественной опухоли. Больной постоянно стремился осматривать свое тело, изучать медицинскую литературу по вопросам онкологии, был подавлен, угнетен. При этом юноша уточнил, что страх возник внезапно, после того, как мама рассказала ему о своем бывшем недуге.

На этом фоне у матери вновь возникли страхи за свое здоровье. Она решила, что у нее рак крови, так как чувствовала себя вялой, апатичной. После консультации у онколога оба были признаны здоровыми и вскоре выздоровели от мнимой болезни, но потом еще дважды заболевали фобиями. Один раз это было связано с инфарктом бабушки — и они решили, что страдают сердечными недугами. А в другой раз боялись умереть в автокатастрофе. Причем, вначале страх возникал у кого-нибудь одного, а потом появлялся и у другого.

Подобные случаи, когда после появления навязчивых страхов у одного из членов семьи заболевали и другие домочадцы, известны. Так, психиатр С. Н. Давиденков описал больного, страдавшего тиком и боязнью покраснеть или вспотеть. Сестра его матери страдала навязчивостью по поводу излишней потливости, одна из ее дочерей — боязнью покраснеть, а сестра самого больного — боязнью разрыва сердца. Вот такое бывает.

Семья, которую мне пришлось консультировать, была неверующей. А когда в душе нет веры, нет страха Божия, в ней могут «расцветать» другие — болезненные, нелепые, навязчивые страхи. Душа по природе своей христианка, и, может быть, существуя в бездуховной среде, она по-своему скорбит и «трясется» по любому поводу.

Мне вспоминается пациент, который испытывал выраженный страх смерти после перенесенного инфаркта миокарда. Усилия врачей увенчались успехом. С Божией помощью наш больной поправился, сердце окрепло, но его не отпускал этот мучительный страх. Особенно он усиливался в общественном транспорте, в любом замкнутом пространстве. Мой пациент был верующим человеком, и поэтому мне легко было откровенно беседовать с ним. Я, припоминаю, спросил его, может ли с ним что-либо случиться без соизволения или попущения Божия. На что он с уверенностью ответил: «Нет». «А в таком случае», — продолжал я, — «неужели Вы полагаете, что Ваша смерть может стать нелепой случайностью?» И на этот вопрос мой пациент произнес утвердительное «нет». «Ну так и снимите с себя эту ношу и перестаньте бояться!» — примерно так я ему посоветовал.

В конечном итоге наши размышления свелись к тому, что он «позволяет себе умереть», если так будет Богу угодно. Через какое-то время вот что он мне поведал. Когда страх возник вновь, он внутренне сказал себе: «Моя жизнь в руках Божиих. Господи! Буди воля Твоя!» И страх исчез, растворился, как сахар в стакане горячего чая, и больше не появлялся.

Невротические страхи тем и характерны, что не обусловлены никакой реальной угрозой или угроза эта надумана и маловероятна. Православный врач В. К. Невярович справедливо утверждает: «Навязчивые мысли часто начинаются с вопроса: "А вдруг?" Далее они автоматизируются, укореняются в сознании и, неоднократно повторяясь, создают существенные затруднения в жизни. Чем больше борется человек, желая от них избавиться, тем более они овладевают им.

Кроме того, в подобных состояниях имеет место слабость психической защиты (цензуры) из-за природных особенностей человека или в результате греховного разрушения его души. Хорошо известен, скажем, факт повышенной внушаемости у алкоголиков. Существенно ослабляют душевную крепость блудные грехи. Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями».

Нередко мне приходится встречаться с разного рода страхами, происхождение которых я связываю с религиозным невежеством, непониманием сути святого Православия. К примеру, в состоянии страха и растерянности приходят на прием люди и говорят примерно следующее: «Я сильно согрешал тем, что передавал на службе свечи левой рукой» или «Я потерял крестильный крестик! Теперь все пропало!» или «Я нашел на земле крестик и поднял его. Наверное я взвалил на себя чей-то жизненный крест!» Горько вздыхаешь, выслушивая такие «жалобы».

Другое распространенное явление — различные суеверия (типа «черной кошки» или «пустых ведер» и т. п.) и произрастающие на этой почве страхи. Собственно говоря, подобные суеверия — это не что иное, как грех, в котором следует покаяться на исповеди.

Почему человек может быть обуреваем дурным мыслями? Как от них защититься? Ведь самый страшный ад - это тот, что человек сам для себя строит в собственной голове.

Дурные мысли могут иметь самое страшное и трагическое значение для человека, ведь намерение - уже очень много.

Самыми различными причинами может быть вызвана та или иная мысль, не так ли? В любом случае (верим мы или нет, хотим или не желаем) на наш грубый, телесный мир, воздействуют в огромном количестве духи, обитатели мира тонкого.

Всякая навязчивая негативная, тяжелая дума может быть плодом внушения, полученного от лукавого.

Уныние, по слову святого преподобного батюшки Серафима Саровского - самый страшный грех, ибо оно - корень остальных грехов, каждого в отдельности и всех вместе. Действительно, чего не совершит человек в состоянии депрессии?

Сила веры - спасение души

Тот, кто искренне верит в Господа и уповает на Его святую помощь, и может искренне читать молитву для защиты от дурных мыслей, надежно защищен от всякого зла. Бог видит искреннее усердие Своих чад, и избавляет от коварного уныния и внутреннего озлобления. Есть множество молитв, которые помогают именно от этого незначительного на первый взгляд греха - ну бывает у всех плохое настроение, казалось бы, ничего греховного тут нет.

Но невнимательное отношение к своей душе не проходит бесследно - если Вы почувствовали первые признаки посещения Вас дурными мыслями - просите Бога защитить Вас от них прежде даже, чем от прочих бед. Если Вы остаетесь в таком состоянии, случиться может все, что угодно - самые страшные и нереалистичные сценарии станут явью так, что Вы даже и не заметите произошедших перемен в себе самом.

Соблюдайте душу свою в чистоте, бегите всякого зла и греха, но особое внимание уделяйте, особые усилия прикладывайте для избавления от плохих, навязчивых, негативных мыслей. Ведь именно от духовная чистота защищает истинно верующего от происков зла.

Спасительные молитвы

Православные христиане для спасения от навязчивых, плохих мыслей, используют, по совету батюшки Серафима, Саровского Чудотворца, две молитвы - самых простых, понятных и доступных каждому. Ими легко заменить любую нехорошую мысль, мучающую Вас, они дисциплинируют ум, помогают лучше концентрироваться.

Называется она «Иисусова молитва», и может быть, кроме полного варианта, выражена лишь двумя словами: «Господи, помилуй!». Если молитву читать постоянно, то молиться Вы начинаете даже на уровне подсознания, а значит, Вы защищены от негативных навязчивых мыслей на всех уровнях, и кроме того - выполняете завет апостола Павла, который сказал: «Непрестанно молитесь!».

Молитва «Иисусова»

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!»
словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Кроме того, старец Серафим советовал читать молитву от всякой скверны, называемая также молитвой Святой Троице . Самого Бога мы приглашаем под сень нашего сердца, чтобы Он очистил жилище нашего духа от всякой скверны - как порчи, так и просто негативных, навязчивых и дурных мыслей.

Молитва Пресвятой Троице

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.»
дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Как защищаться от дурных мыслей?

Есть огромное количество нехристианских (откровенно языческих, колдовских, сатанинских) обрядов и заговоров. Не всякая молитва от плохих мыслей полезна нашей душе. Молитва Богу - общение с самим Создателем, а не заговор и не заклинание, важно не смешивать понятия, и всегда их различать.

Нельзя в ритуалах и обрядах, направленных на защиту от негативных навязчивых мыслей и дурных стремлений, применять церковные атрибуты: крещенскую воду, восковые свечи, просфору.

Нужно использовать данные нам от Господа средства достойно, и не совершать новых грехов, пытаясь избавиться от груза грехов былых.

Крещенская вода спасает от уныния, будучи выпита с верой и благоговением, а не из-за особых слов, сказанных над ней. Свечу можно возжечь, если Вы хотите поговорить с Богом, помолиться Ему, попросить о помощи и содействии в борьбе с грехами и невеселыми мыслями. Просфору можно есть натощак для просвещения ума и очищения помыслов.

Каждое средство, предлагаемое Святой Матерью Церковью - хорошо и актуально, может и должно быть применено, но не стоит относиться к нему, как к панацее или магическому амулету. Каждое обращение к Богу должно быть искренне и чутко, в иных случаях эти обращения не подействуют, а только погрузят Вас глубже в Ваши негативные, дурные и навязчивые мысли.

.

Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос:

"Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?"

Вопрос хороший. Однако он выдает отсутствие четкого понимания вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно причащаться. В пользу этого утверждения мне бы хотелось привести в обобщенном виде ряд аргументов:

1. В первые века истории Церкви, как мы видим в канонах и святоотеческих трудах, участие в Литургии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. (Об этом советую прочитать статью: "Когда и как нам следует причащаться".) Однако со временем, особенно в наших краях, уровень благочестия и понимания среди христиан стал падать, и правила подготовки к причастию стали строже, местами даже чрезмерно (в том числе двойные стандарты для духовенства и мирян). Несмотря на это, причащение на Пасху было общей практикой, сохраняясь по сей день во всех православных странах. Однако некоторые откладывают причастие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает приступать к Чаше каждое воскресенье Великого поста и всего года. Таким образом, в идеале нам следовало бы причащаться на каждой литургии, особенно в Великий Четверг, когда была установлена Евхаристия, на Пасху и на Пятидесятницу, когда родилась Церковь.


2. Тем, на кого возложена епитимья по причине какого-либо тяжелого греха, некоторые духовники разрешают причаститься (только) на Пасху, после чего, еще некоторое время, они продолжают нести свою епитимию. Эта практика, которая, тем не менее, не является и не должна быть общепринятой, имела место еще в древние времена, в помощь кающимся, чтобы укрепить их духовно, позволив и им приобщиться к радости праздника. С другой стороны, позволение кающимся причаститься на Пасху указывает на то, что простого течения времени и даже личных усилий кающегося недостаточно, чтобы избавить человека от греха и смерти. Ведь для этого необходимо, чтобы Сам воскресший Христос послал свет и укрепление душе кающегося (подобно тому, как преподобная Мария Египетская, которая вела распутный образ жизни до самого последнего дня своего пребывания в миру, смогла встать на путь покаяния в пустыне только после причащения Христу). Отсюда появилось и распространилось в некоторых местах ошибочное представление о том, будто на Пасху причащаются только разбойники и блудники. Но разве у Церкви есть отдельное причастие для разбойников и блудников, а другое - для тех, кто ведет христианскую жизнь? Разве Христос не Один и Тот же на каждой литургии в течение года? Разве Ему не причащаются все - и священники, и цари, и нищие, и разбойники, и дети? Кстати, слово свт. Иоанна Златоуста (в конце пасхальной утрени) призывает всех без разделения к причащению Христу. Его призыв «Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным!» явным образом относится к причастию Святых Тайн. Удивительно, что некоторые читают или слушают это слово, не понимая, что нас призывают не к трапезе с мясными блюдами, но к причащению Христу.

3. Также крайне важен догматический аспект этой проблемы. Народ толкается в очередях, чтобы купить и отведать на Пасху ягнятины - для некоторых это единственная "библейская заповедь", которую они соблюдают в своей жизни (так как остальные заповеди их не устраивают!). Однако когда в книге Исхода говорится о заклании пасхального агнца, это относится к еврейской Пасхе, где ягненок был прообразом Христа-Агнца, закланного за нас. Поэтому вкушение пасхального агнца без причащения Христу означает возвращение к Ветхому Завету и отказ признать Христа "Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1:29). Кроме того, люди пекут всевозможные куличи или другие блюда, называемые у нас "пасхой". Но разве мы не знаем, что "Пасха наша - Христос" (1 Кор 5:7)? Поэтому все эти пасхальные яства должны быть продолжением, но не заменой причастию Святых Таин. Об этом не особо говорится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литургия и причащение Христу Воскресшему.

4. Некоторые также говорят, что на Пасху нельзя причащаться, потому что потом ты будешь вкушать скоромное. Но разве священник не делает то же самое? Зачем тогда совершается Пасхальная Литургия, и после нее благословляется вкушать молочное и мясное? Разве не ясно, что после причастия можно вкушать все? Или, может быть, кто-то воспринимает Литургию как театральный спектакль, а не как призыв к причащению Христу? Если бы вкушение скоромного было несовместимо с причащением, тогда на Пасху и Рождество не совершалась бы Литургия, либо не было бы разговления. Причем, это касается всего литургического года.

5. А теперь о причастии на Светлой Седмице. 66-ое правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане "наслаждались Святыми Тайнами" в течение всей Светлой Седмицы, несмотря на то, что она является сплошной. Таким образом, к причастию приступают без поста. Иначе не было бы литургии, либо пост продолжался бы. Представление о необходимости поститься перед причастием касается, прежде всего, евхаристического поста перед принятием Святых Тайн. Такой строгий евхаристический пост предписан в течение не менее шести, а то и девяти часов (не так, как католики, которые причащаются спустя час после трапезы). Если же мы говорим о многодневном посте, то вполне достаточно семинедельного поста, который мы держали, и нет нужды - более того, даже запрещено - продолжать поститься. По окончании Светлой Седмицы мы будем поститься по средам и пятницам, а также в течение трех других многодневных постов. В конце концов, священники не постятся на Светлой Седмице перед причастием, и тогда непонятно, откуда взялось представление о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к причастию в дни Светлой Седмицы могут подходить только те, кто соблюдал весь Великий пост, кто ведет цельную, уравновешенную христианскую жизнь, всегда стремится ко Христу (а не только постами) и причастие воспринимает не как награду за свои труды, но как лекарство от духовных болезней.

Таким образом, каждый христианин призван готовиться к причастию и просить его у священника, особенно на Пасху. Если же священник отказывает безо всяких оснований (в том случае, если у человека нет таких грехов, за которые положена епитимья), но пускает в ход разного рода отговорки, то, на мой взгляд, верующий может пойти в другом храм, к другому священнику (только если причина ухода в другой приход уважительная и не является лукавством). Такое положение дел, которое особенно распространено в Республике Молдова, необходимо как можно скорее исправить, тем более что высшая иерархия Русской Православной Церкви дала четкие предписания священникам не отказывать верующим в причастии без очевидных канонических оснований (см. Постановления Архиерейских соборов 2011 и 2013 гг.). Таким образом, следует искать мудрых духовников, и если мы таковых нашли, надо им послушаться и под их руководством причащаться как можно чаще. Не стоит вверять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда некоторые христиане на Пасху приступали к причастию, а священник поднимал их на смех перед всем церковным собранием, говоря: "Разве тебе не было достаточно семи недель, чтобы причаститься? Почему ты нарушаешь обычаи села?". Хотелось бы спросить у такого священника: "А тебе разве не хватило четырех-пяти лет учебы в духовном заведении, чтобы определиться: либо ты станешь серьезным священником, либо пойдешь пасти коров, потому что "домостроители тайн Божиих " (1 Кор 4:1) не могут говорить такие глупости…". И об этом надо говорить не ради насмешки, но с болью о Церкви Христовой, в которой служат и такие некомпетентные люди. Настоящий священник не только не запрещает людям причащаться, но и призывает их к этому и учит жить так, чтобы они могли приступать к Чаше на каждой литургии. И тогда уже сам священник радуется тому, насколько иной становится христианская жизнь его паствы. "Имеющий уши слышать да слышит!".

Поэтому "со страхом Божьим, верой и любовью приступим" ко Христу, чтобы лучше понять, что значит "Христос воскрес!" и "Воистину воскрес!". Ведь Он Сам говорит: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6:53-54).

«Наша Пасха – Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7) – говорит апостол Павел. И все христиане вселенной в этот день собираются воедино, чтобы прославить Воскресшего Господа, ожидая Его возвращения. И видимым знамением этого единства во Христе является общее Причащение всей Церкви от Чаши Господа.

Еще в Ветхом Завете Бог дал заповедь про эту страшную ночь: «это ночь бдения Господу из рода в род» (Исх. 12, 42). Все сыны Израилевы должны были собраться в домах и вкусить от пасхального агнца, а кто не вкусит, истребится душа та от народа своего. – Ангел губитель погубит его (Числ. 9, 13). Так же и сейчас, великое бдение Пасхальной ночи должно сопровождаться вкушением Пасхального Агнца – Тела и Крови Христа. Начало этому положил Сам Господь открывший Себя апостолам в преломлении Хлеба (Лк. 24). Не случайно, что все встречи Воскресшего Христа с учениками сопровождались таинственными трапезами. Так Он дал им почувствовать ту радость, которая приготовлена нам в Царстве Небесного Отца. И святые апостолы установили праздновать святую Пасху святейшим Причащением. Уже в Троаде апостол Павел по обычаю совершал ночную литургию в день воскресный (Деян. 20. 7). Все древние учителя Церкви, упоминая празднование Пасхи, в первую очередь говорили о пасхальном причащении. Так Златоуст вообще отождествлял Пасху и причащение. Для него (и для всего церковного собрания) Пасха совершается тогда, когда человек причащается. А «оглашенный никогда не совершает Пасхи, хотя и постится ежегодно, потому что он не участвует в приношении Евхаристии» (Против иудеев. 3, 5).

Но когда многие стали удаляться от Христова Духа, и стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66 правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».

Собор 927 года (т.н. Томос единения) даже троебрачным позволяет на Пасху причащаться св. Таин.

Это же устремление к пасхальному соединению с Господом прослеживается и в нашем богослужении. Ведь, по словам Златоуста «мы постимся не для пасхи и не для креста, но ради своих прегрешений, потому что намереваемся приступить к тайнам» (Против иудеев. 3, 4).

Вся святая Четыредесятница готовит нас ко встрече с Богом в Пасхальную ночь. Не случайно еще перед началом Поста Церковь поет: «возведемся к покаянию, и чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Во время поста мы очищаемся от беззаконий, учимся соблюдать заповеди. Но какая же у поста цель? Цель эта – в участии в пиршестве Царства. На Пасхальном каноне св. Иоанн Дамаскин призывает нас: «Придите Питье пьем новое, не от камня неплодного чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождившего Христа», «придите розги нового Винограда в нарочитом дне Воскресения Божественного Веселья Царствия Христова приобщимся, воспевая Его как Бога во веки».

В конце светоносной пасхальной заутрени мы слышим слова Златоуста: «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный – никто же да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости». И чтобы мы не думали, будто Пасха заключается в разговении, наш Устав предупреждает: «Пасха – это Сам Христос и Агнец взявший грехи мира, на алтаре в бескровной жертве, в пречистых тайнах, Честного Тела и Животворящей Крови Своей от иерея Богу и Отцу приносимый, и тому причащающиеся истинную едят Пасху». Не случайно, что и причастен на Пасху звучит так: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите». Непосредственно перед выносом св. Даров Церковь призывает всех насладиться Божественных Таин.

И недавние святые продолжали подтверждать это понимание величайшего Праздника. Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения. Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, в многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церкви. Ибо этого Бог от нас не требует, потому что это не первостепенное и не главное» (Книга о душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин. сс. 54-55).

Не случайно те, кто уклоняется от святого Причащения на Пасху и на светлую Седмицу чувствует упадок духовных сил. На них часто нападает уныние и расслабление. Именно об этом предупреждал нас Господь, говоря: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет внезапно на всех живущих по лицу земному» (Лк. 21, 34-35).

Но, к сожалению, в последнее время не только некоторые нерадивые прихожане уклоняются от Причастия на св. Пасху по причине своего чревоугодия, но и некоторые священники стали вводить новизну, запрещая благоговейным христианам исполнить волю Христа. Они говорят:

- Был пост, и вы могли причаститься. Так зачем же причащаться на Пасху?

Возражение это совершенно ничтожно. Ведь св. Причастие – не знак печали, а предначинание будущего Царства. Не случайно в Литургии св. Василия Великого говорится, что когда мы вкушаем Причастие, то мы смерть Господню возвещаем, и воскресение Его исповедуем. Да, и если бы Пасха была несовместима с Евхаристией, то зачем же тогда и совершать Литургию в церквах? Неужели современные отцы мудрее Вселенской Церкви? Я уже не говорю, что при хиротонии все мы даем присягу следовать священным канонам. А Вселенский Собор требует причастия на Пасху и на Светлой Седмице. Специально отвергая этот аргумент свят. Иоанн Златоуст говорит: «непостящийся и приступающий с чистой совестью, совершает пасху, сегодня ли, завтра ли, или вообще всякий раз, когда участвует в приобщении. Ибо достойное причащение зависит не от наблюдения времени, но от чистой совести» (Против иудеев. 3, 5).

Другие говорят, что раз Причащение совершается во оставление грехов, то ему и не место в пасхальную ночь .

На это ответим словами Господа, если осла и вола вытаскивают из ямы в субботу, то не надлежало ли и освободить человека от груза греха на Пасху. И Древняя Пасха, и ныне действующие каноны указывают, что наилучшим временем для прощения грехов в таинстве Крещения является Пасхальная ночь. Да, не место для исповеди в это время. Но ведь уже прошел пост. Люди оплакали свои беззакония, получили отпущение грехов на исповеди в страстной Четверг. Так на каком основании мы можем не допустить их до святой Чаши в день Воскресения? Я уже и не говорю, что Причастие совершается не только во оставление грехов, но и в жизнь вечную. А когда лучше сделать человека причастником вечной жизни как не в день Пасхи? Конечно, если человек пребывает в нераскаянном смертном грехе, то дорога к Чаше ему закрыта его беззаконием. Но если этого нет, то человек должен прибегать ко Христу.

Некоторые говорят:

- Вот вы причаститесь на Пасху, а потом пойдете есть мясо. Так нельзя.

Это мнение прямо осуждается 2 каноном Гангрского собора. Тот, кто считает мясо скверным или делающим человека неспособным причащаться подпал влиянию духов обольстителей, о которых пророчествовал апостол Павел (1 Тим. 4, 3). Он отлучается от святой Церкви. Надо помнить, что на самой Тайной Вечери Христос с апостолами вкушали мясо ягненка, и это не помешало им причаститься. Да, нельзя объедаться на разговение, нельзя грешить чревоугодием. Но из этого не следует, что не должно причащаться. Скорее наоборот. Из почтения к святыне надо быть умеренным и так мы сохраним и чистоту души, и здоровье желудка.

Подобным образом некоторые священники говорят:

- Вы объедитесь и напьетесь, а потом вас может стошнить, и так вы оскверните св. Причастие. Поэтому лучше не причащаться.

Но эта логика на самом деле объявляет грех неизбежностью. Получается, что нам предлагают променять Христа Спасителя на беззаконие, которого заведомо невозможно избежать. И к этому нас будто бы подталкивает праздник. Но если это так, то, может быть, стоит вообще отменить праздник? Что это за святой день, в который мы удаляемся от Бога и неизбежно творим грех? Очевидно, что Бог не для обжорства и пьянства установил Пасху, так зачем же делать в этот день мерзости и еще на этом основании не причащаться? Думаю, что гораздо мудрее будет причаститься святых Даров и после с умеренностью разговеться, вкусить немного вина и потом не мучиться ни телом, ни душой.

- Пасха время радости и поэтому причащаться нельзя.

Мы уже приводили слова преп. Никодима, говорящего что истинная радость Пасхи заключается именно в евхаристическом соединении со Христом. Также и Златоуст говорит, что непричащающийся не празднует Пасхи. На самом деле приобщение особенно уместно на Пасху в связи с тем, что в согласии с Литургией совершая евхаристическую Жертву, мы воскресение Христово исповедуем, и видим образ Его восстания из мертвых (Евхаристический канон и молитва после потребления). Но самое главное, что Сам Христос обещал дать радость Своим ученикам, тогда Он Сам вернется из глубин смерти, а от этой радости современные духовники отстраняют христиан.

Да если и подумать, то чему будет на Пасху радоваться непричащающийся – молитвам, но они говорят нам о богообщении, а от него он отказался, Литургии – но она служится ради причастников, пению – но истинным Пасхальным Певцом является Христос (Евр. 2, 12)? Если цель богослужения утрачена, то от величайшего праздника остается только «радость» служения чреву. Как бы нам не навлечь на себя горькие словам апостола Павла: «они – враги Креста Христова, их конец – погибель; их бог – чрево, и слава их – в сраме; они мыслят о земном» (Флп. 3, 18-19).

Еще одним возражением против пасхального причастия является утверждение, что перед праздником такая суета, что фактически невозможно нормально приготовиться к св. Причастию . Но это опять попытка оправдать нарушение заповеди «благими целями». Господь сказал одной такой суетящейся женщине: «Марфа! Марфа! Ты печешься и суетишься о многом, а одно необходимо. Мария же благую часть избрала, которая не отнимется от нее» (Мф. 10, 40). Конечно, в первую очередь это относится к Пасхе. Не случайно на Литургии Великой Субботы поются слова: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет». Это и есть правильное духовное устроение перед праздником, которое только и делает нашу душу способной принять благодать. На Руси все приготовления к Пасхе заканчивали к Великому Четверку, а потом пребывали в храме. И это очень правильно. А нынешняя практика всю готовку и уборку переносить на Великую Субботу действительно душевредна. Она лишает нас возможности прочувствовать службы страстей Господних, и зачастую храмы наши стоят полупустыми на прекраснейшей пасхальной вечерне (Литургии Великой Субботы), а христиане и христианки в этот выходной день вместо поклонения Почившему Господу изводят себя на кухнях. Потом же в пасхальную ночь вместо того, чтобы радоваться, они клюют носом. Надо не отказываться от пасхального причастия, а просто переменить график уборки и готовки. – Все закончить к вечеру Великой Среды, благо почти у всех есть холодильники, и заняться в спасительное Тридневие своей душой.

И, наконец, утверждают, что в пасхальную ночь очень много посторонних, которые не готовы к приобщению, а исповедать их некогда .

Да, это так. Но чем провинились постоянные прихожане, что из-за маловерующих их лишают соединения с Создателем? Надо не отказывать в Причастии всем, а просто внимательно смотреть за приобщающимися, и неготовых отстранять. Иначе в больших приходах причастить нельзя будет никого. Ведь всегда находятся те, кто по незнанию рвутся «заодно и причаститься».

Но откуда же взялась эта практика, противоречащая и Писанию, и св. канонам, и учению святых? Ведь многие по невежеству считают ее чуть ли не частью священного Предания. Нам известны молодые пастыри, которые говорят, будто бы Церковь запрещает причащаться на Пасху! Происхождение ее таится в темных годах гонений на христиан в СССР. Если в сталинское время Церковь хотели физически уничтожить, то позже, в хрущевские гонения богоборцы решили ее разложить изнутри. Было принято ряд закрытых постановлений ЦК КПСС об ослаблении влияния Церкви. В частности предлагалось запретить причастие на Пасху. Целью этого было полное уничтожение христианства в СССР к 1980 году. К сожалению, многие священники и епископы поддались давлению уполномоченных по делам религии и прекратили причащать на Пасху. Но самое удивительное, что эта безумная, антиканоническая практика, призванная разрушить Церковь, сохранилась и до сих пор, и более того некоторые горе – ревнители выдают ее за образец благочестия. Воскресший Боже! Скорее низложи этот злой обычай, чтобы Твои дети могли в святейшую ночь Пасхи быть участниками Твоей Чаши.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: