Преподобный варнава ветлужский чудотворец. Преподобный варнава ветлужский

Картина Н. Ю. Бурдастова «Варнава Ветлужский»

Сурова природа северного Заволжья! Полгода длится здесь зима, в самые лютые морозы стрелки термометров опускаются до сорока, сорока пяти градусов – кажется, сам воздух того и гляди застынет, зазвенит, покроется узорами, как стекло. Весной разливается привольно Ветлуга, подтапливая берега, питая окрестные леса обильной влагой. Летом ягод, грибов в тайге – хоть косой коси. Но нелегко даются лесные трофеи – мошкора одолевает.

Каких-нибудь пятьсот–шестьсот лет назад здесь, на Ветлуге, было совсем безлюдно. Лишь небольшие поселения марийцев были разбросаны по течению реки. Да в поисках молитвенного уединения устремлялись сюда, подальше от людской суеты, иные монахи. Одним из таких отшельников был преподобный Варнава, поселившийся в пятнадцатом веке на высоком ветлужском берегу, прозванном позднее Красной горой.

О жизни этого праведника известно совсем немного. В древнем литературном памятнике – исчезнувшем при большевиках рукописном «Житии Варнавы Ветлужского чудотворца», было сказано лишь, что в дикий лесной край он прибыл из Великого Устюга. 28 лет прожил монах в таежной глуши, в убогой продуваемой ветрами избушке, питаясь лишь тем, что дарил ему лес – грибами да ягодами, травой да желудями. Как ему удавалось претерпевать суровые условия северного леса? Непрестанная молитва согревала монаха, в общении с Богом черпал он силы и радость.

Когда Варнава был уже в преклонных годах, рядом с ним поселились ученики. Благодаря им и сохранились сведения о том, что преподобный был высок ростом, и благообразен, а также необычайно добр и приветлив. Записали единомышленники Варнавы и такие удивительные факты о своем наставнике – дикие звери приходили к избушке святого, и вели себя с ним совсем как домашние.

Постепенно слава о таежном подвижнике распространилась на сотни верст вокруг. Марийцы из дальних сел потянулись в лесную глушь к заветной избушке. Язычники искали утешения в общении со старцем, ждали от него мудрых советов, а вместе с тем обретали свет христианской веры. После кончины преподобного на том месте, где он жил, образовался монастырь – Свято-Троицкая Варнавина пустынь, вокруг которого постепенно выросло поселение, также названное по имени святого – Варнавино. День памяти подвижника – 24 июня, стал для его жителей одним из важнейших праздников в году.

Почитать Варнаву как святого стали сразу после его кончины – на могиле подвижника происходили многочисленные исцеления больных, он откликался на молитвы, обращенные к нему, чудесным образом подавая помощь. В семнадцатом веке старец, проживший безвестным отшельником, был причислен к лику святых. Народная любовь к нему росла с каждым годом – на Варнавину годину в поселок стекалось множество паломников. В 1908 году на празднике побывал писатель Михаил Пришвини оставил теплые воспоминания об этом в своем дневнике.

А в 1912-ом произошло нечаянное обретение мощей преподобного. Ветлуга подмыла крутой берег – Красную гору. Никольский храм, стоявший на ней, оказался под угрозой обрушения. И тогда было принято решение перенести честные останки Варнавы в Троицкую церковь, которая стояла на безопасном месте. Богомольцев в Варнавино стало приезжать еще больше – верующие со всей России отправлялись в путь, чтобы поклониться мощам отзывчивого святого. Казалось, этот людской поток никогда не иссякнет.

Но наступил роковой 1917 год, перевернувший жизнь в стране. В Варнавино все церкви были закрыты, а затем и разрушены. Православная вера, которую принес на эту землю святой Варнава, оказалась под запретом, и само имя преподобного перестали упоминать. Словно вырвали несколько драгоценных страниц из летописи родного края.

Лишь в 1988 году земляки вновь вспомнили о преподобном Варнаве. Отрадные перемены начались благодаря случаю. Молодой живописец Николай Бурдастов получил задание от художественного фонда Союза художников написать историческое полотно для Варнавинского краеведческого музея. Поселковые власти встретили художника радушно и тут же предложили тему для будущей картины.

Как нам кажется, Николай Юрьевич, вы должны посвятить свое полотно установлению советской власти в Варнавино. Тема эта интересная, мы предоставим фотографии, архивные документы, воспоминания очевидцев.

Бурдастов:

Что ж, почему бы и нет. Вот только…

Представитель поселковой власти:

Вас что-то смущает?

Бурдастов:

Пожалуй… Я обратил внимание, что практически все экспозиции поселкового краеведческого музея посвящены революционной тематике. Но ведь история Варнавино началась не в семнадцатом году?

Представитель поселковой власти:

Что вы, конечно же нет! Варнавино – селение старинное, первое упоминание в летописях о нем относится к пятнадцатому веку. Здесь некогда жил старец-монах, святой Варнава – в честь него и поселок наш назван.

Бурдастов:

Так, может быть, обратимся к истокам истории? Давайте, я напишу картину из жизни преподобного Варнавы?

Представитель поселковой власти:

Ну что ж… Почему бы и нет. Только, давайте, без религиозной агитации.

Картина получилась живой и правдивой. В ней не было агитации, но дышала подлинная жизнь, объединяющая земное и небесное. Изображение преподобного Варнавы вызвало искренний отклик в сердцах жителей поселка. Увидев на картине фигуру святого на высоком берегу Ветлуги – на фоне привычного, родного для каждого сельчанина пейзажа, люди осознали, что вот так же просто Варнава может войти в жизнь каждого из них.

С этого момента стало по крупицам возвращаться утраченное наследие. На месте разрушенной церкви в 1999 году поставили храм, посвященный Варнаве Ветлужскому. И как некогда встарь, 24 июня, в день памяти святого стали съезжаться сюда многочисленные паломники.

Для варнавинцев сегодня святой Варнава – родной, близкий человек, чье ходатайство к Богу выручает в нужде.

Краткое житие преподобного Варнавы Ветлужского

Пре-по-доб-ный Вар-на-ва Вет-луж-ский ро-дил-ся в Ве-ли-ком Устю-ге. До ухо-да в пу-сты-ню он был свя-щен-ни-ком од-ной из го-род-ских церк-вей. В 1417 го-ду пре-по-доб-ный по-се-лил-ся на бе-ре-гу ре-ки Вет-лу-ги на Крас-ной го-ре, где под-ви-зал-ся в уеди-не-нии в те-че-ние 28 лет, "Бо-гу ра-бо-тая в псал-мо-пе-нии и мо-лит-вах, пи-та-ясь бы-ли-ем и вер-ши-ем ду-бо-вым". По сло-вам ав-то-ра жи-тия пре-по-доб-но-го, к свя-то-му Вар-на-ве при-хо-ди-ли и "ди-вии зве-ри, мед-ве-ди мно-ги, жи-ву-ще близ кел-лии его... он же хож-да-ше меж-ду ни-ми, аки меж-ду ско-та-ми, зря на них и уте-ша-ше-ся; бла-го-да-ря ве-ли-ка-го Бо-га, тии зве-ри крот-ки ему бы-ша".

В окрест-но-стях го-ры Крас-ной, да-же в 50 вер-стах, не бы-ло че-ло-ве-че-ско-го жи-лья. Из-ред-ка по-се-ща-ли пу-стын-ни-ка лю-ди, "бла-го-сло-ве-ния ра-ди", ко-то-рым он пред-ска-зал, что по пре-став-ле-нии его на бе-ре-гу ре-ки Вет-лу-ги "умно-жит Бог жи-тие че-ло-ве-ком, а на ме-сте его жи-тель-ства бу-дут жить ино-ки".

По пре-да-нию, в 1439 го-ду, пе-ред тем, как по-се-лить-ся на ре-ке Ун-же, сю-да при-хо-дил за на-став-ле-ни-я-ми и по-уче-ни-я-ми пре-по-доб-ный Ма-ка-рий (па-мять 25 июля). Пре-по-доб-ный Вар-на-ва скон-чал-ся в глу-бо-кой ста-ро-сти 11 июня 1445 го-да. По кон-чине свя-то-го по-движ-ни-ка на ме-сто его по-дви-гов при-хо-ди-ли на жи-тель-ство "от раз-ных стран" мно-гие мо-на-хи "и к ним зем-ле-дель-цы" и "раз-мно-жа-ше-ся по всей той ре-ке на-род мног да-же до ве-ли-кия ре-ки Вол-ги". На Крас-ной го-ре ино-ки по-стро-и-ли две церк-ви - од-ну в честь Пре-свя-той Тро-и-цы, а дру-гую - над гро-бом пре-по-доб-но-го - во имя свя-ти-те-ля Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца, и ос-но-ва-ли "об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь, по-лу-чив-ший на-зва-ние "Вар-на-вин-ской пу-сты-ни". Жи-тие свя-то-го Вар-на-вы на-пи-са-но в 1639 го-ду ино-ком Вар-на-вин-ской пу-сты-ни - "чест-ней-шим иеро-мо-на-хом Иоси-фом (Дяд-ки-ным), иже бысть по-сле-ди в цар-ству-ю-щем гра-де Москве книж-на-го пе-чат-на-го управ-ле-ния глав-ней-ший упра-ви-тель". Для удо-сто-ве-ре-ния в дей-стви-тель-но-сти чу-дес, со-вер-шав-ших-ся при гро-бе пре-по-доб-но-го, в том же 1639 го-ду, бы-ли сви-де-тель-ство-ва-ны его свя-тые мо-щи по рас-по-ря-же-нию пат-ри-ар-ха Иоаса-фа.

Полное житие преподобного Варнавы Ветлужского

Ко-гда по-бе-дою ве-ли-ко-го кня-зя Дон-ско-го на-ча-ла успо-ка-и-вать-ся зем-ля Рус-ская от непре-стан-ных на-ше-ствий мон-голь-ских, то-гда ста-ли без стра-ха се-лить-ся во всех ее пре-де-лах и устро-ять-ся оби-те-ли в ме-стах от-да-лен-ных, и пре-по-доб-ные пус-тын-но-жи-те-ли во-дво-ри-лись в дре-му-чих ле-сах и без-люд-ных пу-сты-нях. Пре-по-доб-ный Вар-на-ва, ро-ди-ной ко-то-ро-го был Ве-ли-кий Устюг, до ухо-да в пу-сты-ню был свя-щен-ни-ком од-ной из го-род-ских церк-вей. В 1417 го-ду пре-по-доб-ный по-се-лил-ся на бе-ре-гу ре-ки Вет-лу-ги на Крас-ной го-ре, где под-ви-зал-ся в уеди-не-нии в те-че-ние 28 лет. «Бо-гу ра-бо-тая в псал-мо-пе-нии и мо-лит-вах, пи-та-ясь бы-ли-ем и вер-ши-ем ду-бо-вым», ред-ко хле-бом. По сло-вам ав-то-ра жи-тия пре-по-доб-но-го, к свя-то-му Вар-на-ве при-хо-ди-ли и «ди-вии зве-ри, мед-ве-ди мно-ги, жи-ву-щие близ кел-лии его... он же хож-да-ше меж-ду ни-ми, аки меж-ду ско-та-ми, зря на них и уте-ша-ше-ся; бла-го-да-ря ве-ли-ка-го Бо-га, тии зве-ри крот-ки ему бы-ша».

В окрест-но-стях го-ры Крас-ной, да-же в 50 вер-стах, не бы-ло че-ло-ве-че-ско-го жи-лья. Из-ред-ка, ра-ди бла-го-сло-ве-ния, по-се-ща-ли пу-стын-ни-ка лю-ди, ко-то-рым он пред-ска-зал, что по пре-став-ле-нии его на бе-ре-гу ре-ки Вет-лу-ги «умно-жит Бог жи-тие че-ло-ве-ком, а на ме-сте его жи-тель-ства бу-дут жить ино-ки».

По пре-да-нию, в 1439 го-ду, пе-ред тем, как по-се-лить-ся на ре-ке Ун-же, сю-да при-хо-дил за на-став-ле-ни-я-ми и по-уче-ни-я-ми пре-по-доб-ный Ма-ка-рий (па-мять 25 июля/7 ав-гу-ста). Пре-по-доб-ный Вар-на-ва скон-чал-ся в глу-бо-кой ста-ро-сти 11 июня 1445 го-да. По кон-чине свя-то-го по-движ-ни-ка на ме-сто его по-дви-гов при-хо-ди-ли на жи-тель-ство «от раз-ных стран» мно-гие мо-на-хи «и к ним зем-ле-дель-цы», и «раз-мно-жа-ше-ся по всей той ре-ке на-род мног да-же до ве-ли-кия ре-ки Вол-ги». На Крас-ной го-ре ино-ки по-стро-и-ли две церк-ви: од-ну в честь Пре-свя-той Тро-и-цы, а дру-гую - над гро-бом пре-по-доб-но-го во имя свя-ти-те-ля Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца и ос-но-ва-ли об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь, по-лу-чив-ший на-зва-ние «Вар-на-вин-ской пу-сты-ни». Жи-тие свя-то-го Вар-на-вы на-пи-са-но в 1639 го-ду ино-ком Вар-на-вин-ской пус-ты-ни иеро-мо-на-хом Иоси-фом (Ляд-ки-ным), ко-то-рый впо-след-ствии стал в Москве глав-ней-шим упра-ви-те-лем книж-но-го Пе-чат-но-го дво-ра.

Слух о чу-де-сах пре-по-доб-но-го до-стиг в 1639 го-ду и до свя-тей-ше-го пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го Иоаса-фа, ко-то-рый спро-сил пред освя-щен-ным со-бо-ром двух пре-сви-те-ров вет-лу-г-ских, Иоан-на и Они-си-фо-ра, при-шед-ших в цар-ству-ю-щий град за-сви-де-тель-ство-вать о чу-де-сах пре-по-доб-но-го и ми-лость его, ко-то-рую са-ми над со-бой ис-пы-та-ли. Один из них, Они-си-фор, дол-го стра-дал сле-по-тою глаз и в тяж-ком неду-ге уже от-ча-и-вал-ся в жиз-ни. Ино-ки оби-те-ли Вет-лу-г-ской (Вет-луж-ской) убе-ди-ли его пой-ти по-мо-лить-ся на гроб пре-по-доб-но-го - и там он про-зрел. Дру-гой иерей под-твер-дил ис-ти-ну слов его и сам о се-бе воз-ве-стил, как ис-це-лил-ся так-же у гро-ба пре-по-доб-но-го от одер-жав-шей его бо-лез-ни. То-гда свя-тей-ший пат-ри-арх по-слал игу-ме-на жел-то-вод-ско-го Па-ф-ну-тия в оби-тель пре-по-доб-но-го узнать на ме-сте ис-ти-ну слов обо-их иере-ев. И он, со-брав мно-гие иные ска-за-ния о чу-де-сах, исте-кав-ших от ра-ки пре-по-доб-но-го Вар-на-вы, воз-ве-стил о том пат-ри-ар-ху, ко-то-рый про-сла-вил па-мять но-во-яв-лен-но-го чу-до-твор-ца.

Со вре-ме-нем на ме-сте Вар-на-вин-ской оби-те-ли воз-ник уезд-ный го-род Вар-на-вин, а глав-ный храм оби-те-ли был об-ра-щен в го-род-ской со-бор во имя апо-сто-ла Вар-на-вы.

Молитвы

Тропарь преподобному Варнаве Ветлужскому

Жела́нием духо́вным распали́вся/ и мяте́жи мирски́я отри́нув,/ к Бо́гу любо́вию приле́жно присовокупи́ся./ И Того́ вседу́шне взыску́я, во вну́треннюю пусты́ню отше́л еси́,/ при вода́х всели́ся,/ иде́же во слеза́х и труде́х пребыва́я многоле́тное вре́мя,/ в терпе́ниих мно́зех житие́ а́нгельское проходи́л еси́/ в наставле́нии Боже́ственнаго ра́зума/ и мно́жество мона́хов собра́л еси́, му́дре,/ и́хже, посеща́я не оста́ви,/ Варна́во преподо́бне, о́тче наш,/ Пресвяте́й Тро́ице моля́ся,// от зол вся́ческих изба́вити и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Стремлением духовным разжигаем, отринув мирскую суету, ты неотлучно с любовью присоединился к Богу. И Его всею душой взыскуя, удалился во внутреннюю пустынь, поселился у воды, где в слезах и трудах многие годы пребывая, во многом терпении ты проводил ангельское житие, наставляемый Божественным разумом, и множество монахов собрал ты, мудрый. Не переставай оказывать им внимание, Варнава преподобный, отче наш, молясь Пресвятой Троице об избавлении от всяческого зла и спасении наших душ.

Кондак преподобному Варнаве Ветлужскому

От ю́ности, преподо́бне, плоть твою́ в посте́х и моли́твах истончи́л еси́/ и, крест твой взем, усе́рдно после́довал еси́ Христу́,/ те́мже и к Вы́шним тече́ние ра́достно соверши́л еси́,/ иде́же со все́ми святы́ми предстои́ши./ И ны́не ста́до твое́ посеща́й, помина́я чту́щих всесвяту́ю па́мять твою́,/ да вси благода́рственно вопие́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре Варна́во, наста́вниче пусты́нный.

Перевод: С юности, тело свое постами и молитвами ты истончил и, подняв свой крест, последовал Христу, потому и на Небеса с радостью совершил путь, где со всеми святыми предстоишь. И сейчас оказывай внимание стаду своему, вспоминая почитающих всесвятую память твою, да все с благодарностью взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый Варнава, учитель пустынник».

Молитва преподобному Варнаве Ветлужскому

О, всеблаже́нне о́тче преподо́бне Варна́во, те́плый засту́пниче и помо́щниче с ве́рою призыва́ющим тя! Изба́ви нас моли́твами твои́ми ко Го́споду от вся́каго обстоя́ния бесо́вскаго. Изми́ нас, окая́нных рабо́в твои́х, о чудотво́рче Варна́во, от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти нас и свести́ во ад живы́х. Прости́ нас, о́тче, ели́ко согреши́хом ти, исто́ргни нас от греха́ и вся́кия напа́сти, приходя́щия грехо́в ра́ди на́ших. Пода́ждь душа́м на́шим утеше́ние, всади́ в сердца́ на́ша страх суда́ Бо́жия, изба́ви нас от враго́в на́ших ви́димых и неви́димых, тебе́ бо и́мамы те́пла моли́твенника и засту́пника, е́же в беда́х су́щия и в грехи́ впа́дшия. Ты бо яви́ся столп благоче́стия, воздержа́ния пра́вило, смиренному́дрия о́браз, целому́дрия наста́вник, убо́гим и сирота́м засту́пник и храни́тель прибега́ющим к тебе́. Кто у́бо по досто́инству мо́жет похвали́ти равноа́нгельное твое́ житие́ и кто мо́жет изчести́ твои́х трудо́в по́двиги и сле́зы ко Го́споду? Вои́стину я́ко со́лнца светле́йши возсия́ твоя́ исправле́ния, ревни́тель бо бысть всем святы́м, преподо́бных и пра́ведных учи́тель духо́вный и всем, призыва́ющим тя, моли́твенник ко Пресвяте́й Тро́ице. Ты, я́ко ми́ра оста́вил еси́ и я́же в ми́ре, и нас приведи́ ко Го́споду моли́твами твои́ми, о́тче честне́йший, да и мы сподо́бимся ве́чных благи́х, и́хже наслажда́ешися: Небе́сныя сла́вы, жела́емаго Иису́са Христа́ и сладча́йшаго Влады́ки и Го́спода всех. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

По одной из версий (упоминается в статье журнала «Ветлужская летопись») , преподобный Варнава Ветлужский происходил из знаменитого рода Борецких. По всей вероятности, он был братом Исаака Борецкого – мужа Марфы Борецкой, знаменитой Марфы Посадницы .

Устюг, из которого происходит преподобный Варнава – город стоящий близ устья реки Юг (отсюда и произошло его название), впадающей в реку Сухону, имел особое значение для русской истории. На протяжении нескольких веков Великий Устюг, находившийся на границе русских земель, являлся одним из центров миссионерской деятельности Русской Церкви.

Обстоятельства жизни преподобного Варнавы в Великом Устюге практически неизвестны. Житие святого говорит о том, что он был священником в одном из храмов Устюга (ныне Вел. Устюг), в XIII-XVI вв. находившегося на границе русских земель земель и часто подвергавшегося нападениям со стороны живших рядом племен.

В XV - 1-й пол. XVI в. на Устюг регулярно совершали набеги ветлужские черемисы (предки совр. марийцев). Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 г., как полагают, именно после него Варнава Ветлужский, по-видимому, овдовев, принял монашеский постриг. При пострижении святому было наречено имя Варнава ("сын утешения"), в честь святого апостола Варнавы . Около 1417 года преподобный, как и другие миссионеры того времени, отправился к реке Ветлуге (в списке жития нач. XVIII в. говорится, что Варнава «саном иеромонах... прииде... на реку Ветлугу»). Не вызывает сомнений миссионерский характер ухода преподобного Варнавы в район расселения черемисских племен, исповедовавших язычество (Вел. Устюг в тот период был важнейшим миссионерским центром).

2017 год - 600-летие прихода святого Варнавы на Красную гору - объявлен в Городецкой епархии годом преподобного Варнавы Ветлужского. 24 июня 2017 года отмечалось 600-летие прихода преподобного Варнавы на Красную гору.

Иконография:

В сводном иконописном подлиннике XVIII в. об облике святого сказано: «Подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобническия и в схиме, в руке свиток, нецыи пишут схима на плечах» (Филимонов. С. 57). Наиболее распространенный иконографический извод - преподобный в молении Св. Троице, на берегу реки, на фоне деревянной Никольской ц. с шатровым завершением, обнесенной оградой, как на нескольких нижегородских иконах 2-й пол. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР, Краеведческий музей пос. Варнавино Нижегородской обл., частное собрание); в коленопреклоненной молитве Спасителю на фоне 3 церквей и источника под горой - на нижегородской иконе 1-й трети XIX в. (частное собрание). Поясной прямоличный образ благословляющего В. В. в монашеском одеянии, с четками, с изображением вверху Св. Троицы имеется, напр., на небольшой паломнической иконе кон. XIX в. (храм во имя В. В. в Варнавине). Сохранились иконы В. В. вместе с прп. Макарием Желтоводским Унженским (покровитель соседнего с Поветлужьем Унженского края, по легенде посещал В. В. на Ветлуге): на иконе 2-й пол. XVIII в. (Краеведческий музей пос. Варнавино); на 2 иконах 2-й пол. XIX в. (храм во имя В. В. в Варнавине) святые предстоят Спасу Эммануилу, между ними церковь, и в молении Св. Троице. Существуют совр. иконы с изображением В. В. со свитком в руке: напр., поясной единоличный образ 1996 г. иконописца Е. Тисова; ростовой образ на правом поле иконы «Новомученики Нижегородские» (2001, Спасский собор в Н. Новгороде).

Литература:

СИСПРЦ. С. 43-44; Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 52-54; Голубинский. Канонизация святых. С. 127-128; Скворцов А. Церк. торжества в г. Варнавине 10-11 июня 1914 г. при изнесении св. мощей прп. Варнавы из-под спуда и положение их в новую раку // Костромские ЕВ. 1914. № 15. Отд. неофиц. С. 349-361; он же. Житие и чудеса прп. Варнавы, Ветлужского чудотворца, и церк. торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Варнавин, 1915; Балдин М. А. Варнавинская старина: Очерки истории Поветлужья. Варнавин; Н. Новгород, 1993. С. 8-17, 105-114; Авдеев Е. По следам мощей Варнавы // Новый путь. Варнавино, 1995. 9 нояб.; 1996. 11 янв.; 16 янв.; 23 янв.; РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 108-110; Политбюро и Церковь. Т. 1. С. 171-172; Антонов А. В. Из истории Троицкой Варнавиной пустыни // Рус. дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 148-154; Зонтиков Н. А. Прп. Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445-2000 гг. Кострома, 2000. Херсонский И.К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского // Костромская старина. Вып. 1. Кострома, 1890, с. 11 (далее - Житие...) Шильниковская В.П. Великий Устюг. М., 1987, с. 33. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Кострома, 1911, с. 379.

По данным Варнавинского земства в 1914 году, в уезде частным собственникам принадлежало 597 промышленных и торговых заведений. Их владельцы платили в уездное и губернское земства 8416 рублей налога. Основная масса денежных земских сборов шла на социальные нужды населения уезда: народное образование, медицину, содействие экономическому благосостоянию населения и т.д. В помощь земству включались частные предприниматели из дворян, купцов, лесопромышленников. Они бескорыстно жертвовали свои сбережения на строительство учебных, медицинских и культурных заведений или передавали свои здания и земли земству. Среди таких были: князь Трубецкой , купец Попов, помещик Кочуков и др. На рубеже XIX - XX вв. в Варнавине наблюдается подъем культурной жизни. Горожане были знакомы с разными видами искусства.

На рубеже XIX – XX вв. для городов России был характерен подъем интереса к театральному оперному и другим видам искусства. Это наблюдалось и в малых городах, каким был Варнавин.

История театральной жизни города Варнавина берет свое начало с постановок спектаклей на сцене женской гимназии. Сначала это был драматический кружок, участниками которого ставились спектакли, проводились литературно-вокальные вечера и музыкальные концерты, в 1918 году кружок получил название «Самообразование». Но он поменял лишь имя, в него вошли те же увлеченные и талантливые люди города: Н.М.Бирючев, В.Д.Черногубов, А.А.Голубева, А.А.Шаманин и др. Они и составили костяк варнавинских театралов.

В 1911 году был организован Великорусский струнный оркестр под руководством В.И.Кулагина. Оркестр выступал на сцене училища и участвовал на Всероссийской выставке в Костроме в 1913 году на праздновании 300-летия дома Романовых, т.е. был знаменит.

Культурная жизнь города оживилась с приездом в Варнавин одаренного музыканта В.И.Виноградова, который стал создателем симфонического оркестра в Варнавине, организатором курсов вокального искусства, им были поставлены оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе и др.

Город Варнавин был богат талантливыми, увлеченными людьми, влюбленных в искусство. Из династии Виноградовых-Шаманиных вышли такие замечательные люди, как Л.А.Шаманин – музыкант и талантливый певец, А.А.Шаманин – музыкант и художник, А.А.Голубева – талантливая многоплановая актриса.

В начале XX века в Варнавине появился синематограф, что было редкостью даже для губернских городов.

Город Варнавин на рубеже XIX – XX вв. своей интересной культурной жизнью был обязан активной творческой деятельности варнавинских талантов или просто увлеченных культурных и творческих людей.

Варнавин XIX века
(мысленный взор краснобаковской поэтессы Клары Панфиловой):

Он построен по-городскому,

И дома с пристройками здесь

Мезонинчики и балконы,

И веранды у многих есть.

Не увидеть помоек и свалок,

Не найдёшь ни соринки тут.

Много улиц больших и малых,

Все их утром метлой метут.

Там и лавочки под сиренью,

И беседки в виде грибков,

Где девицы заняты чтением

В ожидании женихов.

Варнавин прославился в России не только чудодейственными мощами Варнавы Ветлужского, но и как место ссылок. Салтыков-Щедрин писал: «Чем же это пахнет? Уж не пахнет ли это выдворением каким? Например, Чебоксарами? Или, быть может, Варнавиным?».

В начале слободки, ул. Пролетарская, в конце Солдатской улицы стояло белое двухэтажное каменное с решетками здание, обнесенное кирпичным высоким с толстыми стенами забором. Здесь была большая, по уездным меркам, тюрьма и казарма военного гарнизона. Она же служила и пересыльным пунктом.

По распоряжению Министра Внутренних дел в Варнавин для поселения были направлены участники польского восстания 1863 года. Большинство из прибывших принадлежало к дворянским революционерам, боровшимся за национальную независимость Польши от России. Среди варнавинцев долго хранилась память о польских ссыльных, вольных, свободолюбивых людях, которые не кланялись подобострастно исправникам и полиции, а делали много добра в деле просвещения местного населения.

Живя в Варнавине десятилетиями, а то и пожизненно, «инородцы» несли заряд европейской культуры, создавали особую ауру российского городка. Они обзаводились семьями, укоренялись на здешней земле. И на этой почве складывалась некая особенность, уникальность Варнавина, его духовность, культура.

Среди тех, кто получил путевку от «инородцев» в науку, был известный юрист, искусствовед, журналист и географ Иван Александрович Рязановский. Сын варнавинского уездного чиновника, Ваня Рязановский, брал у образованных поляков уроки по изучению польского, французского и латинского языков.

В 1876 году под «строгий полицейский надзор» в Варнавин был сослан сын священника из Красноуфимска Пермской губернии революционный демократ Степан Иванович Шиловский за «самое пагубное влияние на учащуюся молодежь». Шиловский с усердием служил варнавинскому народу: составлял грамоты, прошения, жалобы, объяснял необходимые юридические тонкости, был «у дел», чем снискал благодарную память варнавинцев. В Варнавине до сих пор говорят: «Дел, как у Шиловского!».

Среди пленных были турки. Недавно в Санкт-Петербурге была найдена книга воспоминаний одного из пленных, где он 2/3 посвятил Варнавину. Среди этих пленных было очень много художников. Они организовывали целые выставки. Одна из картин – работа капитана Хильми – дошла до нас и хранится в Варнавинском историко-художественном музее.

Сегодня здание Варнавинской тюрьмы живет новой жизнью. В нем расположена фабрика художественной резьбы по кости «Варко».

В сонме угодников Божиих, подвизавшихся на земле древних Костромы и Галича и прославляемых Церковью в соборе Костромских святых, особое место занимает преподобный Варнава Ветлужский - пустынножитель и чудотворец, молитвенник и проповедник веры Христовой, один из наиболее ярких представителей "золотого века русской святости", как нередко именуют исследователи XV век. Издавна он почитается как небесный покровитель Поветлужья - края, расположенного по берегам реки Ветлуги; эта река на протяжении почти девятисот километров протекает по землям современных Кировской (Вятской), Костромской, Нижегородской областей и республики Марий-Эл.

Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века в городе Великий Устюг. Этот город, стоящий близ устья реки Юг (отсюда и произошло его название), впадающей в реку Сухону, имел особое значение для русской истории. На протяжении нескольких веков Великий Устюг, находившийся на границе русских земель, являлся одним из центров миссионерской деятельности Русской Церкви. Уроженцем этого города был святитель Стефан Пермский (+1396), почитаемый Церковью как просветитель Пермской земли. Из Великого Устюга иноки-миссионеры шли на север и восток, проповедуя Слово Божие "заволочской чуди" - так именовались в то время угро-финские племена, населявшие близлежащие к родине преподобного Варнавы земли.
Обстоятельства жизни святого в Великом Устюге нам практически неизвестны. Житие преподобного говорит о том, что он был "саном иерей"1; впоследствии, овдовев, он оставил приходское служение и принял монашеский постриг (видимо, в одной из двух древнейших великоустюжских обителей - Михаило-Архангельской или Иоанно-Предтеченской2); при пострижении святому было наречено имя Варнава ("сын утешения"), в честь святого апостола Варнавы. Около 1417 года преподобный, как и другие миссионеры того времени, с благословения священноначалия отправился в путь к далекой реке Ветлуге для благовествования веры Христовой языческим народам.
В то время территория, прилегавшая к Ветлуге, была заселена племенами черемисов (марийцев). Жившие родовым строем, они не знали земледелия и в основном кормились охотой и рыбной ловлей. Черемисы были весьма воинственны: начиная с конца XIV века они постоянно нападали на унженские, галичские и великоустюжские земли, а после возникновения в 30-е годы XV века Казанского ханства стали совершать такие набеги вместе с казанскими татарами. Исповедуя язычество, черемисы приносили своим богам жертвы в священных рощах; религиозные обряды у них совершались шаманами.

Святой источник расположен у села Рождестенское и деревни Ивановское Шарьинского района Костромской области. Источник объявлен памятником природы регионального значения.

Родник с целительной ключевой водой освящен в честь преподобного Варнавы Ветлужского и почитаем уже не одно столетие. По преданию, преподобный плыл на лодке по Ветлуге, и сойдя в этом месте на берег, молился.

Родник, святой источник преподобного Варнавы Ветлужского у села Рождественское

В советские времена, в самые трудные времена и во времена богоборчества ежегодно стекались сюда верующие со всей округи. Власть пыталась помешать этому, колодец засыпали и заливали бетоном, а людей разгоняли. Но вода всегда находила дорогу к людям неся в себе благодать и радость. Ныне источник обустроен, у него построена часовня, где любой может помолиться.

Родник, святой источник преподобного Варнавы Ветлужского у села Рождественское

Координаты: 58°09"08.3" N 45°33"58.5"E.

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ
Преподобный Варнава пришел в Ветлужский край из Великого Устюга в те годы, когда после победы над татарами русские стали свободно расселяться по пустынным местам. Он стал жить на берегу Ветлуги на Красной горе, в глухом лесу за сотню верст от человеческого жилья. Прожил там много лет в трудах, молитвах, лишениях и страданиях. Отец Варнава был высокого роста, с седыми волосами и бородой. Вел благочестивый образ жизни, отличался высокими нравственными качествами.

К одинокому жилищу пустынника приходили дикие звери. Он ходил между ними, как между домашними животными.

Люди, узнав о подвигах преподобного отца Варнавы, стали приходить в его пустынную келью за благословением, наставлениями и советами. Посещавшим его преподобный предсказал, что после его смерти по берегам Ветлуги Бог умножит человеческое жилье, а на месте, где он поселился, будут жить иноки. Сейчас мы видим, что предсказание это сбылось.

После 28 лет подвигов преподобный Варнава скончался 24 (11) июня 1445 года и был погребен на Красной горе. По преставлении его на это святое место начали приходить на жительство иноки, вверх и вниз по течению расселились земледельцы. На Красной горе построили две церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, а другую - над гробом преподобного отца Варнавы во имя святителя Николая. На этом месте была основана обитель под названием "Варнавинская пустынь". Здесь, при гробе преподобного, начали совершаться чудеса исцеления.

Когда об этом стало известно Святейшему Патриарху Иоасафу, два брата - священники Московского Успенского собора - Иоанн и Онисифор рассказали ему, как исцелились в Варнавинской пустыни. Они долго жили в этом монастыре. Иерей Онисифор тяжело заболел и ослеп. Больного принесли ко гробу преподобного Варнавы, совершили молебен и окропили освященной водой. Затем снова отнесли в келью, где тот уснул крепким сном. По пробуждении почувствовал себя совершенно здоровым.

Через некоторое время заболел пресвитер Иоанн. Врачи не могли вылечить его более полугода.

Брат Онисифор советовал ему обратиться с молитвами к Богу и преподобному Варнаве. Однажды утром Иоанн попросил отнести его ко гробу преподобного. Лежа на церковном помосте, он с усердием молился об исцелении. По окончании литургии и молебна встал без посторонней помощи и стал возносить благодарение за дивное и скорое исцеление по молитвам святого угодника Божия. Таких случаев чудесного исцеления очень много. В 1638-39 годах преподобный Варнава Ветлужский был причислен к лику святых.

В 1764 году на месте Варнавинской пустыни возник город Варнавин.

В 1912 году произошел сильный обвал Красной горы со стороны реки. Стоявшему на горе храму святителя Николая стала угрожать опасность. Поэтому находившиеся в нем святые мощи преподобного Варнавы были перенесены в Троицкий собор. Во время этого события Епископ Костромской и Галичский Тихон сказал, что преподобный отец Варнава продолжает изливать свою благодатную помощь всем, кто обращается к нему с искренней верой. "Дорожите же, братие, этою драгоценною святынею, всегда спешите к предстательству святого угодника Божия, преподобного отца Варнавы, и пусть этот день будет для вас навсегда днем торжества и духовной радости".

Эти слова не утратили своего значения и в наши дни. Несмотря на то, что много времени прошло со дня кончины преподобного Варнавы Ветлужского, память об этом святом с годами не изглаживается, а все более растет и распространяется.

ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОМУ
глас 1

Желанием духовным распалився /
и мятежи мирския отринув, /
к Богу любовию прилежно присовокупися. /
И Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отшел еси, /
при водах вселися, /
идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, /
в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси /
в наставлении Божественнаго разума /
и множество монахов собрал еси, мудре, /
ихже, посещая не остави, /
Варнаво преподобне, отче наш, /
Пресвятей Троице моляся, /
от зол всяческих избавити и спасти души наша.

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Херсонский И.К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского // Костромская старина. Вып. 1. Кострома, 1890, с. 11 (далее - Житие...)
Шильниковская В.П. Великий Устюг. М., 1987, с. 33.
Древний город Унжа (ныне - село Унжа Макарьевского района Костромской области) находится более чем в ста километрах от Красной горы.
Памятники природы Костромской области.
География Костромской области



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: