Полное житие преподобного варсонофия старца оптинского. Монашеский опыт в стихах

16.12.2015

Инок и поэт… Непривычное сочетание. Но именно такими словами характеризуют почившего в сентябре нынешнего года монаха Варсонофия (Степаненко), насельника Успенского мужского монастыря Орла. О нем рассказывает заведующий кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета профессор Борис БОБЫЛЕВ.

Владимир Степаненко родился 13 мая 1950 года в городе Талгаре Алма-Атинской области Казахской ССР. После обучения в Казахском государственном университете работал адвокатом в Талгаре.

В 1981 году епископ Алма-Атинский Серафим (Гачковский) предложил молодому юристу принять монашеский постриг. Однако прошло 22 года, прежде чем это благословение исполнилось. Безвременная смерть родителей, смена профессий, переезд в Россию в начале 90-х годов, послушание в Оптиной пустыни, Рыльском и Бесланском монастырях, духовное руководство старцев Ипполита и Илия – это вехи жизненного и духовного пути отца Варсонофия. С 2001 года он подвизается в Успенском мужском монастыре города Орла. В июне 2003 года принимает постриг в мантию. С июня 2011 по май 2015 года он – монах Новосильского Свято-Духова мужского монастыря, а затем по состоянию здоровья возвращается в Успенскую обитель. В 2006 году при поддержке предпринимателя К.Б. Грамматчикова выпускает сборник стихотворений. Публикует стихи в московском журнале «Инок».

За каждой строкой стихотворений о. Варсононофия стоит пережитый и осмысленный духовный опыт. Его стихам чужды как умозрительность, так и пылкая игра воображения. Здесь мы имеем дело с плодами трезвения и самособранности. Это явление духовной реальности.

Мотивы покаяния и смирения переплетаются с мотивом непрестанной духовной брани, требующей постоянной внутренней мобилизованности и непрестанного умно-сердечного бодрствования. Значительная часть стихотворений монаха Варсонофия посвящена Пресвятой Богородице. Знаменательно, что кончина монаха-поэта последовала в канун Рождества Пресвятой Богородицы, во время всенощной.

Вот некоторые из стихотворных произведений отца Варсонофия.

Пред образом святым свеча горит.
А в келье - тишина. Душа стремится к Богу,
Молитва в сердце трепетно звучит.
Но тьма таится, злая, у порога...

И Ангел осенил меня крылом,
И духи мрака в бездне растворились.
Предстало всё мне под иным углом.
И тайны вечности в сей час мне приоткрылись.

Сливаются псалмы с звенящей тишиной,
Трепещет огонек моей лампады.
И в келье воцаряется покой,
Дарует Бог душе моей усладу...

И смотрит Спас с иконы на меня
Он смотрит кротко, ласково и строго.
И в миг один, поняв все и прияв,
Я затихаю, в сердце чуя Бога.

Шепчутся липы у Храма о Боге,
Матери Божьей. Над Храмом – Покров.
В монастыре у проезжей дороги
Грешным дала Богородица кров...

Ты, Богородице, Дево Пречистая,
Грешным рабам Твоим милость яви.
Пусть Твоя Пустынь, Святая и Чистая,
Станет обителью братской любви...

Келья монаха – всегда поле битвы.
Жди нападенья лукавых врагов.
Пусть Бог услышит наши молитвы,
Матери Божьей над нами Покров...

В монастыре у проезжей дороги,
Там, где струится источник Святой,
Шепчутся липы у Храма о Боге,
Взвился над куполом крест золотой.

Дево Пресвятая и Пречистая,
Утоли моя печали, утоли.
Ты моя Стена Необоримая,
Мне нечаянную радость подари...

В скорби и печали Утешение,
Ты меня с пути погибели сведи,
Теплым и святым твоим молением,
Ты согрей меня и огради...

Я к Тебе, Владычице, взываю
И о помощи одну Тебя молю,
Пресвятое Твоё имя призываю:
Спаси душу грешную мою...

Мне у Сына вымоли прощение,
От грехов меня очисти, отмоли,
Преблагая, всех скорбящих Утешение,
Утоли моя печали, утоли.

Скоро Ангелы вострубят в трубы,
А меня грехи хлестают хуже плётки
Иисусову молитву шепчут губы
Я молюсь, перебирая чётки...

Преподобный Варсонофий был одним из великих Оптинских старцев. По отзыву преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем».

Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам.

Яркую характеристику дал ему игумен Иннокентий (Павлов), духовный сын старца: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «гиганта малыми деревцами не заменишь».

Долгий путь

Путь в Оптину старца Варсонофия оказался длиннее всех остальных Оптинских старцев: он пришёл сюда по благословению преподобного Амвросия на сорок седьмом году жизни, когда уже сильная седина пробилась в его волосах. Каким же был этот путь?

Не так много известно о жизни старца до поступления его в число братии Оптиной Пустыни, а это сорок шесть лет. Но отец Варсонофий сам нередко рассказывал о себе в беседах с духовными чадами - их записи и донесли до нас сведения о его жизни до Оптиной.

Под особым покровительством

Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

После смерти матери отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, которая заменила ему родную мать. И вот Павлуша с раннего возраста - настоящий православный человек. Он ходит с мамой (так называл он мачеху) в церковь, регулярно причащается, читает домашнее правило. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пяти лет Павлуша начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!»

Это дитя в своё время будет таскать души из ада!

Знаменательный случай произошёл с ребёнком, когда ему было около шести лет. Он сам вспоминал позднее: «Шести лет был я в саду с отцом и перерывал песочек на аллейке. Вдруг по аллейке идёт странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружён большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошёл странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: «Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!» И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, что это был за странник».

Вымолил у Бога монашество

Девяти лет Павлушу зачислили в гимназию, учился он очень хорошо, много читал, прекрасно знал мировую литературу. Позднее, будучи старцем, он часто говорил о пользе книжных знаний, в первую очередь - житий святых. Об учёбе в гимназии он вспоминал: «Летом нас переселяли на каникулы в живописное казённое имение... Там была прекрасная берёзовая аллея... Воспитанники, обыкновенно, вставали в шесть часов, а я вставал в пять часов, уходил в ту аллею и, стоя меж тех берёз, молился. И тогда я молился так, как никогда уже более не молился: то была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество».

«Странности» офицера Павла Ивановича Плиханкова

Затем была учёба в Оренбургском военном училище, штабные офицерские курсы в Петербурге. Постепенно повышаясь в чинах, он скоро стал начальником мобилизационного отделения, а затем полковником. О поступлении в монастырь он тогда ещё не думал, представлял себе монашескую жизнь так: «страшная скука, - там только редька, постное масло да поклоны» Но он уже был призван, - часто незаметно, но иногда весьма явственно, Господь вёл его именно в монастырь. Отсюда и многочисленные «странности» офицера Павла Ивановича Плиханкова, о которых говорили окружающие.

Он был молодым военным, сослуживцы его прожигали жизнь в развлечениях, но он приходил в своём быту к всё большему аскетизму. Комната его напоминала келью монаха простотой убранства, порядком, а также множеством икон и книг. Шли годы. Товарищи его один за другим переженились.

Позднее старец вспоминал об этом времени: «Когда мне было тридцать пять лет, матушка обратилась ко мне: «Что же ты, Павлуша, всё сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдёт». За послушание, я исполнил желание матери... В этот день у одних знакомых давался званый обед. «Ну, - думаю, - с кем мне придётся рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор». И вдруг рядом со мной, на обеде, поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завёл со мной беседу о молитве Иисусовой... Когда же обед кончился, у меня созрело твёрдое решение не жениться».

Военная служба, блестящая карьера. По службе он был на самом блестящем счету, и не за горами был для него генеральский чин. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..»

Да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра!

Однажды поехал Павел Иванович в оперный театр по приглашению своего военного начальства. Среди развлекательного представления он вдруг почувствовал невыразимую тоску. Позднее он вспоминал: «В душе как будто кто-то говорил: «Ты пришёл в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрёшь, что тогда? Господь сказал: В чём застану, в том и сужу... С чем и как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрёшь?»

И он ушёл из театра, и больше никогда не ходил туда. Прошли годы, и Павлу Ивановичу захотелось узнать, какое число было тогда, чья была память. Он справился и узнал, что была память святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев. И Павел Иванович понял: «Господи, да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра! Какой глубокий смысл в событиях нашей жизни, как она располагается - точно по какому-то особенному таинственному плану».

Где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше

Были и ещё знаки. Зашёл как-то Павел Иванович в Казанский монастырь на исповедь и узнал случайно, что настоятеля монастыря зовут игумен Варсонофий. Когда Павел Иванович заметил, что это имя трудное на слух, ему ответили: «Чем же трудное? Для нас привычное... Ведь в нашем монастыре почивают мощи святителя Варсонофия и архиепископа Гурия...» С этого дня Павел Иванович стал часто молиться у мощей Казанского чудотворца, испрашивая у него покровительства себе: «Святителю отче Варсонофие, моли Бога о мне!» Посещая этот монастырь, он невольно обратил внимание на его бедность и стал помогать: купил лампадку, киот на большую икону, ещё что-то... «И так полюбил всё в этом монастыре! Воистину: где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше».

Сколько благих семян было брошено!

Теперь сослуживцы уже не звали Павла Ивановича ни на пирушки, ни в театр. Зато у него появились маленькие друзья. Денщик Павла Ивановича, Александр, доброй души человек, помогал ему найти бедных детей, которые жили в хижинах и подвалах. Впоследствии Старец рассказывал: «Я очень любил устраивать детские пиры. Эти пиры доставляли одинаково и мне и детям радость... А так же я им рассказывал о чём-нибудь полезном для души, из житий святых, или вообще о чём-нибудь духовном. Все слушают с удовольствием и вниманием. Иногда же для большей назидательности я приглашал с собой кого-либо из монахов или иеромонахов и предоставлял ему говорить, что производило ещё большее впечатление... Перед нами поляна, за ней река, а за рекой Казань со своим чудным расположением домов, садов и храмов... И хорошо мне тогда бывало, - сколько радости - и чистой радости - испытывал я тогда и сколько благих семян было брошено тогда в эти детские восприимчивые души!»

Встреча с отцом Иоанном Кронштадтским

В Москве Павел Иванович встретился со святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Эта судьбоносная встреча запомнилась ему на всю жизнь, позднее он напишет: «Когда я был ещё офицером, мне, по службе, надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня уже кончалась. Я прошёл в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он, вдруг, подходит ко мне, целует мою руку, и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником... А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».

Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить

Наконец утвердился Павел Иванович в мысли идти в монастырь, но в какой, куда - здесь была полная неопределённость. В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии. «Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить», - подумал молодой военный и взял отпуск.

Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали.

— Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий... Оба они духом знали, что приехал будущий старец. Когда Павел Иванович пришёл в келью Старца, то нашёл там, кроме отца Амвросия ещё и отца Анатолия (Зерцалова). Оба они встретили его, как он вспоминал, «очень радостно», а недомогавший отец Амвросий даже встал, оказывая особый почёт приехавшему.

Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Искус должен продолжаться ещё два года, а после приезжайте ко мне, я вас приму». Дано было и послушание - жертвовать на определённые храмы некоторые суммы из своего довольно высокого жалования полковника.

Из блестящего военного в одну ночь он стал старцем

В 1881 году Павел заболел воспалением лёгких. Когда, по просьбе больного, денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение больного. Он увидел открытыми небеса, и содрогнулся весь, от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Глубоко проникнут был Павел Иванович сознанием покаяния за всю свою жизнь, и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам старца Нектария, « из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».

К удивлению всех, больной стал быстро поправляться, а по выздоровлении поехал в Оптину. Преподобный Амвросий велел ему покончить все дела в три месяца, с тем, что, если он не приедет к сроку, то погибнет.

Преодолел все препятствия

И вот тут начались препятствия. Поехал он в Петербург за отставкой, а ему предложили более блестящее положение и задерживают отставку. Товарищи смеются над ним, уплата денег задерживается, он не может завершить свои дела, ищет денег взаймы и не находит. Но его выручает старец Варнава из Гефсиманского скита, указывает ему, где достать денег, и тоже торопит исполнить Божие повеление. Люди противятся его уходу из мира, находят ему даже невесту. Только мачеха, заменившая ему родную мать, радовалась и благословила его на иноческий подвиг.

С Божией помощью, полковник Плиханков преодолел все препятствия и явился в Оптину Пустынь в последний день своего трёхмесячного срока. Старец Амвросий лежал в гробу в церкви, и Павел Иванович приник к его гробу.

Скорби послушника

Десятого февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу, преемникам старца Амвросия. Новый послушник не позволил себе никаких подготовительных этапов и сразу начал подвижнический образ жизни. Видя стремительное духовное возрастание инока, враг рода человеческого начал делать всё возможное, чтобы привести его в отчаяние и изгнать из скита. Он восстанавливал против него некоторых братьев. Послушник Павел не поддавался, вёл себя смиренно, однако, многого ему это стоило.

Духовное чадо отца Варсонофия, отец Никон, позднее записал в своём дневнике: «Сейчас мне Батюшка говорил о том, как он переносил скорби, когда был послушником. Переносил Батюшка скорби, рассуждая так: «Должно быть, я достоин этих всех скорбей. Значит, все они нужны, чтобы смыть с меня гордыню и прочие страсти». Переносил Батюшка скорби, никому не говоря о них, не жалуясь, стараясь не озлобляться на обидчиков. Мало того, чтобы только перенести оскорбления, надо позаботиться и о том, чтобы не озлобиться на нанёсшего оскорбление. «Иногда, - говорил Батюшка в другой раз, - приходилось так, что впору уходить из Скита, - но я решил лучше умереть, нежели уйти. Я имел твёрдую надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Встану, бывало, перед Казанской иконой Божией Матери, помолюсь - и легче мне станет».

Все степени иноческие

Преподобный Анатолий дал новоначальному послушание быть келейником иеромонаха Нектария, последнего соборно избранного старца Оптиной того времени. Около отца Нектария его келейник прошёл в течение десяти лет все степени иноческие: через год, двадцать шестого марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, двадцать девятого декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а первого января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Краткие жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Свя-той Вар-со-но-фий про-ис-хо-дил из Егип-та. Это был ве-ли-кий по-движ-ник. Необык-но-вен-ность его по-дви-га со-сто-я-ла в том, что он уда-лил-ся в пу-сты-ню вме-сте с од-ним из сво-их ду-хов-ных дру-зей и за-тво-рил-ся в ке-ллии. 18 лет про-жи-ли они вме-сте в ке-ллии, а по-сле смер-ти сво-е-го дру-га Вар-со-но-фий пре-дал-ся со-вер-шен-но-му без-мол-вию, на-ру-шая его толь-ко для бла-га церк-ви. Скон-чал-ся он в 563 г.

Пре-по-доб-ные Вар-со-но-фий Ве-ли-кий и Иоанн Про-рок жи-ли в VI ве-ке, в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Юс-ти-ни-а-на I (483-565). Они под-ви-за-лись в мо-на-сты-ре ав-вы Се-ри-да, в Па-ле-стине, близ го-ро-да Га-зы.

Полные жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий ро-дил-ся в Егип-те (год его рож-де-ния неиз-ве-стен). С юных лет он стал ве-сти жизнь по-движ-ни-че-скую. Из-вест-но, что, при-дя в мо-на-стырь ав-вы Се-ри-да, он устро-ил се-бе ма-лую кел-лию вбли-зи мо-на-сты-ря (кел-лии на Во-сто-ке ча-сто вы-ру-ба-лись в ви-де пе-щер). Позд-нее в этой кел-лии про-жил 18 лет - до сво-ей кон-чи-ны - уче-ник пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия, пре-по-доб-ный Иоанн, под-ра-жая сво-е-му учи-те-лю в без-мол-вии, по-дви-гах и усво-е-нии доб-ро-де-те-лей. За дар про-зор-ли-во-сти он по-лу-чил на-зва-ние Про-ро-ка. Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий через неко-то-рое вре-мя пе-ре-шел в дру-гую тес-ную кел-лию, то-же близ мо-на-сты-ря. Для пол-но-го без-мол-вия уда-лив-шись от лю-дей, не ви-дя ни-ко-го, пи-та-ясь толь-ко хле-бом и во-дой, пре-по-доб-ный про-вел 50 лет в тру-дах и по-дви-гах.

Ко-гда услы-шал о по-движ-ни-ке пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский Ев-сто-хий, об-раз жиз-ни пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия по-ка-зал-ся ему неве-ро-ят-ным. Он ре-шил убе-дить-ся в нем лич-но. Для это-го ве-лел тай-но про-ник-нуть в кел-лию пре-по-доб-но-го. Од-на-ко пы-тав-ши-е-ся сде-лать под-коп в тес-ное по-ме-ще-ние свя-то-го бы-ли опа-ле-ны вы-рвав-шим-ся пла-ме-нем. В сво-ем за-тво-ре пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий все-це-ло пре-дал-ся мо-лит-ве и до-стиг вы-со-кой сте-пе-ни ду-хов-но-го со-вер-шен-ства. О жиз-ни, по-дви-гах и бла-го-дат-ных да-ро-ва-ни-ях свя-тых Вар-со-но-фия и Иоан-на со-хра-ни-лись сви-де-тель-ства в ру-ко-пи-сях. В сла-вян-ских спис-ках XV-XVII вв. на-хо-дим их на-став-ле-ния в фор-ме от-ве-тов на во-про-сы, ко-то-рые им за-да-ва-ли уче-ни-ки и мир-ские лю-ди. В XVIII в. ста-ра-ни-я-ми из-вест-но-го мол-дав-ско-го стар-ца, схи-ар-хи-манд-ри-та († 1794) бы-ли най-де-ны на Афоне наи-бо-лее пол-ные две древ-ней-шие пер-га-мен-ные гре-че-ские ру-ко-пи-си "От-ве-тов" пре-по-доб-ных Вар-со-но-фия и Иоан-на. Они бы-ли при жиз-ни стар-ца Па-и-сия пе-ре-ве-де-ны на мол-дав-ский и сла-вян-ский язы-ки. Из-да-ние этих ру-ко-пи-сей, так же как и пе-ре-вод на рус-ский язык, бы-ло осу-ществ-ле-но в XIX ве-ке стар-ца-ми Вве-ден-ской Оп-ти-ной пу-сты-ни. На-став-ле-ния пре-по-доб-ных Вар-со-но-фия и Иоан-на яс-но по-ка-зы-ва-ют сте-пень их нрав-ствен-но-го со-вер-шен-ства, люб-ви к лю-дям, со-дер-жат ску-пые фак-ты их жиз-ни. Нам неиз-вест-но точ-ное вре-мя кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия: од-ни на-зы-ва-ют го-дом его смер-ти 563, дру-гие го-во-рят бо-лее осто-рож-но - до 600 го-да.

Про-ве-дя дол-гое вре-мя в за-тво-ре, пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий по-сле то-го и до кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Иоан-на Про-ро-ка, о чем сви-де-тель-ству-ет (па-мять его 5 июня), стал слу-жить лю-дям, на-став-ляя их на путь спа-се-ния. Из-вест-но, что свои от-ве-ты во-про-шав-шим свя-той Вар-со-но-фий пе-ре-да-вал через пре-по-доб-но-го Иоан-на, ино-гда по-ру-чая ему да-вать от-ве-ты, а так-же через игу-ме-на ав-ву Се-ри-да, ко-то-рый за-пи-сы-вал от-ве-ты свя-то-го. В от-ве-тах пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия и Иоан-на Про-ро-ка, став-ших ру-ко-вод-ством к ду-хов-ной жиз-ни не толь-ко для их совре-мен-ни-ков, но и по-сле-ду-ю-щих по-ко-ле-ний, яс-но мож-но ви-деть по-сте-пен-ное ду-хов-ное вос-хож-де-ние "от си-лы в си-лу" пре-по-доб-ных. По-дви-гом по-ста, без-мол-вия, хра-не-ния серд-ца, непре-стан-ной мо-лит-вы пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий до-стиг вы-со-ты сми-ре-ния, рас-суж-де-ния и ог-нен-ной люб-ви. Гос-подь дал ему дар про-зор-ли-во-сти, пред-ви-де-ния и чу-до-тво-ре-ния, а так-же власть мо-лит-вой очи-щать от гре-хов ду-ши лю-дей. Ино-гда он брал грех дру-го-го на се-бя. Пре-по-доб-ный знал сер-деч-ные рас-по-ло-же-ния, по-это-му на-став-лял со-об-раз-но с на-прав-ле-ни-ем мыс-лей каж-до-го. Име-нем Гос-по-да он вос-кре-шал мерт-вых, из-го-нял де-мо-нов, ис-це-лял без-на-деж-ных боль-ных; ве-щи, им освя-щен-ные, по-да-ва-ли по-мощь (на-при-мер, ку-коль снял го-лов-ную боль ино-ка). По мо-лит-ве пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия Бог по-сы-лал дождь на зем-лю, сни-мая Свой гнев с мно-же-ства лю-дей; пред-ска-за-ния пре-по-доб-но-го все-гда ис-пол-ня-лись. Так, он пре-ду-пре-дил без-молв-ни-ка то-го же мо-на-сты-ря - стар-ца Ев-фи-мия, что тот бу-дет по-ло-жен с ним в один гроб, что и сбы-лось, как и мно-гое дру-гое. Все эти ве-ли-кие да-ро-ва-ния пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий при-об-рел по-сле мно-гих лет тер-пе-ли-во-го пе-ре-не-се-ния ве-ли-ких ис-ку-ше-ний и бо-лез-ней. (Кро-ме Вар-со-но-фия Ве-ли-ко-го, пра-во-слав-но-го по-движ-ни-ка, по-чти в од-но вре-мя с ним жил дру-гой Вар-со-но-фий - ере-тик, мо-но-фи-зит. О нем го-во-рил в сво-ем "Ис-по-ве-да-нии ве-ры", по-слан-ном на VI Все-лен-ский Со-бор, пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский.)

Ко-гда при-шел в оби-тель ав-вы Се-ри-да и от-ку-да был ро-дом пре-по-доб-ный Иоанн Про-рок, уче-ник свя-то-го Вар-со-но-фия, оста-лось неиз-вест-ным. Сле-дуя на-став-ле-ни-ям пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия, Иоанн до-стиг вер-ши-ны со-вер-шен-ства, став по-доб-ным во всем сво-е-му учи-те-лю. Но, по сво-е-му сми-ре-нию, об-ра-щав-ших-ся непо-сред-ствен-но к нему с во-про-са-ми он по-сы-лал к ав-ве Вар-со-но-фию. Мно-гое про-ви-дел и пред-ска-зал пре-по-доб-ный Иоанн, так же и свою кон-чи-ну, по-сле-до-вав-шую за кон-чи-ной ав-вы Се-ри-да. Мо-ло-дой игу-мен то-го мо-на-сты-ря - Ели-ан - умо-лял пре-по-доб-но-го по-жить еще хо-тя бы две неде-ли, чтобы на-учить его уста-ву и управ-ле-нию мо-на-сты-рем. Пре-по-доб-ный Иоанн ис-пол-нил его прось-бу и дей-стви-тель-но умер через две неде-ли. Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий Ве-ли-кий пе-ре-жил сво-е-го уче-ни-ка и дру-га. Об этих двух по-движ-ни-ках мы зна-ем из кни-ги "Пре-по-доб-ных от-цев Вар-со-но-фия Ве-ли-ко-го и Иоан-на ру-ко-вод-ство к ду-хов-ной жиз-ни в от-ве-тах на во-про-ше-ния уче-ни-ков". Эта кни-га бы-ла из-вест-на мно-гим свя-тым, жив-шим в бо-лее позд-нее вре-мя, о чем сви-де-тель-ству-ют со-чи-не-ния пре-по-доб-но-го (па-мять 11 но-яб-ря и 26 ян-ва-ря), свя-щен-но-и-но-ка Ни-ко-на Чер-но-гор-ца († 1060), пре-по-доб-но-го (па-мять 12 мар-та) и дру-гих пра-во-слав-ных по-движ-ни-ков и пи-са-те-лей ().


Открытое письмо ИЕРЕЮ ГЕОРГИЮ МАКСИМОВУ
от монаха ВАРСАНОФИЯ БОГОСЛАВСКОГО

«Отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте?
Еда кто от князь верова в Онь, или от фарисей?
Но народ сей, иже не весть закона, проклятии суть» (Ин.7:47-49).


В течение двадцати лет, с 1998 года, батюшка иеросхимонах Рафаил (Берестов) является моим старцем и духовным отцом. За этот дар я бесконечно благодарю Господа Бога моего, Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Пресвятую Деву Богородицу.

С юных лет, еще с Троице-Сергиевой Лавры, отец Рафаил ведет постоянную борьбу против ереси экуменизма. Так, в Лавре, у себя в келье на стене, батюшка повесил плакат против экуменизма. И когда этот плакат увидели эконом и благочинный, проводившие проверку по кельям перед Рождеством Христовым, и хотели заставить батюшку снять и порвать этот плакат, отец Рафаил, несмотря на их угрозы изгнания его из Лавры, не снял плакат и сказал: «Простите отцы, но я не могу снять и порвать, это – мое Исповедание Веры. Это все равно, что порвать Евангелие».

Тогда эконом предложил благочинному: «Давай побьем его, нас двое, а он один». Батюшка рассмеялся: «Ну, вы отцы даете, нашли с кем сражаться. Я такой маленький». В общем, все закончилось ничем, плакат остался на стене. Надо отдать должное отцам благочинному и эконому, что у них тоже рука не поднялась сорвать плакат (Имена их не называем, так как они занимают видные посты и один из них сейчас епископ).

Будучи духовником Валаама, отец Рафаил с братией однажды поехали к блаженному, Христа ради юродивому отцу Павлу Груздеву. , достаточно серьезно «проверив» батюшку на предмет смирения, потом рассказал, как он однажды в разговоре с кем-то вспомнил про отца Рафаила и сказал: "- А где же Миша? (мирское имя о. Рафаила) , НЕ ВЫСОКИЙ, НО ВЫСКОИЙ ПЕРЕД БОГОМ. – На Кавказе, – ответили отцу Павлу. – У, куда его занесло".

Почти слово в слово, это же повторял несколько раз и другой великий старец нашего времени, батюшка Николай Гурьянов: «ОТЕЦ РАФАИЛ МАЛЕНЬКИЙ СРЕДИ ЛЮДЕЙ, НО БОЛЬШОЙ-БОЛЬШОЙ ПРЕД БОГОМ» .

Встречался отец Рафаил много раз и с великим святым старцем нашего времени отцом Виталием Сидоренко. Отец Виталий предсказал батюшке, что он будет духовником и у него будет много духовных чад, что предсказывал и батюшка Кирилл Павлов и даже говорил, что он лично будет «собирать» ему чад.

После того, как отца Рафаила оклеветали и «попросили» уехать с Афона весной 2002 года (об этом смотри ниже) и он уже жил в пустыне кавказских гор, он посетил батюшку Кирилла Павлова, своего духовного отца в Крыму, где отец Кирилл был на лечении. Тогда отец Рафаил уже открыто писал статьи против экуменизма, ИНН и новых документов. В беседе отец Кирилл сначала строго спросил отца Рафаила:

«Отец Рафаил! А кто тебе благословил писать апологетические статьи?».

– Отец Панкратий, игумен Валаамского монастыря, он приезжал на Афон и просил меня написать , - ответил отец Рафаил.

– Да, но отец Панкратий сейчас не является твоим игуменом, ты ведь ушел с Валаама. И теперь ты живешь не на Валааме, а на Кавказе. Это - самоволие отец Рафаил, - настаивал отец Кирилл. Отец Рафаил рассказывает: «Я сильно тогда смутился и подумал про себя, что я больше ничего не буду писать».

Но здесь, явно прочитав мысли отца Рафаила, батюшка Кирилл говорит: «Так вот, отец Рафаил! ГОВОРИ И ПИШИ. ТЫ ГОВОРИШЬ ОТ БОГА. И БОЛЕЕ ТОГО, ЧЕРЕЗ ТЕБЯ ГОВОРИТ БОГ. Я, ТВОЙ ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ, Я ТЕБЯ БЛАГОСЛОВЛЯЮ. ГОВОРИ И ПИШИ И НИЧЕГО НЕ БОЙСЯ. Я ЗА ТЕБЯ МОЛЮСЬ И ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ» .

Для «мудрых» века сего, таких как отец Георгий Максимов, все это может показаться юродством. Что же, каждому - свое. Но для простого незлобивого сердца Святой Дух подскажет, что скрыто в этих словах простых, но святых русских старцев.

На днях в ЮТУБе вышло очередное видео иерея Георгия Максимова, под названием: «Кто такой старец Рафаил Берестов?» (есть и другая, более оскорбительная версия названия этого видео).

Считаю своим сыновним долгом не промолчать, но высказать свое мнение по поводу этого позорного, для самого отца Георгия, «видео-пасквиля» на нашего старца.

Сразу хотелось бы сказать, что вся суть данного духовного конфликта не сводится к отдельным личностям, а к двум идеологиям – ПРАВОСЛАВНОЙ и ЭКУМЕНИЧЕСКОЙ. Еще это можно сказать извечный конфликт двух видов богословия. С одной стороны «неумытое и непричесанное» монашеское богословие; с другой – «умытое и причесанное» школьное схоластическое богословие, ярким представителем которого, несомненно, является иерей Георгий.

Именно потому, что эти две идеологии и эти два вида богословия отстоят одно от другого, как Восток от Запада и как Небо от Земли, так как они зиждутся на совершенно разных духовных фундаментах; именно это приводит к тому, что отец Георгий просто не может вместить многие слова и поступки батюшки Рафаила. Отец Рафаил и отец Георгий находятся на разных духовных полюсах. Здесь дух, а там сухая логика. Здесь Истина, а там плохо замаскированная ложь.

Как, скажите мне, при помощи сухой логики можно вместить, например, поступок блаженного, который в Великую Пятницу сидит у Красных Врат храма и уплетает за обе щеки колбасу? Или как можно вместить, что блаженная Пелагея Дивеевская заушает епископа? И когда тот говорит ей: «тогда бей и по второй», отвечает ему: «хватит с тебя и одной»? Не говорю уже о нецензурной брани в монастыре и в храме блаженной Марии Дивеевской.


Конечно, батюшка Рафаил не является таким «юродивым» ради Христа в прямом смысле слова. Но он больше живет сердцем, чем сухой рассудочностью, просчитывая наперед, какие выводы могут сделать другие из его слов. Как любой человек, отец Рафаил может ошибаться, и ошибается в каких-то второстепенных своих высказываниях, мнениях и действиях. Един Свят (абсолютно свят), Един Господь, Иисус Христос! Но, как говорят все святые отцы; эти ошибки и погрешности святых не лишают их святости.

А теперь давайте немного проанализируем некоторые обвинительные аргументы, выдвинутые о. Георгием против батюшки Рафаила. Нет необходимости разбирать все обвинения, выдвинутые им против старца, так как для этого понадобится написать целый роман (в трудолюбии отцу Георгию не откажешь; может работать, когда захочет; тем более имеет помощников). Отец Георгий снимает свои видео, как курочка несет яйца. Если на каждое его слово отвечать, то только и будешь этим заниматься. Разберем только некоторые из его обвинений для примера.

Для начала, скажем, что совершенно очевидна цель этого видео: любыми средствами испортить мнение простого народа о батюшке Рафаиле потому, что он «является вдохновителем», по словам самого отца Георгия, и главной духовной личностью в движении прекративших поминать еретичествующего патриарха Кирилла. Для этого все средства хороши, как говорится: «Цель - оправдывает средства».

Любовь отца Георгия к патриарху Кириллу всем известна. Должность его: «глава сектора апологетической миссии Синодального миссионерского отдела». Защищать и оправдывать любой ценой патриарха - это его работа. Естественно те, кто не согласны с патриархом – враги патриарха а, следовательно – враги Церкви, что в конце видео и прозвучало, когда иерей Георгий назвал «деятельность» батюшки Рафаила «разрушительной» для Церкви.

СМОТРЯ ДЛЯ КАКОЙ ЦЕРКВИ? Для экуменической «церкви лукавнующих»? Для «церкви антихриста»? – НЕСОМНЕННО. Для Русской Православной Церкви Московской Патриархии? – НЕТ и еще раз, НЕТ. Некоторые еретичествующие иерархи во главе с патриархом Кириллом не являются Русской Православной Церковью!

Первое, за что пытается зацепиться о. Георгий, «переиначить и вывернуть» как это ему угодно (надо сказать обычный его прием во всех его видео), это что отец Рафаил «обещал, что если патриарх Кирилл ВОСПРОТИВИТСЯ Собору на Крите и не примет его решений, то он останется нашим патриархом». Потом отец Рафаил якобы не выполнил это свое обещание, но прекратил поминать, хотя патриарх, по словам о. Георгия «воспротивился, не поехал на собор и решения его не принял».

Совершенно понятно, что имел в виду отец Рафаил под словами «если патриарх воспротивится собору на Крите». Как, например, воспротивились некоторые греческие епископы: митрополиты Серафим Пирейский, Афанасий Лимасольский, Иерофей Навпакский (за что и подвергался угрозам жизни) и выступили с критикой собора и документов, принятых на соборе. Как воспротивились и написали свои обличительные письма братства некоторых афонских монастырей: Григориата, Констамонита, Зографа, Филофея. Как выступила с резкой критикой Болгарская Поместная Церковь.

Патртиарх Кирилл, наоборот, еще до собора поспешил утвердить исполненные еретического духа документы тогда еще грядущего собора на архиерейском соборе в феврале 2016 года . Как проходило это утверждение нам тоже известно из уст самих епископов. Когда встал владыка Петр и еще один (не помню его имя) и сказали, что необходимо более детально изучить документы (так как у патриарха Кирилла была большая спешка. Спешил на Кубу, с отчетом) и обсудить, то патриарх на него при всех накричал и сказал, что все давно уже обсудили (вопрос КТО?). И как в «старые добрые» советские времена происходило голосование на партийных и комсомольских собраниях, так и здесь большинство безразличных архиереев подняли руки «ЗА». Кто-то не поднял руки - совесть не позволила, но и не воспротивился. Написали «ЕДИНОГЛАСНО».

Отец Георгий, неужели вы думаете, что вокруг вас все полные «идиоты», ничего не видят и ничего не понимают? Между прочим, большинство замечают на ваших видео, что вы сами не совсем верите в то, о чем говорите. Вы явно понимаете, что «рокируете» понятия и искажаете смыслы. Не уподобляетесь ли вы таким образом «тлителю смыслов»?

Поэтому эта «игра в духовные наперстки» отца Георгия с якобы не сдержанным словом батюшки Рафаила не работает ни на йоту.

Насчет молитвы «Отче наш» «по новому», простите отче, но эта молитва была написана святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое в России, да придет царствие Твое в России…и т.д.». А то, что о. Онуфрий после этих слов не сказал: «Точка. Теперь будет следующая молитва», а произнес как бы одной молитвой несколько молитв сразу, вы уж его простите. Также молитва, под названием «Русский Символ Веры», была написана не отцом Рафаилом и не отцом Онуфрием, а преподобным Феодосием Кавказским.

Но отец Георгий так увлечен изучением проповедей и наследия еретичествующего патриарха Кирилла, что ему некогда изучать наследие русских старцев. Кто и когда назвал эту молитву «Русским Символом Веры» мы не знаем; сам ли преподобный Феодосий или после него? Расследованием этого, если захочет, может заняться отец Георгий Максимов, у него больше возможностей. Но он этим вряд ли будет заниматься. Потому, что его совершенно не интересует кто, что, когда и где сказал, - ЛИШЬ БЫ ОН ТОЛЬКО ПОМИНАЛ ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА.

Сколько бы вы, отец Георгий, не «играли в духовные наперстки» и не пытались все исказить, и извратить, любой младенец поймет, что ни отец Рафаил, ни отец Онуфрий этому «Русскому Символу Веры» не придают догматического общецерковного значения. Это нормальный здоровый патриотизм и любовь к Святой Православной Самодержавной Руси. Если вам больше нравится жить при коммунистах и демократах, это ваше право, живите. А нам больше нравится БОГОМ УСТАНОВЛЕННАЯ, ЕДИНСТВЕННАЯ ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ, - ЦАРСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ.


То, что в России будет царь православный, пророчествовали многие святые, и один из последних, всем известный великий старец батюшка Николай Гурьянов. Он много раз говорил: «Се царь грядет» . Тот это человек, о котором говорит батюшка Рафаил или не тот, это совершенно не имеет никакого ни канонического, ни, тем более, догматического значения. Но. Как мы уже сказали для отца Георгия важно другое, а именно – опорочить и очернить старца перед людьми и показать его как «прельщенного».

С Афона отца Рафаила первый раз «изгнали» по клевете. Нашлись «доброжелатели» подобные вам, отец Георгий,. Вызвали батюшку на заседание Кинотиса и оклеветали. Когда дали слово батюшке, он легко опровергнул все клеветы и представил совершенно неоспоримые доказательства. Подробно об этом мы не можем говорить, потому что многие из них живут еще сейчас на Святой Горе и это было бы не по-христиански.

Когда явной стала клевета, один из греческих «антипросопов» (представитель игумена в Кинотисе) рассмеялся и сказал: «Ну ладно, отец Рафаил, мы видим, что на тебя клевещут. Но все-таки тебе лучше поехать в Россию. Россия большая, там места много. А то тут, сегодня возле тебя 30 человек, завтра – 300, а послезавтра – 3000».

Такова причина первого батюшкиного изгнания. Как мы видим причина эта – милосердие и любовь отца Рафаила. Тогда батюшка посетил отца Николая Гурьянова, который сказал: «Отец Рафаил! Ты не думай, что тебя Матерь Божия выгнала. Матерь Божия тебя не выгоняла. Это люди тебя выгнали».

А второго и третьего изгнания, отец Георгий, просто не было. Вы обязаны извиниться принародно перед отцом Рафаилом за клевету. Отец Рафаил продолжает жить на Святой Горе Афон, и только на зимнее время, по состоянию здоровья выезжает на о. Крит, где климат немного суше и теплее.

Совсем нелепой выглядит придирка о. Георгия к пересказу батюшкой видения отцу Сергию: «Господь сказал: «Я дам России Царя. И ВСЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ ИЗМЕНИТСЯ». Здесь о. Георгий вставляет какую то видео-зарисовку из астрономии с галактиками и иронизирует по поводу вселенной. Простите отче, но выглядит просто глупо. Вы наверное позабыли апостолький прокимен: «Во всю землю изыде вещание их, и ВО ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ глаголы их». Думаю не надо объяснять отцу Георгию, что святые апостолы не были астронавтами.

Ребенку понятно, что имеется в виду не космос, а все на планете Земля. Поясню еще раз, а то снова отец Георгий нас не правильно поймет; не в смысле климата; реки не возвратятся вспять, моря не высохнут и так далее. Но в смысле ДУХОВНОМ. Почти тоже самое говорил и одесский старец Иона: «Молитесь за Царя, если на Руси будет Царь, Господь даст нам большую благодать».

А что при грядущем православном царе все в мире изменится, будет небывалый расцвет Православия и «со всего мира в Россию поплывут корабли», об это пророчествовал преподобный Серафим Вырицкий. Или он для вас, о. Георгий, тоже лжестарец и тоже был в прелести, как батюшка Рафаил? Хотя впрочем, чему удивляться, если вы умудрились на одном видео и преподобного Феодора Студита записать в «раскольники». Ну ладно нас всех, поминающих «всякое епископство православных» гребете под одну гребенку. Но уж преподобного Феодора Студита могли бы не поносить.

На этом и ограничимся в разборе конкретных обвинений в адрес батюшки. Вообще, честно говоря, крайне неприятно заниматься вот этим «фехтованием», вместо того, чтобы сидеть в безмолвии внутреннем и внешнем, и заниматься очищением ума и сердца от страстей.

В заключение, хотелось бы еще раз вернуться к теме «неумытого» и «умытого» богословия, ИСТИННОГО МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ИСХОДЯЩЕГО ИЗ ЧИСТОГО СЕРДЦА и ШКОЛЬНОГО СХОЛАСТИЧЕСКОГО «МОЗГОСЛОВИЯ».

Мы понимаем, что в семинариях и академиях не преподают учение об Иисусовой молитве и внутреннем делании очищения сердца, нет там предметов под названием «ЛЮБОВЬ», «СМИРЕНИЕ», «СНИСХОЖДЕНИЕ К БЛИЖНИМ» (разве только к еретикам). Семинаристы и академисты предоставлены самим себе в духовном делании. Как сказал блаженный Афанасий, Христа ради юродивый, проходя в советское время мимо здания бывшей орловской (кажется) семинарии: «Многому здесь учили, одному только не научили, - как верить в Бога».

«Богословие, истинное богословие, приобретается не в университетах, а только в презрении мира, вдали от шума и мирской суеты, в месте безмолвном и спокойном, посредством определенного порядка молитвы и подвига, когда человек, очистив ум и освободившись от взыграний плоти, ПОЛУЧИТ СВЕТ ИСТИННОГО БОГОСЛОВИЯ – ВЕДЕНИЕ САМОГО СЕБЯ» (Архимандрат Ефрем Мораитис (Святогорец)). То есть, ведения, что Я есть - НИЧТО!

«ЕСЛИ ТЫ БОГОСЛОВ, ТО ТЫ ЧИСТО МОЛИШЬСЯ; ЕСЛИ ТЫ ЧИСТО МОЛИШЬСЯ, ТО ТЫ БОГОСЛОВ» , - говорит преподобный Нил Синайский. Если бы истинное богословие и святость заключались только в феноменальной начитанности и хорошей памяти, умении вовремя выхватить от куда-то необходимую цитату, перевернуть ее как надо и вставить туда, куда надо, то следовало бы признать «святыми» - «YANDEX», «GOOGLE» и «YOUTUBE».

В монастырях; хороших монастырях, не получают систематизированных знаний. Но там получают другие знания: познание своей немощи и греховности, слез и плача о своих грехах и несовершенствах, борьбы не на жизнь, а на смерть со своей плотью, миром и диаволом. Там не пишут объемных сочинений и докторских диссертаций. Там те, кто настоящие монахи, расписываются кровью под каждой заповедью блаженств. И батюшка Рафаил уже расписался под двумя основными заповедями Господними: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф.22:37-40).

Хочу сделать оговорку. Я не выступал никогда и не выступаю против Семинарий и Академий, против школьного преподавания богословия. Великие богословы Церкви, такие как свт. Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Григорий Палама, были образованнейшими людьми своего времени. Когда сочетается чистота сердца с созерцательным и проницательным умом, тогда рождаются великие богословы и столпы Церкви, горячие и мудрые борцы с ересями. Но это, как мы видим из Истории Церкви, явление достаточно редкое. Поэтому, если человек не может стяжать, или просто не имеет от Бога этих двух уравновешенных даров, то ЛУЧШЕ ИМЕТЬ ПЕРВОЕ (чистоту сердца) С МАЛЫМ ВТОРЫМ (аналитическими способностями ума), ЧЕМ ВТОРОЕ - С МАЛЫМ ПЕРВЫМ.

Если бы все, что снял и сказал отец Георгий касалось лично меня, то я, как монах промолчал бы и оставил то без ответа. Но так как вы дали духовную «пощечину» моему отцу, то я вам не «обинуяся» скажу, что не батюшка Рафаил в прелести, а вы в глубочайшей прелести, и образ этой, столь распространенной ныне прелести, у святителя Игнатия Брянчанинова называется «ДМЕНИЕМ УМА». Я никогда бы это не сказал, но, простите отче, вы сами вынудили меня на это.

Но, самое интересное то, что даже если просто взять, принять и поверить всему, о чем говорил и что насобирал отец Георгий Максимов против нашего батюшки; максимальный вывод из всего этого можно сделать какой? Что отец Рафаил не прозорливый, не пророк и не духоносный старец (между прочим, батюшка никогда себя и не пытался таким позиционировать. Наоборот, батюшка часто повторяет: «я не старец, - я старик»). Простите отец Георгий, а разве это является собственно грехом? И разве это является признаком прелести. Пророчество пророка Ионы тоже не сбылось, Ниневия не была разрушена. Что, он тоже был в прелести? Царь Манассия покаялся и Сам Бог «отменил» Свое же собственное решение.

А вот у вашего «духоносного старца», еретичествующего патриарха Кирилла пышным цветом расцвела ЕРЕСЬ, и в словах и в делах, и в писаниях. И вы намеренно или ненамеренно закрываете на это глаза себе и всем своим чадам и почитателям. Будучи духовным слепцом, ведете таких же слепцов в объятия экуменической «церкви-блудницы».

Отец Георгий, УЛАВЛИВАЕТЕ РАЗНИЦУ? – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ И ОШИБКИ БАТЮШКИ РАФАИЛА И НАШИ С ОДНОЙ СТОРОНЫ; и ЕРЕСЬ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА И ПОКРЫВАТЕЛЬСТВО, АПОЛОГИЯ ЭТОЙ ЕРЕСИ С ВАШЕЙ СТОРОНЫ? Вам, а не нам есть над чем задуматься.

Простите отец Георгий меня грешного и недостойного, но вы взяли на себя, больше, чем вам полагается. Помоги вам Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь, Пресвятая Дева Богородица осознать «некрасивость» вашего поступка и попросить прощения у батюшки Рафаила.

Когда я первые разы посещал отца Гавриила Святогорца, старца Кутлумушского, он спрашивал: - Откуда? – От батюшки Рафаила русского,- отвечал я. – А, отец Рафаил! Агиос, агиос антропос (святой, святой человек), поклон отцу Рафаилу.

А совсем недавно, когда я сказал геронде Гавриилу, что много клевещут на батюшку Рафаила, он заулыбался и сказал: «Отец Рафаил – самый смиренный человек на планете Земля. Если собрать всех патриархов, епископов, священников и вообще всех экуменистов вместе и поставить их с одной стороны. А с другой стороны поставить отца Рафаила. И они все вместе начнут ругать, клеветать и поносить отца Рафаила, ОН ИХ ВСЕХ ПОБЕДИТ СВОИМ СМИРЕНИЕМ».

На следующий день после появления в ЮТУБе клеветнического видео иерея Георгия, я позвонил батюшке, чтобы спросить благословения написать опровержение, как смогу. Батюшка, как всегда и при всех обстоятельствах, был весел и жизнерадостен. Ему уже рассказали про видео, но оно его не коснулось ни на йоту.

Как о гранитный утес рассекаются морские волны, пенящиеся своими «срамотами», так о батюшкино, а лучше сказать о Христово смирение, которое обитает в батюшке, разбиваются все клеветы еретиков. Пусть враги Церкви Христовой скрежещут своими зубами. Пусть учитель всех ересей диавол лопнет от своей безумной зависти и злобы. Истина восторжествует и диавол, как всегда будет посрамлен. А Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, слава во веки веков. Аминь.

P.S. Уважаемый отец Георгий! Можете себя не утруждать и не снимать очередную серию «Санта – Барбары» по поводу моего слова. На этом слове сериал «Санта – Барбара» объявляется законченным и отец Георгий, если все-таки захочет, может начать снимать новый сериал - «Богатые тоже плачут». Нам очень жалко мировой кинематограф; он в вашем лице, отец Георгий потерял великого режиссера (прим.ред. - и пейсателя).

И все таки, я прошу прощения у отца Георгия за весь сарказм, допущенный мною в его адрес. Дай нам всем Господь наш Иисус Христос и Пресвятая Богородица в разум Истины прийти и спастись.

Когда статья была окончена «вчерне», у меня возникло сомнение: а стоит ли участвовать в этом словесном «фехтовании» с о. Георгием. Большинство братии и близких друзей говорили, что надо защитить батюшку. Но многие говорили, что и так всем все понятно, что враг хочет нас этим отвлечь от главного, то есть молитвы, только мир сердечный потеряешь; в чем есть большая доля правды.

Чтобы не поступать по удостоверению своего ума, я взял благословение у батюшки Рафаила, чтобы спросить старца Гавриила Кутлумушского. Связался через келейника по телефону. После молитвы, старец сказал: «Спорить с ним (о. Георгием) не стоит, раз он абсолютно убежден в своей правоте, но ради того, чтобы оправдать отца Рафаила и разоблачить клевету и ложь, нужно написать».

На этом заканчиваю свое слово. Прошу у всех отцов, братий и сестер прощения, если кого чем соблазнил или обидел, словом, делом, помышлением. Прошу ваших святых молитв. Ваш брат во Христе.

Память прп. Феодосия Великого, общих житий начальника.

Грешный монах Варсонофий (Богославский).

Письмо-комментарий посетителя портала:

В защиту отца Рафаила (Берестова) от вражиих нападок.

Свидетельствую, что отец Герман (Платинский) встречался лично с отцом Рафаилом в Москве зимой 1995-96 годов, чему свидетелями были мы с Виктором Саулкиным, с которым я знаком по совместным трудам на радиостанции "Радонеж". То была встреча двух старцев Божиих, они говорили о личном, о духовном, общались как равные, очень уважительно между собой, в духе любви Христовой, в совершенном взаимопонимании, испросили друг у друга благословения и молитв.

Для тех, кто не знает об отце Германе: отец Герман (Подмошенский) – основатель, вместе с отцом Серафимом Платинским, Свято-Германовской пустыни в Северной Калифорнии, ученик архиепископа Аверкия (Таушева), духовный сын блаженного святителя Иоанна (Максимовича), собрат и сотаинник отца Серафима (Роуза); выдающийся миссионер, носитель исповеднической традиции Святой Руси, благодатный старец и прозорливец.

С уважением,
р.Б. Вячеслав

Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо им любимого Господа. И один Бог знает, сколько раз он сподобился этого видения.

Схимонах Варсонофий (в миру Василий Алексеевич Юганов) родился в 1838 году в одном из сел Донской области. Он был сыном дьякона сельской церкви. Отец готовил его в священники и с детства приучал к церковной жизни, но Бог решил по-другому привести его в свой храм.

Началась Крымская война, и в 1855 году 17-летний Василий был призван в армию. Он показал себя очень храбрым воином, чем привлек внимание своих начальников. После Крымской войны ему пришлось участвовать и в военных операциях при подавлении восстания в Польше.

Здесь с ним произошел один случай, о котором впоследствии сам рассказывал: «В 1859 году находился я на военной службе в Польше. Когда я был в Варшаве, то заболел. Сия болезнь развилась у меня до такой степени, что я харкал сукровицей с примесью гнили. Ни пить, ни есть, ни горячего, ни холодного я не мог из-за сильной боли в груди. В таком состоянии я выехал из Варшавы до Бердичева по железной дороге, а из Бердичева на почтовых домой на Дон.

Ехать следовало мне через Киев. И вот по приезде в Киев я отправился прямо в Киево-Печерский монастырь. Там и остановился с той целью, чтобы поговеть и, покаявшись в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин. Начал я говеть, ходить в церковь к утрени, обедне... Чтобы приготовить себя к принятию Святых Христовых Таин, думал, что надо поговеть хотя бы неделю. Так я и сделал.

В это время у меня явилось особенное желание к молитве, явились слезы и раскаяние в грехах. Умирать не хотелось, хотя я знал, что чахотка - болезнь неизлечимая. В груди у меня рана, а ведь ее, как доктора мне сказали, не залатаешь. Но все-таки, подумал я, избавиться милостью Божией можно и от нее. А потому всю свою надежду возложил на милость Божию и Царицу Небесную. Начал усердно и слезно молиться Ей, просить Ее помощи и заступления. Просить, чтобы Она - Пресвятая Богородица исходатайствовала у Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы еще мне пожить сколько можно подольше на сем свете.

Так я молился Божией Матери, просил милости Ее и заступления о мне, грешном, чтобы Господь благословил мне пожить. В субботу я приобщился Святых Христовых Таин, пришел из церкви в свой номер, наскоро расстегнул у себя чекмень (военная униформа - Ред.), ибо чувствовал сильную боль в груди, лег на койку лицом вверх и сейчас же забылся. Когда я заснул, то увидел, как на воздухе против моей груди явился в серебряном кивоте и в серебряной ризе образ Божией Матери. Лучи света от этого образа ударили прямо в мою грудь, в больное место на мою рану. И от лучей на груди на самой ране образовался из серебряной нити крест величиной вершка в три, зашел в мою рану...

Очнувшись, я встал, и у меня сейчас же начался особенный какой-то кашель и харканье. С кашлем у меня вышел какой-то комок с сукровицей и гнилью, и я сразу почувствовал легкость в груди, сердечную радость и почти не ощущал никакой боли, до того стал здоров, что даже забыл совершенно о болезни. Грудь моя стала как каменная, как будто и никогда не болела».

Этот случай полностью изменил жизнь Василия Алексеевича. Он воспринял происшедшее с ним чудо как призыв Господа и решил оставить бренный мир и полностью посвятить себя Богу. Но осуществление своего решения ему пришлось отложить почти на 30 лет. Он был связан военной обязанностью и мог осуществить свою мечту только после увольнения со службы. После войны по рекомендации военного руководства его приняли в военное училище, которое располагалось в Москве.

Вскоре после окончания училища он женился и с женой проживал по разным гарнизонам. Участвовал в Русско-турецкой войне, где за храбрость был возведен в звание полковника и награжден многими орденами. Василий Алексеевич так и остался бы военным человеком, если бы не понимание со стороны жены, которая была очень набожной женщиной и знала тайные устремления души своего мужа. Она согласилась отпустить его в монастырь.

В 1888 году Василий Алексеевич прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Через два года, а именно 21 марта 1890 года, он был пострижен в рясофор с именем Варсонофий, а еще через четыре года, 8 апреля 1894 года, в мантию. Послушание отец Варсонофий проходил в канцелярии. Все удивлялись его смирению и кротости. Ведь человек, привыкший на протяжении 30 лет командовать, видевший много жестокости и крови, теперь готов был выполнить любое послушание, любую просьбу брата.

За смирение Господь сподобил отца Варсонофия нового чудесного видения, которое он описал впоследствии так: «Летом 1893 года пришел я из церкви после повечерия в свою убогую келью. Помолился Богу и сел на койку с целью возлечь на своем убогом одре и заснуть до утреннего звона. Как только сел на койку, то мне пришло в голову, что вот, мол, я столько времени живу в обители (уже семь лет), каждый день бываю в церкви Божией, каждую неделю исповедуюсь и приобщаюсь Святых Христовых Таин, а значит, уже кое-что да заработал у Всевышнего Творца.

А жена-то моя Л. ... в церковь не ходит, Богу не молится, живет скверно, срамно и даже пасквильно. Что же ее ожидает? Конечно, вечная мука, огонь неугасимый, червь неусыпаемый, ад - и больше ничего! О горе, горе, что ее ожидает, несчастную, на том свете за ее скверную, безобразную жизнь. С этими мыслями я лег и как бы забылся, заснул. Что же я вижу: вдруг засияло в келье, стало светло как днем, отворяются двери, входит какой-то молодой человек, среднего роста, блондин, на голове волнистые волосы, одет он весьма благообразно: голубая рубашка и такового же цвета кушак, белые панталоны... Берет он меня за правую руку и говорит: «Пойдем, я покажу тебе твое место».

Я встал и пошел за ним. Вышли мы из кельи. Как только вышли, то нам открылось зеленое поле, по нему-то мы и пошли без дороги прямо по хорошей мягкой зеленой траве, устланной различными цветами с хорошим запахом. Шли как бы в гору, подымаясь все выше и выше к небу. Наконец, добрались до вершины сей горы. Когда взошли на гору, то на востоке воссияло солнце. До этого солнца видно не было, но все-таки было очень светло. Я смотрел прямо на солнце, и оно не слепило мне глаза.

С вершины этой горы открылась прекрасная равнина. На ней росла высокая трава, цветы. Попадались кустарники и деревья, по которым с ветки на ветку перепархивали мелкие птички. Только прекрасное пение этих птиц нарушало тишину. К великому своему удивлению, вижу среди сей громадной, а может быть, и бесконечной степи сидит на стуле одна-одинешенька моя жена, и никого больше нет. Сидя, она наслаждается благоприятным воздухом и пением райских птиц. Скрестив руки на груди, благодушно смотрит на восток. Одета она в хорошо знакомую мне блузу. И вся одежда ее выглядела прилично.

Увидел я ее еще издалека, так как место было ровное. Когда мы проходили мимо нее, то я невольно посмотрел на себя. И что же вижу? Одет я в давно изношенный, порванный под мышками военный мундир. На ногах изорванные брюки и нечищеные, дырявые сапоги. Стыдно стало мне идти мимо своей жены таким оборванцем. Она меня в таком виде никогда не видела. Что же, думаю, делать? Хоть бы нам миновать ее каким-нибудь образом, свернуть в сторону, чтобы пройти мимо нее, не быв ею замеченным, а то вовсе срам. Только я это помыслил, как мой провожатый разгадал мой помысел, взглянул на меня, как бы улыбнулся и направился вправо, чтобы мы прошли мимо так, чтобы она нас не увидела. Она же пристально смотрела на восток. Как будто кого-то ждала оттуда.

Шли мы по сей прекрасной степи долго. Наконец, оказались среди сухой, песчаной, каменистой и невзрачной местности. Подошли к большому длинному чугунному погребу с чугунной громадной дверью, на которой висел большой плоский замок. Был у этой двери также и внутренний замок. Спутник мой открыл наружный плоский замок, а затем и внутренний. Двери же как бы сами собой отворились. Мы вместе вошли в небольшое помещение. Там оказалась другая дверь с такими же замками. Спутник мой отпер и эту дверь. Когда мой провожатый открывал дверь, то взял левой рукой за верхний железный угол, из-за большой тяжести с трудом отворил ее, а правой рукой молча указал мне, чтобы я вошел внутрь, переступив через порог, который был очень высок.

До последней минуты я думал, что и он последует за мной внутрь, но ошибся. Лишь только я переступил порог, то он, глядя в полуотворенную дверь и придерживая ее левой рукой, говорит мне: «Вот твое место». И вместе с этими словами захлопнул дверь. Слышу: щелк, щелк, щелк - замок закрылся, а я, несчастный, остался в этом таинственном погребе, где чугунная дверь и чугунные же стены. Тут я почувствовал невыносимую вонь, смрад. Услышал страшный гул, неистовые крики, увидел дым, от которого дышать мне не было возможности. Я закрыл себе лицо руками и залился горькими слезами со словами: вот это твое и есть место.

Видя свое безысходное положение в этой кромешной тьме, наполненной невыносимым смрадом, долго я проливал слезы. Насытившись ими, очнулся немного, стал рассматривать этот погреб, думая: может, можно найти из него выход. Затем захотел узнать: что это слышится за шум, откуда исходит огонь, дым. Рассмотрел, что вниз ведет лестница, а в конце ее, левее, большое отверстие, из которого по временам выскакивают языки пламени и клубы дыма. Я осмелился осторожно спуститься по ней к отверстию и заглянул вовнутрь.

Там я увидел громадную бесконечно горящую печь, а в ней множество людей. Они располагались в печи кто сидя, кто лежа, кто стоя. И все эти несчастные кричали разными голосами от невыносимых страданий. От них-то из сей печи и исходил такой крик, что он сливался в дикий, неистовый гул. Я про себя подумал: выходит, что я нахожусь как бы на пороге этой страшной печи. Поднялся я опять по лестнице и вижу при входе в дверь, на правой стороне, величиной со старинный медный пятак круглое окошко. Только через него ко мне исходит свет. Я взглянул в него и вижу опять свою жену, сидящую на том же месте, где я ее, проходя мимо, оставил. Мне представилось ее наслаждение. А я-то, несчастный, нахожусь во аде. Она этого не знает.

И я опять залился слезами, жалея о том, что не показался ей, когда проходил мимо. Если бы я сказал ей, то уж она, наверное, подошла бы к сему окошечку и хотя бы утешила меня чем-нибудь. А может быть, отомкнула каким-либо образом в этом погребе дверь и освободила меня из сего критического положения. Вот до чего довели меня мои мечты. Вот мой загробный заработок. А лучше всего считать себя хуже любой твари. Одному Творцу ведомо наше загробное положение. Так я очнулся. И не знаю, вышел ли я из этого погреба или нет!»

Отец Варсонофий так комментировал свое видение: «Так вот жена моя и сидит теперь в сей чистоте и приличной блузе в прекрасной степи, наслаждаясь приятным воздухом и пением райских птиц. А я-то, окаянный мечтатель, где? Во тьме кромешной! Вот мое место. Теперь о том, почему я шел в своем старом военном мундире. Что это за изорванный военный мундир и как он на мне очутился.

Помню, что когда-то, еще в молодости, пожертвовал я его своему товарищу. Послал ему его. На, мол, товарищ, тебе то, что мне не негоже. Так вот в этом пожертвованном рваном мундире я и увидел себя. Теперь о блузе, в которой была моя жена. Хочу сказать, что она пожертвовала ее одной нищей старушке. Случилось сие так. Была у нее старенькая блузка. Она ее постирала, высушила, выгладила утюгом, обложила рюшью, и в тот момент, когда закончила все свои дела, мимо приходила нищая старушка, которая просила милостыньку и просила дать ей что-нибудь из старого платья.

Жена спросила у нее: «А что у тебя в доме есть ли кто-нибудь из молодых?» Та отвечала, что у нее есть внучка - невеста. Тогда моя жена взяла, завязала эту самую блузу в узел, вложила туда же белье, чулки, свои полусапожки, да и отдала ей, говоря: «Вот на все сие твоей внучке». Старуха осталась весьма довольна, поблагодарила ее и ушла».

12 февраля 1896 года отца Варсонофия постригли в схиму. После этого он еще девять лет прожил в обители, проводя жизнь в покаянии и смирении. Он был преисполнен духовной радости, когда присутствовал на богослужении в храме. Все видели его восторженный взор, направленный в сторону алтаря, как будто он с нетерпением ждал выхода оттуда горячо им любимого Господа. И один Бог знает, сколько раз он сподобился этого видения.

Публикуется по книге: « Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков» .
Серия « Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей

Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно

3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: