Свобода и необходимость обществознание. Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности? в повседневной жизни

В современном обществе свобода личности является неоспоримой ценностью. То, насколько свобода деятельности человека влияет на его духовное развитие, было осмысленно еще античными философами.

Каждый человек стремиться к абсолютной свободе. Однако абсолютной свободы не существует. Полная, неограниченная свобода подразумевает ущемление интересов и прав других людей, нанесение ущерба чужим желаниям.

Ярким примером является желание человека послушать музыку в ночное время. Эта свобода ограничивается правом другого человека, живущего по соседству, на полноценный отдых. Именно поэтому свобода человека неразделима с его обязанностями. По мнению многих философом свобода неразделима с понятием необходимости.

Чтобы быть свободным, человеку необходимо осознавать цену этой свободы, которая выражается в знании и признании чужих прав и свобод. Чаще всего необходимость представляет собой ряд объективных жизненных обстоятельств, которые выступают сдерживающим фактором в свободной деятельности человека. Необходимость не всегда зависит от сознания человека.

Выбор в условиях альтернативы

Внешние обстоятельства не всегда определяют вектор мышления и деятельности человека. Основную направленность деятельности, так же как ее цели формирует психика индивида.

Сознание человека анализирует информацию, которая поступает извне, и принимает верные решения. Таким образом, человеку предоставлена альтернатива деятельности и мышления. Выбор человека в альтернативных условиях зависит от многих факторов, в частности от уровня нравственности.

Именно поэтому многие люди, имея выбор жить по закону, или нарушать его, все же становятся на преступный путь. Человек, который формирует вектор своей деятельности, согласовываясь с нравственностью, не сталкивается с духовным разложением.

Каждый дееспособный человек, прежде чем принимать решения, которые влияют на ход общественных отношений, должен полностью осознавать их возможные последствия. Из нескольких существующих альтернатив, человек должен выбрать для себя наиболее приемлемый «сценарий» развития событий, который соответствовал бы его личным целям, не задевая при этом чужие права и свободы.

Сущность свободы – осознанный выбор человека, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора), за который он всегда несет ответственность.

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

  • с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
  • с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
  • социализация.

Виды ответственности:

  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
  • Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств

Личная неприкосновенность – первое условие свободы.

Естественное право

человека

Высшая ценность человечества

Идеал либералов

Одна из составляющих стандартов демократии

Объем свободы является критерием социального прогресса


УЧЕНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О СВОБОДЕ

Ж. Кальвин

В учении о предопределении: свободы нет, т. к. все предопределено Богом

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Ш. Монтескье

Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

Г. Гегель


Понятие свободы и свободного человека меняется с развитием общества

ПЕРИОД

ПОНЯТИЕ

ДРЕВНОСТЬ

Свободным является только член общины, гражданин полиса, т. к. у него была личная неприкосновенность, а также обладал личными и гражданскими правами.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Свободен лишь тот, кто находился под защитой покровителя (феодала, короля), т. к. сохраняют возможность выбора господина.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Свободный человек – это тот, кто обладает свободой экономической. Нет свободы политической без свободы экономической.


УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СВОБОДЫ

Человек делает выбор на свой страх и риск: т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею

Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого: т. е. свобода не может быть абсолютной


Свобода есть познанная необходимость

Свобода есть возможность поступать так как хочется

ПОСЛЕДСТВИЯ

Если все необходимо, значит нет случайностей и возможностей – человек превращается в автомат, действующий по заданной программе

Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления устойчивых социальных связей.


НАДО ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОБОДУ?

МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Права, свободы и интересы других людей

Общественные условия: нормы морали, нормы права, традиции и общественное мнение.

НЕОБХОДИМОСТЬ

(внешнее принуждение)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(внутреннее принуждение)

НЕОБХОДИМОСТЬ – то, что должно обязательно произойти в данных условиях, закономерное изменение.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – сознательное осуществление предъявляемых обществом требований.


Абсолютизация необходимости :

любое действие человека предопределено заранее, возможность выбора или случайность - исключена

ФАТАЛИЗМ - концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Пренебрежение необходимостью:

все решения принимаются в обход объективными историческим событиям, сообразуясь лишь оценками и желаниями.

ВОЛЮНТАРИЗМ – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего


СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СВОБОДА

во внешних условиях жизни

АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА

Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности

во внутренней жизни

Человек может сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять его развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Какой выбор должен сделать человек:

  • действовать соответственно СВОИМ внутренним принципам свободы;
  • учитывать общепринятые ограничения и запреты

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА

В ОБЩЕСТВЕ

ОБЩЕСТВЕННОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

РАЗВИТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТИ

ВЫБОР

Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с волей человека

Диапазон зависит от условий реализации свободы


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственность, принимая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков.

Регулятором подобного поведения является совесть.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая;
  • Индивидуальная, групповая, коллективная, общественная;

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития СВОБОДЫ ответственность УСИЛИВАЕТСЯ. Но ее направленность смещается с коллектива на самого человека.


СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО

Вмешательство государства в жизнь человека минимально.

Свобода предполагается во всех сферах жизни

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Свобода предприниматель-ства, многообразие видов собственности.

ДУХОВНАЯ

Плюрализм, демократия, многопартийность

СОЦИАЛЬНАЯ

Свободомыслие, инакомыслие, свобода вероисповедания.

Выбор деятельности, возможность изменения статуса

Свобода и необходимость в деятельности человека

Барьеры не только во вне человека, но и внутри его личности: принципы, убеждения, совесть. Свобода личности не существует отдельно от ответственности (здесь тоже диалектика). Вот как об этом пишет Леонид Мартынов в стихотворении «Свобода»:

Я уяснил,

Что, значит, быть свободным

Я разобрался в этом чувстве трудном

Одном из самых личных чувств на свете,

И знаете, что, значит, быть свободным?,

Ведь это, значит, быть за все в ответе

За все я отвечаю в этом мире,

За вздохи, слезы, горе и потери,

За веру, суеверье и безверье…

Диалектика свободы и необходимости глубоко сидит в сознании человека. В подтверждение этого тезиса:

Мысли о свободе

(из студенческих сочинений)

Свобода – это:

ü это способность превращать свои мечты в реальность;

ü это один из гениальных обманов;

ü это способность во всех возможных вариантах творить Добро;

ü это стимулирующий фактор самореализации человека во всех сферах деятельности;

ü это сумасшествие;

ü это просто жизнь;

ü это отсутствие ниток у марионетки;

ü это необъятное чувство, которое опьяняет, захватывает в свои сети, словно любовь, нагрянувшая нежданно негаданно;

ü это освобождение человека от потребностей своего тела;

ü это свобода мысли;

ü это возможность всестороннего развития;

ü это парусный кораблик, ждущий попутного ветра;

ü это иллюзия, в которой человек постоянно стремится;

ü это высший дар человеку, причем последнему необходимо научиться пользоваться этим даром;

ü это творчество, необходимый атрибут самовыражения;

ü это двигатель прогресса;

ü это самостоятельность и ответственность;

ü это когда ты сидишь в пустой комнате;

ü это способность предвидеть;

ü это жизнь без правил, вызов обществу;

ü это необходимая, осознанная гармония души и тела;

ü это жизнь души после смерти;

ü Свобода – это все!

Прочитав и выполнив индивидуальные творческие задания к этой теме, Вы предметнее, лучше поймете суть изложенных здесь трактовок сущности социума.

Задание 1

«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают , между тем как люди производят . Уже одно это, правда, основное отличие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».

Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. – М., 1947 – С.171.

Почему – это отличие Ф.Энгельс считает основным?

В силу каких причин невозможно перенесение биологических законов в социальную сферу?

Задание 2

Некоторые философы, например, Г.Спенсер, З.Фрейд и другие считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек – высшее звено биологической эволюции.

Дайте оценку этой точки зрения.

Какие существуют точки зрения на соотношение законов природы и общества?

Задание 3

«Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше ее».

М.Пришвин. Глаза земли.

Что это за «ведущая часть человека»?

В чем отличие природы и общества?

Задание 4

«Аэропорты, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше – окружающей среды»

Р.Рождественский. Кромсаем…

Какая социальная проблема здесь выражена?

В чем различие понятий «окружающая среда» и «окружающая природа»? Каким понятием в социальной философии обозначается окружающая среда?

Задание 5

Дайте определения и сравнительный анализ понятий «природа» и «географическая среда»? Включается ли околоземное космическое пространство в состав географической среды? Аргументируйте свой ответ.

Задание 6

Один из героев романа Д.Гранина «Картина» размышляет: «В природе не может быть главных существ. В ней царит равноправие. … Природа была до человека и, следовательно, может обойтись без человека, так же как без льва, без орла, без всяких этих царей. А появились они для пользы, чем-то они нужны друг другу, так же как нужен комар и муравей. Человек тоже для чего-то полезен, но в отличие от других существ он еще не узнал, для чего он, поскольку он появился недавно. Самомнение мешало ему выяснить».

Какой позиции в социальной философии близка эта точка зрения?

Согласны ли Вы с мнением героя романа?

Задание 7

Один из героев А.П.Чехова рассуждает: «В странах, где мягкий климат, меньше тратится сил на борьбу с природой и потому там мягче и нежнее человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящного благородства».

Чехов А.П. Дядя Ваня // Избр. произв. – М., 1976. – Т.3 – С.305.

Какому направлению в социологии близка позиция героя? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие эту точку зрения.

Задание 8

Какая социальная проблема отражена в следующем отрывке художественного текста: «Природа болела человеком. Человек не умел видеть землю как живое страдающее существо. Как укрепить силы этого существа? Как повысить производительность биосферы земли?..

До сих пор люди видели в природе, прежде всего, лакомые куски, жадно хватались за них, не заботясь о последствиях. Колокол тревоги звучал слишком тихо».

Д.Гранин. Зубр // Новый мир. – 1987. - №2. – С.91.

Какие существуют технические, экономические, социально-политические решения этой проблемы?

Задание 9

Общество – часть природы. Законы целого воздействуют на составляющие его части. Почему же законы природы недостаточны для функционирования и развития общества?

Задание 10

Дайте сравнительный анализ понятий: «природа», «биосфера», «ноосфера», «техносфера».

Задание 11

В начале прошлого века Ф.Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.

Ваше отношение к точке зрения Ф.Гальтона?

Аргументируйте свой ответ.

Задание 12

«Люди же наоборот, чем больше они удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю сами».

Ф.Энгельс. Диалектика природы. // К.Маркс, Ф.Энгельс. – Соч. – Т.20. – С.358.

Означает ли это, что законы общества необъективны? Приведите аргументы в доказательство тезиса об объективности законов общества.

Задание 13

Какой методологический принцип познания общества отражен в следующем высказывании: «Голод есть голод, однако, голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»

Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т.46. – Ч.1. – С.28

Задание 14

К. Маркс писал: «История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»

Соч. Т.2. – С.102.

Этот вывод устраивает и субъективный идеализм. Раскройте понимание этой проблемы К.Марксом.

Задание 15

«Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются, в конечном счете, решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую».

Энгельс Ф. Иозефу Блоху. 21-22 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф., соч. – Т.37. – С.395.

Приведите исторические и современные подтверждения этого тезиса.

Задание 16

Оцените мировоззренческую и методологическую. Направленность следующего художественного текста: «Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много – годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне…»

Пастернак Б. Доктор Живаго // Новый мир. – 1988. – №1.

Задание 17

Некоторые представители католической и протестантской философии (М.Маритен, Р.Нибур) считают, что исторический материализм ставит историческую необходимость на место бога, делает человечество рабом необходимости, жертвой рока.

Проанализируйте данную точку зрения.

Задание 18

Какая мировоззренческая позиция выражена в следующих строках О.Хайяма.

Кто мы – Куклы на нитках, кукольщик наш – небосвод.

Он в большом балагане своем представленье ведет,

Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит,

А потом в свой сундук одного за другим уберет.

Задание 19

Прокомментируйте философский смысл известной латинской поговорки: Zata volentera decunt nolentem trahunt – Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.

Задание 20

О. Тоффлер – известный футуролог ХХ в. задает такой вопрос: «Сможет ли человек выжить в условиях свободы?»

Попытайтесь на него ответить.

Задание 21

Что, по вашему, свобода?

Считаете ли Вы себя свободным человеком?

Что ограничивает Вашу свободу?

Задание 22

В одном из афоризмов Козьма Прутков утверждает:

Жизнь нашу удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. – Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на реке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Как философская концепция лежит в основе данного афоризма?

Задание 23

Какая философская идея отражена в следующем полушутливом диалоге между Маленьким принцем и королем из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери:

Как же заход солнца? – напомнил Маленький принц…

Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

А когда условия будут благоприятными? – осведомился Маленький принц.

Гм, гм, - ответил король, листая толстый календарь. – Это будем гм… гм… сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.

Задание 24

Проанализируйте следующие определения свободы:

«Быть свободным – значит быть самой собой… Человек обречен, быть свободным» Ж.П.Сартр.

«Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной действительности». Философский энциклопедический словарь.

«Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом» Г.В.Ф.Гегель.

«Свобода – это круглая пробка в квадратной дырке» О.Хаксли.

Задание 25

«Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».

К.Маркс Капитал. – Т.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.23. – С.18.

Раскройте на конкретных примерах содержание данного текста.

Задание 26

Будет ли грубой ошибкой отождествление производительных сил с техникой? Почему? Дайте сравнительный анализ понятий «экономический базис общества» и «технический базис общества». Приведите примеры.

Задание 27

Выделите главную производительную силу общества?

1. Орудия труда.

2. Техника.

4. Человек.

Задание 28

Выделите из названных общественных отношений производственные:

1. Между средствами труда и предметом труда;

2. Между рабочим и предметом труда;

3. Между рабочими различных специальностей и процессом труда;

4. Между государством и рабочими;

5. Между владельцем завода и рабочими;

6. Между начальником смены и рабочими;

7. Между собственником предприятия и посреднической торговой фирмой;

8. Между государством и владельцем завода.

Задание 29

Выделите положение, наиболее точно характеризующее соотношение понятий научно-техническая революция (НТР) и научно-технический прогресс (НТП):

1. НТР и НТП одно и то же, совпадают по времени и содержанию: характеризуют изменения в технике на базе научных знаний

2. Эти понятия не совпадают вообще, отражая различные общественные процессы

3. Понятие НТП более широкое, НТР – один из этапов НТП

4. Понятие НТР более широкое, технический прогресс один из этапов НТР

Задание 30

Среди названных направлений НТР выделите главное, определяющее все остальные:

1. использование в производстве наукоемких технологий;

2. химизация производства;

3. автоматизация производства;

4. освоение космоса;

5. использование новых источников энергии;

6. развитие кибернетики, информационный взрыв;

7. изменение характера труда, онаучивание труда;

8. использование новых материалов, создание материалов с заранее заданными свойствами.

Пополните свой словарь следующими понятиями:

общество, общественное производство, материальное производство, духовное производство, общественные отношения, географическая среда, народонаселение, способ производства, научно-техническая революция, фатализм, волюнтаризм .


Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность


Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

Мораль основные ценности и нормы.

Мораль – от латинского – обычай, нравы, поведение.

Существует множество определений морали - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предпи­саний, образцов поведения; потребности и уста­новки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлени­ями о добре и зле. Очень близкими понятию мо­рали являются нравственность, совесть, этика.

Наука о морали – этика.

Различие понятий «мораль» и «нравственность» основано на противопоставлении того, что должно быть и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

В понятие «нравственность» вкладывается более житейское значение – это принципы реального нравственного поведения людей, где строгость моральных норм значительно смягчена.

Нормы и правила морали формировались историческим путем. При родовом строе порядок поддерживался системой табу. Постепенно складывались обычаи и тенденции. Они опирались на авторитет общественного мнения. Далее появилась мораль – как проявление коллективной воли людей и навыков согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и интересами общества в целом, через систему норм, правил и оценок. Мораль это нормы поведения. Существуют и моральные качества: доброжелательность, мужество, мудрость, справедливость и пр. Мораль многообразна, она может по­ниматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инстру­мент сохранения порядка в обществе, как чест­ность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний го­лос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой. Нравственные принципы: коллективизм, индивидуализм, эгоизм, альтруизм, выбирая которые мы определяем моральную ориентацию в целом.



Моральный идеал идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.

Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее приня­тым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойны­ми, благородными, правильными) и безнрав­ственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Основой морали являются - совесть (нрав­ственное чувство, позволяющее человеку опреде­лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов­ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).

Мораль не зависит от национальности или места проживании. Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), - глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро - главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Общепринятые этические требования и ориен­тиры моральных поступков составляют общече­ловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели золотое правило» нравственности). С древних времен до сегод­няшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями . Им противостоят пороки - ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

Моральный выбор начинается тогда, когда че­ловек сталкивается с необходимостью действо­вать «правильно», т.е. в соответствии с нравствен­ными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, на­правлений и характера своих поступков

В обществе обычно не бывает специальных орга­низаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, кото­рое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода.

Идеал - это образ к которому должно стремиться человечество и человек.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Свобода личности является основой социального и правового положения человека в обществе.

Формы проявления:

1) Внутренняя свобода, присущая человеку и отличающая его от других живых существ.

2) Свобода от ограничения и насилия, от неравноправия и различных форм дискриминации в обществе. Свобода проявляется в запрещении предпринимать по отношению к личности действия, противоречащие человеческому достоинству и ущемляющие права.

3) Свобода – как деятельностная характеристика личности . Свобода предполагает выбор различных вариантов различного отношения человека к миру.

Свобода» носит социальный, конкретно-исторический характер. Свобода – познанная необходимость.

Свободы и права граждан закреплены документально во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, принятой ООН.

В 1966 году – документы об экономических, социальных и культурных правах.

Поведение человека должно соответствовать нормам права и морали.

Свобода в деятельности человека - свобода самостоятельных социальных и политических субъектов (в т.ч. личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Абсолютно свободным человек быть не может . Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Границей свободы могут быть права и свободы других людей.

В своей внутренней жизни человек абсолютно свободен .

Он сам не только выбирает варианты деятельности, но и формирует общие принципы своего поведения

Цели человеческой деятельности формируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и всеми его членами

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть.

Свобода и ответственность – это целое. Они слиты воедино, это единство противоположностей. Единство в том, что друг без друга противоположностей не бывает.

Центральный вопрос свободы выбора - вопрос о внутренних границах самого хотения: «Способна ли человеческая воля выбирать между мотивами, или она (воля) является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив?».

Одни - детерминисты - полагают, что волевая жизнь человека сводится к борьбе мотивов, в которой автоматически побеждает мотив сильнейший, а воля является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив.

Другие, напротив, считают, что человеческая воля сама способна выбирать между разными мотивами. Причем, ситуация выбора возникает лишь в случае приблизительного равенства силы разных мотивов, ибо в случае явного неравенства сил выбор совершается автоматически – по существу, его вообще тогда нет, а есть прямое следование мотиву



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: