Почему в рф рождество 7 января. Путешествия

Приближается православное Рождество, которое все мы отмечаем 7 января, несмотря на то, что закон о двойном праздновании Рождества - 25 декабря и 7 января уже вступил в силу на Украине.

Православные и католики отмечают этот святой праздник по-своему, согласно традициям, сформировавшимся веками.

Но мы предлагаем нашим читателям совершить небольшое путешествие и посмотреть, как отмечают Рождество Христово в разных уголках мира.

Откуда разница в датах?

Православное и католическое Рождество не имеют отличий по существу. Различаются лишь даты проведения и внешняя форма.

Католическая церковь и протестантские направления христианства празднуют Рождество 25 декабря по современному Григорианскому календарю. А вот православная церковь празднует Рождество по Юлианскому календарю (по старому стилю) 7 января.

В обеих религиях отмечают Сочельник – вечер накануне рождественской ночи (Иисус родился именно ночью – отсюда другая легенда про Вифлеемскую звезду). Название в русском языке происходит от слова сочиво – пшеничные зерна, смоченного соком ягод или медом — блюдо, которое готовится на этот светлый праздник.

Вам будет интересно:

Православное Рождество

Рождество на Руси празднуют с Х века. Вечер с 6 на 7 января назывался Сочельник. Ему предшествовал строгий пост, начинавшийся 28 ноября. В эти дни нельзя есть мясного до тех пор, пока 6 января на небе не появится первая звезда, которая символизирует рождение Иисуса Христа.

В этот день наши предки ставили 12 постных блюд, основной едой этого праздника была кутья. В дом приглашали родных и близких, пели рождественские колядки. Также люди переодевались в различные костюмы (сказочных персонажей), ходили по домам, пели «щедривки» и получали за это вознаграждение в виде сладостей.

Также в православной церкви проходит ночное Рождественское богослужение (с 6 на 7 января), в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия.

Католическое Рождество

По традиции никто не должен остаться без подарка – ни родственник, ни добрый знакомый. Вот что поистине интересно так это то, что у католиков главный фигурант праздника не Иисус Христос, а Святой Николай или Санта Клаус. В их обязанности входит одаривать всех подарками.

Однако есть одно но… Зарубежные «дарители» не приходят к детям с мешком подарков, как наш Дед Мороз. Подарки он прячет в носки, которые по традиции висят над камином. При этом доброго дедушку никто не видит, так как делает он это в ночное время суток, когда все спят.

Главное рождественское блюдо католиков — гусь с яблоками или запеченная индейка. Варианты в зависимости от стран самые разные: гусь, индейка, утка, кролик, оленина, молочный поросенок и даже колбаса или треска, как в Португалии.

В настоящее время, на фоне духовной деградации некоторых стран, Россия просыпается от летаргического сна безверия. В храмах становится все больше и больше людей. Фактически при каждом храме есть Воскресная школа, выпускается много православной литературы, действуют сайты, существует даже дистанционное обучение. Но иногда вопросов у людей, которые недавно пришли в храм очень много, а где найти правильный ответ среди колоссального потока информации — не всегда ясно.
Практика показывает, что вновь пришедших в храм людей волнует вопрос: почему фактически вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы — 7 января, и Новый год выпадает на пост?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Поэтому начнем с самого начала и ответим на вопрос, пользуясь следующим планом:
1. Дата Рождества Христова.
2. Первый Вселенский собор и дата Пасхи.
3. Введение Григорианского календаря.
4. Русские традиции.
Итак, попытаемся разобраться:
1. Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам — это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.
Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.
2. Самый главный праздник в христианстве — это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день — в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один день или раньше пасхи иудейской.
Спустя время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней. Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

3. Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем». С одной стороны проблема была решена, но с другой — ошибка перешла в саму суть пасхалии — в определение даты собственно Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению — 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.
Различие между новым и старым стилем каждые сто с лишним лет увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).
4. В то время как в Европе появился новый григорианский календарь, в России продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году новая власть в Советском Союзе ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.
В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря — таким образом, появился «новоюлианский» календарь. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов. С 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла Польская православная церковь.
Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который пока совпадает с Григорианским.
Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3.333 года, а новоюлианского — за 40.000 лет).
Резюмируя, подчеркнем, что Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

Поздравляем Всех с наступающим праздником Рождества Христова!
А пока, благоприятного Вам Рождественского поста!

В плоть до начала двадцатого века в России не было принято праздновать Новый год в том виде, в котором мы его отмечаем сейчас. Главным зимним торжеством считалось Рождество Христово - праздник, пришедший вместе с православной религией и посвященный рождению Спасителя. Русское рождество несколько отличается от европейского своими традициями и датой празднования. Почему же русское рождество празднуют 7 января, а европейское – 25 декабря?

История праздника

В Древнем Риме было принято чествовать бога Сатурна в первый день года. Связано это было с солнечным циклом – самая длинная ночь в году оставалась позади, и день начинал расти. Римляне верили, что это заслуга Сатурна и возносили ему хвалу. Приходился этот праздник на 25 декабря согласно Юлианскому календарю.

С появлением христианства множество популярных в народе языческих праздников были адаптированы к новой религии, чтобы не вызывать недовольство у народа. Не стали исключением и сатурналии. С легкой руки новых богослужителей в начале десятого века в Риме этот праздник переименовали в Рождество. При этом в обрядовой части праздника осталось немало языческого. Что, собственно, и помогло сохранить веселую атмосферу, которая так нравилась людям.

Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года. Но празднование прижилось, поскольку священники сумели провести параллели между солнцем, которое чествовали язычники и солнечным образом Христа-спасителя, кого Новый Завет называет «Солнцем правды».

Так как Христианство довольно быстро распространилось по континенту, то уже к 1100 году рождение Христа отмечалось как главный праздник во всей Европе.

В православном мире Рождество также стало одним из главных государственных праздников. Считается, что отмечать его стали в десятом веке после того, как киевский князь Владимир покрестил Русь. Как и в Европе, этот праздник отмечался 25 декабря.

Так почему Рождество празднуют 7 января?

Все дело в календаре. В шестнадцатом веке Римский Папа Григорий XIII перевел Рим на более точный календарь. В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне.

Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати.

Большевики, придя к власти, внедрили и григорианский календарь, но РПЦ осталась непреклонна в своих убеждениях. Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического – 7 января.

Традиции русского рождества

В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния.

Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений. У молодежи было принято собираться компаниями и ходить от дома к дому, распевая песни, прославляющие Божьего сына. Кроме того, пелись песни, в которых хозяевам дома желали добра, здоровья, благополучия и других благ. За исполнение песен молодежь было принято поощрять обильным угощением. Отказывать славильщикам в лакомствах было не принято, поэтому исполнители песен ходили с большими мешками для сбора «благодарностей».

С шестнадцатого века из Польши пришла традиция устраивать на Рождество вертеп. Это был чаще всего кукольный, а позже и актерский театр, в котором неизменно изображался сюжет появления на свет Христа. Согласно традициям, Божью матерь и младенца «играли» иконы, а вот волхвов и остальных персонажей куклы или люди.

Традиция украшать ель пришла в Россию из Германии. Ввел этот обычай в 1699 году Петр первый. Правда, в его указе содержалось приказание, украшать дома ветками хвойных растений. Непосредственно наряжать ели в России стали с середины девятнадцатого века. Во время войны с Германией в 1916 РПЦ запретила наряжать елки, т. к. это была вражеская традиция. Большевики не стали отменять этого запрета вплоть до 1935 года, когда обычай украшать елку вернулся уже как новогодний.

Рождественский стол

С окончанием Великого поста начинался охотничий сезон, и можно было резать домашнюю скотину. Поэтому рождественский стол в России традиционно ломился от мясных блюд. Непременным его атрибутом были домашние колбасы, заливное, бараний бок с кашей, запеченный поросенок, курица или фаршированный гусь. Много готовилось и закрытых пирогов с начинкой из мяса, грабов или капусты. Пеклись блины.

Но это непосредственно на Рождество. В Сочельник же пост еще продолжался, поэтому на столе можно было встретить только диетические блюда. Считалось, что постных блюд должно быть 12 как месяцев в году, чтобы весь следующий год жить в благости.

Непременными атрибутами Сочельника являются взвар и кутья . Взвар – это напиток из сухофруктов. Кутья же – постная каша из зерен пшеницы, меда и мака. Иногда в кутью добавляют орехи или изюм. Но первые три компонента неизменны, поскольку несут символическое значение. Пшеница символизирует жизнь. Мед – благополучие и сытость. Мак – достаток и богатство. Считается, что чем вкуснее кутья, тем удачнее для семьи пройдет год.

Кроме кутьи и взвара меню в канун Рождества могло включать в себя разваренный горох, голубцы, капустняк, постные пироги, блины, постный борщ, жареную или соленую рыбу, вареники с капустой, картошкой, грибами или фруктами и кашу.

Существовали и особые ритуалы в оформлении стола. Так обязательным условием сервировки было постелить под скатерть немного соломы. Это символизировало ясли, в которые Мария уложила божьего сына после рождения. Под столом же нужно было спрятать какую-нибудь железную вещь. Считалось, что прикоснуться к нему обязаны все гости застолья, чтобы год прошел в здоровье.

За столом положено было сидеть четному количеству людей. Если так не получалось, то нужно было поставить на стол еще один прибор.

Подарки

Обменивались подарками раньше прямо за столом. Это было принято делать после того, как все гости отведают основное блюдо.

Дарили на Рождество домашнюю утварь, сладости или мелкие сувениры. Дорогие презенты были неуместны в этот день.

С наступлением Рождества начинаются Святки – период, когда нужно возносить хвалу господу и праздновать рождение Спасителя. Длятся они до Крещения. На Святки принято ходить в гости, гулять и веселиться. В языческие времена это время считалось лучшим для гаданий и предсказаний, но православная церковь не одобряет этих действий.

Не зависимо от того, захотите вы отпраздновать Рождество по всем канонам или нет, мы желаем вам встретить этот праздник в теплом семейном кругу.

«Сайт о растениях» pro-rasteniya.ru Вернуться в раздел ЗАМЕТКИ

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит её принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел её впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала: «Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». Фадеев, не зная как быть, сказал:

Вы действительно стихи пишете?
- Писала, печатали когда-то.
- Ну, хорошо, - сказал он, чтобы кончить это свидание, - прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

Так это вы написали? - воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время - библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.***

В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.***

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?***

Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок…
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.***

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине - приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Л. Бекман с семьей

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года - в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так: «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу - сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» - «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем - «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия «Ёлки» перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898 г.):


И с немецкой студенческой песней начала XIX века «Wir hatten gebauet ein stattliches Haus»:


Тем не менее, о «Ёлке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой ёлкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым - в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Почему мужчины предпочитают блондинок или эволюция идеала женской красоты Светловолосые, длинноногие, стройные — за феноменом привлекательности блондинок обнаруживаются...

  • СОЮЗ ПЕРЕВОДЧИКОВ РОССИИ приглашает преподавателей перевода на семинар по повышению квалификации на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПЕРЕВОДУ В ВУЗЕ» с...
  • Во время Новогодних каникул у многих возникает вопрос, почему в странах Европы и США самый важный христианский праздник отмечают 25.12, тогда как в России и странах СНГ он приходится на 07.01. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в историю и прояснить, почему произошло такое разделение. Попробуем подробнее разобраться, почему рождество 7 января и 25 декабря.

    Немного истории

    Следует пояснить, что 25.12 Рождество отмечают люди, исповедующие католичество. Для представителей православной веры, Спаситель появился на свет 07.01. В чем же разница и почему две ветви одной религии так разделились? Путаница произошла из-за смены календарей.

    В 16 веке люди пользовались юлианским, а после того как папа римский Григорий 13 предложил более точный способ подсчета утекающих дней, началась эра «григорианского» календаря.

    Ключевыми отличиями между ними были:

    • Разный промежуток времени, когда наступает високосный год. В григорианском он каждые 4 года, в юлианском – 3.
    • В юлианском – лишний день наступает каждые 128 лет, тогда как в его приемнике лишь через 3200 лет. Поэтому григорианский календарь считается наиболее точным.
    • Каждый 4 год по новому стилю не считается високосным, если он делится на 400 или кратный 100.
    • Юлианский календарь на сегодняшний день практически нигде не используется, кроме христианской церкви, однако в свое время он просуществовал более тысячи лет.
    • Каждые 400 лет разница между календарями увеличивается на 3 дня.

    Разница между календарями и привела к тому, что ключевые христианские праздники католическая церковь и поныне отмечает по юлианскому календарю, то есть по старому стилю, тогда как весь мир перешел на григорианский. Поэтому по всей Европе и Америке Рождество приходится на 25 декабря, на дату по старому стилю, как если бы в обиходе использовался юлианский календарь.

    Почему выбрали именно 25 декабря для празднования?

    Интересным остается вопрос, почему была выбрана именно эта дата – 25 декабря, не зависимо от того, по старому стилю она обозначена или по-новому. Ведь доподлинно в Библии не указано, когда именно был рожден Спаситель, лишь примерно указано время года. По этому поводу существует две теории:

    • 12 приходился на день зимнего солнцестояния и даже со становлением христианства, люди были привязаны к этому дню. Поэтому языческую привычку решили заменить на празднование главного события у христиан.
    • Согласно римскому Хронографу 354 года, Спаситель мог быть рожден именно 25 декабря, однако этот факт достоверно подтвержден не был.

    По сути, праздник, назначенный на день языческого события, впитал в себя и некоторые нехристианские традиции. Но сегодня все настолько плотно переплелось, что найти корень обычая не так уж и просто.

    Как празднует Рождество католики?

    О том, как празднуют рождение Спасителя католики, часто можно наблюдать в западных фильмах. Обычно он показан как яркий, очень торжественный праздник, который собирает за одним столом всю семью.

    К традициям, присущим католическому Рождеству, следует отнести:

    • За месяц до красной даты в календаре, начинается период духовного очищения и подготовки к празднику.
    • На входных дверях всегда можно увидеть нарядные еловые венки или рождественские гирлянды, яркие украшения.
    • В каждом доме украшается живая ель, которая символизирует достаток и плодородие. Она так и называется Рождественская ель, украшать ее собирается вся семья.
    • Ужинают в Сочельник традиционными блюдами, например, в США – это индейка, а в Китае – утка. После чего все отправляются на праздничную мессу в храм.
    • Подрастающее поколение в масках ходят по домам, колядуют и собирают вкусные подарки.
    • При храмах всегда устанавливается вертеп с фигурками главных героев событий, которые разворачивались более 2000 лет назад в Вифлееме.
    • Празднование проходит ровно 8 дней.

    Вот несколько традиций празднования рождения Спасителя у людей, исповедующих католичество. В чем-то они схожи с православными обычаями, а где-то кардинально отличаются.

    Следует отметить, что на традиции и обычаи празднования Рождества на территории стран СНГ оставил отпечаток атеизм Советского Союза. Даже елочка, некогда называвшаяся Рождественской, стала просто Новогодней. А звезда на ней из Вифлеемской, превратилась в красную пятиконечную, символизирующую власть Советского союза.

    Но сегодня характерными обычаями празднования Рождества следует выделить:

    • Все верующие собираются в Храме с самого вечера и стоят всю праздничную службу.
    • На столе обязательным элементом является кутья, которая готовится с добавлением мака и меда. Это традиционное блюдо символизирует вечную жизнь и веру.
    • По домам ходят молодые люди и поют коляду, желая хозяевам здоровья и долгих лет, а за это получают сладости и угощения.
    • Дети ходят в дом к крестной матери или отцу, чтобы поздравить их с праздником.
    • За стол разрешается садиться с первой звездой.
    • Ужин в Сочельник желательно провести в тишине или говорить лучше тихо, а на столе должны быть преимущественно традиционные блюда и рыба.
    • В само Рождество 7 января, стол должен быть богатым и обязательно ставятся блины, домашние соленья, жареную птицу, пряники, сладости и холодец.

    В Рождество молодые девушки любят гадать на женихов, кидая туфельку или призывая суженого показаться. Церковь не одобряет такое поведение в праздник, однако оно уже стало давно хорошим обычаем.

    Так ли много разного накопилось между католиками и православными? Попробуем разобраться, в чем же наши кардинальные отличия.

    • Главная разница, конечно, заключается в дате.
    • Католикам разрешается не держать пост перед самим праздником. Но не допускается игнорировать период духовного очищения. Заменяется ограничение в пище, молитвами и добрыми делами.
    • Католики дарят подарки не на Новый Год, а на Рождество. Тогда как в православной традиции, преподносить презенты в этот день не нужно.
    • У католиков на праздничном столе можно увидеть освященные хлебцы, которые едят вместе с остальной едой. В православной традиции просвирки едят утром натощак, чтобы разговеться после поста.
    • Главным персонажем на Рождество у католиков является Санта-Клаус, который и приносит подарки, проникая в дом по дымоходной трубе. Духовенство такую подмену не одобряет, но обычай уже успел укорениться за многие века. У православных в этот день духовных благ просят у Иисуса Христа, поэтому обмен подарками и не приветствуется.

    Но, несмотря на все отличия, праздник несет единый посыл, собрать за одним столом всех родных, поблагодарить Всевышнего за все блага, которые он дарует. Важно помнить, что не день, выбранный в календаре, определяет торжество, а люди, поэтому не важно будет это 25 или 7, главное провести его с родными и с молитвой.

    Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников . В этот день все с благодарностью вспоминают о том, что 2000 лет назад Бог ниспослал к нам своего первородного Сына, Иисуса Христа, подарив надежду на спасение всему человеческому роду. Рождество Христово празднуется в католических и протестантских странах 25 декабря по григорианскому календарю . В России православная церковь празднует Рождество тоже 25 декабря, но по старому стилю , т.е. по юлианскому календарю , что соответствует 7 января по новому стилю. На первом Вселенском Соборе в Никее был предложен расчет даты Пасхи. По мнению епископов, все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Эта система расчета Пасхи именовалась Александрийской Пасхалией. Спустя время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Как оказалось, проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. В том, 325 году, равноденствие приходилось на 21 марта, а ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней. Получалось, что нарушается правило «Первый воскресеный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между весенним равноденствием и 21 марта. С одной стороны проблема была решена, но с другой стороны, ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определении даты собственно Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному календарю - и отмечать Рождество православным нужно именно 7 января. Юлианский и григорианский календари В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление, применявшееся римлянами, юлианский календарь, римские наименования месяцев и семидневная неделя. Юлианский календарь был введен еще Юлием Цезарем в Римской республике в 46 году до н. э. Разработал этот календарь знаменитый александрийский математик Созиген с группой александрийских астрономов. Юлианский календарь оказался очень простым и довольно точным. После смерти Юлия Цезаря в его честь был назван седьмой месяц года – июль. Последнее изменение в календарь внёс император Август, переименовав восьмой месяц в август. Чтобы в августе было столько же дней, сколько и в июле (месяце Цезаря), он добавил к нему один день – тридцать первый день, изъяв его из февраля. Так февраль стал самым коротким месяцем в году. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 г. до н. э. римские консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день – 29 февраля. Условились называть високосными те годы, номера которых делятся на 4 без остатка. Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней. Вторая «великая» реформа календаря произошла в XVI в., и связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечным годом составляет 11 мин.14 сек.; в связи с этим юлианский календарь отставал от природы, и со временем день весеннего равноденствия (от которого, по решению Никейского собора 325 г., отсчитывался день празднования Пасхи и который был «намертво» закреплен за 21 марта) указывал на все более ранние числа календаря. К концу XVI в. эта дата «убежала» вперед на 10 дней. Это чрезвычайно затруднило расчет Пасхи. И Папа Григорий XIII решается произвести реформу. Согласно реформе, дата весеннего равноденствия директивным образом опять возвращалась к 21-му марта. В католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на григорианский календарь в 1582 году: следующим днём после 4 октября настало 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков (последними были Великобритания с 1752 г. и Швеция). Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если: 1) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или 2) его номер делится без остатка на 400. Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней. В России григорианский календарь был введён большевистским правительством 24 января 1918 года. Из-за этого Новый год стали отмечать раньше, чем Рождество Христово. Введение нового календаря привело к появлению праздника под названием «Старый Новый год».



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: