Что означает мое имя света. Солнце жизни: светлое имя Светлана

Ну, достали, какая-то абсолютная безграмотность относительно чёток. Недавно подарили еще одни - опять распросы: к какой вере это относится, что они значат и т.п.
Я уже кратко описывал историю моего знакомства с четками. Наиболее активно начал ими интересоваться лет 8 назад, когда после инсульта использовал их для разработки пальцев. Именно тогда появилась привычка везде покупать новые и собирать… Причем основной интерес - к четкам из различных минералов и поделочных камней. Ну, это понятно - как-никак геолог! В итоге появилась относительно приличная коллекция - более 25 штук. Причем начал делать их и сам - если не находил четок из каких-нибудь оригинальных минералов, покупал из них бусы и переделывал в четки. Появилась и привычка - всегда иметь четки в кармане, которые автоматически появлялись в руках при обсуждении тех или иных проблем. Правда, в последние годы в качестве постоянного рабочего инструмента выступают так называемые наперсные чётки (носят на персах - пальцах) - из 10 зёрен по кругу, меньше занимают места в кармане и не так бросаются в глаза.


В свое время заинтересовавшись чётками выписал через интернет-магазин книгу Трофимов С.А. «Чётки» (М., 2001), где наиболее полно охарактеризованы их история и традиции. Сокращенный вариант данной книги можно найти в интернете http://ec-dejavu.ru/r/Rosary.html .
Сейчас даже издается журнал «Чётки» http://www.mardjani.com/catalog/periodicheskie-izdaniya/chetki/

Не останавливаясь подробно на описании всего к ним относящегося, отмечу несколько моментов.

Хотя четки и используются во многих религиях (буддизме, индуизме, исламе, христианстве и др.) — для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий, однако изначально к ним отношения не имели - ни в коране, ни в библии, ни в других религиозных основах о них не упоминается . По всей видимости, появились впервые в буддизме (древнейшие из известных чёток были созданы во II тысячелетии до нашей эры в Индии), а затем распространились дальше. Ни Христос, ни его соратники-апостолы, ни их последователи даже не упоминали о чётках как о ритуально-молитвенном предмете. А период раннего христианства вообще не знал о них. Впервые в христианстве о них упоминается с начала V века.

Чётки (согласно В. Далю, происходит от слов — считать, читать, почитать) — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы.
Разновидности и варианты названия чёток
. брояница — балканская разновидность чёток
. болтухи — жаргонное название плоских перекидных чёток
. вервица — чётки из верёвки с навязанными узелками
. джапа мала — индуистские и буддийские чётки
. думки — название чёток в тюремном жаргоне
. змейка (уменьшительное от змея) — жаргонное название плоских перекидных чёток
. комболои — греческие чётки
. комбоскини — греческие вязаные чётки, аналог вервицы и брояницы
. коронка, корунка (уменьшительное от корона)
. лестовка, лестовица, лестница (уменьшительное от др.-рус. «лествица») — старообрядческие чётки, представляющая собой кожаную полоску шириной в палец, с нашитыми на нее с равными промежутками кожаными жгутиками
. мисбаха — в переводе семья, группа
. низка, низь (от низать) — низанные чётки
. патерностер (от лат. Pater noster — Отче наш)
. рожанец, ружанец (польск. różaniec) — название чёток в западных областях Белоруссии и Украины
. розарий (лат. rosarium) — католические чётки
. рудракша (санскр. — глаза Рудры) — чётки из плодов одноимённого дерева
. субха (араб.‎‎)
. тасбих, тесбих (араб.‎)
. шапле (фр. chapelet)

Чётки представляют собой:
- верёвку на которой через равные промежутки навязаны узелки;
- нитку с нанизанными на нее круглыми или овальными бусинами (зёрнами);
- нитку с нанизанными на нее плоскими предметами, напоминающими по форме квадраты или прямоугольники (вид сверху);
- кожаную полоску с кожаными жгутиками.
Сами насадки, то есть бусины или квадраты изготавливаются из любого более или менее ценного материала. Конкретно этим материалом может быть: дерево (масличное, можжевеловое, красное, черное, дуб, ясень, тополь, осина и другие), минералы (камни поделочные и полудрагоценные, янтарь, коралл, горный хрусталь и другие), плоды и даже косточки от плодов, семена растений и прочее.

Число насадок в четках может быть различным.
Католицизм : Количество зерен в четках варьировалось между 33 зернами - в память о 33 земных годах жизни Иисуса Христа, и 50 зёрнами - по католическому преданию первая биографическая книга об Иисусе Христе была написана через 50 лет после его физической смерти и вознесения на небеса.
Православие: четки делятся звеньями по 10 штук, то есть кратное число камней равно десяти (общепринятое число зерен на чётках - 100 штук в круге, плюс 3 штуки от узла нитки вниз, затем - нитяная кисточка.). Чётки также бывают в 150,120, 50,40, 30, 20 зёрен. И даже есть чётки в 10 зёрен по кругу, которые носят на перстах (пальцах) и называются они - перстные чётки. (Я взял это за основу и переделываю купленные чётки, которые, как правило, имеют 33 бусины, в кратные 10-ти).
Буддизм: 108 зерен - 108 брахманов, которые присутствовали при рождении Будды (чаще всего имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин). Кроме того часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.е. укороченный вариант). Встречаются и с 50 зернами (по числу букв индийского алфавита).
Ислам: 99 зерен (по числу имён Аллаха), 33 или 11 бусин и привеску. Четки, состоящие из 99 зерен, делятся на звенья после каждого 33-го зерна.

Наиболее распространенные у меня чётки из 30 зерен. Хотя я атеист (скорее крещенный язычник), отмечу, что согласно христианству они знаменуют «Воскресенье Троицы» (Троицын день), который служит напоминанием людям о вечной природе Бога, о том, что Господь Вседержитель един в трех лицах - Отца, Сына, Святого Духа.
А пёрстные четки из 10 бусин - отождествляют Богочеловека Иисуса Христоса.

Обычно зерна круглые, но по аналогии с тантрическим буддизмом, где используются зёрна, изготовленные из теменной части человеческих черепов, иногда встречаются резные костяные зёрна, изображающие черепа. И еще нашел четки типа листовки, где зерна представлены резными черепашками.

Ниже примеры некоторых имеющихся у меня четок


розовый кварц


сердолик


черный агат

наперсные четки

Функции чёток
. счётное приспособление
По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв, мантр, совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий. При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы становится проще отсчитывание большого набора чисел.
. напоминание
Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве. Устройство чёток часто согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть зёрна чёток напоминают последовательность слов и (или) действий.
. задание ритма
Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма, который задается и поддерживается перебиранием чёток.
. сохранение концентрации
Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном.
. символизм
Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью.
. отличительный знак
По виду чёток могут делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, степень его подготовки.
. дидактическая и вероучительная функция
Посредством чёток могут передаваться аспекты того или иного учения.
. лечение
В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки может помочь при лечении болезней суставов (проверил сам при разработке пальцев после инсульта)
. оружие
Кроме символического значения «духовного оружия» против тёмных сил, чётки могли применяться в качестве реального оружия. Среди экзотических разновидностей восточного оружия существуют чётки с зёрнами из металла (обычно железа), являющиеся гибким холодным оружием ударно-дробящего действия, близким по технике применения к боевым цепям.
. статус
Чётки, применяемые вне религиозных целей, например, комболои, или плоские чётки-«болтухи» могут символизировать собой особый статус, «крутость» владельца.
. украшение
Чётки могут использоваться в качестве модного атрибута, украшения: бус-ожерелья (как розарий), браслета (как брояница) или перстня, как у колец-розариев.

Ну и еще одно, касающееся каменных чёток, которые я коллекционирую.
В книге Трофимова нашел такое:
«Четки из минералов не рекомендуется носить постоянно с собой . Это проверено многовековым опытом предыдущих поколений. Любой камень обладает так называемой природной памятью… Даже «ваш» камень от долгого постоянного ношения начинает вести себя как усилитель эмоционального статуса своего хозяина . В это можно не верить (как я - сомневаться), над этим можно смеяться. И все-таки лучше прислушаться к опыту тех, кто развивал и отрабатывал традицию изготовления, применения и использования каменных четок. Из примеров истории известно следующее. Монахи, равно как миряне, пользовались каменными чётками только при принятии важных решений . Их брали на серьезные встречи, переговоры, на битву с «ворогом» и т.п., когда они играли роль своеобразного амулета-охранителя. Но после «серьёзной встречи» каменные чётки всегда подносили к огню лампадки, т.е. обжигали огнем, затем поливали святой водой и убирали за «образа» до следующего судьбоносного момента в жизни».

Насчет возможного влияния минералов на человека - это отдельная тема, на которой постараюсь остановиться как-нибудь позднее. Но то, что четки из минералов после постоянного пользования «стареют» - я проверил на себе. Практически все чётки (даже из янтаря!) после долгого постоянного пользования обесцвечиваются. Как геолог знаю, что цвет минералов определяется примесью в них определенных элементов (например, зеленый - меди, красный - железа и т.д.), включенных в кристаллическую решетку. Неужели это влияние человеческого пота? или все же биополя? В литературе ничего конкретного по этому не нашел. Но четки постоянно в кармане. Я уже как-то привык крутить их в руках. Может зря?

Ну и заключении перечислю что пишут о благотворном влиянии чёток на организм человека
1. При перебирании четок мельчайшие частицы зерен, проникая через кожу пальцев в организм, обогащают его необходимыми микроэлементами за счет содержащихся в них фитонцидов, биологически активных эфирных масел и ценных металлов. От трения о пальцы зерна электризуются, и наше тело приобретает слабый электрический заряд противоположного знака, производя эффект электрофизиотерапии. Например, четки из янтаря помогают при заболеваниях щитовидной железы, сердолик используют при головной боли, четки из шунгита - при вегето-сосудистой дистонии.
2. Нервные окончания, расположенные в кончиках пальцев, непосредственно связаны с мозговыми центрами. Поэтому простое перебирание четок снимает их утомление, помогает развивать мелкую моторику рук, дает возможность сосредоточиться и привести в порядок нервную систему . С помощью четок можно избавиться от бессонницы, разработать больные суставы и облегчить боль при артрите, развить чувствительность и точность движений пальцев людям тех профессий, которым это необходимо: музыкантам, хирургам, программистам.
3. Врачи, занимающиеся рефлексотерапией, рекомендуют четки для лечебного массажа пальцев рук, на которых находятся биологически активные точки, связанные с внутренними органами . Если перебирать четки большим и указательным пальцами - уменьшается головная боль. Средний палец отвечает за эмоциональное состояние, воздействие на него снимает стресс, проходит депрессия и раздражение. Безымянный и мизинец регулируют волевые качества, помогают преодолеть перепады атмосферного давления. Вращение четок большим пальцем, средним и безымянным пальцем, помогает достичь внутреннего мира и гармонии.
4. Ритмичность перебирания четок восстанавливает нормальный ритм функционирования всех внутренних органов и повышает общий тонус организма .
5. Для лучшего запоминания информации достаточно повторять ее одновременно с перебором четок, который повышает концентрацию внимания и сосредоточенность .
6. При нервозности и неуверенности в себе, достаточно взять в руки четки. Проблема рук, которые не знаешь куда деть, отпадет сама собой. Если материалом для изготовления четок служат ценные поделочные или полудрагоценные камни, то такой предмет может придать дополнительную уверенность своему владельцу , как предмет искусства.
7. Человек с четками в руках привлекает внимание и возбуждает интерес. Четками легко скрыть недостатки внешности , достаточно просто держать их в руках, перебирая и поглаживая.

Мои ближайшие планы - пополнить коллекцию чётками из шунгита, так называемого «аспидного камня». Хотя это мое хобби вряд ли можно назвать серьезным. В отличие, например, от Фархада Бабаханова, чья коллекция насчитывает 3000 экземпляров из 120 стран и регионов всех религий, конфессий и народностей мира!

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


Правильные четки или благотворное влияние четок на нервную систему.
В последнее время мы все чаще замечаем людей, в руках у которых четки.
Для чего нужны четки и что такое правильные четки попробуем разобраться.
ЧЁТКИ - это стеклянные, деревянные, янтарные и другие шарики, нанизанные на шнурок или ленту, чаще всего замкнутые в кольцо.
У православных и католиков к четкам подвешивается крестик. Это и считается правильными четками, православными и христианскими.
В Древней Руси в быту по культовым чёткам производили «чит», то есть «читали молитвы». По ним считывали поклоны, то есть производили «счёт». «Считка» и «счёт» в конечном итоге привели к появлению единого названия молитвенного атрибута - чёток (чётное число вознесения молитв к Богу).
Есть народная пословица «Все что чёт -Богу, все, что нечет - лукавому».
По прочтению очередной молитвы откладывают одно зерно.
И так раз за разом, пока не завершится круговой цикл читки положенных молитв.
В православной церкви четки используют только монахи, монахини и высшее духовенство. Четки также распространены у буддистов и мусульман.
Известно о благотворном влиянии четок на самочувствие их владельца.



Из книги Музаффара Хаджи Усманова «Посох суфия»

При помощи четок странствующие дервиши во время длинных переходов делали себе массаж, снимая этим напряжение, улучшая лимфо- и кровообращение. При массаже усиливается артериальное кровообращение и улучшается питание клеток организма. Кроме того, массаж нормализует перераспределение крови между внутренними органами и мышцами, что само по себе является профилактикой от болезней.

Для чего нужны четки? На Востоке принято перебирать четки для облегчения счета. Однако, главная особенность перебирания четок в том, что трение кончиков пальцев о четки, которые нередко изготавливаются из натуральных камней, которые обладают целебными свойствами, успокаивает нервную систему и значительно укрепляет иммунитет.

Еще одна причина: на кончиках пальцев рук начинаются и заканчиваются энергетические каналы, которые влияют на кровообращение и теплообразование, регулируют работу легких, сердца, печени, кишечника и других органов. Жители Востока считают гармонизацию работы этих каналов с помощью четок очень важной.

Кроме того, при перебирании четок мельчайшие частицы зерен проникают через кожу пальцев и обогащают организм необходимыми микроэлементами. Например,четки из шунгита помогают при вегето-сосудистой дистонии, четки из янтаря - при заболеваниях щитовидной железы, сердоликовые четки облегчают головную боль, повышают иммунитет и заживляют раны.

Родоначальницей современных четок принято считать Индию. Еще в древние времена, не умеющие считать верующие, помогали себе разными способами: перекладывали орехи или камушки с одной кучки в другую, вязали узелки на веревках и кожаных ремнях, нанизывали ракушки, семена, косточки или брусочки на шнурки.

Это удобное приспособление получило широкое распространение практически на все религиозные течения, не исключением стало и православие.

Для чего нужны четки православным христианам

Основная функция четок – подсчет определенного количества молитв, которые произносит христианин. Возносить молитву нужно искренне, с чистым сердцем, не отвлекаясь на посторонние шумы и действия. Четки прекрасно помогают сосредоточиться именно на священных словах, не отвлекаясь на подсчет уже произнесенных молитв.

Еще одна функция – напоминание, что верующий должен постоянно творить молитвенный щит, очищая свою душу и прося милости и прощения у Бога. Многие христиане забывают молиться в течение дня, произнося молитву только утром или вечером. Если носить четки с собой на запястье руки, они будут напоминать о вознесении молитвы днем.

Зачем еще могут пригодиться

Четки помогают расслабиться и успокоиться, сосредотачиваясь только на молитву, очищая ум от мирских мыслей и забот. Перебирая гладкие бусины подушечками пальцев можно снять головную боль, избавиться от гнева и агрессии, научиться терпению и покаянию.

Четки в православной религии – виды

Православная церковь дает разрешение на использование четок, которые мы привыкли видеть чаще всего. Они представляют собой нить с бусинами, концы которой сомкнуты в круг. На месте соединения двух концов нити – крест, увенчанный кисточкой. В древности использовали разные виды четок, в том числе «лестовки», по которым молились старообрядцы. Такие четки вязались из веревки, вместо бусин завязывали петли, в которые вставлялись скрученные листки с написанными молитвами. Верующие видели в таких четках «лестницу в небо». В наше время такой аксессуар причислен к устаревшему, и не применяется в обращении православными.

Четки для православных христиан делают из разных природных материалов, христиане не стремятся к роскоши, поэтому чаще всего для их изготовления используют дерево. Цвет и размер бусин не имеет значения, главное, чтобы четки удобно сидели в руке и были соблюдены правила по количеству зерен.

Христианские четки имеют число бусин, кратное 10, либо , подобно числу земных лет Иисуса. Для мирян обычно изготавливают четки из 10, 30, или , для тех, кто посвятил себя служению Господу, число зерен может насчитывать до 1000 единиц. Четки носят на запястье руки, на шее, или в специальном тканевом мешочке.

Каждый десяток бусин разделен между собой маленьким крестиком, либо бусинкой другого размера. Место сцепления нити в круг увенчано большим крестом с кисточкой. Постоянно пользуясь четками, они впитывают настроение и энергетику своего владельца, поэтому этот аксессуар считается личным. Исключение составляет ритуал передачи или дарения четок от учителя к ученику, а также от отца к сыну.

Четки в православии – как правильно пользоваться

Важно, чтобы четки удобно лежали в руке и не были слишком тяжелыми. Только полное созвучие этого аксессуара с владельцем позволит возносящему молитву полностью расслабиться и отрешиться от внешнего мира.

По четкам можно читать любые молитвы, главное, чтобы они исходили от сердца и были искренними. Для ежедневных обращений к Богу рекомендуется читать молитву Иисусу: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного». Прочитав 10 раз, пальцы почувствуют перемычку, на которой можно прочесть молитву Богородице: «Пресвятая Богородица, моли Бога за нас».

Если какая-то ситуация требует особого внимания, то эти молитвы можно заменить на подходящие случаю: за болящих, за ребенка, за здравие, за упокой. Нося при себе четки, при каждом удобном случае перебирайте зерна, вознося молитву. Со временем, слова будут литься сами, без каких-либо усилий, а состояние молящегося будет схоже с легким трансом.

Монахи и православные служители относятся к своим четкам, как к сильному оберегу от злых духов и нечисти, поэтому этот аксессуар они не выпускают из своих рук, ассоциируя его со святым щитом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: