Христианские монастыри провинции файюм в египте. Церковь Девы Марии

28 апреля 2019 года отмечается Пасха – главный праздник православного календаря, олицетворяющий спасение души и обновление. Молитвы, которые читают в эти дни в храмах, в том числе пасхальная молитва «Христос воскресе из мертвых», обладают особой энергетикой.

Считается, что в эти дни высшие силы особенно благоволят к верующим. Молитвы на Пасху помогают привлечь удачу, оградить близких людей от несчастий, излечиться от недугов, успешно начать новое дело и даже улучшить материальное положение.

В течение всей Светой (Пасхальной) седмицы в православных храмах вместо традиционных утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные часы (Молитвословия Часов пасхальных, исполненные радости и благодарения Христу). Перед всеми молитвами, в том числе благодарственными по причащении, троекратно читают тропарь Пасхи.

Молитва на Пасху «Христос воскресе из мертвых»

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды)

«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем».

«Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». (Читается трижды)

Молитва «Христос воскресе из мертвых», как и другие пасхальные молитвы, имеет глубокий смысл. Воскреснув, Иисус показал людям, что душа вечна и не умирает даже тогда, когда физическое тело постигает конец. Благодаря Христу верующие осознают, что в конце концов воскреснут из мертвых и обретут прекрасную и светлую вечную жизнь.

В эти дни в храмах также читается пасхальный канон Иоанна Дамаскина, – он заменяет каноны Покаянный, Богородице и ангелу-хранителю. При этом не исполняются псалмы и молитвы с Трисвятого («Святый Боже..») по «Отче наш» с тропарями после него. Пасхальные молитвы Часы Пасхи поются вместо Повечерия и Полуночницы.

Кроме молитвы «Христос воскресе из мертвых», на Пасху традиционно читается или поется следующая молитва, которая исполняется в конце акафиста Пасхи.

«О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный день Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь».

Во время Пасхи верующие просят у высших сил здоровья и благополучия для себя и своих близких. Пасхальные молитвы читают не только в церкви, повторяя их слова вслух или про себя за священником, но и дома перед православными иконами – в полном уединении, обратив свои мысли и слова Богу. На Пасху вы можете прочесть Часы Пасхи, «Христос воскресе из мертвых» и другие, которые приведены в большинстве молитвословов.

Молитву об исцелении от трех смертей читают стоя на коленях, когда в церкви звонят колокола.

«Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Ныне и вечно, и бесконечно. Аминь. При царе Мануиле Комнине, при лавре его золотой, служил Господу Богу Лука Христоверг святой. Накануне Пасхи святой, в лавре золотой, Одигитрия, Матерь Божия, явилась двум слепцам. Привела она их во Влахернский храм. Ангелы, херувимы, серафимы запели, слепые перед матушкой Одигитрией прозрели. Сию молитву святые рутцы писали. Все сорок святых ее благословляли. Воистину! Сам Господь сказал: «Кто эту молитву прежде Пасхи прочтет, тот при помощи ее от трех смертей уйдет». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Также читают пасхальную молитву, которая оберегает верующих от бед и несчастий:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мать Мария Христа носила, родила, крестила, кормила, поила, молитвам учила, спасала, оберегала. А потом у креста рыдала, слезы лила, причитала, вместе со своим милым сыном страдала. Иисус Христос в воскресенье воскрес, отныне слава Его от земли до небес. Ныне он сам нас, своих рабов, опекает, милостиво наши молитвы принимает. Господи, услышь меня, спаси меня, защити меня от всяких бед отныне и навеки. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Также можно прочесть заговор на здоровье, который поможет забыть о недугах и восстановить силы вам и вашим близким:

«В царствии небесном есть родник чудесный. Кто до воды дотронется, кто водой умоется, с того недуги смоются. Той воды я набрала, рабу Божьему (имя) отдала. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

При этом нательный крестик человека, который нуждается в исцелении, опускают в освященную в церкви воду. Затем крестик надевают на заболевшего человека. Нужно трижды помазать святой водой лоб больного, затем обрызгивать его тело 3 раза в день в течение 7 дней – и он выздоровеет.

Чтобы в семье воцарились мир и лад, нужно на третий день после Пасхи 12 раз прочесть следующую пасхальную молитву:

«Господи, помоги, Господи, благослови светлой Пасхой,
Чистыми днями, радостными слезами.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Иоанн Поститель, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель,
Иоанн многострадальный, Иоанн безглавый,
Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Георгий Победоносец,
Николай Чудотворец, Варвара Великомученица,
Вера, Надежда, Любовь и мать их София,
Молитесь об общем пути рабов Божьих (имена враждующих).
Уймите их злобу, укротите их гнев, утолите их ярость.
Ратью своей святой,
Силой неспобедимой, неукротимой ведите их к согласию.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

2018-05-15

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет» [Ин. 11, 25]. Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребление врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами и, обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.

В пасхальную ночь, с 11 на 12 апреля, Преосвященнейший Ефрем, епископ Бердянский и Приморский, в сослужении клириков собора, возглавил торжественное пасхальное богослужение в гланом храме епархии — кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

Пасхальное богослужение началось полунощницей с чтением канона Великой Субботы «Волною морскою» - одним из самых печальных песнопений Великого Поста, который возвеличивает страсти и погребение Христово. Однако верные слушают его уже не со скорбью, но радостным ожиданием момента воскресения Христова.

Во время пения слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» священнослужители перенесли Святую Плащаницу в алтарь через Царские врата, и полагает ее на престоле, где она будет оставаться до праздника Отдания Пасхи.

Пасхальную заутреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинали в 12 часов ночи. При приближении полуночи Архипастырь и все священнослужители в полном облачении, под звон колоколов, при пении стихиры: «Bocкрecение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» совершили крестный ход вокруг кафедрального собора.

Крестный ход открывает самый радостный праздник - Светлое Христово Воскресение, это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху». Праздничное Пасхальное Богослужение в соборе началось с пасхальной заутрени. Обойдя храм, крестный ход остановился перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня.

Архипастырь и священнослужители трижды пропели радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» а также стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», после чего церковные двери отверзлись, и крестным ход с радостной вестью о Воскресении Христа шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Богослужения Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона. Этот величественное и торжественное песнопение в честь воскресения Иисуса Христа из мертвых и Его божественного величия является настоящим шедевром христианской литургической поэзии. Он принадлежит перу великого учителя Церкви, богослова и песнописца святого Иоанна Дамаскина, который сумел объединить в этом произведении как возвышенные святоотеческие наставления о Христовом воскресении, так и радостные духовные чувства боголюбивых верующих.

Собор был переполнен верующими, которые пришли славить Воскресение Христово. В глазах людей — особая радость, горят все светильники и подсвечники … «Христос воскрес из мертвых!..»

Среди прихожан было много детей. В другие дни в это время дети уже видят сны, но накануне праздника Пасхи ничто не может заставить детей остаться дома. По их глазам видно, какое удовольствие доставляет им участие в праздничном «взрослом» ночном Богослужении.

В конце пасхальной заутрени, после пения: «Друг друга обымем…», Владыка Ефрем, похристосовавшись с духовенством, вышел в храм, чтобы поздравить всех верующих с праздником Христова Воскресения. Его Преосвященство, каждому пришедшему в храм, вручил пасхальное красное яйцо, знак возрождения всего живого, пробуждение.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

По окончании утрени, Правящий Архипастырь прочитал Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, начинающееся словами: «Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим добрым и светлым торжеством …» . Святитель в своем пасхальном творении призывает всех радоваться о воскресшем Спасителе: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь…» и возглашает вечную победу Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе».

После торжественной пасхальной заутрени было совершено последование пасхальных часов, которые состоят из пасхальных песнопений, прославляющих радостное событие Христова воскресения.

В пасхальную ночь, Владыка Ефрем в сослужении клириков кафедрального собора, совершил литургию святителя Иоанна Златоуста при открытых Царских вратах, которые открыты с начала утрени и не закрываются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл нам врата Небесного Царства.

Многие верующие, в этот день желают причаститься Святых Христовых Таин, чтобы принять участие в совместной трапезе вместе с воскресшим Христом.

По заамвонной молитве, Его Преосвященство освятил артос. Слово артос переводится с греческого, как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении, Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Освятив артос, Владыка Ефрем прочитал молитву на освящение пасхальной пищи. В завершение длительного поста, Церковь позволяет радоваться светлому Воскресению не только духовно, но и телесно, благословляя к потреблению продукты, которые были запрещены в пост.

По окончании праздничной Литургии, Правящий Архипастырь прочитал Пасхальное послание Предстоятеля Украиской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, а затем всех поздравил со светлым днем Воскресения Господня.

В завершение Пасхального богослужения Владыка Ефрем совершил освящение куличей, пасок и яиц, для пасхальной трапезы верующих, каждого приветствуя словами » Христос воскресе! «.

По благословению Преосвященнейшего Ефрема, епископа Бердянского и Приморского, пресс–служба Бердянской епархии и телеканал «ЮГ» проводили прямую телевизионную трансляцию ночного пасхального богослужения из главного храма епархии. Комментировали богослужение на русском языке – руководитель епархиального отдела по делам семьи иерей Александр Рекотов, а на украинском – пресс-секретарь епархии Олег Зотов.

Многие наши прихожане наверняка когда-либо отдыхали в Египте, некоторые поднимались на гору Синай и в монастырь святой Екатерины, а вот бывали ли вы в древних египетских монастырях, помнящих еще великих святых отцов монашества?

Зимой мне довелось познакомиться с одной замечательной женщиной, сотрудником ВБК при Духовной академии, которая по благословению схиархимандрита Илии (Ноздрина) занимается исследованиями христианского Египта. Очень хотелось съездить с группой в Египет в феврале и сделать собственный репортаж, но, увы, не сложилось, - поэтому публикую некоторые отрывки из чужой поездки.

В Египте действует несколько христианских конфессий. Есть греческие православные монастыри,католические, но большая часть христиан Египта относится к коптам.

"Коптская Церковь — одна из древних Восточных (Нехалкидонских) церквей. На сегодняшний день по числу последователей — это вторая из Нехалкидонских церквей, уступающая только Эфиопской. Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя.

Наиболее известным и значительным центром монашеской жизни в Египте является сегодня пустыня Вади ан-Натрун. В древности этот район был известен как пустыня Скит. Она начинается в 75 километрах северо-западнее Каира и далее простирается на северо-запад на 50 километров. Ширина ее не превышает 8 километров. Сейчас здесь находится четыре коптских монастыря: преподобного Макария (около 115 насельников), преподобного Паисия (Анба Бишой; около 160 насельников), Аль-Барамус, то есть монастырь римлян (105 насельников), и Ас-Сурьян, или монастырь сирийцев (около 145 насельников).

Среди центров монашеской жизни следует указать также монастыри Западной пустыни (мученика Мины — 80 насельников и преподобного Самуила) и Восточной пустыни (преподобного Антония Великого — около 120 насельников и преподобного Павла Фивейского — около 80 насельников), монастырь Аль-Мухаррак в районе Асьюта (320 километров к югу от Каира), в котором расположена одна из семинарий Коптской церкви (125 насельников), монастырь святого Георгия в Аль-Хататба (в дельте Нила; около 15 монахов), монастырь святого Дамиана (20 километров от Мансура; около 50 монахинь), монастырь архангела Гавриила в Фаюме (35 насельников), монастырь святого Мины в районе Асьюта (20 насельников), монастыри святого Георгия (45 насельников), святого Пахомия (25 насельников) и святого Феодора Восточного (около 20 монахинь) в районе Луксора, монастырь святого Пахомия около Идфу (приблихительно 35 насельников).

У коптов более простое отношение к святыням. Например, любой копт может войти в алтарь и приложиться к престолу, что у нас разрешено только священнослужителям. Однако эта простота проистекает не от небрежения, а от непосредственной живой веры, идущей не от ума, а от сердца. Коптская литургия представляет собой диалог между предстоятелем и народом, специальные хоры в Коптской церкви встречаются довольно редко. Таким образом, народ активно участвует в литургии. В большинстве коптских храмов при входе принято снимать обувь. В некоторых храмах это не обязательно для входа в храм, но необходимо для поднимающихся на солею, в том числе и для причастников. Причастники обычно приходят со своими индивидуальными платами, которые хранятся дома. В подавляющем большинстве коптских храмов, за исключением самых древних, имеются скамьи, значительную часть богослужения разрешается сидеть." Прот. Олег Давыденков.

Преподобный Антоний Великий - отец монашества и основатель пустынножительства.

Монастырь прп. Антония.

подъемник для гостей монастыря

Пальма в виде креста

отец Руис-Антоний, монастырь Антония Великого, Восточная пустыня, Египет

Дорога к пещере прп. Антония

"Подниматься сложно, потому что круто, хотя и по ступеням. На середине пути к пещере стоит храм. На этом месте была келья ученика Антония Великого, подвижника Павла Препростого. Поднимались мы почти 1 час"

Вход в пещеру, где подвизался преподобный Антоний

"Пещера находится в расщелине горы. Перед входом обязательно надо разуться, проход в пещерку очень узкий, проходишь в полусогнутом виде, в некоторых местах приходилось идти боком, там темно, освещали дорогу свечами, недолго, метров 5-6,а потом спуск вниз и сразу углубление: алтарь с иконой.Когда вышли, увидели незабываемое зрелище - сорок мужчин разного возраста выстроились в несколько линий лицом к пещере, некоторые держат в руках листочки с изображением Антония Великого и арабской вязью, у некоторых зажженные свечи - и все поют, Переводчик нам объяснил, что это молитва, песнопение о жизни и чудесах Святого Антония (как наш Акафист) повторяя периодически «Авва Антоний». Это братия пела, пока мы в пещерке молились.
Мы познакомились, из их рассказов узнали, что все они христиане, живут в районе города Эль-Миния в разных поселениях и деревнях, работают в основном на каменоломнях Эль-Минии. У них есть традиция - один раз в год несколько деревень в складчину нанимают автобус, чтобы послать своих представителей от каждой деревни помолиться Антонию Великому. " .Здесь и далее -автор записок Нина Малышева, Россия

"Выходим из монастыря Антония Великого, едем путем Антония Великого. Но, конечно, не как он - через гору, а вокруг, автобусом, по асфальтовой дороге в монастырь Павла Фивейского. В житиях подвижников Павла и Антония мы читали, что по смотрению Божию, незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидскойпустыне.
Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил св. Антония. По слову Господню он отправился к прп. Павлу.
Уже глубокий старец, прп. Павел рассказал св. Антонию историю своей жизни. От Бога прп. Павел уже знал о своей близкой кончине, и просил св. Антония похоронить его тело. Св. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп. Павла.
Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях - так нашел его св. Антоний. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу.Преподобный Антоний похоронил святого старца, и взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель.
Мы приехали в монастырь, нас привели в храм 3 - 4 века.
Здесь находятся мощи Павла Фивейского. Перед входом в храм - разуваемся. Храм находится под землей в глубине, окон нет, одно отверстие в потолке для воздуха - всегда. Два алтаря, в стене которых есть два окошка для причастия. В древние времена Чашу для причастия наружу не выносили, боялись нападений, которые часто случались. Иконы старые, древние фрески. Дальше мы пошли к источнику, который бьет из-под земли, по желобам проходит в специальные углубления, которые одни предназначены для огорода, другие - для питья. Вода с минеральными солями.

Продолжение следует...

В окрестностях Иерусалима, северо-западнее квартала Рамот, находится возвышенность с хорошо заметным на вершине зданием с минаретом, который видно, например, с шоссе № 1 при подъезде к столице. Сама вершина, высотой около 885 м, вместе со зданием и примыкающей к нему зоной раскопок являются частью Национального парка Неби Самуэль (араб.: ан-Наби Самвил, букв. Пророк Самуил), названного так, поскольку в крипте этого здания арабы и евреи показывают так называемую «гробницу пророка Самуила» . В наши дни многократно перестроенное главное здание (к примеру, минарет относится уже к периоду британского мандата), формально являющееся и мечетью, и синагогой, в основном используется религиозными евреями. Уже в средние века мемориал служил местом паломничества, особенно 28 ияра (приходится на период с апреля по июнь), когда по преданию скончался пророк Самуил, но в 1730 году турки закрыли евреям доступ к гробнице. После создания государства Израиль и Войны за независимость (1948) территория отошла к Иордании, однако по окончании Шестидневной войны (1967) доступ к могиле был возобновлён, а в 1990 году, как уже указывалось, вся территория на вершине была объявлена Национальным парком. Здесь также находится еврейское учебное заведение – ешива, проводятся молитвы об исцелении от недугов, избавлении от бесплодия и скорбей. Обычные туристы заглядывают сюда нечасто, хотя вход в Национальный парк бесплатный.


Неби Самуэль (фото: интернет)

Самуил – последний из судей и пророк в Израиле (XI век до н. э.), сыграл важную роль в освобождении израильтян от ига филистимлян и превращении конфедерации племён (колен) в монархию. Он помазал на царство первого царя Саула (Шауля), но, по-видимому, пытался ограничить его полномочия, отрицая право приносить жертвы Богу Израиля, оставляя это в руках судьи-пророка. Недопустимость совмещения духовной и военно-политической власти стала основной причиной разрыва Самуила и Саула (1Цар. 15). После этого Самуил не пытался отменить царскую власть: он тайно помазал на царство Давида, «на которого ему указал Бог». Согласно традиции, Самуилу приписывается авторство Книги Судей. Его также называют учителем пророков, поскольку по преданию он основал школы для тех, кто был наделён пророческим даром.

Раскопки у гробницы, – а самые ранние постройки относятся к VIII–VII векам до н. э., – иногда считают библейской Рамой (ивр.: высота, вершина) – городом, где родился, жил и правил Самуил. Но скорее всего – это пограничный между Иудеей и Самарией город Массифа (Мицпа), что значит «панорама, наблюдательный пункт», также связанный с жизнью пророка. К примеру, Библия повествует, что здесь Самуил благословил народ на войну с филистимлянами:

«И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу. И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе. Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав [о том], убоялись Филистимлян. И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян. И взял Самуил одного ягнёнка от сосцов, и принёс его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь». (1Цар. 7: 4-8)

В Массифе Самуил назначил евреям первого царя: Саула из рода Вениаминова:

«И созвал Самуил народ к Господу в Массифу и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: “царя поставь над нами”. Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим. И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово…» (1Цар. 10: 17-20 и др.)

После захвата Иудеи вавилонянами и разрушения Иерусалима (нач. VI века до н. э.) в Массифе обосновался назначенный захватчиками «начальником над страною» Годолия сын Ахикама (Гдалия бен-Ахикам):

«Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали, что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником над страною и поручил ему мужчин и женщин, и детей, и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон; тогда пришли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их. Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова, клялся им и людям их, говоря: не бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо; а я останусь в Массифе, чтобы предстательствовать пред лицем Халдеев… вы же собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших …» (Иер. 40:7-10)

Здесь же Годолия был убит иудеями как вражеский ставленник:

«И было в седьмой месяц, Исмаил, сын Нафании, сына Елисама из племени царского, и вельможи царя и десять человек с ним пришли к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и там они ели вместе хлеб в Массифе. И встал Исмаил, сын Нафании, и десять человек, которые были с ним, и поразили Годолию, сына Ахикама, сына Сафанова, мечом и умертвили того, которого царь Вавилонский поставил начальником над страною» (Иер. 41: 1, 2)

После возвращения евреев из Вавилонского изгнания Массифа оставалась центром округа:

«Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – [он же чинил] стену у водоёма Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова» (Неем. 3: 15)

В Массифе партизанский вождь Иуда (Иехуда) Маккавей в 164-165 годах до н. э. собирал народ на битву с греческим военачальником Горгием перед освобождением Иерусалима и очищением Храма:

«Иерусалим был необитаем, как пустыня; не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Иакова, и неслышно стало свирели и цитры. Итак, они собрались и пошли в Массифу, напротив Иерусалима, ибо место молитвы у Израильтян было прежде в Массифе. И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои, и разодрали одежды свои…» (1Макк. 3: 45-47)

Отсюда открывается впечатляющий вид на окрестности Иерусалима. Всего в полутора километрах от Неби Самуэль, на месте арабской деревни Эль-Джиб, когда-то располагался ветхозаветный Гаваон (ивр. Гив’он), где царь Соломон построил жертвенник Богу Авраама, Ицхака и Иакова, и явился к нему Господь:

«И пошёл царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознёс Соломон на том жертвеннике. В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и зато, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3Цар. 4: 3-9)

Средневековое арабское название места, Массафа, подтверждает «версию» библейской Массифы. О том же, где находилась Рама , – место захоронения пророка, согласно 1 Цар. 28: 3-4, – учёные продолжают спорить. Несмотря на явные противоречия, для верующих иудеев Неби Самуэль всегда будет могилой пророка. Как мы уже говорили, в крипте здания находится кенотаф, который и считается «настоящей» гробницей. Особенно многолюдно здесь 28 ияра – обычай, основанный на традиции, упомянутой ещё в 1489 году в письме рава Овадьи из Бертиноро к брату. Кстати, в этот же день отмечается и «День Иерусалима» – день капитуляции Старого Города в ходе Шестидневной войны (1967).

Византийцы построили в Неби Самуэль монастырь, от которого мало, что осталось. К этому же периоду относится и связанный с горой, столь почитаемый грузинской церковью визит в Святый Град прп. Давида из Гареджи , о котором мы расскажем чуть позже. В его житии нет ни намёка на то, что на вершине показывалось захоронение прор. Самуила. Археолог Ицхак Маген , руководивший раскопками Неби Самуэль в 1992–2003 годах, отмечал, что создатели монастыря не считали, что они строят над могилой – для них это был попросту мемориал.

Один из учителей церкви, монах и церковный писатель Иероним Стридонский (V век) писал, что останки пророка по приказу императора Аркадия (ум. 408) были перенесены в Халкидон – отделённый Босфорским проливом от Константинополя город в Малой Азии, ныне часть Стамбула. Теодор «Лектор» (чтец Собора Св. Софии в Константинополе, VI век) также утверждает, что император Аркадий в 406 г. перенёс мощи пророка в Константинополь и поместил их в специально воздвигнутом храме. Напротив, один из христианских авторов VI века считал Неби Самуэль местом захоронения порока, однако, как уже говорилось, нет доказательств того, что Рама, – город, где был погребён Самуил, – находилась здесь. Так не считали ни Иероним, ни, например, выдающийся христианский писатель IV века, епископ Евсевий Памфил (Кесарийский) .

В ранний исламский период – при омейядах и аббасидах – в Неби Самуэль было керамическое производство; в хорошо сохранившейся монастырской обжиговой печи эпохи Омейядов исследователи обнаружили множество керамических ручек от кувшинов с буквами на арабском. Одна из надписей гласила: «Дейр Самвил » (араб. «монастырь Самуила»). Неподалёку находился винный пресс, состоявший из давильни с мозаичным полом, соединённой с вырубленным в скале и оштукатуренным резервуаром для брожения сусла.

Крестоносцы практически полностью разрушили монастырь – под их стенами археологи нашли лишь белые мозаичные фрагменты (тессеру) византийской обители. Автор Хроник Первого Крестового похода (1096–1099) Раймон Ажильский (Raymond D’Aguilers) рассказывает, что утром 7 июня 1099 года, когда латиняне достигли вершины Неби Самуэль и впервые увидели Иерусалим, то упали на землю и заплакали.

Хотя район Старого Города, тогдашнего Иерусалима, отсюда не просматривается, зато на востоке хорошо видна Масличная гора. Святые рыцари назвали это место горой Радости (лат. Mons Gaudi, фр. Montjoie). Это название позже закрепилось за местом, наряду с Неби Самуэль. При латинянах, начиная с 1141 года, здесь появляются аббатство и храм, возведённые монахами ордена «регулярных каноников-премонстрантов» . Уже в 1157 году храм Mons Gaudi упоминается в документах храма Гроба Господня.

Есть и ещё одна версия могилы. Еврейский путешественник Биньямин из Туделы (1173) отмечал, что крестоносцы нашли кости прор. Самуила на еврейском кладбище в Рамле и перезахоронили в Силоме (Шило) в Самарии:

«Когда эдомитяне отняли Рамлу, древнюю Раму (1 Цар. I, 19.), из рук измаильтян, то нашли гробницу Самуила близ иудейской синагоги; они отрыли гроб и увезли его в Силом (г. Шило в Самарии – И.Ц.), где и выстроили над ним большой храм, который называется храмом Св. Самуила Силомского и поныне».

Стоит отметить просчёт святых рыцарей и еврейского путешественника, перепутавших города Рама и Рамле. Рамле, расположенный на прибрежной равнине неподалёку от аэропорта Бен Гурион, был основан омейядским халифом Сулейманом ибн Абд аль-Маликом , младшим братом предыдущего халифа аль-Валида I (строителя мечети Аль-Акса) и сыном халифа Абд эль-Малика ибн Марвана (строителя Купола Скалы), в 705-715 годах, т. е. более, чем через 1500 лет после жизни Самуила. Этот город стоит на древнем пути, соединяющем старый Каир (Фустат) с Дамаском в месте, где к нему примыкает дорога из порта Яффо в Иерусалим. Кроме этого, древний Силом находится в двух десятках километров северо-восточнее Неби Самуэль.

Когда был разрушен монастырский комплекс крестоносцев неясно, но И. Маген отмечает, например, что в 1187 году, незадолго до завоевания Иерусалима Салах ад-Дином, монастырь Св. Самуила был разграблен мусульманами, а его монахи нашли убежище в обители Св. Иоанна в Акко.

В 1192 году несколько часов на горе Радости провёл английский король Ричард Львиное Сердце (англ. Richard the Lionheart, фр. Richard Cœur de Lion, 1157-1199). Он мечтал об освобождении Иерусалима, но подкрепление не подоспело, и король был вынужден отказаться от своих планов.


Возможный план аббатства и храма времён крестоносцев (Avivit Gera, National Park Nebi Samuel)

По утверждению грузинского историка Виссариона (Бесика) Хурцилава, в XI-XII веках монастырь, среди прочих, населяли и грузинские монахи. Один из них, некий Иоанн Ухамури (прозвище, поскольку «ухамури» в переводе с др. грузинского означает «босой») для тамошних братьев переписал рукопись сочинений Иоанна Златоуста, в конце которой строго предупредил их не трогать книгу и не выносить за пределы монастыря. По-видимому, грузинские монахи имели там собственную библиотеку. С каких времён грузины находились в монастыре и когда его оставили неизвестно.

Средневековые арабские авторы, – аль-Мукаддаси (X век), Якут аль-Хамауи (XIII век) и др., – упоминают вершину в связи с монастырём св. Самуила, но не как место его погребения. Только у Муджир а-Дина (XV век) впервые появляется словосочетание Неби Самуэль. На красочной латинской карте XII века место обозначено, как Masphat , т. е. Мицпа. Вероятно и тогда сомнений в том, что здесь располагалась библейская Мицпа не возникало.

Поскольку аббатство было укреплённым, даже в оставленном виде оно представляло потенциальную угрозу для мусульманских властей. Поэтому в 1219 году айюбидский султан, племянник Салах ад-Дина, аль-Малик аль-Муаззам II окончательно разрушил комплекс.

В сентябре 1260 года мамлюкам удалось нанести монголам поражение у источника Эйн-Харод, и Палестина стала частью мамлюкского султаната. Начиная с 1391 года в Иерусалиме стали селиться семьи крещённых испанских евреев, вернувшихся к иудаизму. Где-то с XIV века известно о иудео-мусульманских трениях о праве молитвы в Неби Самуэль, о которых повествуют средневековые еврейские путешественники. Здание мечети на остатках центрального нефа храма крестоносцев появляется, возможно, уже в XII веке, а нынешний комплекс относится к XVIII веку, хотя современный минарет, как уже отмечалось, возведён в XX веке. О синагоге впервые упоминается в связи с её закрытием турками в 1730 году. Изначально, погребальная пещера была криптой храма премонстрантов, предназначенной для захоронения священнослужителей. Со временем традиция соединила погребальную пещеру с могилой пророка.

Большинство руин, окружающих здание мечети, относятся к остаткам аббатства крестоносцев. Это явно не было «государственным» строительством – здесь трудно увидеть стандартную отёску камней с аккуратной кромочкой по краям, типичную для многих «регулярных» крепостей Палестины того времени. Известный исследователь архитектуры средневековых военных орденов Адриан Боаз также не упоминает Неби Самуэль в списке, содержащем 75 (!) крепостей крестоносцев в Восточном Средиземноморье. Для возведения аббатства использовались камни из более древних построек; кроме этого, на юго-западе территории была устроена каменоломня. Камни вырубали, в том числе, в узком канале шириной 70 см и глубиной около 3 м, игравшем роль рва. За рвом располагался главный (западный) вход в обитель со стороны пролегавшей рядом дороги из Яффо в Иерусалим. Ворота не сохранились, зато хорошо заметен вход в монастырь с южной стороны комплекса. Ров также не окончен — возможно, строительство не успели завершить до прихода войск Салах ад-Дина.

Северо-восточнее аббатства располагались стоянки для паломников – ночевали они, в основном, в шатрах – а также конюшни с кормушками и поилками. В разных местах комплекса заметны вырубленные в скальной породе каналы и цистерны для сбора дождевой воды. Два канала выходят за пределы территории Неби Самуэль. Северо-восточный – в сторону наружного бассейна, а юго-западный – на сельскохозяйственные террасы.

На западе территории, в районе каменоломен, заметны три подготовленных для извлечения огромных блока, как и два, ещё больших, за южным углом аббатства. Блоки намного превышают в размерах те, что обычно использовали крестоносцы, и их предназначение неизвестно. Если их собирались нарезать на более мелкие, то было бы легче извлечь их в таком виде.



Южный вход в монастырский комплекс времён крестоносцев

В юго-восточной части Неби Самуэль, сразу у входа, археологи нашли остатки квартала и центральной улицы эллинистического поселения времён Второго храма. Под улицей проходит канал для сбора дождевой воды. Дома были двухэтажными, а возможно — и выше. Заметны характерная отёска камней, небольшие полукруглые ниши для языческих статуэток в стенах и т. п. Поселение было основано во II веке до н. э. во времена селевкидских правителей Антиоха III (223–187 до н. э.) или Антиоха IV (175–164 до н. э.), просуществовало, скорее всего, до эпохи хасмонейских войн и было окончательно оставлено в годы правления иудейского царя Александра Янная (103–76 гг. до н. э.). Не исключено, что когда в руках хасмонеев оказался Иерусалим, власти прекратили централизованно вкладывать средства в окружающие его небольшие деревни. В дальнейшем, другие народы приспосабливали эти дома для проживания и иных нужд. Например, как уже указывалось, обнаружены керамические печи времён омейядов (VIII век), а звезда Давида, вырезанная в перемычке одного из дверных проёмов в XIII-XVI веках, похоже, относится к иудеям, жившим здесь при мамлюках.

Под эллинистическим поселением найдены остатки деревни времён персидского правления Палестиной (537–332 гг. до н. э.). Об этом говорят обнаруженные на ручках кувшинов оттиски «Яхад» – так тогдашняя власть называла провинцию Иудея. А ещё ниже, находятся культурные слои еврейского поселения времён Первого храма – его начало археологи датируют VIII в. до н.э. Именно к нему относятся процитированные выше строчки из книги пророка Иеремии о «начальнике страны» Годолии и его убийстве.

После разрушения монастыря, во времена правления мамлюков, в Неби Самуэль разместилось производство керамики – по крайней мере, две обжиговые печи археологи датируют этой эпохой. Сводчатый проход, под которым при крестоносцах пролегал главный въезд в аббатство, был разделён на мастерские и помещения для проживания. В оттоманский период на Святой Земле значительно увеличилось еврейское население, и в Неби Самуэль заработала синагога. Как уже отмечалось, в 1730 году иерусалимский муфтий, шейх Мухаммад Эль-Халили , отобрал могилу у евреев, заложил проход к гробнице и построил новое здание мечети, в основе которого был центральный неф бывшего храма крестоносцев.

В ходе Первой мировой войны, 21 ноября 1917 года, комплекс был захвачен британцами, мечеть разрушена, но затем снова отстроена. Впервые здесь появился столь заметный сейчас минарет. Благодаря своему стратегически выгодному положению Неби Самуэль был в центре боёв Войны за Независимость (1948), и на территории комплекса заметны траншеи и следы от пуль. После 1948 года территория отошла к Иордании. 6 июня 1967 года Цахал освободил крепость. Ещё в 1835 году американский исследователь Эдвард Робинсон (1794–1863), открывший множество Библейских мест, идентифицировал существовавшую в то время здесь арабскую деревню Неби Самвил с еврейской Мицпой, а в начале 1930-х годов американский археолог Уильям Фоксвелл Олбрайт (1891–1971) согласился с этой гипотезой.

Неби Самуэль полон религиозных евреев. Иногда, особенно перед началом нового месяца (ивр. Рош ходеш), Национальный парк открыт практически круглосуточно. Верующим не так важно, что ветхозаветная Рама находилась не здесь, «гробница» показывается в перестроенной крипте храма крестоносцев, а сама традиция развилась в мусульманский (мамлюкский) период.



Вид с крыши комплекса; внизу видны остатки круглой печи для обжига керамики, а выше и правее –сводчатого коридора, возможного главного въезда в аббатство в эпоху крестоносцев

К сожалению, на крышу комплекса, ввиду его общей ветхости, в последние годы практически не пускают, но в здании ведутся ремонтные работы. К северу от него, ниже мусульманского кладбища, находится источник Мааян Ханна (источник Анны, ивр.), названный в честь матери пророка Самуила:

«Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, от Господа я испросила его» (1Цар.1:20)

Чуть восточнее источника заметен огороженный в целях безопасности проволокой, практически вертикальный, спуск-колодец. Это тоже проход к воде.



Мааян Ханна

Неби Самуэль хранит в себе много загадок. Например, в северо-восточной части комплекса находятся стоила и кормушки для лошадей и ослов средневековых путешественников, однако в их основании заметно отдельно стоящее каменное возвышение-подиум. В брошюре Национального парка это место отмечено как «бама» (возвышение), с вопросительным знаком. Было ли возвышение частью жертвенника, сказать трудно – следов пепла и костей жертвенных животных здесь не обнаружено, но, возможно, отсюда произносил речи давший иудеям первого царя пророк Самуил:

«И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живёт царь! И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой. Также и Саул пошёл в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог» (1Цар.10:24-25)

В четверг по Вознесении Господнем отмечается день памяти прпп. Давида Гареджского и Лукиана (VI). В житии этих отцов рассказывается о посещении прп. Давидом Палестины и, в том числе, Горы Благодати. По всей видимости, это Неби Самуэль (цитаты из жития будем брать в кавычки).

Прп. Давид Гареджский был родом из Сирии. Будучи отроком, он стал учеником прп. Иоанна Зедазенского (пом. 7 (20) мая) и вместе с ним отправился в Грузию. Там Св. Давид вместе со своим духовным сыном Лукианом обосновался на горе, расположенной над столицей Картли – Тбилиси. В этот период в Картли господствовали персы-огнепоклонники. Целые дни прп. Давид проводил в молитвах, испрашивая у Господа прощения грехов жителям города, а после молитвы стоял на горе и благословлял город. Впоследствии на этом месте был построен храм, освящённый в честь прп. Давида, а гора называется «Мама-Давити» («Отец Давид»). Раз в неделю прпп. Давид и Лукиан спускались в город для проповеди.



Стоила для лошадей, устроенные крестоносцами на месте древнего каменного возвышения

Огнепоклонников тревожили авторитет и популярность прп. Давида, и его, с целью дискредитации, обвинили в прелюбодеянии. Свидетельницей призвали некую беременную блудницу, которая указала на него, как на отца будущего ребёнка. Уповающий на Бога преподобный приложил к животу женщины свой посох и приказал плоду сказать правду. Из материнской утробы младенец обличил свою мать и назвал имя настоящего отца. Возмущённые клеветой горожане закидали женщину камнями. Прп. Давид молил их остановиться, но не мог утихомирить разъярённую толпу. Удручённые случившимся святые отцы покинули Тбилиси и вниз по реке Мтквари (Куре) отправились в пустыню Гареджи.

Святые отцы нашли в пустыне маленькую пещеру и обосновались в ней. Все своё время они проводили в молитвах. Пищей им служили трава и кора деревьев. Вскоре от летней жары трава пересохла, однако Господь не оставил их без пищи и послал им оленей. Подоив их, Лукиан преподнёс молоко св. Давиду. Святой старец осенил крестом молоко, и оно свернулось в сыр. Потрясённый свершившимся чудом, Лукиан сказал:

«Если даже тело моё разложится и растает от голода и жажды, не стану заботиться о бренной жизни».

По средам и пятницам отцы держали строгий пост – не принимали никакой пищи, и олени в эти дни к ним не приходили. Неподалёку, в пещере, обитал страшный зверь, истребляя вокруг всех животных. По велению святого Давида зверь покинул это место.

Однажды, местные охотники, погнавшись за оленями гареджских отцов, увидели, что Лукиан доит оленей, а те стоят смиренно, как овцы. Охотники низко поклонились прп. Давиду, и, возвратившись домой, рассказали обо всем увиденном. Вскоре пустыня Гареджи наполнилась людьми, жаждущих отшельнической жизни. Так был основан монастырь в Гареджи, который на протяжении веков являлся центром и краеугольным камнем веры и науки в Грузии.

Спустя некоторое время св. Давид пожелал поклониться святым местам Иерусалима. Вместо себя в монастыре он оставил Лукиана:

«Блаженный Давид, пламенно желая видеть великий и святой град Иерусалим, призвал своего ученика Лукиана и сказал:

“Брат Лукиан! Я намереваюсь отправиться в Иерусалим, чтобы поклониться Животворящему Гробу Господню и прочим святым местам. Ты же оставайся здесь среди братии, чтобы укреплять их в подвигах благочестия и оберегать от злого и лукавого нашего врага. Ибо он каждый день смотрит на наши пяты и многоразличными соблазнами и обольщеньями хочет лишить нас царствия Божия и победных венцов”.

Лукиан, огорчённый этими словами, сказал св. Давиду:

“Никогда не оставлю тебя, честный отче, до смерти моей, и, куда ты пойдёшь, туда и я за тобой”.

Давид отвечал ему:

“Зачем ты, брат, говоришь это? Если так сделаем и пойдём вместе, то труды наши останутся тщетными, ибо братья наши, приобретённые нами здесь для прославления имени Бога нашего, опять разойдутся по своим странам и селениям. Они, как овцы, не имеющие пастыря, заблудившись, похищены будут волками, а Бог за это изыщет с пас. Посему ты оставайся здесь, брат мой Лукиан, а я отправлюсь туда и, как за себя, так и за тебя и за всех здесь остающихся буду молиться Богу Не удерживай меня от сего, так как душа моя сильно жаждет поклониться святым местам, где Царь Небесный, Богочеловек, Господь наш Иисус Христос жил с людьми”.

Убедив сими словами Лукиана, чтобы он остался среди братии, сам Давид с некоторыми иноками, последовавшими за ним, отправился в святой град».



Давид Гареджский (фото: интернет)

Когда они дошли до места, называемого вершина (или хребет) Благодати, откуда виден Иерусалим, то, воздев к небу руки, возблагодарили Бога. Прп. Давид пал на колени, считая себя недостойным вступать во врата Святого Града и удовлетворясь лишь взиранием издалека, и со слезами возблагодарил Бога. Затем встал у городских врат и сотворил горячую молитву:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш? Ты, Которой пришёл на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться, родиться без греха от Пресвятой Девы Марии, по Своей воле пострадал за грехи наши в этих местах, которые я ныне вижу, перенёс Крест и смерть, как смертный человек, положился во гробе и Божественною силою воскрес, воскресив Адама со всем родом его! Ты сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где Ты ступал пречистыми Своими ногами. Я не осмеливаюсь продолжать свой путь, дабы землю, освящённую святыми стопами Твоими; не попрать моими нечистыми ногами, И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места».

Все это говорил он, пав ниц на землю и обливаясь тёплыми слезами.

«После сего братья просили продолжать путь, но святой, подобно великому пророку и царю Давиду, кротко говорил им:

“Не могу отсюда идти далее, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Посему идите туда вы одни и принесите и за меня, грешного, молитвы у Святого Гроба Господня”.

Они, облобызав св. Давида, против своей воли оставили его и ушли со слезами».

Сопровождавшие старца отцы поклонились святыням Иерусалима. На обратном пути св. Давид взял с хребта Благодати три камня . Однако в ту же ночь Иерусалимскому Патриарху Илие I (494–516), – по другой версии, Макарию II (552, 563/4–575), – явился ангел и сообщил, что пришедший издалека раб Божий Давид забрал с собой всю благодать Иерусалима. Теперь он шествует, облачённый в лохмотья, с рваной сумой на плече, в которой несёт три благодатных камня.

Патриарх послал гонцов за странником, чтобы попросить вернуть камни и погостить у него. Гонцы патриарха нагнали преподобного около города Наблус (Шхем, Сихем), в 53 км к северу от Иерусалима. Они забрали два камня, а один оставили св. Давиду, передав ему слова патриарха:

«Одну часть дарую тебе для твоей пустыни, забери этот камень в свою пустынь как благодать, на память и для напоминания о твоей вере».

Этот камень преподобный принёс с собой в обитель, и камень этот стал даровать благодать чудесного исцеления. Это округлый гладкий камень галечного типа размером чуть меньше гусиного яйца, цвета охры с вкраплением небольших темно-красных пятен – тот же известняк, который используют в Иерусалиме при облицовке стен и мощении улиц. В диаконнике храма гареджского монастыря Удабно сохранилась фреска X века с изображением паломничества прп. Давида в Иерусалим. На ней представлен святой перед вратами города с мешком на плече, на фоне Иерусалима изображены Иерусалимский патриарх и его сопровождающий.

После того, как св. Давид принёс благодатный камень из Иерусалима, число братии в обители удвоилось. Преподобный сердечно заботился о братьях, утешал, ободрял их. Для поддержки посещал старцев-отшельников. По его велению был построен монастырь Иоанна Крестителя в месте, называемом Мравалмта.

Монахи Гареджи многие века сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида (ныне хранится в Грузинской Патриархии). По преданию, троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим.



Камень Благодати (англ.: Stone of Grace, фото: интернет)

Когда Господь Бог известил прп. Давида о его скором призвании в Обитель Небесную, святой собрал отцов пустыни, в последний раз дал им наставление – не впадать в смятение, быть твёрдыми и неустанно просить Господа о спасении своих душ, причастился и, воздев руки к Господу, отдал ему душу. Мощи святого творили чудеса, так, приложившись к ним, прозрел слепой от рождения. Верующие поныне исцеляются у его могилы от душевных и телесных недугов.

После установления советской власти в Грузии и приостановления монастырской жизни в Гареджи Камень благодати в 1923 году вместе с другими святынями был перевезён в Тифлис и помещён в сокровищницу Гос. музея искусств Грузии. В 1990 году его передали Грузинской Православной Церкви. В настоящее время он хранится в алтаре патриаршего кафедрального собора Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси. В 2000 году по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в храме Преображения Господня в лавре прп. Давида была отреставрирована могила прп. Давида Гареджского. В могильной плите сделали небольшое отверстие, куда поместили копию святыни.

Источники:

1. Самуил. – Электронная Еврейская Энциклопедия. – http://eleven.co.il/article/13682
2. Могила пророка Шмуэля. – «Девятый канал». – http://9tv.co.il/news/2012/08/22/133320.html (04 дек. 2013)
3. Пророк Самуил. – «Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах». –http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1171048 (18 дек. 2013)
4. Книга Странствий Раби Вениамина. – http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Veniamin_Tudel/text.phtml
5. Adrian J. Boas, Archaeology of the military orders: a survey of the urban centres, rural settlement and castles of the Military Orders in the Latin East (c. 1120-1291), Taylor & Francis, 2008, ISBN 978-0415487238 – 318 pp.
6. The Blessèd Jerome, AGAINSTVIGILANTIUS, Sec. 5, TranslatedbyWm.HenryFremantle, 1893. – http://www.voskrese.info/spl/jer-vig005.html (04 дек.2013)
7. Jerome Murphy-O’Connor. The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide (Oxford Archaeological Guides), Fifth Edition, OUP Oxford, 2008, 544 pp. – ISBN: 978-0199236664.
8. Nebi Samuel National Park (англ.) –Управление Парков Израиля. – http://old.parks.org.il/BuildaGate5/general2/data_card.php?Cat=~25~~400869811~Card12~&ru=&SiteName=parks&Clt=&Bur=92508767 (04 дек. 2013)
9. Yitzhak Magen, Nebi Samwil, Where Samuel Crowned Israel’s First King.–Biblical Archaeology Review (BAR), May/June2008.http://www.bib-arch.org/archive.asp?.asp?PubID=BSBA&Volume=34&Issue=3&ArticleID=7&ExtraID=15(04дек.2013)
10. Avivit Gera, National Park Nebi Samuel, Nature and Parks Authority (ивр.) – אביבית גרא, אוצרת גן לאומי נבי סמואל, גן לאומי נבי סמואל הוצאת רשות הטבע והגנים
11. Житие преподобного Давида Гареджийского чудотворца, основателя Грузинской Фиваиды. – http://georgia.orthodoxy.ru/index.php?cat=_saints&ii=1&jj=4. Дата обращения: 23 июня 2014 г.
12. Давид и Лукиан Гареджийские. Православная энциклопедия. Электронная версия. – http://www.pravenc.ru/text/168562.html. Дата обращения: 23 июня 2014.
13. Камень Благодати. Православная энциклопедия. Электронная версия. – http://www.pravenc.ru/text/1470105.html. Дата обращения: 23 июня 2014
14. Прп. Давид Гареджийский и Лукиан (VI-VII) (Груз.). Православный календарь. Свято-Троицкая Русская Православная Церковь, приход Московской Патриархии. – http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/, 5 июня 2014 г.

Одна из историй о Монастыре Архангела Гавриила в Фаюм гласит, что в 5 веке в Персии персидский волшебник по имени Ibrashet, тайно женился на дочери царя. Результатом этого брака стало рождение ребенка (сына) по имени Oor (Aur), который был тайно рожден и тайно воспитывался отцом. Когда Oor было около трех лет, его мать умерла. Когда Oor было около восьми лет, царь наконец узнал о ребенке и повелел отцу и сыну явиться в королевский дворец. Однако, боясь возможных последствий, отец и сын бежали сначала в Иерусалим, а затем в Египет, где они поселились в Naklun пустыне рядом с Фаюм. Некоторое время спустя, отец Oor умер, оставив сына в одиночестве. Oor затем изучал Богословие и получил видение Божьей Матери Марии, а также архангелов Михаила и Гавриила, которые повелели ему построить церковь в пустыни

В продолжении этой истории Oor возвращается в Персию, чтобы навестить свою бабушку королеву и королевскую семью, которые по всей видимости, предоставляют средства для строительства храма, который будет посвящен архангелу Гавриилу. Так же история рассказывает о притеснениях со стороны дьявола, с тем чтобы предотвратить ее строительство. Видимо, это не единственная легенда создания монастыря, но она, безусловно, является одной из наиболее интересных. Другие здания Монастыря построены еще в 4 веке нашей эры.

Более подробно известно об упадке Монастыря. Когда стало известно, что Мелкитский патриарх Кир собирается посетить этот Монастырь, Святой Самуил, который провел около трех с половиной лет в Naqlun, убедил 200 послушников и 120 монахов Naqlun бежать в горы. За что по-видимому Святой Самуил был заключен в византийскую тюрьму, но когда он был освобожден он о создал свою собственную обитель в Аль-Qalamun. В течение двух лет, его новый монастырь принял в свои стены сорок одного монаха, четырнадцать из которых прибыли из монастыря Naqlun. В связи с динамичным руководством Святого Самуила, монастырь в Аль-Qalamun в Fayoum, названный его именем, занимал все более и более устойчивое положение, в то время, как Монастырь Архангела Гавриила медленно угасал.

Святой Самуил, вероятно, родился в самом конце 6-ого века и жил большую часть своей жизни в течение 7-го века. Тем не менее, как сообщает, Эфиопский Synaxarion мощи Abba Кау, одного из главных почитаемых в Фаюме мучеников, хранились в Монастыре в Naqlun. Таким образом, мы имеем сведения, что монастырь сохранил значительное влияние, по крайней мере, во второй части 12-го века и в начале 15-го века, хотя есть свидетельства, по крайней мере одного разрушительного пожара, произошедшего в 13-ом веке, который, возможно, помог кануть Монастырю в небытие.

Очевидно к середине 15-ого столетия, монастырь действительно уменьшился к очень низкому уровню, и когда Johann Michael Wansleben посетил его 19 августа 1672, комплекс был почти полностью разрушен, хотя две его церкви (вероятно церкви Михаила и Гавриила) все еще стояли. В то время, как Wansleben предоставляет нам свидетельство деятельности в монастыре, вполне очевидно, что он был неспособен войти в Церковь Святого Михаила, поскольку монахи использовали ее как склад, но он описывает Церковь Святого Гавриила, как очень красивую, с росписями, рассказывающими истории Святого Писания, с нефом, поддерживаемым тонкими колонками, состоящими из нескольких каменных барабанов каждая.

Монастырь Архангела Гавриила (или Dair al Malak Ghubriyal, Deir al Malak Ghubriyal, Deir al-Naqlun), имеет довольно скромные габариты и занимает лишь часть первоначального поселения, тем не менее, безусловно, он является одним из древнейших коптских христианских монастырей в регионе Фаюм в Египте. Его история начинается, возможно, уже с 6-ого или 7-ого века. Фактически, несколько архитектурных элементов, расположенных в пределах здания старой церкви (в частности, фундамент, вероятно, датируется второй половиной о 5-ого века), могут быть датированы более ранним периодом. Во многих историях, связанных с монастырями Фаюм, Монастырь упоминается как Монастырь Naqlun. Монастырь отчетливо виден с большого расстояния на фоне горы Гебель аль-Naqlun, расположенной на краю плодородной равнины, около 13-15 км к югу от Мадинат Эль-Фаюм. Остатки внутренних и внешних стен Монастыря различимы по сей день. С крыши Церкви Святого Гавриила можно увидеть остатки келий и пещер монахов.

Архитектура Церкви Архангела Гавриила свидетельствует, что она подвергалась реставрации (почти полному восстановлению) во второй половине 19 века или в начале 20-го века, но большинство строительного материала было взято от двух церквей, ранее существовавших в Naqlun. Церковь посвящена Архангелу Гавриилу и имеет три святилища. Самое большое из них расположено в центре, имеет круглую форму и украшено небольшими декоративными колонами, посвящено Архангелу Гавриилу. Два других святилища посвящены Деве Марии и Святому Георгию. Церковь разделена с востока на запад на четыре секции деревянными экранами. Эти разделы включают в себя святыни, хор (khurus) крытый куполом, зал для верующих и narthex. Оба narthex и хор, сегодня занимают место, которое раньше было частью нефа. Неф церковь отделен от боковых проходов двумя рядами из трех колонн с драгоценными коринфскими капителями которые почти наверняка намного старше самой церкви. В южной части нефа laqqan.

В районе самого монастыря, археологи выявили остатки массивной башни и церкви, которые были построены, вероятно, на его развалинах в 10 или 11 вв.

В июле 1991 года, двенадцать скелетов были обнаружены примерно в 150 метрах к юго-западу от монастыря. Они показали признаки серьезных увечий. Вскоре после этого, коптская церковь прославила этих мучеников, в настоящее время их мощи хранятся во многих коптских церквях Египта и за рубежом.

В ходе реставрационных работ в Церкви в 1997 году, были обнаружены росписи 11 века с изображением Архангела Гавриила, Святого Меркуриуса и Святого Георгия. Так же недавно были обнаружены изображения Богородицы, Христа, Святого Bisada и Святого Симеона Столпника. Кроме того, в центральной апсиде были обнаружены изображения Пресвятой Богородицы и апостолов, некоторые из этих произведений искусства могли бы быть отнесены к еще более ранним периодом чем 11-ый век.

Археологи также обнаружили в горах к востоку от монастыря, примерно восемьдесят девять выдолбленных в скале скитов, состоящих в основном из двух комнат. В настоящее время археологами найдено более ста скитов. Монастырь и скиты были наверняка связаны, и мы можем даже увидеть некоторые сходства между этим монастырем и регионом Kellia вблизи египетской дельты.
Археологи также обнаружили более тысячи рукописей, некоторые из них выполнены на пергаменте. Написаны они на греческом, коптском и арабском языках, они свидетельствуют о большой жизнеспособности монастыря, по крайней мере, до 13-го века. Сегодня этот регион стал одним из самых известных археологических памятников в Фаюм.

Тем не менее, церковь Архангела Гавриила на сегодняшний день является действующей церковью, а сам монастырь возрождается вновь. Его Святейшество епископ Авраам из Фаюм построил действующий монастырь вокруг старого. В нем вновь живут коптские монахи, и в ходе ежегодных христианских праздников большое число паломников, особенно из Фаюм и Бени Суиф, собираются в монастыре. Есть небольшие дома в юго-западной части монастыря, а также апартаменты на территории монастыря к югу от церкви и небольшой домик к западу от церкви, которые могут быть использованы для размещения паломников

Паломнические поездки к Монастырю Архангела Гавриила в оазисе Фаюм



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: