Почему святые воспринимались идеал пример. Русские святые — идеал в духовно-нравственном воспитании молодежи

Урок 1.Святая Русь

Задачи:

· ребёнок овладеет понятием «святость», которое, с точки зрения верующих людей, представляет собой обладание божественной благодатью;

· поймёт, что «Святая Русь» - это, прежде всего, люди,хранящие веру Православную, а святые земли русской- это люди, совершившие в своей жизни подвиг служения Богу и людям;

· задумается о том, что возрождение Святой Руси возможно лишь в том случае, если люди, живущие на этой земле, будут стараться в меру сил жить благочестиво и праведно, соблюдая Законы, уберегающие от зла - Заповеди Божии.

№ м-ф

Названия медиафайлов

0 1

Ступеньки познания

0 2

Святая земля

0 3

Рождество Христово

Святое-1

Святое-2

Святая Русь

Угодник Божий

Словарь: угодник Божий

Святые Земли русской

10/видео

Образ и подобие Божие: 49 с

Святая Русь

Святая Русь

Священное Писание

Раскрытая Библия

Русские святые

Рефлексия

Сегодня на уроке мы будем говорить о Святой Руси. Но чтобы понять, что такое Святая Русь, нам надо выяснить для себя, что есть «святое».

М-ф 01/Таблица 1. Ступеньки познания. Вы видите как бы ступеньки. Назовём их ступеньки познания. Сегодня на уроке мы выясним «что есть святое», и «кто есть святой».

__Скоро узнаю:__

__Я сегодня узнаю: _Путь к святости

Что есть святое

Кто есть святой

___Наш помощник: __

Ветхий Завет

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, нам надо воспользоваться полученными ранее знаниями. Где будем искатьпомощь? В Священном Писании, а точнее в Ветхом Завете, который мы начали изучать в прошлом году.

На нашей планете есть земля, которую людиназывают - Святой.

· Как вы думаете, какую землю называют Святой? (Предположения детей).

Святая Земля - Обетованная Земля, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам (м-ф 02. Святая Земля) . На этой земле жил израильский народ, который создал и воспитал Сам Бог, потому что именно в нём должен был родиться Спаситель - Иисус Христос.

Святая Земля - это Земля, на которой родился (м-ф 03. Рождество Христово) и по которой ходил Иисус Христос - Сын Божий. На этой же земле Онпринял Крестную Смерть. Эта Земля освящена не только стопами Христа, но и Его Кровью, пролитой на Кресте во спасение людей.

· Подумайте, что можно обозначить словом «святое»? (Предположения детей)

М- ф 04. (Святое ________________________________

(слова-помощники: посвященное…______________)

Обратите внимание, что у нас есть слово - помощник. Но чтобы правильно ответить на этот вопрос, нам мало одного слова-помощника, и наша задача по ходу урока набрать как можно больше таких слов.

· Давайте подумаем, какие слова-помощники можно ещё записать? (Если не прозвучало слово «освящённое», учитель называет его сам м-ф 05/Святое-2: Святое (слова-помощники: посвящённое Богу, освящённое …).

Русь тоже называют Святой. Святая Земля была избрана для того, чтобы принять Иисуса Христа, а Святая Русь избрана для того, чтобы принять и хранить великую святыню - веру Православную.

В одной из стихир * (Словарь*. Стихира - краткое церковное песнопение) поется: «…Святая Русь, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».

Святая Русь - это обязательно Русь Православная (м-ф 06. Святая Русь).

На Русской земле воссияло много угодников * Божиих (м-ф 07. Угодник Божий).

· Как вы понимаете выражение угодник Божий?

· После ответов детей м-ф 08. Словарь*. Угодник Божий - человек, угодивший Богу святою, непорочною жизнью.)

· Святые угодники Божии своей чистой и непорочной жизнью освятили каждую пядь русской земли (м-ф 09. Святые Земли русской).

· Кто же такиесвятые люди?

После ответов детей. Святые - это люди, в которых образ Божий воссиял в своей первоначальной чистоте.

· Вспомните, что понимается под образом Божиим?

После ответов детей (м-ф 10/видео. Образ и подобие Божие: 49 с) .

Словарь *. Образ Божий нужно видеть только в душе человека. Бог есть Дух, не облеченный никаким телом. По слову Священного Писания, Бог есть Добро и Любовь. Поэтому все добрые и благородные свойства души являются таким выражением образа Божия.

· Как вы думаете, сколько всего святых? (Предположения детей)

В акафисте* Всем Святым (т.е. святым всего мира. Словарь*. Акафист - хвалебная песнь) они уподобляются звёздам небесным. Как количество звёзд ведомо только Богу, так и количество всех святых знает только Бог, сосчитать их невозможно, т.к. не все угодившие Богу явлены людям.

Но Церковь знает и помнит имена многих и многих святых. В церковном календаре каждый день ознаменован памятью Святых угодников Божиих, которые поминаются на церковных службах.

Если бы на том месте, где жил святой, зажечь свечу, то вся Русь покроется такими свечами.Святая Русь - это море святого огня (м-ф 11. Святая Русь) .

· Как вы думаете, только ли людей, достигших святости, можно отнести к Святой Руси? (Предположения детей)

Конечно, нет. Святая Русь - это, прежде всего, люди, хранящие православную веру. Русь исстариназывали Святой Русью, потому что наибольшая часть её народа - от детей до глубоких стариков и от царя до последнего бедняка - старались в меру сил жить благочестиво и праведно, т. е. соблюдая Заповеди Божии, придерживаясь православных обычаев. Согрешив, люди приносили в церкви искреннее покаяние (м-ф 12. Святая Русь).

Но святой может быть не только земля или человек.

· Подумайте, что ещё на земле может быть святым, т.е. посвященным Богу? (Предположения детей).

В первую очередь, это, конечно, Священное Писание (м-ф 13)!

Святой апостол Павел называет Священное Писание боговдохновенным, тем самым не давая людям власти самовольно изменять (искажать) живое слово Божие.

· Как понимаете «Боговдохновенна»? Какие два слова мы здесь слышим? (Бог и вдох или вдохнуть).

Библия написана по вдохновению свыше, благодатным дыханием Бога-Духа Святого через пророков. Чтобы это понять, давайте представим ситуацию: допустим, кто-то попросил вас помочь написать письмо. Он вам диктует, а вы пишите.

· Кто автор письма: вы или тот человек? (Тот человек, потому что в письме выражены его мысли).

Так и Библия: писали пророки, но Автор - Бог .

Было время, когда русский народ очень хорошо знал Священное Писание.

· Как вы думаете, откуда, народ, среди которого было немало безграмотных людей, хорошо знал Библию? (Предположения детей).

Во - первых, на Руси обязательно посещались богослужения в воскресные и праздничные дни, во время которых читается Священное Писание.

Во - вторых, в семьях по вечерам было принято читать Библию: вся семья собиралась за столом и глава семьи - отец (или кто-то грамотный) читал главы из Священного Писания.

· Давайте посмотрим, какие слова - помощники вы записали для определения понятия «святое».

После ответов детей . Святость , свойство, присущее Богу, которым Он наделяет лица и предметы. Святость предполагает определённую связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью - в противоположность греховности.

Таким образом, святое - это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и посвящённое Богу.

Ребята, у вас в тетрадях дано условное изображение Святой Руси.

На плоскость, изображающую Святую Русь, мы будем наносить всё, что относится к ней.

· Как вы думаете, что мы изобразим в первую очередь? (Предположения детей)

Конечно, Священное Писание. После крещения Руси, на землю русскую пришло Слово Божие, которое заключено в Библии (м-ф 14) .

· Как мы это изобразим? (В виде раскрытой книги, листы которой напоминают крылья птицы, распростёртые над Русью).

· Далее что изобразим? (Русских святых (м-ф 15)

· Как мы их будем изображать? (Предположения детей).

После выслушанных предложений детей, учитель предлагает изобразить святых в виде горящих свечей).

По всей «территории» Святой Руси нарисуйте горящие свечи, которые как бы олицетворяют собой святых земли Русской.Этим светом освящается не только Русь, но и другие земли. Чтобы показать это, вынесем лучи света за пределы границ Святой Руси.

Рефлексия.

В ваших тетрадях в начале каждого урока изображена звёздочка-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после каждого занятия:

· зелёный цвет - мне было интересно;

· желтый - было интересно, но кое-что осталось непонятно;

· красный - я с этим не согласен

· фиолетовый - мне это «фиолетово»

· чёрный - было скучно

чувств. После обсуждения по группам что было интересно,что непонятно,с чем не согласны, почему было скучно или безразлично, идёт выступление представителей от групп.

· Д-з: Понятийный круг.

Дома в понятийный круг впишите новые слова-термины, с которыми познакомилисьна сегодняшнем занятии. В этом вам помогут… (словарик и слова-помощники)

СВЯТАЯ РУСЬ
особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом избранным народом. Осознание русским народом своего особого духовного предназначения прослеживается в «Повести временных лет» (XI в.). Причем богоизбранность понимается не как противостояние другим народам, а как особая миссия борьбы с мировым злом, миссия добротолюбия.
«Святая Русь, - писал А.С. Хомяков, - создана самим христианством. Таково сознание Нестора, таково сознание святого Илариона и других. Церковь создала единство Русской земли и дала прочность случайности Олегова дела».
Духовные ценности Святой Руси раскрываются перед нами в возвышенной православной этике и добротолюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели - в общем, в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни была не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души!
Русское Православие, воплощавшее ценности Святой Руси, было не только религиозной системой, но и состоянием души - духовно-нравственным движением к Богу, включающим все стороны жизни русского человека - государственную, общественную и личную. Русское Православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальным духом русского человека. По мере возвышения национального духа возвышалось Православие, и, наоборот, разложение национального сознания вело к вырождению Православия.
К Богу русский человек испытывал особое национальное чувство. «Русский Бог велик, - говорил он. - Велик Бог русский и милосерд до нас», «Жив Бог, жива душа моя», «Жить - Богу служить», «Человек ходит - Бог водит», «Нужен путь - Бог правит», «Бог пути кажет», «Человек гадает, а Бог совершает», «Без Бога не до порога», «С Бога начинай и Господом кончай», «Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же кроме Него», «С верой нигде не пропадешь», «Вера спасает», «Вера животворит», «Вера и гору с места сдвинет».
Это, конечно, не означало безоглядного упования на Бога. Нужно не только молиться, но и действовать. Только тогда молитва будет действенной: «На Бога надейся, а сам не плошай!», «Богу молись, а в делах не плошись!», «Богу молись, а добра ума держись!», «Богу молись, а к берегу гребись!»
Переменить веру Православную, считал русский человек, - смертный грех: «Менять веру - менять и совесть».
Каждое дело надо начинать с молитвы: «Не торопись, сперва Богу помолись», «Любое дело - благословясь не грех», «Дело спорится - углам помолись», «Что бы ни пришло, все молись», «Кто перекрестясь работает, тому Божия помощь», «С молитвой в устах, с работой в руках».
Однако и молиться надо, очистив себя от всякой скверны и греховных помыслов: «Лихо думаешь - Богу не молись».
В выборе веры сказался национальный характер народа. Красота богослужения, конечно, не главное, что определило выбор. Главное в том, что Православие отвечало характеру народа и позволяло ему сохранять свои народные традиции, обычаи и идеалы. В отличие от католичества, Православие не навязывало русскому народу чуждый язык богослужения (мертвую латынь), не пыталось поставить над Русской землей деспотическую власть римских пап. «Рим никогда не отвечал нашему духу и нашему характеру, - писал И.А. Ильин. - Его самоуверенная, властная и жестокая воля всегда отталкивала русскую совесть и русское сердце».
Святая Русь не противопоставляла власть светскую и духовную, а действовала по принципу: «Богу - богово, а кесарю - кесарево». Однако и «греческое вероисповедание мы, не искажая, восприняли настолько своеобразно, что о его «греческости» можно говорить лишь в условном, историческом смысле» (И.А. Ильин). Главное состояло в том, что новоиспеченные русские христиане внесли в новую веру глубокие нравственные начала, рожденные еще в дохристианский период, и прежде всего мысль о приоритете добра в жизни, о неизбежности победы добра в борьбе со злом. На Руси Православное христианство стало добротолюбием, вобрав в себя все прежние народные взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро.
Крещение Руси соединило два родственных мироощущения. Так, русские внесли в Православие жизнеутверждающий оптимизм победы добра и усилили его нравственные начала, придав им более конкретный характер практического добротолюбия. Этим русское Православие отличалось от византийского, которое абсолютизировало проблему зла, его неотвратимости, преодолеть которое можно только через строгий аскетизм и мистические искания. Безусловно, Русская Православная Церковь освоила мистический и аскетический опыт Востока, особенно исихазм, но, как показывает история, в довольно узких пределах национальных традиций и обычаев. Широкой массе русского народа был чужд мистицизм в смысле «личной встречи с Богом». Путь к Богу русского народа шел не просто через бездеятельную молитву или молитвенный экстаз, хотя это тоже было, а через живое дело добротолюбия и труд, совершаемый с молитвой. Развивался на Руси и религиозный аскетизм, хотя масштабы его распространения были не столь велики. Исследователи, ищущие в русском Православии характерные особенности Восточной Церкви - аскетизм и мистицизм, - совершают серьезную ошибку, накладывая типовую схему Востока на самобытный организм Святой Руси, в котором преобладали совсем другие черты.
Аскетизм, уход от мира как средство борьбы с мировым злом в русском народном сознании допускается только для немногих монашествующих, которые пользуются огромным авторитетом. Вместе с тем отгородиться от мира высокими стенами - это еще не значит победить зло. Гораздо важнее бороться с ним повседневно в быту. Эта борьба не менее важна, чем аскетическое служение, а для большинства русских людей единственно приемлема. Первые русские христиане искали в Православии подтверждения тех духовных ценностей, которыми они жили прежде.
В отличие от Византии русское Православие смотрит на мир оптимистично. В нем нет мрачных тонов и чувства безнадежности, которыми пронизана Византийская Церковь. Русская иконопись, отражавшая мироощущение русского человека, - это жизнеутверждающий взгляд на мир, выражавшийся «в высветлении палитры, обретшей необычайную яркость и жизнерадостность, в неуклонном росте значения линии, особенно столь ценимого русскими иконописцами силуэтного очерка» (В.Н. Лазарев).
Национальный характер русского Православия служит единению нации и национальному самосознанию, а значит, способствует строительству национального государства. Еще в «Повести временных лет» приводится мысль о славянском (русском) единстве и единении Руси.
Национальный характер русского Православия проявляется в создании целого ряда национальных иконографических типов: Покров, Собор Богоматери, «О тебе радуется» и др., - отсутствующих в других христианских Церквах. В иконе «Покров» выражается идея покровительства Пресвятой Богородицы над русским народом.
Национальные русские Святые - подвижники русского Православия - все без исключения патриоты Русской Земли, для них всегда предпочтительнее скорее погибнуть, чем вступить в сговор с врагами Отечества.
В «Слове о Законе и Благодати» (XI в.) первый русский митрополит Иларион излагает духовно-нравственную суть русского Православия. Писаный закон веры без благодати мало что значит. «Закон дан на «приуготовление» благодати, но он не сама благодать: закон утверждает, но не просвещает. Благодать же живит ум, а ум познает истину». Благодать у Илариона понимается не в чисто литургическом смысле, а как духовно-нравственная категория победы добра в душе человека и вытеснение зла. Закон, по мнению Илариона, разобщает народы, так как выделяет среди них один народ. Благодать дана всем народам, она объединяет их в одно целое, тождественная истине, дает оправдание земному существованию человека. Говоря о христианах, имея в виду, конечно, прежде всего русский народ, Иларион пишет: «Иудеи в законе ищут свое оправдание, христиане на благодати основывают свое спасение; и если иудейство оправдывается тенью и законом, то христиане истиной и благодатью не оправдываются. Иудеи веселятся о земном, христиане же пекутся о небесном. И кроме того, оправдание иудейское скупо и завистливо, оно не простирается на другие народы, но остается в одной Иудее; напротив, христианское спасение щедро и благостно растекается на все земли».
Итак, Святая Русь не формальное следование закону и оправдание им, а постоянное стремление к добру, к высшему благу. Суть развития человеческой истории - во всеобщей победе благодати, добра, в отрицании прежнего формального закона, погруженного в суету земных страстей и плодящего зло.
Русский человек иначе осмысливает и само христианское благочестие: благочестивым считали не того, кто проводит время только в постах и молитвах, но того, кто добродетелен в жизни. «Слово о мытарствах» (XII в.) перечисляет нравственные преступления: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство, блуд, скупость, немилосердие. Русский человек считал, что для спасения недостаточно одного аскетического следования заповедям Христа - необходимо, чтобы деяния человека были полезны всем, общественно значимы; лишь перед теми откроются «врата небесные», кто сознательно творит добрые дела, приносит благо ближним, ибо само неведение добра «злое есть согрешение».
По Нестору, русская история - это борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном сил зла. В этой борьбе у русского народа пробудилось национальное самосознание, проявилась его природа, «сверхвременной идеал и сверхвременное существо народа» (Л.П. Карсавин).
В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается как противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо «беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно посредством их множится мировое зло. Борьба за добро, любовь к добру, добротолюбие существовали как своего рода культ в дохристианский период, после Крещения Руси они получают дополнительное обоснование и высшее освящение, но вступают порой и в противоречие с христианской догматикой. Так, Иаков Мних (XI в.) восхвалял добро, считая, что святость достигается не чудотворением, а добрыми делами. Критерий истинной христианской жизни и святости - добрые дела.
С самого начала принятия христианства Святая Русь, идеология русского народа-богоносца, столкнулась с иудаизмом, идеологией народа-богоубийцы. Примерно с конца первого тысячелетия от Рождества Христова начинается качественная сдвижка мировой истории - созданная Спасителем христианская цивилизация, подточенная тайными иудейскими обществами и сектами, подвергается эрозии. Христианская идеология в западноевропейских странах постепенно отравляется иудейскими воззрениями на мир. И на месте христианской цивилизации Запада в течение XI - XVIII вв. сначала почти незаметно, как страшная раковая опухоль, развивается иудейско-масонская цивилизация, отрицающая духовные ценности Нового Завета, подменяя их иудейским поклонением золотому тельцу, культом насилия, порока, плотского наслаждения жизнью.
На многие века Западное христианство превратилось в ширму, за которой велось строительство иудейско-масонской цивилизации. На первых порах, пожалуй, самой красивой частью этой ширмы был так называемый Ренессанс, который при покровительстве римских пап и кардиналов под псевдохристианской оболочкой фактически отверг духовные ценности Нового Завета, провозгласив эпоху плотского наслаждения жизнью, а главное, возрождение порочных языческих (дохристианских) традиций Древней Греции и Рима. Иудейская пропаганда объявляет всю эпоху подъема христианской духовной цивилизации периодом упадка и мракобесия, а так называемый Ренессанс - временем возрождения «лучших традиций древности», подразумевая под этим, по-видимому, неслыханный разврат и содомитство позднего античного общества, преуспеяние которого основывалось на жестокой эксплуатации рабов со всего мира.
Кризис Западной церкви и христианских монархий в Европе, начавшийся с момента отпадения Рима от Православия, перерос к середине 2-го тысячелетия во всеобщую катастрофу западно-христианской цивилизации. С этого момента, по справедливому замечанию великого русского философа А.Ф. Лосева, осуществляется развертывание и оформление сатанинского духа, ступенями которого были капитализм и социализм, победоносное шествие еврейских революций по Европе.
В самом деле, с момента складывания капитализма и колониальных захватов мир вошел в полосу деградации и одичания. Стремительное развитие научно-технического прогресса сильно способствовало этому, превращая человека в раба возрастающих материальных потребностей. Мир становился все более одномерным. Духовная доминанта человечества, ранее определяемая христианской цивилизацией и ценностями Нового Завета, перемещалась на периферию общественного сознания, а на авансцену истории выходили бездушие, эгоизм и ограниченность человека, живущего только потребительскими интересами.
Святая Русь не приняла антихристианских идей западноевропейского Возрождения и так называемого «гуманизма», ориентированных на жадное стяжание материальных благ и плотских утех. Она отвергла западноевропейское понятие развития как преимущественно научно-технического, материального прогресса, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, «жадность к вещам». Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека.
Для русского человека вера была главным элементом бытия, а для западного человека - «надстройкой» над материальным базисом. Архимандрит Иларион (Троицкий) писал: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу». Единственный путь преображения - в искоренении греха в самом себе: «Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, овладей собой, и узришь правду. Не в вещах правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою».
После падения Рима и захвата иноверцами Константинополя духовный центр христианской цивилизации переместился в Россию. Мистическое значение «Удерживающего» перешло к христианскому царству Святой Руси, воплощаясь в русской православной Монархии. Как писал великому князю Московскому старец Псковского Елеазаровского монастыря Филофей, «Церковь Древнего Рима пала вследствие принятия Аполлинариевой ереси. Двери Церкви Второго Рима - Константинополя - рассекли агаряне. Сия же Соборная и Апостольская Церковь Нового Рима, державного Твоего Царства, своею Христианскою верою во всех концах Вселенной, во всей поднебесной паче солнца светится. И да знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православно-христианской веры сошлись в одном твоем царстве, един ты во всей поднебесной христианский Царь». В XVI-XVIII вв. духовные ценности Святой Руси приобрели значение официальной государственной идеологии. Отторжение ценностей Святой Руси, начавшееся с Петра I, деформировало общественное сознание, вызывало кровавые катаклизмы, создавая все новых и новых мучеников за ее идеи. Эти мученики были всегда - от Филиппа Митрополита до оптинских старцев, от Аввакума до славянофилов. Но после большевистского переворота мученичество стало неотъемлемой духовной принадлежностью коренных русских людей. Планомерно и организованно уничтожались русские священники и национальная интеллигенция, лучшие представители крестьянства. Идеалы Святой Руси закреплялись кровью мучеников - Русь становилась Святой вдвойне.
О. Платонов

Погорелов С. Т.


З начение педагогических идеалов в воспитании подрастающих поколений трудно переоценить. Если обратиться к господствующей сегодня парадигме личностно-ориентированного образования, то в его сущности обнаруживается представление о некоей идеальной модели личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а каковы же источники этих педагогических идеалов? Как они формируются? Обнаруживается, что исподволь нам предлагаются образы либеральных свобод, адекватного им образа жизни и средств формирования человека такого общества. Полноценный критический анализ последствий подобного воспитания еще впереди, но уже сегодня ясно, что оно ведет к разрыву с отечественной культурной традицией, с ценностями православного миропонимания.

О бращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой и должно получить свое теоретическое осмысление.

К аждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим. Это аксиома православного сознания, которая принята сознанием современного общества. Однако многие сегодня не знают и не хотят знать, что христианство, открыв в человеке личность, увидев в каждом человеке неистребимый никакими унижениями образ Божий, тем самым переменило пути человеческой истории. Христианством каждому человеку указан путь обожения, становления новым творением во Христе. Многие люди, шедшие этим путем, достигли святости и стяжали Святой Дух еще в своей земной жизни. Их героизм, духовный подвиг освещают путь другим людям и могут стать содержанием воспитания в современной школе.

С егодня, как никогда, важна просветительская деятельность среди детей и молодежи, для здорового духовного и физического развития которой необходим высокий нравственный идеал, образец, которому она может подражать. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Самое важное заключается в том, что противостоять идеологии общества потребления светские идеалы недавнего прошлого, обыденные нравственные нормы оказываются не в состоянии.

С исторической точки зрения Православие уже более тысячи лет назад и создало нашу страну - Святую Русь. Раскрывая значение представлений о «Святой Руси», мы понимаем ее как святыни русской земли, ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы и, прежде всего, как собор наших праведников, святых. По словам Д.С. Лихачева в понятии Святая Русь объединялось то, что «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно...» Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими слово Христово. Они стали на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся» - выражают сущность идеи святости.

С мысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма. Так, среди учеников преподобного Александра Свирского были и русские, и карелы, и вепсы и многие другие. Но не было между ними национальной розни.

Д ля современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили, выстоять перед «духом века сего», призванного «победить мир», - победителями стали они. Обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

К сожалению, бесценный духовно-нравственный потенциал жизнеописаний православных святых практически мало доступен современному школьнику. Церковные издания в основном носят репринтный характер и никак не адаптированы к восприятию современного человека. Среди них есть выдающие тексты, например, свт. Димитрия Ростовского. Но многие из книг дореволюционных церковных авторов достаточно заурядны и педагогически малоценны. В обилии тиражей морально устаревших житийных текстов сокровища русской святости оказываются спрятанными и трудно раскрываемыми для современного школьника.

О браз русского православного святого должен быть раскрыт растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира в силу «пенсионной» немощи. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых. Таким образам они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

Н а примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям. Показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас изначально.

К ак донести до подрастающего поколения то духовное сокровище, которым мы обладаем благодаря подвигу святых? Одним из перспективных в педагогическом делании путей здесь может служить обращение к воплощению образов святых в художественных произведениях. С помощью художественной литературы, художественных фильмов, основой которых является подвиг святых, можно успешно формировать в юной душе высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей, уважение к вере отцов - все эти добродетели можно найти в каждом житии православных святых прошлого и новопрославленных святых.

В практике советской школы был накоплен большой положительный опыт патриотического воспитания на произведениях, в которых описывались героические поступки подростков в годы Великой Отечественной войны. Книги и кинофильмы героико-патриотического содержания вызывают большой интерес в детской и подростковой среде. Их волнует образ героя, посвятившего себя служению Отчизне. Многие дети на долгие годы запоминают эти образы, стремятся подражать им в своей жизни. Сетования на то, что современные подростки подражают агрессивным образам американских боевиков, не изменят ситуацию. Необходимо противопоставить им героику духовного подвига в доступной и понятной детям форме. Простой пересказ, копирующий стиль произведений XIX века, не привлекает внимания ребенка и создает невыразительный, плоский образ Православия и его святых.

М ежду тем, жизненные перипетии православных святых, близких нам по времени - это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых современному школьнику. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба и многое другое, выпавшее на их судьбу, не сломили их духа, показали истинный источник духовной силы. Русское Православие показало свое необоримое величие именно в период государственного атеизма, в период гонений. Твердое стояние в вере дало России и всему православному миру сонм великих святых - исповедников и новомучеников Российских.

В каждой местности есть близкие примеры новомучеников. Для нас таким образцом, который и сегодня вызывает острые переживания, может служить жизнь и смерть царской семьи, подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая, будучи сброшена в шахту и обречена, оказывала помощь страдающим рядом. Педагоги не имеют права пройти мимо, не воздав должной памяти новомученикам, не раскрыв подрастающим поколениям их подвиг.

В каждой школе необходимо собирать библиотеку о житиях православных святых, как прошлого, так и настоящего. При этом важно собирать не только церковную литературу, но и художественные произведения о подвижниках духа. Приобщившись через художественный образ к их подвигу, дети и юношество смогут в последствии обратиться и к житийной литературе, так она для них наполнится личностными переживаниями и смыслами.

О бращение учащихся к образам православных святых можно осуществлять в краеведческой работе школы. Поисковая деятельность увлекает подростков, заставляет переосмыслить услышанное на уроке, глубже понять внутреннюю жизнь человека. Встречи со свидетелями гонений, многие из которых еще живы, помогают увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек - свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

С тавя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, педагог должен взять на себя труд научиться создавать своей речью такой образ, который переживается ребенком, западает ему в душу, вызывает потребность подражать. Это требование к речи педагога осуществимо при глубоком знании предмета разговора, личностном переживании учителем материала, высокой культуре речи и правильных педагогических установках. Этот большой труд необходим потому, что идеалы, заложенные в детстве и юношестве, оставляют след в сердцах детей на всю жизнь, оказывают неизгладимое влияние на формирование личности ребенка. Мы призваны сделать так, чтобы наши дети стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, самоотверженными, как святитель Лука Крымский, праведными, как Симеон Верхотурский, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий (Сахаров) и многие-многие другие святые, в земле Российской просиявшие.

О бращение к образам русских святых может оказать существенную помощь в воспитании школьника как будущего семьянина. Сегодня средства массовой информации трубят о неизбежности конфликта поколений между собой. Действительно, духовные силы современной российской семьи серьезно подорваны, но стремление жить семьей еще сохраняется, нормы семейных отношений еще не утрачены. Навязывание либеральной морали «независимости», свободы от семьи строится на очевидных подменах глобалистского проекта: унификации и сокращения рождаемости. Вместо семейных отношений, основанных на любви, предлагаются от имени государства отношения правовые, обеспечивающие молодежи жизнь в кредит, а старикам приют или хоспис. Молодые люди, восстановленные против своих близких, пытаются обрести квазисемью в неформальных объединениях, асоциальных группах, сектах, партиях и т.п.

В житиях описано немало случаев отказа святых от своих личных намерений уйти из мира в монастырь из-за семейных обязанностей. Святой преподобный Сергий Радонежский собирался в монастырскую обитель, но, вняв просьбам родителей, оставался с ними до их кончины. Святой Иоанн Златоуст, будучи единственным сыном овдовевшей матери, не посмел бросить ее, когда она не захотела благословить его на уход из мира.

О бращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. К ним относятся слова Господа: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф.5:10); «вы - соль земли» (Мф.5:13). Только на пути обретения духовного единства Россия будет способна преодолеть внутренние кризисы, ответить на все вызовы современности. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие.

З акончим словами Г.П. Федотова:

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры».



Накануне дня Всех святых, в земле Российской просиявших, хотелось бы еще раз задуматься о смысле выражения « ».

Почему из всех эпитетов к слову «Русь» подошел лишь эпитет «святая»? Почему Англия у нас старая и добрая, Германия - великая, Франция - прекрасная, Америка - свободная, а Русь - святая?

Можем ли мы сказать, что здесь имеется в виду актуальная святость русского народа? Вряд ли. Грех на Руси был всегда силен. Порой кажется, что русский народ как-то особенно склонен ко греху. Часто наши святители прославлялись кроме прочего за то, что усиленно боролись с безнравственностью и даже порочностью своей паствы, идущими от забвения церковной жизни.

К примеру, святитель Димитрий Ростовский сокрушался по поводу состояния своей паствы: «С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны. Иерейские жены и дети многие никогда не причащаются; иерейские сыновья приходят ставиться на отцовские места, мы их спрашиваем: давно ли причащались? - и они отвечают, что не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, не радящие о своем доме! Как могут радеть о Святой Церкви люди, домашних своих к Святому Причащению не приводящие?» Результат такого священнического «окормления» был печальным: «Иные уже 10 лет, иные 20 не причащаются. А иные во всю жизнь свою не знают, что то есть - причаститися Божественных Таин! Разве когда младенец был крещен, тогда и причащен». Следствием этого являлось почти полное нравственное запустение в народе: «Нравы народные были темны: бедность, суеверия, необузданность. Раздоры крестьян разных владельцев были постоянным явлением, и дрались шибко. Например, в Ростовской области крестьяне стольника Бутурлина чистили покосы. Как снег на голову являются крестьяне Дашкова “великим собранием с дубьем и с бердышами, и тех Бутурлина крестьян с товарищи убили замертво, ограбили кафтаны и шапки, и рукавицы, и топоры, и с ворот кресты, и мошны с деньгами обрали, и впредь они, крестьяне, похваляются на крестьян таким же убивством!”» (И. Посошков) .

И в другие времена на Руси можно найти подобные описания плачевного состояния народной нравственности.

В чем же тогда святость Руси? Кто-то может сказать, что она заключается в наших святых. Но православные святые были и есть в различных странах - и в языческих, и в мусульманских. И на территории Турции жило множество святых, но никому не приходит в голову применить к ней выражение «Святая Турция».

В рассказе В. Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть характерный эпизод

В рассказе Василия Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть один характерный эпизод, который может помочь в раскрытии нашей темы.

«Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.

В древние времена, - рассказывал Яков, - после обедни в Великую субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов… Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата… Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.

Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:

Смех твой - это слезы твои!

Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала».

В реакции этой женщины можно увидеть ответ на вопрос о смысле выражения «Святая Русь»: Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться. «Женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками» находилась на самом дне не только социальной, но и моральной лестницы. Тем не менее нескольких слов вразумления хватило, чтобы привести ее в сокрушение.

Русский народ всегда был как бы пропитан идеалом святости. В какую бы нравственную пропасть ни пал русский человек, он всегда реально осознавал свое падение и всегда помнил направление для возвращения к Богу.

Две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна

Здесь можно выделить две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна.

Русскому характеру свойственно . Без этого признания покаяние становится невозможным.

В рассказе одного из русских художников повествуется, как продажная женщина с возмущением отказывается позировать для картины, когда узнаёт, что живописец пишет с нее Божию Матерь.

В «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева наряду с другими рассказывается об убийце и грабителе Мишке Цыганке и упоминается, что «с полной откровенностью, совершенно искренно, он называл себя разбойником и с иронией относился к тем, которые по-модному величали себя “экспроприаторами”». Мало того, он знает, что за лихие дела ждет его страшное воздаяние в вечности: «Прощай, барин! - громко сказал Цыганок. - На том свете знакомы будем, увидишь когда, не отворачивайся. Да водицы когда испить принеси - жарко мне там будет».

Для сравнения: во Франции в конце прошлого столетия проводился социологический опрос, французам был предложен вопрос: спасетесь ли вы? 90% опрошенных ответили: какие могут быть сомненья, конечно - да.

В России такой результат невозможен даже в наши дни.

Впрочем, само по себе признание своей греховности было бы бесплодно. Но подкрепленное верой в Бога, в существование святости и стремлением к этой святости, оно способно переродить человека. И эта вера всегда жила в нашем народе. Надеемся, что не умерла она и сейчас.

Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты - основателя Оптиной Пустыни.

Вера и покаяние - вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: