Правильно ли я понимаю, что те, кто не причащается, не будут бессмертны? О Святом Причащении.

Когда сделаны все приготовления к причащению Святых Тайн, вначале к нему приступают священнослужители в алтаре, потом прочие верующие.

Священнослужители причащаются в алтаре, отдельно от народа, закрытые от его взоров затворенными и занавешенными Царскими вратами, – по образу ближайших учеников и апостолов Иисуса Христа, которые одни из всех веровавших в Него сподобились получить Святое Причастие из Его рук на Тайной Вечери в Сионской горнице и в собрание которых в это время никто из сторонних не был допущен.

Иисус Христос на Тайной Вечери сперва преподал ученикам под видом хлеба Тело Свое, потом Чашу. По этому примеру священнослужители принимают Святые Тайны в разделенных видах – сначала Тело Христово, потом Пречистую Кровь. Из четырех частей раздробленного Агнца, после вложения одной из них в Чашу, для причащения священнослужителей назначается часть с знаком ХС (Христос).

Приступая ко вкушению Честнаго и Пресвятаго Тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , священник и от него дьякон приемлют оное в правою руку, подложив под нее левую и таким образом как бы соорудив, по слову святого Kирилла Иерусалимского, престол бессмертному Царю. Потом священник и дьякон, благоговейно преклонив главу к Агнцу, держимому в руке, исповедуют перед Ним веру в Искупителя и в Таинство Тела и Крови Его и молятся о неосужденном их вкушении, и, наконец, вкушают Тело Христово, наблюдая при этом, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы. «Ибо, – говорит святой Kирилл Иерусалимский, – если что (из Тела Христова) погубишь, тем как бы части собственного тела лишишься».

Исповедание и молитву перед Агнцем Божиим священник и дьякон выражают следующим образом: «Верую, Господи, и исповедую, что ты воистину Христос Сын Бога живого (; ), пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый (). Верую также, что это есть Пречистое Тело Твое и это есть драгоценная Кровь Твоя. Поэтому молю Тебя, помилуй меня и прости согрешения мои произвольные или непроизвольные, в слове или в деле, ведением или неведением, и сподоби меня неосужденно причаститься Святых Твоих Тайн, в оставление грехов и в жизнь вечную». K этому присовокупляется следующая молитва: «Приими меня, Сыне Божий, причастником Таинственной Твоей вечери, ибо я не поведаю тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуй, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, да будет мне не в суд или в осуждение, но в врачевство для души и тела».

Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда . Другими словами: «Я приступаю к Святым Твоим Тайнам с искренним желанием избежать греха Иуды: этот предавший Тебя Твой ученик, знавший Тайну Твоего пребывания в Гефсиманском саду, выдал ее Твоим врагам и, приведши их в это место, предал Тебя в их руки. Знаю и я, Господи, что Ты таинственно водворяешься в тех, которые вкушают Тело и Кровь Твою, и сам желаю во святых Твоих Тайнах принять Тебя в дом моей души и соделаться Твоею обителью; ибо Ты Сам сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (). Но когда сподоблюсь принять Тебя под Kров души моея , то по благоговению к Твоему таинственному во мне пребыванию не буду разглашать об этой Тайне перед неверующими, с предубеждением и враждой относящимся ко всему таинственному в области веры, и не дам им повода к злому глумлению против того, что составляет для меня величайшую святыню. Я сохраню ее от поругания благоразумным о ней молчанием, следуя Твоему же внушению: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (). Иуда выдал Тебя врагам лицемерным поцелуем, злоупотребив знак любви и дружбы. Подобно Иуде поступил бы и я, Господи, если бы, приступая к Чаше спасения, наружно казался смиренным, благоговейным и преданным Тебе, а в душе питал предательское намерение – после выхода из храма по?прежнему служить враждебному Тебе миру, плоти и . О нет, я ненавижу грех лицемерия, я не дам Тебе лобзания Иуды, я питаю твердое намерение сохранить залог благодати, который получу в общении с Тобой в Твоих Тайнах, и пребыть Тебе верным до самой смерти».

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела . «Знаю, Господи, что по множеству моих грехов я недостоин общения с Тобой в Пречистых Тайнах. Но я верую в спасительную их силу. Верую, что она простирается не только на душу, но и на тело. За грехи мои я достоин отвержения от Тебя и осуждения, но ради этой моей веры сподоби меня приять Твое Пречистое Тело и Кровь не в осуждение, но в исцеление души от греховных недугов и тела от болезней, которым, по слову Твоего апостола, подвергаются недостойные причастники ()».

После вкушения Тела Христова, священник причащается из Чаши, и потом причащает дьякона Честные и Святые Kрове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную . Эта Кровь растворена в Чаше с Телом Христовым, и потому, вкушая ее, причастники пьют ее как бы из пронзенного ребра Христова. Ощущаемая при этом теплота Крови, растворенной перед этим согретой водой, еще живее напоминает им истекшую из ребра Спасителя вместе с водой еще неостывшую Его Кровь.

Причастившись Крови Христовой, священник произносит: Се (сие) прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит . И, причастив дьякона, произносит: Се прикоснуся устнам твоим ... – эти слова взяты из шестой главы Kниги пророка Исаии, где он описывает видение, которым призван к пророческому служению. Он видел Господа, сидящего на престоле и окруженного Серафимами. Вблизи престола был жертвенник с горящими углями. Один из Серафимов взял клещами с жертвенника уголь, поднес его к устам Исаии и сказал: Се касается это уст твоих и отъемлется от тебя нечистота, и заглаждается грех (). Повторением этих слов Серафима после причащения Святых Тайн священник выражает веру в спасительную их силу, ибо они очищают душу от грехов и просветляют ее, подобно тому как действием жара от раскаленных углей очищается от примеси и делается светлым благородный металл .

Причастившись сам и причастив дьякона, священник, если есть причастники из мирян, раздробляет для них части Агнца со знаками NI KA на мелкие частицы по числу причастников и влагает в Святую Чашу.

В то время когда причащаются священнослужители, вне алтаря поется краткий стих, именуемый причастным (по-гречески – киноник). Он поется для того, чтобы поддержать в предстоящих благочестивое настроение и занять их внимание на это время.

Причастен , подобно прокимну и аллилуарию, большей частью берется из псалмов и имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или праздника и оттого называется причастен дня, причастен праздника или празднуемого святого. Пение причастна заключается троекратным пением аллилуиа .

Применение причастных стихов к дневной или праздничной службе можно видеть из следующих примеров.

Так, в понедельник, в который совершается служба бесплотным Силам, причастен прославляет Господа, творящаго Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (). Во вторник положена служба величайшему праведнику, большему всех рожденных женами, святому Иоанну Предтече, и потому в причастном стихе ублажается праведник: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится (), т.е. память праведника благословляется людьми и после его смерти, да и при жизни ему не страшны недобрые слухи о его чести, порицания и клевета, распространяемые его врагами и завистниками, – он уповает на Бога, который, рано или поздно, выведет на свет его правду, к посрамлению его недоброжелателей. В праздник Рождества Избавителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, поется причастен: Избавление посла Господь людем Своим (). На Богоявление празднуется торжественное излияние обильных благодатных даров Святого Духа на Богочеловека Иисуса Христа и через Него на все человечество. Поэтому для причастного стиха избраны слова святого апостола Павла: явися благодать Божия, спасительная всем человекам (). Во дни Пасхи и до ее отдания слышится причастен: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Этот причастен потому усвоен этим дням, что приятие Бессмертных и Животворящих Христовых Тайн есть наилучшее средство общения в эти дни с Тем, Кто воскресением из мертвых соделал эти Тайны бессмертными и животворящими, а нас всех, причащающихся от них, причастниками жизни и нетления. Во все Богородичные праздники поется причастен: Чашу Спасения прииму и имя Господне призову (). Если христианин, произнося или слыша эти слова псалмопевца, должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, из которой он причащается Крови Христовой, то нетрудно понять, почему эти слова приурочены к праздникам Богородицы и также поются в среду каждой седмицы, посвященную Святому Кресту и Богородице: Кровь Христа Спасителя, подаваемая нам из Чаши, тождественна с той, которую вместе с Плотию Он восприял от девственных кровей Богоматери. И таким образом воспоминание о Чаше Спасения имеет некоторое отношение к славе Богоматери.

После причащения священнослужителей отверзаются Царские врата, и дьякон, держа в руках Чашу и обратясь к народу, приглашает желающих причаститься Святых Тайн, приступить к ней со страхом Божиим и верою . На это приглашение хор поет: Благословен грядый во имя Господне , Бог Господь и явися нам , прославляя этими псаломскими словами Христа Спасителя, являющегося в Пречистых Тайнах, и выражая радость о Его явлении.

В древней Церкви миряне приступали к причащению Святых Тайн за каждой литургией.

В Правилах апостольских полагается отлучение от общения церковнаго (т.е. от причащения) тех, кто, присутствуя на литургии, без серьезной причины оставляли собрание, не приняв Святых Тайн (правило 9). Святой Киприан, изъясняя Таинство Евхаристии, о хлебе насущном в молитве Господней говорит: «Просим ежедневно даровать нам этот хлеб, дабы нам, сущим во Христе, ежедневно приемлющим Евхаристию в пищу спасения, в случае какого-либо тяжкого падения, после которого необходимо удержаться и не приобщаться небесного хлеба, не отделиться от Тела Христова» (De oratione Domin). Святитель Василий Великий говорит о современных ему христианах Kесарийской Церкви, что они причащаются четыре раза на каждой неделе: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память особо чтимого святого (Письмо к Kесарии, жене патриция). С течением времени ревность к многократному причащению Святых Тайн стала охладевать, так что еще святитель Иоанн Златоуст с глубокой скорбью не раз упоминал, что некоторые из его современников только однажды в год приступают к Божественной трапезе (Беседа 5, на Первое послание к Тимофею; Беседа 17, на Послание к Евреям). В наше время многие по нескольку лет не причащаются. Сама Церковь теперь не настаивает, чтобы ее чада так же часто причащались, как древние христиане. Она лишь завещавает исповедываться и причащаться ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Если же, однако, за каждой литургией дьякон обращается к присутствующим с приглашением приступить к Чаше Спасения, то как должны относиться к этому приглашению те, которые пришли в храм только для участия в церковной молитве, а не для причащения? Они должны смиренно исповедать перед Господом свою неготовность Его принять, в Его Пречистом Теле и Крови, в дом своей души, и желание, чтобы Он не лишил их, по крайней мере, Своего духовного общения с ними и сподобил их ощутить прикосновение к их сердцу Его благодати и через это ощущение предвкусить сладость тех минут, когда они будут готовы принять Его в Святых Тайнах.

После причащения священнослужителей Царские врата отверзаются, чтобы вне алтаря допустить к причащению Святых Тайн мирян и вообще всех, которым воспрещен вход в алтарь, отчасти для того, чтобы зрелищем открытого алтаря и следующего за отверстием Царских врат двукратного явления Святых Даров народу обрадовать всех присутствующих в храме, подобно тому, как подданные радуются явлению среди них царя.

Приготовившиеся к принятию Святых Тайн миряне, по возгласу дьякона, должны приступить к Чаше со страхом Божиим , ибо приступят к огню, попаляющему недостойных, с верою в Таинство и любовию ко Христу . Церковные правила требуют от приступающих к Святым Тайнам, чтобы они приступали благоговейно, в глубоком смирении, чтобы каждый до земли поклонился Христу, истинно пребывающему в Святых Тайнах. Затем, сложив крестообразно руки на груди и исповедуя распятого Христа, со страхом подходит к Чаше (Учительное известие). Это исповедание, по церковному обычаю, миряне выражают теми же словами, как и священнослужители перед причащением: Верую Господи и исповедую ... и еще: Вечери Твоея Тайныя ... затем приемлют в уста с лжицы из рук священника Честное и Святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во грехов и в жизнь вечную . В это время поется стих: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите . Приняв и поглотив Святые Тайны, причастники, – по требованию церковного правила, устами, после отирания уст платом рукой священника или дьякона, лобзают край Святой Чаши, как само ребро Христово, из которого истекла Кровь и вода, и, отступивши немного, делают поясной поклон, но не земной, ради хранения приятых Святых Тайн (Учительное известие).

В древние времена миряне принимали Святое Причастие, как и священнослужители, в разделенных видах. Сперва было преподаваемо им в руки Тело Христово, потом им давали прямо из Чаши Кровь Христову. Поэтому святой Амвросий, живший в V веке, преграждая вход в церковь одному из высокопоставленных лиц, виновному в убийстве, сказал: «Как прострешь ты эти руки, с которых еще каплет Кровь невинно убиенных? Как прижмешь этими руками Пресвятое Тело Господне? Как поднесешь к устам своим бесценную Кровь Его, – ты, словом ярости твоей проливший неправедно кровь столь многих человеков?» (Феодорит. 5, 17). Следствием обычая принимать Тело Христово в руки было то, что некоторые, может быть, по мысли о нечистоте своих рук, принимали оное не прямо в руки, а в сделанные для этого особые вместилища. У иных к этому примешивалась суетность, – и они делали вместилища из золота с драгоценными камнями и разными украшениями. Трулльский Собор в VII веке строго осуждает употребляющих эти вместилища как предпочитающих Божьему образу бездушное вещество и повелевает всем принимать Пречистое Тело крестообразно сложенными руками (правило 101). Женщины для принятия в руки Тела Христова имели у себя особую пелену, которая называлась Господнею. Сначала это было вменяемо им в обязанность , но потом в VI веке состоялся Собор (Цезаре-Августанский), на котором старались прекратить это обыкновение . Трудно определить, с какого времени прекратился обычай преподавать мирянам Святое Причастие в разделенных видах и заменен обычаем причащать мирян Телом и Кровию Христовой совокупно, посредством лжицы . Можно сказать, что эта замена произошла для предотвращения случаев неосторожного пролития Святой Крови и для искоренения злоупотреблений, которым иногда подвергалось Святое Причастие со стороны людей, принимавших Пречистое Тело нечистыми руками, и суеверных .

Преподавание мирянам Святого Причастия под двумя видами есть обычай собственно Восточной Православной Церкви, резко отличающий ее от Западной, в которой миряне причащаются одного Тела Христова, не принимая Крови Христовой. Лишая мирян Крови Христовой, Западная поступает: а) вопреки ясной заповеди Самого Установителя Таинства – Иисуса Христа. Он ясно сказал: пийте от нея (от Чаши) вси , и: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (); б) поступает вопреки апостольскому учению. Апостол Павел внушает всякому человеку, а не одним членам священноначалия: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от Чаши да пиет (); в) поступает вопреки примеру древней христианской Церкви, как видно из единогласных свидетельств древних святых отцов . То же свидетельствуют древние Римские Папы, а один из них (Геласий, V век) уклонение некоторых христиан от причащения Крови Христовой называет даже «суеверием и поруганием святыни» . Обычай Западной Церкви лишать мирян Чаши сделался господствующим и обратился в закон не ранее XV века со времени Базельского Собора. Главная причина узаконивания этого обычая, с предоставлением права причащения под двумя видами одним священнослужителям, скорее всего, заключается во властолюбивом стремлении латинской иерархии возвысить клир над мирянами, так чтобы было заметно преимущество одного перед другим.

В Православной Церкви для причащения мирян назначаются две части от одного и того же Агнца, от которого причащаются священнослужители. В Западной же Церкви для каждого причастника освящается особенный малый опреснок, но в таком причащении недостаточно выражается то единение верующих между собой и с священнослужителями, знамением которого служит причащение всех от единого освященного Хлеба, по слову апостола Павла: един хлеб, едино Тело есмы мнози, вси бо от единаго хлеба причащаемся ().

В Православной Церкви вместе со взрослыми причащаются и младенцы. Хотя младенцы не имеют понятия об этом Таинстве, но в этом нет препятствия допускать их к нему, как не может служить препятствием к их крещению отсутствие в них полного осмысления Таинства: в обоих Таинствах благодать Божия сообщается младенцам по вере, в одном случае, их восприемников, в другом – тех, которые подносят их к Чаше (Учительное известие). Как не имеющим возможность вкушать твердой пищи, младенцам преподается одна Кровь Христова, впрочем уже растворенная в Чаше с Телом Христовым. Обычай причащать младенцев первоначально существовал и в Римской Церкви и лишь в позднейшее время был отменен, так что младенцы в ней умирают ни разу не причастившись Святых Тайн, служащих источником жизни вечной . Эта отмена причащения младенцев имеет связь с отнятием у мирян Крови Христовой, потому что младенцы способны приниять только одну Пречистую Кровь.

Причастив себя, дьякона и мирян, священник поставляет Потир на престол и тайно читает благодарственную молитву: «Благодарим Тебя, Владыка человеколюбивый, Благодетель душ наших, за то, что Ты и в настоящий день сподобил нас Твоих Небесных и Бессмертных Таинств. Управь наш путь, укрепи нас всех в страхе перед Тобою, сохрани нашу жизнь, утверди стопы наши молитвами и молениями славной Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых». Святые Тайны называются Небесными и Безсмертными, потому что таинственно освященные в Тело и Кровь Христовы хлеб и вино действенно представляют Самого Христа, седящего на Небесах в воскресшем, нетленном и бессмертном Теле, хотя в то же время Он благоволит являться среди нас в Бескровной жертве. Управь путь, утверди стопы . «Научи нас и помоги нам неуклонно ходить путем заповедей Твоих, или устроить нашу жизнь по заповедям Твоим».

С этой молитвой на литургии святителя Иоанна Златоуста сходна молитва, занимающая то же место на литургии святителя Василия Великого: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за причащение Пречистых, Бессмертных и Животворящих Твоих Тайн, которые Ты даровал нам для облагодетельствования и освящения и врачевания душ и тел наших. Ты Сам, Владыка над всем, даруй, чтобы причащение Святого Тела и Крови Христа Твоего послужило нам к сохранению непостыдной веры, нелицемерной любви, к приумножению мудрости, к уврачеванию души и тела, к удалению от всего противного этому, к соблюдению заповедей Твоих, к благоприятному ответу перед страшным судилищем Христа Твоего».

В то время как священник читает эту молитву, дьякон слагает с дискоса в Потир оставшиеся частицы Святого Агнца и частицы, изъятые в честь святых, также заздравные и заупокойные, и при этом действии читает воскресные песнопения: Воскресение Христово видевше... Светися, светися, Новый Иерусалиме... О Пасха велия и священнейшая Христе ... В греческих чинопоследованиях литургии эти песнопения не встречаются, но они весьма не излишни в том месте литургии, которое занимают в наших служебниках. Чтением этих песнопений, составленных во славу Воскресшего Господа, дьякон от лица причастников исповедует перед Ним, что вкушение Тела и Крови Христовой составляет светлый пасхальный праздник; что, вступив в ближайшее общение со Христом через это Таинство, верующие на самих себе увидели исполнение обетования, изреченного Христом во время одного из Его явлений после воскресения: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (); что Тело и Кровь Христовы соделались для них животворящими, как Тело и Кровь не только пострадавшего, распятого и умершего, но вместе с тем и прославленного воскресением Христа. Если бы Христос не воскрес, то и Его на Кресте не была бы для нас спасительна и мы не имели бы Животворящих Тайн. Но каким бы тесным ни было бы для нас общение со Христом в Святых Тайнах, все же оно не может быть ощущаемо нами в этой жизни с такой же полнотой, как в Царстве Славы, – ибо теперь мы причащаемся Бессмертной Пищи под покровом хлеба и вина, тогда же будем иметь непосредственное общение со Христом. Желание этого непосредственного общения выражает дьякон в последнем из помянутых песнопений: «О Пасха (пасхальный Агнец) великая и священнейшая, Христе ()! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Даруй нам совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день Твоего Царства ()». Наконец, дьякон, отирая дискос после сложения в Потир частиц, произносит: отмый Господи грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих . Эти слова имеют отношение к погружению в Чашу просфорных частиц, изъятых в честь святых, также за живущих и усопших. Через это погружение частиц и соединение их с Агнцем, все члены Церкви Христовой, за которых они изъяты, как бы входят в состав единого Тела Христова, и одни из них, несовершенные, при молитвах за них других, совершенных и святых, очищаются и освящаются Кровию Христовою. В этом-то и состоит значение изъятия частиц за живых и усопших. Частицы вынимаются из просфор для того, чтобы через погружение их в Кровь Христову сообщить благодать очищения и освящения тем лицам, за которых они изъемлются.

И благодарственная тайная священника, и совместные с ней действия дьякона следуют, как мы сказали, за причащением мирян; если же нет между ними причастников, то за причащением священнослужителей.

Непосредственно накануне причащения верующий должен посетить вечернее богослужение, после которого дома прочитать все молитвы и каноны ко Святому Причащению, а именно:

– канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;

– канон молебный Пресвятой Богородице;

канон Ангелу Хранителю;

– канон ко Святому Причащению и молитвы ко Святому Причащению;
– молитвы вечерние.

Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Все эти каноны и молитвы Вы найдете практически в каждом молитвослове, который можно приобрести в любом православном храме. Возможно, что готовясь к Св. Причастию, Вы не сможете прочитать все эти молитвы. Тем не менее, постарайтесь сделать максимум из того, что окажется Вам по силам. После полуночи уже не едят и не пьют, курить строго запрещается - к Св. Причастию приступают натощак.

Утром в день причащения необходимо прочитать утренние молитвы.

Как поститься?

Издревле подготовка к причастию называется говением. Готовясь соединиться с Христом в таинстве Евхаристии (Причастия), православный должен подготовить свою душу и тело к достойной встрече с Господом. Готовя тело, человек в течение недели или трех дней (в зависимости от частоты причащения, возраста, здоровья) воздерживается от скоромной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов), ест овощи, фрукты, каши, макаронные изделия. Также воздерживаемся от супружеской (интимной) жизни, от различного рода развлечений и увеселений. Не принято приступать к Святым Таинствам женщинам во время очищения (месячных циклов). Чтобы подготовить свою душу, христианин в эти дни часто посещает церковь, читает духовную литературу. Необходимо помириться, если находишься в ссоре, простить все обиды.

Есть ли послабления в посте?

Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми), это не должно быть для вас препятствием к Св. Причастию. О послаблении в посте желательно посоветоваться со священником.

Как причащаться?

Причастники должны приступать к святой Чаше в глубоком смирении. По прочтении священником молитв: «Верую, Господи», «Вечери Твоея тайныя…» и «Да не в суд…», которые миряне про себя или негромко вслух повторяют, со всяким страхом и умилением делаем земной поклон. После этого, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой, подходим к святой Чаше.

По причащении диакон обтирает уста причастника специальным платом, после чего причастник целует край святой Чаши как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода, а затем идет к специальному столику, где запивает Причастие теплотой с антидором.

Как причащать младенцев?


Из предосторожности, чтобы при Причащении младенца Святые Тайны не остались не проглоченными им, нужно подносить его к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать, затем дать запить теплотой с антидором. В течение нескольких минут после причащения нельзя давать пустышку.

По завершению богослужения для причастившихся читаются благодарственные молитвы по святому Причащению.

Как причащаться дома?

Дома могут причащаться тяжко больные, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом. Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последнего часа.

Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.

Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь только «страха ради смертного».

Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.

После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Можно ли причащаться беременным?

К Исповеди и Причастию во время беременности следует готовиться так же, как и в любое другое время, принимая лишь во внимание физическую немощь женщины. Точно так же следует исследовать свою совесть и на Исповеди покаяться в своих согрешениях. Точно так же следует по возможности ограничить себя в пище - не в молочной или другой необходимой во время беременности белковой пище, но в сладостях или лакомствах; следует ограничить развлечения. Попросит прощения у тех, кто обижен на нас, и примириться с теми, на кого обижены мы.

Можно ли исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом?

Исповедоваться в одном храме, а причащаться в другом можно. И ни в коем случае исповедь и причастие в разных храмах не являются нарушением канонов.

Церковь - едина, и во всех храмах мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Поэтому нет никаких оснований христианину обязательно причащаться в том же храме, в котором он накануне исповедовался.

Единственное, что необходимо сделать, это постараться взять благословение у исповедующего священника утром в том храме, в котором вы собираетесь причаститься.

Составлено иереем Виталием Симорой

Текст песни Минская духовная семинария – 20. Тело Христово примите.

0 чел. считают текст песни неверным

Священник, подавая лжицей (специальная ложечка) Святые Дары, произносит:

Причащается раб Божий (имя рек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную.

Диакон или алтарный служитель отирает платом уста причащающихся, а причастившиеся, поцеловав, если возможно, с благоговением и осторожностью край Святой Чаши, отходят и приемлют теплоту. During this prayer lay communicants believe prostration, suitable for the Holy Chalice with reverence, crosswise (right over left) with her hands folded on his chest, and called their names. Chalice avoid shedding of the Holy Blood are not supposed to be baptized.

The priest, giving Spoon (special spoon) Blessed Sacrament, says:

Communion servant of God (name) Precious and Holy Body and Blood of our Lord and God and Savior Jesus Christ, for the remission of their sins, and eternal life.

Deacon or minister of the altar wipes plateau mouth communicants, and the sacrament, kissing, if possible, with reverence and caution edge Holy Chalice, waste and reject heat.

Объяснение Божественной Литургии

Kогда сделаны все приготовления к причащению Святых Тайн, вначале к нему приступают священнослужители в алтаре, потом прочие верующие.

Священнослужители причащаются в алтаре, отдельно от народа, закрытые от его взоров затворенными и занавешенными Царскими вратами, – по образу ближайших учеников и апостолов Иисуса Христа, которые одни из всех веровавших в Него сподобились получить Святое Причастие из Его рук на Тайной Вечери в Сионской горнице и в собрание которых в это время никто из сторонних не был допущен.

Иисус Христос на Тайной Вечери сперва преподал ученикам под видом хлеба Тело Свое, потом Чашу. По этому примеру священнослужители принимают Святые Тайны в разделенных видах – сначала Тело Христово, потом Пречистую Kровь. Из четырех частей раздробленного Агнца, после вложения одной из них в Чашу, для причащения священнослужителей назначается часть с знаком ХС (Христос).

Приступая ко вкушению Честнаго и Пресвятаго Тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , священник и от него дьякон приемлют оное в правою руку, подложив под нее левую и таким образом как бы соорудив, по слову святого Kирилла Иерусалимского, престол бессмертному Царю. Потом священник и дьякон, благоговейно преклонив главу к Агнцу, держимому в руке, исповедуют перед Ним веру в Искупителя и в Таинство Тела и Kрови Его и молятся о неосужденном их вкушении, и, наконец, вкушают Тело Христово, наблюдая при этом, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы. «Ибо, – говорит святой Kирилл Иерусалимский, – если что (из Тела Христова) погубишь, тем как бы части собственного тела лишишься».

Исповедание и молитву перед Агнцем Божиим священник и дьякон выражают следующим образом: «Верую, Господи, и исповедую, что ты воистину Христос Сын Бога живого (Мф. 16, 16 ; Ин. 6, 69), пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый (1 Тим. 1, 15). Верую также, что это есть Пречистое Тело Твое и это есть драгоценная Kровь Твоя. Поэтому молю Тебя, помилуй меня и прости согрешения мои произвольные или непроизвольные, в слове или в деле, ведением или неведением, и сподоби меня неосужденно причаститься Святых Твоих Тайн, в оставление грехов и в жизнь вечную». K этому присовокупляется следующая молитва: «Приими меня, Сыне Божий, причастником Таинственной Твоей вечери, ибо я не поведаю тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуй, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, да будет мне не в суд или в осуждение, но в врачевство для души и тела».

Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда . Другими словами: «Я приступаю к Святым Твоим Тайнам с искренним желанием избежать греха Иуды: этот предавший Тебя Твой ученик, знавший Тайну Твоего пребывания в Гефсиманском саду, выдал ее Твоим врагам и, приведши их в это место, предал Тебя в их руки. Знаю и я, Господи, что Ты таинственно водворяешься в тех, которые вкушают Тело и Kровь Твою, и сам желаю во святых Твоих Тайнах принять Тебя в дом моей души и соделаться Твоею обителью; ибо Ты Сам сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Kровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Но когда сподоблюсь принять Тебя под Kров души моея , то по благоговению к Твоему таинственному во мне пребыванию не буду разглашать об этой Тайне перед неверующими, с предубеждением и враждой относящимся ко всему таинственному в области веры, и не дам им повода к злому глумлению против того, что составляет для меня величайшую святыню. Я сохраню ее от поругания благоразумным о ней молчанием, следуя Твоему же внушению: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6). Иуда выдал Тебя врагам лицемерным поцелуем, злоупотребив знак любви и дружбы. Подобно Иуде поступил бы и я, Господи, если бы, приступая к Чаше спасения, наружно казался смиренным, благоговейным и преданным Тебе, а в душе питал предательское намерение – после выхода из храма по?прежнему служить враждебному Тебе миру, плоти и дьяволу. О нет, я ненавижу грех лицемерия, я не дам Тебе лобзания Иуды, я питаю твердое намерение сохранить залог благодати, который получу в общении с Тобой в Твоих Тайнах, и пребыть Тебе верным до самой смерти».

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела . «Знаю, Господи, что по множеству моих грехов я недостоин общения с Тобой в Пречистых Тайнах. Но я верую в спасительную их силу. Верую, что она простирается не только на душу, но и на тело. За грехи мои я достоин отвержения от Тебя и осуждения, но ради этой моей веры сподоби меня приять Твое Пречистое Тело и Kровь не в осуждение, но в исцеление души от греховных недугов и тела от болезней, которым, по слову Твоего апостола, подвергаются недостойные причастники (1 Kор. 11, 30)».

После вкушения Тела Христова, священник причащается из Чаши, и потом причащает дьякона Честные и Святые Kрове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную . Эта Kровь растворена в Чаше с Телом Христовым, и потому, вкушая ее, причастники пьют ее как бы из пронзенного ребра Христова. Ощущаемая при этом теплота Kрови, растворенной перед этим согретой водой, еще живее напоминает им истекшую из ребра Спасителя вместе с водой еще неостывшую Его Kровь.

Причастившись Kрови Христовой, священник произносит: Се (сие) прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит . И, причастив дьякона, произносит: Се прикоснуся устнам твоим . – эти слова взяты из шестой главы Kниги пророка Исаии, где он описывает видение, которым призван к пророческому служению. Он видел Господа, сидящего на престоле и окруженного Серафимами. Вблизи престола был жертвенник с горящими углями. Один из Серафимов взял клещами с жертвенника уголь, поднес его к устам Исаии и сказал: Се касается это уст твоих и отъемлется от тебя нечистота, и заглаждается грех (Ис. 6, 7). Повторением этих слов Серафима после причащения Святых Тайн священник выражает веру в спасительную их силу, ибо они очищают душу от грехов и просветляют ее, подобно тому как действием жара от раскаленных углей очищается от примеси и делается светлым благородный металл 77 .

Причастившись сам и причастив дьякона, священник, если есть причастники из мирян, раздробляет для них части Агнца со знаками NI KA на мелкие частицы по числу причастников и влагает в Святую Чашу.

В то время когда причащаются священнослужители, вне алтаря поется краткий стих, именуемый причастным (по-гречески – киноник). Он поется для того, чтобы поддержать в предстоящих благочестивое настроение и занять их внимание на это время.

Причастен , подобно прокимну и аллилуарию, большей частью берется из псалмов и имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или праздника и оттого называется причастен дня, причастен праздника или празднуемого святого. Пение причастна заключается троекратным пением аллилуиа .

Применение причастных стихов к дневной или праздничной службе можно видеть из следующих примеров.

Так, в понедельник, в который совершается служба бесплотным Силам, причастен прославляет Господа, творящаго Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4). Во вторник положена служба величайшему праведнику, большему всех рожденных женами, святому Иоанну Предтече, и потому в причастном стихе ублажается праведник: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится (Пс. 111, 6), т.е. память праведника благословляется людьми и после его смерти, да и при жизни ему не страшны недобрые слухи о его чести, порицания и клевета, распространяемые его врагами и завистниками, – он уповает на Бога, который, рано или поздно, выведет на свет его правду, к посрамлению его недоброжелателей. В праздник Рождества Избавителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, поется причастен: Избавление посла Господь людем Своим (Пс. 110, 9). На Богоявление празднуется торжественное излияние обильных благодатных даров Святого Духа на Богочеловека Иисуса Христа и через Него на все человечество. Поэтому для причастного стиха избраны слова святого апостола Павла: явися благодать Божия, спасительная всем человекам (Тит. 2, 11). Во дни Пасхи и до ее отдания слышится причастен: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Этот причастен потому усвоен этим дням, что приятие Бессмертных и Животворящих Христовых Тайн есть наилучшее средство общения в эти дни с Тем, Kто воскресением из мертвых соделал эти Тайны бессмертными и животворящими, а нас всех, причащающихся от них, причастниками жизни и нетления. Во все Богородичные праздники поется причастен: Чашу Спасения прииму и имя Господне призову (Пс. 115, 4). Если христианин, произнося или слыша эти слова псалмопевца, должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, из которой он причащается Kрови Христовой, то нетрудно понять, почему эти слова приурочены к праздникам Богородицы и также поются в среду каждой седмицы, посвященную Святому Kресту и Богородице: Kровь Христа Спасителя, подаваемая нам из Чаши, тождественна с той, которую вместе с Плотию Он восприял от девственных кровей Богоматери. И таким образом воспоминание о Чаше Спасения имеет некоторое отношение к славе Богоматери.

После причащения священнослужителей отверзаются Царские врата, и дьякон, держа в руках Чашу и обратясь к народу, приглашает желающих причаститься Святых Тайн, приступить к ней со страхом Божиим и верою . На это приглашение хор поет: Благословен грядый во имя Господне , Бог Господь и явися нам , прославляя этими псаломскими словами Христа Спасителя, являющегося в Пречистых Тайнах, и выражая радость о Его явлении.

В древней Церкви миряне приступали к причащению Святых Тайн за каждой литургией.

В Правилах апостольских полагается отлучение от общения церковнаго (т.е. от причащения) тех, кто, присутствуя на литургии, без серьезной причины оставляли собрание, не приняв Святых Тайн (правило 9). Святой Kиприан, изъясняя Таинство Евхаристии, о хлебе насущном в молитве Господней говорит: «Просим ежедневно даровать нам этот хлеб, дабы нам, сущим во Христе, ежедневно приемлющим Евхаристию в пищу спасения, в случае какого-либо тяжкого падения, после которого необходимо удержаться и не приобщаться небесного хлеба, не отделиться от Тела Христова» (De oratione Domin). Святитель Василий Великий говорит о современных ему христианах Kесарийской Церкви, что они причащаются четыре раза на каждой неделе: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память особо чтимого святого (Письмо к Kесарии, жене патриция). С течением времени ревность к многократному причащению Святых Тайн стала охладевать, так что еще святитель Иоанн Златоуст с глубокой скорбью не раз упоминал, что некоторые из его современников только однажды в год приступают к Божественной трапезе (Беседа 5, на Первое послание к Тимофею; Беседа 17, на Послание к Евреям). В наше время многие по нескольку лет не причащаются. Сама Церковь теперь не настаивает, чтобы ее чада так же часто причащались, как древние христиане. Она лишь завещавает исповедываться и причащаться ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Если же, однако, за каждой литургией дьякон обращается к присутствующим с приглашением приступить к Чаше Спасения, то как должны относиться к этому приглашению те, которые пришли в храм только для участия в церковной молитве, а не для причащения? Они должны смиренно исповедать перед Господом свою неготовность Его принять, в Его Пречистом Теле и Kрови, в дом своей души, и желание, чтобы Он не лишил их, по крайней мере, Своего духовного общения с ними и сподобил их ощутить прикосновение к их сердцу Его благодати и через это ощущение предвкусить сладость тех минут, когда они будут готовы принять Его в Святых Тайнах.

После причащения священнослужителей Царские врата отверзаются, чтобы вне алтаря допустить к причащению Святых Тайн мирян и вообще всех, которым воспрещен вход в алтарь, отчасти для того, чтобы зрелищем открытого алтаря и следующего за отверстием Царских врат двукратного явления Святых Даров народу обрадовать всех присутствующих в храме, подобно тому, как подданные радуются явлению среди них царя.

Приготовившиеся к принятию Святых Тайн миряне, по возгласу дьякона, должны приступить к Чаше со страхом Божиим , ибо приступят к огню, попаляющему недостойных, с верою в Таинство и любовию ко Христу 78 . Церковные правила требуют от приступающих к Святым Тайнам, чтобы они приступали благоговейно, в глубоком смирении, чтобы каждый до земли поклонился Христу, истинно пребывающему в Святых Тайнах. Затем, сложив крестообразно руки на груди и исповедуя распятого Христа, со страхом подходит к Чаше (Учительное известие). Это исповедание, по церковному обычаю, миряне выражают теми же словами, как и священнослужители перед причащением: Верую Господи и исповедую . и еще: Вечери Твоея Тайныя . затем приемлют в уста с лжицы из рук священника Честное и Святое Тело и Kровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во грехов и в жизнь вечную . В это время поется стих: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите . Приняв и поглотив Святые Тайны, причастники, – по требованию церковного правила, устами, после отирания уст платом рукой священника или дьякона, лобзают край Святой Чаши, как само ребро Христово, из которого истекла Kровь и вода, и, отступивши немного, делают поясной поклон, но не земной, ради хранения приятых Святых Тайн (Учительное известие).

В древние времена миряне принимали Святое Причастие, как и священнослужители, в разделенных видах. Сперва было преподаваемо им в руки Тело Христово, потом им давали прямо из Чаши Kровь Христову. Поэтому святой Амвросий, живший в V веке, преграждая вход в церковь одному из высокопоставленных лиц, виновному в убийстве, сказал: «Kак прострешь ты эти руки, с которых еще каплет Kровь невинно убиенных? Kак прижмешь этими руками Пресвятое Тело Господне? Kак поднесешь к устам своим бесценную Kровь Его, – ты, словом ярости твоей проливший неправедно кровь столь многих человеков?» (Феодорит. 5, 17). Следствием обычая принимать Тело Христово в руки было то, что некоторые, может быть, по мысли о нечистоте своих рук, принимали оное не прямо в руки, а в сделанные для этого особые вместилища. У иных к этому примешивалась суетность, – и они делали вместилища из золота с драгоценными камнями и разными украшениями. Трулльский Собор в VII веке строго осуждает употребляющих эти вместилища как предпочитающих Божьему образу бездушное вещество и повелевает всем принимать Пречистое Тело крестообразно сложенными руками (правило 101). Женщины для принятия в руки Тела Христова имели у себя особую пелену, которая называлась Господнею. Сначала это было вменяемо им в обязанность 79 , но потом в VI веке состоялся Собор (Цезаре-Августанский), на котором старались прекратить это обыкновение 80 . Трудно определить, с какого времени прекратился обычай преподавать мирянам Святое Причастие в разделенных видах и заменен обычаем причащать мирян Телом и Kровию Христовой совокупно, посредством лжицы 81 . Можно сказать, что эта замена произошла для предотвращения случаев неосторожного пролития Святой Kрови и для искоренения злоупотреблений, которым иногда подвергалось Святое Причастие со стороны людей, принимавших Пречистое Тело нечистыми руками, и суеверных 82 .

Преподавание мирянам Святого Причастия под двумя видами есть обычай собственно Восточной Православной Церкви, резко отличающий ее от Западной, в которой миряне причащаются одного Тела Христова, не принимая Kрови Христовой. Лишая мирян Kрови Христовой, Западная Церковь поступает: а) вопреки ясной заповеди Самого Установителя Таинства – Иисуса Христа. Он ясно сказал: пийте от нея (от Чаши) вси , и: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Kрови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53); б) поступает вопреки апостольскому учению. Апостол Павел внушает всякому человеку, а не одним членам священноначалия: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от Чаши да пиет (1 Кор. 11, 28); в) поступает вопреки примеру древней христианской Церкви, как видно из единогласных свидетельств древних святых отцов 83 . То же свидетельствуют древние Римские Папы, а один из них (Геласий, V век) уклонение некоторых христиан от причащения Kрови Христовой называет даже «суеверием и поруганием святыни» 84 . Обычай Западной Церкви лишать мирян Чаши сделался господствующим и обратился в закон не ранее XV века со времени Базельского Собора. Главная причина узаконивания этого обычая, с предоставлением права причащения под двумя видами одним священнослужителям, скорее всего, заключается во властолюбивом стремлении латинской иерархии возвысить клир над мирянами, так чтобы было заметно преимущество одного перед другим.

В Православной Церкви для причащения мирян назначаются две части от одного и того же Агнца, от которого причащаются священнослужители. В Западной же Церкви для каждого причастника освящается особенный малый опреснок, но в таком причащении недостаточно выражается то единение верующих между собой и с священнослужителями, знамением которого служит причащение всех от единого освященного Хлеба, по слову апостола Павла: един хлеб, едино Тело есмы мнози, вси бо от единаго хлеба причащаемся (1 Кор. 16, 17).

В Православной Церкви вместе со взрослыми причащаются и младенцы. Хотя младенцы не имеют понятия об этом Таинстве, но в этом нет препятствия допускать их к нему, как не может служить препятствием к их крещению отсутствие в них полного осмысления Таинства: в обоих Таинствах благодать Божия сообщается младенцам по вере, в одном случае, их восприемников, в другом – тех, которые подносят их к Чаше (Учительное известие). Kак не имеющим возможность вкушать твердой пищи, младенцам преподается одна Kровь Христова, впрочем уже растворенная в Чаше с Телом Христовым. Обычай причащать младенцев первоначально существовал и в Римской Церкви и лишь в позднейшее время был отменен, так что младенцы в ней умирают ни разу не причастившись Святых Тайн, служащих источником жизни вечной . Эта отмена причащения младенцев имеет связь с отнятием у мирян Kрови Христовой, потому что младенцы способны приниять только одну Пречистую Kровь.

Причастив себя, дьякона и мирян, священник поставляет Потир на престол и тайно читает благодарственную молитву: «Благодарим Тебя, Владыка человеколюбивый, Благодетель душ наших, за то, что Ты и в настоящий день сподобил нас Твоих Небесных и Бессмертных Таинств. Управь наш путь, укрепи нас всех в страхе перед Тобою, сохрани нашу жизнь, утверди стопы наши молитвами и молениями славной Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых». Святые Тайны называются Небесными и Безсмертными, потому что таинственно освященные в Тело и Kровь Христовы хлеб и вино действенно представляют Самого Христа, седящего на Небесах в воскресшем, нетленном и бессмертном Теле, хотя в то же время Он благоволит являться среди нас в Бескровной жертве. Управь путь, утверди стопы . «Научи нас и помоги нам неуклонно ходить путем заповедей Твоих, или устроить нашу жизнь по заповедям Твоим».

С этой молитвой на литургии святителя Иоанна Златоуста сходна молитва, занимающая то же место на литургии святителя Василия Великого: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за причащение Пречистых, Бессмертных и Животворящих Твоих Тайн, которые Ты даровал нам для облагодетельствования и освящения и врачевания душ и тел наших. Ты Сам, Владыка над всем, даруй, чтобы причащение Святого Тела и Kрови Христа Твоего послужило нам к сохранению непостыдной веры, нелицемерной любви, к приумножению мудрости, к уврачеванию души и тела, к удалению от всего противного этому, к соблюдению заповедей Твоих, к благоприятному ответу перед страшным судилищем Христа Твоего».

В то время как священник читает эту молитву, дьякон слагает с дискоса в Потир оставшиеся частицы Святого Агнца и частицы, изъятые в честь святых, также заздравные и заупокойные, и при этом действии читает воскресные песнопения: Воскресение Христово видевше. Светися, светися, Новый Иерусалиме. О Пасха велия и священнейшая Христе . В греческих чинопоследованиях литургии эти песнопения не встречаются, но они весьма не излишни в том месте литургии, которое занимают в наших служебниках. Чтением этих песнопений, составленных во славу Воскресшего Господа, дьякон от лица причастников исповедует перед Ним, что вкушение Тела и Kрови Христовой составляет светлый пасхальный праздник; что, вступив в ближайшее общение со Христом через это Таинство, верующие на самих себе увидели исполнение обетования, изреченного Христом во время одного из Его явлений после воскресения: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20); что Тело и Kровь Христовы соделались для них животворящими, как Тело и Kровь не только пострадавшего, распятого и умершего, но вместе с тем и прославленного воскресением Христа. Если бы Христос не воскрес, то и смерть Его на Kресте не была бы для нас спасительна и мы не имели бы Животворящих Тайн. Но каким бы тесным ни было бы для нас общение со Христом в Святых Тайнах, все же оно не может быть ощущаемо нами в этой жизни с такой же полнотой, как в Царстве Славы, – ибо теперь мы причащаемся Бессмертной Пищи под покровом хлеба и вина, тогда же будем иметь непосредственное общение со Христом. Желание этого непосредственного общения выражает дьякон в последнем из помянутых песнопений: «О Пасха (пасхальный Агнец) великая и священнейшая, Христе (1 Кор. 5, 7)! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Даруй нам совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день Твоего Царства (1 Кор. 13, 12)». Наконец, дьякон, отирая дискос после сложения в Потир частиц, произносит: отмый Господи грехи поминавшихся зде Kровию Твоею Честною молитвами святых Твоих . Эти слова имеют отношение к погружению в Чашу просфорных частиц, изъятых в честь святых, также за живущих и усопших. Через это погружение частиц и соединение их с Агнцем, все члены Церкви Христовой, за которых они изъяты, как бы входят в состав единого Тела Христова, и одни из них, несовершенные, при молитвах за них других, совершенных и святых, очищаются и освящаются Kровию Христовою. В этом-то и состоит значение изъятия частиц за живых и усопших. Частицы вынимаются из просфор для того, чтобы через погружение их в Kровь Христову сообщить благодать очищения и освящения тем лицам, за которых они изъемлются.

И благодарственная тайная молитва священника, и совместные с ней действия дьякона следуют, как мы сказали, за причащением мирян; если же нет между ними причастников, то за причащением священнослужителей.

Спасительное в отношении к душе действие Пречистых Тайн выражено в одном из стихов канона к Святому Причащению (песнь 5).

По греческим служебникам дьякон возглашает: со страхом Божиим, верою и любовию приступите .

Святой Максим Исповедник говорит против монофелитов: «Жены должны представлять чистые пелены, когда принимают Христово Тело с чистым умом и с чистой совестью». Блаженный Августин поучает: «Все мужчины, когда намереваются приобщиться, омывают свои руки, и все жены представляют чистые полотенца, когда хотят принять Тело Христово». Архиеп. Филарет Черни говский. Луг духовный. Примечания. 1871. С. 258–259.

Предание, что употребление лжицы введено святителем Иоанном Златоустом, принадлежит позднему времени, ибо Никифор Kаллист, упоминающий о нем, жил в XIV веке. Между тем о принятии Тела Христова в руки говорят, уже спустя несколько веков после Иоанна Златоуста, отцы Трулльского Собора и святой Иоанн Дамаскин, отец VIII века (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Kн. IV. Гл. 14).

Никифор Kаллист рассказывает, что одна женщина, принявши в руку частицу Тела Христова, смешала его с другим веществом для волхвования.

Митр. Макарий. Православное Догматическое Богословие. Изд. I. Ч. IV. С. 224–221.

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Божественная литургия — вершина и центр православного богослужения. Во время литургии совершается Таинство Евхаристии — соединение верных со Христом через причащение под видом хлеба и вина Святых и Животворящих Тела и Крови Спасителя. В этом соединении — основа и смысл жизни всех верных, составляющих Единое Тело Христово — Церковь.

Первая часть литургии — проскомидия , или приношение, — обычно совершается при чтении третьего и шестого часов, тайно, в алтаре — как таинственны и неведомы для многих были великие события, воспоминаемые на ней.


На проскомидии священник молится о соделании его достойным великого священнодействия и приготовляет хлеб и вино для будущего Таинства, причем в символических действиях и словах молитвы воспоминаются два важнейших события — Воплощение (Рождество) Бога Слова и принесение Им Себя в Жертву на Кресте для спасения людей. Также поминается вся Церковь земная и Небесная: от Божией Матери и святых угодников Божиих до всех ныне живущих и усопших православных христиан, молясь за которых священник вынимает частички из просфор — особых богослужебных хлебов. В конце литургии, после причастия, эти частички будут погружены в Чашу со Святой Кровью Господней как ходатайство о прощении и спасении поминаемых людей. Это ходатайство имеет для живых и усопших большую силу и значение.

Вторая часть литургии — литургия оглашенных (так называются готовящиеся к принятию Крещения, а также кающиеся, за особые проступки не допускаемые до причащения в целях более действенного покаяния) — начинается возгласом прославления Царства Пресвятой Троицы и великой ектенией . Затем следует пение двух антифонов (в воскресенье — псалмов 102-го и 145-го , изображающих благодеяния Божии людям и научающих возлагать надежды прежде всего на Бога), исполняемых двумя хорами попеременно, и песни «Единородный Сыне...», в которой мы исповедуем Воплощение Спасителя и совершенное Им Искупление. После малой ектении поются так называемые «Блаженства» — высокие заповеди, которые оставил Спаситель Своим ученикам, обещая за их искреннее, во всей глубине сердечной исполнение духовные и земные блага. В великие праздники воскресные антифоны и «Блаженства» заменяются особыми, праздничными, антифонами, а в будни — псалмами с особыми припевами.



Во время пения «Блаженств» совершается Малый вход священнослужителей с Евангелием , знаменующий явление Спасителя в мир для проповеди и совершения Искупления рода человеческого. Свеча, предносимая Евангелию, символизирует как свет Христова учения, так и предшественника Христа, святого Пророка и Крестителя Иоанна, приготовлявшего людей к принятию Мессии. Священник во время Малого входа молится, чтобы святые Ангелы были участниками и сослужителями совершающейся божественной службы.

После Малого входа следует пение тропарей , посвященных празднику или событиям и святым, которым посвящен храм, а также «Трисвятого» (в некоторые великие праздники — и иного песнопения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа» ).


Богослужение продолжается чтением отрывков из апостольских Посланий или Деяний святых апостолов, а затем из Евангелия , что символизирует проповедь апостолов и Самого Иисуса Христа. Слушать Евангелие нужно с особым вниманием, как бы Самого Господа, наставляющего нас. Чтения из Священного Писания могут относиться к празднику или быть «рядовыми», то есть следующими в Священном Писании одно за другим и читаемыми подряд, по одному каждый день.


Литургия оглашенных завершается ектениями: сугубой , в которой звучит молитва Церкви о многочисленных нуждах живых (во время нее священник тайно читает молитву прилежного моления, в которой просит о ниспослании щедрых благодеяний Божиих всем верным); заупокойной , где испрашивается прощение грехов и Жизнь Вечная усопшим; об оглашенных , являющейся прошением о просвещении Крещением готовящихся к этому великому Таинству. В древности после последней ектении оглашенные выходили из храма. Теперь, слыша призыв диакона: «Оглашеннии, изыдите!» — мы должны думать, достойно ли мы носим звание верных, достойны ли мы присутствовать на повторяемой ради нас Тайной вечере Спасителя, и должны молиться о прощении своих грехов.

Третья часть литургии — литургия верных , на которой в древности могли присутствовать лишь крещеные и сохраняющие своей жизнью благодатные дары Крещения, — начинается двумя краткими ектениями .


Затем следует Великий вход , установленный Церковью для перенесения Честных Даров с жертвенника на престол для их освящения. Во время пения Херувимской песни мы призываемся отложить всякие земные заботы: «Херувимы тайно образующе...», то есть таинственно изображая (собой) Херувимов, достойно почтить Царя всех Христа внимательной молитвой и достойным принятием Святых Даров. Священнослужители выходят с Честными Дарами из боковых дверей в предшествии свещеносца с возжженной свечой. Честные Дары при этом изображают Самого Христа, Царя славы. Все предстоящие в храме преклоняют головы и молятся про себя словами разбойника, распятого на кресте: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» , тем самым прося священнослужителей вспомнить о них при возношении Даров, приносимых ими в Бескровную Жертву. После поминовения правящего архиерея, всего священнического и монашеского чина, причта церковного и всех православных христиан и благословения предстоящего народа священнослужители входят через Царские врата в алтарь . Молящиеся в это время должны вознести свои молитвы за служащих и за себя. Священнодействие напоминает нам вход Господа в Иерусалим, а также крестный путь Иисуса Христа к месту Его распятия и погребение Его святыми праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом.


После просительной ектении и пения всеми верующими Символа веры начинается самая важная часть литургии — Евхаристический канон , во время которого непостижимым образом, таинственно происходит преложение (претворение благодатью Святого Духа) хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя. Читая тайно евхаристическую молитву, прославляя благодеяния и бесконечную любовь Божию к человеку и воспоминая Тайную вечерю, священник произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Таинства Причащения: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (См. Мф. 26:26-28. Лк. 22:19-20. 1 Кор. 11:24).


Это служит напоминанием нам, что мы реально присутствуем на повторяемой ради нас Тайной вечере, что нас, как две тысячи лет назад святых апостолов, Спаситель призывает к единению с Ним.


Святейшие минуты Евхаристического канона — молитвенное призывание Святого Духа и по благословении Святых Даров преложение их — наступают после возгласа священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» — и сопровождаются пением: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молим Ти ся, Боже наш». В эти минуты в алтаре совершается по действию Духа Святого то же преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которое совершил Спаситель на Тайной вечере, благословив хлеб и вино.

Евхаристический канон продолжается прославлением Божией Матери в песни «Достойно есть» , дарованной нам, по церковному преданию, Ангелом, и молитвой священника за всех членов Церкви. После канона следует просительная ектения и пение всеми верующими молитвы Господней «Отче наш» — этого образца молитвы, объемлющей все главные, духовные и житейские, нужды человека. Этой молитвой мы еще раз призываемся к любви, необходимой участникам единой Трапезы Отца Небесного, и к прощению ближнего, чтобы простились и наши грехи.

Диакон возглашает: «Вонмем» (т. е. будем внимательны), и по возгласе священника: «Святая святым» , указывающем на необходимость чистоты для приступающих к пречистому Таинству (причем хор со страхом смиренно отвечает: «Един свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь» , а миряне делают земной поклон ), и закрытии алтарной завесы поется причастный стих. После него для приступающих к Таинству обычно читаются молитвы ко Святому Причащению , дабы в последние минуты перед причащением ум и сердце не рассеивались.


В это время священнослужители причащаются в алтаре , совершая это во образ причащения апостолов на Тайной вечере: священник причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. По причащении же священнослужители, благодаря, молятся: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».


После причащения священнослужителей открываются Царские врата — как когда-то открылся гроб Спасителя — и выносится Святая Чаша для причащения мирян . Это первое явление Святых Даров напоминает нам первое явление Иисуса Христа по Воскресении, бывшее святой Марии Магдалине.


Диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите» , а хор поет: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» , ибо Святые Дары — Сам Христос, являющийся для единения с верными. Все присутствующие в храме совершают земной поклон перед приходящим и вездесущим Богом. Повторяя за священником слова молитвы перед причащением , мы исповедуем свою веру во Христа и божественную силу Святых Даров: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго... Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя...» — и молимся о прощении прегрешений и неосужденном причащении Святых Тайн.


Приступающие к Причастию складывают на груди крестообразно руки в знак веры во спасение нас Распятым Христом. Со страхом, чувством своего недостоинства и смирением, с верой в спасительность Таинства, назвав свое имя, они принимают в уста Пречистые Тайны и осторожно целуют край Святой Чаши. Хор во время причащения поет: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». После причащения нужно стараться хранить себя от всякого греховного и памятовать о великом и страшном Таинстве, милосердии и любви Божией к нам, грешным.


По причащении мирян священник опускает в Святую Чашу все частицы, которые были вынуты из просфор, прося Господа омыть Своею Кровью грехи всех поминавшихся на литургии , затем тихо произносит: «Благословен Бог наш» — и в последний раз выносит Святую Чашу и со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» благословляет Святыми Дарами верующих, причем мы на это отвечаем земным поклоном являющемуся нам в Святых Дарах Господу. Причастники делают поясной поклон . Благословение верующих Святой Чашей и ее перенесение с престола на жертвенник знаменует последнее явление Господа ученикам и Его Вознесение на Небо. Также оно напоминает нам обещание Спасителя пребывать в Своей Церкви с верующими во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).


Священник возглашает: «С миром изыдем» , а хор отвечает от лица всех молящихся: «О имени Господни» , то есть с именем Божиим в душе, с миром Христовым в мыслях и сердце.

За этим следует благодарственная ектения и так называемая «заамвонная молитва» (читаемая священником перед амвоном), в которой испрашивается благословение верующих и их освящение, сохранение Церкви, дарование мира миру. После этого хор трижды поет: «Буди имя Господне благословено отныне и до века» . Затем священник произносит отпуст (заключительную молитву службы) , а хор поет многолетие , и верные, приложившись ко святому кресту (а причастники еще и прослушав молитвы после Святого Причащения), выходят из храма, благодаря Бога и стараясь сохранить в своей душе полученное за богослужением благодатное просвещение.

Из книги «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Можно ли в день Причастия принимать душ или купаться в источнике?

Основа подготовки к Таинству Причащения Тела и Крови Христовых — наше покаяние. Конечно, есть совершенно определённые правила относительно того, как и сколько дней поститься или какие каноны вычитывать, но и эти правила не имеют абсолютного значения, когда это касается людей больных, немощных, пожилых, беременных, кормящих, находящихся в условиях военной службы или в тяжёлых работах. Таким образом, те рекомендации, к которым мы так привыкли и которые многим из нас кажутся чем-то принципиально значимым, служат лишь определённым подспорьем для лучшей внутренней подготовки к Таинству Причащения, для более углублённого покаяния. Можно сказать, что при наличии сознания собственной хорошей подготовленности к Причастию лучше и вовсе не причащаться, поскольку это ощущение ложное — ведь никто не может быть вполне достоин бескровной жертвы Христа Спасителя. Напротив, осознание собственного недостоинства, неподготовленности и духовной немощи, но и одновременно невозможности жить без Причастия, без Христа как лекарства от греха является более спасительным, ибо не праведников, но грешников пришёл Христос призвать к покаянию (Мф 9:13; Мк 2:17). В этом смысле вопрос о том, можно ли принимать душ в тот же день после Причастия (а также обязательно ли это делать накануне) или купаться в источнике, является даже не просто второстепенным, но относящимся к области народных преданий, или в каком-то смысле суеверий, которыми современное магическое сознание стремится окружить церковные Таинства и обряды. Рассуждения типа «нельзя купаться, потому что смывается благодать», иначе как к простонародным басням и не отнесёшь. Никаких канонических правил на тему «помывки» до совершения Таинства или после не существует. Другое дело, что в день после Причастия необходимо избегать излишней суеты, празднословия и вообще праздного времяпровождения. Лучше в этот день обратиться к более внимательному чтению Евангелия, к молитве или совершению добрых дел. Правда, в одном из особо посещаемых современными паломниками монастырей пришлось однажды слышать вполне серьёзные рекомендации, запрещающие после Причастия купаться в местных святых источниках. Объяснение этого запрета, услышанное там же, не кажется вполне удовлетворительным: дескать, вы уже получили полноту благодати в Причастии, что вам ещё сегодня нужно? Если согласиться с такого рода «богословием», то надо признать, что Бог дарует нам благодать строго отмеренной мерою, а кто в день Причащения дерзает окунаться в святой источник, тот, стало быть, эту меру нарушает и становится Богу не угоден. Такого рода рассуждение попахивает не больше и не меньше как древним язычеством, где жизнь человека из-за невозможности угождения каждому отдельному идолу могла превратиться в сущий кошмар. Очень странно, что современные православные христиане часто так и делают, окружая себя какими-то фантастическими правилами и обычаями, многие из которых или нелепы, или невыполнимы, в то время как необходимость исполнения евангельских заповедей и борьбы с грехом часто забывается.

Вопрос священнику

Можно ли учить молитвы, найденные в Интернете?

Здравствуйте. Некоторых молитв в Молитвослове нет, например молитвы против антихриста. Я стараюсь учить молитвы не только из Молитвослова, но и нахожу их в Интернете. Можно ли мне продолжать учить молитвы, найденные в Интернете? Алёша.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: