Крым армянский монастырь. Армянский монастырь сурб-хач

Понедельник. Мч. Каллистра та и дружины его. Сщмч. Петра, митр. Крути цкого1.

Служба мч. Каллистрата и дружины его не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы сщмч. Петра, митр. Крутицкого, в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Петра, митр. Крутицкого (В).

Еф., 219 зач., I, 22 — II, 3. Лк., 16 зач., IV, 37-44*.

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и мучеников, глас 8-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пре жде Честна го Креста Твоего …», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра дуйся, Све та о блаче…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й….

59 — Богослужебные указания за октябрь 2016 года

Версия для печати

Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евме ния, еп. Горти нского.

Прп. Евфроси нии Су здальской.

Служба прп. Евмения не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения.

Порядок чтений, согласно календарю:

Субботы по Воздвижении: 1 Кор., 125 зач. (от полу), I, 26-29. Ин., 30 зач., VIII, 21-30.

Ряд.: 1 Кор., 132 зач., IV, 17 — V, 5. Мф., 97 зач., XXIV, 1-13.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 2-й: «Боже ственное сокро вище…»1, «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне м мо ри…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне»…

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ НА 2016 ГОД Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2016 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви. Богослужебные указания – ежегодное руководство по совершению богослужений, составленное в соответствии с требованиями Богослужебного Устава и учитывающее многообразие литургической практики. Книга предоставляет настоятелям храмов и монастырей большой выбор вариантов служб разным святым. В Богослужебных указаниях на 2016 год особое внимание уделяется службам в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. В частности, приводится порядок совершения служб сщмч. Владимиру, митр. Киевскому, свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому, сщмч. Илариону, архиеп. Верейскому, святым царственным страстотерпцам, сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, сщмч. Петру, митр. Крутицкому, сщмч. Фаддею, архиеп. Тверскому, свт. Афанасию исп., еп….

Группа: Администраторы
Сообщений: 435222
Регистрация: 04.05.2007
Пользователь №: 2232
Спасибо сказали: 145 раз(а)

Репутация: 9727

Спасибо сказали: 21 jenj5010 (26.05.17 22:58), kissa00100 (26.05.17 22:58), worldofl2 (26.05.17 22:58), Jesikmvd (26.05.17 22:58), viniciusl2 (26.05.17 22:58), onyxfucker (26.05.17 22:58), kasak2 (26.05.17 22:58), centuriom24 (26.05.17 22:58), bistrii (26.05.17 22:58), Petras (26.05.17 22:58), marsto (26.05.17 22:58), Vamp666 (26.05.17 22:58), Lexus1991 (26.05.17 22:58), butu (26.05.17 22:58), fleex (26.05.17 22:58), baks (26.05.17 22:58), arondit5 (26.05.17 22:58), KENTIC18 (26.05.17…

О проблематике составления Церковного календаря

Издательство Московской Пат риархии выпускает в год около 150 новых книг. Более десяти из них - это календари, главный из которых - Пат риарший. Календарь - это своеобразный компас, богослужебная карта для каждого пастыря. О его истории и сегодняшнем дне, мнимых ошибках и сложностях в составле нии рассказал заведующий кален дарным отделом издательства священник Александр Шишкин. Версия PDF.

Новые издания

Отец Александр, сколько и какие календари выходят ежегодно в Издательстве Московской Патриархии?

Ежегодно мы выпускаем Богослужебные указания и более десяти видов календарных изданий. Вместе с Патриаршим календарем, это календари с чтениями из Священного Писания, с душеполезными чтениями «День смыслом наполняя», настенный листовой, численники (отрывные), а также ежедневники нескольких форматов и карманный календарь. Кроме того, издаем календарь с тропарями и кондаками, где есть полный месяцеслов,…

Пятница 6-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Мц. Глике рии.

Перенесение мощей прмч. Мака рия, архим. Ка невского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца.

Прав. Глике рии девы, Новгородской. Прпп. Амфило хия, Мака рия, Тара сия и Феодо сия, Глуши цких чудотворцев.

Служба мц. Глике рии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди).

Календарные заметки:

С этого дня до отдания Вознесения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Спасителю Богу…», кроме Недели 7-й по Пасхе и отдания Вознесения. На литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе…». Прокимен, аллилуиарий и причастен праздника (до отдания).

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Ин., 47 зач., XIV, 1–11.

На великой58 вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6:…

Православный календарь -» Месяцеслов Типикона

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Понедельник, 10 Октября 2016 года (27 Сентября 2016 по ст.ст.)
Седмица 17-я по Пятидесятнице, Глас седьмый

к~з. Ст~а’гw мч~нка каллiстра’та и= дружи’ны _е=гw`.

Тропа’рь, гла’съ д~:

Мч~нцы твои` гд\си, во страда’нiихъ свои’хъ вjьнцы` прiя’ша нетлjь^нныя w\т тебе` бг~а на’шегw: и=му’ще бо крjь’пость твою` мучи’телей низложи’ша, сокруши’ша и= де’мwнwвъ немощны^я де’рзwсти. тjь’хъ моли’твами сп~си` ду’шы на’шя.

Конда’къ, гла’съ д~. Подо’бенъ: JА=ви’лся _е=си`:

Вся’къ тру’дъ дне’сь цр~ковь ны’нjь соверша’ющи ст~i’и, восхваля’етъ та’инственнw, jа=’кw за ню` страда’льчествовавшыя мч~нцы бж~е’ственнiи, добропобjь’днiи, всему’дрiи.

Конда’къ, гла’съ д~. Подо’бенъ: Вознесы’йся на кр\стъ.

Многоwбра^зныя ра^ны претерпjь’вше, и= вjьнцы` w\т бг~а jа=’вjь прiи’мше, w= на’съ моли’теся бл~же’ннiи хр\сту`, па’мять всепра’зднственную…

Стаж: 8 лет 11 месяцев

Сообщений: 666

Богослужебные указания на 2016 год
Год издания: 2015
Издательство: Московской Патриархии
ISBN: 978-5-88017-495-9
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 1000
Описание: ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Литургическая жизнь Православной Церкви регламентируется ее Церковным Уставом, зафиксированным в особой книге, именуемой Типикон, или Устав. Типикон в своих указаниях определяет, как в течение всего церковного года, день за днем соединять за богослужениями в определенном порядке и в нужном количестве молитвословия и песнопения, содержащиеся в богослужебных книгах.
Вот какими поистине вдохновенными словами описывает значение Типикона в жизни Церкви видный отечественный литургист и агиолог святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский: «Название нашего Церковного Устава „ТИПИКОН” характеризует…

Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание Праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения. Сщмч. Мокия. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
(А) Совершается бденная служба свв. равноапп. Кириллу и Мефодию вместе со службой отдания Пасхи по 4-й Марковой главе Типикона под 8 мая: «Аще лучится святаго апостола Иоанна богослова в среду пред Вознесением во отдание Пасхи». Служба сщмч. Мокию переносится на повечерие.
(Б) По благословению настоятеля служба отдания Святой Пасхи может быть совершена Пасхальным чином, в таком случае служба равноапостольным будет совершаться по 1-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще случится святаго великомученика Георгия в един от дней Светлыя Недели». Служба сщмч. Мокию переносится на…

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).

Прп. Фео фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22. Лит. – Трясения: Евр., 331 зач. (от полу), XII, 6–13, 25–27. Мф., 27 зач., VIII, 23–27. Ряд. (под зачало): Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11. Лк., 55 зач., XI, 1–10. Вмч. : 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

Тропарь трясения, глас 8:

Призира яй на зе млю и творя й ю трясти ся,/ изба ви ны стра шнаго тру са преще ния, Христе Бо же наш,/ и низпосли нам бога тыя ми лости Твоя // моли твами Богоро дицы, и спаси ны.

Кондак трясения, глас 6:

Изба ви тру са тя жкаго всех нас, Го споди,/ и я звы нестерпи мыя грех ра ди на ших,/ пощади, Го споди, правосла вныя лю ди Твоя,/ я же стяжа л еси Твое ю…

Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения - они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав - Богослужебные указания просто здорово экономят время.

Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них…

Суббота. Мч. Каллистра та и дружины его. Сщмч. Петра, митр. Крути цкого.

Служба мч. Каллистрата и дружины его не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы1 сщмч. Петра, митр. Крутицкого (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пре жде Честна го Креста Твоего …», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми рную сла ву…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Моли твами, Го споди, всех святы х…», 3-й: «Е же на суди щи…», 4-й: «О, до брыя ва шея ку пли…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)….

Богослужебные указания за 10 июля 2016 года

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прп. Сампсо на странноприи мца. Прп. Амвро сия О птинского (службу зри 10 октября).

Служба благода рственная Богу, в Троице Святой сла вимому, о великой, Богом дарова нной победе над све йским короле м Каро лом вторы м на десять и воинством его, соде янной под Полта вою в лето от воплоще ния Госпо дня 1709, месяца июня в 27-й день. Собор всех новоявле нных мучеников Христовых, по взятии Царягра да пострада вших (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)1. Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)2. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)3. Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)4.

Служба прп. Сампсона странноприимца не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим…

Примерно в 3 км от Старого Крыма сохранился монастырь, основанный крымскими армянами в XIV веке. В те времена армянское население полуострова было многочисленным. Достоверно известно, что в одной только Феодосии к концу XVII века жило до 80 тысяч армян.

По преданию, название монастыря Сурб-Хач (Святой Крест) связано с каменным резным крестом хачкаром VI века, перевезенным в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Основателем монастыря был инок Ованес, который вместе со своими братьями и учениками построил церковь Сурб-Ншан (церковь Святого Знамения) . Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, одновременно выполняющей роль дозорной башни.

Суровые каменные стены монастыря больше напоминают средневековую крепость, чем церковную постройку. И вполне закономерно, что после возведения монастыря вокруг возник небольшой город Казарат. В нем армянские князья держали войска, которые в качестве наемников защищали побережье, города Кафу (Феодосию) и Солдайю (Судак).

По брусчатке внутреннего двора мы направляемся в храм. Попасть в него можно только миную притвор, или в армянском варианте гавит . В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита надстроена сторожевая башня-колокольня , на которую поднимались из притвора по каменной лестнице. Внешне колокольня сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в христианских монастырях. Никаких отдельных или пристроенных к храму конструкций, просто на кронштейне, вбитом в стену рядом с окном над входом в гавит, висит небольшой колокол.

Первое, что бросается в глаза при входе в гавит - каменный пол из могильных плит с полустершимися армянскими надписями, под которыми захоронены настоятели монастыря. Среди них и основатель Сурб-Хача инок Ованес. Полагают, что ступая по плитам, ныне живущие как бы общаются с почившими праведниками и поминают их.

Внутренние стены гавита украшены резными крестами. Все кресты разные! В средневековье было принято в ознаменование важного семейного события заказывать вырезание крестов на стене храма.

Здесь же в северной стене сохранилась ниша, оформленная в стиле мусульманского михраба.

Удивительно, но над входом в храм даже просматривается роспись, над которой видна лепнина с изображением агнец на престоле с крестом.

Удивительно, потому что монастырь несколько раз закрывали, и он оказывался заброшенным: первый раз монастырь опустел в XVII веке, а потом - в XX. После 1925 года и до конца 1970-х годов, здесь размещали то пионерский лагерь, то санаторий. Позднее на территории Сурб-Хача провели археологические исследования, и монастырь был взят под охрану. В 1994 году в храме возобновились богослужения, а в начала 2000-х годов монастырь вернули Армянской Апостольской Церкви.

Одна из архитектурных особенностей всего храмового комплекса - это его ступенчатость. Не забывайте, что монастырь построен в гористой местности в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская). Поэтому на протяжении 45 метров от трапезной до алтаря получается перепад высоты в 5 метров! Об этом написали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в своей книге "Солхат и Сурб-Хач": "Поразительна эта - можно назвать ее дивной - ступенчатая перспектива вздымающихся один над другим архитектурных объемов, а с ней и постепенное возрастание орнаментального богатства - в обрамлениях входов, в полихромии рельефных узоров и в росписи, которую видим над входом из гавита в святилище. По-особому настраивал посетителя и дальний сумрак, манивший в глубину перспективы - туда, внутрь храма, где в благовонном дыму синевато курившегося ладана повисал солнечный луч, проникавший в окно алтарной абсиды".

Солнечные лучи всё так же проникают через окно алтарной абсиды и заставляют дрожать воздух под куполом.

Приходят сюда не только любопытные туристы, но и верующие, стремящиеся увидеть взгляд Христа с иконы. Икона эта стоит под сводом в нише слева от алтаря. Считается, что на кого-то лик с иконы смотрит печально, на кого-то твердо, а кто-то вообще видит Христа с закрытыми глазами.

Выйдя из храма, попадаешь во внутренний монастырский двор , окруженный древними кельями братского корпуса . Двухэтажное помещение, построенное буквой "г", состояло из восьми комнат первого этажа, а над ними - балкон-галерея, опирающийся на деревянные колонны. К входу на балкон сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной .

Под лестницей на второй этаж трапезной расположен фонтан для омовения рук и босых ног, совершаемого перед тем как войти в храм или трапезную.

В кельях сохранились полуциркульные своды, часть из которых украшены каменной резьбой. Отапливались кельи каминами, дымоход которых скрыт в стене.

Шестиконечные звезды и плетеные шнуры - традиционные черты армянской каменной резьбы

Трапезная, расположенная к западу от храма, представляет собой каменное посещение из двух прямоугольных залов. В северном зале устроены камин с полукруглой топочной аркой, и печь. Под трапезной располагался подвал, куда вела лестница из южного зала. Второй этаж над трапезной появился только в конце XIX века и предназначался под гостиницу. Позднее в 1906 году отдельно от братского корпуса было построено новое одноэтажное здание монастырской гостиницы .

От трапезной с уровня внешнего открытого двора монастыря вела лестница в сад , расположенный за пределами монастырского дворика. Сад с террасами был разбит на пологом горном склоне, и между площадками проложены каменные лестницы. Всего в саду сохранилось четыре террасы и три фонтана с питьевой водой, устроенных по единому принципу - прямоугольные в плане с декорированным фасадом, глухими стенами и с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по керамическим трубам, из расположенного выше по склону источника.

По преданию, у каждого фонтана есть свое название - источник здоровья (верхний), мудрости (средний) и красоты (нижний). На стене источника мудрости хорошо просматривается каменная резьба с изображением древа жизни и двух ангелов, охраняющих его с обеих сторон. Над ними по обе стороны от дерева - Солнце и Луна.

Чуть ниже на этой же стене вырезан в камне цветок жизни в окружении двух высоких стрельчатых деревьев, на которых сидят птицы, а между стволами парят два ангела. Символическое изображения цветка жизни встречалось еще у египтян, и вот, как ни странно, мы видим его в армянском монастыре XIV века.

Почти одновременно со строительством монастыря Сурб-Хач чуть выше по склону возводили второй монастырь Сурб-Стефанос. Но сейчас от него остались одни руины. Мы туда обязательно дойдем, но в следующий раз. А пока от знакомства с крымской историей нас отвлек аромат гаты с орехами, которую пекут здесь же и продают на небольшом пяточке под деревьями. Чай, гата, разговоры с другими путешественниками... Как оказалось, сюда приходят не только армяне, но даже не только христиане. Храм открыт для всех.

На обратном пути нас подхватил местный армянин, который приезжал из Старого Крыма в Сурб-Хач за водой. Всю дорогу вместе с ним строили предположения, что же означает каменная резьба над фонтаном мудрости, но докопаться до истины, как обычно, не хватило времени. Кстати, от денег за проезд он буквально отмахался: "Не надо-не надо!" И мы пошли дальше.

В нескольких километрах от южных окраин Старого Крыма находится гора Грыця (665 метров, ещё её называет Монастырская или Святая). На склонах этой горы и расположился армянский монастырь Сурб-Хач, наверное, самый известный религиозный объект армянской церкви, наряду с церковью Святой Рипсиме в Ялте, на Крымском полуострове. Название монастыря на русский язык можно перевести как «Святой Крест». Памятник архитектуры с 1963 года. Религиозный памятник армянского народа вот уже восемь веков.

Крымские армяне и монастырь Сурб-Хач

Появление армян во внутренней части Крымского полуострова связано с религиозной доктриной генуэзских властей , стремившихся подвести под один символ веры - в данном случае католический - всё разношерстное население своих крымских колоний. И действительно, под генуэзским флагом в портовых городах торговали евреи, греки, татары, итальянцы и армяне - всё предприимчивые национальности, знающие своё дело и умеющие торговать.

Наплыв армян в Крым в XII-XIII веках был связан с массовой эмиграцией этого народа с родины, которая подвергалась бесчисленным вторжениям кочевых орд, то сельджуков, то монголов, то Тохтамыша, то Тамерлана, соперничающих между собой персидских и османских военачальников. Армения в средние века была ареной борьбы крупных восточных деспотических образований, сменявших друг друга в мелькании десятилетий. Жить, не говоря уже о том, чтобы процветать, на родине армянам было нелегко.

В Крыму армяне основали свою крепкую общину, которая под давлением генуэзских властей медленно переместилась в XIV-XV веках ближе к просторам Внутренней гряды Крымских гор . Однако и в сложившихся условиях армяне сохраняли сильные позиции в цветущей Кафе (сегодня Феодосия) .

До сих пор в районе Тополевки можно увидеть две армянских церкви этого периода: Сурб-Саргиз и Сурб-Урбат. В районе села Богатое находятся развалины Сурб-Егия. В отличие от этих святых для армян мест Крыма, Сурб-Хач, несмотря на те разрушения, которые принесли войны и время, был восстановлен.

История монастыря Сурб-Хач

Основание монастыря Сурб-Хач можно отнести к XIV веку нашей эры, ко времени, когда крымская община армян ещё обладала значительным влиянием и средствами на воздвижение объектов подобного масштаба. Со временем Сурб-Хач становится центром епархии, религиозная власть которой распространялась на весь Крымский полуостров и северное Причерноморье. Переоценить важность этого религиозного центра для армян сложно. Но с приходом русских войск в Крым рушится привычный уклад жизни всех слоёв населения полуострова. Высшее духовенство переселяется в армянский анклав на Кавказе - Нахичевань. Престол епарха также покинул Сурб-Хач, но, несмотря на потерю центрального положения, Сурб-Хач остаётся важным центром культурной и духовной жизни армян. Кроме того, обитель владела большими земельными наделами.

По легенде, монах Ованес Себастаци увидел на месте будущего расположения монастыря, точнее, главного его соборного храма, огненный крест (отсюда и название Сурб-Хач - «Святой Крест»). Таким образом, Себастаци стал духовным основателем монастыря. Храм Сурб-Ншан при монастыре был построен в середине XIV века, в конце XVII - в XVIII веках достроены трапезная, келейная для братии, весь комплекс активно перестраивается. Видимо, армяне нашли общий язык с верховной властью Крымского ханства - Сурб-Хач процветает.

Пауза, связанная с переездом престола в Нахичевань не сказалась негативным образом на монастыре. Жаль, что такого нельзя сказать про революцию 1917 года. Благодаря тому, что Крым долго оставался в руках белой армии, монастырь по инерции продолжал существование.

После революции монастырь Сурб-Хач доживал последние свои годы в качестве действующей обители. За террором последовал голод, потом - многочисленные изъятия и, наконец, закрытие монастыря в 1925 году. Разорениями и разрушениями не обошлось, случались убийства членов братии. В окрестностях монастыря, там, где по рассказам нашли тело убитого новой властью монаха, украшают в память о невинной жертве дерево.

До Второй мировой войны в стенах Сурб-Хач находился пионерский лагерь и туберкулёзный санаторий. Война принесла новые разрушения, но и после боевых действий время продолжало методично уничтожать уникальный культурно-архитектурный ансамбль. Никто не занимался ни в малейшей степени сохранением монастыря, пусть не в религиозном рвении, но в целях сохранить редкой красоты архитектурный комплекс. Даже несмотря на то, что Сурб-Хач стал памятником архитектуры с 1963 года, а с 1979 - охраняемым государством объектом, внимание крымских властей не обращалось в сторону памятника культуры, который неумолимо разрушался временем и людьми.

И только в восьмидесятые годы прошлого столетия заговорили о реставрации монастыря Сурб-Хач - и в этих местах пронесся ветер перемен; заговорили и о духовности. После приобретения независимости Армения заинтересовалась своим культурным достоянием на Крымском полуострове. Сюда были отправлены специалисты, которые должны были оценить масштабы реставрационных работ. На протяжении девяностых годов комплекс активно перестраивался и обновлялся. В 1994 году в главном храме монастыря Сурб-Ншан начались постоянные богослужения, эпизодически проводившиеся с предшествующего года. С 2002 года весь архитектурный комплекс монастыря Сурб-Хач перешел в лоно Армянской Апостольской Церкви.

Монастырь Сурб-Хач и его архитектура в наше время

Раньше монастырь вполне напоминал крепость. Высокие крепкие стены окружали Сурб-Хач, внутри кольца стен преобладали мощные каменные постройки, столь привычные для человека средневековья. После реконструкции дух времени ожил в стенах старейшего армянского монастыря. Монастырь выглядит сурово и располагает к духовным упражнениям.

В комплекс построек входит старейшее здание монастыря Сурб-Хач - главная церковь комплекса Сурб-Ншан (церковь Знамения). Это старейшее сооружение монастыря. По надписи, сделанной в 1358 году на куполе церкви можно утверждать, что как минимум серединой XIV века можно датировать постройку этой церкви, ведь надпись на барабане, держащем купол храма, датирована 1358 годом. На тот момент это было единственное здание монастыря.

К главному храму примыкает большой прямоугольный притвор (по-армянски «гавит»), который весьма отличается от притворов православных храмов - сложно с первого взгляда определить его предназначение. Гавит был пристроен к Сурб-Ншану несколько позже - в 1401 году. Он как будто поглотил первоначальный, украшенный резьбой портал с семью ступенями, служивший парадным входом в храм. В притвор ведут два входа, снабженных каменными лестницами - с южной и западной сторон. В стены гавита вмурованы хачкары, изображения крестов на камнях. Внутри притвора на втором ярусе была оборудована колокольня, к которой ведет каменная лестница. Форма колокольни непривычна для православной архитектуры - прямоугольная с крышей в один скат. Увенчана церковь пирамидальной формы куполом с крестом на вершине. Это самая высокая точка монастыря Сурб-Хач.

Церковь Сурб-Ншан обращена на восток центральной апсидой, которая скрыта в толще восточной стены. В другую сторону - на запад - обращена трапезная, построенная в XVII веке. На месте трапезной раньше, как полагают исследователи, существовали более ранние постройки. Красивые арочные потолки вполне соответствуют вкусам готической архитектуры. Трапезная имела второй этаж, не используемый как кухня или столовая, предназначавшийся, видимо, для гостей, и подвальный этаж. В северной части трапезной находится печь. Там же имеется надпись, сделанная поваром и датированная 1762 годом. К южной стене трапезной монастыря Сурб-Хач примыкает привратницкая. Между этим помещением и зданием келий расположен вход в монастырь с двумя дверными порталами. Над входом надпись, датированная 1684 годом.

В конце XVII века перпендикулярно трапезной была построена двухэтажная келейная часть монахов. Восточным своим крылом она упиралась в южный фасад гавита, западным - в трапезную. Таким образом, образовался внутренний дворик монастыря. Кельи второго этажа имели выход на открытую галерею, которая не сохранилась, но сохранились камни, служившие основанием деревянных подпорок галереи, которая выходила во внутренний дворик. По кельям первого этажа можно сложить представление о них - совсем маленькие комнатки, снабженные камином и дымоходом. К югу от келий расположена монастырская гостиница, построенная для приёма увеличившегося потока паломников в XIX веке. В войну она была полностью разрушена, но воссоздана в конце прошлого века во время реконструкции.

Фонтаны монастыря Сурб-Хач

В своё время монастырь Сурб-Хач полностью был окружен садами, где трудилась братия. Ныне, на юго-западе от монастырского комплекса тоже можно увидеть сад, главным украшением которого являются два красивых старых фонтана. Они, как и сад, расположены на понижающихся от трапезной террасах, по которым проходит лестница. Фонтаны представляют собой укрытые в камень прямоугольные каптажи, фасад которых украшен архитектурными деталями. Вода собирается в скрытых позади фонтанов цистернах, к которым в свою очередь ведут керамические трубы из источников, расположенных в горах.

Верхний фонтан был построен на рубеже XVIII и XIX веков в типичном армянском стиле. В семидесятых годах прошлого столетия с фонтана пропала навсегда мраморная плита, украшенная изображением ангелов, несущих ритуальный сосуд и крест. Второй фонтан находится ниже. Он также богато украшен и окаймлён сверху аркой. В центре композиции можно увидеть армянский крест.

Как добраться до монастыря Сурб-Хач

Добираться до монастыря Сурб-Хач естественнее всего из Старого Крыма, причём пешая прогулка по красивым местам не будет ни долгой, ни утомительной (около трёх с половиной километров с небольшим повышением местности). Но если вы всё же хотите приехать туда на своём транспорте, то, в случае движения от Симферополя, нужно, не доезжая до Старого Крыма, повернуть на указателе «Сурб-Хач 3 км». Асфальтированная дорога выведет вас через лес к монастырю, где можно найти автостоянку, после чего приступить к осмотру достопримечательностей этого красивого, непривычного глазу православных, монастыря. При движении из Феодосии, нужно насквозь проехать Старый Крым по шоссе Феодосия-Симферополь, и повернуть на описанном выше повороте налево.

olegman37



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: