Хор христиан поющих в храме. Как попасть в церковный хор и начать петь на клиросе! Обучение пению на клиросе

I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

НА ВЕЧЕРНЕ:

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век: дел Руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 33

Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/

Блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша;/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя,/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их,/ ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающии на Него.

НА УТРЕНИ:

Воскресная песнь после Евангелия

Воскресение Христово видевше,/ поклонимся Святому Господу Иисусу,/ Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/ и святое Воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/ поклонимся святому Христову Воскресению;/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем Воскресение Его;/ распятие бо претерпев,/ смертию смерть разруши.

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

К каждому стиху припев:

Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без ис-

Тления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.

ПОСЛЕ 1-ГО ЧАСА:

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице;/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

В некоторых храмах поют:

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

П. НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Во время причащения верующих Святых Христовых Тайн поется:

Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

III. ПЕСНОПЕНИЯ, ПОЕМЫЕ НА МОЛЕБНАХ

Молитва Святому Духу

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.

Благодарственный Спасителю, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Тропари, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.

Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати, недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил до ныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондаки, глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Пречистая Дево./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся,/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются , совершать которые может только священник. Участие в таинствах - важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв - тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

  • Символ Веры (), молитву и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» - на ;
  • песнь - на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» - на пасхальной службе.

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок


Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме . Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • : каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или : каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • : каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются .

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш...»
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся...»
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный...»
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе...»
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим...» перед «Именем Господним благослови, отче...» (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно...» перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

  • на возгласе священника «Мир всем...»

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой .

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим...»
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся...» (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно...» перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня - это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном .

При этом про себя произносят молитву :

  • у иконы Христа - Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы - «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого - «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя) , моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых - руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя - волосы

Церковнославянский язык - значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

По-русски молиться можно , в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Церковное пение - если оно хорошее и красивое - редко кого оставляет равнодушным. Иногда люди приходят в храм, чтобы просто послушать …и остаются. Так начинается их путь воцерковления.

О церковном пении - наш разговор с Мариной Павловной Рахмановой, гостем и участником Пименовских чтений, доктором искусствоведения, ведущим научным сотрудником Государственного института искусствознания, ученым секретарем Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Нужно ли православному человеку, если он не певчий и не регент, разбираться в духовной музыке, знать стили, авторов - или достаточно просто стоять в храме и слушать?

Если человек долго ходит в храм, любит его, любит службу, то у него возникает интерес к тому, кто автор росписей, какого времени иконы, что поют на службе. В Москве (и в Саратове, наверное, тоже) прихожане старшего поколения, ходившие в церковь еще в советское время, знали все имена композиторов и регентов; знали, когда поется то или иное песнопение.

Сегодня этого нет.

Думаю, еще и потому, что раньше был более унифицированный стиль пения. Сейчас в московских, например, храмах поют везде по-разному, единого стиля нет. И знать все невозможно.

- Что дает понимание богослужебного пения?

Главное - не пение, а слово. Если речь идет о стилях одноголосных, таких как знаменный, греческий и прочие распевы, то там это очевидно: звук является оболочкой слова. Если же музыка многоголосная, авторская, то все значительно сложнее. Чтобы понять, что хотел сказать композитор, как он озвучивает богослужебное слово, надо понимать язык данного стиля, привыкнуть к нему.

Вот сегодня хор Свято-Троицкого собора исполнял за всенощным Великое славословие Велеумова. Это автор самого начала XIX века, о нем нет сведений. По фамилии ясно, что он был из духовного звания или из семьи священника. В Москве его любят, и в Саратове его поют.

Но чтобы спеть Велеумова как следует, по-церковному, регенту нужно понимать язык той эпохи, и соборный регент Светлана Хахалина проявила тут редкую чуткость. Велеумов прозвучал за всенощным прекрасно!

Думаю, все согласятся с тем, что пение в храме должно быть профессиональным. Однако, наблюдая за певчими на клиросе, которые имеют консерваторское образование и поют очень красиво, можно увидеть, к примеру, что они жуют жвачку во время богослужения, приходят на клирос в брюках, повязывая поверх них платки, разговаривают во время службы… Что лучше: профессионалы, поющие, чтобы просто заработать денег, или хор искренних бабушек?

Такое поведение недопустимо. Чем безразличные певчие - лучше уж хор бабушек! У митрополита Филарета (Дроздова), который любил и ценил хорошее, художественное пение, есть замечательное высказывание на этот счет. В письме к своему близкому другу и духовнику, наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву), который как-то посетовал, что пение в лаврском ските «не очень хорошее» и надо бы принять еще монахов в скит, чтобы пение укрепить, святой Филарет отвечает:

«Нет. В скит надо брать людей по духовному их устройству, а не по голосам». И рассказывает далее, как однажды он сам служил литургию с дьячком, который пел один - и «разноголосил сам с собой»,- но служба была хороша.

Получается, что самый главный критерий в оценке церковного пения для обычного прихожанина храма - это критерий «нравится - не нравится». Создает ли он молитвенный настрой или мешает ему?

Ощущение молитвенности бывает от разного: и от «стихийного» пения деревенских прихожан, и от утонченного пения, которое мы слышали сегодня. Тут много градаций. В маленьких храмах, в деревнях - откуда там взяться хору? - есть один батюшка, который сам пропевает всю службу, или его матушка ему помогает. И это может быть совершенно прекрасно.

Сегодня духовную музыку можно услышать не только в стенах храмов. Многие церковные коллективы ведут активную концертную деятельность, записывают диски. Как Вы к этому относитесь?

Отлично отношусь, только если это очень хорошие коллективы. Выходить в концертную жизнь со средним пением не имеет смысла - на профессиональном поле надо показывать высокий класс. И оценивать концертирующие хоры надо с профессиональной точки зрения.

Еще в начале ХХ века умные критики, в том числе из духовного сословия, говорили две вещи: во-первых, что хорошее концертное духовное пение (они называли его «демественным») есть путь к храму, а во-вторых - что для духовных концертов следует, может быть, составлять особые программы, которые могут в чем-то совпадать, а могут и не совпадать с тем, что поет хор на клиросе.

Накануне Первой мировой войны Святейший Синод даже пытался запретить петь песнопения Евхаристического канона в концертах. Но запрет практически ни к чему не привел, потому что каждый хор хотел петь именно «Херувимскую», «Достойно есть», «Милость мира» - центральные песнопения литургии, которые существуют во множестве певческих вариантов.

Представляется, что исполнители, руководствуясь здравым смыслом, могут все же так организовать свою программу, чтобы это никого не обижало.

- Аплодисменты после «Херувимской» не режут слух?

В Москве вроде бы научили публику не аплодировать на духовных концертах (только в конце программы). Но это не всегда получается. Если концерт проходит в Большом зале консерватории, где собирается много интеллигентной публики, там аплодировать, скорее всего, не будут. В свое время, на первых фестивалях православного пения, зал дружно вставал при исполнении некоторых песнопений - например, во время исполнения «Верую», «Отче наш». Сейчас, к сожалению, уже не встают…

Нужно ли исполнять только духовные произведения или можно включать в свой репертуар светскую музыку? К примеру, существует практика исполнения русских народных песен. Некоторых людей, которые приходят на концерт послушать церковный хор, это возмущает…

- Нехорошо, если люди были обмануты. Нужно, чтобы они знали, на какую программу идут. Но в принципе церковный хор может петь народную музыку - это глубокий и очень ценный слой традиционной культуры. В разных отделениях или совмещая с духовными песнопениями - каждый хор решает это по-своему. Такая традиция была, к примеру, в Синодальном хоре. Очень редко, но им исполнялись в концертах народные песни, гимн «Боже, царя храни».

Был еще такой замечательный Хор донских казаков под управлением Сергея Жарова. Сейчас вышли диски с записями этого хора, где весомую долю, наряду с церковными песнопениями, составляют народные песни в поразительно виртуозных хоровых обработках, и многие мужские хоры стали на этот стиль ориентироваться.

В отношении совершенства хорового звучания у Жарова очень многому можно научиться. Но его хор был прежде всего концертным коллективом, а когда пел в храме (а пел в любом городе, куда приезжал на гастроли и где был православный храм), то, думаю, пел несколько иначе. Да и вообще, Жарову подражать бесполезно - все равно так не получится.

Недавно мне довелось присутствовать в Москве на замечательном концерте, где русские народные песни в жаровских обработках пела мужская группа Петербургской капеллы под управлением В.А. Чернушенко, и пела не «по Жарову», а по-своему: сдержанно, классично, исключительной красоты звуком. И публика едва ли не целый час после окончания концерта не хотела расходиться.

Возвращаясь к богослужебному пению: в раннехристианской Церкви не существовало хора, песнопения за богослужением исполнял молящийся в храме народ. Вот и сегодня многие люди, стоящие в храме, подпевали хору. Возможно ли такое всенародное пение во время службы?

Если так, как сегодня пели - возможно. Люди пели с энтузиазмом, пели правильно, вступали там, где надо. Я и сама подпевала. Другое дело общенародное пение как принцип: если храм небольшой, а приход очень сплоченный, то это может получиться. Но в большом храме, где проходят архиерейские службы, вряд ли такое возможно. Это тоже очень старая дискуссия.

Архимандрит Антонин (Капустин) - великий человек, замечательный деятель Русской Церкви - опираясь на опыт восточных стран, где он жил, писал, еще в середине XIX столетия, что пение в храме должно быть общенародным, что нужно вовлекать всех людей в службу, а платить деньги певчим вроде бы безнравственно.

На что митрополит Филарет ему отвечал, что по такой логике не надо платить священникам, дьяконам, всем, кто что-то делает в храме и для храма. Суть же вопроса в том, что плохое, нестройное пение нарушает ход и смысл службы, и этого не должно быть.

«Я хожу в храм, но, к сожалению, почти ничего не понимаю, что поют, что читают, поэтому на службе мне стоять трудно. Как научиться лучше понимать службу?» -- такой вопрос пришел к нам в одном из писем. Подобным вопросом задаются очень многие. Для кого-то началом понимания смысла богослужебных текстов стало пение на клиросе

С клироса -- в храм

«Когда я крестилась и начала ходить на службы, -- рассказывает Мария, прихожанка одного их московских храмов, сейчас уже многодетная мама, -- то поняла, что единственный способ мне как-то включиться в церковную жизнь и понять, что здесь к чему, -- это начать петь в церковном хоре. Потому что, кроме “Господи, помилуй”, я вообще ничего не понимала. Через друзей я нашла храм, в котором регент занимался с теми, кто ничего не умеет, и стала там учиться. Музыкальной грамотности он от нас не требовал, а учил обиходному пению, гласам. И сразу мы начали петь на службе. У него были всякие интересные способы обучения -- например, чтобы тренироваться петь на гласы любые тексты, на спевках он давал нам петь на мелодии гласов справочник по автомобилям, и в этом, кстати, был большой толк: потом на службе нам уже легко было петь любые длинные стихиры. И хотя в результате я серьезным клиросным певцом не стала, потому что у меня появились дети, но, безусловно, это пение меня как раз и ввело в Церковь и помогло понять, как устроено богослужение».

По собственному опыту знаю, что сохранять внимание при слушании текстов дольше 30 минут сложно. А служба длится два-три часа. Да еще в богослужении много изменяемых текстов, например стихир. Как не потерять здесь внимания, успевать следить за смыслом? «Конечно, лучше не просто слушать, а самому читать, а еще лучше -- петь, -- говорит Владимир Павлович Зайцев, регент народного хора храма Троицы Живоначальной в Вишняках. -- Когда читаешь или поешь, ты работаешь, и воспринимать службу оказывается легче. И смысл текстов начинает доходить со временем. Иногда вдруг неожиданно во время пения, например, воскресных стихир открывается какая-то много раз ранее слышанная фраза, вдруг доходит ее глубокий смысл. Богослужебное пение -- не самоцель, а средство, чтобы лучше понимать службу».

Владимир Павлович рассказывает, что по-настоящему понимать службу он начал тогда, когда стал регентовать и узнавать богослужебный устав. «Я тогда понял, что богослужение -- это соединение с Богом, не меньше. В Евангелии говорится, что Слово стало плотию, и мне представляется, что через службу мы, плотяные, призваны становиться Словом. Я, помню, тогда после службы шел и мне казалось, что все вокруг святые. От богослужения у меня было такое состояние необыкновенного счастья, прямо слезы текли. Но это появилось тогда, когда я стал понимать тексты службы -- от того, что я как бы “насыщался” этими богослужебными текстами».

Петь, чтобы радоваться

Сам Владимир Павлович -- профессиональный музыкант, виолончелист, играет в оркестре и уже много лет является регентом народного церковного хора, в который принимает абсолютно всех желающих. «Клирос у нас открытый. Приходит новый человек, и я его сразу ставлю петь на службе. Мне важно то, что человек пришел с нами помолиться. Если человек совсем ничего не умеет, я ему говорю: «Ты пока только “Господи, помилуй” пой». У меня есть люди без слуха. Мне самому интересно, как можно человека без слуха научить петь. Я считаю, что слух есть у всех. Просто не развита связь между голосом и слухом. И я вырабатываю такую методику, чтобы слух постепенно развивался».

Хор Владимира Павловича трудно назвать приходским. На службу к нему приезжают люди со всех концов Москвы. «У меня есть костяк хора. Такие подвижники, которые жертвуют своим умением хорошо петь: я к каждому из них приставляю тех, кто плохо может держать свой голос, кто им подпевает. И обязательно всех учу богослужебному уставу, чтобы каждый певчий знал, что за чем идет. Жесткое требование у меня одно -- чтобы во время службы никто не отвлекался, не разговаривал. У нас в хоре поют очень разные люди. И они приходят петь, чтобы порадоваться. Ведь какой должен быть в душе результат от пения? Когда у человека душа возвышается, он поет, и, наоборот, когда человек поет, у него душа возвышается».

Слух, память и желание учиться

«Когда я начала ходить в храм, -- рассказывает Катя, певчая в одном из московских приходов, -- на службе мне было стоять очень сложно. Но при этом мне казалось, что я вполне могла бы петь на клиросе: петь я любила, умела играть на гитаре, имела два класса музыкальной школы, -- мне казалось, что этого достаточно. Некоторое время я стояла рядом с клиросом и подпевала, но потом решила, что пора проситься в певчие. Попросив разрешения регента, я влезла в самую середину хора. И когда раздался первый возглас священника на литургии, а хор должен был отвечать “Аминь”, я набрала вместе со всеми воздух и …поняла, что я не могу петь! Я не понимаю, кому подпевать. С разных сторон все пели разными голосами, а когда я стояла от клироса далеко, громче всех звучал первый голос, я ему и привыкла подпевать. О том, что в церковном хоре поют на несколько голосов, я и понятия не имела!

После нескольких попыток влиться в стройное пение регент меня спросил: “Ты каким голосом-то поешь? Между первым и вторым?”» Этот случай с Катей в результате закончился хорошо. «Я поняла, что просто встать и запеть почти невозможно. Нужно было много чему учиться -- гласам, умению читать по-церковнославянски, да просто сразу брать заданный регентом тон. Дома я играла на пианино первый голос и тренировалась петь вторым. Приходилось расспрашивать опытных певчих, много всего осваивать. Но я думаю, что осталась в Церкви во многом благодаря тому, что стала петь на клиросе».

«Я очень хорошо понимаю, почему люди стремятся петь на клиросе. Когда человек воцерковляется, он хочет какой-то деятельности в храме. А еще музыка -- это такое чудо, с которым человек хочет быть», -- говорит Татьяна Владимировна Карнаух, регент храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе и фольклорист, преподаватель народного творчества в Музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. Уже более десяти лет она со своими студентами на Рождество ставит постановки -- вертепы, разучивает рождественские песни, с которыми они выступают в воскресных школах. С этих выступлений для многих из ее студентов начинается приход в Церковь. «Когда я крестилась и стала ходить в храм, -- рассказывает Татьяна Владимировна, -- у меня даже и мысли не было, чтобы встать на клирос и петь, хотя уже тогда я преподавала в музыкальном училище. Я потихоньку подпевала, но так, для себя. А начала я петь на клиросе потому, что стала учиться в Богословском институте на катехизатора, мы там изучали устав, и мне очень захотелось научиться понимать службу».

Все, кто непосредственно связан с пением на клиросе -- регенты и певчие, говорят, что, для того чтобы научиться петь на клиросе, в первую очередь нужно… петь на клиросе. «В церковном пении очень важен опыт, -- говорит Татьяна Владимировна Карнаух. -- Мне кажется, если человек осваивает церковное пение будучи взрослым, с нуля -- это подвиг. Понятно, что пение живет у нас в генах, мы же поющий народ. Но все же к пению на клиросе нужно относиться очень серьезно».

Что хорошо было бы иметь человеку, желающему петь в хоре? Регент храма Трех Святителей на Кулишках , руководитель Московских православных регентских курсов: «Во-первых, музыкальный слух, то есть способность воспроизвести звук той высоты, которая требуется. Во-вторых, пение для человека должно быть естественно и удобно, а не даваться ему жесточайшими муками. Третье -- музыкальная память, то есть способность запомнить простые напевы, ведь мелодия гласов осваивается на слух. В-четвертых, очень важно желание учиться, потому что обучение пению -- это серьезная постоянная работа. Если есть возможность учиться вокалу, сольфеджио, то делать это нужно обязательно, только нужно учитывать, что на освоение тех навыков, которые дети приобретают за считанные недели, взрослому человеку могут понадобиться годы. И еще очень важно умение слушать других и способность подчинить себя единому певческому организму».

Конечно, не у всех есть время восполнять пробелы в своем музыкальном образовании, учась в вечерних музыкальных школах. Но учиться можно разными способами. Кто-то в интернете находит программу обучения нотам и уже может потихоньку петь с листа. Один певчий делится опытом, что, для того чтобы научиться петь, он начинал с чтения Псалтири на одной ноте -- это очень помогло ему развить слух.

Не оставайтесь одиноким

«Наверное, самое миссионерское дело сегодня -- это привлечение в хор и обучение церковному пению самых разных людей», -- говорит Дмитрий, певчий храма Воскресения Христова в Кадашах. Конечно, сейчас ситуация не такая, как в начале 90-х годов, когда церкви открывались, а певчих катастрофически не хватало. Многие регенты сегодня берут в свой хор только опытных профессиональных певцов, которых сегодня, слава Богу, немало. Но так не везде. По-прежнему есть храмы, где на клиросе поют вместе с профессионалами самые обычные прихожане. Есть курсы и кружки, в которые принимают всех желающих. Например, Людмила Калетинкина в воскресной школе при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» ведет кружок церковного пения для взрослых. Для тех, кто у нее занимается, клирос не становится профессией, но эти занятия делают их церковную жизнь полнее. «Они говорят: мы с вами разучивали это песнопение, а потом, когда в храме его запели на службе, как было радостно его услышать, потому что оно уже знакомое».

Дионисий, регент: «Клиросное послушание -- это церковное служение. Своим пением человек служит Богу. У нас есть люди, у которых нет особого слуха и голоса, но они стоят в хоре, и хотя поют они очень тихо, но само присутствие на клиросе для них важно. Потому что часто так получается, что человек, приходящий в Церковь, остается одиноким. А когда он поет в хоре, он ощущает свою нужность. Хор -- это очень яркое выражение соборности Церкви».

Марина НЕФЕДОВА

Где можно научиться петь человеку без музыкального образования:



Николай Ярошенко. Хор

Москва
Кружок церковного пения для взрослых при Православном центре «Живоносный Источник». Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ст. м. «Царицыно», ул. Солнечная, д. 2. Тел: 325-43-03. Руководитель -- Людмила Калетинкина. Для поступления нужно пройти собеседование. Обучение бесплатное.

Кафедра церковного пения Высших православных курсов «Со-действие» (Отдел катехизации и религиозного образования Московского Патриархата). Тел.: 772-26-96. Руководитель отделения -- Олег Вячеславович Мартынов. Прием после прослушивания. Срок обучения -- 1 год. Обучение платное.

Школа церковного пения Крутицкого подворья. Ст. м. «Пролетарская», ул. Крутицкая, 11, 13. Тел.: 676-30-93, 931-41-71. Руководитель -- Стулова Галина Павловна. Для поступления нужно пройти прослушивание, которое происходит по средам с 18.00 до 20.00 в храме Воскресения Словущего. Обучение платное. Минимальный взнос -- 300 рублей в месяц.

Школа церковного пения при храме равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Тел.: 624-82-94, спросить Марину Леонидовну Кондюрину. Срок обучения -- 1 год. Обучение платное.

Школа духовного пения при домовом храме мученицы Татьяны МГУ имени Ломоносова. Тел.: 203-36-12, спросить Нину Дмитриевну Лебедеву. В школе существует возрастной ценз: принимаются люди до 25 лет. Занятия проходят в будние дни по вечерам и в воскресенье. Срок обучения -- 3 года. Обучение бесплатное.

Когда человек приходит в храм на богослужение, то сразу же обращает внимание на звучащую молитву в исполнении хора, то есть на само присутствие музыки. А зачем вообще петь молитвы? Ведь их можно читать.

Интересно и то, как поет хор, и не только хор, но церковно- и священнослужители. Прихожанам хорошо слышны их поставленные голоса, слух, даже музыкальность. Известно, что и в семинарии духовное пение имеет особое значение среди прочих предметов. Собственно, почему Церковь поет? Зачем ей столько музыки? Ведь даже хоров бывает несколько: левый и правый? Для чего они нужны и почему их так называют? Каков смысл и назначение мужских, женских и смешанных хоров? Ко всему остается только добавить, что в храмах еще и потрясающая акустика, располагающая к пению и чтению…

Нередко можно услышать мнение, и самому ощутить, что церковная музыка задевает и уже не отпускает, соприкосновение с ней разворачивает к Церкви, побуждает к молитве. Почему? В этом контексте интересно и то, что в богослужении участвует именно большой хор, а не дуэт и не трио. И почему тогда не используются музыкальные инструменты, в то время как в католичестве органная музыка — полноценный атрибут служения?

Отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий:

Сегодня подобные вопросы возникают довольно часто, но еще 50-100 лет назад их вряд ли бы задавали. Раньше родственники, собираясь по праздникам, пели — так было принято. В настоящее время традиции пения уходят из жизни русского народа, а вместе с ними и его дух. Ведь в песнях заключаются чувства и переживания, отражающие, что есть русский народ. У этого явления много причин, одна из которых — технический прогресс: наличие телевидения, Интернета, аудио- и видеоносителей. А ведь пение — неотъемлемая часть любого общества, в том числе и русского, выражающая радости, скорби, сомнения, искания. Взгляните на историю человечества — пение во все времена сопровождало людей. Идущие в бой воины — поют, страдающая женщина — плачет, но и это в какой-то степени пение. Есть даже такой литературный жанр — плач.

Церковь, безусловно, тоже поет. Церковное пение является выражением духовных переживаний человека. Практически все богослужение поется: хором, священником, народом. Традиция петь службу восходит к глубокой древности, к самому основанию Церкви. Изначально пелись краткие псалмы, отрывки молитвословий. Со временем богослужебный Устав развился, приобрел современный вид, но пение осталось одной из самых главных его составляющих.

Человек, только начинающий воцерковление, задается многими вопросами, касающимися жизни Церкви и ее учения. И часто ответ находит не разум, а сердце. И церковное пение, позволяющее прикоснуться к Богу, к святыне, проникающее прямо в сердце, пробуждает такие чувства, которые не трогает ни одно слово.

В молитвах и на богослужении мы воспеваем Господа. Светский человек спросит: «А почему воспеваем?» Потому что душа, переполненная радостью, поет. И потом, пение имеет практический смысл — так текст молитвы запоминается лучше и быстрее. Тем не менее, в богослужении есть время не только пению, но и чтению, и даже молчанию. Например, Великий пост — время покаяния, созерцательного отношения к жизни. Человек старается быть внимательнее к себе, к тому, что происходит вокруг. Поэтому в богослужении происходят перемены — пение уступает место чтению священных текстов, и человек, который регулярно ходит в храм, это, конечно же, замечает.

Справедливо отмечено, что священнослужители, как правило, имеют поставленные голоса. Пение — это навык, умение, которому учат в семинариях, церковных школах. В программе семинарского обучения духовному пению отводят час или два в неделю. Почему этому уделяют так много внимания? С одной стороны, к сожалению, сейчас абитуриенты практически не умеют петь, и их нужно учить. Опять же это связано с тем, что традиция петь ушла. С другой стороны, священник должен научиться не только духовным качествам, но и внешней составляющей церковной жизни — ее правилам и традициям. Здесь можно привести такой пример: когда мы обращаемся к врачу, то хотим, чтобы он был профессионалом, а его инструменты были лучшего качества. Так же и в Церкви. Ее благолепие достигается определенными навыками. Священник должен уметь правильно петь, читать.

В церковном Уставе сказано, что читать следует бесстрастно. И это также касается пения. Чтец не передает свое настроение и чувства, а помогает прихожанам прикоснуться к Богу. В свою очередь, церковное пение дает возможность человеку бесстрастно вслушаться в слова и ощутить собственные переживания, то есть настроиться на молитву, помогает отрешиться от суеты.

Светским людям бывает неловко в храме — они не понимают, о чем поют на богослужении. Поэтому им предстоит учиться слушать слова молитвы. И в этом плане устройство храма немаловажно. Однако стоит понимать, что храм — это не концертная площадка и не театр. Мы должны обращать внимание на то, что здесь происходит, а не каким образом. Конечно, на протяжении столетий формировались типы православной архитектуры. Основой послужила базилика — римское государственное учреждение, где совершались первые богослужения, а затем распространение получил крестово-купольный тип. Но, несмотря на все стили, храмы строили так, чтобы прихожанам хорошо было слышно молитву. Ведь мы приходим на службу, чтобы слагать в своем сердце знания о Боге, возвышающие и отрешающие нас от суеты.

Значительную часть молитв на богослужении поет хор. В древности такого хора, какой мы имеем сейчас, не существовало — песнопения воспевали прихожане. Они же реагировали на провозглашаемые догматы. Например, на службе священник говорит какой-то возглас, а хор отвечает: «Аминь». Это слово из древнееврейского языка, до сих пор у нас использующееся и далеко не всем понятное, можно перевести как «истина» или «я с этим согласен». Прихожане отвечали на возглас согласием или несогласием. Со временем напряженность духовных чувств, переживаний христианской общины снизилась, а богослужебный материал увеличился, и поэтому появилась потребность в профессиональных певцах и чтецах. Так стали образовываться хоры. По сути, хор — это народ, Церковь. Сегодня тоже можно встретить храмы, где люди поют всей общиной, но это редкость.

Еще 200-300 лет назад Русская Церковь за богослужением употребляла знаменное пение. Сегодня в большинстве храмов используется пение партесное, пришедшее к нам из Европы в XVII-XVIII веках. Главной тенденцией эпохи было заимствование европейского образа жизни и культуры, как светской, так и церковной. Но это было не так уж и плохо. В период гонений на Русскую Церковь эмигрировавшие миряне и духовенство подарили Европе и Америке православные песнопения, которые по своей структуре были им понятны. Такая метаморфоза дала возможность западным странам почувствовать Православие.

По мере прихода в Россию партесного пения, многогранного и многоголосного, появилась необходимость расширять диапазон хора. Женские голоса добавили краски, благодаря чему хор зазвучал шире, масштабнее. Открылся простор для создания новых песнопений. Это был естественный и непрерывный процесс. Вообще, женские и смешанные хоры — явление довольно позднее. Если говорить о русской церковной жизни, то такие хоры, за исключением монастырских, появились чуть больше столетия назад. В приходских храмах Православной Церкви традиционно существовали только мужские хоры. Потому что богослужение — это в какой-то степени мужская профессия. Женщины в наших храмах стали получать некоторые должности, в том числе пропуск на клирос, только в XIX веке. Появление женского и смешанного хоров было обусловлено ослаблением церковной жизни. В советское время, когда священников расстреливали, а храмы пустовали, на помощь приходили женщины-мироносицы, которые пели, читали и даже помогали в алтаре, хотя это противоречит церковным канонам.

Разделение хоров на правый и левый предназначалось для антифонного пения и появилось еще в IV веке в Константинопольской Церкви при святителе Иоанне Златоусте. Тогда молитвы воспевались попарно, на два клироса. Сегодня это тоже встречается. Хотя чаще всего антифонное пение правого и левого хоров можно услышать на больших, праздничных службах. Но в богослужении есть моменты, прописанные в Уставе, когда некоторые песнопения поет трио, дуэт или даже один человек.

Что же касается использования музыкальных инструментов, то традиционно и в католичестве, и в Православии инструментальная музыка не использовалась. Органная музыка, ставшая для западной Церкви постоянным элементом службы, — позднее явление. В России вообще любая музыка в богослужении не применялась, так как она по-иному действует на человека, вызывает определенные эмоции, а церковное пение и чтение должны пробуждать покаянное чувство, духовное переживание. Можно сказать, что в нашем богослужении используется самый совершенный инструмент — человеческий голос, которым нас наградил сам Господь.

Есть такое понятие — музыкальное приношение. Это некая жертва, похвала, через которую мы выражаем свою признательность и любовь. Что может принести человек Богу? Он может воспеть и прославить Его через молитву. На мой взгляд, каждому прихожанину нужно пройти клиросное послушание, чтобы как можно лучше узнать церковную жизнь. В монастыре регент, учивший нас петь, всегда говорил: «Ваша задача — научиться не столько петь, сколько слушать». Когда человек учится петь, он учится не только музыке, но приобретает такие добродетели, как смирение, единение, чувство локтя. Вспомним воинов, идущих в бой с песней. Они поют, потому что ощущают свою силу и мощь, единение и братство. Церковь не принижает значение личности, она лишь говорит, что не все сводится к талантам и желаниям одного человека. Христианство — религия общества, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: