Апостол андрей первозванный каким он был. Святой апостол Андрей Первозванный: житие, икона, храм, молитва

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Апостола Андрея Первозванного

Апостол Андрей Первозванный – один из апостолов Иисуса Христа. Свое прозвище Первозванный Андрей получил из-за того, что стал самым первым призванным учеником Христа.

Происхождение, юные годы

Родился в начале I века нашей эры в Вифсаиде, небольшом городке, стоящем на севере Галилейского озера. Андрей – родной брат апостола Петра (изначально его звали Симоном). Их отца звали Ионой. До того, как стать учеником Иисуса, Андрей был рыбаком, также, как и его брат.

Детство Андрей и Петр провели в родной Вифсаиде. Став взрослыми, они перебрались в Капернаум, оборудовали себе собственный дом и всерьез занялись рыбалкой, обеспечивая себя.

О том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу, Андрей стал подумывать еще в юности. Будучи совсем молодым, он наотрез отказался искать себе жену, решив сохранить целомудрие во имя высокой цели. Как только до Андрея дошли слухи о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) призывает народ к искреннему покаянию и уверяет, что скоро их посетит Мессия, Андрей бросил дом, бросил рыбалку и немедленно отправила к реке. Вскоре он стал самым преданным и самым близким учеником Иоанна.

Евангелия

Андрей Первозванный упоминается в Евангелии от Марка, в Евангелии от Луки, в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Иоанна, а также в «Деяниях святых апостолов».

В Евангелии от Матфея и от Марка сказано, что призвание Андрея и его брата Петра произошло одновременно недалеко от Галилейского озера. В Евангелии от Иоанна же утверждается, что призвание Андрея случилось возле Иордана сразу же после крещения Иисуса Христа. В этом же жизнеописании сказано, что изначально Андрей был учеником Иоанна Крестителя. В Евангелии от Иоанна Андрей фигурирует дважды: в время разговора с Иисусом о рыбе и хлебе перед тем, как пять тысяч людей были волшебным образом накормлены, и во время проведения к Христу Еллинов в компании с апостолом Филиппом.

Историкам известны еще два текста об Андрее: апокрифический текст «Деяния Андрея», созданный приблизительно в III веке, а также Евангелие от Андрея, которое было отклонено Геласием I и впоследствии безвозвратно утеряно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Встреча Андрея Первозванного и Иисуса Христа

Евангелисты Иоанн и Матфей по-разному описывали момент встречи Андрея и Иисуса. В Евангелии от Матфея сказано, что Христос обнаружил Андрея и Петра, когда те ловили рыбу в Генисаретском озере. Иисус велел братьям следовать за ним. Мужчины послушались его и побросали свои сети. Иоанн же утверждает, что Петр увидел Иисуса Христа, когда Иоанн Креститель, указав на него рукой, крикнул, что, мол, вот идет наш спаситель. Услышав эти слова, Андрей оставил Иоанна Крестителя и последовал за Иисусом. Чуть позже Андрей отыскал своего брата и привел его к Христу.

Андрей Первозванный был очень близок с Иисусом. Андрею и еще трем апостолам Иисус открыл судьбы мира. Удостоившись такой небывалой чести, Андрей Первозванный стал еще более преданно служить Христу. Он шел за ним по пятам и всегда был рядом с ним до самого последнего его дня на земле. Как утверждают евангелисты, именно апостол Андрей был очевидцем Воскресения и Вознесения Христова. Спустя пятьдесят дней после Воскресения Иисуса Христа (в религии этот день именуется Пятидесятницей) на территории Иерусалима произошло настоящее чудо – Святой Дух в образе языков пламени сошел с небес и охватил апостолов, после чего те не только остались живы, но и стали обладать даром исцеления, даром пророчества и умением свободно изъясняться на всех языках.

Учение Христа из уст Андрея Первозванного

После того, как апостолы были наделены нечеловеческой силой для привлечения языческого народа к учению Христа, они решили поделить между собой страны с помощью жребия. Апостолу Андрею Первозданному достались земли Вифинии, Пропонтиды, Фракии, Македонии, Скифии, Фессалии, Эллады, Ахайи и еще несколько городов. Храбрый Андрей Первозванный обошел все эти места, неся свою проповедь и призывая людей обратиться к Богу. Практически везде люди встречали его недовольством, его гнали из городов, Андрею пришлось стерпеть немало унижений, оскорблений и даже жестоких пыток, однако искренняя вера помогала ему стойко переносить все лишения.

Чудеса

Андрей Первозванный, обладая даром воскрешения умерших, не раз демонстрировал свою способность прилюдно, доказывая людям свое право на слово Божье. Так, историки выделяют несколько ярких случаев чудесного воскрешения апостолом Андреем мертвых:

1. Город Амасеев. Некий Деметрий попросил Андрея помочь вернуть ему сына Египития, скончавшегося от лихорадки. Апостол выполнил просьбу и мальчик ожил.

2. Город Никомидия. Местные жители хоронили мальчика, разорванного собаками буквально на лоскуты. Апостол Андрей Первозванный смог воскресить несчастного и подарить ему жизнь.

3. Город Фессалоники. На виду жителей города Андрей вернул к жизни ребенка, умершего от удушения. Там же он воскресил еще одного маленького мальчика, который умер от укуса ядовитой змеи.

4. Город Патры. Андрей воскресил выброшенного на берег утопленника, который впоследствии оказался сыном Сострата, жителя Македонии, затонувшего на корабле. Сострат, увидев, какое чудо сотворил апостол, попросил его воскресить его друзей и слуг, которые тоже были на корабле. Андрей Первозванный принялся читать молитву и вскоре из моря выбросило еще почти сорок человек. Апостол указал сложить тела в одно место и воскресил их всех одним разом.

5. Город Синоп. Местная жительница нашла в яме тело своего мужа. Убитая горем, она обратилась за помощью к Андрею. Тот вернул мужчину к жизни.

Кончина

Конечно, несмотря на чудеса и уверенность Андрея с своей правоте, на его пути встречались и те, кто считал его обманщиком и глупцом. Так и случилось в городе Патры примерно в 70-м году I века. Местный правитель по имени Эгеат приказал своим слугам поймать Андрея Первозванного и распять его на кресте. Апостол Андрей не испугался ожидавшей его участи, а, напротив, был рад тому, что ему предстоит принять смерть во имя Иисуса Христа, своего спасителя. Он даже сам выбрал для себя крест – немного скошенный, так как апостол не считал себя достойным умирать на таком же кресте, что и Иисус. Тогда разгневанный Эгеат придумал, как можно наказать Андрея. Он приказал не прибивать его руки и ноги к кресту, а просто привязать их веревками. Так, подумал Эгеат, апостол будет погибать очень долго, испытывая страшные муки. Но даже это не отвернуло Андрея Первозванного от своего долга. Два дня он проповедовал прямо с креста. Люди слушали его, внимали его словам и в итоге дружно потребовали прекратить казнь и освободить апостола. Эгеат, испугавшись, что народ может свергнуть его, поспешил удовлетворить их просьбу, однако у него ничего не вышло. Андрей Первозванный так сильно хотел погибнуть ради Христа, что веревки ни в какую не хотели развязываться. В итоге Эгеат оставил попытки совладать с Андреем.

В момент смерти Андрея Первозванного крест озарился ярчайшим сиянием. Через много лет на месте гибели самого верного апостола Христа забил источник с чистейшей водой.

Видео Апостола Андрея Первозванного

сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...

Фотографии Апостола Андрея Первозванного

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Интересная статья! Икона Святого Апостола Андрея Первозванного должна быть в каждом доме. Святой Андрей будет вашим защитником и оберегом жилища.

2017-05-18 13:33:54

Рыбный промысел требует усердия, терпения и… смирения. Если сегодня результата нет, то кто же виноват? Надо прийти завтра, спокойно и уверенно двигаться к своей цели. Закидывающие сети рыболовы составили большинство из тех, кого позвал за Собой Христос, чтобы они разносили по миру Благую Весть. Галилейского рыбака Андрея Учитель позвал первым.

Воды Писания

Библейская история полна воды. Уже второй стих Бытия гласит: «Дух Божий носился над водою». Позже были воды потопа, покрывшие всю землю. Воды моря, расступившиеся перед Моисеем и поглотившие египтян. Долгожданный дождь по молитвам пророка Илии. География и символика Нового Завета во многом строится вокруг воды. В водах Иордана на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Большинство из 12 апостолов были рыбаками. По водам бушующего озера Господь шел к Своим ученикам. А слова Христа о воде, способной утолить жажду навек, изменившие жизнь простой самарянки, призваны изменить и жизнь каждого из нас.

Море Киннереф (Чис. 34: 11; Втор. 3: 17) или Хиннароф (Нав. 11: 2), Хиннерефское (Нав. 12: 3; 13: 27) или Тивериадское (Ин. 21: 1) море, Геннисаретское озеро (Лк. 5: 1) - это сегодня озеро Кинерет. Но для нас самое знакомое его название - Галилейское море. Оно служит проточным бассейном для реки Иордан на ее пути к Мертвому морю. Древние полагали, что Иордан рассекает озеро пополам и проходит насквозь, не смешиваясь с его водами. С лодки на Галилейском море Христос проповедовал собравшемуся на берегу народу, на нем он укротил внезапно разразившуюся бурю, ходил по его водам (см.: Мф. 4: 13-17; 8: 24-26; Мк. 4: 37-41; Лк. 8: 23-25 и др.). Размеры озера невелики: всего около 20 км в длину и 13 в ширину. Поэтому морем оно называлось исключительно по своему историческому значению.

Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему - человеческому - разумению, учеников - рыбаков

Во время земной жизни Христа здесь был промышленный центр Палестины; берега озера были застроены городами, а воды заполнены многочисленными судами: военными кораблями римлян, золочеными галерами из дворца Иродова, лодками вифсаидских рыбаков… Озеро славилось обилием рыбы, поэтому многие местные жители занимались рыболовством. Их и без того нелегкий труд осложнялся еще и климатическими особенностями местности: летом в низине, где находилось озеро (а его побережье является одним из самых низких участков суши на Земле), стояла невыносимая, удушливая жара, а зимой налетали свирепые штормы, грозящие гибелью рыбакам.

«Ловцы человеков»

На берегах Галилейского моря и в прибрежных городах Иисус Христос провел большую часть Своего земного служения. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18-20).

Святитель Николай Сербский (Велимирович) размышляет, почему Господь призвал именно рыбаков: «Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру!» Но Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему - человеческому - разумению, учеников. Рыбаки были одними из самых бедных и необразованных людей. Ежедневный тяжелый труд не приносил избытка, а давал лишь самое необходимое. Все, что у них было, - это только сети и лодки, которые постоянно нуждались в починке.

«Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды», - писал святитель Николай Сербский.

И кому, как не им, были более всего понятны слова Христа о неводе, заброшенном в море: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13: 47-48).

«Как премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел» (святитель Николай Сербский).

Древо росло медленно. Часто Христос сталкивался с непониманием не только «внешних» людей, но и своих ближайших учеников. Вспомните их спор о том, кто будет первым в Царствии Небесном (см.: Мк. 10: 35-45). Или слова Христа, обращенные к апостолам: «Как же не разумеете?» (Мк. 8: 21) и «Неужели и вы так непонятливы?» (Мк. 7: 18). Но услышав призыв Христа, Андрей и Петр тот же час, не раздумывая, оставили сети и пошли за Ним. Сердца двух братьев уже настолько определились в выборе добра, что они, словно дети, простодушно и доверчиво последовали за Учителем, словно всю жизнь только и ждали этого призыва: «Я сделаю вас ловцами человеков».

«Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим» (святитель Николай Сербский).

«Гонимы, но не оставлены»

О земной жизни Первозванного апостола известно на удивление немного. Апостол Андрей носил греческое имя, значащее «мужественный». Он родился на берегу Генисаретского озера, в Вифсаиде. Был братом Симона, нареченного позже Петром и ставшего Первоверховным апостолом. Андрей однажды уже оставил свои сети и последовал за пророком, проповедовавшим на Иордане. Но как только Иоанн Предтеча указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Так Господь призвал на служение первого своего апостола. Встреча у Галилейского моря была несколько позже.

Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» говорил: «Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! Андрей после Петра родился в жизнь и первый привел Петра к Евангелию - и как уловил его: “Мы нашли, - сказал, - Мессию”. От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете».

Крайне мало сведений об апостоле Андрее можно почерпнуть из Евангелия: известно, что именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить слушателей нового учения. А еще он с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов, а вместе с тремя избранными учениками Христа - Петром, Иаковом и Иоанном - был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (см.: Мк. 13: 3). Андрей Первозванный в числе 12 апостолов присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа ученикам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (см.: Деян. 1: 13). Он вместе со всеми участвовал в выборе двенадцатого апостола вместо Иуды Искариота и присутствовал при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (см.: Деян. 2: 1).

По древнехристианскому преданию, после Пятидесятницы апостолы бросили жребий, в соответствии с которым и отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Апостолу Андрею достались обширные земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, простирающиеся до Черного моря и Дуная, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи.

Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть?

Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Понта Эвксинского («Гостеприимного моря»), то есть Черного моря. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть, точно сказать практически невозможно. Ориген, живший в первой половине III века, ясно утверждал, что Скифия входила в апостольский удел святого Андрея. Вся последующая византийская традиция (от «Церковной истории» Евсевия Кесарийского вплоть до Месяцеслова Василия II) также разделяла это мнение. «Скифией» назывались земли к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть это территория современных Крыма, Украины, черноморского побережья России - Кубани, Ростовской области, Калмыкии, частично земель Кавказа и Казахстана.

Существует и другая, древнехристианская, традиция, которая иначе очерчивает территорию апостольского служения Андрея Первозванного. Согласно тексту апокрифических «Андрея деяний», восходящему ко II веку и восстановленному на основании «Книги о чудесах» Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Согласно этой традиции, Андрей Первозванный посетил Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару.

Практически всюду апостол Андрей подвергался гонениям от язычников, претерпевал скорби и страдания. Такая участь выпала каждому из двенадцати. Апостол Павел в Послании к Коринфянам писал: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 8-10).

Все бедствия Первозванный апостол переносил «с услаждением», трудясь во славу Христа: «Племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию, неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси» и «богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу».

Апостольское служение Андрея Первозванного сопровождалось многочисленными чудесами, исцелениями и воскрешениями из мертвых.

Ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей

В городе Патры на полуострове Пелопоннес апостол Андрей обратил в христианство жену проконсула Эгеата Максимиллу и его брата, собрав вокруг себя большую христианскую общину. Здесь же, в городе Патры, апостол принял мученическую кончину. Увидев орудие своей казни, Первозванный апостол, согласно житию, воскликнул: «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса! Ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» Для казни был выбран крест в виде буквы Х, который называется теперь Андреевским.

Согласно преданию, правитель Эгеат, чтобы продлить мучения апостола, распорядился не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги. Когда апостол в мучениях пробыл на кресте уже два дня, неустанно проповедуя, в народе, слушавшем его, начались волнения. Люди потребовали помиловать апостола и снять его с креста. Правитель, опасаясь смуты, решил выполнить требования. Но решимость Андрея Первозванного принять мученическую кончину была непоколебима. Житие сообщает, что, когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием.

Сегодня на месте распятия Первозванного апостола, рядом с источником, забившим после его кончины, возвышается величественный собор Андрея Первозванного - самый большой православный храм Греции.

«Апостол Русский»

Земной путь апостола Андрея закончился примерно в 70-х годах I века. Но семя Древа Жизни продолжало расти. Спустя девять веков оно проросло и на берегах Днепра. «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», вошедшее в «Повесть временных лет», повествует о том, что апостол Андрей поднялся вверх по Днепру и осветил место, на котором позднее был построен город Киев, и даже (что, впрочем, ставится под еще большее сомнение) добрался до Новгородской земли.

«А Днепр втечет в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров».

Указывая на место, где впоследствии будет основан Киев, апостол Андрей, по преданию, сказал: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать».

Петр Великий в основание Петропавловской крепости заложил ковчег с частицей мощей апостола Андрея

Согласно летописной легенде, апостол поднялся на эти горы, благословил их и водрузил крест. По преданию, в XIII веке на этом месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста. А в 1749-1754 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны на этом легендарном месте был построен храм во имя самого Первозванного апостола. Удивительная по красоте Андреевская церковь неизменно привлекает к себе всех гостей Киева. Она расположена на правом берегу Днепра, над исторической частью города - Подолом, на Андреевском спуске, соединяя верхний город с нижним.

Ни доказать, ни опровергнуть легенды о «хождении» апостола Андрея по русским землям невозможно. Многие историки, как светские, так и церковные, достаточно скептически к ним относятся. Так, А.В. Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви» писал: «Не имея прямых данных к тому, чтобы без остатка отклонять предание об ап. Андрее, идущее от такой глубокой древности, и толкуя его в географическом отношении пока согласно с господствующим в науке мнением, мы без насилия ученой совести можем допускать, что Первозванный апостол если и не был в странах на север от Черного моря, то мог быть в Грузии и Абхазии, а может быть, и в Крыму…» Но с точностью мы можем сказать одно: образ Первозванного апостола, ступали или нет его ноги по землям нашего Отечества, стал тем фундаментом, на котором и поныне стоит Русь Православная.

Дерзнем сказать, что ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей.

Уже в XI веке на Руси глубоко почитали Первозванного апостола. Это подтверждает и тот факт, что в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, который является первым упомянутым в летописных источниках женским монастырем Руси.

Особо почитали апостола в Новгородской земле. В конце XI века в Новгороде был построен первый храм во имя святого Андрея Первозванного. В предисловии к житию новгородского святого преподобного Михаила Клопского, составленному по благословению архиепископа Макария в 1537 году, говорится о жезле святого Андрея Первозванного: после Крещения Руси «на том месте, идеже святый апостол жезл свой водрузил, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется и в нем безценное и честное оно сокровище - многоцелебный жезл - полагается, о немже многа и неисповедимая сказуются чудеса иже и до ныне всеми видим есть».

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валааме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом Андреем Валаама.

Киевский Собор 1621 года даже засвидетельствовал: «Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх Вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благоволили».

Апостол Андрей, брат Первоверховного апостола Петра, небесного покровителя Санкт-Петербурга, также является заступником этого города: в день основания северной столицы - праздник Пресвятой Троицы 16/27 мая 1703 года - Петр Великий заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея.

Орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства. Это первый и самый знаменитый русский орден. До 1917 года - высшая награда Российской империи, а с 1998 года - и Российской Федерации. Орден был учрежден Петром I в 1698 или 1699 году. Согласно проекту статута ордена, составленному в 1720 году Петром I, он должен вручаться «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».

Большинство из 12 апостолов были рыбаками. Но покровителем военного флота России стал именно Первозванный апостол. Учреждая русский военно-морской флот, Петр I для его знамени выбрал изображение голубого косого Андреевского креста. Он лично разрабатывал проект флага, и, согласно преданию, «Петр Первый, заснувший ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, переломившиеся через промерзшую слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом. Свет солнца и цвет моря - вот что символизирует Андреевский флаг».

В 1718 году в храме святого апостола Андрея в Кронштадте впервые был совершен чин освящения Андреевского флага, который стал развеваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел».

Флаг с Андреевским крестом сегодня снова, после десятилетий атеистических притеснений, реет над военными кораблями России.

«Лодка Иисуса»

Зимой 1986 года, после продолжительной летней засухи, уровень воды в Галилейском озере резко опустился. Обнажился юго-восточный берег. Двое молодых людей - местные рыбаки - заметили в иле вещи явно древнего происхождения - куски дощатой обшивки судна. В этот момент на небе засияла двойная радуга. Юноши сообщили о находке в археологические службы. Начались работы по извлечению лодки из ила.

Этот артефакт стали называть «лодкой Иисуса»

Судно оказалось достаточно большим: его длина составляет 8 метров, а ширина - 2,3 метра. Такая лодка могла вместить 13 человек. Исследования показали, что при строительстве было использовано 12 пород дерева: кедр, сосна, кипарис и др. Изготовили ее простые люди, которые пустили в ход каждую доску, что была в их распоряжении.

Сегодня ученые единодушны в определении времени постройки и крушения лодки - начало I века н.э. Именно на таких лодках плавали рыбаки, промышлявшие добычей рыбы на Галилейском озере.

Найденная лодка - уникальное и единственное судно той эпохи и культуры - хранится в специальном музее на берегу Галилейского моря. Артефакт стали называть «лодкой Иисуса». Одни - имея в виду ее возраст. Другие - предполагая ее прямое отношение к Новозаветной истории.

Первое чудо Спасителя - претворение воды в вино. Последнее чудо, ознаменовавшее конец земного служения Христа, тоже связано с водой - из Его пронзенного ребра излилась кровь и вода. Иоанн Златоуст отмечал: «Не без значения и не случайно истекли эти источники, но - потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровию и плотию питаются». А блаженный Феофилакт Болгарский продолжал: «Кровь показывает, что Распятый - человек, а вода, что Он выше человека, именно - Бог».

Апостол Иоанн возвещал: «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5: 8).

Будем же молитвенно надеяться, что Господь, предстательством Своего Первозванного апостола, не лишит и нас места в Своей лодке и «источника воды, текущей в жизнь вечную».

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный".
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города - Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь.
В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: "Равви, где Ты живешь?" - "Пойдите и увидите", - ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: "Мы нашли Мессию". Так Петр присоединился к ученикам Христовым.
Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия известно, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой - рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: "Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков". Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. земля, на которой позднее образовалась Россия.
Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. "Верьте мне, - сказал апостол своим ученикам, - что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей". Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры.
Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.
Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни.
Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста.
Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62 г.). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата (). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и , ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелились, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами и ученика апостола Павла - .

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Рим. 705-707.

Ап. Андрей. Фреска. Санта Мария Антиква. Рим. 705 - 707 годы.

Сицилия. 1148.

Ап. Андрей. Мозаика в апсиде. Собор в Чефалу. 1148.

Афон. XV.

Ап. Андрей. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: