Житие святого варнавы ветлужского на красной горе. Преподобный варнава ветлужский

2017-й год отмечен целым рядом знаковых юбилейных дат. В их числе исторические, культурные, литературные события, не только прогрессивные, но и противоречивые, а иногда и печальные.

2017-й – год 100-летия Февральской и Октябрьской революций в России, потрясших и кардинально изменивших жизнь страны, год 80-летия политических репрессий, унесших миллионы жизней ни в чём не повинных людей. В этой связи показательна судьба Священномученика Петра, Митрополита Крутицкого, местоблюстителя патриаршего престола, имя которого связано и с нашим городом.

Пётр Фёдорович Полянский родился в июне 1862 года в семье приходского священника Воронежской епархии. Он по первому разряду закончил полный курс Воронежской Духовной Семинарии, вскоре стал студентом Московской Духовной Академии, которую закончил со степенью кандидата богословия. Молодой человек был оставлен при Академии помощником инспектора, одновременно безвозмездно преподавал Закон Божий в частном женском училище, находил время для научных занятий, работал над магистерской диссертацией. Блестящие административные способности Петра Полянского в полной мере проявились в церковном и педагогическом служении.

За выдающиеся успехи на этом поприще он в 1916 году был удостоен ордена Святого Владимира.

В 1917 году Россия и Русская Православная Церковь ступили на путь тяжелейших испытаний. Большевиками был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который лишал её прав юридического лица, предусматривал конфискацию всего церковного имущества, прекращение финансирования из казны всех церковных учреждений, в том числе и Учебного Комитета при Священном Синоде в Петербурге, где служил Пётр Фёдорович.

В 1920 году Патриарх Московский и всея России Тихон предложил Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать помощником в делах церковного управления. К этому времени Церковь переживала кровавые гонения: были замучены тысячи священнослужителей и более десятка архиереев. 58-летний Пётр Полянский, принимая решение сказал родным: «…Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но когда соглашусь…, я подпишу сам себе смертный приговор».

Сразу после хиротонии епископ Пётр был арестован и сослан в Великий Устюг. Возвратившись после ссылки в Москву, он стал ближайшим помощником Патриарха, был возведён в сан архиепископа, потом – митрополита Крутицкого.

Незадолго до своей кончины Первосвятитель Тихон составил Завещание, в котором, кроме Митрополитов Кирилла и Агафангела, назвал своим преемником и Митрополита Крутицкого Петра. Патриаршим Местоблюстителем он стал в 1925 году, поскольку Митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке.

Приняв на себя бремя высшей церковной власти, выбирая линию взаимоотношений с государством, Местоблюститель твёрдо отстаивал Православие, был лоялен к новой власти, не роняя достоинства Церкви. Он также помогал многим заключённым и сосланным священнослужителям, лично отправляя им деньги.

В декларации, адресованной Совнаркому СССР, составленной митрополитом Петром, содержатся смелые просьбы о «прекращении административного давления на Православную Церковь», обеспечении «всем верующим полной свободы религиозного самоопределения», о «более гуманном отношении к духовным лицам, находящимся в тюрьмах и отправляемым в ссылку». Конечно, такая деятельность вызывала недовольство, и в ГПУ был разработан план по устранению митрополита Крутицкого.

В декабре 1925 года его вновь арестовали. Для Митропоита Петра началась череда мучительных допросов и истязаний в заточении. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности. Патриарший Местоблюститель держался достойно, принципиально отстаивая свою точку зрения по поводу отношения Церкви к социальной революции, которая по его мнению «строится на крови и братоубийстве, чего Церковь принять не может». Он даже пытался в записке к начальнику ОГПУ, осуществлявшему антицерковные акции, объяснить свою позицию, но не был ни услышан, ни понят.

Вскоре его перевели в Суздальский политизолятор, содержали в одиночной камере в полной изоляции от внешнего мира и отсутствии известий о положении Церкви. В ноябре 1926 года Митрополита Петра приговорили к трём годам ссылки и этапировали в Тобольск. Местом ссылки было назначено село Абалак, куда его доставили в феврале 1927 года с распоряжением поселиться в закрытом монастыре. Около двух месяцев узник жил относительно спокойно, но в апреле был вновь арестован и водворён в Тобольскую тюрьму. Участь главы РПЦ решил ВЦИК, по постановлению которого его сослали за Полярный круг, на берег Обской губы в посёлок Хэ. Тяжело больной, лишённый медицинской помощи, он был обречён.

Ссылка должна была завершиться к концу 1928 года, но постановлением Особого совещания ОГПУ её срок был продлён ещё на два года. Здоровье Петра Фёдоровича ухудшалось, он с трудом переносил суровый северный климат, особенно зимой в условиях полярной ночи. Кроме того, владыка тревожился о судьбе Церкви, гонения на которую не прекращались.

А между тем продолжался тернистый путь его страданий.

Срок ссылки заканчивался, но в августе 1930 года митрополит в очередной раз арестован и направлен сначала в Тобольскую, а потом в Екатеринбургскую тюрьму. Против него возбуждено новое дело по обвинению в «пораженческой агитации и необходимости борьбы с советской властью», что было явной клеветой.

После предъявленного обвинения митрополит Пётр виновным себя не признал. Почти год он находился в одиночном заключении в Екатеринбурге – без передач, свиданий, медицинской помощи, почти без прогулок. После

каждого приёма пищи его мучили боли, ночами – приступы астмы, часто случались обмороки.

На одном из допросов владыке было сделано циничное предложение стать осведомителем. В случае отказа угрожали новым сроком заключения. Он с негодованием отверг предложение, но спустя несколько дней местоблюстителя парализовало: отнялись правая рука и нога. В течение девяти месяцев его не выпускали из одиночки. Митрополит просил облегчить условия содержания. «Я настолько изнурён, что затрудняюсь двигаться, стоять и даже говорить», – писал он Менжинскому, просил освободить из заключения, чтобы «основательно заняться лечением». Всё было тщетно.

В июле 1931 года ОСО ОГПУ постановило: «Полянского-Крутицкого Петра Фёдоровича заключить в концлагерь сроком на пять лет». А в администрацию тюрьмы была направлена служебная записка с просьбой осужденного к заключению в лагерь «содержать под стражей во внутреннем изоляторе».

В тюремном изоляторе священномученик тяжело страдал, обращался к палачам с заявлениями об облегчении своей участи, просил, согласно постановления, отправить в концлагерь.

В 1933 году условия содержания Петра Полянского были ещё более ужесточены.

Его старались заставить отказаться от Местоблюстительства, но дух владыки был крепок, а убеждения и вера непоколебимы.

Шли годы, условия заточения становились более страшными. Священномученика Петра перевели в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, вместо имени обозначив № 114. Содержали в условиях строжайшей изоляции, не давая возможности встречаться с другими узниками.

Срок его заключения заканчивался в июле 1936 года. Но за две недели до его окончания был вынесен приговор о продлении заключения митрополита Петра ещё на три года, о чём ему было объявлено.

В конце 1936 года в Патриархию направили сведения о кончине Местоблюстителя, по всей вероятности, не находя более средств воздействия на него в плане склонения к отказу от звания. Но он был ещё жив! Летом 1937 года Сталин распорядился расстрелять всех находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников в течение четырёх месяцев. Следуя приказу, администрация Верхнеуральской тюрьмы составила обвинение против митрополита Петра в «клевете на существующий строй и органы НКВД».

2 октября 1937 года Челябинская тройка НКВД приговорила Патриаршего Местоблюстителя к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня приговор приведён в исполнение. Великий подвиг увенчался пролитием мученической крови за Русскую Православную Церковь. Место погребения митрополита Петра точно не известно.

Однако, у местного краеведа Василия Ашиткова есть интересная версия: как рассказывала его бабушка, останки «высокого Московского

священнослужителя» покоятся на старинном Верхнеуральском кладбище, неподалёку от восстанавливаемой церкви, под лиственницей, на стволе которой вырезан памятный опознавательный знак в виде креста. Имея в виду заточение митрополита Крутицкого в Верхнеуральской тюрьме, краевед размышляет, может быть это захоронение священномученика… Очень хотелось бы в это верить, но нужны конкретные доказательства.

С момента гибели Митрополита Крутицкого минуло 80 лет, и все эти годы Русская Православная Церковь чтит память святителя Петра (Полянского) – своего верного служителя, подвижника, защитника, который не предал её даже в обмен на жизнь и свободу.

В феврале 1997 года Архиерейским Собором Местоблюститель патриаршего престола митрополит Пётр Крутицкий (Полянский) причислен к лику святых. В 2003 году в Магнитогорске на аллее к Свято-Вознесенскому собору в его память воздвигнут крест.

В 2013 году именем священномученика Петра, митрополита Крутицкого назван епархиальный духовно-просветительский центр при соборе.

Он является небесным покровителем, созданной в 2012 году Магнитогорской епархии.

Людмила КУЛАКОВА (с использованием специальных материалов)

10 октября в 9 часов утра в Свято-Никольском соборе состоится традиционное соборное богослужение в память о Митрополите Петре Крутицком. Его возглавит Владыка, Епископ Магнитогорский и Верхнеуральский, Иннокентий.

Как рассказал настоятель храма иерей отец Сергий (Баклицкий), память небесного покровителя епархии, которой нынче исполнилось пять лет, почтят не только наши прихожане, но и верующие из Магнитогорска. Они приедут на специально предоставленных автобусах.

После службы всем предложат подкрепиться кашей, на территории храма развернут полевую кухню, установят столы.

По данным Варнавинского земства в 1914 году, в уезде частным собственникам принадлежало 597 промышленных и торговых заведений. Их владельцы платили в уездное и губернское земства 8416 рублей налога. Основная масса денежных земских сборов шла на социальные нужды населения уезда: народное образование, медицину, содействие экономическому благосостоянию населения и т.д. В помощь земству включались частные предприниматели из дворян, купцов, лесопромышленников. Они бескорыстно жертвовали свои сбережения на строительство учебных, медицинских и культурных заведений или передавали свои здания и земли земству. Среди таких были: князь Трубецкой , купец Попов, помещик Кочуков и др. На рубеже XIX - XX вв. в Варнавине наблюдается подъем культурной жизни. Горожане были знакомы с разными видами искусства.

На рубеже XIX – XX вв. для городов России был характерен подъем интереса к театральному оперному и другим видам искусства. Это наблюдалось и в малых городах, каким был Варнавин.

История театральной жизни города Варнавина берет свое начало с постановок спектаклей на сцене женской гимназии. Сначала это был драматический кружок, участниками которого ставились спектакли, проводились литературно-вокальные вечера и музыкальные концерты, в 1918 году кружок получил название «Самообразование». Но он поменял лишь имя, в него вошли те же увлеченные и талантливые люди города: Н.М.Бирючев, В.Д.Черногубов, А.А.Голубева, А.А.Шаманин и др. Они и составили костяк варнавинских театралов.

В 1911 году был организован Великорусский струнный оркестр под руководством В.И.Кулагина. Оркестр выступал на сцене училища и участвовал на Всероссийской выставке в Костроме в 1913 году на праздновании 300-летия дома Романовых, т.е. был знаменит.

Культурная жизнь города оживилась с приездом в Варнавин одаренного музыканта В.И.Виноградова, который стал создателем симфонического оркестра в Варнавине, организатором курсов вокального искусства, им были поставлены оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе и др.

Город Варнавин был богат талантливыми, увлеченными людьми, влюбленных в искусство. Из династии Виноградовых-Шаманиных вышли такие замечательные люди, как Л.А.Шаманин – музыкант и талантливый певец, А.А.Шаманин – музыкант и художник, А.А.Голубева – талантливая многоплановая актриса.

В начале XX века в Варнавине появился синематограф, что было редкостью даже для губернских городов.

Город Варнавин на рубеже XIX – XX вв. своей интересной культурной жизнью был обязан активной творческой деятельности варнавинских талантов или просто увлеченных культурных и творческих людей.

Варнавин XIX века
(мысленный взор краснобаковской поэтессы Клары Панфиловой):

Он построен по-городскому,

И дома с пристройками здесь

Мезонинчики и балконы,

И веранды у многих есть.

Не увидеть помоек и свалок,

Не найдёшь ни соринки тут.

Много улиц больших и малых,

Все их утром метлой метут.

Там и лавочки под сиренью,

И беседки в виде грибков,

Где девицы заняты чтением

В ожидании женихов.

Варнавин прославился в России не только чудодейственными мощами Варнавы Ветлужского, но и как место ссылок. Салтыков-Щедрин писал: «Чем же это пахнет? Уж не пахнет ли это выдворением каким? Например, Чебоксарами? Или, быть может, Варнавиным?».

В начале слободки, ул. Пролетарская, в конце Солдатской улицы стояло белое двухэтажное каменное с решетками здание, обнесенное кирпичным высоким с толстыми стенами забором. Здесь была большая, по уездным меркам, тюрьма и казарма военного гарнизона. Она же служила и пересыльным пунктом.

По распоряжению Министра Внутренних дел в Варнавин для поселения были направлены участники польского восстания 1863 года. Большинство из прибывших принадлежало к дворянским революционерам, боровшимся за национальную независимость Польши от России. Среди варнавинцев долго хранилась память о польских ссыльных, вольных, свободолюбивых людях, которые не кланялись подобострастно исправникам и полиции, а делали много добра в деле просвещения местного населения.

Живя в Варнавине десятилетиями, а то и пожизненно, «инородцы» несли заряд европейской культуры, создавали особую ауру российского городка. Они обзаводились семьями, укоренялись на здешней земле. И на этой почве складывалась некая особенность, уникальность Варнавина, его духовность, культура.

Среди тех, кто получил путевку от «инородцев» в науку, был известный юрист, искусствовед, журналист и географ Иван Александрович Рязановский. Сын варнавинского уездного чиновника, Ваня Рязановский, брал у образованных поляков уроки по изучению польского, французского и латинского языков.

В 1876 году под «строгий полицейский надзор» в Варнавин был сослан сын священника из Красноуфимска Пермской губернии революционный демократ Степан Иванович Шиловский за «самое пагубное влияние на учащуюся молодежь». Шиловский с усердием служил варнавинскому народу: составлял грамоты, прошения, жалобы, объяснял необходимые юридические тонкости, был «у дел», чем снискал благодарную память варнавинцев. В Варнавине до сих пор говорят: «Дел, как у Шиловского!».

Среди пленных были турки. Недавно в Санкт-Петербурге была найдена книга воспоминаний одного из пленных, где он 2/3 посвятил Варнавину. Среди этих пленных было очень много художников. Они организовывали целые выставки. Одна из картин – работа капитана Хильми – дошла до нас и хранится в Варнавинском историко-художественном музее.

Сегодня здание Варнавинской тюрьмы живет новой жизнью. В нем расположена фабрика художественной резьбы по кости «Варко».

) - иеромонах . Прославлен Российской церковью в 1639 году в лике преподобных по инициативе Патриарха Иоасафа I . Почитался как покровитель Поветлужья.

Жизнеописание

Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века в городе Великом Устюге .

По одной из версий, преподобный Варнава происходил из знаменитого рода Борецких. Возможно он был братом Исаака Борецкого - мужа Марфы Борецкой, известной как Марфа Посадница . Житие святого Варнавы говорит, что он был священником в одном из храмов Устюга (ныне Великий Устюг), в XIII-XVI веках находившегося на границе русских земель часто подвергавшихся нападениям со стороны живших рядом племён ветлужских черемисов (предки современных марийцев). Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 года; как полагают, именно после него Варнава Ветлужский, по-видимому, овдовев, принял монашеский постриг. При пострижении святому было наречено имя Варнава («сын утешения»), в честь святого апостола Варнавы . Около 1417 года преподобный, как и другие миссионеры того времени, отправился к реке Ветлуге (в списке жития начала XVIII века говорится, что Варнава «саном иеромонах… прииде… на реку Ветлугу»). Не вызывает сомнений миссионерский характер ухода преподобного Варнавы в район расселения черемисских племён, исповедовавших язычество (Великий Устюг в тот период был важнейшим миссионерским центром). Преподобный Варнава поселился в нижнем течении Ветлуги, на возвышенности по правому берегу реки. Впоследствии это место стали называть «Красная гора». Согласно житию, Варнава Ветлужский прожил на Ветлуге 28 лет, был похоронен на вершине Красной горы. Согласно житию святого Макария Желтоводского, Унженского около 1440 года, по пути из Казани в Унжу преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским . Житие не сообщает о времени кончины преподобного. Большинством агиографов XIX-XX веков принята точка зрения, что Варнава Ветлужский скончался в глубокой старости в 1445 году.

Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я половина XIX века. (Церковь во имя преподобного Варнавы Ветлужского в посёлке Варнавино)

Чудеса и святыни

В житии святого Варнавы описывается, как к нему

«на Красную гору приходили дивии звери, медведи мнози, живуще близ келлии его. он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся и благодаря великого Бога, яко тии зверие кротки ему быша».

В то время на Ветлуге русские люди появлялись лишь изредка - «из пределов града Унжи» приходили немногие охотники «лова ради звериного». Тем из них, кто «благословения ради» посещал келью святого, преподобный предсказывал, что по преставлении его ко Господу на берегах Ветлуги «умножит Бог житие человеком», а на Красной горе поселятся иноки. После преставления Варнавы Ветлужского началось постепенное заселение берегов Ветлуги русскими людьми (по мнению диалектологов, в основном переселенцами из Устюга). Скорее всего, уже во 2-й пол. XV в. на Красной горе был основан Троицкий мужской монастырь (Варнавина пустынь), первое надежно засвидетельствованное упоминание пустыни содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю монастыря Савватию. Над могилой преподобного, насельники монастыря воздвигли Никольскую церковь. От мощей преподобного происходили многочисленные исцеления (сохр. свидетельства начиная с 20-х гг. XVII в.), в 30-х гг. XVII в. в числе исцеленных у мощей Варнавы Ветлужского был священник Успенского собора Московского Кремля Иоанн, страдавший «болезнью лютыя главы».

В 1639 году Патриарх Иоасаф I направил в обитель на Ветлугу игумена Макариева Желтоводского монастыря Пафнутия, которому иноки Варнавиной пустыни поведали «многие повести» о случаях чудотворений и представили «бывших исцелений писания», которые Пафнутий взял с собой в Москву; в том же году Варнава Ветлужский был канонизирован к общецерковному почитанию. Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород)

Почитание, мощи

В 1666 году был возведен Никольский храм, в котором находилась гробница святого Варнавы Ветлужского. В 1764 году Троицкий Варнавин монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь, бывшая монастырская слобода стала селом Варнавина Пустынь. В 1778 году село было преобразовано в г. Варнавин , с 1797 года центр уезда Костромской губернии. С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывшего монастыря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский (летний) храм, в котором под спудом покоились мощи преподобного. В XVIII - нач. XX века Варнава Ветлужский почитался как покровитель Поветлужья.

11 июня, в день памяти преподобного, называемый на Ветлуге «Варнавиной годиной», в Варнавин стекались паломники со всего Ветлужского края - из Костромской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний. Весной 1912 г. Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел большой оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин Костромского и Галичского архиепископа Тихона (Василевского) мощи преподобного 22 мая 1912 г. извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведен в 1836), где поместили под полом придела во имя Варнавы Ветлужского. Жители Варнавина обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чём Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 г. 10-11 июня в присутствии мн. тысяч паломников в Варнавине произошли торжества, возглавляемые архиепископом Тихоном, в ходе которых мощи святого Варнавы были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку.

Рака с мощами прп. Варнавы Ветлужского в Никольской ц. Варнавиной пуст. Фотография. 1908 г

Во время массового вскрытия мощей святых в 1919-1920 гг. мощи Варнавы Ветлужского не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, которая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губком РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешения на вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В. И. Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (судя по всему, Варнава Ветлужский единственный из русских святых, вопрос о вскрытии мощей которого решался на столь высоком гос. уровне). В середине мая 1922 г. в Варнавине мощи преподобного были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме. В начале 1930 г. храм был переоборудован под клуб, мощи святого Варнавы перенесли в последний действующий храм Варнавина - деревянную кладбищенскую церковь архангела Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 г. священник Архангельской церкви Петр Мегалинский, предвидя её скорое закрытие и новое осквернение мощей преподобного, с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 г. о. Петр был арестован и вскоре расстрелян.

События новейшей истории

С конца 80-х годов XX века в Поветлужье (с 1922 года входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания Варнавы Ветлужского. Осенью 1991 года в Варнавине был освящён первый в новейшее время храм, посвящённый преподобному.

В 1996 году в центре Костромского Поветлужья, в Шарье (Костромская область) освятили ещё один храм во имя Варнавы Ветлужского. 24 июня 1999 года в Варнавине на месте разрушенных храмов бывшего Троицкого монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной церкви во имя Варнавы Ветлужского, храм был освящён 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения преподобного Варнавы, был установлен памятный крест.

Ежегодно 24 июня - в день памяти Варнавы Ветлужского в посёлке Варнавино отмечается день района и главный местный праздник - «Варнавинская година».

В последнюю неделю июня проводится возрождённый крестный ход по маршруту Варнавино - Макарий - Глухое - Лапшанга - Варнавино.

2017 год - 600-летие прихода святого Варнавы на Красную гору - был объявлен в Городецкой епархии годом преподобного Варнавы Ветлужского. 24 июня 2017 года отмечалось 600-летие прихода преподобного Варнавы на Красную гору .

Иконография:

Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород)

В сводном иконописном подлиннике XVIII в. об облике святого сказано: «Подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобническия и в схиме, в руке свиток, нецыи пишут схима на плечах» (Филимонов. С. 57). Наиболее распространенный иконографический извод - преподобный в молении Св. Троице, на берегу реки, на фоне деревянной Никольской ц. с шатровым завершением, обнесенной оградой, как на нескольких нижегородских иконах 2-й пол. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР, Краеведческий музей пос. Варнавино Нижегородской обл., частное собрание); в коленопреклоненной молитве Спасителю на фоне 3 церквей и источника под горой - на нижегородской иконе 1-й трети XIX в. (частное собрание). Поясной прямоличный образ благословляющего В. В. в монашеском одеянии, с четками, с изображением вверху Св. Троицы имеется, напр., на небольшой паломнической иконе кон. XIX в. (храм во имя В. В. в Варнавине). Сохранились иконы В. В. вместе с прп. Макарием Желтоводским Унженским (покровитель соседнего с Поветлужьем Унженского края, по легенде посещал В. В. на Ветлуге): на иконе 2-й пол. XVIII в. (Краеведческий музей пос. Варнавино); на 2 иконах 2-й пол. XIX в. (храм во имя В. В. в Варнавине) святые предстоят Спасу Эммануилу, между ними церковь, и в молении Св. Троице. Существуют совр. иконы с изображением В. В. со свитком в руке: напр., поясной единоличный образ 1996 г. иконописца Е. Тисова; ростовой образ на правом поле иконы «Новомученики Нижегородские» (2001, Спасский собор в Н. Новгороде).

2003. - Т. VI. - С. 653-655. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2 .

  • Зонтиков Н. А. Прнподобный Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445-2000 гг. - Кострома, 2000.
  • Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. - Кострома, 1879. - С. 52-54;
  • Скворцов А. Церковные торжества в г. Варнавине 10-11 июня 1914 г. при изнесении св. мощей прп. Варнавы из-под спуда и положение их в новую раку // Костромские епархиальные вести. - 1914. - № 15. - Отд. неофиц. С. 349-361;
  • Скворцов А. Житие и чудеса прп. Варнавы, Ветлужского чудотворца, и церк. торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. - Варнавин, 1915;
  • Херсонский И. К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского // Костромская старина. - Вып. 1. - Кострома, 1890. - С. 11;
  • В сонме угодников Божиих, подвизавшихся на земле древних Костромы и Галича и прославляемых Церковью в соборе Костромских святых, особое место занимает преподобный Варнава Ветлужский - пустынножитель и чудотворец, молитвенник и проповедник веры Христовой, один из наиболее ярких представителей "золотого века русской святости", как нередко именуют исследователи XV век. Издавна он почитается как небесный покровитель Поветлужья - края, расположенного по берегам реки Ветлуги; эта река на протяжении почти девятисот километров протекает по землям современных Кировской (Вятской), Костромской, Нижегородской областей и республики Марий-Эл.

    Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века в городе Великий Устюг. Этот город, стоящий близ устья реки Юг (отсюда и произошло его название), впадающей в реку Сухону, имел особое значение для русской истории. На протяжении нескольких веков Великий Устюг, находившийся на границе русских земель, являлся одним из центров миссионерской деятельности Русской Церкви. Уроженцем этого города был святитель Стефан Пермский (+1396), почитаемый Церковью как просветитель Пермской земли. Из Великого Устюга иноки-миссионеры шли на север и восток, проповедуя Слово Божие "заволочской чуди" - так именовались в то время угро-финские племена, населявшие близлежащие к родине преподобного Варнавы земли.
    Обстоятельства жизни святого в Великом Устюге нам практически неизвестны. Житие преподобного говорит о том, что он был "саном иерей"1; впоследствии, овдовев, он оставил приходское служение и принял монашеский постриг (видимо, в одной из двух древнейших великоустюжских обителей - Михаило-Архангельской или Иоанно-Предтеченской2); при пострижении святому было наречено имя Варнава ("сын утешения"), в честь святого апостола Варнавы. Около 1417 года преподобный, как и другие миссионеры того времени, с благословения священноначалия отправился в путь к далекой реке Ветлуге для благовествования веры Христовой языческим народам.
    В то время территория, прилегавшая к Ветлуге, была заселена племенами черемисов (марийцев). Жившие родовым строем, они не знали земледелия и в основном кормились охотой и рыбной ловлей. Черемисы были весьма воинственны: начиная с конца XIV века они постоянно нападали на унженские, галичские и великоустюжские земли, а после возникновения в 30-е годы XV века Казанского ханства стали совершать такие набеги вместе с казанскими татарами. Исповедуя язычество, черемисы приносили своим богам жертвы в священных рощах; религиозные обряды у них совершались шаманами.

    Святой источник расположен у села Рождестенское и деревни Ивановское Шарьинского района Костромской области. Источник объявлен памятником природы регионального значения.

    Родник с целительной ключевой водой освящен в честь преподобного Варнавы Ветлужского и почитаем уже не одно столетие. По преданию, преподобный плыл на лодке по Ветлуге, и сойдя в этом месте на берег, молился.

    Родник, святой источник преподобного Варнавы Ветлужского у села Рождественское

    В советские времена, в самые трудные времена и во времена богоборчества ежегодно стекались сюда верующие со всей округи. Власть пыталась помешать этому, колодец засыпали и заливали бетоном, а людей разгоняли. Но вода всегда находила дорогу к людям неся в себе благодать и радость. Ныне источник обустроен, у него построена часовня, где любой может помолиться.

    Родник, святой источник преподобного Варнавы Ветлужского у села Рождественское

    Координаты: 58°09"08.3" N 45°33"58.5"E.

    ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ
    Преподобный Варнава пришел в Ветлужский край из Великого Устюга в те годы, когда после победы над татарами русские стали свободно расселяться по пустынным местам. Он стал жить на берегу Ветлуги на Красной горе, в глухом лесу за сотню верст от человеческого жилья. Прожил там много лет в трудах, молитвах, лишениях и страданиях. Отец Варнава был высокого роста, с седыми волосами и бородой. Вел благочестивый образ жизни, отличался высокими нравственными качествами.

    К одинокому жилищу пустынника приходили дикие звери. Он ходил между ними, как между домашними животными.

    Люди, узнав о подвигах преподобного отца Варнавы, стали приходить в его пустынную келью за благословением, наставлениями и советами. Посещавшим его преподобный предсказал, что после его смерти по берегам Ветлуги Бог умножит человеческое жилье, а на месте, где он поселился, будут жить иноки. Сейчас мы видим, что предсказание это сбылось.

    После 28 лет подвигов преподобный Варнава скончался 24 (11) июня 1445 года и был погребен на Красной горе. По преставлении его на это святое место начали приходить на жительство иноки, вверх и вниз по течению расселились земледельцы. На Красной горе построили две церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, а другую - над гробом преподобного отца Варнавы во имя святителя Николая. На этом месте была основана обитель под названием "Варнавинская пустынь". Здесь, при гробе преподобного, начали совершаться чудеса исцеления.

    Когда об этом стало известно Святейшему Патриарху Иоасафу, два брата - священники Московского Успенского собора - Иоанн и Онисифор рассказали ему, как исцелились в Варнавинской пустыни. Они долго жили в этом монастыре. Иерей Онисифор тяжело заболел и ослеп. Больного принесли ко гробу преподобного Варнавы, совершили молебен и окропили освященной водой. Затем снова отнесли в келью, где тот уснул крепким сном. По пробуждении почувствовал себя совершенно здоровым.

    Через некоторое время заболел пресвитер Иоанн. Врачи не могли вылечить его более полугода.

    Брат Онисифор советовал ему обратиться с молитвами к Богу и преподобному Варнаве. Однажды утром Иоанн попросил отнести его ко гробу преподобного. Лежа на церковном помосте, он с усердием молился об исцелении. По окончании литургии и молебна встал без посторонней помощи и стал возносить благодарение за дивное и скорое исцеление по молитвам святого угодника Божия. Таких случаев чудесного исцеления очень много. В 1638-39 годах преподобный Варнава Ветлужский был причислен к лику святых.

    В 1764 году на месте Варнавинской пустыни возник город Варнавин.

    В 1912 году произошел сильный обвал Красной горы со стороны реки. Стоявшему на горе храму святителя Николая стала угрожать опасность. Поэтому находившиеся в нем святые мощи преподобного Варнавы были перенесены в Троицкий собор. Во время этого события Епископ Костромской и Галичский Тихон сказал, что преподобный отец Варнава продолжает изливать свою благодатную помощь всем, кто обращается к нему с искренней верой. "Дорожите же, братие, этою драгоценною святынею, всегда спешите к предстательству святого угодника Божия, преподобного отца Варнавы, и пусть этот день будет для вас навсегда днем торжества и духовной радости".

    Эти слова не утратили своего значения и в наши дни. Несмотря на то, что много времени прошло со дня кончины преподобного Варнавы Ветлужского, память об этом святом с годами не изглаживается, а все более растет и распространяется.

    ТРОПАРЬ ПРЕПОДОБНОМУ
    глас 1

    Желанием духовным распалився /
    и мятежи мирския отринув, /
    к Богу любовию прилежно присовокупися. /
    И Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отшел еси, /
    при водах вселися, /
    идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, /
    в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси /
    в наставлении Божественнаго разума /
    и множество монахов собрал еси, мудре, /
    ихже, посещая не остави, /
    Варнаво преподобне, отче наш, /
    Пресвятей Троице моляся, /
    от зол всяческих избавити и спасти души наша.

    ______________________________________________________________________________________________
    ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
    Команда Кочующие
    Херсонский И.К. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского // Костромская старина. Вып. 1. Кострома, 1890, с. 11 (далее - Житие...)
    Шильниковская В.П. Великий Устюг. М., 1987, с. 33.
    Древний город Унжа (ныне - село Унжа Макарьевского района Костромской области) находится более чем в ста километрах от Красной горы.
    Памятники природы Костромской области.
    География Костромской области

    Преподобный Варнава Ветлужский родился в Великом Устюге. До ухода в пустыню он был священником одной из городских церквей. В 1417 году преподобный поселился на берегу реки Ветлуги на Красной горе, где подвизался в уединении в течение 28 лет, "Богу работая в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым". По словам автора жития преподобного, к святому Варнаве приходили и "дивии звери, медведи многи, живуще близ келлии его... он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся; благодаря великаго Бога, тии звери кротки ему быша".

    В окрестностях горы Красной, даже в 50 верстах, не было человеческого жилья. Изредка посещали пустынника люди, "бласловения ради", которым он предсказал, что по преставлении его на берегу реки Ветлуги "умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки".

    По преданию, в 1439 году, перед тем, как поселиться на реке Унже, сюда приходил за наставлениями и поучениями (память 25 июля). Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 года. По кончине святого подвижника на место его подвигов приходили на жительство "от разных стран" многие монахи "и к ним земледельцы" и "размножашеся по всей той реке народ мног даже до великия реки Волги". На Красной горе иноки построили две церкви - одну в честь Пресвятой Троицы, а другую - над гробом преподобного - во имя святителя Николая Чудотворца, и основали общежительный монастырь, получивший название "Варнавинской пустыни". Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни - "честнейшим иеромонахом Иосифом (Дядкиным), иже бысть последи в царствующем граде Москве книжнаго печатнаго управления главнейший управитель". Для удостоверения в действительности чудес, совершавшихся при гробе преподобного, в том же 1639 году, были свидетельствованы его святые мощи по распоряжению Патриарха Иоасафа.

    Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы.

    Иконописный подлинник

    Россия. 2004.

    Прп. Варнава Ветлужский. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г.

    Кострома. 1886.

    Собор Костромских святых. Икона. Кострома. 1886 г. 123. х 133. Из церкви свт. Николая с. Верховье (Солигаличский р-н Костромской обл.). С 1986 в Нерехтском филиале КГОИАМЗ "Ипатьевский монастырь".

    Россия. XIX.

    Прп. Варнава Ветлужский. Икона. Россия. XIX в. Храм прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: